В каком году построили царь пушку. Кто сделал Царь-пушку

Сначала пушка целилась на стены , но потом ее переместили на Красную площадь к Лобному месту. А по указу Петра I пушка отправилась во двор . Сейчас гигантское орудие находится на . Для каждого перемещения требовалась сила не менее 200 лошадей, которых привязывали к специальным скобам по бокам пушки.

Царь-пушка называется так не только из-за размеров - еще на ней выгравирован портрет царя Федора, сына Ивана IV. Лев на лафете (подставке под ствол для наводки на цель и точной стрельбы) подчеркивает высокий статус орудия. Сам лафет отлили только в 1835 году на заводе Берда в Санкт-Петербурге.

Многие спрашивают, стреляла ли Царь-пушка? Ученые говорят, что один испытательный выстрел она все-таки сделала для пристрелки.

Поэтому внутри дула есть клеймо создателя: тогда именную печать мастера ставили только после проверки орудия на практике. Поэтому можно смело утверждать, что Царь-пушка стреляла.

Но такие массивные орудия предназначались для прицельной стрельбы по стенам крепостей тяжелыми ядрами. Но четыре ядра у подножия памятника - декоративные и полые внутри. Настоящие ядра такого размера весили бы не менее тонны каждое, и для их загрузки потребовался бы специальный механизм. Поэтому для заряда Царь-пушки использовали небольшие каменные ядра. А настоящее название орудия - «Дробовик российский», или мортира (на военной терминологии), то есть оно должно стоять дулом вверх.

Есть также версия, что по конструкции Царь-пушка - бомбарда. К пушкам относят орудия с длиной ствола от 40 калибров и выше, а у Царь-пушки длина всего 4 калибра, как у бомбарды. Эти стенобитные орудия были огромными, чтобы разрушить крепостную стену, и не имели лафета. Ствол вкапывали в грунт, а рядом делали еще 2 окопа для артиллерийского расчета, так как орудия часто разрывало. Скорострельность бомбард была от 1 до 6 выстрелов в день.

У памятника Царь-пушка есть несколько копий.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Весной 2001 года по заказу правительства Москвы удмуртское предприятие «Ижсталь» изготовило копию Царь-пушки из чугуна. Новодел весит 42 тонны (каждое колесо весит 1,5 тонны, диаметр ствола - 89 см). Копию Москва подарила Донецку, где ее установили перед зданием мэрии.

В 2007 году в Йошкар-Оле на площади Оболенского-Ноготкова у входа в Национальную художественную галерею поставили копию Царь-пушки, отлитую на Бутяковском судостроительном заводе.

А в Перми находится самая большая в мире 20-дюймовая литая чугунная пушка. Это точно боевое орудие. Его изготовили в 1868 году по заказу Морского министерства на Мотовилихинском чугунопушечном заводе. При испытаниях пермской Царь-пушки сделали 314 выстрелов ядрами и бомбами разных систем.

Модель пермской пушки в натуральную величину выставили перед павильоном России на Всемирной выставке в Вене в 1873 году. Она должна была уехать в Кронштадт для защиты Петербурга со стороны моря. Там уже подготовили лафет, но гигант вернулся в Пермь. К тому времени инженер-изобретатель Павел Обухов из Златоуста разработал технологию производства высокопрочной пушечной стали и открыл завод в Санкт-Петербурге, где отливали более легкие орудия. Так пермская Царь-пушка технически устарела и стала памятником.

А что вы знаете об истории Царь-пушки Московского Кремля?

Пожалуй, только наша русская история со всей её склонностью к противоречиям и крайностям могла породить два таких памятника-парадокса: Царь-колокол, который никогда не звонил, и Царь-пушку, которая, как полагают многие, никогда не стреляла (насколько это утверждение соответствует действительности, мы ещё разберёмся). Впрочем, Царь-колокол – это тема для отдельного разговора, а мы сейчас поговорим именно о Царь-пушке.

Это чудо оружейного производство было изготовлено в конце XVI века, в годы правления царя Фёдора Иоанновича – сына Ивана Грозного и последнего царя из династии Рюриковичей. Большинство историков считают, что произошло это в 1586 году, но некоторые исследователи называют и другую дату – 1591 год, когда Москва столкнулась с опасностью набегов крымского хана Казы-Гирея, вот для защиты от его войска Царь-пушка и предназначалась. Да, её отливали не как «музейный экспонат», а как боевое оружие! Имя мастера, который это сделал, хорошо известно – оно увековечено в надписи на орудии, это был выдающийся пушечный и колокольный мастер-литейщик Андрей Чохов, работавший на московском пушечном дворе более 60 лет и создавший за это время более 20 орудий. Но Царь-пушка, несомненно, стала вершиной его творчества. Размеры её поражают воображение: вес пушки составляет 39 312 килограммов, длина – 5,345 метра, а диаметр ствола – 1,210 метра!

Сейчас мало кто вспоминает о том, что вплоть до позднейших времён это орудие именовали «пушкой» лишь в разговорной речи да в стихах, а в официальных документах она вплоть до 30-х гг. XX века числилась как… дробовик! Возможно, масла в огонь подливали декоративные ядра, отлитые в Петербурге в 1934 г., которые и сегодня можно видеть рядом с пушкой, и которыми, конечно, даже не предполагалось стрелять, да и невозможно это: пушку сразу же разнесёт! Непригоден для применения в боевых условиях и чугунный лафет, отлитый тогда же, а изначально орудие устанавливалось на деревянном настиле из брёвен (т.н. пушечном раскате).

Точки над i расставила реставрация пушки в 1980 г., результаты которой почему-то не были представлены широкой публике. Исследования, произведённые при этом, показали, что канал её имеет вид конуса с начальным диаметром 0,9 метра и конечным – 0,825 метра. Зарядная камера с плоским дном длиной в 1,73 метра имеет обратную конусность. Такое строение говорит о том, что это не пушка и даже не дробовик, а бомбарда, стрелять из которой предполагалось каменными ядрами весом около 100 кг, в то время как чугунное ядро такого калибра (а пушки стреляли именно чугунными ядрами) должно было весить около двух тонн. Правда, использовать для такой стрельбы старые орудия было рискованно, их могло разнести при выстреле, поэтому через определённое время их зачисляли в разряд дробовиков, стреляющих «каменным дробом», но в XIX веке такие подробности были уже не очевидны, вот и возникла путаница с видами оружия.

Тогда же, во время реставрации в 1980 г., исследователи обнаружили ещё одну интересную деталь: частицы сгоревшего пороха в канале. Это значит, что Царь-пушка, вопреки распространённому заблуждению, всё-таки стреляла! Впрочем, царапин от каменных ядер на стенках канала не было, а они обязательно должны были остаться. Это говорит о том, что выстрел был испытательным, а в боевых условиях Царь-пушку всё-таки не применяли. Существует легенда, что из неё выстрелили прахом Лжедмитрия, но это именно легенда, ни о каких доказательствах речи нет.

Следует заметить, что однажды этот памятник оказался под угрозой. Когда Пётр I принялся за усиленное литьё пушек, в ход пошли не только церковные колокола, но и старинные орудия, имеющие историческую ценность. Царь-пушку спасли её колоссальные размеры: на такое чудо безответственный царь покуситься не решился. Уцелели тогда ещё две работы мастера А.Чохова, которые и сегодня можно увидеть в петербургском Артиллерийском музее.

Царь-пушка уже давно стала одним из символов России. А ещё она вошла в десятки анекдотов, где фигурируют никогда не стрелявшая Царь-пушка, никогда не звонивший Царь-колокол и еще какое-нибудь неработающее русское чудо-юдо. Во второй половине XIX века появился ряд работ, доказывавших, что Царь-пушка была такой же бутафорской, как и ее лафет. Она-де никогда не стреляла и предназначалась лишь для запугивания крымских татар. Одним из доказательств бутафорской функции пушки служит элементарный математический расчет, показывающий, что при стрельбе чугунными ядрами, ее разнесет на куски.

Но многие историки усомнились в том, что 2400 пудов меди было потрачено на создание бутафорского орудия. А в середине ХХ века историк А. Позднеев писал: «В 1591 году при приближении к Москве татарских полчищ Казы-Гирея в боевую готовность была приведена вся московская артиллерия, и в том числе Царь-пушка Чохова. Ее установили в Китай-городе для защиты главных кремлевских ворот и переправы через Москву-реку».

Точку в споре, стреляла ли Царь-пушка, поставили в 1980 году специалисты из Академии им. Дзержинского. Они исследовали канал орудия и по ряду признаков, в том числе по наличию частиц сгоревшего пороха сделали вывод, что из Царь-пушки стреляли, по крайней мере, один раз.

ИСТОРИЯ
В 1586 г. в Москву пришло тревожное известие: на город движется крымский хан со своей ордой. В связи с этим, русский мастер Андрей Чохов,по приказу царя Федора Иоанновича, отлил огромное по размерам орудие, которое было предназначено для защиты Кремля.

Гигантское орудие весом в 2400 пудов (39 312 кг) отлили в 1586 году на московском Пушечном дворе. Длина Царь-пушки - 5345 мм, внешний диаметр ствола - 1210 мм, а диаметр утолщения у дула - 1350 мм. После того, как Царь-пушку отлили и отделали на Пушечном дворе, ее перетащили и установили на возвышенности для защиты моста через Москву-реку и обороны Спасских ворот и уложили на землю рядом с пушкой «Павлин». Чтобы передвинуть орудие, к восьми скобам на его стволе привязывали веревки, в эти веревки впрягали одновременно 200 лошадей, и те катили пушку, лежащую на огромных бревнах - катках.

В 1626 году обе пушки подняли с земли и установили на бревенчатых срубах, плотно набитых землей. Эти помосты назывались роскаты. Один из них, с Царь-пушкой и «Павлином», поставили у Лобного места, другой, с Кашпировой пушкой, - у Никольских ворот. В 1636 году деревянные роскаты заменили каменными, внутри которых устроили склады и лавки, торговавшие вином.

В настоящее время Царь-пушка находится на чугунном декоративном лафете, а рядом лежат декоративные чугунные ядра, которые отлили в 1834 году в Петербурге на чугунолитейном заводе Берда. Понятно, что ни стрелять с этого чугунного лафета, ни использовать чугунные ядра (только более лёгкие каменные) физически невозможно - Царь-пушку вдребезги разнесет! Сразу стоит сказать, что 4 чугунных ядра, сложенные пирамидой возле подножья пушки, выполняют сугубо декоративную функцию. Внутри они полые.

Документы об испытаниях Царь-пушки или применении ее в боевых условиях не сохранились, что дало основание для длительных споров о ее назначении. Большинство историков и военных в XIX и начале ХХ веков считали, что Царь-пушка - это дробовик, то есть орудие, предназначенное стрелять дробью, которая в XVI-XVII веках состояла из мелких камней. Меньшая часть специалистов вообще исключает возможность боевого применения пушки, считая, что изготовлена она специально для того, чтобы пугать иностранцев, в особенности послов крымских татар. Вспомним, что в 1571 году хан Девлет Гирей сжег Москву.

В XVIII - начале ХХ веков Царь-пушка именовалась во всех официальных документах дробовиком. И лишь большевики в 1930-х годах решили в пропагандистских целях повысить ее ранг и стали величать пушкой.
На самом деле это не пушка и не дробовик а классическая бомбарда.Пушкой принято называть орудие, длина ствола которого более 40 калибров. А это орудие имеет длину всего четыре калибра, столько же у бомбарды. Бомбарды представляют собой стенобитное орудие больших размеров, разрушающее крепостную стену. Лафет для них не использовался, так как ствол просто закапывали в грунт, а рядом для артиллерийского расчета выкапывали два окопа, так как подобные орудия часто разрывались. Обратим внимание - у Царь-пушки нет цапф, с помощью которых орудию придают угол возвышения. Кроме того, у нее абсолютно гладкий задний срез казенной части, которым она, как и другие бомбарды, упиралась в каменную стенку или сруб. Первыми снарядами бомбард были круглые камни, обмотанные веревками для сглаживания неровностей их формы.
Итак, Царь-пушка - это бомбарда, предназначенная для стрельбы каменными ядрами. Вес каменного ядра Царь-пушки составлял около 50 пудов (819 кг), а чугунное ядро такого калибра весит 120 пудов (1,97 т). В качестве же дробовика Царь-пушка была крайне неэффективна. По стоимости затрат вместо нее можно было изготовить 20 малых дробовиков, на заряжание которых нужно гораздо меньше времени - не сутки, а всего 1−2 минуты.

Стреляли ли бомбарды калибра 350-890 мм картечью или каменным щебнем? Теоретически это возможно, но практически очень дорого и неэффективно. Заряжание каменным ядром длилось полтора-два часа, а щебнем – в несколько раз дольше. Куда выгоднее было применять картечь из орудий малого и среднего калибров.
Большие бомбарды предназначались для проламывания стен вражеских крепостей. Но в конце XVI века на Руси имелись десятки куда более эффективных, а главное, более мобильных, чем Царь-пушка, стенобитных орудий. Поэтому чоховский монстр никогда не покидал стен Кремля.
Вместо гигантских бомбард функции стенобитных орудий стали выполнять пушки. Изобретение зерненого пороха, эффективность которого была почти в два раза больше, чем у пороховой мякоти, и начало производства чугунных ядер (впервые во Франции в 1493 г.) сделало целесообразным изготовление длинных (20 калибров и более) орудий. Такие орудия имели множество названий, из которых вскоре осталось одно – пушка.

Кто же и почему записал Царь-пушку в дробовики? Дело в том, что в России все старые орудия, находившиеся в крепостях, за исключением мортир, со временем автоматически перечислялись в дробовики, то есть в случае осады крепости они должны были стрелять дробью (каменной), а позже - чугунной картечью по пехоте, идущей на штурм.
Дело в том, что справку о состоянии артиллерии при Московском Арсенале в начале 1730-х гг. давали не дюже грамотные в истории и артиллерии канцеляристы.
Те орудия, которые они записали пушками, могли стрелять чугунными ядрами; гаубицы и мортиры – бомбами, то есть полыми ядрами, начиненными порохом. Но старые орудия не могли стрелять ни чугунными ядрами, ни бомбами, а каменные ядра уже давным-давно были выведены из употребления. По мнению канцеляристов, эти старые артсистемы могли стрелять лишь «дробом», вот их и записали в дробовики. Использовать старые орудия для стрельбы ядрами или бомбами было нецелесообразно: а вдруг разнесет ствол, да и у новых пушек баллистические данные были куда лучше. Так Царь-пушка была записана в дробовики.

ПЕРВЫЙ ВЫСТРЕЛ
Но царь-пушка, все же, выстрелила. Случилось это один раз. Согласно ЛЕГЕНДЕ, после того, как самозванца Лжедмитрия разоблачили, он пытался бежать из Москвы. Но по дороге был жестоко убит вооруженным отрядом.
Надругательство над телом Лжедмитрия показало, насколько переменчив народ в своих симпатиях: на мертвое лицо надели карнавальную маску, в рот вставили дудку, и еще три дня труп мазали дегтем, посыпали песком и оплевывали. Это была «торговая казнь», которой подвергали только лиц «подлого» происхождения.

В день избрания царь Василий велел убрать Лжедмитрия с площади. Труп привязали к лошади, выволокли в поле и там закопали у обочины дороги.Когда труп «Дмитрия» везли через крепостные ворота, налетевшая буря сорвала с них верх.
Подле ямы, ставшей последним прибежищем царя, люди видели голубые огни, поднявшиеся прямо из земли.
На следующий день после погребения труп был найден около богодельни. Его закопали еще глубже, но спустя время, тело опять появилось, но уже на другом кладбище. Люди говорили, что его земля не принимает.
Потом грянули холода, и вся зелень в городе пожухла.

Духовенство было встревожено этими событиями и сопровождающими их толками и долго совещалось, как бы вернее покончить с мертвым колдуном и чародеем.
По совету монахов труп Лжедмитрия выкопали из ямы, в последний раз протащили по улицам города, после чего доставили в село Котлы к югу от Москвы и там сожгли. После этого пепел смешали с порохом и выстрелили из царь-пушки в сторону Польши – откуда пришел Лжедмитрий.

Еще одним опровержением использования орудия именно в боевых целях является отсутствие в стволе каких-либо следов, в том числе продольных царапин, оставляемых каменными ядрами.

7 января 1598 года в Московском Кремле скончался раб Божий Федор Иоанович, Великий Князь Московский и Царь Всея Руси. За время правления последнего из прямых Рюриковичей знаменательных событий произошло не мало. Были основаны города: Самара, Саратов, Царицын (Волгоград), Воронеж, Архангельск, Тобольск, Сургут - закреплены новые рубежи активно растущего Государства Российского.

Завершена очередная Русско-Шведская война и России по итогам которой возвращен выход в Балтийское море по линии Копорье-Ям… Не мало получается достойных дел, но запомнился царь Федор не этим… Главная память о нем и сейчас стоит на Ивановской площади Московского Кремля, и имя ей - Царь-Пушка!

История

Не так много времени прошло со дня кончины Ивана Грозного, еще не осела пыль поднятая копытами коней опричников, а в Москве было создано самое большое в мире артиллерийское орудие, остающимся таковым до сегодняшнего дня. Пусть не по величине, но по калибру ствола - точно.

В 1586 году по высочайшему повелению начались работы по созданию грандиозной пушки. Историки до сих пор бьются над причиной такого необычного шага, но большая часть склоняется к мнению, что орудие создавалось для произведения внешнего эффекта на иностранных послов. Мол, смотрите, на что мы способны. Жахнем так, что мало не покажется!

Если более серьезно, то пушка была призвана засвидетельствовать рост мощи Государства Российского, как промышленной, так и военной. И, конечно, возвеличивала властвующего Государя! (а был Федор Иоанович по свидетельствам современников весьма неказист физически и нраву кроткого).

Производством руководил литейных дел Мастер Андрей Чохов.

Андрей Чохов (1545 - 1629) - знаменитый русский литейщик, создатель большого количества пушек и церковных колоколов. Одним из сохранившихся примеров уникальности творчества являются осадные пищали Чохова. Ученики продолжили и развили традиции мастера (в частности Алексей Никифоров).

Работы по отливке проводились на московском Пушечном дворе (ныне район Лубянской площади) в течении нескольких месяцев. Основным материалом для производства была бронза. По технологии производства орудие вполне соответствовало принятым на тот период времени стандартам. Только больше…гораздо больше!

Готовое сверхорудие с помощью двухсот лошадей приволокли на Красную Площадь Кремля для демонстрации государю. Ствол пушки был искусно украшен изображением Федора Иоанновича при всех царских регалиях и верхом на коне. Кроме того, узоры идут по всей окружности ствола в виде вязи. Стреляла ли гигантская пушка при демонстрации - свидетельств не сохранилось, а, учитывая, кроткий нрав царя Федора - скорей всего нет.

На стволе также имеются посвящение царице Ирине Федоровне Годуновой (супруге царя Федора) и упоминание о том, что делал монстра «литец Чохов».
По одной из версий в связи с наличием изображения царя пушку так и нарекли - «Царь-Пушка».

По второй версии название связано прежде всего с размерами произведения пушечных мастеров и литейщиков средневековой Руси.
Другим названием орудия было «Дробовик», так как предназначалась оно для стрельбы мелкими снарядами – «дробом» (каменная или металлическая некалиброванная картечь).


Налюбовавшись вдоволь, пушку водрузили на деревянный раскат (лафет) и поставили на боевое дежурство у стен Кремля (напротив современного ГУМа). Там она и стояла почти целый век! Разок попытались применить орудие против наскочивших татар хана Казы - Гирея, но те не рискнули приблизиться на расстояние эффективной стрельбы и выстрел сорвался.

Впоследствии, уже при Петре Алекесеевиче Романове в 1706 году, собравшись с силами, пушку отволокли во двор кремлевского Арсенала. И долгое время всей страной восхищались мастерством оружейников и поражались размерам, а также демонстрировали заморским гостям.

В 1835 году для пушки был отлит новый чугунный лафет (проект академика А.П. Брюллова) и декоративные ядра весом приблизительно по 2 тонны каждое. Перекатили её тогда к Оружейной палате, где были выставлены на обозрение и другие образцы орудий.

В 60х годах ХХ века Царь-пушку наконец водрузили на то, место, где она по сей день и стоит, у колокольни Ивана Великого. Или не совсем то, так как уже в 70х орудие отправляли на реставрацию в Серпухов, где снабдили новым декоративным лафетом и возвратили на место в 1980 году.

Особенности устройства и применения

Если говорить о Царь-пушке языком оружейников, то это, прежде всего боевое орудие, типа бомбарды, предназначавшееся для стрельбы по настильной или навесной траектории. Зарядом служил мелкий «дроб» общим весом до 800 килограмм. Запального отверстия не имеет, хотя и имеется площадка для него. Выстрел мог производиться только при запале со стороны ствола, для этого со стороны дульного среза в пороховую камеру вводился запальный шнур.

Общий вес артиллерийского динозавра составляет около 39 тонн 312 кг, длина ствола 5 метров 34 сантиметра, калибра ствола - 890 миллиметров.

Есть несколько мнений, стреляла ли Царь-пушка за свою многовековую историю. При проведении реставрационных работ в Серпухове по царапинам эксперты Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского сделали вывод, что из пушки палили как минимум один раз.

У историка Л.Н. Гумилева есть упоминание, что прах Лжедмитрия I развеяли посредством выстрела из легендарного орудия.


Однако, существуют сторонники и версии о том, что из пушки ни разу не выстрелили. В качестве доказательства указываются неповрежденные следы отливки внутри ствола.

О рекордах

Царь-Пушка занимает почетное место среди всемирных рекордсменов в Книге Гиннесса, как орудие самого большого калибра (890мм).

Семья царь-пушек

В 2001 году в городе оружейников Ижевске по заказу Правительства Российской Федерации были изготовлены две копии символа артиллерийской доблести с практически точным соблюдением основных параметров. Один экземпляр торжественно подарили тогда украинскому городу Донецку, где установили возле здания мэрии.

Вторая реплика украшает собой территорию завода «ОАО Ижсталь» в Ижевске.


В Йошкар-Оле на площади Оболенского-Ноготкова стоит относительно небольшая копия (вес - 12 тонн). Также оформление орудия не соответствует оригиналу, нет ряда узоров на стволе, другие изменены, декоративные ядра тоже значительно меньше оригинальных. Пушка была пригодна для стрельбы, поэтому ствол законопатили специальным ядром.

Но самая интересная «царь-пушка» находится в музее под открытым небом «Мотовилихинского завода» в городе Перми. Настоящая боевая корабельная мортира, созданная в 1868 году для обороны Санкт - Петербурга с фортов Кронштадта.

Вес орудия с лафетом 144 (!) тонны, калибр 508 мм.

Успешно пройдя артиллерийские испытание орудие так и не заступило на боевое дежурство - за время испытаний и демонстрации в 1873 году в Вене, успело технически устареть после создания Круппом затвора для заряжения орудий с казенной части. По указу царя Александра II пушку сохранили, как музейный экспонат.

Заключение

Для чего именно была создана Царь-пушка, в наше время особого значения не имеет. Главное - она является красноречивым символом многовековой военной и промышленной мощи России, бронзовым воплощение боевого духа русского народа!

Видео

Царь-пушка в Московском кремле

Как только ни называют Царь-пушку: первой среди орудий по калибру, шедевром литейного искусства, гордостью артиллерийской коллекции, символом российского могущества. Достаточно даже одного из этих эпитетов, чтобы привлечь к ней внимание туристов. Калибр чудо-пушки составляет 890 миллиметров, и этот показатель действительно самый большой из всех известных мировых аналогов.

Царь-пушка - и как орудие, и как музейный экспонат под открытым небом, и как визитная карточка Белокаменной в ряду других исторических памятников – весьма оригинальна. С одной стороны, она представляет собой образец крупнейшего средневекового орудия, а с другой - ярчайший пример «гигантизма» XIX века. Интригует и происхождение названия самобытной достопримечательности, не разгаданное учеными до сих пор. Одни предполагают, будто оно связано с тем, что на пушке изображен один из русских самодержцев. Другие же считают, что название обусловлено исключительно внушительными размерами этого орудия.

Как бы там ни было, мало найдется иностранных туристов, которые, приехав в Москву, не захотели бы взглянуть на это чудо бутафории. Кроме того, что Царь-пушка является самым крупнокалиберным орудием в мире, она имеет в длину 5,34 метра и весит порядка 40 тонн. Этих показателей оказалось достаточно, чтобы включить величественную московскую красавицу в Книгу рекордов Гиннесса. И как после этого можно пройти мимо такой уникальной достопримечательности, не потрогать ее своими руками и не сфотографироваться на ее фоне?

История Царь-пушки

В 1586 году по Москве распространилось тревожное известие о том, что в город движется со своей ордой крымский хан Ислям II Герай, поэтому необходимо было создать орудие для обороны Кремля, и эту задачу поручили русскому мастеру Андрею Чохову. В том же году громадная пушка была отлита на пушечном дворе. Ее установили прямо на Красной площади, около так называемого Лобного места. В качестве основания использовали бревенчатый раскат (настил). Перед этим пришлось задействовать 200 лошадей, которые тащили орудие по бревнам, с каждой стороны было предусмотрено по 4 скобы для крепления канатов. Через некоторое время бревенчатый настил заменили каменным.

Польский гусар Самуил Мацкевич вспоминал по этому поводу, что «в русской столице лежит огромное орудие настолько большое», что солдаты Речи Посполитой во время дождя могут прятаться «внутри его».


Между тем, крымский хан до Москвы не дошел, поэтому никому так и не довелось увидеть, как стреляет уникальное орудие. В XVIII веке пушку переместили в столичный Кремль, и с тех пор она находится там, в самом сердце первопрестольной. Сначала орудие поставили во дворе Арсенала, построенном Петром I в качестве Цейхгауза – хранилища для старинных и трофейных образцов оружия. Впоследствии Царь-пушка «охраняла» главные ворота Арсенала.

В 1835 году ее, равно как и другие вековые орудия, разместили вдоль Оружейной палаты. Она была воздвигнута на новый чугунный лафет, изготовленный по эскизам академика А. П. Брюллова. В 60-е годы прошлого столетия Царь-пушка справила очередное «новоселье»: ее поместили на то место, где она находится и поныне.

Несмотря на сохранившееся свидетельство, что государь Федор I Иоаннович отдал приказ изготовить такое большое орудие к встрече войск крымского хана, многие исследователи считают, что на самом деле Царь-пушка должна была всего лишь производить на иностранцев «пугающее» впечатление своим внушительным видом. Писатель Альберт Валентинов, например, утверждал, что сам мастер, Андрей Чохов, изначально знал, что его огромное неповоротливое детище стрелять не будет. Даже если допустить, рассуждал дальше писатель, что огромное количество пороха, которое необходимо для выталкивания двухтонного ядра, не разнесет ствол вдребезги, представить себе Царь-пушку в бою просто невозможно. Ведь ее из-за такого большого веса перетащить с одной позиции на другую оказалось бы практически неразрешимой проблемой. Валентинов также утверждал, что литейщик ставил перед собой, прежде всего, цель показать возможности русской оружейной промышленности, а сама пушка должна была стать символом могущества России перед лицом возможных врагов. Логика Чохова, по его мнению, была проста и должна была убедить всех иностранцев: если русские мастера смогли создать такую большую пушку, орудия меньших размеров им уж тем более под силу.

С мнением писателя перекликаются оценки и многих узкопрофильных специалистов-оружейников. Так, один из них, Александр Широкорад, в своем труде «Чудо-оружие Российской империи» утверждает, что по стоимости затрат вместо этой пушки можно было бы изготовить с два десятка небольшого размера дробовиков, на заряжание которых ушло бы всего 1-2 минуты. В то время как на заряжание нашей могучей красавицы пришлось бы потратить целые сутки. Широкорад в связи с этим задается риторическим вопросом, цитата: «Каким местом думали наши военные, записавшие Царь-пушку в дробовики?..»

Казалось бы, оценки специалистов, подкрепленные простой логикой и железными аргументами, должны были поставить точку в дискуссии о том, являлась ли миссия этого орудия военной или, наоборот, только пропагандистской? Однако последующие исследования не подтвердили версию, что Царь-пушку отлили только для того, чтобы она пугала иностранцев своим устрашающим видом. Как оказалось, она действительно по типу относится к бомбардам – осадным орудиям большого калибра с небольшим удлинением ствола, предназначенным для стрельбы 800-килограммовыми каменными ядрами.

Когда в 1941 году немцы наступали под Москвой, Царь-пушку всерьез планировали использовать для защиты столицы от неприятеля.

В 1980 году пушку отправили на ремонт в Серпухов. Одновременно ее обследовали специалисты Артиллерийской академии имени Дзержинского. Они подтвердили, что строение ствола четко указывает на то, что это классическая бомбарда, предназначенная для стрельбы именно каменными ядрами, то есть «дробом». Они классифицировали ее как орудие навесного огня, в перевозке которого с места на место не было никакой нужды - такие орудия просто вкапывали в землю.

Другие исследователи не сомневаются в том, что из Царь-пушки, как минимум один раз, но все же стреляли. Другие возражают: в камере ствола остались приливы бронзы, которых после стрельбы там не должно было оказаться. Свою позицию последние подкрепляют тем, что орудие запального отверстия не имеет, и это обстоятельство стрельбу из нее делает невозможным априори.

Как выглядит Царь-пушка?

Независимо от того, могла ли Царь-пушка быть использованной для обороны Кремля или у нее стопроцентно «декоративное» предназначение, она имела и имеет парадный и величественный вид. Отлитая из бронзы, красавица-пушка торжественно, даже несколько гордо возвышается на чугунном лафете, которому уже почти два столетия. Рядом с ней находятся отлитые еще в 1834 году ядра из того же материала, каждое из которых весит 1,97 тонны. Стрелять такими ядрами, понятное дело, орудие не может.

Оказавшись с правой стороны Царь-пушки, вы увидите изображение государя-самодержца Федора I Иоанновича, известного также по имени Феодор Блаженный, восседающего на коне. На голове у него – корона, в руках - скипетр. Кто не очень знаком с историей, сможет прочитать рядом, кто именно здесь изображен.

Царь-пушка на фото

Считается, и об этом мы сказали в самом начале, что свое название - Царь-пушка - орудие получило благодаря этому изображению. Ведь Федор Иванович был не только Великим князем Московским, но и царем всея Руси. Впрочем, на этот счет, как и относительно других моментов, связанных с историей достопримечательности, есть альтернативное мнение: название орудие получило благодаря габаритам, которые действительно делают его «царем» среди всех обычных пушек.

Теперь переместился на противоположную сторону ствола, которая обращена к другой знаменитой достопримечательности - Царь-колоколу. На ней мы можем увидеть надпись о том, что пушка была отлита в «преименитом царственном граде Москве в лето 7094 в третье лето государства его», и что отливал пушку «пушечный литец Ондрей Чохов». Но почему указан такой год, вызывающий ассоциации с византийским летоисчислением, восходящим, в свою очередь, к ветхозаветному? Дело в том, что в XVI веке летоисчисление в России, как и в Византии, велось с «сотворения мира». Считать годы от Рождества Христова, как мы сегодня привыкли, на Руси стали в конце XVII века, по указанию Петра Великого.

И, конечно, не обойдем вниманием ствол орудия, декорированный красивейшим орнаментом. О лафете же, который отливали по чертежам Питера Яна де Вите, скажем отдельно. Литейщики покрыли это 15-тонное сооружение весьма оригинальным переплетением растений, среди которых находится изображение борющегося со змеей льва, что имеет символическое значение. По общему мнению, царя зверей поместили сюда не случайно, а для того, чтобы подчеркнуть особый статус Царь-пушки. «Растительная» тема продолжена на спицах больших колес, которые исполнены в виде переплетающихся между собой листьев.

До наших дней дошло предание, согласно которому Царь-пушка все-таки выстрелила. И случилось это всего один раз, при Лжедмитрии I. Когда этого самозваного правителя разоблачили, он пытался спешно покинуть столицу. По дороге его настиг вооруженный отряд. Солдаты жестоко убили самозванца, но после того, как тело было погребено, его на следующий день… обнаружили около богадельни. Удивлению москвичей не было предела, однако не оставлять же труп не погребенным. Вторично его закопали в другом месте, на еще большую глубину. А вот когда тело Лжедмитрия явилось взору вновь, люди всерьез забеспокоились. Пошла молва, что самозванца даже земля не принимает. И было принято решение сжечь тело, после чего в пепел намешали порох и выстрелили из Царь-пушки в направлении Речи Посполитой, откуда, собственно, и пришел Лжедмитрий. Конечно, это только легенда, однако кто знает - вдруг что-то подобное все же произошло? Ведь не зря говорят в народе, что дыма без огня не бывает.

И еще интересный факт. Оказывается, на том месте, где величественно «позирует» перед посетителями Царь-пушка, ранее находился обыкновенный кабак, в котором любил пропускать рюмку-другую самый разнообразный люд.

Царь-пушка и ее копии

Одна из самых известных копий легендарного орудия находится в Донецке. Для столицы Донбасса ее отливали специально по заказу правительства Москвы на предприятии ОАО «Ижсталь» (Удмуртия). По массе «клон» даже превосходит оригинал, он весит 42 тонны, из которых в общей сложности 3 тонны приходится на оба колеса. Вес ядра – 1,2 тонны, а диаметр ствола составляет 89 см.


Донецкая Царь-пушка, отлитая, в отличие от московской, из чугуна, была установлена перед зданием мэрии в мае 2001 года. Для того чтобы приблизить внешний облик к оригиналу, ствол покрыли специальной краской, имитирующей средневековую бронзу. Изготовление дубликата заняло почти три месяца, будучи разделенным на два этапа. Сначала изготовили форму для отливки, а затем она была залита чугуном. Все художественные элементы, а их 24 (голова льва, узоры на стволе, изображение царя Федора и многие другие) изготовлены донецкими краснодеревщиками Виталием Антоненко и Михаилом Березовским.

Еще одна известная копия Царь-пушки находится в столице Республики Марий Эл Йошкар-Оле. Она установлена у входа в Национальную художественную галерею, что на площади Оболенского-Ноготкова. Марийскую копию специально отливали на судостроительно-судоремонтном заводе имени С. Н. Бутякова.

Не менее знаменита пермская модель Царь-пушки. Она же самая молодая из всех, ее изготовили в Мотовилихинском чугунопушечном заводе еще в 1868 году, причем в натуральную величину. В отличие от «старшей сестры» в Москве, пермская 20-дюймовая модель успешно прошла, что называется, испытание боем. Из нее при испытаниях было произведено 314 выстрелов, и не только обычными ядрами, но и бомбами разных систем.

Во время Всемирной выставки 1873 года в Вене пермская пушка была установлена перед павильоном России. После выставки ее должны были транспортировать в Кронштадт, для нее даже изготовили специальный лафет. Планировалось, что орудие будет служить для обороны Санкт-Петербурга со стороны моря. Однако этого гиганта вернули обратно в Пермь. Дело в том, что к тому моменту он технически устарел. На смену ему пришли более легкие орудия из высокопрочной пушечной стали, технология получения которой была разработана златоустовским инженером-изобретателем Павлом Матвеевичем Обуховым, открывшим завод в городе на Неве. Пермскую же Царь-пушку, как и московскую, сохранили в роли памятника.

Как добраться

Царь-пушка относится к самым известным достопримечательностям Москвы, расположенным в сердце города, поэтому найти ее очень просто.

Воспользовавшись метрополитеном, доезжаете до станции «Александровский сад» и выходите непосредственно в этот парк, расположенный с северо-западной стороны от стен Кремля. Здесь же, у станции подземки, находятся билетные кассы в Кремль. Купив билет, поднимайтесь в Кутафью башню и, пройдя по мосту и минуя Троицкую башню, окажетесь непосредственно на территории Кремля.

Далее идете в направлении Сенатской площади и поворачиваете направо, после чего доходите до колокольни Ивана Великого, рядом с которой и находится уникальное, безмолвное в своем величии старинное орудие – ее величество Царь-пушка.