Необычное фантастическое оружие. Арсенал: Арсенал

От квантовых фазеров и позитронных торпед из «Стар Трека» до световых мечей из «Звездных Войн»: комиксы, книги и фильмы буквально начинены всевозможными видами оружия. Энергетическое, нанотехнологическое, гравитационное, органическое - сколько во всем этом научного? Какой на самом деле вид научно-фантастической амуниции будет доступен солдатам будущего? В переводе статьи Howstuffworks.com - пять передовых подходов, позволяющих посеять хаос и разрушение среди обитателей Земли.

Энергетическое оружие

Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США DARPA совместно с компанией Raytheon уже создало роботизированный костюм, который увеличивает подъемную силу людей в двадцать раз.

Разработка велась для армии США, которая надеется использовать этот костюм на полях сражений. Алюминиевая броня выглядит как экзоскелет и сидит почти как куртка, снабженная сенсорами, реагирующими на положение и перемещение тела. Если пошевелить рукой, костюм сделает то же самое с помощью своей гидравлической системы, благодаря чему резко возрастает сила и выносливость. Единственный минус этой брони кроется в ее 68-килограммовой батарее, которая нуждается в постоянной подзарядке и которую приходится таскать на себе.

На протяжении многих лет энергетическое оружие было главной надеждой научной фантастики: начиная от закаленных в боях воинов «Звездного десанта» Роберта Хайнлайна до сражений на просторах радиоактивной свалки Fallout 3 . Если в воображаемом будущем вообще останутся солдаты, то они, скорее всего, будут облачены в похожие стальные экзоскелеты устрашающего вида. Пока, правда, неизвестно, послужит ли космодесант из Warhammer 40000 образцом энергетического оружия для следующих версий брони от DARPA и Raytheon.

Путешествия во времени

Путешествия во времени, конечно, сами по себе не оружие, но, строго говоря, какой-нибудь бомбардировщик B-52 тоже им не является - это всего лишь система доставки боезарядов к цели.

Так что, если события будут разворачиваться, как в «Терминаторе», то мы сможем использовать путешествия во времени для уничтожения будущих военачальников, пока они не подозревают о своей высокой миссии. Или можно вести полномасштабные войны во всех четырех измерениях, как это было в культовом британском сериале «Доктор Кто» .

Реальное путешествие во времени - явление более сложное, чем показывают в фильмах, но не противоречащее законам физики. Эйнштейн доказал, что при передвижении со скоростью, близкой к скорости света, время замедляется, или - если представить это визуально - растягивается. Чтобы наблюдать этот эффект потребуется только самолет и несколько атомных часов . В знаменитом эксперименте физики синхронизировали 5 таких часов, оставили одни на земле, а остальные установили на двух самолетах: один двигался на восток, другой - на запад. После приземления на самолетных часах было меньше времени, чем на земных: разница была от десятков до сотен наносекунд. Если представить, что часы - это люди, то часы на борту самолета были моложе тех, что остались лежать на земле.

Наносекунды нас, конечно, не слишком интересуют, мы бы хотели встретиться с самими собой в детстве или хотя бы в старости. Но для этого нужно понимать, как устроены черные дыры, кротовые норы и космические струны , о которых до сих пор известно очень мало. Нельзя точно сказать, сможем ли мы когда-нибудь перемещаться во времени (если не считать естественного старения), но законы физики позволяют нам на это надеяться.

Телепортация

Телепортация, конечно, не будет превращать людей в пар, как это делала тэляронная радиация в «Стар Треке», но когда капитану Кирку и его команде нужно было быстро переместиться из одного места в другое - они запрыгивали в телепортатор. Кирк просто стоял на платформе этой невероятной машины, которая считывала информацию о каждом атоме в его теле, а затем с помощью световых волн посылала данные (точно так же, как интернет посылает информацию по радиоволнам) в новое место, где принимающий аггрегат считывал эту информацию и просто воспроизводил Кирка.

В реальности ученым пока удалось телепортировать только объекты: фотон и лазерный луч. Для телепортации людей существуют серьезные преграды: во-первых, нужно найти и описать все 10 в 28 степени атомов человеческого тела, чего мы пока делать не умеем. Во-вторых, нужно поместить каждый атом строго на его место и убедиться, что его качество осталось прежним - малейшая неточность, как вы понимаете, здесь может быть летальна. Это значит, что незаметно телепортировать своих солдат в тыл противника будет очень сложно, не говоря уже о телефраге , при котором телепортация происходит непосредственно в другого человека.

Астероиды

При упоминании астероидов рождается множество прекрасных образов: Землю скрывает завеса космической пыли, динозавры вымирают, Aerosmith проникновенно поет I Don’t Want to Miss a Thing. Эти космические глыбы стали основой сюжета не одного фильма-катастрофы, большинство из которых начинаются (или заканчиваются) примерно одинаково: «Детка, не волнуйся, но на нашу планету надвигается гигантский астероид».

Бат’лет - оружие из фантастического сериала «Стар Трек». «Bat’leth» на клингонском языке означает «меч чести». Сделан из лавы вулкана Крис’тан и огненного локона героя Кейлеса.

На самом деле, это может произойти в реальности: комета (если гравитационная сила нашей планеты притянет ее к себе) или астероид могут пересечь орбиту Земли и пройти рядом с ней. НАСА наблюдает за такими сомнительными объектами и ищет те из них, чей диаметр достигает одного километра и больше, чтобы изучить вероятность их столкновения с Землей. Почему именно один километр? Потому что любой объект такого или большего диаметра может повлечь серьезные разрушения. В «Армагеддоне», например, комета сталкивается с астероидом размером с Техас, который начинает стремительно двигаться в сторону Земли, - но ни один астероид в нашей Солнечной системе не достигает таких размеров и никакая комета развернуть его в нашу сторону не сможет.

Реальные представления о том, как спасти планету от астероида, представляют собой скорее общие наброски, чем прямое руководство к действию. Например, зная о приближении астероида средних размеров за 10 лет, можно создать атомную бомбу на его поверхности. Имея в запасе 20 лет, маленький астероид можно разрушить, если направить для столкновения с ним беспилотный космический корабль. Впрочем, как справедливо отмечает Карл Саган в своем эссе-исследовании «Бледная голубая точка» , если бы люди научились предотвращать столкновение и менять направление астероида, враждующие страны придумали бы как направлять астероиды друг на друга.

Насекомые-киборги

Идею тренировки животных для использования в военных целях новой не назовешь: пчел научили распознавать взрывчатые вещества, а дельфинов использовали для контроля за прибрежной зоной. Вооруженные насекомые из «Эон Флакс» , может быть, и нескоро появятся на свет, но мутация животных в машины - уже реальность. Исследователи при DARPA превратили настоящих мотыльков и жуков в дистанционно управляемых роботов-насекомых. В будущем такие насекомые смогут доставлять камеры и датчики химического оружия на поле боя.

Крис-нож (англ. crysknife) - холодное оружие из романа «Дюна» Фрэнка Герберта, сделанное из кристаллического зуба гигантского червя. Существует правило: обнажив крис, его нельзя вложить в ножны, пока не прольется кровь.

Процесс превращения в робота начинается на стадии личинки: в это время технические элементы имплантируются внутрь, и тела насекомых продолжают развиваться дальше. Нервы, мускулы и мозг насекомых срастаются с имплантантами. Такое слияние помогает при управлении насекомыми, поскольку у мотыльков и жуков все построено на рефлексах. Энтомологи знают, какие импульсы посылать к какому нерву, поэтому могут управлять поведением насекомых и их полетами. К примеру, если стимулировать мыщцы шеи насекомого - оно будет крутиться вправо или влево, а если вживить тоненький радиоприемник на спину мотылька - им можно будет управлять на расстоянии с помощью джойстика.

Во время механизации мотыльков исследователи хорошо повеселились: огневке шоколадной (вид мотылька), например, нужно дрожать на протяжении пяти минут, чтобы подготовить мускулы к полету. Чтобы сэкономить время, ученые имплантировали насекомому нагревательный прибор. Из-за всего этого металла мотыльки быстро устают, поэтому им в помощь были приделаны маленькие баллончики с гелием - по понятным причинам, такие киборги мало пригодны для слежки.

Технологии серьезно изменили наши методы ведения войны в современном мире. Дни, когда две толпы людей стояли рядами и атаковали друг друга, сменились асимметричными развертываниями, кибер-атаками и партизанской войной.

По мере того как глобальные конфликты растут и меняются, правительства отчаянно пытаются найти способы шагать в ногу с оппонентами в плане технологий.

Очевидно, большую часть информации о военных технологиях мы получаем от США, например, и их союзников - кто знает, какие коварные вещи взращивают в Северной Корее, например, - но когда военные решают вынести что-то на публику, мы можем быть уверены в их честности. Перед вами десять примеров современных военных технологий, которые кажутся фантастическими. От роботизированных экзоскелетов, которые дают солдатам сверхчеловеческую силу, до беспилотных вертолетов, которые обучаются по мере полета, таким выглядит будущее войны. И это будущее удивительное и страшное.

Центробежные пушки

Все эти модные технологии в основном сводятся к всаживанию быстро движущихся частей металла в тела, здания или оборудование. Мы использовали пули больше двухсот лет, посылая их по трубе с помощью взрывных зарядов. Коннектикутская фирма Trinamic Technologies считает, что мы можем делать это куда лучше, и ее пушка DREAD представляет собой футуристическое творение, использующее центробежную силу. Компания утверждает, что орудие может совершать 120 000 выстрелов в секунду без отдачи или вспышки. Впрочем, в карман ее не положишь: Trinamic планирует использовать ее на спутниковых платформах.

Генераторы бурь

Нелетальное оружие - большой растущий рынок, поскольку вид измельченных органов на поле боя не очень способствует налаживанию общественных отношений. Больше десяти лет на вооружении израильских военных сил стояло футуристическое оружие Thunder Generator (Генератор бури), орудие для управления толпой, первоначально разработанное для отпугивания птиц от урожайных полей. Это устройство использует технологию импульсной детонации, направляя взрыв в огромную резонансную бочку, которая посылает высокоскоростные ударные волны в воздух. Эти волны могут опрокинуть и временно дезориентировать цели на расстоянии до 30 метров. На расстоянии 3 метров они приводят к ужасной и мучительной смерти.

Лазеры для подрыва беспилотников

Святой Грааль фантастических военных технологий - это оружие на основе лазерного луча. Пока все мы используем усиленный луч для выявления цели и маркировки для обычных боеприпасов, что довольно скучно. По мере того как дешевеют технологии, необходимые для создания мощных лазеров, те начинают обретать себя на поле боя. Boeing Laser Avenger - это разрабатываемый проект, который испускает постоянный лазерный луч мощностью в киловатт для передачи тепла к цели - идеально для сбивания вражеских беспилотников с небес или детонации взрывчатых веществ на длинной дистанции.

Пули с самонаведением

Технологически пуля - довольно скучное изобретение. Это просто кусок металла, который летит через воздух с высокой скоростью и (возможно) кого-то убивает. DARPA решила доработать свое обмундирование и сделать пули, которые могут изменять свой курс прямо в середине полета. Программа агентства Exacto производит патроны 50-го калибра со встроенной системой компьютерного наведения, которая управляет небольшими закрылками на поверхности пули и позволяет ей корректировать курс в зависимости от обстоятельств. Их даже можно наводить на движущиеся цели, что смотрится довольно жутко.

Роботизированные экзоскелеты

Выход на поле боя за штурвалом гигантского робота пока остается в области аниме, но один из последних проектов Lockheed Martin направлен на оснащение солдат костюмами «Железного человека». Проект HULC (Human Universal Load Carrier) представляет собой механический экзоскелет для оснащения солдат на поле боя. Он состоит из пары механизированных титановых скоб для ног, которые позволяют владельцу переносить до 100 килограммов груза в течение почти неограниченного периода времени, совершенно не напрягаясь. Бортовой компьютер мониторит движения и уровни нагрузки и позволяет каркасу двигаться синхронно с носителем. Вполне возможно, что скоро такие шагающие костюмы выйдут на поле боя, с людьми или без.

Оптический камуфляж - узоры, которыми украшаем униформу и транспорт, чтобы их было сложнее обнаружить противнику - имеет свои ограничения. Они разработаны, чтобы по цветам и текстуре быть близкими окружающей среде, но никогда идеально в нее не вливаются. Поэтому многие военные инженеры занимаются созданием «квантового камуфляжа», высокотехнологической системы укрытия, которая будет изгибать свет вокруг объекта, делая его невидимым (ведь чтобы увидеть объект, нужно увидеть отраженный от него свет).

Нейроморфные беспилотники

Беспилотные летательные аппараты кардинально изменили методы ведения боевых действия на вражеской земле, поскольку беспилотники способны выполнять массу действий, не подвергая опасности реальных солдат. Такие дроны нуждаются в пилоте, который будет ими управлять, но следующий этап в эволюции БПЛА может стать революцией. Не так давно DARPA провело эксперимент, в котором оснастило небольшие вертолеты «нейроморфными» чипами, которые стремятся имитировать человеческий мозг. Дроны смогли сканировать свое окружение и сравнивать его с другими посещенными областями, «обучаясь» на лету и приобретая новые способности в навигации. Хотя такие технологии находятся в зачаточном состоянии, из них могут выйти совершенно автономные солдаты и боевые машины.

Насекомые-киборги

Животные сражались с нами на поле боя с самого начала войн, от вооруженной кавалерии до натасканных на бомбы псов. ЦРУ даже как-то пыталось найти способ использовать боевых голубей, а про дельфинов вообще можно не говорить. Из последних проектов DARPA нас заинтересовали вооруженные насекомые (и очень опасные). Идею окрестили HI-MEMS (Hybrid Insect Micro-Electrical-Mechanical System). Жуков берут еще совсем куколками и имплантируют им электросхемы в тела. Когда те проходят этап взросления, радиосигналы активируют эти схемы, делая жуков, по сути, радиоуправляемыми. Если прикрепить к ним оборудование для шпионажа, их можно использовать для практически незаметного наблюдения на поле боя.

Жидкометаллические ракеты

Вот еще один новый вид оружия, который грозится перевернуть наше представление о взрыве вещей. Традиционные снаряды несут взрывчатое вещество, которое детонирует при ударе и разбрасывает металлические обломки. Новая артиллерия DARPA MAHEM (Magneto Hydrodynamic Explosive Munition) использует более элегантный подход. Каждая боеголовка хранит магнитный генератор, который при ударе плавит металлическую оболочку сердечника, та принимает форму заостренного копья, которое лучше проникает через броню, с которой столкнется. Такая технология позволяет осуществлять более точные удары с максимальной летальностью.

Плазменные силовые поля

С учетом всех этих новомодных пуль начинается гонка поиска новых форм брони, которая сможет защищать уязвимые части. Аэрокосмический гигант Boeing не так давно зарегистрировал патент, который может намекать на следующую волну танковых технологий: плазменное силовое поле, которое может отражать или поглощать ударные волны от взрыва. Эта технология использует электричество, лазеры и микроволновое излучение для быстрого нагрева области перед взрывной волной, создавая поле интерференции плазмы, которая в теории должна поглощать выпущенную кинетическую энергию. Технология пока еще в стадии разработки, но звучит весьма круто.

Все это научно-фантастическое оружие одновременно удивляет и пугает нас. Оно заставляет нас задуматься о всех этих видах оружия в фильмах, видеоиграх, а теперь и в реальной жизни. Впрочем, световой меч пока далек от разработки.

В то время вожди слонов вывели своих животных против конницы, а македонская пехота двинулась против слонов, бросала в вожаков дротики и со всех сторон стреляла в самих животных. Это был бой, совершенно отличный от предыдущих.
Арриан. «Битва на реке Гидасп»

Топ, топ, топ! Кто шагает по улицам средневекового города в полных рыцарских латах, с мечом, топором, палицей, луком, тремя колчанами стрел, да еще и огромным мешком за плечами? Это идет гроза драконов, троллей и гоблинов - D&D-шный приключенец-воин. Как вы думаете - далеко ли он ушел бы в реальном мире с такой боевой загрузкой? Да и нужно ли ему все это?

Такой рыцарь - это не только полтонны железа, но и около ста килограммов высококалорийной закуски для дракона. Какое оружие действительно необходимо героям наших любимых фэнтези-книг, фильмов и игр, и как наиболее эффективно применять его против различных монстров - обо всем этом вы узнаете в нашей популярной рубрике «Арсенал».

«Приключенцами» можно считать не только персонажей ролевых игр, но и героев практически любого фэнтези. Везде мы видим одно и тоже: борющуюся с монстрами команду из нескольких храбрецов, разнообразно вооруженных и обладающих различными способностями. В ход идут мечи, стрелы и колдовство. Но если возможности боевой магии всецело можно оставить на усмотрение автора, то эффективность применения обычного оружия в борьбе с монстрами рассмотрим более пристально.

Борьба с гуманоидами

В таинственных мирах герою фэнтези приходится сражаться с представителями самых причудливых рас. Но и здесь чаще всего противник примерно соответствует виду homo sapiens по габаритам и физическому строению. Это хорошо, так как против такого врага можно с успехом применить приемы, которые люди столетиями отрабатывали друг на друге.

Гоблины и орки. Эти монстры выступают в одной весовой категории с человеком.

Тем не менее, к приключенцу нельзя подходить с той же меркой, как и к реальному воину средневековья. Ибо в средние века отборные воины - и в Европе, и на Руси, и даже в Японии - сражались конными. Приключенец же почти всегда пеший. Трудно сказать, почему так повелось, но - факт. Не только паладины-кавалеры (то есть, буквально, «всадники») из D&D (ролевая игра «Dungeons & Dragons»), но и такие великие воины, как Геральт («Ведьмак» А. Сапковского) или Дриззт («Темный эльф» Сальваторе) были способны усидеть разве что на смирной лошади.

Пешее передвижение (не говоря уж о необходимости гоняться за шустрыми гоблинами то по горам, то по канализации) вынуждает отказаться от мысли одеть героя в рыцарские латы. По понятным причинам защитное снаряжение весом 20-40 кг использовалось преимущественно конницей. Из пеших же воинов тяжелые доспехи носили только фалангисты, которым поворотливость была ни к чему, ибо развернуться в фаланге все равно было негде.

Для индивидуального пешего боя подходили только сравнительно легкие доспехи: прошитые и подбитые ватой халаты, кольчуги или клепаные кожанки . Лучшим с точки зрения надежности вариантом было бы снаряжение ландскнехта 16 века: кованая кираса, набедренники и открытый шлем . Но и такой - не защищающий руки и ноги - панцирь весил более 12 кг и существенно ограничивал подвижность.

В отношении же выбора оружия искатель приключений практически не ограничен. Здесь можно дать полную волю фантазии, ведь в руках бойца наиболее эффективно то оружие, которым он лучше всего владеет.

С другой стороны, нельзя не принимать в расчет того, что приключения имеют свойство начинаться в самый неподходящий момент и в самом неподходящем месте. Герой должен быть готов сражаться всегда и везде. Следовательно, например,алебарда, полуторный или двуручный меч , которыми нельзя размахнуться в помещении, в подземелье или в лесу (да и собственного мага в суматохе случайно зарубить можно), будут не лучшим для него выбором. В свое время такие известные искатели приключений, как «джентльмены удачи» - пираты - предпочитали вооружаться короткими увесистыми тесаками. Вероятно, они знали, что делали.

Тяжелые латы и длинный меч - не слишком подходящее снаряжение для пешего бойца.

Надо принимать в расчет и вооружение вероятного противника. Если предстоит война с одетыми в шкуры дикарями, оружие большой пробивной силы не понадобится. Если же, например, противник широко использует жесткие щиты, то лук, палица или катана зарекомендуют себя плохо, а топор, наоборот, хорошо.

Борьба с нежитью


Скелеты, зомби и мумии в фэнтези - гости нередкие. По первому впечатлению, это очень опасные враги, ибо убить их трудно. Они ведь и так уже мертвые, следовательно, никаких жизненно важных органов у них быть не может! К тому же, восставшие мертвецы хоть и непроворны, но очень сильны и нередко защищены магией от «обычного» оружия…

Тем не менее, первое впечатление - ложное. Скелета, зомби или мумию (включая и гигантские их модификации) одолеть нетрудно. Ну, во всяком случае - было бы нетрудно, если бы такие монстры существовали в действительности. Ведь скелет, даже если он обмотан бинтами или покрыт клочьями гниющей плоти, не только неуклюж, но еще и весит значительно меньше человека. Как бы он ни был силен, сбить его с ног - не проблема.

После того, как скелет повержен на землю, остается только переломать ему кости палицей. Даже мертвый уже не встанет, если ему раздробить таз. А что до магии… Не помогает она от ударно-дробящего оружия - это точно. Даже неуязвимые для огня и железа зомби в «Войне мага» Перумова погибали под копытами лошадей.

Борьба с могучими монстрами

В мирах фэнтези герою частенько приходится сражаться с могучими тварями, способными разорвать человека пополам. Это могут быть как обычные крупные звери, так и фантастические чудовища. В «монстрятнике » AD&D одних только «полульвов» водится целых 5 разновидностей: сфинксы, мантикоры, ламии, грифоны и химеры . Еще обширнее перечень громил, передвигающихся на двух ногах, но достигающих 3-4 метров роста и от 300 до 1000 кг веса: тролли, огры, эттины, циклопы, минотавры, йети, великие оборотни, Umber Hulk-и и горные великаны .

А вот это уже враги посерьезнее: тигр, мантикора, огр, эттин, минотавр и кентавр.

Как правило, герой выступает против монстров с тем же оружием, что и против обычного врага. Но это плохая идея. В действительности, приемы, разработанные на случай встречи с примерно равным по весу и силе существом, бесполезны в бою с врагом, многократно силой превосходящим.

Как назвать рыцаря, вышедшего против медведя, льва или даже оленя в латах, с мечом и щитом? Труп. С таким же успехом он мог бы выйти и с голыми руками. Удары противника весом 200-300 кг нельзя отбивать, от них можно лишь уклоняться. Так что доспехи и щит только помешают. Не пригодится и клинок. Зверь успеет ударить первым. Просто обрушится всем своим весом и раздавит. А если рыцарь и успеет в последний момент махнуть мечом, то просто сломает его о звериные кости…

Если на месте зверя окажется сказочный великан с дубиной, проблемы только усугубятся. Ведь великан имеет длинные руки и ноги - да и дубину, надо полагать, немаленькую; двигается стремительно и бьет далеко. И быстро бьет! Ведь для него огромная дубина - легкая палка. И даже если он промахнется, не беда - тут же ударит снова. Поскольку невозможно одновременно увертываться от великанской дубины и заносить меч для удара, инициативу в случае промаха гигант не упустит.

И европейского рыцаря в тяжелых латах, и японского самурая с катаной в поединке с медведем ожидала бы жалкая участь. Тем не менее, еще в каменном веке некоторые племена питались преимущественно медведями! Да и те же рыцари на охоте легко побеждали свирепых зверей. Побеждали потому, что использовали правильное оружие.

C точки зрения редакторов D&D рейнджер - истребитель монстров выглядит не так, как на самом деле.

Самое очевидное решение при встрече с врагом, обладающим колоссальным физическим превосходством - это поразить его с безопасной дистанции. Ведь на расстоянии сила преимущества не дает, великан - это просто более крупная мишень. По этому для охотника метательное оружие всегда было главным. Индейцы убивали стрелами с кремневым наконечником даже бизонов весом в полтонны.

Другой вопрос, что поразить бизона из лука можно было только с нескольких метров и только в бок. Спереди у четвероногих животных нет уязвимых мест: все жизненно важные органы прикрыты сплошным щитом из шерсти, кожи, мышц и костей.

Конечно, в средние века появились арбалеты, способные придавать снаряду в 2 - и даже в 8 раз! - большую энергию, чем самые мощные луки. Но и этого было недостаточно, чтобы прострелить «лобовую броню» крупного зверя…

К счастью, с двуногими великанами, да и со всякого рода «кентаврами» все намного проще. Вертикально расположенная грудная клетка даже сердце прикрывает лишь частично. Живот же и пах - те и вовсе не защищены костями. Так что против большинства могучих монстров арбалет, дротики, или даже лук - самое оно.

Если поразить зверя с дистанции не удастся, охотник носил с собой рогатину : копье с очень толстым древком и перекладиной ниже наконечника. Уперев тупой конец рогатины в землю, ею можно было остановить зверя в прыжке.

Против «гуманоидного» фэнтезийного великана, конечно, этот прием не пройдет. Он-то не полезет на наконечник вслепую (тем более что лезть придется не бронированной грудью, а уязвимым животом), а остановится, чтобы отбить наконечник в сторону… Что, собственно, от него и требуется. С помощью длинного копья (даже не упирая его в землю) герой сможет лишить великана преимущества в «дальнобойности», силе, весе и инициативе. Или хотя бы не даст попросту растоптать себя с разбега.

На самый же крайний случай - если и лук и копье подводили - охотник носил не топор, не меч, а длинный и острый нож. Или кинжал с граненым клинком. Почему? А медведь взмахнет лапой быстрее, чем человек топором. Но можно успеть ударить ножом. Так тореадор, увернувшись от рогов, поражает быка не саблей, не мечом, а короткой, совсем несерьезного вида шпагой. Только таким оружием можно успеть нанести серьезную рану, пока бык проносится мимо.

Охотничье оружие: арбалет, копье и кинжал.

Наконец, при встрече с могучим монстром не стоит упускать из виду, что охотиться на крупного зверя, сидя на спине лошади, значительно безопаснее. Силой удара и скоростью всадник, как минимум, не уступал мифическому кентавру. Конный лучник всегда мог удерживать не слишком проворного зверя на дистанции.

И даже зверю, способному лошадь догнать, прежде чем взяться за всадника, необходимо было еще с этой лошадью как-то справиться. Что, в зависимости от ее размера, могло представлять большую или меньшую проблему. Так, остановить рыцарского коня без специального оружия, пожалуй, не смогли бы даже 3-метровые тролли и огры. Вообще, двуногие великаны лошадь никогда бы и не догнали.

Выезжать на охоту за монстрами конным мог бы только наездник экстра-класса. И только на коне, приученном не паниковать при виде чудовищ.

Хотя нашим предкам и не пришлось встретиться с великанами на поле боя, в случае чего они бы не спасовали. Ведь экипировка истребителя могучих монстров (никаких доспехов, арбалет, копье и короткий меч) была испытана на диких зверях и отлично себя зарекомендовала.

Если вы - гном


Как известно, гномов, они же «дворфы» (англ. «dwarf») отличают небольшой рост, плотное сложение, широкие плечи и огромная физическая сила. Солидный вес, сила и низко расположенный центр тяжести делают из представителей подгорного племени идеальных борцов или фалангистов. Приземистого гнома не сможет сбить с ног даже могучий варвар.

С другой стороны, короткие руки и ноги не позволят гному добиться больших успехов в боксе или фехтовании. Более рослый и пропорционально сложенный противник - орк, эльф или человек - всегда успеет достать гнома первым. Просто раньше дотянется. И наверняка попадет, так как коротконогому массивному коротышке трудно будет уклониться. Так что известное пристрастие подгорного племени к щитам и доспехам вполне понятно.

Компенсировать изъяны сложения можно при помощи древкового оружия. Но оно не позволяет реализовать преимущество в силе. Да и в тесных подземных коридорах трудно развернуться с копьем или алебардой. Так что оптимальным вооружением для гнома будет прочный щит, чтобы подобраться к врагу в упор и выбить его из равновесия, и короткий меч, чтобы умертвить его.

Если вы - хоббит


Хоббиты были задуманы Толкином как существа сугубо мирные. Но иногда даже им приходится сражаться. И легко догадаться, что с точки зрения хоббита ассортимент могучих монстров окажется существенно шире, чем с точки зрения человека. В частности, хоббитам могучими монстрами будут казаться и сами люди.

Такое положение дел вполне объясняет склонность хоббитов к использованию метательного оружия. Вот только и мощные луки, и арбалеты для полуросликов - оружие недоступное. А это значит, что хоббитская стрела скорее всего отскочит даже от кожаного панциря, а мало-мальски великанистого великана сможет только ранить.

Воинственному хоббиту лучше всего посвящать досуг упражнениям с копьем и кинжалом. Благо, физическое строение полуросликов действительно способствует увертливости и прыгучести. Их небольшое тело обладает сравнительно малой инерцией.

Борьба с гигантскими монстрами

Кроме просто больших чудовищ, приключенцам периодически приходится сталкиваться и с чудовищами очень большими. В AD&D к категории огромных монстров можно отнести, например, тварей длиной 6-12 метров: василисков, гидр, реморхазов, слизней и вивернов . Само собой, к этой категории противников относится и большинство разновидностей «истинных» великанов, рост которых также может превышать 6 метров.

Что делать при встрече с настолько огромными монстрами? Ведь против них бессильны будут не только мечи, но и копья! Тем более, обычные приемы борьбы не пройдут при встрече с драконом, тарраской или 50-метровым пурпурным червем !

С гигантскими монстрами непросто совладать даже с помощью специального оружия. Они слишком сильные и… слишком быстрые. Да! Гиганты только кажутся медлительными. Но от слона, перешедшего на быстрый шаг, лев убегает отчаянными прыжками.

Наконец, гигантских монстров очень трудно убить. Стрелы не пронзят даже брюшины 3-тонного великана. Разве что из мощного арбалета - в упор… В глаз же движущемуся монстру и с нескольких метров лучник может попасть только в своих мечтах.

Нет, наносить настоящим гигантам опасные раны можно лишь самым тяжелым и неуклюжим оружием: алебардами, двуручными мечами, молотилами. Но как размахиваться такой «дурой», одновременно уклоняясь от вражеских ударов?

Никогда так не делайте!

Тем не менее, даже в палеолите целые народы жили охотой на гигантских монстров - мамонтов. Да и позже пехоте удавалось одолеть боевых слонов.

Как и в случае с могучими монстрами, гигантских чудовищ проще всего было поразить на расстоянии. Но не с помощью метательных снарядов, а с помощью ловушек. Мамонты погибали, проваливаясь в ловчие ямы. Первой линией обороны от рыцарской кавалерии также нередко оказывались западни.

Если заманить колосса в ловушку не получалось, то следующим шагом обороняющихся обычно оказывалась попытка взять чудище на испуг. Даже в борьбе с кавалерией этот прием играл существенную роль. При появлении же слонов «психическая» контратака с факелами нередко оказывалась единственным спасением.

Если ближний бой с гигантским монстром все-таки неизбежен, то надо отчетливо понимать, что выиграть его честным путем невозможно. Силы слишком уж неравны.

Для победы, прежде всего, надо обратить силу противника в его слабость. Он очень большой, следовательно, ему требуется большое пространство для маневра. Он тяжелый - значит, не везде пройдет! Необходимо заманить врага на местность, для него неудобную, туда, где его движения будут стеснены, а обзор ограничен. Кавалерия не могла действовать в лесу, на болоте и тем более в помещении. Слоны же застревали даже на узких улицах древних городов. Так - из-за застрявшего в воротах слона - погиб причинявший много неприятностей Риму царь Пирр.

Скорее всего, даже гоблины придумали бы что-нибудь поумнее, чем колотить мамонта дубинками.

Если естественных препятствий в наличии нет, придется озаботиться искусственными. Кавалерию останавливали с помощью баррикад, рвов, пик и палисадов из кольев. Слонам бросали под ноги усеянные длинными гвоздями доски. Так или иначе, монстра необходимо заставить сбросить скорость и остановиться! Он силен, пока двигается. И в самой инерции его движения заключена огромная разрушительная мощь.

Только после того, как монстр остановлен, можно подумать о том, как расправиться с ним. Если чудовище все-таки не слишком велико, то несколько человек, напав с разных сторон, смогут забить его алебардами или каким-то другим серьезным оружием. Либо же один храбрец должен будет решить исход борьбы, подобравшись в упор, и вонзив длинный кинжал в какое-то уязвимое место врага.

Второй путь, конечно, изящнее, но он намного более сложен и рискован. И его успех всецело зависит от того, насколько надежно «застрял» монстр и может ли он видеть, что происходит вокруг. Для того, например, чтобы подрезать жилы или вспороть брюхо рыцарскому коню, мало заставить его стоять на месте. Надо еще и умудриться поднырнуть под него так, чтобы он не заметил этого.

Если же монстр действительно размером со слона, то сразу убить его не получится даже алебардами. Прежде необходимо будет обездвижить его окончательно. То есть подрубить ноги. Именно ноги были уязвимым местом боевых слонов. Поэтому в Индокитае каждого слона сопровождало четверо пеших щитоносцев, каждый из которых прикрывал одну из ног «четвероногого танка».

Интересные тактические возможности открывает и такое специфическое оружие, как римский пилум, в свое время разработанный для вывода из строя тяжелых щитов. Или такое, как гарпун китобоя.

Утяжеленным до 3, 5 и даже 7 кг иззубренным дротиком с нескольких метров можно пригвоздить почти кого угодно. Известен случай, когда римский император Коммод, выступая на гладиаторских играх (была у них такая интересная традиция), наповал уложил небольшого слона, метнув в него такое копье.

В кита, само собой, приходилось вгонять несколько тяжелых гарпунов. Достать до жизненно важных центров настолько крупного животного было трудно. Но уже первый вонзившийся гарпун сильно замедлял кита. Даже огромному морскому зверю становилось трудно двигаться с такой занозой в спине. Особенно, если учесть, что к гарпуну была привязана шлюпка. То есть, забрасывая монстра тяжелыми гарпунами, можно одновременно решить две задачи: остановить его и убить.

Конечно, фантастические монстры нередко сильно отличаются от лошадей и слонов по физическому устройству. Например, способны летать, колдовать, да еще и плеваться огнем… Но это только подтверждает выводы. Гигантского монстра желательно поразить издали с помощью ловушки. Если не получится - непременно нужно изыскать какой-то способ обездвижить его. И только уже потом, навалившись толпой, можно попытаться убить дракона.

Амазонки

Надо сказать, что образ женщины-воина прочно обосновался в фэнтези уже с античных времен. Еще древние греки слагали легенды об амазонках. Да и греческая богиня мудрости - Афина - изображалась в полном вооружении. Вероятно, на случай, если ее мудрость будет подвергнута сомнению.
Впрочем, сказители древней Эллады работали в куда более тяжелых условиях, чем современные. Ведь их слушатели сами в большинстве были опытными воинами, которых на мякине не проведешь. Поэтому амазонки изображались греческими художниками одного роста с мужчинами. Чтобы уравнять шансы.

Зена предпочитает прямым клинкам скимитары.

Цель и средство

С древнейших времен и до наших дней сохранилось деление оружия на охотничье и военное. Да и внутри каждой категории существует сложная система деления, в зависимости от назначения (кого именно и каким образом это оружие должно убивать). Но если и ныне главной деталью любого оружия является голова его владельца, то уж в средние века это и подавно было так. Ведь чем примитивнее оружие, тем меньше шансов добиться успеха «дурной силой».

Конечно, нет предела человеческой доблести, но пытаться зарубить дракона мечом все-таки не более мудро, чем охотиться на медведя с сачком для бабочек. Чтобы побеждать, надо работать головой. Даже если она в шлеме.


За последние 100 лет военная промышленность сделала огромный скачок в создании оружия нового поколения. Считается, что производство более совершенного оружия пролонгирует период мира на планете. Представленные образцы в обзоре подтверждают тот факт, что началась новая эра в технологиях, которые вывели гонку вооружения на новый уровень.

От изобретения пистолета и танка периода Первой мировой войны до современных воздушных сил и ядерного оружия, разработки которого начались во Вторую мировую войну, прошло не так уж много времени. тВ 21 веке военная промышленность не стоит на месте, а продолжает развивать технологии и изобретает новинки. В то время, когда на вооружении большинства стран находится традиционное оружие, созданное в прошлом веке, инженеры лидирующих стран разрабатывают новое, чтобы демонстрировать свою мощь и не давать повод врагам для сомнений в достойном отпоре в случае агрессии.


Полуавтоматический самозарядный гранатомет ХМ 25, который используется американскими военными силами, отличается от гранатомета Punisher. Последний был разработан для лучшего поражения целей, которые находятся в укрытиях или в траншеях, под землей. Достоинством гранатомета ХМ 25 является способность гранат взрываться на полпути до цели или вблизи цели. При взрыве в воздухе площадь поражения увеличивается. Он прошел испытания в Афганистане и появится на вооружении военных сил США в конце этого года.


По слухам Китай уже разработал оружие массового поражения, которое способно поражать американские военные корабли на достаточно дальнем расстоянии. Одна такая ракета может уничтожить супер авианосец, так как является носителем мощной боеголовки. Кроме убойной силы, поговаривают, что ракета невидима для радаров благодаря высокой маневренности. И Китай не останавливается на достигнутом.


Электродный мощный ускоритель теоретически способен запускать ракеты в космос. Пушка была построена и испытана как противовоздушное и противолодочное оружие. Пуск снаряда осуществляется с очень большой скоростью, приближенной к скорости звука. Эта технология еще небезупречна и продолжает совершенствоваться в США. Например, планируется оснастить военные корабли аккумуляторами для зарядки и снизить скорость выпуска снаряда. Оснастить такими пушками корабли планируют к 2025 году.


Если оружие носит такое название, как DREAD (Ужас), то ассоциировать его можно с серьезными опустошительными последствиями. Оружие массового поражения, своеобразный пулемет, основано на вращающихся дисках, по типу центрифуги, из которых по кругу вылетают пули. Патент на изобретение был получен еще в 2003 году. За минуту пулемет совершает 120 000 оборотов абсолютно бесшумно, не перегревается и без отдачи. Пока оружие находится в стадии совершенствования, и, когда поступит на вооружение, неизвестно.


Беспилотный летательный аппарат Aurora Excalibur, разработка Aurora Flight Sciences, может взлетать и садиться вертикально, как вертолет, а также способен развивать скорость до 800 км/ч. На аппарате может быть установлено разнообразное вооружение, включая 4 противотанковые ракеты Hellfire. Первая версия аппарата прошла испытания успешно в 2009 году, в результате было решено заняться полномасштабными разработками гибрида на основе вертолета Apache. На вооружение аппарат поступит через 5-10 лет.


Система обороны на основе высокоэнергетического лазера, известная под названием HELLADS, это оружие для поражения ракет, артиллерии и минометов. Это достаточно компактная система, удобная для оснащения кораблей. В отличие от традиционных лазерных установок, которым требуется некоторый период времени на охлаждение, система HELLADS готова к атаке всегда, благодаря встроенной системе охлаждения, что и делает этот вид оружия эффективным во время ведения военных действий. Система проходит испытания уже на протяжении 6 лет, а на вооружение планируется ее поставить через 5 лет.


Подобное явление можно было наблюдать в фильмах научно-фантастической тематики. Квантовый камуфляж на основе технологии «стелс» делает человека практически невидимым. Он был разработан в Канаде при поддержке США, обе страны заинтересованы в ее применении во время ведения военных действий. Принцип действия можно наблюдать во время просмотра фильмов «Властелин колец» и «Гарри Поттер», когда от персонажа исходили световые лучи, которые делали его невидимым. Такой камуфляж сможет спасти жизнь пилотов, вынужденных катапультироваться на враждебной территории.


Лазер, работающий по принципу действия свободных электронов – это еще одна разработка военной промышленности США, которая способна поражать торпеды, ракеты и вражеские самолеты. Кроме способности работать на принципе быстро перемещающихся электронов в магнитном поле, он сможет отслеживать, определять и нацеливаться на врага и передавать информацию в командный пункт. Только недавно военно-морской флот США заключил контракт на строительство данной системы. Раньше она использовалась в невоенных целях. Прототип ожидается к 2018 году.


Дочерняя компания агентства Defense Advanced Research Project Agency (DARPA), США, занялось разработкой, в основе которой лежит создание жуков-гибридов, своеобразных киборгов, посредством имплантации им механических устройств на ранних стадиях метаморфоз насекомых. Благодаря этим устройствам жуком можно будет управлять в военных целях, например, достигать труднодоступных целей. Эти разработки требуют еще времени и усилий на совершенствование, чтобы стать безупречными и поступить на вооружение.


Это еще один амбициозный проект агентства DARPA. Трудно полностью понять принцип его действия, но он направлен на создание сконструированных организмов, которые смогут противостоять смерти. Другими словами, они планируют получить «Универсального солдата» посредством максимального развития разноплановых возможностей и способности регенерировать после ранения. Эта технология включает развитие протезирования, когда протез управляется нейронами мозга, вживление компьютерных технологий для обработки информации и связи, способность восстанавливать потерю крови и нейротехнологии, способные управлять психическими процессами. Кроме этого, в молекулу ДНК будет внедрен ген-преданности. Так как проект вызывает споры различного характера, то, похоже, что в скором будущем его результаты ожидать не стоит.

Примерная классификация фантастического оружия.

Посвящается тем, кто думает, что круче "Звезды смерти" и покемонов ничего нет.

Несмотря на не одну тысячу прочитанных книг, не настаиваю на полноте обзора. В последнее время осознаю малость охваченного моим вниманием. Есть прорва авторов, произведения которых физически неприятно читать. Как смотреть "Дом два", например. Обычно это связано с отсутствием у аф-фтора фантазии, логики, технической грамотности, речевого слуха, иногда просто - мозга. (Не могу не отметить редчайшее исключение в этом ряду, - "Поход клюкнутого" Сергея Чичина. Ярчайше прописанные характеры, смешнейшие ситуации и диалоги. Читал - ржал до слёз. Классическая сюжетная интрига в стиле Спрэга нашего Де Кампа. Ума у автора - палата. И при всём этом - очень нудно. Прочтите, сколько сможете, не пожалеете. Я последнюю треть не осилил).

Т. О. косноязычно изложенные хорошие идеи мог и пропустить. Для градации оружия по поражающему эффекту буду использовать смешанную шкалу. Для наиболее мощных - космологическую шкалу расстояний. Далее, по мере падения поражающего эффекта, тип эффективно деструктурируемого космологического объекта. Затем, в тротиловом эквиваленте. Ну, и мелочь - в зависимости от истощения желания поумничать. Прошу не забывать, что описывать предмет обзора буду в соответствии со СВОИМИ представлениями. Не скрою, никогда не бывшими правильными. Это просто наброски досужих предположений, для обозначения предмета хоть как нибудь. Приступим.

    -- Неназываемый.
Где? У Перумова в продолжении истории Средиземья. Что делает? С неясной целью поглощает населённые миры в извращённой форме. Противодействие. Заваливают генерируемыми пустыми мирами со скоростью большей, чем успевает поглотить. По принципу: "посеем в этом году четыреста гектар - нехай долгоносик подавится"! Если бы не последние космологические гипотезы, Неназываемого как оружие (или оружие Неназываемого) можно было бы не рассматривать. Но.... Необходимое отступление. Довольно нудное, примитивное, если не интересно, просто прочтите его последний абзац. Перумов нигде не приводит геометрических размеров миров и не даёт определения населённого мира. Соответственно, все строят в голове модель Упорядоченного (подотчётная Вселенная с точки зрения богов и магов) из своих кирпичей. Кроме Упорядоченного в тексте упоминается условный Хаос, некая безразмерная хрень, откуда взялись Творец и Неназываемый. (Творец, образовался как статистически случайная величина.) а так же что - то ещё, куда собирались сдриснуть молодые боги от Неназываемого. Я, конечно, статьи о эволюции Вселенной помню плохо и путанно, но для начальных прикидок плюс минус лапоть, сойдёт. Даже, если Перумов со мной не согласен.

Размеры моих кирпичей.

Понятие населённого мира. Очень сложная ситуация с привязкой к Земле. В рассматриваемой серии, населённый мир интуитивно предположен как планета. А если подумать? Пешком за час можно пройти порядка пяти километров. Или, долететь от Самары до Москвы на самолёте (аналог движения в междумирье). Значит ли это, что Москва, - район в Самаре? Кто вам сказал, что расстояния между мирами в книге, вообще имеют метрический смысл? Может быть это некое (магическое) потенциальное поле измеряемое, условно говоря, (магическим) напряжением. А сознательное изменение потенциала бесконечномерным разумом приводит к настройке на соответствующий четырёхмерный слой, интерпретируемую как перемещение. Пешком, или на корове. Т. е., каждый мир вообще может быть отдельной бесконечной четырёхмерной вселенной (наша Вселенная четырёхмерна) с одной обитаемой планетой. За вариант: один мир - одна планета, - мы пока никого не нашли. Против, - как то стрёмно одним. Возможно, наша Вселенная вообще только входит в эру разумной жизни. Сами посудите: первое время галактика в стадии квазара и выжигает всё вокруг на мегапарсеки - какая тут нахрен жизнь? Большая часть галактик посталкивалась (элептические галактики - результат слияния большого количества) и при аварии ведут себя не спокойней, чем квазары. Коллапсирующие звёзды вбрасывают от полюсов вдоль оси вращения плюху, способную сорвать с Земли атмосферу или выжечь биосферу, с расстояний порядка тысяч парсек. Конечно, вероятность не велика, но для зарождения разумной жизни Земле потребовалось больше четырёх миллиардов лет, а в галактике только сейчас больше десяти миллиардов достаточно крупных для выдачи трендюлей при коллапсе, звёзд. А большие звёзды живут мало. Кто ни будь, промоделируйте, пожалуйста, численно процесс эволюции пригодной планетарной системы на этом складе пиротехники во время пожара. Сейчас, кстати, Земля находится в конусе поражения не такого уж далёкого созревающего коллапсара. Плюс ко всему, Землю от астероидов здорово прикрывает Юпитер. Если бы он был на месте Меркурия, как газовые гиганты у большинства обнаруженных на сегодня планетарных систем, астероиды мы бы ловили раз в сто чаще. Да и орбита у нас была бы той ещё загогулиной. В общем, ситуация для планеты с разумной жизнью выглядит так: вокруг вашего двора ходят толпы людей, и изредка безадресно постреливают сумасшедшие. А от конченных гопников из соседнего подъезда вас защищает здоровяк родственник. Вопрос. Вы успеете вырасти, купить бронежилет и научиться драться? Особенно, если у вас нет такого защитника? Нет, я лично в наличие разумной жизни в НАШЕЙ вселенной верю. Но верю и знаю,- разные вещи. Пока нет объективных данных. Да и х... сними! С данными. Всё равно планеты с достаточно развитыми сапиенсами не под каждым кустом натыканы. Глядя на Пиндосов с Лимонниками - и ладно. А то, не дай бог, они первыми прилетят.... Короче: населённым миром считается часть вселенной ограниченной космологическим горизонтом, в которой есть хотя бы одна планета с разумной жизнью, что бы ни значило это понятие. Понятие пустого мира. Возьмите циркуль и нарисуйте окружность любого понравившегося вам диаметра. Был момент, когда диаметр наблюдаемой нами Вселенной имел такой размер. Заметьте, не Вселенная имела такой размер, а всего лишь, ВИДИМАЯ ЧАСТЬ ВСЕЛЕННОЙ, НАБЛЮДАЕМАЯ ОДНОМОМЕНТНО ИЗ ДАННОЙ ТОЧКИ, имела такой диаметр. В чём разница с диаметром вселенной? Поставьте точку на радиусе проведённой окружности, подальше от центра и ближе к окружности, - она будет изображать место, где в процессе эволюции вселенной, образовалась далёкая галактика. Теперь начертите ещё одну окружность такого же радиуса с центром в этой точке. Круг очерченный новой окружностью, изображает видимую из далёкой галактики часть Вселенной. Как видите, у далёкой галактики своя наблюдаемая вселенная, лишь частично пересекающаяся с нашей. И большая её часть лежит для нас за горизонтом событий. У объектов находящихся в этой части нет красного смещения, - мы их никогда не видели и не увидим тем же способом, каким наблюдаем за "нашей" частью вселенной. На расстояниях, когда собственное движение зависящее от притяжения соседей мало относительно космологического, космологическое имеет вид: K*X. Где X - измеренное расстояние, K - некий численный коэффициент, как оказалось, увеличивающийся со временем. Т. Е., объекты во вселенной не просто удаляются друг от друга, они удаляются ускоренно пропорционально расстоянию. Практически это означает, что с течением времени Вселенная расширяется быстрее, и наблюдаемые возле горизонта вселенной далёкие объекты будут уходить за него. Другими словами, видимая часть вселенной будет увеличиваться, а количество гравитационно взаимодействующего вещества в ней, - уменьшаться. Вещество будет "уходить" за космологический горизонт. "Z" наблюдаемых объектов будет стремиться к бесконечности за конечное время. Независимо от периода полураспада протона и механизма эволюции космологических объектов, наступит момент, когда частицы или фотоны отдалятся друг от друга на расстояние превышающее космологический горизонт событий и потеряют возможность оказывать друг на друга влияние. Ибо космологический горизонт, это удаление, на котором скорость разбегания уже равна скорости света. А мы пока не знаем взаимодействия распространяющегося быстрее скорости света. Если у вас хорошее воображение, вырежьте два одинаковых кружка из бумаги и частично наложите друг на друга. А потом растащите их в разные стороны столешницы. Поздравляю, вы посмотрели мультфильм о расхождении космологических горизонтов для двух удалённых галактик. Если с воображением хуже, вы пишите фэнтези и у вас архимаг за два часа восстанавливает свой гигантский запас энергии от движка милицейского Уазика, то вырежьте с пяток пар кругов (попарно, по две штуки, если не понятно) радиусом три, четыре, пять и т.д., сантиметров. Сразу говорю, пример "качественный", это значит - без точных расчетов, "на глаз", а не отсутствие ГМО. Соответственно, не надо прыгать от радости найдя ошибку в восемнадцатом знаке после запятой. Здесь и ДО запятой никто не считает. Теперь, наложите самые маленькие круги друг на друга так, чтобы пересечение их радиусов лежащих на прямой соединяющих центры кругов равнялось отрезку в один сантиметр.

Мультфильм первый: стационарная вселенная.

Круги последовательно заменяем парами бОльших, с шагом увеличения радиуса кругов в один сантиметр. При этом, операция замены кругов изображает из себя что-то вроде космологической декады. Это когда к возрасту Вселенной прибавляется один нолик. Как видите, любая наперёд заданная точка вселенной, рано или поздно оказывается внутри горизонтов событий обеих галактик. МЫ НЕ ЖИВЁМ В СТАЦИОНАРНОЙ ВСЕЛЕННОЙ.

Мультфильм второй: равномерно расширяющаяся Вселенная.

При скорости удаления галактик равной скорости света, между ними, со временем, образуется слой пространства видимый из обеих точек наблюдения. Сами галактики друг друга не увидят никогда. Раздвигаем центры попарно заменяемых кругов возрастающего диаметра при замене на сантиметр или два. МЫ НЕ ЖИВЁМ В РАВНОМЕРНО РАСШИРЯЮЩЕЙСЯ ВСЕЛЕННОЙ.

Мультфильм третий: ускоренно расширяющаяся вселенная.

При каждом такте замены кругов увеличиваем расстояние между центрами по монотонно возрастающей прогрессии. Для наглядности, возьмём арифметическую. На первом шаге один см. на втором, один плюс один. На третьем, один плюс два и т.д. Сколь бы близко друг от друга не находились точки, со временем они разойдутся на расстояние превышающее космологический горизонт событий. А ведь наша Вселенная, похоже, так и расширяется. Ускоренно. То что рядом лежащие точки удаляются очень медленно, ничего не значит. Отъедут подальше, ускорятся. А отъедут они потому, что расширяется пространство и для сохранения расстояния между частицами они должны совершать работу. платить за такое в течении гугла лет инвесторов, зуб даю, не найдётся. Работать же за даром ни кто не любит. Поскольку неизвестна размерность описанной у Перумова фигни, предлагаю для четырёхмерного (нашего) континуума считать пустым миром участок пространства ограниченный практическим горизонтом событий (до которого, от момента большого взрыва, свет успеет не только дойти, но и вернутся в исходную точку), не содержащий ни одной частицы, за исключением, образовавшихся в результате квантовых эффектов. Ну, как то так. Если вы лучше разбираетесь в вопросе и вам нехрен делать, предложите свою формулировку. Моя цель: прикинуть порядок размеров уничтожаемых Неназываемым миров. Получается, они превышают размеры наблюдаемой Вселенной больше, чем она - песчинку. Плюс, минус лапоть. Таким образом, Неназываемый и генератор пустых миров для его блокировки, - самые мощные системы вооружения встреченные мной в фантастических и фэнтезийных произведениях. Характерный радиус поражения, - от Гугола мегапарсек одним стволом. Скорострельность неизвестна, но, наверняка, не "один раз пальнул и заряжайся с дула". Генератор миров, система точно автоматическая.

Следующее по мощности оружие, - некий сундук предназначенный для уничтожения вселенной.

Где? Сергей Чичин "Отстойник". Что делает?: Х.З. но одной вселенной не поздоровилось. Мощность: вроде как и меньше, чем у Неназываемого, но не факт. Характерный радиус поражения: ну ненаю... не маленький. Не меньше, чем у Неназываемого. Недостатки: вроде бы нет автоматического огня. Для активации нужен Мик. Который, ради любопытства бросает горящие спички в очко сортира. Прямо в скопление метана.

"ватерлиния" А. Громова

Жители Ореола смогли развернуть планету в многоуровневую вселенную. Судя по школьным "лабораторкам" на которых дети зажигают звёзды, их папы, при случае, вселенную и свернуть могут. Могут, но не делают. Хорошие люди.

Следующий лот: некое устройство должное помочь взорвать нашу Галактику злому правителю Фаэтона.

Особенности применения: не взорвалось. Великий тиран был идиот.

Следующий класс ОМП: разрушители и поглотители пространства.

Разрушитель пространства. Где? Гамильтон. "Звёздные короли". Чё делает? Уничтожает пространство вместе с буйными алкашами из соседнего подъезда в Магеллановом облаке. Принцип действия. Х.З. Ни гравитационных всплесков, ни коллапсаров. Шняга какая то. Поглотитель пространства. Побочный род деятельности для звездолёта мощностью в несколько тысяч Альбертов. Где? "Люди как боги" С. Снегва. Побочные эффекты при чтении: "У-у...". Радиус поражения данного класса оружия, порядка диаметра рассеянного звёздного скопления. Мухобойки....

Отдельно отмечу.

Классный сборник рассказов и короткой повести одного автора, про одних и тех же героев. К сожалению, забыл и название книги и как зовут автора. По теме обзора там присутствуют: а) маленький буксир с автоматической противопланетной пушчёнкой на барже; б) суперкрейсер с противозвёздной артиллерией; в) "...такое, по сравнению с чем даже суперкрейсер не смотрелся...". Видимо, нечто, класса "разрушитель пространства". Если кто смог опознать произведение, поделитесь знаниями пжст. В указанном эпизоде делят кислородную планету, а она возьми и запусти спутник. Что, автоматически, считается утверждённой заявкой на планету. Суровые вояки удалились, роняя слёзы умиления.

Противопланетное оружие.

Туннельная бомба. Где? Там же, в "Ватерлинии", у Громова. Что делает? Создаёт гипер(под)пространственный туннель, в который засасывает планету. Зарегистрированный результат по диаметру: планета размером с Юпитер всосана за несколько минут. Зарегистрированный результат по дальности: планета земного типа целиком переброшена на двести мегапарсек. Размеры: базировалась на подводной лодке. Возможно, не превышает размеров термоядерной боеголовки большой мощности. Вышеупомянутая противопланетная автоматическая пушчёнка на барже со свиной тушёнкой. Размеры: Что-то вроде КПВТ, или "Эрликона". "Звезда смерти" и "Берсеркеры". Как выглядит "Звезда" и что может, видели все, и неоднократно, в любимых "Звёздных войнах". На мой взгляд, лоховская, технически примитивная, фигня, стоящая в одном ряду с ещё более примитивными и маломощными первыми Берсеркерами Саберхагена. "Директора", конечно, посерьёзней будут, но всё равно, нигде из текста не следует о сравнении их мощности, хотя бы с разрушителем пространства. Маленький противоберсеркерный дрон и то производит лучшее впечатление. Хотя бы вменяемыми размерами. И вообще, мне из оружия этого класса больше всего нравится Саберхагеновский же "Ланцелот" представляющий собой дальнейшее развитие экзоскелета.

Планетарное ОМП сверхбольшой мощности.

Из пока ещё фантастического оружия отмечу только ультракварковую бомбу на сто гигатонн тротилового эквивалента, из пародии на Стругацких. Представляет собой небольшой цилиндрик, легко помещающийся под языком. Все остальные образцы, на мой взгляд, морально устарели. Ну, чему тут удивляться? Если только у того же Громова, некому излучателю временно, на несколько десятилетий, обращающего людей в нечто, наблюдаемое как камень, но сохраняющее способность к регенерации? Дык, где то, что то такое уже было, вроде. Самый скучный раздел.

личное оружие

Единственная незатасканная штука: нейтринный пульсатор. Где? У кого-то из советских писателей во второй половине двдцатки. Что из себя представляет? "Макарку" или "Тэтэху" выдающую "на гора" порядка десяти килотонн тротилового эквивалента. Послушаешь Обаму о ситуации на Украине, возьмешь такую штуку в руки, и в гости, к его спичрайтеру.... Принцип действия: нейтрино там как-то пульсируют. Сопутствующее оборудование. Судя по тому, что человек спокойно относится к близкому "лиловому солнцу", у него нехилый бронированный радиационно защитный экзоскелет с адаптивной оптикой, позволяющий любоваться пейзажем в контровом свете ядерного взрыва. А судя по обоснованным опасениям технически продвинутых собеседников, "Скайнет" с её терминаторами он мог зачистить довольно быстро. На первый раз, наверное, хватит. Подведём итог: если архимаг освоил перемещение между вселенными, то бой "на вынос" с его участием не может закончиться усталыми посидушками под берёзой. Минимум, - стеклянная пустыня на пол континента, и то, если участники обмена жестами патологические гринписовцы, которые умрут, но лопух не тронут. Это, если они вообще это скопление галактик заметят. Если же архимагу на подпитку хватает одного пирожка с повидлом, то, даже не знаю чего сказать.... Может, он столь же великий маг, как шаманы, вызывающие по деревянной "рации" самолёты с ништяками, за которые не заплачено ни копейки? Короче: соблюдайте размерность. Если волшебник не может выжечь пару квадратных километров щелчком пальцев, то меж мировые порталы должен использовать либо чужие, либо природные. Потому как для активации атомной бомбы, хоть немного, но надо обычной взрывчатки. Или, хотя бы не сублимируйте свои жизненные напряжёнки, когда супер-пупер-мега-гипер боец пугает литературных двойников хреново воспитанных соседей автора. Учите математику, - язык бога-творца. Хоть капельку.