Формальное и неформальное лидерство. Образование формального и неформального лидерства

Неформальный лидер - тот, кто в силу разнообразных причин имеет большое влияние в группе (организации) вне зависимости от своей должности. Три основных стиля лидерства: Силовик, Тактик, Мотиватор.

С одной стороны, навык неформального лидерства тяжело выключается. С другой стороны, неформальный лидер может быть отвергнут социумом, если не примет специальных мер. Один из элементов адекватного лидерства - это самоконтроль.

Обаяние - одна из важнейших черт неформального лидера. Неформальный лидер должен уметь нравиться. Но уметь нравиться - это не означает, что он ставит перед собой цель - понравиться. Уметь нравиться - это инструмент, который может использовать неформальный лидер - средство, но никак не цель.

Неформальное лидерство прочно связано с позитивом. Очень важно уметь выдавать позитив свободно - не заискивая и не доминируя. Людям нравятся сильные и позитивные личности.

Сценарии проявления неформального лидерства

Вот некоторые типичные сценарии проявления неформального лидерства:

Оно возникает ситуативно: каждый человек может стать лидером, причем разного типа, при благоприятных обстоятельствах.

Неформальные лидеры могут естественным путем сменяться при появлении новых людей в коллективе. Или при смене основного лидера - то есть начальника.

В принципе в коллективе могут быть несколько таких лидеров, которые неплохо сосуществуют друге другом. Бывают случаи, когда все члены команды выполняют роль того или иного типа лидерства и работают весьма и весьма эффективно.

Есть неформальные лидеры, которые страстно желают стать формальными. Такому человеку нельзя предлагать вторую роль, это его никак не устроит. Он предпочтет остаться «серым кардиналом», если ему все-таки нравится манипулировать людьми исподтишка, либо может превратиться в анти лидера, их ожидает стресс, если они не рождены быть главными. Другое дело, бывает, что у некоторых лидерские способности проявляются ярче. И в этом случае возникает тот самый феномен неформального лидерства в рабочем коллективе. Неформальные лидеры, как и формальные, бывают разных типов.

Дело в том, что каждому человеку хочется влиять на ситуацию. И он делает это с помощью тех средств, которыми владеет лучше всего. Иногда люди осознают, каким потенциалом они владеют, иногда - нет. Но картина в группе от этого не меняется.

Формальный лидер (номинальный) - человек, имеющий влияние силой статуса или должности. Тот, кто официально имеет статус лидера, но фактически не выполняет его функции. Формальный лидер – это тот человек, который занимает довольно важную должность и в круг его обязанностей входит контроль над работой других сотрудников. Такой лидер является формальным, так его выбор осуществляют не участники самого коллектива, а люди, которые имеют непосредственно отношение к делу, но не входят в число людей, которые работают под началом лидера.

Главными объединяющими качествами, которыми обладает как формальный, так и неформальный лидер является то, что они способны организовать работу других участников группы (коллектива), пользуются особым расположением и могут рассчитывать на благосклонность со стороны других людей.

Главными отличительными чертами является все же то, что формальный лидер занимает более высокую должность, чем неформальный и соответственно имеет больше полномочий, но при этом может не пользоваться расположением других участников группы. Неформальный лидер – это в первую очередь позитивный человек, который может не только склонить других людей к своему мнению, но и носит довольно позитивный образ человека, который всегда может развеселить и создать в коллективе хорошее настроение. Формальный лидер в свою очередь отвечает за то, чтоб весь объем работы был выполнен в полном объеме и точно в срок.


Вконтакте

Одноклассники

Из этой статьи вы узнаете:

  • Чем неформальный лидер в организации отличается от формального
  • Какой неформальный лидер может завестись в организации
  • Какими качествами он обладает
  • Какую играет роль неформальный лидер в организации
  • Как с ним работать
  • Поддается ли неформальный лидер в организации перевоспитанию

Неформальный лидер в организации способен как принести ей пользу, так и навредить. Обнаружить его появление довольно просто, хотя сотрудники, обладающие всеми шансами взять на себя эту роль, не указывают на данный факт в резюме и не говорят о нем на собеседовании, но скрывать свои амбиции долго они не станут. Обязательно ли увольнять неформального лидера? Может быть, попробовать договориться и извлечь пользу из его деятельности? Ответ на эти и многие другие вопросы вы сможете найти в данной статье.

Формальные и неформальные лидеры в организации: в чем разница

В каждом коллективе существует взаимосвязь «лидер – последователи». При этом лидер может быть как формальный, так и неформальный. Руководитель – это официальная должность, предоставляющая определённую власть над подчинёнными. Положение управляющего закреплено конкретными правилами, регламентами и инструкциями. Неформальный лидер в организации оказывает влияние на остальных сотрудников, не опираясь на свое место в корпоративной иерархии. Он может использовать только собственный авторитет и сформировавшиеся взаимоотношения.

Распознать официального руководителя в любом офисе достаточно просто: у него есть свой кабинет, он отдает распоряжения и требует их выполнения в указанные сроки. Найти неформального лидера в организации немного сложнее. Визуально этот человек может сливаться с остальными работниками, но при этом ему удается грамотно подчинять людей собственным идеям. Зачастую и рядовые сотрудники не догадываются об уровне его влияния, хотя в сложных ситуациях они обращаются именно к нему, рассуждая о проблеме активнее и энергичнее, чем при официальном рассмотрении.

Что же способствует появлению неформального лидера в организации? Многие специалисты считают, что это абсолютно нормальная ситуация для любого коллектива, так как неофициальные взаимоотношения всегда были и будут частью рабочего процесса. Какими бы способностями ни обладал назначенный начальник, претенденты на роль неформального лидера в организации найдутся. Как стать настоящим лидером не на словах, а на практике? Примите участие в Бизнес-регате Practicum Group 2018 в Хорватии.

Существует и другое мнение, которое заключается в том, что появление такого человека в коллективе продиктовано упущением некоторых функций непосредственным руководителем. Их и берет на себя авторитетный сотрудник. В любом случае необходимо отметить, что роль неформального лидера в организации непосредственно связана с позицией официальной администрации, они могут являться обратным отражением друг друга. Если в фирме царит строгий авторитарный стиль управления, а руководитель не стремится завести дружеские взаимоотношения со своими подчиненными, то в коллективе обязательно найдется общительный и обаятельный работник, который сможет разрядить обстановку и снять накал отношений, выслушивая и утешая коллег. А очень мягкий и податливый начальник гарантирует появление жесткого сотрудника, способного принимать решение за всех людей в компании.

Представляем несколько стандартных сценариев становления неформального лидера в организации:

  • Он появляется только благодаря ситуации: любой сотрудник может стать авторитетом, но при подходящих обстоятельствах.
  • Лидеры иногда меняются, и обычно это происходит при обновлении коллектива или начальства.
  • Иногда в компании появляется несколько авторитетных сотрудников, которые хорошо взаимодействуют друг с другом. Случается и так, что каждый из этой группы выполняет функции предводителя какого-то одного направления, и в данном случае процесс работы идет очень эффективно и результативно.

Бывают неформальные лидеры, которые стремятся занять должность официального руководителя. Подобные сотрудники не хотят отходить на второй план, так как это не соответствует их амбициям. Часто они не раскрывают все карты, а манипулируют коллективом скрытно. Такой человек может встать в оппозицию с официальным руководством и действовать в своих корыстных интересах.

Если неформальный лидер покидает организацию, то в коллективе могут возникнуть длительные брожения, длящиеся до появления нового авторитетного сотрудника. Официальный руководитель обязан находить этих скрытых предводителей и направлять их активность в полезное для фирмы русло. Для этого нужно проводить с ними беседы, хвалить, поощрять и мотивировать.

Возникновение позиции неформального лидера в организации продиктовано как человеческим желанием быть главным, оказывать влияние на некоторые ситуации, так и современным трендом в социуме. Но это смелое решение, ведь данное место не всегда безопасно. Кроме повышенного внимания, сотрудник сталкивается с большим риском и массой сложностей. Сегодня лидерство является ярким показателем общественной значимости, оно подразумевает популярность и лучшую жизнь. На этой почве появилось множество тренингов развития лидерских качеств, куда отправляется огромное количество людей, многие из которых не предназначены для главных ролей. К сожалению, первым трудно стать и при отсутствии некоторых способностей, и даже после специального обучения.

Типы неформальных лидеров в организации

Есть различные типы неформальных лидеров в организации, одни из которых полезны для фирмы, другие лишь вредны. Обратимся к наиболее частым вариантам:

  1. Эмоциональный лидер. Это во многом полезный для организации сотрудник, который обладает хорошей фантазией, предлагает множество интересных идей и вдохновляет коллектив. Он легко убеждает коллег в достоинствах своих предложений, но быстро сдаётся при первых проявлениях критики в его адрес. У таких людей эффективность рабочего процесса очень сильно зависит от настроения. Они часто проявляют эгоизм, а их мечты и цели не всегда ждет реальное воплощение.
  2. Организатор. Данный тип лидера умеет хорошо организовывать коллег – составляет планы, знает, кого нужно подключить к работе, кому что доверить, отлично рассчитывает время. Но у него бывают проблемы с харизмой и выразительностью. Если человек не проявляет эмоций, то вызывает отчуждение у остальных сотрудников. Его идеи могут быть на самом деле полезными, но он не умеет «заражать» ими своих коллег.
  3. Антилидер. Этот сотрудник абсолютно точно подбирает нужные слова и может правильно выражать свои мысли. Он легко вступает в спор, потому что уверен в своей правоте. Если негативный неформальный лидер организации конфликтует с руководством и увольняется с работы, то за ним может уйти и большая часть отдела. Такой человек способен развалить самый дружный коллектив.

Также неформальных лидеров можно разделить по мотивационно-поведенческом показателям.

  • «Дирижер». Хорошо взаимодействует с начальством. Если руководителю нужен отличный результат, но он не стремится к выстраиванию доверительных отношений с подчиненными, то можно использовать именно этого сотрудника для управления коллективом. Такие неформальные лидеры в организации строго придерживаются заданной начальником линии, их мотивирует ощущение собственной значимости перед вышестоящим лицом. Чаще всего эти люди исполнительны и дружелюбны, они прекрасно организовывают деятельность коллектива в рамках целей компании, прививают коллегам желание и интерес к рабочей деятельности. «Дирижеры» отличаются медленным, но уверенным ростом по карьерной лестнице. Должность менеджера среднего звена – это самая подходящая профессия для такого типа людей, топ-менеджмент им дается сложнее из-за необходимости принимать самостоятельные решения.
  • «Рубаха-парень». Душа компании, коммуникабельный и харизматичный, он прекрасно способен мотивировать отдельных сотрудников на выполнение тех указаний, от которых им хотелось бы уклониться. Такой эффект достигается с помощью обаяния и позитивной энергетики. В его устах даже обыденные задачи становятся интересными, и отказать этому неформальному лидеру очень трудно. Его собственная мотивация заключается в том, что он имеет право общаться с начальством «на равных».
  • «Серый кардинал». Очень значимый для руководителя сотрудник. Данный неформальный лидер создаст грамотные и результативные тактики достижения поставленных целей, при этом он учитывает индивидуальные особенности каждого человека. Такой работник хорошо помнит все мелочи, ведь именно с их помощью проще всего манипулировать людьми. Он не претендует на звание автора всех проектов, не пытается расти в чужих глазах, ему достаточно роли на заднем плане, так как «Серый кардинал» понимает, что в действительности многие задачи реализованы именно благодаря его стараниям.
  • «Бунтарь». Довольно сложный вид неформального лидера в организации. Ощущает природный зов к протесту, не может смириться с любой несправедливостью и постоянно с ней сталкивается. Характерной чертой этого сотрудника является частая постановка каких-либо условий, и даже организация бунтов. Такой человек будет активно защищать чужие интересы, причем как начальника, так и подчиненного, – все зависит от того, чьи права были ущемлены.

Обычно руководство не пытается выстраивать особые отношения с неформальным лидером в организации, что может привести к ряду проблем. Бесконтрольный авторитетный сотрудник способен серьезно понизить результативность деятельности коллектива или стать причиной постоянных конфликтов.

Самым «безобидным» типом неформального лидера в организации можно назвать «дирижера» и «рубаху-парня». Но даже они могу создавать определенные сложности в работе всей компании.

Неформальный лидер в организации и его основные качества

Вне зависимости от окружающих людей неформальный лидер в организации характеризуется рядом отличительных черт, к которым можно причислить следующие:

  • Высокая коммуникабельность. Любому неформальному лидеру не составит труда найти общий язык с нужными людьми и завязать с ними беседу.
  • Способность одерживать победу в споре и корректировать мнение собеседника таким образом, что оппонент сам этого не замечает.
  • Желание быть главным. Такие сотрудники стараются полностью взять ситуацию под контроль и управлять остальными работниками.
  • Умение фокусировать внимание окружающих на собственной личности и на своем мнении.
  • Харизма. Неформальным лидером в организации может стать привлекательный внешне и внутренне человек. Такой сотрудник притягивает людей и вызывает доверие.
  • Отсутствие страха перемен. Этот человек легко ориентируется в непривычной обстановке, способен найти выход из сложной ситуации, с которой столкнулся впервые.
  • Положительный настрой . Неформальный лидер в организации излучает позитив даже в тяжелый период, он не сдается перед трудностями, потому что верит в успех и заряжает своей энергетикой остальных сотрудников.

Если обратиться к природе, то можно увидеть, что среди животных вожаком является тот представитель вида, который обладает рядом отличительных качеств. К примеру:

  1. Бойцовские навыки и особенности:
  • Размеры и вес тела.
  • Лучшее развитие органов, способствующих успеху в драках.
  • Агрессивность.
  • Ловкость.
  • Склонность к борьбе.
  • Физическая отвага.
  • Уверенность.
  • Напористость.
  • Опытность.
  • Бдительность.
  • Быстрая реакция на опасность.
  • Физическая сила и выносливость.
  • Большая двигательная активность.
  1. Сексуальные характеристики:
  • Повышенные сексуальные возможности (вожак-шимпанзе справляется с несколькими самками каждый день, порой прибегая к насильственным действиям).
  • Сексуальная привлекательность для половозрелых самок.
  1. Качества, помогающие вожаку обрести успех в отношениях с сородичами:
  • Предводитель должен находиться в стае достаточно долгий срок, ведь новички не вызывают доверия и не имеют необходимого авторитета.
  • Вожаку необходимо найти общий язык с остальными членами группы.
  • Он является организатором всех действий стаи.
  • Обычно у предводителя достаточно высокий и развитый интеллект, и по этому показателю он превосходит остальных особей.

Следует отметить, что лидеры животного царства отличаются в основном физическими возможностями для реализации доминирования. В первобытном обществе вожаками могли быть мужчины, ведь они намного сильнее и выносливее женщин. И в наше время неформальный лидер в организации чаще всего выделяется с первого взгляда. Обычно это сотрудник, который смотрится эффектнее остальных. Он может быть высоким, стройным и приятным. Другой отличительной чертой является возраст. Обычно лидер старше большинства работников компании.

3 примера про влияние неформального лидера на организацию

Положительное или отрицательное влияние на организацию оказывают неформальные лидеры? Дать точный ответ на этот вопрос нельзя. Роль неформального лидера в организации очень неоднозначна.

Пример 1. В бухгалтерию приняли новенькую сотрудницу, но руководитель не очень подробно рассказал ей об обязанностях, а указал только, где находятся бумаги – счета, накладные и т.д. Главный бухгалтер не представил женщину остальному коллективу и даже не показал, где расположены другие отделы, с которыми нужно работать. Но ситуацию спасла коллега, занимающая должность старшего бухгалтера. Именно она в подробностях предоставила необходимую информацию. Старший бухгалтер была неформальным лидером в организации. У неё имелся большой стаж работы, а её авторитет признавал даже генеральный директор.

В этой ситуации лидер направляет свои силы на полезные для компании действия. Официальный руководитель не исполняет полный список своих обязанностей, специально или неосознанно перекладывая их на неформального представителя. Таких людей поддерживают, наделяют особыми полномочиями, а иногда делают их своеобразными начальниками. Для этого можно повысить сотрудника до заместителя или добавить к существующему названию должности слова «старший», «главный», «ведущий» и т.д. Нужно отметить, что особенной власти работнику это не даст, но он станет официальным представителем руководителя отдела организации.

Необычный подход применили в вооруженных силах Соединённых Штатов. Они смогли грамотно использовать неформальное лидерство. Во всех подразделениях, кроме руководителя-офицера, есть сержант. Именно он организует исполнение приказов, которые отдает офицер. Это особенное звание, так как сержант должен проявлять себя как настоящий лидер. Он считается образцом поведения для рядовых солдат, поэтому обязан держать свои показатели на самом высоком уровне. В этой армии есть даже некая параллельная иерархия сержантов – штаб-сержант, мастер-сержант, сержант первого класса, главный сержант.

Пример 2. Главный бухгалтер организации отметил, что его указания выполняют не всегда одинаково быстро – иногда это происходит сразу, а в других случаях дело серьезно затягивается. Он решил пообщаться на эту тему с сотрудниками, и оказалось, что, перед тем как преступить к работе, большинство подчинённых обращается к неформальному лидеру в организации. Авторитетный сотрудник даёт советы и рекомендации, вносит собственные изменения.

Неформальные лидеры могут негативно влиять как на работу официального руководства, так и на деятельность обычных сотрудников.

Пример 3. Кадровая служба организации заметила, что работники бухгалтерии стремительно увольняются друг за другом. Главный бухгалтер долго не мог найти причину такого феномена, но вскоре от одной из уволившихся сотрудниц была получена интересная информация. Оказалось, что авторитетный работник устроил подобие дедовщины в отделе. Неформальный лидер сформировал вокруг себя коалицию, члены которой осложняли жизнь другим сотрудникам – тем, кто не хотел подчиняться его власти. Команда вела настоящую войну: они заставляли противников задерживаться допоздна, не делились рабочими данными, вынуждали остальных брать отпуск в неудобное время, совместно подавали жалобы руководству, выставляя «оппозиционеров» в невыгодном свете, и при этом прикрывали промахи друг друга.

Негативные неформальные лидеры в организации могут объединять работников, организуя своего рода «преступные» группы. Это крайне отрицательно сказывается на всей деятельности компании.

Как выявить неформального лидера организации

Для того чтобы определить, кто именно из сотрудников организации является неформальным лидером, вам придется ответить на несколько вопросов:

— Чья оценка деятельности компании является наиболее значимой для вас как для сотрудника?

— С кем бы вы предпочли работать, если вам представится возможность занять более высокое положение?

А еще учтите следующие моменты, которые также помогут распознать неформального лидера в организации:

  • Обратите внимание, на кого падают взгляды большей части сотрудников, отслеживая лидерскую реакцию, при объявлении каких-либо новостей, например, на совещании или собрании.
  • Узнайте, у кого обычно работники компании просят помощи или совета.
  • Неформальный лидер организации часто посещает курилку с разными сотрудниками.
  • Он может формировать круг, в котором идет активное обсуждение каких-либо вопросов.

По этим признакам официальный руководитель организации легко может определить неформального лидера.

Неформальный лидер в организации и способы работы с ним

Множество управленцев считают, что неформальных лидеров в организации необходимо постоянно поощрять и мотивировать. Это вполне логичный подход, так как для реализации единых целей можно создать такому сотруднику оптимальные и благоприятные условия для деятельности. Помните, что неофициальные лидеры в организации выступают в качестве передатчиков информации среди коллег, сплачивают коллектив, помогают сориентироваться новичкам. Очень многое зависит и от умения руководителя направлять способности выдающегося сотрудника в правильное русло. Его уважают, просят совета и т.д. Кроме помощи в организации текущей деятельности компании, лидеры могут оказывать содействие в проведении праздничных мероприятий.

Если начальник организации хочет сотрудничать с таким работником, то ему нужно определить его сильные стороны и уязвимые места.

Но существуют и негативные неформальные лидеры в организации, которые занимаются подрывом имиджа руководителя и снижают общую результативность деятельности компании. Специалисты по работе с персоналом разработали методы борьбы с такими сотрудниками. Можно поставить перед ними больше задач или отправить в другой отдел. Если эти способы не срабатывают, то специалисты предлагают принять меры по снижению авторитета лидера, компрометировать его перед рядовыми сотрудниками и после этого прощаться с ним.

Но для начала найдите корень проблемы. Может быть, дело совсем не в индивидуальных особенностях человека, а в недопонимании политики организации или в сложностях, появившихся внутри коллектива. Если ваши попытки наладить взаимоотношения и направить энергию сотрудника в полезное для компании русло не принесли ожидаемых результатов, то этого работника лучше уволить. Но если первоначальную причину появления негативного неформального лидера в организации не устранить, то ситуация будет повторяться, и увольнять людей придется снова и снова.

6 советов как должны уживаться формальные и неформальные лидеры в организации

Неформальный лидер в организации прекрасно понимает, что имеет серьезное влияние на коллектив, он стремится не потерять своего авторитета. Ситуация, способная поставить его в глупое положение перед остальными сотрудниками, может негативно отразиться на имидже, именно поэтому он постарается не допустить такого развития событий или устранить его причину.

Например, работница отдела бухгалтерии признана неформальным лидером в организации, ее авторитет не вызывал у коллектива сомнений и в областях, которые не связаны с рабочей деятельностью – мода, макияж, стиль и т.д. Но новая сотрудница имела неосторожность выразить свою насмешку в адрес ее вкусовых предпочтений перед основной частью коллег. Естественно, авторитетная женщина незамедлительно отреагировала, начав операцию по усложнению жизни неугодного ей работника: ежедневно она жаловалась начальству на девушку, добиваясь ее увольнения.

Рядовой сотрудник очень рискует своим местом, демонстрируя несогласие с неформальным лидером в организации. Помните, что у авторитетного работника гораздо больше способов влияния, чем у остальных, он может использовать и официальное руководство для достижения своих целей. Не следует показывать свою компетентность, даже если вы на самом деле профессиональнее лидера. Зачастую именно так поступают новички. Устроившись в компанию, они пытаются доказать остальным сотрудникам свой высокий уровень способностей. Слишком активная деятельность будет только раздражать неформального лидера. Тем более не следует давать авторитетному сотруднику оценку и указывать на его рабочие или личные недостатки. Оценивать лидера вообще не стоит.

Не следует устраивать соревнований с неформальным лидером, даже шуточных. Сюда можно отнести и корпоративные конкурсы, ведь победа в таких играх иногда оборачивается для рядового сотрудника серьезной проблемой. Лидер любым путем старается поддерживать свое высокое положение во всех областях, он очень трепетно относится к репутации и пытается казаться лучшим во всем.

На корпоративном празднике один из работников победил авторитетного сотрудника в силовом конкурсе. Казалось бы, какое отношение это имеет к рабочему процессу? Но лидер был настолько уязвлен, что решил воспользоваться своим служебным положением для отмщения. Он предоставил сотруднику неверную информацию для подготовки финансового отчета. Несложно догадаться, в какое положение неформальный лидер организации смог поставить ненавистного ему работника.

В чем причина подобного поведения? Все дело в пяти источниках власти:

  1. Насилие (если руководитель имеет физическую власть; такие ситуации не редки в армии).
  2. Власть вознаграждения (если начальник может воздействовать материально: платить премии, бонусы, давать льготы).
  3. Информационная власть (если руководитель знает то, чего не знают другие сотрудники, он сможет управлять, выдавая информацию частями).
  4. Экспертная власть (если начальник имеет знания и обладает навыками и опытом, превосходящими рядовых сотрудников).
  5. Власть харизмы (умение грамотно использовать обаяние, притягательную внешность или удачно подстраивать свое поведение).

Официально руководитель способен использовать большую часть этих источников власти. Его влияние распространяется на выплату оклада, он может распоряжаться определенной информацией и принуждать работников к выполнению обязанностей. Это и многое другое продиктовано высокой занимаемой должностью. Руководитель более уравновешено воспринимает критику, ведь его власти ничто не угрожает. С неформальным лидером все обстоит иначе, его рычагом воздействия может выступать лишь харизма, поэтому он очень тщательно формирует свой имидж и старается всеми силами его поддерживать, ведь авторитетная позиция такого работника менее устойчива.

У него есть лишь три возможности обретения власти:

  • Выиграть честным путем.
  • Выиграть нечестным путем.
  • Проиграть, а потом устранить победителя.

Совет 3. Принимайте от неформального лидера обратную связь

Как уже было сказано, неформальные лидеры плохо переносят критику, зато активно дают оценки другим работникам, что может использовать руководитель. Если вы стремитесь плодотворно сотрудничать с основным авторитетом коллектива, то стоит обращать внимание на его рекомендации как профессионального характера, так и бытового.

Некоторые работники пытаются отстраниться, они не спешат следовать за неформальным лидером, имея собственное мнение по многим вопросам. К сожалению, такая позиция не является устойчивой. В конечном счете нужно будет определиться – противостоять неформальному лидеру в организации или сотрудничать с ним.

Легкий вариант противостояния, который основывается на возвращении собственной власти.

К примеру, группа бухгалтеров организации осуществляла инвентаризацию, а это очень длительный и сложный процесс. Неформальный лидер предложил внести изменения в стандартную процедуру, придуманная им система подсчета оказалась гораздо эффективнее. В таком случае нужно поддержать полезную идею, но контроль над процессом взять в свои руки.

Перехватить инициативу необходимо для того, чтобы сохранить авторитет официального руководителя.

Другой мягкий способ заключается в игнорировании активности неформального лидера. К нему прибегают руководители при необходимости «наказать» авторитетного сотрудника, который перешел некие рамки дозволенного.

К примеру, на важные заседания главный бухгалтер организации регулярно брал в сопровождение работника, который был признанным лидером отдела. На одном из таких собраний сотрудник позволил себе резкое высказывание, и в следующий раз его просто не включили в список приглашенных.

Имидж неформального лидера прочно стоит на двух основах – на лояльности к нему рядовых работников и на благосклонности начальства. Коллектив очень тонко определяет, что отношение к их представителю изменилось. И авторитет неформального лидера начинает стремительно падать.

Порой обстоятельства вынуждают пойти на конфликтные действия по отношению к неформальному лидеру. Нельзя назвать это вариант самым лучшим, ведь такой сотрудник необходим коллективу, особенно если он берет на себя некоторые из функций начальника. К примеру, если руководитель сильно отличается от коллег своей возрастной категорией.

Если отношения с авторитетным работником не складываются, то его нужно устранить. Постоянные конфликты могут подорвать ваше положение в глазах рядовых сотрудников, и в то же время влияние неформального лидера только усилится.

Как уволить неформального лидера

Не следует афишировать свои действия в такой ситуации, ведь место лидера обычно базируется на имидже эксперта и его харизме, а значит, можно доказать коллективу, что в действительности он не является профессионалом и подорвать его авторитет.

Способ первый. Искать ошибки

Даже высококлассные специалисты иногда совершают ошибки, но неформальный лидер должен максимально избегать их. Если вы подметите оплошности в работе такого сотрудника и продемонстрируете их коллективу, а в дальнейшем неоднократно будете упоминать об этом, то сможете снизить его влияние на людей.

Способ второй. Дать невыполнимое задание

Неформальный лидер компании постоянно старается продемонстрировать свои уникальные способности. Предоставьте ему такую возможность в виде особенного поручения. Человек не откажется от шанса показать свое превосходство. Но помните, что задание должно быть сложным, а не абсурдным.

Способ третий. Вырастить нового лидера

Если устоявшийся неформальный лидер негативно влияет на имидж начальства, то необходимо найти ему достойного конкурента. Для этого существуют различные способы. Можно устроить «своего» сотрудника, который будет иметь соответствующую профессиональную подготовку и лидерские качества. Проблема в том, что новенький, вне зависимости от уровня профессионализма, не способен быстро заработать авторитет в коллективе. Самый простой способ – это выделить кого-то из действующих работников организации. Например, поручите ему достаточно сложное задание, назначьте помощников, а после выполнения продемонстрируйте свое одобрение в присутствии большинства сотрудников. Если с первой попытки коллектив не принял нового неформального лидера, то действия по формированию авторитета необходимо провести еще раз.

Если же неформальный лидер демонстративно смеётся над начальником, провоцирует конфликты, отпускает саркастические замечания в его адрес, то бороться с ним придется открыто. По возможности подчеркивайте его некомпетентность, указывайте на совершенные ошибки. Но помните, что ваши претензии должны не только иметь основания, они обязаны застать оппонента врасплох, поэтому будьте жестким и уверенным в себе. Заранее подготовьтесь к ответным обвинениям, продумайте все возможные варианты и достойные реакции. После подобной битвы сотрудник уволится или сменит позицию на более благоприятную для вас.

Подведем итоги. Для эффективной работы необходимо вычислить неформального лидера коллектива. Выгоднее всего выстраивать политику компании, учитывая его наличие. В любой организации найдется место сотрудничеству официального руководства и неформального лидера, но если наладить выгодные взаимоотношения не удается, то придется уволить работника.

Поддается ли неформальный лидер в организации воспитанию?

Возможно ли воспитать такого сотрудника специально? Нужно помнить, что неформальный лидер не наделен какими-то особыми полномочиями, в его распоряжении только личные качества, которые даны ему природой. Естественно, что люди способны развивать в себе разные способности, но это очень сложно и не слишком оправданно в данной ситуации.

Неформальный лидер есть в каждой организации, его позиции закрепляются естественным образом в соответствии с его индивидуальными особенностями. Таким человеком становится сильный, энергичный, заинтересованный и ответственный сотрудник. Он способен повести за собой весь коллектив. Именно по этим причинам невозможно воспитать неформального лидера на пустом месте, но вполне реально использовать для этого работника, в котором вы увидели необходимые задатки. Старайтесь развивать их в правильном направлении.

Ситуации, в которых действительно оправдано готовить неформального лидера в организации:

  • Если начальнику нужен преемник. Такая необходимость может появиться, если руководитель стремится активно расти по карьерной лестнице и решает поставить кого-то на собственное место.
  • Начальник намерен разделить свой отдел на два , тогда ему понадобится глава для второй группы сотрудников.
  • Начальник намерено формирует неформального лидера, чтобы лучше контролировать коллектив. Тогда у руководителя появится информация о настроениях среди сотрудников и отличный способ влияния на ситуацию.

Потенциального лидера в организации необходимо вычислить на раннем этапе, тогда будет проще сформировать выгодное сотрудничество. Хорошими способами эффективного взаимодействия считается общение «на равных», поручение важных заданий и финансовая мотивация. Так вы приобретёте полезного работника, который с вашей подачи сможет регулировать настрой всего коллектива компании.

Подробнее о правилах взаимодействия с неформальными лидерами вам расскажет бизнес-тренер фирмы «Practicum Group» Евгений Котов на собственных тренингах «Усиление руководителей. Мотивация персонала» и «Эффективное управление персоналом».

Когда речь идет о любом коллективе - группе учащихся в университете или сотрудниках на рабочем месте, всегда есть человек, назначенный на роль руководителя. Это может быть староста, старший менеджер, тот, кто ответственен за всех и задает направление процессу. Этот человек является лидером формальным, то есть наделенным властью официально. Но всегда ли такой лидер является настоящим - не тем, кто должен вести, а тем, за кем с удовольствием пойдут? Как определяется неформальный лидер, какими качествами он обладает? Поговорим об этом в данной статье.

Лидерство и организация

Вспомните себя ребенком. Играя со сверстниками на улице, вы интуитивно знали, кто инициатор ваших развлечений и шалостей. Эта личность могла быть не самой яркой среди прочих детей, но тем не менее все в компании осознавали, что именно он - идейный вдохновитель и организатор, и в чем-то старались ему подражать. Это и есть пример того, кем является неформальный лидер - человек, которому не нужны номинальные звания, но способный успешно организовать, направить и довести до конца процесс, и который знает и умело использует качества других членов команды.

Номинальное и реальное управление

Начиная с подросткового возраста люди сталкиваются с другим типом лидерства - номинальным. Неформальный лидер в группе не требует избрания, коллектив интуитивно знает и чувствует, что этот человек поведет всех. Формального лидера избирают. В школе и высших учебных заведениях это староста - учащийся, являющийся связующим звеном между преподавательским составом и учениками. В рабочем коллективе - группе трудящихся, равных по должности, руководитель также чаще всего выбирает «старшего», задающего вектор работы и предоставляющего возможность обратной связи по трудовому процессу. Какими качествами должен обладать официальный лидер и почему чаще всего формальный и неформальный лидер не может быть представлен одним и тем же человеком?

Разница между номильным и реальным лидерством

Для того чтобы понять, почему реальные лидеры нечасто оказываются на руководящих постах, нужно разобраться, какие качества ценятся теми, кто назначает формального лидера коллектива. Итак, прежде всего это ответственность и пунктуальность - формальный организатор должен четко, «по форме и в срок» нести ответ перед начальством о работе, результатах труда. Этот человек нередко является карьеристом и не скрывает этого, а начальство, видя такую амбициозность, продвигает его по карьерной лестнице и пользуется таким желанием в своих интересах. Формальный лидер может быть человеком не самых высоких моральных принципов - преследуя собственные цели, ему иногда приходится информировать официальное начальство о действиях коллег, докладывать о происходящем внутри коллектива. Кроме того, формальный лидер, пользуясь своим положением, может демонстрировать свое преимущество в статусе перед коллегами. Какими же качествами обладает неформальный лидер?

В чем особенности реального лидера?

Лучше всего представить себе неформального лидера, ориентируясь на характеристики заводилы в детском коллективе. Дети ведут себя куда более естественно, нежели взрослые, так как они еще не связаны никакими обязательствами. Например, человек может владеть выдающимися но подавлять их из-за обстоятельств (финансовых или иных). Дети же ни за чем не гонятся, они просто играют в свое удовольствие.

Вспомните, кто возглавлял вашу «шайку», когда вы были ребенком, играя со сверстниками? Этот человек мог не обладать явным физическим преимуществом, но у него был свой внутренний стержень. Лидер не подстраивается ни под кого, он сам по себе, и идет лишь за собственными убеждениями. Такой тип людей никогда не имитирует поведение других, и как бы они ему ни нравились, не будет подражать. Его ценность - в естественности. Лидер имеет свою четкую систему ценностей, которая не будет изменяться ситуативно. Он завоевывает доверие по причине своего постоянства и последовательности в принимаемых решениях.

Неформальный лидер также не нуждается в последователях, он не будет формировать вокруг себя круг подражателей. Он предлагает идеи, но если коллектив не считает нужным их реализовывать, то он не будет унижаться до просьб. Вспомните детство: вряд ли лидер вашей компании уговаривал всех сыграть в ту или иную игру. Если он предлагал что-то, а другие ребята отказывались, он просто изменял идею.

Лидерство во взрослом мире

Целостный лидер в детстве может перестать быть таковым, повзрослев. Так как мы живем в социуме, приходится подстраиваться под обстоятельства, а иногда становиться «на горло» собственным желаниям. Впрочем, человек с ярко выраженными лидерскими качествами не перестанет ими обладать, даже если ситуация будет складываться против него. Между тем роли формального и реального лидера настолько разные, что пересекаются достаточно редко. Начальнику совершенно невыгоден настоящий лидер на руководящем посту. Такой человек не всегда будет подчиняться указаниям, вряд ли станет доносить на товарищей, да и играть в «своего» как для начальника, так и для коллег ему не удастся.

Или представьте, что в учебном заведении назначили неформального лидера. Если возникнет возможность пропустить лекции, безусловно, неформальный лидер захочет ею воспользоваться, поскольку он идейный организатор и ищет самые эффективные пути времяпровождения для себя и коллектива. Но для старосты такое решение не является правильным, так как оно вредит учебному процессу.

Так существует ли ответ на вопрос: «Каким будет руководитель - неформальный лидер?». Для товарищей и коллег, возможно, он бы стал лучшим и желательным менеджером, но этого не скажешь в отношении вышестоящего начальства и производственного процесса. Именно по этой причине мудрый начальник не изберет своей «правой рукой» подлинного лидера, а выберет кандидата по иным важным качествам.

Когда неформальный лидер в коллективе - помеха

Нужно понимать, что подлинный лидер чаще всего является революционером в душе. Он любит свободу, ему чужды авторитеты, у него нет кумиров. Неважно, чем он занимается и на какой должности работает - в первую очередь он будет прислушиваться к внутреннему голосу, а не к нуждам рабочего процесса. Эти качества могут сыграть ему недобрую службу. Представьте, что в коллективе есть человек, который постоянно подбивает товарищей (и причем достаточно успешно) прогуливать пары, уходить с работы раньше, устраивать «сабантуи». Если этот человек ценен как сотрудник, то начальству стоит отвести ему отдельную роль в организации. Например, наделить такими полномочиями, чтобы ему было невыгодно нарушать процесс работы или учебы. Тогда бунтарь будет «обуздан» и сможет проявлять себя в других сферах.

Роль неформального лидера

Зачем нужен неформальный лидер организации? Этот вопрос достаточно наивен, ведь именно этот человек является главным вдохновителем и примером для других. Это не плохо и не хорошо - просто так распределены роли. Без неформального лидера в коллективе не будет чего-то незаменимого, хоть это и невозможно ощутить материально. Без такого «клея» члены организации будут чувствовать себя разрозненными, никак не связанными единицами коллектива. Когда в группе нет неформального лидера, члены группы не имеют общего вектора движения. Если речь идет о работе, то без реального лидера часто наблюдается текучесть кадров, люди легко оставляют рабочее место в случае даже небольших проблем. И напротив, неформальный лидер укрепляет коллектив, люди ощущают себя почти семьей. А иногда спешат на работу с не меньшим удовольствием, чем после нее домой.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

По предмету: «Менеджмент»

На тему: «Сущность лидерства. Формальные и неформальные лидеры. Качества лидера»

Введение

Сущность лидерства

Качества лидера

Формальные и неформальные лидеры

Заключение

Список литературы

Введение

Тема лидерства очень актуальна в наше время. Очень много людей, особенно молодых и энергичных, не хотят работать в качестве подчиненных, не хотят выполнять поручения и указания других людей. Наоборот, они сами хотят руководить другими людьми, давать им указания - быть боссами. Все больше людей стремятся достичь постов руководителей, но далеко не каждый достигает своих целей. А если кому-то и удается стать начальником, руководителем фирмы или организации, это еще не значит, что он займет лидерские позиции среди своих подчиненных. Руководитель и лидер - это разные понятия, хотя иногда они сливаются. Каждый лидер может стать руководителем, но не каждый руководитель может быть лидером.

Объект этой работы - лидер.

Цель этой работы - определить сущность лидерства, понять какие качества присущи лидеру, кто может стать лидером, почему любой менеджер, обеспокоенный эффективностью своей работы, должен стремиться стать лидером.

То, что лидером быть не просто, и то, что лидеру приходится двигаться быстрее других - известно. Но тогда почему столько людей хотят быть лидерами, бьются за лидерство, учатся быть лидерами? Ответ один: лидер - это очень выгодная социальная роль. Один раз вложившись и став лидером, вы долгое время будете иметь большие дивиденды.

Лидер - это тот, кто имеет преимущество.

Сущность лидерства

Несмотря на то, что руководство - существенный компонент эффективного управления, эффективные лидеры всегда являются одновременно и эффективными управляющими. Об эффективности лидера можно судить по тому, в какой степени он влияет на других. Файди, Хаус, и Карр устанавливают различие между управлением и лидерством: «Управление можно определить как умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют предписанные им официальные поручения и решают определенные задачи. Лидерство же, наоборот, является процессом, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на членов группы».

У активного менеджера есть все необходимые задатки для того, чтобы стать лидером коллектива, совмещающим в себе официальное признание руководства и неофициальное подчиненных. Но здесь следует обратить внимание на такой момент. Как бы человек не стремился стать лидером (а это мечта многих людей), он никогда им не станет, если окружающие не воспримут его так. А вот в руководстве дело обстоит совсем иначе. Менеджер нередко назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет.

Управляющий становится во главе организации в результате намеренного действия формальной организации - делегирования полномочий. Лидерами могут становиться не по воле организации, хотя возможности вести за собой людей тоже можно увеличить путем делегирования полномочий. Члены организации знают, кто их руководитель, а ведомые не всегда знают, что их ведут. Действия лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур. Очень часто руководитель является лидером совершенно без всякой привязки к его формальной должности в иерархии. Цель лидера - влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации.

Менеджмент есть социальный по своей сути феномен, а лидерство - психологический. И в этом основное различие между ними. Но в тоже время есть и немало общего:

1) И руководство, и лидерство являются средством координации отношений членов социальной группы, средством управления ими. Только один из этих феноменов «работает» в системе формальных, официальных отношений, а другой - в системе отношений неформальных, неофициальных.

2) Оба феномена реализуют процессы социального влияния в группе (коллективе). Но в одном случае (руководство) это влияние идет главным образом по официальным каналам, тогда как в другом (лидерство) - по неофициальным.

3) Обоим феноменам присущ момент известной субординации отношений. Причем в руководстве он выступает достаточно отчетливо и закреплен должностными инструкциями, а в лидерстве его присутствие гораздо менее заметно и заранее никак не очерчено.

4) И лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанным со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Лидерство есть важный ресурс менеджмента. В наше время хороший руководитель организации - это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными.

В своих определениях лидерства в организации многие авторы старались четко сформулировать тот особый компонент, который вносит сам лидер. Например, Катц и Кан рассматривают лидерство, как «оказывающий влияние элемент, который появляется помимо механического исполнения рутинных поручений организации». В своем определении лидерства Питер Друкер развивает эту мысль дальше: «Лидерство - это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки».

Окружающие, как считают психологи, воспринимают лидера по четырем основным моделям:

1) «один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки, как и все другие члены коллектива.

2) «лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим параметрам (деловым, нравственным, коммуникационным) и воспринимается как образец для подражания.

3) «воплощение добродетели». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь.

4) «оправдание всех ожиданий». Такой лидер всегда стремиться выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же видят в нем одновременно и «лучшего из нас» и «оправдание всех ожиданий». И в соответствии с этим и строят свое отношение к нему, позволяют лидеру распространять свое влияние на коллектив и на каждого в отдельности. Мы можем сделать вывод, что лидерство - это искусство влияния на людей, вдохновение их на то, чтобы они по доброй воли стремились достичь неких целей.

Эффективность лидера непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер. Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидер воздействует на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его умении управлять социальными конфликтами. Лидер может выбрать роль посредника или судьи, в зависимости от характера конфликта и особенностей его участников. Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников, начальства, умело их использует в официальных и неофициальных контактах.

Качества лидера

Какие особенности или черты делают человека лидером? Ранние теории лидерских черт, восходящие еще к Древней Греции и Риму, утверждали, что индивид либо рождается с качествами, необходимыми для лидера, либо нет. Считается, что знаменитые исторические личности имели естественные способности подняться над любой ситуацией и стать лидером (Александр Македонский, Бонапарт, Линкольн и др.). Со временем исследователи согласились с тем фактом, что лидерские способности могут быть не только врожденными, но и приобретенными в результате обучения или жизненного опыта. Внимание переключилось на поиск универсальных качеств, присущим лидерам. В результате исследований оказалось, что единственной постоянной характеристикой оказался интеллект.

Но более глубокому исследованию лидерство, как и руководство подверглось в начале 20-х годов ХХ столетия, когда начал проявляться интерес к управлению, как к науке. Целью исследования было выявить общие качества или личностные характеристики эффективных руководителей. Одной из ранних теорий является «теория черт» (личностная теория лидерства). Согласно этой теории лидером может стать только такой человек, который имеет определенный набор личностных качеств или совокупность определенных психологических черт. Теория черт объясняет феномен лидерства выдающимися качествами человека, такими как воля, ум, компетентность, целеустремленность, организаторские способности.

Разные авторы стремились выделить необходимые для лидера черты или характеристики, но так и не пришли к единому мнению. Так, американский исследователь К.Берд составил список, в котором фигурировали инициативность, коммуникабельность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, доброта. Позднее Р.Стогдилл добавил еще популярность, красноречие. Хотя ни одна из черт не занимает значительного места в характеристике лидера, однако они в характеристике лидера присутствуют.

Но рассматривать эффективность лидера, учитывая только черты личности, недостаточно. Существует несколько теорий лидерства, которые фиксируют внимание одновременно на личностных качествах лидера и ситуации, в которой он действует. Это ситуационные теории лидерства. По этой теории, лидерство-это продукт определенной ситуации. В разных конкретных ситуациях появляются отдельные члены группы, которые имеют преимущества перед другими, хотя бы одной чертой, а так как эта черта является необходимой в данный момент, человек становится лидером. Представители поведенческого подхода считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. Согласно теории харизматического лидерства последователи испытывают вдохновение от лидера и стремятся во всем ему подражать. Психологические теории описывают как внутреннее побуждение человека к занятию руководящих позиций влияет на становление, характер и направленность лидера.

Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И.Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера: лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции); лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи); лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); лидер-эрудит (отличается обширностью знаний); лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом); лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

Исходя из различных теорий, можно выделить основные признаки лидера:

1) У лидера самая большая активность и инициативность при решении задач.

2) Лидер больше информирован о членах группы, о решаемой задаче, о ситуации в целом.

3) Лидер оказывает сильное влияние на других членов группы.

Существует несколько способов выявления лидерских способностей. Это тестирование и другие психологические методы, особенно широко применяемые к молодым претендентам на руководящие должности, а также изучение биографии и трудового стажа, подбор уже как-то проявивших себя людей.

Известный американский исследователь лидерства Стивен Кови утверждает, что лидеров можно найти на всех уровнях деловой активности, а не только на самом верхнем. Лучшие лидеры обычно придерживаются общего комплекса ценностей, в который входят справедливость, равенство, беспристрастность, целостность, честность, доверие. Каждый человек может определить, пригоден ли он к лидерству, с помощью восьми критериев:

1.ориентация на служение другим

2.непрерывное самосовершенствование

3.вера в других

4.излучение положительной энергии, доброжелательность

5.рациональное распределение времени и усилий

6.внутренняя уверенность, оптимизм, свежий взгляд на события

7.терпимость, самокритичность, признание заслуг других и их равного права на самовыражение

8.забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии.

Неудачи постигают лидеров по разным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта многих лидеров свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Еще успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями для решения задач, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские.

Что нужно, чтобы стать лидером? Прежде всего это личное желание занять высокий пост, которое есть далеко не у всех, а соответственно и готовность брать на себя сопряженные с этим обязанности, ответственность и риск. Лидер должен постоянно и упорно стремиться вперед, несмотря ни на какие преграды, упорно двигаясь к собственной цели. Жить лидерам не просто, на своем пути они встречают немало трудностей, главная из которых по всеобщему признанию - руководство подчиненными. На втором месте стоит - планирование деятельности фирм, на третьем - увольнение сотрудников.

Существует два психологических типа лидеров: «игроки» и «открытые». «Игроки» внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», а поэтому и быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей, плохо справляются с проблемами. Это - политиканы, стремящиеся правдами, а больше неправдами захватить власть и как можно дольше при ней удержаться. «Открытые» лидеры не столь заметны, но они последовательны, берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, пытаясь получить от него как можно больше, а устремлены в будущее. Власть в их руки попадает всерьез и надолго. Именно они являются истинными лидерами, обладающие авторитетом у своих подчиненных.

Обычно авторитетный лидер - руководитель от природы. Но что делать, если его нет? Можно, пусть на время, поставить во главе дела просто умного, хорошо обученного специалиста. А для того, чтобы такого безошибочно подобрать, нужно знать качества, которые в обязательном порядке должны быть ему присущи. Существует несколько групп таких качеств: личные, профессиональные, организаторские (деловые).

1.Личные качества. К ним в первую очередь относятся честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Еще сюда входит человечность и забота о людях, стремление к сотрудничеству, борьба с собственными недостатками, формирование у себя положительного отношения к жизни и работе.

2.Профессиональные качества. Это компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Это культура - общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Это умение анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы.

3.Организаторские качества. Это уровень организаторской культуры, владение технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров. К этой группе качеств нужно отнести целеустремленность. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Другим качеством является деловитость. Она заключается в умении четко ставить задачи и принимать обоснованные решения. Еще одним организаторским качеством является энергичность - способность заражать людей уверенностью путем личного примера, собственного оптимизма.

Формальные и неформальные лидеры

лидерство координация социальный формальный

Лидер - это член группы, который добровольно взял на себя значительную меру ответственности в достижении групповых целей. Формальный лидер назначается или выбирается, приобретая таким образом официальный статус руководителя. Неформальный лидер - это член группы, который в своем поведении отвечает групповым ценностям и нормам. Он ведет группу, стимулируя достижения групповых целей и проявляя при этом более высокий уровень активности в сравнении с другими членами группы.

Формальное лидерство - когда влияние исходит из официального положения в организации, неформальное лидерство - когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Лидерству в большей мере свойственна неформальная основа. Р.Л.Кричевский пишет: «Руководство - феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство - феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения ее нет. Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство - психологический».

Неформальный лидер может проявиться и получить признание в коллективе, организации в силу своих ярко выраженных индивидуальных, социальных, политических, психологических и иных качеств. Своим авторитетом и влиянием неформальный лидер воздействует на поведение людей и может составить оппозицию формальному руководителю.

Подчиненные всегда желают видеть в руководителе не только начальника, лишенного эмоций и переживаний, но и человека, обладающими лучшими нравственными качествами, заботящегося не только об эффективности организации и о себе лично, но и о сотрудниках. Идеальным для менеджмента является гармоничное сочетание обеих основ лидерства.

Поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором - он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Неформальный лидер - это член группы, который официально не имеет руководящей должности, но из-за своих личностных качеств, жизненного опыта и поведения занял особое положение - лидерское. Существенные факторы, определяющие возможность неформального лидерства включают: возраст, должность, профессиональные знания и умения, психологию личности, личностные качества, из которых главные - компетентность и отзывчивость, признание группой. Неформальные лидеры получают от группы властные полномочия в принятии решений и распоряжении ресурсами. В своей деятельности он делает главную ставку на людей и взаимоотношения между ними.

Неформальный лидер приобретает свое положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам группы, аналогично тому, как это делает лидер формальной организации. Неформальный лидер имеет две первостепенные функции: помогать группе в достижении ее целей и поддерживать и укреплять ее существование. Иногда эти функции выполняются разными людьми. Если это так, то в неформальной группе возникают два лидера: один для выполнения целей группы, другой - для социального взаимодействия.

Большое разделение на формальных и неформальных лидеров имеется в политической среде, когда есть формальный руководитель (президент, премьер-министр, император) и неформальные лидеры, которые и держат власть. Хотя, в большинстве случаев, формальный руководитель является лидером, ведь чтобы получить свою должность ему пришлось проявить лидерские качества. Очень важно социальное предназначение лидера, т.е. характерные для него роль и ситуация, в которой он проявляет себя и привлекает людей в наибольшей степени. Интересна классификация политических лидеров, предложенная М.Дж.Херманн. Есть несколько условно-собирательных образов лидеров, которые можно рассмотреть на примере политических лидеров:

1) Лидер-знаменосец: эффективно действует как идейный вдохновитель и вождь широких масс. Он самостоятелен и критичен в оценках действительности, и знает «как исправить ситуацию». На своем знамени он точно обозначил цель, способную увлечь массы и пути ее достижения. Примерами лидера-знаменосца могут быть В.Ленин, А.Гитлер.

2) Лидер-служитель - напротив, ориентирован прежде всего, на обеспечение интересов выдвинувшей его группы сторонников. Он стремится исправно служить своим приверженцам, не забывая в то же время идти «навстречу народу». Лидерами этого типа были Л.Брежнев, К.Черненко.

3) Лидер-торговец - фигура современная, рациональная, «рыночная». Он окружает себя командой компетентных профессионалов-помощников, определяющих наиболее эффективные пути социально-экономического развития общества. Лидер-торговец умеет ярко преподнести и выгодно продать свои идеи и планы, привлекая все больше сторонников тем, что знает их потребности и хочет вмести с ними добиться их удовлетворения. Именно такой линии поведения следовал Р. Рейган.

4) Лидер-пожарный лучше всего проявляет себя в чрезвычайных ситуациях (политические кризисы, социальные и международные конфликты, экономические потрясения), а так же в оперативном решении самых неотложных проблем. Он эффективно действует «по обстановке». Именно так действовал В.В.Путин.

Заключение

Лидерство появилось вместе с человечеством. Оно неизбежно и универсально. Там, где есть социальные группы, закономерно существует лидерство. Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их потребностей. Власть лидера основывается на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, способность вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут.

Каждая эпоха рождает своих лидеров и предъявляет к ним свои требования. Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет и сотрудники признают его лидером.

1.Лидеры являются обычными людьми, отражающими весь спектр человеческого многообразия: они могут быть как экстравертами, так и интровертами, хорошими и не очень коммуникаторами, и нет какого-то универсального критерия, характеризующего лидера.

2.При выборе лидера необходимо уделить наибольшее внимание энергии кандидата, на его устремлениях и движущих силах, и, возможно, несколько меньшее значение должно отводиться таким факторам как его способности в учебе и уровню интеллекта.

3.При изучении лидеров сразу замечаешь высокую степень интеграции личности и его предназначения, бесстрашие, настойчивость и способность вдохновлять других. Только те лидеры, которые способны зажечь огонь в других, могут привести компанию к успеху.

5.Главная задача лидера заключается в том, чтобы не оставлять сомнений касательно ключевых целей и ценностей компании.

Лидеры такие же разные, как все люди, но все они пропитаны силой и энтузиазмом, которые ведут компании вперед. Лидера невозможно сыграть, для этого, прежде всего, необходимо интегрировать в себе такие понятия как личность и предназначение. Энергия и сила воли являются незаменимыми характеристиками эффективного лидера.

Наиболее важные навыки, которые требуются для того, чтобы изменить мир - это навыки лидерства. Если мы хотим управлять собственной судьбой и оказывать влияние на судьбы нашей семьи, сообщества, организации и всей планеты, необходимость лидерских способностей становится очевидной. Эффективное лидерство - один из ключей к нашему будущему успеху.

Список литературы

1. Вергилес Э.В. «Лидерство и власть» 2003г.

2. Р.Дилтс «НЛП. Навыки эффективного лидерства» 2003г.

3. Г.Симон «Скрытые чемпионы» гл.10 Лидеры

4. Н.И.Кабушкин «Основы менеджмента»

5. М.К.де Врис «Мистика лидерства» 2004г.

6. Р.Л.Кричевский «Если вы - руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе» 1998г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблема лидерства и руководства. Соединение в одном лице лидера и руководителя. Теория лидерских качеств. Интеллектуальные способности, личностные черты характера. Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры. Концепции лидерского поведения.

    реферат , добавлен 23.01.2011

    Понятие лидерства, его основные группы. Типы подходов к его изучению в организации. Теории и концепции лидерских качеств и поведения. Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры. Сущность и стили руководства, уровни и типология руководителей.

    реферат , добавлен 07.03.2010

    Основные определения понятия и подходы к определению эффективного лидерства. Стили лидерства, теория лидерских качеств, ситуационное лидерство, различия между ролью лидера и менеджера, интуиция как навык руководителя. Гендерное исследование лидерства.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2010

    Понятие и сущность лидерства. Положения основных теорий лидерства и ситуации их применения. Проблема соотношения лидера и менеджера и пути ее решения. Методы диагностики лидерских качеств в организации. Анализ лидерства и групповой динамики предприятия.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2014

    Работа руководителя. Формальное и неформальное лидерство. Ситуационная теория. Позитивная направленность лидера. Устранение негативного лидера. Управленческие роли. Решетка менеджмента. Стили управления и их характеристика. Деловые качества персонала.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2008

    Лидерство как важнейший компонент эффективного руководства. Анализ природы лидерства. Современная теория менеджмента. Незаменимая роль лидера. Эффективность и типология лидерства. Отличие менеджера от лидера. Управление лидерством в организации.

    реферат , добавлен 25.11.2008

    Управление и его основные элементы и методы. Выработка методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Ключевые различия между лидерством и руководством в организации. Выраженность лидерских компетенций у руководителей среднего звена.

    курсовая работа , добавлен 02.10.2012

    Изучение понятия и сущность лидерства и анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными. Основные качества лидера по Уоррену Беннису. Семь основных навыков лидера по Барту Нанусу. Характеристики лидеров, ориентированных на ценности, по Тулу.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2010

    Сущность понятия лидера, его главные функции, цели и задачи деятельности. Темперамент и способности лидера, требования к его личностным и профессиональным качествам. Экспериментальное исследование лидерства, факторы, влияющие на его формирования.

    курсовая работа , добавлен 30.06.2014

    Взаимоотношения лидерства и руководства. Анализ признаков формального лидера - человека, направляющего работу других и несущего персональную ответственность за ее результаты. Управление неформальным лидерством и способы его сосуществования с руководством.

Страница 1

В организациях различают:

Формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;

Неформальное лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

«Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Это так называемый характер лидерства. В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.

Поэтому официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Если же руководитель не будет являться одновременно и «неформальным» лидером, то человек, пользующийся большим авторитетом у подчинённых, будет разлагать коллектив и эффективность организации и самой результативности деятельности упадет. Вполне может произойти такое, что возникнет конфликт между формальным и неформальным лидером.

Кроме «формальных» и «неформальных» лидеры могут подразделяться ещё и по следующим критериям:

· По стилю руководства: а) авторитарный, б) демократический, в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля. Различают авторитарное лидерство, предполагающее единоличное управление деятельностью группы, демократическое, вовлекающее в управление членов группы, и анархическое, когда группа предоставлена самой себе. В разных типах организации различные типы лидерства могут оказаться эффективными в разной степени

· По характеру деятельности: а) универсальный, т.е. постоянно проявляющий свои качества лидера, б) ситуативный, т.е. проявляющий качества лидера лишь в определённых, специфических ситуациях. Одной из наиболее современных и распространённых типологий лидеров является система профессора университета штата Огайо (США) Маргарет Дж. Херман. Она классифицирует лидеров в зависимости от их имиджа. Имидж в переводе с английского означает «Образ», а в обыденной жизни под ним подразумевают визуальную привлекательность личности. М. Херман выделяет 4 собирательных образов лидера на основе учёта 4-хпеременных: характера лидера, свойств его, способов взаимосвязи лидера и его сторонников, конкретной ситуации в которой осуществляется лидерство.Первый образ (имидж): лидер-знаменосец. Его отличают по собственному взгляду на реальность и знанием средств его достижений. Лидер-знаменосец определяет характер происходящего и способы преобразований. К таким лидерам можно отнести одного из руководителей национально-освободительного движения М.К. Ганди (1869-1942), В.И. Ленина, Мартина Лютера Кинга (1929 – 1968) и некоторых других.Второй образ: лидер-служитель. Он достигает признания благодаря тому, что наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Лидерствует от их имени, от группы. Лидеры такого типа руководствуются тем, что ожидают и в чём нуждается их избиратель. Примерами подобного типа можно назвать Л.И. Брежнева (1906-1982), К.У. Черненко (1911-1985) выражавших интересы партийной бюрократии.Третий образ: лидер-торговец. Существенные черты его состоят в способности убеждать. Благодаря способности убеждать лидер-торговец вовлекает в осуществление своих планов и проектов, собственных приверженцев. Образом подобного типа можно назвать 40–го президента Р. Рейгана.Четвёртый образ: лидер-пожарный. Его отличает быстрая реакция на несущие требования, времени сформулированные его сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию.

Лидер мужчина

Чем отличается семья с патриархальными нравами от большинства других семей? Это не обязательно конфликтная и проблемная семья, напротив, она может быть очень дружной, но отец здесь - это глава семьи, фактически, а не номинально. Он обеспечивает жену и детей и принимает единолично все кардинальные решения. А жена, даже если она работает и вносит свой вклад в семейный бюджет, занимается в основном детьми и хозяйством. К положительным моментам такой семьи относится готовность мужчины полностью взять на себя ответственность и за жену, и за будущих детей. Но женщина в данном случае часто вынуждена отказаться от карьеры ради семейной жизни, или же она обречена на постоянное недовольство своими служебными делами, и даже успехами, т.к. в патриархальной модели женщина в первую очередь - хранительница домашнего очага. Надо отметить, что не для всех женщин вступление в подобный брак является личной неудачей: все зависит от характера, воспитания, потребностей женщины, ее представления о семейном счастье. Жена в патриархальном браке - это слабая, зависимая, но очень женственная, мужчине так и хочется опекать ее, носить на руках. Конечно, женщине, обладающей неукротимой энергией, стремлением достичь успеха во всем, чем бы она ни занималась, желание и умение принимать решения такой жизненный сценарий не подходит - ей нужно стремиться построить равноправные с мужем отношения, когда тот не будет диктовать ей условий.


Другие материалы:

Индивидуальная психология А. Адлера
Альфред Адлер (1870-1937), венский врач-психиатр, в первый период своей деятельности активно воспринял учение 3. Фрейда и стал одним из основателей, а затем президентом Венского психоаналитического общества. В течение всей жизни А. Адлер...

Общая характеристика понятия внушения
Внушение (суггестия) – форма непосредственного психического воздействия, связанная с ослаблением сознательного контроля; выступает как стихийный компонент повседневного общения или как специально организуемый вид коммуникации, рассчитанны...

Основные направления развития Я-концепции у подростков
Представления о себе носят двойственный характер. С одной стороны у человека есть знания о том, каков он в реальности, какими качествами обладает. В психологии такая система представлений о себе называется Я-реальное (понятие Я-реальное - ...