Школьная библиотека. Экологические сказки о грибах Сказка о грибах пл научной теории

Братца звали Иван, а сестрицу – Косичка. Мамка была у них сердитая: посадит на лавку и велит молчать. Сидеть скучно, мухи кусаются или Косичка щипнет – и пошла возня, а мамка рубашонку задернет да – шлеп.

В лес бы уйти, там хоть на голове ходи – никто слова не скажет. Подумали об этом Иван да Косичка да в темный лес и удрали. Бегают, на деревья лазают, кувыркаются в траве, – никогда визга такого в лесу не было слышно.

К полудню ребятишки угомонились, устали, захотели есть.

– Поесть бы, – захныкала Косичка.

Иван начал живот чесать.

– Мы гриб найдем и съедим, – сказал Иван. – Пойдем, не хнычь.

Нашли они под дубом боровика, и только сорвать его нацелились, Косичка зашептала:

– А может, грибу больно, если его есть?

Иван стал думать. И спрашивает:

– Боровик, а боровик, тебе больно, если тебя есть?

– Больно.

Пошли Иван да Косичка под березу, где рос подберезовик, и спрашивают у него:

– А тебе, подберезовик, ну если тебя есть, больно?

– Ужасно больно, – отвечает подберезовик.

Спросили Иван да Косичка под осиной подосиновика, под сосной – белого, на лугу – рыжика, груздя сухого да груздя мокрого, синявку-малявку, опенку тощую, масленка, лисичку и сыроежку.

– Больно, больно, больно – пищат грибы.

А груздь мокрый даже губами зашлепал:

– Что вы ко мне приштали, ну ваш к лешему…

– Ну, – говорит Иван, – у меня живот подвело.

А Косичка дала реву. Вдруг из-под прелых листьев вылезает красный гриб, словно мукой сладкой обсыпан – плотный, красивый. Ахнули Иван да Косичка:

– Миленький гриб, можно тебя съесть?

– Можно, детки, можно, с удовольствием, – приятным голосом отвечает им красный гриб, так сам в рот и лезет.

Присели над ним Иван да Косичка и только разинули рты, – вдруг, откуда ни возьмись, налетают грибы: боровик и подберезовик, подосиновик и белый, опенка тощая и синявка-малявка, мокрый груздь да груздь сухой, масленка, лисички и сыроежки, и давай красного гриба колотить-колошматить:

– Ах ты, яд, Мухомор, чтоб тебе лопнуть, ребятишек травить удумал, а?

С Мухомора только мука летит.

– Посмеяться я хотел, – вопит Мухомор, посмеяться.

– Мы тебе посмеемся! – кричат грибы и так навалились, что осталось от Мухомора мокрое место – лопнул. И где мокро осталось, там даже трава завяла с мухоморьего яда.

– Ну, теперь, ребятишки, раскройте рты по-настоящему, – сказали грибы.

И все грибы до единого к Ивану да Косичке, один за другим, скок в рот – и проглотились.

Наелись до отвалу Иван да Косичка и тут же заснули.

А к вечеру прибежал заяц и повел ребятишек домой. Увидела мамка Ивана да Косичку, обрадовалась, всего по одному шлепку отпустила, да и то любя, а зайцу дала капустный лист:

– Ешь, барабанщик!

Сорочья сказка про то, как брат с сестрой в лес ушли погулять и, проголодавшись, захотели съесть грибочков. Да только грибы все как один говорили, что им больно будет, если их есть. Один только мухомор ласковым голосом разрешил себя съесть с удовольствием. Но услышали эти речи остальные грибы и кинулись спасать детей…

Грибы читать

Братца звали Иван, а сестрицу – Косичка. Мамка была у них сердитая: посадит на лавку и велит молчать. Сидеть скучно, мухи кусаются или Косичка щипнет – и пошла возня, а мамка рубашонку задернет да – шлеп.

В лес бы уйти, там хоть на голове ходи – никто слова не скажет. Подумали об этом Иван да Косичка да в темный лес и удрали. Бегают, на деревья лазают, кувыркаются в траве, – никогда визга такого в лесу не было слышно.

К полудню ребятишки угомонились, устали, захотели есть.

– Поесть бы, – захныкала Косичка.

Иван начал живот чесать.

– Мы гриб найдем и съедим, – сказал Иван. – Пойдем, не хнычь.

Нашли они под дубом боровика, и только сорвать его нацелились, Косичка зашептала:

– А может, грибу больно, если его есть?

Иван стал думать. И спрашивает:

– Боровик, а боровик, тебе больно, если тебя есть?

– Больно.

Пошли Иван да Косичка под березу, где рос подберезовик, и спрашивают у него:

– А тебе, подберезовик, ну если тебя есть, больно?

– Ужасно больно, – отвечает подберезовик.

Спросили Иван да Косичка под осиной подосиновика, под сосной – белого, на лугу – рыжика, груздя сухого да груздя мокрого, синявку-малявку, опенку тощую, масленка, лисичку и сыроежку.

– Больно, больно, больно – пищат грибы.

А груздь мокрый даже губами зашлепал:

– Что вы ко мне приштали, ну ваш к лешему…

– Ну, – говорит Иван, – у меня живот подвело.

А Косичка дала реву. Вдруг из-под прелых листьев вылезает красный гриб, словно мукой сладкой обсыпан – плотный, красивый. Ахнули Иван да Косичка:

– Миленький гриб, можно тебя съесть?

– Можно, детки, можно, с удовольствием, – приятным голосом отвечает им красный гриб, так сам в рот и лезет.

Присели над ним Иван да Косичка и только разинули рты, – вдруг, откуда ни возьмись, налетают грибы: боровик и подберезовик, подосиновик и белый, опенка тощая и синявка-малявка, мокрый груздь да груздь сухой, масленка, лисички и сыроежки, и давай красного гриба колотить-колошматить:

– Ах ты, яд, Мухомор, чтоб тебе лопнуть, ребятишек травить удумал, а?

С Мухомора только мука летит.

– Посмеяться я хотел, – вопит Мухомор, посмеяться.

– Мы тебе посмеемся! – кричат грибы и так навалились, что осталось от Мухомора мокрое место – лопнул. И где мокро осталось, там даже трава завяла с мухоморьего яда.

– Ну, теперь, ребятишки, раскройте рты по-настоящему, – сказали грибы.

И все грибы до единого к Ивану да Косичке, один за другим, скок в рот – и проглотились.

Наелись до отвалу Иван да Косичка и тут же заснули.

А к вечеру прибежал заяц и повел ребятишек домой. Увидела мамка Ивана да Косичку, обрадовалась, всего по одному шлепку отпустила, да и то любя, а зайцу дала капустный лист:

– Ешь, барабанщик!

(Илл. Я.Седовой, изд. Нигма, 2017 г.)

Опубликовано: Мишкой 12.01.2018 13:30 02.10.2018

(5,00 /5 - 7 оценок)

Прочитано 2989 раз(а)

  • Свинья-копилка — Ганс Христиан Андерсен

    История о том, как однажды куклы и другие вещи решили в людей поиграть. Они устроили спектакль и послали письменное приглашение свинье-копилке, которая стояла высоко на шкафу… Свинья-копилка читать Ну и игрушек было в детской! А …

  • Мешок яблок — Сутеев В.Г.

    Сказка о добром и отзывчивом зайце, который отправился на поиски еды для своих зайчат. Он набрал целый мешок яблок, но все раздал по дороге. Набрать яблок второй раз ему помешал волк. Однако, зайчата не остались …

Ирина Щепетинникова
Грибные сказки

Обучение детей сочинению по заданному началу относится к числу творческих заданий в процессе обучения рассказыванию . Это максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, когда предоставляются большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, развития словесно-логического мышления и формирования представлений об окружающем.

Придумывание сказок - одно из самых любимых детьми игровых заданий по развитию речи. Обучение сочинению сказок проходит в рамках лексической темы. Сказки , придуманные детьми, оформляются педагогом на альбомных листах, где дети иллюстрируют картинки из сюжетов. Затем изготавливаются книжки по темам. Дети всегда с удовольствием их рассматривают, просят прочитать сказки , эмоционально обмениваются впечатлениями.

Тема «Грибы » интересна и увлекательна для детей, работа над сочинением сказки по заданному началу позволяет вспомнить, какие грибы бывают съедобными , какие нет, где растут грибы , в какое время. Происходит усвоение лексического материала, формирование навыка составления описательного рассказа . Например, рассказ-описание : «Мухомор. Шляпка ярко-красная, с белыми пятнами. Ножка светлая, с пелериной, утолщенная внизу…» Аналогично составляются рассказы описания других грибов . Описательные рассказы подготовят детей к выполнению творческих заданий по сочинению сказок о грибах , совместно с взрослым и самостоятельно.

Образцы начала «Грибных сказок » :

Жила-была дружная семья веселых опят. Однажды случилось несчастье : самый маленький братец заболел, да так, что весь позеленел…

Родилась у грибного царя Подберезовика дочь, и устроил он по этому поводу пир. Пригласил знатных гостей : Боровика с Боровихой, Груздя с Волнушкой и других грибных жителей…

Выросли на полянке лисички, яркие да оранжевые, а рядом жила злая колдунья Поганка Белая…

Педагог для активизации речевой деятельности и мотивации использует загадки, пословицы и поговорки по теме «Грибы » , например :

Этот грибок - березы сынок .

Кто его найдет, всяк в лукошко кладет. (Подберезовик)

Гриб красен - для здоровья опасен. (Мухомор)

Желто-рыжие лисички – величают нас сестрички (Лисички) .

Возле пней и на лужайке

Мы всегда гуляем стайкой.

Очень дружные ребята,

Называют вас… (опята)

Очень бледная на вид, яд опаснейший таит. (Бледная поганка)

Пословицы и поговорки :

Будет дождик – будут и грибки , а будут грибки – будут и кузовки .

Возле леса жить - голодному не быть.

Где гриб вырос , там его и берут.

Всякий гриб в руки берут , да не всякий в кузовок кладут.

Затянулись дожди – груздей не жди.

И зимой бы съел грибок , да снег глубок.

Поздний грибок – поздний снежок .

К составлению сказок вместе с детьми привлекаются и родители. Совместное составление помогает установить контакт с родителями, разнообразить совместную деятельность, сделать сотрудничество более крепким. Работа завершается изготовлением книги «Грибные сказки » . В книгу включаются творческие работы каждого ребенка, что способствует развитию фантазии, способностей к художественной деятельности, воспитанию эстетического вкуса и любви к книге.

Публикации по теме:

Все дети любят сказки. Сказки позволяют развиваться фантазии и воображению. Сказки развивают правильную, эмоциональную речь. Сказка.

Сказки к проекту «Сказки стеклянного городка» Главная сказка, или с чего все начиналось. Давным-давно, а именно два века тому назад, приехал заводчик Сергей Мальцов на охоту в Мещерские.

Детские сказки это совершенно особый жанр народных сказок и это не только средство забавы, но одно из важнейших средств развития мышления.

Цель занятия: Активизировать речевую деятельность детей через постановку хорошо знакомой русской народной сказки «Теремок». Программные.

Конспект интегрированного занятия «Сопоставление сказки Шарля Перро «Золушка» и сказки «Золушка» Мастер –класс (интегрированное занятие) «Сопоставление сказки Шарля Перро «Золушка» и сказки «Золушка». Цель: развитие речи детей во время.

Брейн-ринг «Сказки, сказки, сказки…» Брейн-ринг. (работа с родителями). Тема: «Сказки,сказки,сказки….» В игре участвуют две команды родителей. Выбирается жюри. Ведущая: Тема.

Занятие по развитию речи в средней группе. Сочинение и рассказывание новой сказки по мотивам сказки «Лисичка со скалочкой» Пояснительная записка. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. В. А. Сухомлинский Маленький ребенок, слушая.

На свете бывают разные города. Есть на свете и город Грибов. Вы не найдёте его на географической карте. Но это ничего не значит. Город Грибов есть! И вот про него сказка.

Сказка «Город Грибов»

Жил-был город. Целый город Грибов — моховиков, опят, груздей, вешенок. В городе Грибов, как полагается, был и самый главный гриб – боровик.

Самыми волнительными жителями города Грибов были волнушки, самыми хитрыми — лисички, самыми масляными — маслята, самыми рыжими – рыжики.

Подберезовики жили, как водится, под березами, подосиновики — под осинами.

Съедобные, полезные грибы в этом городе чувствовали себя замечательно. Они были очень богаты. Чем? Витаминами и другими ценными веществами.

Но были в городе Грибов и несъедобные грибы – мухоморы, поганки, чешуйницы, горчаки. Эти грибы называли ещё ядовитыми.

И вот однажды самый главный гриб боровик решил устроить соревнование между съедобными и несъедобными грибами – кто лучше спрячется от грибника?

Волнушки, опята, сморчки, сыроежки, грузди активно взялись за дело. Они спрятались под листиками, хвоинками, шишками, корягами. Лисички надёжно скрылись во мху.

А ядовитые грибы, принявшие участие в соревновании, тоже начали искать потаённые места. Искали-искали, а потом передумали их отыскивать. Им захотелось попасть в корзинку к грибнику. И как только был дан старт соревнованию, они, вместо того чтобы спрятаться, гордо встали на опушке.

Мухомор специально разволновался, и стал от этого ещё краснее.

— Возьмите меня, — словно кричал он грибнику. – Ведь я такой красивый, яркий, красочный.

Условия соревнования были нарушены ядовитыми грибами — они прятаться не хотели. Победа была присуждена съедобным, полезным грибам.

Ура! Мы ждали этой победы! И хотя нам отыскать полезные грибы будет непросто, мы радуемся победе всего полезного, здорового, хорошего!

Вопросы и задания к сказке

Как назывался город, в котором жили грибы?

Чем были богаты полезные, съедобные грибы?

Назови съедобные грибы.

Какое соревнование решил устроить главный гриб боровик?

Кто победил в этом соревновании?

Какие грибы ты любишь собирать в лесу?

Какие пословицы подходят к сказке?

Уговор дороже денег.
Грибами лес славится.

Главный смысл сказки заключается в том, что надо соблюдать условия договоренностей. Ядовитые грибы прятаться не захотели, тем самым они нарушили условия соревнования и проиграли.

Про грибы
(сказка)

Недавно я была на Дне рождения своей подруги. «Напиши детскую сказку», - попросила она. «Я не могу найти тему для сказки», - ответила я. «Напиши про…». И подруга назвала две темы. Одну сказку я уже написала. А вторая тема – «про грибы».

Я по профессии – учитель биологии. Про грибы из курса институтской программы – кое-что помню. Их, на самом деле, очень много – и микро.., и красавцы – лесные грибы. Лесные грибы бывают двух видов – трубчатые и пластинчатые. В зависимости от шляпки плодового тела гриба. Если посмотреть под шляпку – видны или пластиночки, или – маленькие трубочки…

Вообще, главное у грибов – грибница или мицелий. Он растёт в земле, обычно недалеко от каких-нибудь деревьев. (Мы будем говорить о лесных красавцах). И находится с деревьями в некоторой зависимости или - биоценозе. А потом уже образует плодовое тело, которое мы называем – гриб. Образует его для оплодотворения, чтобы образовать ещё один мицелий, который позже вырастит своё собственное плодовое тело.. Для оплодотворения в шляпке гриба образуются – споры, которые попадая с водой в землю, и образуют грибницу или – мицелий.

Трубчатые грибы – это белый гриб, подберёзовик, подосиновик, маслёнок… Пластинчатые грибы – это серушка, сыроежка, лисичка, груздь, рыжик, мухомор, бледная поганка…

Грибы бывают съедобные и ядовитые. Белый гриб, подосиновик, подберёзовик, масленок – это съедобные грибы. Мухомор и бледная поганка – ядовитые грибы.

Стояло жаркое лето, такое, что казалось – земля превратилась сухую корку... Совсем не шли дожди. Как будто Главный по планете - отключил воду! Были сильные лесные пожары. Выгорали целые селенья. Гибли скот, люди…

Наступил сентябрь. И, вдруг, - полили дожди. Как будто Кто-то – открыл кран и… Тёплые, совсем летние… Все, в том числе и я, думали, что грибов не будет. От засухи грибница могла засохнуть… Но не тут-то было! Грибы – полезли… Только ленивый не заготовил их на долгую зиму.

Сначала вырастали – белые, потом пошли – подберёзовики… Затем – «солонина»: сыроежки, серушки, даже рыжики, которых не видели в лесах не одно десятилетие... Засуха явилась тем толчком или - экстримом, которое заставило живое существо -появиться на свет!

Грибы стояли красивые, свеженькие... Только-только выросшие из земли!

Белый гриб – коричневая шляпка, толстая белая ножка. Подберёзовик – тоже коричневая шляпка, но ножка не такая толстая. Подосиновик – красная шляпка, средних размеров ножка. Масленок – шляпка, как будто – масляная… Эти грибы хороши для супов, для жарки. А, если ещё добавить картошечку – пальчики оближешь!

«Солонина». - Серушка, шляпка серенькая. Сыроежка – шляпка или красная, или – жёлтая. Лисички – жёлтые грибы, растут сразу кучкой. Самые вкусные в солении – рыжики, он сам говорит о своём цвете. Груздь – шляпка чёрная.

Ядовитые. - Бледная поганка – самый ядовитый гриб на планете. Белая шляпка, может быть – серая, пластинки розового цвета, на тонкой белой ножке - красивая пелеринка. Мухомор – шляпка красная, как бы посыпана белыми крошками. На белой ножке тоже – пелеринка.

Все – красавцы! Стояли они. Хвастались друг перед другом. Белый гриб говорит:

Я тут - самый главный, самый красивый, самый вкусный! Самый-самый…
- Неправда.- Перебивая друг друга, спорят - подберёзовик, подосиновик и маслёнок.
- Мы не хуже тебя. Нас люди тоже собирают. И по вкусовым качествам мы не уступаем…
- Да, что вы, всё - я да я! – Вступили в спор - серушка, сыроежка и груздь…
- В солении это мы – самые вкусные! – Вот их, - и грибы показали на мухомор и бледную поганку – никто не собирает…
- Как это никто! – возмутился мухомор.
- За нами вчера одна бабушка приходила. Она уж который год нас собирает, да и не только она… Нас настаивают на спирту и лечат больные коленки и другие суставы, растирая их… А ещё меня собирают для избавления … (Но вы сами, ребята, догадайтесь, для чего ещё собирают эти грибы из их названия).
- Поэтому свою полезность людям мы тоже будем отстаивать! – сказал мухомор.
- Хорошо, - согласились грибы. Мы все приносим пользу человеку. И все хороши - в своём предназначении!