Изменение имён прилагательных по числам. Имена прилагательные во множественном числе

698 " style="width:523.65pt;border-collapse:collapse;border:none">

2. Рядом с каждым существительным запиши подходящее по смыслу имя прилагательное .

3. Поставьте вопросы к именам прилагательным и допишите окончания.

4. Указать род и число имен прилагательных.

День был ясный и теплый. От дождя разлилась между грядками голубая лужа. Вечерняя мгла покрыла все поля. Небо чистое, синее. У орла сильные крылья, крепкие когти и зоркие глаза. Школьники получили от друзей приятное, радостное известие. Утро выдалось тихое, ясное. В корзине у нас лежала оранжевая сочная морковь, желтая круглая репа, большая красная свекла и душистая длинная петрушка. Пушистый иней украсил деревья. Большой белый гриб прятался под елью.

5. К имени прилагательному свежий подберите подходящие по смыслу имена существительные мужского, среднего и женского рода , изменяя имя прилагательное по родам. Запишите прилагательное в форме множественного числа .

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выберите имена прилагательные с окончанием –ое или -ее.

Весёл…… песня, летн….. время, интересн…… занятие, весёл…… настроение.

7. Прочитайте стихи. Найдите имя прилагательное. Определите род и число.

Хомяк зимою в холод лютый

Не хочет мерзнуть ни минуты.

8. Соотнесите слова первого и второго столбиков. Допишите к каждому существительному подходящие прилагательные.

Горошек _________________ душный

Зал ______________________ душистый

День _____________________ дождевой

Плащ ____________________ дождливый

9. Укажите лишнее слово. Объясните признак выбора.

Короткий, крепкий, громкий, санаторий.

Дальний, средний, громкий, гербарий.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Выберите правильный ответ, соедините стрелкой .

1 . Имена прилагательные мужского рода имеют окончания -ая, - яя

2. Имена прилагательные среднего рода имеют окончания -ый, - ий, - ой

3. Имена прилагательные женского рода имеют окончания -ое, - ее

    Женский род отвечает на вопрос Какая?, мужской род - Какой?, средний род - Какое?. Например, лето (какое?) жаркое - средний род; зима (какая?) холодная - женский род; снег (какой?) белый - мужской род.

    Например: Она одела на праздник длинное платье. Существительное - платье (ср. род). Прилагательное - длинное (также ср. род).

    Род прилагательного можно узнать исходя из его окончания:

    Чтобы правильно определить, какой будет род у использованного в предложении или словосочетании прилагательного, нужно обратиться к существительному (местоимению), к которому это самое прилагательное относится. Какой у него род, такой же самый будет и у прилагательного. Например, лес (он - муж.р) зимний (тоже муж.р.), мама (она - ж.р.) добрая (тоже ж.р).

    Можно определить по вопросу и также по окончанию:

    Какой? будет у м.р., оконч. - -ый (-ий), -ой (-й) - бежев-ый, льнян-ой, могуч-ий.

    теперь Какое? - это вопрос ср.р., оконч. - ое (может -ее) - шелков-ое, син-ее.

    Во множ. числе у прилагательных нельзя определить принадлежность к роду.

    Род прилагательного определить несложно.

    Вот какой имеется алгоритм для определения рода прилагательного:

    Итак, а вот вопросы на которые отвечает прилагательное в разном роде.

    В мужском - это будет какой?;

    В женском - это будет какая?;

    В среднем - это будет какое?

    Род прилагательного можно определить:

    • по существительному, к которому относится прилагательное

    Футбольный мяч - мужской род (мяч мужского рода, а значит и связанное с ним прилагательное футбольный тоже мужского рода); холодная погода - женский род; летнее небо - средний род.

    • также род прилагательного можно определить по вопросу к нему

    Какой? - прилагательное мужского рода

    Какая? - женского рода

    Какое? - среднего рода

    • по окончанию прилагательного

    У прилагательных мужского рода следующие окончания: -ий-, -ый-, -ой-

    У прилагательных женского рода окончания такие: -ая-, -яя-

    У прилагательных среднего же рода окончания: -ое-, -ее-.

    Имя прилагательное всегда указывает на признак описываемого предмета. В какой форме употребляется часть речи, отвечающая за предмет (чаще всего это, конечно, существительное), такой же формы должно быть и прилагательное, т.е. род, а также число должны быть идентичными.

    Так, например, берем такой пример: Весна в этом году была прохладная. Весна (какая?) - прохладная. Существительное весна (она моя) женского рода, а это значит, что и прилагательное также женского рода и имеет окончание -ая (в случае с женским родом может встречаться также окончание -яя).

    Предлагаю ориентироваться по следующей табличке. В ней указаны окончания всех трех родов - мужского, женского и среднего.

    Род прилагательного легко определить, если найти его в предложении. Вы сможете это сделать, проанализировав другие части речи.

    Вот подробная инструкция как узнать род, а также падеж и число прилагательного:

    Род имени прилагательного можно определить по вопросу, а именно: какая? какой? какое?

    Так же род имени прилагательного можно определить по окончанию, то есть по следующим окончаниям: ая, яя, ый, ий, ой, ое, ее.

    Род прилагательного определяется таким образом:

    По роду имени существительного;

    По вопросу;

    По окончанию прилагательного.

    Так как имя прилагательное употребляется при именах существительных, то оно и согласуется с ними, то есть ставится в том же роде, числе и падеже , что и определяемое существительное.

    Например.

    И вот сентябрь! Замедля свой восход, СИЯНЬЕМ ХЛАДНЫМ солнце блещет.

    И луч его в ЗЕРЦАЛЕ ЗЫБКОМ вод НЕВЕРНЫМ ЗОЛОТОМ трепещет.

    СЕДАЯ МГЛА вится вкруг холмов; Росой затоплены равнины;

    Желтеет СЕНЬ КУДРЯВАЯ дубов, И КРАСЕН КРУГЛЫЙ ЛИСТ осины;

    В этом отрывке из стихотворения Е.А. Баратынского Осень есть все случаи согласования имен прилагательных с именами существительными:

    а) по числам: единственное (седая мгла) и множественное (живые голоса);

    б) по родам (только в единственном числе): сень кудрявая, красен круглый лист, безмолвен лес;

    в) по падежам (в обоих числах): сияньем хладным, в зерцале зыбком, неверным золотом, беззвучны небеса.

    Окончания имен прилагательных как раз и указывают на связь прилагательных с существительными.

    Чаще всего прилагательные в предложениях бывают определениями.

    Реже - именной частью составного сказуемого, но даже в этом случае легко определяется и род, и число прилагательного (по существительному).

    Например. Осень была тплая . Листья стали красными и желтыми . День стал коротким .

    Чтобы определять род у имени прилагательного, нужно убедиться, что оно стоит в единственном числе.

    Например у слова родной мы будем искать род, а у слова родные нет.

    Есть еще одно условие. Должно быть существительное или местоимение рядом с прилагательным, чтобы определять род, поэтому всегда используются словосочетания, а еще лучше целые предложения.

    Возьмем слово розовая. Тут даже не нужно существительное. Окончание -ая- и вопрос какая? дают 100 процентную гарантию того, что слово стоит в женском роде. Также есть -ое- и вопрос какое? розовое для среднего рода и -ый- и какой? розовый для мужского.

    А вот например словосочетание горячий кофе. Тут можно сказать, что род мужской или средний.

    Горячий шоколад. Род мужской.

    Странно, но факт: когда-то в языке не было разделения на существительные и прилагательные. Было это так давно, что дату назвать невозможно, но постепенно наши предки начали различать объект и признак, который может принадлежать любому предмету или признаку. У новой части речи постепенно выработались собственные характерные признаки, оформилась система окончаний, выработалась согласованность с существительными в категории рода.

    У прилагательного самого по себе нет никакого рода, падежа или числа - все они зависят от формы существительного, с которым согласуются. Поэтому в предложении и словосочетании нужно прежде всего разыскать сущ. и рассмотреть его число, если оно множественное, то определить род и падеж.

    Когда перед нами отдельно взятое прилаг., то остатся поставить к нему вопрос какой? какая? какое? какие? в каждом из падежей и посмотреть, каким из вариантов окончания совпадают.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.

Род имён прилагательных.

Цель: определять род имён прилагательных.

Задачи: 1) учить согласовывать имя прилагательное с именем существительным.

2 ) учить выстраивать логическую цепь рассуждений

3) развивать умение терпимо относится к высказываниям одноклассников.

Учитель. Найдите лишнее слово:

Зелёный, лампа, красивый, серебряный.

Дети . Лампа.

Учитель. Какую часть речи мы с вами продолжим изучать?

Дети. Имя прилагательное.

Учитель. Про имя прилагательное мы узнаем что – то новое. А что узнаем, если поиграем в игру «Объяснялки». Прочитайте словосочетания. Если вы увидели что что – то необходимо изменить в именах прилагательных, то измените и запишите новый вариант. Изменять имена существительные нельзя. После этого посовещайтесь и если нужно, укажите своему товарищу на ошибку. На доске представлены словосочетания:

Верная друг

Лесной озеро

Голубое небо

Хорошее книга.

(После выполнения задания происходит взаимопроверка)

Что повлияло на то, чтобы имя прилагательное изменилось?

Дети. Стоящее рядом имя существительное.

Учитель. Какой грамматический признак повлиял на изменение формы имени прилагательного?

Дети. Род.

Учитель. Какой род у имени прилагательного в первом словосочетании? Во втором словосочетании? В третьем словосочетании?

Мы сейчас определяли …

Дети. Род

Учитель. У какой части речи?

Дети. У имени прилагательного.

Учитель. Какая тема урока?

Дети. Изменение имён прилагательных по родам.

Учитель. От чего зависит род имени прилагательного?

Дети. От стоящего рядом существительного.

Учитель. А сейчас мы с вами узнаем еще кое что про имя прилагательное.

На доске картинки карандаша, платья и ручки. Рядом написано слово «синий».

Составьте словосочетания и запишите их в столбик. Что произошло с именем прилагательным?

Дети. Оно изменяется.

Учитель. По какому грамматическому признаку?

Дети. По родам.

Дети. Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам.

Учитель. Выделите окончания у имён прилагательных. Сделайте вывод, какие окончания бывают в мужском, среднем, женском роде?

(Дети фиксируют выводы в тетрадь.)

Учитель.

Обобщите все, что вы сегодня узнали об имени прилагательном.

Дети. Род имени прилагательного зависит от существительного, которое с ним взаимосвязано. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.

Вы сейчас открыли ещё одно правило русского языка. Давайте сверим наши высказывания с правилом на стр. 72.

(Дети читают, убеждаются в правильности своих высказываний.)

Физминутка.

Ребята, давайте соберём урожай для кроша. Он очень любит морковку. Он съест её только тогда, когда вы справитесь с заданием!

(На морковках задания:

Составь словосочетания, определи род имён существительных:

Земн… шар, дождлив… погода, колнн… спорт, водян… растение.)

Дети выполняют задания, происходит взаимопроверка.

Учитель. К нам сегодня пришло в гости солнышко. Выберете каждый свой лучик и выполните задание, тогда наше солнышко вам улыбнётся.

(На лучиках записаны оценки и соответствующее к ней задание.

На 3:

Списать, вставить пропущенные буквы, определить род имен существительных.

Д…ждливая погода, жареный к…ртофель, белый лебедь, вкусное какао, молодое дерево, летуч… мыш…, горяч… в…да.

На 4:

Списать, вставить пропущенные буквы, определить род имен существительных, выдели окончания имён прилагательных

Детск… комната, золот… кольцо, весен… утро, смел… поступок, весенн… погода, смел… решение, добр… утро, дальн… поле.)

На 5:

Составь словосочетания из групп слов. Запиши полученные словосочетания. Определи род имён прилагательных

Подведение итогов:

Найдите подходящее имя существительное для имени прилагательного:

Свежее воздух, молоко.

От какой части речи зависит род имени прилагательного?

Дети. От имени существительного.

Учитель. На ромашках поставьте себе отметку на шкале успеха.


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курганский педагогический колледж»

Конспект урока

по русскому языку

Студент: Худякова А.В

Группа: 51

Учитель: Шувайникова В.В. _________

Класс: 3«В»

Оценка: _____________

Курган 2015

3 класс, УМК «Школа России»

Тема: «Число и род имен прилагательных»

Цель: Организовать деятельность обучающихся по закреплению умений определять число и род имен прилагательных

Тип урока: Урок обобщения и систематизации

Вид: урок – решения ключевых задач.

Задачи:

Обучающие: помочь обучающимся усвоить умение изменять имена прилагательные по родам и числам;

Развивающие:

    создать условия для развития произвольной зрительной памяти, зрительного анализа, мыслительных операции.

Воспитывающие:

    способствовать формированию умения выслушивать ответы товарищей; воспитание аккуратности при письме в тетради

Результат совместной деятельности:

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

1. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию

Личностные УУД

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: Канакина В.П., Горецкий. Русский язык. Учебник. 3 класс, карточки, классная доска, мультимедийный проектор

Оформление доски

Иллюстрации

Число

Тема

Иллюстрации

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат совместной деятельности

    Организационный момент

Здравствуйте ребята.

Отправляемся мы снова

В мир родного языка,

Мы разгадывать готовы

Его тайны до конца.

Настраиваются на работу

Р-1

    Актуализация субъектного опыта

1)- Послушайте внимательно и определите, с какой частью речи мы будем работать на сегодняшнем уроке.

Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Его называют еще (прилагательное).

Что же такое имя прилагательное? (– Самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?)

Что ещё вы знаете о прилагательном?

2) Чистописание.

Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обозначьте орфограммы.

Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имен прилагательных в следующем порядке.

м. р. ж. р. ср. р.

Запись на доске. Ой ый ий ая яя ое ее

Напишите эту цепочку до конца строки.

(прилагательное).

-(Имена прилагательные изменяются по родам и числам. В предложении связаны с именами существительными.)

Минутка чистописания.

Л-2

Л-1

Р-2

К-1

К-2

К-3

3. изучение новых знаний и способов деятельности

На доске слова. Прочитайте. (4 ученика работают по карточкам)

На доске: варобей

варона

сарока

рибята

Что о них можете сказать?.

Что ещё общего у этих слов?

Проверка (дети исправляют ошибки на доске).

Справа допишите по два прилагательных, подходящих по смыслу, определите род прилагательных, выделите их окончания.

Проверка.

В каких прилагательных вы не смогли определить род? Почему?

Сформулируйте тему урока. Попробуйте поставить цели урока.

1 ) Наблюдение за словами противоположными по значению.

Ленивый – трудолюбивый

Сытый – голодный

Низкий - высокий

Чистый – грязный.

Что вы можете сказать об этих словах?

Когда в речи используют антонимы?

2)Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Вот наш розовый цветок

Развернувшись на восток,

Тихо засыпает, головой качает

(Плавное раскрывание пальцев рук из исходного положения – кулачки: помахивание ими перед собой и медленное опускание их на парту)

3) Работа в паре

Упр.141 стр.81

Дополнительное задание, для тех, кто работает быстро.

Составьте и запишите 1 предложение с антонимами, записанными на доске.

4.) Проверка.

Обращается внимание не только на вставленные слова, но и на написание окончаний прилагательных: длинн ые , маленьк ая , узк ая , поздн яя , грустн ое .

Какое окончание и почему?

(Это имена существительные, одушевлённые, словарные слова) (Они состоят из 3 слогов)

Запишите слова столбиком, исправляя ошибки.

Дети читают записанные прилагательные, определяют род, называют окончания.)

(Эти слова прилагательные, они противоположны по значению, называют их – антонимы.)

(Когда сравнивают предметы по какому- либо признаку)

Р-2

К-1

К-2

К-3

П-1

К-1

П-1

Р-2

К-2

К-1

Р-2

К-2

К-1

4. закрепление изученного

Для чего нужны прилагательные в речи?

Вот как написал мальчик об одном животном. Какие ошибки он допустил?. Какого правила он не знает?

Под кустом притаился маленькай зверек. У него длинныи уши, короткай хвост. Тело покрыто серой шерстью. Есть острыи зубы, но обороняться ими он не может.

2.Работа в паре. Творческая работа

Каждой паре я на листочках написала загадку. Вы должны её отгадать и подготовить устное описание своего зверька.

1 группа 2 группа

Не барашек и не кот, На овчарку он похож.

Носит шубу круглый год. Что ни зуб – то острый нож!

Шуба серая – для лета, Он бежит, оскалив пасть,

Шуба для зимы – другого цвета. На овцу готов напасть.

3 группа 4 группа

Хитрая плутовка, рыжая головка. На ветке не птичка – зверёк-невеличка.

Пушистый хвост – краса. Мех тёплый, как грелка.

Кто же это? Кто же это?

3.Проверка.

(Чтобы точно передавать описание предметов и явлений, делать нашу речь ярче, эмоциональнее)

П-1

Р-2

К-2

К-1

Р-2

К-2

К-1

К-3

5. Этап подведения итогов занятия

Проанализируйте свою работу, используя выражения на стенах класса.

    Я научился ….

    Я понял, что ….

    Было трудно ….

    Было интересно…

К-1

К-2

6. Этап информации обучащихся о домашнем задании

Упр 142 стр.81

Л-3

7. Этап рефлексии

Какими вы сегодня были на уроке? Скажите об этом, используя имена прилагательные.

Ответы учащихся

Тема. Род и число имён прилагательных.

Цель: актуализировать знания о взаимосвязи имён прилагательных и имён существительных, об изменении имён прилагательных по родам и числам.

УУД.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Словарная работа (запись у доски с комментированием, объяснение орфограмм).

Жить в деревне, лежать в кровати, писать в тетради, варить в кастрюле.

Какие орфограммы повторили?

2. Комментированное письмо.

В зимнем лесу трещат от холодов деревья.

Сделать синтаксический разбор предложения.

3. Разбор слова по составу: холодов.

4. Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

*Все меня топчут, а я всё лучше. (Тропинка.)

*Невзрачен, кругл и невелик,

У дверей он жить привык.

Чуть нажмёшь - подымет крик.

Все поймут его язык. (Звонок.)

Межи деревянные,

А поля стеклянные. (Окно.)

- Какая орфограмма объединяет эти слова? (Безударный гласный в корне, проверяемый ударением.)

- Какие буквы вы написали на месте безударных гласных? Назовите проверочные слова.

III. Самоопределение к деятельности.

Подберите к каждому слову-отгадке по имени прилагательному. Запишите словосочетания, поставив вопрос от существительного к прилагательному. Выделите окончания имён прилагательных.

Лесная тропинка, электрический звонок, деревянное окно.

Какие окончания имеют имена прилагательные, отвечающие на вопросы какая? какой? какое?

- Какого они рода? Как вы это определили?

Сформулируйте задачи урока.

(Вспомнить, как связаны существительное и прилагательное, поупражняться в определении рода и числа имён прилагательных, отработать умения выделять окончания имён прилагательных, соотносить род, число имён прилагательных и их окончания.)

IV. Работа по теме урока.

Можно ли определить род имён прилагательных во множественном числе? (Нет, род имён прилагательных определяется только в единственном числе.)

Маленький страус из стран очень жарких

Сбежал, чтоб пожить в небольшом зоопарке.

Но его не обидели, честное слово,

ДобрЫЕ дяденьки рода мужского.

Гулять выводили в любую погоду

ДобрЫЕ тётеньки женского рода.

Страус письмо своей маме послал.

«ДобрЫЕ очень!..» - он в нём написал.

Дивится мама страуса, в письмо такое глядя,

Не знает, кто же добрЫЕ: тёти или дяди.

Как же мог бедный страус забыть:

У прилагательных во множественном числе

Род нельзя определить!

Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

Упр. 11 стр. 8

Прочитайте задание.

Определите род и число прилагательных.

(Все прилагательные в единственном числе. Вопрос какая? и окончания -ая, -яя - показатели женского рода. Вопрос какой? и окончания - ой, -ый, -ий - показатели мужского рода. Вопрос какое? и окончания

Ое , -ее - показатели среднего рода.)

Приведите примеры таких прилагательных. Составьте с ними словосочетания, запишите.

Жёлтенький цыплёнок, сероватая птичка, безлунная ночь, лучистый взгляд, ароматное варенье, звериные следы, глиняная посуда, кожаный ремень, гладкий стол, красивая кофточка, заморские угощения, доверчивый мальчик, автомобильный руль.

Упр. 12 стр. 8.

Упр. 8, 9, 10 (устно).

2. Словарная работа: семена, электричество, электрический, электростанция, электровоз - составить с ними предложения.

VI. Рефлексия.

Тест «Проверь себя».

1. Укажи имя прилагательное.

А) утеплять;
Б) теплый;

В) тепло.

2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному: зимн... утро.

А) - ие;
Б) - ее;

В)- яя.

3. Укажи прилагательное, противоположное по значению данному.

Зелёная нить тонкая, а красная....

А) гладкая;
Б) короткая;

В) толстая.

4. Род и число имени прилагательного зависит от:

А) имени существительного;
Б) глагола;

В) местоимения.

5. Выберите верное утверждение:

А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.

В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным
членом предложения;

VII. Подведение итогов урока

Что мы повторили сегодня на уроке?

За что вы можете похвалить себя?

Что осталось для вас непонятным?

VIII. Домашнее задание (упр. 13 стр. 9).

Дополнительный материал.

Карточка № 1.

Допишите окончания прилагательных.

Пушист… варежка.

Тёпл… одеяло.

Син.. кофта.

Лёгк… ткань.

Ранн… картофель.

Сочн… яблоко.