Любовница века. Маркиза де Помпадур и оргии в "Оленьем парке"

Сегодня мы поговорим о судьбе такой интересной женщины, как мадам де Помпадур. Биография ее уникальна, как и сама Жанна (так звали эту женщину). История появления на свет Жанны-Антуанетты Пуассон покрыта мраком. Девочка родилась в 1721 году, 29 декабря, в семье Франсуа Пуассона. Этот человек выбился в шталмейстеры двора самого герцога Орлеанского из обычных лакеев. Однако вскоре Франсуа проворовался и, для того чтобы избежать виселицы, решил сбежать. Хотя отцом он был, судя по всему, лишь номинальным для Жанны. По слухам, настоящим отцом Жанны-Антуанетты был Ле Норман де Турнехем (Турнем), богатый дворянин. Как бы то ни было, именно он заботился об образовании и воспитании девочки, а после того, как она подросла, выдал Жанну замуж за собственного племянника. Однако этого было мало мадам де Помпадур. Личная жизнь ее не ограничилась связью со своим супругом. Жанне хотелось намного большего...

Предсказание гадалки

С детства выделялась незаурядными способностями и красотой будущая мадам де Помпадур. Фото, представленные далее, доказывают то, что она была действительно прекрасна. Жанна, кроме того, хорошо пела, играла на разных музыкальных инструментах, умела и любила рисовать, обладала бесспорными актерскими качествами. Согласно легенде, девочке в возрасте 9 лет гадалка предрекла удивительную судьбу, а также долгую любовную связь с самим королем. Жанна, став фавориткой монарха, нашла эту гадалку и начала ей выплачивать небольшую пенсию. Однако отнюдь не легким оказался для будущей фаворитки путь в королевскую спальню. Ее жизнь похожа в воспоминаниях современников на сказку. Трудно в них определить, где вымысел, где реальность. Да и стоит ли делать это? Главное - сказку создала сама Жанна.

План, созревший в голове Жанны

Став мадам д’Этиоль после замужества, она упрямо устремилась к своей цели, которую гадалка заронила в ее душу. Благодаря богатству и имени мужа девушка получила возможность бывать в высшем свете. Здесь она с большим усердием впитывала все касающееся двора и короля. Вскоре Жанна уже знала многие подробности его интимной жизни, знала, как он ведет себя с фаворитками и любовницами. И тогда у девушки созрел план. Жанна со всей серьезностью приступила к его выполнению.

Осуществление плана

У нее не было возможности познакомиться с Людовиком XV на придворных церемониях. Герцогиня де Шатору, тогдашняя фаворитка, умело отсекала от него всех возможных претенденток. Однако было место, где король непременно обратил бы внимание на очаровательную женщину. Это Сенарский лес, где монарх любил охотиться. Но девушке не повезло: Жанна попалась на глаза герцогине де Шатору, а не королю. Фаворитка интуитивно поняла, для чего она совершает лесные прогулки. После этого их пришлось прекратить, для того чтобы не нажить больших неприятностей мадам де Помпадур.

Краткая биография ее, однако, продолжается тем, что вскоре судьба улыбнулась Жанне. Герцогиня де Шатору умерла от воспаления легких, и оказался открытым путь к сердцу короля. На балу-маскараде, состоявшемся в Парижской ратуше в 1745 году, 28 февраля, король был заинтригован девушкой, которая препятствовала его желанию увидеть ее лицо. После того как любопытство монарха достигло предела, Жанна сняла маску. Король убедился, что не зря оказывал знаки внимания этой таинственной незнакомке.

Нужно отметить, что Людовик XV, которому исполнилось к этому времени 35 лет, считался утонченным ценителем женщин. Ему давно уже наскучила пресная семейная жизнь с Марией Лещинской, своей набожной женой, дочерью Станислава, польского короля. Поэтому монарх любил развлекаться с очередной фавориткой или же просто с симпатичной женщиной. Новое знакомство, таким образом, пришлось кстати.

Жанна согласилась отужинать с королем. Людовик утром посчитал, что можно на этом и закончить интрижку. Женщина, к его удивлению, безропотно удалилась. Она не давала больше знать о себе, что не было характерно для других его бывших любовниц. Вышло, что и она его отвергла, а это задевало мужское самолюбие. И Людовик XV не устоял.

Жанна становится официальной фавориткой

Жанна, вновь появившись во дворце, разыграла сцену своей искренней влюбленности, не просто тронув этим короля, но и зародив в нем что-то похожее на взаимное чувство. Так появилась у Людовика XV новая официальная фаворитка. Доходное место предоставили супругу госпожи д’Этуаль, а также нарисовали ему заманчивые перспективы дальнейшего служебного роста. Король подарил Жанне, чье происхождение было небезупречным, маркграфство Помпадур и, следовательно, титул маркизы.

Две королевы

Легче было завоевать короля, чем добиться признания высшего света. Новоявленная маркиза для аристократии еще долгое время была всего лишь обыкновенной гризеткой - данное прозвище получила Жанна в великосветских салонах. Примечательно, что с самой королевой установила практически дружеские отношения маркиза де Помпадур. Фото, представленное ниже, - портрет Марии Лещинской, супруги короля.

В то время на улицах Парижа можно было нередко услышать выкрики простолюдинов: "Королевы едут!" Две главные женщины государства не только мирно делили какое-то время королевское ложе, но и разделили официальные обязанности: одна из них царствовала на троне, другая правила.

Более 20 лет оставалась Жанна рядом с королем - поразительный срок для обыкновенной фаворитки. В России чуть позже столь же длительное время фаворитом был Григорий Потемкин. Его судьба, кстати, похожа чем-то на судьбу Жанны де Помпадур. Перестав делить с монархом его ложе, еще в течение 15 лет она оставалась для него советчиком и близким другом.

Салон мадам де Помпадур

Короля не удержать долгое время одними любовными утехами. Поэтому маркиза стала вникать в дела государства. Она превратила свой салон в место, где встречалась научная и художественная элита Франции. Людовик XV это интеллектуальное общество, новое для него, встретил с любопытством. Оно не только развлекало короля, но, что важнее, давало пищу его уму. Новый круг общения монарха в обществе также воспринимали с большой заинтересованностью. Возможность общаться с Людовиком XV в неформальной обстановке была для гостей маркизы чрезвычайно важной. Это давало значительную поддержку и повышало их статус в обществе.

Что сделала для Франции Жанна?

Во Франции с легкой руки Жанны стали тратиться значительные средства на искусство, литературу и науку. Например, при помощи этой маркизы появилась Энциклопедия Дени Дидро, а также Камерный театр в Версальском дворце, который открылся постановкой "Тартюфа" Мольера. Жанна нередко блистала на сцене этого престижного, хотя и маленького, французского театра, поражая искусством перевоплощения самого короля.

Обширен был круг интересов этой женщины. Во Франции при ее содействии появилась, например, Военная школа для ветеранов войн и сынов дворян, которую через некоторое время закончил сам Наполеон Бонапарт. Мадам де Помпадур наладила в стране производство фарфора, основав образцовую фабрику в своем имении Севр. Нежно-розовый фарфор из Севра называли в память о ней Rose Pompadour. Нужно отметить, что с именем этой женщины также было связано появление множества аксессуаров и мелочей, милых дамскому сердцу: высокие каблуки, сумочка-ридикюль, замысловатые высокие прически, бокалы для шампанского, называемые "тюльпан", а также особый стиль огранки бриллиантов под названием "маркиза".

Мадам де Помпадур смело вторгалась в дела государства, нередко подвигая короля на кардинальные политические решения. Франция, всегда находившаяся в союзнических отношениях с Пруссией, благодаря ей переориентировалась на союз с Австрией. Людовик по настоянию Жанны запретил деятельность Ордена иезуитов в государстве. Маркиза проявляла в политике, так же как и в любви, мудрость и женскую интуицию, никогда не подводившую ее.

Новое развлечение в Европе

Не стоит полагать, что жизнь этой женщины была безоблачной. У нее хватало врагов. Жанну пыталась сместить каждая новая фаворитка, однако никому не удалось поколебать положение маркизы де Помпадур. В Европе даже возникло новое развлечение - заключались пари на то, когда мадам де Помпадур потеряет влияние на Людовика XV. Были проиграны все подобные пари.

Смерть Жанны

Эта женщина удостоилась высшей чести даже в смерти. Она отошла в мир иной в присутствии самого короля. В королевской хронике в 1764 году, 15 апреля, появилась запись о том, что маркиза де Помпадур умерла около 7 вечера. Это произошло в личных покоях Людовика XV. В возрасте 43 лет скончалась мадам де Помпадур. История ее жизни вызывает большой интерес и сегодня.

Правление французского короля Людовика XV (1710-1774) – это целая эпоха. Началась она 1 сентября 1715 года, а закончилась 10 мая 1774 года. То есть по времени заняла большую часть XVIII века. Эта венценосная личность стала главой государства в 5-летнем возрасте после смерти своего прадеда Людовика XIV. Вполне естественно, что ребёнку назначили регента в лице Филиппа Орлеанского. Лишь в 1726 году король заявил, что будет править самостоятельно. Но всё равно ему пришлось делить власть с кардиналом Флёри, пока тот не умер в 1743 году.

Лишь после этого Его величество попыталось руководить страной единолично, даже не назначив первого министра. Однако столь ответственное занятие у короля получилось не очень хорошо. А дело заключалось в том, что Людовик XV очень легко попадал под влияние своих любовниц, которых у него было великое множество. И это, несмотря на то, что он был женат с 1725 года на Марии Лещинской, родившей ему 10 детей.

Маркиза де Помпадур

В 1745 году доминирующее место среди фавориток заняла маркиза де Помпадур (1721-1764). Эта женщина считалась главной любовницей Его величества до 1751 года, но и после этого не утратила влияния на царствующую особу вплоть до своей смерти и сыграла огромную роль в политической жизни Франции. Что же это за женщина, и как ей удалось сосредоточить в своих слабых нежных руках огромную власть?

История жизни маркизы де Помпадур

Настоящее имя этой женщины Жанна Антуанетта Пуассон, но в историю она вошла как маркиза де Помпадур. Родилась 29 декабря 1721 года в Париже. Отец – Франсуа Пуассон (1684-1754) принадлежал к третьему сословию (первое сословие – духовенство, второе сословие – дворянство, третье сословие – все остальные слои населения, в том числе и буржуазия) и занимался коммерцией. Мать – Мадлен де Ла Мотт (1699-1745).

Предполагается, что биологическим отцом девочки был либо финансист Парис де Монмартл, либо сборщик налогов Ле Нормант Турнехем. В 1725 году Франсуа Пуассон бежал из страны, так как не смог выплатить несколько крупных долгов, а в то время за такое преступление карали смертью (только через 8 лет король аннулировал все его долги и разрешил вернуться во Францию). В результате этого законным опекуном Жанны Антуанетты стал Ле Нормант Турнехем.

Когда девочке исполнилось 5 лет, её отправили в монастырь Урсулине в Пуасси для получения образования. Там ребёнок пробыл до января 1730 года и вернулся домой. Причиной стало слабое здоровье: девочка заболела коклюшем. После этого опекун организовал ребёнку частное обучение. Он пригласил лучших учителей того времени, и Жанну Антуанетту обучили танцам, рисованию, живописи, литературе, музыке. В результате она получила образование, которое давали детям аристократов.

Когда Жанне Антуанетте исполнилось 19 лет, опекун выдал её замуж за своего племянника. Звали этого молодого человека Чарльз Гийом (1717-1799). Но ещё до свадьбы Ле Нормант Турнехем сделал племянника своим единственным наследником. Также он отдал ему в качестве свадебного подарка большое поместье в Этиоле (28 км от Парижа). Это поместье располагалось возле леса Сенарт, где находились королевские охотничьи угодья.

Венчание состоялось в 1741 году в церкви Святого Евстафия в Париже. После этого у Жанны Антуанетты началась семейная жизнь. Муж любил её страстно, а она заверяла суженого, что никогда не покинет его, если только этого не пожелает король. У пары вначале родился сын, умерший во младенчестве, а в 1744 году на свет появилась дочь, которую назвали Александриной. Она умерла в 1754 году. Все остальные роды закончились у будущей маркизы де Помпадур выкидышами.

Наша героиня имела высокий семейный статус, а поэтому могла посещать частные парижские салоны, где собирались такие люди как Вольтер, Монтескье, Чарльз Пино Дюкло, Бернард де Фонтенелле. Освоившись в салонах, Жанна Антуанетта создала свой собственный в Этиоле. Этот салон вскоре стал популярен в среде культурной элиты, так как хозяйка покорила гостей своим тонким юмором, остроумием и широкими познаниями в изобразительном искусстве.

Всё складывалось хорошо, но Жанна Антуанетта с детства привыкла считать себя птицей высокого полёта. Поэтому она очень хотела познакомиться с королём, а в идеале стать его любовницей, чтобы в полной мере испытать пьянящее чувство власти и успеха. Муж в данном вопросе был не помеха. Он страстно любил жену и во всём слушался её беспрекословно.

А та посещала парижские салоны и привлекала мужчин своей красотой и изяществом. О Жанне Антуанетте начали много говорить, и подобные разговоры дошли до ушей Его величества. Вполне понятно, что короля заинтересовала женщина, о которой все мужчины отзывались с восторгом. Но глава государства был, к сожалению, не свободен. У него была фаворитка герцогиня де Шатору, и он не мог вот так сразу с ней расстаться ради мифической красотки.

Королевская охота

В 1744 году Жанна Антуанетта попыталась встретиться с королём. Тот был на охоте в лесу Сенарт, а оттуда было рукой подать до поместья в Этиоле. Наша героиня надела на себя синее платье, села в розовый фаэтон и велела ехать по дороге, пересекающей Сенарт. Как и предполагалось, король увидел и яркий фаэтон, и красивую даму, сидящую в нём. Он распорядился послать прекрасной незнакомке большой кусок оленины.

Этим, правда, всё и ограничилось. Но 8 декабря 1744 года скончалась любовница Его величества герцогиня де Шатору. Людовик XV стал свободным человеком, и уже ничто не мешало Жанне Антуанетте завладеть его сердцем. Но видимо и король уже имел виды на женщину, мечтавшую стать его любовницей. Повод для близкого знакомства нашёлся довольно быстро.

В Версальском дворце 25 февраля 1745 года планировался бал-маскарад по случаю бракосочетания дофина Франции Луи и испанской инфанты Марии Терезы Рафаэлы. По такому случаю разослали множество приглашений. Вполне естественно, что каждое такое приглашение утверждал лично король. И он не обошёл вниманием загадочную женщину, которую видел сидящей в розовом фаэтоне в синем платье.

Одним словом, Жанна Антуанетта получила приглашение на королевский бал-маскарад. А пришли все на него в костюмах, изображавших тисовые деревья. Но наша героиня решила проявить оригинальность и оделась богиней охоты Дианой. Сам король ограничился лишь маской. На этом балу и произошло их близкое знакомство. Пара общалась очень долго на глазах у всех, а через 3 дня вновь встретилась уже на другом балу.

В начале марта король и будущая маркиза де Помпадур стали любовниками, и после этого наша героиня приобрела статус официальной королевской фаворитки. Такое положение при дворе кардинально меняло семейную жизнь молодой женщины. Теперь она принадлежала только королю и больше никому. Новой фаворитке выделили в Версале прямо над покоями короля апартаменты, состоящие из нескольких комнат. Король попадал в них по специальной потайной лестнице, скрытой от посторонних глаз.

А что же бедняга Чарльз Гийом – законный муж Жанны Антуанетты? С ним жена развелась 7 мая 1745 года. Но мужчина стойко перенёс удар судьбы. На это указывает хотя бы тот факт, что он умер в 1799 году, когда и его бывшая жена, и Людовик XV уже давно превратились в прах.

Став разведённой женщиной, наша героиня потеряла все привилегии и ей потребовался титул. Уже 24 июня король подарил своей любовнице усадьбу Помпадур в Лимузене. А 14 сентября 1745 года ей был дарован дворянский титул маркиза, который по своему статусу находился между герцогиней и графиней. С этого момента Жанна Антуанетта исчезла, а на историческую арену вышла маркиза де Помпадур.

После получения титула и герба женщина стала полноправной придворной дамой. Она постаралась наладить хорошие отношения с королевским семейством, а для этого начала оказывать всяческие знаки уважения Марии Лещинской (жене короля). А последняя, родив 10-го ребёнка, отказала Его величеству в интимной близости. Королева посвятила себя воспитанию детей и молитвам, прося Бога спасти многострадальную Францию.

Король Франции Людовик XV

Новая фаворитка короля оказалась чрезвычайно умной, энергичной и предприимчивой женщиной. По сути, она стала играть при Людовике XV роль премьер-министра. Именно по её воле назначались люди на важные государственные посты, раздавались награды, милости, а как известно, реальной властью обладает тот, кто ордена и пенсии даёт. Но самое главное в деятельности новой фаворитки заключалось в том, что она начала влиять не только на внутреннюю, но и внешнюю политику страны.

В 1755 году австрийцы попросили де Помпадур вмешаться в переговоры о дипломатических соглашениях между Францией и Австрией. Маркиза вмешалась, и это привело к подписанию 1 мая 1756 года Версальского договора. Благодаря ему был создан франко-австрийский альянс, просуществовавший 30 лет.

В то же время многие политические решения этой женщины были не только ошибочны, но и вредны для Франции. Так страна потерпела поражение в Семилетней войне (1754-1763) в союзе с Австрией и Россией против Англии и Пруссии и потеряла свои американские колонии. А после битвы при Россбахе 5 ноября 1757 года, в которой французская армия была наголову разбита, фаворитка успокоила короля, сказав знаменитую фразу: «После нас хоть потоп». Из Семилетней войны Франция вышла банкротом, а её территории уменьшились.

Впоследствии историки обвинили именно де Помпадур в том, что Англия превзошла Францию в колониальной политике. Справедливо это или нет? Да, фаворитка кардинально влияла на внешнюю и внутреннюю политику страны, но кроме неё во Франции было много других знатных вельмож, занимающихся аналогичными вопросами. Они тоже внесли свою лепту в дело ослабления государства. А ответственность за всё, в любом случае, нёс Людовик XV, так как именно он являлся главой вверенной ему державы. Все остальные люди назначались только им, и маркиза де Помпадур не была исключением.

Для более полного понимания образа фаворитки следует отметить, что она отнюдь не чуралась брать из казны деньги для личных нужд. На эти средства она покупала драгоценности, одежду, устраивала приёмы и развлечения. В то же время покровительствовала живописи, архитектуре, медицине, коммерции.

Под её защитой находилась школа физиократов (экономическая теория), давшую дорогу теории Адама Смита. Именно де Помпадур поддержала создание общей энциклопедии, хотя против выступали многие авторитетные служители церкви. Именно при ней стал пользоваться наибольшей популярностью такой стиль в дизайне интерьеров как рококо. Этой женщиной восхищался сам Вольтер, считая её выдающейся личностью.

У нашей героини было много врагов при дворе, которые считали её выскочкой из простолюдинов. А женщина имела чувствительную психику и очень болезненно относилась к подобной критике. Чтобы удержаться на вершине власти, она постаралась полностью привязать к себе короля, но, естественно, не через постель, а став ему преданным другом. Она превратилась в необходимого для Людовика XV человека. Фаворитка никогда не обманывала короля, а тот в ответ стал безгранично доверять ей.

Для Его величества были свойственны приступы меланхолии и скуки. И только де Помпадур могла развлечь и увлечь венценосную особу чем-то новым и заманчивым. Она была горазда на выдумки, чрезвычайно остроумна, когда надо весела, а если требовали обстоятельства, то грустна и задумчива. По всей видимости в ней сидела великая актриса, но свою роль та играла только для одного зрителя – Людовика XV.

В конце 1750 года наша героиня и Его величество прекратили интимные отношения. В этом было повинно и слабое здоровье фаворитки. Она часто простужалась, болела, страдала от головных болей. От короля у неё случилось три выкидыша, что тоже негативно сказалось на здоровье. Нужно также учитывать огромное нервное напряжение, в котором постоянно находилась женщина. Она даже минуты не могла побыть сама собой, так как вокруг всегда было множество глаз врагов, а друзей у неё почти не было.

Однажды де Помпадур призналась, что она всегда была женщиной с холодным темпераментом, а любовные утехи её никогда не интересовали. Правда, она пыталась увеличить своё либидо с помощью трюфелей, сельдерея и ванили, но всё оказалось безуспешным. Поэтому на протяжении многих лет она имитировала пылкую страсть в постели, мечтая лишь обо дном, чтобы всё это быстрее закончилось.

Такой маркизу де Помпадур изображают в кинематографе

Прекратив интимную близость с Его величеством, фаворитка взяла на себя роль «друга короля». Она объявила об этом во всеуслышание, чтобы ни у кого не осталось сомнений в её высоком статусе. Однако нужно было позаботиться о своём влиянии и отсечь всех возможных конкуренток, ведь среди знатных дам было много умных, хорошо образованных, честолюбивых и красивых женщин.

Обладая незаурядным умом и хитростью, маркиза де Помпадур организовала подобие гарема в особняке под названием «Олений парк», который находился рядом с Версалем. Туда стали свозить молодых красивых девушек третьего сословия в возрасте от 14 до 17 лет. Эти прекрасные создания были девственницами, и Его величество окунулось в эту юную непорочную красоту с головой. Вполне естественно, что Людовик XV перестал искать себе фавориток, на что и рассчитывала наша героиня.

Благодаря больше уму, чем женской красоте, маркиза сохранила влияние на короля и власть при дворе вплоть до своей смерти 15 апреля 1764 года. Умерла она от туберкулёза в возрасте 42 лет. Король нежно ухаживал за умирающей женщиной, а враги восхищались её мужеством в последние недели жизни.

Когда де Помпадур скончалась, Вольтер написал: «Мне очень грустно, что она умерла. Я был обязан ей многим и искренне оплакиваю её. Кажется абсурдным, что эта развратная развалина продолжает жить, а прекрасная женщина в разгаре великолепной карьеры умирает в возрасте 42 лет».

Во время похорон начался дождь, и король, стоя у гроба, сказал: «Маркиза отправилась в путешествие в плохую погоду».

Похоронили эту выдающуюся личность в Париже, в монастыре капуцинок рядом с матерью и дочерью.

Наконец-то я собралась написать про еще одну фаворитку французского короля, но на сейчас раз время действия – 18 век.
В главных ролях: Людовик XV и Жанна Антуанетта де Помпадур.
Сразу скажу про источники. Я ничего не придумываю и не беру из головы, это вольный пересказ книги С. Нечаева «Маркиза Помпадур. Королева будуара». Насколько она точна и исторична, я не знаю, но, читая другие источники, опровержения я не находила.

Жанна Антуанетта Пуассон, которой в будущем суждено стать маркизой де Помпадур, родилась в 1721 году. У нее не было дворянских корней, мать Луиза Мадлен ее была дамой довольно специфического поведения, так что возникают сомнения, кто был настоящий отец Жанны Антуанетты: Франсуа Пуассон, бросивший семью, или Норман де Турнем, который содержал их.
Несмотря на незнатное положение, девочке дали хорошее образование и воспитывали из нее дамы свету, благо деньги на это у мсье де Турнема были. Она питала страсть к книгам, хорошо усваивала знания, несколько лет училась в монастыре Пуасси.
Когда девочке исполнилось 9 лет, мать решила отвести ее к одной из самых знаменитых гадалок того времени - госпоже Лебон. Гадалка внимательно посмотрела на хрупкую девочку и произнесла пророчество: "Эта малютка в один прекрасный день станет фавориткой короля!"
По всей видимости, это предсказание накрепко вбилось в головку маленькой девочки, и она уже не оставляла мечты познакомиться с королем.

Но что бы там не напридумывала гадалка, король был далеко, а Жанне Антуанетте уже исполнилось 19 лет, и пора было выходить замуж. 9 марта 1741 года в церкви Сент-Осташ она сочеталась браком с Шарлем Ле Норманном д’Этиоль, племянником господина де Турнема. Это не было замужеством по любви, однако брак их был вполне успешным, мадам д’Этиоль забеременела практически сразу после свадьбы. Первый ребенок умер, не прожив и двух недель, дочь, которую она родила позднее, жила 10 лет. Со временем муж действительно влюбился в нее, преклонялся перед ней и готов был исполнить любое желание. Она же говорила, что никогда его не оставит, разве только ради самого короля. В устах Жанны Антуанетты это не было шуткой.

Даже выйдя замуж, она не оставляла надежды встретиться с королем. Чтобы стать любовницей короля нужно для начала, чтобы король тебя увидел. Юная Жанна начинает регулярно ездить в Сенарский лес, где имел обыкновение охотиться король. Первый раз король проехал мимо, второй раз остановился и внимательно посмотрел на мадемуазель Пуассон... После чего к ее матери пришел человек, передавший "просьбу" маркизы де Шатору (фаворитки Людовика) "избавить короля от назойливого внимания мадемуазель Пуассон".
Но и это не остановила Жанну Антуанетту. В Париже она стала известна, собирая вокруг себя умных и образованных людей, которые вели свои беседы в ее салоне. Тогда она познакомилась со многими интересными людьми, в том числе французскими философами и энциклопедистами (составителями знаменитой «Энциклопедии»). Вскоре имя мадам д’Этиоль стало звучать не только в Париже, но и в Версале.

8 декабря 1744 года герцогиня де Шатору умерла, и Жанна Антуанетта восприняла смерть фаворитки как сигнал к действию.
Фаворитки? Но что же королева? Женой Людовика было Мария Лещинская, дочь польского короля. Долгое время у них были прекрасные отношения, Мария родила королю 10 детей, в то время как король не обращал внимания на окружающих его красивых женщин и хранил верность супруге. Но после 10 лет совместной жизни Мария заявила, что «все время беременеть и рожать – это ужасно скучно» и стала всячески избегать короля. Утешиться ему помогали многочисленные фаворитки, в то время как Мария не теряла своего официального статуса королевы и не особенно возражала против сложившейся ситуации.

Итак, после смерти фаворитки герцогини де Шатору вакантное место оказалось свободным, и туда устремились многочисленные дамы, пытаясь отхватить свой лакомый кусок.
Вечером 25 февраля 1745 года в Версале давали бал-маскарад – еще одна прекрасная возможность познакомиться с королем. Проникнуть в Версаль было несложно, допускались все, кто был достаточно богато одет.
Внимание короля привлекает молодая дама в костюме Дианы-Охотницы. Прелестная маска интригует его и... скрывается в толпе, предварительно уронив надушенный платочек.
Король, будучи галантным кавалером, поднимает платок, но, не имея возможности отдать его даме лично, бросает его через толпу. Конкурентки в трауре - платок брошен...

После этого эпизода мадам д’Этиоль не пришлось долго ждать, за ней тут же послали и приказали доставить в Версаль. В этот вечер Жанна допустила единственную ошибку, которая, впрочем, могла оказаться фатальной. В этот вечер она отдалась королю. На следующий день Людовик, привыкший к определенной манере поведения "осчастливленных" им дам, приготовил несколько любезных фраз, чтобы раз и навсегда отбить охоту у претендентки. Наивный, он еще не знал, с кем связался.
Предусмотрительная Жанна подкупила одного из доверенных лиц короля. "Лицо" сообщило мадам, что король считает ее "не совсем бескорыстной", к тому же наследный принц, видевший Жанну в театре, нашел ее "несколько вульгарной".
Шли дни, а Диана-охотница так и не появлялась. Людовика стали посещать нормальные мужские сомнения - может быть, он не понравился ей в постели?
Наверное, родись Жанна Пуассон в другое время, она стала бы великой актрисой.
Заламывая руки, она поведала Его Величеству о безумной страсти, которую она давно к нему питает, о той опасности, которая подстерегает ее в лице ревнивца-мужа.
Это был гениальный ход - при таком раскладе скуки как не бывало. Король пообещал Жанне, что после возвращения из Фландрии, произведет ее в официальные фаворитки.

Прошло совсем немного времени, и вот Жанна Антуанетта окончательно поселяется в сердце короля.
16 июня 1745 года был оформлен развод с мужем, Шарлем д’Этиолем.
14 сентября 1745 года Людовик официально представил двору свою новую фаворитку. Восприняли ее более чем холодно, практически все были настроены по отношению к ней недоброжелательно, в том числе и дофин, сын Людовика. В ней раздражало все: ее вольное обращение, бесцеремонная, игривая манера говорить, отсутствие манер, которые предписывал этикет Версаля, и просто неумение вести себя при дворе – все то, что вырабатывается долгими тренировками. Она даже не имела дворянского происхождения и была обычной горожанкой! Но больше все раздражало ее огромное влияние на короля.

Чтобы положить конец кривотолкам, король присваивает своей фаворитке титул маркиза де Помпадур. Вместе с титулом новоявленная маркиза получила и средневековый замок, в котором, правда, практически не бывала, а также дворянский герб.
В конце концов всем пришлось принять Помпадур, хотя двор и продолжал злословить о манерах маркизы-мещанки, но необходимо было признать, что она обладает неограниченной властью.

Как ни странно, но лучше всех к новой фаворитке отнеслась... супруга короля, урожденная Мария Лещинская. Очень набожная, очень правильная и совершенно равнодушная к сексуальным утехам королева почувствовала в Жанне родственную душу. Она не ошибалась - интимная сторона труднее всего давалась Жанне. Какие только афродизиаки она не перепробовала, чтобы соответствовать аппетитам своего любовника.

О том, что у новой фаворитки "проблемы с темпераментом" очень скоро стало известно всем. Естественно, многие дамы сочли это знаком свыше и попытались оттеснить маркизу от царственного ложа. Но, "даже самая красивая девушка не может дать больше того, что имеет". А в арсенале маркизы был тысяча и один способ удержать короля - достаточно было развеселить его.
Она начинает покровительствовать талантливым людям, в ее гостиной король знакомится с выдающимися умами того времени. Изысканные беседы, прекрасное общество... Его Величеству не бывает скучно.

Но интересы маркизы вовсе не ограничивались спальней короля. Она активно вмешивалась во внутреннюю и внешнюю политику, занималась меценатством, продвигала таких талантливых людей, как Вольтер (он стал академиком и главным историком Франции). Открыла военную школу для сыновей ветеранов войны и обедневших дворян. Когда заканчиваются отпущенные на строительство деньги, маркиза вносит недостающую сумму. В октябре 1781 года в школу прибудет для обучения студент Наполеон Бонапарт. В 1756 году в имении Севр маркиза закладывает завод по производству фарфора. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour. Вела борьбу со своими политическими врагами, и борьбу чаще всего успешную, ведь король всегда был на ее стороне.

В 1751 году маркизе де Помпадур исполнилось тридцать лет, и именно в это время ей пришлось окончательно смириться с тем, что король ускользает из ее рук. Ее красота начала увядать, а выполнять функции любовницы короля становилось все сложнее.
Но это вовсе не значило, что она покинет королевский двор. Вовсе нет! Король продолжал любить маркизу, она была чем-то вроде привычки, от которой тяжело отказаться. Поэтому маркиза предложила выход, который устроил бы их обоих. Она согласилась, что не может соперничать с молодыми и здоровыми девушками, которые привлекали внимание короля, однако сказала, что лучше будет ему хорошим другом, чем плохой любовницей.
Кроме того, она сама выбирала любовниц королю; она оборудовала особняк, получивший название «Олений парк», который стал местом свидания короля с молоденькими дамами, приглашенными и выбранными для него Помпадур.
Маркиза ревностно следила за тем, чтобы женщины, появившиеся в жизни короля, исчезали прежде, чем они успеют запустить свои коготки в его сердце. Если она видела, что кто-то из девушек посягает на ее место в сердце короля, она тут же удаляла ее подальше от королевских глаз. Кроме того, король появлялся в «Оленьем парке» инкогнито, и девушки не знали, с кем имеют дело, принимая его за некоего важного господина.

Неудачной оказалась ее попытка вмешаться во внешнюю политику. Из-за ужасных отношений с королем Пруссии Фридрихом II она разорвала традиционный союз Франции с Пруссией, и устремилась к союзу с Австрией. Когда началась Семилетняя война, она пробовала командовать французскими войсками, но закончилось это их полным разгромом: маркиза назначала главнокомандующим не того, кто прославился в военных операциях, а того, кого она знала лично и кто был у нее в фаворе.

Пусть внешняя полтика и не была коньком Помпадур, но этим не ограничивается ее вклад в культурное наследие человечества... Бриллианты, огранка которых называется "маркиз" (овальные камни), своей формой напоминают рот фаворитки. Шампанское разливается либо в узкие бокалы-тюльпаны, либо в конусообразные бокалы, появившиеся в эпоху правления Людовика XV - именно такой формы была грудь мадам де Помпадур. Маленькая сумочка ридикюль из мягкой кожа - тоже ее изобретение. Она ввела в моду высокие каблуки и высокие прически, потому что была маленького роста.
Наконец, она раскрыла секрет, над которым ломают голову все женщины мира - как удержать около себя мужчину в течение 20 лет, если он даже не муж, и у вас давно нет интимных отношений. К сожалению, эту тайну она унесла с собой в могилу.

Маркиза де Помадур вошла в историю как некоронованная королева, игравшая видную роль во Франции и всей Европе, историк Анри Матрен назвал ее «первой женщиной премьер-министром». Она вникала во все мелочи государственной жизни, покровительствовала наукам и искусству, но несмотря на это вся ее жизнь уместилась в короткой эпитафии:

«Здесь покоится та, которая двадцать лет была девственницей, десять лет – шлюхой, а тринадцать лет – сводницей».

Маркиза де Помпадур была погребена 17 апреля 1764 года в часовне монастыря Капуцинов рядом с могилой матери и дочери.

La Marquise de Pompadour, par Maurice-Quentin Delatour

DROUAIS, François-Hubert

Людовик XV:

Величественная фигура женщины с гордым взглядом темных глаз, окутанная правильными складками тяжелого шелка. Она родилась в родовом замке, росла, дыша ароматом монастырского ладана, жила в строгих залах и садах Людовика XIV и умирала в монастырских покоях Сен-Сира. А на смену ей, из сверкающей пены жизни, вынырнула другая фигура. Кокетливая, изящная, в напудренном парике на маленькой головке, в мушках. Для нее нет закона, кроме ее каприза. Где-то работал и страдал народ, где-то решались мировые вопросы и готовилась будущая катастрофа Франции. Шелковые занавеси плотно закрывали дверь в изящный будуар. И здесь, среди ароматов и пудры, царил всегда смеющийся, всегда капризный бог наслаждений - Рококо. И царицей этого царства была маркиза Помпадур. Век прекрасного… И все прекрасное в искусстве, литературе, ремесле носит на себе печать маркизы Помпадур.

29 декабря 1721 года у Франсуа Пуассон, шталмейстера двора герцога Орлеанского, родилась дочь. Дали ей имя Жанна-Антуанетта. Франсуа Пуассон, замешанный в одно очень некрасивое дело по интендантству, был приговорен к повешению и спасся только бегством в Германию. Маленькая Жанна осталась на руках матери, женщины очень красивой и умной, но по-видимому, нравов нестрогих. Есть сильное основание предполагать, что настоящим отцом Жанны был не Франсуа Пуассон, а генерал Ленор-ман-де-Турнехем. Во всяком случае в судьбе Жанны он принимал очень живое участие. Прежде всего он озаботился дать ей прекрасное воспитание и образование, а потом решил выдать ее замуж за своего племянника. И вот 9 марта 1741 года, а Париже, в церкви св. Евти-хия, пятнадцатилетняя Жанна Пуассон повенчалась с Карлом Ленорман д Этиоль. Маленького роста некрасивый жених, стройная, с интересным бледным лицом, невеста.

К свадьбе генерал подарил своему племяннику половину своих поместий, остальное обещал оставить после своей смерти. Молодой д’Этиоль женился по любви, мадемуазель Пуассон выходила замуж по расчету. На свой брак она смотрела, как на неизбежный этап своей жизни. Когда ей было девять лет, одна гадалка предсказала ей, что она будет фавориткой короля. М-ль Пуассон твердо верила этому предсказанию и всей своей жизнью готовилась к нему.

Выйдя замуж, Жанна, несмотря на свой юный возраст, сумела собрать вокруг себя интересных людей. В замке Этиоль, где она поселилась, у нее бывало много писателей, художников, ученых - среди них были такие крупные имена, как аббат Берни, Вольтер, Фонтенель. Через них она познакомилась с искусством, литературой, политикой.

Нельзя сказать, чтобы она была красива, но она была очаровательна. Очень бледное, бесконечно подвижное лицо, прекрасные глаза, цвет которых нельзя было определить,- иногда они казались черными, иногда синими, чарующая улыбка, великолепные светлые волосы, прекрасные руки, стройная, среднего роста фигура. Свою внешность она очень хорошо знала и умела ею пользоваться.

У нее была прелестная дочь Александра, которую она нежно любила. С очаровательной улыбкой, обмахиваясь веером, на котором была нарисована Габриель д’Эстрэ, а у ног ее Генрих IV, она говорила своим многочисленным поклонникам: «Только с королем я могла бы изменить моему мужу». Самые злые языки в то время не могли сказать о ней ничего дурного,- жизнь ее была безупречна.

Однако ее можно было часто встретить близ Этиоля, в лесах Сенара, где происходили королевские охоты. Она в голубой с розовым амазонке, с соколом в руке, как средневековая дама… Или она - в голубом фаэтоне, вся в розовом. Ее заметили, о ней заговорили, называли нимфой лесов Сенара. Король невольно обратил внимание на одетую в цвета утренней зари амазонку. Любопытный взгляд короля встречается со взглядом неверных глаз мадам Этиоль. Около Людовика XV была в то время мадам Шатору. Появление на его горизонте юной амазонки ей не понравилось. Мадам Этиоль это дали понять. Она перестала появляться на королевской охоте, но целью ее жизни был по-прежнему король.

В 1745 году городом Парижем был устроен большой маскарад в честь помолвки дофина. Мадам Этиоль знала, что на нем будет король. Графиня Шатору незадолго до того внезапно умерла, и теперь король был свободен. На балу к Людовику XV подошла изящная маска в костюме Дианы-Охотницы. Король заинтересовался ее остроумным разговором, но маска скрылась, успев, однако, уронить надушенный тонкими духами носовой платок.

Через несколько дней, в Версале, на спектакле Итальянской комедии, ложа мадам Этиоль была очень близка к королевской. Спустя еще некоторое время король ужинал с мадам Этиоль наедине. После этого ужина Людовик точно испугался своего нового увлечения и много дней не вспоминал о мадам Этиоль. Тщетно старался его камердинер Бинэ, дальний родственник мадам Этиоль, напомнить ему о ней. Наконец, король все-таки заговорил о ней с Бинэ. Он сознался, что она ему очень понравилась, но показалась более честолюбивой и властной, чем любящей. Бинэ уверял его, конечно, что мадам Этиоль безумно влюблена в него и теперь, изменив с ним обожающему ее мужу, она думает только о смерти.

Король пожелал видеть мадам Этиоль еще раз.

Теперь она была более осторожна. Глубоко затаив свое честолюбие и властность, она была перед королем только бесконечно любящей женщиной. В ответ на свою нежность она почувствовала, что теперь она сильна, но ей было важно не покидать Версаля. И вот, еще в объятиях короля, мадам Этиоль стала приходить в отчаяние от того, что ее ожидает дома, она уверяла короля, что безумно боится мужа, что он ревновал ее и раньше, но теперь гнев его будет ужасен. Король поверил ее страху и слезам и предложил ей укрыться временно от гнева мужа в дальних покоях Версальского дворца.

По совести говоря, муж мадам Этиоль был более жалок, чем страшен. Он искренно любил свою жену, и, когда его дядя, генерал Ленорман сообщил ему, что она его покинула, то он лишился чувств, а придя в себя, пытался много раз лишить себя жизни. Изгнанный королем из Парижа, он долго и серьезно болел в Авиньоне.

Когда Людовик XV уезжал к своим войскам во Фландрию, мадам Этиоль не поехала с ним. Она поселилась в Этиоле и жила там очень замкнуто, занятая почти исключительно перепиской с королем. Тем временем для нее в Версале отделывали комнаты, которые раньше занимала покойная мадам Шатору. Мадам Этиоль знала, что с приездом короля она будет объявлена официальной фавориткой. Одно из последних писем короля было адресовано ей уже не как мадам Этиоль, но как маркизе Помпадур,- в письме были документы на этот титул.

Через несколько дней по возвращении короля из Фландрии новая маркиза была предоставлена ко двору. Она сильно волновалась, но со своей задачей справилась умно и тактично. Только один момент растерялась она,- это было у королевы.

Королева Мария Лещинская давно перестала ревновать короля, и маркиза Помпадур была для нее лишь новым именем, а не новым огорчением. И теперь, когда маркиза готовилась услышать от королевы заготовленную заранее готовую банальную фразу о своем туалете, Мария Лещинская вдруг ласково спросила ее об одной знакомой даме. Маркиза растерялась, и у нее вырвалось неловкое, но искреннее восклицание:

«Самое мое горячее желание - понравиться Вашему Величеству». Смущение маркизы быстро прошло, а за ласковые слова она надолго сохранила благодарность к королеве.

Отличительной чертой XVIII века во Франции, века смеха и игры, была скука. Скука царила всюду. Она возникала внизу, где приводила к частым самоубийствам, увеличивалась со ступенями положения и богатства, и полным ее воплощением, казалось, был сам король Людовик XV. Скука была единственная любовница, которой он был верен всю жизнь, скука была тот злой гений, послушный которому Людовик говорил: «После нас хоть потоп».

Красивый, обаятельный, окруженный не только придворными, но и искренними друзьями, король скучал. И вот, вооруженная своим живым умом и вкусом, маркиза решила заставить короля не скучать. И вся тайна ее влияния на Людовика была в умении этого достигнуть. Для этого у нее был редкий дар ни в чем, начиная со внешности, никогда не быть однообразной. Всегда неожиданная, всегда умная и интересная по-новому, она быстро сумела всецело овладеть умом и душой ленивого, апатичного короля.

От ее зоркого глаза не укрывается ни одно маленькое облачко на челе царственного возлюбленного. Она умеет согнать его своей лаской, своей веселостью. Сна играет на клавесине, поет, рассказывает новый анекдот.

С самой ранней юности маркиза любила искусства и занималась ими. Теперь, когда волей судьбы она приблизилась к французскому двору, вместе с нею приблизились искусства и литература. Хотя лично Людовик XV был ко всему этому равнодушен, она сумела заинтересовать и его.

Два раза в неделю у нее в салоне собирались художники, писатели, философы,- Бушардон, Бушэ, Латур, Верна, архитектор Габриэль, Вольтер… Возникали интересные темы разговоров, горячие споры. Маркиза принимала в этом большое участие, невольно стал принимать в этом участие и король. Во дворце Шуази, по мысли маркизы, возникает театр, под названием «Театр Малых Покоев», интимный, изысканный театр для сорока человек зрителей.

Строил этот театр Габриэль по личному плану маркизы, расписывал его внутри ее любимый художник Буше. Входным билетом была небольшая карточка, на которой была нарисована кокетливая Коломбина, около нее влюбленный Леандр, из-за занавески выглядывал обманутый Пьеро. Публику составляла почти всегда королеская семья во главе с Людовиком XV, родные и близкие маркизы. Сидя на простом стуле, король мог без утомительного для себя этикета смотреть представление.

Труппу составляли не профессиональные актеры, а придворные, добившиеся, как большой чести, играть здесь. Главные актеры были Мориц Саксонский, герцог Дюра, Ришелье, Д Эстрад, директором был герцог де-Лавальер. Руководила всем и первой актрисой была маркиза Помпадур

Еще у себя в Этиоле она устраивала спектакли и пока зала себя хорошей актрисой и приятной певицей. Теперь она могла развернуться и проявить всю тонкость и изящество женского кокетства, все очарование и нежность своего гибкого голоса. В самом деле, где, кроме театра, можно быть так разнообразно красивой, можно менять столько пленительных обликов! Нежная пастушка, страстная одалиска, гордая римлянка… Какой простор была сцена для тонкого вкуса маркизы. Не даром, после одного из спектаклей, Людовик сказал ей: «Вы - самая очаровательная женщина Франции».

Репертуар театра тоже составляла сама маркиза. На открытии шла комедия Мольера «Тартюф», дальше пьесы Вольтера, Руссо, Кребильона.

После спектакля король с самыми близкими, в числе не более четырнадцати лиц, обычно оставался на ужин. Приглашенные входили с ним вместе в салон, изысканно меблированный, на стенах которого была живопись Латура, Ватто, Бушэ. Сюжетом этой живописи были роскошные пиры, но в самом салоне не было и намека на ужин.

Когда король переступал порог, к нему приближались два пажа и спрашивали приказаний насчет начала. Едва король успевал сделать знак, что можно подавать, расступался пол и, как во дворце Армиды, снизу поднимался роскошно сервированный стол. Пажи быстро вносили кушанья и начинался ужин. Здесь не было пьянства и разгула. Елись легкие, вкусные блюда, пились тонкие вина, возникали веселые изящные разговоры, легкая пикантность которых никогда не переходила в непристойность.

Король не должен скучать - вот цель маркизы. Поэтому во время постов, когда запрещены разные увеселения, она устраивает во дворце духовные концерты, где поет и сама. Когда она чувствует, что королю уже надоедают развлечения, она увлекает его в путешествия. Он посещает незнакомые для себя города своего королевства, принимает приветствия от своих подданных, никогда еще не видавших его раньше.

Влияние маркизы на Людовика не могло нравиться придворным. Она пришла не из их круга, а из буржуазии. Все в ней, начиная с ее манер и кончая ее языком, шокировало строгий этикет двора. Дофин и дочери короля были против нее, королева была безмолвна и не была ни за, ни против. Но маркиза была честолюбива. Ее влияние на личность короля ее не удовлетворяло - она хотела влияния на всю политику Франции. И несмотря на протесты двора и на восстановленный против нее придворными кругами Париж, изливший всю злобу на нее в целом ряде песенок, называвшихся по ее девичьей фамилии «пуассонадами», маркиза твердо идет к своей цели.

Среди развлечений и путешествий она знакомится с делами королевства.

Насчет своих врагов маркиза никогда не заблуждалась и по достоинству оценивала их. В противовес им она употребляет все усилия, чтобы приобрести друзей. Но последнее ей плохо удавалось. Этому мешали два ее крупных недостатка - она была мстительна и злопамятна. Она никогда ничего не прощала, и ее близкие больше всего боялись ее, чем любили. Относительно дофина ее месть была бессильна, но с другими своими врагами маркиза была беспошадна Она добивается отставки Орри, министра финансов, пользовавшегося большой популярностью. Изгнан из Парижа за насмешливые куплеты о ней любимец короля Морепа.

Почтительно, но твердо борется маркиза с королевской семьей, надменно с придворными, успешно с иезуитами, терпеливо с парламентом.

Власть маркизы с каждым днем становится сильней Она делается негласной правительницей Франции. Иностранные державы ищут ее расположения. Через~нее добивается императрица Мария-Терезия союза с Францией, благодаря которому возникает неудачная для Франции семилетняя война с Германией и Англией.

При дворе своем маркиза вводит строгий этикет. В ее приемном покое только одно кресло для нее, все приходящие должны стоять. Под предлогом частого нездоровья, она не вставала даже при принцах крови. В театре она сидела в королевской ложе, в капелле Версаля для нее было выстроено особое возвышение. Штат ее дома состоял из шестидесяти человек. Ее выездной лакей был из обедневшего, но старинного дворянского рода.

В своем величии маркизе хотелось как бы вычеркнуть свое скромное происхождение. Своего отца, господина Пуассон, маркиза превращает в пэра Франции, владельца поместья де-Мареньи, своего брата - в маркиза де-Ведриер, впоследствии маркиза де-Мареньи Она покупает у фамилии Креки их склеп в церкви Капуцинов на площади Вандом и переносит туда тело своей матери.

Но главный предмет ее забот и честолюбивых замыслов это - ее единственная и нежно любимая дочь Александра, похожая на мать характером и внешностью. Она воспитывалась в аристократическом монастыре д’Ассомпсьон, где ее называли, как детей королевской крови, по имени: Александра. Ей маркиза готовила блестящую будущность. Но судьба разбивает все ее мечты. Десяти лет от роду Александра неожиданно умерла. Подозревали яд, месть иезуитов, но вскрытие ничего не обнаружило.

Яд вообще маркиза предполагала всюду и много раз предостерегала против него короля. Сама она ничего не начинала есть первой. Правда, у нее был перед глазами пример - неожиданная смерть мадам Шатору, очень похожая на отравление. Даже близким своим маркиза не могла доверять. Ее родственница и лучшая подруга, мадам д’Эстрад оказалась шпионкой при ней и любовницей ее врага, министра иностранных дел Аржан-сона.

Среди блеска, на вершине своего могущества, маркиза была очень одинока. Много сил, и душевных и физических, ей нужно было затрачивать, чтобы держаться на достойной высоте. Захватив в свои руки власть над Францией, маркиза навсегда отреклась от спокойной жизни. И много раз дома, оставшись одна со своей камеристкой мадам Хосэ, она жаловалась на судьбу и на необходимость вести с окружающими людьми и событиями «вечную битву», как она называла свою жизнь.

В слабом и болезненном теле маркизы Помпадур жила безумная энергия. Казалось, ни одного часа своей жизни она не проводила в бездействии. Она вникала во все. Картинная выставка, по поводу которой она выслушивает мнение других и высказывает свое… Антиквары, у которых она часто покупает прекрасные вещи для своих дворцов,- мебель, саксонский фарфор, китайский фарфор… Беседы с архитекторами, художниками… Устроенная ею в Версале типография, где на ее глазах печатались «Rodo-gune» Корнеля и некоторые произведения Вольтера… Обсуждение с Клероном театральных туалетов… Работа ее личная над офортом, гравюрой или геммой… Некоторые из ее работ дошли до нас -- конечно, они слабей, чем произведения окружающих маркизу художников, но они все же очень интересны.

Маркиза вела огромную переписку со многими замечательными людьми. «Мне еще нужно написать около двадцати писем»--говорит она, прощаясь вечером со своим отцом.

Маркиза любила книги, и ее колоссальная библиотека служила ей не только для вида. Там были книги по истории, гражданскому праву, политической экономии, философии,- в них она черпала знания для той роли, какую она хотела занимать во Франции. И дейстительно, если маркиза не всегда была компетентна в каком-либо вопросе, она всегда знала достаточно, чтобы не казаться в нем невеждой… Кроме того, у нее было великолепное собрание книг по театру и вообще по искусствам.

Но больше всего у маркизы было книг о любви Романы испанских, итальянских, французских писателей, рыцарские романы, героические, исторические, моралистические, политические, сатирические, комические, фантастические. Ее библиотека была храмом романа Читая, маркиза переживала тысячи жизней, посвященных любви, и, уходя от действительности, отдыхала от нее в иной, творимой жизни.

По мысли маркизы основывается военное училище. За постройкой здания маркиза следит сама, и даже ею лично рисованы проекты некоторых его украшений. Французские гобелены давно победили восточные ковры, французский хрусталь был также прекрасен, как венецианский, но французский фарфор не мог соперничать с саксонским и китайским. Маркиза, любившая его и понимавшая в нем толк, задалась целью создать французский фарфор, который был бы лучше саксонского. В 1756 году государственный фарфоровый завод, бывший в Венсене, переводят в Севр.

Здесь строят великолепные здания для художников и работников завода. Здания окружены прекрасными садами, где бьют фонтаны и насажены очаровательные боскеты. Вдали виден густой лес, где живущие на заводе могут охотиться.

Под началом мастера, обладающего секретом изготовления хорошей фарфоровой массы и ее окраски, работает пятьсот человек, из которых шестьдесят - опытные художники.

Маркиза избрала Севр местом своих обычных прогулок. Она ободряет художников, дает им советы, помогает в выборе красок и форм. Прекрасный розовый цве назван ее именем «Rose Pompadour». Очень быстро произведения Севра достигают необычайной высоты, и им не страшны сравнения с саксонским и китайским фарфором. Для распространения севрских изделий маркиза устраивает их выставку в Версале, где сама их продает. Торгуя, она расхваливает их так убедительно, что трудно у нее не купить.

Однажды во время прогулки в Севр маркизу пленил раскинувшийся перед ней пейзаж. Она стояла на очаровательном зеленом холме, откуда было видно Версаль, Сен-Клу и еще дальше Сен-Жермен. Маркиза решила построить здесь дворец. В прекрасный летний день она собирает сюда архитекторов, художников, садовников и, сидя на зеленой траве, обсуждает с ними план постройки. И вот, под руководством архитектора Ландюро, художников Буша, Ванлоо и садовника Делиль, на живописном холме, как в сказке, вырастает дворец Белль-Вю.

В первом дворе было два здания,- одно для конюшен, другое для театральных представлений. Дальше второй двор, окруженный с трех сторон зданиями дворца, а с четвертой к нему примыкает сад с террасой, откуда открывается вид на Сену, Булонский лес, на зеленеющие острова и деревни. От террасы к Сене спускалась зеленая лестница из цветущих померанцев и лимонов, а в парке, под куполом из деревьев, высился бюст короля и маркизы. Внутренность дворца была не менее хороша. Картины, мрамор, фарфор… Маркиза понимала и любила прекрасное.

В день первого приезда короля в Белль-Вю, в театре, отделанном в китайском стиле, был дан балет «Амур-архитектор», изящная шутка на тему о постройке Белль-Вю. Вечером, после спектакля, маркиза повела короля в зимний сад.

Горело много огней, тысячи цветов струили свой аромат. Король был удивлен, что маркиза по обыкновению не срывает для него цветов и решил это сделать сам. Но сорвать цветы было нельзя,- они были из Севрского фарфора, а в их чашечки были налиты соответствующие каждому духи.

Маркиза обладала не только дворцом Белль-Вю. Она часто покупала новые земли и дворцы и иногда продавала их с большим для себя убытком. Ее владения были огромны, и во многих из них она очень редко бывала. Большой дворец Кресси, стоивший колоссальную сумму, небольшой дворец Ла-Сель, простой маленький павильон у Версальского парка, отделанный персидскими обоями и живописными панно, окруженный садом, представлявшим собой боскет из роз, в зелени которого укрывался белый, мраморный Адонис; маленький домик в Фонтенбло с множеством кур разных пород, домик в Компьене; роскошный дворец в Париже.

Вообще маркизе ни одна из затей не кажется чересчур дорогой, и она, не задумываясь, покупает все, что ей хотелось бы видеть своим. Но несмотря на то, что эти покупки стоили Франции очень дорого, их общей суммы нельзя сравнить с другой цифрой. Дороже всего стоила Франции вся плеяда архитекторов, художников, скульпторов и садовников, которых маркиза возила за собой в каждое свое владение, где они переделывали от начала до конца все по ее вкусу. Это стоило государству тридцать миллионов ливров.

Маркиза не ограничивалась перестройкой своих дворцов и домов, которые она занимала. Она также переделывала все дворцы короля, в которых он ее принимал. В этом, как и во всем, маркиза старалась найти развлечение для скучающего короля. Ей хотелось, чтобы ни один из его дворцов не был похож на другой и был ему по-новому интересен.

Жизнь маркизы Помпадур была не только «вечной битвой» с интригами врагов, но и «вечной битвой» с самой собой, битвой со своей душой, со своим слабым болезненным телом, даже со своим холодным темпераментом. Ее видят всегда веселой, спокойной, с улыбкой и песнью на устах. Только из записок ее камеристки мадам Хосе, дошедших до нас, мы узнаем ее интимную жизнь, ее бессонные ночи, полные тревоги и слез.

«Дорогая моя! Я боюсь потерять сердце короля, перестать быть ему приятной. Вы знаете, мужчины придают большое значение некоторым вещам, а у меня, к несчастию, очень холодный темперамент. Я решила применить к себе несколько возбуждающий режим, чтобы исправить этот недостаток, и вот в эти два дня этот элексир мне помог, или, по крайней мере, мне так показалось». Так говорит маркиза своему другу, герцогине де-Бранка.

Для возбуждения темперамента она пьет также шоколад с большим количеством ванили, ест салат из сельдерея и трюфелей.

Но отношение к ней короля становится холоднее.

Когда Дамьен ранил его кинжалом в 1757 году, маркиза одиннадцать дней, запершись в своих покоях, не знала, что ее ожидает. Она плакала, падала в обморок, придя в себя, снова плакала и снова лишалась чувств. Доктор Кезнэ из покоев короля все время ходил к ней и обратно, стараясь, как мог, ее успокоить. Сам король ее к себе не звал и не давал о себе знать. После одиннадцати дней мучительного ожидания король прислал к маркизе своего министра Машо, ее же ставленника, с приказом от имени короля немедленно покинуть Версальский дворец. Маркиза уже решила выполнить это приказание, но одна из ее подруг, жена маршала, Миренуа, ее отговорила. Сделав вид, что покидает дворец, маркиза на самом деле оставалась там, выжидая событий. Совету мадам Миренуа маркиза последовала не зря, через несколько дней король с ней увиделся, и она снова заняла свое положение.

Министр Машо получил отставку. Пришел день, когда маркизе пришлось оставить надежду удержать короля-любовника. Измученная внутренней и внешней борьбой, развлечениями через силу, под вечным страхом соперниц, она не вынесла, и ее слабое здоровье пошатнулось.

Первые измены короля она побеждала легко.

Устранена и неожиданно умирает (есть подозрение, что ее отравили по приказу маркизы) обольстительная маде-маузель Шуазель-Романэ. Но теперь маркиза понимала, что дальше уже не так просто. И вот она решается на поступок, заклеймивший ее в веках. С ее разрешения возникает так называемый «Олений Парк», нечто вроде маленького гарема для короля, где одновременно было не больше двух девушек. Кто их возлюбленный, девушки не знали. Им намекали, что это польский принц, родственник королевы. Скромные, необразованные девушки были не страшны маркизе. «Мне нужно его сердце»,- говорила она о короле.

Когда какая-нибудь из девушек беременела, ее увозили оттуда, ребенка обеспечивали, а мать с небольшим приданым выдавали замуж в провинцию. Все это устраивала сама маркиза, и трудно сказать, во имя любви или во имя честолюбия приняла она на себя эту двусмысленную роль

С сжатым сердцем и холодным умом стала маркиза Помпадур уже не возлюбленной, а другом и поверенной короля Людовика. Она покидает верхние интимные покои Версальского дворца и поселяется внизу, где до нее жили только принцы крови. И как бы объявляя всем о перемене своего положения, она ставит в парке Белль-Вю свою статую в виде богини Дружбы.

Но теперь маркизе было важно иметь официальное положение при дворе, и король просит королеву принять ее в свою свиту. Но даже кроткую Марию Лещинскую эта просьба возмутила. Не имея смелости прямо отказать королю, она говорит, что не может принять к себе женщину, бросившую своего мужа и за это осужденную церковью. Тогда маркиза пишет своему мужу, господину Ленор-ман Д Этиоль письмо, полное раскаяния, где, сознавая все свои ошибки, всю свою вину перед ним, она умоляет простить ее и принять обратно к себе.

Одновременно с этим письмом отправляется верный человек сказать ему, что, если он не желает навлечь на себя неудовольствие короля, ему советуют отказать.

Муж маркизы давно примирился со своей судьбой и жил, развлекаясь вином и легкими любовными интригами. На свое письмо маркиза получила от него вежлизый ответ, где он писал ей, что от всего сердца прощает ей ее вину перед ним, но принять к себе не желает. Получив нетерпеливо жданный ответ, маркиза разражается потоком жалоб. Она виновата, она раскаялась, что ей делать, если муж ее теперь отталкивает, только религия может ее утешить.

Каждый день в часовне Версаля, но не наверху, не на своем почетном месте, а внизу, в толпе, и долго по окончании службы она стоит коленопреклоненная у алтаря. После долгого колебания и нерешительности иезуита отца де Сасси, после ее письма к Папе, она, наконец, получает прощение церкви. Марии Лещинской теперь ничего не остается, как только покориться воле короля.

«Государь! У меня один царь на небе, который дает мне силы переносить мое горе, и один король на земле, воле которого я всегда покорна»,- говорит она королю, принимая новую даму в свою свиту. Враждебного отношения иезуитов во время своего покаяния маркиза не забыла. Двенадцать лет спустя иезуиты были изгнаны из Франции. Король, связанный с маркизой единственно силой привычки и ее ума, искал новой любви. Его короткие романы в «Оленьем Парке» его не удовлетворяли. Враги маркизы старались выдвинуть новую фаворитку.

Перед королем проходит длинная вереница женщин, из которых каждая доставляет несколько дней тревоги и горя маркизе. Когда на горизонте короля появляется мадемуазель Роман, маркиза видит, что король влюблен уже по-настоящему. У мадемуазель Роман был сын от Людовика.

С бьющимся сердцем идет маркиза в Булонский лес, где на траве, заколов роскошные черные волосы бриллиантовым гребнем, кормит грудью мадемуазель Роман своего сына, Людовика Бурбонского. Прикрыв, как бы от сильной зубной боли, свое лицо платком, маркиза наблюдает за ней и даже заговаривает с ней. Вернувшись домой, она говорит с грустью мадам Хосе «Надо сознаться, и мать, и ребенок, очень красивы».

Но этот роман короля, более серьезный, чем другие, не порвал цепей, которыми он был прикован к маркизе Помпадур. Эта победа несколько успокаивает маркизу, но она, все еще веселая внешне, грустна, разочарована и одинока.

«Чем я становлюсь старше, мой дорогой брат, тем более философскими становятся мои суждения. Я уверена, что также думаете и Вы. Кроме счастья быть с королем, которое, конечно, меня во всем утешает, все остальное только ткань из злобы, пошлости,- вообще из всех грехов, на которые способно бедное человечество. Хороший материал для размышления, особенно для тех, кто, как я, родился философствующим над всем»,- пишет она своему брату

В другом письме она говорит:

«Всюду, где есть люди, Вы найдете все пороки, ложь, все на какие они способны. Жить в одиночестве было бы очень скучно, потому нужно терпеть их недостатки и делать вид, что их не замечаешь».

Но из всех огорчений маркизы было наибольшим то, что вместо славы Франции, с которой бы в веках было связано ее имя, ее вмешательство в дела государства принесло стране разорение и несчастные войны. Она повторяет, смеясь: «После нас хоть потоп». Но на самом деле она очень заботилась о своем имени в потомстве.

«Нужно отказаться от всякой мысли о славе. Это тяжелая необходимость, но это единственное, что нам остается. Ваше усердие и преданность королю еще могут быть ему нужны»,- пишет она во время Семилетней войны герцогу д’Этион.

Когда она увидела, что все ее мечты о славе не удались, она действительно оставила их, и навсегда удручена этим. Близкий ей человек, ее любимый министр и, говорят, даже любовник, герцог Шуазель, говорит о ней:

«Я боюсь, чтобы меланхолия не завладела ею всецело и она не умерла бы от горя».

Как странно звучит это. Всесильная маркиза Помпадур, умирающая от горя. Уже с 1756 года маркиза стала чувствовать себя очень плохо. Но она усиленно скрывает свои болезни от короля. Веселая улыбка и искусный грим маскировали от посторонних глаз ее болезненный вид. Некогда гадалка предсказала маркизе ее блестящее возвышение. И теперь переодетая, с приклеенным носом, маркиза пробирается к другой гадалке, узнать, как она умрет. Она получает ответ: «Вы успеете раскаяться». Это предсказание, как и первое, сбылось.

У маркизы в детстве шла горлом кровь. Ее жизнь погубила вконец ее здоровье. Но она не хотела сдаваться до последней возможности. В 1764 году, после одной увеселительной прогулки в Шуази, она слегла. Около нее несколько друзей, герцог Шуазель, мадемуазель Мирепуа и принц Субиз, самый преданный ей человек. За несколько дней до смерти наступило неожиданное улучшение. Маркизу перевезли в Версальский дворец. Здесь, во дворце, где по этикету могли умирать только принцы крови, умирала маркиза Помпадур. Умирала спокойная, и все еще красивая, несмотря на болезнь. Когда приближался ее конец, король лично сказал ей, что настало время причаститься. Она не могла лежать из-за одышки и сидела, обложенная подушками в кресле, сильно страдая. Перед смертью она набрасывает рисунок прекрасного фасада церкви св. Магдалины в Париже. Когда священник св. Магдалины собирался уходить, она с улыбкой сказала ему: «Подождите минутку, святой отец, мы уйдем вместе». Через несколько минут она умерла.

Ей было 42 года от роду, и она двадцать лет правила Францией. Из них только пять первых она была возлюбленной короля. Перед смертью она велела надеть на себя монашеское платье, большие четки ордена Францисканцев и деревянный крест на грудь. Сейчас же после смерти ее тело вынесли из Версаля. В день похорон шел сильный дождь. Король вместе со своим камердинером Шамплостом стоял на балконе с непокрытой головой, следил, как шла мимо дворца ее погребальная процессия. Когда она скрылась за углом, глаза его были полны слез: «Вот единственная почесть, которую я могу ей оказать».

Своим душеприказчиком маркиза назначила принца Субиз. В завещании все было ясно обдумано, она составила его с любовью к предметам искусства, которые она оставляла после себя в огромном количестве. В этом, как и во всей своей жизни, она была больше эстеткой, чем доброй христианкой. Она награждала дружбу, но в то же время охраняла для будущего свои многочисленные коллекции.

Ее похоронили в склепе на площади Вандом, где уже стоял гроб ее матери.

Дидро говорит о ней жестоко: «Итак, что осталось от этой женщины, которая погубила столько человеческих жизней, истратила столько денег, оставила нас без чести и энергии и разрушила политическую систему Европы? Версальский договор, который продлится известное время, Амур Бушардона, которым будут всегда восхищаться, несколько гравированных камней, которые приведут в восторг антикваров будущего, хорошенькая маленькая картина Ванлоо, на которую будут иногда смотреть, и… горсть пепла». Но маркиза любила искусство, любила литературу, и имена Бушэ, Фрагонара, Латура, Ванлоо, Греза, Монтескье, Вольтера и еще многих крупных людей ее эпохи окружают ореолом ее облик в веках. История против нее, но за нее искусство.

Она склонила короля к союзу с Австрией , противоречившему традиционной политике Франции. Она удалила кардинала Берни из министерства иностранных дел, назначив вместо него своего любимца, герцога Шуазеля . По её желанию назначались главнокомандующие в армиях; она выдвинула герцога Ришелье, несмотря на его дурную репутацию, назначив его маршалом Франции . При ней министр финансов Машо пытался реформировать распределение налогов. Кенэ излагал ей основы своей теории.

Была знакома со многими выдающимися писателями своего времени. Её друзьями были Дюкло и Мармонтель . Старого Кребийона она спасла от нищеты, предоставив ему должность библиотекаря. Помпадур горячо поддерживала энциклопедистов и «Энциклопедию ». Вольтер восхищался ею, хотя, в то же время, подсмеивался над её мещанскими манерами. Известно, что Руссо был одним из немногих интеллектуалов того времени, не входивших в круг её знакомств.

Расточительство за счёт королевской казны

Увеселения, постройки, наряды Помпадур стоили дорого. За двадцать лет при дворе она потратила на свои туалеты 350 035 ливров, ей принадлежало свыше трёхсот ювелирных изделий, в том числе бриллиантовое колье стоимостью 9 359 франков . Её именем называли обстановку в квартирах (стиль «à la Reine»), постройки, костюмы. Она создавала моду своим умением роскошно и вместе с тем «небрежно» одеваться. Из всех королевских любовниц Помпадур считается самой блестящей, талантливой и безнравственной. Тем не менее, по отзывам современников, Людовик принял известие о её смерти равнодушно.

См. также

Примечания

Литература

  • Malassis, «Pompadour. Correspondance» (П., 1878);
  • «Lettres» (1753-62, П., 1814);
  • Мемуары Морепа, Шуазеля, Мармонтеля, д’Аржансона, Дюкло;
  • M-me du Hausset, «Mémoires History of the marchioness of Pompadour» (Л., 1758);
  • Soulavie, «Mémoires historiques et anecdotes de la cour de France pendant la faveur de M-me P.» (П., 1802);
  • Lessac de Meihan, «Portraits et caractères»;
  • Capefigue, «M-me de Pompadour» (П., 1858);
  • Carné, «Le gouvernement de M-me de P.» («Revue de Deux Mondes», 1859, 16 janvier);
  • E. et J. Concourt, «Les maîtresses de Louis XV» (Пар., 1861);
  • Bonhomme, «Madame de Pompadour général d’armée» (Пар., 1880);
  • Campardon , «M-me de P. et la cour de Louis XV» (Пар., 1867);
  • Pawlowski, «La marquise de P.» (1888);
  • Sainte-Beuve, «La marquise de P.».
  • Эвелин Левер, «Мадам де Помпадур». М.: «Терра-Книжный клуб», «Палмпсест», 2009. Перевод с французского В. Е. Климанова.
  • Так же ей посвящена одна из серий сериала Доктор кто

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 29 декабря
  • Родившиеся в 1721 году
  • Умершие 15 апреля
  • Умершие в 1764 году
  • Стилистически некорректные статьи ЭСБЕ
  • Маркизы Франции
  • Персоналии:Франция
  • История XVIII века
  • Фаворитки монархов Франции
  • Женщины XVIII века

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Флаг Республики Македонии
  • Кёне, Франсуа

Смотреть что такое "Маркиза де Помпадур" в других словарях:

    ПОМПАДУР Жанна - Антуанетта (маркиза де Помпадур, Pompadour; урожденная Пуассон, Poisson; в замужестве Ленорман д Этиоль) (29 декабря 1721, Париж 15 апреля 1764, Версаль), фаворитка французского короля Людовика XV Бурбона (см. ЛЮДОВИК XV Бурбон), оказывавшая… … Энциклопедический словарь

    Помпадур - Франсуа Буше. Портрет мадам де Помпадур. Ок. 1750. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Маркиза де Помпадур (Жанна Антуанетта Пуассон, фр. Jeanne Antoinette Poisson, marquise de Pompadour, 29 декабря 1721 15 апреля 1764) с 1745 года… … Википедия

    Помпадур - администратор самодур. По имени маркизы Помпадур. Слово впервые появилось в сочинении М. Е. Салтыкова Щедрина «Помпадуры и помпадурши». Жанна Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур Jeanne Antoinette Poisson, marquise de Pompadour (1721–1764)… … Судьба эпонимов. Словарь-справочник

    ПОМПАДУР - (фр., от фамилии знаменитой фаворитки французск. короля Людовика XV го), 1) сатирическое название губернатора и вообще самодурствующего администратора в России. Помпадурша фаворитка губернатора. 2) легкий, элегантный рабочий мешок у дам. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    маркиза - ы, ж. marquise f. 1. Жена или дочь маркиза. БАС 1. Семнадцатилетняя Маркиза, Полина, была прекрасна, любезна и добродетельна. ММ 4 118. Домом заведует жена, маркиза Тереза, женщина умная, энергическая. Григорович Корабль Ретвизан. || перен. Во… … Исторический словарь галлицизмов русского языка