Элон маск создает интерфейс железного человека. Пьяный твиттер, “Железный человек” и проблемы с личной жизнью: чего вы не знали об Илоне Маске

Элон Маск - один из самых выдающихся и энергичных людей нашего времени, которые меняют мир. Он является сооснователем PayPal, основателем SpaceX, Tesla Motors и соучредителем SolarCity. Он самостоятельно научился проектировать космические ракеты и корабли. Его сравнивают с такими гениями, как Вернер фон Браун, Говард Хьюз, Генри Форд, Билл Гейтс, Стив Джобс. И он не спроста стал прототипом героя Роберта Дауни в фантастическом фильме «Железный человек». Инженер-миллиардер Маск разработал немело революционных технологий и не собирается останавливаться.

Элон Маск: «Я хочу быть частью того, что меняет мир»

Родился будущий гений в 1971 г. в южноафриканской Претории в семье местного инженера и бывшей канадской модели. Когда Элону было 9 лет, его родители развелись. Мальчик жил в основном с отцом.

Он с детства полюбил книги и очень много читал. Особую роль в становлении характера юного Маска сыграла легендарная трилогия Джона Толкиена «Властелин колец» и фантастическая сатира Дугласа Адамса «Путеводитель Автостопом по Галактике».

Цитата Маска:

«Путеводитель Автостопом по Галактике» научил меня тому, что самая сложная вещь на земле - выбрать, какой именно вопрос задавать. Но если уж ты сделал правильный выбор, то все остальное пойдет легко.

Маск начал программировать еще со школьного возраста

Маск обучался всему самостоятельно. С 10 лет он начал программировать и уже в 12 лет продал созданную им первую игру Blastar за $500. В 17 лет (1988 г.) при поддержке своей матери юноша отправился в Монреаль (Канада), где занимался различной работой, балансируя на грани бедности. В 1990 г. он поступил в Королевский университет Онтарио, где проучился 2 года. Там он познакомился со своей будущей женой и матерью пятерых детей. Далее он продолжил обучение в Пенсильвании, где получил диплом по экономике и физике. В 24 года Маск отправился в Стэнфорд, Калифорния. Но на занятиях толком не появлялся, место науки заняло предпринимательство. На старте своей карьеры он удачно выбрал три прогрессивные отрасли бизнеса для покорения: интернет, экологически чистую энергетику и космос.

Проекты Zip2, X.com и PayPal

Маск стал стремительно покорять Интернет, когда ему было 23 года. Всемирная сеть только начинала свой путь становления и была одной из наиболее перспективных сфер для бизнеса. В 1995 г. вместе с братом Кимбалом они создали программу поддержки сайтов и публикации медиаконтента - Zip2. В качестве «офиса» братья использовали съемную квартиру в Пало-Альто.

В 1999 г. программа Zip2 была приобретена Compaq за $307 млн. Маск получил прибыль в размере 7% от суммы продажи ($22 млн.). Эти деньги пошли на новые проекты.

Питер Тиль и Элон Маск

Маск начал осваивать электронные платежи. Он стал одним из основателей стартапа X.com (системы платежей через электронную почту).

В 2000 г. X.com объединился с компанией Макса Левчина, Питера Тиля - Confinity. Одним из отделений этой компании был PayPal. Обе системы (X.com и PayPal) занимались обеспечением персональных электронных денежных переводов посредством email.

Но в совместной работе возникли разногласия, которые привели к тому, что Маск покинул должность генерального директора компании. Благодаря проделанной и грамотной стратегии маркетинговой компании, аудитория PayPal стремительно увеличивалась. И в 2002 г. интернет-аукцион eBay выкупил PayPal за $1,5 млрд. Как самый крупный акционер, Маск получил свою долю от продажи.

Компания Tesla Motors

В 2003 г. Маск стал одним из основателей компании Tesla Motors. Сфера деятельности компании - производство машин, работающих на электричестве. Маска весьма заинтересовала идея создания электрического спортивного автомобиля. Совместно с Джеффри Штробелем они приняли решение вместе с остальными учредителями создать Tesla Motors. Маск обеспечил львиную долю финансирования, а также выступил в качестве председателя и главы отдела проектирования при разработке спортивного автомобиля Tesla Roadster, а позже и Model S. На Штробеле осталась разработка трансмиссии. Официальная презентация Roadster состоялась 19 июля 2006 г. в городе Санта-Моника, Калифорния. Прототип Model S был впервые показан в 2009 г. на Франкфуртском автосалоне.

Tesla Motors

Маск оставался председателем совета директоров и не брал на себя оперативного руководства компанией. Но финансовый кризис в 2008 г. поспособствовал тому, что он стал генеральным директором и главным дизайнером компании.

После того, как компания пережила кризис, дела пошли на лад. Немецкий концерн Daimler инвестировал в Tesla около $50 млн. Финансовую помощь также оказало и государство (за что подверглось критике со стороны общества, ведь ориентир продукции Tesla Motors был направлен исключительно на состоятельных покупателей).

Наиболее успешной моделью компании стал седан Model S класса люкс с зарядом батарей на 426 км, ярким дизайном и неплохими скоростными характеристиками (разгон до 96 км/ч за 3,9 с). По итогам первого квартала 2013 г. в США было продано 4750 экземпляров Tesla Model S. Данная модель даже получила награду «Автомобиль года» от Motor Trend 2013".

6 октября 2014 г. Tesla представила новый автомобиль - Model S P85D. Его основным отличием от предшественника стало наличие полного привода. Model S разгонятлся до 100 км/ч всего за 3,2 с.

Компания SolarCity

Недалекое будущее: проект квартала домов с солнечными крышами

Попутно с Tesla Motors, Маск взялся за стартап двоюродных братьев Линдона и Питера Райв - SolarCity, куда инвестировал порядка $10 млн.

Компания SolarCity занималась установкой модульных частных солнечных электростанций мощностью в несколько киловатт. Такое решение идеально подходило для небольших организаций и домов. SolarCity занималась долгосрочным лизингом, то есть не продавала, а давала продукцию в аренду до 20 лет. Покупатели платили исключительно за энергию, которую вырабатывала станция. Финансированием сделок занимались сторонние кредиторы, которые получали налоговые льготы за поддержку «зеленой» экономики.

Концепция SolarCity была экономична, экологична и полностью совпадала с принципами Маска. Также компания строила батареи для станций подзарядки электромашин Tesla Motors.

Маск до сих пор является основным акционером компании, капитал которой приближается к $3 млрд. SolarCity является одним из крупнейшим поставщиком солнечных энергетических систем в США.

Маск поделился своими революционными идеями и в «Симпсонах»

Космический проект SpaceX

Маска всегда привлекал космос. Еще будучи ребенком он мечтал о том, как создаст космическую ракету и полетит на Марс. Им завладела амбициозная идея - создать платформу для многократных путешествий человека на другие планеты. Начиная, естественно, с заветного Марса.

В 2002 г. бизнесмен основал Space Exploration Technologies Corporation - SpaceX. Компания, которая занималась частными разработками серии ракет-носителей, стала коммерческим оператором космических систем. В этот проект Маск вложил целое состояние и сам стал главным инженером компании.

Главный инженер на фоне космического корабля Dragon

Вот что говорит Маск о SpaceX:

Мы стремимся к великой философской цели, хотя и занимаемся бизнесом. Если у нас получится построить компанию, которая поможет человеку стать межпланетным видом - это будет равносильно нахождению Святого Грааля. Но если мы создадим нечто такое, что сможет доставить человека и технику на Марс, я буду считать задачу SpaceX выполненной. По крайней мере, на текущем этапе.

Первой серьезной разработкой SpaceX стал проект ракеты Falcon 1. На строительство ушло около четырех лет, а также сотни миллионов долларов частных инвестиций. В итоге была создана ракета, а с ней и три вида жидкостных двигателей - Merlin, Kestrel и Draco.

В 2008 г. разработками SpaceX заинтересовались в NASA. Это государственное космическое ведомство подписало с Маском контракт на сумму $1,6 млрд. на 12 запусков Falcon и космического корабля Dragon.

Первые три запуска Falcon 1 в период с 2006 по 2008 г. не увенчались успехом. Но с четвертой попытки ракета стартовала, а с пятой - успешно вывела на орбиту груз и выполнила свой полет. Как в последствии выражался Маск, будущее SpaceX зависело от исхода запуска ракеты.

Falcon 9 использовалась для запусков частного грузового космического корабля Dragon в рамках программы снабжения Международной космической станции. Корабль в перспективе должен был вмещать экипажи из семи астронавтов.

На испытаниях ракеты Falcon 9, 2010 г.

В 2015 г. состоялся еще один удачный запуск ракеты-носителя Falcon 9 - спутник успешно достиг орбиты. Но аккуратно посадить первую ступень не удалось, она слишком жестко приземлилась на специальную платформу и часть оборудования серьезно повредилась.

Макс помнил о своей мечте полететь на Марс. И в 2012 г. глава SpaceX объявил о планах исследования и колонизировать Красную планету. Он намеревался сначала высадить на поверхность Марса небольшое количество людей (10-15 человек) и большой объем полезного груза (до 100 тонн). Позднее, по его расчетам, колонию можно было бы расширить до 80 тысяч человек. По мнению предпринимателя, исследование Марса позволило бы установить цену на транспортные полеты на планету на уровне $500 тысяч. Конечно, Маск признал, что поначалу межпланетные рейсы будут осуществляться не очень часто из-за их дороговизны. Но со временем ситуация должна измениться. Для этого SpaceX начала проводить разработки проекта Mars Colonial Transporter (MCT) - системы, которой до этого не существовало. Во главе с Маском инженеры SpaceX трудятся над инновационными ракетными двигателями и космическими кораблями для доставки людей с Земли на Марс. Презентация MCT запланирована на конец 2015 г. Одновременно с системой, Маск собирается представить и новый космический скафандр от SpaceХ. Генеральный директор компании обещает, что «костюм» будет не только функциональным, но и очень современным по дизайну.

По мнению миллиардера возможность жизни на других планетах служит в качестве защиты от угрозы вымирания человека, как биологического вида.

Астероид или супер вулкан способен уничтожить нас, мы сталкиваемся с рисками, которые динозаврам и не снились: какой-то безумный вирус - плод биоинженерии, случайно созданная микро черная дыра, катастрофическое глобальное потепление или пока еще неведомая технология. Все это может означать конец для нас. Человечество развивалось в течение миллионов лет, но за последние шестьдесят лет созданное атомное оружие представляет угрозу для полного саморазрушения. Рано или поздно, мы должны расширить жизнь за пределы нашего земного шара. В противном случае, нам грозит вымирание.

По мнению Маска, через 10-20 лет фантастика вполне может стать реальностью. «Я бы хотел умереть на Марсе. Но только не разбившись о поверхность планеты» - шутит миллиардер

Hyperloop - транспорт будущего

В 2012 г. Маск анонсировал еще один проект - высокоскоростной вакуумный поезд Hyperloop (петля времени). Свою идею он представил, как пятый вид транспорта, наиболее скоростной и дешевый.

Hyperloop был задуман как расположенный на опорах надземный трубопровод, внутри которого со скоростью от 480 до 1 220 км/ч с интервалом в 30 секунд в одном направлении перемещаются одиночные транспортные капсулы. Предполагалось два варианта: пассажирский с внутренним диаметром 2,23 м, сечение капсулы 1,35 м х 1,1 м, вмещающей 2 ряда сидячих мест по 14 кресел в каждом; пассажиро-грузовой с внутренним диаметром трубы 3,3 м.

Проект Hyperloop

Двигаться капсула должна была с помощью линейного электродвигателя. Для этого предусматривалось получение энергии с помощью солнечных батарей. Они должны вырабатывать 57 МВт при потребности системы только в 21 МВт. Маск обещает пассажирам беспрецедентный уровень безопасности. На случай возникновения аварийных ситуаций в носу капсулы за вентилятором находился электрический компрессор, который должен был накапливать на борту сжатый воздух при разгерметизации. Также в корме размещались 1,5 т аккумуляторов, заряда которых хватит на 45 минут. Такого времени достаточно, чтобы добраться до ближайшей станции при перебоях с электропитанием.

В январе 2015 г. Маск объявил о своем намерении построить специальный трек для испытаний Hyperloop. По предварительным сведениям, проект будет реализован в Техасе.

Безопасность Искусственного интеллекта

Маск активно интересуется темой разработки искусственного интеллекта. Как человек, выросший на научно-фантастической литературе, он опасается повторения фантастических сюжетов с восстанием машин и тому подобным.

В 2014 г. миллиардер вложил $40 млн. в компанию Vicarious FPC, которая занимается разработкой искусственного интеллекта. Основатели проекта планируют скопировать области коры головного мозга, отвечающие за сенсорное восприятие, мышление, моторику, речь - и преобразовать все в программный код.

Маск направил $10 млн в институт, занимающийся исследованиями в области безопасности человеческого будущего. А также он составил письмо для ученых, в котором подробно описал, что именно им предстоит сделать, как распорядиться полученными деньгами и какие цели перед ними стоят. Маск старается держать руку на пульсе.

К слову, сравнение Элона Маска с «железным человеком» Тони Старком действительно примечательно. Помимо жажды к революционным изобретениям, у этих двух героев много общего и в характеристиках. Оба американские инженеры-миллиардеры, которые пошли по стопам своих отцов. Маска, как и Старка интересуют исследования в области инженерии, новых технологий, космоса. Даже рост и телосложение у них совпадают…

Его называют Тони Старком реального мира, достойным наследником Билла Гейтса и Стива Джобса в одном лице. Предприниматель, сколотивший состояние на интернет-стартапах, превратился в визионера, который думает о лучшем будущем для человечества. Слабо разбираясь в интернет-банкинге, ракетостроении и электромобилях, Илон Маск раз за разом врывался в новую отрасль с уверенностью, что он лучше других знает, чего хотят клиенты. И оказывалось, что он действительно знает!

Африканское детство

Илон Маск родился 28 июня 1971 года в южноафриканской Претории. Его отец Эррол был успешным инженером из уважаемой семьи. Мать Мэй в юности была моделью, а затем преуспевающим диетологом. Илон был первым ребёнком в семье. Следом на свет появились брат Кимбал и сестра Тоска (будущий режиссёр и продюсер). Хотя родители Илона были знакомы с детства и Эррол много лет добивался руки Мэй, их брак не был счастливым. Когда Илону исполнилось семь, пара подала на развод.

Сначала дети остались с матерью, но затем Илон переехал к отцу. Как он сам позже вспоминал, с матерью осталось трое детей, а у отца не было никого, он выглядел одиноким и грустным. Вскоре к отцу перебрался и Кимбал. Впоследствии братья не раз сомневались в своём решении: Эррол оказался строгим и требовательным, ему трудно было угодить. Тем не менее он дал своим сыновьям хорошее образование и привил любовь к точным наукам.

Илон отличался от других детей. Он был умнее сверстников и не разделял их интереса к спорту и развлечениям. Мальчик часто «отключался» от внешнего мира, погружаясь в себя. Одноклассники травили его. Маск сменил несколько школ, но так и не завёл настоящих друзей.

Проблемы в школе и дома привели к тому, что Маск с ранних лет искал убежище в книгах. В юности он зачитывался романами Верна, Азимова, Хайнлайна и Толкина. «Академия» и «Луна - суровая хозяйка» пробудили в нём интерес к космосу, а роман Дугласа Адамса «Автостопом по галактике» помог справиться с личностным кризисом в четырнадцать лет. С тех пор Маск руководствуется принципом «Главное - задавать правильные вопросы».

Вторым увлечением Маска стали компьютеры. Едва столкнувшись с этим чудом техники, он выпросил у отца свой первый компьютер - Commodore VIC-20, популярную в начале восьмидесятых модель с целыми пятью килобайтами памяти. Маск сам освоил программирование и уже в двенадцать лет написал видеоигру Blastar, которую продал одному из местных журналов за пятьсот долларов.

Хоть Эррол и купил сыну компьютер, сам он скептически относился к увлечению Илона, считая компьютеры всего лишь дорогими игрушками. Он хотел, чтобы Илон стал инженером, как и он сам. Отсутствие поддержки и перспектив заставили Илон задуматься об эмиграции. Он грезил об Америке, которая казалась ему страной неограниченных возможностей для умных и находчивых. Воспользовавшись тем, что мать была уроженкой Канады, Маск получил канадское гражданство и в семнадцатилетнем возрасте отправился покорять Америку.

Американская мечта: Zip2

Поначалу на новом месте было непросто. Первые годы Илон постоянно переезжал, перебивался черновой работой, пока не осел на ферме у родственников. Вскоре в Канаду переехали Мэй и Кимбал. Илон поступил в университет Куинс в провинции Онтарио, где продолжил изучать программирование. По его словам, он выбрал Куинс потому, что среди его слушателей было больше всего девушек. Расчёт оправдался на все сто - в университете Илон познакомился с будущей женой, Жюстин.

Получив диплом, Маск поступил в магистратуру Пенсильванского университета по физике и экономике. Тогда он уже интересовался космосом, альтернативной энергетикой и интернет-стартапами. После Пенсильвании Маск отправился в Стэнфорд (Калифорния) для получения докторской степени, но уже два дня спустя бросил учёбу и вместе с братом открыл свой первый бизнес в Кремниевой долине.

В середине девяностых акции интернет-компаний росли как на дрожжах, и Маск просто не мог оставаться в стороне. Илона посетила идея создать Zip2 - цифровой аналог «Жёлтых страниц», позволявший, как он выражался, в любом районе Сан-Франциско найти ближайшую пиццерию и узнать, как к ней проехать.

Поначалу Маски столкнулись с проблемой: никто не хотел вкладывать в их начинание деньги. Большинство компаний ещё понятия не имели, зачем им собственный сайт и на кой сдалась реклама в интернете. Братьям помог отец, прислав двадцать восемь тысяч долларов. Этого хватило на аренду небольшого офиса, покупку оборудования и необходимых лицензий. Первые три месяца Илон и Кимбал жили в офисе: им не на что было снимать жильё. Из мебели у них была лишь пара матрасов.

Братья разделили полномочия: Илон почти не покидал офиса, всё своё время тратя на улучшение продуктов, Кимбал же искал клиентов. Первое время он просто обходил округу и предлагал свои услуги парикмахерским, автосалонам, ресторанам и магазинчикам. Кого-то удалось заинтересовать. О Zip2 заговорили, у компании появились инвесторы, и дела пошли в гору.

Но новые акционеры сомневались в способностях молодого предпринимателя руководить собственным начинанием и пригласили более опытного управляющего - Рича Соркина. Соркин решил иначе расставить акценты: теперь Zip2 в основном поставляла программное обеспечение для газет, а сам Маск хотел сосредоточиться на работе с потребителями. Он пытался сместить Соркина и занять его место, но совет директоров не поддержал Илона.

Смысл бороться вскоре пропал. Крупная фирма Compac приобрела Zip2 за 307 миллионов долларов, из которых 22 миллиона достались лично Илону. В свои двадцать семь лет он превратился в миллионера. Конечно, он купил квартиру и шикарную машину, но большую часть денег пустил на новый проект.

Если у тебя есть миллионы долларов, это меняет твой образ жизни - те, кто говорит иначе, нагло врут. Мне уже не нужно работать для выживания. Но я работаю каждый день, даже на выходных, и я несколько лет не был в отпуске.

Илон Маск

X.com и PayPal

Работа над Zip2 преподала Илону урок. Он обрёл уверенность в себе и из робкого программиста превратился в уверенного бизнесмена. Но главное, Маск понял, что больше не должен терять контроль над своими проектами. После продажи Zip2 его привлекла отрасль, где была масса денег и проблем, которые можно было исправить с помощью интернета. Речь шла о банковской сфере, которая на тот момент была громоздкой, неуклюжей и недальновидной и не понимала возможностей цифровой эры.

Потратив собственные 12 миллионов, Илон создал первый в истории сервис онлайн-банкинга с порнографическим названием X.com. Маска не пугало, что многие технологии надо придумывать с нуля. Он был уверен, что совершит революцию в банковской сфере, и его уверенность привлекала к нему инвесторов, а там и клиентов. Возможность перевести деньги парой щелчков мыши без заполнения длинных платёжных поручений всего за несколько месяцев привлекла к сервису двести тысяч человек.

Роберт Дауни-младший признал, что Тони Старк в его исполнении частично списан с Маска, и уговорил Илона на камео в «Железном человеке 2».

Скоро у X.com появился первый серьёзный конкурент в лице столь же молодого и амбициозного стартапа Confinity, которым заправляли Макс Левчин и Питер Тиль. Компании потратили уйму сил и средств на борьбу, пока не пришли к выводу, что проще объединить усилия. Крупнейшим акционером и управляющим новой компании стал Илон Маск, который так и не научился ладить с людьми. Между Илоном и Левчином с Тилем начались ссоры. Причиной стало название объединённой компании - всем нравилось предложенное основателями Confinity название PayPal, и только Маск цеплялся за X.com.

В результате конфликта Тиль покинул компанию, а Левчин начал угрожать, что последует за ним. Начались и технические проблемы: сервера не справлялись с наплывом клиентов, в программах обнаруживались «дыры», что грозило штрафами от банков. В компании зрело недовольство Маском. Воспользовавшись отсутствием Илона, который наконец-то женился на Жюстин и отправился в свадебное путешествие, совет директоров сместил его с должности и назначил на это место Питера Тиля.

Маск прервал путешествие и попробовал бороться, но вскоре остыл, осознав, что Левчин и Тиль действительно знают своё дело. Он остался акционером компании и продолжил вкладывать в неё деньги. Когда крупнейший интернет-аукцион eBay захотел приобрести PayPal, ни у одного члена правления не возникло сомнений, что надо соглашаться, но Маск посоветовал сохранять терпение и ждать. Наконец, после серии отказов, в июне 2002 года eBay предложил полтора миллиарда долларов. Как крупнейший акционер, Маск получил 250 миллионов.

История X.com двояко сказалась на репутации Маска. С одной стороны, он заслужил славу гения, создавшего уникальный продукт с нуля. С другой, он снова не смог поладить с партнёрами и допустил ряд ошибок в управлении компанией. Одни поговаривают, что если бы Илон остался у руля ещё на несколько месяцев, компанию ждал крах. Другие возражают, что ему не хватило времени - хотя многие идеи Маска на первый взгляд кажутся абсурдными, время доказывает его правоту.

SpaceX и Tesla Motors

После ухода из PayPal Маск возобновил свадебное путешествие. В поездке он подхватил опасную форму малярии и едва не умер. На полное восстановление ушло полгода, за это время Илон похудел на двадцать килограммов.

Незадолго до продажи PayPal у Илона и Жюстин родился первенец. Но счастье родителей было недолгим - ребёнок умер от так называемого синдрома внезапной детской смерти. Маск справился с горем в своей типичной манере - с головой ушёл в работу. Позже коллеги вспоминали, что рабочие трудности порой вызывали у Илона слёзы, но эту утрату он перенёс молча. Маск не любил выставлять свою личную жизнь напоказ.

Окончательно убедившись во вреде отдыха, Маск вернулся к работе. Поскольку его влияние в PayPal сократилось, Илон вспомнил о своём детском увлечении космосом. Маск чувствовал, что мир утратил веру в лучшее будущее, и хотел вдохновить человечество на новые свершения. Поначалу планы Маска были весьма наивными - он собирался купить старую российскую баллистическую ракету и с её помощью отправить корабль на Марс. Проект загнулся - Маск не сошёлся в цене с продавцами. Тогда ему и пришла в голову идея производства маленьких, экономичных ракет, которые могут завоевать рынок коммерческих перевозок на орбиту за счёт низкой стоимости запуска.

В те времена Маск ничего не смыслил в ракетостроении. Масштабы работ он представлял себе плохо, поэтому назначал себе чересчур оптимистические сроки, в которые было нереально уложиться. Критики частенько упрекали Маска во лжи, но Маск искренне верил в свои слова и неустанно работал, чтобы претворить сказанное в жизнь. Такого же отношения он ожидал и от своих сотрудников, поэтому люди, не готовые пахать по двенадцать - шестнадцать часов в день, недолго задерживались у Маска.

В июне 2002 года он основал Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX). Поначалу Маск хотел производить только двигатели, а остальные детали закупать у сторонних поставщиков. Но он быстро убедился, что приемлемого качества можно добиться только самому.

Параллельно Маск заинтересовался электромобилями. На это его натолкнули два знакомства - сначала Илон встретил талантливого инженера Джеффри Штробеля, работавшего над экономичной батареей для электромобиля, а затем пересёкся с Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом, основателями компании Tesla Motors, целью которой было создание электромобиля нового поколения. Маск влюбился в идею и вложил в Tesla семь миллионов, став крупнейшим акционером. При этом оперативное управление компанией осталось в руках Эберхарда и Тарпеннинга.

Первые два прототипа Tesla Roadster были встречены с энтузиазмом, и в компанию стали поступать заказы. Но попытка перейти от штучного производства к массовому едва не привела к краху.

Оба предприятия Маск финансировал из собственного кармана и поэтому оказался на грани банкротства. Средства на счетах Маска таяли, а работа над первой ракетой SpaceX Falcon 1 на четыре года отставала от графика. Первые три запуска Falcon 1 кончились провалом. Череда неудач на старте - не редкость космической промышленности, но SpaceX не могла себе позволить такой роскоши. Инженеры исправили все недочёты и четвёртый запуск прошёл успешно, но на пятый уже не оставалось денег.

У NASA есть дурацкий принцип, согласно которому ошибки недопустимы. В моей компании неудача возможна. Если что-то не разваливается, значит, вы недостаточно хорошо изобретаете.

Илон Маск

Основатель Tesla Мартин Эберхард (Nicki Dugan / Flickr)

В Tesla дела обстояли ещё хуже. Контрагенты постоянно срывали поставки деталей, издержки росли, а публика начинала терять терпение. Себестоимость одного автомобиля по оптимистичным прогнозам составляла 170–200 тысяч долларов, а Tesla планировала продавать Roadster за 85 тысяч. Маск разочаровался в руководстве Эберхарда и сместил его. Мартин тяжело перенёс увольнение и развернул в СМИ кампанию против Маска. Их отношения так и остались напряжёнными, но Эберхард позже признал, что без Маска Tesla разорилась бы в самом начале.

В жизни Илона наступили нелёгкие времена. Никто всерьёз не верил в успех его начинаний, и постоянные неудачи SpaceX и Tesla не укрепляли его репутацию. В прессу просочились слухи о финансовых проблемах компаний.

Под откос покатилась и личная жизнь. Для Илона семья всегда стояла на втором месте после работы. Хотя Илон и Жюстин были знакомы много лет и растили пятерых детей, она всегда чувствовала, что для мужа была чем-то вроде аксессуара. Их брак зашёл в тупик, и Илон подал на развод. Маск отнёсся к бракоразводному процессу как к бизнес-проекту и добивался максимально удобного для себя результата. Пресса недоумевала, почему мультимиллионер спорит с матерью своих пятерых детей о сумме отступных. Но Илон не мог позволить себе лишние траты.

В декабре 2008 года у Маска кончились деньги. Если бы к январю Илон не нашёл нужные средства, Tesla можно было объявлять банкротом, а сотрудникам SpaceX было бы не на что платить зарплату. Маск прикинул, что ему придётся пожертвовать одной из компаний ради сохранения другой, но не смог сделать выбор.

Прорыв

Маск нашёл деньги в самый последний момент. Он вложил остатки своих средств в Tesla и убедил инвесторов поверить в неё ещё один раз. А со SpaceX ему просто повезло. Маск долго пытался убедить NASA, что его компания может стать подрядчиком по перевозке грузов на орбиту. И 23 декабря 2008 года космическое агентство подписало со SpaceX полуторамиллиардный контракт на двенадцать рейсов к МКС.

И вот тут начинания Маска заработали на полную мощность, и из человека, который долгие годы обещал, обещал и снова обещал, он превратился в человека, который начал делать. Сейчас SpaceX принадлежит сразу несколько рекордов, и Маск не намерен останавливаться на достигнутом.

У Tesla дела тоже идут хорошо. Tesla Roadster неплохо продавался, но настоящим хитом стала вышедшая в 2012 году модель S. Tesla Motors позиционирует её как «iPhone на колёсах». Даже распространение строится по модели Apple - Tesla реализует машины через интернет и специальные точки продаж, расположенные в крупных торговых центрах. Владельцам модели S практически не нужно платить за обслуживание. Программы автоматически обновляются через интернет, а на любой из электрозаправок Tesla владельцы могут зарядить свои машины бесплатно. Или, если торопятся, могут поменять аккумулятор, но уже за деньги. Помимо машин, Tesla производит батареи для электромобилей других компаний, причём продажа батарей приносит даже больше дохода.

Даже если случится зомби-апокалипсис, вы всё равно сможете путешествовать благодаря заправкам и системе Tesla Supercharging.

Илон Маск

Преуспевает и ещё одно начинание Маска - компания SolarCity, созданная Илоном и его двоюродными братьями. SolarCity - один из крупнейших поставщиков солнечной энергии в Америке, в прошлом году стоимость её активов оценивалась в 7 миллиардов.

Впрочем, жизнь Маска нельзя назвать беззаботной. Он говорит, что ставит перед собой три цели: снабдить человечество экологически чистым транспортом и источниками энергии и помочь строительству колоний в других мирах. Илон мечтает умереть на Марсе. И если первые две задачи близки к выполнению, то до третьей ещё идти и идти.

Маск считает главной задачей SpaceX покорение других планет Солнечной системы. Начать он планирует с Марса. Космический корабль Dragon V2, который SpaceX сейчас разрабатывает для нужд NASA, в идеале должен стать основой для полётов на Красную планету, но амбиции Маска простираются гораздо дальше. Недавно магнат напомнил, что для создания колонии на Марсе планету нужно терраформировать. Для этих целей Маск предлагает использовать… термоядерное оружие. По его рассчетам, взрыв двух термоядерных бомб в атмосфере в районе полюсов Марса запустит реакцию по разогреву планеты и в итоге превратит её в более благоприятное место для людей.

Я хотел бы умереть на Марсе. Только, конечно, не при неудачной посадке.

Илон Маск

А в 2009 году Маск обрушился с критикой на проект высокоскоростной железной дороги, которая должна соединить Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Он заявил, что это будет самая дорогая дорога в мире. В качестве альтернативы Маск предложил проект скоростного вакуумного поезда Hyperloop, работающего от солнечных батарей. Hyperloop - это огромный надземный трубопровод, по которому со скоростью свыше тысячи километров в час перемещаются пассажирские и грузовые капсулы.

По расчётам Маска, Hyperloop обойдётся в несколько раз дешевле, капсулы будут двигаться с небольшими интервалами, а дорога между городами займёт всего полчаса. Впрочем, сам Маск не намерен заниматься строительством и планирует выложить чертежи проекта в открытый доступ. Сегодня существует сразу несколько команд, готовых воплотить видение Илона в жизнь.

Каков он?

Несмотря на все его успехи, Маска часто критикуют. В прессе подсчитали, что с момента основания SpaceX, Tesla и SolarCity получили суммарно 5 миллиардов долларов в виде госзаказов, субсидий и налоговых льгот. Маска обвиняют в том, что без помощи дяди Сэма он бы ничего не достиг.

Впрочем, пусть и с помощью государства, он добился того, чего не удавалось никому. И вряд ли смог бы это сделать, если бы не твёрдость характера. Знакомые рассказывают, что Маск строг и порой жесток с сотрудниками и партнёрами. Он совершенно не считается с чувствами других людей. Тем не менее, сотрудники SpaceX и Tesla преданны своему начальнику и говорят, что, хотя в общении он неисправимый засранец, он знает, чего хочет, и умеет заражать оптимизмом других. Илон не терпит отмазок, оправданий и задержек, но, когда возникают сложности, первым вызывается помочь.

Рабочая неделя Маска превышает сто часов. Он фактически живёт на работе и постоянно летает между офисами компаний на личном самолёте, чтобы экономить время.Он стремится быть в курсе всех проблем своих подчинённых, и для него норма ответить на электронное письмо от сотрудников в течение получаса, даже если оно пришло глубокой ночью.

* * *

Идеи Илона Маска кажутся безумством, но раз за разом он оказывается прав, просто общество не поспевает за ходом его мыслей. В другом мире Илон Маск отлично подошёл бы на роль злодея в очередной серии «бондианы», но его страсть к науке, космосу и фантастике мешают разглядеть в нём беспринципного дельца. Он остаётся визионером, озабоченным лучшим будущим для всего человечества, живущим в эпоху, когда самые светлые умы думают, как впихнуть побольше фотографий котиков в пост в социальной сети.

Мне нравится участвовать в проектах, которые меняют мир. Это сделал интернет, и космос, вероятно, изменит мир больше, чем что бы то ни было. Если человечество сможет выйти за пределы Земли, очевидно, что там лежит его будущее.

Илон Маск

В наш циничный и расчётливый век осталось мало таких идейных мечтателей. Поэтому за Илона Маска хочется держать кулаки и верить, что у него всё получится.

Если вам мало статьи…

В начале 2015 года на прилавках книжных магазинов появилась книга американского журналиста Эшли Вэнса «Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее». Работая над книгой, Вэнс опросил родных и друзей Маска, бывших и нынешних сотрудников Tesla, SpaceX, PayPal и Zip2.

Сам Маск поначалу не хотел помогать Вэнсу с работой, но потом согласился - при условии, что он сможет предложить собственные версии изложенных событий. Вэнс отказал, но Маск внезапно принял условия репортёра и регулярно встречался с ним на протяжении всей работы над книгой. Сам Вэнс считает, что Маска убедила решительность журналиста и его уверенность в том, как нужно работать.

В книге есть немало забавных моментов - например, Маск рассказывал, что его семья боялась, как бы представители российской космической отрасли не наняли убийц, чтобы устранить конкурента.

». Заработать крупное состояние не просто, но куда сложнее сохранить его и уж тем более приумножить. Инвестбанкиры и аналитики рассказали Forbes о том, как богатейшие люди мира добились успеха и чем отличаются их инвестиционные стратегии и подходы к ведению бизнеса. Герой шестого эпизода - главный изобретатель современности Илон Маск.

Илон Маск родился в 1971 году в Претории, в Южно-Африканской Республике. Когда Илону было десять лет, его родители - канадская модель и южноафриканский инженер–электромеханик - развелись, дети (а у Маска были брат и сестра) стали жить в основном с отцом в Африке. Как утверждает Washington Post, отец Маска был человеком жестким и соответствующим образом обращался с детьми, например, заставлял их часами сидеть молча и слушать его нравоучения. Не лучше ситуация была и в школе. Одноклассники смеялись и издевались над замкнутым ботаником Илоном, а однажды избили его так сильно, что пришлось восстанавливать сломанный нос в больнице. Маск все больше замыкался в себе, его отдушиной стал компьютер. Он научился программировать на простеньком домашнем компьютере Commodore VIC-20 и даже разработал космическую аркаду Blastar, продав которую заработал первые $500. В нее до сих пор можно поиграть .

В 17 лет Илон Маск уехал в Канаду, чтобы избежать призыва в армию и не участвовать в политике апартеида. Сначала он поступил в Университет Куинс в Кингстоне, штат Онтарио, а спустя два года перевелся в Университет Пенсильвании, где получил степени бакалавра по физике и по экономике Уортонской школы. Позднее Маск говорил о том, что физика дала ему очень хорошую структуру мышления: сначала раскладывать вещи до фундаментальных основ, а затем отталкиваться уже от них. Затем Маск поступил на докторскую программу Стэнфорда, чтобы бросить ее через пару дней и сфокусироваться на своем стартапе Zip2, который совмещал карты городов и данные справочника «Желтые страницы». Спустя два года продажа Zip2 принесла Маску $22 млн.

В самом начале своей карьеры предпринимателя Маск поставил перед собой несколько целей. Перечислим их по возрастанию амбициозности: сделать интернет-банкинг проще, остановить глобальное потепление и превратить людей в мультипланетный вид. В принципе можно сказать, что все идет по плану: Илон Маск создал и запустил PayPal, Tesla Motors, Solar City и SpaceX и по праву носит звание главного изобретателя современности. Джон Фавро, режиссер серии фильмов «Железный человек», признавался, что его образ миллионера–супергероя Тони Старка основан на личности Маска. Сам Маск даже появился в роли самого себя во второй части франшизы, а некоторые эпизоды фильма были сняты в штаб-квартире SpaceX.

Вообще Маск является поклонником фантастики и кино, что находит отражение в его поступках. Так, ракета SpaceX Falcon получила свое название в честь космического корабля из «Звездных войн», а в 2013 году Маск купил субмарину Wet Nellie, которую можно увидеть в одном из фильмов бондианы «Шпион, который любил меня». Маск заплатил за корабль почти $1 млн и сейчас планирует перестроить его, основываясь на технологиях Tesla Motors.

Несмотря на то что Илон Маск является CEO Tesla, вовсе не он придумал машину, которая сейчас ассоциируется исключительно с его именем. В 2003 году Tesla Motors была основана Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом, а Маск вместе с ними принял участие в инвестиционном раунде A. А в конце 2007 года, войдя в совет директоров Tesla, Маск уволил Эберхарда с позиции CEO. Основатели подали на Маска в суд, обвинив в том, что он пытается переписать историю компании и присвоить изначальную идею себе. В итоге стороны пришли к мировому соглашению, и теперь официальная версия Tesla заключается в том, что у нее пять основателей - это инвесторы того самого раунда А. Странная одержимость Маска тем, чтобы стать воплощением компании, еще не раз сыграет с ним злую шутку - нечто похожее происходит именно сейчас.

Несмотря на то что Tesla получает субсидии от государства, так как использует солнечную энергию, компания много раз была на грани банкротства, и ее спасали только новые раунды финансирования. Ну а текущая капитализация Tesla во многом демонстрирует кредит доверия, выданный самому Илону Маску, и он это прекрасно понимает. Тем удивительней череда недавних событий и действий Маска, в результате которых акции Tesla потеряли 30% за один месяц. Восстановим хронологию бедствия.

Вечером 7 августа Илон Маск в лучших традициях Дональда Трампа опубликовал загадочный твит, в котором сообщил, что собирается выкупить все акции Tesla с биржи по цене $420 и у него уже есть на это средства. Напомним, личное состояние Маска оценивается немногим менее $20 млрд, притом что сумма сделки должна была составить все $49 млрд.

Через два часа на сайте Tesla появилось обращение Маска к сотрудникам, в котором он объяснял, что необходимость демонстрировать хорошую отчетность и большое количество спекулянтов, играющих на падение акций, отвлекают компанию от долгосрочной стратегии. Очевидно, на тот момент Макс еще не согласовывал свои планы с советом директоров. Более того, после его твита цена акций существенно изменилась. Маск не мог не знать об эффекте своего анонса, и вся ситуация может быть расценена как попытка манипулировать рынком. Дальше - больше. Потенциальным покупателем был объявлен арабский фонд, но так как производство электроносителей является стратегической отраслью в США, иностранные инвесторы должны получать одобрение. На тот момент никаких договоренностей не было.

25 августа Маск заявил, что обратного выкупа не будет. Акции упали. Очевидно, что и среди инвесторов, и среди сотрудников Tesla царило смятение. Вместо того чтобы заниматься делом, все гадали, что вообще происходит.

4 сентября главный специалист Tesla по отчетности Дэйв Мортон уволился, проработав меньше месяца. Свой поступок он объяснил тем, что Маск игнорировал его мнение по поводу обратного выкупа компании. Злосчастный твит был опубликован на следующий день после того, как Мортон вышел на работу.

8 сентября вишенкой на торте в происходящем хаосе стало появление Маска, курящего марихуану, в эфире популярного шоу. Это отправило акции Tesla в еще большее падение.

27 сентября Комиссия по рынкам и ценным бумагами (SEC) обвинила Маска в мошенничестве. Среди требований регулятора был запрет на то, чтобы Маск впредь занимал руководящие должности в публичных компаниях. Конечно, Маск мог бы провести делистинг акций Tesla и превратить компанию в частную - тогда ему было бы плевать на требования SEC, но финансирования для грядущего выкупа у него уже не было. Первой реакцией Маска было возмущение: он заявил о том, что не пойдет на сделку c SEC. Акции Tesla обрушились на 13,9%.

На выходных Илон Маск, видимо, хорошенько подумал, оценил перспективы и решил выбрать наименьшее из зол. В субботу было объявлено, что он готов пойти на сделку с SEC - выплатить $20 млн штрафа и покинуть пост председателя совета директоров Tesla. Также согласно требованиям SEC, Tesla должна будет добавить двух независимых директоров и создать комитет по контролю за коммуникациями Илона Маска. С учетом того, что он остается CEO компании, а совет директоров Tesla состоит из девяти человек - сам Маск, его брат и еще три человека, которых нельзя назвать независимыми, - это довольно мягкий исход. Ну а самой компании, действительно, не повредят перемены в корпоративном управлении, ведь ситуация, когда один и тот же человек является и CEO, и председателем совета директоров, - классический пример нарушения стандартов и базы для конфликта интересов. Тем более что в прошлом году миноритарии Tesla уже обращали внимание на ситуацию с корпоративным управлением.

Что ж, у каждого супергероя, даже Тони Старка, бывают ошибки и неудачи.

На борту и собирается с помощью спутников обеспечить весь мир глобальным Wi-Fi. О нем регулярно пишут СМИ, но многие знают Маска только как изобретателя и инноватора. Мы в Memepedia решили рассказать вам веселые и интересные факты из жизни одного из самых выдающихся людей нашего времени.

Любит выпить и писать в твиттер

Как и всем обычным людям, Маску свойственные простые человеческие слабости. Например, в прошлом году после собрания акционеров Tesla предприниматель пошутил, что фото, которое он выложил, получилось черно-белым, потому что в те времена еще не было цветных снимков. А потом заявил, что неплохо выглядит для 500 лет.

Позже стало ясно, чем вызван этот приступ безудержного юмора - Маск рассказал, что выпил вина, а затем употребил снотворное «Амбиен». Бизнесмен заявил, что эти два ингредиента плюс винтажные пластинки - это “магия”.

«Немного красного вина, винтажные записи, «Амбиен»… и магия»

Спустя несколько недель Маск снова начал вести себя странно в соцсетях. Например, после того, как подписчики не поняли его шутку, запустил опрос в твиттере. Один из вариантов ответа в нем - Майкл Джексон. Тогда пользователи снова подумали на вино и снотворное, хотя сам Маск никак это не комментировал.

Смотрит “Рика и Морти”

Среди других слабостей Илона - мультфильм “Рик и Морти”. Непонятно, откуда у Маска свободное время на просмотр сериалов, но в октябре 2017 года он написал авторам “Рика и Морти” в твиттер, что “последний эпизод был отвратительно хорош”.

Между ними завязалась переписка, в которой обсуждались вопросы сингулярности, будущее человечества, а также упоминались имена известных ученых, почитать ее можно в реплаях. В результате Маск и создатели мультика договорились встретиться и перетереть за все актуальные научные проблемы лично. Через пару недель они действительно встретились.

Поборол лысину

В прошлом году на Reddit всплыла фотография Маска из 1999-го года. Маску было 27 лет, он уже был миллионером и работал в компании X.com, из которой позже появится PayPal. Впрочем, главное на этой фотографии - не биография, а жуткая прическа бизнесмена: сверху уже отчетливо заметна залысина, зато по бокам волос больше, чем нужно.

Для сравнения прикреплена его фотография из настоящего. Надо признать, что года пошли Маску на пользу - теперь он выглядит не как клишированный программист, а как тот Маск, которого мы знаем и любим.

Эта история напоминает ситуацию с лысиной Павла Дурова. Судя по фотографиям, раньше у основателя “ВКонтакте” и Telegram волос было меньше, чем у молодого Маска.

А вот владелец Amazon Джефф Безос решил проблему с лысиной куда более радикально. Возможно, Маску и Дурову стоит поучиться у него не комплексовать.

Решил бурить тоннели, но продает кепки и огнеметы

Вы наверняка слышали, как в январе этого года . Но вообще-то Boring переводится не только как “скучная”, но и как “бурильная”. Именно этим и занимается Boring Company - бурит тоннели под землей.

Компания была основана в 2016 году. Тогда Маск написал в твиттере, что пробки сводят с его с ума и было бы неплохо провести несколько тоннелей под землей для быстрого перемещения между городами. Впрочем, дело не только в траффике - Маск намекал, что система тоннелей будет крайне полезна для человеческих колоний на Марсе.

Впрочем, пока о компании знают не по тоннелям, а по кепкам и огнеметам. В конце прошлого года Маск начал продажу кепок с логотипом Boring Company. Когда 50 тысяч головных уборов были распроданы, бизнесмен открыл предзаказ на «безопасные» огнеметы Boring Company, пошутив, что они отлично помогут при зомби-апокалипсисе. При чем тут Марс или хотя бы траффик - непонятно, но 20 тысяч огнеметов раскупили за пару дней.

Маск - не тот, за кого себя выдает

Главная теория заговора вокруг Маска заключается в том, что на самом деле он аферист не человек, а инопланетянин. Сам бизнесмен обожает эту тему и регулярно намекает на свое внеземное происхождение.

Вот , например, его цитата со Всемирного саммита в Дубае, где он выступал в начале 2017 года. Там Маск рассуждал о том, что инопланетяне могут наблюдать за землянами прямо сейчас.

Возможно, они уже среди нас. Я не знаю. Некоторые думают, что я инопланетянин. Это неправда. С другой стороны, конечно, я буду говорить так, не правда ли?Илон Маск

В ноябре 2017-го один из бывших стажеров SpaceX в шутку предположил, что Маск - это Сатоши Накамото, мифический создатель биткоина. Теорию подхватили многие издания, после чего предпринимателя начали донимать вопросами в твиттере. По поводу биткоина Маск не ответил, зато признался, что он марсианин.

«Как я уже говорил ранее, я однозначно марсианин».

Наконец, в декабре издание The Wired опубликовало рождественское письмо Маска, якобы полученное от анонимного источника. В послании предприниматель рассказывает о достижениях своих компаний. Но главное - в нем он открыто называет себя марсианином.

Земляне меряют года по тому, сколько времени требуется этой планете на вращение вокруг Солнца, но у меня всегда были другие отношения со временем, и не только потому, что я марсианин. (Шучу. Наверное. Знаете, не волнуйтесь об этом)Илон Маск

Настоящий Железный человек

Илона Маска часто сравнивают с Тони Старком - Железным человеком из вселенной Marvel. Например, в 2014 году журналисты Bloomberg сняли документалку о Маске под названием “Настоящий Железный человек”. Некоторые утверждают, что Маск был прототипом супергероя, но это, конечно, не так - Железный человек впервые появился в комиксах в 1963 году, за восемь лет до рождения основателя Tesla.

Зато образ Маска вдохновлял создателей фильмов о Железном человеке. Об этом рассказывал режиссер первых двух фильмов трилогии Джон Фавро.

Когда я пытался перенести образ гениального миллиардера Тони Старка на большой экране, я понятия не имел, как сделать его правдоподобным. Роберт Дауни-младший сказал: “Мы должны поговорить с Илоном Маском”. Он был правДжон Фавро

Они действительно встретились и пообщались с Маском. В результате фрагменты второго фильма снимали на SpaceX (причем бесплатно), а у Маска появилось небольшое камео.

Не переносит одиночества, но непростой в отношениях

Маск был женат дважды. Впервые он женился в 2000 году, его избранницей стала канадская писательница Джастин Уилсон. Хотя за время их союза у них родилось пятеро сыновей, сложно сказать, насколько они были счастливы вместе. Джастин вспоминала , что когда они танцевали на своей свадьбе, Илон сказал ей: “Я альфа в этих отношениях”. Джастин объясняет это патриархальной культурой Южной Африки, в которой вырос Маск и которая помогла ему стать успешным в бизнесе. Джастин вспоминала, что Маск говорил, что будь она его подчиненной, он бы ее уволил.

Пара рассталась в 2008 году по инициативе Джастин. Консультации у семейного психолога не помогли, Илон подал на развод, а всего через полтора месяца объявил о помолвке с британской актрисой Талулой Райли. Жизнь пары сложно назвать гладкой: они поженились в 2010 году, расстались в 2012, затем снова поженились в 2013 и снова развелись в 2016.

В 2016 году Маск встречался с актрисой Эмбер Херд, но отношения продлились всего около года. Вскоре после этого бизнесмен рассказывал журналу Rolling Stone, что расставание с Херд принесло ему огромную боль: “Я только что расстался с моей девушкой. Я был по-настоящему влюблен в нее, поэтому сейчас мне очень больно». Тогда же Маск заявил, что не переносит одиночества.

Если я не влюблен, если у меня нет долгосрочного партнера, я не могу быть счастлив. Ложиться спать в одиночестве - убийственно для меняИлон Маск

Илон признался, что презентация Tesla Model 3 едва сорвалась из-за того, как плохо он чувствовал себя после разрыва с Эмбер. Перед выходом к зрителям Маск пил энергетики и медитировал, чтобы собраться с духом: «Мне потребовалось по крупицам собирать свою волю, чтобы организовать и провести это мероприятие и при этом не быть самым депрессивным парнем на нём».

Илон (Элон) Рив Маск (англ. Elon Reeve Musk) — канадско-американский инженер, предприниматель, изобретатель, инвестор. Илон Маск — основатель компаний Paypal, SpaceX, Tesla, а также член совета директоров компании SolarCity, основанной его двоюродными братьями.

Ранние годы и детство Илона Маска

Мать — Мей Маск , была моделью и известным диетологом. Отец — Эррол Маск , — пилот, моряк и инженер. Зарабатывал консультациями.

В семье было трое детей: Илон, Кимбал и дочь Тоска. Мей и Эррол развелись, когда дети были маленькими. Но они остались с отцом, и Эррол Маск смог воспитать успешных детей.

В детстве Илон был необычным ребенком, много читал. Как вспоминал его отец, как-то Илон, когда ему было три или четыре года, спросил у него: «Где заканчивается и начинается мир?».

На фото слева: в возрасте 12 лет с рыбой, которую поймал на семейной рыбалке в Южной Африке. На фото справа: с братом и сестрой (Фото: eastbaytimes.com)

Илон и Кимбал учились в Pretoria Boys High School. Илон окончил школу с отличными отметками по физике и информатике. При этом в школе Маску приходилось нелегко в отношениях с другими детьми, после одного из избиений ему пришлось восстанавливать сломанный нос, говорится в биографии Илона Маска в Википедии.

С детства Илон много читал, любил фантастику, от Жюля Верна до Азимова , Хайнлайна и Толкина . Роман Дугласа Адамса «Автостопом по галактике» помог ему справиться с личностным кризисом в четырнадцать лет, а книги «Академия» и «Луна — суровая хозяйка» пробудили в Илоне интерес к космосу, говорится в биографии Маска на сайте «Мир фантастики».

Когда Илону Маску было 10 лет, он получил в подарок первый компьютер Commodore VIC-20, который использовал для программирования, уже в 12 лет он продал за 500 долларов свою первую программу, игру Blastar, в которой можно было стрелять по инопланетянам из лазерной пушки.

На фото слева: Илон Маск с мамой, братом и сестрой. На фото справа: отец Илона Маска (Фото: notjustrich.com)

Чтобы избежать призыва в армию в ЮАР, мальчики уехали в Канаду к матери. Отмечается, что деньги на поездку Маск добыл сам, с помощью продажи акций фармацевтической компании.

В 19 лет Илон поступил в Королевский университет в Кингстоне, Онтарио. В 1992 году Маск переехал в США и поступил в Пенсильванский университет, где получил степень бакалавра наук по физике колледжа искусств и наук, а также степень бакалавра по экономике Уортон школы бизнеса. Со временем перешел в Стэнфорд, но обучение не закончил.

Карьера Илона Маска

Zip2 — первая компания, которую организовали совместно братья Маск в 1996 году. Они занимались производством программного обеспечения. Их проектом был цифровой аналог «Жёлтых страниц», с помощью которого в любом районе Сан-Франциско можно было найти ближайшую пиццерию. Стартап развивался не так быстро, как хотелось Илону, но трудолюбие позволило вывести его на такой уровень, что им заинтересовались инвесторы. Вскоре фирма Compac приобрела Zip2 за 307 миллионов долларов, 22 миллиона достались лично Илону Маску и он в 27 лет стал миллионером.

В марте 1999 года Илон Маск стал одним из основателей X.com (вложив 12 млн собственных сбережений), намереваясь сделать революцию в сфере банковских платежей. Уже в 2000 году произошло слияние компаний X.com и Confinity, тем самым объединились системы X.com и PayPal. Маск требовал для нового образования бренд X.com вместо PayPal. Это вызвало разногласия внутри организации, и Илон по решению Совета директоров ушел в отставку. Но стратегически и экономически Маск снова сделал верный ход. В октябре 2002 года PayPal была куплена eBay за 1,5 млрд долларов, а Илон за свои 11,7% акций получил 175 млн долларов.

На фото (слева направо): Питер Тиль и Илон Маск (Фото: strumpeople.com)

Илон Маск и SpaceX

В июне 2002 года Маск основал свою третью компанию — SpaceX. Эта компания Илона связана с космическими разработками, целью ее создания было сокращение расходов на полеты в космос, способствование его освоению и в частности, будущая колонизация Марса.

Илон Маск стал главным инженером и СЕО SpaceX. 24 марта 2006 года состоялся первый для компании запуск ракеты-носителя Falcon 1, но он завершился аварией. Однако в том же году компания SpaceX стала одним из победителей в конкурсе НАСА Commercial Orbital Transportation Services (COTS), получив суммарное финансирование в размере 396 млн долларов, для разработки и демонстрации ракеты-носителя Falcon 9 и корабля Dragon.

На фото: SpaceX Falcon 1 с воздуха вскоре после запуска, когда он поднимается над островом Омелек, на Маршалловых островах. 2006 год (Фото: wikipedia.org)

28 сентября 2008 года состоялся первый успешный запуск ракеты-носителя Falcon 1 и вывод полезной нагрузки на орбиту. Благодаря энергичным действиям Илона Маска, в компании разработаны два типа потенциально многократных ракет-носителей: Falcon 1 и Falcon 9, а также многоразовый космический корабль Dragon.

На фото: Элон Маск, генеральный директор и технический директор SpaceX, представляет космический корабль SpaceX Dragon V2 в штаб-квартире SpaceX в Хоторне, штат Калифорния, 2014 год (Фото: AP Photo/TASS)

В декабре 2008 года NASA подписало с компанией контракт на сумму 1,6 млрд. долларов на 12 запусков носителя Falcon 9, а затем и космического корабля Dragon к МКС, в качестве замены кораблей Space Shuttle после прекращения программы их запуска в 2011 году.

Дальнейшими достижениями SpaceX стали: запуск корабля Dragon, который был выведен на орбиту и возвращен на Землю 8 декабря 2010 года, первая в истории посадка первой ступени на землю, выполненная после вывода полезной нагрузки на околоземную орбиту (22 декабря 2015 года), первая успешная посадка первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 на морскую платформу Autonomous Spaceport Drone Ship (8 апреля 2016 года) и первый запуск и посадка использованной ступени ракеты-носителя Falcon 9 (31 марта 2017 года).

На фото: основатель SpaceX Илон Маск во время выступления на 67-м Международном астронавтическом конгрессе в Гвадалахаре, Мексика. Маск подробно остановился на своих планах по колонизации Марса, 2016 год (Фото: AP Photo/Refugio Ruiz/TASS)

Одной из фантазий Маска было освоение Марса. По мнению Илона, исследования Марса позволят установить цену на транспортные полеты на планету на уровне $ 500 тыс., что «вполне приемлемо» для жителей развитых стран, а также положить начало освоению других планет.

«Мне нравится участвовать в проектах, которые меняют мир. Это сделал интернет, и космос, вероятно, изменит мир больше, чем, что бы то ни было. Если человечество сможет выйти за пределы Земли, очевидно, что там будет его будущее» — утверждал предприниматель.

Илон Маск неоднократно высказывался за колонизацию Марса, в том числе он предлагал сбросить на полюса Марса термоядерные бомбы, чтобы нагреть поверхность планеты и сделать ее пригодной для жизни.

В апреле 2016 года вышла новость, что корабль Red Dragon («Красный дракон») компании SpaceX не позднее 2018 года полетит на Марс. Есть версия, что Илон Маск, глава SpaceX, именно таким образом отреагировал на сообщение о начале реализации в «железе» перспективного российского космического корабля «Федерация».

SpaceX планирует миссию в 2018 году на Марс (Фото: SpaceX/ZUMAPRESS.com/Global Look Press)

Во время экспедиции на Марс будут отработаны технологии доставки на поверхность планеты больших грузов, передает Twitter компании. В случае успеха миссии SpaceX станет первой частной компанией, отправившей корабль на Марс.

В мае 2017 года СМИ сообщили о том, что американская компания Elysium Space продает места на космическом корабле для праха умерших. На орбиту Elysium Space выведет ракета-носитель Falcon 9 компании Илона Маска Space X.

Сообщается, что за 2,5 тысячи долларов родственники могут отправить останки своих родных в космос, где «звездный катафалк» будет кружить по орбите Земли два года, после чего войдет в атмосферу и сгорит.

В сентябре 2017 года глава компании SpaceX Илон Маск сообщил о возможности использования многоцелевой ракеты для полетов в любую точку Земли за полчаса.

«Долетите до большинства мест на Земле менее чем за 30 минут и куда угодно менее чем за 60. Стоимость билета должна быть примерно такой же, как за полноценный билет на самолет экономического класса», — написал Маск в Instagram.

Для новой ракеты под рабочим названием BFR будут использованы предыдущие достижения компании, как сообщали РИА «Новости». Ракета может заменить Falcon 9 и Dragon, она же может быть использована для полетов на Луну и Марс. Отмечается, что ракета BFR будет дозаправляться после выхода на околоземную орбиту, а потом лететь к пункту назначения, технология позволит летать на Луну и обратно.

Tesla Илона Маска

В 2003 году Илон организовал компанию, которую назвал в честь Николы Теслы «Tesla Motors». Сферой деятельности этой компании является создание экологически чистых электромобилей.

В 2008 году Tesla Motors выпустила первый электромобиль «Tesla Roadster». Автомобиль раскритиковали, но Илон Маск и его компания работали над усовершенствованием машины и уже в 2011 году была представлена модель Tesla Model S.

Tesla Roadster (Фото: CarrrsMag.com)

27 сентября 2012 была запущена революционная сеть супер-заправок для путешествия на дальние дистанции. Были апробированы два электроавтомобиля Tesla Model S, которые с 28 января по 2 февраля 2014 года совершили путешествие с западного побережья до восточного. Для подзарядки использовались только «суперчарджеры» (электро-заправочные станции). Поездка из Лос-Анджелеса заняла 76 с половиной часов, и стоила $ 0, установив тем самым рекорд Гиннеса.

Tesla Model S (Фото: tesla.com)

В конце 2014 года, Tesla Motors представила Tesla Model X — новый электромобиль-кроссовер. В 2016 году была представлена новая бюджетная модель — Tesla Model 3. На 2016 год цена акции компании достигает отметки в $ 231,55, рыночная капитализация составляет $ 29 млрд. Tesla Model 3 построена на новом шасси. Базовая версия электрокара сможет ускоряться с места до 96 километров в час менее чем за шесть секунд, а топовая — за 4 секунды. Запаса батарей хватит на 350−400 километров пробега. Стоимость Model 3 будет начинаться от 35.000 долларов.

Tesla Model X (Фото: tesla.com)

В 2016 году «Тесла» получила не менее 373 тысяч заявок на покупку своей самой доступной модели — Model 3. Маск заявил, что в связи с очень большим количеством заказов на автомобиль компания постарается «увеличить объемы производства настолько быстро, насколько это возможно». Тогда же Илон Маск выпустил перспективный план развития деятельности Tesla, пообещав, что уже в 2017 году будут презентованы новые модели транспорта, которые работают на электрической энергии: тяжелые грузовые автомобили и городской пассажирский транспорт.

Илон Маск также заявил, что Tesla Motors вполне может создать летающий автомобиль, для того чтобы он просто был, но гораздо сложнее сделать его тихим и безопасным. «Вряд ли люди будут рады ревущей над их головами машине», — цитировали СМИ слова Маска.

В марте 2017 года в новостях сообщали , что компания Tesla намерена открыть свои представительства, шоу-румы и сервисные центры в Москве и Санкт-Петербурге.

Hyperloop Илона Маска

В 2012 году Маск, кроме объявления о своих планах по покорению космоса, анонсировал еще один проект — высокоскоростной трубопроводный пассажирский транспорт Hyperloop («гиперпетля»). В 2012 году Маск заявил в интервью, что новое транспортное средство станет в 2 раза быстрее самолета и в 3−4 раза — скоростного поезда, будет безопасным и работать на солнечной энергии, при этом Hyperloop станет намного дешевле проекта California High-Speed Rail*. В январе 2015 года Илон Маск также сообщил о желании построить пробную трассу Hyperloop длиной 5 миль в Техасе.

Проект высокоскоростного трубопроводного пассажирского транспорта Hyperloop (Фото: hyperloop.com)

Сооснователь Hyperloop One Шервин Пишевар выражал надежду на сотрудничество с российскими властями, в частности, говорил о перспективе использования таких поездов для перевозки китайских товаров в Европу через территорию РФ, в новостях писали о возможном использовании технологии на маршруте Москва — Лондон.

Летом 2017 года власти США выдали Илону Маску разрешение на начало работ по строительству тоннеля между Нью-Йорком и Вашингтоном для реализации проекта Hyperloop. Бизнесмен обещает, что его проект поможет жителям этих двух городов преодолевать расстояние в 250 км между ними менее чем за полчаса.

Общественная деятельность Илона Маска

Еще один из перспективных проектов Илона Маска — это SolarCity. Компания занимается производством солнечных панелей для выработки электроэнергии. SolarCity — один из ведущих поставщиков таких панелей во всем мире.

Solarcity, одного из крупнейших в мире установщиков солнечных систем (Фото: solarcity.com/TASS)

Миллиардер Илон Маск не забывает о благотворительности. Илон стал председателем правления благотворительного фонда Musk Foundation. В январе 2015 года фонд пожертвовал 10 млн долларов для Института будущего человечества — на исследования контроля над искусственным интеллектом.

Слова президента России Владимира Путина о создании искусственного интеллекта Илон Маск прокомментировал весьма оригинально:

«Я думаю, что гонка за лидерством в сфере искусственного интеллекта скорее всего приведет к Третьей мировой войне», —

«Илон Маск услышал определенные вещи об ее поведении, которые его категорически не устроили. Эмбер может быть очень эгоистична и часто манипулирует другими», — сообщал источник из близкого окружения пары.

Доходы Илона Маска

В августе 2017 года Forbes сообщил, что состояние Илона Маска, чуть не обанкротившегося после запуска Tesla Motors и ракетной компании SpaceX, впервые превысило $ 20 млрд. В ежегодном списке богатейших технологических миллиардеров. Маск занял 12-е место с $ 20,7 млрд, опередив соучредителя корпорации Microsoft Пола Аллена ($ 20,5 млрд) и председателя совета директоров компании Alphabet Эрика Шмидта ($ 12,4 млрд). Сообщается, что с марта 2017 года, по версии Forbes, Илон Маск разбогател почти на $ 7 млрд.

Эти данные издание пояснило ростом капитализации SpaceX, стоимость которой была оценена в $ 21 млрд. Маску принадлежит более половины SpaceX.

В то же время в биографии Маска в Википедии говорится, что в июле 2017 года он занял 80-е место в списке самых богатых людей мира с 16,1 млрд долл.

В декабре 2016 года Илон Маск занял 21 место в списке самых влиятельных людей мира, составленном Forbes.

Илон Маск в кино

Илон Маск очень популярен в США. По словам Джона Фавро , режиссёра фильма «Железный человек» (2008), Илон Маск послужил прообразом Тони Старка, которого сыграл Роберт Дауни-младший . В 2010 году Маск появился в фильме «Железный человек 2» в роли самого себя (по сюжету Илон — приятель Тони Старка).

Кадр из фильма «Железный человек-2»

Илон Маск озвучил камео в 12 эпизоде 26 сезона мультсериала «Симпсоны», вышедшеем 25 января 2015 года. В 9 эпизоде 9 сезона сериала «Теория большого взрыва» Маск также сыграл камео. В 2017 году снялся в комедии «Почему он?» в роли самого себя.

Маск умеет водить самолет. Илон владел самолетом Aero L-39 Albatros чехословацкого производства, реактивным самолетом Dassault Falcon 900. В октябре 2013 года Маск выкупил на аукционе за 997 тысяч долларов автомобиль-субмарину Wet Nelliе из фильма 1977 года о Джеймсе Бонде «Шпион, который меня любил».

* High-speed rail — Калифорнийская высокоскоростная железнодорожная магистраль, находящаяся в настоящее время в процессе строительства, которая соединит Лос-Анджелес с Сан-Франциско. Заявленная скорость поездов составляет до 220 миль (350 км/ч) в час, обеспечивая поездку в один конец за 2 часа 40 минут. Строительство началось в 2015 году, а его завершение ожидается в 2029-м.