Аскольд запашный дети. Элен Запашная: «Аскольд — самый лучший папа на свете

Эта династия ведет свое начало еще из дореволюционной России. Родителями шоумена являются Татьяна и Вальтер Запашные, специализирующиеся на дрессировке диких животных. Старший брат Эдгард тоже работает в области циркового искусства. Детство Аскольд Запашный провел за кулисами цирка и уже в 10 лет мог работать со львами и заходить к ним в клетку.

Биография

Артист родился 27 сентября 1977 года в украинском городе Харькове. Он является представителем известной цирковой династии, в которой много знаменитых дрессировщиков.

Все фото 6

Когда братья окончили школу, их родители приняли решение о временном переезде в Китай, где для их выступлений была выстроена летняя арена в городе Шэньчжэнь. Это был 1991 год, когда страна переживала нелегкие времена. Гастроли в азиатском государстве позволили семье спасти животных от верной гибели, ведь их было нечем кормить, а на их содержание требовались внушительные суммы денег. С тех пор братья решили стать блондинами, чтобы выделяться среди темноволосых китайцев.

Братья Запашные перехватили эстафету семейного успеха. Со своими шоу они объездили почти весь мир. Артисты побывали в Монголии, Казахстане, Японии, Белоруссии. Несмотря на бурную гастрольную деятельность по России и за рубежом, Аскольд сумел окончить ГИТИС, получил диплом с отличием. Он свободно говорит по-английски и по-китайски.

Карьеру в цирке Запашный начал с относительно простых номеров: жонглирование на лошади, выступления с дрессированными обезьянками. Аскольд Вальтерович владеет многими другими видами циркового искусства, такими как хождение по канату, акробатика. С дикими животными он выступает много лет, в 1998 году отец передал сыновьям номер «Среди хищников». Артист так отточил свое мастерство, что сумел попасть в Книгу рекордов Гиннесса, осуществив самый длинный прыжок верхом на льве. Этот номер считается смертельно опасным.

Запашные оказались успешными продюсерами, они владеют предприятием «Цирк братьев Запашных». В их списке есть немало шоу, которые вошли в историю шоу-бизнеса России. Сам Аскольд Запашный стал обладателем званий «Заслуженный артист России» (1999) и «Народный артист России» (2012). С некоторых пор он является художественным руководителем Большого Московского государственного цирка. «Цирк братьев Запашных» готовит для зрителей разнообразные представления, которые включают выступления эквилибристов, акробатов, клоунов и воздушных гимнастов. Однако номера с дрессированными львами и тиграми – фирменный знак их предприятия. Впрочем, в программах шоу этого цирка есть и другие животные: попугаи, собаки и лошади.

Одним из направлений развития карьеры Аскольда Запашного является телевидение. Он часто снимается в популярных шоу, участвует в телевизионных конкурсах, играх. Аскольд снимался в передаче Первого канала «Ледниковый период – 4», где учился фигурному катанию, работая в паре со спортсменкой Марией Петровой.

Артист является активным участником социальной и политической жизни России, входит в число доверенных лиц президента РФ Владимира Путина. Его часто можно увидеть в числе знаменитостей, подписывающих петиции и обращения к гражданам и различным политикам страны.

Личная жизнь

С 2009 года артист женат на женщине по имени Элен. У него есть две дочери: Ева и Эльза. Запашный не любит распространяться о личной жизни, редко дает интервью, в которых рассказывает о супруге и детях. Причиной такого положения дел являются угрозы фанаток, которые периодически получает его семья. Влюбленные в дрессировщика девушки-подростки временами обещают облить его жену кислотой. Даже о факте женитьбы Аскольд Запашный сообщил журналистам после того, как состоялась свадьба. Отношения пары развивались довольно медленно, поначалу артист не был уверен в том, что нашел свою половинку.

На момент знакомства с будущим мужем Элен была гражданкой Израиля и училась в университете Минска на врача. Она отслужила в израильской армии, пробовала работать в качестве модели, подрабатывала в магазинах. После свадьбы жена артиста стала заниматься семьей и детьми.

Аскольд моложе Эдгара на полтора года, и его дочери тоже родились с небольшой разницей во времени. Ева старше Эльзы чуть больше чем на год. Артист признается, что мечтал о том, чтобы у его детей была маленькая разница в возрасте. Но не пытался давить на жену в этом вопросе, Элен сама пошла навстречу его мечте. Он надеется, что когда-нибудь дочери продолжат династию, и уже сейчас продумывает номера для будущего «Цирка сестер Запашных». Счастливый папа сам выбирал дочерям имена, стараясь сделать так, чтобы они были звучными и красивыми. Ведь в мире шоу-бизнеса такие вещи имеют огромное значение. А у Запашного-младшего, как и у всей его семьи, имеются планы на то, чтобы вырастить и воспитать наследников своей цирковой империи.

Цирковая династия Запашных берет своё начало с конца XIX века. Родоначальником династии принято считать выходца из прибалтийских немцев Карла Томсона. Работавший в жанре клоунады и музыкальной эксцентрики, он появлялся на манеже под псевдонимом Мильтон. Дочь Карла Лидия продолжила дело отца. С пятнадцати лет она выходила на публику в качестве гимнастки и цирковой наездницы. Её мужем стал человек, давший династии сегодняшнюю фамилию – Михаил Запашный.

В цирк Михаила пригласил легендарный борец Иван Поддубный. В городе Ейске он увидел портового грузчика недюжинной силы и предложил ему круто изменить свою жизнь. Цирковая карьера Михаила началась с французской борьбы, где он выступал под именем Орлёнок. Славу артисту принес созданный им позднее номер «Акробаты-снайперы», сочетающий в себе силовую акробатику и стрельбу из винтовки. В этом номере Запашный и его партнёр Георгий Мельченко выступали как братья Мильтонс.

Михаил хотел, чтобы его дети получили хорошее образование и выбрали для себя другую профессию. В нарушение традиций, он не брал их с собой на гастроли, и Сергей, Вальтер, Анна, Мстислав и Игорь провели детство с бабушкой, в маленьком доме в Ленинграде. Там их застала война. Домик сгорел при бомбёжке, и какое-то время бабушка с внуками жила в цирковой гримерной. Позже им повезло покинуть город по «Дороге жизни» и оказаться в Саратове, где дети наконец воссоединились с матерью Лидией Карловной, оказавшейся из-за блокады отрезанной от семьи. Именно в Саратовском цирке младшие Запашные начали свою цирковую карьеру. 16-летний Вальтер создал акробатический номер, в котором выступал вместе с 6-летним Мстиславом. Номер пользовался неизменным успехом, и это помогало прокормить семью. Среди жанров, которые пробовали Сергей, Вальтер, Мстислав и Игорь, были дрессура лошадей и хищников, воздушная гимнастика, джигитовка, клоунада и мотогонки.

В 1954 году к младшим Запашным пришел первый серьезный успех. Был подготовлен и выпущен номер «Акробаты-вольтижеры», в котором приняли участие все четверо братьев Запашных. Молодые артисты исполняли трюки, равных которым нет до сих пор, и это было отмечено четырьмя золотыми медалями на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов. Позже братья создали вошедший в историю цирка номер «Акробаты-вольтижеры на лошадях».

В 1958 году Вальтер решает оставить акробатику и посвятить себя дрессуре хищников. Аттракцион увидел свет в 1961 году, его премьера едва не закончилась трагедией – на дрессировщика набросилась тигрица Багира, оставив на его теле более ста рваных ран. После длительного лечения Вальтер вернулся в дрессуру и еще много лет проработал со строптивой хищницей.

«Среди хищников» стал триумфом дрессуры. В манеже с дрессировщиком одновременно находилось 38 животных – тигры, львы, пантеры и рыси. За выдающиеся заслуги в области циркового искусства Вальтеру Михайловичу были присвоены звания заслуженного артиста РСФСР (1969) и народного артиста РСФСР (1988). В 70 лет дрессировщик передал аттракцион своим сыновьям.

Первой женой Вальтера Запашного стала выступавшая в жанре «каучук» Марица, дочь эквилибристки на проволоке М.А. Якутской. Вальтер ввёл супругу в свой аттракцион. Впоследствии Марица Михайловна продолжила самостоятельно работать с тиграми и пантерами. Дочь Марицы и Вальтера, тоже Марица, стала дрессировщицей собак, а их внук Дан Запашный - жонглером и дрессировщиком шимпанзе.

Свою вторую жену, на тот момент студентку Политехнического института Татьяну Волохатову, Вальтер встретил в Твери. Девушка не сразу приняла ухаживания знаменитого дрессировщика, который был старше ее на 28 лет. Но наконец решение было принято, и в 1975 году Татьяна перебралась в Москву. Вальтер и Татьяна прожили вместе 32 года, вырастив и воспитав двоих сыновей – Эдгарда и Аскольда. Много лет Татьяна вместе с супругом работала в аттракционе с хищниками, а затем, получив второе высшее образование, занялась административной работой, возглавив Цирк братьев Запашных. В настоящее время Татьяна Васильевна Запашная является заместителем директора Большого Московского цирка.

Младший брат Вальтера, Мстислав, также со временем пришёл к дрессуре. Прорывом в этой области стал созданный в 1977 году аттракцион «Слоны и тигры», удостоенный Государственной премии РФ. В 1990 году М.М. Запашному было присвоено звание народного артиста СССР. Мстислав Михайлович выступал также в качестве режиссера цирковых программ. В 1992- 2003 годах он являлся директором и художественным руководителем Сочинского государственного цирка, а с 2003 по 2009 год возглавлял Росгосцирк.

Его сын, тоже Мстислав, народный артист РФ, наиболее известен благодаря аттракциону с хищниками «Триумф XXI века (тигры на зеркальных шарах на земле и в воздухе)».

Эдгард

Эдгард Вальтерович Запашный родился 11 июля 1976 года в Ялте. Вместе с родителями и своим младшим братом Аскольдом Эдгард часто переезжал из города в город: цирковые гастроли в одном городе обычно длятся около месяца. Поскольку братья пошли в школу одновременно, им было легче вдвоем находить в каждом новом городе общий язык с одноклассниками и учителями.

С самого раннего детства мальчики всё свободное время проводили в цирке. Отец строго следил, чтобы сыновья хорошо учились. Даже за «тройки» следовали наказания, самым страшным из которых был запрет на посещение цирка. Метод оправдал себя: братья не мыслили себе жизни без цирка, а учебные результаты тоже оказались впечатляющими, Эдгард закончил школу всего с одной «четверкой», Аскольд – круглым отличником.

Будучи детьми, Эдгард и Аскольд Запашные пробовали себя практически во всех цирковых жанрах. Вальтер Михайлович обучал сыновей акробатике, вольтижу, жонглированию и верховой езде. Первым выходом на публику братья называют участие в новогоднем спектакле, где братья исполнили роли принцев. В 12 лет в Прибалтике Эдгард впервые выступил перед зрителями с сольным номером, продемонстрировав элементы высшей школы верховой езды.

Родители считали, что детям необходимо гармоничное развитие. Поэтому помимо цирка братья по настоянию отца занимались музыкой, танцами и изучением иностранных языков, что несомненно пригодилось им в дальнейшей жизни.

Поскольку дети росли в семье дрессировщика, они много времени проводили с животными. Отец впервые завёл детей в клетку, когда им было 11-12 лет, но о том, чтобы работать с хищниками в этом возрасте, не могло быть и речи. Первыми животными, с которыми начали репетировать Эдгард и Аскольд, стали обезьяны и пони.

В конце 80-х в СССР начались серьёзные перемены, и семья переживала нелёгкие времена. Чтобы сохранить аттракцион животных, Запашные соглашаются на предложение китайской стороны о долгосрочных гастролях и в 1991 году уезжают работать в город Шэнь-Чжэнь, где специально для них был построен большой цирк в сафари-парке. Работающих в необычном для Китая жанре дрессуры хищников артистов хорошо принимала публика Поднебесной, и гастроли затянулись на три года.

В 1996 году Запашные возвращаются в Россию и начинают заново завоевывать отечественного зрителя. В это время братья работают в жанре «жонглеры на лошадях» и с этим номером в 1997 году одерживают свою первую победу в профессии – берут высшую награду на «Первом Всероссийском фестивале циркового искусства» в Ярославле. Чуть позже они начинают вместе с мамой работать с тиграми и львами, и в 1997 году Вальтер Михайлович передаёт сыновьям аттракцион «Среди хищников».

В 1999 году Эдгарду и Аскольду присваивается звание «Заслуженный артист РФ». Затем следуют премия Правительства Москвы, звание лауреата национальной премии «Цирк», победа на Международном конкурсе артистов цирка в г. Саратове и награда «Золотой лев» от Китайской ассоциации циркового искусства. В 2006 году Эдгард вместе с братом впервые попадает в Книгу рекордов Гиннесса, ассистируя ему при исполнении трюка «Прыжок верхом на льве». Второй раз это случится уже в 2011 году, когда Эдгард вместе с Александрой Блиновой и Кристиной Гриценко продемонстрирует трюк «Самая высокая колонна из 3-х человек на бегущей паре лошадей». На сегодняшний день в копилке братьев победы на пяти международных цирковых фестивалях.

С 2007 года братья Запашные представляют в Лужниках грандиозные цирковые шоу, где Эдгард выступает в качестве генерального продюсера, а также участвует в качестве артиста. Он демонстрирует высокое мастерство в различных цирковых жанрах, таких как дрессировка хищных животных, жонглирование на лошади, джигитовка, эквилибр на натянутой проволоке (канатоходец), групповой вольтиж.

С 2012 года Эдгард Вальтерович возглавляет Большой Московский цирк – самый большой стационарный цирк в Европе. Его манеж с 2013 года стал площадкой для Всемирного фестиваля циркового искусства «Идол», где Эдгард выступает как генеральный продюсер и ведущий.

Эдгард – участник многих телевизионных проектов. Он стал победителем шоу «Король ринга». Эдгард снимается в кино, к настоящему моменту в его послужном списке 9 фильмов и сериалов. Он является автором идеи и бессменным ведущим программы «Легенды цирка», в которой рассказывает о выдающихся людях своей профессии.

У Эдгарда Вальтеровича много планов на будущее. Он активно поддерживает и пропагандирует цирковое искусство в России и за рубежом и надеется, что его дочери Стефания и Глория и сын Даниэль продолжат дело отца.

Аскольд

Аскольд Вальтерович Запашный родился 27 сентября 1977 года в Харькове. Как все цирковые дети, братья меняли в год по несколько школ, и чтобы мальчикам было проще адаптироваться в новых коллективах, родители решили отдать их в один класс. Поэтому Аскольд стал первоклассником, когда ему не было и шести лет.

Впервые в качестве артиста Аскольд вышел в манеж в 1988 году в Риге, где они вдвоем с братом приняли участие в новогоднем представлении, исполняя роли принцев. В 1992 году семья уехала на долгосрочные гастроли в Китай, где для них был построен цирк недалеко от города Шэнь-Чжэнь. В Китае братья освоили большинство цирковых жанров и стали полноценными артистами. Чтобы отличаться от местных цирковых артистов, братья покрасили волосы и стали блондинами. За время гастролей в Поднебесной братья выучили разговорный китайский язык. Кроме того, Аскольд свободно владеет английским.

Через четыре года Запашные возвращаются в Россию и практически с нуля начинают завоёвывать отечественную публику. К этому моменту братья уже показали себя как жонглеры на лошадях и дрессировщики обезьян. В 1997 году их профессиональная деятельность была отмечена первой наградой – золотом на фестивале в Ярославле. В те же годы было принято решение, что братья продолжат дело отца и займутся дрессурой тигров и львов. В 1997 году Вальтер Михайлович передал детям свой аттракцион «Среди хищников».

В 1999 году за заслуги в области искусства 21-летний Аскольд получил почетное звание «Заслуженный артист РФ» и стал самым молодым обладателем этого звания в цирке.

В 2006 году Аскольд вместе с братом был занесен в Книгу рекордов Гиннесса с трюком «Самый длинный прыжок верхом на льве». Впервые трюк был исполнен их отцом, но Аскольд первым стал исполнять его без страховки. Лев по кличке Майкл перелетал с одного рейнского колеса на другое с дрессировщиком на спине, преодолевая расстояние 2,3 метра.

Несмотря на то, что братья Запашные известны в первую очередь как дрессировщики хищных животных, каждый из них владеет еще несколькими цирковыми жанрами, и в некоторых из них демонстрирует уникальные трюки. Так, Аскольд выходит в манеж как акробат-вольтижер, канатоходец, жонглер (в том числе на лошади и на сегвеях), акробат на роликах и т.д.

По образованию Аскольд – режиссер, он с отличием окончил Российскую академию театрального искусства (РАТИ - ГИТИС). Поэтому в тандеме «Братья Запашные», где Эдгард отвечает за администрирование, продюсирование и связи с общественностью, на плечах Аскольда лежит вся творческая часть.

В 2000-х годах братья объездили с гастролями практически всю Россию. География их зарубежной гастрольной деятельности на настоящий момент включает Китай, Японию, Венгрию, Монголию, Казахстан, Белоруссию, Монако, Италию, Финляндию, Латвию, Эстонию.

Начиная с 2007 года в дни зимних каникул московские Лужники встречают зрителей, спешащих увидеть новое шоу «Цирка братьев Запашных». Формат подобных зрелищных мероприятий, сочетающих в себе традиционный отечественный цирк с большим количеством животных и новейшие достижения индустрии шоу-бизнеса, захватывающий сюжет и спецэффекты, уникален и является воплощением идей его создателя Аскольда Запашного, который выступает в данных проектах в качестве автора сценария, режиссёра и исполнителя одной из главных ролей. Под его руководством и при его непосредственном участии на сегодняшний день вышло уже 11 таких шоу, на каждом из которых побывало более 300 тысяч человек.

С 2012 года Аскольд Вальтерович является художественным руководителем Большого московского цирка. Он является автором идеи и главным режиссером проходящего в БМЦ ежегодного Всемирного фестиваля циркового искусства «Идол», за несколько лет превратившегося в одно из самых престижных цирковых соревнований планеты. В 2012 году Аскольду было присвоено звание «Народный артист РФ».

Несмотря на колоссальную загрузку, Аскольд является постоянным участником различных телевизионных программ, шоу и проектов. Кроме того, совместно с братом им написано три книги: «Как мы дрессируем собак», «Камелот: осколки легенд» и «Камелот: наместник богов».

В 2008 году Аскольд женился на Элен Райхлин, израильтянке, с которой познакомился во время гастролей в Минске, где девушка училась в медицинском университете. У пары подрастают две дочери – Ева и Эльза, которые уже принимают активное участие в цирковых проектах отца.

, Украинская ССР , СССР

Профессия: Гражданство:

Россия Россия

Награды:
Сайт:

Аско́льд Ва́льтерович Запа́шный (род. 27 сентября , Харьков) - представитель цирковой династии Запашных в четвертом поколении. Заслуженный артист России (1999) . Народный артист РФ (2012) .

Биография

Окончил с отличием Российскую академию театрального искусства (ГИТИС). Владеет английским и разговорным китайским языками.

Цирковую карьеру начал как жонглёр на лошадях и дрессировщик обезьян, с этими номерами вместе с Эдгардом Запашным в 1997 году был удостоен главного приза Первого всероссийского фестиваля‑конкурса циркового искусства в Ярославле - «Золотая тройка». В 1998 году, на праздновании юбилея, народный артист России Вальтер Запашный передал сыновьям аттракцион «Среди хищников».

Известен также как акробат-вольтижёр, канатоходец, жонглёр на сегвеях, акробат на роликах и т. п. Вошёл в Книгу рекордов Гиннесса с трюком «Самый длинный прыжок верхом на льве».

Вместе с братом создал «Цирк братьев Запашных», а также много цирковых шоу, среди которых «Камелот» (2008), «Садко» (2009), «Камелот-2: Наместник богов» (2010), «Легенда» (2011), «К. У.К. Л.А.» (2012), «Страшная сила» (2013), «Sиsтема» (2014), в которых выступил в качестве автора сценария и режиссёра-постановщика. Художественный руководитель Большого Московского государственного цирка.

Участие в телевизионных проектах

Политические взгляды

В 2011 году подписал вместе со своим братом Эдгардом Обращение представителей общественности против информационного подрыва доверия к судебной системе Российской Федерации , в котором осуждались давление на судебную систему на фоне второго процесса по делу руководителей НК «ЮКОС» .

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму .

В сентябре 2016 года вместе с братом стал доверенным лицом партии «Единая Россия » на выборах в Государственную думу VII созыва .

Личная жизнь

Супруга - Элен Запашная (Райхлин). Дочери Ева и Эльза, с весны 2016 года выступают на манеже Большого Московского цирка .

Награды и звания

Напишите отзыв о статье "Запашный, Аскольд Вальтерович"

Примечания

Отрывок, характеризующий Запашный, Аскольд Вальтерович

– Извините меня, ваше превосходительство, – начал он (Пьер был хорошо знаком с этим сенатором, но считал здесь необходимым обращаться к нему официально), – хотя я не согласен с господином… (Пьер запнулся. Ему хотелось сказать mon tres honorable preopinant), [мой многоуважаемый оппонент,] – с господином… que je n"ai pas L"honneur de connaitre; [которого я не имею чести знать] но я полагаю, что сословие дворянства, кроме выражения своего сочувствия и восторга, призвано также для того, чтобы и обсудить те меры, которыми мы можем помочь отечеству. Я полагаю, – говорил он, воодушевляясь, – что государь был бы сам недоволен, ежели бы он нашел в нас только владельцев мужиков, которых мы отдаем ему, и… chair a canon [мясо для пушек], которую мы из себя делаем, но не нашел бы в нас со… со… совета.
Многие поотошли от кружка, заметив презрительную улыбку сенатора и то, что Пьер говорит вольно; только Илья Андреич был доволен речью Пьера, как он был доволен речью моряка, сенатора и вообще всегда тою речью, которую он последнею слышал.
– Я полагаю, что прежде чем обсуждать эти вопросы, – продолжал Пьер, – мы должны спросить у государя, почтительнейше просить его величество коммюникировать нам, сколько у нас войска, в каком положении находятся наши войска и армии, и тогда…
Но Пьер не успел договорить этих слов, как с трех сторон вдруг напали на него. Сильнее всех напал на него давно знакомый ему, всегда хорошо расположенный к нему игрок в бостон, Степан Степанович Апраксин. Степан Степанович был в мундире, и, от мундира ли, или от других причин, Пьер увидал перед собой совсем другого человека. Степан Степанович, с вдруг проявившейся старческой злобой на лице, закричал на Пьера:
– Во первых, доложу вам, что мы не имеем права спрашивать об этом государя, а во вторых, ежели было бы такое право у российского дворянства, то государь не может нам ответить. Войска движутся сообразно с движениями неприятеля – войска убывают и прибывают…
Другой голос человека, среднего роста, лет сорока, которого Пьер в прежние времена видал у цыган и знал за нехорошего игрока в карты и который, тоже измененный в мундире, придвинулся к Пьеру, перебил Апраксина.
– Да и не время рассуждать, – говорил голос этого дворянина, – а нужно действовать: война в России. Враг наш идет, чтобы погубить Россию, чтобы поругать могилы наших отцов, чтоб увезти жен, детей. – Дворянин ударил себя в грудь. – Мы все встанем, все поголовно пойдем, все за царя батюшку! – кричал он, выкатывая кровью налившиеся глаза. Несколько одобряющих голосов послышалось из толпы. – Мы русские и не пожалеем крови своей для защиты веры, престола и отечества. А бредни надо оставить, ежели мы сыны отечества. Мы покажем Европе, как Россия восстает за Россию, – кричал дворянин.
Пьер хотел возражать, но не мог сказать ни слова. Он чувствовал, что звук его слов, независимо от того, какую они заключали мысль, был менее слышен, чем звук слов оживленного дворянина.
Илья Андреич одобривал сзади кружка; некоторые бойко поворачивались плечом к оратору при конце фразы и говорили:
– Вот так, так! Это так!
Пьер хотел сказать, что он не прочь ни от пожертвований ни деньгами, ни мужиками, ни собой, но что надо бы знать состояние дел, чтобы помогать ему, но он не мог говорить. Много голосов кричало и говорило вместе, так что Илья Андреич не успевал кивать всем; и группа увеличивалась, распадалась, опять сходилась и двинулась вся, гудя говором, в большую залу, к большому столу. Пьеру не только не удавалось говорить, но его грубо перебивали, отталкивали, отворачивались от него, как от общего врага. Это не оттого происходило, что недовольны были смыслом его речи, – ее и забыли после большого количества речей, последовавших за ней, – но для одушевления толпы нужно было иметь ощутительный предмет любви и ощутительный предмет ненависти. Пьер сделался последним. Много ораторов говорило после оживленного дворянина, и все говорили в том же тоне. Многие говорили прекрасно и оригинально.
Издатель Русского вестника Глинка, которого узнали («писатель, писатель! – послышалось в толпе), сказал, что ад должно отражать адом, что он видел ребенка, улыбающегося при блеске молнии и при раскатах грома, но что мы не будем этим ребенком.
– Да, да, при раскатах грома! – повторяли одобрительно в задних рядах.
Толпа подошла к большому столу, у которого, в мундирах, в лентах, седые, плешивые, сидели семидесятилетние вельможи старики, которых почти всех, по домам с шутами и в клубах за бостоном, видал Пьер. Толпа подошла к столу, не переставая гудеть. Один за другим, и иногда два вместе, прижатые сзади к высоким спинкам стульев налегающею толпой, говорили ораторы. Стоявшие сзади замечали, чего не досказал говоривший оратор, и торопились сказать это пропущенное. Другие, в этой жаре и тесноте, шарили в своей голове, не найдется ли какая мысль, и торопились говорить ее. Знакомые Пьеру старички вельможи сидели и оглядывались то на того, то на другого, и выражение большей части из них говорило только, что им очень жарко. Пьер, однако, чувствовал себя взволнованным, и общее чувство желания показать, что нам всё нипочем, выражавшееся больше в звуках и выражениях лиц, чем в смысле речей, сообщалось и ему. Он не отрекся от своих мыслей, но чувствовал себя в чем то виноватым и желал оправдаться.

Знаменитый дрессировщик Аскольд Запашный – представитель прославленной цирковой династии. Вместе со старшим братом Эдгаром он организовал «Цирк братьев Запашных», успешно гастролирующий в России и за границей. Братья почти неразлучны, если не считать времени, которое Аскольд отдает собственной семье. До недавних пор она состояла из двух человек – жены Элен и дочери Евы, родившейся в 2010 г. Чуть больше года спустя артист вновь стал отцом. Новорожденную назвали Эльзой.

  • Аскольд, расскажите, пожалуйста, историю знакомства с будущей женой. Когда вы с ней поняли, что готовы стать родителями?

Впервые мы с Элен встретились на гастролях в Минске. Нас познакомил мой цирковой друг, с женой которого дружила Элен. Она в то время была студенткой, училась в университете на факультете для иностранцев, поскольку является гражданкой Израиля. Мы стали встречаться, постепенно узнавали друг друга. По поводу детей я задумался тогда, когда понял, что Элен – женщина, с которой я хочу жить. Но конкретное планирование началось у нас после свадьбы.

  • Хотела бы уточнить, кто Элен по профессии? Во многих СМИ ее называли дрессировщицей.

Нет, она никогда не имела никакого отношения к цирку. По профессии она врач. Закончила консерваторию, играет на фортепиано. До этого Элен отслужила в израильской армии, пробовала свои силы на временных работах – в магазине, в кафе, в модельном бизнесе. Сейчас она занимается семьей.

  • Как Вы восприняли новость о беременности жены?

Переживал. Хотя ждал этого момента в своей жизни, считая себя достаточно зрелым для такого поворота. Я ощутил бремя повышенной ответственности. Одно дело, когда ты просто размышляешь с друзьями о ребенке в перспективе, а другое – когда событие уже произошло. Наступил момент переосмысления всего. Во время беременности Элен я понял, насколько непросто женщине вынашивать малыша. Как мы все волновались, когда шли на очередное УЗИ! Известно ведь, что могут быть различные пороки развития, и вопрос о том, что делать в таком случае, меня периодически мучил. К счастью, все обошлось.

  • Когда Элен ожидала ребенка, Вы сталкивались с перепадами ее настроения?

Я ждал всю эту «классику жанра»: перестановку мебели, тягу к соленым огурцам, – но ничего такого не произошло. Элен довольно эмоциональна, и я готов был перетерпеть ее капризы, раз беременным они положены от природы. Но она вела себя на удивление стойко, по-мужски сдержанно. Элен мне говорила, что прислушивалась к себе, ожидала каких-то несвойственных ей желаний, но ничего особенного не хотелось. Когда мы ждали прибавления во второй раз, все проходило точно так же – спокойно.

  • Удивительно, что Вы так быстро решились на второго малыша. Это было ваше обоюдное желание – дети-погодки?

Да. У нас никаких споров не было. К тому же, каждый человек в чем-то копирует родительскую семью, если она успешна. Мы с Эдгаром – погодки, что в жизни нам только помогает. Кроме того, рождение детей друг за другом – во многом оптимальный вариант. Этап пеленок-распашонок лучше пройти «одним махом». Кроме того, погодки обычно дружат и меньше соперничают. Впрочем, что бы я ни говорил, надо отдать должное мужеству Элен: вторая беременность под-
ряд – это большая нагрузка, ведь физическое истощение от первой еще не прошло.

  • Кто будет помогать Элен с детьми?

Наверное, няня. Я не очень люблю посторонних людей в личном пространстве, но, похоже, другого выхода нет. Нас с братом помогали растить мои бабушка и тетя, они и сейчас рвутся в бой… Но жена резонно заметила, что им уже восемьдесят и пятьдесят лет соответственно. Если честно, я этого до конца не осознавал – бабушка и особенно тетя у меня такие активные, энергичные. Однако факт налицо: нам не помешает более молодая помощница.

  • У Вас не было желания присутствовать при рождении первенца?

Категорического «нет» я не говорил. В силу профессии меня вообще сложно чем-то удивить или напугать. Но когда жена деликатно намекнула, что была бы не против моего присутствия на родах, я сказал, что в отношениях должен оставаться момент интимности. Мужчине нет надобности смотреть на сам процесс родов. Можно у изголовья постоять, за руку подержать, если, конечно, жена безумно хочет. Элен не стала настаивать. Хорошо помню день родов. У жены отошли воды, я отвез ее в больницу, а потом поехал на представление. У нас с братом в тот день было три выступления. В перерыве взял телефон, а там SMS: «Аскольдик, приезжай, мы с Евой тебя ждем». Я был очень тронут. Про рождение второй дочки я узнал по телефону, во время гастролей в Петербурге. Жена рассказала, что все прошло хорошо, даже легче, чем в первый раз. Но все равно я за нее волновался.

  • У ваших дочек красивые имена. Кто их выбирал?

Я сам. Когда ждали первого ребенка, я стал искать варианты имени в Интернете, но там мне ничего не понравилось. А потом вдруг раз – и осенило. Как будто свыше пришло – Ева. Я хотел, чтобы имя было не слишком вычурное. Меня, к примеру, отец сначала думал назвать Октавианом… Полагаю, мне с таким именем жилось бы намного тяжелее. Поэтому я рассчитывал найти красивое имя, но не напыщенное. Ева – идеальный вариант. Во-первых, отлично сочетается с отчеством. Во-вторых, в нем есть дань уважения национальности Элен. В-третьих, имя Ева очень древнее, оно касается всех людей, поскольку так звали первую женщину на Земле. Имя второй дочки – Эльза – просто очень красивое и яркое. Оно хорошо звучит, что в цирковом мире имеет большое значение. Сейчас весь мир знает братьев Запашных, но возможно, что через несколько лет на арену цирка выйдут сестры Запашные.

  • Что Вы почувствовали, когда увидели свою первую дочку, Еву?

Наверное, интерес к своим собствен-ным ощущениям и к ней как к новому живому существу. Не могу сказать, что во мне сразу проснулись яркие отцовские чувства. Скорее любопытство – лежит комочек такой лохматый. Она родилась с богатой шевелюрой, даже врачи удивлялись. Потом почувствовал тепло в душе. И уже на второй день я бежал в роддом с ощущением, что я – отец. Когда видишь изо дня в день, как твой ребенок растет и меняется, привязываешься к нему сильнее и сильнее. Так приходит любовь.

  • Как изменилось Ваше мировоззрение после рождения дочери?

Не заметил кардинальных перемен. Я в принципе очень ответственный человек, поскольку работа у меня опасная и требующая постоянного планирования. Так же и с ребенком – я знал, что в какой-то степени потеряю свободу с его появлением, но таковы «правила игры».

  • С какими трудностями Вы столкнулись в самое сложное время – в первый год жизни Евы?

Повторюсь, я был ко всему готов – к бессонным ночам, проблемам, болезням. Всегда стараюсь все предусмотреть. Бывали ночи, когда Ева сильно плакала. Однако Элен проявила себя как великолепная мама. Сама вставала к ней, успокаивала. Тем самым она снимала с меня дополнительную нагрузку. Жена знает, как много я работаю и устаю, и мне дорога ее забота. Конечно, иногда я подменял Элен, когда ей безумно хотелось спать, я все умею – укачать ребенка, подгузник надеть. Но это скорее исключение, чем правило. Жена ничего от меня не требовала и тем самым вызвала желание помочь ей. И сейчас я стараюсь по возможности помогать Элен с малышками.

  • Существует миф, согласно которому мужчина проникается к своему малышу чувствами только тогда, когда тот начинает говорить. Как Вы относитесь к такому утверждению?

Нет, это точно не про меня. Человек, про которого вы говорите, живет эмоциями и ждет, когда возникнет ситуация, которая вызовет у него определенную реакцию. Такому мужчине необходимо услышать, что ребенок назовет его папой, и тогда он осознает: ой, это ведь и правда мой малыш! У меня все по-другому. Я полюбил Еву гораздо раньше, чем она сказала «папа». Это связано с тем, что я привык заботиться о других – о людях и животных, – не ожидая от них благодарности.

  • Чем «папино» воспитание отличается от «маминого»?

Элен может проявлять слабость по отношению к Еве. Я меньше ограничиваю свободу дочки, но при этом более тверд. Могу сказать «нет», запретить что-то.

  • У вас с женой возникают какие-то «педагогические» разногласия?

Я против излишней мягкости Элен. Допустим, Ева тянет руку, хочет дотянуться до крема, который ей брать нельзя – вдруг откроет, в рот засунет. Дочка начинает плакать, а Элен, вместо того чтобы сказать «нельзя», бежит за другим кремом, который Еве не удастся открыть. То есть она дает дочке то, что та требует плачем. Со мной такие номера не проходят. Когда Ева просится ко мне на руки, я ее беру, но если она потом начинает тянуться, допустим, к клавиатуре, на которой я работаю, я не позволяю трогать ее. Ева начинает истерику, и я сажаю ее на пол, тем самым давая понять: мне решать, что можно, а что нельзя. Жена согласна с моими методами воспитания и старается не идти на поводу у своих эмоций.

  • Наказываете ли Вы ребенка?

Детей наказывают за какие-то наме-ренные действия, а Ева еще слишком маленькая, чтобы делать назло. В силу профессии я привык анализировать ситуации. Моя задача как дрессировщика понять, о чем думает животное. Ребенок – тоже объект подобных наблюдений. Я могу распознать, зачем он что-то делает. Пока я не вижу, что Ева дергает меня за волосы, чтобы намеренно сделать больно. Она просто познает мир, реакции людей на свои действия. Когда я увижу, что Ева причиняет боль специально, то буду это запрещать.

  • Переносите ли Вы опыт воспитания Вас Вашими родителями на Еву?

Еве еще год с небольшим, пока это делать рано, но в дальнейшем я собираюсь использовать многое из опыта папы и мамы. Родители нас с братом очень любили, но при этом ясно обозначали границы дозволенного, ставили перед нами определенные цели. Я считаю, это правильно. Сейчас многие родители слишком ровно, почти безразлично относятся к своим детям. Рожают ребенка, а потом считают, что его должна воспитывать окружающая среда и он сам. Наши родители заложили самые важные, фундаментальные вещи – например, понятие, что мужчина должен доминировать в семье и нести за нее ответственность. Они требовательно относились к нашей успеваемости в школе, развивали нас – у нас были преподаватели по музыке, хореографии, мы учили языки. Когда папа настаивал, чтобы мы занимались английским, меня это даже раздражало. Думал, мне будет достаточно работы в цирке. Жизнь показала, что он прав: языки пригодились. Очень хочу, чтобы мои дети знали несколько языков – английский, как само собой разумеющееся, иврит – родной язык своей мамы и другие. Конечно же, девочки будут заниматься музыкой и танцами.

  • Наверное, Вы хотите, чтобы дочки продолжили вашу цирковую династию?

Однозначно. Глупо было бы оставить ее на волю судьбы. Родители помогли мне не только овладеть моей профессией, но и полюбить ее. Это очень важно, когда в жизни приятное сочетается с полезным. Естественно, у Евы и Эльзы будет багаж знаний и умений, который позволит им самим выбрать дело по душе. Но я сделаю все, чтобы они полюбили цирк.

  • Какие у Вас любимые игры с Евой?

Пока все довольно незатейливо. Например, мы гоняемся друг за другом на корточках вокруг кресла. Еще Ева любит играть в прятки – мне достаточно закрыть глаза ладонями и смотреть на нее между пальцев. Она смеется. Недавно у нас появилось новое развлечение: Ева бросила на пол соску, а потом я взял дочку на руки и показал, как поднять соску самой. Ей это так понравилось, что соска начала без конца летать на пол…

  • Есть ли у Вас «ноу-хау» по уходу за ребенком?

Пожалуй, нет. Ева живет по определенному режиму, поэтому я не помню особых проблем с ее кормлением или укладыванием спать. Если дочка ночью просыпается, жена дает ей немного попить, и она снова засыпает. Так что никаких новых изобретений.

  • Были ли у Вас какие-нибудь педагогические промахи?

Не вижу ошибок со своей стороны. Ева слишком мала, чтобы я их совершил.

  • Ваши пожелания будущим родителям.

Я не люблю умничать. Могу дать совет людям, которые сомневаются, нужен ли им малыш. Иметь ребенка – большое счастье. Однако к его появлению нужно быть готовым. Это не игра. От вас во многом зависит, какой будет судьба сына или дочери. Поэтому будьте максимально ответственны.

С некоторых пор жена не отпускает дрессировщика одного на гастроли

С некоторых пор жена не отпускает дрессировщика одного на гастроли


Аскольд ЗАПАШНЫЙ скрывает свою семейную жизнь от посторонних глаз. Его свадьба прошла тайно, без особой огласки в прессе. Накануне назначения Аскольда Запашного главным художественным руководителем Большого Московского цирка на проспекте Вернадского «Экспресс газета» встретилась с женой циркового артиста - Элен ЗАПАШНОЙ - на ее родине в Израиле.


На родину на берегу Средиземного моря - в Хайфу Элен Запашная приезжает часто. У нее здесь живут родители, да и сама она к Святой земле привязана всем сердцем. Пока Аскольд колесит с братом Эдгардом по гастролям, Элен воспитывает в Израиле двух дочек - Еву и Эльзу.
- Почему у вас с Аскольдом была тайная свадьба?
- Родители противились нашим отношениям. Его мама хотела видеть цирковую девочку в семье. Во-первых, она им не закатит скандалов по поводу неудобств или каких-то лишений, будет вместе с мужем колесить по гастролям. А мои родители не хотели Аскольда: боялись, что брошу учебу в Минске в медицинском институте.
- Ты была фанаткой творчества Запашных? Как познакомилась с Аскольдом?
- Я училась в Минске. Вместе с друзьями пришли на представление братьев Запашных . Красиво провели вечер, и все. Через пару дней звонит наш общий друг Андрей: «Элен, твой телефон просит один цирковой артист - Аскольд». Подумала: кто такой из них Аскольд? Я не смотрела афиши, поэтому различить их не могла. Я другу отказала: «У меня есть парень, потом ребята скоро уедут гастролировать, зачем мне это надо»... В голове сидела мысль: раз известный, значит, избалован женским вниманием. Но Аскольд не сдался. Андрей названивал мне долго: «Да что ты из себя строишь? Такой человек хочет тебе позвонить, а ты?!»
- Но ты все же дала номер телефона?
- Да. Первую эсэмэску прислал во время лекции в институте, я так расплылась в улыбке, что даже преподаватель это заметила. Так приятно стало, хоть и сообщение коротенькое: «Привет, это Аскольд Запашный , давай встретимся». Мы начали встречаться. Первый наш вечер прошел шикарно. Потом Аскольд мне не звонил и не писал дня четыре. Я думала: «Вот, такой-сякой. Все одинаковые». А как оказалось, это его такой приемчик, чтобы влюбить в себя девушку. Я вся изнервничалась, а он выдержал время. Не только мы, девушки, хитрим, но и парни.
- И вот он уехал на гастроли...
- Поскольку ребята два месяца гастролировали, мы использовали любое свободное время: если ночь, значит, ночь. Конечно, я уговаривала себя, что нет будущего у этих отношений. Да и моей маме не нравилось, что я вместо учебы езжу за ними по гастролям: Гомель, Брянск... Два года мы переписывались эсэмэсками, общались по телефону.
- А что ты сказала своему парню, с которым встречалась?
- Рассталась с ним. Я не грешна, честно сказала еще в начале наших отношений, что будущего у нас нет. За это он мне теперь благодарен.
- Как Аскольд сделал предложение? На арене с тиграми?
- Сначала через три месяца знакомства он признался в любви. Мы мечтали пожениться, строили планы на будущее, думали о детях, хоть весь мир был против нас. Я до последнего не верила, тормозила себя, чтобы полностью не уйти в чувства. Аскольду пришлось нелегко: уговаривать меня, объяснять, что наши отношения перешли на другой этап. И после этого разговора мы стали называть себя парой. Потом Аскольд повстречался с моими родителями в Израиле. Все очень волновались. Предложение Аскольд сделал в Иерусалиме на Святой земле: подарил колечко и сказал те самые главные для женщины слова. Я так разволновалась, что даже не ответила «да».

Эдгард не поддержал брата

- Но, несмотря на это, вы вместе и растите двух дочек...
- 19 декабря у нас деревянная свадьба. Все у нас получилось, потому что мы познакомились взрослыми людьми, которые четко понимали, что хотят. Через два года наших встреч мы запланировали дату свадьбы. Прилетела только моя мама, а свекровь Татьяна Васильевна была на гастролях. Моя мама мне до последнего твердила: «Леночка, ты одумайся. Еще не поздно». А мне завтра идти в загс. Ночь перед росписью не забуду: ребята находились на чесе в каком-то городе, а у Аскольда села батарейка. Я сижу у окошка, жду его, на дворе - ночь. Тут мама говорит: «Вот так и просидишь у окошка: мужа нет, а ты будешь так сидеть и его ждать. А может, он захотел сбежать...»
- Может, твоей маме не нравилось, что Аскольд не еврей?
- Нашлись и такие мои родственники, которые пытались это сказать...
- С Татьяной Васильевной не сразу нашли общий язык?
- Его мамы не было, так как она находилась на гастролях далеко от Москвы. Сразу после свадьбы я уехала в Минск, а Аскольд - в другой город. У меня и платья белого не было: костюм надела. Считаю, что это ни к чему: многие делают шикарную свадьбу, а потом расходятся. А наши отношения с Татьяной Васильевной наладились, когда я с ней познакомилась поближе. Сейчас я многому у нее учусь, советуюсь. Она - наимудрейшая женщина. Татьяне Васильевне, когда она вышла за Вальтера Михайловича, пришлось тяжело: ее не принимали, потому что она не из цирковой семьи. Значит, надо мне все это пройти. Жизнь - штука сложная. Когда появилась внучка Ева, Татьяна Васильевна стала мягче. Сейчас родные Аскольда и мои понимают, что надо вместе мирно жить.

- Эдгард поддержал брата?
- Он вначале встал на позицию мамы. И этот факт брата удивил. Аскольд как-то рассказал, что Эдгард привел в дом девушку и маме она не понравилась: Эдгард взял рюкзак да и ушел из дома. Что сделал Аскольд? Ушел вместе с ним. Они были юные, лет по 13. Поэтому Аскольд ждал, что и Эдгард его поддержит в отношении меня. Но нет. Зато сейчас у нас прекрасные отношения: Эдгард - крестный нашей старшей дочери Евы.
- Вы хотели, наверное, первым мальчика?
- Как говорит Аскольд: «Мы очень хотели мальчиков-близнецов, поэтому у нас девочки-погодки». Конечно, я мечтаю вырастить настоящего мужчину. Планы еще есть, стараемся... И вот тут, если родится мальчик, у нас с Аскольдом национальные разногласия: делать обрезание или нет. Считаю, что с точки зрения гигиены это правильно. Но Аскольд пока не сдался.
- Почему у девочек такие имена?
- У нас имена выбирал папа, это полностью его право. Женщина вынашивает ребенка, а у отца не сразу возникает это чувство причастности. Мое мнение такое: давая имя ребенку, мужчина понимает, что стал папой. Имя Ева Аскольд выбрал, потому что первый ребенок и девочка. А имя для младшей Эльзы он случайно нашел, я хотела Софию. Но мы с мужем верим в знаки и если не знаем, делать или нет какой-то шаг, то ищем эти знаки. Помню последние дни перед родами. Татьяна Васильевна была против имени Эльза. Звонит и говорит: «Надо называть именами успешных людей». Мы стоим на светофоре в этот момент, останавливается грузовая машина, и на ней огромными буквами написано: «Эльза». Только с мамой поговорили по телефону и увидели этот грузовик. Еще одно совпадение: в день рождения дочери умерла актриса Элизабет Тейлор .







Тигры в руках братьев ЗАПАШНЫХ послушные, как котята. Фото: