Приемы записи и конспектирования информации. Необычные методы конспектирования

валентина Писарева
Основные приемы написания конспектов, рабочих записей на педсовете

Конспект – в переводе с лат . «обзор» , «изложение» - это систематическая, логически связная запись устного или письменного текста. Потребность в конспекте может возникнуть в случаях, когда за ограниченное количество времени требуется передать большой объем информации, из живой речи вычленить самое главное и существенное. Это отличный способ упорядочивания информации в голове. Но конспект- это не точная запись изучаемой информации слово в слово, а запись смысла , сути, самого главного, поэтому каждый конспект – неповторим , уникален и непохож на другой. Когда человек пишет конспект , он выполняет своеобразное «свертывание» информации, оставляя только наиболее важные, ключевые моменты. Все остальное выкидывается : в первую очередь, это слова и фразы, которые организуют связность текста или являются комментариями автора к сказанному. Такие элементы можно убрать из конспекта , не опасаясь за целостность информации, тем более, что их можно будет легко вспомнить, просмотрев законспектированные ключевые записи .

Основное требование к конспекту- запись должна быть систематической, логически связанной, чтобы ею можно было пользоваться не только составителю, но и другим читателям. Внимательное слушание и конспектирование предполагает интенсивную умственную деятельность.

Задачи конспектирования :

1. Способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого материала.

2. Помогает выработке умений и навыков правильного, грамотного изложения в письменной форме теоретических и практических вопросов.

3. Формирует умение ясно излагать чужие мысли своими словами.

Основные приемы конспектирования можно разделить на 3 группы :

1 Группа. Сокращение слов, словосочетаний, терминов.

Эти приемы осваиваются легко и включают :

1)аббревиатуру и гипераббревиатуру терминов.

Аббревиатура- сложносокращенное слово, образованное из начальных букв или начальных элементов слов (ДОУ, ФГОС,ФЭМП, ППРС,СРИ,НОД,ЗОЖ, зам. зав., детсад) . Это эффективное средство, ускоряющее запись и позволяющее избегать повторений часто употребляемых слов. При введении аббревиатур необходимо особое внимание уделять тому, чтобы они были единообразны на протяжении всей записи .

Гипераббревиатура- это аббревиатура одной буквой. Существует два основных приема применения этого способа скоростного конспектирования . 1-обозначение слова начальной буквой с точкой (С. -стандарт, О. -образование, А. -адаптация) . Такой способ допустимо применять на коротком интервале однородного текста. 2-начальная буква обводится линией- буква «в обертке» (Д –деятельность, И -игра, Ц- цель) .

Чаще всего этот прием используется для сокращенного обозначения терминов.

2)кванторизацию- переворот начальной буквы. Этот способ конспектирования придумал и ввел немецкий математик Георг Кантор, получившимся знакам дали название кванторов. Давайте воспользуемся приемом Кантора и сами введем сокращения для часто встречающихся слов в сфере дошкольного образования :

Программа, -дети, -родители, -блоки, -социализация.

3)иероглифику и пиктографию.

Использование иероглифической записи . Иероглифы- наиболее древние китайские изобразительные знаки.

Одними иероглифами писать не очень удобно. Но использование их отдельных элементов при конспектировании очень эффективно , если ввести их в свои записи , придав им какой-нибудь смысл.

Использование пиктограмм. Пиктография- отображение содержания сообщения в виде рисунка. Пиктограмма создает образ, что важно для использования механизма зрительной памяти : ведь самая сильная память у человека- зрительная.

Пиктограммы следует применять везде, где только можно : этот прием дает блестящие результаты и в ускорении записи , и в удобстве чтения и запоминания.

4) способы записи окончаний . Это прием пропуска букв и обозначение пропущенных букв дефизом (к-рый- который, кон- ция -концепция, р-е-развитие, ф-е- формирование, ф-ция- функция, сам-но- самостоятельно) .

Рассмотренные приемы записи слов , символов и словосочетаний просты и после непродолжительной тренировки выполняются автоматически.

2 Группа. Переработка фразы .

Это самые эффективные, но трудно осваиваемые приемы . Приемы конспектирования фраз более сложные , так как требуют осмысления и творческой переработки текста . Но они дают гораздо больший эффект как в скорости записи , так и в последующем восприятии и запоминании текста. Основной идеей является перекодирование и свертывание текста. Они включают :

1) пространственную запись . Это прием использования при конспектировании длины и ширины листа бумаги. Сюда относится составление таблиц, графиков, схем. Например, берем такой текст : «В содержание программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО входят пять образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Физическое развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , которые, в свою очередь, подразделяются на блоки…» Конспектируем данную информацию в виде схемы :

Содер-е П.

Позн-е р-е Физич-е р-е Реч-е р-е Соц-ком р-е худ-эст-кое

«ФЭМП» «Р-е позн-

исслед-кой Д»

Эффективность данного приема состоит еще в том , что всегда можно вернуться назад и дополнить схему.

2)приведение фразы к эквивалентному виду. Применение этого приема требует понимания конспектируемого текста , творческой его переработки и высокой скорости мышления. По ускорению записи этот прием наиболее эффективен . Суть его заключается в том, чтобы найти фразу, эквивалентную данной, но более короткую. Поиски такой фразы можно вести в нескольких направлениях : подобрать более короткие синонимы для составляющих фразу слов или сформулировать то же самое другими словами, устранив, например, некоторые прилагательные. Берем текст : «В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С конца 2013- начала 2014 годов запущена программа модернизации дошкольного образования. Вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации» , в котором впервые дошкольное образование становится первой ступенью в образовании…» Короткая запись : «ДО- первая ступень в образ-и (закон «Об образ-и в РФ»

3)свертывание фразы с использованием контекста. Объективной предпосылкой этой идеи является избыточность языка. Исследования показали, что русский язык обладает избыточностью около 80%.То есть, если из текста убрать не 80%, а меньше символов и слов, то можно и текст сохранить, и читать его будет несложно. В первую очередь из фразы может быть удалена группа подлежащего, поскольку оно совпадает с содержанием контекста и, поэтому, легко по нему восстанавливается. Например, если темой лекции является : «Презентация образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» , то из фразы «разделы образовательной программы» можно оставить «разделы» . Следующим кандидатом на удаление является группа сказуемого. В этой группе глагольные слова, особенно связанные с перечислением (типа «состоит» , «включает» , заменяются графическими символами, например, вилкой или скобкой.

3 Группа. Использование цвета.

Цвет несет дополнительную информацию, способствуя лучшему запоминанию и акцентированию внимания при чтении конспекта . Для этого можно использовать цветные фломастеры.

Данная группа включает довольно просто осваиваемые приемы :

2)работу цветом в зависимости от степени важности текста и по соответствию частей текста.

Можно выделять информацию цветом по степени важности. Поэтому, красным цветом в контексте выделяют самые главные места (определение, формулировки законов, синим- теоретический материал, зеленым- примеры. Не следует применять много цветов, желательно не более трех-четырех.

Техника рационального конспектирования- это один из основных навыков обучающихся , преподавателей и научных работников . Знаниям, умениям и навыкам в этой области надо учить так же, как учим всему остальному, поскольку самостоятельно изобретенная техника конспектирования оказывается примитивной.

source
Описание:
Методы ускоренного конспектирования и чтения

1) организация конспекта; 2) скорос- тное конспектирование; 3) обработка конспекта и его подготовка к чте- нию.

2.2. Организация конспекта
Размещение записи
1. Всю ширину страницы для записи текста целесообразно разде-
лить на 3 поля, соотношение между которыми и назначение каждого из них определено далее.

Первое поле предназначено для знаков акцентирования, второе – для
основного текста, третье – для пояснений, дополнений и примечаний.
2. Если конспект ведется в обычной общей тетради (что чаще всего
и бывает), а не на отдельных листах формата А4, то размещать запись лучше не вдоль страницы тетради, как это делается в книгах, а попе- рек, что позволяет: более рационально использовать поле страницы, особенно с учетом п.1, поскольку при такой разметке поле для записи основного текста становится слишком узким; не отвлекать внимание на соседнюю страницу, особенно если

3. Знаки акцентирования применяются для выделения, привлечения
особого внимания к отдельным частям текста конспекта (можно исполь-
зовать и при работе с книгой), а также для пояснения роли этого места в тексте. Примерами знаков акцентирования являются:
! – особое внимание; !! – повышенно
нимание; !!! – особенно важно; ? – неясно, следует обратиться за консультацией; к учебной литературе; NB – (от лат. nota bene – заметь хорошо), взять на заметку для даль-
нейшей проработки;
N – противоречие; ^ – см. выше, повтор;
или – итог, заключительная мысль; Д. С. – материал для справки (а не для запоминания); >, v – сделать вставку в текст, дополнить его; Р. S.– напис ание после, дополнение ставит ся часто, если лектор,
возвращаясь к ранее изложенному, рекомендует дополнить текст с ука- занием соответствующего ме ста в конспекте.

4. Дополнения и примечания, размещаемые в третьем поле, как пра-
вило, носят характер рекомендуемо
тературе или ссылки на соответствующий источник; при этом такая запись делается либо словами, что более наглядно, либо номером источника по рекомендованному лектором перечню литературы и дру- гих опубликованных источников, который берется при этом в квадрат- ную скобку, например . Наиболее часто это встречается, если лектор говорит, что идея или формулировка такая-то, приведенная формула или рисунок, таблица находятся в определенном источнике или при- надлежат автору, на что и делается соответствующая ссылка.

5. Рекомендуется оставлять свободные места в тексте конспекта для
дополнительных записей, особенно если это рекомендует сделать лек- тор со ссылкой на соответствующие источники,
а также для последую- щего заполнения этих мест материалом, который слушатель не успел записать (при этом не следует пытаться восполнить пропущенный текст, заглядывая в конспект соседа, поскольку будет потерян темп записи и возникнет хроническое отставание от лектора).

6. Интервалы между строками в тексте конспекта должны быть в
1,5–2 раза больше размера букв, чтобы вносить исправления, делать необходимые вставки в отдельные строки.

7. Рубрикацию (от лат. rubrica – заглавие; написанное красной крас-
кой, от ruber – красный), т. е. заголовки разделов, подразделов необхо
димо четко выделять (желательно с помощью цвета) или более крупны- ми буквами с отступами от предыдущего и последующего текстов .

8. Перечисления в тексте можно делать с нумерацией, как правило,
цифровой, или, что удобнее, без нумерации, а с отступами в тексте и использованием дефиса или других символов.

9. Нумерацию лекций и ее дату в тексте проставлять не рекоменду-
ется, а если это делается, то на левом поле, чтобы не разрывать основ- ной текст лекции в конспекте.
Использование цвета

1. Красная строка. Начинать новую тему, параграф с красной строки
в буквальном смысле этих слов. В конспекте следует выделять начало разделов, тем, пунктов красной ст рокой, выделяя цветами заголовки разных уровней или отчеркивая концы пунктов (в книгах для подобных целей пользуются разными шрифтами). Этот прием особенно эффекти- вен, если конспект используется в справочных целях.
2. Правило “светофора”. В ряде случаев можно воспользоваться пра-
вилом “светофора”, т. е. подчеркивать или зачеркивать соответствую- щим запрещающим цветом (красным) то, что не надо делать, и разре- шающим (зеле

3. Работа цветом по важности. Словосочетание “красной нитью”
Поэтому красным цветом в конспекте следует выделять те места текста, на которые обращает внимание лектор: опре- деление ключевых понятий
ьма удобно и эффективно пользоваться этим приемом при конс-
пектировании математических текстов. Например, формулировки теорем выделяют красным цветом, определения – зеленым, а прочий текст – си- ним или черным

4. Работа цветом по соответствию. Идея этого приема такова –
одинаковым цветом записываются свя
нные между собой части мате- риала (текстового или иллюстративного). Чаще всего этот прием при- меняется в следующих случаях:
– описание сложных конструкций, состоящих из нескольких частей,
при этом разными изображаются составные части схемы или конструк- ции и тем же цветом дается их описание;
– запись динамики определенных процессов или положений состав

5. Изображение разными цветами и при необходимости описание
семейств кривых, особенно если они носят немонотонный характер (на практике для этих целей обычно используют пунктирные, штрихпунк- тирные и другие штриховые линии, но их применение более трудоемко и менее информативно).


2.3. Методы и приемы скоростного конспектирования

1. Уменьшение размеров рукописных букв в разумных пределах,
2. Писать следует “вязью”, т. е. не отрывая ручки от бумаги, что
существенно (не менее, чем в 2 раза повышает скорость записи).
3. Использование в определенных пределах приемов стенографии.


Методы и приемы скоростного конспектирования
слов и словосочетаний

1. Обозначение некоторых часто употребляемых слов и словосочета-
ний начальными или начальными и конечными буквами. Например:
– м. б. – может быть; д. – должен; т. е. – то е сть; т. к. – так как; и т. д.
– и так далее; и т. п. – и тому подобное; и др. – и другие; и пр. – и прочие; р–м – рассмотрим; п–м – получим; с–т – суще ствует.

2. Сжимание слова путем недописывания гласных как мало инфор-
мативных знаков (обеспечивающих, главным образом, вокализацию
истом виде теряется инфор-
мация о падежах и других грамматических особенностях записи, можно использовать смешанный прием: сохранять гласные лишь в окончаниях (например, трбвния, тргвля, зрбтная плта и т. п.).

4. Сокращения слов путем перерыва в начертании на гласной букве
(например, отмена частной собственности – отм ча сбствти; несвоевре- менная выплата заработной платы – нсврмая вы зрбтной плты).
5. Пропуски букв и обозначение пропущенных букв дефисом (на-
пример, работа – р–та; философия – ф–ия; менеджмент – м–нт; марке- тинг
6. Сокращение слова путем обозначения частей слов в начале и в
конце не сколькими буквами (например, конференция – кф, комиссия – кия, количество – клво и т. п.).
7. Сокращенное обозначение часто встречающихся местоимений и
союзов (например, который – крый, чтобы – чбы и т. п.).
~ – “ение” или “ание”, – “иче с- кий”. Применять эти символы можно как в сочетании с обычным тек- стом, так и с сокращениями всех видов, в частности с кванторами: – существует, – существование, соц. – социальный, соц1 – социалис- тический.

Сокращения (аббревиатуры)

– сокращения слов, обозначающих населенные пункты (г. – город,
обл. – область);
– названия месяцев и дат; – телеграфные графические сокращения (тчк, зпт
условные обозначения величин и единиц измерений (Ом, В, км, см); – сокращения, принятые в планово-учетной документации (Госбанк,
квит. №, расч.счет);
– традиционные текстовые сокращения, принятые во всех разновид-
ностях письма (т. д., т. п., с. г., см., напр., пр., др.);
– официальные наименования организаций, учреждений, предприя-
тий, их подразделений (СМ, АН, хозчасть, главк, финотдел и т. п.);
– названия некоторых материалов (кожимит, лавсан и т. п.); – названия изделий, машин и приборов (мопед, РЭС, РЛС, запчасть и т. п.); – названия документов (ГОСТ, О СТ, ОРМ, ТУ, ТЗ, госзаказ и т. п.); – наименование должностей
еных званий и степеней (акад., член-
кор., проф., доц., д-р экон. наук,ст. науч. сотр., зав., зам., и.о.);
3. Сокращения должны удовлетворять нормам русского произноше-
ния.

4. Сокращения, являющиеся названиями учреждений, предприятий,
организаций, а также обозначающие марки изделий и т. д., пишутся с прописной буквы.
5. При введении аббревиатур необходимо особое внимание уделять
тому, чтобы они были единообразны на протяжении всей записи.
6. Слово год после дат сокращают, оставляя одну букву “г.”, а после
нескольких дат ставят буквы “гг.” (точка между ними не ставится). На- пример: 2001 г., 1996–2000 гг.
7. Учебный и финансовый годы пишут через косую черту, сокращая
последний год на две первые цифры и употребляя слово год в един- ственном числе. Например, в 1998/99 учебном году.
8. Рубли и копейки сокращаются “руб.

Гипераббревиация
Гипераббревиация (от греч. hyper – над, сверх) – это аббревиатура
одной буквой. Существуют два основных приема применения этого спо- соба скоростного конспектирования.
1. Обозначение слова начальной буквой с точкой (например, К. –
рименением букв в обертке.
Например, A – алгоритм, a – анализ, C – система, Э – экономика и т. п..
В группе – общепринятых это, прежде всего: математические и логические символы: +, –, =, х, :, >, – знак принадлежности, составная часть (например, А В);
– знак импликации (от лат.implico – те сно связываю) – одна из
логических операций, ей соответствует связка “если, то”;
&– знак коньюнкции (от лат. conjunctio – союз, связь) – одна из логи-
ческих операций; отражает употребление союза “и” в логических выво- дах;
V – знак дизъюнкции; соответствует союзу “или”;
– знак отрицания – одна из логических операций, отражает упот-
ребление выражения “неверно, что…”.
В каче стве удачных примеров применения придуманных иерогли-
фов, получивших определенное распространение, можно привести: – противоречие; – точка зрения; N – наоборот; – взаимосвязаны; – такой, что и т. п.

В пиктографическом письме возможна метафорическая или условная символика (напри-
мер, два соединенных сердца – “любовь”, прямоугольник в круге – “нет проезда”.
Примеры пиктограмм при конспектировании: f(x)^ – фун- кция f(x) возрастает, f(x)v – убывает, f(x)^ – возрастает и ограничена сверху; = –самолет с треугольным крылом и двумя реактивными дви- гателями, расположенными в хвостовой части фюзеляжа.


Использование сокращенной и
символической записи иноязычных слов

ема являются следующие сокращения заимствованных слов: if – “если”, use – использовать; iff – “тогда и только тогда, когда…”; const – посто- янный; var – переменный; idem – “одно и то же”; inv – инвариантный, не зависящий; lim –“предельное значение”.
2.5. Скоростное конспектирование фраз

Основной идеей при этом является психологическое перекоди- рование и свертывание (свертка) текста
Свертывание фразы с использованием контекста
о из текста при конспекти-
ровании убираются те слова, которые можно без труда восстановить по контексту.
В первую очередь (как ни странно) из фразы может быть удалена
группа подлежащего, поскольку оно, как правило, совпадает с на- званием и содержанием контекст а и поэтому легко по нему восста- навливается.
Например, если темой лекции является рациональное конспектиро-
вание, то из фраз “конспект применяется для …”, “достоинствами кон- спекта являются …” можно оставить “применяется для …”, “достоин- ства …

сть словосочетания, кото-
рая по смыслу дублирует другую его часть,
Следующим кандидатом на удаление из фразы является группа ска-
зуемого. В этой группе глагольные слова, особенно связанные с пе- речислением (типа “бывают”, “со стоит”, “включают”, “различают” и т. п.), заменяются графическими символами (вилкой или скобкой – см. ниже).
Свертывание текста путем использования
макроконтекста

Или в экономическом тексте вместо фразы “прибыль как разность между доходами и расхода- ми …” пояснение может быть опущено, поскольку оно хорошо извест- но даже начинающему изучать экономику.
Для свертывания записи фразы за счет макроконтекста надо пони-
мать смысл лекции, этот прием неприменим для бездумной записи.

Скоростное конспектирование путем преобразования фразы

найти фразу, эквивалентную данной, но более короткую.
Поиски же такой фразы можно вести в следующих основных направлениях:
– подобрать более короткие синонимы для составляющих фразу слов
(например, с использованием известных слов иностранного языка);
– сформулировать то же самое другими словами, устранив, напри-
мер, некоторые прилагательные, выполняющие лишь функции “укра- шения” или “эмоциональности”;
– подобрать более короткий текст, при этом состав оставляемых или
заменяемых слов должен быть ориентирован на используемую систему сокращений слов и словосочетаний.

“запись лесенкой

Использование табличной записи
Этот прием применяется как компактная форма классификаций, пе-
речислений и позволяет избежать повторения многих, как правило, од- нородных слов.

Т. е. следует брать книжные и другие печатные тексты и пытаться их преобразовывать по принципу: тот же смысл меньшим числом слов и символов. Вторым направлением тренировки приобретения навыков является конспекти- рование текстов первоисточников, учебной литературы, что полезно и с точки зрения дополнения и обработки конспекта.

После завершения конспектирования лекции конспект должен быть
подвергнут обработке, которая необходима для повышения его инфор- мативности и полноценности.
Обработка конспекта проводится в два этапа: – на первом этапе в процессе изучения дисциплины в течение семе-
стра в конспект вводятся пропущенные слова, фразы, уточняются опре- деления, вносится дополнительная информаци

из рекомендованных источников, на что в ходе лекции обычно указывает преподаватель (для этого в конспекте следует оставить свободное место), проставляются дополнительные знаки акцентирования;
– перед сессией и в ее процессе проверяется комплектность конс-
пекта, вносится пропущенная информация, снимаются вопросы путем общения с коллегами и преподавателем.





чтении




Основные способы чтения и нормативы их скорости


водится их анализ и оценка.
Принято выделять пять основных недостатков традиционного мето-
да чтения или факторов, затрудняющих ускорение чтения .
1. Регрессия – это непроизвольные, механические, повторные фик-
сации глазами одного и того же участка текста
Повторное чтение це- лесообразно лишь по окончании чтения всего текста, что часто снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными.
2. Артикуляция – это движение губ, языка и других органов речи при
чтении
3. Малое поле зрения, под которым понимается участок текста, четко
воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда
5. Отсутствие внимания являет ся одновременно и причиной, и
следствием замедленного чтения снижения понимания и запомина- ния текста.
Основные способы чтения и нормативы их скорости
Углубленное – при котором обращается внимание на детали, произ-
водится их анализ и оценка.

3.2. Методы и техника быстрого чтени
1) использующие различные приборы (фразоскопы, пейсеры и т. п.); 2) без применения приборов; 3) комплексные с использо- ванием обычных педагогических приемов, кинофильмов и приборов.
Чтение без регрессий
Чтение без артикуляции
При выстукивании рукой специального ритма вокруг соответ- ствующих пунктов мозгового возбуждения
равильно разучить и выстуки-
вать ритм, для чего необходимо соблюдать правила выполнения этого упражнения и многократно повторять его. Эффект метода проявляется только в том случае, если читатель самостоятельно, работая с текстом, непрерывно выстукивает ритм (а не заменяет его, например, записью и воспроизведением с помощью магнитофона и т. п.) и контролирует правильность звучания на слух.


для преодоления артикуляции



кисти.

Основные правила выстукивания ритма при чтении
для преодоления артикуляции
1. Ритм выстукивается собранными вместе пальцами правой руки
по твердой поверхности стола ударами в одну точку твердо, уверенно, четко. При этом левша должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него речевая моторная зона находит ся в обоих полу- шариях коры мозга.
2. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только
кисти.
3. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное –
обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма.

таблицы Шульте
Итак, основные правила работы с таблицами Шульте (или буквен-
ными таблицами):
– во всех таблицах находить цифры (буквы) необходимо беззвучным
счетом в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Перебирать все таблицы можно в любом порядке. Найденные цифры указываются карандашом. В результате такой тренировки время считывания не дол- жно превышать 25 с, с постепенным сокращением этого времени путем наращивания скорости считывания;
– перед началом работы с таблицами взгляд фиксируется в их центре
и необходимо видеть всю таблицу целиком;
– при поиске следующих по порядку цифр разрешается фиксация

глаз только в центре таблицы, а горизонтальные движения глаз (точнее говоря, их сканирование) запрещены;
– при выработке приемов считывания таблиц можно проводить эти тре-
нировки без карандаша, используя только поисковые движения взглядом.
Развитое перифериче ское зрение у читающего – есть та достаточная
обратная связь
Быстрое чтение в отличие от медленного, пассивного созерцания
текста заст авляет читателя активно вторгаться в структуру и содер- жание текста, сравнивать и оценивать различные смысловые блоки.

И практически только 20–25 процентов объема текста несут основной смысл для конкретного чит ателя и данного вида чте- ния.




ническим и смысловым.



Дифференциальный алгоритм чтения
Третьим приемом, которым пользуются читатели для запоминания
текста, является реципация, или мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникших в процессе чтения.
Понять текст – значит не только усвоить его содержание, но и запомнить его.

Особенностью зрительной памяти является то, что стремясь вспом-
нить какую-либо мысль, формулу или цифру из прочитанного, предва- рительно представляют, в каком месте страницы книги и каким шриф- том эта формула напечатана.

Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, меха-
ническим и смысловым.
Механическое запоминание происходит без осознания связи между
его элементами, например, путем многократных повторений («зубреж- ка»).
Осмысленное запоминание основывается на сокращении количе ства
информации в результате ее фильтрации. Оно более экономично, емко,

Семь золотых правил быстрого чтения
Итак, в заключение в порядке подведения итогов анализа и опис а-
ния основных методов и приемов быстрого чтения приведем семь золо- тых правил быстрого чтения .
Первое – читать без регрессии. Второе – читать без артикуляции.
Третье – расширять поле зрение и читать вертикальным движением
глаз.
Четвертое – читать по интегральному алгоритму чтения. Пятое – читать по дифференциальному алгоритму чтения, выделяя
доминанту и основное смысловое значение текста.
Шестое – постоянно развивать свою память и внимание. Седьмое – постоянно тренироваться, выполняя ежедневно обяза-
тельную норму: чит ать две газеты, один журнал (профессиональный) и 50–100 страниц книги, соблюдая при этом все указанные приемы.
При должной целеустремленности, желании, усердии и терпении
успех вам обеспечен : скорость чтения может быть повышена в 3–5 (а иногда и
более) раз. Общая продолжительность обучения при ежеднев- ных занятиях в 1–1,5 часа зависит от индивидуальных особенностей обучающегося, но в среднем она составляет 3–6 месяцев. При этом весьма желательным является использование в каче стве дополнения рекомен- дованной литературы.

Учебник быстрого чтения

В сфере мышления первый шаг часто оказывается самым трудным. Последующие шаги все более легкие. Чем больше вы учитесь, тем легче вам учиться дальше.
Лучше всего пользоваться чем-то длинным и тонким, например, шариковой ручкой,
Для достижения наилучшего эффекта попросту размещайте указку под той строкой,
которую читаете, и плавно двигайте ее по мере чтения.

РЕЗЮМЕ
1. Естественный инстинкт ребенка использовать при чтении указку является правильным. 2. Наилучшими указками служат тонкие ручки или карандаши,
вязальные спицы или даже восточно-азиатские палочки для еды.
3. Указка должна плавно двигаться под строкой. 4. Нужно управлять глазами
помощью указки только при движении вниз по средней
части страницы.
5. Указка обеспечивает повышение скорости, улучшает концентрацию и понимание текста,
а также снижает утомляемость глаз.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
1. Используйте лучшую из имеющихся у вас на данный момент указок, продолжая в то же
время искать идеальную.
2. Прочтите данную главу повторно, пользуясь при этом указкой. 3. Используйте указку при чтении газет и жу рналов, которые обычно покупаете. 4. Время от времени "подгоняйте" себя с помощью указки, читая чуть быстрее, чем вам
удобно.




которое указываете пальцем.


1. Установите, сколько слов вы способны видеть с каждой стороны центрального слова без
необходимости двигать глазами.
2. Установите, сколько слов вы способны отчетливо видеть выше и ниже того слова, на
которое указываете пальцем.
3. Проверьте, в состоянии ли вы сказать о наличии в верхней или нижней части этой
страницы какого-то числа, а если оно есть, то что это за число.
4. Выясните, способны ли вы подсчитать количество абзацев на данной странице. 5. Выясните, способны ли вы подсчитать количество абзацев на противоположной странице. 6. Видите ли вы рисунок или схему на одной из этих страниц? 7. Если вы видите рисунок или схему, способны ли вы точно или приблизительно

На самом же деле под четкое центральное зрение отводится всего 20 процентов вашей
системы "глаз/мозг", в то время как остальные 80 процентов обслуживает периферическое зрение

РЕЗЮМЕ
Использование методов метауказывания значительно увеличивает преимущества
использования визуальной указки. Основные методы метауказывания таковы:
охват пары слов; переменный охват; обратное чтение — проход в обратном направлении; "S"-образное движение; зигзаг; петля; вертикальная волна; двойная указка; ленивое"S".
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ 1. Испробуйте на практике каждый из методов метауказывания в течение, по меньшей мере, пяти
минут, меняя в процессе работы скорость чтения и глубину понимания. Такое время необходимо для того, чтобы дать мозгу возможность привыкнуть к данному методу.
2. Проделав это, выберите три метода метауказывания, которые вам больше всего по душе, и далее
используйте их. Во всех этих упражнениях полезно работать с материалом, который вы уже ранее читали, поскольку таким образом легче осваивать новые умения и привыкать к ним. Постоянные обращения к "Учебнику быстрого чтения" помогут вам как в практическом овладении новыми методами, так и в повторении существенной информации.
3. Организуйте себе несколько пятиминутных сеансов чтения и начните читать в расчете на
понимание, пользуясь самыми удоб
ными для себя методами метауказывания, и при этом постепенно наращивайте скорость чтения таким образом, чтобы в конце пятиминутного интервала уровень понимания составлял у вас от 5 до 10 процентов. Это упражнение позволит
"выпрыгнуть из собственных ботинок " по мере того, как глаза будут все больше привыкать к
высокому темпу.
4. Практикуйтесь с методами метауказывания в самом широком диапазоне скоростей. Многие
люди, к своему удивлению, обнаруживают, что на более низких скоростях понимание у них почти отсутствует, но при достижении некоторых определенных ритмов все становится удивительно понятным.

РЕЗЮМЕ 1. Сканирование — это процесс, при котором вы ищете конкретную информацию. 2. Скольжение — это процесс, при котором вы стремитесь получить общее представление. 3. Оба эти навыка используются значительным большинством быстрых читателей. 4. Каждый из этих навыков можно поднять на более высокий уровень благодаря применению
продвинутых методов ме-тауказывания.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ 1. Попробуйте

отвести десять минут на сканирование словаря в поисках слов, которые вы знаете и
любите использовать, но не в состоянии дать их точное определение.
2. Практикуйтесь отныне в навыках сканирования и скольжения на всем, что будете читать.

1. Ваш мозг представляет собой релятивистский орган, и его можно приучить к повышенным и
ускоренным нормам.
2. Метод чтения и тренинга с метрономом позволяет поддерживать и наращивать скорость чтения.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
В последующих пунктах используйте любой метод метауказывания, который кажется вам
самым подходящим.

1. В течение пяти минут почитайте в нормальном темпе любую книгу, которой вы сможете
пользоваться и в дальнейшем. Зафиксируйте скорость чтения (число слов в минуту) в Графике и Таблице достижений, приведенных в конце книги.
2. Выберите для этого любу ю несложную книгу, причем желательно, чтобы она вас
заинтересовала.
Стремитесь достигнуть максимально высокого понимания, но помните, что данное упражнение
в первую очередь нацелено на скорость.
5. Упражняйте свои глаза, двигая их в горизонтальной и вертикальной плоскостях по диагонали
из левого верхнего в правое нижнее положение, а затем из правого верхнего в левое нижнее положение.

6. Попрактикуйтесь в перелистывании 100 страниц, отводя на каждую страницу примерно по 2
секунды и очень быстро перемещая глаза вниз по странице. (Проделывайте это в течение двух двухминутных сеансов).
7. а) В течение одной минуты читайте так быстро, как сумеете, не заботясь о понимании.
б) Читайте в течение одной минуты с целью понять текст. в) Подсчитайте свою скорость и впишите ее в График и Таблицу достижений.


"+":
купил корзину для офиса
рассортировал отчеты
подключил базу 1С из архива
прочел 2 книжки
начал быстро читать
начал рационально конспектировать

вывод:
важно начать... просто пробуйбыстро читать

Быстро и эффективно записать конспект со слов преподавателя, чтобы потом понять свои же закорючки и подготовиться к экзамену - непосильная задача для многих студентов. Перед сессией многие ксерокопируют и переписывают чужие труды вместо того, чтобы научиться самим правильно конспектировать.

В нашей статье мы расскажем о методах и приемах скоростного конспектирования, которые пригодятся не только в университете, но и в дальнейшей жизни.

Метод конспектирования Корнелла

Профессор Корнелльского университета Вальтер Паук в середине прошлого века задался вопросом: как создать эффективную методику конспектирования лекций? И создал почти гениальный способ. Суть его заключается в том, чтобы вести записи на определенным образом размеченной бумаге. В итоге информация разложена по полочкам, главные идеи бросаются в глаза, и никакой путаницы в километровых записях не возникает.

Корнелльский профессор предлагал не механическое перенесение слов лектора в тетрадь, а фиксирование главных тезисов темы с последующей самостоятельной доработкой текста.

Без собственных выводов и анализа содержания лекции корнелльский метод конспектирования не имеет смысла.

Как происходит работа над конспектом?

Работа делится на 3 этапа:

  • записываем важные моменты лекции;
  • делаем краткие пометки и замечания, возникающие по ходу лекции;
  • подводим итоги и проводим анализ - делаем собственные выводы по теме.

Помните, что каждую новую тему необходимо начинать с новой страницы, иначе запутаетесь и все ваши труды окажутся напрасными.

Метод Билла Гейтса

Билл Гейтс - создатель компании Microsoft, миллиардер и бывший самый богатый человек в мире (сейчас его место занимает владелец сервиса Amazon) разработал собственный метод скоростного конспектирования.

В 2003 году предприниматель Роб Ховард во время переговоров с Биллом Гейтсом обратил внимание на то, что, несмотря на свои миллиарды и возможность пользоваться новейшими гаджетами, Билл делал записи от руки.

Позже он поинтересовался, каким образом Билл организует свои записи. Оказалось, что тот делит лист блокнота на 4 блока и записывает в каждый связанные между собой данные.

Например, одна часть всегда занята вопросами, которые возникают по ходу переговоров или интервью. Вторая - основными мыслями, третья - краткими пометками и замечаниями, и, наконец, четвертая - примерами.

Напоминает метод Корнелла? Некоторые специалисты придерживаются мнения, что способ Билла Гейтса - не что иное, как переработанная методика Корнелльского профессора. Может, оно и так, но зато как удобно.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт или mind mapping - популярная техника записи, суть которой заключается в том, что основной текст конспекта размещается в середине листа.

Проще говоря, вы пишете основную мысль или понятие в середине страницы, заключаете его в кружок или рамку (как вам удобнее) и начинаете с помощью стрелок, которые расходятся в разные стороны, записывать ключевые идеи и слова, связанные с основным понятием.

Если вы любитель мозговых штурмов и готовы научиться виртуозно менять цвета ручек (а они вам пригодятся, чтобы делать стрелки более заметными), то этот метод для вас.

Метод "стрелочек"

Метод предложений

Метод предложений очень схож со стандартным методом стенограммы. Суть его заключается в том, что вы пытаетесь записать все, что говорит преподаватель. Главное отличие от метода стенограммы - каждое предложение записывается с новой строчки и нумеруется по порядку.

Нумерация помогает не запутаться во время чтения конспекта и отсылает от одного предложения к другому с помощью одной маленькой пометки (например, «см. №69») - больше не нужно разбираться в запутанных стрелках, которые перечеркивают пол страницы и вдобавок половину записей.

Ну а если осваивать эти методы конспектирования вам не хочется или не под силу, то студенческий сервис всегда готов прийти на помощь. Курсовые, дипломные, рефераты, контрольные и другие учебные работы - напишем все, что вы не законспектировали.

Конспектирование – это умение быстро мысленно произвести анализ текста и записать на бумаге самое важное. Существует большое разнообразие способов конспектирования лекций. Однако, подобным навыкам, к сожалению, нигде специально не обучают. В то же время, умение конспектировать очень важно для студентов и школьников. Без умения быстро и грамотно писать лекции нельзя рассчитывать на получение хороших знаний. Но как овладеть этим навыком? Какой способ конспектирования выбрать?

Для тех, кто хочет овладеть навыками конспектирования и записи лекций, есть хорошая новость – существуют способы и технологии эффективного конспектирования лекций, которые разработали для себя люди, добившиеся успехов в различных областях. Взяв их на вооружение, можно овладеть умением конспектирования, значительно облегчив себе жизнь.

Способы и технологии эффективного конспектирования лекций

Метод конспектирования Корнелла

Около полувека назад жил профессор по имени Вальтер Паук, преподававший в Корнелльском университете (отсюда и название), разработавший способ записи лекций, который по сей день популярен среди учащихся, особенно в американских учебных заведениях. В чем же заключается метод конспектирования Корнелла?

Лист бумаги (формат А4) необходимо разлиновать таким образом, чтобы вверху появилась горизонтальная колонка для даты и оглавления и внизу для записи главной мысли лекции, сформулировав ее несколькими предложениями. Оставшееся свободное пространство листа расчерчивается одной продольной линией, образуя две колонки – правая должна быть широкой, левая – узкой.

Конспектирование методом Корнелла осуществляется в правую колонку с промежутками для добавления, в случае необходимости, информации, а левая используется для выписывания в нее ключевых названий, фраз, цифровых данных. После лекций посредством анализа информации, содержащейся в правой колонке, выводится главная мысль и фиксируется в нижнем поле.

Суть данного способа записи лекций заключена в повторении информации, при ее анализе для выведения главных мыслей и идей, что способствует лучшему усвоению знаний. Но, при невыполнении последнего этапа, теряется вся практическая польза данного способа конспектирования, и он становится обычным записыванием лекции.

Способ конспектирования Билла Гейтса

Данная технология эффективного конспектирования была впервые отмечена Робом Ховардом. Предприниматель Роб Ховард однажды во время деловой встречи с Гейтсом обратил внимание на то, что во время переговоров миллионер все темы и данные, представляющие интерес, записывал вручную, не прибегая к помощи электронных носителей. Взглянув в его блокнот, бизнесмен увидел страницу, расчерченную на квадратные блоки, каждый из которых был заполнен данными определенной тематики.

Существует мнение, что способ конспектирования, используемый Гейтсом, – трансформированная копия способа квадратов. Использовать его можно, переделав под себя и свои цели. Например, размеры, формы и разделение по темам геометрических фигур могут быть абсолютно разными.

Технология эффективного конспектирования по методу ментальных карт

В семидесятых годах прошлого века известный телеведущий передачи «Думай головой», транслируемой одним из британских каналов, Тони Бьюзен использовал метод ментальных карт в своей программе. Так и получил распространение этот способ конспектирования, который широко применяется и по сей день. Особенно он популярен на западе среди людей, практикующих мозговой штурм для генерирования решений и идей.

Как же записывать лекции данным способом? Метод заключается в том, что на листе в центре чертится круг, допустима любая удобная геометрическая фигура, внутри которого пишется лекция. Затем, рисуются еще квадраты (круги), содержащие основные мысли, определения, цифры, и соединяются прямыми линиями с блоком в центре. Для записи лекций с помощью данного способа рекомендуется использовать разноцветные ручки, чтобы визуально выделять тексты определенной тематики, тем самым облегчая восприятие и запоминание.

Способ конспектирования лекций по методу красной строки

Все вышеперечисленные способы конспектирования созданы людьми для собственного удобства и имеют особенности, которые могут не совсем устроить других. Поэтому тем, кто хочет освоить навыки конспектирования с использование более легкой методики, можно предложить способ, являющийся вариантом классического конспектирования. Смысл его состоит в записи лекции с использованием красной строки для каждого нового предложения и проставлением порядкового номера.

Способ удобен тем, что при появлении связи последующих абзацев с начальными, можно поставить ссылку в виде номера нужного предложения и впоследствии, не просматривая всей лекции, быстро найти необходимые данные. Этот способ помогает составлять аккуратный, структурированный конспект, схожий с перечнем, что улучшает восприятие и запоминание информации.

Метод течения как технология эффективного конспектирования лекции

Консультант Скотт Янг утверждает, что лекция приносит пользу в том случае, если она непросто записывается, но вдумчиво прослушивается и анализируется. Понятно, что при конспектировании все внимание направлено на запись информации, а не на мысленную обработку. Данная технология конспектирования предполагает запись только главных идей и мыслей с добавлением личных умозаключений. Конечно, при этом конспект будет иметь значительные отличия от самой лекции, поэтому иметь диктофон на занятиях просто необходимо.

Как же развить умение конспектирования?

Умение и навыки конспектирования вырабатываются постепенно. Обычно у усердных студентов через некоторое время формируется свой индивидуальный способ грамотного конспектирования, и вопрос о том, как записывать лекции отпадает сам собой. Вы можете комбинировать выше приведенные методы и технологии и выработать, таким образом, свой уникальный способ конспектирования. Здесь, как и в любом другом деле, главное не лениться и не сдаваться при первых же неудачах. Помните: все приходит с опытом!

Сжатие текста можно произвести различными способами:

    Трансформацией и переформулированием предложений с целью интерпретации содержания;

    Сокращением части предложения, не несущей основной информации; исключения смысловых фрагментов – обоснований выдвинутых тезисов, доказательств, примеров, повторов, уточнений и др.

Простой план состоит из перечня основных пунктов в виде заглавий.

Такой план может быть тематическим, где все пункты представлены назывными предложениями и фиксируют информативные центры текста.

Вопросный план позволяет акцентировать свое внимание читателю на информативных центрах текста. При составлении вопросного плана используются вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (Есть ли).

План может быть тезисным, то есть каждый пункт плана представлен двусоставным предложением и передает основную мысль части текста. Тезис обычно совпадает с информативным центром абзаца.

Выделяя подтемы, раскрывающие и детализирующие основную тему, вы получите сложный план текста. Раскрывая пункты сложного плана, с опорой на текст, можно написать подробный конспект.

Внимание! Сначала напишите краткий конспект текста, при этом можете опираться на составленный вами план, так как пункты плана отражают основные положения текста . Помните, что каждый пункт плана выражает основную информацию, а каждый подпункт – дополнительную информацию, детализирующую главную. Информация, которую можно исключить при кратком конспекте, в план не вносится.

С точки зрения наличия/отсутствия в конспекте основных положений текста- источника выделяют:

    интегральные конспекты, передающие все основные положения и важнейшие смысловые связи, т.е. всю смысловую сетку первоисточника, но в форме, удобной для составителя;

    селективные (выборочные) конспекты, включающие отдельные элементы первоисточника, которые представляют новизну и значимость для составителя, но в совокупности не отражают основных положений первоисточника.

4 вопрос .Алгоритм конспектирования.

Алгоритм составления интегрального конспекта включает следующие этапы:

1. Прочитать текст и составить его план. План текста образует система опорных слов. Содержание каждой смысловой части текста сворачивается и обозначается опорным словом, которого достаточно для последующего развертывания всей информации данной смысловой части. Названия пунктов плана могут отличаться от названий смысловых частей, данных в тексте первоисточника.

3.Переформулировать эту информацию для упрощения записи и записать. Запомните! При конспектировании текста необходимо сохранять в конспекте логическую последовательность развития содержания первоисточника. Для этого необходимо очень кратко фиксировать и известную информацию, т.к. Неизвестные ранее факты всегда связываются с уже известными и только так осмысливаются. Если записать только новую информацию, через некоторое время будет трудно вспомнить, с чем она была связана. 5 вопрос. Правила оформления конспектов.

Правила оформления интегрального конспекта: Необходимо:

    полностью указывать выходные данные первоисточника (сразу после названия текста);

    оставлять поля не менее "/з объема страницы, чтобы указывать по ходу конспекта пункты составленного вами плана, номера страниц первоисточника, делать пометки;

    в тексте конспекта сохранять рубрикацию первоисточника (если она есть);

    цитаты заключать в кавычки, ставя многоточие на месте пропуска слов и указывая номера страниц текста-первоисточника;

    свои пометки и замечания отмечать специальными значками, словами и т.п.

    Наибольшее количество информации приходится на первые буквы слов. Первая часть сокращаемого слова должна обязательно оканчиваться на согласную букву, например: кол-во - количество. Обычно сокращается середина слова, сокращаться могут гласные и согласные буквы или только гласные:св-во - свойство;смлт - самолет.

    Сокращать слово нужно так, чтобы его можно было однозначно восстановить в конкретном контексте. Например, сокращение сущ, можно восстановить каксуществительное, существо, существующий, существенный, существовать и т.п.

    Малознакомые слова, новые понятия и термины следует записывать полностью.

    Целесообразно использовать собственную систему сокращений:

а) общепринятые сокращения: р-р – раствор,т.о. - таким образом,м.б. - может быть,д.б. - должно быть,т.е. - то есть,т.д. - и так далее;

б) общепринятые аббревиатуры: СМИ – средства массовой информации; в) математические знаки, символы, иероглифы: < (меньше), > (больше), = (равен, равно), + (плюс, добавить), ~ (подобно), f (функция), (сумма, итог), (отсюда следует, следовательно), = (не равен, не одно и то же), (приблизительно), | (рост, повышение, растет), (спад, понижение), ? (вопрос), @ (анализ) и т.п.; г) короткие иностранные слова, например if- если.

    При сокращении предложений опускаются избыточные слова и словосочетания (повторы, разъяснения, второстепенные детали и т.п.).

    Определения новых понятий следует записывать полностью как цитаты, заключая их в кавычки.

    Используйте следующие виды трансформации предложений: а) лексическая трансформация – замена слова синонимичным при сохранении грамматической структуры фразы: экскурсовод ->гид, рентабельный -> прибыльный и т.п.; б) грамматическая трансформация - упрощение структуры предложения при сохранении лексического наполнения:температура повышается, когда увеличивается давление -> температура повышается при увеличении давления; в) лексико-грамматическая трансформация – изменение структуры предложения и его лексического наполнения при сохранении смыслового содержания:химический состав стали влияет на то, какими будут ее свойства - >свойства стали зависят от ее химического состава; г) логико-смысловая трансформация - выражение содержания текстового фрагмента другими языковыми средствами:новый метод производства в отличие от уже существующих не требует больших материальных затрат, что положительно сказывается на себестоимости продукции -> новый метод производства экономически выгоднее традиционных

Дидактический материал

ТЕКСТ 1 .

С точки зрения изучения языков люди распадаются на четыре типа. Первый тип- это те, кто, любит языки. Для них занятия языками – не труд, а радость. Люди второго типа понимают, что без знания иностранного языка им не добиться своей цели, поэтому регулярно его изучают. Третий тип – это те, кто могут позаниматься языком, если будет результат. И, наконец, четвертая группа – необозримое море людей, которые к языкам равнодушны и не желают чего-нибудь добиться.

Так вот: люди первого типа добьются успеха в изучении языков при любых обстоятельствах. Люди четвертого типа ничего не добьются ни при каких условиях. Поэтому деловые советы адресуются людям второго и третьего типов.

Во-первых, не существует единого, универсального, «лучшего» метода изучения других языков. Метод всегда индивидуален, конкретен, и достоинства его зависят от конкретных условий – кто, какой изучает язык, какова цель.

Изучить язык можно только одним способом – трудом. Этот метод сравнивают с игрой на музыкальном инструменте, когда мало понять нотную грамоту, а нужно настойчиво и много лет упражняться.

И еще одно. Часто говорят: «Я очень хочу изучить такой-то язык, но не хватает времени». Дело не в нехватке времени, а в нехватке дисциплины и силы воли. Для успешного изучения языка достаточно затрачивать по полчаса в день, что доступно каждому, чтобы иметь силу воли выдержать этот режим.

ТЕКСТ 2.

Отечественные исследователи разработали экологичный двигатель. Его преимущество в том, что снижение выбросов вредных веществ в атмосферу может составить 30%, а экономия топлива - 15%, сообщает 24.kz.

Ученые смогли запатентовать изобретение, вот только дальше дело пока не пошло. Рециркуляция получается за счет одновременного открытия двух клапанов: на всасывание и выхлоп. В классическом поршневом двигателе они работают поочередно. Изобретатель Роман Качканян шел к этому открытию около 30 лет. Секрет в том, что он конструктивно изменил газораспределительный механизм и коллектор. Изначально механик хотел сделать двигатель экономичным, а получилось изобретение еще и экологически чистым. Однако проблема в том, что это новшество до сих пор не испытали, пробы проходили только в лаборатории.

"Вместе с тем, чтобы его испытать в промышленном масштабе, посмотреть, как показывает себя двигатель, нам необходимо разработать опытно-промышленный образец. И если эти экспериментальные данные подтвердятся, то будет возможность дальше его продвигать на рынок", - сказала Лаура Садыкова, проректор по науке и инвестиционным вопросам КазАТУ им. С. Сейфуллина.

Для того, чтобы разработать так называемый промышленный образец нужно 50 млн тенге. Однако, заявки - всё еще на рассмотрении. Помочь с финансированием университет попросил Национальный холдинг "Парасат", к сотрудничеству подключили и нацагентство по технологическому развитию. А пока этот проект будет простаивать ещё как минимум полтора-два года.

Можно с любым моторостроительным заводом заключить договор. Взять их двигатель, поставить наш распредвал и коллектор, и он уже по показателям будет новый на уровне мировых достижений, и можно будет считать его казахстанским двигателем

"Можно с любым моторостроительным заводом заключить договор. Взять их двигатель, поставить наш распредвал и коллектор, и он уже по показателям будет новый на уровне мировых достижений, и можно будет считать его казахстанским двигателем", - отмечает Роман Кочканян, ученый.

Новый двигатель неприхотлив. Он может работать на любом топливе. С помощью газа, бензина или дизеля.

"Во-первых, он будет востребован. Во-вторых, этот двигатель экологически чистый, он не будет выделять вредные элементы, действующие на организм человека и человечества", - сказал Виктор Бондаренко, ученый.

Кстати, европейские ученые над такой конструкцией тоже работали, но безрезультатно. Зато нашим удалось. Вот только пойдет ли этот проект дальше патента пока не ясно. Между тем, на коллегии Министерства охраны окружающей среды РК озвучили, что Казахстан по уровню выбросов вредных веществ в атмосферу что называется "впереди планеты всей". В стране воздух токсичнее, чем в России на 37%. США мы обгоняем на 66%, а Германию на 75%.

Работа над усвоением материала (задания, вопросы)

Задание 1. Прочитайте тексты. Найдите общенаучные и узкоспециальные термины. Попытайтесь определить их значение по контексту. Озаглавьте тексты и составьте к ним вопросный, назывной, тезисный планы. Чем они отличаются? Аргументируйте свой ответ.

Задание 2 . К предложенным текстам составьте сложный план и на его основе напишите краткий конспект.

Задание 3 . Приведите примеры, свидетельствующие о научных достижениях в области Вашей будущей специальности.

Задание 4 . Используя материал официального сайта вашего вуза, составьте небольшую научную статью о научных достижениях известных ученых Вашего вуза. Составьте к ней тезисный, назывной, вопросный план. Перечислите особенности составления этих планов.

Задание 5. Выполните анализ составления одного из конспектов. При необходимости исправьте обнаруженные ошибки. Для выполнения данного задания отберите один из свободных конспектов, составленных Вами на лекции по одному из изучаемых дисциплин.

Задание для СРО. Написать подробный интегральный конспект текста по специальности.

Составитель: к.ф.н. Мукажанова Л.Г.