Mk.IV Черчилль Двигатель. Вес

История тяжелого пехотного танка «Черчилль» началась в сентябре 1939 года, когда в генеральном штабе британской армии разработали техническое задание на танк А.20. Им предполагалось заменить уже находившийся в серийном производстве и поступавший в войска тяжелый пехотный танк Mk II «Матильда» (А. 12). Потребность в новой, еще более мощной боевой машине возникла, по-видимому, по весьма простой причине. Началась Вторая мировая война, британские войска отправились на континент и перед ними вновь возникли ощетинившиеся стволами орудий укрепления «Линии Зигфрида». Достаточно ознакомиться с техзаданием на А.20, чтобы понять: страх перед позиционной войной с Германией был у английского военного руководства уже генетическим.

Итак, предполагалось, что новая боевая машина должна была иметь лобовую ^рроню не менее 60 мм, что обеспечивало ей защиту от 37-мм немецких противотанковых орудий, и развивать скорость около 16 км/ч. Вооружение- две 2-фунтовые пушки и спаренные с ними пулеметы Besa - планировалось разместить в спонсонах по бортам танка. Наконец, для лучшего преодоления вертикальных препятствий гусеница должна была охватывать корпус машины.

Что же получалось в результате? Да просто танк периода Первой мировой войны, выполненный на более высоком техническом уровне (все-таки 20 лет прошло)! Справедливости ради надо отметить, что существовали и другие варианты вооружения, отличавшиеся от изложенного как калибром, так и размещением орудий. Впрочем, альтернативу спонсонам разработчики техзадания видели только в установке одного орудия в башне, а другого-в лобовом листе корпуса (по примеру французского тяжелого танка B1dis).

В итоге контракт на окончательную разработку проекта и постройку четырех прототипов был заключен в декабре 1939 года с Вулвичским Королевским арсеналом и фирмой Harland and Wolff Ltd. из Белфаста. В качестве силовой установки предполагалось использовать либо 300-сильный дизель, либо новый 12-цилиндровый бензиновый мотор Meadows. Что касается трансмиссии, то альтернативы конструкции доктор Х.Е.Меррита не нашлось. Прототип без башни и вооружения был готов к середине 1940 года. Первые же поездки по полигону не могли не вызвать пессимизма. Двигатель Meadows DAV не развивал требуемой мощности, нечетко работала трансмиссия и, что самое главное, они не имели никаких перспектив, поскольку после установки башни и вооружения масса танка достигла бы 37,5 т вместо 32 по техзаданию.

И тут, как нельзя кстати, подсуетилась фирма Vauxhall Motors, предложив для нового танка свой 12-цилиндровый двигатель Bedford мощностью 350 л.е., представлявший собой, по сути, спаренные и хорошо отработанные в производстве и эксплуатации одноименные шестицилиндровые автомобильные моторы. Идея понравилась, и заказ передали на Vauxhall вместе с двумя полуготовыми прототипами А.20. Работа над новым прототипом, получившим индекс А.22, велась быстрыми темпами, чертежи поступали в цеха буквально с доски. Это был июль 1940-го, шла «Битва за Британию», немцы готовились к броску через Ла-Манш.

Прототип А.22 изготовили осенью, а его испытания продолжались до конца 1940 года. Первые же 14 серийных танков, получивших армейское обозначение Mk IV, покинули цеха Vauxhall Motors лишь в июне 1941-го. Новая боевая машина получила название «Черчилль», поскольку, как и премьер-министр Великобритании, была «толстокожим зверем».

Еще в ходе проектирования танка начала складываться так называемая производственная группа, в которую вошли 10 английских фирм, выпускавших «черчилли» вплоть до декабря 1945 года. За это время было изготовлено 5640 боевых машин этого типа.

Конструктивно танк первой серий ной модификации Mk IV «Черчилль I» представлял собой весьма оригинальную машину. Корпус танка был выполнен в виде прямоугольной сварной коробки. За счет охвата гусеницами корпуса английским конструкторам удалось сделать его равным ширине танка. Это обеспечило достаточно свободную компоновку узлов и агрегатов внутри машины и комфортные условия работы экипажа. Максимальная толщина брони корпуса составляла 101 мм, башни - 89 мм.

Вооружение танка, на первый взгляд, было довольно мощным. Не имея в 1941 году никакой другой танковой пушки, кроме 2-фунтовой, англичане разместили ее в башне в спаренной установке с 7,92-мм пулеметом Besa. Для танка массой 37,9 т этого, по-видимому, казалось мало, и в лобовом листе корпуса, слева от механика-водителя, установили 3-дюймовую гаубицу. Огневые возможности последней, впрочем, были сильно ограничены выносом вперед направляющих колес. Вследствие этого сектор стрельбы гаубицы, как и сектор обзора водителя, составлял 30-32°. Боекомплект орудий состоял из 150 выстрелов для пушки и 58 -для гаубицы.

Двенадцатицилиндровый горизонтально-оппозитный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Bedford «Twin-Six» мощностью 350 л.с. при 2200 об/мин позволял машине развивать скорость до 27 км/ч. Большего от танка сопровождения пехоты и не требовалось.

Трансмиссия включала в себя одно-дисковый главный фрикцион сухого трения Borg and Beck, механическую четы-рехскоростную коробку передач Merrit-Brown Н4, объединенную в один агрегат с дифференциальным механизмом поворота, и бортовые передачи.

Механизм поворота обеспечивал разворот на месте, легкость управления при движении и высокую для тяжелого танка маневренность. Управление машиной облегчалось за счет применения сервомеханизмов с гидроприводом.

Моторно-трансмиссионное отделение изолировалось от боевого специальной броневой перегородкой, что существенно понижало потери экипажа при пожаре двигателя и, с другой стороны, сохраняло целыми двигатель и трансмиссию при взрыве боекомплекта.

Ходовая часть применительно к одному борту состояла из 11 необрезинен-ных сдвоенных опорных катков малого диаметра, ведущего колеса заднего расположения и направляющего колеса. Поддерживающие колеса отсутствовали, их функции, как и на танках Первой мировой войны, выполняли специальные направляющие. Подвеска - индивидуальная балансирная на цилиндрических пружинных рессорах.

Вполне естественно, что в конструкцию танка в процессе серийного производства вносились многочисленные изменения, которые, правда, не затронули в целом ни компоновку, ни ходовую часть, ни двигатель, ни трансмиссию. В основном они свелись к установке различных вариантов вооружения. Так, на модификации «Черчилль II» вместо гаубицы в лобовом листе корпуса установили второй пулемет Besa. У выпущенных в ограниченном количестве танков поддержки «Черчилль ICS» и в башне, и в корпусе были установлены 3-дюймовые гаубицы, у «Черчилль IICS» такая гаубица была установлена в башне, а 2-фунтовая пушка- в корпусе. С февраля 1942 года начался выпуск модификации «Черчилль III», вооруженной 6-фунтовой пушкой Mk III в сварной башне увеличенного размера. «Черчилль IV» отличался от предыдущей модели способом изготовления башни - она была литой. На большинстве этих машин установили 6-фунто-вую пушку Mk V с более длинным стволом

Применяемые на «черчиллях» британские 2- и 6-фунтовые пушки имели существенный недостаток- в их боекомплектах не было осколочно-фугасных снарядов. Последнее обстоятельство заметно снижало эффективность применения танков поддержки пехоты. В ходе боев в Северной Африке на 120 «Черчиллей IV» 21-й танковой бригады вместо штатных 6-фунтовых установили американские 75-мм пушки МЗ, спаренные с пулеметами Browning, в маск-ус-гановках, позаимствованных у танков «Шерман». Дабы унифицировать боекомплект, в корпусе вместо пулеметов Besa также установили Browning. Эти машины получили обозначение NA 75 (NA- North Africa)

Говоря о перевооружении, следует отметить, что до конца 1942 года все танки ранних моделей получили башни с 6-фунтовыми пушками. При этом вместо орудий в корпусе устанавливались пулеметы Besa.

В боекомплектах линейных танков отсутствовали осколочно-фугасные снаряды. Этот их недостаток призваны были компенсировать танки поддержки «Черчилль V», представлявшие собой «Черчилли IV», вооруженные 95-мм гаубицей с боекомплектом 47 выстрелов.

Модификация «Черчилль VI», наконец-то получившая новую английскую 75-мм пушку Mk V, появилась лишь в конце /943 года. Впрочем, пушка эта имела весьма посредственные баллистические характеристики и уступала немецким танковым орудиям аналогичного калибра. Не имея возможности увеличить мощь вооружения, англичане пошли по пути усиления броневой защиты. Так появилась модификация «Черчилль VII», у которой лобовую броню корпуса довели до 152 мм, башни -до 95 мм. Конструкция башни стала смешанной: борта выполнялись из катаных листков, крыша была литой. Масса машины возросла до 41т, скорость снизилась до 20 км/ч. Пришлось усилить элементы ходовой части-подвеску и гусеницы. Вариант такого танка с 95-мм гаубицей получил название «Черчилль VIII».

Это были последние производственные модели ганка «Черчилль». Последующие варианты, вплоть до «Черчилль XI», представляли собой более ранние модели, в той или иной степени доведенные до их уровня.

Первой боевой операцией с участием «черчиллей» стал рейд на Дьепп 19 августа 1942 года. В нем приняли участие 28 боевых машин модификаций I, II и III из 14-го канадского армейского танкового полка. Только шесть танков смогли вступить в бой (остальные затонули вместе с десантными судами или были подбиты при преодолении полосы прибоя), и все они к концу дня погибли.

Несколько танков «Черчилль III» в составе 1 -й танковой дивизии были опробованы в боях у Эль-Аламейна, причем одну машину немцы подбили из 88-мм зенитной пушки. Впоследствии «Черчилли» во все возрастающих количествах поступали в Северную Африку и начиная с февраля 1943 года в составе 25-й армейской танковой бригады принимали участие в боях в Тунисе.

Танки «Черчилль IV»(NA 75)состояли на вооружении лишь одного соединения- 21-й армейской танковой бригады и в ее составе прошли всю итальянскую кампанию.

Во вторжении на Европейский континент летом 1944 года участвовали две бригады, вооруженные танками «Черчилль VII» и VIII - 43-я армейская и 6-я гвардейская армейская танковые. Обе бригады вступили в бой в середине июля. Следует отметить, что на вооружении танковых войск английской армии других пехотных танков в то время уже не было.

«Черчилли» 9-го Королевского танкового полка и 147-го Хэмпширского полка Королевского танкового корпуса поддерживали британскую пехоту при прорыве «Линии Зигфрида» в феврале 1945 года.

Единственной иностранной армией, получившей во время Второй мировой войны танки этого типа, стала Красная Армия. В Советский Союз в рамках программы ленд-лиза были отправлены 344 боевых машины модификаций III и IV, из которых до места назначения добрались только 253 единицы. Первые 10 танков прибыли в СССР в июле 1942 года. «Черчилли» так же, как и тяжелые танки советского производства, поступали в отдельные гвардейские танковые полки прорыва. В каждом полку по штату полагалось иметь 21 танк.

Боевой дебют «черчиллей» на советско-германском фронте состоялся в ходе Сталинградской битвы. В разгроме окруженной немецкой группировки участвовали 47-й и 48-й отдельные гвардейские танковые полки прорыва. Применялись «черчилли» и в Курской битве. В частности, в составе 5-й гвардейской танковой армии в боях под Прохоровкой имелись 15-й и 36-й гвардейские полки прорыва. 5 августа 1943 года «черчилли» 34-го отдельного гвардейского танкового полка первыми ворвались в Орел. Танки этого типа воевали на Ленинградском и Волховском фронтах, освобождали Киев и Выборг. Последние бои на советско-германском фронте «черчилли» провели в составе 82-го танкового полка. В сентябре 1944 года полк освобождал Таллин и острова Моонзундского архипелага.

Советские танкисты оценивали английскую машину довольно сдержанно. По броневой защите «Черчилль» превосходил советский тяжелый танк KB, но уступал ему по огневой мощи. По запасу хода и средней скорости движения они были равноценны. Вместе с тем отмечались низкая проходимость (удельное давление - 0,94 кг/см2) и плохая обзорность, особенно у механика-водителя. Существенным недостатком была конструкция ходовой части. Охват гусеницей корпуса привел к резкому повышению поражаемости лобовой ветви гусениц. Почти все подбитые танки имели попадания в лобовые ветви. Кроме того, набивание снега на салазки верхней ветви зимой вызывало поднятие гусеницы выше погона башни и заклинивание последней. Опорные катки своими ребордами в распор прилегали к тракам, отчего и катки, и гусеницы быстро изнашивались. В целом ходовая часть для 40-тонной машины не отличалась недостаточной прочностью. Вместе с тем положительно оценивалась кость управления машиной.

В Великобритании на базе танка «Черчилль» строилось большое количество машин специального назначения: мостоукладчиков, БРЭМ, огнеметных и саперных танков. Основная масса этих машин вплоть до конца войны была сосредоточена в 79-й танковой дивизии и активно применялась в боевых действиях.

В 1944 году предпринималась попьп ка оснастить «Черчилль» «длинной рукой» - в башню танка модификации VII установили 17-фунтовую пушку. Поскольку масса машины возросла до 50 т, пришлось вновь усилить подвеску и гусеницы. Скорость снизилась до 16 км/ч. Работа над танком, получившим обозначение А.43 «Черный принц» (иногда его еще называют «Супер Черчилль»), началась в январе 1944 года. Первые же шесть прототипов поступили на войсковые испытания в мае 1945 года. Серийное производство этой машины, у которой мощь вооружения соответствовала броневой защите, так и не началось. Война в Европе кончилась, а кроме того, предпочтение было отдано танку А.41 «Центурион», рассматривавшемуся военным руководством Британии в качестве основной боевой машины на перспективу.

С вооружения английской армии «черчилли» были сняты в конце 40-х годов. В боевых действиях в Корее в 1951 году участвовали огнеметные танки «Черчилль-крокодил», а саперные «Черчилль AVRE» послевоенной модификации состояли на вооружении вплоть до 1965 года.

М.БАРЯТИНСКИЙ
«Моделист-конструктор» № 11"2000

Об использовании бронетанковой техники, полученной в годы войны, в литературе встречаются достаточно противоречивые сведения. Наш сегодняшний рассказ о единственном тяжелом танке союзников, который использовала Красная Армия в 1942–1944 годах.

Работы над «Черчиллем» начались в сентябре 1939 года на фирме «Гарланд энд Вульф» в Белфасте. Первые 14 серийных танков были изготовлены в июне 1941 года. Эти танки выпускались с 2-фунтовыми (40 мм) пушками в башне и 3-дюймовыми (76 мм) гаубицами СS в передней части корпуса рядом с местом механика-водителя.


В марте 1942 года началось изготовление 6-фунтовых (57 мм) пушек Mk.III 43 калибра. По английским данным, бронебойный снаряд пушки пробивал 81-мм броню на дистанции 500 ярдов (457 м) при угле 30° к нормали. Подкалиберный снаряд к 6-фунтовой пушке был создан в Англии лишь в 1944 году и в СССР не поставлялся. Танк «Черчилль» с 6-фунтовой пушкой получил индекс Mk.III.

В конце 1941 – начале 1942 года англичане продемонстрировали танк «Черчилль» члену Военной миссии СССР в Англии инженер-подполковнику Ковалеву. По его докладу в марте 1942 года Советское правительство изъявило согласие на поставку 50 единиц танков «Черчилль» в счет поставок английского танка «Матильда». Кроме того, сами англичане предложили еще 25 танков «Черчилль» для испытаний с условием предоставления им результатов этих испытаний.

19 мая этого же года вышло специальное постановление Главлита: «Запретить в печати опубликовывать какие бы то ни было данные и сведения об английских танках «Черчилль».

По состоянию на 9 ноября 1942 года в СССР прибыло 84 танка «Черчилль». Всего в 1942–1943 годах Англия поставила в Советский Союз 301 танк Mk.III и Mk.IV. Еще несколько десятков танков погибло по пути в Россию. Так, на знаменитом конвое PQ-17 на судне «Эмпастр Байрон» шло 30 танков «Черчилль». Однако 4 июля 1942 года судно было потоплено подводной лодкой U-703, а капитан инженерных войск Джон Раймингтон, который сопровождал танки и должен был обучить русские экипажи, был поднят со спасательной шлюпки на борт U-703.
Первые образцы танка «Черчилль» прошли испытания на полигоне в Кубинке. Выводы отражены в отчете об испытаниях от 16 сентября 1942 года. В нем отмечается, что танк Mk.IV уступает танкам КВ-1 и KВ-1 С по мощности пушечного вооружения, но имеет преимущества по броневой защите. Боекомплект к пулеметному вооружению танк Mk.IV имеет в три раза больше по сравнению с танками КВ. Бронебойная граната 57-мм пушки, установленной на танке Mk.IV, пробивает броню двух бортов немецкого среднего танка Т-III суммарной толщиной в 60 мм с дистанции 950 м. Танк Mk.IV имеет значительно меньшую удельную мощность и, как следствие, меньшую максимальную скорость. Несмотря на это, танк Mk.IV не уступает по средним скоростям движения танкам КВ-1 и КВ-1 С.

Английский тяжелый танк Mk.IV обладает недостаточной надежностью в работе отдельных агрегатов и является недоведенной до конца машиной как в конструктивном, так и в производственном отношении.

Танк Mk.IV плохо преодолевает косогоры при движении с креном по причине сбрасывания гусениц. Расходы горючего являются вполне нормальными во всех дорожных условиях.

Тут стоит сделать несколько дополнительных замечаний. Металлические гусеницы цевочного закрепления на танке «Черчилль» давали пробуксовки в распутицу и гололед. Поэтому отечественные умельцы вставили в них специальные стальные «шпоры», что затрудняло проскальзывание гусениц.

Внутри «Черчилля» было намного просторнее, чем в советских танках, что существенно облегчало работу экипажа.
В свое время Уинстон Черчилль заявил журналистам: «У танка «Черчилль» недостатков больше, чем у меня самого». Но это был обычный политический пиар. Машина в общем и целом для пехотного танка была неплохой.
Дело в том, что в 1942–1943 годах по целому ряду причин в СССР были перебои в производстве тяжелых танков, хотя всего за эти два года их выпустили около 5 тысяч единиц.

Тяжелые танки были буквально на вес золота. Если перед войной наши КВ и Т-35 россыпью отправляли по механизированным корпусам, то к октябрю 1942 года все тяжелые танки были сведены в отдельные тяжелые танковые полки прорыва (ОТТПП), находившиеся в резерве Верховного командования. Их направляли исключительно на самые опасные участки фронта.

В октябре 1942 года Сталин приказал из танков «Черчилль» создать четыре ОТТПП в составе 21 танка и присвоить им наименование гвардейских. Экипажи танков «Черчилль», как, впрочем, и КВ, по специальному указанию Сталина в 1942 году комплектовались исключительно офицерами. В конце 1942 года два полка, оснащенные танками «Черчилль», были отправлены на фронт на юг и на север, чтобы испытать танки в разных климатических условиях.

48-й тяжелый танковый полк прорыва в составе 21-й армии с 21 января по 2 февраля 1943 года действовал в районе поселка Гумрак северо-западнее Сталинграда. В составе полка был 21 танк «Черчилль».

За время от конца формирования полка до момента выхода его из боев (20 марта) танки проработали в среднем по 480 часов (1000 км пробега).

Техническое состояние танков на 20 февраля было следующим: на ходу – 4 танка; поражены артогнем: в ходовую часть – 6 танков, в корпус – 3 танка; неисправен гидравлический привод управления – у 8 танков.
50-й тяжелый танковый полк прорыва (21 танк «Черчилль») был направлен на войсковые испытания на Волховский фронт, где он с 17 марта 1943 года сражался в оперативном подчинении 8-й армии. Здесь этой части во взаимодействии с другими подразделениями предстояло действовать в соответствии с тактическим предназначением – прорывать многоэшелонированную долговременную полосу обороны противника.

К операции в 8-й армии готовились вроде бы тщательно: была произведена рекогносцировка местности и созданы колонные пути для продвижения к траншеям противника, так как наступать должны были сквозь кустарник высотой 35–40 см. Но в 50-м полку прорыва, прибывшем всего за сутки до наступления, сделать этого не успели. 19 марта танки пошли в атаку на участке урочище Пушечная гора, взаимодействуя с частями 374-й стрелковой дивизии. Из 21 танка, участвовавшего в атаке, 12 застряли в болоте и подорвались на минах, а два были подбиты артогнем. Семь оставшихся машин ворвались на немецкие позиции, но пехота атаку не поддержала, и танки, расстреляв боезапас, вернулись в исходное положение.

22 марта пять танков «Черчилль» под командованием гвардии капитана Белогуба, согласно приказу штаба 374-й стрелковой дивизии, атаковали противника в направлении развилки дорог 400 м восточнее озера Белое. Приказом штаба атака назначалась на 8.30. Сигналом для атаки пехоты должно было стать начало движения танков через ее боевые порядки. В назначенное время «Черчилли» двинулись в атаку, но пехота вперед не пошла, так как командование 374-й стрелковой дивизии операцию отменило, но танкисты об этом извещены не были. Танки ворвались на немецкие позиции, где четыре машины были подбиты артиллерией, и лишь один вернулся на исходную позицию.

С 11 часов 22 марта по 25 марта 1943 года танки находились в этом районе – экипажи сидели в танках и вели огонь с места. Каждую ночь автоматчики 50-го танкового полка прорыва доставляли танкистам боеприпасы и продовольствие, а перед рассветом уходили.
За это время «Черчилли» уничтожили артиллерийскую батарею, четыре дзота, склад с боеприпасами и до двух взводов пехоты. Танк гвардии капитана Белогуба держал под обстрелом 105-мм батарею противника и не давал переместить ее в другое место.

Несмотря на неоднократные просьбы командира 50-го танкового полка прорыва, штаб 374-й стрелковой дивизии пехоту на рубеж, занятый танками, не продвигал. Немцы неоднократно предлагали экипажам танков сдаться в плен, на что танкисты отвечали огнем. В связи с тем, что связь по радио между танкистами и пехотой велась открытым текстом, немцам стало известно о том, что группой танков командует гвардии капитан Белогуб. 25 марта они предложили ему бросить танки и отойти к своим. Белогуб ответил отказом. Тогда перед его танком был выставлен белый крест – знак того, что немецкие солдаты похоронят советского командира.

После этого по танкам был открыт сильный артиллерийский огонь, затем в атаку пошла пехота. Танкисты отбивались несколько часов. Когда кончились снаряды и патроны, они отбивались гранатами, выбрасывая их через левый бортовой люк. Гвардии капитан Белогуб вызвал огонь на свои танки, чтобы смести наседающую пехоту противника, но даже этого артиллерия 374-й стрелковой дивизии сделать не смогла – вовремя не подвезли снаряды! В это время на помощь танкистам пришли два «Черчилля», отремонтированных силами 50-го полка прорыва, и взвод пехоты 374-й стрелковой дивизии. Им удалось зацепить трактором танк Белогуба и эвакуировать его в тыл (экипажи трех других подбитых танков отошли с пехотой).

Не оценивая тактическую грамотность боя, можно сказать, что жизнь танкистам (а экипажи, просидевшие в танках три дня, не потеряли ни одного человека убитым) спасла именно броня «Черчилля», которую за трое суток так и не смогла пробить немецкая артиллерия.

3 августа глава британской военной миссии в СССР генерал-лейтенант Мартель запросил советскую сторону об опыте применения танков «Черчилль». Ему была отправлена справка начальника штаба бронетанковых и механизированных войск Красной Армии полковника Заева: «При прорыве сильных укреплений немцев тяжелые танки КВ и «Черчилль» с ролью танков прорыва вполне справились и как танки прорыва, усиливающие атакующую пехоту, вполне себя оправдали».

Заев подготовил также некоторые рекомендации с учетом увеличения калибров и начальной скорости у противотанковой, самоходной и танковой артиллерии противника, применяемой для борьбы с наступающими танками, броня танков прорыва должна быть усилена до 100–120 мм. Танк «Черчилль» к роли танков прорыва, на усиление пехоты в целом подходит, но опыт еще раз подтвердил слабость его пушечного вооружения. Бензиновое топливо танка значительно увеличивает опасность пожара в сравнении с дизельными танками КВ. Основным врагом танков в этих операциях являлась противотанковая самоходная артиллерия и танки. Минные поля приносили значительно меньший вред. Что касается безвозвратных потерь, то они на минных полях совершенно незначительны, так как большинство танков, оставшихся на минных полях, имеют повреждения только в ходовой части и быстро восстанавливаются…

Танковая пушка на тяжелом танке должна быть калибром от 75 до 100 мм и с большой начальной скоростью снаряда, тогда этот танк будет и танком прорыва, и мощным средством противотанковой обороны (как немецкий танк «тигр»)…

Следует заметить, что и другие танки ленд-лиза, как-то «Валентайн», «Матильда», М.3 «Стюарт», имели слабое артиллерийское вооружение. В связи с этим ОКБ-92 в Горьком в 1941 году получило заказ на их перевооружение. В декабре 1941 года были испытаны танк «Валентайн» с установкой ЗИС-95–45-мм танковой пушкой 20 К и спаренным пулеметом ДТ и «Матильда» с установкой ЗИС-96–76-мм танковой пушкой Ф-34 и спаренным пулеметом ДТ.

Обе установки приняли на вооружение, и был выдан заказ на первую партию в 100 установок ЗИС-95. Однако из-за острой нужды в 45-мм танковых пушках для танков Т-70 и 76-мм пушках для танков Т-34 и КВ в серию установки ЗИС-95 и ЗИС-96 так и не пошли.

Главное бронетанковое управление думало частично решить проблему за счет принятия на вооружение к 2-фунтовой (40-мм) британской пушке нашего выстрела с осколочной гранатой сталистого чугуна. Такая граната была испытана на заводе № 179 в марте 1942 года. В том же году в Англии были закуплены танки «Матильда» CS с 76-мм пушкой.

И в американских легких танках М3 «Стюарт» было решено заменить штатную 37-мм пушку М5 на отечественную 45-мм танковую пушку. В середине октября 1943 года танк «Стюарт» с 45-мм пушкой был испытан на полигоне в Кубинке. Однако до массового перевооружения танков М3 дело так и не дошло.

С начала апреля 1943 года на Ленинградском фронте успешно действовал 49-й ОТТПП, в составе которого были 21 танк «Черчилль» и 3 английских гусеничных бронетранспортера «Универсал».

На Курской дуге в составе 5-го гвардейского танкового корпуса были 21 танк «Черчилль», 106 танков Т-34 и 86 легких танков, а во 2-м гвардейском танковом корпусе – 17 танков «Черчилль», 90 танков Т-34 и 59 легких танков.
Любопытно, что в бою под Прохоровкой «Черчилль» из состава 15-го танкового полка прорыва совершил лобовой таран «тигра». При этом весь экипаж танка, которым командовал лейтенант Смирнов, а механиком-водителем был лейтенант А. Ф. Логинов, не получил ранений. После сражения под Прохоровкой лейтенант Логинов стал командиром танка «Черчилль» и участвовал в боях за Киев. Танк Логинова подбил «тигр», добившись попадания бронебойного снаряда между броней башни и корпуса. Логинов был удостоен звания Героя Советского Союза.

В июне 1944 года танки «Черчилль» из 21-го ОТТПП активно участвовали в уличных боях за город Выборг.
Судя по всему, последний раз «Черчилли» были применены на Восточном фронте в сентябре 1944 года в составе 8-й армии Ленинградского фронта при освобождении Таллина и Северной Эстонии. Там успешно действовал 82-й ОТТПП, в составе которого было 10 «Черчиллей» и 11 танков КВ-1 С.

Главный вывод из применения танков «Черчилль» в России очевиден: танк, имеющий конструктивные недостатки, в руках опытных и мужественных людей да еще при грамотном тактическом применении может нанести серьезный урон врагу.

Остается добавить, что в британской армии «Черчилли» применяли ограниченно, хотя в 1942–1944 годах их было изготовлено 5460 единиц. Первый дебют «Черчиллей» состоялся 19 августа 1942 года в ходе рейда на Дьепп. Из 30 танков в операции было потеряно 27. По одной бригаде танков «Черчилль» англичане использовали в Северной Африке и Италии в 1942–1943 годах. Две бригады воевали во Франции и Германии в 1944–1945 годах. Последнее боевое применение «Черчиллей» англичанами произошло в Корее в 1951–1953 годах. В течение следующих трех лет «Черчилли» были сняты с вооружения британской армии.

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

Отношение танкистов к «Черчиллю» было двояким, однако из всех танков союзников именно у него было наилучшее бронирование, а значит, экипажи этих машин имели больше всего шансов выжить в боях. Если учесть тот факт, что вопрос выживания для танковых экипажей является основным, то нет сомнений в том, что к «черчиллям» они относились с уважением

До начала немецкого наступления во Франции и странах Бенилюкса высшее военное командование Великобритании пребывало в благостном заблуждении, что боевые действия, начавшиеся 1 сентября 1939 года, будут носить позиционный характер подобно изнурительному противостоянию времен Первой мировой войны (далее – ПМВ). Более того, даже Польская кампания Вермахта не насторожила и ничему не научила генералитет армии Его Величества, поэтому, исходя из этих ошибочных взглядов, Управление разработки танков (далее – УРТ) при военном министерстве заказывало частным разработчиками и производителям соответствующую бронетехнику.

Пробуждение от спячки

Через два дня после нападения Вермахта на Польшу, 3 сентября 1939 года, Великобритания объявила войну Германии. Во Францию были отправлены экспедиционные войска, которые (вместе со своими французскими, бельгийскими и голландскими союзниками) не торопились штурмовать западную полосу немецких укреплений (так называемую «линию Зигфрида»), несмотря на то, что основная часть сил Вермахта была занята на востоке в боевых действиях против поляков. Это почти мирное противостояние в мировой историографии получило название «Странной войны».

Между тем, для нужд экспедиционных войск УРТ в сентябре 1939 года заказало у судостроительной верфи «Харленд энд Вулф», расположенной в городе Белфаст (Северная Ирландия) разработку нового пехотного танка, получившего индекс А20. Эта верфь интересна тем, что за 28 лет до описываемых событий с её стапелей сошёл легендарный круизный лайнер «Титаник». Теперь правительство страны привлекло это непрофильное предприятие к конструированию бронетанковой техники. Следует заметить, что и для Франции, и Англии участие судостроительных компаний в производстве танков не было чем-то из ряда вон выходящим.

Прототип танка А20
Источник - all-tanks.ru

Согласно утверждённым УРТ характеристикам, бронирование заказанной машины должно было достигать 80 мм у лобовых бронедеталей, 30 мм – у бортовых, 16 мм – у кормовых. Машиной А20 планировали заменить другой пехотный танк, Мk.II «Матильда II», чья скорость и бронирование не совсем устраивали британских военных. В качестве возможного вооружения для А20 рассматривались различные артсистемы: 2-фунтовые (40-мм) противотанковые пушки, 6-фунтовые (57-мм) пушки, а также 75-мм или 76-мм гаубицы. Наконец, военные остановились на 40-мм противотанковой пушке, размещённой в башне, и 76,2-мм гаубице, помещаемой в корпус танка. Для увеличения проходимости машины её планировали сделать максимально удлинённой, а гусеницы – полностью охватывающими корпус, в лучших традициях британского танкостроения времён ПМВ.

Североирландские конструкторы в минимальные сроки провели предпроектные и проектные работы. Контракт на сборку двух прототипов нового танка УРТ и верфь подписали в феврале 1940 года, при этом инженеры учли все пожелания военных по бронированию, размерам и компоновке танка. А20 получился машиной довольно тяжёлой (43 тонны) и медленной, так как мощности 300-сильного 12-цилиндрового плоского двигателя «тип DAV» компании «Генри Мидоус» для тяжёлого пехотного танка не хватало. Оба прототипа собрали в июне 1940 года, и в том же месяце они прошли испытания.

Летом 1940 года британские бронетанковые войска оказалась в катастрофической ситуации. Из 704-х танков, отправленных во Францию в составе экспедиционного корпуса, удалось эвакуировать всего 25. После Дюнкеркской катастрофы в Англии едва насчитывалось 150-200 танков (многие из которых были учебными) и всего около 500 орудий (при этом противотанковая артиллерия оказалась потерянной полностью). Катастрофически сильно пострадал и автомобильный парк. Все эти потери требовалось срочно компенсировать закупкой и производством новых вооружений.


Техника союзников, брошенная в Дюнкерке
Источник - tzem.info


«Черчилль» Mk.IV NA-75 с 75-мм орудием, снятым с танка «Шерман»
Источник – icvi.at.ua

От Mk.I до «Чёрного Принца»

Ранние А22 Mk.I/II/III внешне мало отличались от более поздних Mk.VII/VIII, однако практически все уцелевшие танки первых серий впоследствии модернизировали, что привело к появлению промежуточных модификаций Mk.IX, X и XI. «Черчилли» поздних серий были лучше бронированы, и, в то же время, стали самыми медленными из всех моделей этого танка. Сильнее всех от первых Mk.I отличался знаменитый экспериментальный «Черчилль» А43 «Чёрный Принц», сконструированный для борьбы с немецкими танками последних модификаций.

Всего за 1941 год английские предприятия собрали 303 единицы танка «Черчилль» Mk.I . Основными их отличиями стали: литая башня с закруглёнными формами; 75-мм гаубица, размещённая в передней части корпуса; 40-мм пушка, установленная в башне. Имея массу недостатков, эти танки, в основном, использовались для обучения новых экипажей. Со временем часть их переоборудовали, перевооружили или переделали в специальные машины.

В следующей модификации «Черчилль» Mk.II (иногда используется индекс «Черчилль» Mk.Ia) гаубицу заменили курсовым 7,92-мм пулемётом BESA с целью высвобождения в танке дополнительного пространства и удешевления его конструкции. В процессе эксплуатации у этих танков также выявили массу недостатков. Всего до середины 1942 года произвели 1127 машин этой модели, которые позже модифицировали до уровня новых моделей или переделали в специальные машины.

В корпусе «Черчилля» модели Mk.II CS устанавливалась 3-дюймовая гаубица, стрелявшая исключительно дымовыми снарядами. Танк признали неудачным, успев выпустить всего несколько единиц.

В случае с «Черчиллем» Mk.III инженеры впервые внесли в конструкцию танка серьёзные коррективы – изменили форму башни и при её производстве вместо литья начали использовать сварку. В башню установили 57-мм пушку (вместо орудия калибра 40 мм), а от гаубицы в корпусе окончательно отказались, заменив её пулемётом. Значительные изменения претерпели двигатель и трансмиссия, а верхнюю часть гусениц защитили крыльями, надгусеничными полками и бортовыми экранами. Всего промышленность произвела 675 танков этой модификации (все произведены в 1942 году).


«Черчилль» Mk.IV в экспозиции музея в Кубинке
Источник – ru.wikipedia.org

Наиболее многочисленной модификацией танка «Черчилль» являлся Mk.IV – 1622 единицы. Mk.IV получил наиболее дешёвую и технологичную литую башню. У машин ранних выпусков в задней части башни крепился противовес, уравновешивавший 6-фунтовую пушку.

Модель «Черчилль» Mk.V , по сути, являлась моделью Mk.IV, предназначенной для «близкой поддержки» пехоты. Для этого машину вооружили 47-фунтовой (95-мм) гаубицей образца 1943 года.


«Черчилль» Mk.V в экспозиции Национального музея войны и Сопротивления Нидерландов в Оверлооне. Башню экранировали приваренными траками других танков
Источник – anyfille.dyndns.org

«Черчилль» Mk.VI являлся малочисленной улучшенной версией Mk.IV с новым 6-фунтовым (57-мм) орудием Mk.V. Всего из сборочных цехов вышло 200 танков этой модификации, однако вскоре Mk.VI сменили Mk.VII. Большая часть уцелевших в боях танков моделей Mk.III/IV потом также модернизировалась до уровня Mk.VI.

Модификация «Черчилль» Mk.VII была второй моделью, в конструкцию которой британские инженеры внесли настолько значительное количество изменений, что её можно считать новым танком. После усиления бронирования вес машины увеличился на две тонны. Благодаря выросшему почти в 1,5 раза (со 102 до 152 мм) лобовому бронированию танк стал одной из наиболее защищённых бронированных машин Второй мировой войны (далее – ВМВ). В башне смонтировали новую мощную 17-фунтовую (75-мм) пушку. Эта модификация стала окончательным вариантом танка, получившим индекс A22F и остававшимся неизменным до конца войны (в 1945 году индекс был изменён на A42). До конца 1944 года британская промышленность выпустила около 1400 танков этой модели.


«Черчилль» Mk.VII в экспозиции танкового музея в Латруне (Израиль)
Источник – armor.kiev.ua

«Черчилль» Mk.VIII являлся модификацией Mk.VII, предназначенной для непосредственной поддержки пехоты и вооружался 47-фунтовой (95-мм) гаубицей образца 1943 года. Всего промышленность изготовила около 200 единиц этой техники.

Все последующие модели «черчиллей» возникли не в результате производства новых танков, а вследствие модификации уже имевшихся машин, поступавших на предприятия для ремонта. Уровень их бронирования и вооружения повышали до стандартов следующих моделей, в результате чего появлялись промежуточные модификации.

«Черчилль» Mk.IX фактически являлся модификацией «черчиллей» Mk.III/IV, на которые устанавливалась новая башня, разработанная для Mk.VII, а также новые трансмиссия и подвеска. При этом на некоторых экземплярах башня оставалась старой – такие машины получали индекс Mk.IX LT (light turret – «лёгкая башня»). Изменений в вооружении такие машины не претерпевали.

«Черчилль» Mk.X являлся модификацией Mk.VI, улучшенной до стандартов Mk.VII – на танке наращивали броню, а 57-мм орудие заменяли на 75-мм.

«Черчилль» Mk.XI – Mk.V, улучшенный до уровня Mk.VII и также получавший дополнительное бронирование.

Операция по переделке «Черчиллей» Mk.IV в модификацию NA75 получила кодовое название «Белая жара» и высший уровень секретности. Всего модифицировали около двухсот «черчиллей» Mk.IV – на них установили вместе с бронемасками 75-мм орудия со списанных и подбитых американских «шерманов». Первые 48 машин модифицировал офицер-ремонтник британского экспедиционного корпуса в Северной Африке капитан Перси Морелл, позже отмеченный за это наградами. Из башен «черчиллей» вырезалось 57-мм орудие и в образовавшуюся амбразуру вставлялось американское орудие, после чего его маска приваривалась к башне «британца». При этом возникали некоторые неудобства, так как башни «черчиллей» компоновались под орудия, заряжавшиеся с правой стороны, а у американского орудия заряжающий находился слева. Поэтому орудия приходилось поворачивать вокруг своей оси на 180°, после чего адаптировать приборы наведения и прицеливания к новому положению пушки. Кроме этого, инженерам пришлось сбалансировать башню противовесами, так как новое орудие оказалось тяжелее предыдущего.

Капитан Перси Морелл
Источник – panzerserra.blogspot.com

«Чёрный принц» (A43) – к 1943 году «Черчилль» стал самым тяжёлым танком в армии Его Величества, и британское командование считало его адекватным ответом немецким «тиграм» и «пантерам» при условии перевооружения более мощной 17-фунтовой пушкой. Экспериментальный танк создали на шасси модели Mk.VII в «Воуксхолл Моторс», установив на него новую башню, разработанную для нового танка «Комет». К началу 1945 года танкостроители изготовили только шесть прототипов, когда уже успели хорошо себя зарекомендовать более дешёвые и удачные американские танки «Шерман» VC («Шерман Файерфлай»), модернизированные британцами и вооруженные теми же орудиями. Хорошо показали себя и последние модификации других танков, поэтому «Чёрный Принц» посчитали машиной слишком дорогой, бесперспективной, и от дальнейшего развития проекта отказались.

«Чудачества Хобарта»

Интересной и необычной серией машин, созданной на базе «черчиллей» первых модификаций, стала инженерная техника, прозванная британскими солдатами «Чудачествами Хобарта» (Hobart"s Funnies) за оригинальную компоновку.

19 августа 1942 года «черчилли» Mk.III 14-го Калгарийского танкового полка 1-й танковой бригады канадской армии приняли участие в неудачной высадке войск союзников на французском берегу Ла-Манша в Дьеппе. Основная часть танков так и не смогла преодолеть укрепления береговой полосы и погибла под огнем артиллерии противника и ударами пикирующих бомбардировщиков. Шесть машин всё же смогли прорваться в Дьепп, но, лишённые поддержки пехоты, которую немцы отсекли огнём, погибли или были брошены экипажами.


Генерал-майор Перси Хобарт
Источник – i3.coventrytelegraph.net

Для того чтобы в следующей десантной операции не терять бронетехнику напрасно, специалисты 79-й танковой дивизии разработали на базе шасси «Черчилля» целый ряд инженерных и боевых машин, призванных облегчить преодоление береговых оборонительных укреплений. Они сыграли значительную роль во время операции «Оверлорд» по высадке войск в Нормандии и послужили предтечей для целого класса британской инженерной бронированной техники. Своё неформальное прозвище эти машины получили в честь командующего 79-й танковой дивизией генерал-майора Перси Хобарта.

Огнемётный танк «Черчилль» Оке – был сконструирован в середине 1942 года перед рейдом на Дьепп и получил своё название в честь майора Дж. М. Оке, который его и создал. Это была модификация «Черчилля», представленная тремя прототипами, получившими личные имена: «Хряк», «Жук» и «Бык». Ёмкость с реагентом монтировалась снаружи в задней части танка, и подсоединялась системой трубок к огнемёту системы Ронсона, установленному с левой стороны в лобовой части корпуса. С правой стороны монтировался пулемёт. Все три машины принимали участие в неудачном десантировании в Дьеппе.


Вид на «Черчилль» Оке сзади
Источник – all-tanks.ru

«Черчилль» AVRE – наиболее массовая из всех специальных модификаций танка, созданная уже после рейда на Дьепп. Машина получила специальное вооружение – 290-мм мортиру, способную вести огонь 18-кг гранатами на дистанции до 150 ярдов (137 метров). По замыслу инженеров, он был необходим для ведения огня по ДОТам, ДзОТам и прочим укреплениям противника.

Мортира заряжалась со стороны дульного среза, поэтому второму водителю-заряжающему при перезарядке приходилось каждый раз высовываться по пояс из своего люка лицом к башне, рискуя получить пулю в спину. Мортира не обладала достаточной пробивной способностью, чтобы пробить броню вражеского танка, но фугасного действия гранаты вполне хватало, чтобы вывести его из строя.

«Черчилли» AVRE также использовались для траления минных полей, доставки зарядов взрывчатки к укреплениям противника и перевозки фашин, которыми заваливались противотанковые рвы и траншеи. Кроме всего прочего, на его шасси монтировались мостоукладчики и другая инженерная техника.


Башня «Черчилля» AVRE с гранатой, прислонённой к её передней стенке
Источник – tochek.net

Перевозчик бобины – эта модификация использовалась во время десантирования на песчаных пляжах и мягких грунтах (в основном там, где образовывалась непролазная грязь). На бобину наматывалось парусиновое полотно шириной в 10 футов (3 метра). Возглавлявший высадку «Черчилль» разматывал и укладывал полотно на грунт, а уже по нему, как по ковровой дорожке, на берег десантировались остальные транспортные средства.

Перевозчик фашин – техническое решение, найденное ещё во время ПМВ, и нередко используемое до сих пор. Фашины представляют собой вязанки кольев и веток, которые с незапамятных времён использовались войсками для заваливания рвов и траншей при штурме крепостей, укреплённых лагерей и других фортификационных сооружений. Начиная с ПМВ, для их доставки к цели использовались бронированные машины. Если возникала необходимость завалить фашинами русло небольшой речушки с быстрым течением или сделать её берег удобным для высадки, в фашины вставлялись пустотелые металлические трубы, позволявшие воде протекать через них, не разрушая конструкцию.

Самоходный малый балочный мост – использовался как мост или штурмовая лестница для преодоления рвов, речушек и каналов шириной не более девяти метров, а также в качестве воздушного моста для преодоления непроходимых заграждений.


Канадские десантники из полка «Горцы из Стормонта, Дандеса и Гленгарри», входящего в 9-ю бригаду 3-й пехотной дивизии, высаживаются в секторе «Нан уайт» пляжа Юнона у городка Бернье-сюр-Мер. Справа видны шасси «Черчилля», с которых устанавливается балочный мост, по которому солдаты поднимаются на набережную
Источник – en.wikipedia.org

«Бычий плуг» – «Черчилль», снабжённый минным тралом, предназначенным для извлечения и подрыва мин. Танк с бойковым тралом, прозванный «Жабой», разработали уже после войны, в 1950 году.

«Двойная луковица» – появился в результате применения в британских войсках кумулятивных взрывных устройств. На танк навешивалась рамная конструкция, на которой крепились два заряда взрывчатки. Танк доставлял их к железобетонной стене вражеского укрепления и подрывал с безопасной дистанции. Другое альтернативное название танка – «Козёл».

«Черчилль» ARV (Armored Recovery Vehicle – «бронированная ремонтная машина») – эта модификация представляла собой танк Mk.I, со снятой башней и установленным подъёмным оборудованием, необходимым для ремонта бронетехники. Грузоподъёмность передней кран-балки составляла 7,5 тонн, сзади для её уравновешивания на машине устанавливался противовес. Задняя кран-балка могла поднимать грузы весом 15 тонн, а кран-лебёдка – 25 тонн. В маленькой башенке помещался макет пулемёта. Единственный настоящий 7,92-мм пулемёт размещался в корпусе, в котором после демонтажа башни и вооружения оставалось достаточно места для размещения экипажа подбитого танка.

«Черчилль» ARK (Armoured Ramp Carrier – «бронированный мостоукладчик») – эта машина без башни перевозила складывающийся балочный мост. В боевом положении длина моста достигала 20 метров.


Мостоукладчик «Черчилль» ARK
Источник – armor.kiev.ua

«Черчилль» «Крокодил» – один из наиболее известных в мире огнемётных танков, а также наиболее многочисленный огнемётный танк союзников на Европейском театре военных действий (всего британская промышленность изготовила около 800 машин этой модификации). Фактически «Крокодил» являлся модернизированным Mk.VII, в котором курсовой пулемёт BESA заменили огнемётной установкой. Ёмкость с огнемётной смесью буксировалась танком в одноосном бронированном прицепе. Дальность ведения огня составляла приблизительно 150 ярдов (137 метров) при стрельбе короткими выстрелами продолжительностью не более одной секунды.


Огнемётные «крокодилы» на марше
Источник – armor.kiev.ua

«Черчилль» «Кенгуру» – безбашенный вариант машины, использовавшийся как БМП.

88-мм САУ «Черчилль» Mk.I (A22D) – результат фактически единственной попытки создания на базе «Черчилля» противотанковой САУ. Башня на шасси не устанавливалась, вместо этого над корпусом на высоту демонтированной башни надстраивалась хорошо бронированная рубка. В ней устанавливалось 3,5-дюймовое (88-мм) орудие, монтировавшееся в шаровой бронированной установке. В 1942 году британские предприятия собрали около полусотни таких машин, судьба которых автору неизвестна. Впоследствии от этого проекта отказались в пользу танков, вооружённых 75-мм пушками.


88-мм САУ «Черчилль» Mk.I (A22D)
Источник – shushpanzer.ru

«Черчилль» в Африке

После появления первых Mk.I/II на Африканском театре военных действий основной проблемой, с которой столкнулись их экипажи, стала неприспособленность этих машин к эксплуатации в условиях сухого тропического климата – и так перегруженные двигатели попросту перегревались под воздействием жаркого солнца. Вентиляция не справлялась с возросшими нагрузками и часто выходила из строя, а фильтры быстро забивались пылью, требуя постоянной чистки и замены. Поражать танки противника из 75-мм гаубиц было сложно в силу целого ряда причин, а пробивная мощность 40-мм башенных орудий оказалась недостаточной. К тому же, ситуацию ухудшило появление у немцев новых Pz.Kpfw.III, вооружённых 50-мм пушкой повышенной мощности.


«Черчилли» Мк.I и Мк.II в Северной Африке
Источник – thetankmaster.com

Их появление на фронте британцы ощутили перед Вторым сражением при Эль-Аламейне , когда сами ввели в бой первые шесть «Черчиллей» модели Mk.III. Эти танки активно поддержали наступление 7-й моторизированной бригады, подавляя позиции вражеской противотанковой артиллерии. При этом ни одна из шести машин не была повреждена, а на одной из них позже насчитали минимум 80 попаданий вражеских снарядов, ни один из которых не пробил броню. Этот успех заставил Военное министерство спешно создать три бронетанковых полка и полную бригаду, укомплектованные новыми танками. Эти части прибыли на фронт в 1943 году, а все танки предыдущих серий были отозваны и отправлены кораблями в Великобританию для доработки.

Неудача в Дьеппе

19 августа 1942 года британские и канадские войска начали десантную операцию по высадке на французском берегу Ла-Манша и атаке на оккупированный немецкими войсками город-порт Дьепп. Операция предназначалась для «прощупывания» надёжности немецкой береговой обороны и закончилась полным провалом – из 6086 человек, высадившихся на берег, 3623 были убиты, ранены или захвачены в плен. В этой высадке принимали участия и 60 «черчиллей» (Mk.III и других модификаций) 14-го Калгарийского танкового полка 1-й танковой бригады канадской армии. Танки должны были высаживаться четырьмя партиями: в первой – 9 танков, во второй – 12, в третьей – 16, в четвертой – оставшиеся силы полка. Однако обстоятельства сложились так, что все три партии высаживались практически одновременно.

Один из десантных кораблей третьей волны затонул вместе с шестью «Черчиллями» на борту, а ещё два танка ушли под воду, покинув палубу слишком далеко от берега. Кроме того, одна машина получила прямое попадание крупнокалиберного гаубичного снаряда, не успев сойти на берег.

Остальные танки высадились, но галечные пляжи оказались для них настоящей ловушкой. Гусеницы пробуксовывали на гальке, танки зарывались в грунт по надгусеничные полки и, обездвиженные, становились лёгкими целями для немецких артиллеристов. В результате все танки первых трёх волн десантирования погибли или были оставлены экипажами. Погиб и командир полка подполковник Эндрюс – он находился в одном из затонувших танков, сумел покинуть машину, но, выбравшись на берег, был сражен немецкой пулей. От высадки четвёртой партии танков командование союзников отказалось.


Подбитые канадские танки «Черчилль» и горящий британский десантный корабль на пляже Дьеппа
Источник – waralbum.ru

Однако потерпев неудачу в Северной Франции, «черчилли» полностью реабилитировали себя в Тунисе.

Тунисский реванш

Когда танки «Черчилль» начали массово поступать в Британский экспедиционный корпус в Северной Африке, союзники уже выиграли сражения за Эль-Аламейн и теснили немецкие и итальянские войска на запад – в Ливию, а затем в Тунис. В это же время США и Великобритания провели высадку своих войск во французском Алжире и Марокко (операция «Факел»). Африканские силы стран Оси оказались в клещах, однако получили значительные подкрепления, в том числе, новейшие тяжёлые танки Pz.Kpfw.VI «Тигр». «Черчилли» Mk.III и IV, вооружённые слабыми 57-мм орудиями, не могли пробить броню этих гигантов.

С другой стороны, «тиграм» было сложно справляться с бронёй «черчиллей». Кроме того, британские танки обладали значительно более высокой проходимостью. На гористых местностях Туниса «черчилли» смогли в полной мере продемонстрировать свою непревзойдённую проходимость. Они вскарабкивались на склоны, которые казались неприступными для любого типа бронетехники (обеспечивая поддержку пехоты там, куда путь для «тигров» был заказан), и зачастую появлялись в самых неожиданных для противника районах, сея панику в его рядах.


Итальянский солдат осматривает брошенные танки «Черчилль» Mk.III
Источник – waralbum.ru

В одном из боёв экипажу «Черчилля» удачным попаданием в башенный погон удалось заклинить башню «Тигра», в результате чего немецкий экипаж предпочёл покинуть свою машину. Практически неповреждённый новейший немецкий танк оказался в руках союзников, что стало настоящим подарком для британской разведки. Сейчас эта машина экспонируется в Бовингтонском танковом музее .

Невероятные приключения «черчиллей» в Европе

После тунисского реванша «черчилли» активно использовались на протяжении всей итальянской кампании. Основной причиной их широкого применения стал гористый рельеф местности, удобный для обороны. Наступавшей пехоте союзников требовалась постоянная огневая поддержка для подавления огневых средств противника, и «Черчилль» как нельзя лучше подходил для этой роли. Специализированные инженерные машины, созданные на базе танка, также нашли широкое применение в 8-й армии и других подразделениях союзников. Опыт, приобретённый на итальянских полях сражений, вскоре пригодился войскам, высадившимся в Нормандии.

Именно в Италии нашло своё применение и большинство усовершенствованных «Черчилей» NA-75. 75-мм пушки «шерманов» на шасси «черчиллей» оказались более точными и эффективными благодаря тому, что масса последних была значительно выше, и орудия при ведении огня на постоянном прицеле меньше сбивались с наводки.

После высадки в Нормандии «черчилли» наряду с «шерманами» оказались основным бронетанковым «кулаком» союзников. Специализированные модификации британских танков и спецмашины на их шасси сыграли значительную роль в процессе десантирования и захвата основного плацдарма, а также были незаменимы при разминировании, наведении переправ и форсировании каналов. Кроме того, первые месяцы боёв сопровождались большими потерями среди бронетехники союзников, значительную роль в эвакуации и восстановлении которой сыграли ремонтные машины, созданные на базе «черчиллей». Нашли свою «специализацию» и «черчилли» AVRE – их тяжёлые мортиры показали свою эффективность в борьбе с железобетонными ДОТами, против которых оказались бессильны тяжёлая артиллерия и авиация.


Танки «Черчилль» Mk.IV NA-75 едут по узким улочкам итальянского городка
Источник – panzerserra.blogspot.com

Отличная проходимость «черчиллей» выручила союзников во время наступления 2-й британской армии в период с 30 июля по 7 августа 1944 года в ходе операции «Блюкоут». Основной целью англичан был захват и удержание ключевых объектов возле городка Вир в департаменте Кальвадос (в том числе, господствующих высот Монт-Пинсон) с целью обеспечения успешного наступления американских войск, действовавших в соответствии с планом операции «Кобра». Исключительно хорошая проходимость «черчиллей» позволила британцам быстро захватить ключевую высоту 309. Несколько позднее эти танки приняли активное участие в освобождении от захватчиков стран Бенилюкса.

Во время преодоления союзниками «Линии Зигфрида», а также укреплений, возведённых вдоль берегов Рейна, «черчилли» вновь доказали свою эффективность, особенно после прибытия на фронт танков модификации Mark VII. Неуязвимые для подавляющего большинства противотанковых пушек противника, эти машины могли спокойно применять своё вооружение против вражеских укреплений. В боях на «Линии Зигфрида» огнемётные «крокодилы» благодаря своей ужасной эффективности приобрели настолько мрачную известность, что одного вида этого танка, не спеша приближающегося к очередному ДОТу, порой было достаточно, чтобы немецкий гарнизон сдался на милость победителей. Однако у такой «популярности» была и обратная сторона – экипажи «крокодилов» немцы принципиально не брали в плен (впрочем, этот принцип распространялся на всех огнемётчиков обеих воюющих сторон). Столь же активно, как и при прорыве «Линии Зигфрида», «черчилли» применялись в боях на территории Третьего Рейха.

«Англичане» на Восточном фронте

«Черчилль» был единственным тяжёлым танком, который СССР получал по ленд-лизу . Всего из британских портов к далёким берегам отправилась 301 машина модификаций Mk.III и Mk.IV. Из них 43 танка пошли ко дну вместе с потопленными транспортными судами северных конвоев, остальные же приняли участие в боевых действиях – ими, в основном, комплектовались отдельные тяжёлые танковые полки прорыва (далее – от.ттпп.). Первое боевое крещение советские «черчилли» получили под Сталинградом (в разгроме окруженной немецкой группировки приняли участие 47-й и 48-й гвардейские от.ттпп. (далее – отд.гв.ттпп), имевшие на вооружении, в том числе, и «черчилли». Впоследствии 48-й отд.гв.ттпп. был выведен в тыл, пополнен материальной частью и передан в оперативное подчинение 38-й армии, в составе которой он участвовал в освобождении Киева 6 ноября 1943 года. Однако наиболее заметно участие британских танков проявилось во время боёв на Курской дуге.

13 июля 1943 года на Брянский фронт прибыл 34-й отд.гв.ттпп., а 5 августа его «черчилли» первыми ворвались в Орел. 21 июля 10-й отд.гв.ттпп. во взаимодействии с 39-й танковой бригадой, а также 174-й и 57-й стрелковыми дивизиями атаковал позиции противника в направлении Андреевка-Петрополье-Копанки. В ходе этого боя танки были отрезаны от пехоты и практически все подбиты – в первый день сгорело 16 «черчиллей».

47-й отд.гв.ттпп. 2-го Тацинского танкового корпуса, на вооружении которого к началу сражения на Курской дуге оставался 21 танк «Черчилль», 5-6 июля действовал против левого фланга дивизии «Мёртвая голова» и правого фланга дивизии «Дас Райх». Во время ночного марша четыре танка отстали из-за поломок. Из остальных 17-ти машин после предпринятой атаки на позиции противника в деревне Смородиново, полк потерял девять (6 – сожжёнными, и 3 – подбитыми), после чего отступил. Основными причинами неудачи танкистов оказались несогласованность действий с соседними танковыми подразделениями и отсутствие эффективной поддержки со стороны пехоты, артиллерии и авиации.

Однако имели место и более удачные случаи применения этих машин, где их толстая броня выручала советских танкистов. Так, на Волховском фронте 22 марта 1943 года пять танков «Черчилль» 50-го отд.гв.ттпп. под командованием гвардии капитана Белогуба атаковали немецкие позиции. Четыре из пяти машин были подбиты на вражеских позициях, а одна отошла назад. Экипажи не покинули подбитые танки, продолжая вести огонь по вражеским позициям и отвергнув все предложения сдаться. С 22 по 25 марта танкисты продолжали вести бой, но ночам получая боеприпасы и продукты от пробиравшихся к ним автоматчиков 50-го полка. За три дня боёв «черчилли» уничтожили артиллерийскую батарею, четыре дзота, склад боеприпасов и до двух взводов пехоты. В конце концов, танк капитана Белогуба удалось отбуксировать в тыл. Экипажи трёх остальных «черчиллей» также вышли из боя без потерь – танкистов спасла надёжная британская броня.

В дальнейшем «черчилли» участвовали в освобождении Киева, Таллина, Выборга и островов Моонзундского архипелага. Отношение к ним у советских танкистов было двояким. Вспоминает Ашот Апетович Аматуни (интервью опубликовано на сайте iremember.ru): «…насколько я знаю, в корпусе были… танки «Черчилль» – мы его называли «Крокодил», потому что он был очень высокий. Название вошло в историю. Кстати, экипажи свои «Крокодилы» любили. И неплохо оценивали их». Однако не все танкисты оценивали эти машины позитивно. Вспоминает Иосиф Яковлевич Срезников (интервью опубликовано на сайте iremember.ru): «…потом были у нас танки «Черчилль», горели как спички. Вы можете представить, чтобы железо горело? Горит».

Неизвестные «черчилли»

Малоизвестной страницей истории стало участие «черчиллей» в боях на Тихоокеанском театре военных действий. Несколько этих танков были в середине 1944 года отправлены из Великобритании в Австралию и включены в состав Австралийских вооружённых сил, действовавших в Новой Гвинее до самого конца войны. Австралийцы смогли сравнить эти танки с уже использовавшимися «шерманами» и «матильдами-II» и, в конце концов, отдали им предпочтение. Однако из 510-ти заказанных машин Австралийский и новозеландский армейский корпус получил только 46, так как после окончания войны заказ был аннулирован.

Последний раз «черчилли» участвовали в боевых действиях во время Корейской войны – в 1950 году британский эскадрон «крокодилов» принял участие в Третьем сражении за Сеул.


Британский танк «Черчилль» обстреливает силы северных корейцев через реку Ханьшуй
Источник – fototelegraf.ru

Позднее четыре «черчилля» поддерживали оборону 1-го батальона Королевских Нортумберлендских фузилёров. В 1952 году последние «черчилли» были выведены из эксплуатации, в то время как инженерные машины на их шасси (например, мостоукладчики) использовались до 1970 года. Значительная часть танков «Черчилль» сохранилась до наших дней и экспонируется в различных музеях.

Как и у советских танкистов, у англичан отношение к «Черчиллю» было двояким. Так, «однофамилец» танка Уинстон Черчилль говорил: «Танк, носящий моё имя, имеет больше недостатков, чем я сам!» С другой стороны, из всех танков союзников именно у «черчиллей» было наилучшее бронирование, а значит – экипажи именно этих машин имели больше всего шансов выжить в боях. Если учесть тот факт, что вопрос выживания для танковых экипажей является основным, то нет сомнений в том, что к «черчиллям» они относились с уважением.

Примечание

Пусть вас не пугает сложность нумерации – сам по себе «Черчилль» представляет собой пехотный танк Mk.IV (Infantry Tank Mk.IV «Churchill»), однако внутри семейства также существовали различные модификации, обозначавшиеся сходным образом. Поэтому полностью каждая разновидность могла именоваться, например, как Churchill Mk VIII или даже Infantry Tank Mk IV, Churchill V .