Педразвитие. "Грибное царство" Конспект занятия по экологии в старшей группе

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Собираем грибы и ягоды»

Тема: Собираем грибы и ягоды

Цель: развитие познавательных интересов.

1. Дать понятие о речи, предложении, слове, букве и звуке.

2. Обобщить знания детей о форме и размере предметов

3. Учить детей составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.

4. Учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

6. Развивать память, мышление через игры и упражнения.

7. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающей среде.

Методические приемы:

Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;

Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,

Практические: дидактические игры и упражнения.

Материал:

Картинки с ягодами и грибами, большие нарисованные корзины (2)

Сюжетные картинки для составления рассказов

Картинки грибов и ягод для раскрашивания.

Ход занятия

Ребята! Посмотрите, сколько нас сегодня много на занятии. Давайте мы с вами подарим улыбки друг другу. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь, как кот на солнце. А теперь посмотрите на меня и улыбнитесь, как хитрая лиса. А сейчас улыбнитесь, как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души!

А сейчас, я загадаю вам загадку, а вы должны догадаться о каком времени года говорится в ней:

«Несу я урожай, поля вновь засеваю

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю». (Осень)

На прошлом занятии мы с вами говорили о признаках осени, давайте вспомним их и перечислим.

Осень приходит не только в города, но и в леса.

Поднимите руки, кто из вас когда-нибудь был в осеннем лесу. Попробуйте рассказать, что вы там видели.

Давайте сегодня представим, что мы едем в лес. Встаньте из-за столов. Повторяйте движения за мной.

В лес отправимся гулять,

Будем весело шагать. (Дети маршируют)

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом. (Ходят «змейкой» между «кочками»)

На носочки встали и к лесу побежали (Бегут на носках)

Ноги выше поднимаем, (Ходят высоким шагом, перешагивая через «кочки») .

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке

Мы весело шагаем (Маршируют)

ребята, а где это мы с вами оказались? А какое сейчас время года? »

Ребята, давайте расскажем какая бывает погода осенью?

Дети: Осенью дует ветер – значит погода осенью какая – ветреная.

Осенью часто идет дождь – значит погода осенью дождливая.

Солнце прячется за облаками – значит погода облачная (пасмурная) .

Давайте посмотрим на картинку. Осенью холодает, что мы надеваем и обуваем?

Распределим это предметы по группам (одежда, обувь, головные уборы)

Ребята, осенью мы собираем урожай, что изображено на этой картинке?

Назовите одним словом: чернику, малину, вишню.

Назовите одним словом: баклажаны, лук, помидоры, чеснок, перец, .

Назовите одним словом: бананы, яблоки, груша.

Раз, два, три, четыре, пять! (Ритмично сжимают и разжимают пальцы)

Будем мы грибы искать.

Первый гриб – боровик

Полезай в лукошко! (Массируют фалангу большого пальца от ногтя к основанию пальца)

Подосиновик стоит

На высокой ножке (Указательный палец)

Подберезовик нашли

Под березой прямо (Средний палец)

А масленок прячется,

Вот какой упрямый! (Безымянный палец)

На пеньке нашли опят

Целый маленький отряд (Мизинец)

Полную корзинку

Набрали мы грибов. (Переплетают пальцы, сделав «корзинку»)

Принесем почистим (Потирают ладони друг о друга)

Сварим (Делают круговые движения указательным пальцем по ладони другой руки)

Суп готов! (Вытягивают руки вперед)

7. Дидактическая игра

«Соберем в корзинки грибы и ягоды».

А это что за гриб?

Он в лесу стоял,

Никто ею не брал.

В красной шапке модной,

Никуда не годный». (Мухомор.)

Красивый этот гриб?

Это съедобный или несъедобный гриб? Можно его трогать?

Дыхательная гимнастика.

Какие вы – молодцы! Давайте еще поиграем?

«Осенний ветерок»

Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились и воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек

Листопад, листопад, листья желтые летят…

А теперь давайте подумаем, что такое речь. (ответы детей, если дети затрудняются педагог рассказывает о том, что всё, что говорят люди друг другу или пишут – это речь. Она бывает устная и письменная.

Как вы думаете, что такое устная речь (Когда говорят)

А что такое письменная речь (когда пишут) .

Речь состоит из предложений. Предложения выражают законченные мысли. Бывают коротенькие предложения, например, Наступила осень. Бывают предложения подлиннее, например, И вот наступила долгожданная золотая осень. Чем отличаются друг от друга эти предложения? (Короткое и длинное). Ну в этих предложениях мысль закончена, мы понимаем, что говорится об осени, которая наступила.

Давайте попробуем составить предложения. Например, о школе. Я начну, а вы продолжайте.

Осенью мы … (пойдём в школу) .

Там нас встретит … (учительница) .

Мы с вами составляли предложения, для этого использовали слова. Слова могут обозначать предмет, например, стол, стул, доска, тетрадь, книга. Оглянитесь вокруг и назовите слова, которые обозначают предмет (ответы детей) .

Слова могут обозначать действие, например, я что сейчас делаю? (хлопки в ладоши) – Я хлопаю. Что я сейчас сделала? (пошла). А сейчас я что сделала? (села). Придумайте свои слова, которые обозначают действие. (ответы детей).

Все слова можно сказать и написать, для этого используются буквы и звуки. Когда мы пишем, мы используем буквы, когда говорим, используются звуки.

Давайте посмотрим на доску. Что вы видите?

В корзинках разложены ягоды и грибы. Давайте попробуем составить предложения про грибы и ягоды. Начинать предложения будем все одинаково. Вот так: Я положу в корзину гриб, а вы будете добавлять название гриба. Я положу в корзину ягоду (Составление предложений)

У вас на столах есть рисунки ягод и грибов, выберите рисунок, который больше всего вам понравился и раскрасьте его.

(дети раскрашивают) .

Второй рисунок заберите домой и раскрасьте его дома.

Итог. Что мы видели? Кого мы встретили? Что нового узнали?

В какие игры играли? А какие грибы вы еще знаете?

А какие ягоды? Это лесные или садовые ягоды?

Ребята, а посмотрите что там в корзиночке по ёлочкой лежит?

Шоколадные грибочки! Давайте скорее возьмём их и скажем осеннему лесу «Спасибо! ».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: Грибы. Составление описательного рассказа о грибах

  • Закрепление представ­лений о лесе и растениях, произрастающих в лесу.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, ли­сичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, заготавливать, пря­таться, висеть, ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий).
  • Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с су­ществительными в роде и числе), учить состав­лять описательные рассказы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • Магнитная доска, конверт, корзинки, плоскостные изображения грибов, Белочка, волшебная палочка, схема

Ход занятия:

I. Организационный момент

Логопед: Сегодня, у двери группы я обнаружила загадочный конверт. Давайте посмотрим, кто прислал нам письмо.

Рыжая мастерица

Белка, белка — озорница!
С ветки — прыг.
На землю — скок!
Ищу на зиму грибок.
Вам пишу письмо, ребята,
Помогите мне скорей
Сделать на зиму запасы,
Вместе будет веселей.

Логопед: Поможем белке сделать запасы на зиму? Тогда нам надо спешить в лес.

Будем чудо в гости звать
Раз, два, три, четыре, пять.
Палочкой взмахну своей
В лес отправимся скорей! (Дети закрывают глаза)

II. Основная часть

1. Сюрпризный момент

Логопед: Вот мы и оказались в лесу. Белочка уже встречает нас.

Белка: Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас. Нам пора отправляться в путь на поиски грибов.

2. Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик только ел,
Оттого и потолстел.

3. Игра « Собери съедобные грибы»

Логопед: Мы попали в настоящее грибное царство. А грибов в лесу видимо-невидимо. … Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. Какие части есть у гриба? (У грибов есть шляпка и ножка)

Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»?

Помните, ребята, собирать можно только съедобные грибы.

Дети, помогайте белочке. (Дети складывают в корзинку грибы, называя их).

А какой гриб можно найти под осиной? (Дети выбирают подосиновик)

А под березой? (подберезовик)

4. Упражнение «Назови ласково»

Логопед: Налетели тучки, и пошел дождик Белочка загрустила.

Не переживай, Белочка!
Этот дождь грибной.
Для грибов полезный.
Из маленьких грибочков вырастут большие грибы.

Назови их ласково.

Боровик до дождя был… (боровичком)
-мухомор-…
-опята-…
-сыроежка-…

5. Проговаривание чистоговорок

(Ребенок в костюме «Лисы» входит в группу, держа в руках корзину)

Дети: «Са-са – са-са-са – прибежала к нам лиса,
Сы-сы – сы-сы-сы- нет грибов у той лисы.
Су- су – су-су-су – я грибок ей принесу.
Сы-сы – сы-сы-сы- есть лисички у лисы.

6. Многозначность слов

Какие грибы напоминают лису?

7. Сосчитай, сколько лисичек выросло после дождя:

одна лисичка, две лисички… шесть лисичек

Собрала лиса лисички и убежала в лес.(Ребенок собирает грибы)

8. Физкультминутка. “За грибами”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.)
(Бегут, собирают воображаемые грибы.)
(Скачут стоя, “срывают” грибы.)
(Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.)

9. Образование относительных прилагательных

Белочке грибов собрали и себе немного взяли.

А сколько вкусных блюд можно приготовить из грибов:

(На доске появляются картинки с изображением блюд из грибов)

Суп с грибами (какой?) — …
Икра из грибов-…
Салат с грибами-…
Пюре из грибов-…
Пирог с грибами-

10. Составление рассказов по схеме.

Чтобы грибы собирать, надо их хорошо знать. А поможет нам запомнить внешний вид грибов вот эта схема.

III. Итог занятия.

Погуляли мы в лесу
Увидали всю красу,
Белочке грибы собрали,
И зверюшек повстречали,
А теперь пора прощаться
В детский садик возвращаться!

Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями! Понравилось вам путешествие? Что вы о нём расскажите своим родителям? О чём узнали? Ответы детей.

Кашнова О.В.,
учитель-логопед

Цели:

Познакомить детей с грибами: маслятами, опятами.
Учить детей различать съедобные и ядовитые грибы.
Словарь: масленок, опенок, белый гриб, серенький, кузовок.
Познакомить детей со сказкой, пословицами и загадками о грибах.
Развивать мышление детей, мелкую моторику.
Воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе. Познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов.

Оборудование:

Картинки и фотографии грибов, силуэтные изображения грибов съедобных и ядовитых.

Ход занятия:

Загадка про гриб

Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло!

Отгадали загадку? (Ответы детей). Это гриб. Какие слова загадки подсказали вам отгадку? (Ответы детей). По грибы всякий ходит – и старый и малый. У нас в Крыму немало всяких разных грибов. Вот сегодня мы с ними и познакомимся.

Грибные года в Крыму, к сожалению, не все. А потому, что климат у нас особенный: недостаток влаги, засухи, редкие дожди по осени. Почему же не нравится грибам крымский климат? (Ответы детей). Недаром и в пословицах сказано: «Будет дождь – будет и гриб», «Начнется дождик редкий – готовь кузовок крепкий». А в какое время года бывает больше всего грибов? (Ответы детей). И про то пословица имеется: «Весна красна цветами, а осень – грибами».

Оказывается, деревья и грибы с давних времен дружат. Попробуйте сами определить, под каким деревом растут грибы подберезовики? А подосиновики? А дубовики? А буковики? (Ответы детей).

Так какие же грибы можно найти в наших лесах. А вот такие.
Это маслята. (Показ картинок). Уж до того дружные ребята, что целыми семьями из земли лезут. Маслята – сосновые детки. Это значит, что расти они любят под какими деревьями? (Ответы детей). Под соснами. Но, почему же названии эти грибы маслятами? Да потому, что шляпка у них блестящая и липкая, как бы маслом смазана. Взгляните, на этой картинке к шляпкам маслят прилипли и травинка и хвоинка. Очень вкусные грибочки маслята.

А это опята. (Показ картинок). По картинке сразу можно догадаться где любят расти опята. Где? (Ответы детей). Верно, на пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька целую корзинку опят можно насобирать.

А у этих грибов несколько названий. (Показ картинок). В книжках они называются – серые рядовки. А люди зовут их просто – мышата или серенькие. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Ну а этот гриб, считается начальником среди всех грибов. (Показ картинок). Названий у него несколько: белый гриб, боровик, медвежатник. Очень уж вкусен этот гриб, потому и считается грибным начальником. Причем, не только люди оценили его вкус. Кто из лесных жителей не прочь полакомиться грибами? (Ответы детей). Кроме птиц и зверей, есть еще насекомые – большие любители грибов: слизняки и грибные мушки. Мушки эти откладывают свои яички в ножку гриба, яички превратятся в личинок, а те начнут выедать мякоть гриба и доберутся до шляпки. Тогда станет гриб трухлявым, никому не нужным.

А сейчас вставайте и выходите на коврик – мы отправляемся к медведю в бор за грибами и ягодами. Подвижная игра «У медведя во бору». Выбирается лов – «медведь», который садится на корточки с одной стороны игровой площадки. Остальные дети становятся в шеренгу на противоположном конце площадки и на слова « у медведя во бору грибы ягоды беру» идут в сторону «медведя», наклоняясь, как бы собирая грибы и ягоды. Когда заканчиваются последние слова «а медведь сидит и на нас рычит», лов-«медведь» с рычанием встает и ловит убегающих детей.

Сбор грибов называют «тихой охотой». Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. Как правильно вести себя в лесу? (Ответы детей). Не шумите, не мусорьте, не топчите, не срывайте грибы с корнем. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами. Зачем, знаете? (Ответы детей). Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего? (Ответы детей). Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы не бывать новым грибам.

Кто из вас ходил в лес собирать грибы? (Ответы детей). Помните, что «не каждый гриб в кузовок кладут», а почему? Есть грибы ядовитые? Почему же они ядовитые? (Ответы детей). Есть в них яд, который может вызвать отравление. Собирать грибы нужно только хорошо известные вам. А про тех, кто ядовитые грибы в кузовок кладет, говорят: «Ходить в лесу – видеть смерть на носу». Самый опасный гриб в крымских лесах – бледная поганка. Посмотрите на нее и хорошенько запомните. (Показ картинок). Напомните мне, обитают ли в Крыму ядовитые змеи? Как называется эта ядовитая змея? (Ответы детей). Так вот, яд степной гадюки совсем слабенький по сравнению с сильнейшим ядом бледной поганки.

А вот загадка про еще один ядовитый гриб:

Загадка про мухомор

Похож этот гриб на божью коровку,
Да пятнышки не те.

Конечно, это мухомор. Не правда ли, красавец? Алый кафтан, белые крапинки. «Мухомор красен, да для здоровья опасен». Но не спешите сшибать мухоморы ногами и топтать их. Вы видели, как после дождей взрослые работники нашего сада, выкапывали и уничтожали ядовитые грибы на нашей территории. Для чего они это делали? Какие меры предосторожности предпринимали? (Ответы детей). Но это в городе, в детском саду, там, где хозяева дети и взрослые. А в лесу мухомор – гриб нужный. Для человека ядовит, а лесным обитателям сгодится. Олени жадно ищут мухоморы и съедают их. Улитки и слизняки прогрызают в шляпках мухоморов дырки. Белки даже сушат их на зиму. В лечебных целях. Люди, кстати, тоже уже научились использовать мухоморы как лекарство от некоторых серьезных болезней.

Дидактическая игра «Кузовок»

А сейчас игра «Кузовок». Мы сегодня много раз употребляли это слово. А как вы его понимаете? (Ответы детей). Вот так выглядит кузовок. (Показ).
Ваша задача: сходить в лесок и наполнить кузовок. Будьте внимательны! Не трогайте ядовитые грибы! Принесите из лесу только по одному съедобному грибу и назовите его. Дети идут на ковер и собирают силуэты грибов (маслята, опята, белые, серенькие). Затем кладут в кузовок и называют. После того, как все грибы окажутся в кузовке, рассматриваются оставшиеся на ковре. Дети объясняют, почему не взяли эти грибы и как они называются.

Все грибы долго перечислять. Богаты наши леса, и делятся охотно с нами своими богатствами. Ведите себя в лесу скромно и вежливо, тогда одарит он и вас, и для других останется.

А сейчас мы приготовим печенье грибочки. Тесто мы сделали заранее, осталось только вырезать формочками-грибочками из теста печенье, уложить его на смазанный маслом противень и поставить в духовку.

А пока печенье выпекается, послушайте сказку Т. Николаева «Замечательный зонтик» про приключения колобка.

Сказка «Замечательный зонтик»

Подарила Бабушка Колобку зонтик. Замечательный зонтик. Сверху – белый в разноцветную горошину. Изнутри – зеленый в белую ромашку.

Пошел Колобок в лес. Конечно, с зонтиком. Вдруг кто знакомый встретится – будет чем похвастаться. Взял Колобок еще корзинку с бабушкиными пирожками. Душистыми, румяными, яблочными. Кто же в дальнюю прогулку отправляется с пустыми руками?

Идет Колобок, вертит над собой зонтик. А птицы вокруг поют, заливаются. «Наверное о зонтике поют, восхищаются», - думает Колобок. Заяц мимо пробежал, да так быстро! «Видно, от удивления, -- думает Колобок. – Вот бы еще Волка встретить, а то и Лису…»

Размечтался Колобок и не слышит, что ветер поднялся, листвой зашумел. И не видит, что появилось в небе облачко. Другое, третье… И вот уже ни синего неба, ни ясного солнышка. Потемнело. И – забарабанил дождь по листьям, по траве, по цветам. А у Колобка – зонтик! Траве мокро – Колобку сухо. Птицы и звери попрятались, а Колобку дождь нипочем.
Замечательный зонтик! Но летний дождь короток. И вот уже снова запели птицы, засияло солнышко. Протянулась над тропинкой веселая радуга. Засмеялся Колобок и – трах-бабах! – сам в одну сторону, корзинка в другую, а зонтик вообще неизвестно куда покатился. Вскочил Колобок сердитый: кто ему ножку подставил?! Смотрит, а прямо на тропинке камень – не камень, пенек – не пенек, а что-то круглое, коричневое. Вот тебе раз! Никогда тут ничего такого не было. «Вот найду корзинку и зонтик. разберусь», - подумал Колобок. И принялся искать. Уж как он траву раздвигал, уж как под кустами ползал! И ни того, ни другого. Что делать? Присел Колобок на камень-пенек. Задумался. И вдруг почувствовал, будто его кто-то поднимает. Попробовал встать – нет земли под ногами. Ой, новая беда! А тут еще кто-то рядом покряхтывает, вздыхает.

Кто это вздыхает тут?

Я, белый гриб Боровик, Боровик-колосовик. Тяжело мне тебя поднимать, вот я и вздыхаю. Ну да ничего, мы, грибы. народ сильный!

Гриб-Боровик Колобку знаком. С Бабушкой собирал. Потом сушил. Суп из боровиков! А вот почему колосовик?

Ранний я. Летний. Вместе с пшеничным колосом созреваю, потому и колосовик. А быстро вырос, потому что дождь хороший прошел. А грибам только того и надо.

Боровик-колосовик еще что-то говорил, да Колобок уже его не слышал – зонтик увидел. Золотистый, с бахромкой по краю. Но что это? Рядом еще зонтик, Еще. Малиновые, желтые, лиловые, даже красный в белую горошину!

Скатился Колобок на землю – и к зонтикам. А какой из них его – забыл. «Возьму-ка красный в белую горошину», думает.

Я не зонтик. Я – гриб-Мухомор. А это моя соседка – Бледная поганка. Ты нас не трогай. Мы – ядовитые!

И мы не зонтики! – закричали остальные. – Мы сестрички – разноцветные Сыроежки. А мы – летние Опенки! А я – Шампиньон. Всех нас смело можешь класть в корзинку, на жаркое.

Но нет у Колобка ни корзинки, ни зонтика. Опечалился Колобок. Вдруг откуда-то слышит тонкий голосок:

А я зонтик. Пестрый зонтик. Съедобный.

Подбежал Колобок к зонтику: светло-коричневый, в махрушках, как в лохмотьях. А его-то был новенький. Махнул Колобок рукой и сел на траву. Горевать. На зеленую траву в белую ромашку. Поднял голову. Что это?! Да это же его зонтик повис на ветке! Обрадовался Колобок. Найти бы еще корзинку! А ее и искать не надо. Стоит она рядом на соседней полянке. На блюдце. Белое блюдце…на ножке! Поглядел Колобок: вся полянка в блюдцах – белых, розовых, золотых, рыжих. Блюдцах на ножках. Но теперь-то его не обманешь. Хитрые грибы блюдцами прикинулись. Снял Колобок корзинку с белого блюдца и слышит:
- Верно. Не блюдце я, а гриб – Груздь настоящий. Нас на засолку бери. Мы – самые вкусные!
- Нет, мы! – закричали рыжие грибы-блюдца. – Нас, Рыжиков, хоть соли, хоть жарь.
- И что спорят? – засмеялись маленькие розовые блюдечки. – Вкусней нас, Волнушек, нет.
Тут из-под куста показалась круглая красная шапочка: «Не слушай ты их, собирай только нас, Подосиновиков!».
Слушал- слушал Колобок и решил взять всех по одному, а то корзинки не хватит. И стал собирать грибы-пеньки, грибы-зонтики, грибы-блюдца. А бабушкин зонтик тут же превратился в палку-искалку, которой легко раздвигать густую траву. А потом зонтик стал палкой-таскалкой, на которой было удобно нести полную корзинку через плечо.
Вот каким замечательным оказался бабушкин зонтик! Ведь если бы его Бабушка не подарила, если бы Колобок не пошел этим зонтиком хвастаться, никакой истории бы не случилось. Вот так.

Вопросы:

1. Только ли осенью растут грибы? А когда еще?
2. Почему так быстро вырос белый гриб боровик?
3. Почему белый гриб зовут боровик-колосовик?
4. Какие еще съедобные грибы повстречал в лесу Колобок?
5. Какие ядовитые грибы повстречались Колобку?
6. Как используют грибы в пищу?
7. Почему нельзя рвать грибы с корнем?
8. Почему нельзя в лесу уничтожать ядовитые грибы?

После занятия можно выполнить лепку, аппликацию, ручной труд на тему «Грибы». Рассмотреть стенды о съедобных и ядовитых грибах Крыма. Провести конкурс загадок о грибах.

Загадки о грибах

Может быть, вы не поверите мне,
Но я увидала грибы на сосне.
Разве грибы на деревьях растут?
Что-то совсем непонятное тут…
Надеты на ветки маслята, опята…
Кто же их на зиму сушит, ребята?
(Белка)

Стоит лепешка
На одной ножке.
Кто не пройдет,
Всяк поклон отдает.
(Гриб)

Весь Антошка –
Шляпка да ножка.
Дождь пойдет –
Он подрастет.
(Гриб)

Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три – и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду.

Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще.
(Подберезовик)

У кого одна нога,
Да и та без башмака?
(У гриба)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я?
(Подосиновик)

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
(Гриб)

Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети –
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.

Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный.














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах, особенностях внешнего вида.

Задачи:

Коррекционно образовательные:

Коррекционно -развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память при решении игровых заданий;
  • развивать мелкую и общую моторику;
  • развивать познавательный интерес.

Воспитательные:

Оборудование:

  • презентация по теме «Ах, грибы - грибочки»;
  • раздаточный материал - предметные картинки-грибов в конвертах на каждого ребенка, пазлы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся на прогулку.

Как вы думаете, куда мы с вами пришли? Посмотрите на экран. СЛАЙД

Дети : Мы пришли в лес.

Воспитатель : верно, мы пришли в лес и оказались на лесной полянке.

В какое время года мы попали? Правильно, это осень.

А как вы догадались? По каким признакам? (ответы детей)

Обобщение ответов детей : осенью часто идут дожди, листва меняет свой цвет и опадает, дни становятся короче, люди надевают теплые вещи, птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края...

Осень лес преобразила,
Разукрасила красиво.
Лес осенний золотой,
Словно в сказке расписной.

Воспитатель: Я предлагаю найти полянку посуше. Вот и поляна. СЛАЙД

А знаете ли вы, ребята, почему осень называют временем урожая?

Как вы думаете, какой урожай собирают в огороде? (ответы детей)

А в саду? (ответы детей)

Что можно осенью собирать в поле?

Правильно, молодцы!

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я услышал, что вы говорите про урожай.

А знаете ли вы, какой урожай собирают в лесу? (ответы детей).

Я сейчас загадаю вам загадку, а вы отгадайте ее.

ЗАГАДКА (появляется загадка на слайде)

Осень, дождь на целый день,
Листопад и мокротень.
Только им не зябко -
Одноножкам в шляпках.

Что это? Правильно это грибы. (появляется гриб на слайде)

Лесовичок: Я очень люблю грибы и знаю про них почти все.

А вы знаете? Давайте проверим.

  • какие грибы вы знаете?
  • какие грибы растут под берёзой?
  • какие грибы растут под осинами?
  • как называются грибы, которые растут на пнях?
  • как правильно собирать грибы?
  • как называется человек, который собирает грибы?
  • какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные; ядовитые и неядовитые)

Лесовичок: какие же вы молодцы! Но я усложняю задание. СЛАЙД

Из каких частей состоит гриб? (ответы детей)

(Если дети правильно отвечают, на экране появляется корень или грибница, ножка, шляпка)

Что еще может быть у некоторых грибов? (юбочка или воротничок)

У каких грибов есть воротничок? (у поганки, мухомора, шампиньонов....)

Воспитатель: Ребята, лесовичок предлагает отправиться дальше. СЛАЙД

Посмотрите, ребята, какая красивая, солнечная полянка. Вы готовы к следующему заданию? Лесовичок понял, что вы знаете названия грибов, а теперь он хочет выяснить, узнаете ли вы грибы по внешнему виду.

Задание:

  1. Назовите грибы, которые выросли на полянке (ответы детей).
  2. Какие грибы есть нельзя?
  3. Под какими номерами ядовитые грибы? (Проверка) Молодцы!

Вот еще одна замечательная лесная полянка. СЛАЙД

Посмотрите, какие грибы выросли на ней. Посчитайте сколько грибов на этой полянке.

Назовите первый (второй, третий...) гриб.

Какой гриб находится перед поганкой (перед поганкой белый гриб)

Какой гриб вырос между белым грибом и рыжиком (между белым грибом и рыжиком вырос мухомор)

Какой гриб находится слева от рыжика (слева от рыжика....) и т.д.

А сейчас задание на внимание. СЛАЙД

Надеваем волшебные очки. (В это время на экране грибы меняют свое место.)

Воспитатель: что изменилось?

Дети: грибы поменялись местами.

Воспитатель: какие грибы поменялись местами?

Дети: мухомор и белый гриб поменялись местами.

Воспитатель: надеваем волшебные очки. Что изменилось? СЛАЙД

Дети: вместо подосиновика появилась сыроежка (проверка)

Воспитатель: ребята, лесовичок предлагает вам немножко поразмяться.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Воспитатель: мы попали с вами на новую полянку. СЛАЙД

Назовите грибы, которые здесь растут. (ребята называют грибы, которые появляются постепенно друг за другом)
Задание:

Запомнить в какой последовательности расположены грибы и выложить их на карточках (на столах у детей карточки и раздаточный материал. Грибов больше, чем на экране)

Самостоятельная деятельность детей. Проверка.

Кто выполнил правильно?

У кого есть ошибки?

Ребята, вы справились с этим трудным заданием. И в вашу честь лесовичок запустил салют (экран)

Воспитатель: Лесовичок предлагает вам посчитать. Вы готовы? СЛАЙД

Одна шляпка, две шляпки, пять шляпок. Как можно сказать по другому? (много шляпок)

Один мухомор, два мухомора, пять мухоморов.

Один лист, два листа, пять листьев

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились.

(На экране появляется гриб – мухомор.) СЛАЙД

Воспитатель : Ребята как называется этот гриб?

Мухомор съедобный или несъедобный гриб?

Ой, что с ним случилось (он рассыпался).

Кто догадался, какое будет задание?

Задание: Собрать пазлы грибов и определить их название.

(Спросить у каждого ребенка. Добиваться полных ответов ).

Как называется гриб? Он съедобный или несъедобный// ядовитый или неядовитый)

Какие все молодцы. Все справились с заданием.

Воспитатель: СЛАЙД

Ребята, лесовичку пора уходить. У него много дел в лесу. Он очень доволен вами. И за вашу работу он предложил вам в подарок корзинку с грибами. (сюрпризный момент). Давайте попрощаемся с лесовичком и скажем ему спасибо.

Подведение итогов .

Автор: Кондратьева Наталия Александровна, воспитатель МДОУ - детский сад № 196 компенсирующего вида г. Саратова.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (Ознакомление с окружающим миром. Природный мир) для детей старшей группы (5 – 6 лет) по теме «В гости к Ёжику (Грибы)». Учитывая специфику моей коррекционной офтальмологической группы, я использовала приёмы и методы, направленные на развитие сохранных анализаторов (слух, мелкую моторику, тактильные ощущения), а также применила необходимые здоровьесберегающие технологии (гимнастику для глаз, работу с офтальмотренажёром, физкультминутку, пальчиковую игру). НОД направлена на развитие познавательного интереса старших дошкольников, закрепление представлений о грибах, корректировку зрения, воспитание экологической культуры.

Конспект НОД в старшей группе по теме «В гости к Ёжику (Грибы)»

Вывод. Смена занимательных заданий, игрушки-персонажи, яркий наглядный материал, муляжи, оформление группы, шумовое сопровождение и сюрприз-угощение помогли сделать НОД интересным и запоминающимся для детей. Эта разработка может использоваться воспитателями как коррекционных групп, так и групп общеразвивающей направленности.