Правовые способы охраны животного мира. Правовая охрана животного мира и среды его обитания

Статья 1 Закона о животном мире (далее - Закон о ЖМ) определяет его как совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию страны и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а объект ЖМ - как организм животного происхождения, т. е. дикое животное или популяцию диких животных. Из Закона также следует, что под использованием объектов ЖМ понимается изучение, добывание или получение каким-то другими способами пользы от этих объектов для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека посредством изъятия30 их из среды обитания или без такого. При этом объекты ЖМ, изъятые из среды обитания по установленным в России правилам, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или других формах собственности. К видам и способам пользования Закон о ЖМ (ст. 34) относит следующую деятельность юридических лиц и граждан: охоту; рыболовство (включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих); добычу объектов ЖМ, которые не отнесены к объектам охоты и рыболовства; извлечение и использование полезных свойств жизнедеятельности объектов ЖМ - почвообразователей, естественных санитаров ОС, опылителей растений, биофильтраторов и т.п.; изучение, исследование и другое использование ЖМ в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; получение продуктов жизнедеятельности объектов ЖМ.

Деятельность, которая направлена на сохранение биологического разнообразия, обеспечение устойчивого существования и на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов ЖМ, является охраной ЖМ.

В соответствии со ст. 4 Закона о ЖМ к федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты:

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а так же занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

Обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

Населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации;

Подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;

Отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

Естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.

Государственное управление в области охраны и использования ЖМ, сохранения и восстановления среды его обитания зиждется на следующих основных принципах:

Обеспечение устойчивого существования и использования ЖМ;

Поддержка деятельности, которая направлена на охрану ЖМ и среды его обитания;

Недопущение жестокого обращения с животными при осуществлении пользования ЖМ в соответствии с общими принципами гуманности;

Недопустимость совмещения деятельности по реализации государственного контроля за использованием и охраной ЖМ и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов ЖМ;

Привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны объектов ЖМ;

Отграничение права пользования ЖМ от права пользования другими природными ресурсами;

Платность пользования ЖМ;

Приоритет международного права в области использования и охраны ЖМ и среды его обитания.

К мерам государственного управления в области охраны ЖМ и сохранения среды его обитания относится государственная экологическая экспертиза, проведение которой предшествует принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Федерации хозяйственного решения, которое могло бы повлиять на объекты ЖМ и среду их обитания. Она, например, обязательна для удобрений, пестицидов, биостимуляторов роста растений и материалов, обоснования объемов (лимиты, квоты) изъятия объектов ЖМ и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.

Другой мерой государственного управления в этой области является установление ограничений и запретов на использование объектов ЖМ (ст. 21 закона о ЖМ). Так, может быть ограничено, приостановлено или полностью запрещено на определенных территориях и акваториях или на определенные сроки пользование ЖМ, а также определенными его объектами.

Для примера можно рассмотреть распоряжение Главы Одинцовского района Московской области от 19 апреля 2002 г. № 314-р "Об усилении охраны рыбных запасов в весенний период 2002 г. на водоемах Одинцовского района", в соответствии с которым с 15 апреля до 15 июня 2002 г. устанавливается проведение двухмесячника по охране рыбных запасов, в течение которого запрещается: лов рыбы на Палецком озере, на нерестовых участках реки Москвы и на прудах общего пользования; проведение всех видов работ на рыбохозяйственных водоемах; проведение спортивных соревнований по лову рыбы и другим видам спорта на всех рыбохозяйственных водоемах Одинцовского района; использование маломерного моторного флота, за исключением судов спецслужб, имеющих разрешения установленного образца, выданные уполномоченными на то организациями; движение всех плавсредств, в том числе гребных, в специально обозначенных местах нереста рыбы и в непосредственной близости от них.

Такие решения может принять орган исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Федерации в пределах своей компетенции по представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов ЖМ и среды их обитания. Примерами актов субъектов Федерации, регулирующих охрану объектов ЖМ, могут быть: Закон г. Москвы от 30 июня 1999 г. "О регулировании использования редких и исчезающих диких животных и растений на территории города Москвы", законы Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 октября 1998 г. "Об оленеводстве" и от 3 июня 1998 г. "О рыболовстве в Ямало-ненецком автономном округе" и др. Кроме того, сохранение объектов ЖМ может достигаться путем изменения вида пользования ЖМ с запрещением изъятия объектов из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия таких объектов в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.

Важное значение имеет сохранение среды обитания объектов ЖМ. Поэтому любая деятельность, которая влечет за собой ее изменение и ухудшение условий размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, которые обеспечивают охрану ЖМ. Любая хозяйственная деятельность, если она связана с использованием объектов ЖМ, должна осуществляться так, чтобы сами объекты ЖМ, разрешенные к использованию, не ухудшали бы собственную среду обитания и не причиняли вреда лесному, сельскому, и водному хозяйству.

При размещении, проектировании и строительстве объектов, связанных с деятельностью предприятий или жизнедеятельностью населенных пунктов (гл. VII Закона об ООС), в обязательном порядке должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов ЖМ и по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий. Закон о ЖМ важное значение отводит мероприятиям, обеспечивающим сохранение путей миграции объектов ЖМ и мест их постоянной концентрации, особенно в период размножения и зимовки, при строительстве таких крупных сооружений, как аэродромы, железнодорожные, шоссейные, трубопроводные и др. транспортные магистрали, линии связи, ЛЭП, плотины и др. Правительством РФ утверждены по этому поводу соответствующие документы.

Известно, что в природоохранном законодательстве выделяют ООПТ. Внутри таких территорий для охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения ценных объектов ЖМ, применяются специальные меры их охраны, для чего выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления жизненных циклов объектов ЖМ (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и других). На этих защитных участках запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или устанавливаются специальные сроки и технологии их проведения. Собственнику, владельцу или арендатору участка, на котором выделяются защитные территории выплачивается компенсация. Кроме того, в соответствии со ст. 24 закона о ЖМ редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты ЖМ заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Федерации, что означает запрет любых действий, которые могли бы привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов ЖМ. Оборотоспособность31 диких животных, занесенных в Красную книгу РФ, допускается только в исключительных случаях32 по разрешению (распорядительной лицензии), которое выдается специально уполномоченным государственным органом по ООС в строго установленном порядке. Специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов ЖМ и среды их обитания на указанных защитных участках территорий и акваторий могут вносить предложения об организации видовых заказников. Объекты ЖМ, обитающие на территориях государственных заповедников, национальных парков и на других О ОПТ, охраняются в соответствии с режимом особой охраны таких территорий.

Субъекты Российской Федерации в лице своих органов исполнительной власти обязаны создавать необходимые условия для сохранения и разведения редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, например, путем организации и специализации зоопарков и создания питомников. Случаи содержания указанных животных в неволе, а затем выпуск их в естественную природную среду допускаются в исключительных случаях, которые также регламентируются актами Правительства РФ.

Закон о ЖМ предусматривает полное или частичное прекращение пользования ЖМ в случаях: нарушения законодательства об ООС и условий пользования ЖМ, предусмотренных лицензией; возникновения необходимости в изъятии из пользования объектов ЖМ для их охраны; использования территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование ЖМ; ликвидации предприятия - пользователя ЖМ.

Охрана и использование объектов ЖМ регулируется и экономическими методами, к которым относятся: регулирование экономических отношений в этой области между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и природопользователями, а также между пользователями ЖМ и пользователями другими видами природных ресурсов; формирование системы платежей за пользование ЖМ; создание стабильной экономической основы охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов ЖМ; экономическая защита государственных интересов в области охраны и использования объектов ЖМ; экономическая защита пользователей ЖМ. Для обеспечения действенности экономических методов сформирована структура экономического регулирования охраны и использования объектов ЖМ, которая включает в себя: учет и экономическую оценку объектов ЖМ; экономически обоснованную систему платежей за пользование ЖМ; бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству объектов ЖМ33; экономически обоснованную систему штрафов и исков за нарушение законодательства России об охране и использовании ЖМ; целенаправленное использование средств, получаемых от реализации конфискованных орудий незаконного добывания объектов ЖМ, в том числе транспортных средств и продукции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также от добровольных взносов граждан и юридических лиц.

Другим методом экономического регулирования охраны и использования объектов ЖМ является экономическое стимулирование, которое заключается в установлении налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов ЖМ и среды их обитания; предоставлении юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов ЖМ; премировании должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану ЖМ за выявленные нарушения законодательства России об охране и использовании ЖМ.

За нарушение законодательства России об охране и использовании ЖМ предусматриваются все виды ответственности: административная (ст. 8.29., 8.35.-8.37. КоАП РФ), гражданско-правовая (ст. 1064, 1068 ГК РФ), и уголовная (ст. 256-259 УК РФ). Закон о ЖМ устанавливает ответственность юридических лиц и граждан за:

Нарушение порядка осуществления пользования ЖМ и незаконного ввоза в Россию животных или растений, признанных наносящими ущерб объектам ЖМ, занесенным в Красные книги;

Нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно в самовольном переселении, акклиматизации и скрещивании объектов ЖМ;

Нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинивших ущерб ЖМ;

Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов ЖМ или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания указанных объектов;

Нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования ЖМ;

Нарушение правил китобойного промысла;

Ввоз в Россию и вывоз за ее пределы объектов ЖМ, их продуктов и частей без соответствующего разрешения;

Нарушение требований по предотвращению гибели объектов ЖМ в процессе хозяйственной деятельности и при эксплуатации транспортных средств;

Нарушение режима охраны объектов ЖМ в государственных природных заповедниках, заказниках, заповедных зонах национальных парков и на других ООПТ и акваториях;

Уничтожение или повреждение аншлагов и других знаков, устанавливаемых пользователями ЖМ или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов ЖМ и среды их обитания, а также зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам;

Нарушение установленного порядка предоставления лицензий на пользование ЖМ и разрешений на изъятие объектов ЖМ из среды их обитания;

Сокрытие или искажение информации о состоянии и численности объектов ЖМ, имеющей важное значение для безопасности населения и домашних животных, устойчивого использования объектов ЖМ, их воспроизводства и качества среды их обитания.

Ущерб, нанесенный объектам ЖМ и среде их обитания, возмещается юридическими лицами и гражданами добровольно или по решению суда (общей юрисдикции или арбитражного) в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба ЖМ, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам ЖМ и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.34.

Если ущерб, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов ЖМ сельскому, водному и лесному хозяйству, предотвратить невозможно, то в том случае, если пользователь ЖМ является членом фонда экологического страхования, убытки возмещаются из средств этого фонда. В случае изъятия объектов ЖМ из природной среды с нарушением законодательства, они безвозмездно изымаются или конфискуются у владельца и возвращаются в среду обитания, если же это сделать невозможно, то в соответствии с гражданским законодательством, они подлежат реализации с возмещением государству ущерба, нанесенного ЖМ незаконным изъятием.

Правовая охрана животного мира (фаунистическое право) в широком смысле – это система правовых норм, регулирующих охрану и использование животного мира и среды его обитания, общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия человека и общества с таким компонентом окружающей среды, как живой мир; совокупность экологически значимых правовых действий и бездействия людей (правового экологически значимого поведения) в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды его обитания; система государственных органов, осуществляющих правотворческие, управленческие, контрольно-надзорные и иные функции, а также реализацию мер юридической ответственности за нарушение законодательства о животном мире; правовая идеология, правовые взгляды, чувства и эмоции как элементы правового сознания общества, отдельных социальных групп и граждан по отношению к животному миру.

В узком смысле – это совокупность правовых норм и правовых отношений, возникающих в связи с охраной и использованием животного мира.

Правовые меры по охране животного мира включают:

– разработку, принятие и применение законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих охрану и пользование животным миром;

– установление лимитов использования животного мира, а также стандартов и нормативов охраны и использования животного мира и среды обитания;

– создание правовой базы для охраны отдельных категорий животных и среды их обитания, для регулирования охраны особых территорий;

– установление системы мер юридической ответственности за нарушение законодательства об охране животного мира и среды его обитания;

– проведение правореализационной и правоприменительной деятельности в области охраны и использования животного мира и среды его обитания;

– правовое воспитание и профилактику нарушений.

Важным моментом в Федеральном законе является экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира. Оно предусматривает установление и регулирование экономических отношений в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между пользователями животным миром и пользователями другими видами природных ресурсов.

Экономическое регулирование охраны и использования животного мира включает в себя: учет и экономическую оценку объектов животного мира; экономически обоснованную систему платежей за пользование животным миром; бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира; экономически обоснованную систему размеров штрафов и исков в возмещении вреда за нарушение законодательства РФ о животном мире; целенаправленное использование средств, полученных от конфискации орудий незаконного добывания объектов животного мира, транспортных средств и продукции.

В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных особо охраняемых территорий. Здесь запрещено пользование животным миром и установлена более строгая ответственность.

Для охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных учреждаются Красная книга РФ, Красные книги субъектов РФ.

Основные требования, которые должны соблюдаться при планировании и осуществлении мероприятий, могущих воздействовать на среду обитания животных и состояние животного мира, зафиксированы в ст. 8 Закона. К этим требованиям относятся: необходимость сохранения видового многообразия животных в состоянии естественной свободы; охрана Среды обитания, условий размножения и путей миграции животных; сохранение целостности естественных сообществ животных; научно обоснованное рациональное использование и воспроизводство животного мира; регулирование численности животных в целях охраны здоровья населения и предотвращение ущерба народному хозяйству. Последнее требование предусмотрено ст. 18 Закона, в которой говорится, что мероприятия по регулированию численности отдельных видов животных должны осуществляться гуманными способами, исключающими причинение вреда другим видам животных и обеспечивающими сохранность Среды обитания животных.

Меры охраны животного мира зафиксированы в ст. 21 Закона. Некоторые требования получают конкретизацию в других статьях Закона. Так, требование охраны Среды обитания, условий размножения и путей миграции конкретизируется применительно к хозяйственной деятельности, а именно: при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, в совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных территорий, прибрежных и занятых кустарником территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения, а также при размещении, проектировании и строительстве железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, каналов, платин и иных гидротехнических сооружений должно быть обеспечено осуществление мероприятий по выполнению данного требования (ст. 23 Закона).

В соответствии со ст. 24 Закона предприятия и граждане обязаны принимать меры по предотвращению гибели животных при проведении сельскохозяйственных, лесозаготовительных и других работ, а также при эксплуатации транспортных средств. Без осуществления таких мер запрещается выжигание сухой растительности, хранение материалов, сырья и отходов производства. В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых территориях. Здесь запрещены виды пользования животным миром и другая ответственность, несовместимая с целями заповедывания. Большое значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных. Такие животные (ст. 26 Закона) заносятся в Красную книгу. Действия, могущие привести к гибели этих животных, сокращению их численности или нарушению среды обитания, не допускаются. В случае, когда воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных невозможно в естественных условиях, специально уполномоченные на то государственные органы по охране и регулированию использования животного мира должны принимать меры к созданию необходимых условий для разведения этих видов животных. Их добывание и изъятие для разведения в специально созданных условиях и последующего выпуска на свободу в научно-исследовательских целях, для создания и пополнения зоологических коллекций допускается по особому разрешению, выдаваемому специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира.

Введение

Животный мир как объект эколого-правового режима

Государственное управление эколого-правовым режимом животного мира

Виды права пользования животным миром

Правовая охрана животного мира

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Первый экологический закон гласит: все взаимосвязано со всем, а значит, и шага нельзя ступить, не задев чего-либо. Каждый шаг человека по обычной лужайке - это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные пути, а может быть и снижающих свою естественную продуктивность. Поэтому необдуманное поведение человеческого общества в природных экосистемах напоминает поведение слона в посудной лавке лишь с той разницей, что разбитую слоном посуду можно заменить вновь изготовленной, а погубленные природные объекты и экологические взаимосвязи между ними нарушаются необратимо.

Являясь составной частью природной среды, животный мир выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем животный мир имеет большое экономическое значение как источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, лечебное значение.

1. Животный мир как объект эколого-правового режима

Объектом использования и охраны являются только дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные рыбы, а также моллюски, насекомые и др.), обитающие в состоянии естественной свобод на суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянно или временно населяющие территорию страны. Не являются таким объектом сельскохозяйственные и другие домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе или полуневоле для хозяйственных, культурных, научных, эстетических или иных целей. Они являются имуществом, принадлежащим на праве собственности государству, кооперативным, общественным организациям, гражданам, и используются и охраняются в соответствии с законодательством, касающимся государственной и личной собственности.

Особенностью животного мира является то, что он возобновляем, правда, для этого необходимо соблюдение определенных условий, непосредственно связанных с охраной животных. При истреблении, нарушении условий их существования определенные виды животных могут окончательно исчезнуть, и их возобновление будет невозможно. И наоборот, поддержание условий существования животного мира, регулирование численности животных, принятие мер к разведению исчезающих видов способствуют их восстановлению и возобновлению. Животный мир поддается преобразовательной деятельности человека: возможно одомашнивание диких животных, скрещивание и выведение новых видов, выращивание в искусственных условиях отдельных видов животных и переселение их в естественные места обитания.

2. Государственное управление эколого-правовым режимом животного мира

К областям регулирования отношений по охране и использованию животного мира, в соответствии с действующим законодательством, относятся: распоряжение животным миром; определение общих мероприятий и установление основных положений, правил и норм в этой области; разработка и утверждение общественных планов по охране и рациональному использованию животного мира; установление систем государственного учета животных и их использования и порядка ведения государственного кадастра животного мира; государственный контроль за охраной и использованием животного мира и установление порядка его осуществления; решение других вопросов.

Государственное управление в области эколого-правового режима пользования животным миром осуществляется Советом Министров РФ, местной администрацией, а также специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира и иными государственными органами.

Специально уполномоченными органами являются:

По наземным животным и птицам - Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РФ (Главохота РФ),

По рыбным запасам - министерства рыбного хозяйства республик, их органы рыбоохраны.

Функции управления эколого-правовым режимом пользования животным миром следующие: государственный учет животных и их использование, государственный кадастр животного мира; планирование мероприятий в области охраны и использования животного мира; государственный контроль за охраной и использованием животного мира; разрешение споров, связанных с пользованием животным миром.

Согласно статье 31 Закона, для обеспечения охраны и организации рационального использования животного мира проводится государственный учет животных и их использования и ведется государственный кадастр животного мира, содержащий совокупность сведений о географическом распространении видов (групп видов) животных, их численности, характеристики необходимых им угодий, современного хозяйственного использования животных и другие необходимые данные.

На основании постановления Совета Министров СССР от 28 апреля 1984 года “О порядке государственного учета животных и их использования и государственного кадастра животного мира”, предусматривающего необходимость обеспечения мероприятий по ведению государственного учета животных и их использования с 1986 года, а ведение государственного кадастра животного мира с 1988 года, государственный кадастр животного мира включает данные государственного учета животных и их использования по количественным и качественным показателям, а также сведения, необходимые для обеспечения охраны животного мира, планирования, размещения и специализации охотничьего и рыбного хозяйства и других отраслей народного хозяйства, осуществления иных мероприятий, связанных с использованием животного мира, оценки ресурсов и прогноза состояния животного мира, организации проведения мероприятий по регулированию численности отдельных видов диких животных.

К животным, подлежащим учету и занесению в кадастр, относятся животные, являющиеся в установленном порядке объектами охоты, промысловые водные беспозвоночные и промысловые морские млекопитающие, насекомые (вредители леса и растений и полезные для леса и сельскохозяйственных культур), животные, занесенные в Красную книгу, занесенные в перечни, утвержденные Академией наук РФ и Министерством здравоохранения РФ, а также находящиеся на территории государственных заповедников и природных национальных парков. Наряду с дикими животными объектом государственного кадастра животного мира признаны также необходимые им угодья (земельные, водные, лесные), что обусловлено неразрывной органической связью животного мира со средой его обитания и интересами обеспечения животных необходимыми условиями существования и в первую очередь кормами.

Государственный контроль за охраной и использованием животного мира имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами, государственными комитетами, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами обязанностей по охране животного мира, соблюдение установленного порядка пользования животным миром и иных правил, установленным законодательством, об охране и использовании животного мира.

Государственный контроль за охраной и использованием животного мира осуществляется соответствующими органами исполнительной власти, а также специально уполномоченными на то органами.

Наряду с государственным контролем осуществляется также ведомственный контроль за охраной и использованием животного мира теми органами, в ведении которых находятся предприятия, учреждения, пользующиеся объектами животного мира.

Функции государственного контроля выполняет Государственная охотничья инспекция Главохоты РФ, ее подразделения в областях, краях, автономиях. Государственные инспекционные задачи по охране лесных животных осуществляет также и лесная охрана.

Государственный контроль за охраной и воспроизводством рыбных запасов выполняют Главное управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (Главрыбвод) Минрыбхоза РФ, бассейновые управления, инспекции рыбоохраны по областям, краям, автономиям, районам.

В борьбе с браконьерством активную роль играют органы внутренних дел. Совместно с государственными органами контроль за охраной и использованием животного мира производится и обществами охотников и рыболовов, общественными инспекциями по охране животного мира, создаваемыми при органах охотнадзора и рыбоохраны.

3. Виды права пользования животным миром

Правовой основой природоохранительной деятельности государства в данной сфере являются Закон РСФСР “Об охране и использовании животного мира”, а также охотничье и рыболовное законодательство.

Пользователями животного мира (ст. 10 Закона) могут быть государственные, кооперативные и другие общественные предприятия, учреждения, организации и граждане. Они могут осуществлять следующие виды пользования животным миром: охоту, рыболовство (включая добывание беспозвоночных и морских млекопитающих, не относящихся к объектам охоты и рыболовства); в научных, культурно-просвятительных, воспитательных и эстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности животных - почвообразователей, естественных санитаров среди опылителей растений и др.; в целях получения продуктов жизнедеятельности животных.

Одним их основных видов пользования животным миром является охота (ст.12 Закона) - промысловое добывание диких зверей и птиц, любительская и спортивная охота. Согласно постановлению Совета Министров СССР от 5 января 1982 года “Об улучшении ведения охотничьего хозяйства” право на охоту имеют все граждане, являющиеся членами общества охотников, сдающие испытания по охотничьему минимуму, уплатившие государственную пошлину с соответствующими отметками в членском охотничьем билете, получившие разрешение на право пользования охотничьем оружием, путевку на производство охоты в определенных охотничьих угодьях и разрешение на отстрел (отлов) указанного вида и количества зверей и птиц.

Для организации спортивно-любительской охоты созданы добровольные общества - республиканские общества охотников, Всеармейское военно-охотничье общество, охотничье общество “Динамо”, которые наделены правом выдачи охотничьих билетов и приему испытаний по охотминимуму. В этом случае удостоверением на охоту служат охотничий билет, путевка, выданная обществом охотников, и лицензия на отстрел (отлов) соответствующего вида и количества животных с указанием срока их отстрела (отлова) и места охоты.

При промысловой охоте такими документами являются план-наряд на отстрел определенного вида промысловых животных или договор с охотопромысловым хозяйством на отстрел животных, лицензия на добычу лицензионных видов животных.

Добывание диких животных в порядке научно-исследовательской охоты производится по разрешениям органов охраны животного мира и платным лицензиям на отстрел (отлов) животных.

Рыболовство (ст. 13 Закона) - промысловый лов рыбы, добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих, а также любительский и спортивный лов рыбы и добывание водных беспозвоночных - осуществляется в установленном порядке.

Все водоемы, которые используются или могут быть использованы для промысловой добычи рыбы, других видов водных животных либо имеют значение для воспроизводства рыбных запасов, считаются рыбохозяйственными и находятся в ведении Минрыбхоза РФ и под его контролем. Правилами рыболовства по отдельным рыбохозяйственным водоемам и водным бассейнам определяются места лова, сроки лова рыбы и других водных животных, перечень запрещенных к отлову ценных рыб, нормы вылова ценных пород рыбы на одного гражданина, список разрешенных и запрещенных орудий лова и другие требования.

Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках, предоставляемых в пользование по договорам с государственными, кооперативными и другими рыбозаготовительными организациями. За пределами данных участков лов рыбы этими организациями осуществляется по билетам органов рыбного хозяйства. Научно-исследовательские организации проводят лов рыбы по специальным разрешениям органов рыбоохраны.

Спортивно-любительский лов разрешается всем гражданам бесплатно на водоемах общего пользования: на водоемах (или отдельных участках этих водоемов), где рыболовство организуется обществами охотников и рыболовов, членами этих обществ, а на водоемах, которые определены органами рыбоохраны под организацию культурных рыбных хозяйств, обществ охотников и рыболовов, - по разрешениям, выдаваемым этими обществами бесплатно или за плату.

Предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам (ст. 14 Закона) разрешается добывание животных, не относящимся к объектам охоты и рыболовства. Законодательством устанавливаются перечни животных, добывание которых осуществляется только по разрешениям, выдаваемыми специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира, а также перечни тех видов, добывание которых запрещается.

В соответствии со ст. 16 Закона допускается использование полезных свойств жизнедеятельности животных без изъятия их из природной Среды, за исключением отдельных случаев. Согласно ст. 17 Закона использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности допускается без изъятия животных, а также без их уничтожения и без нарушения Среды их обитания.

Среди оснований прекращения права пользования животным миром (ст. 29 Закона) выделяются следующие: минование надобности в пользовании или отказ от него; истечение установленного срока пользования; возникновение необходимости изъятия из пользования объектов животного мира в целях охраны животных; ликвидация предприятия, учреждения, организации, которым было предоставлено право пользования; невыполнение пользователями установленных правил, норм и иных требований по охране и использованию животного мира.

4. Правовая охрана животного мира

Основные требования, которые должны соблюдаться при планировании и осуществлении мероприятий, могущих воздействовать на среду обитания животных и состояние животного мира, зафиксированы в ст. 8 Закона. К этим требованиям относятся: необходимость сохранения видового многообразия животных в состоянии естественной свободы; охрана Среды обитания, условий размножения и путей миграции животных; сохранение целостности естественных сообществ животных; научно обоснованное рациональное использование и воспроизводство животного мира; регулирование численности животных в целях охраны здоровья населения и предотвращение ущерба народному хозяйству. Последнее требование предусмотрено ст. 18 Закона, в которой говорится, что мероприятия по регулированию численности отдельных видов животных должны осуществляться гуманными способами, исключающими причинение вреда другим видам животных и обеспечивающими сохранность Среды обитания животных.

Меры охраны животного мира зафиксированы в статье 21 Закона. Некоторые требования получают конкретизацию в других статьях Закона. Так, требование охраны Среды обитания, условий размножения и путей миграции конкретизируется применительно к хозяйственной деятельности, а именно: при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, в совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных территорий, прибрежных и занятых кустарником территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения, а также при размещении, проектировании и строительстве железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, каналов, платин и иных гидротехнических сооружений должно быть обеспечено осуществление мероприятий по выполнению данного требования (ст. 23 Закона).

Статья 24 Закона предписывает предприятиям и гражданам принимать меры по предотвращению гибели животных при проведении сельскохозяйственных, лесозаготовительных и других работ, а также при эксплуатации транспортных средств. Без осуществления таких мер запрещается выжигание сухой растительности, хранение материалов, сырья и отходов производства.

Для обеспечения охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых территориях. Здесь запрещены виды пользования животным миром и другая ответственность, несовместимая с целями заповедывания.

Огромное значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных. Такие животные (ст. 26 Закона) заносятся в Красную книгу. Действия, могущие привести к гибели этих животных, сокращению их численности или нарушению среды обитания, не допускаются. В случае, когда воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных невозможно в естественных условиях, специально уполномоченные на то государственные органы по охране и регулированию использования животного мира должны принимать меры к созданию необходимых условий для разведения этих видов животных. Их добывание и изъятие для разведения в специально созданных условиях и последующего выпуска на свободу в научно-исследовательских целях, для создания и пополнения зоологических коллекций допускается по особому разрешению, выдаваемому специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира.

Заключение

Еще более полувека тому назад Академик В.И. Вернадский отмечал, что мощь человеческой деятельности можно сравнить с геологической силой Земли, поднимающей горные массивы, опускающей материки, передвигающей континенты и т.п. С того времени человечество далеко ушло вперед, и поэтому мощь человека возросла в тысячи раз. Сейчас одно предприятие - Чернобыльская АЭС нанесло непоправимый вред огромному региону, который связан неразрывными экосвязями не только с отдельным континентом, но и имеет большое значение для жизни на Земле, изменения планетарных процессов.

Т.к. отношение людей к природе существует только через производственные отношения, то экологопользование связано в каждой стране с существенными в ней социально-экономическими отношениями. Различие социально-экономических систем, обусловливающие и различие эколого-правового регулирования различных стран, требует внимательного анализа правоприменительной практики.

Осознание настоятельной необходимости рационализации экологопользования и координации усилий в охране окружающей Среды в рамках всего международного сообщества вызывает возрастание угрозы экологической катастрофы в глобальном масштабе.

За последние годы в нашей стране произошли необратимые перемены - распался СССР и исчезли союзные структуры. Образование суверенных государств с тяжелейшим экологическим наследием должно заставить задуматься о создании единого экологического пространства для выхода из экологического кризиса. Именно в объединении - путь к решению всех стоящих перед республиками экологических проблем.

Список используемой литературы

1. Б.В. Ерофеев. Экологическое право. М., “Высшая школа”, 1992.

2. Закон РСФСР “ Об охране и использовании животного мира”.

3. Конституция Российской Федерации.

4. Основы законодательства РФ “О здравоохранении”.

  • 8. Экологическое законодательство.
  • 10. Фз рф «Об охране окружающей среды» как головной акт экологического права.
  • 11. Понятие и общая характеристика объектов экологического права.
  • 12. Окружающая среда как объект экологического права, ее соотношение с понятиями «природная среда», «естественная экологическая система».
  • 13. Общая характеристика права собственности на природные объекты.
  • 14. Природные объекты как объекты права собственности. Фонды природных ресурсов.
  • 15. Субъекты права собственности на природные объекты, их правомочия.
  • 16. Общая характеристика права природопользования.
  • 17. Экономическое регулирование охраны окружающей среды.
  • 18. Понятие и структура эколого-правового механизма охраны окружающей среды.
  • 19. Понятие и основные направления экологизации законодательства. Гарантии исполнения эколого-правовых предписаний.
  • 20. Понятие и принципы управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 21. Система органов экологического управления. Их функции.
  • 22. Государственный учет природных ресурсов и ведение кадастров.
  • 23. Планирование и прогнозирование рационального природопользования и охраны окружающей среды.
  • 24. Экологический контроль и экологический мониторинг.
  • 25. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза.
  • Каковы принципы экологической экспертизы?
  • Каковы виды экологической экспертизы?
  • Каковы объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне?
  • Какие органы являются специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы?
  • 26. Нормирование охраны окружающей среды.
  • 27. Экологические права граждан.
  • 28. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения.
  • 29. Понятие и виды экологических правонарушений.
  • 30. Уголовная ответственность за экологические преступления.
  • 31. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  • 32. Механизм возмещения вреда окружающей среде.
  • 33. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
  • 34. Понятие и виды вреда окружающей среде.
  • 35. Общая характеристика экологических функций правоохранительных органов.
  • 36. Соотношение права собственности на природные объекты и права природопользования.
  • 37. Земля как объект правового регулирования.
  • 38. Земельный фонд. Категории земель.
  • 39. Право собственности на землю. Эколого-правовые аспекты.
  • 40. Права и обязанности собственников земель, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
  • 41. Виды вещных прав на землю. Общая характеристика.
  • 42. Земельный кодекс рф. Общая характеристика.
  • 43. Государственное управление земельным фондом. Общая характеристика.
  • 44. Мониторинг земель. Земельный контроль.
  • 45. Государственный учет земель, государственный земельный кадастр.
  • 46. Землеустройство.
  • 47. Ответственность за земельные правонарушения.
  • 48. Понятие недр как объекта правового регулирования. Фонд недр.
  • 49. Право пользования недрами.
  • 51. Основные требования правовой охраны недр.
  • 52. Воды как объект правового регулирования.
  • 53. Право водопользования, его виды.
  • 54. Государственное управление охраной и использованием вод.
  • 55. Правовая охрана вод.
  • 56. Лес как объект правового регулирования.
  • 57. Право лесопользования, его виды.
  • 58.Государственное управление использованием и охраной лесов.
  • 59. Правовая охрана лесов.
  • 60. Животный мир как объект правового регулирования.
  • 62. Право пользования животным миром, его виды и особенности.
  • 63. Правовая охрана животного мира.
  • 2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции жи­вотных.
  • 64. Атмосферный воздух как объект правового регулирования.
  • 65. Правовая охрана атмосферного воздуха.
  • 66. Общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий.
  • 67. Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов.
  • 70. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды, принципы и объекты охраны
  • 3. Принципы международного права окружающей среды
  • 71. Международное законодательство в области охраны окружающей среды, международные организации и конференции в области охраны.
  • 72. Байкал как объект эколого-правового регулирования.
  • 63. Правовая охрана животного мира.

    Правовая охрана животного мира - это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспече­ние устойчивого существования животного мира, а также на создание усло­вий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животно­го мира.

    Необходимыми условиями осуществления деятельности по охране жи­вотного мира являются разработка и реализация федеральных и территори­альных государственных программ по охране животного мира и среды его обитания; ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира.

    Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет ис­пользуемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представ­лять эти данные в компетентные государственные органы, ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира необходим для своевременного выявления изменений в со­стоянии животного мира, предупреждения и устранения последствий нега­тивных процессов и явлений в целях сохранения биологического разнообра­зия, рационального использования животного мира * .

    Организация и осуществление указанной деятельности регламентирует­ся Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения государственно­го учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объек­тов животного мира» от 10 ноября 1996 № 1342.

    Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных реше­ний, способных повлиять на животный мир и среду его обитания. Обязатель­ной государственной экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостиму­ляторы роста растений, а также материалы, обеспечивающие объемы (квоты, лимиты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по акклимати­зации и гибридизации этих объектов. Она осуществляется государственным органом по охране окружающей природной среды при участии органов по ох­ране животного мира.

    В целях обеспечения соблюдения всеми юридическими лицами и граж­данами требований законодательства РФ о животном мире осуществляется государственный контроль органами общей и специальной компетенции (Министерства сельского хозяйства РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Федеральной службы лесного хозяйства России и др.), особое место среди которых занимают специализированные подраз­деления - охотничьи инспекции, рыбоохрана и др. *

    Должностные лица этих органов наделены широкими полномочиями при осуществлении своих контрольных функций (ст. 31 Закона о животном мире):

    Проверять у юридических лиц и граждан документы на право пользо­вания животным миром, право находиться на особо охраняемой территории (акватории) и разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;

    Задерживать нарушителей законодательства о животном мире, состав­лять протоколы на совершенные ими правонарушения и доставлять указан­ных нарушителей в правоохранительные органы;

    Производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, оста­новку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции;

    Изымать у нарушителей незаконно добытую продукцию, оружие и дру­гие орудия добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы;

    Хранить и носить служебное огнестрельное оружие и специальные средства при исполнении служебных обязанностей;

    Применять в установленном порядке физическую силу, специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак и огнестрельное оружие.

    Во исполнение данной статьи Закона о животном мире и в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 № 133 были утверждены правила использования и приме­нения служебного оружия и специальных средств должностными лицами органов Министерства сельского хозяйства и продовольствияРФ, Государ­ственного комитета РФ по охране окружающей среды и Федеральной служ­бы лесного хозяйства России и их территориальных органов.

    Сохранение животного мира может быть достигнуто как в процессе не­посредственной охраны самих животных и их популяций, так и охраной сре­ды их обитания. Поэтому меры охраны животного мира реализуются по трем основным направлениям:

    Организация рационального использования животного мира, регули­рование численности животных и их воспроизводства;

    Сохранение видового многообразия животных (генетического фонда животных сообществ);

    Охрана среды обитания животных.

    1. Регулирование рационального использования животного мира. Оно осуществляется прежде всего путем нормирования в области охраны и ис­пользования животного мира, которое заключается в установлении лимитов (объемов, квот) использования животных, а также стандартов, норм и пра­вил их рационального использования и охраны.

    Особое значение имеет установление запретов и ограничений на исполь­зование объектов животного мира. В целях их сохранения и воспроизводст­ва определенные виды пользования или пользование отдельными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или запрещены в определенных местах или на определенные сроки (ст. 17, 21 Закона о живот­ном мире). Вопрос о реализации указанных мер был затронут в связи с рас­смотрением правового регулирования использования животного мира.

    "