Конспект занятия на тему "Деревья и Кустарники"
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» (рисование), «Социализация»
Цель: учить различать деревья и кустарники.
Задачи:
1.Учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему.
2.Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).
3. Развивать речь детей, обогащать активный словарь (название деревьев, кустарников, частей объекта).
4.Воспитывать интерес к миру растений.
Материалы и оборудование: схемы «Дерево», « Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А5, карандаш.
Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», «кустарник» , наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников
1.Организационный момент.
В: - Дети посмотрите кто пришёл сегодня к нам в детский сад?
Да это же Незнайка. Только посмотрите, какой он грустный.
-Что случилось Незнайка?
(Подносит игрушку к уху, делая вид, что Незнайка что-то шепчет).
Воспитатель: - Оказывается, Незнайка не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в цветочном городе смеются над ним. Давайте, поможем Незнайке разобраться, какое же растение называют деревом, а какое кустарником.
(Дети соглашаются помочь Незнайке.)
2.Чтение схем.
Воспитатель: - Вот посмотрите, перед вами 2 схемы.
Как вы думаете, какому растению
подходит первая схема?
(Дети: Это схема подходит дереву.)
Воспитатель: - А как вы догадались?
(Дети: Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.)
Воспитатель: - Правильно!
А какому растению подходит вторая схема?
(Дети: Это схема подходит кустарнику.)
Воспитатель: - Почему?
(Дети: Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.)
Воспитатель: - По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.
Матвей, как ты думаешь,
чем похожи деревья и кустарники?
(Матвей: У деревьев и кустарников есть корни и листья.)
Воспитатель: - Лера, как ты думаешь, чем отличаются деревья и кустарники?
(Лера: У дерева один ствол, а у кустарника много.)
Воспитатель: - Вот Незнайка, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник. Ребята, Мы немного устали давайте немного отдохнём и Незнайка хочет с вами поиграть.
3.Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
Воспитатель: - А теперь, Незнайка, мы расскажем тебе, какие в природе бывают деревья и кустарники.
4.Отгадывание загадок.
(Деление предложенных объектов на группы,
опираясь на схемы.)
Воспитатель: - Ребята, послушайте мои загадки, а отгадки (картинки) мы
Предпросмотр страницы №1
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» (рисование), «Социализация»
Цель: учить различать деревья и кустарники.
1.Учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему.
2.Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).
3. Развивать речь детей, обогащать активный словарь (название деревьев, кустарников, частей объекта).
4.Воспитывать интерес к миру растений.
Материалы и оборудование: схемы «Дерево», « Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А5, карандаш.
Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», «кустарник» , наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников
1.Организационный момент.
В: - Дети посмотрите кто пришёл сегодня к нам в детский сад?
Да это же Незнайка. Только посмотрите, какой он грустный.
Что случилось Незнайка?
(Подносит игрушку к уху, делая вид, что Незнайка что-то шепчет).
Воспитатель: - Оказывается, Незнайка не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в цветочном городе смеются над ним. Давайте, поможем Незнайке разобраться, какое же растение называют деревом, а какое кустарником.
(Дети соглашаются помочь Незнайке.)
2.Чтение схем.
Воспитатель: - Вот посмотрите, перед вами 2 схемы.
Как вы думаете, какому растению
подходит первая схема?
(Дети: Это схема подходит дереву.)
Воспитатель: - А как вы догадались?
(Дети: Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.)
Воспитатель: - Правильно!
А какому растению подходит вторая схема?
(Дети: Это схема подходит кустарнику.)
Воспитатель: - Почему?
(Дети: Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.)
Воспитатель: - По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.
Матвей, как ты думаешь,
чем похожи деревья и кустарники?
(Матвей: У деревьев и кустарников есть корни и листья.)
Воспитатель: - Лера, как ты думаешь, чем отличаются деревья и кустарники?
(Лера: У дерева один ствол, а у кустарника много.)
Воспитатель: - Вот Незнайка, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник. Ребята, Мы немного устали давайте немного отдохнём и Незнайка хочет с вами поиграть.
3.Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
Воспитатель: - А теперь, Незнайка, мы расскажем тебе, какие в природе бывают деревья и кустарники.
Тема:
«Лиственные и хвойные деревья»
Цель:
Формировать у детей представление о лиственных и хвойных деревьях.
Задачи:
— создавать условия для развития способности дифференцировать хвойные и лиственные породы деревьев по внешнему виду, определять названия деревьев по листьям, коре и плодам;
— расширять представления детей о строении деревьев (ствол, ветки, корень);
— способствовать развитию познавательного интереса, наблюдательности, самостоятельности;
— обогащать словарный запас детей;
— воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы к занятию:
— еловые, сосновые, березовые и рябиновые ветки;
— сухие листья различных пород деревьев;
— хвоя ели и сосны;
— иллюстрации деревьев.
Предварительная работа
— рассматривание лиственных и хвойных деревьев во время прогулок;
— экскурсия в сквер;
— сбор осенних листьев.
Ход занятия
Организационный момент.
Звучит музыка. Дети собираются вокруг воспитателя.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все ниже, ниже.
(Дети присаживаются на ковер)
Воспитатель при помощи загадки предлагает детям угадать, что у нее находится за ширмой.
«Его зимой и летом,
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки,
Упали все рубашки»
. (Дерево
)
Воспитатель показывает детям вазу с веточками лиственных и хвойных деревьев, удивляется, что не все веточки с листьями. Предлагает детям разделить ветки на две группы: с листочками поставить в одну вазу, а без листочков в другую.
Во время работы детям задаются наводящие вопросы.
— Почему на этих веточках нет листочков? (опали)
— Как называется явление природы, когда с деревьев опадают листья? (листопад)
— В какое время года мы наблюдаем это явление? (осенью)
— Веточки каких деревьев (без листочков)
стоят в этой вазе? (березы и рябины)
Воспитатель просит детей показать веточку березы, затем рябины и объяснить по каким признакам они это определили. (По коре и ягодам)
Игра «С какой ветки детки?»
Воспитатель демонстрирует сухие листья деревьев, которые собрали дети на экскурсии в сквере.
— Лист с березы какой? (Березовый)
— Лист рябины какой? (Рябиной)
— Лист дуба какой? (Дубовый)
— Осины, клена и т.д.
— Все эти листочки мы собрали в сквере на земле, они опали с деревьев.
Деревья, с которых осенью опадают листочки, называют лиственными.
Но некоторые деревья остаются зелеными во все времена года, про них даже загадку придумали, попробуйте отгадать.
Зимой и летом одним цветом! (Ель, сосна)
— Как Вы думаете, зеленые веточки каких деревьев стоят в этой вазе? (Ели и сосны)
Воспитатель предлагает детям взять по одной «иголочке» ели и рассмотреть, потрогать, понюхать и рассказать об иголочке, какая она? (Зеленая, острая, твердая и т.д.) . Затем также рассматриваем и описываем «иголочку» сосны.
Воспитатель рассказывает детям о том, что «иголочки» ели и сосны — это их листочки, называются они «хвоя», а деревья с хвоей называются хвойными.
Дидактическая игра «Найди названное дерево»
Воспитатель на магнитной доске показывает иллюстрации хвойных и лиственных деревьев. Дети называют дерево и определяют, какое оно
(лиственное или хвойное)
— Деревья все разные, но они состоят из одинаковых частей.
— Что есть у всех деревьев? (корень, ствол, ветки, листья)
— А чем же отличаются лиственные деревья от хвойных? (листьями)
— Давайте попробуем изобразить деревья: встанем, поднимем руки вверх, в стороны.
— На что похожи наши руки? (на ветки)
— На что похожи наши пальчики? (на листочки)
. Подул ветер – ветки закачались, листочки зашевелились.
— Покажите ствол? (туловище)
— А где же корни? (под землей)
— Для чего деревьям нужны корни? (для питания)
— А можно ли сказать, что деревья живые? Да, потому что деревья растут, питаются, дышат, размножаются — значит, они живые. Их нужно беречь. И если бы деревья и цветы умели разговаривать, они бы сказали нам так:
«Нам по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не ломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор пинать не станет,
И костер не разведет.
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину».
Физ. минутка «Выросли деревья в поле»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивание — руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивание, руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы,
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо — влево, взад — вперед —
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо — влево, вперед — назад)
Он их вертит, он их крутит,
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся)
— А зачем нужны деревья, какую пользу они приносят людям? (Очищают воздух, с них собирают урожай плодов, они радуют глаз, из деревьев изготавливают различные предметы, строят дома, делают бумагу и т. д.)
Игра «Найди в групповой комнате предметы сделанные из дерева»
— Давайте вспомним, какие деревья растут на нашем участке? (Сосна, ель, рябина, береза)
Предложить детям выбрать по предпочтениям средства выразительности (краски, карандаши, восковые мелки) и нарисовать любое дерево по выбору детей. (Рисование можно перенести на вторую половину дня)
Список литературы
1. Сигимова М. Н. «Мир глазами ребенка».
2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».
3. Леонтьева А. А. «Здравствуй, мир!».
Фотоприложение «Экскурсия в сквер»
Тема: «Деревья»
Цели: закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам;
развивать речь, мышление, слуховое внимание и память, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе
Оборудование : предметные картинки по теме «Деревья», загадки, стихотворение, картинка с изображением частей дерева, сюжетная картинка «Деревья», листья деревьев, таблица «Зашумленные предметы».
Ход занятия.
1.Организационный момент:
Цель: подготовка учащихся к работе, активация внимания.
Релаксация.
1.На доске картинки с изображением деревьев.
Что на картинках? (деревья)
Вокруг себя вы повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в могучие дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. А сейчас превратитесь в тонкие березки. Березы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими.
2. Представьте, дети, что мы в лесу. Покажите, какие там большие деревья.
(дети поднимают руки)
Подул теплый ветерок, зашелестели листья.
(дети быстро-быстро шевелят пальчиками)
Подул холодный ветер, закачались сосны.
(дети покачиваются и машут руками)
Ветер затих -не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.
(дети расслабляются)
II .Вводная часть
Цель: организация познавательной деятельности учащихся
Отгадайте загадку.
На улице растет,
Высокое, зеленое.
На ветках листья,
Зимой листьев нет. (дерево)
Демонстрация картинок с изображением деревьев.
III .Основная часть.
Цель: уточнение и расширение у учащихся знаний о деревьях, учить применять знания в различных ситуациях.
1.Чтение учителем стихотворения с показом частей дерева.
Что ты знаешь о деревьях?
Есть у них могучий ствол, (показать ствол дерева)
Ветви,
Веточки
И листья (показать названные части дерева)
Ветер в кроне их нашел. (показать крону дерева)
А еще канаты-корни(показать корни дерева)
В землю глубоко уходят.
Воду под землей находят.
Беседа о деревьях по вопросам.
Дерево это растение или животное?
Чем отличается дерево от куста?
Почему корни дерева уходят глубоко в землю?
Что может расти на дереве?
Какие деревья вы знаете?
2. Упражнение на развитие слухового внимания.
Игра «Покажи названное дерево»
На доске предметные картинки с изображением разных видов деревьев и у детей на партах аналогичные картинки. Учитель читает стихотворение, дети находят и показывают названное дерево.
Разные растут деревья?
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна.
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза.
Найдите это дерево у себя на партах и покажите.
Найдите это дерево на доске.
Как во полюшке былинка,
Растет тонкая осинка.
Дуб раскинул свои ветви
И не страшен ему ветер.
Ель иголки распустила
И грибочки все закрыла.
Физминутка
«Дерево»
Ветер дует нам в лицо (дети машут руками)
Закачалось деревцо (дети покачиваются)
Ветер тише, тише, тише. (под слова приседают)
Деревцо все выше, выше. (Вытягиваются вверх)
Мы вокруг березы
Весело пойдем, Дети становятся в круг и идут,
Руки вверх поднимем, поднимают,
Покружимся слегка. кружатся,
И подбросим листья
Вверх под облака. делают движения подбрасывания.
3. Упражнение на развитие мышления.
Загадки
В белом сарафане
Стояла на поляне
Летели синицы
Сели на косицы.
О каком дереве загадка?
Покажите на картинке листок березы.
Что за дерево
И зиму, и лето зелено?
О каком дереве загадка?
Покажите на картинке лист елки.
Как называется листок у елки?(иголка)
Листья каких деревьев вам знакомы?
Покажите и назовите с какого они дерева.
4. Упражнение на развитие внимания.
Игра «Зашумленные предметы»
Сколько листьев на картинке?
Покажи и назови знакомые тебе листья.
Закрасьте лист клена.
5.Упражнение на развитие памяти.
Игра «Прятки»
Какого листочка не стало?
6.Упражнение на развитие моторики.
Практическая работа.
Назови знакомые листья и раскрась.
Обведи кружочком только деревья. Назови их.
4.Подведение итогов урока.
Цель: подведение итогов работы класса на уроке.
Рефлексия (методическая)
- что мы делали на уроке?
танзиля нуреева
Конспект занятия «Деревья нашего леса»
Конспект занятия в старшей группе по О. О. «Познание» .
Тема : «Деревья нашего леса » .
Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» .
Цель : Уточнить и закрепить знания детей о деревьях .
1. Образовательная задача : Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, существительных в родительном падеже множественного числа.
2. Развивающая задача : Развивать мышление, речь.
3. Воспитательная задача : Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование : Иллюстрации с изображением деревьев , листья и плоды деревьев , ИКТ с записью голосов птиц и шумом леса .
Предварительная работа : Чтение книг, рассматривание иллюстраций о деревьях , экскурсии в парк, рассматривание плодов деревьев , заучивание стихотворений, чистоговорок.
Словарная работа : Белобока, тройка скакунов, хвоя, береста, Факел, роща, дубрава.
Индивидуальная работа : Разучивание стихотворений, проговаривание скороговорок; учить правильно произносить звуки в словах.
Ход занятия:
1. Вступительная часть.
Воспитатель : - Дети, отгадайте загадку.
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица-
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом-
Все покрыла серебром. (зима)
Да это зима. Назовите зимние месяцы. А какой месяц, наступил сейчас? (ответы детей) .
А теперь послушайте следующую загадку :
Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (дерево )
2. Основная часть.
Воспитатель : - Сегодня мы с вами поговорим о деревьях нашего леса .
Стук в дверь.
Дети, кто-то пришел к нам в гости.
Входит Старичок - лесовичок.
Воспитатель : - Ребята, смотрите, кто к нам пришел! Да это же Старичок – лесовичок.
Старичок - лесовичок : - Здравствуйте дети, шел я из леса и решил заглянуть к вам в гости. Принес я вам много интересных загадок, картинок, игр. Отгадайте, где я живу :
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек (лес) .
У меня в лесу, очень хорошо, кругом растут деревья , поют птицы. Хотите послушать шум леса ?
Использование ИКТ прослушивание записи с голосом птиц и шумом леса .
Старичок – лесовичок : - Есть у меня еще для вас загадки, отгадайте какие деревья растут в моем лесу .
1. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ёлка)
Показ слайда с изображением ёлки.
2. Они до небес хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести.
Чтобы в течении года, ясной стояла погода. (сосна)
Показ слайда с изображением сосны
Воспитатель : - Как называются леса , в которых растут эти деревья ? А почему? (ответы детей) .
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (береза)
Чем каждой весной нас угощает береза? Есть примета : если из березы весной течет много сока, то лето будет дождливое. Какой ствол у березы? А что можно сделать из древесины?
Показ слайда с изображением липы.
Воспитатель : А это дерево так о себе рассказывает.
Выросла я, я липка,
Тоненькой и гибкой, не ломай меня.
Зацвету я летом, медоносным цветом.
Береги меня.
Ствол у липы темный, листья как сердечки из древесины умельцы делают различные подделки. А чем полезна липа для людей?
Показ слайда с изображением рябины.
Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И галдя, его клюют (рябина)
Воспитатель : - Чем полезна рябина? (ответы детей) . Есть примета : если много рябины, то зима будет холодной.
Показ слайда с изображением осины.
Посмотрите, какое тонкое и хрупкое дерево . Его никто не пугает, а оно все равно дрожит. Что за дерево ? Хочешь лесовичок, дети прочтут стихотворение про осину.
Старичок-лесовичок : - Можно я загадку загадаю?
Все детки на ветках
С рожденья в беретках
С деревьев упадут-
Береток не найдут. (желуди)
С какого дерева эти детки ?
Показ слайда с изображением дуба.
Какой ствол и листья у дуба?
Чтение скороговорки : Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу друг.
А сейчас немного отдохнем, на полянку в лес пойдем.
Физминутка «Поляна» с музыкальном сопровождением.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки,
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем отдохнем,
А потом гулять пойдем.
Старичок – лесовичок : - Можно я с ребятами поиграю. У меня есть интересная игра, а называется она «С какого дерева детка »
Воспитатель : - Лесовичок, а дети для тебя подготовили стихи про деревья .
Чтение стихотворений.
Старичок – лесовичок : - Как называется лес, в котором растут только деревья с листьями (лиственный) . А в каком лесу растут только деревья с хвоей (хвойные) . А где растут одни сосны? (сосновый бор) . А если растут одни березы (березовая роща? А если дубы?
Воспитатель : - Какую пользу приносит лес? Что нельзя делать в лесу?
Рассказ о пользе леса .
Старичок – лесовичок : Много вы ребята знаете о деревьях спасибо , а мне пора возвращаться обратно в лес. На прощание я вам подарю сосновые и еловые шишки, чтобы вы могли сделать из них различные поделки. До свидания ребята. Добро пожаловать в мой лес!
Заключительная часть.
Воспитатель : - Дети, вам понравилась встреча с лесовичком. О чем мы с вами разговаривали.
Чтение пословицы : Мало леса- береги , нет леса посади .
Хоровое выступление детей.
Публикации по теме:
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Деревья - красота леса» Цель: - формировать представления о лесе, о разновидностях деревьев, растущих в лесу; - обобщить знания детей о живой и неживой природе,.
Конспект интегрированного занятия по «Познанию» и «Художественно-эстетическому развитию» в средней группе. Программное содержание: 1. Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей. 2. Учить детей составлять композицию.
Форма: Комплексное занятие. Цель: Дать представление о весеннем лесе и о диких животных живущих в нашем лесу. Задачи: Образовательная: 1.
Цель:знакомство детей с богатым миром животных Пермского края. Задачи: -формировать умение выделять части тела животных (голова, туловище,.
1. Показать ребенку на прогулке разные виды деревьев, отметить особенности строения (ствол, ветви, листья (иглы), плоды и т.д.).
2. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями деревьев. Зак-репить в словаре обобщающее понятие «деревья».
3. Упражнение «С какого дерева плод?»: Расскажи, какой плод нашел каждый из лес-ных обитателей под деревом. Соедини линией каждый плод с деревом, на котором он вырос, и расскажи, что где растет. (Ежик нашел желуди. Желуди растут на дубе. И т. д.) Составь предложения по образцу: «Ежик бежал, бежал и до дуба добежал».
4. Упражнение «Скажи наоборот»: Сосна высокая, а рябина низкая.
У сосны иглы длинные, а у ели....
У дуба ствол толстый, а у березы....
У клена листья большие, а у березы....
У березы ствол светлый, а у клена....
5. Упражнение «Закончи предложения нужными словами»:
6. Упражнение «С какого дерева лист, веточка?»: Раскрась расположенные выше ли-стья и веточки. Проведи линию от каждого из них к соответствующему дереву. Назови, какие это листья и веточки. (Лист березы — березовый. И т. д.)
7. Упражнение «Что происходит с листьями?»: Составь рассказ по картинкам и опор-ным словам.
8. Упражнение «Считай и называй»: Соедини деревья одного вида линиями одного цвета.
Расскажи, каких деревьев много (много дубов, елей...). Посчитай (запиши в кружки или зарисуй точками количество) и назови их. (Одна береза, две березы, ..., пять берез).
9. Упражнение «Подскажи словечки»: Вставь пропущенные слова (текст читает взрослый).
Белочка сидела (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал и белочка спустилась (с) дерева. Орешек лежал (под) листом. Белочка схватила орешек и спряталась (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что (из-за) дерева выгля-дывает хвост белочки. Мальчики подошли поближе (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла (на) дерево. Она спряталась (в) дупле.