Проект по развитию речи (старшая группа) на тему: Проект "Такие разные грибы". Презентация к занятию по окружающему миру (младшая группа) на тему: Грибы Проект в доу грибы старшая группа

Организация: МКДОУ детский сад «Берёзка»

Населенный пункт: Удмуртская Республика, г. Алнаши

Характеристика проекта:

Тип проекта: познавательно-игровой, творческий.

Вид проекта: семейный, групповой.

Продолжительность проекта: 3 недели (сентябрь)

Режим работы: вовремя и вне занятий.

Место проведения: МКДОУ детский сад «Берёзка», старшая группа «Ромашка»

Количество участников проекта: воспитатель Мальцева Светлана Дмитриевна, дети, родители.

Возраст детей: 5 - 6 лет.

Предмет проекта: грибы.

Актуальность проекта:

Осенью природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Сколько вкусных фруктов и овощей созревает в огородах, сколько ярких цветов расцветает в садах. Есть ещё дары, которые дарит природа, не требуя никаких усилий от человека. Это и ягоды, и грибы, и лекарственные травы. На территории Удмуртии некоторые виды грибов занесены в «Красную книгу». Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребёнка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть её красоту и понимать ценность для человека. Именно поэтому мы с ребятами и родителями решили реализовать проект «Такие разные грибы » .

Проблема :

Дети редко бывают в лесу и лесопосадках, и практически не имеют возможности видеть и наблюдать грибы в их естественной среде. Они очень мало знают о грибах Удмуртии, их роли в природе, не задумываются о том, как их надо собирать, чтобы не навредить грибнице. Представления детей о грибах стереотипны и неверны с экологической точки зрения, и сводятся к тому, что они бывают съедобными – хорошими, и ядовитыми, вредными. Как детям побороть стереотипы и получить верные представления о грибах? Как познакомить детей с грибами?

Основной целью проекта стало углубление естественнонаучных представлений и знаний детей о грибах, формирование познавательных навыков.

Для того чтобы узнать, что конкретно интересует детей, использовала метод трёх вопросов.

Проанализировав вопросы детей, я сформулировала задачи работы над проектом и составила перспективное планирование.

Задачи проекта:

Формировать представления детей о грибах, об их строении.

Закрепить умение узнавать съедобные и несъедобные грибы.

Развивать логическое мышление (составление загадок, придумывание сказок о грибах) .

Задачи педагогической деятельности:

Познакомить с разнообразием грибов Удмуртии.

Познакомить со свойствами съедобных и несъедобных грибов.

Познакомить со схемой оказания помощи при отравлении.

Формировать умение получать информацию из разных источников.

Методы:

Планируемые результаты работы с детьми.

У детей появится интерес к изучению окружающего мира, будет формироваться ценностное, ответственное отношение к сохранению родной природы, представление о том, что каждый человек, в том числе и ребёнок, может сделать для сохранения природы.

Дети познакомятся с внешним видом и строением грибов, с разнообразием грибов Удмуртии. Научаться устанавливать причинно – следственные связи между внешним видом и местом произрастания, закрепят представление о необходимости сохранения грибов на земле.

Дети научаться составлять описательный рассказ, познакомятся с произведениями, в которых встречается образ гриба. Ребята познакомятся с подвижными, пальчиковыми играми, скороговорками, загадками, стихами удмуртских поэтов, получат возможность в драматизации сказки «Под грибом».

Дети познакомятся с правилами безопасного поведения в природе и при сборе грибов.

Дети научатся изображать грибы (рисование, лепка, аппликация, коллаж). Научаться составлять схемы оказания первой помощи при отравлении.

Планируемые результаты работы с родителями.

По ФГОС, родители должны стать полноправными участниками образовательного процесса своих детей. Кроме того, не секрет, что на современном этапе необходимо поднять уровень экологического образования не только у детей, но и у родителей. Родители часто не задумываются о том, какой пример они подают детям, отдыхая на природе или просто гуляя с ребенком по улице. Вот почему я привлекла родителей к реализации этого проекта. С родителями заранее проводились беседы, где подробно рассказывала о предстоящем проекте, его цели, задачах и содержании, а также о возможной помощи при реализации проекта. Поиск сведений о выбранном их ребенком грибе, написании вместе со своим ребенком им писем и тайно от ребенка «ответов» от них, изготовление соответствующих костюмов или атрибутов, помощь ребенку в подготовке презентации выбранного гриба, и любая другая помощь - все это очень важно не только для целей экологического образования, но и для развития коммуникативных навыков детей, и для позитивного общения детей и родителей.

Удастся установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для успешного психического развития детей, создать атмосферу общности интересов.

Повысится психолого – педагогическая компетентность родителей в вопросах экологического воспитания и развития ребёнка.

У родителей сформируется активная позиция в вопросах развития и воспитания ребёнка, а также их личного участия в жизни ДОУ.

Планируемый результат работы с педагогами.

Повысится профессиональная компетентность педагогов в разработке и реализации детско – взрослых проектов.

Проект способствует интеграции усилий всех участников воспитательно – образовательного процесса.

Установится доверительные отношения педагогов с родителями.

План реализации проекта.

1-й этап – целеполагание, постановка задач, определение методов реализации, подготовительная работа с родителями, дошкольниками. Консультации с воспитанниками, первичный сбор информации, совместное составление плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Беседы с родителями, консультативная помощь, привлечение родителей к участию в подготовке, проведение мероприятий.

2-й этап – практический. Выполнение основных мероприятий проекта.

3-й этап – заключительный. Обобщение результатов проведённой работы, их анализ, формулировка выводов. Презентация семейных творческих работ, семейных исследовательских работ.

Мероприятия с педагогами:

  1. Консультация на тему «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».
  2. Обсуждение плана реализации проекта.
  3. Разработка положения о творческом конкурсе – презентации «Грибы – такие разные».
  4. Консультация на тему «Работа с родителями в рамках реализации детско – взрослых проектов».
  5. Подготовка и проведение развлечения «Царство грибов».

Мероприятия с родителями:

  1. Оформление информационного стенда «Формирование экологического представлений в дошкольном возрасте».
  2. Консультирование родителей по вопросам оформления семейных проектов.
  3. Составление альбома «Грибы».
  4. Проведение конкурса «Грибы – такие разные».

Мероприятия с детьми.

Тематические беседы «Такие разные грибы», «Кому полезны грибы», «Правила поведения в лесу», «Какие бывают грибы».

Цели: Знакомство с грибами Удмуртии, об их строении, внешнем виде, о месте произрастании, многообразии видов грибов. Развитие связной речи. Воспитание бережного отношения ко всему живому.

Основная идея. Грибы – часть природы, они нужны в природе. Люди, не зная правила сбора грибов, вырубая леса, лишают их произрастания.

  1. Чтение художественных произведений, сказок, пословиц, поговорок, загадок о грибах.

Цели: ознакомление с произведениями в которых встречается образ гриба. Развитие образного мышления, способности к театральной импровизации. Воспитание интереса к изучению окружающего мира. (Сценарий сказки "Под грибом" по В. Сутееву. Приложение 1 .). (А.Н. Толстого «Сорочьи сказки. Грибы.», В. Шульжика «По грибы старик собрался…», Т. Николаева «Замечательный зонтик», А.Барто «Грибной поезд», Н. Ермалаева «Мы грибники», В. Ившин «Губи», «Губи салам», Н. Лопатина «Гудырипузъёс», А. Ельцов «Зоргуби», А. Клабуков «Губи базар».)

  1. Разучивание песен и танцев о грибах.

Цели: знакомство с музыкальными произведениями, в которых встречается образ гриба. Развитие способности к творческому самовыражению в песне, танце. Воспитание интереса к музыкальному творчеству, изучению культурного наследия. («Хоровод грибов» сл. Л. Чадовой, муз. Н. Лукониной; «По грибы» муз. и сл. Г. Крайновой; танец «Грибочки»).

  1. Пальчиковые, подвижные игры, в которых присутствует образ гриба.

Цели: закрепление представлений о внешнем виде и о месте произрастания грибов. Развитие ловкости, быстроты реакции, мелкой моторики рук. Воспитании привычки к подвижному образу жизни. (Пальчиковые игры «Пять грибов», «Дети в лес грибной пошли...», «Этот пальчик в лес пошел», «Я корзину в лес беру», подвижная игр «Грибок в кузовок» , малоподвижная игра «Вырос гриб». Приложение 2.

  1. Работа со справочной литературой, энциклопедиями.

Цели: закрепление представлений о внешнем виде и о месте произрастания грибов. Развитие навыка поиска информации, умения работать с источниками информации. Воспитание интереса к изучению окружающего мира. Рассматривание энциклопедии «Грибное царство» Сергея Шустова, « Съедобные и ядовитые грибы Удмуртии».

  1. Изобразительное искусство.

Познакомились с разными видами грибов. Познакомились с картинами, выполненными в различной технике, в том числе нетрадиционными материалами, на которых изображены грибы.

Цель: Научить изображать грибы разными способами, учить работать с бумагой в технике оригами, расширять представления детей о явлениях природы осенью, развивать творческий подход детей к своей работе, воспитывать бережное отношение к природе. Лепка « Грибная полянка» , аппликация «Белый гриб», рисование «Грибы», «Мухомор», «В лесу много грибов».

  1. Подведение итогов. Презентация семейных творческих работ, семейных исследовательских работ.

Цели: закрепление представлений о внешнем виде, о месте произрастания и многообразии видов грибов. Развитие образного мышления. Воспитание интереса к совместному творчеству со взрослыми, к организации совместного труда. Исследовательская работа «Выращивание хлебного гриба - плесень» Ермаковой Маши и мамы Ермаковой Оксаны Ивановны, презентация творческих работ «Как мы грибы собирали», «Грибы нашего леса», «Вот такой гриб» и т.д.

7 . Словесные дидактические игры.

Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы». (Познакомить с названиями грибов, их внешними признаками, строением, обобщающим словом «Грибы». Учить согласовывать числительные с существительными, образовывать прилагательные от глаголов; закрепить употребление предлогов. «Доскажи словечко», «Исправь ошибку», «Продолжи рассказ», «Съедобные, несъедобные».

  1. Развлечение «Царство грибов».

Цели: закрепление представлений о внешнем виде, о месте произрастания и многообразии видов грибов. Закрепление представления о произведениях литературы, в том числе и удмуртских писателей, музыкальных произведениях, в которых встречается образ гриба. Развитие связной речи, эмоциональной выразительности. Развитие ловкости, быстроты реакции. Воспитание командного духа, умение действовать сообща. Воспитание интереса к окружающему миру, ответственного отношения к сохранению природы.

Ход развлечения.

Дети входят в зал под музыку. Звучит аудиозапись «Пение лесных птиц». На центральной стене изображён лес. На пенёчке сидит Нюлэсмурт.

Ведущий. Посмотрите, ребята, куда мы с вами попали? (В лес.) Посмотрите как здесь красиво. Ой, а это кто такой сидит? (Хозяин леса – Нюлесмурт.)

Нюлэсмурт (просыпается). Это кто меня разбудил? Кто в мой лес пришёл?

Ведущая. Вы узнали, ребята, кто это? Какой национальности герой? (Дети отвечают.) Правильно, это удмуртский герой – Нюлэсмурт. Он охраняет свои владения и лесные богатства.

Здравствуй, Нюлэсмурт. Зеч бур, Нюлэсмурт. Мы пришли посмотреть лесные богатства.

Нюлэсмурт. Умоесь, пиналъёс. Знаете ли вы правила поведения в лесу?

Дети отвечают.

Нюлэсмурт. Урожай в лесу поспел,

Все берут корзинки.

Что же будут собирать на лесных тропинках?

Что же будут собирать,

Вам придётся угадать!

И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят!

Что же это?

Дети. Грибы.

1 ребёнок . В. Шульжика «По грибы старик собрался…»

По грибы старик собрался,

А в грибах не разбирался.

Не запутаться дабы –

Взял он книжку про грибы.

Старичок сидел под ёлкой,

По строке водил рукой,

А вокруг шептали волки:

«Ишь ты, грамотный какой!»

2 ребёнок . Под раскидистой сосной

Отыскала белка

Непонятный гриб лесной.

Гриб, не гриб – тарелка!

Больно странен он на вид,

Говорят ей звери.

Может быть он ядовит?

Надо бы проверить.

Но смеется им в ответ

Белочка лесная.

В нем ни капли яда нет,

Этот гриб я знаю.

А вода в нем, ну и пусть,

Даже пить удобно.

Этот гриб зовется груздь.

Он вполне съедобный!

В. Кожевников

3 ребёнок. Сел мышонок на масленок,

А масленок - липкий гриб,

Вот мышонок и прилип.

Ай-ай-ай, ай-ай-ай!

Мама, мама, выручай!

А. Лаптев

4 ребёнок . «Кытын таче губиос?» -

Шуо куд – ог пиналъёс.

«Лысъёс улысь утчалэ,

Губи отчы ватскылэ». (И. Гаврилов)

5 ребёнок. Коньыгуби, нингуби

Уно бичам пичи пи.

«Эшъёс, туж шулдыр инты,

Ожыт шутэтском татын». (И.Гаврилов)

Ведущая. В руки возьмём по корзинке,

В лес за грибами пойдём.

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним грибком!

Исполняется песня «По грибы» муз. и сл. Г. Крайновой

Нюлэсмурт. Посмотрите – ка, ребята,

Тут опята, тут маслята…

А вот это на полянке

Ядовитые поганки!

Кто знает, как они называются? (Дети отвечают.)
Мухомор: - Апчхи, апчхи!

Ведущий. Будь здоров, Нюлэсмурт.

Нюлэсмурт. И вы, будьте здоровы. (Смотрят друг на друга.)

Выходит, грустный Мухомор.

Мухомор. – Здравствуйте ребята, вы узнали меня? Самый большой и красивый гриб в этом лесу – это Я. И пришел с вами познакомиться.

Прекрасный Мухомор

Посмотри – ка на меня

Я красавец хоть куда!

Забирай меня в лукошко

Ох и вкусен я с картошкой!

Ведущая. Подожди, подожди, Мухомор хвастаться! Может ты и самый красивый, но зато не очень полезный.

Мухомор. Как это не самый полезный?

Я – самый красивый – это раз!

Самый полезный – это два.

И самый вкусный это три!

Правда, ребята?

Дети. Нет!

Ведущий. – А почему?

Мухомор. Ну, вот опять меня все обижают (плачет.) Вредным ядовитым называют. Со мной никто не хочет дружить и мне очень грустно.

Ведущий. Не грусти в корзинку мы тебя не возьмем, а потанцевать с тобой мы можем. Сейчас мы всех мальчиков превратим в твоих друзей мухоморчиков, и они с тобой потанцуют. Хочешь?

Мухомор. Очень хочу,

Танец «Мухомор и мухоморчики».

Ведущая. - Уважаемый Мухомор мы с ребятами знаем, что в лесу растут ядовитые грибы . Ребята, назовите их.

Дети. Бледная поганка, ложные опята, мухомор.

Нюлэсмурт. А еще есть и другие грибы, которые можно собирать в корзинки и уносить их домой, чтобы приготовить разную еду. Как такие грибы называются?

Дети. Съедобные.

Проводится игра «Грибники» (авт. О. Е. Громова)

Цель: развивать ловкость, и быстроту движения.

Оборудование: Муляжи грибов (10-15 штук, корзинки или ведерки по количеству детей.)

Ход игры: Каждому играющему дается в руки ведерко. Муляжи грибов раскладываются по игровой площадке. По сигналу дети начинают собирать грибы в свое ведерко. Победит тот, кто собрал больше всего грибов.

А давайте посчитаем, сколько собрали съедобных грибов?

У кого больше? Сколько всего собрали дети?

Мухомор. Пора мне возвращаться на свою полянку. До свидания, ребята!

Ведущая. Сбор грибов – занятие увлекательное, но таит в себе опасность. Много людей каждый год попадают в больницы из-за отравлений грибами. Поэтому давайте еще раз хорошо запомним ядовитые грибы и оставим их в лесу, пусть ими питаются насекомые и звери.

Нюлэсмурт. Ну – ка, сяду на пенёчек,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки.

Кто смышлёней? Погляжу. (Достаёт из короба по одному листику с загадкой.)

Ведущая. Ребята, будьте внимательны, Нюлэсмурт будет задавать загадки и на удмуртском языке.

Нюлэсмурт.

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются... (опята)

Пипу улын вордиськи,

Зок пыдо шонертиськи,

Горд изьыен шонтиськи. (Пипугуби.)

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются... (лисички)

Кыче губи ассэ ялан шуэ:

«Мон – коньылэн, мон - коньылэн»?

(Коньыгуби.)

Догадайтесь-ка, ребята:

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.

Как зовут его? (Волнушка)

Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это - белый... (боровик)

Нюлэсмурт. Вот ребятки так ребятки!

Отгадали все загадки!

Ведущая. - Нюлэсмурт, а еще мы знаем песенку про грибы и сейчас мы тебе ее споем.

Исполяется песня «Хоровод грибов» сл. Л. Чадовой, муз. Н. Лукониной.

Входит гриб Боровик. Он заносит большую, полную шишек корзину.

Боровик. Наконец – то я пришёл,

Путь - дороженьку нашёл!

Я – гриб Боровик!

Я к порядку привык.

Но люблю и порезвиться,

Поиграть, повеселиться!

А вы, ребята, веселиться любите? А играть?

Проводиться игра «Собери шишки». Дети делятся на две команды (команда девочек и мальчиков). Шишки рассыпаются, и дети по команде Боровика собирают в разные корзины. Одна корзина стоит возле Нюлэсмурта – девочки, а другая возле Боровика – мальчики.

Боровик. Ай да молодцы, ребята! Как грибы дружно собирали, ни одной не осталось! Вот эти чудесные шишечки я оставлю вам в подарок! Самые крупные, отборные! Ух, объедение!

Ведущая. Погоди, погоди дорогой Боровик! Ведь у нас тут не белочки, а у нас тут мальчики и девочки. (Показывает на ребят.) Мы шишки не едим!

Боровик. А что же вы едите? Что любите?

Дети отвечают. (Груши, яблоки.)

Боровик. Что же мне делать? У меня с собой яблок – то нет. Одни только шишки! Видно без волшебства тут не обойтись! Ой, а кто же волшебником будет?

Нюлэсмурт. Да уж, видно, мне придётся! А вы, ребята мне помогать будете! Согласны? Ну тогда все закрывайте глазки… А ты, Боровик, смотри, чтобы никто не подглядывал, а то волшебство не получится!

(Звучит таинственная музыка. Дети сидят с закрытыми глазами. А взрослые меняют корзину с шишками на такую же корзину с яблоками. В это время Нюлэсмурт произносит волшебные слова.)

Нюлэсмурт. Превращайтесь, шишки,

Еловые, сосновые,

В яблоки душистые,

Сочные, медовые!

Ну вот и всё готово! Можно глазки открывать!

Ведущая. Ай да Нюлэсмурт! Ай да молодец! Ну что, Боровик, давай ребятам гостинцы раздавать!

Нюлэсмурт. Славно мы повеселились,

Поиграли, порезвились!

А теперь пришла пора

Расставаться, детвора!

Ведущая. Ребята, скажем Нюлэсмурту спасибо. Тау, тыныд Нюлэсмурт.

Нюлэсмурт. Ребята, берегите природу и приходите ко мне ещё. Зеч луэ!

(Дети под музыку уходят из зала.)

Литература

  1. Барто А.Л. Стихи детям. – М.: ООО «Омега - пресс», 2008.
  2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа (от 5 до 6 лет)/ авт. – сост. Н.В. Лобина. – Волгоград: Учитель, 2016.
  3. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
  4. Шустов С.Б. Грибное Царство. Серия «Иллюстрированная энциклопедия о природе России». – Нижний Новгород: ООО «Издательство «Доброе слово», 2012.
  5. Липатникова Т.Н. Праздник начинается. – Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2001.
  6. Юри – пери, толпери…Люказ но радъяз Долганова Л.Н. – Ижевск: Удмуртия, 2013.
  7. Котырысь улон но мон: Покчи нылпиосы хрестоматия/ Дасяз Анисимова В.А. – Ижевск6 Удмуртия, 2003.
  8. Ермолаева Н.Г. Нати, Пави но мон: Семьяын лыдзон книга: Веросъёс. – Ижевск: Удмуртия, 2013.
  9. Лыс улын горд изьы: Удмурт калык мадиськонъёс. Семьяын лыдзон книга/ Люказ В.Н.Ившин. – Ижевск: Удмуртия, 2013.

10. Покчи эше: 1 – 2-ти классъёсын ватсаса лыдзон книга/ Дасязы М.П. Лавреньтева, Е.Н. Дмитриева, В.Н.Ившин. – 3-ти изд – Ижевск: Удмуртия, 2006.

11. Съедобные и ядовитые грибы Удмуртии
: Справочник / В. А. Тычинин, В. М. Марков, С. К. Куликова
Ижевск: Удмуртия 1988.

12. Грибы // Удмуртская Республика: энциклопедия. Ижевск, 2000.

Приложение 1.

Сценарий сказки "Под грибом" (по В. Сутееву.)

Действующие лица: рассказчик, Гриб, Муравей, Бабочка, Мышонок, Воробей, Заяц, Лиса, Лягушонок, Дождик, Солнышко.

Оформление сцены, атрибуты:

Лесная полянка ранней осенью, охапка хвороста.

Рассказчик: Вот так чудо-чудеса:

Пожелтели все леса!

Снова осень настает.

Часто дождик слезы льет.

(звучит запись шума дождя, выходит Гриб, радуется дождику, импровизированный танец. Приседает на корточки. Музыка по выбору)

Рассказчик: На полянке у берез

Маленький грибочек рос.

Шляпка, словно зонтик.

И любил он дождик.

Вот бедняжка Муравей

От дождя бежит скорей

(выбегает Муравей с охапкой хвороста, поет на мелодию рус. нар. песни «Ах, вы, сени»):

Муравей: Я собрал травинок кучу,

Но накрыла меня туча!

Чтоб не подхватить мне грипп, спрячь меня, голубчик Гриб.

Гриб: Ладно, ладно, Муравей,

Забирайся поскорей!

Так и быть, уж я тебя

Спрячу, скрою от дождя.

(Муравей садится под грибок)

Рассказчик: Не успел залезть под гриб,

Смотрит-бабочка бежит.

(Шум дождя. Согнувшись бредет Бабочка, поет свою песенку)

Бабочка: На лужайке я под солнышком летала,

Но гроза меня нечаянно застала.

Муравей, ты под грибок меня пусти,

Чтоб от дождика мне крылышки спасти!

Муравей: Прячься, Бабочка, скорей!

Вместе будет веселей!

(Бабочка прячется под гриб, поют песенку):

Рассказчик: Только встали под грибом-

Вдруг Мышонок к ним бегом.

(Вбегает Мышонок, поет на мелодию русской нар. песни «Коровушка)

Мышонок: Ой, возьмите меня, звери, под грибок!

Я под дождиком до ниточки промок!

Простудился и охрип. Может, пустите под гриб?

Где же место раздобыть?

Что-то стало тесновато.

Что-то места маловато.

(Вокруг гриба пробегает ребенок- Дождик. Грибок «подрастает»: встает на колени).

Муравей: Надо будет потесниться,

Чтобы всем нам поместиться.

(Мышонок прячется под гриб. Звери поют):

Весело, весело под грибком стоять.

Весело, весело дождь пережидать.

Рассказчик: Только дождик льет и льет…

Кто под дождиком бредет?

Мимо маленьких друзей

Скачет, плачет воробей.

(Ссутулившись идет воробей и поет на мотив польки Рахманинова):

Воробей: Весь, от клюва и до лап,

Я промок и так ослаб…

Потеснитесь, вас прошу!

Я лишь крылья обсушу.

Гриб: Что же делать? Как же быть?

Где же место раздобыть?

Что-то стало тесновато,

Что-то места маловато…

(Вокруг Гриба пробегает ребенок- Дождик. Гриб «подрастает»: встает на ноги).

Бабочка: Надо будет потесниться,

Чтобы всем нам поместиться.

(Воробей прячется под гриб, звери поют):

Весело, весело под грибком стоять,

Весело, весело дождь пережидать.

Рассказчик: В тесноте да не в обиде!

Вдруг опять зверята видят:

Зайчик мокрый к ним бежит,

Хвостик маленький дрожит.

(Шум дождя, бежит Зайчик. На заднем плане мелькает Лиса).

Зайчик: От лисы я убегаю!

Спрятаться куда-не знаю!

Пропадет мой серый хвостик!

Может, пустите к вам в гости?

Гриб: Что же делать? Как же быть?

Где же место раздобыть?

Что-то стало тесновато,

Что-то места маловато…

(Вокруг Гриба пробегает ребенок-Дождик, Гриб «подрастает»: встает на ступеньку)

Мышонок: Надо будет потесниться,

Чтобы всем нам поместиться.

(Зайчик прячется под гриб).

Рассказчик: Поместился весь народ.

Вдруг Лисица к ним идет.

(Лиса ходит по поляне, принюхивается, подходит к грибу. Музыка Чайковского «Китайский танец чай»).

Лиса: Ах, кого я вижу!

Подойду поближе! (заходит с другой стороны)

Очень интересно!

А вам тут не тесно?

Звери вместе: Нет!

Лиса: Заяц должен быть у вас!

Выдать зайца сей же час! (принюхивается)

Здесь он! Это точно знаю!

Всех сейчас перекусаю!

(Звери плотнее смыкаются вокруг Зайца)

Воробей: Зайчик с нами, он наш друг!

Не возьмешь нас на испуг!

(Лиса меняет интонацию):

Лиса: Ладно, ладно! Ну, простите,

Под грибок меня пустите!

(пытается пробраться под гриб, Муравей «кусает» ее за хвост. Лиса кричит)

Мышонок: Ну-ка, хитрая лиса,

Уходи к себе в леса!

Не пускают под грибок

Тех, кто жаден и жесток!

Звери вместе: Уходи прочь!

(Лиса убегает).

Рассказчик: Тут и дождь грибной прошел,

Солнце в небе засияло.

И тепло, и хорошо

На лесной полянке стало.

(Выходит ребенок-Солнышко, поет песенку о солнышке по выбору муз. руководителя. В данном варианте песня из ж. «Муз. Рук. №6, 2010, стр.46, 3-й купл):

Солнышко: Осень- непогодушка, кружит листопад.

Вот и лето кончилось, не вернуть назад.

Снова вышло солнышко, кончились дожди.

Все у нас хорошее будет впереди.

Бабочка: Посмотрите, нет дождя!

Выходите все, друзья!

(Звери выходят из-под гриба)

Муравей: Как же места всем хватило?

Одному ведь тесно было!

Рассказчик: Лягушонок прискакал,

Очень важно квакать стал:

Лягушонок: Квак вы не сообразите:

Гриб-то вырос, посмотрите!

И, ква-нечно, не забыть бы

Вам Грибку сказать «спасибо»!

Звери вместе: Спасибо!

Зайчик: Будем мы теперь дружить!

Воробей: Вместе дружно станем жить!

Бабочка: Кто друг другу помогает,

Мышонок: Тому тесно не бывает!

Приложение 2.

Подвижные игры.

Малоподвижная игра «Вырос гриб».

Дети строятся в круг, выполняют упражнение под речевое сопровождение; ходьба по кругу.

Меж еловых мягких лап

Дождик кап, кап, кап! (Щелкают пальцами обеих рук)

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох! (Трут ладошки друг о друга)

Где листок к листку прилип (приседают на корточки, медленно поднимаются)

Вырос гриб, гриб, гриб! (Встают на носки, руки вверх.)

Кто нашел его, друзья?

«Грибок в кузовок».

Дети делятся на две равные подгруппы. Она подгруппа – «грибы» (маски- шапочки), вторая- «корзинки» (в масках- шапочках). По сигналу педагога «Грибок в кузовок!» дети разбегаются по всему залу. Корзинки собирают грибы. Затем игра повторяется, и дети меняются ролями.

«Найди свой гриб»

В разных местах зала рядом стоят дети в шапочках грибов. Остальные дети встают группами вокруг каждого «грибочка» и берутся за руки, образуя кружки.
На спокойную музыку дети водят хоровод вокруг «грибочков». С окончанием музыки все дети разбегаются по залу. Когда музыка заиграет вновь «грибочки» останавливаются, а дети ищут свой грибок. Чей кружок соберется быстрее?

«Грибы в корзинку».

Два «грибника» на одной стороне поля (зала), а 6 -7 грибов муляжей (или картинок) на другой стороне зала. По команде грибники бегут за грибами, берут один съедобный гриб и бегом возвращаются к корзинке. Кто быстрее соберет грибы и не возьмет ядовитый, тот победил.

Евгения Камынина

Актуальность проекта:

В сентябре в лесах настала грибная пора. Поскольку территория нашего детского сада находится вблизи естественной лесополосы, педагоги с детьми могут наблюдать за лесными растениями, в том числе и грибами. В группе и на прогулке дети постоянно задавали мне вопросы о внешнем виде грибов, о их разнообразии, уточняли названия, рассматривали строение грибов, делали зарисовки, проводили опыты, рассуждали о грибах, читали художественные произведения на данную тему.

Высокий интерес детей к грибам, как объектам природы, явился причиной для создания образовательного экологического проекта «Грибочки в лесочке».

Цель проекта:

Формировать у дошкольников представление о съедобных и не съедобных грибах о их разнообразии и строении.

Задачи:

Научить детей распознавать съедобные и несъедобные грибы

Познакомить их со строением гриба

Расширить активный словарный запас

Рассказать детям о роли грибов в природе и в жизни человека

Формировать бережное отношение детей к природным объектам


Основные мероприятия проекта:

«Путешествие по лесу» - целевая прогулка

«Из чего же, из чего же, из чего же…» - практико-исследовательская деятельность

«Грибная полянка» – создание макет лесной полянки

«Грибочки в лесочке» – творческая выставка детских рисунков

«Под грибом» – театрализованный спектакль по сказке В. Г. Сутеева

1."Путешествие по лесу"

Формирование первоначальных представлений у детей об условиях естественного произрастания грибов.

Показать детям красоту и богатство осеннего леса

Научить различать съедобные и несъедобные грибы

Воспитать бережное отношение к природе, ее обитателям

2.«Из чего же, из чего же, из чего же…»

Формировать основы исследовательской деятельности

Познакомить с разнообразием видов грибов

Изучить строение и свойства грибов


3.«Грибная полянка»

Формирование основ моделирования методом продуктивной деятельности

Закреплять практические навыки с различными материалами

Развивать пространственно- образное мышление

Воспитывать художественно – эстетический вкус

Привлечь родителей к созданию макета


4.«Грибочки в лесочке»

Создание условий к развитию художественного потенциала

Воспроизводить разные виды грибов

Совершенствовать навыки работы карандашом

Формировать основы художественно – эстетического вкуса


5.«Под грибом»

Приобщение детей к театральной культуре

Организация совместной творческой деятельности детей и педагогов

Создать условия для творческой самореализации каждого участника спектакля

Укреплять навыки социального общения

Итоги проекта:

Дети узнали, что есть съедобные и несъедобные грибы и как их различить

Познакомились со строением грибов, что их можно различать по цвету, составу.

На примере моделирование «грибной полянки» увидели о разнообразии грибов

Дети в процессе всего проекта расширили свой словарный запас

Дети были приобщены к природе и у них сформировалось бережное отношение к ней.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Грибы Презентация для детей 1-й мл. группы ГБДОУ №9 Красногвардейского р-на г. Санкт-Петербург Май 2014г

В лесу Сто грибов в лесу найдем, Обойдем полянку. В кузовок мы не возьмем Бледную поганку. Мы обшарим все дубы, Елки и осинки И хорошие грибы Соберем в корзинки.

Летом он в лесу растет, Сам в корзинку не идет. Ему нужно поклониться, Ножку срезать, не лениться, Шляпку снимет он тогда, Из него вкусна еда. Что под шляпкой растет, Сам в корзинку не идет? (Гриб)

Боровик По дорожке шли – Боровик нашли. Боровик боровой В мох укрылся с головой. Мы его пройти могли, Хорошо, что тихо шли.

Подберёзовик, Подберёзовик, Ловко спрятался Под берёзою. Да не прячься ты Так старательно – Я найду тебя Обязательно.

Не спорю - не белый, Я братцы, попроще. Расту я обычно В березовой роще. (подберезовик)

Под осинкой у ворот Подосиновик растёт. И горит, горит огнём Шапка красная на нём! Е. Груданов

Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых. Меня увидишь за версту_- Зовусь я - … (подосиновик)

Почему назвали Этот гриб лисичкой? Может быть, он хитрый, Как лиса-сестричка? И от грибников он Смело удирает, Путает следы он, По лесу петляет. Нет, нет, нет, конечно, Ног у гриба нету! Просто все лисички - Рыженького цвета.

Под опавшие листочки Дружно спрятались грибочки. Очень хитрые сестрички Это желтые… (лисички)

На полянке, возле речки, Кто-то разбросал колечки, Розовые с бахромой Что за гриб такой чудной? Этот гриб зовут волнушка. Раз волнушка, два волнушка, Раз, два, три, четыре, шесть Нам их всех не перечесть! Н. Чупрова

Растут на опушке волнисты подружки (волнушка)

Над поляной дождь промчался, К сыроежке В плен попался... И летят букашки в спешке За водою к сыроежке.

Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали приметных. Собирай, не мешкай! Это... (Сыроежки)

ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ!!!

Возле леса на опушке, Украшая темный бор, Вырос пестрый, как Петрушка, Ядовитый мухомор.

Какой же он хороший! И шапочка в горошек! Растёт повсюду он в лесу. Домой его не принесу! Ведь на расправу очень скор, Гриб ядовитый - ... (Мухомор)

Ах, поганка-любочка! Встала у дорожки. Кружевная юбочка На прелестной ножке! Шляпка - загляденье, И самой-то нравится! В полном восхищении Шепчет груздь: «Красавица!»

Скромный, тоненький и бледный... Этот гриб, представьте, вредный. Попадёт грибочек в суп –Вас в больницу увезут. Потому что ядовитый, И на всех вокруг сердитый. Мы оставим на полянке Эту вредную … (поганку)

А вот что можно сделать из грибов…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...

Учебно- методическое пособие"- По грибы старик собрался, а в грибах не разбирался"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6680968","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","style":"width: 300px; height: 188px;","width":"480"}}]][[{"type":"media",...


Должность: воспитатель 1 категории
Учебное заведение: Детский сад с. Заплавное
Населённый пункт: Самарская обл., Борский район, с. Заплавное
Наименование материала: Познавательно–игровой проект для детей старшей группы
Тема: Мини–проект « Грибное царство»
Дата публикации: 06.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного

учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы с. Заплавное

муниципального района Борский Самарской области

(Детский сад с. Заплавное)

Мини-проект « Грибное царство»

старшая группа

Проект разработала и реализовала:

Санникова Екатерина Михайловна

Характеристика проекта:

Тип проекта: познавательно-игровой;

Продолжительность проекта: краткосрочный (неделя)

Предмет проекта: грибы.

Актуальность проекта:

Наступила осенняя пора и в наших лесах выросло много грибов. Многие

дети вместе с родителями ездили в лес за грибами. А в группе делились

впечатлениями о сборе грибов. Мы заметили, что дети, как правило,

использовали в речи обобщение: «грибы», и при этом не уточняли, какие

именно и как собирали. Поэтому возникла необходимость дать детям более

глубокие и широкие знания о грибах. Было решено целенаправленно

заниматься этой темой.

Основной целью проекта стало углубление естественнонаучных

представлений и знаний детей о грибах, формирование познавательных

навыков. Проанализировав рассказы и вопросы детей, мы сформулировали

задачи работы над проектом и составили план.

Задачи развития реб

Формировать представления детей о грибах, об их строении, функциях

и назначении частей, об их месте в лесном сообществе;

Развивать логическое мышление (по названию гриба определять место

его произрастания)

Задачи педагогической деятельности:

Познакомить с разнообразием грибов;

Познакомить со свойствами съедобных и несъедобных грибов;

Формировать умение получать информацию из разных источников.

Ожидаемый результат:

Получение информации из различных источников;

Продукты детской деятельности: лепка, аппликация, выкладывание

грибов из счетных палочек,

Составление схемы заготовок грибов;

Выставка детского творчества «Грибная поляна»

Деятельность по реализации проекта.

Совместная деятельность

Самостоятельная

деятельность

понедель

Те мат и ч е с ка я

э к с к у р с и я

«Осенние прогулки по грибы»

П о з н а к о м и т ь

съедобными

несъедобными

Прогулка, наблюдение в природе

изменений, умение различать

грибы. Беседа о бережном

отношении к природе.

Рассматривание

найденных

Подвижная

«листопад»

Лепка «Грибочки»

Цель: Закрепить знания о

ядовитых грибах.

Игра - подбор на

воображение ― Назови

рыжего братца к рыжему

Самостоятельная

лепка грибов по

желанию детей.

Цель: Выявить и обогатить

знания о съедобных и

Разучивание физминутки

«Мы в лесок пойдем»

Изготовление корзинок для

Вырезание

силуэтов грибов

Рисование «Гриочек-грибок»

Цель: Учить детей передавать

в рисунке характерные

признаки и формы грибочков.

Беседа о способах

обработки

приготовления

грибов для употребления в пищу.

Раскраска силуэтов

Природный мир – «Грибы –

особое царство природы»

Цель: Вспомнить и закрепить

Музыкальное развитие –

разучивание песен о

грибах, частушек, танца с

Результат:

процессе

проявляли

активный

познавательный

узнали много нового о грибах, получая информацию и у родственников, и в

книгах, и на прогулке. Яркий пример: на прогулке девочки заметили на

участке возле кустов семейку грибов. Они отметили, что это не поганки.

Показали всем детям. Спросили у воспитателя, что это за гриб. Выяснив, что

шампиньоны,

сметаной,

заинтересовались. В группе нашли этот гриб в энциклопедии и зарисовали

С особой тщательностью дети и родители готовились к выставке «Грибная

поляна». Дети с удовольствием рассказывали как они с мамой и папой

подбирали материал для изготовления, обсуждали, какой гриб будут делать,

договаривались, кто будет красить, приклеивать, вырезать и т.д.

Общая характеристика грибов насчитывают около ста тысячи различных видов, но многих из них не возможно увидеть невооруженным глазом. Грибы – удивительные создания, ведь их нельзя назвать ни растениями, ни животными. Они образуют особое самостоятельное царство и занимают промежуточное положение между животными и растениями. Изучают грибы микологи. Они–то и установили, что наиважнейшими признаками грибов является то, что свойственно по отдельности животному и растительному царствам. Грибы растут по всюду, но чаще всего на земле, лесной подстилке, на гниющей или живой древесине. Реже они встречаются на мусорной или навозной кучах и на месте пожарищ.


Общая характеристика грибов Грибы - это обширная группа организмов. Tо, что мы собираем и называем грибом - лишь карпофор, баз идиома или плодовое тело. Сама же рабочая часть гриба, его вегетативное тело - мицелий или грибница, скрыта внутри субстрата, в почве, древесине или подстилке, и состоит из тончайших переплетенных нитей, гифов, которые и выполняют свои основные функции. Плодовые тела недолговечны. Они живут пять - десять суток, а грибница съедобных и ядовитых грибов существует несколько десятков и даже сотен лет. Она хорошо переносит сильные морозы и засуху. При этом грибница прекращает рост и развитие, как бы замирает. С наступлением благоприятных условий она снова начинает пробуждаться и разрастаться во все стороны. Развиваясь, грибница выделяет особые вещества - ферменты, под действием которых происходит разложение субстрата. Когда поверхность грибницы сильно увеличивается, она становится способной поглощать больше питательных


Условия произрастания грибов. Для роста грибов нужна соответствующая температура и влажность. Наблюдения показывает, что гриб хорошо растет при безветренной тихой погоде, свет для них не так важен. Тело грибов или грибниц, находясь в почве или в другой питательной среде, разрастается во всех направлениях. Продолжительность жизни грибов различна от одного года до нескольких десятилетий.






Рыжик Рыжики объединяют в группу видов пластинчатых грибов из рода млечник.. На территории России встречаются в лесистой местности – в европейской части, на Урале, Дальнем Востоке, в Сибири. Рыжики произрастают с июля по октябрь исключительно в хвойных лесах, образованных преимущественно елями и соснами. С этими хвойными деревьями образуют микоризу. Все рыжики являются ценными съедобными грибами. Строение. Окраска плодовых тел рыжиков обычно варьирует от розово- желтой или синевато-зеленой (в еловых лесах) до оранжево-красной (в сосновых борах). В плодовом теле различают шляпку и ножку. Диаметр шляпки составляет от 3 до 10 см. У молодых грибов она имеет плоско-выпуклую форму с подвернутым краем, по мере старения плодового тела шляпка становится воронковидной с прямым краем. От воронковидной ямки в центре шляпки к периферии отходят концентрические темные круги, выраженные в разной степени у разных видов. На нижней поверхности шляпки имеются узкие выемчатые, приросшие пластинки ярко-желтого или оранжевого цвета. При касании их легко повреждаются и приобретают зеленоватый оттенок. Ножка рыжика составляет в длину 5-6 см, в толщину 1-2 см, имеет такую же окраску, как и шляпка. Ножка цилиндрической формы, у молодых грибов плотная, со временем становится полой внутри, потому легко ломается при надавливании, а также приобретает при прикосновении зеленоватый оттенок. При повреждении плодового тела рыжика характерно выделение млечного сока, имеющего окраску различных оттенков красного цвета. Мякоть оранжевого цвета, как и покровы плодового тела, на разрезе зеленеет. Размножаются рыжики спорами.грибов млечник


Подосиновик красный Шляпка диаметром 415 (редко до 30) см, вначале полушаровидная с плотно прижатым к ножке краем, затем подушковидной-выпуклой формы, легко отделяется от ножки. Кожица красная, оранжевая или буровато-красная, гладкая или со слабой бархатистостью, не снимается. Мякоть мясистая, плотная, в шляпке упругая, с возрастом становится мягкой, в ножке продольно- волокнистая. Цвет на разрезе белый, в нижней части ножки синеватый, быстро синеет, затем чернеет. Вкус и запах не выражены. Цвет шляпки зависит от условий произрастания: в тополёвых лесах она с серым оттенком, в чистых осинниках тёмно-красная, в смешанных оранжевая или жёлто-красная. Экология и распространение Установлено, что в отличие от большинства представителей рода, подосиновик красный не имеет узкого предпочтения в выборе микоризного партнёра, а вступает в симбиоз с многими лиственными деревьями, но не с хвойными. Считается, что наиболее часто этот гриб обитает совместно с осиной и тополем, реже с ивой, может образовывать микоризу и с дубом, буком, грабом, берёзой. Растёт в лиственных и смешанных лесах под молодыми деревьями, в лиственном мелколесье, в осиновых порослях бывает обилен. В засушливое лето появляется в сырых высокоствольных осинниках. Чаще всего плодоносит редкими группами или одиночно на полянах и вдоль лесных дорог, в траве.


Подберезовик От светло-серого до темно-коричневого (цвет зависит, очевидно, от условий произрастания и вида дерева, с которым образована микориза), полушаровидная, затем подушкообразная, голая или тонко войлочная, диаметром до 15 см, в сырую погоду чуть слизистая. Мякоть белая, не меняющая цвета или слегка розовеющая, с приятным «грибным» запахом и вкусом. У старых грибов мякоть становится очень губчатая, водянистая. Длина до 15 см, диаметр до 3 см, сплошная, цилиндрическая, внизу несколько расширенная, серо-беловатая, покрытая темными продольным чешуйками. Мякоть ножки с возрастом становится деревянно- волокнистой, жесткой. Распространение: произрастает с начала лета до поздней осени в лиственных (предпочтительно березовых) и смешанных лесах, в некоторые годы весьма обильно. В удивительных количествах встречается порой в еловых посадках с вкраплением березы. Дает хорошие урожаи и в совсем молодых березняках, появляясь там едва ли не первым среди промысловых грибов.


Моховик гриб среднего размера. Ножка до 10 см, шляпка до см. Ножка у моховика жёлто- бурого плотная около 2 см диаметром, к низу немного расширенная. Молодые грибы формой чем-то немного похожи на подосиновик. Трубчатый слой плотный бывает оливкового или бурого оттенков (на фото разновидность именно с бурым слоем). Шляпка на ощупь бархатистая изредка (в сырую погоду) может быть слегка слизистой. Довольно плотно держится на ножке. Форма шляпки классическая грибная. Мякоть у моховика - плотная, желтоватого оттенка, на изломе и разрезе синеет. При кулинарной обработке и в соленьях - буреет. Запах и вкус гриба характерный грибной, приятный.Произрастает моховик жёлто-бурый в сосновых или смешанных сосново- лиственных лесах. Растёт с июня (обычно с конца) по октябрь (в условиях Томской области скорее по сентябрь), небольшими группами. Как и положено моховику - любит расти на мху.


Опенок осенний Шляпка: Медово-желтая или ржаво-бурая, изредка желто-зеленоватая или буроватая, покрыта бурыми чешуйками, которые к середине гриба бывают более темными и более густыми. В зрелости чешуйки частично пропадают. У молодых грибов шляпка полу шаровидная, позже выпуклая, в зрелости плоская, в середине с небольшим бугорком. Диаметром мм. Пластинки вначале беловатые, позже желтоватые, 48 мм шириной, не частые, тонкие, нисходящие. Ножка: Цилиндрическая, утолщенная у основания, внутри ватообразная, мм длиной и 1025 мм толщиной, желтоватая и охряно-буроватая, волокнисто-хлопьевидная. У молодых плодовых тел ножка с шляпкой соединены пленчатым ватным покрывалом. После его разрыва на ножке остается кольцо. Мякоть: Белая, при срезе цвет не изменяется, в шляпке мягкая, в ножке твердая, волокнистая. Вяжущий вкус с невыразительным запахом. Произрастание: Растет с сентября по октябрь на стволах хвойных и лиственных деревьев большими группами.


Опенок летний Шляпка: Диаметр от 2 до 8 см, желто-бурого цвета, в центре более светлая (в сухую погоду зональность окраски не так сильно выражена, иногда вообще отсутствует), сначала выпуклая с бугорком в центре, затем плоско- выпуклая, в сырую погоду клейкая. Мякоть тонкая, светло-бурая, с приятным запахом и вкусом. Нередко случается, что шляпки грибов «нижнего яруса» покрываются коричневым слоем спорового порошка от верхних грибов, и создается впечатление, будто бы они гнилые. Пластинки: Сначала светло-желтые, затем ржаво-бурые, приросшие к ножке, иногда слабо нисходящие.. Ножка: Длина 3-8 см, толщина до 0,5 см, полая, цилиндрическая, изогнутая, жесткая, коричневая, с бурым пленчатым кольцом, ниже кольца темно-бурая. Распространение: Растет с июня по октябрь (обильно плодоносит, как правило, в июле-августе, не позже) на гниющей древесине, на пнях и валежнике лиственных деревьев, преимущественно березы. При подходящих условиях попадается в огромном количестве. На хвойных деревьях встречается редко.


Масленок Шляпка масленка имеет диаметр от 3 до 14 см, по мере созревания гриба, меняет форму. В начале роста она - полушаровидная, видоизменяется до округло-выпуклой, плосковыпуклой или плоской формы. Иногда принимает бугорчатую форму с поднятыми краями. Поверхностный слой – гладкий, со слизистым налетом. Цвет поверхности шляпки может варьироваться от светло-коричневого до шоколадного, также встречаются желто-бурые, серо-бурые или буро- оливковые оттенки шляпок. Кожица шляпки легко отделима от грибной мякоти. Мякоть шляпки имеет мягкую и сочную консистенцию, беловатый или желтоватый цвет. В ножке, мякоть – волокнистая, у основания имеет ржаво-буроватый оттенок. Трубчатый слой имеет желтоватый оттенок. Мелкие поры слоя имеют округлую форму. Они меняют свою окраску, по мере роста: от беловатого до темно-желтого. Ножка масленка длиной от 3 до 11 см и шириной от 1 до 2,5 см, имеет цилиндрическую форму, продольно- волокнистую структуру, беловатую или желтоватую окраску. На ножке располагается пленчатое кольцо (покрывало). Цвет кольца меняется от белого до коричневого, почти черного, цвета. Верхняя часть ножки лимонно-желтого или мучнистого оттенка, нижняя часть, располагающаяся под кольцом, имеет буроватый цвет. Масленок создает микоризу с двухвойной сосной, в основном с деревьями небольшого возраста. Произрастает в лесах соснового, сосново- березового, сосново-дубового типа. Предпочитает дренированную песчаную почву. Чаще маслята растут на полянах, лужайках, опушках, вдоль дорог, как в освещенных местах, так и в тени. Маслята произрастают под опавшей хвоей или в злаковых зарослях. Избегают влажного грунта, болот, торфяников. На урожайность маслят благотворно влияет санитарная рубка леса, пагубно воздействует сбор опавшей хвои, выгоны скота. Произрастает большими группами. Встречается совместный рост маслят с такими грибами, как: сыроежки, зеленушки, лисички, белые. Обильные росы и дожди могут стимулировать урожайность маслят. В горных районах эти грибы вырастают около камней, причина избирательности роста гриба – конденсация влаги на камнях. В летнее время маслята подвержены повреждению личинками насекомых, до 80% всей массы грибов могут оказаться «червивыми». В осенний период повреждающий процесс насекомыми резко уменьшается. Произрастание маслят распространено в Северном полушарии. Чаще встречается в умеренно холодном климате, но возможен рост в субтропиках и тропических регионах.


Волнушка розовая Произрастают волнушки в основном в берёзовых лесах, однако довольно часто они встречаются и в смешанных лиственных. Волнушка розовая достаточно плотный гриб, и этим он напоминает лисички. Благодаря такому свойству волнушки сохраняют свою форму во время сбора и перевозки, поэтому данный гриб – неоценимый коммерческий продукт. Однако же плотные края шляпки бывают только у молодых грибов, у старой волнушки они хрупкие, волны бесцветные, а шляпка более выпуклой формы. Пластинки гриба в возрасте из розовых превращаются в жёлтые, теперь внешне он скорее розовый груздь, чем волнушка. Волнушка розовая является представителем рода сыроежек, она относится к грибам средних размеров. Диаметр шляпки у волнушки достигает пятнадцати сантиметров. Если гриб растёт в условиях постоянной повышенной влажности, то он имеет липкую, крепкую шляпку. У молодой волнушки плотная ножка (диаметр – 3 см), с возрастом в ней возникают пустоты, вот почему она становится такой хрупкой. Светло-розовый цвет ножки совпадает с оттенком шляпки, на поверхности которой можно наблюдать выразительные концентрические круги или так называемые волны. Слой спор имеет нежно розовый или серый оттенок. Для образования микоризы служит береза, чаще более взрослые деревья. Произрастает в лесах березового и смешанного с березой типов. Плодоношение происходит группами. Места произрастания: северная часть лесной зоны.


Белый гриб Белые грибы произрастают по всему миру, где климатические условия позволяют сформировать грибницу. Для формирования грибницы для белого гриба требуется почвенная среда, температура, влажность, климат, наличие леса. Белый гриб не поддается выращиванию в искусственных условиях. Грибница у белого гриба развивается десятками лет, представляя из себя своего рода паутину, в которой образуются узлы, где накапливается плод. Диаметр грибницы может достигать несколько десятков метров. С этой площади грибница собирает питательные вещества, включая необходимые для организма человека микроэлементы в известной только природе пропорции. Питательная среда для этого плода поступает по этой паутине. Плод может формироваться в течение нескольких лет, создавая критическую массу. При наличии этой массы, при определенных погодных условиях, происходит » извержение» плода, рост гриба. Масса гриба зависит от накопленной массы плода, а его размер меняется в процессе его надземной жизни. Структура у гриба трубчатая. В первые 2-3 дня гриб молодой, структура у него плотная, низ шляпки у него белый. Следующие 2-3 дня гриб разбухает, его трубки насыщаются влагой и расширяются, цвет низа шляпки изменяет свой окрас на желтый. Гриб все еще плотный, но уже созрел. Дальнейшие 2-3 дня гриб стареет, его трубки расширяются, набирая все больше влаги, цвет под шляпкой становится светло-зеленый, он разбухает, увеличиваясь в объеме и весе за счет набранной влаги. В последующие дни гриб разбухает на столько, что его структура напоминает вату, плотность его теряется, и он постепенно загнивает. Созревания гриба зависит от температуры окружающей среды. В июле-августе грибы созревают быстрее. При температуре ниже 10 градусов гриб созревает медленнее и плотность его выше.


Сыроежка пищевая Сыроежка пищевая произрастает в июне августе в лиственных и хвойных лесах, одиночно и по группам, встречается также на опушках, в кустарниках, на лужайках. Шляпка диаметром до 10 см, вначале полушаровидная, позднее плоско-выпуклая, вдавленная в центре, сухая, иногда морщинистая, с гладким или слабо рубчатым краем, с неснимающейся или слабо отделяющейся только с краю шляпки кожицей, розового, бордового, красного или красно- коричневого цвета, у многих грибов с крупными светлыми пятнами. Пластинки частые, прикрепленные или слегка низ-бегающие, ветвящиеся, узкие, белые или желтоватые. Ножка длиной до 8 см, толщиной до 4 см, плотная, цилиндрическая, ровная, книзу несколько суживающаяся, иногда морщинистая, белая. Мякоть плотная, белая, гладкая, сладковатая, с приятным фруктовым запахом.


Груздь Шляпка 520 см, сначала плоско-выпуклая, затем воронковидная с завёрнутым внутрь опушённым краем, плотная. Кожица слизистая, мокрая, молочно-белого или слегка желтоватого цвета с неясными водянистыми зонами, часто с прилипшими частичками почвы и опада. Ножка 37 см в высоту, 25 см, гладкая, белого или желтоватого цвета, иногда с жёлтыми пятнами или ямками. Мякоть плотная, крепкая, белая, с очень характерным запахом, напоминающим запах фруктов. Млечный сок белый, на вкус едкий. Пластинки довольно частые, широкие, белые с желтоватым оттенком. Шляпкапочвы опада Ножка Мякоть Млечный сок Пластинки Изменчивость У старых грибов ножка становится полой, пластинки желтеют. Цвет пластинок может меняться от желтоватого до кремового. На шляпке могут быть бурые пятна. Экология и распространение Экология Образует микоризу с березой. Встречается в лиственных и смешанных лесах (берёзовых, сосново- берёзовых, с липовым подлеском). Распространён в северных областях России, в Верхнем и Среднем Поволжье, на Урале, в Западной Сибири. Встречается нечасто, но обильно, растёт обычно большими группами. Оптимальная среднесуточная температура плодоношения 810 °C на поверхности почвы. Сезон август сентябрь.микоризуберезой лиственныхсмешанныхлиповым Поволжье УралеЗападной Сибири


Ложные опята К ложным опятам относят несколько видов грибов. Они имеют некоторое внешнее сходство со съедобными опятами. Не все из ложноопят содержат отравляющие токсины, но помня первое правило грибника - не собирать незнакомые и подозрительные грибы, лучше не экспериментировать и для себя занести их в разряд ядовитых. Для этого запомните отличительный признак ложных опят. Они имеют крикливо-яркие шляпки кирпично-красного или серно-желтого цвета, без чешуек, а у съедобных осенних опят шляпки неяр­ких тонов светло-коричневые с тонкими, мелкими коричне­выми чешуйками. У съедобных опят на ножке белое, хорошо заметное кольцо, у ложных почти незаметные остатки коль­ца. Это легко запомнить с помощью коротенького стишка: Имеет съедобный опенок На ножке кольцо из пленок, А у ложных опят Ноги голые до пят. Пластинки у ложных опят желтые, у старых зеленоватые или оливково-черные, в то время как у съедобных они желто­ вато-белые или кремовые. Ложные опята издают неприятный землистый запах, а съедобные приятный грибной аромат. Собирая опята не лишним будет, возвратясь из леса, еще раз тщательно проверить всю свою до­бычу. Еще раз напомню - главным отличительным признаком ложных опят является отсутствие хорошо заметного кольца.


Мухомор красный Шляпка гриба шаровидная в молодом возрасте, дорастает до 20 сантиметров в диаметре. В последствии становится распростертой вплоть до очень тонкой, цвет от крайнего красного, до рыжеватого. Вся поверхность шляпки усеяна крупными хлопьями белого или чуть кремового цвета. Пластинки спороносного слоя неровные, довольно частые, белые поначалу, у старых грибов желтеют. Ножка прямая, белая на, ножке расположено хорошо заметное кольцо, в основании хорошо различимый мешочек. Мякоть гриба светлая, с приятным грибным вкусом и запахом. Мухомор красный распространен повсеместно, образует микрозу с березой, реже с хвойными деревьями, в частности с сосной и елью.Яркая расцветка хорошо охраняет гриб от посягательств, в лучших традициях сигнализации в природе гриб, словно говорит: «Смотри, я ядовитый», поэтому спутать его с другими проблематично, из всех ядовитых собратьев мухомор красный можно считать самым честным. Наткнутся на красные мухоморы можно во всех видах лесов, при условии произрастания в них деревьев - спутников с конца июля до глубокой осени.


Мухомор пантерный В отличие от красного вида ядовитого гриба она обладает более спокойной окраской. Основной оттенок - оливковый, который может варьироваться между светло-зеленым и темно- коричневым цветами. Во взрослом состоянии диаметр шляпки достигает рекордных 13 см. На начальной стадии формирования тела гриба шляпка имеет форму шара. Затем происходит постепенное расправление краев до образования формы вогнутого блюдца. В некоторых случаях на наружной поверхности видны крупные белые хлопья с чешуйчатой структурой. Это остатки оболочки, в которой формируется начальная стадия формирования шляпки.Оборотная сторона шляпки имеет пластинчатую структуру. Цвет - белый. Расположение пластинок - плотное. На разрезе видная мякоть плотной тугой консистенции. Присутствует неприятный навязчивый запах. На вкус мякоть не определенная.Длина ножки стандартно в пределах 7-9 см. При этом отмечается небольшая толщина - всего лишь 1,5 см. Утолщение определяется в основании в виде клубня с полостью.Кольцо присутствует редко. Обычно оно достаточно размытое и быстро исчезает под воздействием проливных дождей.Первые экземпляры появляются сразу же после установления среднесуточной температуры воздуха выше 20 градусов по Цельсию. При этом важна соответствующая влажность почвенного грунта и отсутствие заморозков на почве.В средней полосе России это время совпадает обычно с началом июня. Для произрастания подходят лиственные и смешанные типы лесов. Образуют определенный симбиоз с хвойными породами деревьев.с хвойными породами деревьев.


О вреде грибов медики все чаще фиксируют отравления грибами. Причины – неумение отличать съедобные и несъедобные грибы, покупка грибов на стихийном рынке, отсутствие информации о влиянии глобальной человеческой деятельности на биохимический и видовой состав грибов и др. Часто собирают грибы уничтожая и грибницу. Переспелые, червивые и размякшие грибы в пищу не пригодны, т.к. могут стать причиной желудочно-кишечных заболеваний. В то же время они являются источником спор, обновляющих грибницы. Особенно опасными считаются 20 видов грибов – бледная поганка (мухомор зеленый), мухомор красный и др. виды мухоморов, строчек, ложные серо-желтый опенок, дождевик, лисичка, рыжеющий и темно-чешуйчатый шампиньон, сатанинский гриб и др. Чаще всего случаи тяжелых отравлений связаны не с ядовитыми, а с так называемыми условно съедобными грибами, в частности со свинушкой тонкой. При неправильном приготовлении происходит отравление. На разных стадиях развития грибы содержат различное количество ядов, оно меняется в зависимости от условий произрастания. Установлено, что грибы, растущие на гумусовых почвах и в условиях повышенной влажности, более ядовиты, чем те, что растут на бедных сухих почвах и в засушливые годы. Важно помнить, что после срезания гриба его нужно как можно скорее переработать, т.к. через 3-5 ч из-за начала белковой ткани тела гриба при комнатной температуре в нем накапливаются вторичные метаболиты. Грибы можно дольше хранить в холоде, но и не более суток после сбора. Хранят их, не перекладывая, в таре с жесткими стенками, т.к. в полиэтиленовых пакетах ускоряется процесс распада, а отсутствие воздуха и влага, выделяемая грибами, изменяют химизм реакций распада – образуются еще более вредные для здоровья вещества. Грибные блюда хранят в холодильнике в эмалированной либо глиняной посуде. Грибы съедобных видов могут накапливать токсические вещества, произрастая вблизи крупных автострад с оживленным движением транспорта, военных полигонов, химических производств, зон экологических катастроф и в радиационно-опасных местностях, каждая такая ситуация требует специального рассмотрения.


О пользе грибов Грибы содержат белки (более 5% массы грибов), жиры (около 1%), углеводы (3%), а также необходимые человеку макро- и микроэлементы – калий, кальций, цинк, медь, железо, кобальт. В свежих грибах содержатся также жирорастворимые витамины А и Д, витамины группы В, аскорбиновая (витамин С) и никотиновая (витамин РР) кислота. Грибы применяются и в лечебных целях, в научной медицине хорошо известно значение пенициллина и др. антибиотиков, содержащихся в грибах, для лечения инфекционных заболеваний. Чайный гриб, имеющий противовоспалительные и анестезирующие свойства, широко используется в восточной медицине. В народной медицине для лечения заболеваний нервной системы используется мухомор, алкоголизма – навозник, лучевой лейкопении и опухолей – березовый гриб чага. Противоопухолевыми и тонизирующими свойствами обладает и съедобный белый гриб (боровик), более известный своими вкусовыми свойствами. Его называют королем грибов. Правильно заготавливая и перерабатывая грибы, их можно использовать круглый год.


Правила грибника В лес за грибами нужно идти в удобной одежде и обуви – прогулка должна доставлять вам удовольствие. Собирайте только те грибы, которые хорошо вам известны. Если возникают сомнения, посоветуйтесь со специалистами. А если специалиста рядом нет, не берите сомнительный гриб. Нельзя собирать грибы в городе, и за городом вдоль шоссейных дорог. Не берите старые перезревшие грибы. Даже в съедобных боровиках, подберезовиках могут размножаться ядовитые для человека микроорганизмы. Не кладите свою «добычу» в полиэтиленовые пакеты! Грибы в них мнутся и ломаются. Кроме того, температура внутри пакета бывает настолько высокой, что грибы «задыхаются и портятся». Перерабатывать грибы нужно сразу же, как вернетесь домой из леса. Иначе за несколько часов грибы успеют зачервиветь. Грибы лучше срезать ножом. Но можно и аккуратно выкручивать из земли. Главное не ворошить, не разгребать под «корешком» мох, сухие листья, хвою, не разрушать грибницу. Мухоморы и поганки не сшибайте, не топчите ногами.



Грибы в народной мудрости Пословицы о грибах Бобы не грибы: не посеяв, не взойдут. Бояться волков, быть без грибов. Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок. Возле леса жить голодному не быть. В карете цугом по грибы не ездят. В лесу шуметь - только грибы распугивать. Всяк грибок знает свой срок. Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут. Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок - дает приплода мешок. Где один гриб, там и другой. Гриб не хлеб, а ягода не трава. Грибные приметы и зимой живут. Грибы растут в деревне, а их и в городе знают. Грибы на одной ножке, не придут сами в лукошко. Дворянское кушанье - два грибка на тарелочке.


Про грибы Елена Долгих Если шляпка красная, Много белых точек, Значит, дело ясное – Ядовит грибочек! Мы его не станем брать, Чтоб не отравиться. Эту красочную рать Надо сторониться. Если неказист на вид, Прячется умело, Это самый вкусный гриб Под названьем «белый»! Осторожно его срежь, Положи в корзину, Маринуй, соли и ешь До весны, всю зиму! А на стареньком пенёчке, И особенно в тенёчке, Аж семьёй растут грибочки – Дружно, как солдаты, Тянутся опята. В ельнике – маслята. Те неприхотливые, Шапочки сопливые. Вроде некрасивые, Но пожаришь – классно! С этими всё ясно. Есть ещё грибочек – груздь, Из души прогонит грусть. Он по виду, как воронка, Беленький по цвету, Часто прячется в сторонку От дневного света. Груздь солёный – это что-то! Всех грибов вкуснее! До чего ж грибов охота, В лес пойдём скорее!