Подписание договора СНВ-II между Россией и США. Договор СНВ‑2

3 января исполняется 20 лет со дня подписания самого «несчастливого» советско-американского договора по ядерному контролю - СНВ-2. Подписанный Ельциным и Бушем-младшим договор запрещал ракеты с разделяющимися головными частями. Он ликвидировал главный инструмент и соблазн нанесения упреждающего ядерного удара.

Президенты России и Америки подписали Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2, или START-2) в Москве в 1993 году. Он предусматривал снижение числа ядерных боеголовок Москвы и Вашингтона до 3–3,5 тысячи.

СНВ-2 мог бы круто изменить весь ход процесса ядерного контроля и разоружения. На его ратификацию ушли годы споров. Одной российской Госдуме на это понадобилось 7 лет. Он был даже ратифицирован, но из-за разногласий по вопросу пресловутой системы ПРО США, так и не вступил в силу. В 2002 году, когда при Буше-младшем США официально вышли из Договора 1972 года по ПРО, Москва окончательно отказалась от СНВ-2. Без увязки с договором по противоракетной обороне он терял для нее всякий смысл.

Российские эксперты говорят, что даже неоформленный окончательно СНВ-2 был полезен. Он позволял продолжать диалог и прояснять позицию каждой из сторон, пояснил заместитель директора российского Института США и Канады Павел Золотарев:

«Договор СНВ-2 был похоронен решением Соединенных Штатов о выходе из Договора ПРО 1972 года. Мы получили потом Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Самый короткий договор за всю историю российско-американских отношений. Самое главное, что в конечном счете был подписан Договор СНВ-3, который действует на сегодняшний день. Наверное, вполне логично утверждать, что разработка Договора СНВ-2, так и не ратифицированного и не воплощенного в жизнь, лежит в фундаменте и ныне действующего договора».

СНВ-2 - это первая жертва стремления США прикрыться щитом ПРО в обход всех ранее достигнутых договоренностей с Москвой. Система ПРО США в Европе разъедала договоренности по ядерному контролю при Буше-младшем и продолжает делать то же самое и при президенте Бараке Обаме. Обама лишь немного перелицевал планы Буша о развертывании американской ПРО в Европе. Но, как и ПРО Буша, ПРО Обамы будет угрожать российскому ядерному потенциалу сдерживания.

Отказ от СНВ-2, правда, не означал, что контроль над вооружениями остановился. Как известно, после СНВ-2 было заключено еще два договора. Московский договор об ограничении стратегических наступательных потенциалов 2002 году и Договор СНВ-3 в 2010 году. Уже в президентство Медведева и Обамы.

Американская ПРО в Европе грозит окончательно сломать до сих пор существовавший формат переговоров по ядерному контролю и разоружению. Российские аналитики полагают, что теперь даже не стоит ждать никаких новых двусторонних российско-американских соглашений по контролю над ядерным оружием. США дают понять, что по крайней мере один такой договор Вашингтон и Москва могли бы заключить. Но Россия такого желания явно не проявляет, отметил эксперт по вооружениям российского МГИМО Михаил Троицкий:

«Сейчас можно слышать официальную российскую позицию, которая заключается в том, что, наверное, СНВ-3 станет последним двусторонним договором о контроле над стратегическими ядерными вооружениями. Следующий договор Россия уже мыслит в многостороннем формате. Очевидно, имея в виду, что необходимо включать в процесс и союзников США по НАТО - Францию и Британию. Существует еще и „загадка“ Китая, который практически ничего не говорит о своей ядерной стратегии и количестве имеющихся у него стратегических носителей».

В российских СМИ уже появляются сообщения о том, что Москва готовится дать ответ на новую систему ПРО США в Европе и разрабатывает новые модели ядерных носителей. А также новые средства их доставки.

Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) - серия двусторонних соглашений между СССР и США по вопросу безопасности от ядерного вооружения. Раундов переговоров было несколько. В результате были подписаны договоры ОСВ-1 и ОСВ-2. Первый - в 1972 году, второй - в 1979 году.

Предпосылки и концепция «достаточности» в СССР

Если говорить о предпосылках и причинах того, почему произошло первое подписание договора ОСВ-1, то здесь необходимо упомянуть про концепцию «достаточности» в ядерном вооружении. Данный термин неоднозначно воспринимался на Западе, но этот факт совсем не влиял на поведение советской стороны. На XXVI съезде КПСС была озвучена наша официальная ядерная концепция. Суть ее в том, что СССР и США имеют равновесие, которое объективно служит сохранением мира, и на вооружении имеется достаточное количество ядерных боеголовок, которые распределены равномерно между Ракетными войсками стратегического назначения, ВМФ и ВВС. Никакого превосходства в количественном отношении над американцами нам не нужно. Фактически руководство СССР объявило о том, что никакой гонки вооружения больше не будет. Еще Н. Хрущев в свое время заявлял Д. Кеннеди о том, что для нашей страны не имеет значения то, сколько раз США может ее уничтожить - восемь или девять. Нам достаточно знать то, что СССР может уничтожить США хотя бы один раз. Фактически это и есть вся суть «концепции достаточности», которую оформили на съезде партии уже официально.

Позиция США

Соединенные Штаты относились к этому иначе: они с нежеланием шли на подписание договора ОСВ-1. Причина кроется во внутриполитической борьбе: в США соревнуются две партии на выборах. Одна всегда должна критиковать другую. В шестидесятых годах прошлого века Демократическая партия была солидарна с советской стороной и сделала так, чтобы новый срок республиканец Никсон начал свое правление с вопроса об ограничении вооружений. Для нового президента эта была серьезная головоломка, так как он на протяжении всей предвыборной кампании критиковал возможный ядерный паритет СССР и США. Он всё время заявлял о том, что нужно добиваться тотального превосходства в вооружениях над нашей страной. Этим и воспользовались проигравшие демократы, подложив «свинью» под кресло нового президента.

Никсон попал в патовую ситуацию: с одной стороны, он раскритиковал идею паритета СССР и США, был сторонником ядерного количественного превосходства. А с другой стороны, наращивание гонки вооружения в одностороннем порядке - при официальном объявлении СССР об ограничении численности своего ядерного вооружения - подрывало имидж Штатов как «силы добра», которая борется с «Империей зла». Получается то, что стороны меняются ролями в глазах всего западного капиталистического мира. В этой связи Никсону пришлось идти на уступки и согласиться на подписание договора ОСВ-1.

Концепция США при Никсоне

Заявить о том, что США и СССР подписывают новые договоры, и устанавливается паритет, естественно, президент от Республиканской партии не мог. Именно поэтому и была выбрана «стратегия достаточности» и в США. Т.е. для избирателей она являлась чем-то между концепцией тотального превосходства и концепцией ядерного паритета. На самом деле, эта точка зрения вовсе не популистская: США действительно обладали большим запасом ядерного вооружения, чем СССР.

Показательна реплика заместителя министра обороны Д. Паккарда: «Достаточность означает лишь то, что это слово удобно употреблять в выступлениях. Кроме этого она ничего не значит». Скорее всего, президент Никсон расценивал «концепцию достаточности» как некий компромисс между своей предвыборной программой и политикой предшествующих до него демократов.

Принципы по развитию американских стратегических сил

Итак, администрация Никсона объявила о "концепции достаточности". Официально были предложены следующие принципы:

  1. Поддержание достаточного числа стратегических вооружений для ответного удара даже после «внезапной ядерной атаки».
  2. Устранение любого стимула для «внезапной атаки».
  3. Лишение возможности предполагаемого противника возможности нанести ущерб США больше, чем могут нанести ущерб Соединенные Штаты в ответном ударе.
  4. Обеспечения защиты США от ядерных ударов.

Как и всегда бывает в американской дипломатии, этот проект можно «подогнать», как для «концепции достаточности», так и для доктрины «тотального превосходства», так как четких планов и конкретных цифр в ней не предусмотрено. Многие военные эксперты заявили, что любая сторона может посчитать эту концепцию так, как ей вздумается, и будет права. Однако прямой отказ от тотального превосходства уже некий прогресс политики США, без которого абсолютно невозможным становится подписание договора ОСВ-1.

Проблема противоракетной обороны

Вся суть американской политики проявилась при обсуждении противоракетных систем. Дело в том, что СССР ушел вперед по технологиям противоракетной обороны. Мы научились на 23 года раньше американцев сбивать ядерные ракеты неядерными ракетами за счет кинетической энергии от взрыва Фактически у нас был безопасный щит, который позволял не взрывать на нашей территории ядерных боеголовок. Американцы же могли сбивать ядерные ракеты только другими ядерными ракетами с меньшей мощностью. В любом случае избежать ядерного взрыва на территории США не получалось. Поэтому американцы настояли на отказе от создания системы ПРО при обсуждении ОСВ-1 и ОСВ-2.

США объясняли отказ от развития ПРО тем, что якобы нет смысла ограничивать гонку наступательных вооружений, если не запретить гонку оборонительных. По словам американцев, продолжение развитие ПРО советской стороной дестабилизирует установившееся деликатное равновесие между двумя сверхдержавами. В этом вопросе США как будто забыли о своем превосходстве в наступательных вооружениях и о предвыборных обещаниях Никсона.

Советская сторона категорически была против такого подхода, справедливо заявляя о том, что развитие обороны - это морально, а развитие нападения - безнравственно. К тому же, американцам предложили решить вопрос о сокращении наступательных вооружений, также справедливо заявляя то, что у США было по ним преимущество.

Развертывание американских ПРО - угроза предстоящих соглашений

В 1967 году Администрация США в одностороннем порядке развертывает свою систему противоракетной обороны. Они объясняли это тем, что система не направлена против СССР, а имела своей целью нейтрализовать угрозу КНР. Последняя и вовсе имела к тому времени лишь номинальное ядерное оружие, которое никак не могло угрожать США. Удивительным образом история повторяется с противоракетной обороной США в Восточной Европе, которая направлена якобы против Ирана, хотя он не угрожает ни США, ни странам Восточной Европы. Военные специалисты отмечали тогда, как и отмечают сейчас то, что целью американцев является наша страна.

К 1972 году Правительство и уже не могли себя оправдывать перед антимилитаристскими силами в западном мире. Ядерный запас США увеличивался, оружие совершенствовалось, а никаких предпосылок для этого не наблюдалось. Наша страна назло американцам вела дружелюбную политику, соглашаясь на любые соглашения - незадолго до этого всё же было подписано соглашение об ограничении развития системы ПРО.

Визит Никсона в СССР и подписание договоров

В мае 1972 года состоялся исторический визит Никсона в Москву. Предварительный договор об ограничении стратегических вооружений был подписан 29 мая 1972 года. Он назывался «Основа взаимодействия между СССР и США». Обе стороны признали, что мирное сосуществование обеих великих держав является единственной приемлемой основой взаимоотношений. Также обе страны взяли на себя ответственность по предотвращению локальных конфликтов, взяли на себя обязанность проявлять сдержанность и решать разногласия мирными средствами.

В мае также был подписан другой договор - "Договор об ограничении систем противоракетной обороны". Стороны должны были выбрать определенные участки на своей территории, на которых будут расположены объекты ПРО. СССР оградил Москву от ядерных атак. США - несколько объектов с ядерным оружием.

Подписание договора ОСВ-1: дата, основные положения

ОСВ-1 - это совокупность договоренностей между Америкой и СССР с 1969 по 1972 год. Всё началось в Хельсинки. И многие считали, что он так и останется в проекте. Однако всё же состоялось подписание советско-американского договора ОСВ-1 Никсоном в Москве в 1972 году. Ядерное оружие СССР и США с этого времени строго фиксировалось. Рост количества боеголовок запрещался. Также вводился мораторий на испытание ядерного оружия в СССР, но это не значило, что наша страна готова была отказаться от продолжения работы по развитию ядерной энергетики вооружения.

В это время Советский Союз развертывал до 200 новых ракет. У США было 1054 Межконтинентальных баллистических ракет, 656 ракет на подводных лодках. Ядерное оружие СССР и Соединенных Штатов с этого времени оставалось неизменным. Однако американцы брали на вооружение новый тип ракет - РГЧ (ракеты с разделяющимися частями). Особенность их в том, что номинально это одна ракета, но она поражает несколько стратегических объектов.

ОСВ-2

ОСВ-1 и ОСВ-2 - это единая система договоров. Второй являлся логическим продолжением первого. Отличие лишь было в том, что ОСВ-2 - единый договор, подписанный 18 июня 1979 года в Вене на встрече Л. Брежнева и Д. Картера.

Основные положения

ОСВ-2 ограничивал количество стратегических носителей до 2400 штук. Обе стороны также договаривались уменьшать этот объем. Только 1320 единиц могли быть оснащены боеголовками с заданным объектом поражения. В это количество входили все разновидности ядерного вооружения. Помимо этого ограничения коснулись количества боезарядов, которые могли быть развернуты на стратегических носителях: кораблях, самолетах, подводных лодках.

ОСВ-2 запрещал и ввод в эксплуатацию новых ракетных шахт, ограничивал модернизацию. Каждая из сторон, например, могла развернуть не более одной новой межконтинентальной баллистической ракеты, которая могла быть оснащена 10 боезарядами.

ОСВ-2 не был ратифицирован в США, так как Советский Союз ввел свои войска в Афганистан. Однако неофициальный договор соблюдали обе стороны.

СНВ-1 и СНВ-2

История ограничительных договоров на ОСВ-2 не закончилась. 31 июля 1991 года в Москве был подписан Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательный вооружений Советского Союза и США (Договор СНВ-1). Это один из последних договоров СССР, подписанный М. Горбачевым. Срок его действия составлял 15 лет. Цель договора - сокращение вооружения до 30 процентов от всех имеющихся сил ядерного вооружения. Исключение лишь было сделано для морских крылатых ракет с дальностью свыше 600 км. Это и неудивительно: США располагали огромным количеством таких ракет, а у нашей страны их не было совсем.

После распада СССР необходимо было вновь переподписать договор уже с Россией, так как возник риск того, что наша страна не будет исполнять условия СНВ-1. В январе 1993 года был подписан новый договор - СНВ-2 Б. Ельциным и Дж. Бушем. В 2002 году наша страна вышла из договора в ответ на то, что США вышли из договора по ПРО. В 2009 году Д. Медведев и Б. Обама в Женеве вели переговоры о новом договоре по СНВ, однако республиканский американский Конгресс блокировал все инициативы демократа Б. Обамы в этом вопросе. Официальная формулировка конгрессменов - «США опасаются «жульничества» со стороны России по исполнению договора».

СНВ-3

В 2010 году президенты России и США подписали новый договор. Каждая сторона по нему может иметь не более 1 550 единиц ядерных боезарядов. Число стратегических носителей не должно превышать более 800 единиц. Этот договор ратифицировали обе стороны.

Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений СССР-США (Договор СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 года в Москве в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша и вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок действия Договора заканчивается 5 декабря 2009 года. При согласии сторон срок может продлеваться по истечении 15 лет на последующие 5 лет. Цель договора - обеспечение паритета между стратегическими ядерными силами двух сторон на уровнях, которые предусматривались примерно на 30 процентов ниже уровней изначально развернутых сил.

Договор устанавливал для сторон равные лимиты на количество боезарядов и средств их доставки, а также лимиты на забрасываемый вес баллистических ракет. Под контроль СНВ-1 попадали следующие средства доставки ядерных боезарядов: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования и их пусковые установки (ПУ), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и их пусковые установки, тяжелые бомбардировщики (ТБ). Каждая из сторон должна была сократить их общее число до 1,6 тысячединиц. Предельное количество ядерных боезарядов‑ 6 тысяч. Суммарный забрасываемый вес БР - не более 3,6 тысячтонн. Стороны также обязались не разрабатывать новые типы тяжелых МБР и БРПЛ и ракеты с количеством боеголовок более 10, вводили ограничения на новые виды стратегических наступательных вооружений и т.д.

На саммите в Москве 24 мая 2002 года президентами США и России был заключен дополнительный договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), ограничивающий число оперативно развернутых ядерных боезарядов у каждой из сторон до 1,7 ‑ 2,2 тысяч единиц. Этих уровней они должны достичь к декабрю 2012 года. При этом за сторонами остается право определять состав и структуру стратегических наступательных вооружений по собственному усмотрению.

В 2005 году Россия предложила американской стороне заключить новое соглашение вместо договора по СНВ .

Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-2) был подписан президентами России и США 3 января 1993 года в Москве.

Неотъемлемой частью Договора СНВ-2 является Меморандум о зачислении боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам; Протокол о процедурах, регламентирующих ликвидацию тяжелых МБР и переоборудования их ШПУ; Протокол о показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков.

Договор СНВ-2 должен был вступить в силу в день обмена ратификационными грамотами, но не ранее вступления в силу Договора о СНВ-1.

26 сентября 1997 года в Нью‑Йорке министр иностранных дел России и государственный секретарь США подписали Протокол к Договору СНВ-2, который предусматривал отсрочку осуществления Договора на 5 лет - с 31 декабря 2001 года до 31 декабря 2007 года. Отсрочка была связана с тем, что осуществление первого этапа выполнения Договора в соответствии с его статьей I должно было бы завершиться в течение семи лет с момента вступления в силу Договора СНВ‑1 (он вступил в силу 5 декабря 1994 года), т. е. к 31 декабря 2001 года. Это означало, что в случае ратификации Договора СНВ‑2, например в 1997‑1998 годах, время на его выполнение сокращалось бы значительно‑ на 3‑4 года.

Российская сторона ратифицировала Договор в пакете с Протоколом 14 апреля 2000 года с условием сохранения договора по ПРО. США ратифицировали Договор в январе 1996 года, однако Договор в пакете с Протоколом от 26 сентября 1997 года на ратификацию не выносился и, соответственно, считался не ратифицированным.

Четвертый раунд переговоров проходил с 22 по 24 июля 2009 года в Женеве. Встреча проходила в закрытом режиме . Участники дискуссии обсудили параметры будущего соглашения с особым упором на элементы, обозначенные в Совместном понимании президентов РФ и США по вопросам СНВ, подписанном 6 июля в ходе Московского саммита.

31 августа ‑ 2 сентября 2009 года в Женеве состоялся пятый раунд переговоров по СНВ . По сообщению российского МИД, "стороны приступили к отработке конкретных статей договора, а также договорились о переносе работы над ними в рабочие группы".

С 21 сентября по 3 октября 2009 года в Женеве проходил шестой раунд российско-американских переговоров по СНВ. "В рамках состоявшейся дискуссии, прошедшей в деловой, конструктивной атмосфере, была продолжена отработка конкретных текстовых положений будущего договора . Согласование статей проекта нового договора, а также его технических аспектов проводилось в рабочих экспертных группах", - говорится в сообщении, размещенном на сайте МИД России.

23 сентября 2009 года в Нью-Йорке президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама провели двусторонние переговоры, на которых обменялись своими оценками того, как продвигается работа экспертов по подготовке нового договора по СНВ . После встречи президент РФ Дмитрий Медведев сообщил, что работа по подготовке нового договора СНВ идет конструктивно, документ может быть готов в установленный срок.

Россия и США планируют подготовить новое соглашением по СНВ к декабрю 2009 года.

Президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама в столице Чехии Праге подписали новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2).

Данное соглашение заменяет российско-американский договор СНВ-1, заключенный в 1991г. и завершивший свое действие 4 декабря 2009г., и Договор между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов от 24 мая 2002г. (ДСНП).

Детали СНВ-2 были окончательно согласованы 26 марта 2010г. Новый договор фиксирует следующие предельные уровни для ядерных сил России и США:

1550 развернутых боезарядов для каждой из сторон, что приблизительно на треть ниже предельного уровня для боезарядов, предусмотренного в ДСНП;

700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), развернутых баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и развернутых тяжелых бомбардировщиков, что более чем в два раза ниже соответствующего уровня по СНВ-1;

800 развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, развернутых и неразвернутых пусковых установок БРПЛ и развернутых и неразвернутых тяжелых бомбардировщиков.

При этом документ предусматривает, что каждая из сторон имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений. При этом, согласно договору, все СНВ будут базироваться исключительно на национальной территории каждой из сторон.

Согласно российско-американским договоренностям, в юридически обязывающей форме зафиксировано положение о взаимосвязи стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений (систем ПРО), а также о возрастающей важности этой взаимосвязи в процессе сокращения СНВ.

Срок действия нового договора по СНВ - 10 лет, если до истечения этого срока он не будет заменен последующим соглашением о сокращении и ограничении этого вида вооружений.

Планируется, что документ будет синхронно ратифицирован парламентами России и США. На 20-21 апреля 2010г. запланирована встреча представителей российского Совета Федерации и сената США в Вашингтоне, на которой будет рассматриваться этот вопрос.

Первый договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) был подписан президентами СССР и США Михаилом Горбачевым и Джорджем Бушем-старшим 31 июля 1991г. и вступил в силу 5 декабря 1994г. Срок его действия составлял 15 лет и истек 5 декабря 2009г. Договор обязал каждую из сторон сократить более 40% ядерных боезарядов и около 30% их стратегических носителей. К 2001г. Россия и США выполнили эти обязательства.

Летом 2009г. Д.Медведев и Б.Обама взамен СНВ-1 договорились подписать новый юридически обязывающий договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Первоначально предполагалось, что новый договор о сокращении СНВ удастся заключить до конца 2009г., то есть до истечения срока действия предыдущего договора. Однако разработка этого сложного документа заняла больше времени, чем планировалось, и окончательные параметры договора были согласованы только к концу марта 2010г.

Россия в одностороннем порядке распространила специальное официальное заявление, в котором увязала развитие ПРО США с подписанным в Праге договором СНВ-2.

В заявлении говорится о том, что договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений «может действовать и быть жизнеспособным только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания возможностей систем противоракетной обороны США».

В документе указывается, что исключительные обстоятельства, упомянутые в статье XIV договора, «включают также такое наращивание возможностей систем ПРО США, при котором возникнет угроза потенциалу стратегических ядерных сил России».

В самом тексте договора СНВ-2 ограничения по развитию американской системы противоракетной обороны, относящейся к стратегическим оборонительным вооружениям, прямо не прописываются. При этом в документе признается «наличие взаимосвязи между стратегическими наступательными вооружениями и стратегическими оборонительными вооружениями, возрастающая важность этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических ядерных вооружений и то, что нынешние стратегические оборонительные вооружения не подрывают жизнеспособность и эффективность стратегических наступательных вооружений» России и США.

Условия выхода России или США из нового договора по сокращению СНВ обозначены следующим образом: «Каждая из сторон в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из настоящего договора, если она решит, что связанные с содержанием настоящего договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы». В связи с этим пунктом Россия в одностороннем порядке сегодня распространила официальное заявление, увязывающее возможность выхода РФ из Договора по СНВ-2 с наращиванием американской системы ПРО.

Ранее глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров заявил, что Россия может выйти из договора СНВ, если США продолжат «количественное и качественное наращивание систем ПРО». Он подчеркнул, что новый договор распространяется на неядерные вооружения, «способные дестабилизировать обстановку в мире».