Основные проблемы и характерные черты философии нового времени.

XVII век открывает следующую после эпохи Возрождения страницу в истории развития философской мысли, называемой «философией Нового времени». Новое время - это эпоха, которая охватывает в истории человечества XVII, XVIII и XIX вв. Условно началом Новой истории считается Английская буржуазная революция 1640 года, которая ознаменовала собой начало нового перио­да - эры буржуазных отношений или ин­дустриальной цивилизации. Эпоха называется Новой потому, что именно в XVII в. сформировались новые исторические реалии.

Фи­лософия Нового времени продолжила идеи, созданные в эпоху Возрождения. Но если философия эпохи Возрождения была только оппозицией схоластики, то философия Нового времени – это уже программное выражение нового мировоззрения, в котором главной целью является человек. Если эпоха Возрождения утверждала: «человек свободен и равен Богу», то в XVII веке этот лозунг начинает звучать так: «человек – это малое звено в великом механизме природы и должен жить по её законам».

Философия Нового времени обращается к исследованию природы материального мира. В центре её внимания находится природа как субстанция, процесс её познания. Философия провозглашается наукой, призванной установить истину. Характерной чертой философии Нового времени является вера в разум человека, познающего и изменяющего природу.

Новое время – это период философского осмысления второй научной революции .

Первая научная революция произошла приблизительно в V в. до н.э. в Древней Греции. Её результат – формирование первой научной картины мира (которую можно назвать древней, или античной, или геоцентрической, или пантеистиче­ской, или аристотелевской) и становление рационалистического мировосприятия, которое породило философию как пранауку. Эта картина мира с небольшими изменениями, вносимыми в нее по ходу дальнейшего разви­тия науки, существовала приблизительно две тысячи лет. Эпоха Возрождения и, особенно, Нового времени – время грандиозной смены древней научной картины мира но­выми представлениями, которые привели в XVI-XVII вв. к новой научной революции, результатом которой стало появление второй в истории человечества научной картины мира. Когда мы говорим о науке, то речь идет, прежде всего, о естествознании, то есть о науках, которые изучают природу (аст­рономии, физике, химии, биологии и др.). Вторая научная картина мира часто называется классическим естествознани­ем. Ведь в древности никакого естествознания в полном смысле слова не было, так как не было отдельных наук (их все за­меняла философия). В Новое время эти науки появились, а значит, появилось естествознание, которое быстрыми тем­пами достигло больших успехов, заложило прочный фунда­мент всего последующего научного знания. Оно называется классическим потому, что является первым, основным, исходным, образцовым, эталонным.

Наиболее важными в научной картине мира являются астрономические и физические представления, потому что они рисуют цельный образ мироздания, охватывают своим вниманием всю Вселенную. Основной чертой первой, или древней, науч­ной картины мира был геоцентризм Птолемея, где в центре находится неподвижная шарообразная Зем­ля, а все планеты и звезды движутся вокруг неё.

Вторая научная картина мира ознаменовалась открытием Коперника в начале XVI века, который сделал необыкновенно смелое для своего време­ни предположение о том, что Земля – это не неподвижный центр мира, а одна из планет, которая вместе с другими враща­ется вокруг настоящего неподвижного центра мироздания – Солнца, поэтому его теория стала называться гелиоцентризмом. Коперниковская тео­рия наносила сокрушительный удар по религиозным сред­невековым представлениям. Ведь они, вслед за Птолемеем, рисовали Землю неподвижным центром мироздания. И, кро­ме того, считалось, что ад, где мучаются после смерти греш­ники, находится под землей, а рай, где блаженствуют правед­ные, - на небе, то есть ад и рай расположены на противополож­ных концах мироздания. У Коперника же получилось, что Земля самодвижется по небу вокруг Солнца, а значит, ад, ко­торый находится под землей, расположен на небе, рядом с раем, чего никак не может быть по религиозным представле­ниям. Переворот Коперника озна­меновал собой новую эпоху в развитии науки, явился началом глобальной смены научных представлений, исходным пунктом второй научной революции, а соответственно, и нового миропонимания.

Важной особенностью первой или древней научной картины мира был пантеизм, то есть представление о мироздании как об огромном живом и разумном организме, подобном человеку, только намного превосходящим его сво­ими временными и пространственными масштабами. В мире все разумно, целесообразно и гармонично, считали древние. Вселенную пронизывает некая духовная сила, которая и дела­ет все вокруг прекрасным и упорядоченным.

Наука Нового времени утвердила иной взгляд на мир, по которому он представляет собой не живой и разумный орга­низм, а грандиозный, неживой и неразумный механизм. А стройность, упорядоченность и гармония мироздания объяс­няется тем же, чем гармония и стройность любого механизма: четкой подгонкой всех его частей друг к другу, точными разме­рами, правильным расчетом, грамотным устройством и безу­пречной работой. Любой механизм состоит из элементов, между которыми действуют неизменные силы, подчиняющиеся определенным законам. Эти тела, силы и неизменные законы делают механизм упоря­доченным и гармоничным. Надо только открыть механические законы взаимодействия тел и все объяснить с помощью этих естественных законов. Дан­ные законы должна открывать и исследовать специальная нау­ка – механика, которая и стала одной из главных в классическом естествознании.

Наиболее выдающимся представителем механики и во­обще второй научной картины мира был Исаак Ньютон, и если первая науч­ная картина мира часто называется аристотелевской, то вторую называют ньютоновской. Он сформулировал три за­кона механики, которые являются классическими, до сих пор составляют её основу, и изучаются в школьном курсе физики. Поскольку главным в объяснении мира стало установле­ние его механических законов, а они выражаются и записыва­ются математически, то естествознание Нового времени заго­ворило на языке математики. И если в ан­тичности роль всех наук, как правило, выполняла философия, то в Новое время эту роль стало выполнять естествознание: физика, химия, биология и др.

Представление, пришедшее на смену античному пантеизму, по которому мироздание является грандиоз­ным механизмом, называется механицизмом.

Эти обстоятельства оказали существенное влияние на развитие философии, определили ее ключевые проблемы и способы их решения. Познание окружающего мира с целью увеличения власти над природой - главная задача но­вой науки и философии.

Во второй половине XVII и XVIII веках оформилась основная установка философии Просвещения. С приходящейся на XVIII век историко-культурной эпохой Просвещения связана известная переориентация философской мысли Нового времени с природы на человека и общественные условия его жизни. Просвещение – это идеологическая про­грамма широкого общественно-политического движения, высту­павшего за совершенствование человека и общества на основе разума и успехов в развитии науки и техники. Это движение получило наиболее широкое распространение во второй половине XVIII столетия во Франции. Основные положения просветительской программы следующие:

а) учение о невежестве и незнании как главной причине и источнике бед и несчастий человека, которые приводят к тому, что «человек рождается свободным, но повсюду он в оковах». Самой ужасной социальной язвой считали социально-экономическое неравенство, которое можно истребить единственным путём – просвещением широких народных масс (образование должно выйти из стен научных лабораторий и университетских аудиторий и стать достоянием основной части населения);

б) рационализм, суть которого можно передать формулой «законы природы суть законы разума». Правда, в своих представ­лениях просветители идут не от разума к природе, а наоборот, полагают, что человек получает разум от природы и только потом самостоятельно им овладевает;

в) убеждение в наличии «естественных прав» у каждого че­ловека, основными из которых являются права на жизнь, свободу и равенство по отношению друг к другу;

г) вера в происхождение общества не по «воле божьей», а в результате «общественного договора» – добровольного, равноправного союза людей между собой, что отражает общий ра­зумный порядок вещей в мире применительно к человеку и обществу.

Отсюда вытекают основные особенности философии Нового времени.

1. Светский характер. Философия решает мировоззренческие проблемы независимо от религиозного вероучения и без ссылок на церковные авторитеты.

2. Деизм. Основой философского мировоззрения становится учение, в соответствии с которым Бог создал материальный мир, дал ему законы, а далее не вмешивается в естественное течение его событий.

3. Поиск метода научного познания. Стратегической задачей считается теперь исследование природы и использование по­лученных знаний для практических целей человека.

4. Усиление материалистических тенденций . Ориентация философов на естествознание обусловила изучение оснований природы.

5. Метафизичность философии. Наиболее развитой наукой в этот период была механика – область знания, в которой проблема развития не рассматривается. Это стало одной из главных причин отказа философии от диалектических идей эпохи Возрождения, что выразилась:

а) в механицизме – установке, в соответствии с которой с помощью законов механики можно объяснить любые явления;

б) в представлении о возможности полного и исчерпывающего познания мира, получения окончательной истины.

6. Рационализм. Утверждение культа человеческого разума, способного как раскрыть любые тайны мира, так и наилучшим образом организовать общественную жизнь, что надолго определило развитие всей западноевропейской философии.

7. Профес­сионализация философии. В Новое время философия превращается в особую сферу человеческой деятельности, которая обладает особым терми­нологическим языком, изучается отдельной группой людей, объединенных в профессиональное сообщество со своими пе­риодическими изданиями, и становится обязательным предме­том преподавания и исследования в рамках университетов.

В философии Нового времени можно выделить следующие периоды.

1. Ранний (начало XVII в.). Новые тенденции в фило­софии Возрождения усиливаются. Натурфилософская и научная проблематика выходит на первый план. Основные представители: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт.

2. Научной революции (XVII в.). Строго говоря, начинается он несколько раньше - в конце XVI в., но всесторонняя трансформация традиционных представлений о мире и человеке и оформление новой (первой научной) картины мира происходит только к концу XVII века. Представители: Б. Спиноза, Дж. Локк, Г. Лейбниц, Дж. Беркли, Д. Юм.

3. Просвещения (XVIII в.). В Европе распространяется идеология Просвещения – оригинального культурно-философского феномена Нового времени. Представители: Ш. Монтескьё, Ф.М. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, М.Ж.А. Кондорсе, Д. Дидро, П. Гольбах, К.А. Гельвеций, Ж.О. де Ламетри и др.

на основании изученного текста написать эссе. Основные черты современной западной философии. Современной зарубежной философией считается философия стран Европы и США, а также примыкавших к ней мыслителей из других стран, начиная с середины 19 в. вплоть до настоящего момента. Этот период развития философии принято также называть постклассической философией. Именно в середине 19 века появились важнейшие существующие до сего дня направления философии (философия жизни, позитивизм, экзистенциализм, марксизм, прагматизм). Появившаяся в начале 19 в. и приобретшая большую популярность философская система Гегеля вскоре после его смерти стала подвергаться резкой критике представителями молодого поколения философов. Критика философии Гегеля, в которой черты, характерные для классической философии, проявлялись в наиболее яркой степени, стала поводом к существенному пересмотру принципов развития философии. Однако каждый из мыслителей критиковал философию Гегеля по-своему. Критику философии Гегеля обычно принято делить на критику «слева» и критику «справа». «Слева» критиковали гегельянство представители различных направлений материализма (Л. Фейербах, Л. Бюхнер, К. Маркс) и позитивисты (начиная с О. Конта). Они выступали против идеализма гегельянской философии, против её умозрительного характера, замечали очевидное пренебрежение Гегеля фактами в угоду стройности своей теории. Большинство из критиков «слева» полностью отказались от гегельянского наследства, лишь К. Маркс и Ф. Энгельс, отбросив идеализм философии Гегеля, попытались поставить разработанный им диалектический метод на материалистическую основу и тем самым создать более совершенную разновидность материализма – диалектический материализм. Однако философия Гегеля подвергалась не менее мощной атаке «справа». Дело в том, что философии Гегеля был присущ оптимизм, вера в разумность мироздания, идея прогресса. В этом гегельянство являлось наследником французского Просвещения. Однако во многом наступило разочарование в просветительских идеях 18 в., которые привели не к торжеству разума, а к якобинскому террору и кровопролитным наполеоновским войнам. Разве можно, глядя на это сказать, что мир в своей основе разумен? Разве оправданы оптимистические теории, когда люди каждый день страдают, умирают от голода болезней и войн? Да и не поторопились ли просветители, заявляя о том, что естественная природа человека разумна? Ведь многие поступки человека как раз об этом не свидетельствуют. Учитывая все эти обстоятельства, можно понять, почему философия Гегеля, утверждавшая разумность мира, оказалась под огнём критики мыслителей, требовавших пересмотра слишком благодушных, просветительских по своей сути, воззрений на мироздание, общество и человека. Знаменем этих мыслителей стал иррационализм. Именно с позиций иррационализма, «справа» критиковали философию Гегеля А. Шопенгауэр и С. Кьеркегор, основоположники «философии жизни» и экзистенциализма. С их помощью происходит радикальная «переоценка ценностей». Намечается отказ ряда философов от приоритета рациональности, от принципов научности, от веры в безграничный прогресс, от представления о разумной природе человека. Все перечисленные явления знаменуют переход от классической философии к постклассической. Переход к постклассической философии не означал полного разрыва с традициями предшествующего этапа развития философии. Некоторые направления философии сер 19 – 20 вв. осознавали себя как продолжателей тех или иных направлений классической (и даже более ранней) философии. Поэтому возникали такие достаточно распространённые направления в философии как неокантианство, неогегельянство, неотомизм. Считалось, что нужно развить учения мыслителей прошлого, приспособив их к новейшим достижениям науки и философии. Связь с определёнными учениями классической философии осознавали и представители оригинальных представителей постклассической философии. Так, позитивисты опирались на эмпирические традиции британской философии, а экзистенциалисты на некоторые идем Августина и Блеза Паскаля. В целом для различных направлений постклассической философии характерно. 1. Отказ от принятого в классической философии чёткого противопоставления материализма и идеализма, осознаваемое или безотчётное стремление преодолеть их противоположность. Пожалуй, только диалектический материализм продолжал считать вопрос о соотношении бытия и мышления главным вопросом философии. 2. Практическая направленность философии, её нацеленность не столько на чистое познание, сколько на обеспечение деятельности, практику. В ещё большей степени, чем в классической философии, утвердилось рассмотрение гносеологической проблематики сквозь призму решения практических задач, встающих перед человеком. Это, например, проявилось в подчёркивании роли практики в рассмотрении вопроса об истине. 3. Снижается ориентация на разум в познавательной деятельности, признаётся значительная роль иррациональных или близких к ним форм познания (интуиции, духовного вживания, герменевтического разгадывания смысла). В научном познании преимущество отдаётся практически ориентированному разумному и рассудоч

Основные черты философии нового времени Новое время, начавшееся в 17 веке стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европы капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась, как огромный механизм, а человек, как инициативный и деятельный работник.Основной темой философии Нового времени стала тема познания.

Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания. Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Наиболее обстоятельно эта позиция изложена в творчестве Бэкона.Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека.

Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики. Сторонники рационализма считали, что основным источником достоверного знания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем рационализма считается Декарт - автор выражения "подвергай все сомнению". Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истинную.Наряду с позитивной оценкой возможностей познания, в 17 веке возрождается и философский агностицизм, отрицавший возможность познания мира человеком.

Он проявил себя в творчестве Беркли и Юма, полагавших, что человек познает всего лищь мир явлений, но не способен проникнуть в глубину вещей, дойти до знания законов окружающей природы. Пантеистическую направленность имели взгляды Спинозы, утверждавшего, что природа - есть причина самой себя и всех протекающих в ней процессов.Бог не стоит над природой, а является ее внутренней причиной.

Знание достигаются разумом и оно является первейшим условием свободной деятельности человека. Немецкий философ Лейбниц подчеркивал духовный характер мира. Основой мироздания являются монады, как единицы бытия, придающие миру разнообразие и гармонию. В 17 веке широкое распространение получило "юридическое" мировоззрение.В его рамках развивалась теория "общественного договора" (Гоббс, Локк). Она объясняла происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности.

Это мировоззрения исповедовало идею естественных прав человека на свободу и собственность. Юридическое мировоззрение выражало настроения молодой буржуазии, как класса, сформировавшегося в Новое время.В развитие социальных учений Нового времени в 18 веке особый вклад внесло французское Просвещение (Монтескье, Вольтер, Руссо), которые идейно подготовили французскую революцию 1789 - 1794 гг. Они воспринимали церковь, как символ невежества и мракобесия, тормоз развития общества, поэтому девиз Вольтера: "Раздавите гадину!", стал лозунгом эпохи, предопределив требования отделения церкви от государства.

По убеждению Просветителей общественный прогресс возможен только при помощи разума, права, науки и образования. Человек - природно-социальное существо и способен к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности.Но частная собственность делает людей неравными, порождает зависть и вражду между ними, следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства и справедливости.

Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика, как форма народовластия. Значительный вклад в учение о природе и сущности человека, путях его воспитания, внесли французские Материалисты 18 века: Дидро, Гельвеций, Гольбах. Они считали, что человек - продукт окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей необходимо изменить обстоятельства их жизни.Эта идея Просветителей явилась источником возникновения марксистской философии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Возникновение философии. Предмет философии и ее роль в жизни общества. Основные разделы философии
Возникновение философии это длительный процесс поэтому определить истоки этой науки достаточно трудно ведь все известные древние ученые или.. разделы философии.. онтология от греч oacute n род падеж oacute ntos сущее и логия раздел философии в котором рассматриваются..

Специфика и функции философии. Структура философии. Основной вопрос философии
Лекции тема специфика проблемы и генезис философии часа специфика и функции.. литература.. основная..

Конспект лекций по основам философии. Исторический курс философии. Предмет философии. Место и роль философии в обществе. Античная философия
Оглавление.. Раздел исторический курс философии Лекция Предмет философии Место и роль..

Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии
Самой древней философской школой является милетская vii v вв до н э ее родоначальники.. фалес астроном политический деятель он произвел переворот в.. анаксимен первоначалом всего предложил воздух видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей..

Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства отдельные.. периодизация и специфика античной философии.. лосев предлагает следующие этапы античной философии..

Основные черты философии ориентации
Поэтому его "дело" состоит только в том, чтобы "исправить претензии здравого смысла и как можно больше их преобразовать в разумное познание. Пока.. Ведь так называемый здравый смысл является, как Кант писал еще за несколько.. В математическом применении он абстрагировался от "направлений мира", от стран света Восток-Запад, Север-Юг, в..

Основной вопрос и основные направления философии
Автор составитель якушев а в.. вопрос философия как разновидность мировоззрения.. вопрос специфика философского знания..

Эмпирическая теория познания и ее влияние на развитие философии Нового Времени
В связи с разложением феодальных отношений, свершением буржуазной революции, развитием капитализма складывался в европейской жизни новый тип.. Представители новой идеологии и культуры начали беспощадную войну со.. В упорной борьбе со схоластикой и религиозной идеологией вырабатывались новые научные методы изучения природы..

Предмет философии. Место философии в системе культуры становление и развитие предмета философии
Изучение новой дисциплины философия является основанием гуманитарной.. в предлагаемом издании по курсу философии помимо учебного материала по философии рекомендуемого для самостоятельной..

Основополагающей и центральной тенденцией философии нового времени
Введение.. основополагающей и центральной тенденцией философии нового времени и в.. в своих отдельных проявлениях моральная философия нового времени обнаруживает себя в антитезах трансцендентализма и..

0.054

2. Проблема истины в философии

3. Русская философия об исторической самобытности России. П.Я. Чаадаев о судьбе России

Список используемой литературы

1. Философия нового времени: отличительные особенности. Спор сенсуалистов (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк) и рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза, В.Г. Лейбниц)

Важнейшая отличительная черта философии Нового времени по сравнению со схоластикой - это новаторство. Следует особо подчеркнуть, что первые философы Нового времени были учениками неосхоластов. Однако они со всей силой своего ума, и души стремились пересмотреть, проверить на истинность и прочность унаследованные знания. Критика "идолов" у Ф. Бэкона и метод сомнения Р. Декарта в этом смысле не просто интеллектуальные изобретения, а особенности эпох: пересматривалось старое знание, для нового звания отыскивались прочные рациональные основания. Поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки, - другая черта философии Нового времени.

Один из самых известных философов нового времени - рационалист Рене Декарт. Методология Декарта заключается в том, что науки и философии должны быть объединены в единую систему. Их единство мыслитель уподобляет мощному древу, корни которого - метафизика, ствол - физика а ветви - механика, медицина, этика. Метафизика (или первая философия) есть фундамент систематического познания; этикой оно увенчивается. Таков общий архитектонический проект здания науки и философии, предложенный Декартом. Истоки и задачи методического сомнения, обоснованного Декартом, состоят в следующем. Все знания, в том числе и те, относительно истинности которых имеется давнее и прочное согласие (что в особенности относится к математическим истинам) подлежат проверке сомнением. Причём теологические суждения о Боге и религии не составляют исключения. Согласно Декарту, надо - по крайней мере, временно - оставить в стороне суждения о тех предметах и целокупностях, в существовании которых хотя бы кто-то на земле может сомневаться, прибегая к тем или иным рациональным доводам и основаниям. Смысл методического сомнения Декарта: Сомнение не должно быть самоцельным и беспредельным. Его результатом должна стать ясная и очевидная первоистина, особое высказывание: в нём пойдет речь о чём-то таком, в существовании чего уже никак нельзя усомниться. Сомнение, разъясняет Декарт, надо сделать решительным, последовательным и универсальным. Его цель - отнюдь не частные, второстепенные по значению знания. В итоге сомнения и - парадоксальным образом, несмотря на сомнение, - должны выстроиться, причём в строго обоснованной последовательности, несомненные, общезначимые принципы знаний о природе и человеке. Метафизическая система Декарта представляет собой учение о мире, как единстве двух субстанции: протяжённой и мыслящей, что является основой дуализма. К вопросу о существовании материального мира Декарт переходит, углубляя идеи, полученные из внешней реальности. Что существование материального мира возможно, следует из факта, что он является объектом геометрических доказательств, основанных на идее протяжённости (extensa), тем более, что сознание не вторит а хранит его. К тому же в нас проявляется способность, не сводимая к разуму, - способность воображения и чувства.

Против декартовой концепции врожденности ясных мыслей выступил англичанин Джон Локк. Он, как и Декарт, придерживался концепции разумного человека. По Локку, нужно четко и ясно показать, каким образом человек приходит к своим идеям. Декарт же не объясняет этого, а просто утверждает, что нам присущи очевидные в своей истинности идеи.

Локк рассуждает так: самое первое, что получает человек - это ощущения. Благодаря ощущениям у человека появляются простые идеи внешнего опыта, фиксируемые в суждениях типа: данный предмет такого-то цвета, такой-то длины. Но есть еще сложные идеи, а именно: идеи объектов; идеи отношений; идеи-понятия (общие понятия).

Примером идеи объекта является, например, идея данного, конкретного человека. Такая идея получается в результате простого сложения первоначальных идей, непосредственно вызываемых ощущениями.

Примером идеи отношений является идея материнства, получаемая в результате сравнения, сопоставления идеи родителя и ребенка.

Примером общего понятия является понятие "человек". Чтобы получить понятие "человек", надо собрать все идеи об отдельных людях, неодинаковые простые идеи отбросить (это и означает, что мы от них абстрагируемся), тогда оставшиеся идеи и составят понятие "человек". В определении понятия "человек" указываются лишь идеи, присущие каждому человеку.

Локк - сенсуалист, т.е. он считает, что всякое знание можно за счет описанных выше операций вычленить из ощущений, чувств. Образно говоря, до обращения к ощущениям ум человека есть чистая доска, никаких отпечатков, никаких следов.

Спор об идеях тянется через всю историю развития философии, нам еще предстоит не раз к нему вернуться. Если сенсуалисты (Бэкон, Гоббс, Локк) выводят знание из чувств, то рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) подчеркивают приоритеты мышления.

Если Декарт является представителем рационализма в новой философии и выдвигает в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума, то английский философ Фрэнсис Бэкон - родоначальник другого направления, а именно эмпиризма, требующего исходить из опыта. Чтобы получить истинное знание о природе, необходимо, по мнению Бэкона, в корне изменить научные методы исследования. В средние века, да и в античности, наука, говорит Бэкон, пользовалась главным образом дедуктивным методомс помощью которого мысль движется от общих очевидных положений (аксиом) к частным выводам. Такой метод, по Бэкону, не является результативным, он мало подходит для познания природы. Всякое познание и всякое изобретение должно опираться на опыт, т.е. должно двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. А такой метод носит название индуктивного.

Достигнуть такого истинного, объективного знания человеку, по мнению философов XVII в., не легко; человек подвержен заблуждениям, источником которых являются особенности самого познающего субъекта. Если не найти средств для устранения этих субъективных помех, которые Ф. Бэкон называл "идолами", или "призраками", и освобождение от которых составляет предмет критической работы философа и ученого. "Идолы" - это различного рода предрассудки, или предрасположения, которыми обременено сознание человека. Телеологическое рассмотрение природы было в XVII в. главным препятствием на пути нового естествознания, а потому и оказывалось предметом наиболее острой критики со стороны ведущих мыслителей этой эпохи. Наука должна открывать механическую причинность природы, а потому ставить природе не вопрос "для чего?", а вопрос "почему?".

Бенедикт Спиноза - знаменитый философ из Голландии родился в семье еврейского купца. За свои смелые взгляды был отлучён от синагоги. Спасаясь от преследований фанатиков, жил в деревне, зарабатывал на жизнь шлифованием линз. Создал собственную мощную систему, придерживался монистических взглядов. Основные произведения: "Богословско-политический трактат", "Этика". Умер в городе Рейнсбурге (Голландия).

Метафизику Спинозы можно определить как - целостное учение, долженствующее философски представить единство мира и разработана она была в его трактате "Этика". "Этика" включает в себя широко понимаемую философскую метафизику, повествующую о природе, субстанции, Боге, о человеке - его теле и душе, чувствах и разуме, а также и о собственно этико-нравственных проблемах. Но к этике в узком смысле она не сводится. Для понимания этой работы Спинозы, как, впрочем, и ряда других его произведений, следует учесть, как именно развертывается в них философствование. Философское учение, рассматривающее многообразие явлений мира с точки зрения единой основы (субстанции) всего существующего - монизм утверждает, что основой всего сущего является одно начало - субстанция. Иными словами, дуализму Декарта или всякому иному возможному дуализму Спиноза решительно противопоставляет тезис об одной-единственной, притом абсолютной божественной субстанции - природе, что и является основанием монизма.

Учение о человеке, как считает Спиноза, должно помочь людям открыть такую "человеческую природу", которая свойственна всем людям. К выполнению благородной цели, "а именно к тому, чтобы мы пришли к высшему человеческому совершенству", Спиноза и стремится направить все науки, начиная от механики, медицины и кончая моральной философией и учением о воспитании детей. Для этого необходимы не только науки. Следует, согласно Спинозе "образовать такое общество, какое желательно, чтобы как можно более многие, как можно легче и вернее пришли к этому". Итак, у Спинозы философия благодаря учению о человеке концентрируется вокруг блага человека, его нравственного обновления и тесно связывается с изменением общества на гуманистических началах.

По мнению Спинозы существует три рода познания: первый род познания - чувственный. Второй род познания - это познание рациональное. "Основы разума (ratio) составляют понятия".

Оно и есть дело ratio (разума) и intellectus (интеллекта, разума в высшем значении слова). Образцами такого познания, т.е. оперирования истинными, адекватными понятиями, Спиноза по примеру Декарта считает математику и логику.

И все же интуиция, третий род познания, ставится ещё выше чисто рационального познания.

Философы Нового времени подвергали критике мифологические представления, называя их "мнением" в противоположность "знанию", так и теперь идет критика средневекового, - а нередко и возрожденческого сознания, а потому так остро вновь стоит проблема предрассудков и заблуждений.

Наиболее характерные черты западной философии 20 века

Для философии первой четверти XX столетия характерны следующие черты. Прежде всего это период напряженной философской деятельности; большое число выдающихся мыслителей заявляют о себе или становятся влиятельными. В этом отношении данная эпоха может быть отнесена к самым плодотворным в Новейшей истории. Далее, это период перехода. Рядом с современными остаются и действуют течения старого типа. Эпигоны XIX века пока еще вовсе не считаются таковыми, они активны и влиятельны. До мировой войны 1914-1918 гг. они господствуют в целом ряде стран, в частности в Англии и Италии. Между тем авторитетные мыслители уже выдвинули новые идеи и обеспечивают им широкое распространение. Некоторые из них, такие, как Бергсон и в меньшей мере Гуссерль, получают особенно широкое признание. Главные школы таковы: эмпирики и идеалисты как приверженцы идей XIX столетия, философы жизни, феноменологи и неореалисты как представители современности

Основные периоды развития западноевропейской философии

Философию XIX века можно условно разбить на две большие эпохи:

1.Философские учения, сложившиеся как попытки создать альтернативу абсолютной системе гегельянства (30 – 60 гг.);

2. Философские школы, произошедшие из учений первой эпохи и пытающиеся вычленить главный интегрирующий фактор миропонимания (60 – 90-е гг.).

Философия ХХ века так же может быть разбита на несколько эпох:

1 Теории, генетически приходящие из наработок второй половины XIX века, но имеющие инструментально-прикладную ориентацию, пытающиеся создать эффективную методологию научного познания, эстетического осмысления мира и установления социальной справедливости (10 – 40-е гг.);

2 Теории, происходящие из конвергенции прежде антагонистических учений, ищущие новые основания для интеграции знания и социального развития (40 – 60-е гг.);

3 Теории преимущественно эклектические, но ориентированные на поиск новых мировоззренческих оснований познания и социальной практики (70 – 90-е гг.).

Философия XIX века

Она начинается учениями трех крупных мыслителей К. Маркса, О. Конта, А. Шопенгауэра.

Основной вопрос философии

Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.

Носители общественного сознания

Общественное сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание – часть общественного бытия, возникшая одновременно и в единстве с ним, необходимое условие его возникновения. Но при этом общественного бытия и общественного сознания различны и относительно самостоятельны.

Особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития. Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру.

Различия между культурно-историческим и всемирно-историческим подходами к обществу

Современная философия истории - это относительно самостоятельная область философского знания, которая посвящена осмыслению качественного своеобразия развития общества в его отличии от природы. Философия истории рассматривает несколько важнейших проблем:

Направленность и смысл истории,

Методологические подходы к типологизации общества,

Критерии периодизации истории,

Критерии прогресса исторического процесса.

историческое развитие в целом носит объективный характер, так как жизнь людей, где бы и когда бы она не проходила основана на необходимости удовлетворения материальных потребностей,

Роль эстетических ценностей в жизни человека

Под эстетическим понимается чувственно воспринимаемая и приносящая наслаждение и удовольствие специфическая сторона бытия человека. Противопоставляется эстетическому (или прекрасному) – неэстетичность бытия (или – безобразное). Представления о прекрасном и безобразном связаны с пониманием гармонии, соответствия частей целому, согласованностью, нравственностью, духовностью и душевностью.

Эстетическими ценностями могут обладать все предметы и явления реальной и мыслимой действительности, хотя сами ценности не обладают ни физической, ни психической природой. Сущность их заключается в значимости, а не в фактичности.

Укажите каково соотношение религиозных и нравственных ценностей

Опишите структуру философского знания

Онтология-это раздел философии, учение о бытии, о сущем, о формах и наиболее общих чертах и принципах устройства сущего

Онтология: философия природы, человека, общества

Гносеология-это раздел философии, учение о познании, предпосылках, структурах познавательного процесса, отношения, значения к реальности, критериях достоверности и истинности результатов познания

гносеология: философия методология, общая теория познания

Аксиология- это раздел философии, учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направление человеческой деятельности с нравственных и эстетических позиций.

Аксиология: теория ценностей, этика, эстетика

В чем состоит единство биологического и социального в человеке?

По своей сущности человек есть существо социальное. В то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических. электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу. биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается» социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т.д. Правда, следует отметить, что это "очеловечивание* природы на практике не всегда означает ее облагораживания.

В чем различие между научным и ненаучным знанием?

Научное знание, в отличие от метафизического, представляет собой описания чувственно данного, путем последовательного числа шагов всякое научное высказывание может быть сведено к эмпирически подтверждаемому.

Два вида знания по канту

Кант различает два вида знания (и познания): опытное, основанное на опыте (от a posteriori - апостериорное) и внеопытное (от a priori - априорное).

Понятие мирровозрения

Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место в нём человека

Понятие бытия

Бытие - философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего в отличие от его сущности. То, что реально существует. Это понятие фиксирует наиболее общее в вещах – их простое наличие. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Поскольку бытие может пониматься как единственное (см. Парменид), постольку термин «бытие» часто используют для обозначения мира как целого. Предмет изучения онтологии. Противоположные понятия - небытие и ничто. Существенные философские проблемы - соотношение бытия и мышления, соотношение бытия и времени, соотношение бытия и небытия.

вся совокупная объективная и субъективная реальность

Диалектика

(искусство вести беседу, спор), философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались разл. толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (Маркс, Энгельс).

Относительная истина

Частичное знание о предмете

Относительная истина - философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины - релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Например, утверждение «Земля вертится» - абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью, - относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости

Абсолютная истина

Полное знание о предмете

Абсолютная истина - источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия, однако чаще наблюдается уход современной философии от онтологических вопросов. Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину

Ненаучное знание

Ненаучное знание – это такие формы познавательной деятельности, которые возникают как: 1) первичные формы осмысления реальности, предшествующие научному знанию; 2) как знание, несоответствующее общепринятым критериям построения и обоснования предлагаемых концепций; 3) как знание, дополняющее существующие виды научного знания; 4) как противоречащее науке знание, строящееся на игнорировании эмпирических фактов, характеризующееся крайней авторитарностью и пониженным критицизмом.

знание, не вписывающееся в жесткие каноны научной рациональности, а также представляющее собой способ освоения действительности, отличный от науки

Понимание

универсальная операция мышления, представляющая собой оценку объекта (текста, поведения, явления природы) на основе некоторого образца, стандарта, нормы, принципа и т.п. П. предполагает усвоение нового содержания и включение его в систему устоявшихся идей и представлений

Бытие, материя, пространство, время

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ

1. Укажите наиболее важные этические принципы философии канта

1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом

2. Поступай так, как считаешь нужным

3. Основанием поступков человека должно быть осознание того,что сам человек есть высшая ценность, а не средство достижения истины

2. С каким определением понятия мировоззрения вы согласны?

1. Мироощущение

2. Знание о мире

3. Практический опыт человека

4. Совокупность взглядов, оценок, норм и установок человека по отношения к миру

3. Определение понятия движение

1. Всякое перемещение вообще

2. Отсутствие покоя

3. Всякое изменение вообще

4. Атрибут материи

4. Что вы понимаете под научной картиной мира?

1. Целостное представление о социальных и природных процессах

2. Образ мира, основанный на философско-мировоззренческих принципах

3. Интегративный образ мира, созданный на основе данных естественных и гуманитарных наук

4. Образ мира, созданный на основе отдельных наук

5 .Определяющий критерий общественного прогресса

1. Уровень развития производительных сил

2. Степень развития свободы человека???

3. Уровень развития духовной культуры общества

4. Уровень развития общественной морали

6 . Факторы, способствующие возникновению сознания

1. Разделение труда

2. Изобретение орудий труда

3. Знаковые системы

4. Предметы культуры

5. Совершенствование общественных отношений

7 . Наиболее характерные черты экзистенциализма

1. Интерес к проблемам личности

2. Представление бытия как целостности субъекта и объекта

3. Отождествление свободы и существования

4. Интерес к проблеме времени

5. Рационализм

6. Прагматизм

7. Трагизм

1. Тождество

2. Абсолютная идея

3. Противоречие

4. Количество

5. Качество

6. Материя

7. Пространство

8. Относительная идея

9. Мера

9 .в данном перечне укажите формы чувственного познания и абстрактного мышления

1. Ощущение ч

2. Отображение

3. Восприятие ч

4. Представление ч

5. Раздражимость

6. Понятие а

7. Суждение а

8. Умозаключение а

9. Рефлекс

10. Интуиция

10 .Укажите все глобальные проблемы, которые имеются в данном перечне

1. Проблема образования

2. Энергетическая проблема

3. Проблема сельскохозяйственного производства

4. Экологическая проблема

5. Продовольственная проблема

6. Проблема борьбы с терроризм

7. Проблема войны и мира в целом

8. Демографическая проблема

9. Национальная проблема

Наиболее характерные черты западноевропейской философии нового времени

Философия Нового времени - период развития философии в западной Европе в XVII-XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени включают также, полностью или частично, философию XIX века. Рационалисты, главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых "врождённых идей", присутствующих в уме. Главными представителями этого направления были Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц и Николай Мальбранш. Эмпиристы считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Ключевые фигуры этого направления - Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм