Цикл наблюдения за березой в детском саду. Конспект осенней прогулки с учащимися начальной школы

Средний дошкольный возраст

ОСЕНЬ

Наблюдение 1.

Что есть у березы?

Программное содержание. Показать, что у березы есть ствол и ветви (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие), что береза очень стройное дерево.

Воспитатель предлагает детям подойти к березке, потрогать ее ствол, показать ветви, изобразить руками их величину, обойти березу кругом, полюбоваться еестройностьюикрасотой .

Отойдя от детей, воспитатель руками изображает форму дерева, говорит, что оно похоже на игрушечную пирамидку показывает заранее приготовленную игрушку). После прогулки воспитатель и дети на обложке дневника наблюдении рисуют «портрет» березы и ставят под ним подпись: «Наша любимая береза Беляночка».

Наблюдение 2.

Кора березы

Программное содержание . Продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к ним, уточнить представление о коре и ее назначении, учить узнавать березу по внешнему виду.

Береза - единственное в мире дерево с белой корой. Обратите внимание детей на это, расскажите о том, что кора защищает от солнца, мороза, ветра.

Наблюдение 3.

Падают-падают листья...

Программное содержание . Показать, что осенью листья меняют цвет и опадают. Рассмотреть листья березы.

Понаблюдать с детьми, как листья падают на землю, рассмотреть опавшие листья (дети трогают их, определяют цвет, запах, форму). Они похожи на треугольник с зазубринами на концах.

Наблюдение 4.

Чем питается береза?

Программное содержание . Наблюдение за березой в ветреную погоду. Наблюдать вместе с детьми за тем, как под действием сильного ветра деревья качаются все сильнее (имитируют указанные движения руками), листья опадают, они покрыли всю землю вокруг. Дети идут по листьям, которые шелестят у них под ногами (идут, подбрасывая листья ногами). После прогулки в альбоме наблюдений нарисовать «портрет» березы осенью, сделать панно из ткани с изображением дерева (зимой оно будет стоять голым, весной на нем появятся листья, прилетят птицы и т.д.).

Наблюдение 5.

Как береза готовится к зиме?

Программное содержание .Показать детям, что береза помогает себе сама утеплять корни опавшей листвой и сохранять воздух для различных обитателей почвы.

Сбрасывая листья, деревья готовятся к холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет и под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранив воздух, что очень важно для подземных обитателей, которые рыхлят почву и делают ее плодородной. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни.

Наблюдение 6 .

Программное содержани е. Рассказать о том, что из древесины делают бумагу.

Бумагу делают из древесины. Значит, чем дольше будут служить человеку бумажные вещи, тем больше деревьев останется в лесах. Что для этого можно сделать?

Надо бережно относиться к книгам.

Старые книжки нужно аккуратно заклеить, подшить.

ЗИМА

Наблюдение 1.

Первый снег!

Программное содержание . Вместе с детьми выразить восхищение первым снегом заметить, как изменилась береза.

Первый снег! Как приятно вдыхать запах первого снега! Как красиво зимой! Деревья уже не кажутся голыми: ведь на ветках лежит снег.

После прогулки внесите необходимые изменения в модель дерева: чтобы березе было тепло, надо нарисовать много снежинок.

Наблюдение 2.

Новый год

Программное содержание . Украсить березу ледяными игрушками: ведь она самая красивая, самая лучшая, самая необыкновенная.

Давайте поблагодарим березу, украсим ее ледяными игрушками и прочитаем ей стихи.

Наблюдение 3.

Оттепель

Программное содержание. Понаблюдать за березой в оттепель (как прекрасна береза с заледеневшими ветками, как она мелодично звенит ими).

Во время оттепели на ветках образуется тонкий слой льда. Когда ветки закачаются от ветра и заденут друг друга, послышится тихий мелодичный звон.

Наблюдение 4.

Ясная, солнечная погода

Программное содержание. Показать, что зимой - в ясную солнечную погоду - кора дерева теплая.

В светлый зимний день, когда ярко светит солнце, а небо чистое, голубое, стволы у деревьев теплые (потрогать кору березы рукой).

Наблюдение 5.

Почему нет листьев зимой?

Программное содержание. Рассказать детям, что зимой, когда холодно, мало света и влаги, листьев на деревьях не может быть.

Зимой деревья стоят голые, без листьев: мы знаем, что осенью они опали. Могут ли листья появиться зимой? Конечно, нет: холодно, мало света (очень рано темнеет).

Наблюдение 6.

Метель

Программное содержание Показать зависимость состояния березы от погодных явлений.

Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку, утепляет ствол березы.После метели деревья стоят все белые, занесенные снегом.

ВЕСНА

Наблюдение 1.

Что нужно нашему дереву?

Программное содержание. Углубить представление о том, без чего береза не может жить.Hа панно, где изображено дерево, на рисоватьсолнце (деревунуженсвет и тепло - вмартесолнцегреетсиль нее, воду (капелькуводыилиоблако ), комочек земли (почва), дождевого червя (он рыхлит почву), ветер (он разносит семена), пчелу или шмеля. Необходим и воздух, но как его изобразить? Он ведь прозрачный.

Наблюдение 2.

«Еще в полях белеет снег...»

Программное содержание . Показать, что с потеплением начинается постепенное пробуждение природы.

Снег еще лежит под деревьями. Но около стволов появились воронки - это нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег. У деревьев начинается сокодвижение.

Наблюдение 3.

Березовые почки

Программное содержание . Показать набухшие березовые почки - «домики листьев».

Аккуратно наклоните ветку и покажите каждому ребенку набухшие почки: всю зиму листья спали в этих домиках, теперь солнце пригревает, посылает свои посылает свои лучи - когда они станут совсем теплыми, листочки проснутся. Предложите детям нарисовать в альбоме наблюдений березу с набухшими почками.

Наблюдение 4.

Березовый сок

Программное содержание . Продолжать формировать бережное и заботливое отношение к березе, рассказать о пользе березового сока для здоровья, научить после сокосбора замазывать ранки на стволе глиной.

Ранней весной многие люди собирают березовый сок: делают надрез на коре - и сок стекает.

Березовый сок очень полезен, он богат витаминами. После сокосбора рану на стволе березы необходимо замазать глиной или землей, чтобы дерево не болело, не погибло. Не зря в русской пословице говорится: « Береза плачет кровавыми слезами».

Наблюдение 5.

Береза цветет

Программное содержание. Показать, как цветет береза.

В мае береза цветет: на кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки. Это значит, что береза проснулась от зимней спячки. Давайте подойдем к Беляночке, скажем ей, как нас зовут, обнимем, погладим кору, послушаем, что дерево прошелестит в ответ.

Наблюдение 6.

Лист зеленеет молодой

Программное содержание. Обратить внимание на красоту весенней березы.

Появились первые листья (пусть дети потрогают их клейкую поверхность, понюхают). Вот какая красавица Беляпочка! Ствол у нее белый, гладкий, как шелковый, тонкий и высокий. Листья маленькие, нежные, блестящие. Майские жуки загудели возле зеленых березовых веток.

В дневнике наблюдений нарисовать, «портрет» весенней березы. Внести соответствующие изменения на панно с изображением дерева.

ЛЕТО

Наблюдение 1.

Программное содержание. Показать, что в жаркую погоду ствол березы не нагревается.

Если в жаркий день дотронешься до ствола березы, то заметишь: даже на солнце ствол березы остается прохладным (дети трогают его руками). Белый цвет отражает солнечные лучи (провести эксперимент «Что нагреется быстрее черная или белая ткань?»).

Наблюдение 2.

Программное содержание. Понаблюдать за насекомыми и птицами, живущими около березы.

Муравьи и жуки ползают не только около березы, но и по ее стволу: они любят сладкий березовый сок.

Наблюдение 3.

Программное содержание. Дать представление о грибах.

Сейчас мы с вами находимся в березовой роще. Давайте попробуем найти гриб. Как называются грибы с серыми ножками и коричневыми шляпками? (Подберезовики.) А называют их так потому, что они растут под березой (если грибов еще нет, можно заранее положить под дерево искусственный гриб).

Наблюдение 4.

Развитие семейных традиций

Программное содержание. Провести совместное с родителями наблюдение.

Дети, поздоровавшись с Беляночкой, гладят ее кору, вдыхают аромат, прикасаются к ней щекой, обнимают дерево. Дети эмоционально делятся своими впечатлениями с березой. Затем вместе с родителями водят хоровод.

Наблюдение 5.

Семена

Программное содержание. Показать детям созревшие семена березы, рассказать о том, как ветер разносит их.

К концу лета у березы на месте цветков образуются семена. Когда они созревают, то падают на землю (дать детям созревшие семена), а ветер и птицы их разносят их. Весной там, где упало семечко, вырастет новое дерево.

Наблюдение 6.

Листья начинают желтеть...

Программное содержание. Понаблюдать за цветом листьев.

Скоро осень: дни становятся короче, шла меньше. Поэтому листья березы начинают желтеть.

«Белая береза под моим окном...»

Подготовительная к школе группа.

ОСЕНЬ

Наблюдение 1.

Программное содержание. Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о березе в частности. Углубить интерес к березе, подвести к мысли, что березе хочется дружить с людьми.

Повторить наблюдение для детей младшего возраста. Старшим дошкольникам можно задать следующие вопросы.

Чем деревья отличаются от других растений?

Какие деревья вы знаете?

Деревья - живые? Почему вы так считаете?

Много ли деревьев растет около детского сада? Как они называются?

Кто сажает деревья в городе (поселке)? Для чего?

Кто из вас видел деревья в лесу? А там кто их сажает?

Где деревьям лучше - в лесу или в городе? Почему?

Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично?

Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдет на Земле? В нашей деревне? Возле детского сада? У вашего дома? В нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?

После беседы обратить внимание детей на листву березы: она день ото дня тускнеет, вянет.

Наблюдение 2.

Кора березы

Программное содержание. Учить определять возраст березы по коре, дать представление о том, что старое дерево тоже растет, т.е. появляются молодые веточки, кора у них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличие от коры старого дерева. Как вы думаете: кора защищает только ствол дерева? (Нет, и ветки.) По коре можно определить возраст дерева: чем оно старше, тем кора толще, тверже. Как определить, что дерево болеет? (Листья вянут, кора осекается.) А отчего деревья болеют? (На коре поселились вредные насекомые.) Посмотрите на обратную сторону коры, найдите ходы, проделанные вредителями.

На Руси всегда любили белоствольную красавицу березу. Ее называли деревом счастья.

Наблюдение 3.

Падают-падают листья...

Программное содержание. Показать связь деревьев с окружающей средой.

Осенью дни становятся короче и холоднее - происходят изменения в жизни дерева: желтеют листья, сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу. Порывистый ветер, налетая на дерево, гнет его, треплет ветви, срывает листья (золотыми монетками блестят на голых сучьях последние листья берез).

Наблюдение 4.

Чем питается береза?

Программное содержание. Дать представление о том, что в природе все взаимосвязано.

Листья растут на дереве, которое «добывает еду» из почвы. Осенью листья опадают, снова возвращаются в почву и уже сами «кормят» ее: листья перегнивают - почва становится богаче и весной снова может кормить растения, на которых появятся новые листья, и тд. Помогают превращению листьев в почву подземные жители, например дождевые черви. В группе сделать модель дерева из «трубы», на которую намотан линолеум, и сухих веток.

Наблюдение 5.

Как береза готовится к зиме?

Программное содержание. Углублять представления о природе, как системе в которой все «продумано до мелочей».

Как вы думаете: у березы могут быть тайны? Какое у нее сегодня настроение? Наверно, ей грустно, ведь скоро зима. Давайте обнимем ее, погладим и скажем «Не грусти, Беляночка! Мы тебе сказку расскажем». Помните, в известной вам сказке «Как коза избушку построила» березка качнула веткой и сказала: «Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою, строй подо мной избушку»

(Дети по аналогии сочиняют сказку).

Наблюдение 6.

Из истории использования березы

Программное содержание. Познакомить с тем, как березу использовали в древности. Воспитатель рассказывает о том, что наши предки березовой лучиной освещали дома, соком березы лечили больны х, колеса телеги смазывали дегтем, который делали из березы, из нее же мастерили игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них нос или воду, квас), лукошки для ягод и грибов, на бересте писали.

Сейчас березу используют в строительстве, из нее делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев - желтую и зеленую краску, из почек - лекарства.

ЗИМА

Наблюдение 1.

Первый снег!

Программное содержание. Учить видеть красоту в засыпанных снегом березах.

Бывают зимой такие дни: выйдешь на улицу и замрешь от восхищения - березки в белоснежных шубах, ветви под их тяжестью гнутся, стволы напоминают сказочных животных, человечков... Настоящая снежная сказка! В такие мгновения вспоминаются стихи С. Есенина:

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом словно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря лениво, обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

В снежных уборах можно увидеть медведя, черепаху, гнома, сказочных птиц, дома. Нарисуйте их, расскажите о них папе и маме. Внесите изменения в модели березы.

Наблюдение 2.

Новый год

Программное содержание. Продолжать воспитывать чувство ответственности за «тех, кого приручили», в нашем случае - за березу, учить передавать свои впечатления о природе в рассказах и рисунках. Предложим детям придумать рассказ и нарисовать в альбоме наблюдений «портрет» Беляночки зимой.

Наблюдение 3.

Оттепель

Программное содержание. Продолжать учить определять настроение березы, развивать воображение.

Какое настроение у березки? Она шепчет: «Как бы мне хотелось станцевать для вас». Как вы думаете: как могла бы ходить березка - тяжелой поступью или легким шагом? (Дети изображают и объясняют.)

Наблюдение 4.

Ясная, солнечная погода

Программное содержание. Показать детям, что художники широко используют образ березы в своем творчестве.

Покажите детям картины И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К Юона «Мартовское солнце», И. Грабаря «Февральская лазурь», И. Шишкина «Лесная глушь», А. Рылова «Осень на реке Тесна» и др. Обратите их внимание на то, что «героем» многих пейзажей является «наша родная и любимая Беляночка».

Наблюдение 5.

Почему нет листьев зимой?

Программное содержание. Дать представление о взаимосвязи дерева с объектами живой и неживой природы: воздухом, водой, светом, теплом, почвой, ночными животными и птицами.

Зимой деревья не питаются, не растут, они погружаются в глубокий сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань - она не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.

Летом деревья откладывают слой пробки под кожицей ствола и веток: чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

Наблюдение 6.

Метель

Программное содержание. Углублять представление о взаимосвязи дерева и объектов живой природы, в том числе птиц.

Дети вместе с взрослыми делают кормушку и вешают ее на березу. К ней то и дело подлетают птицы: зимой им голодно, а весной и летом они помогут дереву спастись от вредителей.

После прогулки в альбоме наблюдений нарисовать кормушку и прилетевших к ней птиц, а также изобразить березу и метель.

Детей можно спросить: что помогает дереву устоять во время урагана? (корни). Они находятся в земле и удерживают дерево от падения.

ВЕСНА

Наблюдение 1.

Что нужно нашему дереву?

Программное содержание. Углубить представление о взаимосвязи живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность березы.

В беседах с детьми уточнить следующее. Дерево не может жить без света. Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет. Любит ли наша береза свет? Она растет на открытом или затемненном месте? Дерево не может жить и без тепла. От количества тепла зависит начало появления листьев на дереве. Зимой холодно, поэтому листьев нет. Деревья пьют воду, как и люди. Воду дерево получает с дождем, с талой водой, пьет ее из земли - почвы.

Деревья, как и мы, должны дышать, дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они не заметны. Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ. Птицы тоже нужны дереву: они поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред. Ветер переносит семена березы. Дождевые черви участвуют и образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делая ее пригодной для развития растений.

Наблюдение 2.

«Еще в полях белеет снег...»

Программное содержание. Учить замечать малейшие изменения в природе и их влияние на состояние березы.

Рассказать историю Беляночки и предложить детям сочинить рассказ о ней, о том, какие изменения происходят с ней в начале весны.

В альбоме наблюдений целесообразно нарисовать инструменты ухода за деревом: лопату, лейку, грабли.

Наблюдение 3.

Березовые почки

Программное содержание. Дать представление о том, что у каждого дерева почки особые, отличаются от других.

Оживают деревья. Их соки, согретые теплым весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам.У одних деревьев они круглые, у других - продолговатые; у одних - мелкие, у других - крупные. У всех деревьев есть почки, и все они разные. У березы почки мелкие и продолговатые (сравнить березовые почки с почками других деревьев).

Наблюдение 4.

Березовый сок

Программное содержание. Формировать представления о сходстве процессов в организме человека и растения. Углублять бережное отношение к растительному миру. Продолжать учить делать простейшие умозаключения, имитировать характерные движения деревьев.У людей по сосудам движется кровь, помогает ей в этом сердце. У деревьев есть что-то вроде крови - это сок: он движется по стволу и помогает дереву расти, быть здоровым.

Приходилось ли детям наблюдать весенний сбор сока? Что будет с человеком, если вся кровь вытечет? Значит, нельзя отбирать у дерева весь сок: оно может погибнуть.

Летом, когда солнышко пригревает, сок в дереве течет быстро-быстро. (Несколько минут дети активно двигаются - сердцебиение учащается.) Так же быстро течет и кровь по венам.

Наступает осень: деревья меняют наряд, а люди - одежду. Солнышко греет все меньше и меньше - сок движется по стволу березы все медленнее и медленнее.

Наступает зима, береза сбрасывает листья и засыпает (под спокойную музыку дети 1 -2 минуты сидят с закрытыми глазами, дышат глубоко и спокойно -сердце бьется тихо, спокойно). И сок в березе течет медленно.

Наблюдение 5.

Береза цветет

Программное содержание. Дать представление о том, что такое семена; и показать, как береза цветет, сказать, что в конце лета у нее появятся семена, из которых впоследствии вырастут молодые березки.

В мае береза зацветает: на одних деревьях появляются сережки желтые, а на других - зеленоватые. Ветер подхватывает золотистую пыльцу с желтых сережек и переносит ее на зеленые. К концу лета появляются крылатые семена, Они падают на землю, и впоследствии из них вырастают молоденькие березы.

Наблюдение 6.

Лист зеленеет молодой

Программное содержание. Обратить внимание на весенние ароматы (пахнет корою березы), на яркое солнечное освещение, на свежую зелень молодой листвы. Светло и празднично весной около берез. Они нарядились в белые атласные сарафаны: сбросили потрескавшийся за зиму верхний слой бересты, побелели, кора их стала гладкой, шелковистой. На белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски, через которые береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням. Старые березы – высокие, стволы у них внизу темные, покрытые толстой, грубой, морщинистой корой, а вверху более светлые, серебристо-белые. Зеленые ветви струятся по ветру, словно девичьи косы. Едва повеет теплом, как береза окутается легким прозрачным изумрудно-зеленым облачком.

ЛЕТО

Наблюдение 1.

Нагревается ли ствол березы в жаркую погоду?

Программное содержание. Побудить детей найти ответ на вопрос: «Почему ствол березы не нагревается в жаркую погоду?»

В коре березы есть особое вещество - бетулин. Он окрашивает кору в белый цвет. Он отражает солнечные лучи. Вот и остается ствол березы прохладным.

Наблюдение 2.

Какие животные и насекомые живут рядом с березой?

Программное содержание. Обсудить с детьми, кто живет под и на березе.

Лесные обитатели с удовольствием пьют березовый сок. Так, дятел, пробив отверстие в коре крепким клювом, лакомится живительной влагой. Улетит дятел - слетятся к березе синицы, зяблики, малиновки. Любят сладкий березовый сок медведь, глухарь, муравьи, бабочки - лимонницы и крапивницы.

Наблюдение 3.

Какие грибы растут под березой?

Программное содержание. Дать представление о березовой роще и подберезовике, об их взаимосвязи.

Как называется место, где растет много берез? (Березовая роща.) Давайте попробуем поискать здесь грибы. Как вы думаете, как называется этот гриб? (Подберезовик) Этот гриб можно найти не только под березами, но чаще он растет именно под этим деревом.

Наблюдение 4.

Развитие семейных традиций

Программное содержание. Развивать семейные традиции, совместную деятельность детей и роди гелей.

Поздоровавшись и поговорив с березкой, дети делятся с родителями своими знаниями о березе, о том, что она нуждается в уходе. Родители рассказывают о том, что у них тоже есть деревья, которые имеют большое значение в их жизни (например, посадили в честь каких-то семейных событий. Можно подготовить семейные альбомы наблюдений за деревом.

Наблюдение 5.

Семена

Программное содержание. Рассказать о взаимосвязи всех процессов, происходящих с березой.

Обобщить имеющиеся у детей знания о жизненном цикле дерева. Побудить к разговору о березе, используя ласковые слова.

Наблюдение 6.

Листья начинают желтеть...

Программное содержание. Полюбоваться красотой березы после дождя; понаблюдать за цветом листьев (начинают желтеть).


Наблюдение за березой. Занятие на прогулке для учащихся младшего школьного возраста с ОНР

Судакова Людмила Анатольевна, учитель изобразительного искусства, учитель - логопед, КГБС(К)ОУ «Барнаульская С(К)ОШИ №4 V вида»
Описание материала: Материал предназначен для учащихся младшего школьного возраста с ОНР,обучающихся в специальной (коррекционной) школе для детей с ТНР. Предложенный материал может быть использован в работе педагогов - логопедов и воспитателей для групповых и индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, в том числе и для занятий с детьми, имеющими нарушения речевого развития.
Цель: Систематизировать знания учащихся о березе.
Задачи:
- формировать лексико - грамматический строй речи, связную речь;
- развивать наблюдательность, воображение, память;
- воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное.
Оборудование: мяч,коробка с различными листьями.

Ход занятия

Организационный момент.
Посмотрите вокруг
- Какое время года?
- Назовите осенние месяцы.
- Какие три вида осени вы знаете?
- В сентябре осень какая?
- Какое сегодня число?
- Сейчас идет, какая осень?
- В каком месяце будет поздняя осень?
Введение в тему.
Сейчас я загадаю вам загадку, и вы узнаете, какое дерево русскому народу милее всех.
- Что значит «милее»? (больше всего нравится)
На пригорке примостилась,
Распустила волосы,
В бело платье нарядилась,
А на платье полосы.
- Что это? (береза)
- Так за чем мы сегодня будем наблюдать?
Основная часть.
Посмотрите, где у нас на территории школы находятся березы. Подойдите к ним.
Полюбилась русскому народу белоснежная березка. Сколько песен, стихов сложено о ней!
- Какие песни о березе вы знаете? (Во поле березка стояла, …)
- Может кто – нибудь знает стихи, загадки о березе?
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
А. Прокофьев

Давайте посмотрим на березку и вспомним первую строчку загадки.
На пригорке примостилась
- Пригорок, что это? (возвышенность)
- Значит, береза любит какие места? (солнечные, незатененные, чтобы ничего не мешало)
Вторая строчка:
Распустила волосы
- Что у березы сравнивают с волосами? (листья и ветви)
- Листья и ветви как называются? (крона) Повторить всем вместе. Спросить по одному «крона».
- Почему в загадке говорится, что береза распустила волосы? (ветви березы склоняются к земле)
Третья строчка:
В бело платье нарядилась
- О каком белом платье говорится в загадке? (о стволе)
- А есть еще деревья с белым стволом? (это единственное дерево у которого ствол белый)
- Если у березы ствол белый, значит береза какая? (белоствольная) Повторить всем вместе.
Спросить по одному «белоствольная».
- Как вы думаете, почему? (в коре березы есть белое вещество – бетулин. Бетулин окрашивает
кору дерева в белый цвет)
Четвертая строчка:
А на платье полосы
- Почему полосы, что это? (серые наросты)
- Потрогайте ствол березы. Он какой? (шершавый)
- Почему он такой получился? (был ствол белый, гладкий, а затем кора потрескалась, и наросли
серые шишки, т. е. наросты)
- Значит у березы ствол какой? (белый с серыми наростами)
Посмотрите на березу, сейчас мы будем подбирать к существительным прилагательные.
Игра с мячом «Доскажи словечко».
- Береза какая? (белоствольная, стройная, высокая, красивая, молодая, нарядная…)
- Ствол какой? - по цвету (белый, серый…)
- по толщине (тонкий…)
- Ветви какие? - по толщине (тонкие…)
- по гибкости (гибкие…)
- Листья какие? - по размеру (мелкие…)
- форме (круглые с зубчиками)
- по цвету (зеленые, желтые, красных нет!)
А сейчас будем к существительным подбирать глаголы.
Береза что делает? (стоит, растет…)
Ветви что делают? (растут, качаются, гнутся…)
Листья что делают? (шелестят, висят, растут, желтеют, опадают, кружатся…)
Молодцы!
Игра «Найди листок».
Учащимся предлагается коробка с различными листьями, нужно выбрать только березовый лист.
Один ученик проверяет правильность выполнения задания.
Кроме того, что березой восхищаются, любуются, как вы думаете, какую пользу приносит береза?
- Дрова
- Березовый сок
- Мебель
- Бумага
- Березовые веники
- Березовые почки
- Птицы питаются семенами…
Итог занятия.
- О чем мы говорили сегодня на занятии? (о березе)
- Что нового вы узнали о березе?
- В народе есть поверье, что береза дерево лечебное. Если обнять ствол березы, то она даст тебе силы, здоровье. Давайте подойдем к березе, обнимем ее, и она даст нам силы.

Воеводина Людмила Александровна

Цель : расширять представление о деревьях; формировать знания об особенностях берёзы, по которым её можно выделить среди других деревьев; развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.

Загадываю загадку о дереве.

«Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет :

В шубке белой зимой,

Вся в серёжках весной,

Сарафан зелёный летом,

В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит» (Береза ) .

Про кого эта загадка? Посмотрите вокруг, есть ли у нас на участке это дерево? Подойдем к березе и рассмотрим ее внимательно.

Чем береза отличаются от других деревьев? Какие деревья вы знаете?

Давайте рассмотрим её ствол (он белый, с чёрными полосками – похож на сарафан.)

Что есть у берёзки? (Ствол, ветки такого ствола нет у других деревьях) . А листочки есть у березы зимой ? (Ответы детей) . Посмотрите, а береза низкое или высокое дерево?

(Ответы детей) . Берёзой можно постоянно любоваться, она украшает участок.

Зимой берёза не замерзает, она живая, но находится в состоянии покоя, отдыхает, так как очень холодно, мало света, вместо воды – это снег. В морозные дни ветки деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать , не гнуть, не стучать по стволу лопатой, не наезжать на них санками. А сейчас на веточках березы лежит снег . Посмотрите, сидят ли птички на веточках? (Ответы детей) . Мы с вами рассматривали сюжетные картины про березу в разное время года . Весной дерево просыпается, у нее появляются маленькие липкие почки, а из этих почек вырастают постепенно зеленые листочки. У неё красивые опущенные ветки с листьями. Весной мы обкапываем вокруг дерева, поливаем водой. Птички очень любят сидеть на веточках и греться на солнышке, петь песенки. Провожу Физминутку : «Берёза»

Мы березку посадили (Выпрямиться.)

Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)

И березка подросла , (Встать.)

К солнцу ветки подняла (Руки вверх.)

А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)

И ребят благодарила. (Поклоны головой.)

Все живое просыпается. А летом, на берёзе много листьев зеленых. Как хорошо летом отдыхать возле нашей берёзы. Обязательно надо поливать все растения, без воды все засохнет.

На неё приятно смотреть, когда она спокойная (без ветра) и когда она шелестит и раскачивается под ветром. Осенью, к сожалению, листья облетают с деревьев, птицы улетают на юг, день становится короче, часто идет дождь, выпадает первый снег, появляется первый лед, люди одеваются теплее. Берёзу надо оберегать : не стучать по стволу, не царапать кору, не ломать ветки. Берёза одинаково хороша в любое время года. Провести игру на различение деревьев «Раз, два, три - под берёзку беги» . Сегодня мы с вами беседовали о березе , вы все молодцы.

Публикации по теме:

Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за елью» Цель: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира. Задачи: 1. Формировать представление о внешнем виде хвойных деревьев.

Конспект прогулки в средней группе:»Наблюдение за изменениями в природе» Цель: ; совмещать ознакомление с изменениями в природе с формированием.

Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за птицами поздней осенью» Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за птицами поздней осенью». Цель: закрепить знания о птицах. Задачи: Образовательная: уточнить.

Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за птицами зимой» Задачи: учить сравнивать синичку и воробья, называть их отличительные признаки, воспитывать желание заботиться о зимующих птицах Ход прогулки:.

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за ветром» Программные задачи: наблюдение за ветром, учить детей проводить опыты с ветром, делать выводы, определять силу ветру с помощью вертушки,.

Конспект прогулки в старшей группе. Наблюдение «Скворцы у скворечника» Цель: Рассмотреть поведение птиц в весенний период и обогатить знание детей о птицах. Задачи: Расширять представление детей.

Конспект зимней прогулки в старшей группе «Наблюдение за березой». Конспект зимней прогулки в старшей группе «Наблюдение за березой». (Дети стоят возле воспитателя) -Собираются ребята Вместе весело гулять.

План-проект наблюдений: «Белоствольная подруженька березка».

Воспитатель высшей квалификационной категории Мельникова Клавдия Аркадьевна

МБДОУ детский сад № 296, г.Уфа, Республика Башкортостан

1-ая неделя 2ая неделя Зя неделя 4ая неделя

С е н т я б р ь Объяснить детям задачи: «детям хочется, чтобы с ними дружили, вместе будет весело и детям, и деревьям». Познакомиться с деревом -березка растет на нашем участке, ей одиноко. Она каждый раз ждет, когда мы выйдем погулять, хочет с нами подружиться. Сравнить части нашего тела и березки. Какой высоты березка? (Она выше нас). Попытаться обнять ствол. Сфотографироваться с березкой, вспомнить «имя» дерева и прошептать ему свое. Выяснить, что нужно дереву для роста: вода, солнце(Дает тепло и свет). Нарисовать в альбоме солнце и дождик. Познакомиться с соседями нашей березки - липой и елочкой. Рассмотреть их, найти части: ствол, ветки, листья. Исследовать хвою елки. На что она похожа? Какого она цвета? Потрогать, острый ли кончик у хвоинки. Рассмотреть листья. Много их или мало? Какого они цвета? Березка нарядилась в «желтое платье». А какого цвета наши наряды (Курточки, штанишки)? Обвести контур листа: какие у него края(зубчатые, гладкие)? Кончик острый или тупой? Собрать листья и поставить их в вазу в группе.

О к т я б р ь Продолжать рассматривать листья. Поверхность листа -это «ежик», «петушок» или же она гладкая? Рассмотреть черешок. Какой он? Есть ли у него выемка? Провести пальчиком по жилкам. Найти разные оттенки листьев, собрать разноцветные листья, прикрепить их в альбом. Сравнить размер и форму березового и липового листа. Рассмотреть кору. Погладить ее определить, какая она: гладкая или шершавая? Какого цвета кора? Она теплая или холодная? Зачем детям нужна одежда? (Защищает от холода, ожогов, порезов) Кора - это «одежда» березки. Понюхать, чем пахнет ствол. Поднять голову вверх, посмотреть на верхушку дерева: какого цвета верхняя часть ствола? Изучить корни: попробовать вытащить дерево из земли. Что его держит? Зачем нужны корни? Для того чтобы дерево росло, ему нужны не только тепло и вода, но и пища, которую корни «добывают» из земли. Рассмотреть нижнюю часть ствола и корни. Исследовать дождь и иней. Каким животным березка может помочь спрятаться от дождя? Понюхать дерево в дождливую и в солнечную погоду. Утром рассмотреть иней на деревьях. Что это такое? Откуда он взялся? Когда появляется? Какого цвета?

Н о я б р ь Изучить снег. Обрадовалось ли дерево первому снегу? Тепло ли будет ему под снегом? Помогает ли снег дереву? (Укрывает березку, как одеялом, и она спит зимой). Рассмотреть дерево. Куда делись листья? (Березка стоит голая). Дерево грустное или веселое? Как деревья готовятся к зиме? (Сбрасывают свой наряд и засыпают). Почему листочки не растут осенью? Чего не хватает дереву? (Солнышка, тепла). Выяснить, как человек использует березу (для изготовления спичек, бумаги). Опустить спички в воду и посмотреть, тонут они или нет. Почему не тонут? (Легкие). Сравнить спички с железом, камнем: что тяжелее? Продолжить изучение коры, погладить ее. Какая она в это время года? Какого цвета? Какая сейчас одежда у людей? Вспомнить, для чего нужна дереву кора. Сделать карандашом зарисовку коры на бумаге и поместить ее в альбом. Понюхать, чем сейчас пахнет кора. Она холодная или теплая?

Д е к а б р ь Исследовать снег вокруг дерева. Он чистый или грязный? Взять образец снега в группу, чтобы он растаял. Рассмотреть талую воду. Она чистая или грязная? Помогает ли сейчас снег дереву? Измерить его глубину палочкой. Чем больше снега, тем теплее дереву зимой. Какого цвета снег?

Повесить на березку кормушки. Объяснить, что дерево - это столовая и дом для животных. Какой корм любят птицы? Что нужно принести воробьям, синичкам? Рассмотреть внешний вид птиц, прилетевших на кормушку. Отметить их особенности: летают, есть крылья, клювы. Продолжать наблюдения за птицами. Понаблюдать за березкой во время снегопада. Рассмотреть, потрогать снег. Какой он? (Холодный, мокрый). Какого цвета? Рассмотреть снежинки на ладошке. На что они похожи? Во что снежинки превращаются на ладошке? Приготовить подарки для березки к Новому году - цветные льдинки. Украсить ими дерево. Поздравить с праздником, почитать стихи. Понравились ли они березке?

Я н в а р ь Наблюдать за деревом в ветреную и безветренную погоду. Что делает дерево зимой? (Спит, отдыхает). Мешает ли ему ветер? Понаблюдать, как качаются, гнуться ветки. Какая погода больше нравится березке: ветряная или безветренная? Разучиваем стихотворение С.Никитина:

Белая береза

Под моим окном,

Принакрылась снегом,

Точном серебром. Читаем его дереву. Приятно ли березке слушать стихотворение? Какое у нее настроение в этот зимний, прохладный день? Подсыпать корм в кормушки. Наблюдать за птицами. Сравнить внешний вид, повадки воробья и голубя. Отметить их особенности: наличие крыльев, клювов. Почему птицам зимой трудно найти еду? Понаблюдать за березкой во время снегопада. В «платье» какого цвета нарядилась наша березка? Тепло ли ей в таком наряде? Помогает ли снег дереву? (Спасает корни от вымерзания, укрывает их). Измерить снег палочкой, как в декабре и сравнить результат.

Ф е в р а л ь Наблюдать за снегом. Какого цвета снег под деревом? (Белый). Рассмотреть снег на солнце. (Блестит, переливается). Чистый ли под деревом снег? Видны ли на нем следы грязи7 (Дети вспоминают опыт, проведенный в декабре). Наблюдать за стволом и ветками. Сравнить ствол и ветки со своим телом: - ствол - это туловище, ветки - руки. Ствол у березки толстый или тонкий? Как это можно проверить? (Обхватить ствол руками).ствол тонкий. Затем обнять липу: какой у нее ствол? (Толстый). Наблюдать за солнцем, греет ли оно зимой? (Нет, зимой холодно, поэтому одеты дети в шубы и валенки). Обсудить, где зимой спрятались насекомые? (Под землей, под корой дерева). Чем они там занимаются? (Спят). Солнышко не греет, им не хочется выходить. Посмотреть трещинки на деревьях. Подчеркнуть, что дети растут и березка растет. Она живая, как и мы. Поэтому не нужно ломать ветки, повреждать кору. Что мы делаем, когда порежемся? А если у березки будет порез на коре, что нужно сделать? А если отломится ветка?

М а р т Продолжать наблюдать за кормушкой. Какие птицы прилетают к дереву? Какая еда им больше нравится? Что едят воробьи, синицы, голуби? Какого цвета перья у синицы? У голубя? Кто из них больше? Что помогает птицам летать? А можем ли мы летать? Почему? Наблюдать за солнцем. Много ли света оно дает? Хорошо ли греет? Какая одежда на детях? Почему они сняли валенки? Рада ли березка весне? Почему? Что с ней происходит в это время года? Какое у нее настроение? (Веселое, солнечное, радостное, хорошее). Наблюдать за таянием снега. Где он тает быстрее всего? У ствола. Березка хочет «пить», другие деревья тоже, (посмотреть на ее соседей: ель, липу). Корни деревьев впитывают воду. Измерить палочкой глубину снега у березки, сравнить с предыдущими результатами. Наблюдать за почками. Березка проснулась и у нее появились почки. Потрогать их осторожно. Какие они: пушистые, гладкие, клейкие? Можно ли к ним приклеится? Чем они пахнут? Проследить, как из почки появляется листочек.

А п р е л ь Изучить ствол. Каким он стал? (Погладить, прижать щекой). А если обнять руками, можно сказать, что ствол... Исследовать кору и вспомнит предыдущие исследования. Наблюдать за ручейками на участке. Откуда берутся ручейки, лужи? (Снег тает, превращается в воду). Выяснить, куда бегут ручейки: по направлению к березке или нет. Изготовить кораблики. Проверить, принесут ли ручейки кораблики к березке. А к другим деревьям? Изучать почву. После таяния снега понаблюдать за опавшими листьями. Вспомнить, какими они были осенью (посмотреть в альбом), сравнить, отметить изменения. Объяснит детям, что все ценные питательные вещества, которые были в листьях, вернулись обратно в землю. Корни деревьев добывают пищу и дерево растет. Обсудить, любит ли березка дождь? Может ли он напоить растения? Какое «настроение» у дерева во время дождя? Меняется ли после дождя цвет коры, листьев? Помогает ли дерево каким-нибудь животным укрыться от дождя? Где они могут это сделать? (Под листьями, в трещинах коры). Чьим зонтиком можно назвать дерево?

Исследовать листья. Предложить детям погладить листочек руками (сначала сверху, потом снизу). Какой он: гладкий, колючий, шершавый? Потрогать кончик листа. Он острый или тупой? Твердый или мягкий? Провести пальчиком по его окружности. Какой у него край: ровный или с выемками? Что напоминает форма листа?

Проверить влажность почвы. Взять палочку и попробовать воткнуть ее в землю у дерева. Легко или трудно это сделать? Если земля сухая, что мы можем сделать? Как помочь березке? (Полить ее).

Проверить перед дождем, не появились ли возле березки дождевые черви. Если да, то «познакомиться» с ними, потрогать, понаблюдать, как они ползают. Дождевые черви рыхлят почву, перерабатывают гниющую листву, а значит, оказывают помощь дереву. Если червяк окажется на тропинке, перенесите его под дерево, чтобы никто на него не наступил.

Провести праздник «День березки». Изобразить деревья в движении, потанцевать и поиграть вокруг дерева. Пригласить в гости «солнышко» и «дождик».

Вера Ворончихина
Наблюдение за березой в подготовительной группе

Наблюдение за березой в подготовительной группе .

Задачи :

Уточнить и обогатить знания детей о березе ;

углубить представление о взаимосвязи живой и неживой природы;

познакомить о значимости березы для людей в наши дни и в древности;

воспитывать любовь и бережного отношения к живой природе.

Словарная работа : березовая роща , береста , чага, деготь березовая лучина .

Предварительная работа :

Наблюдение за березой в разное время года ;

рассматривание картин И. Левитана «Березовая роща » , «Золотая осень» ; К Юона «Мартовское солнце» ; И. Грабаря «Февральская лазурь» ; И. Шишкина «Лесная глушь» ; А. Рылова «Осень на реке Тесна» ; А. Саврасов «Грачи прилетели» и др. ;

отгадывание загадок о деревьях; рассматривание иллюстраций, картин;

чтение стихов и рассказов о березе , заучивание стихотворения С. Есенина «Береза » ;

дидактичаские игры «От какого дерева лист» , «Узнай дерево по коре» ; подвижная игра «1, 2, 3 к дереву беги» .

Ход наблюдения:

Воспитатель : - О каком дереве говорится в загадке?

Русская красавица,

Стоит на поляне.

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

(Берёзка)

Как вы узнали (Растет в России, ствол белый, зеленая крона) .

Береза – это куст или дерево? (дерево)

Как выглядит береза ? По каким внешним признакам можно узнать это дерево? (Ствол белый, ветки свисающие, гибкие, листья маленькие, треугольной формы). Где растет (В лесах, в городах, в деревнях нашей России) .

Береза - самое красивое дерево наших лесов. Хороша она в смешанном лесу, где ее белый ствол и ажурная листва выделяются на фоне темнохвойных деревьев. Но особенно красив лес, состоящий из одних берез – березовая роща

В ясную погоду их кружевные кроны пронизаны солнечным светом. Цвет березовой коры не случаен : белизна предохраняет стволы и ветви от обжигающего действия весеннего солнца. В любой день белые стволы остаются прохладными на ощупь.

Познавательно – экспериментальная деятельность : Нагревание на солнце кусочков ткани белого и черного цвета.

Воспитатель : - Проверим, какая ткань сильнее нагреется. А вы как думайте? (темные предметы нагреваются гораздо сильнее светлых : они поглощают больше энергии). Поэтому в жаркую погоду надо носить светлую одежду, чтобы не было солнечного удара, перегревания.

Беседа о березе .

Береза светолюбивое растение, иссушает влажную почву. Размножается семенами, порослью от пня.

Растет быстро, с берёзами хорошо уживаются молодые ели.

Береза насчитывает собой 20 видов.

В Европейской части нашей страны встречаются два вида :

- береза бородавчатая (повислая) ;

- береза пушистая . Это стройное дерево высотой до 20-25 м.

Чага применяется для лечения некоторых болезней желудка и кишечника, как общеукрепляющее средство, но со временем дерево погибает.

Вопросы к детям :

Что вырастает на березе ? (Чага) Под березой (Подберезовик )

Что дает береза птицам (тень, питание, дом)

Что дает береза животным (дупло на дереве, нора под деревом)

Что дает береза насекомым (укрытие от врагов, питание)

Что дает береза людям ? За что ценят березу в России ?

Ветвями берёзы украшают церкви и жилища на Троицу. Считалось, что запах берёзы излечивает и помогает от сглаза, а берёзовый сок, собранный в особые дни марта и апреля, очищает кровь.

Листья дают с квасцами жёлтую краску для шерсти.

Берёзовая лучина считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб - она горит ярко и почти без копоти.

Берёзовые веники заготавливаются как корм для домашнего скота, на зимний период. Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане.

Берёза используется при заготовке дров, дает больше тепла.

На постройки берёза мало годится, так как скоро загнивает благодаря развитию грибка.

Используется для изготовления высококачественной фанеры, лыж, мелких резных игрушек, прикладов огнестрельного оружия.

При сухой перегонке белой коры образуется дёготь. (Нагревание без доступа кислорода) .Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство. В старину им смазывали ступицы тележных колёс для уменьшения трения.

Верхний слой коры берёзы имеет собственное название - берёста, или береста (допустимы оба варианта написания и произношения) .

Благодаря присутствию смолистых веществ берёста отличается чрезвычайной прочностью. Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти, служила материалом для письма (берестяная грамота ) .

Народности Севера и Дальнего Востока использовали берёсту для изготовления лодок и сооружения жилищ - чумов.

Почему березу называют русской красавицей, является символом России?

С давних времен береза считается символом России. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой березы ? А русский лес без светлой березовой рощи ? А русскую баню без березового веника ?

Береза стала символом России благодаря поэту С. А. Есенину. В его стихотворениях береза напоминает о родном доме, с малой родиной, с русской деревней, по которой скучает человек находящийся вдали от России.

Чтение стихотворения С. Есенина «Береза » .

Какое стихотворение С. Есенина мы с вами знаем (Береза )

Кто помнит и может нам рассказать?

Выслушивание 2-3 чтецов. Совместное чтение стихотворения с детьми. Поощрение детей за выразительное чтение и за знание.

Где бы ни росла береза – всюду

она приносит людям радость и свет.

Береза – символ России , нашей Родины.

И быть ей на наших просторах вечно,

потому что вечен наш народ, и вечна

наша родная земля.

Хороводная игра «Во поле береза стояла »

А мы с вами ребята, встанем дружно в хоровод, как любили наши бабушки и дедушки и споем русскую народную песню.

Подвижная игра «1, 2, 3 к дереву беги»

Цель : Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; развивать двигательную активность, воспитывать интерес к подвижным играм.

Ход игры:

По команде воспитателя : «Раз, два, три - к березе беги » , ребенок бежит к березе и встает рядом с ним. На сигнал : «Раз, два, три - ко мне беги!» - возвращается к воспитателю. Так же называются другие деревья, которые растут на участке (ель, лиственница, осина)

Игра малой подвижности «Хорошо – плохо»

Цель : Закрепить знания детей о значимости березы . Учить выделять хорошие и плохие стороны дерева. Развивать мышление, внимание, память. Воспитывать интерес к окружающей природе.