Ледяной дождь и еще шесть необычных зимних явлений природы. Ледяной дождь и еще шесть необычных зимних явлений природы Ледяной дождь что

Последние обновление 8.02.2016 г.

Во вторник, 9 февраля, в Москве ожидается ледяной дождь. Об этом сообщили синоптики погодного центра «Фобос»

«Эта неделя ознаменуется большим количеством ледяных дождей. Осадки будут носить незначительный, слабый характер, но они будут характеризоваться именно периодическим переходом из смешанной фазы в фазу ледяного дождя. Причем это может быть во вторник, в среду, в четверг, в субботу, и особенно сильный — вечером в воскресенье, переходящий в ночь на понедельник», — сообщил синоптик центра.

Что такое ледяной дождь?

Ледяной дождь — атмосферное явление, которое возникает из-за разницы температур на высоте прохождения дождевого фронта и у поверхности земли. Он относится к так называемым «обложным» осадкам, которые выпадают монотонно на протяжении достаточно длительного периода времени.

Всё происходит так: внизу, над поверхностью земли, находится холодный воздух (ледяной дождь традиционно идёт при температуре от -1 до -15 градусов Цельсия), а над ним — слой более тёплого воздуха. Капли дождя, приближаясь к земле, очень быстро замерзают — но только снаружи. Получается, что ледяной дождь состоит из твёрдых прозрачных шариков льда, внутри которых осталась незамёрзшая вода.

Падая, шарики раскалываются, жидкость выливается и быстро замерзает, образуя гололёд на асфальте и ледяную корку на других поверхностях (на ветвях деревьев, крышах домов, автомобилях и т.д.).

Обратите внимание! В науке о погоде есть еще и такое понятие, как «ливневый снег» — но, в отличие от затяжного ледяного дождя, он относится к ливневым осадкам, характеризующимся внезапностью начала и резким изменением интенсивности. Бывает он при плюсовой температуре и опасен тем, что резко ухудшает видимость.

Ледяной дождь - атмосферные осадки в виде прозрачных шариков льда диаметром 1-3 миллиметров. Внутри этих шариков находится незамерзшая вода. Ледяной дождь образуется в случае температурной инверсии - обратного, аномального распределения температур. Как правило, с увеличением высоты воздух становится холоднее, но в зоне прохождения теплых атмосферных фронтов иногда бывает, что холодный воздух скапливается в приземных слоях, а над ним располагаются более теплые воздушные массы. Выпавшие из теплых облаков дождевые капли, пролетая сквозь слой с отрицательной температурой, превращаются в ледяные шарики с водой внутри. Сталкиваясь при падении с твердой поверхностью, эти шарики разбиваются на скорлупки. Вода при этом вытекает, образуя красивую, но опасную ледяную корку. С ледяными дождями повышается травматизм, увеличивается число дорожных аварий. Они губят деревья, которые ломаются под тяжестью обледеневших веток,

лишают корма зверей и птиц. Это стихийное явление обрывает электропровода и парализует транспортные средства, превращая их в ледяные глыбы.

В России ледяной дождь чаще всего наблюдаются в Южном, Приволжском, Центральном федеральных округах, а также в Ленинградской, Псковской, Новгородской областях. Многие помнят ледяной дождь, случившийся в московском регионе 26 декабря 2010 года. Ледяной панцирь, накрывший все вокруг, тогда достигал толщины трех сантиметров. Погибло более 50 тысяч деревьев. Настоящее стихийное бедствие стало причиной многочисленных обрывов ЛЭП и привело к транспортному коллапсу - из-за обледенения

Пришлось изменить расписание, а работа была полностью остановлена, Более 400 тысяч человек временно остались без электрического освещения. Ущерб от этого ледяного дождя составил более 200 миллиардов рублей. В конце ноября 2012 года ледяной дождь снова обрушился на Московскую область, нанеся урон транспорту и линиям электропередачи. Снова пострадали автомобили и зеленые насаждения. Но ущерб в тот раз был меньше - сказалось то, что ледяной дождь случился в дневное время на фоне оттепели, поэтому его последствия не были разрушительными. Тем не менее, метеорологи не считают ледяные дожди обычными явлениями. Скорее, это природные аномалии, которые случаются не так уж часто. И все же стоит знать, как к ним готовиться, и как бороться с их последствиями.

Во время и сразу после ледяного дождя, конечно, лучше всего остаться дома. Но если выйти на улицу все-таки необходимо, старайтесь соблюдать крайнюю осторожность, избегайте особо скользких мест и не делайте резких движений.

Во время ледяного дождя постарайтесь защитить лицо и руки, чтобы острые края замерзших капель не повредили открытые участки кожи. Автомобиль лучше оставить на стоянке и по возможности воспользоваться общественным транспортом. Но если вам все-таки пришлось сесть за руль, двигайтесь как можно аккуратнее, избегайте резких торможений, сократите маневрирование до минимума и соблюдайте увеличенный интервал. Для того, чтобы освободить замерзший автомобиль

от ледяной корки, воспользуйтесь грелкой с горячей водой. Чтобы открыть замерзшую дверь, аккуратно раскачивайте ее, пока лед не треснет на стыке. Прогрейте автомобиль, очистите стекла скребком и поезжайте на мойку, где корку льда собьют напором воды. Напомним, вечером в понедельник, 7 ноября, ледяной дождь снова накрыл Москву и Подмосковье. Улицы и деревья покрылись тонкой блестящей коркой, а владельцам автомобилей пришлось освобождать свои машины из стеклянного плена. Кроме того, ледяной дождь стал причиной остановки поездов «Ласточка» и «Сапсан» - из-за обледенения проводов составы не могли передвигаться,

сообщает Life.ru. Тем временем синоптики предупреждают, что до 20 декабря погода в столичном регионе будет неустойчивой. Ранее директор Гидрометцентра России сообщил, что средняя температура в январе составит –9,2. Такие морозы близки к норме, но зима будет гораздо холоднее, чем в прошлом году. Как писали Дни.Ру, настоящая зима придет в Москву 11-12 ноября. Ночная температура опустится до –10, днем ожидается до –5 в столице, до –8 по области.

Дождь, мороз. По отдельности эти слова - просто погодные явления. Но вот когда они случаются одновременно… Все покрывается слоем льда и жизнь замирает.

Может остановить жизнь на огромных территориях. Целые города могут днями и неделями оставаться без электричества и медленно замерзать. И людям ничего не остается делать кроме как наблюдать поразительно красивые ледяные пейзажи.

Один такой ледяной шторм произошел в Квебеке, Канада в 1998 году. По тяжестью льда тогда рухнули более 50 вышек высоковольтных электропередач

Около 1,7 млн. человек остались без электричества. В отдельных случаях люди провели без света по 6 недель. Это было самое разрушительное стихийное бедствие в истории Канады

Поля, где растет трава, превращаются в ледяные моря.

Вот как выглядит электрический провод под 5 сантиметровым слоем льда

И машину заправить не удастся

А вот что оставил после себя ледяной шторм в Швейцарии

Еще более веселая разновидность ледяного шторма - ледяное наводнение , как это случилось в Ньюфаундленде в 2003 году. Сначала река вышла из берегов и затопила всю округу. Потом вода замерзла. Лед, покрывший машины в Швейцарии растаял быстро, а вот эти провели во льду несколько месяцев.

Ликвидация последствий снежных стихийных бедствий также может доставить некоторые неудобства

Морякам тоже достается. В особо тяжелых случаях корабли просто тонут

А вот замерзший водопад

Можно ли спастись от ледяного дождя?

Ледяной дождь, который ударил по Центральной России 26 декабря, назван уже редким погодным явлением.

Можно ожидать, что для многих должностных лиц это станет поводом оправдать свое бездействие, хотя вообще-то этого провала вполне можно было избежать: явление достаточно изученное и регулярно повторяющееся. В Канаде и США, на восточном побережье из-за особых географических и климатических условий оно повторяется чаще, но все же и нам разводить руками оснований нет: такие удары стихии происходят регулярно. Например, после ледяного дождя в Ленинграде 9 марта 1981 года произошло стихийное бедствие регионального масштаба.

На самом деле, есть два явления, которые являются зеркальным отражением друг друга: “ледяной дождь” и “черный лед”. Первый — проклятье энергетиков и авиаторов, второй — кошмар автоводителей и пешеходов.

Что такое “ледяной дождь”? Это дождь из воды, температура которой снизилась ниже нуля, но замерзнуть, превратиться в лед она не успела. Это миниатюрные ледяные шарики, внутри которых — капелька такой воды. При ударе о землю, провода, ветки деревьев они с характерным треском раскалываются и вода мгновенно замерзает.

Чтобы такое произошло, нужна отрицательная температура у поверхности земли, а выше — положительная. Вся игра идет вокруг нулевой отметки, и поэтому сказать, что во столько-то обязательно будет ледяной дождь, синоптики не могут: может пойти просто дождь со снегом, а может — просто снежная крупа.

Сначала эта корка практически незаметна. Но вскоре она начинает себя проявлять: слышится сильный дробный звук о ветровое стекло, крышу и капот машины, об оконное стекло. В автомобиле дворники перестают работать и он стремительно покрывается полупрозрачной ледяной пленкой. Какое-то время помогает зимний омыватель, но и он вскоре кончается, и ехать становится совсем невозможно. Ну а при попытке выйти из машины чувствуешь себя, как корова на льду.

Дальше — хуже. Машину можно припарковать, а что делать с линиями электропередач? Десятки килограммов льда на погонный метр проводов рвут их, как нитки. Но коварнее всего это явление проявляется на корпусах самолетов.

Помнится жуткая история, которая произошла 6 февраля 1958 года с самолетом британской авиакомпании British European Airlines — BEA. Самолет марки Airspeed Ambassador готовился к взлету из аэропорта Мюнхена. На борту находилась футбольная команда “Манчестер Юнайтед”. Британцы готовились к путешествию домой, однако самолет обледеневал, и, вдобавок, было необходимо вычистить взлетную полосу, потому что после ледяного дождя пошел мокрый снег.

Два раза командир корабля Джеймс Тейн выводил самолет на полосу, и оба раза отменял взлет из-за вибрации двигателя. Он не догадывался, что фюзеляж самолета и плоскости покрываются коркой льда, утяжеляя машину. И когда он пошел на разгон с третьей попытки, масса самолета была на несколько тонн больше. Пилоты чувствовали, что самолет разгоняется плохо, но все же им удалось подобраться к скорости отрыва, и тут их машина стала тормозить: она вошла в неочищенную от снега часть полосы. В итоге, самолет вылетел со скоростью более 150 километров в час за пределы ВПП и врезался в дом. 21 из 44 человек погибли мгновенно. Команда “Манчестер Юнайтед” практически перестала существовать.

Футбольный клуб тогда постановил, что белый, черный и красный цвета — символы снега, гари и крови — останутся их фирменными цветами навсегда. Ну а BEA и аэропорт Мюнхена начали тяжбу, выясняя, что было первопричиной катастрофы. Только после многолетних разбирательств стало ясно, что сам по себе лед не мог быть причиной катастрофы, но мог способствовать ей. Снежная каша на полосе была вторым критическим фактором. Разумеется, от обледенения самолеты падали и раньше, но этот случай со знаменитой командой вызвал огромный резонанс. С тех пор руководители полетов и сами командиры воздушных судов не рискуют взлетать в таких условиях: жизнь пассажиров дороже.

Оборотная сторона “ледяного дождя” — это “черный лед”. Если в первом случае дело в переохлажденной воде, то во втором переохлаждена поверхность земли. Такое часто бывает, когда после морозов неожиданно приходит волна теплого влажного воздуха. Влага, содержащаяся в воздухе (может, даже морось или капли мелкого дождя) начинает замерзать. Это явление встречается гораздо чаще ледяного дождя. И если для линий электропередач и ветвей деревьев, а также самолетов оно не представляет особой опасности (“запас холода” в них быстро кончается, и влага перестает замерзать, а потом сама и тает), то на автострадах оно может вызывать многочисленные неожиданные и зачастую необъяснимые автокатастрофы.

Пятна черного льда на автостраде могут появиться где угодно. Мало того, черный лед выглядит в свете фар как обычная мокрая дорога. Термометр в машине будет показывать положительную температуру, причем довольно значительную: до 4—6 градусов. Выйдя из машины, вы даже не поверите, что где-то в такой теплой атмосфере может образовываться лед. Он так же быстро может растаять — и потом придется полицейским ломать голову: почему водитель неожиданно выбросился в сторону из своего ряда на встречную полосу? Хорошо, если он сможет сам рассказать о произошедшем…

В Финляндии, где я пишу этот пост, и к ледяному дождю, и к черному льду относятся серьезно и считают эти явления типичными для наших широт. По мнению финских метеорологов, начиная с ноября и по конец марта нужно быть готовым к таким проявлениям. Разумеется, чаще всего такое возникает в переходной зоне от морского к континентальному климату. В России это Карелия, Мурманская, Архангельская, Ленинградская, Псковская, Новгородская области, Приморье, Сахалин, Камчатка, Хабаровский край. Но с учетом климатических изменений зона резких температурных скачков перемещается и дальше на восток и юго-восток. Так что финские уроки будут, думается, не лишними.

Например, наступление ледяного дождя можно предугадать по изменению звука капель воды, бьющих в стекло; появляется странный блеск ветвей деревьев в свете фонарей или фар, а термометр показывает при наличии дождя минусовую температуру. Если такое вы наблюдаете, то необходимость доставать карманные фонарики и отмена рейсов в аэропортах — дело времени. Ясно как божий день, что скоро и дорога станет чрезвычайно скользкой, а видимость из-за льда на ветровом стекле — никакой. Процесс может развиваться достаточно быстро и приводить к многочисленным авариям.

Чтобы водители не влипли по дороге (точнее, не вмерзли), Финский метеорологический институт на своем сайте регулярно публикует предупреждения об опасности на дорогах. Ну а чтобы увидеть воочию, что творится на дороге, водители обращаются к сайту Финской дорожной администрации, где можно посмотреть на трассу через видеокамеры на дороге. На этих кадрах дается не только фотокартинка (с интервалом 10—20 минут) но и данные о температуре воздуха, дорожного покрытия, состоянии дорожного покрытия (сухое, гололед, мокрое и т.д.) и наличии осадков. Финские дорожники считают, что установка простеньких видеокамер с элементарными датчиками быстро окупится: кто-то обязательно будет учитывать эту информацию, и аварий станет меньше. Говорят, первыми стали пользоваться этими данными женщины-водители: их больше волнует, какая погода там, куда они едут, и как им стоит одеваться.

Но еще проще заранее информировать водителей о проблемах с помощью печатных изданий. Финны распространяют инструкции по зимней езде — даже на русском языке, рассчитывая на то, что и это как-то поможет улучшить ситуацию на дорогах. Есть надежда, что все это в сумме должно сделать водителей, фермеров, строителей, рыбаков — всех, кто работает на открытом воздухе, — более внимательными к окружающей среде.

А что касается конкретного случая в Москве, в столичных аэропортах, то массовая отмена рейсов случается и в Северной Европе. И все зависит от опыта и элементарных человеческих качеств служащих и политики авиакомпаний. Год назад в городе Тампере, в Финляндии, из-за снегопада одна авиакомпания просто умыла руки, отказавшись везти людей в предпраздничный вечер к месту назначения. Другая авиакомпания вывезла пассажиров до места назначения кружным путем через Стокгольм. Финансово выиграла первая. Репутационно — вторая. И мои знакомые, которых бортанули на Рождество, летают теперь только на самолетах той, второй. Так что внимание к людям — лучшая реклама.