Научная электронная библиотека. осуществить эффективную трансформацию медицинского обслуживания населения

Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования человеческих ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда. Наибольшее значение имели:

  • 1) выделение "капитальных", инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда;
  • 2) переход от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл работников (таким, как пожизненные заработки);
  • 3) признание человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса.

Идея человеческого капитала имеет давние корни в истории экономической мысли. Одна из ее первых формулировок обнаруживается в "Политической арифметике" У. Петти. Позднее она нашла отражение в "Богатстве народов" А. Смита, "Принципах" А. Маршалла, и работах многих других ученых. Однако как самостоятельный раздел экономического анализа теория человеческого капитала оформилась только на рубеже 50-60-х годов 20 века. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т. Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г. Беккера (также лауреата Нобелевской премии) "Человеческий капитал" (первое издание 1964 г). Эта книга стала основой для всех последующих исследований в данной области и была признана классикой современной экономической науки.

Т. Щульц внес огромный вклад в становление теории человеческого капитала на начальном этапе ее развития, в ее принятие научной общественностью и популяризацию. Он одним из первых ввел понятие человеческого капитала как производительного фактора. И сделал многое для понимания роли человеческого капитала как главного двигателя и фундамента индустриальной и постиндустриальной экономик.

Основными результатами инвестиций в человека Шульц считал накопление способностей людей к труду, их эффективную созидательную деятельность в обществе, поддержание здоровья и т.д. Он полагал, что человеческий капитал обладает необходимыми признаками производительного характера. ЧК способен накапливаться и воспроизводиться. По оценкам Шульца, из производимого в обществе совокупного продукта на накопление человеческого капитала используется уже не 1/4, как следовало из большинства теорий воспроизводства XX века, а 3/4 его общей величины.

Г. Беккер, пожалуй, первым перенес понятие ЧК на микроуровень. Человеческий капитал предприятия он определил как совокупность навыков, знаний и умений человека. В качестве инвестиций в них Беккер учел в основном затраты на образование и обучение. Беккер оценил экономическую эффективность образования, прежде всего, для самого работника. Дополнительный доход от высшего образования он определил следующим образом. Из доходов тех, кто окончил колледж, он вычитал доходы работников со средним общим образованием. Издержками образования считались как прямые затраты, так и альтернативные издержки - упущенный доход за время обучения. Отдачу от инвестиций в образование Г. Беккер оценил как отношение доходов к издержкам, получив примерно 12-14% годовой прибыли.

Особый вклад Беккер внес в теории конкуренции, стратегии и развития фирмы. Он ввел различение между специальными и общими инвестициями в человека. И выделил особое значение специального обучения, специальных знаний и навыков. Специальная подготовка работников формирует конкурентные преимущества фирмы, характерные и значимые особенности ее продукции и поведения на рынках, в конечном итоге, ее ноу-хау, имидж и бренд. В специальной подготовке заинтересованы в первую очередь сами фирмы и корпорации, и они финансируют ее. Эти работы Беккера стали основой создания современной теории фирмы и конкуренции. Общая подготовка косвенным образом оплачивается самими работниками, когда стремясь к повышению квалификации, они соглашаются на более низкую в период обучения заработную плату; им же достается и доход от общих инвестиций. Напротив, специальная подготовка финансируется по большей части самими фирмами, которым поступает и основной доход от нее. Понятие специального человеческого капитала помогло объяснить, почему среди работников с продолжительным стажем работы на одном и том же месте текучесть ниже и почему заполнение вакансий в фирмах происходит в основном за счет внутренних продвижений по службе, а не за счет наймов с внешнего рынка.

Еще одна область, где вклад Г. Беккера в теорию человеческого капитала оказался особенно весом - это анализ проблем экономического неравенства. Используя разработанный им аппарат кривых спроса и предложения инвестиций в человеческий капитал, Г. Беккер сформулировал универсальную модель распределения личных доходов. Неодинаковое расположение кривых спроса на инвестиции в человеческий капитал отражает неравенство в природных способностях учащихся, тогда как неодинаковое расположение кривых предложения - неравенство в доступе их семей к финансовым ресурсам.

Предложенная Г. Беккером модель объясняет неравенство доходов не только от труда (фактически - от человеческого капитала), но и от собственности (от полученных в дар или по наследству иных активов). Отдача от вложений в человека в среднем выше, чем от вложений в физический капитал. Однако в случае человеческого капитала она убывает с ростом объема инвестиций, тогда как в случае иных активов (недвижимость, ценные бумаги и т.п.) уменьшается мало или вообще не меняется. Поэтому стратегия рациональных семей такова: инвестировать сначала в человеческий капитал детей, поскольку отдача от него сравнительно больше, а затем, когда по мере убывания она сравнивается с нормой доходности прочих активов, переключаться на инвестирование в них, чтобы впоследствии передать эти активы детям. Отсюда Беккер сделал вывод, что семьи, оставляющие наследства, производят инвестиции в человеческий капитал детей в оптимальном размере, тогда как семьи, не оставляющие наследства, чаще всего недоинвестируют в их образование.

Развитие теории человеческого капитала шло в русле неоклассического направления. В последние десятилетия исходный для неоклассиков принцип оптимизирующего поведения индивидуумов начал распространяться на различные сферы внерыночной деятельности человека. Понятия и методы экономического анализа стали применяться для изучения таких социальных явлений и институтов как образование, здравоохранение, миграция, брак и семья, преступность, расовая дискриминация и т.д. Теорию человеческого капитала можно рассматривать как одно из проявлений этой общей тенденции, получившей название "экономического империализма".

Под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. К важнейшими видами человеческих инвестиций относят образование, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей.

Центральное место в теории человеческого капитала принадлежит понятию внутренних норм отдачи. Они строятся по аналогии с нормами прибыли на капитал и позволяют оценивать эффективность человеческих инвестиций, прежде всего - в образование и производственную подготовку. Теоретики человеческого капитала исходят из представления, что при вложении средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно "обычным" предпринимателям, они сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским депозитам, дивидендами по ценным бумагам и т.д.). В зависимости от того, что экономически целесообразнее, принимается решение либо о продолжении учебы, либо о ее прекращении. Нормы отдачи выступают, следовательно, как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недостаточном инвестировании, низкие - об избыточном инвестировании. Различают частные и социальные нормы отдачи. Первые измеряют эффективность вложений с точки зрения отдельных инвесторов, вторые - с точки зрения всего общества.

Существует два основных подхода к расчету норм отдачи. Первый основан на прямом измерении выгод и издержек. Например, доход от высшего образования можно представить как разность в пожизненных заработках тех, кто окончили колледж, и тех, кто не пошли дальше средней школы. В состав издержек помимо прямых расходов включаются потерянные заработки, то есть доход, недополученный учащимися за годы учебы. (По существу, они измеряют ценность времени учащихся, затраченного на формирование человеческого капитала) На потерянные заработки приходится до двух третей суммарных издержек обучения. Внутренняя норма отдачи будет представлять собой такую ставку дисконта, при которой приведенные величины выгод и издержек образования окажутся равны.

Второй подход исходит из оценки параметров так называемой "производственной функции заработков", которая описывает зависимость заработков человека (точнее - их логарифма) от уровня его образования, трудового стажа, продолжительности отработанного времени и других факторов. Разработка этого класса функций связана с именем Дж. Минцера, доказавшего, что в рамках подобной модели коэффициент перед образовательной переменной будет эквивалентен показателю внутренней нормы отдачи. Это существенно упростило оценку эффективности вложений в образование.

Оценки внутренних норм отдачи критиковались на том основании, что высокие заработки образованных работников могут свидетельствовать не о полезности приобретенных ими знаний и навыков, а быть следствием их природной одаренности или происхождения из более обеспеченных семей. Однако эмпирический анализ показывает, что как фактор способностей, так и фактор социального происхождения не играют большой самостоятельной роли. Если они и оказывают воздействие на заработки, то в основном косвенным путем, влияя на объем и качество получаемого образования.

Производственная подготовка в понимании теоретиков человеческого капитала охватывает как формальное обучение внутри фирм, так и накопление опыта непосредственно по ходу трудовой деятельности. Глубокий анализ проблем производственной подготовки был дан в работах Дж. Минцера. Согласно его оценкам, объем инвестиций в подготовку на производстве сопоставим с объемом инвестиций в формальное образование. Нормы ее отдачи также не уступают нормам отдачи формального образования.

Благодаря теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем "обычные" капиталовложения. Идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали серьезное воздействие на экономическую политику государства. Благодаря ей изменилось отношение общества к вложениям в человека. В них научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект. Это обеспечило теоретическое обоснование для ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах мира.

Под влиянием теории человеческого капитала, в которой образованию отводится роль "великого уравнителя", произошла определенная переориентация социальной политики. В частности, программы подготовки стали рассматриваться как эффективное орудие борьбы с бедностью, возможно, более предпочтительное, чем прямое перераспределение доходов. Важный вывод состоял в том, что общепринятые оценки экономического неравенства, основанные на измерении текущих, а не пожизненных доходов, являются преувеличенными. Молодежь, инвестирующая в свое образование, сознательно отдает предпочтение низким текущим доходам с тем, чтобы получить впоследствии доступ к высокооплачиваемым рабочим местам. Более низкие заработки женщин во многом объясняются тем, что они относительно меньше инвестируют в навыки, имеющие рыночную ценность, и относительно больше - в навыки, имеющие ценность в домашнем производстве. Это заметно сужает поле для вмешательства государства.

Все люди рождаются с определенными способностями, навыками. Но для того, чтобы эти способности могли приносить человеку прибыль нужно их развивать и совершенствовать. В инновационном процессе исключительную роль играют творческие способности человека, его интеллект, смекалка, умение находить нетрадиционные решения сложных проблем. В то же время для решения экономических, научных, художественных, технических и социальных проблем нужны обширные знания, отлаженная система информации, творческое взаимодействие инноваторов. То есть человеческие способности выступают основным капиталом любого предприятия. Именно в творческой деятельности в «чистом виде» проявляется исходная роль человеческого капитала и инструментальное, подсобное значение приборов, техники, зданий и сооружений, т.е. всех материальных условий труда.

Теория человеческого капитала накопила достаточный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия .

Человеческий капитал включает как врожденные способности и таланты (силу, выносливость, быстроту реакции, сообразительность и т.д.), так и приобретаемые в течение жизни человека (как в детстве, так и в более зрелом возрасте) черты, качества и свойства, так или иначе отражающиеся на его продуктивности и доходах. Многие из них определяются не только образованием или комплексом профессиональных знаний и умений, т.е. трудовыми характеристиками, но и чертами характера, свойствами личности, зависящими от воспитания человека – в семье, социальной группе (националь­ной, религиозной и т.п.), в обществе. В результате складываются не только отношение человека к труду, но и его представления о жиз­ни, система приоритетов и жизненных ценностей - и все это, так или иначе, отражается и на продуктивности, и на доходах .

    потоковый, накопительный запас способностей человека по фазам жизнедеятельности;

    целесообразность использования запаса способностей, что ведет к росту производительности труда;

    прирост производительности труда закономерно приводит к росту заработков работника;

    увеличение доходов мотивирует работника делать дополнительные вложения в свой человеческий капитал, кумулятивно его накапливать .

Существует огромное количество подходов к исследованию и обилие трактовок сущности человеческого капитала.

Г. Беккер рассматривал человеческий капи­тал как совокупность навыков, знаний и умений человека.

Человеческий капитал, по определению Т.Шульца - это приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями.

Л. Туроу определил человеческий капитал как способность производить предметы и услуги. Но при этом он выделяет экономическую способность, которая влияет на производительность всех других вложений.

Э. Долан и Дж. Линдсей под человеческим капиталом подразумевают капитал в виде умственных способностей, полученных через формальное обучение или образование, либо через практический опыт.

Б.М Генкин и Б.Г. Юдин считают, что человеческий капитал характеризует компоненты потенциала человека, которые могут стать источником дохода для домашнего хозяйства, предприятия и страны. Такими компонентами могут быть физические и творческие способности человека, его знания, умения, активность.

По мнению А.И. Добрынина, С.А. Дятлова, Е.Д.Цыреновой, человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства и тем самым влияют на рост доходов данного человека .

Ю.А. Корчагин определяет человеческий капитал как интенсивный производительный и социальный фактор, на который не распространяется закон убывающей отдачи и который способен накапливаться за счет инвестиций в интеллектуальную собственность, информационную оснащенность труда и жизнедеятельности, воспитание, обучение, знания, инновационный и институциональный потенциалы, экономическую свободу, предпринимательскую способность и предпри­нимательский климат, науку, культуру и искусство, безопасность и здоровье населения .

Обобщая вышеперечисленные определения человеческого капитала, можно выделить несколько основных подходов: большинство ученых под человеческим капиталом понимают набор навыков, умений и способностей человека, другие – только те, которые были получены через формальное обучение, третьи определяют его через инвестиции и вложения в человека, которые обеспечивают накопления определенных способностей и качеств. Отдельные исследователи включают в него также социальные, психологические, мировоззренческие, культурные характеристики людей.

Если попытаться классифицировать существующие в современной экономической литературе трактовки человеческого капитала, то их можно подразделить на предикативные, ресурсные, эклектические.

Предикативные трактовки сущности человеческого капитала представляют собой формулировки, которые лишь соприкасаются со сферой человеческого капитала, но не проникают вглубь, не выявляют и не отражают действительной сущности проблемы.

Ресурсные трактовки сущности человеческого капитала являются наиболее распространёнными в экономической литературе. Смысл "ресурсных" определений человеческого капитала заключается в том, что здесь говорится не о капитале как об актуализированных ресурсах, а непосредственно о самих ресурсах, являющихся всего лишь потенциалом, а не фактом созидательной деятельности.

Эклектические характеристики сущности и связанного с этим содержания человеческого капитала вбирают в себя различные разорванные положения и трактовки рассматриваемого явления. В частности, человеческий капитал здесь определяется одновременно как элемент национального богатства, как часть экономических ресурсов индивида, организации и общества в целом, как процесс создания требуемых благ и т.д. .

Многие авторы в определение человеческого капитала включают про­цесс его формирования, которое, подобно накоплению физического или фи­нансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем, отмечая при этом, что человеческий капитал представляет собой форму капитала, обладающую ря­дом существенных особенностей.

Во-первых, человеческий капитал неотделим от личности его носителя. В отличие от различных видов материально-вещественных и финансовых активов (оборудования, недвижимости, ценных бумаг) человек в современном обществе не может быть предметом купли-продажи (такое возможно лишь в рабовладельческой экономике). Как следствие, на рынке устанавливаются только цены за «аренду» человеческого капитала (в виде ставок заработной платы), тогда как цены на его активы отсутствуют. Поэтому человеческий капитал обладает минимальной степенью ликвидности.

Во-вторых, для человеческого капитала характерна большая длитель­ность инвестиционного периода. Например, инвестиционный период для об­разования состав­ляет 12-20 лет и более, а для физического капитала, как правило, около двух лет.

В-третьих, по сравнению с риском капиталовложений в физический капитал степень риска инвестиций в человеческий капитал значительно вы­ше. Это объясняется большими затратами на организацию и контроль над кредитами, обусловленными свободой перемещения людей из одного места в другое, длительностью периода возврата кредита, изменениями конъюнкту­ры рынка труда, а также практическим отсутствием механизмов страхования риска.

В-четвертых, в отличие от физического капитала, доходность которого медленно снижается по мере его накопления, доходность от инвестиций в человеческий капитал, наоборот, сначала возрастает, но лишь до определен­ного уровня, ограниченного верхним пределом трудоспособного возраста, после чего начинает более резко снижаться. Однако при этом следует учиты­вать, что доход от человеческого капитала может принимать как денежную, так и неденежную форму. Поэтому потребительские аспекты вложений в че­ловека оказываются не менее важны, чем производственные.

В-пятых, покупатель, приобретая право на использование услуг чело­веческого капитала, вступает в контакт со свободной личностью, права кото­рой он обязан соблюдать, что приводит к большой насыщенности рынка тру­да институциональными структурами.

В экономической литературе категории "человеческий капитал", "рабочая сила", "труд" часто рассматриваются как факторы производства. Между тем выявленная сущность человеческого капитала позволяет говорить о том, что все эти категории являются разноуровневыми. Рабочая сила представляет собой определённый человеческий ресурс, потенциальную готовность к созидательной деятельности. Человеческий капитал выражает реальную готовность к созидательному использованию определённой комбинации человеческих знаний и способностей. Труд - есть материализация этой реальной готовности в факт деятельности по созданию того или иного блага.

Итак, подытоживая разные подходы к исследованию и определению категории "человеческий капитал", можно дать такое его определение:

Человеческий капитал - это сформированный или развитый в результате инвестиций и накопленный людьми (человеком) определенный запас здоровья, знаний, привычек, способностей, мотиваций, который целеустремленно используется в той или другой сфере общественного производства, оказывает содействие росту продуктивности работы, благодаря этому влияет на рост доходов (заработков) его владельца.

Социальная сущность человеческого капитала
(к теории вопроса)

Активное исследование человеческого капитала началось во второй половине ХХ в., когда американские ученые Гэри Беккер и Теодор Шульц опубликовали первые работы о нем, рассмотрев социально-экономическую значимость человеческого капитала для роста благосостояния общества и отдельного индивида. Ими фактически создана теоретико-методологическая основа теории человеческого капитала.

Ведущим теоретиком и наиболее последовательным проводник концепций теории человеческого капитала в экономической теории по праву считается Г. Беккер. Круг своих научных интересов он определил как «экономический подход к социальным вопросам». Именно в экономическом подходе к социальным вопросам Г. Беккер усматривает метатеорию, способную вобрать в себя в качестве частных отраслей сопредельные социальные дисциплины. По его убеждению, никакая другая наука не в состоянии справиться с этой задачей. По мнению Г. Беккера, экономический подход уникален по своей мощи, потому что он способен интегрировать для изучения множество разнообразных форм человеческого поведения.

Возможности «экономического подхода к социальным вопросам», связанного с человеческим капиталом, Г. Беккер продемонстрировал на примере таких внерыночных форм общественных отношений, как дискриминация, образование, преступность, брачно-семейные отношения, планирование семьи, a также при объяснении иррационального и альтернативного поведения, казалось бы, вовсе уже чуждых «человеку экономическому» .

Теория Г. Беккера базируется на том, что люди как потребители заинтересованы в максимизации своих доходов в течение всей жизни, a не только в отдельные краткосрочные ее периоды. Сущностью человеческого капитала, в соответствии с концепцией Г. Беккера, являются знания, образованность и профессионализм. Важнейшей характеристикой, отличающей человеческий капитал от физического, является то, что он (человеческий капитал), по определению, воплощается, или материализуется, в личности самого человека . Это значит, что человеческий капитал – это личностно-индивидуальная собственность каждого человека и что он, и только он (человек) волен распоряжаться ею по своему усмотрению.

За исследования влияния человеческого капитала на темпы экономического роста в долгосрочном плане Г. Беккер в 1992 году удостоен Нобелевской премии по экономике.

Дальнейшее развитие концепция человеческого капитала получила в работах экономиста Т. Шульца. Анализируя трудное экономическое положение слаборазвитых стран, он пришел к выводу о том, что улучшение благосостояния бедных людей зависит не столько от земли, техники или человеческих усилий, сколько от знаний, которыми владеют люди. Этот качественный аспект экономики Т. Шульц назвал человеческим капиталом, дав ему следующее определение: «Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным набором генов, определяющим его врожденные способности. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом».

Теория человеческого капитала исходит из того, что он (человеческий капитал) является важнейшим ресурсом постиндустриального общества. Он представляет собой некоторый запас благ, который, накапливаясь, приносит доход благодаря инвестициям. Следовательно, теория человеческого капитала предполагает определенную взаимосвязь между уровнем образования, физическим здоровьем, качеством обучения, объемом производственного опыта и заработной платой.

С позиций социально-экономической сущности теорию человеческого капитала разрабатывали такие зарубежные экономисты 50–90-х годов ХХ в., как П. Ротер, Р. Лукас, М. Вебер, Б. Вейсборд, Дж. Минцер, Л. Хансен, Н. Блауг, С. Боулс, Ф. Уэли и др. Их исследования в основном были связаны с изучением человеческого капитала и его влияния на темпы экономического роста стран и благосостояния населения.

Человеческий капитал, также как производственный и финансовый, способен приносить доход. Существует четкая зависимость между уровнем образования работника и оплатой его труда в течение всей трудовой деятельности, что отражает причинно-следственную связь между образованием, уровнем профессионального мастерства и навыков, производительностью труда и доходом субъекта трудовой деятельности. Означенные факторы объясняют наличие мотивации для повышения профессионально-образовательного уровня индивидуума.

Человеческий капитал «… есть форма капитала, потому что является источником будущих заработков, или будущих удовлетворений потребностей, или того и другого вместе. Он человеческий, потому что является составной частью человека» .

Экономическая сущность человеческого капитала
(к теории вопроса)

В экономической науке человеческий капитал рассматривается как способность субъекта к трудовой деятельности, к участию в производстве. При этом, однако, часто не учитывается такой человеческий аспект профессиональной деятельности, как отношение субъекта трудовой деятельности и к своим обязанностям, нравственное и духовное здоровье индивида, творческий потенциал, компетентность субъекта трудовой деятельности и др.

С 1970-х гг. все больше ученых приходят к убеждению, что определяющим фактором в росте конкурентоспособности экономики становится человеческий капитал как один из важнейших источников экономического роста. Поэтому инвестиции в человеческий капитал экономически выгодны. По имеющимся оценкам, каждый доллар, вложенный, например, в среду образования, приносит от 2 до 10 долларов США прибыли . Но сам по себе человеческий капитал прибыли не приносит.

Основоположник классической политэкономии Адам Смит писал: «Приобретение способностей, считая также содержание их обладателя, в течение его воспитания, обучения или ученичества, всегда требует дополнительных издержек, которые представляют собой основной капитал, как бы реализующийся в его личности .

Американский экономист Альфред Маршалл, используя понятие «личный капитал», отмечал, что «… мотивы, побуждающие человека накапливать личный капитал как вложения в образование его сына, схожи с теми, которым подчиняется накопление вещественного капитала для его сына» . Дж. Милль пишет, что само человеческое существо... не является капиталом. Человек служит целью, ради которой богатство существует. Но приобретенные способности, выступающие только как средство и реализующиеся только посредством труда, с полным основанием можно отнести к категории капитала.

Ирвинг Фишер американский экономист, представитель неоклассического направления в экономической науке, в 1927 году отмечал: «Искусство механика не является дополнительным богатством по отношению к самому человеку: “искусный механик” как таковой представляет собой богатство» .

Профессиональное искусство у человека накапливается постепенно. Процесс накопления профессионализма условно разделяют на два периода:

– первоначальный (период формирования общего человеческого капитала), включающий накопление навыков экономического мышления, обучение и усвоение мотивации взаимодействия со средствами и предметами простого домохозяйственного труда, усвоение основ социально-трудовых отношений в семье и т.д.;

– развивающий (формирование специфического человеческого капитала) – встреча со своей профессией и накопление специфических знаний, навыков и мотиваций, которые позволяют человеку быть деятельным, социализированным, морально и материально обеспеченным.

С точки зрения социально-экономической сущностия, человеческий капитал представляет собой не только свойственный человеку запас знаний и производственных качеств, но и способность, и предоставляемую ему государством или фирмой возможность непрерывно учиться и совершенствоваться в той или иной профессиональной деятельности.

Реальной движущей силой экономического прогресса является человек. Люди – единственный элемент, способный производить стоимость. Все остальное – деньги, сырье, заводы, оборудование, энергия – являются только факторами производства. Они ничего
не прибавляют и не могут добавить, пока человек любой квалификации (самой низкой или самой высокой) не использует свой потенциал в производственной деятельности. Люди производят прибавочную стоимость путем применения своих врожденных качеств (гуманности, степени мотивированности к деятельности), приобретенных знаний, компетенций и способности к управлению орудиями труда.

Иллюстрацию роли человеческого капитала в повседневной жизнедеятельности представляет такой пример. «Крупная российская трубная компания установила у себя новую немецкую линию, которая должна была обеспечить качество труб, соответствующее мировым требованиям. Потраченные на ее установку деньги должны были окупиться за счет резкого снижения брака (характеристики линии предусматривали не более 1 % брака). Однако линия была запущена, a брак оказался на уровне 20 %. Немецкие специалисты месяц разбирались в причинах такого сбоя. Оказалось, что на одной из промежуточных стадий, где по норме необходимо сделать восемь замеров, измеритель делал всего два. Причем, когда началось разбирательство, он искренне недоумевал, в чем его обвиняют, – “зачем восемь, когда двух достаточно”» .

Человеческий капитал, таким образом, является важным фактором экономической производственной деятельности. Уровень развития общества в рамках того или иного государства, как известно, определяется господствующими типами хозяйства, установившейся иерархией ценностей и интересов, характеристиками населения (так называемым «человеческим капиталом»).

Итак, человек и его способности к какому-либо профессиональному занятию являются капиталом. Рабочая сила – это способность человека к труду (физическому и/или интеллектуальному). Свои способности человек может продать за определенную плату. Поэтому рабочая сила является товаром. Но несмотря на это какая-то часть рабочей силы все-таки ни при каких условиях не продается, a остается с самим человеком и является его собственным капиталом.

Карл Маркс по этому поводу отмечает: «… рабочий не может обратить в звонкую монету капитальную стоимость своей рабочей силы путем ее передачи другому» . Человеческий капитал К. Маркс определяет как совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и личность человека и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости. Марксистская политэкономия дала определение «человеческому капиталу» как «капитальной стоимости рабочей силы», которая не отчуждается от человека – носителя этой стоимости.

Возможно, по этой причине в условиях социализма в СССР при коллективных формах собственности на средства производства не удалось управлять человеческим капиталом. Коллективный человеческий капитал не является собственностью работодателя (фирмы), a значит, так же, как и индивидуальный человеческий капитал, не может быть объектом купли-продажи . Максимально возможное использование человеческого капитала для экономического развития общества возможно только в условиях капитализма (рыночной экономики).

Дальнейшее развитие теоретических основ человеческого капитала показало необходимость и важность этой экономической категории для углубленного понимания социальной сущности человеческого капитала, направленной на повышение качеств трудовой жизни.

Социальная сущность человеческого капитала заключается в том, что в наиболее развитых странах мира удалось создать в 1960–1970 годы новые формы и методы повышения качества трудовой жизни человека. Главными принципами, обусловливающими реализацию этой направленности, являются творческий и осмысленный подход к выполняемой работе, непрерывное повышение квалификации и образования субъекта трудовой деятельности, участие субъекта трудовой деятельности в принятии производственных решений, взаимопомощь и взаимовыручка членов коллектива, установление гармоничной связи между работой и социальной средой (работа должна быть социально полезной), привитие субъекту трудовой деятельности уверенности в своем будущем: не испытывать постоянную опасность увольнения, видеть перспективу в своей работе и не только в смысле продвижения по службе, соблюдение условий безопасности труда .

Современный этап развития российского общества характеризуется сменой политического курса страны. Вынесение оценки пройденным этапам свойственно практически всем сферам человеческого бытия. Экономика, являясь одной из центральных наук о развитии общества, также определяет стратегию и перспективу экономического развития страны, в том числе стратегию и перспективу развития человеческого капитала.

Известные российские экономисты Л. Абалкин, Ю. Андреев, В. Бобков, Н. Волгин, Б. Генкин, А. Добрынин, С. Дятлов, А. Жуков, С. Карташев, Р. Моисеев, А. Подберезкин, С. Собянин, Е. Цыренова, Е. Ясин и др. обращают внимание на то, что человеческий капитал должен иметь способность воспроизводиться. С позиций экономики, это значит, что затраченные на развитие человеческого капитала расходы должны окупаться, принося еще большие доходы.

Так, С. Собянин, выступая на Ярославском экономическом форуме в 2009 году, отметил: «… когда мы говорим именно о развивающейся социальной политике, о развитии человеческого капитала, то мы должны понимать, что есть определенные установки, определенные границы и должная динамика развития человеческого капитала. Она должна быть таковой, чтобы государство и граждане этого государства были конкурентны не только внутри себя, но и вовне. Это важнейший фактор любой реформы. И, собственно, во все времена требования к развитию человеческого капитала, требования к социальной политике – это требования к выживанию общества, к выживанию государства» .

Проблемы формирования и развития человеческого капитала в настоящее время занимают одно из первых мест в политике российского государства. Это обусловлено тем, что формирование и реализация экономической политики социально-ориентированного государства требуют обеспечения условий для осуществления плавных и постепенных переходных процессов общественной жизнедеятельности к рыночной экономике, чему в немалой степени может способствовать развитие человеческого капитала.

Социально-экономическая сущность человеческого капитала в его взаимосвязи с государственной политикой схематически может быть представлена следующим образом на рис. 1: Социальная задача государства и взаимосвязь человеческого капитала и качественной трудовой жизни.

Рис. 1. Социальная задача государства
и взаимосвязь человеческого капитала и качественной трудовой жизни

Вопросы и задания

1. Кто и когда впервые стал заниматься вопросами человеческого капитала? Как связывается понятие человеческий капитал с экономическим подходом к социальным вопросам?

2. Как понятие «человеческий капитал» определяется в работах экономиста Т. Шульца? Почему человеческий капитал является ресурсом экономики постиндустриального общества?

3. Покажите взаимосвязь человеческого капитала и уровня образования, здоровья субъекта трудовой деятельности. Приведите примеры, отражающие причинно-следственную связь между ними (А. Смитт, А. Маршал, Дж. Милль, И. Фишер).

4. Назовите движущую силу экономического прогресса общества. Приведите примеры.

5. Как определяется понятие «человеческий капитал» в работах К. Маркса. Сформулируйте, по К. Марксу, определение человеческого капитала.

6. В чем заключается социальная сущность человеческого капитала? Сформулируйте принципы, влияющие на повышение качества трудовой жизни.

7. Подготовьте дискуссию на тему: «Взаимосвязь качеств личности и роста производительности труда».

8. Охарактеризуйте взаимосвязь социально-экономической сущности человеческого капитала с государственной политикой.

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Теорией человеческого капитала стали заниматься еще в XIX в. Тогда это стало одним из перспективных направлений развития экономической науки. Уже со второй половины ХХ в. она стала основным достижением, прежде всего экономики образования и труда. В экономической литературе понятие человеческого капитала рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле "одной из форм капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе". В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.

В "Экономической энциклопедии" человеческий капитал определяется как "особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт. Для более полной и развернутой характеристики человеческого капитала используют функциональный подход. Принцип функциональности определения характеризует явление не только с точки зрения его внутренней структуры, но с точки зрения его функционального предназначения, конечного целевого использования.

Поэтому человеческий капитал - это непросто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту производительности труда и производства. В-третьих, целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. И, в-четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем вложений, которые могут касаться здоровья, образования и др., увеличить, накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить.

Особенности человеческого капитала:

1. В современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;

2. Формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;


3. Человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;

4. Человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;

5. Человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности;

6. Человеческий капитал неотделим от его носителя - живой человеческой личности;

7. Независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.

В экономической литературе существует несколько подходов к классификации видов человеческого капитала. Виды человеческого капитала можно классифицировать по элементам затрат, инвестиций в человеческий капитал. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.
С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский и производительный человеческий капитал. Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно, и, таким образом, содействует общественной полезности.

Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг, которые приводят к появлению новых способ удовлетворения потребностей или повышению эффективности существующих способ их удовлетворения Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

Следующим критерием классификации видов человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается. Живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке. Неживой капитал создается, когда знания воплощаются в физических, материальных формах. Институциональный капитал состоит из живого и неживого капитала, связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные нужды общества. Он включает в себя все правительственные и неправительственные институты, которые содействуют эффективному использованию двух типов капитала.

По форме обучения сотрудников на рабочем месте можно выделить специальный человеческий капитал и общий человеческий капитал . Специальный человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они были получены. В отличие от специального человеческого капитала, общий человеческий капитал представляет собой знания, которые могут быть востребованы в различных сферах человеческой деятельности.

Таким образом, при существовании большого количества определений и видов "человеческого капитала", это понятие, как многие термины, представляет собой "метафору, переносит свойства одного явления на другое по общему для них признаку". Человеческий капитал - это важнейшая составная часть современного производительного капитала, которая представлена свойственным человеку богатым запасом знаний, развитых способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом. Основным фактором существования и развития человеческого капитала являются инвестиции в человеческий капитал.


Федеральное агентство по образованию

Московский государственный университет экономики,

статистики и информатики (МЭСИ)

Кафедра экономической теории и инвестирования.

Курсовая работа по дисциплине «Микроэкономика»

на тему: «Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал»

Руководитель: ………………….

Выполнил: студент

группы ………….

……………………

Москва – 2010

Введение ………………………………………………………………...……..3

Глава 1 . Человеческий капитал: понятие и структура……………………..5

      Сущность понятия «человеческий капитал».…………………………...5

1.2 Теория человеческого капитала….………………………………………7

1.3 Методы оценки человеческого капитала.……………………………....9

Глава 2. Инвестиции в человеческий капитал……………………………..12

2.1 Роль и значение инвестиций в человеческий капитал.…….…….....…12

2.2 Виды инвестиций в человеческий капитал.…………………………..14

Глава 3. Оценка инвестиций в человеческий капитал…………………….16

3.1 Осуществление процесса инвестирования в человеческий капитал.…17

3.2 Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал.………....20

Заключение …………………………………………………………...............23

Список использованной литературы ……………………………..………24

Введение

Человеческий капитал - капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, знаний, опыта. Чем выше такой капитал, тем обычно больше трудовые возможности работников, их трудовая отдача, производительность и качество труда.

Вопрос инвестиций в человеческий капитал стал на сегодняшний день весьма актуальным для современной России, так как экономика страны стала относительно стабильной, доходы населения высокими, относительно 10-15 летней давности.

Капитал здоровья, образования и культуры представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья, работоспособности и образованности. При этом отмечается, что капитал здоровья является несущей конструкцией, основой для человеческого капитала вообще.

Макроэкономические данные свидетельствуют о том, что страны с низким уровнем развития здравоохранения и образования сталкиваются с гораздо большими трудностями в стремлении выйти на уровень устойчивого развития по сравнению с теми странами, где ситуация с развитием здравоохранения и образования более благополучная.

Таким образом, инвестиции в человеческий капитал являются не только необходимостью, но и обладают высокой степенью доходности и широкими возможностями влияния на экономический рост, в связи, с чем выбранная тема является крайне актуальной.

Цель курсовой работы: показать особенности человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности вложений в человеческий капитал.

Структура курсовой работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключений и списка использованной литературы.

В первой главе данной курсовой работы рассматривается сущность человеческого капитала, его особенности, основные положения теории человеческого капитала, а также методы оценки человеческого капитала.

Во второй главе рассматриваются виды инвестиций и роль инвестиций в человеческий капитал.

Третья глава посвящена оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал и самому процессу инвестирования.

Глава 1. Человеческий капитал: понятие и структура

1.1 Сущность понятия «человеческий капитал»

Под человеческим капиталом в экономике понимается капитал, представленный в индивидууме потенциальной способностью приносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности человека.

Человеческий капитал подразделяется на:

    Общий человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть реализованы на различных рабочих местах, в различных организациях.

    Специфический человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме.

    Человеческий интеллектуальный капитал - капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, профессиональных знаний, опыта.

Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы.

Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Таким образом, по его мнению, формула человеческого капитала (1) принимает следующий вид:

ЧК = Кз + Кк + Ко, (1)

где ЧК – человеческий капитал;

Ко – капитал образования;

Кз – капитал здоровья;

Кк – капитал культуры.

Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности. Капитал здоровья является несущей конструкцией, основой для человеческого капитала вообще.

Различают два вида человеческого капитала :

    потребительский, создаваемый потоком услуг, потребляемых непосредственно (творческая и образовательная деятельность);

    производительный, потребление, которого содействует общественной полезности (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

Человеческий капитал классифицируется по формам, в которых он воплощен:

    живой капитал включает в себя знания, здоровье, воплощённое в человеке;

    неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;

    институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала.

Человеческий капитал оценивается количественно: общее количество людей, количество активного населения, количество студентов и т.д. Качественные характеристики: мастерство, образование и также то, что влияет на работоспособность человека в целом и способствует увеличению производительности труда.

Современные экономисты сходятся во мнении, что человеческий капитал является главной движущей силой общества, и что государство, а не только сам индивидуум, должно обращать особое внимание на формирование человеческого капитала.

      Теория человеческого капитала

Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда. Наибольшее значение имели:

    выделение "капитальных", инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда;

    переход от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл работников (таким, как пожизненные заработки);

    признание человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса.

Идея человеческого капитала имеет давние корни в истории экономической мысли. Одна из ее первых формулировок обнаруживается в "Политической арифметике" У.Петти. Позднее она нашла отражение в "Богатстве народов" А.Смита, "Принципах" А.Маршалла, работах многих других ученых. Однако как самостоятельный раздел экономического анализа теория человеческого капитала оформилась только на рубеже 50-60-х годов 20 века. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т.Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г.Беккера "Человеческий капитал" (первое издание 1964 г.). В дальнейшем важное значение имели работы Й.Бен-Порэта (Ben-Porath, Yoram), М.Блауга, Э.Лэзера (Lazear, Edward), Р.Лэйарда (Layard, Richard), Дж.Минцера, Дж.Псахаропулоса, Ш.Розена (Rosen, Sherwin), Ф.Уэлча (Welch, Finnis.), Б.Чизуика и др.

Центральное место в теории человеческого капитала принадлежит понятию внутренних норм отдачи. Они позволяют оценивать эффективность человеческих инвестиций, прежде всего - в образование и производственную подготовку. Теоретики человеческого капитала исходят из представления, что при вложении средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Нормы отдачи выступают, следовательно, как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие - о переинвестировании. Различают частные и социальные нормы отдачи. Первые измеряют эффективность вложений с точки зрения отдельных инвесторов, вторые - с точки зрения всего общества.

Благодаря теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем "обычные" капиталовложения. Т.Шульц, Э. Денисон, Дж. Кендрик и др. произвели количественную оценку вклада образования в экономический рост. Было установлено, что на протяжении 20 века накопление человеческого капитала опережало темпы накопления физического капитала.

Еще одна область, где вклад теории человеческого капитала оказался особенно весом, - это анализ проблем экономического неравенства. Используя разработанный им аппарат кривых спроса и предложения инвестиций в человеческий капитал, Г.Беккер сформулировал универсальную модель распределения личных доходов. Неодинаковое расположение кривых спроса на инвестиции в человеческий капитал отражает неравенство в природных способностях учащихся, тогда как неодинаковое расположение кривых предложения - неравенство в доступе их семей к финансовым ресурсам. Структура распределения человеческого капитала, а, значит, и заработков, будет тем неравномернее, чем сильнее разброс в индивидуальных кривых.

В 70-е годы теория человеческого капитала подверглась атакам со стороны так называемой теории фильтра (среди ее авторов известные экономисты и социологи - А.Берг, М.Спенс, Дж.Стиглиц (Stiglitz, Jhon), П.Уилс (Wiles, Peter), К.Эрроу). Согласно этой теории, образование представляет собой механизм, сортирующий людей по уровню их способностей. Информация об этом достается фирмам даром, помогая отбирать наиболее перспективных кандидатов на рабочие места. Более высокая производительность оказывается связана не с полученным работниками образованием, а с их личными способностями, которые существуют до и помимо него и которые оно просто делает явными.

Под влиянием теории человеческого капитала, в которой образованию отводится роль "великого уравнителя", произошла определенная переориентация социальной политики. В частности, программы подготовки стали рассматриваться как эффективное орудие борьбы с бедностью, возможно, более предпочтительное, чем прямое перераспределение доходов. Важный вывод состоял в том, что общепринятые оценки экономического неравенства являются преувеличенными.

Идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали серьезное воздействие на экономическую политику государства. Благодаря ей изменилось отношение общества к вложениям в человека. В них научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект. Это обеспечило теоретическое обоснование для ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах мира.