Занятие по экологии в подготовительной группе детского сада "Путешествие в музей природы" (зима). Конспект занятия по экологии в подготовительной группе

Интегрированная образовательная область:
1. Познание:
закрепить представления о характерных признаках зимы,о состоянии живой и неживой природы,расширить кругозор детей,стимулировать познавательный интерес.
2. Коммуникация: развивать навыки общения,диалогическую речь.
3. Безопасность: не наносить вред природе,формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.
4. Художественное творчество: вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор.

Словарная работа: лёгкая,радостная,снежная,пушистая,зимняя.

Предварительная работа: беседа о признаках зимы рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование: иллюстрации пейзажей зимы, опорные схемы признаков зимы, модели для обобщения внешних признаков,условий существования зайца, дидактическая игра «животные», снежинки, обруч (обшитый мишурой),снежки.

Технические средства: ноутбук, музыкальные композиции.

Ход занятия:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель в костюме зимы входит в группу(установление эмоционального контакта).
— Здравствуй,солнце золотое!
Здравствуй,небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй,беленький снежок!
Здравствуйте,детишки:девчонки и мальчишки,
Здравствуйте,я вам скажу и загадку расскажу!
— Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал реветь медведь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет,кто знает,Когда это бывает? (Зимой)
— Правильно, зимой. Вот я, Зимушка зима, к вам в гости пришла. А с собой я снега принесла.

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ » ЗИМУШКА — ЗИМА»

— Сейчас я с вами поделюсь частичками снега (раздаю снежинки).
— Давайте встанем в кружок и превратимся в снежинки. И покружимся,как будто мы лёгкие, пушистые, невесомые.
(звучит аудиозапись»Серебристые снежинки»)
— Ребятки,а вы слышали какая красивая, волшебная,чудесная мелодия звучала сейчас,а как ещё можно о ней сказать? Какая она?
(ответы детей)
Воспитатель дополняет: лёгкая,зимняя, радостная, пушистая, снежная.
— Ребятки, садитесь на свои места. Какие радости приносит вам зима? Что вы любите делать зимой?
(ответы детей)(снежинки собираются)
— А сейчас я приглашаю вас в зимний лес. А поможет нам там оказаться это волшебное облачко.Давайте все вместе встанем на наше облако и отправимся в зимний лес, а поможет нам перенестись на лесную полянку эта волшебная палочка. Полетели! (воспитатель взмахивает волшебной палочкой,звучит музыка)
— Вот мы с вами и на лесной полянке.

3. БЕСЕДА «ПРИЗНАКИ ЗИМЫ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ»

— Садитесь на свои места.Ребятки,скажите мне,что происходит зимой в природе?Что изменилось? У меня есть вот такие волшебные картинки,которые вам помогут.
(на мольберте появляются опорные картинки)
— Зимой падает снег? Что мы видим на этой картинке?Что происходит в природе? (идёт снег)
— Реки покрыты льдом.Что на этой картинке произошло с речкой?
— Солнце светит,но не греет. Какое у нас солнышко зимой? Солнышко светит,но снег не тает, почему?
— Деревья без листьев. Птиц стало меньше.
(за правильные ответы воспитатель даёт снежинки)
— Какие вы молодцы! Так много знаете о зиме. А теперь положите снежинки в волшебную коробочку и посмотрим, что с ними произойдёт. Раз,два,три — посмотрите,наши снежинки превратились в снежки.
(воспитатель незаметно меняет коробки)

4.ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ ИГРА «СНЕЖКИ»

— Давайте поиграем с вами в снежки на нашей полянке. У меня есть вот такой зимний, снежный обруч,вам нужно будет попасть снежком в обруч. А я посмотрю,какие вы ловкие да меткие,только ребятки не надо толкаться, будем внимательными,что бы не попасть снежком друг в друга.
(под музыку дети бросают снежки в обруч, музыка заканчивается,снежки собираются в коробку)

5.СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ МОДЕЛИ «ПРИЗНАКИ И УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ ЗАЙЦА»
— Давайте сядем на свои места. Отгадайте загадку,кто это спрятался под деревом?
-Летом шубу серую,а зимою белую
Носит попрыгайчик,боязливый…….(зайчик).
(Воспитатель показывает игрушку — зайца.)
— А теперь давайте с вами расскажем про зайку,а картинки нам помогут.
— Где живёт зайка?А Серёжа выберет нужную картинку и покажет ребяткам.
— Как выглядит зайка?
— Чем питается?
— Как приспосабливается к зиме?
(Дети отвечают на вопросы и выкладывают картинки на мольберт.)

6.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗВЕРИ »

— Сейчас мы с вами поиграем в игру. Каких животных леса вы знаете?
(ответы детей)
— Возьмите в руки только животных леса.
(необходимо выбрать животных леса и отнести на полянку).
Проверка выполненного задания,нахождение лишнего животного,который не живёт в лесу. Закрепление понятий «дикие животные», «домашние животные».

7.ИТОГ ЗАНЯТИЯ

— Нам пора возвращаться,вставайте на облачко и перенесёмся в детский сад.
— Сегодня, мы побывали в зимнем лесу,вспомнили, что бывает зимой, рассказали о зайке и помогли лесным жителям.
— Мне Зимушке — зиме пора уходить. На прощание я подарю вам снежинки. Чтобы вы не забыли зиму и помнили её приметы.

Цели:

Обучающая — расширять и активизировать словарь детей, закреплять в речи названия зимующих птиц, особенности их строения и питания, обобщающего понятия «Зимующие птицы»

Развивающая – развивать психические процессы, мелкую моторику рук, через игровые задания.

Воспитательная — воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, побуждать беречь и ухаживать за птицами зимой.

Ход занятия: Дети заходят группу. Звучит музыка метели, вьюги.

В-ль: Ребята, какое сейчас время года, месяц?

Дети: Время года – зима, месяц – декабрь.

В-ль: Какие признаки зимы вы знаете?

Дети отвечают, опираясь на схему – модель «Зима»

В-ль: Правильно, ребята! А вы слышите, кто-то стучится к нам в окно?

Достаёт игрушку воробья.

В-ль: Вновь разгулялась вьюга

Срывает снежные шапки.

Совсем замёрзла пичуга –

Сидит, поджимая лапки.

Набок голову клонит

И прячет её под крыло,

Деревья от ветра стонут

И на дворе белым — бело!

Как вы думаете, ребята, почему воробей прилетел к людям?

Дети: Ему холодно и голодно?

В-ль: А чем мы можем помочь бедной пичуге?

Дети: Мы можем его покормить.

В-ль: Вспомните, чем питается воробей?

Дети: Крошками, семенами, крупой.

В-ль: Перед вами стоят тарелочки с кормом, выберите то, что будет клевать воробей и угостите его.

Игра на развитие мелкой моторики. Дети выбирают и раскладывают по блюдечкам семечки, крошки хлеба, пшено, оставляя фасоль, ягоды рябины.

Угощают воробья.

В-ль: Спасибо, ребята! Воробей говорит мне на ушко, что он отогрелся и наелся. Много птиц зимой голодает и погибает, но многих спасают добрые люди, вешая кормушки.

Перед вами лежат карточки Лото. Закройте фишками тех птиц, которые на ваш взгляд НИКОГДА НЕ ПРИЛЕТЯТ к кормушке.

Дети закрывают аиста, иволгу, кукушку, ласточку .

В-ль: Назовите птиц, которых вы закрыли. Как можно их назвать одним словом? Почему их так называют? Почему они улетают?

Назовите птиц, которых вы не закрыли фишками? Как можно их назвать одним словом? Почему их так называют? Почему они не улетают?

Дети отвечают на вопросы полными предложениями.

В-ль: А теперь, ребята, пришло время отдохнуть. Давайте поиграем в игру «Найди своё гнездо»

Дети делятся на пары, выбирают гнёздышко. Под музыку врассыпную разбегаются по группе. Как только музыка закончится, «птицы» ищут свою пару и гнездо.

В-ль: Ребята, вы много рассказали о зимующих и перелётных птицах. А чем же птицы отличаются от других живых существ? Возьмите игровизоры и соедините линиями картинку птицы с признаками, которые ей подходят.

Дети выполняют задание.

В-ль: Вы правильно выполнили это задание и ничего не напутали. А теперь будем с вами отгадывать загадки.

Тот, кто отгадал, находит медаль с изображением отгадки, вешает себе на шею и встаёт возле ёлки.

В-ль: Ребята, я вижу, вы хорошо всё знаете о птицах. Наш гость воробей, хочет подарить подарок, который порадует и нас, и птиц холодной зимой.

Достаёт кормушку, дети её рассматривают, рассуждают для чего нужна крыша, куда будут насыпать корм, вешают кормушку на ёлочку.

В-ль: Посмотрите на свои медали, расскажите воробью, чем любит лакомиться ваша птица.

Дети объясняют, что голубь питается крупой, семенами, крошками, ворона и сорока – всеядные, свиристель и снегирь – ягодами рябины, калины, боярышника, клёст – семенами хвойных деревьев, синичка – салом.

Воспитатель вместе с детьми читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой» в сопровождении с действиями

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма: горсть зерна нужна.

Горсть одна – и не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Разве можно забывать: улететь могли,

А остались зимовать заодно с людьми!

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну!

В-ль: Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? Да, мы вспоминали как выглядят, и чем питаются зимующие птицы. Какой подарок получили от воробья? Как мы можем его использовать? Что нового вы узнали на этом занятии?

Под ёлочкой для детей лежит ещё один подарок для ребят – силуэты птиц, которые нужно обвести по точкам и раскрасть в свободное время.

Дети прощаются с воробьём, благодарят за подарки.

Конспект занятия по экологии «Зимушка зима»

Интегрированная образовательная область:
1. Познание: закрепить представления о характерных признаках зимы,о состоянии живой и неживой природы,расширить кругозор детей,стимулировать познавательный интерес.
2. Коммуникация: развивать навыки общения,диалогическую речь.
3. Безопасность: не наносить вред природе,формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.
4. Художественное творчество: вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор.

Словарная работа: лёгкая,радостная,снежная,пушистая,зимняя.

Предварительная работа: беседа о признаках зимы рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование: иллюстрации пейзажей зимы, опорные схемы признаков зимы, модели для обобщения внешних признаков,условий существования зайца, дидактическая игра «животные», снежинки, обруч (обшитый мишурой),снежки.

Технические средства: ноутбук, музыкальные композиции.

Ход занятия:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель в костюме зимы входит в группу(установление эмоционального контакта).
- Здравствуй,солнце золотое!
Здравствуй,небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй,беленький снежок!
Здравствуйте,детишки:девчонки и мальчишки,
Здравствуйте,я вам скажу и загадку расскажу!
- Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал реветь медведь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет,кто знает,Когда это бывает? (Зимой)
- Правильно, зимой. Вот я, Зимушка зима, к вам в гости пришла. А с собой я снега принесла.

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ » ЗИМУШКА - ЗИМА»

Сейчас я с вами поделюсь частичками снега (раздаю снежинки).
- Давайте встанем в кружок и превратимся в снежинки. И покружимся,как будто мы лёгкие, пушистые, невесомые.
(звучит аудиозапись»Серебристые снежинки»)
- Ребятки,а вы слышали какая красивая, волшебная,чудесная мелодия звучала сейчас,а как ещё можно о ней сказать? Какая она?
(ответы детей)
Воспитатель дополняет: лёгкая,зимняя, радостная, пушистая, снежная.
- Ребятки, садитесь на свои места. Какие радости приносит вам зима? Что вы любите делать зимой?
(ответы детей)(снежинки собираются)
- А сейчас я приглашаю вас в зимний лес. А поможет нам там оказаться это волшебное облачко.Давайте все вместе встанем на наше облако и отправимся в зимний лес, а поможет нам перенестись на лесную полянку эта волшебная палочка. Полетели! (воспитатель взмахивает волшебной палочкой,звучит музыка)
- Вот мы с вами и на лесной полянке.

3. БЕСЕДА «ПРИЗНАКИ ЗИМЫ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ»

Садитесь на свои места.Ребятки,скажите мне,что происходит зимой в природе?Что изменилось? У меня есть вот такие волшебные картинки,которые вам помогут.
(на мольберте появляются опорные картинки)
- Зимой падает снег? Что мы видим на этой картинке?Что происходит в природе? (идёт снег)
- Реки покрыты льдом.Что на этой картинке произошло с речкой?
- Солнце светит,но не греет. Какое у нас солнышко зимой? Солнышко светит,но снег не тает, почему?
- Деревья без листьев. Птиц стало меньше.
(за правильные ответы воспитатель даёт снежинки)
- Какие вы молодцы! Так много знаете о зиме. А теперь положите снежинки в волшебную коробочку и посмотрим, что с ними произойдёт. Раз,два,три - посмотрите,наши снежинки превратились в снежки.
(воспитатель незаметно меняет коробки)

4.ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ ИГРА «СНЕЖКИ»

Давайте поиграем с вами в снежки на нашей полянке. У меня есть вот такой зимний, снежный обруч,вам нужно будет попасть снежком в обруч. А я посмотрю,какие вы ловкие да меткие,только ребятки не надо толкаться, будем внимательными,что бы не попасть снежком друг в друга.
(под музыку дети бросают снежки в обруч, музыка заканчивается,снежки собираются в коробку)

5.СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ МОДЕЛИ «ПРИЗНАКИ И УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ ЗАЙЦА»
- Давайте сядем на свои места. Отгадайте загадку,кто это спрятался под деревом?
-Летом шубу серую,а зимою белую
Носит попрыгайчик,боязливый…….(зайчик).
(Воспитатель показывает игрушку - зайца.)
- А теперь давайте с вами расскажем про зайку,а картинки нам помогут.
- Где живёт зайка?А Серёжа выберет нужную картинку и покажет ребяткам.
- Как выглядит зайка?
- Чем питается?
- Как приспосабливается к зиме?
(Дети отвечают на вопросы и выкладывают картинки на мольберт.)

6.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗВЕРИ »

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Каких животных леса вы знаете?
(ответы детей)
- Возьмите в руки только животных леса.
(необходимо выбрать животных леса и отнести на полянку).
Проверка выполненного задания,нахождение лишнего животного,который не живёт в лесу. Закрепление понятий «дикие животные», «домашние животные».

7.ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Нам пора возвращаться,вставайте на облачко и перенесёмся в детский сад.
- Сегодня, мы побывали в зимнем лесу,вспомнили, что бывает зимой, рассказали о зайке и помогли лесным жителям.
- Мне Зимушке - зиме пора уходить. На прощание я подарю вам снежинки. Чтобы вы не забыли зиму и помнили её приметы.


Конспект по экологии в старшей группе на тему: «Зимушка-зима»

Задачи. Закрепить представления о характерных признаках зимы, о состоянии живой и неживой природы. Расширять кругозор детей и познавательный интерес.

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, культуру поведения в лесу.

Материал. Иллюстрации с изображением зимы, картинки зайца, волка, медведя, лисы, белки, алгоритмы жилища животных, картинки зимующих птиц, алгоритмы с изображением корма.

Сегодня нас ждет необычное путешествие.

Мы пойдем всей гурьбой

Стихотворною тропой

Друг за другом надо встать

И загадку отгадать:

«Запорошила все дорожки,

Разукрасила окошки,

Детям радость подарила

И на санках прокатила»

Вот мы и в зимнем лесу. Зимой необходимо заботиться о своем здоровье.

Массаж «Неболейка»

Но чтобы нас в свое царство впустил Старичок-Лесовичок необходимо вспомнить правила поведения в лесу.

Дидактическая игра «Как вести себя в лесу»

Сегодня мы поговорим о зиме. Давайте рассмотрим иллюстрации с изображением зимы.

Куда не посмотришь везде бело. Неужели жизнь в природе остановилась? Конечно же нет! Снег словно пушистым белым одеялом защищает землю от мороза. Природа зимой не погибает, а просто засыпает.

Какие вы знаете природные явления, происходящие зимой? (идет снег, реки покрыты льдом, солнце светит, но не греет, на деревьях нет листьев)

Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы.

Долго длится зима. Мудрый народ дал каждому месяцу свое название. Давайте подумаем, почему.

    Декабрь зиму начинает, год кончает.

    В декабре зима стелет холсты, а мороз через реки наводит мосты.

    Декабрь – студенец.

    Январь году начало, зиме середина.

    Январь – крыша зимы.

    Февраль – ветродуй, вьюговей, бокогрей.

    В феврале два друга – мороз и вьюга.

Динамическая пауза «В зимнем лесу»

Зимовать тяжело в лесу животным и птицам.

Дидактическая игра «Где чей дом?»

    Летом шубку серую, а зимою белую

Носит попрыгайчик, боязливый зайчик.

Домик у зайчика заросли.

    Он в берлоге спит зимой под огромною сосной,

А когда придет весна просыпается от сна. (Медведь)

Дом медведя берлога.

    В лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)

Дом лисы нора.

    Кто зимой холодной, бродит злой, голодный. (Волк)

Дом волка логово.

    Это кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил? (Белка)

Дом белки дупло.

Дети отгадывают загадки, выставляют на ковролин картинки животных и алгоритмы их жилища.

С наступлением холодов многие птицы улетели в теплые края, но некоторые остаются с нами зимовать.

    Кто в лесу деревья лечит, постучит, им станет легче. (Дятел)

    Чернокрылый, красногрудый, он зимой найдет приют.

Не боится он простуды, с первым снегом тут, как тут. (Снегирь)

    В серой шубке перовой и в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится, не орел, а все же птица. (Воробей)

    Он с утра воркует тут. Эта птица почтальон, пролетит любой маршрут. (Голубь)

    Прыгает у дома, зовут ее … (Ворона)

    Спинкою зеленовата, хвостиком желтовата,

Черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица)

Теперь послушайте такую загадку:

«Что за стол среди берез под открытым небом

Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом» (Кормушка)

С наступлением холодов птицам тяжело добывать себе пропитаниеи они прилетают к людям за помощью.

Давайте расселим птиц по кормушкам.

Дидактическая игра «Кого чем угостим?»

Подведение итогов.

Физкультурная минутка «Зима»

Цель: обучать способности понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние ребенка.

1. Развивать умение видеть, чувствовать, обсуждать явления природы, выражать это в связной речи.

2. Учить концентрировать свое внимание на 1 – 2 предметах (сравнение, рассказ о происходящем явлении).

3. Воспитывать нравственные чувства у дошкольников путем приобщения к природе.

Ход занятия

В. Давайте встанем в круг и вспомним игру (дети встают в круг, берутся за руки), “В этот день и в этот час все получиться у нас”.

Интересная игра будет сегодня у нас,
К ней готовился каждый из вас.
Собирайся детвора,
Путешествовать пора.

В. Вам интересно, куда же мы сегодня отправимся в путешествие? Мне тоже. А для того, что бы узнать маршрут нужно выполнить задание.

Среди букв находятся два нужных слова, отыщите их.

А Ф М У З Е Й Б У С

Ы И Т О Д Э Ф С Щ У

Й В Р Д Ц М Х Ж Г Э

П Р И Р О Д Ы О Е Р

М Т П А Ф Э Л Р О Т

В. Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся?

Д. В музей природы.

В. Совершенно верно, а вы согласны?

О том в какой именно зал мы отправимся, вам помогут догадаться загадки. Сообразите, о чем идет речь.

Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес………(мороз).

В. Объясни, почему ты так думаешь?

В белом бархате деревья -
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет………(иней).

В. Почему ты считаешь, что это иней?

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту ………..(снег).

В. Объясни, почему это снег?

Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит девица,
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром,
Поспешила к нам сама
Белоснежная……….(зима).

Молодцы! Конечно, наш путь лежит в Зимний зал музея природы.

(Дети проходят и садятся на стулья, на экране слайд с зимнем пейзажем).

В. Ребята, тише! Иначе вы не сможете услышать прекрасные звуки зимы. (звучит музыка – фортепианная миниатюра “Утро” С. Прокофьева ).

В. Какие звуки вы слышите в зимнем лесу?

Д. Ветер дует, деревья скрипят, трещат от мороза, птички щебечут, голоса животных, скрип снега.

В. Какими словами можно охарактеризовать зимний воздух?

Д. Холодный, колючий, звенящий, хрустальный, прозрачный.

В. Как вы думаете, о чем ведут разговор зимой птицы?

Д. Холодно, скорей бы весна, нужно выводить птенцов, очень ветрено.

В. Какой бывает зимний ветер?

Д. Сильный, студеный, тихий, жесткий, колючий.

Физминутка.

Сейчас мы превратимся с вами в ветер. Все встанем и подуем так, как дует сильный студеный ветер (дети надувают щеки и дуют изо всех сил ).

Покажите, как делают люди, когда на них дует такой ветер (дети поеживаются, постукивают ногами ).

А как дует слабый зимний ветерок? На севере нашей страны такой ветерок называют ласковым словом “Сиверко” (дети показывают, как дует такой ветерок).

В. А сейчас сядем на свои места. Скажите, а как у нас называется сильный ветер со снегом?

Д. Вьюга, метель, пурга.

В. А что является самым главным признаком зимы?

В. От куда же берется снег?

Д. Он подает из тучи, снег это замерший дождь.

В. А вот кто из вас знает, почему снег хрустит под ногами? (ответы детей).

В. Он хрустит от того, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.

Сейчас я вас приглашаю в лабораторию музея (Дети проходят к столам , встают вокруг. На экране слайд со снежинками .)

Опыт “Замерзание жидкости”.

В. Давайте вспомним какой опыт мы делали сегодня утром?

Д. Сегодня утром мы заморозили воду, соленую воду и растительное масло.

В. Да, мы с вами замораживали жидкости. Давайте сейчас посмотрим, что у нас получилось (дети рассматривают емкости с замороженными жидкостями).

Вода замерзла. Соленая вода замерзла, но не совсем. Растительное масло не замёрзло, а лишь загустело.

Вывод: значит простая вода замерзает быстрее, чем соленая, а для замораживания растительного масла потребуется еще больше времени.

У меня есть 3 схемы, они рассказывают нам о том, как заморозить воду, соленую воду и растительное масло. Сейчас посмотрите внимательно, подумайте какая схема подходит к какому виду жидкости (дети читают схемы).

(Новый слайд – зимний пейзаж).

В. Посмотрите на картину, изображающую зиму. Как преобразилась земля!

А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина…
Зверюшек и пичужечек –
Всех спрятала зима.

В. Подумайте и скажите, кого и куда спрятала зима в лесу?

Д. Насекомых в кору деревьев, змей, мышей в норы, медведь в берлоге, зайцы и белки поменяли шубки.

В. Очень постаралась зима. Только вот птицам и животным, не уснувшим под песню ветра, трудно и голодно в эти месяцы.

Д. Очень холодно, много снега, нахватает корма, образуется наст.

В. Вывод : значит зимой всем животным очень трудно жить.

Сюрпризный момент (звуковое письмо, на экране птица ).

В. Посмотрите ребята! У меня для вас письмо. Прочтем? (воспитатель открывает конверт с изображением птицы и достает от туда аудиокассету).

Что это, послушаем?

“Дорогие ребята! Я прилетела к вам из леса за помощью. Вы же поможете птицам?”

В. Ребята, как можно помочь птицам зимой?

Д. Повесить кормушки, каждый день кормить птиц, синицам давать сало, снегирям ягоды рябины.

“Спасибо вам за знания и заботу о нас и я вас приглашаю на птичий танец”.

Звучит музыка.

Я пройдусь по лесам,
Много птичек есть там,
Все порхают, поют,
Гнезда теплые вьют.

Дети танцуют, по окончанию танца садятся на стулья.

В. Ребята вам интересно в музее природы? А что нового и интересного вы сегодня узнали? Каждый ли может удивиться богатству этого музея?

Д. Нет, это могут сделать только внимательные, чуткие ребята.

В. Сейчас мы посмотрим, какие вы внимательные (задание на внимание).

(слайд с зашифрованными животными).

В. В лесу спрятались животные, посмотрите внимательно и найдите их.

(белка, лиса, волк, заяц, ласточка, бабочка).

В. Как вы думаете, кого из этих животных можно увидеть зимой в лесу? А каких зимой в лесу нет?

Творческая работа. (Звучит инструментальная музыка, на экране слайд “Зимний пейзаж”)

В. Что ж, пришла пора оставить в книге отзывов музея природы очередную запись. Что вам понравилось в музее природы, что для вас было сложным, а что было легко?

Д. Высказывают свои ответы.

В. Давайте в память об этой экскурсии оставим на кормушке птиц (дети наклеивают на кормушку силуэты птиц - коллективная работа ).

Молодцы! Очень постарались. А сейчас наша экскурсия подошла к концу. До новых встреч в музее природы.

Используемая литература.

  1. В. Ю. Дьяченко, О. П. Власенко “Окружающий мир” - В.: учитель, 2008 – 138с.
  2. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина “Неизведанное рядом – занимательные опыты и эксперименты для дошкольников” - М.: ТЦ Сфера, 2005 – 192с.