Овд кратко страны. Вооруженные силы стран Варшавского договора

- (Warsaw Pact) (офиц. назв. Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи), договор о воен. союзе между странами со циалистич. лагеря. Подписан в 1955 г. Албанией (вышла в 1968 г.), Болгарией, Чехословакией, Германской Демократической … Всемирная история

- (Warsaw Pact) (официальное название – Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи), Организация Варшавского Договора создана в мае 1995 г. в ответ на перевооружение Федеративной Республики Германии и ее вступление в НАТО (NATO).… … Политология. Словарь.

Организация Варшавского договора Штаб квартира … Википедия

1955 (о дружбе сотрудничестве и взаимной помощи), подписан 14 мая в Варшаве Албанией (с 1962 не участвовала в работе созданной на основе Варшавского договора Организации, а в сентябре 1968 вышла из Организации), Болгарией, Венгрией, ГДР (после… …

1768 между Россией и Речью Посполитой. Заключен 24 февраля. Предусматривал равноправие диссидентов (не католиков) с католиками в Речи Посполитой, закрепляя политическое влияние русского царизма в Польше … Большой Энциклопедический словарь

Варшавский Договор (ВД) - о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключён Албанией (в 1968 г. вышла из ВД), Бол гарней, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, Советским Союзом и Чехословакией в Варшаве с целью коллективной обороны против агрессивных устремлений… … Словарь военных терминов

Варшавский договор - (Warsaw Pact)Warsaw Pact, соглашение о взаимной обороне и военной помощи, подписанное в Варшаве 14 мая 1955г. коммунистическими государствами Восточной Европы во главе с Советским Союзом. Образованный в период холодной войны как ответ на создание … Страны мира. Словарь

Варшавский договор 1955 года Энциклопедия ньюсмейкеров

Варшавский договор 1955 года. Историческая справка - Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией был подписан 14 мая 1955 г. на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Варшавский договор: Варшавский договор (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи) от 14 мая 1955 года документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза … … Википедия

Книги

  • Советский антиамериканский плакат. Из коллекции Серго Григоряна , . Предлагаемая подборка плакатов целиком посвящена одной из актуальнейшей политической и общественной жизни - антиамериканизму. Холодная война, противостояние систем, империалистическая…
  • Советский антиамериканский плакат. Из коллекции Серго Григоряна. Второе издание , . "Предлагаемая подборка плакатов целиком посвящена одной из актуальнейших тем нашей политической и общественной жизни - антиамериканизму. Холодная война, противостояние систем,…

- договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключённый Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, Советским Союзом и Чехословакией 14 мая 1955 в Варшаве с целью защиты социалистических завоеваний, обеспечения мира и безопасности в Европе. Вступил в силу 5 июня 1955 после передачи ратификационных грамот всеми участниками Варшавского Договора на хранение правительству Польской Народной Республики. Срок действия Варшавского Договора (20 лет), поскольку не было заявлений о его денонсации (расторжении), продлён на следующие 10 лет. Албания с 1962 в работе Организации Варшавского Договора не участвовала и в сент. 1968 в одностороннем порядке денонсировала Договор.
Варшавский Договор заключён ввиду усиления опасности развязывания новой мировой войны и возникновения угрозы безопасности социалистических стран. Эта обстановка создалась в результате ратификации западными государствами Парижских соглашений 1954, предусматривавших образование Западноевропейского союза - объединённого блока европейских империалистических держав и США, ремилитаризацию Западной Германии и включение её в НАТО.
11 мая 1955 в Варшаве было созвано совещание представителей 8 европейских социалистических государств. В качестве наблюдателя на совещании был также представитель от КНР. Все делегаты констатировали, что в создавшейся обстановке недостаточна организация совместной обороны от агрессии, основанная на двусторонних договорах о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, которые были заключены В 1943-49 между Советским Союзом и другими социалистическими странами. Было признано необходимым заключить многосторонний договор, который стал бы прочной основой для тесного и всестороннего сотрудничества европейских стран социализма. Заключение Варшавского Договора дополнило двусторонние договоры о политическом и военном сотрудничестве социалистических государств и явилось значит, шагом вперёд в направлении объединения усилий стран социализма в борьбе за мир против империалистической агрессии. Так, Варшавский Договор содержит постановления, которых в двусторонних договорах не было: о политических консультативных органах, о создании Объединённых вооруженных сил и Объединённого командования, о системе консультаций и др.
Варшавский Договор состоит из преамбулы и 11 статей. В преамбуле Договаривающиеся Стороны провозгласили, что они намерены «принять необходимые меры для обеспечения своей безопасности и в интересах поддержания мира в Европе», подтвердили своё стремление к созданию «системы коллективной безопасности в Европе, основанной на участии в ней всех европейских государств, независимо от их общественного и государственного строя...».
Участники Договора обязались разрешать свои международные споры мирными средствами (ст. 1); заявили о готовности участвовать в духе искреннего сотрудничества во всех междунар. действиях, направленных на обеспечение всеобщего мира и безопасности, добиваясь принятия эффективных мер к всеобщему сокращению вооружений и запрещению атомного, водородного и др. видов оружия массового поражения (ст. 2); обязались консультироваться между собой по всем важным междунар. вопросам (ст. 3); не принимать участия в каких-либо коалициях или союзах и не заключать никаких соглашений, цели которых противоречат целям Варшавского Договора (ст. 7); выразили стремление развивать и укреплять экономич. и культурные связи, следуя принципам взаимного уважения независимости и суверенитета (ст. 8).
«В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств - участников Договора со стороны какого-либо государства или группы государств, - гласит ст. 4, - каждое государство- участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет государству пли государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами - участниками Договора, всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы. Государства - участники Договора будут немедленно консультироваться относительно совместных мер, которые необходимо предпринять в целях восстановления и поддержания международного мира и безопасности».
Союз социалистических государств, сложившийся на основе Варшавского Договора, получил название Организации Варшавского Договора. Эта организация носит оборонит, характер и коренным образом отличается от агрессивных блоков империалистов. Это добровольный союз социалистических государств, заключённый на принципах полного равенства его участников. Он не является узкой, замкнутой военной организацией и открыт для присоединения др. государств, выразивших желание бороться за мир и международную безопасность. Участники Варшавского Договора никому не угрожают, не претендуют на чужие территории и не вмешиваются во внутренние дела др. гос-в. Цели Варшавского Договора полностью соответствуют целям ООН, сформулированным в её Уставе. Классовая, политическая сущность Варшавского Договора состоит в том, что он направлен против сил, враждебных делу мира и социализма, противостоит попыткам империализма вооруженным путём реставрировать капитализм в социалистич. странах.
В целях осуществления консультаций, предусмотренных Варшавским Договором, и для рассмотрения вопросов, возникающих в процессе выполнения его, создан Политический Консультативный Комитет (ПКК). Учреждено Объединённое командование Вооруж. Силами, выделенными по соглашению между сторонами в ведение этого командования (ст. 5). В ПКК, как высшем политическом органе Варшавского Договора, представлены все участники Договора. В его совещаниях участвуют генеральные и первые секретари ЦК коммунистич. и рабочих партий, главы правительств стран - участниц Варшавского Договора и др. официальные лица. Деятельность ПКК строится на принципе равного представительства и полного равноправия всех его участников. На совещаниях ПКК обсуждаются важнейшие внешнеполитич. вопросы, коллективно вырабатываются решения по международным вопросам, затрагивающим интересы всех участников Договора, рассматриваются важнейшие проблемы, связанные с укреплением обороноспособности и выполнением обязательств по совместной обороне стран - участниц Варшавского Договора. Совещания ПКК проводятся по мере необходимости.
На первом заседании ПКК (1956) была принята Декларация о необходимости создания общеевропейской системы коллективной безопасности, которая заменила бы существующие в Европе военные группировки. Эту идею союзные социалистические страны настойчиво проводили в жизнь на протяжении всей своей последующей деятельности. Предложения Бухарестского (1966) и Будапештского (1969) заседаний ПКК о созыве общеевроп. совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе получили поддержку на междунар. Совещании коммунистич. и рабочих партий, состоявшемся в Москве в июне 1969. Согласованная, целенаправленная политика стран социалистического содружества привела к положительным результатам. Подписано соглашение по вопросам, относящимся к Западному Берлину (1971), заключены двусторонние договоры СССР, Польши, ГДР и ЧССР с ФРГ, заложившие основу для оздоровления обстановки в Европе. Подписан ряд важных советско-американских, советско-французских и других документов.
Инициатива социалистических стран в борьбе за мир, всеобщее сокращение вооружений и запрещение термоядерного оружия и других видов оружия массового поражения оказала большое влияние на развитие международных отношений и способствовала заключению ряда важных соглашений: Московского договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963), договора «О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» (1967), договора о нераспространении ядерного оружия (1968), договора «О запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения» (1971) и др.
Военная организация участников Варшавского Договора включает: Комитет министров обороны (КМО), Объединённые вооружённые силы (ОВС), Объединённое командование (OK). Для руководства деятельностью ОВС наряду с OK созданы: Военный совет ОВС, Штаб Объединённых вооружённых сил, Технический комитет (ТК) и др. органы управления.
Под Объединёнными вооруженными силами понимаются силы и средства, предназначенные согласно договорённости участников Варшавского Договора для совместных действий, и совместные военные органы, созданные в соответствии со ст. 5 Договора. Военный совет ОВС рассматривает вопросы состояния и совершенствования ОВС, их боевой и оперативной подготовки. Председателем Военного совета является главнокомандующий ОВС. Штаб ОВС - орган управления главкома ОВС. В Штабе ОВС работают генералы, адмиралы и офицеры всех союзных армий участников Варшавского Договора. Место пребывания Штаба ОВС - г.Москва. Главнокомандующий, нач-к Штаба ОВС и нач-к ТК ОВС назначаются по взаимному согласо- ванию правительствами стран Варшавского Договора. Объединённое командование действует на основе совместно выработанных принципов.
Руководствуясь ленинским учением о защите завоеваний социалистической революции, братские партии повседневно заботятся об укреплении обороноспособности своих стран, социалистического содружества в целом. В рамках Организации Варшавского Договора осуществляются многообразные формы и методы военного сотрудничества, способствующие дальнейшему повышению боевой мощи и укреплению боевого содружества армий социалистических стран.
Большое значение для укрепления и развития военного сотрудничества государств Варшавского Договора имеют совместные учения, проводимые по планам ОК. Они проходят в условиях, максимально приближенных к боевым, и служат одним из методов достижения единства взглядов по вопросам военного искусства, организации современных операций и боевых действий вооруженных сил. В ходе учений совершенствуются подготовка войск, их взаимодействие, укрепляется единство и боевое содружество народов и армий социалистических стран. Наиболее крупными совместными учениями были: «Квартет» (1963), «Октябрьский штурм» (1965), «Влтава» (1966), «Родопы» (1967), «Шумава» (1968), «Север» (1968), «Неман» (1968), «Одра - Ниса» (1969), «Братство по оружию» (1970), «Щит-72» (1972) и др. Широкое развитие получили контакты между политическими органами союзных армий и обмен опытом в области партийно-политической работы.
Организация Варшавского Договора является важным фактором мира и безопасности народов, она служила и служит центром координации внешнеполитической деятельности братских стран социализма.
«Одной из важных форм сотрудничества руководителей наших партий и стран,- отмечалось на XXV съезде КПСС,- является Политический Консультативный Комитет Варшавского Договора. Этот Договор надежно служит интересам мира и социализма. Для всех очевидно значение инициатив, с которыми выступал в последние годы наш Политический Консультативный Комитет. Ведь многие из них легли в основу решений крупных международных форумов или нашли свое отражение в ряде важных двусторонних межгосударственных актов.
Мы решительные противники как разделения мира на противостоящие военные блоки, так и гонки вооружений. Наша позиция на этот счет хорошо известна. Однако необходимо заявить со всей ясностью: пока сохраняется блок НАТО, пока милитаристские круги ведут гонку вооружений, наша страна вместе с другими участниками Варшавского Договора будет укреплять этот военно-политический союз» (Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с. 8).
Существование и деятельность Варшавского Договора отвечают кровным интересам всех народов, прогрессивных сил современности. Участники Варшавского Договора всегда стояли и стоят на страже мира и международной безопасности. Для этого они располагают большим политическим влиянием в мире и необходимой военной силой.
Публ.: Организация Варшавского Договора. 1955 - 1975. Документы и материалы. М., 1975.
Лит.: Брежнев Л.И. О внешней политике КПСС и Советского государства. Речи и статьи. Изд. 2-е. М., 1975; Гречко А.А. Вооруженные Силы Советского государства. Изд. 2-е. М., 1975, с. 403 - 430; Боевое содружество братских народов и армий. М., 1975; Боевой союз братских армий. Сборник. М., 1974; Якубовский И.И. Боевое содружество. М., 1971; Семин В.В. Варшавский Договор - надежный щит мира и социализма. М., 1975; Кириченко М.С. Надежный страж мира. Минск, 1975; Мацуленко В.А. Боевое содружество. М., 1974; Абламонов П.Ф. Координаты дружбы. М., 1974; Солдаты братских армий. М., 1971; Moнин M.E. Содружество, рожденное в боях. М., 1971; Бахов А.С. Организация Варшавского Договора (правовые аспекты). М., 1971; Жуков Г.П. Варшавский Договор и вопросы международной безопасности. М., 1961; Лацо А. Варшавский Договор - инструмент обеспечения мира. Пер. с нем. М., 1974.
С. М. Штеменко.

14 мая 1955 Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, Чехословакией и Советским Союзом подписан Варшавский Договор. Эта мощная структура обеспечивала противовес НАТО на протяжении 36 лет, а была распущена почти буднично. Михаил Горбачёв даже не принял участия в заключительном заседании руководства ОВД.

Миролюбие поневоле

Варшавский договор был создан спустя 6 лет после возникновения НАТО. СССР после окончания Второй мировой войны вовсе не так рьяно стремился к экспорту революции, как это пытались представить наши «западные партнёры». Известен факт, что в послевоенные годы коммунисты Франции (наиболее популярная тогда партия в стране) готовились поднять всеобщее восстание и обращались к Сталину с просьбой поддержать их в случае интервенции США и Великобритании. На что Сталин, верховный главнокомандующий самой мощной армии мира на тот момент, ответил категорическим отказом. Причина такого миролюбия победителей фашисткой Германии главным образом заключалась в огромных потерях, понесённых советским и, прежде всего, русским народом. Сталин понимал, что ещё одной масштабной (к тому же с участием ядерного оружия) войны с Западом СССР, скорей всего, не выдержит. Не случайно такое распространение в нашем народе на полвека получил тезис: лишь бы не было войны.

Вынужденный союз

Однако совсем никак не реагировать на растущее военное присутствие США в Европе было нельзя. Последней каплей, вынудившей СССР к созданию военной межгосударственной социалистической организации в Европе, стало вступление в НАТО ФРГ, вопреки первоначальным послевоенным планам по превращению разделённой Германии в демилитаризованную зону.

14 мая 1955 был подписан Варшавский договор (ОВД) о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Его участниками стали Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. Всё это были страны, где после освобождения от фашистской оккупации при негласной поддержке Советского Союза установились социалистические режимы.

Участники ОВД подчёркивали, что организация носит строго оборонительный характер. И, как показала история, в общем и целом, так оно и было. Для руководства блоком был создан Политический консультативный комитет (ПКК).

Хорошо забытое старое

Разговоры о коллективной безопасности в Европе начались больше полувека назад. Уже на первом (Пражском) заседании ПКК (27-28 января 1956) государства - участники ОВД выступили с предложениями, предусматривавшими замену существующих в Европе военных группировок системой коллективной безопасности, установление зон ограничения и контроля над вооружениями и т.д.

То есть идеологически-военное противостояние в Европе было совсем не в интересах руководства СССР, хорошо понимавшего, что ослабленная войной страна должна все силы бросить на восстановление собственной промышленности и сельского хозяйства, на сбережение человеческого потенциала.

На плечах СССР

Так же, как во время Второй мировой войны СССР принял на себя главный удар нацистской Германии и нёс основную тяжесть войны в 1941-1945 годах, так и в ОВД Советскому Союзу пришлось играть «ведущую роль». Это означало фактически полное финансирование деятельности организации и поставки вооружений странам-участницам.

Роль СССР в ОВД показывает хотя бы тот факт, что на протяжении всей истории существования организации главнокомандующими Объединёнными вооружёнными силами были исключительно советские маршалы и генералы.

Паритет дорогой ценой

В НАТО, противостоящее ОВД, входили изначально 12 стран, включая такие державы, как США, Великобритания, Франция. До распада ОВД в североатлантический альянс вошли ещё 4 государства.

Варшавский блок, несмотря на то, что по уставу он был открыт для вхождения новых членов, за всё время своего существования не увеличивался, а, наоборот, потерял одну из стран-участниц – Албанию. Таким образом, с начала 60-х годов прошлого века до 1991 года социалистическому блоку из 7 стран противостоял блок из 15 «капстран». Даже приблизительное сопоставление потенциала этих государств, скажем, по общей численности населения, показывает, насколько в более выгодном положении находилось НАТО. Его страны-участницы, опираясь на поддержку обогатившихся в годы Второй мировой войны США, чувствовали себя в блоке вполне комфортно. Военные расходы при этом не отягощали государственных бюджетов. СССР же напротив был вынужден «лучшие мозги» и огромные средства направить на оборону. В результате ценой больших усилий паритет ОВД и НАТО был создан и поддерживался несколько десятилетий.

Согласно данным, приведённым в книге Валентина Варенникова «Неповторимое», к началу 80-х годов НАТО в Европе имело небольшой перевес в обычных вооружениях. В распоряжении альянса было 94 боеготовые дивизии (включая около 60 отдельных боеготовых бригад), у Варшавского Договора- 78 дивизий. При этом численность развернутой американской дивизии составляла 16-19 тысяч, а дивизии ФРГ- более 23 тысяч человек, в то время как дивизия армий стран Варшавского Договора насчитывала максимум 11-12 тысяч человек. Значительное превосходство у ОВД было в танках. Зато НАТО располагало значительно большим количеством противотанковых вооружений. Кроме того, США и их союзники превосходили социалистический блок по боевым самолетам в 1,2 раза, по вертолетам - в 1,8 раза.

Однако сопоставление всех видов вооружений, включая ядерные, говорило о примерном равенстве боевых возможностей сторон.

Параллели

Члены организации ОВД, подписывая договор, «обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между собой, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и других государств».

Однако на практике суверенитет одной из стран-участниц был нарушен войсками ОВД. Речь о знаменитом вводе войск в Чехословакию в 1968 году. Этот эпизод и по сей день часто приводят, как доказательство агрессивности политики СССР. Однако ещё за несколько месяцев до того, как советские танки оказались на улицах Праги, руководство СССР уже располагало сведениями о том, что активисты так называемой «Пражской весны» готовы обратиться с просьбой к НАТО о вводе войск альянса в Чехословакию. В полной боевой готовности находились несколько дивизий военно-воздушных сил США. Как и во время недавних украинский событий, руководство СССР стояло перед выбором: пустить события на самотёк с непредсказуемыми последствиями, либо вмешаться, не допустив выхода Чехословакии из ОВД, что было бы равнозначно серьёзному поражению в условиях Холодной войны.

Ликвидация по-тихому

Прошло чуть более двух десятков лет и новое руководство СССР спокойно, почти равнодушно «сдало» не только Чехословакию, но и все остальные страны-участницы Варшавского договора, которые после «тихого роспуска» ОВД в 1991 году, попали в сферу влияния НАТО, а спустя 8 лет 3 из них присоединились к блоку. Ещё через 5 лет все бывшие члены Варшавского договора, кроме правопреемницы СССР – России, стали членами североатлантического альянса.

Продолжало оставаться достаточно сложным. Шла холодная война. Страны НАТО и блока социалистических стран во главе с СССР по прежнему рассматривали друг друга в качестве потенциальных противников. В различных уголках планеты то разгорались, то затухали локальные конфликты (в Корее, Индокитае), способные перерасти в новую мировую войну. Советский Союз весьма обоснованно опасался, что европейский континент является самым опасным пространством, где любой конфликт может превратить войну «холодную» в войну «горячую», стать поводом для применения ядерного оружия.

Наибольшую тревогу вызывали планы ремилитаризации Западной Германии и включения ее в блок НАТО, чего добивались США и их союзники. Несмотря на противодействие СССР, в 1954 г. в Париже были подписаны соглашения между западными державами и ФРГ (вступивших в силу в мае 1955 г.), по которым Западная Германия получила право восстанавливать свои вооруженные силы под контролем Западноевропейского союза (учрежден в 1954 г.) и была принята в НАТО. Все это шло в разрез с Потсдамскими соглашениями 1945 г. и изменяло баланс сил на континенте.

Ответным шагом СССР было подписание 14 мая 1955 г. между Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР, Чехословакией и Албанией (вышла из договора в 1968 году) Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Страны, заключившие договор обязывались «в случае нападения на кого-либо из них оказать жертве агрессии немедленную помощь всеми необходимыми средствами, включая применение вооруженной силы». Под агрессором подразумевалась, прежде всего, Германия, но СССР и его союзникам было понятно, что возможной войны следует ожидать со всем блоком НАТО. На основании договора, подписанного в Варшаве, была создана Организация Варшавского Договора (ОВД), призванная координировать совместную оборонную политику.

В рамках ОВД существовали Объединенное командование Вооруженных Сил и Политический Консультативный Комитет. В результате создания ОВД СССР получил юридическое основание для присутствия своих войск в Восточной Европе и упрочил свои геополитические позиции.

РОСПУСК ОВД

Кризис этой структуры можно связать с новым международным курсом М.С. Горбачева. 26 апреля 1985 г. государства - участники Варшавского договора подписали в Варшаве Протокол о продлении срока действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В соответствии с Протоколом, вступившим в силу 31 мая 1985 г., Варшавский договор был продлен на 20 лет с возможностью последующей пролонгации еще на 10 лет. Но уже в октябре 1985 г. М.С. Горбачев предложил сократить вооруженные силы НАТО и Организации Варшавского договора в Европе, обещая, что СССР уничтожит значительно больше оружия, чем США. На Генеральной Ассамблее ООН в декабре 1988 г. он объявил об одностороннем сокращении Вооруженных сил СССР на 500 тыс. чел. и выводе советских войск из стран Центральной Европы и Монголии.

После долгих переговоров в ноябре 1990 г. в Париже главами государств - участников Организации Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Договор предусматривал взаимное сокращение вооружений между государствами-членами НАТО и Варшавского договора до разумной достаточности. По договору ограничивались пять категорий обычных вооружений и техники - танки, боевые бронированные машины, артиллерия калибра 100 мм и выше, боевые самолеты, ударные вертолеты. Предусматривался обмен информацией, широкая инспекционная деятельность.

Желая поразить западное общественное мнение, Горбачев обещал произвести сокращение Советских Вооруженных сил в огромных масштабах. Долгие годы безопасность СССР базировалась, в том числе, на значительном преобладании над НАТО в бронетехнике на европейском театре (только танков здесь имелось около 60 тыс. ед.). За улучшение отношений с НАТО и западную помощь СССР вынужден был ограничить себя 6400 танками на этом театре. Разоружение не распространялось на военно-морские силы, где США и НАТО обладали значительным превосходством. Пойдя на большие уступки, Горбачев согласился сократить Советскую армию еще на полмиллиона и вывести ее значительную часть из стран Центральной и Юго-Восточной Европы, что породило проблему трудоустройства и обеспечения жильем бывших военнослужащих.

Деидеологизация международных отношений радикально изменила характер связей СССР с социалистическими государствами. Прежние союзники СССР отныне не должны был рассчитывать на автоматическую защиту и привилегии в торговле, кредитах, ценах и т.п. Горбачев активно способствовал декоммунизации восточноевропейских стран. Советские руководители отказались поддержать просоветски настроенных лидеров восточноевропейских компартий, не имевших сил самостоятельно сопротивляться волне либерализации. Новые президенты и премьер-министры этих государств поспешили «дистанцироваться» от СССР и заняли прозападные позиции. К власти в Польше в 1989 г. пришли лидеры движения «Солидарность», находившейся в оппозиции к прежнему руководству, возглавлявшемуся В. Ярузельским. Аналогичные смены прокоммунистических правительств на прозападные произошли в Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Румынии. Лидер румынских коммунистов Н. Чаушеску и его жена в конце 1989 г. были арестованы и по приговору трибунала поспешно казнены. Шокирующие кадры их расстрела были показаны по румынскому, а затем и по советскому телевидению. Горбачеву было о чем задуматься.

В октябре 1989 г. в ГДР прошли торжества по поводу 40-й годовщины создания государства. Лидер Восточной Германии Э. Хоннекер встретился с М.С. Горбачевым. Но идти по пути советской перестройки, наблюдая за экономическим кризисом в Советском Союзе, Хоннекер не стремился. Тем временем в ГДР все больший размах приобретало оппозиционное движение. Под давлением Москвы и большинства членов Социалистической единой партии Германии тяжело больной Хоннекер вынужден был уйти в отставку. Новым генеральным секретарем СЕПГ был избран Э. Кренц. Неожиданным даже для германских политиков стало согласие Горбачева на объединение обеих частей Германии путем присоединения ГДР к ФРГ. Однако этот шаг был вызван, прежде всего, давлением на Кремль со стороны администрации Соединенных Штатов. Самую активную роль в процессе объединения Германии (а фактически поглощения восточной части страны Западной Германией) играл канцлер ФРГ Г. Коль, успевший наладить с Горбачевым дружеские отношения. В ноябре 1989 г. «берлинская стена» рухнула. Была открыта государственная граница между Восточной и Западной Германией. 12 сентября 1990 г. в Москве был подписан договор СССР, США, Великобритании, Франции, ГДР и ФРГ об объединении Германии. Объединенная Германия признала послевоенные границы с Польшей, СССР и Чехословакией, заявила, что с ее земли будет исходить только мир, обязалась не производить и не иметь на своей территории ядерное, химическое и бактериологическое оружие, сократить сухопутные и военно-воздушные силы. Государство ГДР исчезло с карты Европы.

В процессе объединения Германии руководство США и НАТО устно обещали Горбачеву и Шеварднадзе, что блок НАТО не распространит свое влияние далее на восток. Однако никаких официальных заявлений подписано не было и впоследствии это обещание было нарушено. Воссоединение двух частей Германии, а, следовательно, появление в центре Европы еще более мощной державы неоднозначно воспринималось в Лондоне и Париже. Но Горбачев не обращал внимание на беспокойство премьер-министра Великобритании М. Тэтчер и президента Франции Ф. Миттерана. Он видел в США и ФРГ своих главных партнеров.

Вывод советских войск с территории Восточной Германии и Берлина должен был произойти к концу 1994 г. Фактически вывод мощной советской группировки к маю 1994 г. скорее походил на поспешное бегство: принадлежавшее СССР по праву победителя имущество распушенных нацистской партии, СС и других фашистских формирований было брошено, люди и техника зачастую размещались в «чистом поле», без подготовленных казарм и жилищ для офицеров и их семей. В качестве компенсации германские власти выделили средства на строительство части жилья для военных.

Еще ранее, чем из Германии и также поспешно были выведены советские войска с территории Венгрии, Польши и Чехословакии. Это окончательно подорвало военное сотрудничество теперь уже бывшего социалистического лагеря. 25 февраля 1991 г. в Будапеште было принято решение о денонсации Варшавского договора. Военные структуры Организации Варшавского договора были официально распущены 1 апреля 1991 г. Вопрос о компенсациях: с одной стороны - за оставляемое имущество (оружие, военные городки, аэродромы, пути сообщения и линии связи), а с другой - за ущерб, нанесенный природе на полигонах, танкодромах и т.п. объектах, был решен взаимным отказом от претензий. СССР объявил о выводе советских воинских частей с Кубы и из Монголии. 1 июля 1991 г. в Праге Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией был подписан протокол о полном прекращении действия Варшавского договора 1955 г.

С 1 января 1991 г. СССР прекратил расчеты со странами Совета Экономической Взаимопомощи в условных «переводных рублях» и перешел в отношениях с его членами на мировые валюты и цены. Это нанесло окончательный удар по всей системе СЭВ, который был официально распущен 28 июня 1991 г.

А в декабре 1991 года окончательно распался и СССР. Страны, когда-то входившие в Варшавский договор, стали присоединяться к НАТО, что резко ухудшило стратегическое положение России, нарушило не в ее пользу паритет в обычных вооружениях на европейском театре. Распад ОВД и СЭВ означал крах «пояса безопасности» Советского Союза на западных границах. Тем временем, вооруженные силы США и стран НАТО все последующее время интенсивно совершенствовались. Дальнейшее продвижение НАТО на восток (сегодня затронувшее и бывшие союзные республики) создало непосредственную угрозу безопасности нашего государства.

НОСТАЛЬГИЯ

Согласно опросу ВЦИОМ более половины россиян чувствовали себя наиболее защищенными, когда существовала организация варшавского договора.

Самым безопасным во внешнеполитическом смысле периодом недавней истории респонденты посчитали «советские времена, в 60-80-е годы ХХ века» - 55% (напомним, что на эти годы выпадает, например, Карибский кризис - самый «горячий» момент Холодной войны между СССР и США).

Наименее безопасным - «90-е» - 4%. Подавляющее большинство - 89% считают, что ОВД носила «оборонительный характер», являясь пропорциональным ответом на создание НАТО. «В позитивном влиянии ОВД на международную обстановку убеждены прежде всего коммунисты (96%), эсеры (94%), респонденты старше 45 лет (91%) и не пользующиеся интернетом (93%). Агрессора и обидчика стран Восточной Европы в ОВД видят только 6% опрошенных» (события 1968 года в Чехословакии), - раскрывает эти цифры ВЦИОМ.

Чуть более половины - 51% опрошенных считают, что современной России нужен другой военный союз, по образцу ОВД и НАТО, чтобы чувствовать себя более защищенной. В то же время, «что-то содержательное об Организации Варшавского договора спустя двадцать лет после ее распада может сказать только треть россиян (34%)».

Международное соглашение, в соответствии с решениями которого был создан военный блок европейских социалистических государств в главе с СССР.

После создания НАТО (4 апреля 1949 года) между СССР и рядом социалистических стран были заключены договоры о военном сотрудничестве. Первый договор о дружбе был подписан еще в годы Второй мировой войны: 12 декабре 1943 года с чехословацким правительством в изгнании. В 1943-1949 годах между странами Восточной Европы было подписало 23 двусторонних договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

Однако СССР воздерживался от дальнейших шагов до тех пор полка ФРГ формально не была вовлечена в военный блок. 23 октября 1954 года члены военного Брюссельского пакта (Франция, Великобритания, страны Бенелюкса) и Италия подписали с ФРГ Парижское соглашение, фактически провозгласившее ремилитаризацию Западной Германии и ее присоединение, в перспективе, к НАТО. СССР предпринял ряд дипломатических мер, пытаясь предотвратить такое развитие события. На прошедшей в Москве 29 ноября - 2 декабря 1954 года. Конференции по безопасности в представители 8 социалистических стран приняли Московскую декларацию, в которой они предупреждали, что в случае ратификации Парижского соглашения они предпримут шаги по созданию нового военного блока. Страны НАТО ратифицировали Парижские соглашение, которые вступили в силу 5 мая 1955 года.

11-14 мая 1955 года в Варшаве прошло Совещание европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. В последний день его работы (14 мая 1955 года) главы правительств Союза Советских Социалистических Республика (СССР), Социалистической Республики Румынии (СРР), Народной Республики Болгарии (НРБ), Польской Народной Республики (ПНР), Германской Демократической Республики (ГДР), Чехословацкой Социалистической Республики (ЧСССР), Венгерской Народной Республики (ВНР) и Народной Социалистической Республики Албания (НСРА) подписали договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Представлявший Китайскую Народную Республику (КНР) министр обороны и заместитель премьера Госсовета Пэн Дэхуай участвовал в конференции в качестве наблюдателя.

Положения Варшавского договора

Текст договора состоял из преамбулы и 11 статей. Участники констатировали, что «положение, которое создалось в Европе в результате ратификации парижских соглашений, предусматривающих образование новой военной группировки в виде "западноевропейского союза" с участием ремилитаризуемой Западной Германии и с включением ее в Североатлантический блок, что усиливает опасность новой войны и создает угрозу национальной безопасности миролюбивых государств». В соответствии с Уставом ООН договаривающиеся Стороны обязались «воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения и разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность» (Статья 1). При этом, они решили «консультироваться между собой по всем важным международным вопросам…, руководствуясь интересами укрепления международного мира и безопасности» (Статья 3). Важнейшей была 4-я статья договора, гласившая, что «В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств ‒ участников Договора со стороны какого-либо государства или группы государств, каждое государство ‒ участник Договора… окажет государству или государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь… всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы». Наконец, страны - участница обязались «не принимать участия в каких-либо коалициях или союзах и не заключать никаких соглашений, цели которых противоречат целям настоящего Договора» (Статья 7).

Договор заключался сроком на 20 лет и, после передачи всех ратификационных грамот (в СССР договор был ратифицирован Президиумом Верзовного Совета СССР 25 мая 1955 года) на хранение правительству ПНР (1 июня 1955 года), вступил в силу 5 июня 1955 года. При этом ГДР первоначально присоединилась к Варшавскому договору лишь в политическом отношении, в военную часть договора она вступила только 28 января 1956 года, через 10 дней после подписания закона о создании Национальной народной армии. В 1975 году договор был автоматически пролонгирован на 10 лет, т.к. от стран-участников не поступило заявлений о его денонсации. При приближении срока окончания договора, 26 апреля 1985 года его участники продлили его действие еще на 20 лет (т.е. до 14 мая 2005 года).

Организация Варшавского Договора (ОВД)

Для выработки общей военной стратегии, координации действий и осуществления руководства Вооруженными силами стран Варшавского договора по условиям договора (статьи 5 и 6) создавались Политический консультативный комитет (ПКК) и Объединенное командование Вооруженными силами (ОКВС). В его состав выходили руководители компартий, главы государств, руководители правительств и министры иностранных дел. ПКК являлся высшим коллективным органом ОВД и собирался для рассмотрения принципиальных вопросов, связанных с реализацией положений Варшавского договора, а также по обсуждению мер по укреплению и совершенствованию ОВД. Органами ПКК являлись: Комитет министров иностранных дел и объединенный Секретариат, учрежденные в 1976 году. Генеральный секретарь ПКК одновременно являлся руководителем Объединенного секретариата, который являлся исполнительным органом ПКК и состоял из постоянных комиссий по различным вопросам.

Заседания ПКК проводились поочередной в столицах стран - участниц. Первое совещание ПКК прошло 27-28 января 1956 года в Праге; в качестве наблюдателей в ней приняли участие представители Монгольской Народной Республики. Кроме заседаний ПКК регулярно также проводились также конференции министров иностранных дел государств - участников Варшавского договора; первая такая конференция состоялась в Варшаве 27-28 апреля 1959 года (в ней в качестве наблюдателя приняли участие представители КНР).

Кроме обсуждения вопросов также принимались декларации по важнейшим вопросам, связанным с обеспечением мира и безопасности в Европе.

Объединенное командование Вооруженными силами создавалось для обеспечения взаимодействия вооруженных сил и укрепления обороноспособности стран ‒ участниц Варшавского договора. Во главе ОКВС стоял главнокомандующий (всегда - представитель Вооруженных сил СССР) и при нем штаб, который также возглавлял представитель СССР, хотя в его состав входили также генералы, адмиралы и офицеры всех союзных армий стран ‒ участниц Варшавского Договора. ОКВС размещалось в Москве. После руководство СССР приняло решение расширить права своих партнеров. В 1869 году был создан Комитет министров обороны ‒ координационный центр по военным вопросам, куда также входили главнокомандующий и начальник штаба ОВД. Комитет образовывал Военный совет ОКВС из заместителей министров обороны, который проводил регулярные совещания по вопросам повышения боеспособности вооруженных сил, а также Технический комитет.

Главнокомандующие Объединенными вооруженными силами (ОВС): Маршал Советского Союза И.С. Конев (14.05.1955-23.07.1960); Маршал Советского Союза А.А. Гречко (24.07.1960-12.04.1967); Маршал Советского Союза И.И. Якубовский (12.04.1967-30.11.1976); Маршал Советского Союза В.Г. Куликов (01.12.1976-14.02.1989); генерал армии П.Г. Лушев (15.02.1989-31.03.1991)

Начальники штаба Объединенных вооруженных сил (ОВС): генерал армии А.И. Антонов (14.05.1955-16.06.1962); генерал армии П.И. Батов (17.06.1962-1965); генерал армии М.И. Казаков (1965-1968); генерал армии С.М. Штеменко (08.1968-04.1976); генерал армии А.И. Грибков (1976-1989); генерал армии В.Н. Лобов (02.1989-1990)

На момент своего расцвета (1985 год) численность ОВС составляла 7 562 987 военнослужащих, через 5 лет (к 1990 году) она снизилась до 6 960 700 человек. Танковый парк армий ОВД по ряду оценок составлял 53 тысячи советских танков и около 12-15 тысяч танков других стран.

Важнейшей составляющей деятельности ОВС являлось проведения совместные командно-штабных и войсковых учений и маневров, на которых отрабатывалось взаимодействие Вооруженных сил стран - участниц. В основном они проводились на территории восточно-европейских стран. Самыми масштабными стали маневры «Братство по оружию братских стран социалистического содружества», проходившие 12-18 октября 1970 года, а также маневры «Братство по оружию» в августе-сентябре 1980 года, в которых приняли участие около 40 тысяч человек. Другими крупными маневрами были: советско-болгарские учения (июль 1958 года), «Квартет» (1963 год), «Октябрьский штурм» (1965 год), «Влтава» (сентябрь 1966 года), «Родопы-67» (август 1967 года), «Одра ‒ Нисса» (сентябрь 1969 года), «Днепр» (сентябрь 1967 года), «Север» (1968 год), «Вал-77» (лето 1977 года), «Запад-77» (май‒июнь 1977 года), «Щит-79» (май 1979 года), «Союз-81» (март 1981 года), «Запад-81» (сентябрь 1981 года), «Дружба-82» (январь 1982 года), «Щит-82» (сентябрь 1982 года), «Дружба-83» (март 1983 года), «Щит-83» (лето 1983 года), «Дружба-84» (февраль-март 1984 года), «Лето-84» (май-июнь 1984 года), «Щит-84» (сентябрь 1984 года), «Дружба-85» (сентябрь 1985 года).

Единственной совместной боевой операцией Вооруженных сил ОВД стало подавление Пражского восстания в августе 1968 года, когда на территорию Чехословакии были введены воинские контингенты СССР, Польши, Венгрии и Болгарии.

Роспуск ОВД

Во время Венгерских событий 1956 года глава правительства ВНР Имре Надь 1 ноября 1956 года объявил нейтралитете Венгрии и ее выходе из Варшавского договора, однако 4 ноября в Венгрию были введены советские войска и восстание было быстро подавлено, а заявления Надя последствий не имело.

3 сентября 1968 года во время Чехословацкого кризиса из состава ОВД вышла Албания (фактически Албания уже не принимала участия в каких-либо мероприятиях по линии Варшавского договора с 1 февраля 1962 года, после разрыва отношений с СССР).

24 сентября 1990 года после объединения Восточной и Западной Германии в Берлине министр вооружения и обороны ГДР Райнер Эппельман и главнокомандующий ОВД генерал армии П.Г. Лушев подписали протокол о выходе Национальной народной армии из военной организации Варшавского договора. К этому моменту кризис социалистической системы был уже настолько глубоким, что всем было ясно - дни ОВД сочтены. События приняли необратимый характер. Уже 25 феврале 1991 года государства ‒ участники ОВД приняли решение о ликвидации ее военных структур с 31 марта того же года. 1 июля 1991 года представители стран - участник Варшавского договора на совещании в Праге подписали Протокол о полном прекращении действия Договора «принимая во внимание глубокие изменения, происходящие в Европе, которые означают окончания конфронтации и раскола континента» (от имени СССР его подписал вице-президент Г.И. Янаев).