Орфоэпические запоминалки. Стихи, чтобы запомнить правильное ударение в словах


Тренировка памяти
>
Как запомнить, где в слове делать ударение

Наверняка вы хотя бы раз испытали чувство смущения, когда сомневались, правильно ли поставили ударение в том или ином слове. А сколько раз пытались запомнить правильный вариант! Вспомните, как режет слух, когда кто-то делает в слове неправильное ударение. Тем не менее есть слова, в произнесении которых ошибаются даже очень образованные люди, часто сами себя поправляя, но так и не будучи до конца уверены в правильности своего варианта.

Например, как правильно сказать слово "торт" во множественном числе? ТортЫ или тО рты? А слово "туфли" в единственном числе? ТуфлЯ или тУ фля? Говорят, что, чтобы писать грамотно, надо много читать, а что же делать для того, чтобы ставить в словах правильное ударение, ведь в книгах ударение не указано? А вокруг все говорят по-разному, вот мы и не можем запомнить, как же правильно. Особенно тяжело, конечно, приходится детям. И хотя таких слов в русском языке не так много, они могут вызывать трудности всю жизнь.

Для того, чтобы запомнить раз и навсегда, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное слово, такое, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог. Дальше, как обычно, из запоминаемого и вспомогательного слова нужно составить сюжет. Теперь, когда вы снова столкнетесь с этим словом и засомневаетесь, где же поставить ударение, вам достаточно будет вспомнить свой сюжет или рифму, и все сомнения благополучно разрешатся.

Например, чтобы запомнить, что в слове "туфля" ударение падает на "У " можно составить такой сюжет: "ТУ фля выпала из самолета "ТУ ". Или представить такую картинку: "ТУ ча, похожая на ТУ флю". Или: "ТУ шью измазали ТУ флю". Для запоминания того, что в слове "торты" ударение падает на "О ", можно составить коротенький сюжет: "ТО лстый, потому, что любит ТО рты", - или придумать Рифму: "Долго ели тО рты - не налезли шО рты". Другой вариант: "Не пошли на кО рты - стали кушать тО рты".

Перед вами слова, в которых часто допускаются ошибки в ударениях и фразы, которые могут помочь запомнить, где его правильно ставить. Посмотрите, быть может, среди них есть слова, постановка ударения в которых вызывает затруднения и у вас. Запомните, как правильно произносить эти слова. Можете придумать свои созвучия или рифмы.


ДоговО р (а не дО говор)

ДогоВОР украл ВОР.


КаталО г (а не катА лог)


КатаЛО г съела ЛО шадь
В катаЛО ге ЛО жка вместо закладки.


АлфавИ т (а не алфА вит)


Заучив весь алфаВИ т,
он имел усталый ВИ д.


ЗвонИ т (а не звО нит)


Добрый доктор АйболИТ
спрашивает: "Кто звонИТ ?"


ШассИ (а не шА сси)


Пилот потратил много СИ л,
но всё же выпустил шасСИ .


ЖалюзИ (а не жА люзи)

На ЗИ му жалюЗИ купил.

БаловА ть (а не бА ловать)


БалоВАТ ь сладкой ВАТ ой.


КоклЮ ш (а не кО клюш)


КЛЮШ ка в углу отдыхает,
а мальчик коКЛЮШ ем страдает.


КремЕ нь (а не крЕ мень)

Меняю креМЕНЬ на реМЕНЬ .


КУ хонный (а не кухО нный)

Полотенцем кУХО нным вытер УХО .

ПЕ тля (петлЯ )


В ПЕТ ле трудно ПЕТ ь.

А.П. Чехов когда-то великолепно сказал: «По сути, для интеллигентного человека плохо говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать». И с этим нельзя не согласиться. Говорить человек учится с первых дней своей жизни: сначала он вычленяет из обшей какофонии окружающих звуков свое имя, затем – слова, которые произносятся чаще всего. Позже ребенок начинает воспроизводить слова, повторяя их в точности так, как слышит от близких людей.

Но, к сожалению, не всё то, чему мы учимся от окружающих, соответствует нормам родного языка! Помочь разобраться в правилах произношения призвана наука орфоэпия (греческое orthós - «правильный» и épos - «слово»), одним из разделов которой является изучение расстановки ударений в русской речи.

Слова с ударениями, которые нужно запомнить

Загляните в орфоэпический словарь, и вы с удивлением обнаружите, как много ошибок допускаем все мы в своей повседневной речи! Тут и там мы ежедневно слышим уродливые: «пО няла», «взЯ ла», «снЯ ла».



ТортА х или тО ртах

А, ведь, стоит всего лишь запомнить одно простое правило: В глаголах женского рода в форме прошедшего времени ударным становится окончание –а . Запомните и получайте удовольствие от правильного произношения таких слов как: понялА , снялА , взялА , вралА , лгалА , ждалА , гналА , воспринялА , позвалА .

Исключений, которые необходимо запомнить, не так уж много: стА ла, слА ла, крА ла, клА ла и все слова, имеющие приставку вы- (вЫ пить – вЫ пила, вЫ нуть — вЫ нула).

Еще одной ловушкой стало употребление существительных во множественном числе. Здесь ошибка подстерегает нас еще на этапе образования множественного числа. Почему-то многие превращают слово «договО р» в «договорА », а «профессор» и «доктор» превращаются в чудовищные «профессорА » и «докторА ». На самом деле, всё «проще пареной репы »:

  1. Большинство существительных мужского рода во множественном числе приобретают окончание –ы.
  2. Окончание –ы всегда безударно!

Запомнили? Теперь у вас не должно возникнуть проблем с такими словами как: аэропО рт – аэропО рты, профЕ ссор – профЕ ссоры, дО ктор – дО кторы, бант – бА нты, шарф – шА рфы, договО р – договО ры, лифт – лИ фты, торт – тО рты, бухгА лтер – бухгА лтеры

Мы все гордимся тем, что русский язык по праву считается одним из самых богатых языков мира. Но проникновение в речь иностранных слов – явление неизбежное и вполне закономерное. Мало кто знает о том, что в истинном русском языке отсутствуют слова, начинающиеся на букву «А «.

Большинство слов, начинающихся с первой литеры алфавИ та, имеет греческое происхождение, а некоторые пришли к нам из тюркского (например: арбуз, аршин, аргамак). Мода на использование французского языка среди представителей высших сословий, которая началась во времена правления императрицы Елизаветы Петровны и закончилась в период наполеоновских войн, обогатила нашу речь огромным количеством галлицизмов.

Нынешнее поколение наблюдает как русский язык активно обогащается словами, имеющими англоязычное происхождение. Слова-пришельцы, поселившиеся в наших словарях, в большинстве своём сохраняют ударения на привычном месте.

Так для французских заимствований характерно ударение, падающее на последний слог, для латинских – на предпоследний. Правильность ударений в словах иностранного происхождения лучше всего проверять по словарям, но те слова, которые плотно вошли в наш обиход, необходимо запомнить: алфавИ т, апострО ф, дефИ с, жалюзИ, каталО г, некролО г, квартА л, партЕ р, эспЕ рт, фетИ ш, фО рзац, факсИ миле.

Также следует запомнить нормы постановки ударения в следующих прилагательных: кУ хонный, слИ вовый, грУ шевый, украИ нский, мозаИ чный, оптО вый, давнИ шний.

Самые популярные слова с ударениями на олимпиадах

Изучение правильности постановки ударений может стать увлекательным занятием. Зачастую, одного знания правил русского языка оказывается недостаточно. Многие ударения нужно только запомнить, обращаясь к специальным орфоэпическим словарям.

При подготовке старшеклассников к сдаче ЕГЭ обычно предлагается к изучению до 500 самых распространенных словоформ, которые могут вызвать затруднения с правильной постановкой ударений, но их количество этим не ограничивается. Изучение норм ударения – процесс трудоёмкий, но результат может превзойти все ожидания: наша речь не будет пестрить неграмотными «взЯ ла», «прО центы», «договорА », а значит нам не будет стыдно перед классиками русской словесности.

Орфоэпические минутки на уроках русского языка

Автор: учитель русского языка и литературы Подойницына Ирина Николаевна (МОУ Кадаинская средняя общеобразовательная школа Забайкальского края Калганского района)

Как научить школьника правильно ставить ударение?
Довольно часто ребёнок слышит неверное употребление слова и воспринимает это как норму.
Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения рифмовок. Учащимся предлагается подобрать рифмующееся слово к предложенному учителем.Наиболее созвучные пары слов записываются на доске, после этого идёт работа в группах по составлению рифмующихся строчек.Самые ритмичные, запоминающиеся, смешные стихи разучиваем хором.
(Свёкла- Фёкла)
Тётка Фёкла ела свёклу.

(ЦемЕнт- инструмент)
Я беру свой инструмент,
Быстро развожу цемЕнт.

(квартАл - устал)
Брёл я долго и устал,
Перешёл седьмой квАртал.

Что за странный носорог
Ел и твОрог, и творОГ.

Дети очень любят сочинять стихи, подбирать рифмующиеся слова, но не всегда для такой работы имеется время на уроке. Данный приём вполне уместен на занятиях кружка, а плоды коллективного труда –рифмовки- используются на уроках.
Вольно или невольно ребёнок, читая подобные вирши, правильно ставит ударения, так как без этого строчки не рифмуются.
Слышен в классе диалог:
Обсуждают каталОг.

Детей не нужно баловАть,
Чтоб зубки не пломбировАть.

Повторять такие рифмовки можно хором во время физкультминуток, подбирая различные упражнения на расслабление.
ДремОта и зевОта уходят за ворота.
(потягивание)
Если прикоснёшься к иве,
Станешь ты ещё красИвей.(наклоны)
Стишки быстро запоминаются. А если на уроках создаются речевые ситуации для развития орфоэпических навыков, то успех работы обеспечен.
Постепенно у учителя появляется целая коллекция рифмовок, которые помогают учащимся справиться с проблемами произношения, формообразования.
У меня в ушах звенит,
Телефон опять звонИт.

Вырвали за целый день весь щавЕль и весь ревЕнь.

Рифмовки в готовом виде можно использовать на уроках в различных классах, делиться с коллегами. Даже выпускники берут на вооружение такой дидактический материал для подготовки к ЕГЭ: задания по орфоэпии часто вызывают у них затруднения.
Прием использования рифмовок предлагает Е.И.Никитина (Е.И. Никитина Уроки русского языка в 5 классе Москва" Просвещение"2001)на занятиях по морфологии, орфоэпии.

Если есть всё время тОрты,
не малы ли будут шорты.

Для тренировки нормативного формообразования существительных методист предлагает осложнённое списывание рифмовок:

Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян,
у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов,
у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин,
у бурят и осетин.
(Б. Успенский).
Для уроков по теме "Окончания существительных" можно предложить и такие рифмовки:

В детской сказке колобок без чулок и без сапог,
Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.

Обошёл я кухню, обнаружил туфлю.

Такие элементы занимательности методически целесообразны, они положительно влияют на речевую культуру ребёнка.
Очень важно, чтобы строки, предназначенные для запоминания, были построены по законам русского языка.

Орфоэпические нормы.

Вначале предлагается орфоэпический диктант с целью выявления затруднений учащихся в постановке ударения в словах.

НефтепровОд, мышлЕние, баловАть, каталОг, пулОвер, щавЕль, столЯр, квартАл, звонИт, ходАтайство, досУг, фенОмен, облегчИть, красИвее, обеспЕчение, оптОвый, свЁкла, бАрмен, тОрты, бАнты.


Чем следует руководствоваться при постановке ударения? (Орфоэпическими нормами)
Как же складывались эти нормы? Как запомнить правильное ударение?

1.Запомните , что в словах со вторым корнем ЛОГ ударение падает на него (если это неодушевлённое существительное): ДиалОг, каталОг, некролОг. Одушевл. сущ. – филОлог.

2.Запомнить по рифме:
щавЕль-ель; плюш-коклЮш; видно-завИдно; диалог-каталОг; шорты-тОрты; маляр-столЯр; разговоры-договОры; эксперимент-цемЕнт; разлучить-кровоточИть; сэр-диспансЕр; не скользи-жалюзи; спать-баловАть; лишний-давнИшний.

Запомнить двустишия:
Мы ждём, когда придёт апрель,
Чтоб сеять на полях щавель.
Включайся в наш эксперимент,
Готовь к нему скорей цемент.
Идя на встречу с комендантом,
Наденьте платье с ярким бантом.
Но этот благородный сэр
Не посещает диспансер.
Мы отдыхали здесь с комфортом:
Чай пили с шоколадным тортом.
Мы не зовём экскурсовода
Чинить засор нефтепровода.

3.Запомнить по аналогии: баловАть, премировАть, пломбировАть, сервировАть, глазировАть, драпировАть.

4.Запомнить омографы (пишутся одинаково, а произносятся по-разному):
Атлас мира-синий атлАс на платье;
бронЯ танка-брОня на билет;
меткая острОта- остротА зрения;
цветущий Ирис-ирИс с орехами;
языковЫе нормы-языкОвая колбаса.

5. Запомнить особенности произношения в зависимости от морфологических признаков слова:
А).В кратких прилагательных и причастиях женского рода ударение нередко падает на окончание: веселА, стройнА, правА, глупА, занятА. В мужском и среднем роде – на основу: зАнят, зАнято.

Б).Ударение падает на последний слог в глаголах прошедшего времени женского рода, образованных от глаголов взять, брать, вить, врать, гнать, дать, ждать, звать, лгать, рвать, спать, понять и др.: ждалА, спалА, понялА, бралА. Исключение: клАла.

В).Ударение в причастиях остаётся на том же слоге, что и в инфинитиве соответствующего глагола: занЯть-занЯвший; начАть-начАвший; прибЫть-прибЫвший; создАть-создАвший; продАть-продАвший и т.д.

Г).Часто в возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени переходит на суффикс –ся: начАться-началсЯ; принЯться-принялсЯ и т.д.

6. В некоторых прилагательных с суффиксом –ов- , образованных от существительных со значением «дерево», ударение падает на первый слог (можно проверить словом Яблоневый): ива-Ивовый; слива-слИвовый; груша-грУшевый.

7. Запомнить ударение в сложных словах со второй частью провОд (от слова проведение): путепровОд, трубопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд и др. по слову САДОВОД.

Орфоэпический диктант:

арАхис, граждАнство. добЫча, досУг, еретИк, звонИт, знАмение, Иконопись, мизЕрный, намЕрение, начатА, исчЕрпать, кАшлянуть, кУхонный, новорождЁнный, обеспЕчение, облегчИть, переключИт, пиалА, положИть, прибЫвший, слИвовый, танцОвщицы, украИнский, фенОмен, экспЕрт.