Картотека (старшая группа) на тему: Картотека игр направленных на развитие социализации детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы "социализация детей в игре"

Социология детства

Игра как один из стимулов социализации относится непосредственно к социологии детства, поскольку именно в раннем, детском возрасте ребенок через игру может воспринимать различные социальные нормы, ценности и формировать свое мировоззрение. Помимо этого, развитие игровой деятельности – это одна из ключевых задач социологии детства.

Определение 1

Социология детства – это отрасль социологического знания, которая объясняет специфические конкретные действия, процессы в обществе в отношении периода детства, изучаемые с помощью специальной социологической техники. Главная проблема заключается в том, каким образом социальные процессы и социальные явления, происходящие ежедневно в повседневной жизни, оказывают влияние на организм ребенка и его психику

Социология детства стоит в одном ряду с другими отраслями:

  1. Социология воспитания;
  2. Социология образования;
  3. Социология молодежи.

Замечание 1

Игра является преимущественно частью жизни детей дошкольного и раннего школьного возраста. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной (первичной) социализации. Несмотря на то, что она полностью контролируется взрослыми (родителями, воспитателями, учителями), все же дети очень легко воспринимают любые проявления в обществе, обладают легкой обучаемостью, их психика гибкая, а нервная система пластичная. В этом возрасте ребенка очень легко избаловать, или наоборот, так же легко обидеть, взрастить в нем комплексы, которые он пронесет через всю свою жизнь, и которые закрепятся в его психическом состоянии.

Таким образом, чтобы создать благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания, а также для развития личности в условиях общественных отношениях, взрослые должны способствовать социальному развитию ребенка, поощрять всевозможные формы игр, но контролировать их процесс, регулировать его, участвовать в нем самим, чтобы узнавать своего ребенка и давать ему поддержку в этот важный период становления личности.

Роль игры в социализации

Благодаря игровым формам деятельности ребенок может достигнуть следующих успехов.

Во-первых, он может освоить первоначальные представления об обществе, его структуре, функциях, различных сферах. Также ребенок включается в систему социальных отношений: с родителями, воспитателями, другими детьми.

Во-вторых, благодаря игре развивается игровая деятельность. Игры могут носить не только развлекательный, но и образовательный характер. Сегодня существует большое количество игр, которые совмещают в себе развлечение и развивающие компоненты. Благодаря рекомендациям на упаковке можно подобрать ребенку игру, которая будет соответствовать его возрасту, уровню развития соответственно возрасту, а также интересам, что является самым важным.

В-третьих, в игре и через игру ребенок приобщается к элементарным принятым нормам поведения, правилам взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, знакомыми и незнакомыми людьми.

В-четвертых, игра помогает формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, а также чувства принадлежности к окружающему миру. Таким образом, через игру осуществляется полноценный процесс социализации ребенка соответственно его физическому и умственному развитию. Это многоэтапный процесс, который начинается в детском саду, и заканчивается обучением в школе.

Воображаемая ситуация учит ребенка основным правилам поведения, которые закрепятся в его мозгу, и которыми он будет пользовать уже во взрослой жизни.

Способы организации игры как формы социализации

Игра является ведущим видом деятельности ребенка в младшем возрасте. Она считается наиболее эффективной формой социализации ребенка, так как в ходе игровой деятельности в личность маленького гражданина закладываются основы будущем уже взрослой и самостоятельной личности.

Организация игровой деятельности может быть разной, но есть и ключевые моменты, которых стоит придерживаться. Например, в каждом заведении с большим количеством детей, или в заведениях непосредственно для самих детей необходимо организовывать игровые зоны, которые должны соответствовать всем требованиям безопасности. Эти зоны могут быть для театрализованных, настольных или дидактических игр.

Во время совместной игры дети начинают выстраивать свои взаимоотношения друг с другом, учиться общению. Иногда могут происходить конфликты, и важно помнить, что взрослые без необходимости вмешиваться в них не должны.

Тем не менее, в воспитательных целях, чтобы конфликт не перерастал в насилие, очень важно научить ребенка правильно выходить из конфликтной ситуации, чтобы не только не давать себя в обиду, но и самому не стать агрессором. Так как самые яркие черты закладываются именно в этом возрасте, необходимо мягко сглаживать неприятные ситуации, научиться слушать ребенка, но все же не позволять ему манипулировать, даже в ходе игровой деятельности.

Если детство ребенка проходит вне игры или совсем без нее, то это ненормальное, и даже аномальное явление. Лишение ребенка игровых практик равносильно лишению главного источника развития: различных импульсов и порывов к творческой деятельности, признаков социальной практики, которая окажет особое влияние на его взрослую жизнь, микроклимата коллективных отношений, а также активизации процесса познания окружающего мира на ранних стадиях развития.

Замечание 2

Таким образом, для гармоничного развития ребенка перед учителем или родителем стоит задача создать такие условия, которые бы обеспечивали всестороннюю детскую деятельность. Для ребенка необходимо создавать специальные игровые пространства, в которых они не просто вступали бы в отношения со сверстниками или взрослыми, но и активно усваивали знания, правила и нормы поведения. Иными словами, игра как аспект социализации формирует социально-компетентную личность на ранних стадиях ее развития.

Светлана Рудь
Социализация. Важность игры в социализации дошкольников.

Уважаемые коллеги, сегодня, в рамках темы нашего педсовета предлагаю вам поближе ознакомиться с проблемой Социализации дошкольников , и важностью игры в социализации .

Все мы работаем по Новому Федеральному Государственному стандарту, вступившему в силу 1 сентября 2013 года, и он утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями». Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности : двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. И именно важную роль игры в социализации наших воспитанников мы с вами рассмотрим поподробнее.

Что же такое социализация ?

Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а так же в процессе воспитания (семейного, религиозного, социального ) . Ее сущность состоит в том, что она формирует человека, как члена того общества, к которому он принадлежит.

Рассмотрим процесс социализации личности по теории Сергея Иосифовича Гессена, отечественного педагога :

Как Вы видите, он рассматривал его как три ступени.

Рассмотрим, что происходит на первой ступени :

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребёнка . Именно в игре он развивается и самореализуется, усваивая и воспроизводя культуру общества, социальные нормы и ценности того общества, к которому он принадлежит.

Во второй период активного познания ребенком мира, по мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению.

На третей ступени происходит формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка , где закладываются основы будущей личности

Что же представляет собой процесс социализации дошкольников – это одна из главных составляющих успешности ребенка в дальнейшей жизни. Именно в этом возрасте закладываются ценнейшие навыки общения и основы понимания собственного места в жизни и обществе. Дети усваивают нормы и мотивы поведения, понятия ценностей, соответствующие социуму , в котором они растут. Налаживается связь между основными сферами существования детей и их психикой, влияющая и на развитие психики.

Недостаточность социализации сказывается не только на недостаточной информированности детей по поводу правильности поведения, но и грозит неверной ориентацией развития личности, проблемами в эмоциональной сфере.

Начало социализации личности происходит в первый год жизни, когда ребенок учится быть частью семьи, получает первые навыки существования в коллективе, навыки общения с близкими, учатся взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми, а не быть уже только объектом заботы старших. Это очень важный возраст для развития коммуникабельности и способности группового взаимодействия.

Ребенок все полнее и активнее взаимодействует с окружающими, пользуясь для этого полученнымиранее навыками общения и речью. Получает более серьезные навыки общения с посторонними, малознакомыми взрослыми, осваивает сценарии поведения в различных ситуациях : забота, послушание, дружба и любовь, конфликты и их разрешение, совместная деятельность, творчество и т. д.

Важность роли семьи в этом процессе переоценить очень сложно. Интенсивность взаимодействия старших членов семьи с малышом влияет на развитие адаптационных способностей его психики. Чем больше его привлекают к общению и деятельности в семье, тем больше навыков и понятий откладывается, тем они полнее и многограннее. Разумеется, личные особенности интеллекта и психики ребенка играют немалую роль в развитии его адаптабельности, однако, с одними и теми же исходными возможностями ребенок может оказаться неуверенным в себе, малокоммуникабельным, не умеющим решить простую поведенческую задачу, или общительным, хорошо ориентирующимся, понимающим основные правила поведения и хотя бы самые очевидные мотивы.

Без регулярной умеренной нагрузки на адаптационные возможности самый здоровый и ухоженный ребенок будет отставать от сверстников в способности воспринимать новое, вливаться в коллектив, взаимодействовать с другими детьми, осваивать возможности, предоставляемые школой и обществом.

Задачей детских дошкольных учреждений является компенсация недостаточной интенсивности социализации детей и придание ей большей гармоничности. Задача оказывается не из легких – каждый ребенок приходит в детский сад из семьи с уже сформировавшимися понятиями о том, как следует себя вести, какие отношения допустимы. А ведь каждый из детей наделен нормальным желанием самоутверждения среди сверстников и в глазах взрослых, что ведет к множеству неожиданных поступков, а порой и конфликтных ситуаций. И воспитателю нужно их решать без помех для образовательного и процесса.

Ребенок все больше стремится быть кем – то значимым в глазах окружающих, и важно грамотно направить это стремление в правильное русло.

Какие параметры говорят об успешной адаптации? Это и формирование приемлемых норм поведения и общения со сверстниками и старшими, близкими и малознакомыми людьми, и развитие самосознания, выделение и становление собственной личности ребенка среди других людей. Развитие социальных навыков в обращении с предметным миром. Особенно значимым является формирование самосознания и умения воспринимать себя как личность, познающую мир и взаимодействующую с ним, получающую опыт, извлекающую пользу.

По словам Антона Семеновича Макаренко : «Игра – это первая школа общественного воспитания ребенка, арифметика социальных отношений ».

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников , обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Н. К. Крупская писала : «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение : игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Очень точно об игре, как о средстве коррекции написал А. Н. Леонтьев «Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития». В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры , должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры . Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры .

Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов : мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

Слайды 15 – 16 по презентации.

1. На начальном этапе - действия с определёнными предметами, направленные на партнёра по игре.

Роли есть фактически, но они не называются и определяются характером действий, а не наоборот. При ролевых разделениях функций в игре дети выполняют игровые роли автономно, не пытаясь создавать единого игрового сюжета.

Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Логика действий легко нарушается, не вызывая протеста у детей. Правила отсутствуют.

2. Последующий этап - В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному.

Роли называются, намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации связанных с нею действий.

Логика действий определяется жизненной последовательностью реальных жизненных событий. Расширяется их репертуар, выходя за пределы какого-либо одного типа действий

Нарушение действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется. Правило ещё не вычленяется, но в случае конфликта оно уже может победить непосредственное желание.

3. Игровые умения на заключительном этапе дошкольного развития - Выполнение роли и вытекающих из неё действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношения к другим участникам игры .

Роли ясно очерчены и выделены, называются до начала игры . Появляется «ролевая речь» , обращённая к партнёру по игре. Иногда отношения становятся обычными, не игровыми. Ролевые функции детей взаимосвязаны.

Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны, чётко и последовательно воссоздают реальную жизненную ситуацию. Ясно выделены действия, направленные на других участников игры .

Нарушение логики действий и правил отвергается не просто ссылкой на реальную ситуацию, но и с указанием на рациональность правил. Правила ясно сформулированы. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое.

18 – 19 слайды по презентации

Играют 100% РОДИТЕЛЕЙ.

Игры родителей с детьми - Жмурки, прятки, лошадки, куклы, мягкие игрушки – 76% опрошенных.

Дидактические игры , интеллектуальные – всего 24%.

Любимые игры детей – подвижные – 63%

Дидактические, интеллектуальные – 37%

Руководство для покупки игр, игрушек – просто так, поощрение, желание ребенка 83%

Для развития ребенка – всего 17%.

Ульянова Александра Анатольевна
Игры на социально-коммуникативное развитие.

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника.

1. Игра «Пиктограммы» .

Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.

На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.

Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

2. Игра «Я радуюсь, когда…»

Педагог : «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так : «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?» . Ребенок ловит мячик и говорит : «Я радуюсь, когда….» , затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит : «(имя ребенка, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

3. Упражнение «Способы повышения настроения» .

Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

4. Игра «Лото настроений» . Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор : рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор : белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т. д.). Количество наборов соответствует числу детей.

Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

5. Игра «Испорченный телефон» . Все участники игры , кроме двоих, «спят» . Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры .

После этого ведущий опрашивает всех участников игры , начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

Игры на развитие коммуникативных способностей

1. Игра Слепец и поводырь

Цель : развить умение доверять , помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары : “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

2. Игра Вежливые слова

Цель : развитие уважения в общении , привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны) ; извинения (извините, простите, жаль, сожалею) ; прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи) .

3. Игра Коврик примирения

Цель : Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения» , чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку» .

4. Игра «Зеркало»

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало» , которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

5. Игра «Веселая сороконожка»

Цель : развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.

Не забудьте включить детям веселую музыку!

В игру участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.

6. Игра «Поварята»

Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.

7. Игра «Ветер дует на…»

Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…» . Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими : «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого есть…сестра» , «кто любит сладкое» итак далее.

8. Игра «Ау!»

Цель : развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Количество играющих : 5-6 человек.

Описание игры : один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему : «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий : игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

ИГРЫ НА СПЛОЧЁННОСТЬ , СОТРУДНИЧЕСТВО

1. Игра «Клубочек»

Материалы : клубок прочных ниток.

Ход игры.

Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель запевает песенку, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени и т. д.

Когда песенка заканчивается - все дети и воспитатель соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к воспитателю, проделав полный круг.

Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол.

Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась и ребята в группе всегда будут так же крепко дружить. В заключение можно попросить детей вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

2. Игра «Паровозик»

Ход игры . Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везёт «вагончик» , преодолевая различные препятствия : едет по мостику, через кочки.

3 Игра «Здравствуй друг»

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям найти себе пару и построить внутренний и внешний круг, каждая пара держится за руки. Со словами : «Здравствуй друг, как я рад хорошо, что ты пришел» дети стоят на месте и здороваются со своею парою. По окончанию четверостишия внутренний круг стоит на месте, а внешний по часовой стрелке делает шаг в сторону и меняет себе партнера. Так ребёнок должен поздороваться со всеми ребятами, которые стоят во внутреннем круге.

4 Игра «Добрые волшебники»

Ход игры.

Дети сидят в кругу. Взрослый рассказывает очередную сказку : "В одной стране жил злодей-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети». Как правило, многие дошкольники охотно берут на себя роль "заколдованных». «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?» Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками, они по очереди подходят к «заколдованному» другу и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.

5 Игра «Аплодисменты по кругу»

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля - стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

ИГРЫ НА ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ СПОСОБАМ ОБЩЕНИЯ

1 Игра Игра : «Знакомство»

Цель : Обучение вежливому приветствию.

Вступление : Как мы говорим : «Здравствуйте?» (Правильно сказать «здравствуйте» - это значит увидеть другого человека) .

Ход игры : разыгрывается следующая ситуация в группу пришёл новенький ребёнок. Как вы его встретите, какие слова скажете?

2 Игра Игра : «Разговор по телефону»

Цель : формирование культуры ведения диалога.

Ход игры : разыграть разговор с подругой (другом) по телефону, предварительно пригласив к трубке.

ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНЯТИЕ КОНФЛИКТНОСТИ

1 Игра СЛАДКАЯ ПРОБЛЕМА

Цель : научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров, принимать совместные решения, оказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.

Ход игры : В этой игре каждому ребёнку понадобится по одному печенью, а каждой паре детей по одной салфетке.

Воспитатель : дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнёра и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, пока не трогайте его. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнёр добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило. Которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия партнёра печенье брать не имеете права. Если согласие получено, печенье можно взять.

Затем воспитатель ждёт, когда все пары примут решение и наблюдают, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье. Получив его от партнёра, а другие печенье разламывают и одну половину отдают своему партнёру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же всё-таки достанется печенье.

Воспитатель : а теперь я дам каждой паре ещё по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости» . Большинство детей, отдавшие печенье партнёру в первой части игры , и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнёр отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнёру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения :

Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? что вы при этом чувствовали?

Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем- нибудь?

В этой игре с каждым обошлись по справедливости.

Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

Как вы при этом себя чувствовали?

Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнёром?

Какие доводы вы приводили, чтобы партнёр согласился

2 Игра КОВРИК МИРА

Цель : научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слёз, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Ход игры : для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90*150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блёстки, бисер, цветные пуговицы, всё, что может понадобиться для оформления декорации.

Воспитатель : ребята, расскажите мне, о чём вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла нам всем кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира» Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти мирный путь решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладёт в центре комнаты ткань, а на неё красивую книжку с картинками и занятную игрушку.) представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку и поиграть, но она - одна, а их - двое. Они обе сядут на «коврик мира» , а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять эту игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре) . Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?

После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани : «сейчас мы можем превратить этот кусок ткани в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нём имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить».

Этот проиесс имеет очень большое значение, т. к. благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они могут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять коврик мира без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

Вопросы для обсуждения :

1. почему так важен для нас «коврик мира» ?

2. что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

3. почему недопустимо применение в споре насилия?

4. что вы понимаете под справедливостью?

3 Игра «ВОРОБЬИНЫЕ ДРАКИ» (снятие физической агрессии)

Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками) . «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры («лечат крылышки и лапки у доктора Айболита» ). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

4 Игра «ЗЛЫЕ-ДОБРЫЕ КОШКИ» (снятие общей агрессии)

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг» , в котором будут совершаться «превращения» .

Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку : шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя.

Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим : «Сильнее, сильнее, сильнее.» , - и ребенок, изображающий кошку, делает все более и более «злые» движения.

По повторному сигналу ведущего «превращение» заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется.

Когда все дети побывают в «волшебном круге» , обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий.) Категорическое правило : не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру.

По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами.

На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

Игры по формированию доброжелательных отношений

"Жизнь в лесу"

Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей. Создает для детей ситуацию :"Представьте что вы в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать. Как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ) . Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу ласково гладим по голове (готовы? Тогда начинаем. ". Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно , следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

"Добрые эльфы"

Рассаживаем детей в круг. "Когда-то давным давно люди, борясь за выживание. работали днем и ночью. Они очень уставали. Сжалились над ними эльфы и с наступление ночи они стали прилетать к людям и нежно поглаживая их, ласково убаюкивали добрыми словами. И люди засыпали. А утром. полные сил приступали к работе. Сейчас мы с вами разыграем древних людей и эльфов". Разыгрывается бессловесное действие.

Рассаживаем детей в свободном порядке. Воспитатель рассказывает о том как появляются птенцы на свет. Как они пробиваю клювиком скорлупу, выходят наружу. Для них все ново- и запах цветов, и травка, и цветы. Затем дети рассказанное показываю. Птенцы не умеют говорить, а только пищат.

"Ожившие игрушки"

Воспитатель рассаживает детей по кругу. Воспитатель :"Вы знаете, что когда приходит ночь, то все игрушки оживают. Закройте глаза и представьте свою любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать , кто какую игрушку изображал"

Целью развивающей социальной игры «Бюро добрых услуг» является объяснение детям того, что вокруг них живет большое количество хороших и замечательных людей, готовых оказать им помощь, а они, в свою очередь, могут помочь другим.

Материалами для этой игры будут: Большая вывеска с надписью «Бюро добрых услуг» и игровыми рисунками персонажей сказок, памятка о режиме дня, материалы для визитных карточек, килограмм крупы (любой), мерная посуда (стаканчики) 200 и 500 г.

Начинается игра с того, что ведущий показывает ребятам вывеску, и объявляет об открытии в группе «Бюро добрых услуг». Он прикрепляет вывеску и начинает работать во вновь открывшемся бюро. Работник бюро предлагает помощь в общении, веселье, игре, в сохранении времени, совершении всевозможных дел. Ведущий предлагает всем детям группы играть по отдельности, а после сигнала звонка собраться в небольшие команды по три человека в каждой. Каждая команда должна получить свои задачи, которые она должна выполнить, обратившись за помощью в «Бюро добрых услуг».

Первая команда от воспитателя получает задачу научиться организовывать встречи за пределами детского сада в выходные дома. Дети обращаются в бюро, и ведущий рекомендует сделать всем визитные карточки и ими обменяться. При поддержке взрослых все дети готовят визитки с адресами, телефонами, именами, условными знаками, портретом. Далее по желанию происходит обмен визитками.

Следующая тройка игроков должна получить задачу от повара. Он просит их помочь сварить кашу им на обед. Но для этого ему нужна крупа. Так как кухонные весы поломались, он не может определить правильное количество крупы. А ему для этого необходимо ровно один килограмм крупы. Повар просит детей определить правильное количество. Работник бюро выдает детям мерную посуду разной емкости. Дети измеряют ею количество содержимого пакета с крупой и отдают для приготовления повару. Тот их благодарит и уходит готовить обед.

Третья команда получает задания от заведующего детским садом. Его интересует, от чего у одних людей хватает времени за день сделать много дел, а у других это не получается. Как им с этим справиться? Так как дети писать еще не умеют, они должны нарисовать красным фломастером дела на сегодняшний день очень важные, а синим - не столь важные. После этого детям раздают памятки с планом важных дел в рисунках.

Ещё одна команда берет задание у музыкального руководителя. Он просит детей развеселить его и всех здесь присутствующих. И интересуется, смогут ли они это сделать, если обратиться в бюро услуг. Ведущий, он же работник бюро, вместе с детьми изучает слова несложной народной потешки или частушки, а затем все вместе они под музыку, с движениями и подтанцовками веселят всех присутствующих.

В конце игры ведущий говорит детям, что сегодня они очень помогли повару в приготовлении обеда, научились планировать свои дела, сделали визитные карточки и обменялись ими с друзьями, всех развеселили. Далее он интересуется, важно это или нет, и спрашивает, нужно ли в группе оставить «Бюро добрых услуг»?

Энка 11.08 15:33

Можно развить игру. Ежедневно, приходя в группу, дети по желанию могут взять бейджик, как будто сегодня он работник бюро добрых услуг. К нему могут за помощью обращаться другие дети, воспитатель, нянечка (помочь завязать шнурки, взбить подушку, собрать грязную посуду со столов). А если ребёнок захочет взять бейджик домой, дома к нему с просьбами будут обращаться родители, бабушка. Взрослым в этой игре важно не переусердствовать с заданиями и обязательно хвалить за выполнение.

В настоящее время возникла серьёзная проблема: у детей падает интерес к различным видам игр. Их место занимает телевидение, компьютерные игры и другие технические изобретения. По мнению психологов, есть только один выход из этого критического положения: взрослым следует установить с детьми тёплые, душевные отношения, проявить интерес к их проблемам. Такую возможность предоставляет игра, которая способствует личностному развитию ребёнка.

Игра – это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей. Научить детей играть – значит научить жить. Надо всегда помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте.

Советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что “игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности ”.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно-богатой, интеллектуально развитой личности. Всё зависит от того, что ребёнок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат ребёнка любить и воспринимать окружающий мир, понимать значимость труда. Приобщение детей к играм именно тот “ключик”, который раскрывает в детях творческий потенциал, даёт возможность адаптироваться им в социальной среде.

Ведущее место в педагогическом процессе детского сада занимают социально – ориентированные игры. Данные игры является мощным средством социализации, “взросления ” подрастающего поколения.

Сегодня, как никогда, широко осознаётся ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в период ее особенно интенсивного развития в детстве она приобретает особое значение.

Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении внутреннего содержания.

В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в котором формируется его личность.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В игре происходят освоение детьми социальных ролей, самореализация, приобретение социального опыта. Она увлекает и включает ребенка в новые для него отношения, выступает в качестве основного средства, социализирующего мышление ребенка и имеющего огромное значение для формирования основных категорий мировосприятия. Это делает игру универсальным средством социально-личностного развития и воспитания дошкольников.

Кроме того, игра как средство познания социального мира одновременно является средством его моделирования. Таким образом, и ребенок и взрослый конструируют самих себя, учатся быть лучше. Условно такие игры называют «взрослыми играми для детей» или социально-ориентированными.

Социально-ориентированные игры имеют ряд особенностей:

  • коллективный характер деятельности (включение в игру как непосредственных исполнителей, так и зрителей) , что способствует усилению роли социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей
  • актуальность содержания (игра должна носить острый, наступательный характер) , что позволяет создать мотивационную основу для обще-интеллектуального, общекультурного и социально-нравственного развития ребенка дошкольного возраста
  • педагогический подход к распределению ролей (например, с использованием приема «статусной терапии» , когда ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии ставят в пару с одаренным ребенком, помогающим ему быстрее, чем обычно, решить задачу и благодаря этому помочь всему детскому коллективу)
  • уникальность (такая игра – не спектакль, хотя в ней и распределяются роли, поэтому репетировать социально-ориентированную игру нельзя, по природе она «одноразовая» , поэтому зависит от творчества и импровизации участников, направлена на формирование индивидуального когнитивного стиля (стиля обучения) решения проблемных социальных ситуаций у каждого участника)

Направленность на формирование коллективного субъекта в единстве с активной позицией каждого ребенка и, что немаловажно, единство содержания интеллектуального и социально-нравственного развития дошкольников.

В процессе проведения социально-ориентированных игр между взрослыми и детьми складывается особый тип отношений, который определяется самой природой игры как деятельности самостоятельной, добровольной и творческой.

Социально-ориентированные игры-упражнения распределяются по пяти группам (В. М. Букатов, А.П. Ершова, Е.Е. Шулешко) :

  1. Для рабочего настроя – пробуждают у детей интерес друг к другу и одновременно повышают мышечную мобилизованность участников; они вводятся в ходе какой-то совместной деятельности для ликвидации споров, негативных моментов, враждебности;
  2. Для социоигрового приобщения к делу – нагружаются материалом, обычно воспринимаемым в качестве учебного (например, ассоциации, счёт и т.д.) ;
  3. Для разминки-разрядки – помогают воспитателю в неуправляемых ситуациях, при переключении с одного вида деятельности на другой;
  4. Для творческого самоутверждения – оказывают мощный стимул для развития индивидуальности каждого ребёнка;
  5. Вольные игры (на прогулке) – их выполнение требует достаточного простора и свободы передвижений.

Такая классификация достаточно условна, но она позволяет изменить отношение воспитателей к игре как виду социальной активности ребёнка.

Список игр:

  • соберемся вместе или деление на команды;
  • волшебная палочка;
  • кузовок;
  • туристы и магазин;
  • гусеница;
  • прогулка с компасом;
  • вот какая мама;
  • Магазин вежливых слов и т.д.

Благодаря использованию таких социально-ориентированных игр отношения детей и воспитателей выходят на иной уровень – доверительный, учитывающий желания и возможности детей – по отношению к взрослым, проявляющий позитивное сотрудничество и доброжелательность – по отношению к сверстникам. Их применение в педагогическом процессе качественно повышает эффективность взаимодействия воспитателей с детьми.

Список литературных источников

  1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы. -Красноярск, 1999.
  3. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития. Методическое пособие для педагогов. -Калуга: издательство «Адель» , 1997.
  4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
  5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – № 6.
  6. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.
  7. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей ред. В.М. Букатова. СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009.
  8. Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. Методические рекомендации. М.: Сфера, 2012.
  9. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. «Взрослые» игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос, 2000.
  10. Усова А. Б. Роль игры в воспитании детей. – М., 1976.
  11. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.