Гендерный аспект в управлении. Важной проблемой является дифференцированный подход к оценке труда мужчин и женщин. Независимо от объективных результатов труда женщины во многих странах получают за свою работу более низкую заработную плату; им предоставля

В.В. Каранова

Наибольшее развитие гендерный аспект получил в зарубежных общественных науках, где категория «gender» была введена в понятийный аппарат науки в начале 70-х гг. XX в. американским психоаналитиком Р. Столлером [Чекалина, 2006, с. 12]. Гендер — это одна из базовых характеристик личности, обусловливающих биологическое, психологическое и социальное развитие человека [Майерс, 1997, с. 24]. Многокомпонентная структура гендера определяется 4 группами характеристик: биологический пол, гендерные стереотипы, гендерные нормы и гендерная идентичность. Биологическая категория гендера — термин «пол» [Берн, 2002, с. 5] описывает анатомические, гормональные и физиологические особенности мужчин и женщин. Гендер также является важнейшей социальной категорией, с помощью которой мы обрабатываем информацию об окружающих нас людях, выстраивая особые когнитивные структуры или схемы. Эти схемы влияют на то, как происходит восприятие, хранение и воспроизведение поступающей внешней информации. Обычно мы имеем наготове когнитивные категории для большинства социальных ситуаций. Эти схемы влияют на то, как происходит восприятие, хранение и воспроизведение поступающей внешней информации. Обычно мы имеем наготове когнитивные категории для большинства социальных ситуаций, для людей, которые нам знакомы (личностные схемы), и для социальных групп, идентифицируемых на основе гендера, этнической принадлежности и рода деятельности (ролевые схемы). В настоящее время стереотипы рассматриваются многими социальными психологами как когнитивные категории (схемы) социальных групп. Стереотипы — это широкораспространенные мнения о том, что члены идентифицируемых групп похожи друг на друга, разрабатывающие схемы при восприятии этих групп [ Бендас, 2006, с.33 ]. Переменная « пол» используется в качестве дискриминационных параметров для группирования информации об окружающих нас людях и управления ею.

Неравенство в различных выражениях. Трудность остается в доступе к медицинским услугам, таким как отсутствие доступа к до и послеродовой помощи, а также медицинская помощь во время родов. Только 6% женщин сообщают о наличии службы здравоохранения, включая социальное обеспечение.

Только 20 процентов женщин считаются «главами домашних хозяйств», и они считаются таковыми, когда нет ни одного человека, который мог бы отчитаться как босс, даже если женщины являются основными поставщиками в домашнем хозяйстве. В оплачиваемой работе сохраняется разрыв в оплате труда и условия труда между мужчинами и женщинами.

Социальные исследования гендера (Хоффман, Херст, Мартин и др.) позволяют нам сделать вывод о том, что большинство стереотипных гендерных различий слишком незначительны, чтобы ожидать их регулярного проявления. По мнению Ш. Берн, группы гендерных стереотипов можно разделить на представления о маскулинности — фемининности; о распределении семейных и социальных ролей между мужчинами и женщинами; о специфике содержания труда.

Обязанности и домашние задачи по-прежнему падают на женщин. Максимум 52% респондентов трудоспособного возраста сообщили о платной деятельности, хотя многие женщины являются основной экономической поддержкой своих семей. Политическое участие женщин остается низким. Миграция женщин увеличилась как внутри страны, так и за ее пределами. Женщины-мигранты сталкиваются с насилием любого рода, они особенно уязвимы для жертв торговли людьми, сексуального насилия, эксплуатации труда и современного рабства, таких как принудительный труд и сексуальное рабство.

Следует также сказать о принятых в социуме гендерных нормах — основных правил, определяющих поведение человека в обществе. Гендерные нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. В процессе воспитания семья, система образования, культура в целом внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила. Впоследствии эти правила поддерживаются с помощью социальных и культурных механизмов. Существуют две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным нормам, — это нормативное и информационное давление. Термин «нормативное давление» [Берн, 2002, с. 35] описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, чтобы общество не отвергло его [Берн, 2002, с.35]. «Информационное давление» [Там же с. 38] вызвано тем, что, расширяя наши знания о себе и мире, человек в большей степени опирается не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Чтобы определить, что именно является правильным, он старается разузнать, что правильным считают другие. Ш. Берн считает, что здесь педагогам и психологам могут помочь так называемые кросскультурные исследования. Они позволяют глубже изучить роль, которую играет культура в создании и поддержании гендера и гендерных различий. Таким образом, на стыке межкультурных различий можно выяснить, какие черты гендера определяются биологическими характеристиками, а какие культурными. Кросскультурные изыскания — относительно новая область психологического исследования гендера.

В Гватемале одной из нерешенных задач по-прежнему остается ликвидация механизмов насилия, связанных с расизмом и глубоким неравенством. Секс-работа не признается и не регулируется, что вынуждает секс-работников использовать ее в условиях, которые могут быть опасными.

Кэрол Пирес, журналист, Бразилия

Женщины по-прежнему часто выполняют работу по уходу и дому без признания или вознаграждения. Эти три проблемы вызывали беспокойство, поскольку они связаны с правами человека женщин, правами, которые каждый день нарушаются на всей территории Мексики. Гендерные проблемы в Бразилии не отличаются от других латиноамериканских стран: есть мачизм, патриархальная культура, неравенство в оплате труда и, среди наиболее серьезных, большое количество фемицидов и сексуального насилия. Мы пятая страна в убийстве женщин.

Гендерная идентичность — аспект самосознания, описывающий переживания человеком себя как представителя определенного пола [Чекалина, 2006, с. 12]. Исследования по возрастной динамике половой идентичности свидетельствуют о наличии двух кризисов в ее развитии: первый приходится на 3—5 лет, а второй — на подростковый возраст (А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон и др.). Поэтому исследователи Е. Маккоби и К. Джеклин — рекомендуют сознательно создаватъ для детей среду, свободную от гендерных различий, в которой поощрялась бы совместная игра, равноправные отношения между мальчиками и девочками и участие в играх, обычно предпочитаемых одним гендером (например, девочки могут играть в футбол, мальчики — в «классики») [Загуменов, 2007, с. 74]. Это необходимо, потому что пространственные и математические навыки, а также эмпатия являются желательными для обладания качествами, не зависящими от гендера, и педагоги должны способствовать развитию этих умений.

Опрос, проведенный в прошлом году, показал, что каждый третий бразильцы считают, что женщины виновны в случаях изнасилования. Такой менталитет настолько ошибочен, что иногда он чувствует себя грустным и беспомощным, как журналист, не зная, где его исправить. Нажав, президент назначил секретарем Женщин союзником его партии, евангелистом, который против абортов сам по себе в случаях изнасилования.

Марсела Замора, документалист, Сальвадор

Закон ретроградного аборта, который мы имеем в Сальвадоре, является большой проблемой. Мы являемся одной из семи стран в мире, которая запрещает закон абортов во всех его аспектах, и это делает жизнь женщины намного менее значительной в стране, очевидно. Если женщина имеет внематочную беременность, почти в любой стране мира известно, что это может привести к гибели женщины, и здесь не законно делать аборт, они предпочитают, чтобы женщина умирала.

В отношении гендера, как и других социальных типов культуры, можно говорить о гендерной социализации индивидов. Она осуществляется в социальных институтах общества через подражание, усвоение, совместную деятельность. Гендерная социализация — это процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет [Клецина, 1998, c. 18]. Гендерная социализация может происходить повседневно в семье, образовательных, культурных и религиозных учреждениях, трудовых коллективах, возрастной среде и др., в том числе при значительном влиянии государства и средств массовой информации. В исследованиях Мишел раскрыты основные механизмы, осуществляющие гендерную социализацию [Майерс, 1997, с. 46]:

Рабочие возможности или плата за обучение у женщин очень низки, у мужчин всегда есть больше возможностей. Худшая проблема, возможно, связана с внутрисемейным насилием. Недавно пытался осудить человека, который украл одну из этих девушек, потому что здесь, в Сальвадоре, их воруют, и судья в этом случае постановил, что этот человек был невиновен, потому что, согласно показаниям того же самого, все для любви Человек утверждал, что он хотел дать девушке лучшую жизнь, и именно поэтому он украл ее и забеременел.

Нет закона, который заставляет мужчин думать дважды, прежде чем плохо обращаться с женщинами или изнасиловать женщину. Здесь они пытались внедрить европейскую систему, которая, очевидно, не работает в Сальвадоре, если здесь женщина приходит сообщить о некотором жестоком обращении, вполне вероятно, что она замерла.

1. Дифференциальное усиление, т. Е. когда приемлемое гендерно-ролевое поведение вознаграждается, а неприемлемое — наказывается (определенные модели поведения, интересы).

2. Дифференциальное подражание — это процесс социализации, в ходе которого человек выбирает ролевые модели, соответствующие ему с точки зрения общепринятых норм и подражает их поведению. Нельзя забывать, что гендерно-ролевая социализация — это процесс, продолжающийся в течение всей человеческой жизни, он отражает меняющиеся обстоятельства окружающей среды и новый опыт. Для построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью и женственностью.

В наших домах есть проблема, иногда мы сами, матери, мы поднимаем девочек в обороне, и они растут с защитным отношением к окружающей их среде. В Сальвадоре мы поднимаем девушек по-другому, чем мальчики, и что мы должны измениться. Венесуэла - страна, которая жаждет феминизма. Это становится необходимым, и ответа, похоже, недостаточно. В соответствии с этим нам понадобится 169 лет, чтобы закрыть «разрыв» между полами.

Ниже, что есть страна с огромным и растущим подростковым уровнем беременности, плюс сексуальное воспитание, искаженное иудео-христианской моралью. Что еще хуже, закон абортов несовместим с реальностью. При нынешних показателях подростковой беременности, голода, недоедания, материнской и младенческой смертности у вас не может быть закона об абортах, который осуждает беременных женщин и тех, кто их помогает. Секс - это роскошь, в которой женщины страдают от самых больших последствий. Аборт является только законным, когда жизнь матери находится в опасности, или жизнь не является жизнеспособной в соответствии с законодательством Венесуэлы.

Особенно большое влияние на гендерно-ролевую социализацию оказывает образовательный процесс.

В образовании гендерный подход — методологическая основа учета фактора пола в учебно-воспитательном процессе [Клецина, 1998, с. 28]. Реализуется через соблюдение принципа «разные, но равноправные», означающего несводимость реального многообразия мальчиков/девочек к единообразию типологий мужское/женское; признание неустранимости и ценности индивидуальности. Социология образования с середины XX в. накопила разнообразные материалы эмпирических исследований гендерных аспектов. В числе основных гендерных аспектов анализа оказываются:

Это на практике относится только к моментам окончательного решения. В остальном бедные женщины пресекаются в смертельных условиях, а богатые женщины платят огромные суммы за рискованных врачей, чтобы практиковать хирургию, которая может убрать право на осуществление и даже забрать их в тюрьму.

Если они учат вас, что ваше тело - это храм, который не должен быть «загрязнен», если вы не найдете, как купить то, что вам нужно, чтобы защитить себя, тогда, если вы не можете защитить себя, вы забеременеете, и вы не можете прервать; Это означает, что венесуэльцы, по большей части, не имеют свободы осуществлять свою сексуальность и не имеют владения над своим телом. Это не может контролировать вашу жизнь.

Феминизация ее низовых уровней (численное преобладание женщин, особенно на низкооплачиваемых позициях);

Гендерное содержание образования (анализ учебных программ и текстов в плане гендерного равенства);

Гендерные аспекты коммуникаций (дифференциация стилей общения и преподавания в связи с полом участников) [Луковицкая, 2005, с. 21].

Поскольку мы не владеем нашими органами, мы подвергаемся сексуальному насилию навалом, а не только формально признанным после прохождения судебного эксперта, поскольку Венесуэла не признает уличное преследование или киберзапугивание в своем законодательстве.

Закон, который защищает нас, помимо игнорирования вышеизложенного, уже 10 лет ожидает его регулирования. Это объясняется тем, что в государственных органах недостаточно женщин. Легко игнорировать наши проблемы, если нас там не нужно. Только Национальный избирательный совет издал резолюцию, которая заставляла стороны выдвигать свои кандидатуры на собрание в паритете, многие пришли сказать, что это неконституционность и просто уловка, чтобы обмануть выборы.

Феминизация персонала учреждений образования проявилась в России во второй половине XX в. В гендерном анализе содержания образования выделяются несколько направлений, в том числе:

Под влиянием господствующих в обществе гендерных стереотипов учебные планы долго формировались так, что девочек обучали в школах и детских садах ведению домашнего хозяйства, шитью, вязанию, парикмахерскому делу. Мальчиков — деревообработке, радиотехнике, конструированию и т. д. Девочке могли отказать в обучении по специальности токаря, а мальчику — в посещении кружка вышивания только по признаку пола. Так, школа, по сути, навязывала молодежи гендерные стереотипы. «Скрытая» гендерная программа образования выражается в системе гендерных ценностей, норм и идей, сведений о надлежащем поведении для мужчины и женщины. Эти сведения могут быть не всегда явно выражены в содержании предметов, но мальчики и девочки получают их из социального контекста образования: его содержательных материалов, процессов, организации. «Скрытый» учебный план может проявляться в гендерном содержании и контексте учебных текстов (где могут отображаться и закрепляться несправедливые гендерные стереотипы, выработанные в обществе) и в преобладающих стилях преподавания и устойчивых моделях поведения персонала. Некоторые предметы и дисциплины идентифицируются у студентов и школьников с полом преподавателя. Тем самым, может психологически программироваться выбор профессии в зависимости от пола (например, физико-математический блок для мальчиков, филологический и естественнонаучный для девочек). «Скрытый» учебный план может присутствовать и в содержании предметов. Например, при анализе российских учебников начальных классов нами было подтверждено, что общее количество изображений лиц мужского пола превышает количество изображений лиц женского почти в 2 раза (подобная дифференциация может вести к формированию у молодежи гендерных стереотипов).

И после этого Объединенная Ассамблея не была достигнута. Всего более 30 женщин в общей сложности 167 депутатов. Мы должны построить феминистское движение, которое создает сознание всего этого во всем обществе. Может быть, это еще не проблема, но мы работаем над этим.

Гендерная проблема - это нечто основное не только в Коста-Рике, но и во всем мире, это уже что-то культурное. Мы считаемся культурно низшими, мы являемся гражданами второй категории, у нас нет тех же прав или той же оценки или той же ценности, что и у мужчин.

Мы не признаны нашими вкладами, мы невидимы, и это имеет очень извращенные символические проявления, такие как насилие или дискриминация. Трудовая дискриминация является одной из самых настоящих, что женщины платят меньше за ту же работу, что и мужчины, имеющие ту же академическую подготовку, серьезно. Несмотря на всю информацию и законодательство на национальном и международном уровнях, мы по-прежнему страдаем от этой дискриминации. Если мы не изменим культуру от низовых, женщин и мужчин, мы продолжим в той же ситуации.

В исследованиях Е.Г. Луковицкой обозначены следующие тенденции влияния учителей на гендерную социализацию детей: педагоги уделяют мальчикам больше внимания и в среднем на 20 % больше учебного времени, чем девочкам; учителя ожидают от мальчиков более высоких результатов, чем от девочек, и выше оценивают учебу мальчиков; мальчиков хвалят чаще, чем девочек [Луковицкая, 2005, с. 68].

Моника Роа, активистка из Колумбии

Экономическое неравенство в Перу из-за большого числа этнических групп огромно, нет видимости средств массовой информации в андских и амазонских районах. В Колумбии мы поддерживаем мирную повестку дня. Конец вооруженного конфликта заставил замолчать некоторые винтовки, и это позволяет нам ясно слышать оглушительный шум насилия мачо, который всегда был там.

Женщины в Колумбии впервые были нарушены, когда они были девочками в своих семьях, а затем снова столкнулись с насилием в разгар вооруженного конфликта и, наконец, они снова изнасиловали их в ответ на их доносы против вооруженных субъектов. У нас перед нами отличная возможность или великая трагедия: мы решаем проблему, или мы становимся безоружными свидетелями четвертого цикла насилия.

Таким образом, в системе образования складывается ситуация, при которой учащиеся систематически могут приходить к выводу, что именно мужчины играют ведущую роль в обществе; ограничиваются знания учащихся о вкладе женщин в культуру и о традиционно женских сферах жизни; педагоги в большей степени поощряют мальчиков на достижения, тогда как девочек — на заучивание моделей поведения, далеких от лидерства и управления.

Катя Лара, документалист, Гондурас, сослан в Гватемалу

Сегодня мы останавливаемся, потому что хотим показать, что без женщин невозможно построить страну, мир, сосуществование, развитие, устойчивость, справедливость или демократию. Факт, который синтезирует ситуацию в Гондурасе, заключается в том, что уровень материнской смертности является самым высоким в мире, а в сельской местности этот показатель выше, чем смертность.

Еще одна вещь, которая помогает понять положение женщин в Гондурасе, заключается в том, что женщина не может на законных основаниях называть его имя какой-либо собственностью, землей или домом, поскольку это, по мнению правительства, предназначено для мужчин.

Для того чтобы перейти к более конструктивному взаимодействию двух полов, важно у детей развивать способность видеть в другом именно другого человека с иными мировоззрением, логикой мышления, культурой, чувствами и уважать их; умение смотреть и оценивать мир с двух противоположных сторон; гибкость в поведении, базирующуюся на уважении, гуманном отношении и здравом смысле; формировать ответственность в отношениях друг с другом. Начать следует с воспитания самих учителей, воспитателей и студентов. Необходимо внести изучение предметов с гендерной направленностью (гендерная психология, гендерная социология, социогендерные отношения и т. д.), т. е. организовать гендерное образование педагогических работников, ориентированное на освоение основ гендерной концепции и проявление закономерностей гендерных отношений полов в обществе, привитие культурной толерантности. Плюс ко всему развернуть гендерное просвещение, связанное с популяризацией гендерных исследований относительно причин и механизмов воспроизведения социокультурного неравенства женщин и мужчин в обществе, распространением идей гендерного равноправия и гендерных знаний как современной гуманитарной теории среди разных слоев населения.

На национальном съезде, когда обсуждался закон об абортах, они начали эту сессию, молясь, когда Гондурас - светская страна. Есть те неудачи и ситуации, которые не входят в вашу голову, даже в средствах массовой информации, в которых вы живете, абитурируете аборты и женщин, которые принимают решения о вашем теле или жизни.

Эстефания Вела, академик и активист, Мексика

В Мексике существуют три связанные проблемы, которые особенно влияют на жизнь женщин: нестабильность и нищета, насилие и дискриминация. Значительная часть женщин, которые работают, делают это в неустойчивой, плохо оплачиваемой и малознакомой работе. Возможности, которые необходимо развивать в полной мере, пользоваться основными преимуществами, немногочисленны. Существует также широко распространенная дискриминация, а не только тип рабочих мест, к которым они имеют доступ: их присутствие в правительстве, их присутствие в компаниях, их присутствие в средствах массовой информации по-прежнему ниже, чем у мужчин; и, когда они присутствуют, они редко находятся в силах власти.

Библиографический список

1. Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие. — СПб., 2006.

2. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб., 2002.

3. Загуменов С.Н. Гендерные аспекты совместного обучения // Вестник Московского госуниверситета культуры и искусства. — 2007. — № 6. — С. 74—80.

4. Клецина И.C. Гендерная социализация: учеб. пособие. — СПб., 1998.

Гендерный аспект на туристском рынке

И обязанности, которые у них есть в доме, совершенно разные. Эти проблемы, конечно же, затрагивают женщин по-разному в зависимости от их возраста, сексуальной ориентации, миграционного статуса и класса, среди прочих. Важно то, что ясно, что эти проблемы существуют и что еще многое предстоит сделать. Права будут гарантированы в документе - в Конституции и международных договорах, но в том, что они являются реальностью, того, что они оказывают в условиях равенства, другое дело.

Гендер. «Политика улучшения доступа и повышения квалификации женщин в Латинской Америке и Карибском бассейне». Международные организации, которые подготовили доклад, заверили, что гендерное неравенство является прямым следствием традиционных точек зрения на то место и роль, которые женщины должны занимать в обществе на основе предубеждений и дискриминации, которые не влияют на прогресс, достигнутый женщинами. региона и его последствий для обществ.

5. Луковицкая Е.Г. Образование и гендер // Образование и общество. — 2005. — № 1. — С. 64—68.

7. Чекалина А.А. Гендерная психология: учеб. пособие. — М., 2006.

Гендерные аспекты общения связаны с полом человека. На поведение мужчин и женщин влияют психофозиологические особенности и гендерные стереотипы – типичные (повторяющиеся) программы сознания мужчин и женщин, отражающие их представления о своей роли в обществе. Благодаря гендерным стереотипам гендерные роли передаются от поколения к поколению.

Оппозиция «мужское – женское» фундаментальная в человеческой культуре. В древних представлениях Слово, Дух, Небо – отец всего сущего, а материя, Земля – мать. В китайской культуре им соответствуют понятия ИНЬ и ЯНЬ. Результат их слияния – Вселенная.

В представлении язычников всё было иначе: именно женщина приравнивалась к Бездне, первоисточнику всего живого в мироздании. В современном польском слове женщина (kobieta ) корень совпадает с корнем древнерусского слова кобъ – «судьба». С другой стороны, женщина – символ нижнего мира, греховности, зла, земного, тленного.

Интересно, что в предельно сложных условиях труда и выживания архаических обществ историки не фиксируют гендерных отличий. Вместе с социальным прогрессом, давшим разделение труда (мужчины пасли скот, а женщины следили за домом), появилось гендерное неравенство: мужская деятельность покорила природу и женщин.

В древние времена существовали гендерные стереотипы матриархата, когда женщина играла главную роль в обществе. Некоторые исследователи пытаются реконструировать их с помощью изучения языка. Так, кемеровский учёный Марина Владимировна Пименова (Россия) находит множество следов матриархата в русском языке. Об этом нам говорят не только образы снежной бабы, Бабы-Яги, царевны Лягушки, Василисы Премудрой. Марьи Моревны, Варвары-Красы – длинной косы, матери Крошечки-Хаврошечки и т.д., но и этимология многих слов. Например, наличие корня -жен- в словах жениться и жених , говорит нам о главенстве женщины в процессе создания семьи. Буквальное прочтение слова жениться показывает главенствующую роль женщины в процессе создания семьи.

В русских сказках девицы-красавицы сами выбирали себе мужа. Девушка объявляла «кастинг», на который являлись все желающие поучаствовать в этом действе. При этом именно за ней давалось полцарства в придачу. Значит, государственная власть и имущество наследовались по женской линии.

О реликтах матриархата свидетельствуют и слова, описывающие женскую любовь: расставить сети, попасться в чьи-то силки, заарканить . Значит, женщина эпохи матриархата добывала мелкую дичь, птицу и рыбу.

Женщины эпохи матриархата были ведуньями, могли знать будущее, прошлое и настоящее. В русских сказках книга является атрибутом женщин: Василиса Премудрая смотрит в книгу, чтобы узнать, как выполнить задание, данное царём её мужу. Эти книги были деревянными, гладкая кора бука использовалась для письма. Отсюда, по предположению учёных, произошло слово буква.

О доминирующей гендерной роли женщин говорит и тот факт, что названия орудий труда женщины-хозяйки относятся к словам грамматического женского рода (кастрюля, печь, плита, чашка, кружка, ложка, вилка, поварёшка, миска, тарелка, плошка, ваза ) и имеют признаки, присущие всему женскому: округлость, вместимость, связь с водой и огнём.

Абстрактные имена, называющие конец жизни, временные периоды, также относятся к словам женского рода: жизнь, смерть, доля, юность, молодость, зрелость, старость, судьба.

Наконец, в русском языке существуют эквиваленты женского рода для наименований лиц, управляющих миром, страной, домом: хозяйка, правительница, царица, княгиня, властительница, императрица.

Что касается снежной бабы, то этот реликт, сохранившийся только в детских забавах, несёт важнейшую информацию о модели мира русских в древности. Нижний шар снежной бабы символизирует мир духов, предков (навь), средний шар символизирует мир живых, мир людей (явь), верхний шар – мир богов, управляющий двумя другими (правь). Глаза-угли – символ Небесного огня, длинный красный нос-морковка (атрибут аиста) – также символ Неба, ведь именно аист, по поверьям, приносит детей. Руки-веточки – отражение мира растительности, а метла в руке – это Мировое дерево. Важно, что именно снежная баба, носитель женского начала, является символом представлений о мире в русском сознании.

В современной психологической и эзотерической литературе можно найти представление о двух видах гендерных стереотипов: патриархальном и современном. К патриархальному стереотипу близок стереотип, отражённый в различных духовных источниках (христианских, ведических и т.д.). Согласно патриархальному стереотипу , мужчина выступает в обществе в роли покровителя, защитника, добытчика, активно действующей личности. Женщина, наоборот, пассивна в социуме, но создаёт атмосферу любви в семье, занимается хозяйством и воспитанием детей, а это, в свою очередь, помогает мужчине «расти» в социальной жизни. При выборе мужа или жены, согласно патриархальному стереотипу, следует опираться не на сексуальную привлекательность, а на наличие общих тем, теплоту взаимоотношений и желание общаться. В ведической традиции предлагается также, чтобы мужчина и женщина были похожи внешне друг на друга и мужчина был старше женщины на 5-9 лет. Однако делается оговорка: если в центре семейных отношений есть вера в Бога, то все остальные критерии необязательны.

Современный стереотип противоположен патриархальному и совпадает с феминистическим. Он формировался, начиная с ХІХ века. Родоночальницей современного феминизма считается французская писательница-философ Симона де Бовуар (ей принадлежит книга «Второй пол»). В ХІХ в. женщина пытается установить социальное и политическое равенство с мужчинами. Право избираться в парламент прежде всего женщины получили в Дании (1915 г.) и России (1917 г.), а затем в Германии (1919 г.) и Франции (1944 г.). В начале ХХ в. фемининность представлена двумя полюсами: ролью допропорядочной женщины и ролью проститутки. В ХХІ в. роли изменились: появились роль домохозяйки и роль женщины, делающей карьеру. В современных постсоветских государствах женщина совмещает семейную и производственную роли, однако исключается из процесса принятия решений. Женщина во многом взяла сегодня на себя роль мужчины. Она одевается как мужчина, много и тяжело работает, делает карьеру.

Современный российский психолог Анатолий Некрасов, специалист в области семейных и межличностных отношений, автор 18 книг по психологии взаимоотношений мужчины и женщины, в книге «Материнская любовь» утверждает, что в СССР и на постсоветском пространстве из-за постоянных революций, войн и восстановления после них всю основную работу в обществе брала на себя женщина. Мужчины же или сидели в тюрьмах за свободомыслие, или погибали на войне, а если оставались живы, то были надломлены. В результате, современный феминистический стереотип у женщин постсоветского пространства был сильно подкреплён. Пренебрежение мужчиной и чрезмерная сосредоточенность на детях стали для них серьёзной психологической проблемой.

Американский психолог Джуди Курьянски указывает на новый критерий выбора своей «второй половинки» в мире, где господствует современный феминистический стереотип. Роли мужчины и женщины могут быть любыми, возможны любые несоответствия: во внешности, образовании, привычках, заработке, возрасте и т.д. Важно другое – насколько партнёры готовы к изменениям ради друг друга. В книге «Как найти мужчину своей мечты» Курьянски методично приучает женщин менять свои «запрограммированные» требования к партнёру: например, красивый на человек приятной внешности , богатый на способный найти деньги, когда они нужны и т.д.

В данной теме мы также должны рассмотреть психологические, коммуникативные и лингвистические особенности мужчин и женщин.

Разнообразие языковых форм, употребляемых в состоянии конфликта, можно свести к трем типам речевых стратегий: инвективному, куртуазному, рационально-эвристическому. В качестве единого принципа типологии здесь используется особенность аффективного поведения, который использует языковая личность для снятия фрустрации. Охарактеризуем каждый.

1. Инвективная стратегия конфликтного поведения демонстрирует пониженную знаковость: коммуникативные Проявления здесь выступают отражением эмоционально-биологических реакций и выливаются в аффективную разрядку в форме брани, ругани (инвективы).

2. Куртуазная стратегия , наоборот, отличается повышенной семиотичностью речевого поведения, Обусловленного тяготением говорящего к этикетным формам социального взаимодействия. В качестве крайней формы аффекта в этом случае предпочтение отдается плачу.

3. Рационально-эвристическая стратегия речевого поведения в ситуации конфликта опирается на рассудочность, здравомыслие. Этот тип разрядки тяготеет к смеху, как аффективной реакции. Негативные эмоции в этом случае выражаются косвенным, непрямым образом.

Еще раз подчеркнем, что коммуникативный конфликт несет в себе реализацию эмоциональной разрядки, снятия напряжения. Эффект такого «выпускания паров» сходен с тем, что древние греки" называли термином катарсис – психологическое очищение, приносящее облегчение. Разные языковые личности стремятся к различному вербальному катарсису. Так инвективная языковая личность разряжается при помощи прямой вербальной агрессии, куртуазная демонстрирует эмоцию обиды, рационально-эвристическая использует смеховой катарсис, представленный в виде иронии. Для иллюстрации возьмем типичную конфликтную ситуацию семейного общения: муж безуспешно ищет утром свои носки, что вызывает крайнее раздражение жены.

Муж: - Ты случайно не знаешь, где мои носки?

(Инвективный тип ) Жена: - Иди ты к черту со своими носками! Я тебе не домработница! Идиот!

(Куртуазный тип ) Жена: - Если тебе, конечно, не трудно, будь так добр: клади свои носки на место!

(Рационально-эвристический тип ) Жена: - Это, конечно, враги сперли. ЦРУ похитило. Изучают как оружие массового уничтожения .

Все три типа ответов даются с позиции берновского Родителя. Речевая стратегия выбирается говорящим бессознательно. Конфликтное поведение как лакмусовая бумажка проявляет своеобразие языковой личности. Отмеченные черты поведения в ситуации эмоционального стресса обнаруживают себя и других сферах речевого существования человека: в деловой, педагогической и др. Достаточно вспомнить школьных учителей, с которыми каждый из нас имел дело в своем детстве. В состоянии стресса одни из них принимали позу обиженных, другие - предпочитали переходить на крик, третьи же разряжались при помощи иронических насмешек.

Бытовой конфликт, как правило, возникает в результате недовольства одного из участников социального взаимодействия поведением другого. В некоторых случаях такое недовольство становится следствием коммуникативного недоразумения, в основе которого лежит, разница э речевых стратегиях участников общения. Приведем несколько примеров из записей живой разговорной речи.

1. Муж (что-то раздраженно ищет). - Черт возьми! Куда в этом доме все девается! Жена:-Не смей/ со мной разговаривать в таком хамском тоне!

2. Жена («ходя в квартиру). - Я сейчас ехала/ в какой-то душегубке! Это кошмар/ что в транспорте творится!

Муж (иронически) - Ужас! Всемирная катастрофа! Жена. - Я не понимаю/ чему ты радуешься// Твоей жене чуть руку не сломали/ а ты все ерничаешь!

3. Жена. Ой/ что-то я сегодня себя так плохо чувствую//...

Муж (иронически). - Бедняга// Ложись и сделай бай-бай//

Жена. - Скотина! Это ты целыми днями дрыхнешь/ а я на всю семью вкалываю !

Все три диалога демонстрируют конфликт на основе различия в типах языковых личностей. В первой ситуации муж принадлежит к инвективному типу, жена - к куртуазному; во второй -куртуазная жена выражает недовольство рационально-эвристическим стилем общения мужа; в третьем примере конфликт намечается вследствие несоответствия: жена - инвективный тип, муж-рационально-эвристический.

Наблюдения за разными языковыми личностями позволяет говорить о разной степени их конфликтности. Среди своих знакомых мы можем выделить и людей, для которых конфликт - естественная форма межличностной коммуникации, и собеседников, общение с которыми никогда не переходит в конфронтацию. Способность к кооперации в межличностном взаимодействии можно считать одним из критериев для выделения уровней коммуникативной компетенции языковых личностей. В качестве единого основания здесь выступает тип доминирующей установки по отношению к другому участнику общения. На этой основе мы выделяем три уровня коммуникативной компетенции: конфликтный, центрированный и кооперативный . Каждая из намеченных разновидностей включает в себя по два подтипа.

Прежде чем мы приступим к подробному рассмотрению каждого из типов, укажем на то, что речевое поведение языковых личностей в рамках того или иного уровня коммуникативной компетенции может отличаться. Разница в языковых формах выражения коммуникативного намерения определяется особенностями индивидуального стиля участников коммуникации.

Наблюдения показали, что разные уровни коммуникативной компетенции, выделяемые на основе гармонизации / дисгармонизации общения, дают разные возможности для разграничения языковых форм построения речевого взаимодействия (интеракции). Перейдем к детальному описанию каждой Из выделяемых разновидностей дискурса.

Конфликтный тип демонстрирует установку против партнера по коммуникации. Она отражает стремление одного из участников общения самоутвердиться за счет собеседника. Указанный тип представлен двумя разновидностями: конфликтно-агрессивным и конфликтно-манипуляторским.

Конфликтно-агрессивный подтип характеризуется тем, что один из участников (или оба) демонстрируют коммуникативному партнеру отрицательно заряженное эмоциональное отношение {агрессию), которая вызвана стремлением видеть в его поведении враждебность. Одна из особенностей речи такого типа - наличие в ней так называемых конфликтогенов , провоцирующих собеседника к столкновению. Агрессор - ущербная в социально-психологическом отношении личность. Для того, чтобы добиться ощущения социальной полноценности, коммуникант такого рода должен доставить собеседнику моральный дискомфорт («ска-

зать гадость» ). Крайней формой вербальной агрессии становится коммуникативный садизм, когда партнер по общению становится объектом словесного издевательства.

В зависимости от индивидуальных особенностей речевого, портрета участников общения агрессия может проявляться в разных формах. Наблюдения показывают, что инвективная, куртуазная и рационально-эвристическая речевая агрессия по языковым способам реализации различаются довольно отчетливо. Наиболее явно конфликтность подобного типа выражается в том случае, когда сталкиваются две инвективные языковые личности. В качестве примера приведем короткий диалог в общественном транспорте.

(Полная женщина преклонных лет, проталкиваясь к выходу) -Да ты дашь мне/выйти что ли/дура!

(Женщина лет сорока) - Че ты разоралась/лошадь старая!

Однако не всегда агрессия может обретать форму прямого оскорбления. Гораздо чаще она имеет вид неявно выраженного отношения, намека. В обыденном общении это проявляется в субжанре, который мы назвали термином «колкость». Подобную разновидность куртуазной агрессии хорошо иллюстрирует анекдот.

Разговаривают две пожилые подруги.

- Какие мы с тобой когда-то были красивые. Особенно, я.

- Да. А теперь мы такие страшные. Особенно, ты.

Куртуазная конфликтность может проявляться в форме так называемого коммуникативного саботажа, когда на поставленный вопрос отвечают вопросом.

(Студентка, заглядывая на кафедру)

- Извините/ а N [фамилия преподавателя] сегодня будет?

- Не N/ а ИМ. [имя и отчество]//Вы что/не знаете/что к преподавателю нужно обращаться по имени и отчеству?

Если в первом примере в качестве конфликтогена выступает прямое оскорбление, то во втором - намек, снижение собеседницы косвенными средствами. Для рационально-эвристической личности такой провоцирующей зацепкой может служить вводное словосочетание, привносящее в высказывание оскорбительный для собеседника смысл.

- Ты помнишь/ какой день был вчера?

- Какой?

- Ты как всегда/ забыл/ что у твоего сына день рождения//

Конфликтно-манипуляторский подтип речевого поведения ориентирован на коммуникацию, в ходе которой один из участников общения в своем собеседнике прежде всего видит объект манипуляции. Здесь мы также сталкиваемся с психологической ущербностью, которая преодолевается за счет коммуникативного партнера. Манипулятор самоутверждается, ставя собеседника в конкретной ситуации общения на нижнюю по сравнению с собой статусную позицию. Он не испытывает уважения к адресату своего высказывания, считая его по интеллектуальным и этическим качествам существом, менее развитым. Доминирующая установка в речевом поведении подобной языковой личности - навязывание своего мнения и вообще преувеличение авторитетности своего жизненного опыта (Я считаю...; Ты должен(а)...; Я бы на твоем месте... и т. п.). В ходе общения манипулятор проявляется в поучениях, советах, диктате, а кроме того, в манере, задав вопрос, не дослушать ответ на него или же самому дать ответ, в бесцеремонной смене темы путем перебивания собеседника.

Дискурс, отражающий конфликтно-манипуляторское общение, также довольно отчетливо дифференцируется в зависимости от принадлежности манипулятора к инвективному, рационально-эвристическому или куртуазному типам языковой личности.

(Инвективный)

- Не знаю/ что мне с К. [мужем] делать? Целыми днями лежит/и видак смотрит//

-Дура ты была/ когда за него замуж выходила! Я считаю/ гони ты его в шею! Чем такого/лучше никакого//

(Куртуазный)

(Мужу) - Ты меня конечно/ извини//Я конечно/ не могу тебя заставить// Но по-моему/ ты в этой куртке/ похож на бомжа// Надевай что хочешь/ это твое право// Но мне с тобой будет/ просто стыдно идти//

(Рационально-эвристический)

(Муж, обращаясь к жене, которая разговаривает по телефону)- Ты надолго?

Жена -Не мешай/я по делу//

Муж- Я так понимаю/"ужинать мы сегодня/не будем...

Как в дискурсе, содержащем агрессивные интенции, в речевом поведении конфликтного манипулятора присутствуют конфликтогены, назначение которых - снизить, унизить коммуникативного партнера.

Центрированный тип речевого поведения характеризуется наличием у одного (или у обоих) из участников общения (интеракции) установки на игнорирование партнера коммуникации. Наши наблюдения позволяют нам выделить две разновидно-

сти дискурса такого типа: активно-центрированный и пассивно-центрированный.

Активно-центрированный подтип (активный эгоцентрик) иногда по своим речевым проявлениям напоминает конфликтно-манипуляторский дискурс: в нем тоже присутствуют перебивы собеседника, произвольные изменения темы разговора и т. д. Однако здесь необходимо констатировать разницу: если конфликтный манипулятор не уважает коммуникативного партнера, желая навязать ему свою точку зрения, то активный эгоцентрик просто не способен встать на точку зрения другого участника общения. Активный эгоцентрик строит свое общение так, как ребенок, играющий в мяч со стеной: спрашивает совет и тут же говорит о принятом решении, задает вопрос и сам на него отвечает, определяет тему разговора и сам ее развивает, не давая партнеру по коммуникации вставить слово, высказать свое суждение. Субъективно он испытывает иллюзию полноценной коммуникации и, как правило, получает от общения удовольствие, не замечая дискомфорта, который испытывает собеседник, что иногда чревато коммуникативными неудачами и (даже) конфликтами.

Разговор в кинозале, на киноклубном просмотре.

- N/ давай поговорим//

- О чем?

-Давай о «Молохе» поговорим [фильм А. Сокурова]// Ты как понял?

-Понимаешь...

(Говорит одновременно с репликой собеседника, перебивая) - Я так понял/ он сам одинокий// Он жертва одиночества//Экзистенциальные дела/такие//

- Ну ты понимаешь// Сложно рационализировать/ то/ что Сокуров имел в виду// Там скорее атмосфера...

(Глядя в пространство с отсутствующим выражением и явно не слушая) - Ясно// Ясно// А ты сейчас/ что читаешь? (не дожидаясь ответа) Я Фуко купил// Как тебе Фуко? (не дожидаясь ответа) Мне нравится//...

Собранный нами материал показывает, что центрированное речевое поведение слабо дифференцируется по стратегическим предпочтениям участников интеракции. Иными словами, в центрированной коммуникации говорящие обычно ведут себя примерно одинаково.

Пассивно-центрированная разновидность общения характеризуется уходом одного из коммуникативных партнеров в себя.

Такой пассивный эгоцентрик обычно выглядит безобидным рассеянным (иногда - забитым) «ежиком в тумане». Он с трудом способен выйти за пределы собственного внутреннего мира. Такая особенность речевого поведения, как правило, становится результатом работы психологических защитных механизмов, которые обычно отражают какие-то особенности воспитания индивида. Обычно речевое поведение такой языковой личности содержит несоответствие выбранных говорящим тактик ситуации общения и намерению собеседника, что свидетельствует о неумении переключиться на точку зрения слушателя. Это же выражается в упоминании имен, неизвестных собеседнику, как известных; в принципиально банальных реакциях на информацию, касающуюся коммуникативного партнера; в неадекватных реакциях (репликах невпопад); в переведении разговора на темы, которые касаются только говорящего, и полном отсутствии интереса к темам, интересующим слушателя и т. п. Речевое общение пассивного эгоцентрика наполнено коммуникативными неудача-ми и недоразумениями, факт возникновения которых часто им не замечается.

(Преподаватели, сидя на кафедре, наблюдая, как N перебирает на своем столе бумажки) - Интересно/ долго она копошиться будет?

-Да/ Между прочим/ звонок уже был//

- Смотри-ка/она даже не слышит//

(N, спустя некоторое время) - Эт вы че/ про меня говорите?

Особенно наглядно проявляется эта разновидность дискурса, когда оба участника общения строят свою речь в рамках пассивной центрации. В этом случае общение напоминает описанный в известном анекдоте диалог глухих:

- Ты в баню?

- Нет, я в баню.

- А-а. А я думал, что ты в баню.

Наши наблюдения показывают, что довольно успешно (по крайней мере - неконфликтно) проходит общение активного и пассивного эгоцентриков, в рамках которого первый выговаривается, не обращая внимание на то, слушает его собеседник или нет, а второй - просто присутствует при общении, не особо вникая в суть разговора.

В еще большей мере, чем дискурс активно-центрированный, пассивно-центрированное речевое поведение не дифференцируется по особенностям индивидуального стиля говорящих.

Кооперативный тип речевого поведения отличается доминирующей установкой в общении на партнера коммуникации. Здесь мы тоже выделяем подтипы: кооперативно-конформный и кооперативно-актуализаторский.

Кооперативно-конформная разновидность дискурса характеризуется тем, что один из участников общения демонстрирует согласие с точкой зрения собеседника, даже если он не вполне разделяет эту точку зрения, что, как правило, выступает следствием боязни конфликта, конфронтации. Такая настроенность проявляется в демонстрации интереса к другому участнику коммуникации в виде уточняющих вопросов, поддакивания, проявлении сочувствия, утешения, комплимента и т. д. В реальном общении обычно это выглядит как имитация (в той или иной степени убедительности) настроенности на коммуникативного партнера. Иногда уступки в построении интеракции, которые делает конформист, воспринимаются его коммуникативными партнерами как неискренность и, даже, хитрость.

Рассмотрение конкретного речевого материала показывает, что кооперативно-конформное речевое поведение также, как поведение конфликтное, способно различаться. Однако очень важно отметить, что основным принципом дифференциации выступает здесь не столько характер идиостиля говорящего, сколько особенности речевой манеры адресата. В подобном случае мы имеем дело со своего рода речевой мимикрией - стремлением подладиться под собеседника не только на уровне содержания речи, но и на уровне языкового оформления содержания. Приведем пример.

- Я не знаю/ неужели N вечно собирается/ на шее у матери сидеть?

- Не знаю/ не знаю//

- Пора/в конце-то концов/ей самой деньги зарабатывать!

- Да уж/вообще-то пора...

- Хватит/ с родителей тянуть!

- Да/конечно...

Кооперативно-актуализаторский подтип речевого поведения отражает высший уровень коммуникативной компетенций человека по способности к речевой кооперации. В этом случае гово-

рящий руководствуется основным принципом, который можно определить как стремление поставить себя на точку зрения собеседника , взглянуть на изображаемую в речи ситуацию его глазами. Рискнем квалифицировать такой Тип общения, как соответствующий основному постулату христианской морали («возлюбить ближнего как самого себя»). Принципиальным отличием поведения актуализатора от конформиста выступает двойная перспектива в общении: ориентация не только на коммуникативного партнера но и на себя. Точнее - стремление возбудить в себе неформальный интерес к собеседнику , умение настроиться на его «волну». При этом кооперативный актуализатор, уважая мнение другого участника общения, сопереживая его проблемам, вовсе необязательно должен во всем с ним соглашаться. Более того, как это ни парадоксально, в некоторых случаях поведение актуализатора может напоминать методы манипулятора и, даже, агрессора.