Как образуются воронки в реках. Галапагосская воронка

Какая картина приходит нам в голову когда мы слышим слово «водоворот»? Скорее всего, огромная, вращающаяся масса воды, водяная воронка, морской смерч, затягивающий в свой зев неосторожные лодки и яхты, приносящий разрушение и смерть. Это представление только поддерживается художественной литературой: от Гомера до Эдгара По. На самом же деле масштабность и опасность этого интересного природного явления сильно преувеличена.

Что же такое водоворот? Маленькие водовороты в ручье или на небольшой реке наблюдали, наверное, все. Возникают они обычно там, где берег вдается в русло и поток, столкнувшись с ним, возвращается назад, против течения. Вода начинает крутиться, а скорость движения, собственно, зависит от силы и скорости течения. Вращаясь в небольшом пространстве, вода стремится к внешнему краю водоворота, создавая выемку-углубление в центре.

Большие водовороты возникают примерно так же, только обычно сталкиваются не течение и берег, а противонаправленные течения. Особенно часто они возникают в узких проливах между островами и участками суши, фьордах вследствие действия приливно-отливных течений.

Представьте себе – узкий и длинный залив, в который в прилив поступает огромная масса воды. Проходит пик прилива, начинается отлив, но вся вода вернуться обратно не успевает, и отливное течение сталкивается с очередным приливным. Так, к примеру, и возникает один из известнейших водоворотов в мире - Мальстрем. Он расположен у берегов Лофотенских островов в Норвегии, в месте, где на мощный поток Гольфстрима, вырывающегося из-за Лофотенской стены, накладываются сильные приливные течения.

огда начинается прилив, потоки воды устремляются к островам, но им препятствуют скалы, в том числе и подводные, затем, они попадают в узкие проливы между островами и в такие же узкие и длинные заливы островов, течения становятся непредсказуемыми, сильно осложняя кораблевождение.

А у берега острова Москенесё возникает так называемый постоянный водоворот Мальстрем - норвежцы, кстати, называют его Москенестрем, по имени острова. Сила водоворота зависит от силы течения, пика прилива, погоды, но существует он всегда, в отличие от так называемых, эпизодических и сезонных водоворотов, возникновение которых обусловлено стечением обстоятельств.

В момент максимального прилива и при штормовом ветре скорость движения воды может достигать 11 км в час, поэтому и сейчас при такой погоде капитанам не рекомендуют входить в пролив к северу от Москенесё. Даже современные небольшие суда и лодки водоворот подобной силы может перевернуть и затянуть.

Впервые Мальстрём появился на картах в XVI веке, когда был опубликован знаменитый атлас Меркатора. Рассказ о водовороте можно найти и в записках английского купца Энтони Дженкинсона, добиравшегося через северные моря в Россию по торговым делам, и у других ученых и путешественников. У всех у них рассказывается о кораблях, которые водоворот превращает в щепки; жалобно кричащих китах, попавших в пучину; о звоне дверных колокольчиков на десять миль вокруг от ужасного рева потока. Эдгар По посвятил водовороту одно из своих произведений, которое так и называется «Низвержение в Мальстрем», и в котором рассказывается о судьбе человека, попавшего в Мальстрем, потерявшего в нем судно и близких, но чудом спасшегося.

Конечно, описывая все ужасы водоворота Мальстрём, знаменитые литераторы изрядно сгустили краски. Но все же на небольших судах со слабым двигателем, который может не справиться с силой течения, близко к Москестрёмену подходить не стоит. Если же все-таки вам захочется наблюдать подобный природный феномен вблизи, причем одновременно находясь в полной безопасности, это можно сделать неподалеку от соседнего с Лофотенскими островами города Будё, через который обычно и лежит путь на архипелаг. Там расположен водоворот Сальтстрёмен, даже более зрелищный и более мощный.

Он образуется, когда в Шерстад-фьорд врывается приливная волна. Причем наиболее сильное течение наблюдается при полной и, наоборот, молодой Луне.

В это время за шесть часов через проход шириной всего в 150 метров во фьорд со скоростью 23 узла, или 44 км/ч врывается 370 миллионов кубометров морской воды. При этом образуются гигантские воронки водоворотов - до 15 метров в диаметре. В отлив все повторяется в обратном направлении.

В местных газетах ежедневно сообщается о том, в какое время водоворот Сальтстрёмен наиболее силен. Это позволяет быть начеку рыбакам и тем, кто с той или иной целью собирается в плавание по фьорду, а туристам - увидеть стремнину во всей ее мощи. Наблюдать феномен можно и с моста, который в 1979 году был построен над самым Сальтстрёменом.

Другой очень известный водоворот расположен в Мессинском проливе, скорее даже это система из двух постоянных водоворотов, носящих название «Сцилла» и «Харибда». Причина образования этих двух водоворотов, известных еще со времен Гомера заключается все в тех же сталкивающихся друг с другом и берегами приливно-отливных течениях. Мессинский пролив, расположенный между берегом Сицилии и материком, довольно узок, в северной части его ширина едва достигает 3.5 км, а скорость приливно-отливных течений достигает 10 км/час.

Гомер описал это природное явление как двух чудовищ, с которыми пришлось столкнуться Одиссею и его команде, и описал так красочно, что миф о Сцилле и Харибде веками еще будоражил мореходов. Тем более, что дело Гомера подхватывали и продолжали позднейшие поэты и писатели. Древнеримский поэт Вергилий Марон доказывал реальность существования чудовищ: «Лучше потратить несколько дней, чтобы обогнуть это проклятое место, чтобы только не увидеть в мрачной пещере ужасную Сциллу и ее черных псов, от воя которых рушатся скалы». Впрочем, и в те времена были попытки реалистично объяснить трудности плавания по Мессинскому проливу. Помпилий Мела отмечал, что Сицилийский пролив очень тесен, а сильное течение в нем направляется в нем попеременно то в Этрусское (Тирренское) море, то в Ионическое, что создает особую опасность. А Сцилла - это мыс, названный так в честь находящегося поблизости селения Сцилла.

Новейшие исследования показывают, что римский ученый отчасти был прав, и что по Мессинскому проливу проходит местное приливно-отливное течение, направляющееся то с севера, то с юга. Идя с севера на юг, оно встречается с другим местным течением, идущим с юга по берегам Сицилии и Калабрии. В итоге во время полнолуния в проливе бывает от 11 до 14 приливов в день, особенно при южном ветре.

Верно, Мессинский пролив довольно узок: в северной части его ширина едва достигает 3500 м. В нем бывают сильные приливно-отливные течения, скорость которых достигает 10 км/ч. Если такой узкий пролив имеет достаточную глубину, при проходе по нему прилива, мы наблюдаем образование воронок во вращающейся массе воды. Две, самые мощные из них, образуются постоянно и носят название водоворотов «Сцилла» и «Харибда».

Однако огромные, потрясающие воображение, океанические водовороты, возникающие во время штормов и грозящие немедленной гибелью даже океанскому лайнеру, - всего лишь миф. Водоворот в океане - это лишь крайне медленное и плавное турбулентное движение воды в больших масштабах, например, «оторвавшаяся» при встрече с холодным потоком струя теплого течения.

Что мы видим перед глазами, когда речь заходит о водовороте? Наверное, это огромная крутящаяся масса воды, которая сориентировалась в виде большой воронки, водяной смерч, всасывающий в себя всё, что попадается ему на поверхности и в глубине. Всё живое, попавшее туда, обречено на смерть. Такое описание воронок родилось в интересах художественной литературы: начиная от Гомера и кончая Эдгаром По. В реальности масштабы и степень опасности этого природного явления можно описать очень сильно не сгущая краски, как это делают писатели. Хотите узнать, какие существуют самые большие водовороты в мире? Тогда читайте дальше.

Что это такое? Наверное, все наблюдали небольшие воронки в речке, ручейке. Возникновение их обязано потоку воды, возвращающемуся назад против течения после столкновения с берегом, который выступает вперёд в воду, тем самым сужая русло реки. Вода заворачивается, и скорость её кручения зависит от скорости течения реки. Согласно действию силы инерции, вращающаяся вода стремится от центра воронки к краям.

Возникновение больших и гигантских водоворотов обязано столкновению двух течений, направленных в противоположные стороны. Как правило, возникновение их происходит в узких проливах между, минимум, двумя участками суши, в фьордах из-за движения приливов и отливов.
Во время прилива в узкий, но длинный залив стекается большая масса воды. За приливом идёт отлив. Но вся масса воды не уходит назад в океан, и течение отлива сталкивается с течением нового прилива. По такому принципу возникает воронка Мальстрем. Он располагается у норвежского побережья Лофотенских островов, в том месте, где встречается мощь Гольфстрима, который вырывается из-за Лофотенской стены, с сильными приливными течениями.

Во время прилива вода прибывает к островам, но ей препятствуют надводные и подводные скалы. Затем она течёт между островами по узким проливам, дальше в заливы, появляются течения разных направлений и очень много, что спрогнозировать исход ближайших событий очень трудно, и из-за этого затруднено прохождение кораблей.

Возле острова Москенесё постоянно образуется водоворот Мальстрем. Жители Норвегии дали ему имя Москенестрем, согласно названия острова. Скорость его изменяется в зависимости от скорости течения, пиков прилива и отлива, перемен погоды, но не исчезает он никогда в отличие от воронок, образующихся периодически, эпизодически или сезонно, в зависимости от возникновения некоторых природных обстоятельств.

Во время максимума прилива при сильном штормовом ветре скорость движущейся воды может достигнуть отметки в одиннадцать километров в час – это погодные условия, при которых капитанам кораблей выдаются рекомендации не заходить в пролив – северные воды острова Москенесё. Небольшие суда и лодки водоворот способен затянуть в свою воронку.

Гигант Мальстрём впервые обозначили на карте шестнадцатого века при появлении знаменитого атласа Маркатора. Английский купец Энтони Дженкинсон рассказал о воронке в своих записках. Он добирался в Россию через северные моря по своим торговым делам. У других путешественников и учёных можно найти описания Мальстрёма. Все они рассказывают о попавших в беду кораблях, превращающихся в его «лапах» в щепки, о китах, которые попали в воронку и жалобном их крике, об ужасном рёве водяного потока, который слышен на десять миль воздушного пространства.

Писатель Эдгар По описал силу, мощь и рёв водоворота в своём произведении «Низвержение в Мальстрем», в котором рассказал об одном человеке, который попал с судном и своими близкими людьми в Мальстрем, но спасшегося чудом.

Мастера художественного слова, мягко скажем, немного сгущают краски описания попавших в «лапы» водоворота всех и вся, но реально оценивая обстановку скажем, что маленьким кораблям и лодкам со слабеньким двигателем, который может не справиться с течением не стоит близко подплывать к этим чудовищам. Ну, а если вы захотите стать участником зрелища природного явления из безопасного места, то такое можно проделать неподалёку от города Будё, по соседству с Лофотенскими островами, через который проходит путь на архипелаг. На том месте находится самый большой водоворот в мире, даже более мощный и больший.

Он появляется, когда в Шерстад-фьорд приходит волна прилива. Максимальной силы движение воды приходит при молодой и полной Луне. За шесть часов прилива через ширину пролива в сто пятьдесят метров проходит со скоростью двадцать три узла, то есть, сорок четыре километра в час триста семьдесят миллионов кубических метров воды. Получаются водовороты в диаметре до пятнадцати метров. В отлив всё возвращается назад.

В газетах постоянно напоминают о том, когда и в какое время водоворот имеет максимальную силу. Это даёт возможность тем, кто собирается в плавание, быть начеку и предпринять меры предосторожности во время плавания. Это и рыбаки, и туристы, и работники морского флота. Над самым водопадом в 1979 году был построен мост, с которого туристы вживую наблюдают феноменальную картину.

Ещё одна известная воронка находится в Мессинском проливе, скорее это две воронки, связанных в систему. Называются они «Сцилла» и «Харибда». Их знают ещё со времён Гомера. Образуются из-за столкновения приливных и отливных течений с берегами. Мессинский пролив очень узкий. Он находится между берегами Сицилии и материком. Северная часть пролива шириной до трёх с половиной километров, а скорость течений до десяти километров в час.

Гомер описывал эти водовороты, как чудовищ, на которых наткнулся Одиссей со своей командой и так эффектно описал, что многие века мореходы были в шоке от мифа о Сцилле и Харибде. После Гомера некоторые писатели и поэты описывали воронки.
Вергилий Марон, поэт Древнего Рима, описывал доказательства существования чудовищ: Лучше использовать несколько лишних дней, чтобы объехать это место, проклятое людьми, чтобы в тёмной пещере не наткнуться на ужасную Сциллу и на псов её чёрных, во время воя которых разрушаются скалы». Даже в те далёкие времена мастера художественного слова делали попытки объяснить, почему так трудно переплывать Мессинский пролив. Помпилий Мела описывал очень тесный Сицилийский пролив, а движение воды сильное в нём идёт то в Ионическое, то в Этрусское (Тиренское) море, что порождает опасность.

Мыс Сцилла находится вблизи одноимённого селения. Современные исследования доказывают правоту римского учёного о том, что Мессинский пролив – это место, по которому протекают местные течения приливно-отливные, которые имеют направление то с севера, то с юга. В полнолуние пролив посещают от 11 до 14 приливов в течение дня, особенно при ветре с юга.

Если Мессинский пролив достаточно глубок при протекании по нему приливной воды наблюдается образование многих воронок в клокочущей массе. Две воронки большой мощности постоянно появляются и называются Сцилла и Харибда.

Однако, мощные из них, возникающие в океане, сильно будоражат воображение, образуются во время шторма и грозят немедленной гибелью даже океанскому большому лайнеру – это миф. Океанская воронка – это всего лишь медленное спиралеобразное движение воды большого объёма, например, разбитая струя тёплого течения холодным потоком.

» статьёй «Гигантский океанический водоворот ринг «. Где расскажем о том, что бывают не только водовороты в ванной или на речке, за кораблём. Мы расскажем о водоворотах диаметром в сотни километров и устойчивостью в годы.

Такие гигантские океанические водовороты называются рингами. От английского языка ring = кольцо. То есть, если переводить буквально, то получаются гигантские океанические кольца. Однако, по форме они всё же напоминают всем знакомые водовороты в ванных. Но обо всём по порядку. Начнём с истоков.

Район Тихого океана по соседству с японскими островами Огасавара с давних времен пользуется у моряков дурной славой. Впрочем, не мудрено — по мнению исследователей аномальных явлений, он расположен на периферии так называемого «моря Дьявола» — моря, не обозначенного на морских картах, да и в соответствующей литературе его местоположение трактуется весьма произвольно. Во всяком случае, из этого района довольно регулярно приходили сообщения о бесследно исчезнувших судах.

В середине 70-х этот район привлек внимание ученых из Университета Киото. Раз его избегают суда, стоило изучить возможность затопления в этом глубоководном (глубины свыше 5000 метров) районе океана радиоактивных отходов. И вот в 400 километрах от Огасавары ими был обнаружен гигантский водоворот — его радиус составлял около 100 километров. Исследования показали, что водоворот поднимается с глубины 5000 метров до поверхности океана.

В центре этой гигантской воронки имеется впадина, уровень воды в которой на несколько десятков метров ниже уровня океана. По подсчетам океанологов, энергия этого водоворота в 10 раз больше энергии обычного течения. И еще одна странность, пока не нашедшая никакого объяснения: примерно раз в 100 дней этот водоворот меняет направление своего вращения.

Итак, воды Мирового океана редко бывают спокойными. Помимо бурь, штормов и волн гигантской разрушительной силы - цунами в океане существуют мощные горизонтальные течения, как поверхностные, так и подводные. Гольфстрим, например, переносит гигантское количество тёплой воды, обогревая западное и северное побережья Европы.

Но нас сейчас интересуют вертикальные течения , приводящие к возникновению в океане тех самых огромных водоворотов. Как и в океане воздушном, появляются они вследствие вертикальных движений водных масс, обусловленных разностью плотностей воды, возникающей из-за разницы температур водных слоёв или их разной солёности (тёплая вода легче холодной, солёная вода тяжелее менее солёной).

Такие вертикальные перемещения воды служат причиной появления гигантских водоворотов, называемых рингами. Причём эти водовороты имеют все те особенности, которые отличают водовороты воздушные, а именно - в Северном полушарии, в центре циклонических водоворотов, вращающихся против часовой стрелки, происходят подъём глубинных вод и их опускание на периферии водоворота. В Южном полушарии такое же вертикальное движение вод приводит к возникновению водоворота, вращающегося по часовой стрелке. В случае же опускания водных масс в центре водоворота в Северном полушарии возникает движение воды по часовой стрелке, а в Южном полушарии - против.

Подобные гигантские водовороты обнаружены и в районе Бермудского треугольника, вблизи Шри-Ланки и даже у берегов Антарктиды. В центре таких водоворотов имеется довольно глубокая впадина: например, возле Шри-Ланки ее глубина превышает 100 метров. Со спутников зафиксированы глубины впадин до 200 метров.

Хотя легенды о таких водоворотах известны уже несколько столетий, первые инструментальные измерения вихрей в открытом океане были выполнены в 1970 году в тропической Атлантике на морском полигоне «Полигон-70» экспедицией Академии наук СССР. Морские водяные вихри живут гораздо дольше воздушных, но, в целом, обладают одинаковыми свойствами: временный характер, циклическое зарождение, перемещение и разрушение внутри более крупных циркуляций.

Итак, обнаружены были ринги сравнительно недавно, в семидесятых годах прошлого века. Как показали исследования, океанические вихри могут существовать достаточно длительное время, исчисляемое месяцами и, по мнению некоторых учёных, годами. Их диаметры могут составлять десятки и даже сотни километров. Вне зависимости от того, в какую сторону, по часовой стрелке или против, вращается водный вихрь, поверхность его за счёт центробежной силы не будет горизонтальной, центр вихря при этом может лежать на десятки метров ниже уровня океана, что отмечает аппаратура, установленная на искусственных спутниках Земли.

Механизм образования рингов полностью идентичен механизму образования воздушных вихрей. Главными действующими объектами этого механизма являются магнитное поле Земли и движущиеся в нём молекулы воды (имеющие частичный положительный и отрицательный заряды) и заряженные положительно и отрицательно частицы солей, которые при своём перемещении в магнитном поле Земли приобретают вращательное движение. Естественно, немалую роль играют уже упоминавшиеся различия в плотности тёплой, холодной, солёной и менее солёной воды.

Непосредственно наблюдать целиком гигантское океаническое образование - ринг - можно только с орбиты искусственного спутника Земли. Мониторинг океанических водоворотов осуществляют в ходе проведения экспедиций с помощью приборов, измеряющих скорости морских течений на интересующих учёных глубинах. Например, экспедиция «Полигон-70″ разместила в южной части северного пассатного течения Атлантического океана около двухсот измерителей, данные с которых фиксировались в течение полугода. В дальнейшем всю эту информацию свели воедино и обработали на компьютере. Результаты обработки убедительно доказали наличие гигантского водного вихря с антициклоническим характером вращения.

Затем только в Северной Атлантике таких рингов было обнаружено около 10. Их возникновение связано с Гольфстримом, который, миновав мыс Гаттерас, отходит от побережья Северной Америки и начинает образовывать петлеобразные изгибы-меандры. Некоторые из меандр отрываются от основного потока и становятся самодеятельными вихрями, скорость течения в которых может достигать 4 и более километров в час. Яхта или плот, попав во время длительного штиля в такой водоворот диаметром 150-300 километров, спустя несколько суток, проделав достаточно большой путь, может оказаться почти на том же самом месте. Дрейф же самого такого водоворота весьма незначителен и редко превышает 3 километра в сутки.

В ходе исследования рингов было установлено, что вихри, обособляющиеся от Гольфстрима с его южной стороны, отличаются от окружающих теплых вод Саргассова моря тем, что в их центре более низкая температура. Те же вихри, которые отделяются от северной стороны Гольфстрима, имеют более теплый центр.

Ринги с теплым центром смещаются, как правило, со скоростью до 5 километров в сутки. Существует такой ринг около года, затем, снова оказавшись в районе мыса Гаттерас, вливается в Гольфстрим. Дрейф рингов с холодным центром в основном юго-западный. Место исчезновения — у восточного побережья п-ва Флорида, срок существования — в 2-3 раза дольше. Удавалось отслеживать ринги, живущие до 4-5 лет.

В центрах холодных рингов часто возникают туманы, отличающиеся чрезвычайно большой длительностью: ведь здесь океанский водоворот поднимает с глубин 2,65-3,5 километра к поверхности воду с очень низкой температурой. При охлаждении теплого воздуха, соприкасающегося с холодной водной поверхностью, происходит процесс конденсации водяного пара, увеличение концентрации которого и является причиной ухудшения видимости.

Таким образом, не хотелось бы попасть в гигантский океанический водоворот ринг.

Разве что сверху посмотреть. Для чего предлагаем вам ознакомиться со следующим видео:

Это, конечно, не водоворот диаметром 100 километров, но всё равно впечатляет.

Источники: П. МАНТАШЬЯН, «Наука и жизнь» №5, 2008 год. Татьяна САМОЙЛОВА, журнал Колумб № 15 (2005)

Наверное, каждый из вас хотя бы раз в жизни видел маленькие водовороты. И я не исключение. Мне всегда было интересно, а откуда они берутся, насколько они опасны и вообще, правдивы ли мифы про них?

Но вот разобраться в механизмах их возникновения и во всем остальном получилось только сейчас. Нет, конечно, из курса школьной физики я имела небольшое представления о них. Но весьма поверхностное.

Рыща по просторам нашей любимой паутины, вот что я выяснила.

Во-первых, начнем, пожалуй, с механизма возникновения. Водовороты встречаются как на реках, так и в океане. В реках они возникают, когда препятствие заставляет воду двигаться против течения. Это может быть банальный выступ берега в реку, а так же опоры моста и другие всевозможные препятствия. В океане механизм возникновения в принципе такой же. Только вот, чаще всего, течение сталкивается не с твердым препятствием, а с другим, таким же крупным течением. Например, во время мощных приливов и отливов. Так, кажется с этим разобрались.

Во-вторых, давайте разберемся с его параметрами. Ну, что касается диаметра воронки, то она может быть различной – от нескольких сантиметров до нескольких километров. Однако последние встречаются крайне редко и только в открытом океане. Относительно скорости в водовороте можно сказать лишь то, что она бывает очень большой. Иногда она достигает 11 км/ч.

Фото водоворотов:

В-третьих, хочется обратиться к видам водоворотов. В некоторых местах водовороты – это постоянное явление. Такие водовороты называет постоянными . Так же бываю сезонные водовороты. Они возникаю в определенное время и существую не постоянно. Последний, и самый, пожалуй, распространенный вид водоворотов – эпизодические . Их возникновение совершенно непредсказуемо и поэтому они могут причинить весьма существенный ущерб.

Что дальше? В-четвертых, давайте попробуем разобраться в том, насколько они опасны. Ну, они практически не представляют большой опасности. Только не стоит думать, что они совсем уж безвредные. Крупные речные водовороты вполне могут стать причиной гибели человека. Он затягивает внутрь, вследствие чего человек может захлебнуться. Так же они опасны для лодок без двигателя. Может перевернуть. Что же касается крупных морских водоворотов, то с ними лучше тоже не играть и наблюдать это поистине великолепное зрелище рекомендуется с безопасного расстояния. Он вполне может затянуть в себя лодки и корабли со слабыми двигателями. Тут, пожалуй, все.

В-пятых, конечно же, стоит упомянуть самые известные постоянные водовороты на нашей планете. Это, конечно же «Сцилла» и «Харибда» , расположенные в Мессинском проливе. Легенда гласит, что это два самых настоящих чудовища, которые заманиваю и убивают бедных путников. Хотя водоворота два, они представляют собой единую систему. Пролив довольно узок и достаточно глубок, чтобы сильные приливные и отливные течения в результате сталкивания образовывали воронки.

Следующий, по размерам водоворот Мальстрём , который образовался в водах Норвежского моря между двух островов недалеко от берегов Норвегии. Причиной его возникновения так же являются приливные и отливные течения. Так же свою значительную роль играют неровности морского дна. В средние века он представлялся как ужасная смертельная ловушка для всех, кто туда попал. Но это преувеличено. Единственное, пожалуй, чем он может угрожать – так это направить корабль со слабым двигателем на скалы. Вообще он интересен тем, что состоит из целой системы водоворотов с маленьким радиусом кривизны. И для современных кораблей никакой опасности не представляет. Этот водоворот очень часто упоминается в различных литературных произведениях.

Третий по величине водоворот – Койребрикэн . Расположен он недалеко от Шотландии, в узком проливе межу Гебридскими островами. Дно в этом месте просто кишит камнями и неровностями. Диаметр этого грозного явления достигает девяносто метров, а шум от него слышан за десятки километров. Естественно, о его возникновении ходят многочисленные легенды. Одна из ни рассказывает нам, что сама Зима перед своим наступлением стирает в проливе свое покрывало, при этом делая очень много шума. После этого процесса, естественно, своим белоснежным покрывалом она накрывает Шотландию.

Четвертый по величине, но, естественно, не по красоте, это водоворот Натуро, который имеет место быть возле побережье Японии. Назван он в честь одноименного пролива. История возникновения аналогична предыдущим: сильные течения, узкий пролив, неровное дно. Образуется он обычно каждые шесть часов и живет около двух. Интересно, что его можно наблюдать с моста, который был построен в этом проливе между двумя островами. Диаметр его может достигать двадцати метров. Интересно, что самые красивые и мощные водовороты образуются здесь весной в дни полнолуния и новолуния.

Хочется так же сказать о еще одной системе водоворотов. В апреле этого года ученые обнаружили два огромных водоворота недалеко от берегов Амазонии. Говорят, что их диаметр составляет 400 километров. Очень масштабно, не правда ли? Статья о них была опубликована в издании La Stampa. Скорость внутри воронки достигает 1 м/с, а ограничены эти воронки ступенькой высотой 40 см. Ученые считают, что эти две воронки оказывают большое значение на формирование климата Амазонии, а так же и всей планеты. Так же было выяснено, что тип формирования механизма у них несколько иной, чем в обычных случаях.

А вот водовороты на видео!

Вот пожалуй и все, что я хотела бы сказать о них.

Естественные водовороты, похожие на тот, что показан на снимке внизу, образуются в океанах, течениях и реках. Причиной образования водоворотов является взаимодействие приливных и других течений, либо наличие тел, отклоняющих водный поток.

Однако водовороты могут также формироваться тогда, когда значительные объемы воды, например, в раковинах или ваннах, сливаются через донный водосток и вода течет вниз по спирали. Такой водоворот, называющийся в технике вихрем, является результатом движения отдельных молекул, из которых состоит жидкость. Вихреобразование связано с действием двух факторов - скорости и вязкости (сопротивления течению), влияние которых шаг за шагом разъяснено на рисунках и схемах ниже.

Трение и вязкость

На секторной диаграмме (рисунки ниже) прослежено положение молекул воды после того, как они начали перемещаться. Сила тяжести тянет вниз молекулы воды, расположенные наиболее близко к сливному отверстию. Вязкость препятствует силе тяжести, а силы трения действуют на соседние молекулы воды так, что они выстраиваются в линию и начинают двигаться гуськом.

  1. Когда открывается сливное отверстие, расположенные непосредственно над ним молекулы воды под действием силы тяжести перемещаются вниз. Одновременно с этим силы вязкости заставляют молекулы двигаться в горизонтальном направлении.
  2. Как только часть воды начинает двигаться по спирали, в это движение вовлекаются и другие молекулы воды. Чем ближе частицы жидкости находятся к сливному отверстию, тем выше их скорость. Те, что находятся дальше всего от центра, перемещаются наиболее медленно.
  3. Вода, перемещающаяся по спирали в сливное отверстие, формирует над ним воронку, центральная часть которой заполняется воздухом.
  4. По мере снижения уровня воды в раковине воздушный столб проникает глубже в трубу. Развитие вихря продолжается до тех пор, пока вся вода не сольется.

Вода между двумя цилиндрами следует вращению внутреннего цилиндра, перемещаясь вблизи его поверхности быстрее, чем вдали от нее. Различие в скорости приводит к образованию волн. По мере того как медленные струйки воды захватываются быстрыми, происходит формирование небольших вихрей.