Штурмтигр (Sturmtiger) (18 фото). Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне

38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger;
"Штурмпанцер VI" (нем. Sturmpanzer VI)
.

Кроме истребителя танков "Ягдтигр", фирма "Хеншель" разработала в 1944 году на базе танка "Королевский тигр" Т-VIВ еще одну самоходную установку - штурмовое орудие "Штурмтигр". Установка предназначалась для выполнения специальных задач, таких как борьба с долговременными огневыми точками. Установка была вооружена заряжаемой с дула 380-мм мортирой, стреляющей снарядами весом 345 кг. Мортира устанавливалась в опорах боевой рубки, смонтированной в передней части танка. Рубка оснащалась механической лебедкой, лотком для заряжения мортиры и подъемным устройством для погрузки боеприпасов в машину. В ней также устанавливалась радиостанция, танковое переговорное устройство и приборы управления огнем. Самоходная установка имела сильное бронирование, очень большой вес и низкую маневренность. Она выпускалась малыми сериями до конца войны. Всего было выпущено 18 установок.

В годы 2-й Мировой войны Германия выпускала множество специализированных типов бронетехники, в том числе штурмовые танки. Эти машины использовались для поддержки действий пехоты в застроенной местности, а также для борьбы с укреплениями противника. Первой машиной этого класса стал "Sturminfanteriegeschuetz" 33, созданный на базе штурмового орудия "Sturmgeschuetz" III и вооруженный 150-мм тяжелой пехотной гаубицей 15 cm sIG 33. В 1942 году было построено 24 машины этого типа, которые участвовали в боях на Восточном фронте и большинстве своем были потеряны под Сталинградом. Следующим штурмовым танком стал "Sturmpanzer" IV "Brummbaer" (Sd.Kfz.166). "Brummbaer" был создан на базе танка PzKpfw IV и также вооружался 150-мм гаубицей. В период с 1943 по 1945 г.г немецкая армия получила 306 машин этого типа. Третьим, и самым тяжелым, штурмовым танком стал "Sturmtiger", принятый на вооружение 1944 году.

В начале мая 1942 года начались работы в рамках проекта "Sturmpanzer" "Ваеr" (штурмовой танк "Медведь"). Танк предполагалось вооружить 305-мм пушкой, размещенной в неподвижной рубке на шасси танка "Panzerkampfwagen" VI "Tiger". Новый танк должен был весить 120 тонн. На танк планировалось поставить 12-цилиндровый двигатель "Maybach" HL230Р30 мощностью 700 л.с., что позволило бы этому колоссу развивать скорость порядка 20 км/ч. Вооружение "Медведя" состояло из 305-мм пушки, закрепленной в маске. Предусматривалась только наводка в вертикальной плоскости, угол возвышения от 0 до 70 градусов, максимальная дальность огня 10500 м. Фугасный снаряд массой 350 кг содержал 50 кг взрывчатки. Длина "Медведя" достигала 8,2 м, ширина 4,1 м, высота 3,5 м. Броня располагалась под углом, ее толщина на бортах составляла 80-мм, а на лбу 130-мм. Экипаж 6 человек. Танк остался на стадии чертежей, но представлял собой первый шаг в сторону будущего "Штурмтигра".

Осенью 1942 года ожесточенные уличные бои в Сталинграде придали проекту тяжелого штурмового танка второе дыхание. К тому времени единственный штурмовой танк "Brummbaer" еще находился на стадии доводки. 5 августа 1943 года было решено установить на шасси танка PzKpfw VI "Tiger" 380-мм миномет. Первоначальные планы вооружить машину 210-мм гаубицей пришлось пересмотреть, так как необходимое орудие отсутствовало. Новая машина получила название "38 cm RW61 auf Sturm (panzer) Moeser Tiger", но также известна как "Sturmtiger", "Sturmpanzer" VI и "Tiger-Moeser". Наиболее известным из названий танка стало "Sturmtiger".

Общий вид корпуса прототипа "Штурмтигра" (до модернизации)

1 - смотровой прибор водителя раннего типа;
2 - порт для стрельбы из личного оружия;
3 - вентилятор;
4 - крюки для крепления троса;
5 - люк для загрузки ракет;
6 - 100-мм гранатомет.

1 - крепление крана для загрузки ракет;
2 - задний люк для посадки экипажа;
3 - воздушный фильтр раннего типа.

Новая машина имела силуэт, похожий на силуэт "Brummbaer", но создавалась на базе более тяжелого шасси и несла более тяжелое вооружение. Постройку прототипа поручили фирме "Alkett" в начале октября 1943 года. 20 октября 1943 года прототип уже продемонстрировали Гитлеру на полигоне в Арисе в Восточной Пруссии. Прототип был создан на базе танка "Tiger". Рубка была собрана из литых стальных плит. После испытаний машина получила рекомендацию к серийному производству. В апреле 1944 года было решено использовать для выпуска штурмовых танков корпуса поврежденных и списанных "Тигров", а не новые шасси. С августа по декабрь 1944 года на фирме "Alkett" собрали 18 "Штурмтигров". 10 было готово в сентябре, а 8 в декабре 1944 года. Планы предусматривали выпуск 10 машин в месяц, но достичь таких показателей так никогда и не удалось.

Общий вид корпуса серийного "Штурмтигра"

1 - смотровой прибор водителя позднего типа;
2 - циммеритное покрытие;
3 - кувалда;
4 - топор;
5 - совковая лопата.

1 - лом;
2 - штыковая лопата;
3 - крепление деревянного бруса для домкрата;
4 - крепление домкрата;
5 - ввод антенны;
6 - перископ командира;
7- крюки.

Нажмите на рисунок "Штурмтигра" для увеличения

Серийные машины выпускались на базе шасси позднего типа, с цельнометаллическими опорными катками. Борта и ходовая часть остались без изменения, но лобовую броню корпуса частично срезали, чтобы установить угловатой формы рубку. Машина оснащалась стандартным 700-сильным двигателем "Maybach" HL230P45 и коробкой передач "Maybach OLVAR" OG 401216A (8 передач вперед и 4 назад). Запас хода 120 км, максимальная скорость 37,5 км/ч. Расход топлива 450 л на 100 км, емкость топливных баков 540 л. Габариты танка были несколько иными, чем у башенного варианта: длина 6,82 м ("Тигр" 8,45 м), ширина 3,70 м (3,70 м), высота 2,85 м/3,46 м с подъемным краном (2,93 м). Масса "Штурмтигра" достигала 65 тонн, тогда как башенный "Тигр" весил только 57 тонн. Рубка имела Толстые стены: 80-мм борта и 150-мм лоб. Рубки изготавливали на фирме "Brandenburger Eisenwerke". Фирма "Alkett" "реанимировала" подбитые "Тигры", а готовые машины поступали на склад в Берлине-Шпандау.

Общий вид корпуса прототипа "Штурмтигра" (после модернизации)

1 - противовес на стволе бомбомета;
2 - окошко для прицела иной конфигурации, чем на серийных машинах;
3 -100-мм гранатомет для обстрела для «прыгающими» минами (SMi 35).

1 - 100-мм гранатометы отсутствуют;
2 - воздушные фильтры отсутствуют;
3 - способ крепления антенн;
4 - люк для выхода командира танка.

Нажмите на рисунок "Штурмтигра" для увеличения

"Штурмтигр" был вооружен короткоствольным казнозарядным ракетометом "38 cm Raketenwerfer 61 L/5,4". Ракетомет вел огонь фугасными ракетами на дальность от 4600 до 6000 метров. Ракетомет оснащался телескопическим дальномером "РаК Zielfernrohr 3x8. Использовались ракеты двух типов: фугасные Raketen Sprenggranate 4581" (масса фугасного заряда 125 кг) и кумулятивные "Raketen Hohladungs-granate 4582". Кумулятивные ракеты могли пробивать слой железобетона толщиной 2,5 м.

Ракетомет был разработан фирмой "Rheinmetall-Borsing" из Дюссельдорфа, и первоначально предназначался для борьбы с подводными лодками. Ракетомет мог наводиться в горизонтальной плоскости на 10 градусов влево и вправо, а в вертикальной плоскости в секторе от 0 до 65 градусов (теоретически до 85 градусов). Отдача достигала величины 30-40 тонн.

Прототип "Штурмтигр" в Кобленсе
"Штурмтигр" в Кубинке

Наиболее интересной с конструктивной точки зрения была система отвода газов. Газы практически не попадали внутрь боевого отделения, но при выстреле в воздух поднималась туча пыли, что заставляло постоянно менять огневую позицию. Позднее ствол ракетомета уравновесили металлическими кольцами, что упростило наводку. "Штурмтигр" мог одним выстрелом разрушить любой дом, но его боекомплект составлял всего 14 выстрелов.

«ШТУРМТИГР»

«Штурмтигр» во время полигонных испытаний в Германии, осень 1944 года. Машина не имеет бортовых крыльев и кольца-противовеса на стволе бомбомёта.

5 августа 1943 года Гитлер отдал приказ начать разработку тяжёлого штурмового орудия, предназначенного для уничтожения сильно укреплённых опорных пунктов противника. Его конструкция являлась логическим продолжением средних штурмовых танков StuG 33 на базе танка Pz.III и Brummb"ar на базе Pz.IV. Обе машины были вооружены 150-мм орудиями, мощности которых, как показал опыт боёв на Курской дуге, не хватало даже для уничтожения полевых укреплений.


Шаровая установка 380-мм бомбомёта.

Первоначально планировалось вооружить новую самоходку 210-мм гаубицей, но в окончательном варианте разработчики остановились на реактивном 380-мм корабельном бомбомёте - Ger"at 562, он же Raketenwerfer 61, который и является наиболее интересной частью этой САУ.

Бомбомёт, выпускавшийся заводом фирмы Rheinmetall-Borsig в Дюссельдорфе, заряжался с казённой части. Замок бомбомёта представлял собой стальную плиту толщиной 65 мм, перемещавшуюся в горизонтальной плоскости с помощью реечного механизма. После заряжания между снарядом и плитой замка оставался зазор 12 см. Такое положение снаряда объяснялось особенностями конструкции ударно-спускового механизма.


Вид на казённую часть бомбомёта Raketenwerfer 61. Затвор в открытом положении.

Шаровая установка, в которой был смонтирован бомбомёт, допускала его наведение в горизонтальной плоскости до 10° на сторону, а в вертикальной от 0° до 85°.


Схема 380-мм бомбомёта Raketenwerfer 61:

1 - ствол; 2 - рубашка; 3 - цапфа; 4 - болт крепления ствола к рубашке; 5 - казённая часть; 6 - отверстие для воспламенения запальной трубки снаряда; 7 - обтюраторная канавка; 8 - замок; 9 - ударно-спусковой механизм; 10 - боевой рычаг; 11 - жёлоб для замка; 12 - ручка открывания замка; 13 - рейка.

Для стрельбы из Raketenwerfer 61 использовались фугасные реактивные снаряды массой 351 кг и кумулятивные - массой 345 кг. Дальность выстрела фугасным снарядом при температуре воздуха +15°С и скорости ветра не более 4 м/с достигала 5600 м. Снаряд состоял из боевого (до 135 кг тротила) и метательного зарядов и маршевого ракетного двигателя. В дне снаряда имелись 32 наклонных отверстия для выхода газов от ракетного двигателя, за счёт которых ему сообщалось вращение вокруг своей оси, повышавшее устойчивость в полёте. Снаряд покидал ствол с начальной скоростью 40 м/с, а после срабатывания маршевого двигателя разгонялся до 250 м/с. Взрыватель располагался в носовой части снаряда и устанавливался непосредственно перед заряжанием. Задержка срабатывания взрывателя могла устанавливаться в диапазоне от 0,5 до 12 с.

При загрузке боеприпасов в «Штурмтигр» ракеты поднимались с помощью крана.


Поворот ракеты при заряжании для направления выступов на её корпусе в нарезы канала ствола бомбомёта осуществлялся специальным ключом.

В целях снижения до минимума силы отдачи при выстреле (бомбомёт не имел противооткатных устройств) часть газов, образовывавшихся при сгорании метательного заряда, направлялась в зазор между собственно стволом и 13-мм рубашкой, надетой на ствол. Для выхода газов в торцевом кольце у дульного среза имелось 31 отверстие. Такая конструкция ствола способствовала и его лучшему охлаждению.

«Штурмтигр»

Заряжание производилось с лотка с роликами при помощи специального досылателя. Загружались снаряды внутрь машины краном, через прямоугольный люк в крыше рубки. На стенках боевого отделения располагалось 12 захватов (по 6 с каждой стороны) для снарядов. 13-й снаряд мог находиться на лотке, а 14-й - непосредственно в стволе, поднятом на угол 16°. Внутри боевого отделения снаряды перемещались с помощью тельфера.

Бомбомёт устанавливался в лобовом листе простой сварной прямоугольной рубки, крепившейся к корпусу танка болтами. Лобовой лист рубки был расположен под углом 47°. Справа от бомбомёта в шаровой установке размещался пулемёт MG 34. Его боекомплект состоял из 1500 патронов. Для наведения бомбомёта использовался прицел Рак ZF 3x8, а пулемёта - KZF 2. На крыше рубки монтировалось «устройство ближнего боя» (N"ahkampfger"at).



Вверху и справа - «Штурмтигр» захваченный войсками союзников. Германия, 28 февраля 1945 года.


Вид сзади на тот же «Штурмтигр». На крыше МТО уложены запасные траки, в левой части кормового листа - четыре снарядные пробоины.

Экипаж машины включал механика-водителя, стрелка-радиста, командира, выполнявшего обязанности наводчика, и двух заряжающих.

Двигатель, трансмиссия, ходовая часть и почти все элементы корпуса были заимствованы у линейного танка Tiger Ausf.E поздних выпусков. Последнее обстоятельство вполне объяснимо, поскольку все САУ не изготавливались вновь, а переделывались из линейных танков.

Прототип САУ, получившей название 38-cm Panzerm"orser Sturmtiger Ausf.E, выпустили в сентябре 1943 года. 20 октября машину с рубкой из неброневой стали продемонстрировали Гитлеру.


Американский солдат осматривает ствол бомбомёта. Хорошо видны отверстия для отвода газов и ракета в стволе бомбомёта.

Первый же серийный «Штурмтигр» покинул цехи завода Alkett 15 сентября 1944 года. В течение нескольких месяцев за ним последовали ещё 17 машин.

Прототип «Штурмтигра» использовался для обстрела Варшавы в ходе подавления немцами Варшавского восстания в августе 1944-го. Из серийных машин в конце того же года сформировали две роты штурмовых мортир (Panzer Sturmm"orser Kompanie) - 1000-ю и 1001-ю, по четыре установки в каждой. Обе роты действовали на Западном фронте. Первая вступила в бой в декабре 1944 года в районе Трира, причём в боях участвовала только одна установка, остальные вышли из строя по техническим причинам и были брошены. Вторая начала боевые действия в ноябре 1944 года, а в январе 1945-го довольно успешно воевала недалеко от Бонна. При переправе через Рейн в марте 1945 года одна установка была подбита огнём «Шермана», а три уцелевших машины вскоре попали в руки американцев.


Трофейная БРЭМ Bergepanther буксирует трофейный же «Штурмтигр», доставленный для испытаний в Великобританию. 1945 год.

Позже других сформировали 1002-ю роту, имевшую шесть установок. Она также принимала участие в боевых действиях восточнее Бонна. В марте 1945 года четыре оставшиеся в строю машины этой роты были переброшены на Восточный фронт. О действиях «штурмтигров» на Восточном фронте достоверных сведений пока нет. Точно можно сказать лишь то, что в апреле 1945 года войсками 3-й армии генерала Горбатова (1-й Белорусский фронт) был захвачен прототип «Штурмтигра».

Реактивные бомбомёты неплохо проявили себя при разрушении опорных пунктов на «Линии Зигфрида», захваченных американцами, и при стрельбе по групповым целям. Основными средствами союзников в борьбе с «штурмтиграми» стали тяжёлая артиллерия и авиация. В начале марта 1945 года в строю оставалось ещё 13 «штурмтигров».


Прототип «Штурмтигра» на НИБТПолигоне в подмосковной Кубинке. 1946 год.

До настоящего времени сохранились два образца «штурмтигров». Прототип находится в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, а серийная машина - в экспозиции военного музея в Кобленце (Германия).


| |

Официальное обозначение: 38cm RW61 auf Sturmmörser “Tiger”
Альтернативное обозначение: “Sturmtiger”, “Sturmpanzer” VI, “Tiger-Mörser”
Год постройки первого прототипа: 1941
Стадия завершения работ: собрано 19 машин включая два прототипа, применялись до мая 1945 года включительно.

С появлением тяжелого танка Pz.Kpfw.VI «Tiger» в Управлении вооружений возникла масса идей использования его шасси для постройки самоходных штурмовых орудий. В начале мая 1942 года фирмой Alkett была начата разработка такой машины, получившей название «Bar» (Медведь), которую собирались оснастить модифицированным шасси и орудием 30.5cm KwK L/16 в полностью закрытой рубке. Проект получил одобрение, но по ходу проектирования приоритеты изменились и от постройки «Bar» отказались.

В июле 1943 года основная мысль оформилась в установке 210-мм гаубицы специальной разработки, но её создание было отягощено множеством технических обстоятельств и даже в мае 1945 года она не появилась в серийном производстве. В качестве альтернативы был предложен поистине полуфантастический вариант с 380 мм(!) реактивным корабельным бомбометом 38cm (15″) Raketenwerfer 61 L/5.4. Об этой артсистеме следует рассказать подробнее.

Осенью 1942 году, когда руководств Третьего Рейха объявило о начале «тотальной подводной войны», перед командованием Kriegsmarine встал вопрос об оснащении большого количества подводных лодок торпедами, которые были очень дорогими и трудоёмкими в производстве. Установка орудий большого калибра не было выходом из данной ситуации и тогда появился вариант с бомбометом, который вел бы стрельбу реактивными снарядами. Предполагалось, что одного-двух попаданий в транспорт противника будет достаточно для его потопления. Когда был построен опытный образец Raketenwerfer 61, концепция вооружений претерпела изменения и о установки бомбомета на подводные лодки отказались. Тем не менее, мощность этой артсистемы была внушительной, что позволило получить предварительный заказ на изготовление небольшой партии.

Конструкция бомбомета 38cm (15″) Raketenwerfer 61 L/5.4 была достаточно оригинальной. Ствол длиной 5,4 калибра (2054 мм) был снабжен горизонтальным клиновым затвором, обеспечивающим заряжание установки с казенной части. Конструкция шаровой опоры позволяла наводить ствол в пределах 20° по горизонту и от 0° до +85 по вертикали.

Отдельной проблемой стало производство боеприпасов. Для стрельбы из Raketenwerfer 61 использовался фугасный турбореактивный снаряд (а по сути – ракета) R.Sprgr.4581 длиной 1489 мм и весом 345 кг при массе взрывчатого вещества 125 кг. Внутри ракеты устанавливался твердотопливный ракетный двигатель, который имел наклонное расположение сопел, что обеспечивало стабилизацию в полёте. Для уменьшения отдачи при выстреле, а также чтобы избежать трудностей с проектированием противооткатных механизмов, было решено отводить газы двигателя в пространство между стволом и его внешним кожухом, выводясь через отверстия в передней части ствола. Между тем, из ствола бомбомета ракета выталкивалась отдельным вышибным зарядом с начальной скоростью 45 м\с, после чего включался маршевый двигатель снаряда, разгонявший его до скорости 300 м/с. Ракета снабжалась ударными взрывателями AZKM-8 или AZKM-10 с регулируемой задержкой срабатывания, составлявшей от 0,5 до 12 секунд. Во многих источниках указывается, что дальность стрельбы составляла 5650 метров, но изданной позже инструкции указывалось, что максимальная дальность для поражения целей должна составлять не более 4400 метров при наибольшем возвышении ствола.

Также был разработан боеприпас WGr.4592 (Raketen Hohladungsgranate) кумулятивного типа, который пробивал железобетонную стену толщиной 2,5 метра, но на вооружение его принять не успели. Из 1400 заказанных 380-мм фугасных ракет к марту 1945 года было выпущены 397, причём в войска успели поступить только 317.

Рассмотрев проект А.Гитлер 5-го августа 1943 года распорядился начать работы по проектированию самоходной штурмовой установки, получившей обозначение Sturmmörserwagen 606/4 mit 38cm RW61 (впоследствии измененное на 38cm RW61 auf Sturmmörser “Tiger” ), хотя также использовались названия “Sturmpanzer” VI , “Tiger-Mörser” и , последнее из которых стало общеупотребительным. Конструкция самоходки была во многом аналогична танку «Tiger», поскольку для обеих машин использовалась одинаковая базовой шасси.

Корпус и рубка штурмовой самоходки собирались при помощи сварки из катаных броневых плит хромоникелевой стали толщиной 28, 40, 50, 62, 82, 100 и 150 мм. Лобовая часть корпуса была образована верхней бронеплитой толщиной 70 мм, расположенной под углом 80° к вертикали, и нижней, толщиной 100 мм, расположенной под углом 25°. На части выпущенных машин к нижней лобовой детали при помощи болтов крепилась дополнительная плита толщиной 50 мм. Борта корпуса располагались вертикально и имели толщину 62 мм в нижней части и 82 мм – в верхней. Корма корпуса была образована 82-мм бронеплитой, расположенной под углом 8°. Днище корпуса и крыша моторного отделения имели толщину 28 мм. Производством рубок занималась фирма Brandenburger Eisenwerke.

Сверху на боевое отделение и отделение управления устанавливалась и прикреплялась к корпусу болтами рубка коробчатой формы. Лобовая бронеплита рубки имела толщину 150 мм и устанавливалась под углом 47° к вертикали, борта и корма собирались из 82-мм бронеплит и имели углы наклона 20° и 10°, соответственно. Крыша рубки была образована 40-мм бронеплитой. В лобовой части рубки в литой шаровой установке размещался 380-мм бомбомёт, прикрытый литой броневой маской, служившей также противовесом для уравновешивания орудия.

Для загрузки 380-мм ракет в САУ служил специальный двухстворчатый люк в крыше рубки. Одна из его створок не имела петель и демонтировалась лишь для загрузки боеприпасов, вторая же использовалась и для посадки и высадки экипажа. Для посадки и высадки экипажа также использовался и люк командира, а в экстренных условиях – эвакуационный люк в кормовой плите рубки. Для доступа к агрегатам двигателя в крыше моторного отделения имелся ряд люков. Впрочем, при необходимости демонтажа трансмиссионных агрегатов требовалось предварительно снять всю броневую рубку, перекрывавшую часть трансмиссионного отделения.

Ходовая часть, применительно на один борт, состояла из 24 опорных катков диаметром 800 мм с индивидуальной торсионной подвеской, сдвоенного ведущего колеса диаметром 860 мм и ленивца. Опорные катки располагались в шахматном порядке, причем на прототипе они были обрезиненными, а на серийных машинах они стали цельнометаллическими с внутренней амортизацией. Гусеница набиралась из 96 стальных двухгребневых траков цевочного зацепления шириной 725 мм и с шагом 130 мм.

На всех «Sturmtiger» устанавливался двигатель Maybach мощностью 700 л.с. По бокам от него размещались четыре топливных бака, общей ёмкостью 534 литров, и радиаторы системы охлаждения. Для лучшего притока воздуха, крышки люков моторного отделения над бортовыми отсеками были выполнены решётчатыми. Отвод выхлопных газов от двигателя осуществлялся через две выхлопные трубы, размещённые на кормовой бронеплите и прикрытые массивными бронекожухами.

Трансмиссия всех самоходных орудий, включая прототипы, была идентичной и в процессе серийного производства не изменялась. В её состав входили следующие элементы:

— многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле, объединённый в общем корпусе с коробкой передач и стояночным тормозом;

— восьмиступенчатая (8+4) безвальная синхронизированная коробка передач Maibach OLVAR OG(B) 401216А с постоянным зацеплением шестерён, с гидравлическим сервоприводом и полуавтоматическим управлением;

— карданный вал;

— фрикционно-шестерёнчатый механизм поворота Henschel L 801;

— двухрядные комбинированные бортовые передачи;

— дисковые механические бортовые тормоза Argus LB 900.4.

На прототипе «Sturmtiger» устанавливался бомбомёт с так называемой «крупной» нарезкой ствола из 9 нарезов, тогда как на остальных 17 серийных машинах стояли бомбомёты имели 36 «мелких» нарезов. Это было сделано исключительно с целью облегчить ручное заряжание артсистемы, поскольку на зарядном лотке снаряд требовалось повернуть до совпадения выступов с нарезами, а при «мелкой» нарезке угол поворота значительно сокращался. Боекомплект состоял из 14 ракет, из которых 12 размещались в укладках по обеим сторонам рубки, одна находилась на зарядном лотке, и ещё одна в стволе. В боевых условиях обычно имелось только 13 ракет, поскольку экипажи предпочитали на загружать зарядный лоток.

Дополнительное вооружение состояло из 7,92-мм пулемёта MG-34 с телескопическим прицелом KZF-2, установленного в шаровой установке Kugelblende 150 в правой части лобового листа рубки, позволявшей его вертикальную наводку в пределах от -10° до +15° и по 5° в каждую сторону по горизонту. Боекомплект состоял из 600 патронов. Также на крыше рубки устанавливался 90-мм гранатомёт (казнозарядный миномёт) NbK 39 с боекомплектом из осколочных и дымовых мин, служивший для обороны от пехоты противника в ближнем бою. В укладке перевозился пистолет-пулемет МР-40 с 384 патронами.

Приборы наблюдения включали имел стереоскопический перископический наблюдательный прибор Sf 14Z, установленный в крыше рубки и стереоскопический наблюдательный прибор Pak ZEC-42 в лобовом листе рубки. Для внутренней связи использовалось внутреннее переговорное устройство SE 10u, для внешней – радиостанция FuG 5, которая состояла из передатчика мощностью 10 Вт и УКВ-приёмника, обеспечивая связь на дальности до 4-8 км, в зависимости от режима работы (телеграфным ключом или радиотелеграфом).

Когда производство самоходок «Sturmtiger» ещё только начиналось планировалось, что для них будут использоваться вновь изготовленные шасси. Однако реальность оказалась куда более суровой – практически все шасси использовались только для производства танков «Tiger», поэтому пришлось пойти на вынужденную меру и начать установку бронекорпусов на танки, возвращаемые в тыл для ремонта. Впрочем, их тоже не хватало и производство ограничилось только двумя прототипами и 17 серийными машинами. Окончательная сборка «Sturmtiger» производилась фирмой Alkett на заводе в Берлине-Шпандау, где также проходили ремонт танки «Tiger».

Выпуск первой партии из 12 самоходок шёл с 13 августа по 21 сентября 1944 года, а первую из них официально приняли на вооружение 6-го октября. Остальные машины поступали вплоть до января 1945 года, когда их выпуск был окончательно свернут.

В силу то, что сборка самоходок производилась «поштучно», большинство машин имели индивидуальные различия. Например, некоторые «Sturmtiger» имели циммеритовое покрытие, другие оснащались дополнительной лобовой бронеплитой, третьи получили измененный противовес для бомбомета и т.д., вплоть до размещения таких более мелких элементов, как буксирные рымы и ящиков ЗИП.

Боевое применение «Sturmtiger» активным назвать очень сложно и причиной тому не только их скромное количество. Основная проблема заключалась в том, что огромная огневая мощность «компенсировалась» весьма трудоёмким процессом ручного заряжения, который требовал участия всех членов экипажа. Очень низким оказался темп стрельбы, который составлял один выстрел в 10 минут. Учитывая, что на все самоходки приходилось чуть более двух полных боекомплектов, боевые стрельбы были настоящим событием.

Сразу после испытаний на полигоне первый прототип «Sturmtiger», который все ещё был оснащен рубкой из неброневой стали (как впрочем и второй) и всего 12 ракетами, по железной дороге доставили в Варшаву. В течении 13-28 августа самоходка выполнила несколько стрельб по восставшему городу, в ходе которых выяснилось, что взрыватели с замедлителем не срабатывали при попадании в сравнительно тонкие кирпичные стены городских зданий (впоследствии одна из неразорвавшихся ракет стала экспонатом варшавского Музея Польской Армии). Только после прибытии новой партии ракет с более чувствительным взрывателем, вместе с которыми прибыл первый серийный «Sturmtiger», эффективность огня повысилась.

Тем временем, в составе 500-го отдельного запасного батальона велась подготовка экипажей. Согласно подготовленной «Инструкции по обслуживанию самоходной штурмовой мортиры» им предстояло разрушать баррикады, дома и укрепления в условиях уличных боёв. При этом допускалось стрельба фугасными ракетами по скоплениям пехоты противника, но по мелким целям использовать бомбомет не рекомендовалось. Тогда же, в августе 1944 года, началось создание отдельных рот штурмовой артиллерии, на вооружении которых должны были находится «Sturmtiger».

Первой из них стала 1000-й рота (Pz.StuMrKr.1000), которая была сформирована 13-го августа 1944 года в составе двух взводов. Первоначально самоходки комплектовали заводскими экипажами, причем в состав 1-го взвода входил только первый прототип «Sturmtiger», который после 28-го августа был отправлен в тыл для доработки до стандарта серийных машин. Далее взвод отправили на Западный фронт в район Мо (Франция), но уже 10-го сентября его передислоцировали в Венгрию и придали 109-й танковой бригаде для участия в подавлении словацкого восстания. Самоходки планировали использовать в ходе боёв в Братиславе, но поскольку восставшим не удалось взять город под свой контроль к 20-му октября взвод был возвращен в Варшаву. Здесь численность роты удалось довести до 4 машин, но к этому времени их изношенность оказалась настолько высокой что уже 22-го октября «Sturmtiger» отправились на ремонт в Зеннелагер. В ходе оценки ремонтопригодности первый прототип пришлось списать и в апреле 1945 года он стал трофеем 3-й армии генерала Горбатова. Впоследствии эту машину довели до ходового состояния и в послевоенный период она проходила испытания на полигоне НИБТ, после чего этот «Sturmtiger» стал экспонатом музея в Кубинке.

Остальные три самоходки находились в ремонте до ноября 1944 года, когда было принято решение задействовать их в Арденнской операции. Роту придали 15-й армии и планировали перебросить под Льеж, но из-за проблем с транспортировкой и частыми поломками «Sturmtiger» так и не сумели вовремя прибыть к месту назначения. Как сложилась дальнейшая судьба самоходок точно не известно. Западные источники отмечают, что 1000-я рота некоторое время ещё воевала на Западном фронте, но учитывая скудность поставок боеприпасов применение «Sturmtiger» могло носить только эпизодический характер. По состоянию на 23 января 1945 года это соединение было формально передано артиллерии, но в конечном итоге все машины были брошены экипажами и стали трофеями союзников.

Спустя месяц после появления 1000-й роты была сформирована 1001-я рота – это произошло 23-го сентября 1944 года. По состоянию на 28 сентября 1-й взвод располагал двумя машинами, а 5 октября к нему добавился 2-й взвод, также оснащенный двумя «Sturmtiger». В течении следующих двух недель экипажи отрабатывали только ходовую часть, поскольку боеприпасы были получены только 22 октября.

В ноябре 1944 года самоходки были отправлены на Западный фронт, где вместе с машинами 1000-й роты им предстояло участвовать в прорыве позиций союзников. Сначала 1001-ю роту передали 15-й армии, но позднее самоходки действовали в составе 48-го танкового корпуса 6-й танковой дивизии SS. Им также предстояло участие в штурме Льежа, однако в срок прибыть им также не удалось, а при налете авианалёте на железнодорожный состав была потеряна одна самоходка.

Три оставшиеся машины использовались наиболее активно из всех. Действуя на Западном фронте «Sturmtiger» против англо-американских частей они прикрывали свои войска в районе Айфельи на участке Дюрен – Ойскирхен. Согласно немецким источникам, именно в ходе оборонительных боёв на «линии Зигфрида» был произведен самый удачный выстрел, когда одной ракетой удалось уничтожить сразу три танка «Sherman». Тем не менее, общее отступление продолжалось и 28 февраля пришлось бросить один неисправный «Sturmtiger».

В марте 1945 года две самоходки были переправлены за Рейн, где также эпизодически привлекались к отражению наступления союзников. В конечном итоге, 10-го апреля они были уничтожены собственными экипажами по причине нехватки топлива и боеприпасов. Полуразрушенные машины стали трофеями американцев.

В конце октября – начале ноября 1944 года была сформирована 1002-я рота, которая комплектовалась по новому штату и располагала тремя взводами по два «Sturmtiger» в каждом. Самоходки были получены лишь в середине декабря, после чего рота была немедленно отправлена на фронт, хотя боеприпасы к 380-мм бомбометам совершенно отсутствовали. Получив первые ракеты в январе 1945 года рота была развёрнута в районе Рейхсвальда, не принимая участия в боях, а после была при отступлении успешно эвакуирована за Рейн. На этом участке фронта «Sturmtiger» также прикрывали общее отступление, до 14 апреля потеряв все машины.

Трофейные машины привлекли внимание специалистов установкой бомбомета на тяжелом шасси, но в целом оценка «Sturmtiger» со стороны союзников была очень сдержанной. Предположительно, до ходового состояния им удалось восстановить два «Sturmtiger», в то время как практически все остальные машины были разобраны. Один из них, захваченный в феврале 1945 года (эта машина ранее принадлежала 1002-й роте и имела номер шасси 250174), был отправлен в США и прошел испытания на полигоне в Абердине. В дальнейшем он стал экспонатом Абердинского музея под открытым небом и сменил немецкую камуфляжную окраску на однотонную «американскую». В 1990-х гг. этот «Sturmtiger» был передан Германии и сейчас находится в экспозиции Deutsches Panzermuseum (г.Мюнстер). Именно немецкий образец находится в наиболее хорошем состоянии – на нём сохранились двигатель и трансмиссия, а также одна из ракет. Так что теоретически можно довести его до ходового состояния.

Вторая машина, проходившая испытания в Великобритании, была впоследствии разобрана. В связи с этим стоит отметить, что «Sturmtiger» доставшиеся союзникам не имели противовесов на стволах и обладали циммеритовым покрытием корпуса. В то же время, прототип самоходки, испытывавшийся в 1946 году в подмосковной Кубинке, имеет дополнительную бронеплиту в нижней передней части корпуса, крепившуюся на болтах (кстати с него впоследствии демонтировали двигатель и трансмиссию).

Источники:
П.Чемберлен, Х.Дойл «Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны» (перевод И.П.Шмелева). Москва. АСТ\Астрель. ISBN:1-85409-518-8. 2003
И.Переяславцев, М.Коломиец «Штурмтигр» («Фронтовая иллюстрация» / «Танки в деталях» № 3). Москва. Стратегия КМ. 2003
М.Барятинский «Тяжёлый танк «Тигр»» («Бронеколлекция МК» 1998-06)
Waldemar Trojca, Markus Jaugitz «Sturmtiger and Sturmpanzer in Combat». Katowice, Poland, Model Hobby, 2008 ISBN 978-83-60041-29-1

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШТУРМОВОЙ САМХОДНОЙ УСТАНОВКИ
“Sturmtiger” образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА 66000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6280
Ширина, мм 3570
Высота, мм 2850
Клиренс, мм 470
ВООРУЖЕНИЕ один 380-мм ракетный бомбомет 38cm (15″) Raketenwerfer 61 L/5.4, 90-мм противопехотный гранатомёт и один 7,92-мм пулемет MG-34
БОЕКОМПЛЕКТ 13-14 выстрелов и 600 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопические прицелы PaK ZF 3×8 и Kg ZF2
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 100+50 мм
борт корпуса — 62 мм
корма корпуса (верх) — 82 мм
корма корпуса (низ) — 62 мм
крыша корпуса — 28 мм
лоб надстройки — 150 мм
борт надстройки — 82 мм
корма надстройки — 82 мм
крыша надстройки — 40 мм
днище — 28 мм
ДВИГАТЕЛЬ Maybach HL230P45, карбюраторный, жидкостного охлаждения, максимальной мощностью 650 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 8-скоростной коробкой передач (8 скоростей вперед и 4 назад) Maibach OLVAR OG(B) 401216А, карданный вал, фрикционно-шестерёнчатый механизм поворота Henschel L 801, двухрядные комбинированные бортовые передачи, дисковые механические бортовые тормоза Argus LB 900.4
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 опорных катков, 3 поддерживащих колеса, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 38 км\ч по шоссе
16 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 120 км по шоссе
60 км по проселку
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. 35°
Высота стенки, м 0,80
Глубина брода, м 1,20
Ширина рва, м 2,30
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Штурмтигр (нем. Sturmtiger), полное официальное название - 38 cm RW61 auf Sturmmrser Tiger, также распространено такое название - Штурмпанцер VI (нем. Sturmpanzer VI) - это германская самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса штурмовых орудий, тяжёлая по массе. Создана в 1943 году на шасси тяжёлого танка Тигр и предназначалась для разрушения укреплений противника и боёв в городских условиях.

Видео: Германская САУ Штурмтигр (Sturmtiger) ведёт огонь

В ходе Второй Мировой Войны Германия выпускала различные специализированные типы бронетехники , включая Штурмтигр - штурмовые танки. Они использовались как машины тяжёлой поддержки пехоты в уличных боях в крупных городах. Использовались главным образом против зданий и в операциях против сильноукреплённой обороны противника. Первым штурмовым танком был Sturminfanteriegeschutz 33, разработанный на шасси среднего танка Panzer III. Он вооружался 150 мм. тяжёлой пехотной гаубицей sIG.

После штурмтигрf был разработан Sturmpanzer IV Brummbar, который базировался на шасси среднего танка Panzer IV и вооружался 150 мм. штурмовой гаубицей StuH (Sturmhaubitze). 306 таких машин, произведённых в период с 1943 по 1945 год, принимали участие в боевых действиях на всех фронтах. Самым тяжёлым и самым мощным из штурмовых танков был Штурмтигр, который поступил на вооружение германской армии в конце 1944 года. Это был результат завершения работ над похожим проектом - Sturmpanzer Bar.

Осенью 1942 года, после тяжёлых боёв под Сталинградом, была разработана концепция тяжёлого самоходного штурмового орудия поддержки пехоты, предназначенного специально для уличных боёв. В то время единственным танком, специально предназначенным для данной роли, был Sturminfanteriegeschutz 33, в то время как Sturmpanzer IV Brummbar находился пока в стадии разработки. Сначала предполагалось вооружить Штурмтигр 210мм. гаубицей, но в тот момент её не было в наличии. 5 августа 1943 года было решено установить на модифицированный Tiger 380мм ракетную пусковую установку/мортиру в новую надстройку.

Новая машина получила обозначение 38cm RW61 auf Sturm(panzer)morser Tiger, но этот танк также изхвестен как Штурмтигр, Sturmpanzer VI и Tiger-Morser. Наиболее часто применяемым было обозначение Штурмтигр. Новая машина по компановке и отводимой ей роли была схожа с Brummbar, но имела более тяжёлое шасси и вооружение. Компания Alkett получила заказ на производство первого прототипа к октябрю 1943 года. 20 октября 1943 года прототип Sturmtiger был представлен Адольфу Гитлеру на тренировочном полигоне в Arys в Восточной Пруссии. Этот прототип базировлся на Tiger промежуточной версии (дорожные колёса с резиновыми бандажами) и надстройку из железных бронеплит (мягкая сталь).

Прототип интенсивно испытывался и в апреле 1944 года был принят в производство. Для производства использовались повреждённые в боях поздние модели Tiger (дорожные колёса со стальными бандажами) вместо новых. С августа по декабрь 1944 года Alkett собрал всего 18 Sturmtiger (номера шасси с 250043 по 251174). 10 машин было выпущено в сентябре и ещё 8 - в декабре 1944 года. Изначально планировалось производить по 10 таких машин в месяц, но данный темп производства так никогда и не был достигнут.

В 1943-1945 гг. из линейных танков было переоборудовано 18 Штурмтигров, включая прототип. Они применялись в боях практически до самого конца войны, ограниченно, но из-за своего крайне малого количества, отсутствия подходящих целей, ненадёжности и проблем со снабжением, сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий Штурмтигры не оказали.

Основным вооружением Штурмтигра являлся 380-мм корабельный реактивный бомбомёт Raketenwerfer 61 (армейское обозначение 38 cm RW61 или StuM RM 61 L/5) с длиной ствола в 5,4 калибра. Бомбомёт устанавливался в лобовом листе рубки в шаровой установке.

Штурмтигр был вооружён 380мм. заряжаемой с казённой части короткоствольной мортирой Raketenwerfer 61 L/5.4, которая стреляла на близкое расстояние (4600-6000м.) огромными ракетными снарядами большой разрушительной мощности. Это орудие было разработано компанией Rheinmetall-Borsig на основе морской установки запуска глубинных бомб. Для локальной обороны на передней бронеплите устанавливался 7,92мм. пулемёт MG34. Sturmtiger был способен уничтожить любое здание или другую цель с одного выстрела.

Штурмтигр изнутри

Правда, боезапас его составлял всего 14 реактивных снарядов (весом 345-351кг. каждый). 12-13 снарядов хранились на специальных подставках внутри надстройки и 1 в стволе мортиры. Машина была оборудована ручным краном, помогавшим производить зарядку мортиры. Для этой операции требовались усилия всего экипажа. 12 августа 1944 года прототип Штурмтигра был отправлен в польский город Pruzshkow, а затем в Варшаву для помощи в подавлении восставшей Польской Народной Армии. Один из неразорвавшихся снарядов Штурмтигра сегодня можно увидеть в экспозиции в музее Wojska Polskiego в Варшаве.

Ремонт пушки Штурмтигра

Пушка Штурмтигра

Пушка Штурмтигра

Некоторые из них приняли участие в наступлении в Арденнах, но большинство участвовало в обороне по берегам Рейна. Sturmtiger показали себя превосходным оборонительным оружием, но позже все они были уничтожены огнём тяжёлой артиллерии или воздушными атаками. Есть сообщение о том, что единственным выстрелом из Sturmtiger были полностью уничтожены три американских танка M4 Sherman. Сегодня полностью восстановленный и функционирующий Sturmtiger можно увидеть в «Auto & Technik Museum» в Sinsheim, в Германии

Экспонат Штурмтигр

Задняя часть Штурмтигра

Всего по состоянию на 1 марта 1945 года в частях насчитывалось 13 Штурмтигров, три машины находились на складах, ещё одна машина была потеряна, также в это число не входит списанный ещё в октябре 1944 года прототип. Действительно очень редкая модель Штурмтигра!

Снаряд Штурмтигра

Снаряд Штурмтигра

Во Второй мировой войне специализированными тяжелобронированными штурмовыми орудиями, помимо Германии, обладал лишь СССР. Примерным аналогом Штурмтигра могут служить тяжёлые САУ СУ-152 и ИСУ-152, однако последние были более универсальны и не создавались специально для боя в городских условиях.

С чисто инженерной точки зрения машина Штурмтигр выдающаяся. Но вот её целесообразность характеризует фраза генерала Гальдера про другую немецкую боевую машину того времени*: «Настоящее произведение искусства, однако бесполезное». 813-мм осадная пушка «Дора»

Дети на Штурмтигре

Pak ZF 3×8 Пулемёты 1 × 7,92-мм MG-34 Другое вооружение 90-мм противопехотный гранатомёт Подвижность Тип двигателя V-образный 12‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 650 Скорость по шоссе, км/ч 38 Скорость по пересечённой местности, км/ч 16 Запас хода по шоссе , км 100 Запас хода по пересечённой местности, км 60 Удельная мощность, л. с./т 10,6 Тип подвески индивидуальная торсионная Удельное давление на грунт, кг/см² 1,18 Преодолеваемый подъём, град. 35° Преодолеваемая стенка, м 0,8 Преодолеваемый ров, м 2,3 Преодолеваемый брод , м 1,2

Для решения этих проблем подходило только шасси тяжёлого танка, способное нести орудие достаточного калибра, имея при этом требуемую броневую защиту. Первая попытка создания в Германии тяжёлого штурмового орудия относится к 1942 году , когда был разработан так и оставшийся на бумаге проект САУ «Бэр» (нем. Bär - «медведь »). САУ, использовавшая увеличенное шасси «Тигра », должна была весить около 120 тонн, защищаться 130-мм лобовой и 80-мм бортовой бронёй и быть вооружена 305-мм пушкой, размещённой в неподвижной рубке. Двигатель мощностью 700 л. с. должен был обеспечивать ей максимальную скорость 20 км/ч. После того как этот проект был отвергнут военными, с конца 1942 года на основе полученного в Сталинградской битве опыта, по личному приказу А. Гитлера , велась разработка тяжёлого штурмового орудия на базе тяжёлого танка PzKpfw VI «Тигр» .

По первоначальному проекту новая САУ, получившая неофициальное название «Штурмтигр», должна была вооружаться специально разработанной для неё 210-мм гаубицей, однако разработка последней затягивалась и ставила под угрозу срыва весь проект. В качестве замены этому орудию 11 апреля 1943 года А. Шпеером был предложен так и не принятый на вооружение кригсмарине 380-мм реактивный корабельный бомбомёт Raketenwerfer 61. Гитлер высоко оценил подобную инициативу, и в результате, уже 5 августа 1943 года был представлен окончательный проект вооружённого доработанным 380-мм бомбомётом «Штурмтигра» . Планируемые объёмы выпуска «Штурмтигра» составляли 10 машин в месяц, и хотя этой цифры так никогда и не удалось достичь, выпуск САУ мог заметно повлиять на объёмы производства столь необходимого фронту базового танка . В связи с этим решено было использовать для сборки «Штурмтигров» шасси поступавших на капитальный ремонт «Тигров» . Первый прототип с рубкой из неброневой стали был переоборудован фирмой Alkett и представлен заказчику 20 октября 1943 года .

Новая машина получила высокую оценку Гитлера, но, несмотря на это, начало серийного производства «Штурмтигра» задерживалось, поскольку ряд офицеров Генштаба всячески затягивали выпуск ненужной, по их мнению, в сложившихся условиях машины. Их аргументами были как отсутствие необходимости в специализированном оружии для штурма городов, в то время как войскам вермахта приходилось постепенно переходить к обороне, так и сложности с поставками базовых танков. Несмотря на немалое число выпущенных «Тигров», эвакуация вышедших из строя или подбитых 56-тонных машин была непростым делом, поэтому на капитальный ремонт уходило сравнительно небольшое их количество. То обстоятельство, что для конверсии в потяжелевший на 10 тонн по сравнению с базовой машиной «Штурмтигр» годились только «Тигры» поздних выпусков, с внутренней амортизацией катков и двигателем модели HL 230 P45 , также не способствовало росту числа доступных для переделки машин. Несмотря на это, под давлением Гитлера к лету 1944 года первая партия «Тигров» была всё же отправлена на завод фирмы Alkett для конверсии в САУ .

Производство рубок «Штурмтигра» осуществлялось фирмой Brandenburger Eisenwerke, а ремонт поступивших «Тигров» и окончательную сборку осуществляла Alkett на заводе в Берлине-Шпандау . Выпуск первой партии из 12 «Штурмтигров» шёл с 13 августа по 21 сентября 1944 года, после чего 6 октября того же года новая САУ была наконец принята на вооружение вермахта и началось распределение её по частям. Тем временем с развитием наступления советских войск на Восточном фронте количество доступных «Тигров» ещё более сократилось, поскольку теперь отступавшим немецким войскам приходилось чаще всего бросать неисправную или подбитую технику. В результате в дальнейшем была выпущена лишь одна партия из 5 «Штурмтигров», завершённая в декабре 1944 года. Всего же с октября по декабрь 1944 года было изготовлено 18 «Штурмтигров», включая прототип, на который была к 1944 году установлена рубка уже из броневой стали . Значительно отставал от плана и выпуск боеприпасов к ним: из 1400 заказанных 380-мм ракет к марту 1945 года были выпущены лишь 397, причём в войска успели поступить только 317 - менее двух полных боекомплектов на каждую из 13 поступивших в войска САУ .

Модификации

Серийные «Штурмтигры» модификаций не имели, однако ввиду практически поштучного выпуска, большинство выпущенных машин имели незначительные отличия, как технологического характера, так и вносившиеся с учётом опыта эксплуатации. Прототип первоначально отличался от серийных машин использованием в качестве базы «Тигра » средних, а не поздних выпусков, но уже к 1944 году и он был модернизирован до стандарта серийных машин .

Описание конструкции

«Штурмтигры» переоборудовались из линейных танков «Тигр », при этом переоборудованию подвергалось лишь боевое отделение танка и отчасти - лобовое бронирование корпуса, прочие же узлы оставались практически неизменными. САУ имела компоновку с расположением моторного отделения в кормовой части, трансмиссионного отделения - в лобовой, а совмещённого отделения управления и боевого - в просторной неподвижной рубке в средней части корпуса. Экипаж «Штурмтигра» состоял из пяти человек - механика-водителя, стрелка-радиста, командира, выполнявшего также функции наводчика, и двух заряжающих; участие в заряжании орудия, впрочем, принимал весь экипаж, за исключением водителя, поскольку управляться с 350-килограммовыми снарядами можно было только вчетвером .

Броневой корпус и рубка

Броневой корпус базового танка оставался на «Штурмтигре» в целом без изменений, удалялись лишь крыша подбашенной коробки, верхняя и средняя лобовые детали. Кроме этого, на нижнюю лобовую деталь части САУ устанавливалась дополнительная бронеплита. В остальном корпус переделке не подвергался, некоторые «Штурмтигры» даже сохраняли циммеритовое покрытие, нанесённое на корпус части базовых машин.

Корпус и рубка «Штурмтигра» собирались при помощи сварки из катаных броневых плит хромоникелевой стали толщиной 28, 40, 50, 62, 82, 100 и 150 мм, подвергнутых цементации (насыщению поверхностного слоя стали карбидом железа,имеющего экстра высокую твердость). Лобовая часть корпуса была образована верхней бронеплитой толщиной 70 мм, расположенной под углом 80° к вертикали, и нижней, толщиной 100 мм, расположенной под углом 25°. На части выпущенных машин к нижней лобовой детали при помощи болтов крепилась дополнительная плита толщиной 50 мм. Борта корпуса располагались вертикально и имели толщину 62 мм в нижней части и 82 мм - в верхней. Корма корпуса была образована 82-мм бронеплитой, расположенной под углом 8°. Днище корпуса и крыша моторного отделения имели толщину 28 мм.

Сверху на боевое отделение и отделение управления устанавливалась и прикреплялась к корпусу болтами рубка коробчатой формы. Лобовая бронеплита рубки имела толщину 150 мм и устанавливалась под углом 47° к вертикали, борта и корма собирались из 82-мм бронеплит и имели углы наклона 20° и 10°, соответственно. Крыша рубки была образована 40-мм бронеплитой. В лобовой части рубки в литой шаровой установке размещался 380-мм бомбомёт, прикрытый массивной литой же броневой маской, служившей также противовесом для уравновешивания орудия.

Для загрузки 380-мм ракет в САУ служил специальный двухстворчатый люк в крыше рубки. Одна из его створок не имела петель и демонтировалась лишь для загрузки боеприпасов, вторая же использовалась и для посадки и высадки экипажа. Для посадки и высадки экипажа также использовался и люк командира, а в экстренных условиях - и эвакуационный люк в кормовой плите рубки. Для доступа к агрегатам двигателя в крыше моторного отделения имелся ряд люков, однако доступ к агрегатам трансмиссии был значительно затруднён по сравнению с базовой машиной - для её демонтажа необходимо было предварительно снять всю броневую рубку, перекрывавшую часть трансмиссионного отделения.

Вооружение

Ствол «Штурмтигра» с заряженной 380-мм ракетой

Основным вооружением «Штурмтигра» являлся 380-мм корабельный реактивный бомбомёт Raketenwerfer 61 (армейское обозначение 38 cm RW61 или StuM RM 61 L/5 ) с длиной ствола в 5,4 калибра . Бомбомёт устанавливался в лобовом листе рубки в шаровой установке, позволявшей его наводку в вертикальной плоскости в пределах 0…+85° и в горизонтальной - в пределах ±10°. Для наведения бомбомёта на цель использовался телескопический прицел Pak ZF 3×8, имевший увеличение 3× при поле зрения 8°. Выпущенные машины имели незначительные различия в конструкции орудия - на прототипе устанавливался бомбомёт с так называемой «крупной» нарезкой ствола из 9 нарезов, тогда как на остальных 17 серийных машинах стояли бомбомёты с «мелкой» нарезкой из 36 нарезов. Сделано это было исключительно для облегчения одной из наиболее трудоёмких операций при заряжании орудия - поворота 350-килограммовой ракеты на зарядном лотке до совпадения выступов на ней с нарезами. С 36 нарезами, угол, на который было необходимо повернуть для этого ракету, значительно сокращался .

Вспомогательным оружием САУ для обороны от вражеской пехоты служил 7,92-мм пулемёт MG-34 , установленный в шаровой установке Kugelblende 150 в правой части лобового листа рубки, позволявшей его вертикальную наводку в пределах −10…+15° и горизонтальную - в пределах ±5°. Для наведения пулемёта использовался телескопический прицел KZF-2, имевший увеличение 1,8×, боекомплект пулемёта составлял 600 патронов в четырёх лентах . Помимо этого, в крышке люка для загрузки ракет в крыше рубки устанавливался 90-мм гранатомёт (казнозарядный миномёт) NbK 39 с боекомплектом из осколочных и дымовых мин, служивший для обороны от пехоты противника в ближнем бою. Для самообороны экипажа, «Штурмтигр» комплектовался пистолетом-пулемётом MP-40 и 384 патронами к нему в 12 коробчатых магазинах .

Средства наблюдения и связи

Командир танка для наблюдения за полем боя имел стереоскопический перископический наблюдательный прибор Sf 14Z, установленный в крыше рубки. Механик-водитель имел в своём распоряжении стереоскопический наблюдательный прибор Pak ZEC-42, размещённый в лобовом листе рубки. Помимо этого, никаких смотровых приборов, не считая за таковые два пистолетных порта по бокам рубки, у экипажа не имелось. Механик-водитель, вдобавок, даже в небоевых условиях не имел других возможностей для наблюдения за дорогой, за исключением наблюдательного прибора .

Для внешней и внутренней связи «Штурмтигр» сохранял комплект оборудования базового танка - радиостанцию FuG 5 и танковое переговорное устройство SE 10u. Радиостанция FuG 5, бывшая стандартной для средних и тяжёлых германских танков и большинства машин на их базе, состояла из передатчика мощностью 10 Вт и УКВ -приёмника , и обеспечивала связь на дальности до 4-8 км, в зависимости от режима работы .

Двигатель и трансмиссия

На прототипе «Штурмтигра», переоборудованном из «Тигра » «среднего» выпуска, устанавливался V-образный 12-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения HL 210 P30 мощностью 650 л. с. при 3000 об/мин. В дальнейшем, однако, было предписано использовать для конверсии в «Штурмтигр» только «Тигры» «поздних» выпусков, оснащённые аналогичным по схеме двигателем HL 230 P45 мощностью 700 л. с. при 3000 об/мин, что позволяло уменьшить падение подвижности САУ, потяжелевшей на 10 тонн по сравнению с базовым танком .

Двигатель устанавливался в кормовой части САУ, в среднем отсеке моторного отделения. Четыре топливных бака , общей ёмкостью 534 л, размещались по бокам от него в отдельных отсеках. Радиаторы системы охлаждения размещались также в бортовых отсеках, над топливными баками, а воздушные фильтры двигателя размещались непосредственно над ним. Для лучшего притока воздуха, крышки люков моторного отделения над бортовыми отсеками были выполнены решётчатыми. Отвод выхлопных газов от двигателя осуществлялся через две выхлопные трубы, размещённые на кормовой бронеплите и прикрытые массивными бронекожухами .

Трансмиссия всех серийных «Штурмтигров» была идентична, в неё входили :

  • многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле , объединённый в общем корпусе с коробкой передач и стояночным тормозом ;
  • восьмиступенчатая (8+4) безвальная синхронизированная коробка передач «Майбах » OLVAR OG(B) 401216А с постоянным зацеплением шестерён, с гидравлическим сервоприводом и полуавтоматическим управлением;
  • фрикционно-шестерёнчатый механизм поворота «Хеншель » L 801;
  • двухрядные комбинированные бортовые передачи;
  • дисковые механические бортовые тормоза «Аргус» LB 900.4.

Сервопривод коробки передач обеспечивал переключение передач одним движением рычажка на панели механика-водителя, автоматически выключая главный фрикцион и прежнюю передачу, производя синхронизацию и включая новую передачу и главный фрикцион. В случае выхода сервопривода из строя, водитель имел возможность переключать передачи и вручную .

Ходовая часть

Ходовая часть «Штурмтигра» с каждого борта состояла из 24 опорных катков диаметром 800 мм, сдвоенного ведущего колеса диаметром 860 мм и ленивца. Подвеска опорных катков - торсионная , катки располагались в шахматном порядке на 8 осях с каждого борта, на каждой два катка попарно и один - одиночный, образуя в общей сложности четыре ряда. Прототип «Штурмтигра», переоборудованный из «Тигра » «среднего» выпуска, имел, как и базовая машина, обрезиненные опорные катки, но на серийных машинах, переоборудовавшихся из «Тигров» «поздних» выпусков, стояли катки с внутренней амортизацией. Прототип позднее был также переоборудован до этого стандарта, поскольку обрезиненные катки крайне быстро изнашивались под ещё более возросшим по сравнению с базовым танком весом САУ.

  • штабной взвод, с двумя мотоциклами , легковым автомобилем и бронетранспортёром Sd Kfz 251 ;
  • два взвода самоходных миномётов, по два «Штурмтигра» и связному мотоциклу в каждом;
  • ремонтное отделение с одним легковым и двумя 3-тонными грузовыми автомобилями ;
  • транспортная колонна, с мотоциклом, одним легковым и девятью 3-тонными грузовыми автомобилями.

Боевое применение

Впервые в бой довелось вступить ещё прототипу «Штурмтигра». Сразу же после завершения полигонных испытаний, -13 августа 1944 года он был, всё ещё с рубкой из неброневой стали и вместе со всего лишь 12 ракетами боезапаса, по железной дороге доставлен в Варшаву , где неделей ранее вспыхнуло восстание . С 13 по 28 августа машина использовалась для ведения огня по позициям восставших в городских районах Старовка и Мокотов, впервые вступив в бой 19 августа . Боевое применение подтвердило выявленные ещё во время заводских испытаний проблемы с надёжностью ракеты и точностью стрельбы. В Варшаве к этому прибавилось ещё и то, что взрыватели ракет, рассчитанные прежде всего на долговременные железобетонные укрепления, чаще всего попросту не срабатывали при попадании в сравнительно тонкие кирпичные стены городских зданий . Прибывшие в дальнейшем партии боеприпасов были оснащены более чувствительными взрывателями, после чего прототип «Штурмтигра», вместе с присоединившимся к нему между и 18 августа первым серийным образцом, показали удовлетворительные результаты .

Первые серийные «Штурмтигры» поступали вначале в запасной 500-й отдельный тяжёлый батальон для подготовки экипажей, там же были разработаны основы тактики применения и составлена «Инструкция по обслуживанию самоходной штурмовой мортиры» для экипажей САУ. Согласно ней, «Штурмтигр» предназначался для разрушения баррикад, домов и укреплений в условиях уличных боёв. Фугасная ракета могла применяться при этом также для стрельбы по скоплениям пехоты противника, использование бомбомёта для стрельбы по мелким целям не рекомендовалось .

1000-я рота

«Штурмтигр», брошенный и подорванный своим экипажем, захваченный войсками США. Перед машиной лежат вырванные взрывом ствол орудия и крышка зарядного люка.

Первая вооружённая «Штурмтиграми» рота , 1000-я, была сформирована 13 августа 1944 года. Первоначально её САУ были укомплектованы ещё заводскими экипажами из персонала фирмы Alkett . В 1-й её взвод вошли прототип с первым серийным «Штурмтигром», использовавшиеся в подавлении Варшавского восстания до 28 августа , после чего прототип был отправлен на завод фирмы Alkett для модернизации до стандарта серийных машин. Место 1-го взвода в Варшаве вскоре занял 2-й, укомплектованный двумя серийными «Штурмтиграми». 1-й же взвод после завершения модернизации прототипа был вначале отправлен на Западный фронт , в район Мо , однако уже 10 сентября он был передислоцирован в Венгрию , где был придан 109-й танковой бригаде. Взводу предстояло, в случае, если Словацкое национальное восстание распространится до Братиславы , участвовать в его подавлении уже опробованными в Польше методами. Однако, поскольку восстание так и не дошло до столицы и было остановлено ещё на значительном от неё расстоянии, уже к 20 октября 1-й взвод был возвращён в Варшаву .

В Варшаве рота была, наконец, впервые объединена в полной силе, насчитывая 4 «Штурмтигра», но высокая степень износа машин вынудила командование уже 22 октября отправить роту на ремонт в Зеннелагер. Прототип, наиболее изношенный из всех САУ роты, был списан, после чего дальнейшая судьба его не вполне ясна . Известно лишь, что находящийся в музее в Кубинке «Штурмтигр», захваченный советскими войсками на Восточном фронте , является, по мнению некоторых специалистов, именно прошедшим модернизацию прототипом . 1000-я рота же, после замены заводских экипажей армейскими и ремонта, длившегося до ноября 1944 года , была с оставшимися тремя САУ придана 15-й армии , в составе которой, совместно с 1001-й ротой, ей предстояло сражаться против англо -американских войск в ходе Арденнской операции . Планировалось использование роты в намечавшемся штурме Льежа , но из-за проблем с транспортировкой, усугублённых частыми поломками, 1000-я рота так и не сумела вовремя прибыть к месту назначения . Дальнейшая судьба роты не вполне ясна, известно лишь, что в дальнейшем она также действовала на Западном фронте, причём две из её САУ уже вскоре вышли из строя и были захвачены войсками Союзников , так что в боевых действиях принимала участие в основном лишь одна машина . В некоторых источниках также встречаются упоминания о применении «Штурмтигров» в ходе операции «Нордвинд», однако часть, к которой относились эти машины, неизвестна . Последнее достоверное упоминание 1000-й роты в документах относится к 23 января 1945 года , когда она, вместе с остальными ротами «Штурмтигров», была переведена в состав артиллерии .

1001-я рота

«Штурмтигр» 1001-й роты, брошенный после поломки и захваченный американскими войсками 28 февраля 1945 года

1001-я рота самоходных миномётов была сформирована 23 сентября 1944 года . 28 сентября был укомплектован её 1-й взвод, получивший два «Штурмтигра», а 5 октября к нему присоединился 2-й взвод, также укомплектованный двумя САУ. Однако боеготовой рота смогла считаться лишь 22 октября , когда для неё, наконец, поступили 380-мм боеприпасы. В ноябре 1944 года рота поступила в распоряжение командования Западного фронта, но из-за отсутствия тактической необходимости в ней на фоне общего отступления германских войск на Западе, лишь к началу декабря она была придана 15-й армии , совместно с 1000-й ротой, а позднее - 48-му танковому корпусу 6-й танковой армии СС . 1001-я рота также должна была принять участие в намечавшемся штурме Льежа , но транспортные проблемы задержали и её прибытие на фронт к сроку, вдобавок, в ходе налёта авиации Союзников на перевозивший «Штурмтигры» поезд, была потеряна одна из САУ .

Тем не менее, в дальнейшем среди всех вооружённых «Штурмтиграми» рот, она оказалась наиболее активной, действуя против англо-американских частей и прикрывая свои войска в районе Айфель , на участке Дюрен - Ойскирхен . «Штурмтигры» успешно использовались для разрушения занятых англо-американскими войсками укреплений «Линии Зигфрида », а в отдельных эпизодах показали даже способность успешно бороться с танками противника. Так, в одном случае «Штурмтигру» удалось уничтожить одним выстрелом сразу три танка «Шерман » . Все три оставшихся САУ 1001-й роты уцелели в зимних боях и были в марте 1945 года при отступлении переправлены за Рейн , где продолжили сдерживать наступление англо-американских войск. Один из «Штурмтигров» 1001-й роты был в неисправном состоянии захвачен войсками США 28 февраля , тогда как две оставшиеся САУ из-за нехватки топлива и боеприпасов были 10 апреля брошены и подорваны экипажами, также попав после этого в руки американцев .

1002-я рота

Последняя использовавшаяся в бою рота «Штурмтигров», 1002-я, была сформирована в конце осени 1944 года, в разных источниках в качестве даты формирования роты приводится либо 22 октября , либо 14 ноября . Рота была укомплектована по увеличенному штату и вместо двух взводов самоходных миномётов включала три, насчитывая по штатному расписанию, таким образом, 6 САУ. Последние, впрочем, прибыли в распоряжение роты лишь к середине декабря, после чего рота немедленно была отправлена на фронт, всё ещё не имея боеприпасов к «Штурмтиграм». В январе - марте 1945 года рота, получив, наконец, боеприпасы, была развёрнута в районе Рейхсвальда, не принимая участия в боях, а после была при отступлении успешно эвакуирована за Рейн . В дальнейшем рота продолжала отступление с боями, неся потери, пока 14 апреля последний из её «Штурмтигров» не был захвачен войсками США .

Итог

Оценка машины

Вооружение и защищённость

Применение на «Штурмтигре» новейшего для своего времени вооружения - реактивного бомбомёта (в различных источниках именуемого также реактивным миномётом или ракетомётом) - обеспечило САУ непревзойдённую в своём классе огневую мощь, сравнимую разве что с железнодорожными или наиболее тяжёлыми традиционными артиллерийскими системами. Вместе с этим, реактивный бомбомёт, а также его размещение на «Штурмтигре», имели и ряд серьёзных недостатков. Одним из них была крайне низкая точность, свойственная, впрочем, любой ракетной артиллерии того времени - на максимальной дистанции стрельбы в 5700 метров разброс попаданий составлял до 4 % от дистанции стрельбы, или круга диаметром около 230 метров . Впрочем, с учётом назначения «Штурмтигра» это не являлось столь серьёзным недостатком - в городских условиях обычная дистанция стрельбы была значительно меньше, и средний разброс в радиусе 5 метров на дистанции в 1000 метров вполне позволял вести огонь по столь крупным целям как здания или укрепления . Другим недостатком, относившимся уже к калибру системы, была крайне низкая скорострельность - даже в относительно просторной рубке САУ 4 человека не могли обеспечить ей скорострельность более 1 выстрела в 10 минут .

«Штурмтигр» проектировался как машина для действий в городских условиях, способная выдерживать огонь противотанковой артиллерии со всех направлений. Защищённость лобовой части «Штурмтигров» ранних выпусков была одной из высочайших среди всех использовавшихся во Второй мировой войне бронемашин и была сравнима с бронированием «Королевского тигра ». Лобовая деталь рубки, толщиной 150 мм, расположенная под углом 47° к вертикали, была малоуязвима даже для наиболее мощных танковых и противотанковых орудий. Из противотанковых орудий лишь британская 76,2-мм противотанковая пушка QF 17 pounder при использовании подкалиберного снаряда и советская 100-мм полевая пушка обр.1944 г. БС-3 имели шансы пробить её на предельно малых дистанциях. Вместе с тем, эта деталь имела и своё уязвимое место - 380-мм канал ствола бомбомёта, попадание в который, вполне вероятное на малых дистанциях, даже при наиболее благоприятном для экипажа САУ исходе гарантированно лишало машину боеспособности. Нижняя часть ранних машин, помимо базовой 100-мм плиты «Тигра», защищалась прикручиваемой болтами дополнительной 50-мм бронеплитой, но в дальнейшем, поскольку и бронирование базовых танков показало себя в боевых условиях вполне достаточным, дополнительные плиты не устанавливались, чтобы не утяжелять и без того ненадёжную вследствие перегруженности машину. Даже базовая 100-мм плита, расположенная на «Штурмтигре» под углом 25°, обеспечивала защиту от большинства танковых и противотанковых орудий на нормальных дистанциях боя. В этих условиях лобовое бронирование рубки выглядело излишним и перегружавшим машину, не увеличивая существенно её защищённость .

Защищённость бортовой и кормовой проекций «Штурмтигра» осталась в целом на уровне базовой машины. Если в начале 1943 года она обеспечивала ему надёжную защиту от подавляющего большинства танковых и противотанковых орудий, то уже к 1944 году развитие противотанковой артиллерии лишило «Штурмтигр» этого преимущества. Хотя артиллерийские системы, способные пробить его бортовую броню с больших дистанций, такие как 76,2-мм M5 или QF 17 pounder , либо 57-мм ЗиС-2 , были сравнительно немногочисленны, применение САУ в городских условиях делало для неё опасными даже сравнительно малоэффективные при других обстоятельствах устаревшие орудия. При этом, всякое пробитие брони для «Штурмтигра», нёсшего по бортам боевого отделения более тонны взрывчатых веществ, представляло значительную угрозу.

Надёжность

Оценка боевого применения

За время своей сравнительно недолгой службы, «Штурмтиграм» почти не довелось использоваться по своему прямому назначению. Единственным эпизодом, когда «Штурмтигру» довелось принимать участие в штурме городов, было подавление Варшавского восстания . Впоследствии, хотя «Штурмтигры» не раз направлялись для выполнения подобных задач, обстановка на фронте, усугублённая частыми поломками САУ, неизменно препятствовала этому. Тем не менее, в тех отдельных эпизодах, когда «Штурмтигры» использовались против подходящих целей - зданий или укреплённых точек, его 380-мм орудие доказало свою высокую эффективность в их разрушении.

Однако в условиях отступления германских войск подобные цели были редки, и в тех случаях, когда «Штурмтигры» всё же вступали в бой, их целью обычно становились наступавшие англо -американские части. В этих же условиях критичными становились такие недостатки «Штурмтигра», как низкая точность стрельбы и крайне медленное перезаряжание. Постоянные же проблемы с надёжностью и нехваткой боеприпасов, усугублённые перебоями в снабжении, привели к тому, что подавляющее большинство «Штурмтигров» не были уничтожены в бою, а были брошены или уничтожены своими же экипажами .

Аналоги

Во Второй мировой войне специализированными тяжелобронированными штурмовыми орудиями, помимо Германии, обладал лишь СССР . Примерным аналогом «Штурмтигра» могут служить тяжёлые САУ СУ-152 и ИСУ-152 , однако последние были более универсальны и не создавались специально для боя в городских условиях. Вооружённые 152-мм гаубицами-пушками советские САУ, хотя и многократно уступали «Штурмтигру» в мощности фугасного снаряда, отличались намного лучшей дальнобойностью, и особенно точностью и скорострельностью. По бронированию они были в целом сопоставимы с «Штурмтиграми» поздних выпусков, лишёнными дополнительной 50-мм бронеплиты на нижней лобовой детали, однако значительно уступали снабжённым дополнительной бронеплитой машинам, малоуязвимым для стандартных противотанковых средств. Но важнейшим преимуществом СУ-152, и особенно ИСУ-152, была лучшая надёжность, в отличие от «Штурмтигров», постоянные поломки которых ставили под вопрос их боеспособность.

Сохранившиеся экземпляры

«Штурмтигр» в сувенирно-игровой индустрии

Масштабные копии «Штурмтигра» выпускаются фирмами Revell , Tamiya , Dragon и др. Чертежи для самостоятельной постройки модели неоднократно публиковались в различных журналах модельной и военно-исторической направленности - «Моделист-конструктор », «М-Хобби», «Бронеколлекция» и др. «Штурмтигр» также можно увидеть в ряде военных игр, таких как «Sudden Strike », «R.U.S.E. » и «Combat Mission ». «Штурмтигр» планируют ввести в MMO «World of Tanks ».

Примечания

Литература

  • М. Барятинский. Тяжёлый танк «Тигр». - М .: Моделист-конструктор, 1998. - 32 с. - (Бронеколлекция № 6 (21) / 1998).
  • И. Переяславцев, М. Коломиец. Штурмтигр. - М .: Стратегия КМ, 2003. - 56 с. - (Фронтовая иллюстрация / Танки в деталях № 3). - 4000 экз.
  • П. Н. Сергеев. Штурмтигр / П. Н. Сергеев. - Киров: Кировское общество Любителей военной техники и моделизма, 2000. - 57 с. - (Военно-техническая серия № 162). - 300 экз.
  • P. Chamberlain, H. Doyle. Encyclopedia of German Tanks of World War Two. A complete illustrated history of German battle tanks, armoured cars, self-propelled guns and semi-tracked vehicles, 1933-1945 / T. L. Jentz. - London: Arms and Armour Press, 1978. - 272 p. - ISBN 0-85368-202-X
  • T. Jentz, H. Doyle. Sturmgeschuetz - s.Pak to Sturmmoerser. - Darlington, Md.: Darlington Productions, 1999. - 60 p. - (Panzer Tracts № 8). - ISBN 1-89284-804-X
  • T. Melleman. PzKpfw VI Tiger Vol. IV. Sturmtiger. - Gdańsk: AJ Press, 2003. - 112 p. - (Tank Power № 16). - ISBN 8-37237-127-X
  • G. Parada, M. Suliga, K. Mucha. Sturmtiger. - Lublin: Kagero Publishing, 2001. - 44 p. - (Fotosnajper № 10). - ISBN 8-39148-244-8
  • W. Schneider. Elefant, Jagdtiger, Sturmtiger. Raritäten der Tigerfamilie. - Friedberg (Dorheim): Podzun-Pallas-Verlag, 1986. - 50 p. - (Das Waffen-Arsenal № 99). - ISBN 3-79090-271-3

Ссылки

  • САУ «Штурмтигр» . Броне-сайт . Архивировано из первоисточника 31 января 2011. Проверено 29 июня 2009.
  • Panzersturmmörser (англ.) . Panzerworld . Архивировано из первоисточника 31 января 2011. Проверено 24 января 2009.
  • «Штурмтигр» в бою в Варшаве в 1944 году на YouTube (удалено)