К истребителю ракета не прорвется. Бортовой комплекс обороны летательных аппаратов «Президент-С

Министр обороны Сергей Шойгу, выступая на селекторном совещании, отметил, что одним из важнейших приоритетов военного строительства в текущем году станет перевооружение ВВС новой техникой.

Помимо новейших боевых самолетов, таких, как, например, Су-35 или МиГ-35 в войска поступит и новая радиоэлектронная техника. Причем многие электронные системы совсем недавно казались недостижимо фантастическими.

Показательные цифры привело недавно руководство концерна "Радиоэлектронные технологии" - основного разработчика электронных систем для армии и ВВС. Только новейших комплексов бортового радиоэлектронного оборудования и измерительной аппаратуры в войска было поставлено в прошлом году на сумму более 36 млрд рублей. А систем радиоэлектронной борьбы на сумму 17,1 млрд. И, надо сказать, минобороны немалые средства потратило не зря. Все полученные военными образцы построены на отечественной компонентной базе и по своим характеристикам не уступают зарубежным аналогам, а зачастую их превосходят.

Например, комплексы семейства "Витебск" обеспечивают надежную защиту вертолетов Ка-52 и штурмовиков Су-25 от всех типов ракет с инфракрасными головками самонаведения. А это основные средства поражения переносных зенитно-ракетных комплексов и авиационных ракет воздух - воздух. Никакие "Стингеры" нашим "Аллигаторам" и "Грачам", несущим на борту "Витебск", не страшны. Закончены испытания модификаций этого комплекса, которые обеспечат защиту даже тяжелых вертолетов типа Ми-26 и военно-транспортных самолетов.

Не менее интересен мощный многофункциональный противоракетный комплекс "Хибины". Он обеспечивает индивидуальную защиту самолетов от ракетных атак вражеских истребителей и наземных средств ПВО. Этот комплекс создает вокруг самолета своеобразное защитное радиоэлектронное облако, и даже управляемые ракеты теряют цель и уходят в сторону.

Поистине уникальны комплексы радиоэлектронной борьбы "Рычаг-АВ". Они используются в составе ударных авиационных групп для обеспечения прорыва практически любой системы ПВО. Эти комплексы РЭБ активно подавляют работу всех типов радиолокационных станций. И даже самый современный американский зенитно-ракетный комплекс "Пэтриот" становится слеп и беспомощен. Удар российской авиагруппы с "рычагами" прикрытия неотразим.

А есть еще такой замечательный комплекс РЭБ, как "Красуха-2". Он может ослепить и оглушить не только самолеты дальнего радиолокационного наблюдения типа АВАКС, но и космическую компоненту систем ракетного наведения наших недругов.

В этом году войска получат два мобильных комплекса "Красуха-2".

При встрече с "Красухой-2" системы АВАКС перестают понимать, где свои, где чужие, и чем надо управлять

Вряд ли в мире есть сегодня достойные аналоги этой "умнейшей" радиоэлектронной пушки. При необходимости комплекс может просто выжечь все электронные системы вражеского самолета, высокоточной ракеты или низкоорбитального спутника. Но это в крайнем случае. А так "Красуха-2" мастерица создавать ложные образы и буквально "сводить с ума" вражеские ударные системы.

Как правило, высокоточное ракетное оружие наводится при помощи постоянного радиообмена с командным пунктом. В НАТО такими пунктами служат самолеты АВАКС, которые, в свою очередь, замыкаются на различные спутниковые группировки. Так вот, станция РЭБ с ласкающим слух названием, как только АВАКС входит в зону ее действия, аккуратно встраивается во все его защищенные каналы связи. А затем начинает аккуратно искажать передаваемые и принимаемые летающим командным пунктом сигналы.

Как говорят специалисты и это как бы подтверждено испытаниями, очень быстро АВАКС перестает различать, где свои, а где чужие, и не понимает, чем, собственно, надо управлять. Итогом вполне может стать атака на собственные военные объекты, которые вдруг представятся абсолютно враждебными.

Малогабаритные автоматизированные РЛС "Гармонь", конечно, не так впечатляют, как грозные системы РЭБ, но и они хорошо вписываются в комплексную систему ПВО и управления воздушным движением. "Гармонь" обеспечивает обнаружение и сопровождение различных воздушных объектов, определение их государственной принадлежности, автоматическую выдачу трассовой информации на комплексы автоматизированных систем управления. Эти комплексы были успешно опробованы во время проведения Олимпийских игр в Сочи. Теперь начат их серийный выпуск и поставка в войска.

Бортовой комплекс обороны (БКО) «Президент-С» November 2nd, 2014

Появление ПЗРК коренным образом изменило расстановку сил на сухопутном театре военных действий. Еще в середине шестидесятых годов штурмовики и боевые вертолеты могли безнаказанно громить не только тыловые структуры воюющих частей, но смело хозяйничали и над полем боя. Ствольная артиллерия ПВО была все-таки малоэффективна, а зенитные ракеты на малых высотах просто не работали. Но уже в конце шестидесятых годов ситуация начала меняться. Сначала США, а вскоре и СССР создали переносные комплексы, стрелявшие ракетами, имевшими инфракрасные головки самонаведения. Ракеты реагировали на тепло, выделяемое авиационными двигателями, и били точно в цель. В ноябре-декабре 1969 года войсками Египта и Сирии было сбито около двадцати израильских вертолетов и самолетов. Для ВВС Израиля, никогда не несшего за столь короткий срок таких потерь, это был шок. Еще большее потрясение чуть позже испытали американцы, пытавшиеся силой привести к своим ценностям Вьетнам. ВВС США потеряли от огня советских ПЗРК в небе этой страны более двухсот самолетов и вертолетов.

Естественно, авиаторы стали искать защиту от тепловых головок самонаведения. Было предложено ставить на все летательные аппараты тепловые ловушки (ложные тепловые цели - ЛТЦ), которые при отстреле создают вокруг самолета или вертолета тепловую завесу, сбивая "умную" ракету с толку.

И вот что из этого получилось...

Первоначально такая защита действительно оказалась очень эффективной. И все боевые летательные аппараты во всем мире оснастили отстреливающимися тепловыми ловушками. Сегодня любое воздушное шоу не проходит без фейерверка таких ловушек. К сожалению, для боевой авиации, современные ракеты никак на яркий свет и тепловой экран этих ловушек уже не реагируют. Они стали "умнее", их система наведения мгновенно проводит селекцию новых целей и направляет ракету вдогонку удаляющемуся тепловому пятну, а не тому, которое, пусть и очень ярко, но сверкает и кружится на месте.

И, к примеру, в Афганистане наши вертолетчики, хоть и сыпали тепловые помехи направо и налево, немалые потери несли именно от ПЗРК. А, уж, когда у душманов появились американские "Стингеры", летать в горах стало очень проблематично.

Самую тяжелую потерю от ПЗРК Российская армия понесла уже во время боевых действий в Чечне. В августе 2002 года в районе аэродрома Ханкала на глазах у множества людей ракета "Игла-1М" попала точно в двигатель идущего на посадку огромного вертолета Ми-26. Тогда за раз погибло 115 человек. Лишь после той трагедии у нас задумались о том, как защитить вертолеты и штурмовики. Задача оказалась неимоверно сложной. Если учесть, что решением ее, надо сказать - безуспешным, более десяти лет уже занимались ведущие фирмы Западной Европы и США, то, казалось, России с ее разваливающейся промышленностью и деградирующей наукой, и браться за нее не стоило...

Триумф, которого не ждали

За работу взялись следующие предприятия: Московский научно-технический центр "Реагент", Специальное КБ "Зенит" в Зеленограде и расположенный там же НТЦ "Элинс", головным руководителем разработки комплекса стал Научно-исследовательский институт "Экран" из Самары. Решение задачи, с которой, стоит повторить, так и не справился в мире больше никто, оказалось очень сложным. Гендиректор "Зенита" - предприятия, где разрабатывалось сердце комплекса: излучатель узконаправленной системы оптико-электронного подавления - Александр Иванович Кобзарь перенес несколько тяжелейших инфарктов. Но не только остался в строю, а смог все свои поистине фантастические идеи воплотить в металле!

В прошлом году комплекс, получивший рыночное имя "Президент-С", был собран в окончательном варианте и испытан по полной программе. По тепловым макетам различных авиационных целей, прикрытыми комплексами "Президент-С", производились стрельбы из лучших в мире ПЗРК "Игла". Все ракеты после включения комплекса уходили в сторону от цели и самоликвидировались. Проводились стрельбы по "живому" вертолету Ми-8. Машина крепилась на высокой горе на специальной вышке. Двигатели выходили на максимальный режим работы, то есть светились тоже максимально. Стрельбы по вертолету велись с расстояния в 1000 метров, фактически - в упор. И все равно все "Иглы" уходили прочь от вертолета. Это стало триумфом создателей комплекса, обеспечивающего полноценную активную защиту вертолетов от всех типов ракет с тепловыми головками самонаведения.

В СССР специально проводились сравнительные испытания захваченных в Афганистане "Стингеров" и разработанных в Коломне "Игл". Наш ПЗРК показал лучшие характеристики, чем американский. И если уж "Игла" прошла мимо цели, то защита от "Стингера" гарантирована всем вертолетам, на которых будет установлен российский комплекс защиты. Следующий этап - защита от ПЗРК штурмовиков, и работы в этом направлении идут очень активно.

Вот что сказал корреспонденту "РГ" гендиректор "Зенита" профессор Александр Кобзарь:

Работа нашего комплекса основана на узконаправленном и особым образом модулированном излучении специально разработанной сапфировой лампы. В системе управления ракеты возникает фантомный образ цели, который ее электронный "мозг" воспринимает в качестве основной цели. Появляется некая запредельная виртуальная реальность, которая настойчиво манит к себе. Ракета устремляется в пустое пространство, где в расчетное время самоликвидируется. Казалось бы, все очень просто, но эту "простейшую" задачу кроме нас еще никто в мире не решил и до промышленного производства не довел.

К словам профессора Кобзаря стоит добавить немаловажную для соотечественников информацию. "Президент-С" не только прошел весь комплекс государственных испытаний, он принят на вооружение и уже запущен в серийное производство. По приказу главкома ВВС генерал-полковника Александра Зелина ни один новый вертолет, предназначенный для эксплуатации в горячих точках, не может быть отправлен в войска без установленного комплекса активной защиты от ПЗРК.

Наверное, впервые за последние двадцать лет мы не только предлагаем на продажу уникальную боевую систему, но одновременно и оснащаем новейшим комплексом свою винтокрылую технику. Естественно, вертолеты, поставляемые за рубеж "Рособоронэкспортом", по желанию заказчика будут комплектоваться комплексом активной защиты. Судя по ажиотажному интересу на "Eurosatory-2010" к "Президенту-С" со стороны делегаций стран, традиционно закупающих российскую вертолетную технику, который проявился в первый же день работы салона, такое желание будет высказано скоро и массово.

Также стоит сказать, что комплекс работает в автоматическом режиме и лишь уведомляет пилота о проделанной работе по защите судна.

БКО «Президент-С» включает в себя следующие станции (блоки), которые могут быть размещены в качестве основных и дополнительных опций в различных сочетаниях в зависимости от типа и назначения летательного аппарата:


  • устройство управления (УУ);

  • станция предупреждения о радиолокационном облучении (СПО);

  • станция предупреждения о лазерном облучении (СПЛО);

  • станция предупреждения о ракетной атаке (СПРА);

  • устройство выброса авиационных расходуемых средств:

  • противорадиолокационные патроны, патроны инфракрасного излучения, патроны с передатчиками помех одноразового использования (ППОИ);

  • станция постановки активных радиопомех (САП);

  • некогерентная станция оптико-электронного подавления (СОЭП);

  • лазерная станция оптико-электронного подавления (ЛСОЭП).

Для самолетов дальней, военно-транспортной и фронтовой авиации в качестве дополнительной опции может быть использована активная буксируемая радиолокационная ловушка (АБРЛ), предназначенная для обеспечения индивидуальной защиты летательного аппарата в передней и/или задней полусферах от управляемых ракет с радиолокационными головками самонаведения путем перенацеливания атакующей ракеты на буксируемую ловушку.

На отдельных типах летательных аппаратов могут дополнительно устанавливаться:
многофункциональный индикатор;
устройство согласования.

Конструктивно аппаратура БКО «Президент-С» выполнена в виде блоков (станций), которые могут размещаться как внутри фюзеляжа самолёта (вертолета) так и на внешних узлах крепления.

источники

Возвращаясь к ранее затронутой теме о средствах защиты летательных аппаратов от переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) необходимо отметить следующее. Создание в начале семидесятых годов прошлого столетия ПЗРК явилось важным этапом в совершенствовании именно средств защиты от ударов средств воздушного нападения. И результаты их применения были достаточно впечатлительны.

Так, только в ноябре-декабре 1969 г. в арабо-израильской войне первым отечественным ПЗРК типа «Стрела-2» было сбито 12, а с мая 1981 г. по июнь 1982 г. в районе Голанских высот – еще более 10 израильских самолетов и вертолетов. Проблема защиты летательных аппаратов от ПЗРК не только сохранилась, но и обострялась с течением времени. Так, в ходе войны НАТО на Балканах в 1999 г. только действия с высот более 3500 м и применение высокоточного оружия позволили авиации НАТО избежать значительных потерь от югославских зенитных ракет с инфракрасными головками (ИК) самонаведения (ГСН).

А в 2002 г. специалисты отмечали, что в локальных войн последних десятилетий примерно 90% всех случаев поражения самолетов и вертолетов было связано с попаданием в них управляемых ракет с ИК- ГСН . Поэтому можно констатировать, что угроза применения ПЗРК не только значительно ограничивает диапазон высот применения боевой пилотируемой авиации, но и резко обостряет проблему обеспечения безопасности полетов гражданской авиации.

Таким образом, созданные как средство защиты сегодня ПЗРК можно рассматривать как эффективное высокоточное средство нападения. Причем проблема защиты от него очень быстро приобрела международный статус, а создание средств защиты от ПЗРК, особенно гражданской авиации, стало важнейшим направлением работы в различных странах. Что же еще, помимо отечественной системы защиты гражданских воздушных судов MANTA, заслуживает внимания?

Россия сегодня по праву стала одним из мировых лидеров в создании систем активной защиты от ПЗРК. Так, в 2010 г. на международной оружейной выставке Eurosatory-2010 в Париже на всеобщее обозрение была представлена российская система активной защиты (САЗ) вертолетов «Президент-С» от атак ПЗРК . Ажиотажный интерес вокруг этой разработки показал, насколько высок интерес в мире к этой технике. Одновременно этот факт говорит и о том, что российская «оборонка» жива и способна, при необходимости и своевременном финансировании, создавать изделия, опережающие зарубежные.

А то, что создатели этой революционной разработки показали ее открыто, позволяет говорить о том, что в запасе есть что-то еще, более эффективное. В создании САЗ «Президент-С» под руководством НИИ «Экран» (г. Самара) участвовали научно-технический центр (НТЦ) «Реагент» (г. Москва), специальное КБ «Зенит» и НТЦ «Элинс» (г. Зеленоград). Высокую эффективность эта разработка подтвердила в ходе сложных испытаний в 2010 г.

Для оценки САЗ «Президент-С» устанавливали на макеты различных летательных аппаратов и обстреливали одним из самых эффективных в мире ПЗРК «Игла». По словам Александра Кобзаря, генерального директора «Зенита», где был создан излучатель узконаправленной системы оптико-электронного подавления, после включения САЗ «Президент-С» все ракеты отклонялись в сторону от цели и самоликвидировались .

Для испытания на специальной вышке был установлен вертолет Ми-8, двигатели которого работали с максимальной нагрузкой и давали максимальное ИК-излучение, а пуск «Иглы» осуществлялся с дальности 1000 м. Тем не менее, в этих, очень благоприятных условиях ракета ПЗРК уходили в сторону от мишени.

Как отметил профессор А. Кобзарь, эффективность всей САЗ определяется узконаправленным и специально модулированном излучении сапфировой лампы. Оно создает в системе управления ракеты своеобразный фантом цели, местоположение которой отличается от текущих координат реальной цели. В результате ракета летит в пустое пространство и в определенное время самоликвидируется согласно заложенной в ней программе.

Несмотря на всю простоту идеи, до настоящего времени практического решения в мире она не нашла. В настоящее время наши разработчики активно работают над созданием подобной системы защиты от ПЗРК для штурмовиков. В настоящее время САЗ «Президент-С» прошла весь комплекс государственных испытаний, принята на вооружение и производится серийно . Решением главкома российских ВВС сегодня ни один новый вертолет не отправляется в войска в «горячих» точках без установки системы активной защиты от ПЗРК.

Ранее, СМИ сообщали о российской всеракурсной лазерной станции помех «Клен-М» Конструкторское бюро автоматических систем», г. Самара), которая предназначалась для защиты от ракет с ИК- ГСН классов «поверхность-воздух» и «воздух-воздух». Система могла устанавливаться как на военных, так и на гражданских самолетах.

Принцип действия станции «Клен-М» также был основан на воздействии лазерным излучением на систему управления ракетой , что приводило в конечном итоге к потере сопровождаемой воздушной цели. По информации разработчиков, станция «Клен-М» обеспечивала обнаружение и сопровождение ракет, и последующее подавление их ГСН лазерным излучением с вероятностью 0,8-0,9 в течение не более 1,5 с в зоне 360 град. по азимуту и от -45 до +30 град. по углу места. Масса станции не превышала 300 кг.

Сообщалось также о том, что фирма «Авиаконверсия» разработала и практически испытала нетрадиционный способ противодействия ракетам с тепловыми головками самонаведения . На опасном участке полета самолет осуществлял дозированное распыление незначительного количества топлива. При обнаружении пуска ракеты с тепловой ГСН образовавшаяся топливно-воздушная смесь воспламенялась и выступала в качестве ложной цели, так как ее ИК-излучение значительно превышало собственное излучение самолета.

Входящие в ее состав средства обеспечивали обнаружение ракеты по ИК-излучению ее двигателя на дальности до 5 км, а для поджига воздушно-топливной смеси мог использоваться импульсный лазер, форсунка типа «огневая дорожка» или сигнальные ракеты. Безопасность и эффективность этого способа защиты от ракет с тепловой ГСН была практически проверена на самолетах Су-24 еще в 1985 г . Летные испытания показали, что ложная цель начинается в 6-8 м и заканчивается на удалении 22 м от хвоста самолета. Сообщалось, что стоимость системы, наряду с другими преимуществами, значительно дешевле лазерных.

Израиль , в силу своего геополитического положения, вопросам создания САЗ уделяет первостепенное значение. Активизация усилий в этой области была отмечена после обстрела 28 ноября 2002 г. боевиками аль-Каиды ПЗРК типа «Стрела-2» авиалайнера израильской авиакомпании Arkia с 250 пассажирами при взлете из аэропорта г. Момбаса (Кения). По данным американской корпорации Rand, в период 1975-1992 гг. ракетами ПЗРК сбито около 40 гражданских самолетов и погибло более 760 человек.

Израильская фирма «Рафаэль» идет по пути адаптации системы защиты от ПЗРК военного назначения для применения на гражданских самолетах. После обнаружения зенитной ракеты бортовыми датчиками аппаратура противодействия в качестве ложной цели генерирует световой пучок в сторону атакующей ракеты для дезориентации ее ГСН. Стоимость оснащения самолета такой системой, по данным разработчиков, может составить около 2 млн. долларов.

В связи с пропажей тысяч ПЗРК с ливийских оружейных складов Израиль намерен оснастить все свои авиалайнеры новой оборонительной системой C-Music (Commercial-Multi Spectral Infrared Countermeasure) компании El-Op. По мнению создателей системы, это первая коммерчески доступная система, предназначенная для установки на гражданских вертолетах и самолетах для их защиты от ПЗРК.

Система C-Music самостоятельно обнаруживает ракету и направленным лазерным излучением создает помехи в широком ИК-диапазоне, приводящие к срыву наведения ракеты на цель . Компания El-Op получила контракт израильского правительства в рамках государственной программы Sky Shield и стоит 79 млн. долларов. По данным израильских СМИ один экземпляр системы C-Music стоит около 1,2 млн. долларов.

Ранее предложенная компанией IAI аналогичная система Flight Guard, не была сертифицирована в США и Европе как не отвечающая полностью требованиям безопасности. Система C-Music имеет все необходимые лицензии и сертификаты.

В США , по инициативе Министерства национальной безопасности (U.S. Department of Homeland Security — DHS), была разработана и начата реализация программы по оснащению 1000 гражданских самолетов системой, аналогичной установленной на самолете президента США и военных самолетах американских ВВС. В качестве наиболее перспективных средств защиты от ПЗРК рассматривались разработки компаний Northrop Grumman и BAE Systems. Для проведения работ компании от DHS получили по 45 млн. долларов.

В 2007 г. сообщалось о том, что Northrop Grumman оборудовала грузовой самолет MD-10 противоракетной системой Guardian. Она представляла собой модернизированную и адаптированную для использования в гражданских целях систему военного назначения Nemesis, устанавливаемую на самолетах и вертолетах ВВС США. По информации в СМИ, система размещена в веретенообразном корпусе длиной, шириной и высотой 2,36 м, 0,8 м и 0,48 м соответственно при общей массе около 220 кг и потребляемой мощности – 1,8 кВт.

Излучающее лазерное устройство размещено в желтой сфере. (фото Нортроп Грумман). Алгоритм работы Guardian аналогичен известным. Датчики системы обнаруживают ракету и отслеживают ее полет с непрерывным определением текущих координат, по этим данным включается лазер и наводится на ГСН ракеты, в результате цель теряется и ракета уходит в сторону . Ранее система испытывалась на самолетах типа MD-11, MD-10 и Boeing 747. Сообщалось, что при стоимости самой системы около 1 млн. долларов за единицу, ее техническое обслуживание оценивалось в 365 долларов за рейс, а ежемесячно компания производила 35-45 комплектов.

Компания BAE Systems разработала систему защиты гражданских авиалайнеров от ПЗРК под названием JetEye, работа которой также основана на использовании лазерного излучения для «ослепления» ИК- ГСН ракет. Поворотные лазерные установки размещены под фюзеляжем и плоскостями самолета. Система создана на базе средств защиты боевых самолетов Advanced Threat Infrared Countermeasures System. Испытывалась JetEye на авиалайнере Boeing B-767. Сообщалось о работах с целью уменьшения стоимости системы, улучшения ее аэродинамических характеристик, повышения срока службы и ремонтопригодности аппаратуры.

Наряду с лазерными системами защиты для противодействия ракетам ПЗРК в США, как и в других странах, продолжается использование и совершенствование дипольных отражателей и ИК-ловушек . Они показали достаточную эффективность для защиты военно-транспортных и др. самолетов ВВС США в Косово, Ираке и Афганистане. Так, фирма «Рейтеон» создала противоракетную систему, которая после обнаружения ЗУР радиолокационной станцией выбрасывала облако пирофорических частиц из фольги, ИК-излучение которых дезориентирует ГСН ракеты.

Великобритания также ведет работы по созданию систем защиты от ракетных атак против самолетов и вертолетов гражданской авиации. Так, компанией «Каннинг раннинг софтуэр Лимитед» (CRLS) была разработала специальная программа, предназначенная для оценки степени угрозы террористической ракетной атаки против пассажирского самолета и установки на компьютере средств РВО ADCS (Air Defense Siting Computer), прикрывающих аэропорты.

На основе данных о полетах самолетов с конкретного аэропорта и тактико-технических характеристиках ПЗРК эта программа выдает правоохранительным органам информацию о наиболее вероятных местах пуска ракет, которую используют правоохранительные органы в профилактических целях. ADSC не требует специальных аппаратных средств, позволяет выполнять и хранить фотографии, диаграммы и текстовые файлы наряду с данными ПВО. Эта программа используется при выборе позиций для развертывания зенитной системы «Рапира» и является составной частью системы «Джернас» (экспортный вариант ЗРК «Рапира»), поставленного Малайзии.

Украина . Несколько лет назад СМИ сообщали о том, что двумя украинскими предприятиями (НПК «Прогресс», г. Нежин и НПФ «Адрон», г. Киев) созданы станция оптико-электронного подавления (СОЭП) «Адрос» КТ-01АВ . Отмечалось, что станция «Адрос», в отличие от других систем защиты, обеспечивает круговую защиту вертолет в условиях, когда мощность ее излучения ниже мощности теплового излучения двигателей защищаемого вертолета.

Кроме того, она не нуждается в информации о типе и частоте работы ИК- ГСН ракеты, в средствах обнаружения пусков ракет и их сопровождения в полете, относительно проста по конструкции и имеет высокую степень надежности. По информации разработчиков, при массе 20 кг, станция обеспечивала круговую защиту вертолетов от всех типов управляемых ракет с ИК- ГСН с вероятностью срыва атаки ракеты не менее 0,8.

Кроме того, эти фирмы создали пассивное средство для снижения теплового излучения вертолетов типа Ми-8 и Ми-24 с двигателями ТВ3-117. Оно представляет собой экранно-выхлопное устройство (АП-1В) , устанавливаемое на выходе отработанных газов двигателя вертолета. Требуемый эффект достигается за счет направления выхлопных газов двигателя этим устройством в сторону вращающегося винта вертолета, где они смешиваются с окружающим воздухом. В результате температура выхлопных газов резко падает и снижается общее инфракрасное излучение самого вертолета.

Таким образом, сегодня можно констатировать два очевидных факта. Суть первого в том, что изначально созданные как средства защиты наземных объектов от ударов с воздуха ПЗРК сегодня активно могут использоваться террористами как весьма опасное средство нападение против гражданских самолетов и вертолетов.

А второй факт говорит о том, что без создания специальных средств противодействия ракетам с тепловыми (ИК-) ГСН защиту самолетов и вертолетов гражданской авиации в настоящее время не обеспечить. В условиях массового распространения ПЗРК противостояние этих двух средств приобрело характер одной из самых актуальных проблем в мире. В связи с этим, для ее решения необходимо объединение усилий на международном уровне.

«ЗАРУ БЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ» №1 2 .2005Г. (стр. 37-42)

Полковник Р. ЩЕРБИНИН

В США, ведущих европейских государствах и Израиле уделяется повышенное внимание созданию технических средств защиты военно-транспортных самолетов (ВТС) и гражданских воздушных судов от террористических актов. Одним из приоритетных направлений в этой области является разработка для таких самолетов систем индивидуальной защиты (СИЗ) от переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК), оснащенных управляемыми ракетами с инфракрасными головками самонаведения.

Отмечается, что на современном этапе участились также случаи применения ПЗРК различными бандформированиями и террористическими организациями для поражения тактических истребителей, вертолетов и военно-транспортных самолетов. Несмотря на наличие на машинах современных бортовых комплексов обороны (БКО) в составе систем предупреждения о лазерном облучении и радиотехнических средств предупреждения о радиолокационном облучении, пусках ракет, а также автоматов сброса ложных тепловых целей (ЛТЦ), в большинстве случаев обеспечивается успешное поражение атакуемого самолета. Высокая эффективность использования ПЗРК обусловливается прежде всего неспособностью таких БКО обнаружить факт подготовки и пуска ракеты, а также организацией засад на маловысотных участках полета (или в местах зависания вертолетов), в основном в районах взлета или посадки машин, до начала отстрела ЛТЦ в ручном режиме или по программе. Пуск ракет производится, как правило, в заднюю полусферу самолета, что исключает возможность его визуального обнаружения экипажем. Большое внимание оператором ПЗРК уделяется также выбору оптимальных условий для применения комплекса, в том числе оценке угрозы со стороны боевых самолетов или вертолетов сопровождения, а также наземных подразделений, и снижению естественных помех головке самонаведения ракеты с учетом времени суток и метеоусловий.

Так, в декабре 2003 года при взлете с аэродрома в г. Багдад огнем ПЗРК был поврежден стратегический военно-транспортный самолет С-17А «Глоубмастер» (в частности, его правый внутренний двигатель), в январе 2004-го - стратегический военно-транспортный самолет С-5 А «Гэлакси» (левый внешний двигатель).

В данных случаях стрельба из ПЗРК (предположительно, комплекс «Стрела-3») велась из строений по курсу взлета самолетов «вдогон» при работе двигателей машин на максимальном взлетном режиме и наборе ими высоты до 300-500 м. При взлете сброс ЛТЦ не производился, сам факт пуска ракет и поражения был замечен экипажами только в момент взрыва. Оба самолета совершили успешную вынужденную посадку на аэродроме.

Наибольшую опасность ПЗРК представляют для гражданских летательных аппаратов, которые не оснащены бортовыми комплексами самообороны. По американским данным, с начала 1970-х годов огнем ПЗРК поражено более 40 гражданских самолетов и вертолетов, из которых 30 сбито, при этом погибло более 1 000 человек, в том числе на земле: например, самолет «Фалкон-50» президента Бурунди (1994 год), лайнер Боинг 727 авиакомпании «Конго эрлайнс» (сбит с 40 пассажирами на борту при взлете из аэропорта Кинду в 1998 году), не менее 20 атак гражданских самолетов в Шри-Ланке террористической группировкой «Тамил Тайгерс» (погибло более 20 человек), лайнер Боинг 757 израильской авиакомпании «Аркиа эрлайнс» (обстрелян двумя УР ПЗРК «Стрела» при наборе высоты после взлета из аэропорта г. Момбаса в Кении, ноябрь 2002 года), транспортный самолет А.300. B4F американской компании DHL эуэйс (поражен управляемой ракетой ПЗРК «Игла» 22 ноября 2003 года при взлете в аэропорту Багдада).

Как правило, пуск ракет по данным машинам осуществлялся в заднюю полусферу на этапе набора высоты (до высот менее 1000 м) при максимальном взлетном режиме работы двигателей.

Наиболее активные работы по созданию систем индивидуальной защиты гражданских самолетов от ПЗРК проводятся в США и Израиле. В частности, в США в декабре 2003 года начата реализация специальной программы Counter-MANPADS под общим руководством министерства внутренней безопасности. Это ведомство обеспечивает координацию действий министерства обороны, разработчиков и производителей гражданских воздушных судов, а также фирм «Нортроп-Грумман» и «БАе системз», ведущих НИОКР в области разработки радиоэлектронного оборудования, в том числе систем защиты для боевой авиационной техники.

Эти фирмы предлагают разработать СИЗ авиалайнеров на базе систем, созданных для боевой авиационной техники. Такие системы позволяют обнаруживать пуск ракеты с помощью бортовых инфракрасных (по факелу двигателя) или радиолокационных датчиков, рассчитывать траекторию ее полета, а также момент встречи с целью и выводить из строя головку самонаведения мощным узконаправленным ИК-излучением или уводить ракету от защищаемой машины ложной тепловой целью.

Обобщенным тактико-техническим заданием определены основные технические требования к создаваемой СИЗ. Она должна обеспечивать защиту самолета с геометрическими размерами и массой, как у Боинг 737, и машин даже с большими параметрами на этапах взлета и посадки, в том числе при наборе высоты или снижении продолжительностью не менее 10 мин каждый. При этом вероятность срыва атаки при многократных последовательных пусках ракет ПЗРК должна составлять не менее 0,9 и при двух одновременных пусках таких УР с разных направлений - не менее 0,8.

Планируемая установка на самолет комплекта СИЗ массой до 450 кг не должна снижать аэродинамическое качество машины на крейсерской высоте и скорости полета более чем на 1 проц. Кроме того, согласно предъявляемым требованиям количество ложных срабатываний СИЗ составит не более одного на каждые 100 взлетов/ посадок или на 17 ч непрерывной работы.

Разработка такой системы реализуется в два этапа. В рамках первого из них, который оценивается в 6 млн долларов, в конце 2004 года фирмами-разработчиками представлены варианты СИЗ, предложения по ее установке на самолеты и порядку ее применения, а также расчетные показатели ее эффективности. На втором этапе со сроком завершения в начале 2006 года и стоимостью более 100 млн долларов намечено выбрать окончательный вариант системы и провести его летные испытания на гражданских самолетах различных типов.

В первую очередь такими СИЗ предполагается оснастить более 300 машин гражданского резерва ВВС США, осуществляющих значительную часть воздушных перебросок личного состава и военных грузов в районы военных конфликтов.

Фирма «Нортроп-Грумман» ведет разработку такой системы на базе созданной и применяемой на самолетах и вертолетах ВВС США СИЗ LAIRCM (Large Aircraft InfRared Counter Measures) AN/AAQ-24(V) и ее усовершенствованного совместно с фирмой «БАэ системз» варианта - DIRCM (Direct InfRared Counter Measures) «Немезис» (британское обозначение ARI 18246).

Обе СИЗ включают подсистему предупреждения о пуске ракет AN/AAR-54(V) фирмы «Нортроп-Грумман», аппаратура которой (четыре датчика с полем обзора 120° каждый) обнаруживает в ультрафиолетовом диапазоне длин волн факт пуска ракеты по излучению факела ее двигателя. Полученные данные после обработки в БЦВМ системы позволяют рассчитать траекторию полета ракеты, осуществить ее сопровождение оптическим датчиком и определить время и направление постановки по-мехового излучения для срыва захвата цели головкой самонаведения.

Основным отличием этих СИЗ является использование в системе LAIRCM AN/AAQ-24(V) в качестве генератора помех цезиевой лампы, а в системе «Немезис» - лазерного источника «Вайпер». Последний имеет меньшие массогабаритные характеристики и потребляемую мощность, расширенный диапазон длин волн постановки помех, перекрывающий практически весь рабочий диапазон головок самонаведения ракет современных ПЗРК.

Серийное производство и установка первой партии системы AN/AAQ-24(V) на военно-транспортные самолеты американских ВВС начаты в 2002 году. Всего такой СИЗ оснащены 12 самолетов С-17 (AN/AAQ-24(V) 12) и восемь ВТС С-130 «Геркулес» (AN/AAQ-24(V)13). В 2005 году предполагается завершить установку системы еще на 43 ВТС С-17 и 24 С-130, а также на 12 стратегических транспортно-заправочных самолетах КС-135 «Стратотанкер».

ВВС США закуплено более 60 комплектов системы «Немезис», которыми оснащены самолеты сил специальных операций AC-130H/U «Спектр»/ «Спуки» и МС-130Е/Н «Комбат Талон», а Великобританией - более 180 комплектов, которые будут установлены на 21 тип летательных аппаратов, в том числе на 13 самолетах ВАе 146, предназначенных для перевозки высшего военно-политического руководства страны.

В целях снижения стоимости монтажных работ при оснащении гражданских самолетов этой фирмой разработан контейнерный вариант автономной системы, которая получает от носителя только электропитание. Контейнер предполагается устанавливать в нижней части фюзеляжа машины.

Летные испытания системы планируется провести на самолетах Боинг 747 и MD-11. По заявлению руководства фирмы, данный комплект может быть сертифицирован Федеральным управлением гражданской авиации США в текущем году, а его установка на 300 машин гражданского резерва ВВС США возможна в течение 28 месяцев после принятия решения.

Закупка комплекта и работы по его установке на самолет оцениваются в 1,9 млн долларов, а стоимость эксплуатации и технического обслуживания составит 27 долларов/летный час. При увеличении количества оснащаемых машин до 1 000 единиц стоимость комплекта и его установки снизится почти до 1 млн долларов.

Аналогичная система представлена фирмой «БАэ системз». Она также выполнена в виде автономного подвесного контейнера и является упрощенным вариантом бортового комплекса обороны AN/ALQ-212(V) ATIRCM (Advanced Threat InfRared Counter Measures ), устанавливаемого на вертолеты армейской авиации и сил специальных операций сухопутных войск США, а также британские ударные вертолеты «Апач» Мк. 1. Ее основу составляют подсистема предупреждения о пуске ракет AN/AAR-57(V) и лазерный генератор помех «Агиле Аи» TADIRCM (Tactical Aircraft Directable InfRared Counter Measures ), разработанный по заказу ВМС США и планируемый для оснащения палубных тактических истребителей-штурмовиков F/A-18. Стоимость устанавливаемого

на самолет комплекта составляет около 1 млн долларов.

Согласно предварительным оценкам американских экспертов, финансовые затраты на оснащение СИЗ зарегистрированных в США около 6 900 машин гражданских самолетов составят более 10 млрд долларов.

Группа американских фирм во главе с «Юнайтед эрлайнс» разработала еще один проект СИЗ для гражданских самолетов, который не прошел конкурсную оценку в США, но применяется на машинах других стран. Основу представленной системы WIPPS (Widebody Integrated Platform Protection System ) составляют две подсистемы предупреждения о пуске ракет: AN/AAR-47(V)1, работающая в ультрафиолетовом диапазоне длин волн и обеспечивающая обнаружение факта пуска ракеты, и активная допплеровская радиолокационная MWS-20 (масса процессора 10 кг, комплекта антенн около 9 кг), по данным которой осуществляется сопровождение ракеты, расчет ее траектории и выдаются команды на автомат AN/ALE-47 отстрела ложных тепловых целей. Общая масса комплекта системы около 120 кг.

Все элементы СИЗ встроены в наиболее доступные места конструкции самолета. В частности, в соответствии с контрактом, который оценивается в 12 млн долларов (стоимость СИЗ 700 тыс.), системой WIPPS оснащен самолет А.340 короля Иордании. Датчики и антенны подсистем обзора передней полусферы расположены в районе центроплана под носком корневой части крыла, а обзора задней полусферы и автомат отстрела ЛТЦ - в спонсонах ниш шасси.

В Израиле разработку СИЗ ведут несколько фирм. В частности, «Элта» создала систему «Флай Гард», основу которой составляют радиолокационная подсистема предупреждения о пуске ракет EL/2160 и автоматы сброса ЛТЦ

Данной системой уже оснащены более 150 летательных аппаратов вооруженных сил 10 стран, в том числе европейские военно-транспортные самолеты С. 160 «Трансалл», и она рассматривается как промежуточный вариант для оснащения гражданских самолетов.

Так, с фирмой-разработчиком заключен контракт стоимостью около 1,5 млн долларов на проведение дополнительных летных испытаний СИЗ и получение сертификации израильского управления гражданской авиации.

Компания «Рафаэль» начала производить летную оценку СИЗ «Брайтнинг» в составе ИК-системы предупреждения о пуске ракет Guitar-350, включающей четыре датчика; гиростабилизированного лампового генератора помех и автоматов сброса ЛТЦ. По оценкам специалистов фирмы, такая система (масса около 100 кг) может обеспечить эффективную защиту двух-двигательного самолета типа Боинг 777. Для защиты более крупных машин, например четырехдвигательных Боинг 747 или А.340, предполагается оснастить их двумя генераторами помех. В этом случае масса устанавливаемой системы увеличится до 160 кг. Потребляемая СИЗ мощность в режиме обзора составляет 300 Вт, а в боевом режиме - 10 кВт.

Вместе с тем необходимо отметить, что оснащение гражданских воздушных судов СИЗ не позволит в полной мере обеспечить их безопасность, особенно во время посадки. Наличие значительного (более 15-20 км) участка прямолинейного полета на малой (250 м и менее) высоте при скорости до 300 км/ч с полностью выпущенной механизацией крыла и стойками шасси практически исключает возможность выполнения самолетом маневра уклонения и позволяет террористам применять наравне с ПЗРК и другие средства поражения. Так, в последнее время в

районах различных конфликтов участились случаи обстрела авиационной техники как на земле, так и в воздухе такими средствами поражения, как ручные или станковые противотанковые гранатометы и противотанковые ракетные комплексы. В частности, несколько военно-транспортных самолетов С-130 «Геркулес» и многоцелевых вертолетов UH-60 «Блэк Хок» в Ираке получили значительные повреждения в результате попаданий противотанковых гранат из РПГ-7.

За последние 25 лет около 90% потерь летательных аппаратов, уничтоженных в воздухе в ходе боевых конфликтов, связано с применением управляемых ракет с инфракрасными (ИК) головками самонаведения, и прежде всего переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК). Это мобильное и простое в использование оружие состоит на вооружении практически во всех странах мира, а также используется многими террористическими группами.

Средства ИК-противодействия, использующие традиционные методы, — например, расходуемые средства или обычные ламповые элементы — отличаются либо ограниченной эффективностью, либо ее полным отсутствием против ПЗРК последнего поколения. В настоящее время только лазерные системы оптико-электронного подавления обеспечивают надежное и эффективное противодействие современным и перспективным угрозам ПЗРК.

Именно такую систему на МАКС-2013 впервые показывает НИИ «Экран», входящий в состав концерна «Радиоэлектронные технологии». Она предназначена для защиты от ПЗРК легких вертолетов, в том числе экспортного варианта ударного вертолета Ми-28НЭ. Представленная лазерная система подавления является составной частью многофункционального бортового комплекса обороны «Президент-С», который НИИ «Экран» демонстрировал на МАКС-2011.

Лазерная система имеет массу 64 кг, рабочий сектор 360° по азимуту и 90° по углу места и состоит из твердотельного лазера, оптико-механического блока с одной передающей головкой и блока управления и питания. Конструктивно представленный на авиасалоне вариант располагается внутри фюзеляжа вертолета. Но конструкция системы спроектирована на основе открытой архитектуры, что позволяет обеспечивать ее работу как интегрированно в бортовом комплексе обороны, так и в автономной конфигурации совместно с собственной системой предупреждения о ракетном нападении.

Новая система способна подавлять не менее двух одновременно атакующих ракет. Она работает по схеме обратной связи «самолет — ракета», обеспечивающей идентификацию типа ракеты, слежение за ней, наведение лазерного луча и определение момента срыва наведения для обеспечения отражения следующей атаки в случае многократных угроз. Система обеспечивает противодействие во всех ИК-диапазонах, используемых в головках самонаведения. Лазерное излучение, используемое для подавления ИК-головок самонаведения, содержит групповой набор разнообразных модулированных частот. Это позволяет преодолевать различные стратегии фильтрования и изменения в серийном производстве самонаводящихся головок. Поэтому система не нуждается в конкретном выборе противодействия. Однако пользователь может перепрограммировать код противодействия.

Как объяснили разработчики, все операции по обнаружению и сопровождению атакующей ракеты, наведение кодированного лазерного излучения на цель и установление срыва атаки лазерная система производит самостоятельно, без участия пилота или других членов экипажа, и не требует дополнительных маневров летательного аппарата.