Конспект нод по окружающему миру для детей средней группы "путешествие в осенний лес ". Конспект НОД «Путешествие в осенний лес

Задачи приоритетной образовательной области:

  • «Речевое развитие»:

Развивать связную речь детей;

Формировать умение правильно регулировать силу и темп голоса;

Совершенствовать умение использовать образные слова и выражения;

Закреплять произношение звуков – ш, о, у, а, и, е;

Закрепить навык образования прилагательных от существительного.

Задачи ОО в интеграции:

  • «Познавательное развитие»:

Расширить представления детей о приметах осени, изменениях в природе; Уточнить и закрепить знания о сезонные изменения в природе, устанавливая взаимосвязи.

Продолжать формировать умение обобщать различные признаки в единое понятие на примере признаков осени.

Развивать умение наблюдать за характерными особенностями данного времени года.

  • «Художественно-эстетическое развитие»:

Формировать навык рисования нетрадиционными способами.

Закреплять знания детей об осени через художественно-литературные произведения – стихи, музыку, пословицы, загадки.

Воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на красоту природы.

Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

  • «Социально – коммуникативное развитие»:

Развитие свободного общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми, сверстниками.

Развитие социально-психологического и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, умение адекватно оценивать собственные возможности.

  • «Физическое развитие»:

Способствовать обогащению двигательного опыта, развитие координации движения, зрительно-моторной координации, крупной и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Предпосылки учебной деятельности: умение слушать, умение обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, сосредотачиваться на своём занятии, исправлять недостатки в работе.

Играть по правилам, предлагать помощь сверстнику, выражать симпатию. Умение распознавать чувства другого.

Оборудование: иллюстрации про осень, осенние листья, мяч, аудиозапись с классической музыкой, ватные палочки, дидактические игра «С какого дерева листок», дидактическая игра «Чьё жилище», фланелеграф с карточками-признаками осени, корзина с яблоками, гриб.

Предварительная работа

С педагогами:

  • Анализ литературы и интернет ресурса;
  • Планирование и разработка НОД;
  • Составление конспекта НОД;
  • Подбор атрибутов, раздаточного и демонстрационного материала.

С детьми:

  • Чтение художественных произведений;
  • Заучивание стихов, пословиц, поговорок об осени;
  • Рассматривание иллюстраций об осени.

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие!

А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает,

Это все когда бывает?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Правильно, ребята мы сегодня отправимся в путешествие в осень, посмотреть и узнать какие изменения произошли в природе.

(Стук в дверь)

Воспитатель: Ребята, кто-то стучится в дверь.

(Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца)

Воспитатель: Заяц принес письмо. Давайте прочитаем:

(Воспитатель читает письмо)

Кому — Детский сад № 46 «Одуванчик», группа Гномики.

Обратный адрес: Заячья поляна

«Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем что делать? Посоветуйте, пожалуйста! Мы не можем понять, кончается осень или нет? Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое!»

Воспитатель: Дети, зайцам повезло! Сейчас мы отправимся в путешествие по осени. И поможем зайцам принять правильное решение.

(Звучит музыка «Осенние мотивы»)

Воспитатель: Ребята скажем волшебные слова

Раз – два, раз – два,

По камушкам, по камушкам,

Раз – два, раз – два,

Раз – два, раз – два,

По ровненькой дорожке —

Раз – два, раз – два,

Вот мы и пришли в лес!

Воспитатель: Посмотрите, как красиво вокруг!

Какое время года в лесу?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

А теперь давайте вспомним, какие приметы осени мы знаем.

Дети: На улице стало холодно.

Птицы улетают в теплые края.

Животные готовятся к зиме.

Солнце светит мало.

На небе облака темные, синие.

На улице листопад, деревья стоят голые.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А кто знает стихи про осень?

Дети: Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты!

Дети: Если на деревьях,

Листья пожелтели,

Если в край далекий, птицы улетели,

Если небо хмурится,

Если дождик льется,

Это время года

Осенью зовется!

Воспитатель: Молодцы, ребята!

А сейчас предлагаю собрать осеннюю картину !

(Воспитатель предлагает выложить осеннюю картину на фланелеграфе из предложенных карточек: дерево, листик, пенёк, гриб, тучи синие, дождь, птицы)

Воспитатель: Какая картина получилась?

Дети: Красивая, дождливая, грустная, хмурая, осенняя, разноцветная…

Воспитатель: А почему она такая получилась?

Дети: Потому, что нам не хочется прощаться с летом…

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «С какого дерева листок?»

(Предложены листья с деревьев – дуб, берёза, каштан, тополь, ель, рябина))

Дети: На моей картине дерево называется – рябина…

Воспитатель: А теперь мы расскажем и покажем про наши деревья в лесу

Физминутка «Деревья в лесу» под музыку:

Деревья в лесу росли

И с ветром дружили они.

Лишь только вздохнет ветерок

На дереве каждый листок тихонько,

Тихонько шуршит и нежную песню поет:

Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш!

Воспитатель: Ребята, нам нужно найти поляну с зайцами!

(слышится шум – спор зайцев)

Воспитатель: Слышите, какой-то шум, давайте прислушаемся не там ли зайцы?

(Дети с воспитателем идут к поляне)

Воспитатель: Здравствуйте, зайцы!

Зайцы: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Это вы нам написали письмо, просили помочь?

Зайцы: Да, мы хотим узнать пора ли нам шубу менять?

Заяц: А я не хочу быть белым!

Воспитатель: А давайте расскажем зайцам — почему надо менять шубу? Почему не видно других животных?

Расскажите, ребята, как готовится медведь к зиме!

Дети: Медведь готовит к спячке берлогу, кушает грибы, ягоды, мед и ложится спать.

Воспитатель: А про ежика расскажите!

Дети: Ежик роет нору, запасает грибы, яблоки, сворачивается в клубок и ложится в спячку.

Воспитатель: А кто расскажет, что делает белка!

Дети: Белка готовит запасы на зиму – собирает грибы, орехи. А еще она меняет шубу на более теплую – зимнюю!

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Чьё жилище»?

(Предлагается набор картинок)

Дети: У медведя – берлога

У белки — дупло

У ёжика — нора

У лисы — нора

У птицы — гнездо

Воспитатель: А у кого нет дома?
Дети: У зайца нет дома.

Воспитатель: Где у зайца дом?
Дети: У зайца дом под кустом.

Воспитатель: Ребята, скажите, как должен готовится к зиме заяц?

Дети: Заяц меняет серую шубку на белую, теплую, зимнюю!

Воспитатель: А для чего зайцу менять шубу?

Дети: Чтобы прятаться от волка и лисы, быть незаметным на снегу – петляет свои следы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Убедили зайцев менять шубку!

Воспитатель: У меня в руке разноцветный мяч!

Мяч осенний и волшебный будет в руки вам скакать и вопросы задавать!

Когда идет дождь какая погода — дождливая

Когда дует ветер — ветреная погода

Когда на улице сыро – сырая погода

Когда на улице ясно – ясная погода

Когда на улице солнце – солнечная погода

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно говорите о погоде!

Зайцы: Спасибо, ребята, за убедительные доказательства – пришло время, что нам пора менять серую шубу на белую. А от нас возьмите вот эту ветку рябины!

Дети: Спасибо!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что не хватает на ветке?

Дети: Ягод.

Воспитатель: Давайте мы нарисуем на ветке ягоды и оставим птицам в лесу! Ведь им тоже сейчас холодно и голодно! Пусть они поклюют эти ягоды!

(Рисование нетрадиционным способом – ватными палочками)

Воспитатель: Ребята, подул ветер! Как можно ласково назвать ветер?

Дети: Ветерок!

Воспитатель: Давайте споем!

Подул маленький ветерок — у-у-у,

Подул сильный ветер – У-У-У,

Осенние листочки на ветке сидят!

Осенние листочки ребятам говорят:

Осиновый а-а-а,

Рябиновый и-и-и,

Березовый о-о-о,

Дубовый е-е-е,

Воспитатель: А куда же нас листочки привели?

Отгадайте загадку: Стоял на крепкой ножке теперь лежит в лукошке? Что же это такое.

(Дети находят гриб. А там угощение для ребят.)

Воспитатель: Скажем, ребята, спасибо зайцам! А теперь пора нам возвращаться в детский сад! Скажем волшебные слова :

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Раз – два, раз – два,

По камушкам, по камушкам,

Раз – два, раз – два,

Через ручеек перепрыгнем ловко,

Раз – два, раз – два,

По ровненькой дорожке —

Раз – два, раз – два,

Вот мы и вернулись в детский сад!

Название: Конспект НОД по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес»

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №46 «Одуванчик»
Месторасположение: город Димитровград, улица Октябрьская 50, Ульяновская область

Описание материала : Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Путешествие в осенний лес». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект направленного на воспитание бережного отношения к природе и развитию познавательного интереса у средних дошкольников.

Конспект НОД в средней группе по теме «Путешествие в осенний лес»

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы»

Цель: Продолжать формировать представлений о временах года, экологической культуры через наблюдения и экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные: Уточнить знание детей о видах деревьев, диких животных и птицах; Сформировать у детей обобщенное представление о лесе и его обитателях.

совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.

Развивающие: Формировать логическое мышление дошкольника через решение проблемной ситуации; развивать познавательный интерес детей, внимание, память, наблюдательность.

Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к природе; способствовать формированию доброго и заботливого отношения к животным и птицам, воспитывать интерес и любознательность.

Демонстрационный материал:

Деревья (береза, клён, дуб), листья, дикие животные (игрушки), разрезная пейзажная картина «Осень».

Методические приемы : игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, подведение итогов.

Ход НОД:

В круг ребята становитесь, Но за руки не беритесь, А послушайте загадку

И скажите мне отгадку.

Загадка: Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели. Если небо хмурится, если дождик льется. Как это время года зовется?

Да, ребята время года сейчас осень. И в природе произошли изменения.

Какие изменения произошли в природе? (дожди, холодно, пасмурно)

Люди как одеты?(тепло)

Какая сегодня погода? (Облачная)

Что случилось с деревьями? (остались деревья голыми)

Куда делись листочки? (листья опали)

Куда улетели птицы? (Теплые края)

Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Стук в дверь, заходят в группу: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

Ой ребятки к нам гости пришли. Вы узнали кто они? (осенние месяца)

Правильно, осенние месяца (рассказывают стихотворения).

Сентябрь:

Опустел наш детский сад. Паутинки вдаль летят, И на южный край земли

Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к вам пришёл? (сентябрь)

Октябрь:

Всё мрачней лицо природы, Почернели огороды. Оголяются леса,

Ноябрь:

Поле черно-белым стало, Падает то дождь, то снег, А еще похолодало

Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи, Что за месяц,

подскажи? (ноябрь)

Правильно, ребята, вы отгадали название месяцев.

А где же осень?

Вы не видели её?

Не знаем мы тоже ищем её. Куда то пропала осень.

Кажется ребята я догадываюсь где она. Она наверно в лесу доделывает свои дела. Ведь скоро зима наступит.

А вы, ребята, любите путешествовать?

А давайте мы сейчас пойдем в лес, и узнаем там ли она?

Вот по этой тропинке мы отправимся в путь. И по дороге споем песню: «Тучи в небе хмурятся» (слова Е. Авдиенко)

Вот мы на полянке леса, посмотрите сколько листьев лежит на земле, какие они красивые, яркие, цветные.

Кто же их так раскрасил? (осень)

Правильно ребятки, это осень!

Возьмите ребятки осенний листок, который вам больше нравиться.

(дети подходят, находят листок, который им понравился)

Какой ты лист взял? (У меня лист кленовый, дубовый, рябиновый, берёзовый…)

А у тебя какой?

А знаете, с каких деревьев упали ваши листочки?

Мой лист упал с клена, с дуба, с рябины, с березы…

Может быть с этого дерево упал ваш листочек?(показываю на ель)

Нет, это же ель.

Да ребята это ель. У неё нет листочков.

А что есть у неё?

Ребята отгадайте загадку:

«Зимой и летом одним цветом»?

Что это? Да, правильно это же ель. Она осталось неизменном.

А сейчас давайте поиграем в игру: «С какого дерева лист?»

На столе разложены осенние листья с деревьев.

Посмотрите, листья какие? (красные, желтые, коричневые, осенние, разноцветные.) Вот здесь смотрите деревья: это дерево дуба, это березы, а это дерева клена. Вы сейчас должны найти листочки, и поставить около дерева свой лист. Будьте внимательны!

С какого дерева какой лист?

С дуба - дубовый - желто- коричневый;

С клена - кленовый - красный, бурый, желтый;

С березы - березовый - желтый.

Молодцы ребята. Вы справились заданием.

Ребята в лесу только деревья растут?

Правильно, в лесу и живут дикие животные и птицы.

Каких диких животных ты знаешь, Карина?

Лиса, заяц.

Правильно, Адиля еще?

Правильно, Кирилл?

Медведь.

Молодцы. Что- то стало прохладно…

Предлагаю вам согреться.

Слушайте и выполняйте:

Физкультминутка

Каждый день по утром, Мы делаем зарядку, Это мы любим делать по порядку

Руки поднимать, руки опускать, Приседать и вставать.

Вот мы и согрелись.

А ребята что-то тихо в лесу. Почему? Как вы думаете? (все птицы улетели в теплые края)

Правильно уже поздно и все перелетные птицы улетели.

А какие птицы остались у нас?

Зимующие

Верно, зимующие птицы.

Назовите их? Дятел, клест, снегирь, воробьи, голуби ….

Да, правильно.

А как вы думаете, чем они питаются зимой?

Ребята, оказывается наша рябина спасает птиц от голода. У рябины, у калины есть плоды, и птицы клюют эти плоды.

А синицу и воробья мы с вами уже знаем, потому что они прилетают к нам на участок и мы кормим их. Зимой мы делаем с вами кормушки и туда кладем для птиц что?

Да, крошки хлеба, зернышки, семечки.

Значит ребята, осенью у животных и птиц много забот. Как вы думаете, чем они заняты?

Птицы улетают в теплые края, животные делают запасы на зиму.

Не будем мешать животным и птицам. Пора нам возвращаться в детский сад.

Возвращаемся по тропинке в детский сад и споем песню: «Листопад» (автор Св. Ранда)

Итог:

Вот ребятки мы уже пришли в детский сад. Ребята чем мы сегодня занимались что узнали нового? (ответы детей)

Правильно, мы были в лесу и увидели там много нового, встретились с дикими животными. Узнали чем питаются зимой зимующие птицы.

Вы все сегодня молодцы. Спасибо.

Цели:
-Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
-Активизировать глагольный словарь по данной теме.
-Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.
-Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
-Продолжать учить согласовывать движения с речью.
-Развивать мелкую моторику пальцев рук умение рисовать.
Интегрирование по разделам: познание, развитие речи, изо, физическая культура.
Оборудование: мяч, карточки с изображением животных, грибов, зонт.
Словарная работа: Игра «Скажи наоборот»
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках. Я предлагаю послушать стихотворение Елены трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
И летят, летят, летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это
Пролетает наше лето.
- О каком времени года говорилось в стихотворении?
- Назовите осенние месяца?
- Осень в сентябре какая? (осень в сентябре ранняя)
- Осень в октябре какая? А в ноябре?
- Сегодня мы отправимся в осенний лес. Хотите в осенний лес.
Но чтобы в него попасть нужно выполнить мое задание. Оно называется «Скажи наоборот» (с мячом). Организовали круг
Большой – маленький
Громко – тихо
Высокий – низкий
Открыть – закрыть
Пустой – полный
Вежливый – грубый
Легко – трудно
Тепло – холодно
Сильный – слабый
Солнечный – пасмурный
Чистый – грязный
Молодцы, справились с моим заданием. Посмотрите, у меня есть волшебный зонт с помощью него мы и попадем в осенний лес. Все под зонтик становитесь. Посмотрите зонт закрутился, а теперь закройте глаза отправляемся в лес. Откройте глаза.
- Вот мы и попали в лес. А тут нас ждут новые задания и испытания. Посмотрите как красиво в осеннем лесу:
Поворачиваем голову вправо влево
И снова вправо – влево
А теперь подняли голову вверх
Опустили вниз, посмотрим под ноги

И опять вверх, вниз.

Посмотрите осенью с деревьев опадают листья. Как называется это явление? (Это явление называется листопад)

Следующее задание «Подбери действие» при выполнении этого задания будьте внимательные.

Листья осенью что делают? (опадают, желтеют, летят)

Дождь что осенью делает? (моросит, идет)

Урожай осенью что делают? (убирают)

Птицы осенью что делают? (улетают)

Деревья осенью что делают? (Роняют листву)

Звери осенью что делают? (готовятся к зиме, меняют шубки)

Продолжаем выполнять задания. Я вам говорю слово, а вы мне отвечаете на вопросы: какой, какая, какие со словом «осенний»:

Небо какое? Осеннее

Ветер какой? Осенний

Солнце какое? Осеннее

Туча какая? Осенняя

Дождь какой? Осенний

Цветы какие? Осенние

Погода какая? Осенняя

Сапоги какие? Осенние

Утро какое? Осеннее

Пальто какое? Осеннее

Предлагаю провести физминутку:

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели.

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки вверх поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Дождь прошел, а после него появляются грибы. Какие грибы вы знаете?

Грибы можно разделить на две группы. На какие? (съедобные, несъедобные - ядовитые)

В лесу много грибов. Помогите мне разложить грибы в две корзины. В первую – съедобные грибы, а во вторую – несъедобные.

Игра «Собери грибы».

Ребята, а ядовитые грибы можно срывать и сшибать ногами?

Осенью вся природа готовится к зиме. Птицы тоже готовятся.

А к чему они готовятся? (к перелету в теплые края)

Как мы называем таких птиц? (перелетные)

Почему они улетают? А еще вы знаете, что многие из перелетных птиц являются водоплавающие. Зимой замерзают все водоемы и птицам негде плавать и добывать корм.

А те птицы, которые остаются зимовать, как они называются?

Кто помогает птицам перезимовать зиму? (человек делает кормушки, насыпает корм. А в лесу это делают лесники)

А еще осенью часто дует холодный ветер. Давайте выполним дыхательное упражнение «Ветерок»

Подул маленький ветер у у у у у у

Подул сильный ветер УУУУУУУУ

Осенние листочки на веточках сидят

Осенние листочки детям говорят

Осиновый ААААААААААА

Рябиновый ИИИИИИИИИ

Березовый ООООООООО

Дубовый ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

Игра «Исправь ошибки» Ребята послушайте внимательно, что я вам скажу об осени правильно, а что неправильно: -

Осенние месяцы - февраль, июнь и март. - Правильно?

Осенние месяцы - сентябрь, октябрь, ноябрь. - Правильно?

Осенью погода ясная, солнечная и теплая. - Правильно?

Когда бывает такая погода: ранней осенью или поздней осенью?

Скажите, какое из двух предложений правильное:

Осенью дети надевают панамки, шорты и сандалии.

Осенью дети надевают плащи, куртки и сапоги. - Что было бы, если бы вы вышли на улицу осенью в панамках, шортах, футболках и сандалиях?

Рассказ по сюжетной картине. - Назвать животных.

Как готовятся к зиме эти звери? Какие запасы делают? - Для чего звери делают запасы на зиму?

Пошел дождик. Какая погода? дождливая.

Если дует ветер- ветреная,

На улице холодно- холодная,

Пасмурно- пасмурная,

Сыро- сырая,

Хмуро-хмурая,

Солнечно- солнечная,

Ясно- ясная.

4. Дети составляют рассказы по сюжетной картине.

Зайцева Ирина Ивановна
МАДОУ ДС КВ "Ёлочка" Дятьковского района
Брянская область, город Дятьково
воспитатель

Конспект НОД "Путешествие в осенний лес"

Цель: создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра, создать чувство группового единства. Развивать речь, воображение, творческие способности. Дать детям возможность испытывать разнообразные мышечные нагрузки. Формировать чувство ритма, координацию движения. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук. Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки. Закрепить основные цвета.

Ход

Пальчиковая гимнастика «Колокольчик»

Динь - динь, динь - динь

Колокольчик, поскорей!

Динь - динь, динь - динь

Созывай моих друзей!

Воспитатель: Ребята возьмите колокольчики и позвоните(громко, тихо 2 раза)

Воспитатель: Молодцы!

Ребята, я сегодня пришла в детский сад, а у меня на столе лежит письмо. Я не знаю кто его прислал. Хотите узнать? Тогда нужно сложить целое из частей (складывают).

Кто это? (старичок - лесовичок).

Какой он? (грустный, печальный, сердитый, хмурый).

Покажите мимикой какой он.

(Психогимнастика)

Давайте прочитаем текст:

«Дорогие ребята, я не смог к вам прийти в детский сад, так как не узнаю знакомые места, все изменилось вокруг: на деревьях нет листьев. Трава пожелтела, стало холодно, и в лесу я не встретил знакомых животных, тихо там, не скем поговорить. Мне очень грустно!»

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами поедем сами в гости к

старичку - лесовичку. Становитесь паровозиком друг за другом.

(массаж спины) «Паровоз»

Паровоз кричит: «Ду - ду». (кулачками)

Я иду, иду, иду!

А вот вагоны стучат,

А вагоны говорят:

«Так, так, так» (ладошками)

Воспитатель: Вот мы и приехали в лес.

Здравствуй лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Все открой, не утаи!

Ты же видишь - мы свои!

Вот мы и попали в лес на полянку.

Загадывает загадку.

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи

Кто скажет, кто знает

Когда это бывает?

Ребята скажите, а какие приметы осени вы знаете?

Дети: Стало холодно, солнышко реже светит, деревья приготовились к зиме - сбросили листву.

Воспитатель: А каких вы знаете птиц, которые улетели на юг в теплые края?

Дети: Ласточки, скворцы, грачи, жаворонки, журавли, соловьи.

Воспитатель: Ребята, давайте тихонько постоим и послушаем голоса птиц. (звучит грамзапись)

А теперь на одной ножке поскачем на другую полянку.

Как вы думаете, на какую полянку мы попали?

Дети: Цветочную!

Воспитатель: Ребята, а разве осенью растут цветы?

Дети: Нет!

Воспитатель: Почему?

Дети: Холодно.

Воспитатель: Наверное эти цветы не простые, а волшебные. Давайте ребята понюхаем их.

Дыхательное упражнение

«Аромат цветов»

(Через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание, медленно выдыхаем «А -ах» - 3 раза

Воспитатель: А теперь скажите, какого цвета вы понюхали цветы.

(красный, синий, желтый, белый)

(Раздается музыка дождя)

Воспитатель: Ой, ребята! Набежала тучка, закапал дождь - стучат пальцами по полу.

Дождь стал стихать и совсем прекратился (стучат тише)

Воспитатель: Давайте мы с вами теперь на двух ногах поскачем на другую полянку. А вот и полянка, но что- то на ней темно. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что солнышко не светит ярко, у него нет лучиков

Какого цвета солнце? (желтое)

Возьмите по две прищепки и сделайте солнышку лучики.

Воспитатель: Какое солнце у нас получилось? (красивое, яркое, теплое, большое).

Воспитатель: Ребята, а что это за корзиночка тут стоит, посмотрим. Это наверное старичок- лесовичок оставил (бумажные комочки с изображениями животных). Нам надо взять бумажные комочки и разгладить их (на них изображены лиса, заяц, медведь, волк, еж, барсук, белка и лось). Это обитатели леса, а как их можно назвать одним словом?

Дети: Дикие!

Воспитатель: Молодцы. Ой, ребята, смотрите наш старичок - --лесовичок стал веселым, потому что вы побывали у него в гостях. Давайте покажем это.

(Психогимнастика)

А сам он не стал к нам выходить, наверное ушел по своим лесным делам.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте расскажем и покажем, как мы живем в нашем детском саду.

Игра Как живешь?»

Как живешь - вот так,

Как бежишь - вот так,

Как стоишь - вот так,

Как шалишь - вот так,

Как смешишь - вот так,

Как дружишь - вот так,

Воспитатель: Молодцы!

Конспект НОД в старшей группе по теме

«Путешествие в осенний лес»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Систематизировать и закрепить знания детей о грибах, об их основных признаках. Уточнить какие грибы являются ядовитыми, а какие съедобные.

Развивать коммуникативные навыки детей, умение выражать свои мысли последовательно, используя в речи распространенные предложения.

Создать ситуацию радостного эмоционального настроения.

Воспитывать бережное отношение к природе.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Лес, боровик, подберезовик, подосиновик, лисичка, мухомор, поганка, грибной, ножка, шляпка, грибница, грибник, искать, собирать, срывать, наклоняться, солить, варить, жарить, консервировать, вкусно, опасно.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1. Беседа с детьми о грибах по теме: «Как мы искали грибы».
  2. Сюжетно-ролевые игры:

«Семья» - «Прогулка в лес», «Семейный обед из грибных блюд», «Грибные заготовки на зиму».

  1. Дидактические игры:

«Отвечай быстро», «Кто больше назовет действий», Съедобное – несъедобное».

  1. Разучивание стихов.
  2. Чтение произведения В.Г. Сутеева «Под грибом», отгадывание загадок о грибах.

МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ:

Музыкальный центр, телевизор, аудио кассета, презентация «съедобные и несъедобные грибы», разрезные карточки с грибами, костюм медведя, волшебный сундучок, кленовые листочки из цветной бумаги; декорации для оформления музыкального зала: деревья, пенек, грибы, белочка, лужайка.

ХОД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Место проведения познавательной деятельности музыкально-спортивный зал

1. Организационный момент. Определение темы, целей мероприятия.

Дети под музыку выходят в зал, выстраиваются в игровой части зала.

Ребята, посмотрите, к нам в зал пришли гости. Поздоровайтесь с гостями (Дети здороваются).

- Ребята, какое сейчас время года? (Ответы детей).

Правильно, осень. У меня в руках таинственная корзиночка, ее прислала нам Осень. Давайте посмотрим что там. (Воспитатель достает листья, имитирует листопад).

Это пригласительный билет в сказочный лес. Дети, давайте соберем листочки и составим красивый букет. Он будет стоять у нас в группе, и напоминать нам об осенней красоте природы.

Ребята, мы сейчас отправимся на прогулку в «сказочный лес».

После положительного ответа воспитатель предлагает детям занять места в «электричке» и отправиться в путешествие. Дети полукругом садятся возле проектора.

Садитесь поудобнее. Пока мы едем, мы вспомним, какие лесные дары нам приносит Осень. (Ответы детей).

2. Беседа с детьми о разновидностях грибов.

Грибы выделяются в особое царство живой природы. Их на свете очень много и все они очень разные.

Послушайте, ребята прочитают вам стихотворение о грибах:

Разбежались по полянке мухоморы и поганки,

Чтобы сбить тебя с пути и от белых отвести.

Там, где солнышко пригрело, задержаться можно смело:

Значит, здесь семья маслят или рыжики стоят.

Я под елкой, а под елкой кто-то спрятался в иголках,

В темной шляпке набекрень боровик укрылся в тень.

А веселые ребята – тонконогие опята –

Притаились возле пня и кричат: «Ищи меня!»

Нам и лето, нам и осень чудеса всегда приносят,

Но грибы, что дарит лес, - это чудо из чудес.

З.Александрова.

Для того, чтобы легче было искать грибы, необходимо знать, где какие грибы любят расти. Некоторые грибы сами рассказывают о том, где их можно найти.

Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит гриб? (Ответы детей).

Правильно! Шляпка, ножка и грибница.

Слайд № 1.

«Гриб боровик»

Посмотрите, вот и первый гриб.

Ребята, что это за гриб? (Ответы детей).

Где растут боровики? (Ответы детей).

(Ответы детей).

Какой формы у него ножка? (Ответы детей).

Вот гриб – боровик,

Он к почету привык,

Как полковник важен он

Всяк ему отдаст поклон.

Слайд № 2.

«Гриб подосиновик»

Ребята, а как вы думаете, какие грибы растут в сосновой роще? (Ответы детей).

Правильно! Это грибы подосиновики.

Где любят расти подосиновики? (Ответы детей).

Любят подосиновики забираться в папоротники. А как выглядит подосиновик? (Ответы детей).

Какого цвета у него шляпка? (Ответы детей).

Какой формы у него ножка? (Ответы детей).

Что готовят из подосиновиков? (Ответы детей).

Ребенок читает стихотворение:

Как фонарик – светофор,

Что зажегся красным светом,

Украшает старый бор

Гриб и осенью и летом.

Слайд № 3.

«Гриб подберезовик»

Ребята, как вы думаете, какие грибы могут расти под березами? (Ответы детей).

Как выглядит подберезовик? (Ответы детей).

Какого цвета у него шляпка? (Ответы детей).

Какой формы у него ножка? (Ответы детей).

Почему подберезовики называют сыновьями березы? (Ответы детей).

Правильно! У деревьев с грибами - большая дружба.

Ребенок читает стихотворение:

Под высокой березой,

Где цветут ромашки,

Вырос подберезовик

В серенькой рубашке.

Слайд № 4.

«Грибы лисички»

Ребята, посмотрите, что это за дружная семейка? (Ответы детей).

Правильно! Это лисички. Эти грибы ранние.

Ребята, как вы понимаете «ранние» грибы? (Ответы детей).

Правильно! Собирают их грибники уже в июле, когда другие грибы еще не появляются.

Как выглядит лисичка? (Ответы детей).

Какого цвета этот гриб? (Ответы детей).

Почему так называется? (Ответы детей).

Где растет лисичка? (Ответы детей).

Что готовят из грибов – лисичек? (Ответы детей).

Ребенок читает стихотворение:

Заплели лисички

Рыжие косички,

Разбежались стайкой

По лесной лужайке.

Нас с тобой грибы зовут:

«Посмотрите-ка, мы тут!»

Ребята, скажите, все эти грибы, о которых мы с вами вспомнили, съедобные или не съедобные? (Ответы детей).

Правильно! Это съедобные грибы.

Слайд № 5.

«Гриб мухомор»

- Посмотрите, какой красивый гриб растет: красный с белыми пятнами.

Что это за гриб? (Ответы детей).

Какого цвета у него шляпка? (Ответы детей).

Как выглядит ножка? (Ответы детей).

Как выдумаете, это съедобный или несъедобный гриб? (Ответы детей).

Когда этот гриб состарится, его края красной шапочки загнуться в вверх, он превратиться в блюдечко на ножке. Пойдет дождь и в блюдечке соберется вода.

Как вы думаете, ее можно пить? (Ответы детей).

Почему? (Ответы детей).

Правильно! Она будет ядовитой. Напьется жучок этой воды и погибнет.

Ребята, а какие вы еще знаете ядовитые грибы? (Ответы детей).

Как надо поступать, если в лесу вам попался незнакомый гриб? (Ответы детей).

Правильно! Топтать и срывать нельзя. Многие животные питаются грибами и используют несъедобные грибы в качестве лекарства.

Вот мы и приехали в лес.

  1. Физминутка «Боровик»:

Среди бора вырос гриб, Дети разводят руки в стороны.

Что зовется боровик.

Каждый день он подрастал Дети сели и потихоньку встают.

И теперь заметный стал.

Ах, какой же он нарядный Повороты, руки на поясе.

В шапке темно-шоколадной!

Ах, какой же он большой, Дети встают на носочки.

С ножкой крепкой и прямой!

Лес, хорош подарок твой! Дети делают одной рукой поклон.

Мы возьмем его домой. Хлопают в ладоши.

3. Закрепление представлений о грибах.

Дети, посмотрите вокруг - как красиво! А вам нравится в лесу? (Ответы детей).

Деревья оделись в осенний наряд. Какие деревья вы видите в лесу? (Ответы детей).

Как много в осеннем лесу разных красок: желтых, зеленых, красных – разных!

Ребята, где вы видите эти краски? (Ответы детей)

Слышится оханье, появляется медвежонок.

Медвежонок:

Кто это на моей полянке шумит?

Дети:

Это мы пришли в гости. Мы знакомимся с жизнью леса.

Воспитатель:

Ребята, это сказочный медвежонок, он умеет разговаривать. Давайте послушаем, что он нам расскажет.

Медвежонок:

Я хочу вам рассказать, как мне живется осенью в лесу. Каждый занят своим делом. Вон, видите, белочка, она готовит орешки на зиму и сушит грибочки.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите как много грибов на полянке. В лесу много грибов, но не все можно кушать.

Ребята, расскажите медвежонку, какие грибы нельзя кушать? Почему? (Ответы детей).

Какие можно? (Ответы детей).

Гриб нельзя выдергивать из земли, его аккуратно нужно срезать.

Ребята, почему нельзя грибочки выдергивать из земли? (Ответы детей).

Правильно, если не будет грибов, животным нечем будет питаться.

Ребята, расскажите медвежонку, как люди употребляют грибы в пищу? Что готовят из них? (Ответы детей).

Медвежонок, ребята знают много о грибах.

А теперь, давайте поиграем в игру вместе с медвежонком.

Дети садятся на стульчики.

5. Дидактическая игра «Собери грибок».

(Собрать грибок из разрезанных карточек. Повтор игры 2-3 раза)

Воспитатель:

Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием.

  1. Дидактическая игра «Найди потерявшееся слово».

Воспитатель читает стихотворение, а дети договаривают родственное слово, слову «гриб»:

Как-то раннею порой вдруг полился дождь грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для грибов.

Долго шел он в глушь лесную – поляну там искал - грибную.

Вдруг под елочкой на кочке видит маленький грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый грибник.

Как ему не веселиться, если здесь, в земле - грибница!

Стал заглядывать под елки, под березу и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадется и грибище!

Т. Кулакова.

7. Подведение итогов:

Воспитатель:

Ребята, вот и подошла к концу наша прогулка в лес. Кто напомнит, о чем мы сегодня говорили? (Ответы детей).

О чем мы с вами вспомнили и рассказали медвежонку? (Ответы детей).

А теперь нам пора проводить медвежонка, его, наверное, заждалась мама. Ведь осенью у всех зверят много дел, они готовятся к зиме.