Принадлежавшие Пушкину дуэльные пистолеты хранятся во Львовском историческом музее? (фото). История дуэльных пистолетов дантеса и пушкина

Пушкин и Дантес стрелялись из кленовых дуэльных пистолетов калибра 12 мм французской фирмы Le Page. Несмотря на достаточно большую мощность, точность этого оружия была невелика, поэтому большинство дуэлей заканчивались промахами или несмертельными ранениями.

Дантесу попросту повезло, что он выстрелил первым, да еще и попал, потому что вероятность попадания была где-то десять процентов, несмотря на то что разделяли дуэлянтов всего 20 шагов.

Если точность винтовок мало зависит от качества изготовления, то для гладкоствольного оружия очень важна отделка ствола. При хорошей отделке улучшаются и убойная сила, и точность. У Дантеса и Пушкина были абсолютно идентичные пистолеты, они продавались в одном футляре. Предположить, что у Дантеса был пистолет лучше, нельзя: во-первых, пистолет попадал к дуэлянту в результате жребия, во-вторых, секунданты перед дуэлью проверяли пистолеты.

Что на Дантеса была надета кольчуга — это, конечно, выдумка, потому что секунданты обязательно бы заметили это и произошел бы грандиозный скандал. Все случилось согласно дуэльному кодексу, никаких нарушений не было.

Пушкин выжил бы, если бы попал к другому врачу. Медицинскую помощь ему оказали плохую: врач не удосужился даже вытащить пулю из тела, хотя в то время это уже умели делать. Вместо этого умирающего стали поить лекарствами, которые только усугубляли его положение.


По каким правилам стрелялись Пушкин и Дантес?

Людмила Тихонова, заместитель директора заповедника «Михайловское»:

Пушкин говорил: «Чести моей никому не отдам». Когда Дантес стал вести себя очень нагло, компрометируя Наталью Гончарову, распуская молву, сплетни, «жужжанье светской клеветы», то Пушкин был вынужден вызвать его на дуэль. Хоть дуэли и были запрещены, но другого выхода не было. Пушкин принудил Дантеса к ответу за разосланные письма, в которых говорилось о любовных связях Натальи Гончаровой.

У Пушкина было много дуэлей, но он всегда стрелял вторым и в воздух — ему было важно не убить, а сохранить честь. Многие его соотечественники понимали, какое несмываемое пятно позора может остаться на Пушкине, а Дантесу было все равно — у него было два отечества и три имени.

Правила дуэли между Пушкиным и Дантесом были следующие: противники становились на расстоянии двадцати шагов друг от друга и десяти шагов от барьеров, которыми были плащи. По знаку, идя один на другого, не переступая барьера, противники могли стрелять. После первого выстрела противникам нельзя было менять место, чтобы ответный выстрел был с такого же расстояния. Если обе стороны сделают по выстрелу и нет никакого результата, поединок возобновляется как в первый раз, противники встают на то же расстояние в двадцать шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.

Что стало с Дантесом дальше?

Олег Лекманов, литературовед:

Дантес признавался, что, если бы не дуэль, его карьера была бы не столь блестящей. Он был приближен к Наполеону III, выполнял его поручения — например, встречался с Николаем I. Он был увенчан множеством наград, стал офицером Почетного легиона. Его карьерный рост остановила лишь революция 1870 года.

У нас Дантеса называют убийцей Пушкина, в стихотворении «Смерть поэта» он так прямо и назван — не совсем корректно, все-таки это была дуэль, и Пушкин точно так же мог убить Дантеса. Во Франции по этому поводу к Дантесу претензий не было, у него не было клейма убийцы, его не знали даже как победителя на дуэли — просто из-за малой популярности Пушкина на Западе. Лишь со временем, через Достоевского, за границей узнали, что был такой великий национальный русский поэт.

Сейчас на Западе Дантес забыт. Он сделал хорошую карьеру, но в то время такую карьеру сделали многие.

Хроника дуэли Пушкина и Дантеса

20 января 1836 года Жорж Дантес пишет своему отчиму, барону Геккерну, и признается , что влюбился. Имя возлюбленной предусмотрительно не называет, однако речь идет о Наталье Гончаровой, жене Пушкина.

«... я безумно влюблен! Да, безумно, так как я не знаю, как быть; я тебе ее не назову, потому что письмо может затеряться, но вспомни самое прелестное создание в Петербурге и ты будешь знать ее имя. Но всего ужаснее в моем положении то, что она тоже любит меня и мы не можем видеться до сих пор, так как муж бешено ревнив; поверяю тебе это, дорогой мой, как лучшему другу и потому, что я знаю, что ты примешь участие в моей печали; но, ради бога, ни слова никому, никаких попыток разузнавать, за кем я ухаживаю, ты ее погубишь, не желая того, а я буду безутешен».

Мемуарист Николай Смирнов пишет, что Гончарова «из неосторожного кокетства принимала волокитство Дантеса с удовольствием», хотя и «искренне любила своего мужа, до такой степени, что даже была очень ревнива».

В феврале 1836 года Дантес признается Гончаровой в любви. Об этом он сообщает Геккерну в письме, датированном 14 февраля:

«Когда я ее видел в последний раз, у нас было объяснение. Оно было ужасно, но облегчило меня. Эта женщина, у которой обычно предполагают мало ума, не знаю, дает ли его любовь, но невозможно внести больше такта, прелести и ума, чем она вложила в этот разговор; а его было очень трудно поддержать, потому что речь шла об отказе человеку, любимому и обожающему, нарушить ради него свой долг; она описала мне свое положение с такой непосредственностью, так просто, просила у меня прощения, что я в самом деле был побежден и не нашел ни слова, чтобы ей ответить».

4 ноября 1836 года городская почта доставляет Пушкину и нескольким его друзьям анонимный пасквиль на французском языке, в котором Пушкину присваивается «патент на звание рогоносца»:

«Кавалеры первой степени, командоры и кавалеры светлейшего ордена рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле под председательством достопочтенного великого магистра ордена, его превосходительства Д. Л. Нарышкина, единогласно избрали г-на Александра Пушкина коадъютером великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена».

Вечером того же дня Пушкин отправляет Дантесу по почте вызов на дуэль.

11 ноября 1836 года Дантес делает предложение Екатерине Гончаровой — сестре Натальи Гончаровой. Пушкин отзывает свой вызов. Спустя несколько дней он пишет другу, Владимиру Соллогубу:

«Я не колеблюсь написать то, что могу заявить словесно. Я вызвал г-на Ж. Геккерена на дуэль, и он принял вызов, не входя ни в какие объяснения. И я же прошу теперь господ свидетелей этого дела соблаговолить считать этот вызов как бы не имевшим места, узнав из толков в обществе, что г-н Жорж Геккерен решил объявить о своем намерении жениться на мадемуазель Гончаровой после дуэли. У меня нет никаких оснований приписывать его решение соображениям, недостойным благородного человека».

Однако после свадьбы Дантеса и Екатерины Гончаровой конфликт не заканчивается. По Петербургу начинают ходить слухи и шутки о Пушкине и его семье.

Утром 26 января 1837 года Пушкин отправляет Геккерну-старшему письмо. Пушкин знает, что письмо оскорбительно и, скорее всего, приведет к новой дуэли.

«По-видимому, всем его поведением (впрочем, в достаточной степени неловким) руководили вы. Это вы, вероятно, диктовали ему пошлости, которые он отпускал, и нелепости, которые он осмеливался писать. Подобно бесстыжей старухе, вы подстерегали мою жену по всем углам, чтобы говорить ей о любви вашего незаконнорожденного или так называемого сына; а когда, заболев сифилисом, он должен был сидеть дома, вы говорили, что он умирает от любви к ней; вы бормотали ей: верните мне моего сына.

Вы хорошо понимаете, барон, что после всего этого я не могу терпеть, чтобы моя семья имела какие бы то ни было сношения с вашей. Только на этом условии согласился я не давать хода этому грязному делу и не обесчестить вас в глазах дворов нашего и вашего, к чему я имел и возможность и намерение. Я не желаю, чтобы моя жена выслушивала впредь ваши отеческие увещания. Я не могу позволить, чтобы ваш сын, после своего мерзкого поведения, смел разговаривать с моей женой, и еще того менее — чтобы он отпускал ей казарменные каламбуры и разыгрывал преданность и несчастную любовь, тогда как он просто плут и подлец. Итак, я вынужден обратиться к вам, чтобы просить вас положить конец всем этим проискам, если вы хотите избежать нового скандала, перед которым, конечно, я не остановлюсь».

Вечером 26 января 1837 года в ответном письме Геккерн объявляет Пушкину, что Дантес бросает ему вызов. Из-за тяжести оскорбления поединок должен состояться «в кратчайший срок». Пушкин принимает условия дуэли. Ее назначают на Черной речке — тогдашней северо-западной окраине Петербурга.

Дуэль начинается в пять часов вечера 8 февраля 1837 года . Дантес стреляет первым. Пушкин ранен в живот и падает, потеряв сознание. Через некоторое время Пушкин приходит в себя и делает свой выстрел. Дантес получает пулю в правую руку.

В официальном донесении о дуэли говорится : «Полициею узнано, что вчера в 5 часу пополудни, за чертою города позади комендантской дачи, происходила дуэль между камер-юнкером Александром Пушкиным и поручиком Кавалергардского ее величества полка Геккерном, первый из них ранен пулею в нижнюю часть брюха, а последний в правую руку навылет и получил контузию в брюхо. Г-н Пушкин при всех пособиях, оказываемых ему его превосходительством г-м лейб-медиком Арендтом, находится в опасности жизни».

Сто восемьдесят лет назад камер-юнкер Александр Пушкин дрался на дуэли с поручиком кавалергардского полка Жоржем де Геккереном (Дантесом). Обстоятельства и ход поединка вроде бы изучены досконально, но до сих пор историки не могут точно сказать, почему противник Пушкина остался жив, несмотря на попадание пули в грудь? Спасла его собственная рука, которой он защищался, медная пуговица или он смухлевал и воспользовался дополнительной защитой - такая версия время от времени всплывает в публикациях. о том, как дрались на дуэлях и могла ли пуговица защитить дуэлянта от пули.

На дуэли Пушкин, как известно, был смертельно ранен в живот. Дантес, согласно отчету старшего полицейского врача, был ранен «в правую руку навылет и получил контузию в брюхо».

Мы решили рассмотреть технические аспекты поединка - тактику, уровень подготовки стрелков, характеристики оружия и т. д. Особое внимание уделили пресловутой пуговице и гипотетической кирасе Дантеса. Нам удалось найти два видеоматериала, где показаны эксперименты со стрельбой из дуэльных пистолетов по металлическим пластинам-пуговицам, получить комментарий хирурга и эксперта по дульнозарядному оружию.

Уроки нравственности и хороших манер

Строго регламентированный поединок не только позволял дворянину ответить на оскорбление, но, по замыслу европейских моралистов, способствовал улучшению нравов в обществе. Ведь неловкая шутка или неуместный каламбур могли закончиться для острослова фатально. Правда, дуэль требовала полностью уравнять шансы противников, а в поединках на холодном оружии преимущество в здоровье, возрасте и подготовке нередко превращало поединок в узаконенное убийство. Этим пользовались, чтобы, не нарушая закон, расправиться с соперником и даже политическим оппонентом.

Изображение: Globallookpress.com

Все изменил пистолет. Не зря его прозвали уравнителем шансов: старик мог сразить юношу, силач - уступить слабому. Относительная доступность оружия и боеприпасов позволяла гражданским практиковаться в стрельбе так же тщательно, как и военным. Наконец, в поединке на пистолетах всегда присутствовал элемент случайности. К середине XVIII века дуэли на пистолетах стали доминировать, а к концу XIX почти вытеснили другие виды поединков.

Первые дуэльные наборы выпустила мастерская британского оружейника Ментона (Manton) - пара полностью идентичных пистолетов (их отличали только номера «1» и «2» на деталях) в специальном футляре из дорогих пород дерева. Помимо оружия, в набор входили пороховница, запас пуль, пулелейка, шомполы, молоток и масленка.

Кто дрался на дуэлях

Драться на дуэли могли только дворяне - межсословные поединки не допускались. Также исключались дуэли между кровными родственниками, больными; считалось нелепым драться со стариками или подростками, нельзя было принять вызов по карьерным или экономическим соображениям, кредитор не мог драться с должником.

Фото: предоставлены российским отделением Ассоциации дульнозарядного оружия

Правила были очень разными. Противники могли стрелять с места, а кому делать первый выстрел, определялось жребием. Но чаще стреляли на опережение, например, противники вставали спинами друг к другу, по команде секунданта быстро поворачивались, взводили курки и производили выстрел. Наиболее известный вариант - дуэль с барьерами, именно так дрались Пушкин и Дантес. В русском варианте барьеры - любой предмет, шпага, плащ - ставились на 10-15 шагах, это семь-десять метров. Противники разводились на 20-30 шагов. По команде секунданта они начинали идти в направлении барьеров и могли стрелять в любой момент с любого расстояния.

Если стрелявший первым промахивался, он оставался на месте (в так называемой «позе дуэлянта» - полубоком, рука прикрывает грудь, пистолет - голову), а его оппонент мог подойти вплотную к барьеру, прицелиться и выстрелить. На ответный выстрел, обычно давалась минута, раненому стрелку - две. Промедливший терял право на выстрел. Осечка тоже считалась выстрелом.

Видео: Genry Vazov / YouTube

У Пушкина и Дантеса барьеры стояли на 10 шагах, противников разводили на 20 - по пять шагов до барьера каждому.

Оружием служили капсюльные пистолеты, предположительно, знаменитого французского мастера Лепажа с нарезным стволом калибром 12 миллиметров. «По точности эти пистолеты не уступают современным. Рекорд на 25 метров - 100 очков. Современная спортивная мишень, обычная десятка, хорошие стрелки укладывают в нее 10 пуль», - говорит представитель российского отделения Ассоциации дульнозарядного оружия в Международном комитете дульнозарядных ассоциаций Игорь Вербовский, поясняя, что сегодня во многих странах, в том числе Финляндии, Польше, Прибалтике, проводятся соревнования по стрельбе из старинного оружия.

Навеска пороха в дуэльных пистолетах колебалась от трех до восьми грамм, в зависимости от калибра. Пуля 50-го калибра весом около 12 граммов покидала ствол со скоростью порядка 350 метров в секунду. Ее энергия достигала 730 Джоулей - это чуть больше, чем у пистолета ТТ, однако пробивная способность круглой свинцовой пули была значительно ниже, и скорость она теряла быстрее, чем современная пуля. По наиболее распространенной версии, секунданты зарядили в пистолеты Пушкина и Дантеса ослабленные заряды пороха.

Как это делали русские

Считается, что русские дуэли отличались особой кровавостью - в Европе барьеры ставились обычно на 30 шагах, и для сатисфакции достаточно было выстрелить в сторону противника. В России поединки часто велись до тех пор, пока один из дуэлянтов не будет убит или тяжело ранен. Практиковалась дуэль «через платок» - с дистанции развернутого платка, концы которого дуэлянты удерживали руками. В 1824 году будущий декабрист Рылеев стрелялся с князем Константином Шаховским с трех шагов, из-за близкой дистанции пули дважды попадали в пистолеты противников.

В первой половине XIX столетия в России для военного отказ от дуэли фактически означал выход в отставку, для светского человека - отлучение от высшего общества. Историки считают, что немалую роль в этом сыграли войны начала века - русско-шведская война 1808-1809 годов и заграничные походы русской армии в ходе наполеоновских войн. С одной стороны, множество офицеров познакомилось с традициями европейской аристократии, в том числе дуэльными, с другой, многие военные были подвержены посттравматическому синдрому - боевые офицеры привыкли смотреть смерти в лицо, чувствовали себя победителями сильнейшей армии мира и освободителями Европы. Это отразилось в гипертрофированных представлениях о чести и отношении к дуэлям.

Как проходили поединки

Литература и кино сформировали стереотип поединка: дуэлянты медленно шагают навстречу друг другу, не спеша поднимая пистолеты, тщательно целятся… На самом деле поединок мог выглядеть совсем не так. «Была такая стратегия - ее предпочитали опытные дуэлянты - быстро, чуть ли не бегом пройти свое расстояние и стрелять в приближающегося противника, поясняет Игорь Вербовский. - Стрелок создавал себе выгодные условия: его противнику на ходу трудно сделать прицельный выстрел, вдобавок, встав боком, ты максимально уменьшаешь свою проекцию, а когда идешь, это сделать трудно».

Видео: Genry Vazov / YouTube

Технически для подготовленного стрелка пробежать пять шагов и с семи метров быстро поразить мишень размером с человеческий торс несложно. По словам Вербовского, на костюмированном стрелковом шоу в Финляндии, российские стрелки из дульнозарядного оружия специально ставили эксперимент: средне подготовленный стрелок, прежде не имевший дела с дуэльными пистолетами, практически подбегал к барьеру и стрелял в картонную мишень навскидку. Из шести попыток пять увенчались успехом. Одна пуля поразила край мишени, остальные попали ближе к центральной линии.

Эту стратегию выбрал в последней дуэли и Пушкин, он очень быстро преодолел расстояние до барьера и начал целиться. Но Дантес переиграл его, выстрелив сходу, не доходя до барьера буквально одного шага.

Уровень подготовки дуэлянтов

Александр Сергеевич слыл хорошим стрелком и, по легендам, с 10 шагов мог попасть из пистолета в карточного туза. «Мишеней не сохранилось, но есть воспоминания современников, - рассказывает Вербовский. - В кишиневской ссылке поэт, едва встав с постели, не одевшись, стрелял в стену из пистолета по много раз. Есть воспоминания его крепостного, что во время ссылки в Михайловском, Пушкин каждое утро всаживал по сотне пуль в стену амбара. Вообще у него репутация была хорошего стрелка, с ним опасались стреляться».

Даже тот факт, что, будучи тяжело раненым, Пушкин нашел силы не просто сделать ответный выстрел, но поразить противника, многое говорит и о его мастерстве, и о характере. Поэт стрелял полулежа, опираясь на левую руку.

Картина Адриана Волкова «Последний выстрел А. С. Пушкина»

Дантес, профессиональный военный, тоже должен был иметь хорошую стрелковую подготовку, кроме того, как напоминает Вербовский, учась в офицерской школе во Франции, он завоевывал чемпионский титул в стрельбе по голубям. Это предтеча современной стендовой стрельбы или спортинга (стрельба из дробовика по летящим глиняным тарелочкам).

Пушкина иногда называют опытным дуэлянтом, едва ли не бретером, приписывая ему десятки дуэлей. На самом деле у поэта было около 30 дуэльных историй - так называют ситуации с вызовом на дуэль, но большинство закончились примирением. До поединка с Дантесом поэт выходил к барьеру четыре раза, и только один раз стрелял в противника, но промахнулся. О дуэльном опыте Геккерена-Дантеса точных сведений нет.1 /2

Мнение современных экспертов на сей счет расходятся. «Пуля, выпущенная поэтом, пробила рукав, мягкие ткани руки, вновь рукав и ударилась о ткань мундира, пробить который уже не смогла. На передней поверхности грудной клетки, защищенной мундиром, вполне могло не остаться вообще никаких повреждений, в том числе ссадин. Хотя раненый, безусловно, почувствовал бы удар в грудь», - прокомментировал «Ленте.ру» врач-хирург Михаил Храменков.

В ходе финского эксперимента производились выстрелы в манекен (пластиковый мешок с землей, одетый в куртку М65), на который крепились медные пластины толщиной два миллиметра и диаметром около пяти сантиметров - они играли роль пуговиц. При уменьшенной навеске пороха, до 3,5 грамма (тот самый ослабленный заряд), пуля не пробила пуговицу, оставив вмятину и прорвав мешок. Конечно, этот эксперимент нельзя считать научным, хотя бы из-за материала манекена. Тем не менее в подтверждение «пуговичной» версии говорят европейские, в частности английские источники XVIII-XIX века, описывающие случаи, когда пуговицы и монеты спасали от пистолетной пули, а жертва в результате попадания испытывала сильную боль, но оставалась практически невредимой.

С другой стороны, нам неизвестно точно, сколько пороха было в пистолете, из которого стрелял Пушкин, ведь при падении ствол его пистолета забился снегом, и секунданты подали ему другой. Авторы документально-постановочного фильма «Пушкин. 29-я дуэль» тоже экспериментировали с оружием XIX века. У них пуля, выпущенная по манекену из баллистического желатина, прошила тело и вогнала в него пуговицу.

8 февраля 1837 года состоялась дуэль между Александром Пушкиным и Жоржем Дантесом. Дуэлянты сошлись на окраине Санкт-Петербурга у Черной речки близ Комендантской дачи. Стрелялись на пистолетах. В результате дуэли поэт был смертельно ранен и через два дня умер…

  • Вот пистолеты уж блеснули,
  • Гремит о шомпол молоток
  • В граненый ствол уходят пули
  • И щелкнул в первый раз крючок.
  • («Евгений Онегин» гл.6, ч. XXIX )
  • Елена РЫХЛО,
  • старший научный сотрудник музея А.С. Пушкина (с. Берново)

10 февраля (29 января по старому стилю) отмечается день памяти Александра Сергеевича Пушкина. В этом году исполнится ровно 180 лет со дня гибели величайшего русского поэта. Но до сих пор этот трагический факт русской истории привлекает к себе широкий общественный интерес.

Сегодня о гибели Пушкина написано довольно много, взгляды и суждения неоднозначны. Да и отношение самого Пушкина к дуэли было противоречиво: «как наследник просветителей он видит в ней проявление светской вражды», с другой стороны «дуэль – и средство защиты достоинства оскорбленного человека». Перечитывая воспоминания современников, переписку жены и друзей Пушкина, сопоставляя документы и факты, мы не только становимся очевидцами происходящего, а пытаемся разобраться в двойственности понятия «дуэль – предрассудок, но честь, которая вынуждена обращаться к ее помощи, — не предрассудок».

В экспозиции музея А.С.Пушкина в Бернове находится дуэльный пистолет, который принадлежал приятелю Пушкина А.Н.Вульфу. Он сохранился в семье Татьяны Михайловны Понафидиной (в замужестве Смирновой) вместе с другими вещами из малинниковского дома, вывезенными Евпраксией Николаевной Вульф. Дуэльный пистолет с капсульным замком, на замочной доске выгравирована надпись «G.WAGNER».

Дуэльные пистолеты появились впервые в Англии в 70-х годах XVIII века, имели характерные черты. Они всегда изготавливались парами, были абсолютно идентичными. Друг от друга отличались только цифрами «1» и «2» на стволе. Парными пистолеты делались на случай осечки одного из них или для исключения любой другой случайности. Это подтверждает известный всем поединок между Пушкиным и Дантесом. Тогда во время дуэли на Черной речке вынужденные обстоятельства заставили Пушкина воспользоваться вторым пистолетом из пары, привезенной его секундантом Данзасом. После выстрела Дантеса раненый Пушкин упал, и в дуло его пистолета набился снег. Для ответного выстрела ему подали второй пистолет.

Сколько же стоили дуэльные пистолеты? Нужно заметить, что обычный кавалерийский пистолет стоил 30 франков, а пара дуэльных пистолетов на заказ могла стоить 350-500 франков. В 1844 году для великого князя Михаила Николаевича петербургский мастер Бертран, он имел магазин на итальянской улице в 1830-1840 годах, изготовил ружье в серебряной оправе, стоимостью 300 рублей ассигнациями.

Дуэльные пистолеты отличались от обычного оружия: они были легче и, как правило, имели длинный ствол. Они являлись инструментом поединка, в то же время представляли собой яркие произведения декоративно-прикладного искусства.

Пара пистолетов с принадлежностями составляла единый гарнитур и помещалась в специальный футляр (ящик). Ящики изготавливались из сосны, липы, ореха, березы, ясеня, дуба, красного и черного дерева, палисандра. Наиболее известные оружейники инкрустировали их костью, латунью, лазуритами, украшали металлическими накладками, а изнутри отделывали бархатом, муаром, сукном, кожей и помещали на обливке ящика надпись, включающую имя мастера и адрес мастерской. Некоторые гарнитуры имели дополнительный кожаный футляр.

Дуэльные пистолеты комплектовались, как правило, с аксессуарами, предназначенными для заряжания и поддерживания их чистоте и сохранности. В комплект принадлежностей обычно входили: зарядный шомпол, молоток, пулелейка, пороховница, пороховая мерка, масленка, отвертка, игла для прочистки затворного отверстия. Важнейшим аксессуаром считалась пороховая мерка, так как. заряд пороха должен был иметь определенный вес в пределах от 0,5 до 3,8 грамма, он оговаривался секундантами. Порох хранился в роговых, латунных или медных пороховницах. Шомпол служил для чистки каналов ствола.

Накануне поединка пистолеты покупались у известных оружейных мастеров. Затем дуэльные пистолеты заряжались одним из секундантов в присутствие и под контролем остальных. Иногда по условиям дуэли эту миссию выполнял оружейный мастер, но обязательно в присутствие секундантов. Пистолетный ящик опечатывался и в таком виде доставлялся к месту поединка.

Оружие дуэлянт получал от секундантов на предохранительном взводе. Получив пистолеты, они, держа их стволы вниз, занимали установленные жребием места и ждали команду старшего секунданта «Взводите» или «Стреляйте». Эти слова были сигналом к началу дуэли.

Признавалось несколько разновидностей пистолетных дуэлей: дуэль с неподвижными стрелками, дуэль с барьерами и дуэль на параллельных линиях.

Особенностью неподвижной дуэли был поочередный обмен выстрелами, при котором право первого определялось жребием, либо тяжестью нанесенного обидчику оскорбления. Дуэльная дистанция избиралась в пределах 15-30 шагов. Первый и второй выстрелы должны были последовать друг за другом в интервале одной минуты, кто промедлил, терял право на выстрел. Промежутки между выстрелами могли быть, по договоренности, короче. Отсчет секунд велся вслух распорядителем или одним из секундантов. Осечка пистолета засчитывалась как произведенный выстрел. Разновидностью этого поединка являлась дуэль, при которой противники стояли спинами друг к другу, а после команды быстро поворачивались, взводили курки и стреляли.

При дуэли с барьерами начальная дистанция составляла 35-40 шагов. Перед обоими противниками на расстояние 10 шагов рисовалась черта, обозначенная тростью или белым флажком. В итоге расстояние оказывалось 15-20 шагов. Находясь на исходной позиции лицом к лицу, противники получали пистолеты. Секунданты занимали места по обе стороны от барьеров. По команде «Взводи» противники начинали движение к барьеру. При этом в интервале от исходной точки до барьера они могли остановиться, прицеливаться и стрелять. Первый выстрелявший обязан ждать ответного выстрела в течение 10-15 секунд. Раненый имел право стрелять лежа. Если при обмене выстрелами никто из дуэлянтов не получил ранения, то, в соответствие с правилами, обмен выстрелами мог происходить трижды, после чего дуэль прекращалась.

Похожей была дуэль на параллельных линиях. Противники, находясь друг от друга на расстояние 25-35 шагов, сближались по двум параллельным линиям, расстояние между которыми 15 шагов. В процессе перемещения дистанция сокращалась до минимума, но каждый оставался на своей линии. Для выстрела надо было остановиться, а после чего – ждать ответного выстрела в неподвижной позе 30 секунд.

В дуэльном кодексе оговаривалось, как поступать, если один из противников умышленно выстрелил в сторону. Когда это делал обиженный, то обидчик должен был отказаться от выстрела. Однако если обидчик стрелял в воздух, то ничто не мешало обиженному выстрелить точно в цель. Первый дуэльный кодекс появился во Франции в 1836 году. Он предусматривал соблюдение дуэлянтами и секундантами следующих правил: каждый поединок должен повышать уважение в обществе к чести и достоинству личности; за нанесенное оскорбление можно требовать удовлетворение лишь единожды; поединок должен проводиться только между двумя лицами; в поединке можно использовать лишь сабли, шпаги и пистолеты, при выборе пистолетов допускалась некоторая разница в длине стволов, но обе пары должны иметь нарезы или их не иметь, обе пары должны иметь прицелы или обе не иметь их, калибры обеих пар должны совпадать; секунданты должны принимать участие в выработке условий поединка и следить за их строгим соблюдением; поединок должен проходить в соответствие с правилами (запрещалось надевать кольчуги, начинать поединок без сигнала, отступать назад и прочие); первый стреляющий не имеет права стрелять в воздух; право сохранившего выстрел задержать противника у барьера и произвести выстрел, выстреливший должен стоять у барьера неподвижно.

Обычным наказанием за дуэль в конце XVIII начале XIX века было заключение в крепость на срок до года, разжалование в солдаты с правом выслуги, перевод в действующую армию на Кавказ, из гвардии в армию, увольнение со службы с отправкой в ссылку в свою деревню. Не служащим дворянам чаще всего назначалось строгое церковное покаяние, ссылка в деревню и запрет въезжать в столицы. Все эти меры никак не влияли на распространение дуэлей, участники которых пользовались одобрением и поддержкой общества.

Петр I считал дуэли вне закона, рассматривал их как «поединки против государственных интересов». Екатерина II в специальном манифесте «О поединках» от 21 апреля 1787 года писала: «Буде кто учинил раны, увечье или убийство, то имать его под стражу и отослать в Уголовный Суд, где судить, как законы повелевают о ранах, увечье и убийстве».

По мнению Наполеона I: «Никто не имеет права рисковать жизнью ссоры ради, так как жизнь каждого гражданина принадлежит отечеству; дуэлист — плохой солдат». Во Франции власть резко отрицательно относилась к дуэлянтам и дуэлям, но именно в этой стране были созданы лучшие образцы дуэльного оружия. Пистолеты французского мастера Жана Лепажа имел в виду А.С.Пушкин при описание дуэли в романе «Евгений Онегин», называя их «Лепажа стволы роковые». Наполеон часто преподносил произведения своего оружейника выдающимся военачальникам иностранным государям и принцам.

Казалось бы, какая занимательная информация. Сколько правил и условностей. Но, когда понимаешь, что за этим стоят человеческие жизни, начинаешь совсем иначе оценивать нравы и обычаи канувшего в Лету романтичного прошлого..


Дуэльные пистолеты. October 6th, 2016

Здравствуйте уважаемые.
Коль мы с Вами продолжаем педалировать тему дуэлей, то уж точно никак не можем обойти тему дуэльного оружия, а конкретно дуэльных пистолетов. Иных видов оружия сейчас касаться не буду, но скорее всего немного расскажу о них в следующем посте. Как мы уже с Вами выяснили, именно пистолет стал основным дуэльным оружием в России. И в этом есть своя логика, ведь драться на пистолетах мог практически любой дворянин. Пистолеты уравнивали соперников в возрасте, физическом развитии, степени тренированности. Стрелковое мастерство на дуэли имело значительно меньшее значение, чем мастерство фехтовальное. И на первое место выходили случай и психологическая уравновешенность стрелка. Ведь как гласит часть русской национальной поговорки "пуля - дура" :-)

Дуэльный пистолет - это особый, отличающийся от иных вид оружия. И не в том смысле, что они технически как то уж сильно отличались, вовсе нет. Чаще всего, это было своего рода произведение искусства. И очень красивое произведение. Большинство дуэльных гарнитуров (мы чуть ниже поговорим с вами, что это) отличались особо тщательной выделкой. Они украшались гравировкой по стали, инкрустациями золотом и серебром, ложи изготавливались из ценных сортов деревьев. Стволы выковывались из лучших сортов букетного дамаска и подвергались глубокому воронению в черный, коричневый или голубой цвета. В декоре часто использовали арабески и гротеск. В общем, красота.

Сие и неудивительно. Стрелялись то дворяне, и многие из них были людьми далеко не бедными. Ну и в последние минуты перед возможной гибелью им хотелось держать в руках что-то изящное и красивое. Этакая почти японская эстетика смерти.
Хотя главным, конечно, в дуэльном пистолете было не красота и эстетика, а надежность и убойная сила. Кстати, тут в середине 20 века, некая комиссия, исследовавшая причины гибели Лермонтова на дуэли произвела для сравнения контрольные выстрелы и из дуэльного пистолета и армейского ТТ, состоявшего на вооружении тогда. Оказалось, что пробивная способность дуэльного пистолета лишь немногим уступает мощи ТТ, оболочечная остроконечная пуля которого пробивает насквозь восемь сухих дюймовых досок на расстоянии 25 метров. Вот такие вот пироги...

Но мы немного отвлеклись.
Итак, говоря о дуэльных пистолетах, мы должны понимать, что говорить о них в единственном числе - это абсолютно неверно. Пистолеты приобретались в так называемом гарнитуре, сиречь дуэльной паре пистолетов, отличающихся друг от другом только цифрой на рукояти (cоответственно I и II), зарядного шомпола, деревянного молоточка, пулелейки, пороховницы, пороховой мерки, инструментов — отвертки, прочистки, крейцера для разряжания пистолета. Все это компактно было расположено в особом ящике. Это и называлось гарнитуром.

До первой трети XIX века дуэльный пистолет оснащался так называемым «французским батарейным» замком, то есть кремневым замком. В чем суть. замок представлял собой две "собачки" в одной из которых находился кремень, а другая огниво. При нажатии курка, "собачки" сходились и вышибали искру, которая попадала на находящуюся под ними пороховую полку и воспламеняла порох на ней и в стволе, после чего следовал выстрел. Ну, на всякий случай расскажу, если кто забыл или не знал, что пистолет был однозарядный и дульного заряжания. То есть перед выстрелом, надо было положить тужа порох, а затем забить пулю обернутую пыжом. Пули были круглые, свинцовые, диаметром 12—15 мм и весом 10— 12 грамм.

Кремневый замок

Понятно, что сей замок не способствовал успешности дуэли. Очень много было осечек. При дожде вообще стреляться было очень проблематично. А если еще секунданты договорятся и положат двойной или тройной заряд пороха, чтобы отдача была посильнее и дыма побольше - то попасть было и вовсе сложно.
Настоящую революцию в дуэльном деле произвело создание Александром Джоном Форсайтом (священником, кстати) так называемого капсульного замка. Собачка теперь была по капсулю - сиречь медному колпачку, защищенного от непогоды и внутри которого была химическая смесь, которая воспаменяла порох в стволе. Практически полностью были исключены осечки, влияние погоды, уменьшилось количество дыма и как следствие - точность стрельбы. Именно такие дуэльные пистолеты приобрели самое широкое распространение.

Капсульный замок

Так как обычно по негласным правилам дуэлянты должны были стреляться из незнакомого оружия, то гарнитур приобретался на один раз. Дальше или сдавался в ломбард, или оставлялся для собственной коллекции. Кстати, неважно какие пистолеты могли использоваться в дуэли - нарезные или гладкоствольные. Главное - чтобы они были одинаковые.

Первоначально, самыми лучшими, самыми стильными и модными считались английские дуэльные пистолеты. Но со временем мода на них прошла, и в тренде стали французские и немецкие. Однако и наши оружейники не отставали: в Санкт-Петербурге у купцов Куракина, Жернакова, Пономарева, Сургучева, Шишкина, а также в мастерских придворных оружейных мастеров Бертрана и Орлова. В Москве пистолеты можно было заказать у Артари Коломба на Басманной или Ивана Аристова. В Туле — у Никиты Крапивинцова. В Париже — у оружейника Наполеона Николя Буте, у Тома в галерее Делорм; у Девима на Итальянском бульваре; у Карона и Фирмена в Оперном проезде; у Гастин-Ренетта на улице Антенн. В Германии — у знаменитой династии оружейников Кухенрейтеров из города Регенсбурга в Баварии. В Праге — у Антонина Винсента Лебеды
Но пожалуй, самыми знаменитыми стали изделия Анри Лепажа, которые можно было заказать в Париже на улице Ришелье, или в его представительстве в России.

Дуэльный гарнитур от Лепажа

Под конец, предлагаю Вам полюбоваться сим изящным, но смертельным произведением искусства

Пистолеты от Ивана Аристова

от Кухенрейтеров

Изделия от Буте

Товар от Гастин-Ринетта

от Девима

Оружие Антонина Винсента Лебеды

Приятного времени суток.

Все прошло, пролетело, пропало.
Отзвонила дурная молва.
На снега Черной речки упала
Запрокинутая голова...

Павел Антокольский



27 января 1837 года под Петербургом в перелеске близ Комендантской дачи состоялась дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Ответным выстрелом Пушкин легко ранил Дантеса в правую руку. Условия дуэли, по настоянию Пушкина, были смертельными и не оставляли шанса уцелеть обоим противникам: барьер отделял врагов едва на десять шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру. Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ подполковник К. К. Данзас, секундантом Дантеса — сотрудник французского посольства виконт д’Аршиак.

Бесконечные переговоры с зятем о разделе имения после смерти матери, заботы по издательским делам, долги, и, главное, ставшее нарочито явным ухаживание кавалергарда Дантеса за его женой, повлекшее за собой пересуды в светском обществе, были причиной угнетённого состояния Пушкина осенью 1836 года.

3 ноября его друзьям был разослан анонимный пасквиль с оскорбительными намёками на связь Натальи Николаевны с Николаем I. Пушкин, узнавший о подметных письмах на следующий день был уверен, что они — дело рук Дантеса и его приёмного отца Геккерна.

Вечером 4 ноября он послал вызов на дуэль Дантесу. Геккерн, после двух встреч с Пушкиным добился отсрочки дуэли на две недели.

Дуэльные пистолеты времен Пушкина из музея А. С. Пушкина на Mойке, 12, Санкт-Петербург.
Подлинный пистолет Пушкина не сохранился, пистолет Дантеса — в частном собрании во Франции.


Усилиями друзей поэта, и, прежде всего, Жуковского и Е. Загряжской дуэль удалось предотвратить. 17 ноября Дантес сделал предложение сестре Натальи Николаевны Екатерине Гончаровой. В тот же день Пушкин послал своему секунданту В. А. Соллогубу письмо с отказом от дуэли. Брак не разрешил конфликта. Дантес, встречаясь с Натальей Николаевной в свете, преследовал её. Распускались слухи о том, что Дантес женился на сестре Пушкиной, чтобы спасти репутацию Натальи Николаевны. По свидетельству К. К. Данзаса, жена предлагала Пушкину оставить на время Петербург, но тот, «потеряв всякое терпение, решил кончить иначе».


Жилет, в котором Александр Сергеевич Пушкин стрелялся на дуэли,
хранится в мемориальном музее-квартире поэта в Санкт-Петербурге.


Пушкин послал 26 января 1837 года Луи Геккерну «в высшей степени оскорбительное письмо». Единственным ответом на него мог быть только вызов на дуэль, и Пушкин это знал. Формальный вызов на дуэль от Геккерна, одобренный Дантесом, был получен Пушкиным в тот же день через атташе французского посольства виконта д`Аршиака. Так как Геккерн был послом иностранного государства, он не мог драться на дуэли — это означало бы немедленный крах его карьеры.


Дуэль с Дантесом состоялась 27 января на Чёрной речке около 4 часов. Пушкин был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным.

Адриан Волков. Последний выстрел А. С. Пушкина.




А. Наумов. Дуэль Пушкина с Дантесом. 1885

А.В. Кондратьев (1935). Дуэль Пушкина с Дантесом.

1907 год

Данный памятник исполнен был неизвестным автором (имя за сто лет отчего-то потерялось) и имел надпись на постаменте «Александръ Сергеевичъ Пушкинъ, — место его поединка, состоявшагося 27 января 1837 г.».
Памятник простоял до 1924 года, затем был заменен на известную ныне стелу.


* * *


Раненый Пушкин был повезён с места дуэли на санях извозчика; а у Комендантской дачи пересажен в карету, которую послал старший Геккерн.
Пушкина привезли домой, на набережную реки Мойки, дом 12.

П. Ф. Борель. "Возвращение Пушкина с дуэли". 1885 г.

Приехал известный в то время доктор Арендт, придворный врач.
- Скажите мне откровенно, - обратился к нему, медленно произнося слова, Пушкин, - каково мое положение.
- Я должен вам сказать, что рана ваша очень опасна, и на выздоровление ваше я почти не имею надежды.
Пушкин кивком головы поблагодарил Арендта, просил только не говорить об этом жене. К заявлению врача о безнадежности своего положения отнесся с невозмутимым спокойствием. Просил врача и не подавать одновременно жене больших надежд.




Подлинный диван, на котором поэт умер 29 января 1837 года.

А умирал он долго, почти двое суток, испытывая жесточайшие мучения. В.И.Даль просил его: «Не стыдись боли своей, стонай, тебе будет легче…» «Нет, не надо стонать; жена услышит; и смешно же, чтоб этот вздор меня пересилил; не хочу», - отвечал отрывисто Пушкин. Перед смертью он окончательно примирился с Богом. Старик-священник, соборовавший его, вышел искренне растроганным: «Я стар, мне уж недолго жить, на что мне обманывать?.. я для себя самого желаю такого конца, какой он имел». Пушкин примирился с царем. Ласково простился с друзьями. Он был окружен близкими, но оставался один со своей горькой тайной, перед лицом смерти. В последнюю минуту схватил руку Даля: «Ну, пойдем же, пожалуйста, да вместе!»

"Друзья, ближние молча окружили изголовье отходящего; я, по просьбе его, взял его под мышки и приподнял повыше. Он вдруг будто проснулся, быстро раскрыл глаза, лицо его прояснилось, и он тихо сказал: "Кончена жизнь!" Я не дослышал и спросил тихо: "Что кончено?" - "Жизнь кончена",-отвечал он внятно и положительно. "Тяжело дышать, давит",- были последние слова его. Всеместное спокойствие разлилось по всему телу; руки остыли по самые плечи, пальцы на ногах, ступни и колени также; отрывистое, частое дыхание изменялось более и более в медленное, тихое, протяжное; еще один слабый, едва заметный вздох - и пропасть необъятная, неизмеримая разделила живых от мертвого. Он скончался так тихо, что предстоящие не заметили смерти его".

Владимир Даль


Дмитрий Белюкин. Смерть Пушкина. 1986 г.

29 января (10 февраля) 1837 года в 14:45 Пушкин скончался в своем кабинете. В момент его кончины были остановлены часы, которые, являясь реликтом эпохи, хранятся до сих пор, став одним из значимых экспонатов музея, организованного в этом доме впоследствии.

По желанию жены, Пушкина положили в гроб не в камер-юнкерском мундире, а во фраке.




А.А.Козлов "Пушкин в гробу",1837.

Рисунок Жуковского, 1837 год

Отпевание, назначенное в Исаакиевском соборе, было перенесено в Конюшенную церковь. Церемония происходила при большом стечении народа, в церковь пускали по пригласительным билетам.

Отпевание должно было состояться, как мы видим, в Исаакиевском соборе, но по воле царя оно было перенесено в придворный храм на Конюшенной площади. Об этом можно прочесть вот здесь: Храм, где отпевали А.С.Пушкина Запись в книге Санкт-Петербургской церкви Спаса Нерукотворного образа, что при главных конюшнях

Когда и кто именно помер Первого числа февраля двора Его императорского величества камер-юнкер титулярный советник Александр Сергеев Пушкин, 36 лет
Отчего приключилась смерть От раны
Кем исповеданы и причащены Протоиерей Петр Дмитриевич Песоцкий
Где и кем погребены Псковской губернии Опочецкого уезда в монастыре Святые горы

А.В. Никитенко, историк литературы, цензор, профессор Петербургского университета и действительный член Академии наук, писал в своем дневнике:

"Завтра похороны. Я получил билет. Февраль 1. Похороны Пушкина. Это были действительно народные похороны. Все, что сколько-нибудь читает и мыслит в Петербурге - все стеклось к церкви, где отпевали поэта. Это происходило в Конюшенной. Площадь была усеяна экипажами, но среди последней - ни одного тулупа или зипуна. Церковь была наполнена знатью. Весь дипломатический корпус присутствовал. Впускали в церковь только тех, которые были в мундирах или с билетом. На всех лицах лежала печаль, по крайней мере наружная... Церемония кончилась в половине первого. Я поехал на лекцию. Но вместо очередной лекции я читал студентам о заслугах Пушкина. Будь что будет!".

«Смерть обнаружила в характере Пушкина все, что было в нем доброго и прекрасного», - написал П.А.Вяземский вскоре после смерти друга.



Василий Андреевич Жуковский только 15 февраля сумел взять себя в руки и написал скорбное письмо отцу поэта:

"Я не имел духу писать к тебе, мой бедный Сергей Львович. Что я мог тебе сказать, угнетённый нашим общим несчастием, которое упало на нас, как обвал, и всех раздавило?.. Я смотрел внимательно, ждал последнего вздоха; но я его не приметил. Тишина, его объявшая, казалась мне успокоением… Мы долго стояли над ним молча, не шевелясь, не смея нарушить великого таинства смерти, которое совершилось перед нами во всей умилительной святыне своей. Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нём в эту первую минуту смерти… Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это было не сон, не покой!.. никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли. Она, конечно, проскакивала в нём и прежде. Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда всё земное отделилось от него с прикосновением смерти… К счастию, я вспомнил вовремя, что надобно с него снять маску. Это было исполнено немедленно; черты его ещё не успели измениться…"


Можно ли было спасти Пушкина? На этот вопрос ответили известные советские хирурги. Через сто лет после смерти поэта, в 1937 году, академик Н.Н. Бурденко сообщил Академии наук, что меры, принятые врачами Пушкина, были бесполезны, а в наши дни даже хирург средней руки вылечил бы его.

А. Наумов. Траурный возок несёт гроб с телом А. Пушкина в обитель. 1894

Похоронили Александра Сергеевича Пушкина в Святогорском монастыре, рядом с бабушкой поэта Марией Алексеевной, которая умерла в 1818 году. У стен Успенского собора находится могил деда Осипа Абрамовича Ганнибала (умер в 1806), матери Надежды Осиповны (умерла в 1836) и отца Сергея Львовича (умер в 1848). Также, в алтарной части Успенского собора похоронен младший брат поэта, Платон (умер в имении Михайловское в 1819).

Проводы тела Пушкина сопровождались величайшими предосторожностями: царское правительство боялось каких-либо общественных демонстраций. Гроб вывезли из Петербурга тайно, в сопровождении жандармского офицера. Из близких в последний путь поэта провожал лишь его старый друг А. И. Тургенев. «Назначен я в качестве старого друга, - записал А. И. Тургенев в своем дневнике 2 февраля, - отдать ему последний долг... Куда еду - еще не знаю ». Только за несколько часов до отъезда Тургенев узнал, что предстоит ехать в Псковскую губернию. После похорон поэта он писал своей сестре А. И. Нефедьевой: «2 февраля в полночь мы отправились из Конюшенной церкви с телом Пушкина в путь; я с почтальоном в кибитке позади тела, жандармский капитан впереди оного. Дядька покойного желал также проводить останки своего дорогого барина к последнему его пристанищу... он стал на дрогах, как везли ящик с телом, и не покидал его до самой могилы ».
Дядька поэта, крепостной крестьянин Никита Козлов, проживший с ним вместе долгие годы, был потрясен случившимся.

Траурный санный поезд мчался, останавливаясь только на станциях для смены лошадей. На одной из станций процессию встретила жена профессора А.В.Никитенко. Она увидела простую телегу, на телеге солому, под соломой гроб, обернутый рогожей. Три жандарма суетились на почтовом дворе, чтобы скорей перепрячь курьерских лошадей и скакать дальше с гробом. — Что это такое? — спросила она у одного из находившихся здесь крестьян. — А Бог его знает! Вишь, какой-то Пушкин убит, и его мчат на почтовых в рогоже и соломе, прости Господи, как собаку .

Вечером 5 февраля подъехали к Тригорскому. Екатерина Ивановна Осипова рассказывает: «В ту зиму морозы стояли страшные. Такой же мороз был и 5 февраля 1837 г. Матушка недомогала и после обеда, так в часу третьем, прилегла отдохнуть. Вдруг вижу я в окно: едет к нам возок с какими-то двумя людьми, а за ними длинные сани с ящиком. Мы разбудили мать, вышли навстречу гостям. Видим: наш старый знакомый, Александр Иванович Тургенев. По-французски рассказал Тургенев матушке, что приехали они с телом Пушкина, но, не зная хорошенько дорогу в монастырь... приехали сюда... Матушка оставила гостей ночевать, а тело распорядилась везти теперь же в Святые Горы вместе с мужиками из Тригорского и Михайловского, которых отрядили копать могилу. Но ее копать не пришлось: земля вся промерзла, — ломом пробивали лед, чтобы дать место ящику с гробом, который потом и закидали снегом. Наутро, чем свет, поехали наши гости хоронить Пушкина».

Настоятель монастыря, столетний о. Геннадий, служивший панихиду, распорядился о перезахоронении только весной. Тогда по желанию хозяйки Тригорского под землей устроен был кирпичный склеп, куда и поместили гроб. Прах Александра Сергеевича похоронили возле останков его матери. Менее года прошло с тех пор, когда Пушкин в апреле 1836 г. внес в монастырскую казну деньги, закрепив за собой после погребения матушки клочок земли на случай смерти. В приходно-расходной книге монастыря игумен Геннадий записал: «Получил от г-на Пушкина за место на кладбище 10 руб. Сделан г-ном Пушкиным обители вклад — шандал бронзовый с малахитом и икона Богородица пядичная, в серебряном окладе с жемчугом».

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать.

Весной 1837 г. ушли снега, и земля на месте захоронения осела так, что следовало подсыпать. Этим озаботились часто бывавшие здесь хозяйка Тригорского и ее дети. Они распорядились поправить могильный холмик, одерновать его, посадить цветы. Поэт и критик Петр Александрович Плетнев, один из ближайших друзей Пушкина, навестивший это место через год, описал его так: «Перед жертвенником есть небольшая насыпь земли... Она укреплена дерном. Посредине водружен черный крест, на котором из белых букв складывается имя “Пушкин”».

Первая мысль о надгробном памятнике была высказана через две недели после гибели Александра Сергеевича. Сделал это писатель и журналист, историк и литературный критик Николай Александрович Полевой: «Неужели же не сделаем ничего для почтения памяти поэта? Наш долг — ознаменовать воспоминание о Пушкине памятником, достойным его славы и русской чести... Пусть каждый из нас, кто ценил гений Пушкина, будет участником в сооружении его гробового памятника! Наши художники вспыхнут вдохновением, когда мы потребуем от них труда, достойного памяти поэта. И в мраморе или в бронзе станет на могиле монумент, свидетель того, что современники умели его ценить. И сильно забьется сердце юноши при взгляде на этот мрамор, на эту бронзу».

Сначала его могила была отмечена только простым деревянным крестом.


В конце 1839 года Наталья Николаевна заказала обелиск на могилу «в Петербурге каменных дел мастеру А.Пермагонову». Материал — итальянский мрамор. Александр Иванович Пермагонов, прославившийся благодаря этому заказу, родился на Урале. В начале XIX в., еще молодым, прибыл он в северную столицу с группой других рабочих для обучения «каменному делу» и работы на императорской гранильной фабрике. Способный каменотес быстро обратил на себя внимание начальства, уже спустя три года был переведен в подмастерья и вскоре получил звание «мастера монументального вечного цеха». Имя его получило широкую известность. Пользовались услугами Пермагонова и при дворе. Заказы на надгробия работы Александра Ивановича поступали, несмотря на необходимость дорогостоящей перевозки, даже из других городов. Только в конце 1839 г. председатель опеки над семьей и имуществом Пушкина граф Г.А.Строганов обратился к царю с просьбой даровать высочайшее дозволение на сооружение памятника на могиле А.С.Пушкина. Делал он это от «имени вдовы камер-юнкера Пушкина и от своего лично».

Осенью 1840 года памятник был установлен на могиле поэта. Тогда же, вероятно, сооружен под памятником и склеп, в котором поместили останки Пушкина и его матери. Памятник очень прост и строг.

Василий Тимм Могила А. С. Пушкина (умер 29 января (10 феврвля) 1837 года) в Святогорском монастыре
(Русский художественный листок. № 31 за 1853 год).

Алексей Саврасов Могила А.С.Пушкина в Святогорском монастыре 1873 г.



Его уж нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..


Шли годы... всенародное почитание Пушкина по большому счету по-настоящему началось ближе к 100-летней годовщине со Дня его рождения. Однако мысли о памятниках поэту постоянно тревожили русскую общественность. Тем не менее интересен такой вот эпизод: могила А.С. Пушкина к 1902 году почти разрушилась и даже обнажился гроб. Ниже представлена интересная статья из издания Брокгауза и Ефрона о реставрации могилы А.С. Пушкина в 1902 году с фотографиями (все кликабельно и увеличивается для удобного чтения).

Ныне эту реликвию - кусок отделившейся зелено-желто-синей парчи размером 32х40 см от обивки гроба поэта - можно увидеть в собрании Всероссийского музея А.С. Пушкина.