Сабина Шпильрейн: фото, биография, судьба, личная жизнь, труды, цитаты Шпильрейн Сабины Николаевны. Юнг и Сабина Шпильрейн

Но эта выдающаяся личность, врач-психоаналитик, член трёх психоаналитических обществ: Венского, Швейцарского и Российского, вполне заслуживает отдельного поста. К сожалению, её гораздо лучше знают на Западе, чем на её родине - в России. Судьба её трагична, она попала между жерновами тоталитарных режимов Сталина и Гитлера. Психоанализ, которым она занималась, был запрещен сталинистами, 3 её брата - учёных расстреляны во время "большого террора", сама она и обе её дочери расстреляны немцами вместе с остальными евреями Ростова-на-Дону.

Вот, что о ней пишет Википедия:

Сабина Николаевна (Шейвэ Нафтульевна) Шпильрейн (в замужестве Шефтель , затем Шпильрейн-Шефтель ; 25 октября (7 ноября) , Ростов-на-Дону — 11 или 12 августа , там же) — российский и советский психоаналитик, педагог, ученица К. Г. Юнга .

Биография

Ранние годы

Шейвэ Шпильрейн (впоследствии Сабина) родилась в состоятельной еврейской семье коммерсанта, энтомолога по образованию, выходца из Варшавы и впоследствии купца 1-й гильдии Нафтули (Нафтулия Мойшевича, Николая Аркадьевича) Шпильрейна (1856—1938) и его жены, зубного врача Евы Марковны Шпильрейн, урождённой Люблинской (1863—1922). В 1890—1894 годах семья жила в Варшаве и Сабина посещала Фребелевский детский сад. Окончила Екатерининскую гимназию в Ростове-на-Дону в 1904 году с золотой медалью.

Жизнь в Европе

Мемориальная доска на доме в Берлине, где жила Сабина Шпильрейн

Интерес к психоанализу возник у Сабины, когда в 1904 году в возрасте 18 лет она поступила в психиатрическую клинику в Цюрихе , где встретила молодого доктора Карла Густава Юнга и несколько лет была его анализантом . Причиной лечения стал нервный срыв в результате смерти от брюшного тифа её 6-летней сестры Эмилии. Считается, что именно в это время начался роман между заведующим отделением и отцом двоих детей К. Г. Юнгом и его пациенткой Сабиной Шпильрейн, который продолжался более 7 лет. В июне 1905 после выписки она поступает в Университет Цюриха на Медицинский факультет, который оканчивает в 1911; дипломная работа посвящена шизофрении «О психологическом содержании одного случая шизофрении» («Uber den psychologischen Inhalt eines Falles von Schizophrenie»), её основные идеи заимствует Юнг в своих последующих работах по шизофрении 1912 года. Сабина Шпильрейн доказывает, что психически больные люди избегают сексуальных взаимоотношений, поскольку в их представлении они связаны со страхом распада. В прикосновении к другому страдающие шизофренией боятся утратить собственную целостность, раствориться в своём партнёре. Поэтому больной шизофренией и формирует бред , в котором отбрасывает факт различия полов и заменяет реальные взаимодействия полов — вымышленными отношениями. Тема утраты собственного Я вызвала большой резонанс в аналитическом сообществе и стала ключевой для всех последующих исследований Сабины Шпильрейн.

В 1924 году Сабина Шпильрейн возвращается в Ростов-на-Дону, где она продолжает упорно работать, в том числе и врачом в поликлинике в роли психотерапевта , психоаналитика и педолога . В 1926 году Сабина рожает вторую дочь, Еву. 27 июля 1930 года было принято официальное Постановление о ликвидации Русского психоаналитического общества. Но Сабина Шпильрейн все же продолжает аналитическую работу, и в 1931 году один из ведущих психоаналитических журналов — «Имаго» — опубликовал её статью о детских рисунках, выполненных с открытыми и закрытыми глазами. Это была её последняя публикация в европейских научных журналах.

Возвращение в СССР

Гибель

В 1941 году Ростов-на-Дону оккупируют немцы. В августе 1942 года в ходе массовых казней евреев в Ростове-на-Дону Сабина Шпильрейн и две её дочери были расстреляны. В на месте казней была установлена мемориальная доска Шпильрейн и, в соответствии с её волей, посажены дубы .

Семья и родственники

Братья С. Н. Шпильрейн:

  • Ян Николаевич Шпильрейн (1887—1937) — советский математик, член-корреспондент АН СССР (1934)
  • Эмиль Николаевич (Нафтульевич) Шпильрейн (1899—1938) — советский биолог, декан биологического факультета Ростовского университета.
  • Исаак Нафтульевич Шпильрейн (1891—1937)— советский психолог и лингвист, основатель и лидер отечественной психотехники, доктор философии (1914).

Все трое её братьев были расстреляны во время Большого террора .

Муж С. Н. Шпильрейн — психоаналитик Павел Шефтель — умер от инфаркта в 1938 году.

Значение работ Шпильрейн

В истории психоанализа Сабина Шпильрейн осталась как автор всемирно известной работы «Деструкция как причина становления» (её докторская диссертация 1912 года, защищённая в Венском университете), ставшая фундаментом для всех дальнейших исследований влечения к смерти . Поэтому Колин Ковингтон и Барбара Уортон называют Сабину Шпильрейн «забытым пионером психоанализа». В этой диссертации она впервые ставит вопрос о влечении к смерти и связывает его с проблемой мазохизма. Она находит истоки мазохизма именно в первичном, лежащем в основании человеческого бытия, влечении к смерти, которое может быть представлено как «мы-опыт», противоположное «я-опыту», а значит — нацеленное на разрушение собственного Я человека. В то же время, распад личности и регрессия к «мы-опыту» может приносить и позитивные плоды, поскольку является источником социального прогресса, творческих сил и культурного развития. Она заключает, что деструкция собственного Я является причиной развития новых социальных форм. В распаде мы всегда можем найти основания для творческого становления.

Клиническая проблема, поставленная Шпильрейн, состоит в том, что на практике мы не можем разнести сексуальное влечение и влечение к смерти, они всегда являются сообща. В одной из своих ключевых работ «По ту сторону принципа удовольствия » (1920) Зигмунд Фрейд говорит: «В одной богатой содержанием и мыслями работе, к сожалению, не совсем понятной для меня, Сабина Шпильрейн предвосхитила значительную часть этих рассуждений. Она обозначает садистический компонент сексуального влечения как „деструктивное“ влечение». Таким образом, Фрейд полагал, что сексуальное влечение и влечение к смерти работают согласно одному и тому же принципу удовольствия, поэтому их нельзя представлять как противоположные или противонаправленные. Как сексуальное взаимодействие, так и деструкция приносят разрядку влечений и, таким образом, связаны с удовольствием, в отличие от принципа навязчивого повторения, который располагается по ту сторону принципа удовольствия.

Несмотря на то, что диссертация Шпильрейн была актуальной и создала почву для дальнейшего поиска и исследований Фрейда (о чём свидетельствует их переписка) и его учеников, сама Сабина Шпильрейн в силу разных обстоятельств не создала своей школы и не имела последователей.

Сабина Шпильрейн была психоаналитиком известного психолога Жана Пиаже . В архивах института в Женеве, где она работала, сохранились её личные бумаги, включая черновики научных работ и переписка с К. Г. Юнгом и З. Фрейдом. Эти документы были обнаружены лишь в 1979 году .

В мировом кинематографе

Жизнь и личность Сабины Шпильрейн нашли отражение в мировом кино:

  • — «Возьми мою душу» — Италия (реж. Роберто Фаенца)
  • — «Меня звали Сабина Шпильрейн » — Германия, Дания, Швеция, Финляндия, Франция, Швейцария (реж. Элизабет Мартон)
  • — «Опасный метод » — Германия, Канада, Великобритания (реж. Дэвид Кроненберг)

Сочинения

Книги

  • Шпильрейн С. , Психоаналитические труды. — Ижевск: ERGO, 2008. — ISBN 978-5-98904-021-6 .
  • Шпильрейн С. , О психологическом содержании одного из случаев шизофрении (Dementia praecox). — Ижевск: ERGO, 2011.

Издания о Шпильрейн С.

  • Сироткин С.Ф. , Сабина Шпильрейн. Материалы к биобиблиографии. — Ижевск: ERGO, 2006.
  • Морозова, Е.С. , Сабина Шпильрейн и Жан Пиаже : пересечение путей и идей // «Ежегодник детского психоанализа и психоаналитической педагогики», 2007, Том 1, С. 53-57.
  • Шикалова, Т.Н., Каминский, М.К. , Сабина Шпильрейн: малоизвестные фотографии // «Ежегодник детского психоанализа и психоаналитической педагогики», 2009, Том 2, С. 176-181.

В. И. Овчаренко

Сабина Шпильрейн — один из наиболее известных российских психоаналитиков первой волны.

В Европе и США ее творческим достижениям и жизненному пути посвящаются исследования разного ранга, публикуются статьи и монографии. Но на ее родине - в России - хоть какое-нибудь представление о Сабине Шпильрейн и поныне является достоянием немногих одиночек, в профессиональном отношении довольно далеких от психоанализа. И, тем не менее, в силу естественного хода вещей, она вскоре войдет в шеренгу персонажей российской истории хотя бы только потому, что даже на фоне нашей трагической эпохи ее жизнь и судьба выделяются в качестве вполне самостоятельного трагического сюжета.

Сабина Шпильрейн родилась в 1885 году в Ростове-на-Дону в семье состоятельного коммерсанта Николая Аркадьевича Шпильрейна и его жены стоматолога Евы Марковны Шпильрейн (в девичестве Люблинской), занимавшейся главным образом семьей. Брак Николая и Евы Шпильрейн одарил их тремя сыновьями (Ян, Исаак, Эмиль) и двумя дочерьми (Сабина и Эмилия), из которых младшая - Эмилия - умерла еще в детстве.

В собственном трехэтажном доме Шпильрейнов царили строгие порядки, установленные главой семьи. Николай Шпильрейн знал цену трудовой копейке и жизни и стремился в первую очередь дать детям приличное образование. Атмосфера в доме была пропитана науками, литературой и музыкой. Николай Аркадьевич свободно владел несколькими языками и требовал того же от детей. Наряду с классическими языками, которые дети изучали в гимназии, дома, по расписанию отца, в определенные дни недели они были обязаны говорить только на немецком, французском или другом языке. Любые нарушения влекли за собой санкции, причем порой весьма жесткие. Прав или не прав был Николай Аркадьевич в педагогическом рвении своем, но он добился того, к чему стремился. К моменту окончания гимназии дети свободно владели иностранными языками, все пошли в науку и преуспели в ней

Не была исключением и Сабина, Но после окончания восьми классов Екатерининской женской гимназии (в Ростове-на-Дону) у нее обнаружилось психическое расстройство (по-видимому, отчасти спровоцированное смертью сестры). И тогда отец принял решение, определившее и предопределившее ее жизнь и судьбу.

В 1904 году он поместил Сабину в одно из лечебных учреждений Швейцарии, откуда она вскоре попала в клинику Бургхельцли (Цюрих, Швейцария), которой руководил профессор Эйген Блейлер. Врачом Сабины стал увлекавшийся психоанализом доктор Карл Густав Юнг, впервые опробовавший на пациентке некоторые идеи, методику и технику психоаналитической терапии. Результаты превзошли все ожидания - пациентка влюбилась в женатого врача. Их буйный роман, насыщенный шекспировскими страстями и деяниями, все еще привлекает внимание любителей пикантных подробностей, чей неутомимый аппетит время от времени утоляется публикацией новых документов и свидетельств.

По-видимому, К.Г.Юнг сумел оказать действенную помощь. Во всяком случае после 10-месячного курса интенсивной терапии Сабина в 1905 году поступила на медицинский факультет Цюрихского университета, где фактически специализировалась по психотерапии, психоанализу и педологии. К.Г.Юнг, однако, продолжал лечение (вплоть до 1909 года) и с 1906 года как врач обсуждал случай с пациенткой Сабиной Шпильрейн в переписке с Зигмундом Фрейдом. (В дальнейшем она непосредственно вмешалась в их непростые отношения и отнюдь не улучшила их).

Учась в университете, Сабина все больше увлекалась психоаналитическими идеями и с удовольствием работала над темами, предложенными Э.Блейлером и К.Г.Юнгом. А в 1909 году сама вступила в переписку с 3.Фрейдом.

По окончании университета она активно работала над диссертацией «О психологическом содержании одного случая шизофрении» и в удачном для нее 1911 году успешно защитила эту работу. В этом же году новоявленный доктор медицины Сабина Шпильрейн завершила интересную работу «Разрушение как причина становления» (опубликована в 1912 году), в которой предвосхитила принципиально важную идею 3.Фрейда, обозначив садистский компонент сексуального влечения как «деструктивное» влечение. И в этом же году, посетив Вену, познакомилась с 3.Фрейдом и стала активным членом Венского психоаналитического общества.

В 1912 году Сабина Шпильрейн вышла замуж за российского врача Шефтеля Павла Наумовича. Свадьбу сыграли в Европе. И в назначенный природой час, в 1913 году у Сабины Шпильрейн-Шефтель родилась дочь. Родители нарекли ее Ренатой.

Семейная жизнь требовала много сил и времени, а мысли Сабины неотступно вращались вокруг интересной и любимой работы. Плохо ли, хорошо ли, но работа занимала ее почти целиком.

В течение последующих лет Сабина Шпильрейн работала в различных немецких, швейцарских и австрийских центрах: психиатрической клиники у Э.Блейлера (Цюрих), психоневрологической клинике Бонхэфера (Берлин), занималась психоанализом у К.Г.Юнга (Цюрих) и 3.Фрейда (Вена), исследовала мифологию и историю искусства (Женева), работала врачом-педологом в лаборатории Клапареда (Женева) и др. Изучала гармонию, контрапункт и композицию. Осуществила психоаналитическое исследование «Песни о Нибелунгах» и сказок. Опубликовала ряд статей в различных европейских журналах. Участвовала в работе съездов, конференций и конгрессов по педагогике, психологии, психиатрии, медицине и психоанализу.

Деятельное участие Сабины Шпильрейн в развитии и пропаганде психоанализа и психоаналитического движения принесло ей не только удовлетворение, но и признание. Время ученичества давно прошло. И она сама обучала психоанализу других. Пожалуй, наиболее известным из учеников ее стал швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980), чьим психоаналитиком она была в Женеве в 1921 году.

Погруженная в работу, Сабина Шпильрейн как-то не очень замечала, что время не только идет, но и уходит. Судьба напомнила ей об этом. В 1921 году в Ростове-на-Дону умерла ее мать. А между тем до юбилея двадцатилетнего пребывания в Европе оставалось совсем немного. После того, как она уехала из России, страна пережила войну, потрясения 1905 - 1907 годов, мировую войну, революцию, октябрьский переворот 1917 года, гражданскую войну, эпоху «военного коммунизма» и прочие прелести странной русской жизни.

В начале 20-х годов братья Сабины, Ян и Исаак, получившие образование в Европе, уже трудились в Москве. В Ростове-на-Дону завершал учебу в университете младший брат Эмиль, а отец активно работал по ликвидации неграмотности. Сабина считала, что и она должна принять участие в созидании новой России.

В 1923 году, с благословения 3.Фрейда, проявлявшего большую заинтересованность в распространении психоанализа в России, Сабина Николаевна Шпильрейн-Шефтель вместе с семьей вернулась на родину. Муж уехал в Ростов-на-Дону, где занялся врачебной практикой, а Сабина попыталась начать новую жизнь в Москве.

После пережитых и переживаемых Россией потрясений рассчитывать на материальное благополучие не приходилось. Семья потеряла практически все, что имела. И Шпильрейн, с полным на то основанием, отвечая на вопрос о ее имущественном положении написала коротко, ясно и зло: «Ни у кого ничего нет!».

В атмосфере убогого коммунального быта и всеобщего кавардака она все же умудрилась с головой уйти в работу. С сентября 1923 года она работала врачом-педологом в городке имени 3-го Интернационала (Москва), заведовала секцией детской психологии в Первом московском государственном университете и состояла научным сотрудником Государственного психоаналитического института и детского дома-лаборатории «Международная солидарность». В этом институте она вела амбулаторный прием, консультировала, читала спецкурс «Психоанализ подсознательного мышления», вела «семинарий по детскому психоанализу», принимала деятельное участие в «медицинских заседаниях сотрудников» института и работе Русского психоаналитического общества.

В списке штатных и сверхштатных сотрудников Государственного Психоаналитического института и детского дома-лаборатории «Международная солидарность» (возглавлявшегося профессором Иваном Дмитриевичем Ермаковым) в первой половине 1924 года значился только один штатный научный сотрудник - Сабина Николаевна Шпильрейн 1 . Один-единственный, но зато какой сотрудник. В собственноручно заполненном анкетном листке, украшенном государственной аббревиатурой и титулами Наркомпроса и Главнауки, доктор медицины и автор около 30 научных трудов, Сабина Николаевна Шпильрейн-Шефтель написала: «Работаю с наслаждением, считая себя рожденной и „призванной" как бы для моей деятельности, без которой не вижу в жизни никакого смысла»

Ее приход в Психоаналитический институт совпал со сложным периодом становления этой организации и вызвал настороженное отношение со стороны некоторых сотрудниц. Она хотела изучать и лечить детей, но ее желания не всем были по душе. В том же анкетном листке, высказывая пожелания об улучшении работы института Шпильрейн написала: «В психоаналитическом институте считала бы необходимым лично наблюдать детей, чтобы беседы с руководительницами не сводились к чисто теоретическим рассуждениям и „платоническим" советам заочно»

Она верила в себя как специалиста и хотела работать на предельном профессиональном накале. В этот период мысли ее неоднократно обращались к болезни Ленина, и она несколько раз говорила близким людям, что если бы ей разрешили, то она вылечила бы его. Учитывая характер и размеры органического поражения ленинского мозга, это представляется исключительно маловероятным, но само направление мыслей беспартийного врача примечательно.

Она примерялась к большой и перспективной работе. Но жизнь распорядилась по-своему. По независящим от нее серьезным семейным обстоятельствам в 1924 году Сабина Шпильрейн была вынуждена оставить Москву и переехать к мужу и отцу в Ростов-на-Дону. К этому времени город уже мало походил на Ростов ее юности. Да и отчий дом реквизировали после 1917 года. Вся семья жила плохо, трудно и впроголодь. А впереди не было даже намека на хорошую жизнь. И тем не менее радости все-таки случались. Ближайшим прекрасным результатом переезда стало рождение дочери - Евы. Прибавилось забот и хлопот. Но не мыслившая себя без любимой работы Сабина Шпильрейн трудилась врачом в поликлинике и отдавала все, что могла, дефективным и трудным детям. Формально она была обычным врачом, но в действительности работала одновременно как психиатр, психотерапевт и педолог. И к тому же успевала заниматься научной работой. Правда, с течением времени возможностей для нее становилось все меньше.

Во второй половине 1925 года власти ликвидировали Государственный психоаналитический институт и постепенно усиливали идеологический нажим на психоаналитиков и педологов. Ближайшие перспективы вырисовывались уже вполне определенно, но Сабина Шпильрейн продолжала работу и писала статьи по психоанализу вплоть до начала 30-х годов. В 1931 году один из ведущих психоаналитических журналов - «Имаго» - опубликовал ее статью о детских рисунках, выполненных с открытыми и закрытыми глазами.

Ее жизнь и работа в Ростове-на-Дону (1924-1942) являются наименее известным периодом жизни, сведения о котором пока основываются главным образом лишь на нескольких установленных фактах и немногих (не всегда достоверных) свидетельствах очевидцев.

Она много работала и лишь изредка позволяла себе кратковременные поездки в Москву. По мере развития событий в стране ее деятельность как психоаналитика и педолога (к тому же бывавшего за границей) все более отчетливо обретала жизнеопасные и отчасти даже самоубийственные черты. Занятия такого рода уже фактически приравнивались к особо опасным государственным преступлениям, со всеми вытекающими последствиями.

К 30-м годам психоанализ был уже почти полностью задавлен и наступила очередь педологии. В 1932 году был ликвидирован журнал «Педология». Критика и нападки на педологию постоянно усиливались и завершились в 1936 году очередным погромом, начало которому положило постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». На педологические организации, ученых и их книги обрушился шквал репрессий.

И без того нерадостное положение и настроение Сабины Шпильрейн ухудшалось с каждым годом. А судьба методически наносила ей удар за ударом. И вторая половина 30-х годов превратилась в какой-то кошмар. Семью затягивало в мясорубку сталинских репрессий. В 1935 году НКВД арестовало ее брата профессора Исаака Шпильрейна. В 1937 году от разрыва сердца скончался муж. Воспользовавшись ситуацией, семью Сабины тут же «уплотнили». Вот уж воистину пришла беда - открывая ворота. Но все самое худшее и страшное в ее жизни было еще впереди и надвигалось с неотвратимостью рока. По стране катился очередной вал репрессий. И в 1937 году еще два брата Сабины - член-корреспондент Ян Шпильрейн и доцент Эмиль Шпильрейн - были арестованы один за другим и вслед за Исааком сгинули в ГУЛАГе. Подрубленный под корень, в 1938 году умер отец. Можно лишь гадать, что на сей раз, спасло саму Сабину Шпильрейн. То ли чудо? То ли традиционное российское разгильдяйство? То ли люди добрые незаметно помогли врачу своих детей? Но факт остается фактом. Она выжила и сохранила дочерей. Девочки подросли, похорошели и очень увлеклись музыкой, к которой проявили большие способности. И поныне некоторые жители города вспоминают, как в теплые времена года из распахнутых окон дома, где проживала какая-то необычная семья Сабины Шпильрейн, почти постоянно звучала классическая музыка.

Начало Второй мировой войны принесло новые тревоги и известие о смерти 3.Фрейда. Сабина Шпильрейн по-прежнему много работала и воспитывала Еву. Летом 1941 года после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, Рената, учившаяся в Москве музыке, приехала в Ростов-на-Дону. Она осталась с матерью и устроилась на работу нянечкой в яслях. Фронт стремительно приближался к городу, и жители его уже немало знали о зверствах нацистов. По злой иронии судьбы именно Сабина Шпильрейн, соавтор психоаналитического учения о садистских компонентах влечений и идеи о деструктивном влечении, верила в это менее других. По складу ума и характера она всегда была немного «не от мира сего» и не изменила себе и на этот раз. Сталинские репрессии неожиданно легли на одну чашу весов с ее девятнадцатилетним опытом европейской жизни. Она вспоминала Германию периода своей бурной молодости и не могла поверить, что столь культурный народ, как немцы, способен на такое. Ее уговаривали бежать. Но она отказывалась и говорила племяннице, что слухи о зверствах нацистов преувеличены пропагандой. Она по-прежнему работала врачом, а дочери ее, как могли, подрабатывали музыкой.

Стратегически важный полумиллионный город готовился к обороне. Но уже 19 ноября 1941 года гитлеровцы вышли к окраине города, а 21 ноября оккупировали его.

Ростов-на-Дону был одним из немногих городов России, которому за одну войну довелось пережить две оккупации. Первую из них, с 21 ноября по 29 ноября 1941 года, Сабина Шпильрейн и ее дочери пережили, по-видимому, в первую очередь в виду скоротечности ее, хотя и за эти дни нацисты уничтожили немало мирных жителей. До лета 1942 года части Красной Армии удерживали Ростов-на-Дону, хотя город подвергался ожесточенным налетам авиации. Семья Сабины Шпильрейн пережила их все, в том числе и самый страшный налет 18 июля 1942 года. Население города как всегда страшилось худшего и надеялось на лучшее. Но 27 июля 1942 года гитлеровцы вторично оккупировали город. И сразу же начали умопомрачительные массовые расстрелы десятков тысяч ни в чем неповинных мирных жителей. Этот конвейер смерти работал вплоть до 14 февраля 1943 года, когда их, наконец, выбили из Ростова-на-Дону. Но до окончания второй оккупации Сабина Шпильрейн не дожила.

Последний раз ее видели летом 1942 года в колонне евреев, предназначенных к уничтожению, которую нацисты гнали в направлении Змеевской балки - огромных оврагов на окраине города. Как всегда плохо одетая, смертельно уставшая и сосредоточенная только на ей ведомых мыслях, Сабина Николаевна Шпильрейн-Шефтель брела вместе с дочерьми. Там на дне залитой кровью и заваленной трупами Змеевской балки все они и обрели последний приют.

Подсмертная судьба ее была столь же странной и несчастной, как и жизнь. Подобно многим россиянам, она была скандально известна за границей, но спустя полвека после смерти о ней и ее трудах все еще почти ничего не знают на Родине. И лишь в самое последнее время появились какие-то проблески. Чудом, уцелевшая племянница Сабины Шпильрейн (Мениха Исааковна Шпильрейн) завершила перевод с немецкого и готовит к печати докторскую диссертацию Сабины Шпильрейн «О психологическом содержании одного случая шизофрении» и ее работу «Разрушение как причина становления». Может быть, это и станет началом посмертного возвращения трудов Сабины Шпильрейн в ее страну.

Ученица Фрейда, которая была влюблена в Юнга, занималась психоанализом и умерла в забвении

Незаслуженно забытый пионер психоанализа. — Колин Ковингтон и Барбара Уортон из рецензии на книгу о Сабине Шпильрейн

Жизнь Сабины Шпильрейн — психоаналитика, врача-психиатра, психотерапевта и педолога еврейского происхождения, ученицы и сотрудницы Карла Густава Юнга, Эйгена Блэйлера и Зигмунда Фрейда — это переплетение неординарности и ярких талантов с драматическими событиями в научной и личной жизни.

Сабина была яркой фигурой в психоанализе и стала загадочной героиней нескольких книг, кинофильмов и пьес. Ее жизнь всегда находилась между чем-то и чем-то — любовью родителей и их слишком жестким воспитанием, любовью к одному мужчине и жизнью с другим, старыми и новыми взглядами в психологии, Юнгом и Фрейдом, уважением за солидный вклад в психоанализ и десятилетиями забвения, иудаизмом и христианством, служением науке и материнством, сталинскими репрессиями и фашизмом.

Может быть, нам не дано было бы узнать о ней и ее душе так много, если бы не одна счастливая случайность. В 1977 году начался ремонт женевского дворца Вильсон, где раньше располагался Институт психологии. В подвале бывшего Института был обнаружен чемодан с дневником Сабины Шпильрейн, датированный 1908-1912 годами, и переписка 1906-1923 годов между Шпильрейн, Фрейдом и Юнгом.

Сабина Шпильрейн в детстве, www.rostovnews.net

Трудная юность

Сабина Николаевна Шпильрейн родилась 7 ноября 1885 года в Ростове-на-Дону в богатой еврейской семье коммерсанта и впоследствии купца 1-й гильдии (энтомолога по образованию) Нафтули Мойшевича Шпильрейна и его жены, стоматолога, Евы Марковны. Сабина была старшим ребенком — в семье было еще трое сыновей и дочь. Система воспитания в их семье была очень жесткой — в частности, практиковались телесные наказания — и большой акцент делался на образование и изучение языков, благодаря чему дети знали немецкий, французский, английский, еврейский, польский и русский.

Семья Шпильрейн (Ева Марковна, Сабина, Николай Аркадьевич, Эмиль, Ян, Исаак), www.rostovnews.net

У Сабины были прекрасные литературные, музыкальные и лингвистические способности. Она была очень впечатлительной ранимой девочкой с тонкой душевной организацией и... откровенными суицидальными наклонностями. В 13 лет после смерти любимой бабушки она пыталась утопиться, в 15 — дралась с матерью и отказывалась от еды в знак протеста, а в 16 после смерти от брюшного тифа младшей сестры Эмилии странности Сабины вылились в психическое расстройство. Впрочем, все это не помешало ей окончить Екатирининскую женскую гимназию Ростова-на-Дону с золотой медалью и параллельно влюбиться в учителя истории и родного дядю-врача.

17 августа 1904 года Сабина поступила в клинику Бургхелцли в Цюрихе под руководством выдающегося психиатра Эйгена Блейлера. Лечащим врачом был назначен Карл Густав Юнг и «психотическую истерию» пациентки он решил лечить с использованием техники психоаналитической терапии, применяя ее для подобной терапии впервые. Результаты превзошли все ожидания: к 1 июня 1905 года курс лечения подошел к концу со значительным эффектом. Более того, пациентка так увлеклась психотерапией (к сожалению, еще и доктором), что в 1905 году поступила на медицинский факультет Цюрихского университета, где специализировалась по психиатрии, психоанализу и педологии. Лечение у Юнга продолжалось до 1909 года, а с 1906 года он в переписке обсуждал это с Фрейдом.

Восходящая звезда

В университете Сабина еще больше увлеклась психоанализом и работала над темами, которые ей предлагали Блейлер и Юнг, а с 1909 года началась ее переписка с Фрейдом.

После окончания Цюрихского университета в 1911 году Шпильрейн защитила диссертацию «О психологическом содержании одного случая шизофрении», в которой при исследовании шизофрении использовала идеи психоанализа.

11 октября 1911 года после успешной защиты диссертации Шпильрейн была принята в Венское психоаналитическое Общество в присутствии Фрейда, а 25 ноября того же года на заседании Общества выступила с докладом «Деструкция как причина становления». Позже изданная одноименная статья сыграла значительную роль в развитии психоанализа.

В 1912 году Сабина вышла замуж за психолога из Ростова-на-Дону Павла (Файвеля Нотовича) Шефтеля, и с 1911 по 1923 годы работала в психиатрической клинике в Цюрихе, психоневрологической клинике в Берлине, занималась психоанализом у Юнга в Цюрихе и у Фрейда в Вене, а также работала врачом-педологом в Женеве.

Но психотерапия не была ее единственным увлечением — Шпильрейн обожала литературу и даже провела психоаналитическое исследование германского эпоса «Песни о Нибелунгах», а также исследовала мифологию и историю искусства.

В эти годы Шпильрейн публикуется в различных европейских психологических журналах, а также участвует в работе конгрессов и конференций по психологии, психиатрии, психоанализу, педагогике. Она стала членом психоаналитических обществ — Венского (1911-1922) и Женевского (1922-1924) — и стала уважаемым специалистом в своих кругах.

Работа приносила Сабине не только признание, но и удовлетворение. В начале 20-х годов Фрейд рекомендовал ей работу в Берлине, который в то время становился психоаналитическим центром, но ее тянуло на родину. И в 1923 году с благословения Фрейда, проявлявшего немалую заинтересованность в распространении психоанализа в России, семья Шпильрейн-Шефтель уехала из Европы.

Путь к забвению

Вернувшись уже в советскую Россию, Сабина и Павел на время разъехались — муж отправился в Ростов-на-Дону, где занялся врачебной практикой, а Сабина осталась в Москве, где под патронатом Льва Троцкого активно развивался психоанализ с целью создания нового человека.

Там она работала врачом-педологом в городке имени ІІІ Интернационала в Москве, заведовала секцией детской психологии в 1-м Московском мединституте и была сотрудником психоаналитического института и Детского дома-лаборатории «Международная солидарность» (здесь воспитывались дети высокопоставленных советских чиновников, в том числе Василий Сталин). Она также читала спецкурс «Психоанализ подсознательного мышления», вела семинар по детскому психоанализу и стала членом Русского психоаналитического общества.

Но вся эта активная работа продолжалась недолго — 14 августа 1925 года решением Совнаркома за подписью Николая Семашко психоаналитический институт был ликвидирован.

А 27 июня 1930 года вышло Постановление о ликвидации Русского психоаналитического общества — началась опала Троцкого, вместе с ним врагом был объявлен и сам психоанализ. Работа в этой области стала сворачиваться активными темпами, и это не могло не затронуть Шпильрейн.

В 1931 году в психоаналитическом журнале «Имаго», учрежденном Фрейдом, была опубликована статья Шпильрейн о детских рисунках, выполненных с открытыми и закрытыми глазами. И это была ее последняя публикация. Сабине пришлось вернуться в Ростов-на-Дону — можно только представить, насколько сильно она была сломлена. В итоге некогда яркая звезда отечественного психоанализа замкнулась в себе, стала жить бедно и безызвестно. Вероятно, она устроилась на какую-то новую работу, ведь деньги были нужны, но достоверно неизвестно, где именно она трудилась.

В стране начинаются сталинские репрессии. Все братья Сабины, занимавшие видные места в русской науке (Ян был математиком, членом-корреспондентом АН СССР, Исаак — психологом, профессором и основателем Психотехнического общества СССР, Эмиль — биологом, деканом Ростовского университета), в 1937 году погибают в застенках НКВД. В этом же году умирает муж, а в следующем — отец. Но как бы не страшны были эти трагедии, это был еще не конец.

Начинается война и первая ноябрьская оккупация Ростова-на-Дону, которая продолжалась неделю. После этого еще можно было эвакуироваться с детьми, но Сабина не верила, что немцы, представители такой просвещенной нации, могут уничтожать людей — ведь она их знает, с ними жила, сотрудничала, а одного из них любила всю жизнь. До самого конца она считала, что рассказы о зверствах нацистов — пропаганда. Но они были правдой.

Во время второй оккупации 11 августа 1942 года Сабина Шпильрейн с дочерьми с несколькими тысячами ростовских евреев была расстреляна в Змиевской балке. И великая женщина, которая всеми силами пыталась состояться в мире мужчин, ушла в забвение.

Истории жизни

Вечная любовь

Наиболее яркой и общеизвестной является ее любовь к своему доктору и учителю Юнгу. За время психоаналитических сессий у возникло сначала взаимное чувство привязанности друг к другу, а затем и легкая симпатия, которая переросла в любовный роман и духовную близость.

Оба любили Вагнера и его «Кольцо Нибелунгов». Сабина была в восторге от героя оперы Зигфрида, олицетворяющего арийский идеал. Сабина — еврейка — была вдохновлена этим персонажем. Она очень хотела от Юнга сына, которого она бы назвала Зигфридом и который соединил бы в себе две великие культуры, объединил христианство и иудаизм. Но, понимая, что совместная жизнь с женатым Юнгом невозможна и ей одной придется растить ребенка, Сабина решила забыть об этой мечте.

«Нелегко отказаться от мысли … о моем чаемом Зигфриде, — но что поделаешь? Да, милый друг! Мне теперь нелегко, но иного выхода я не вижу». И даже когда Сабина решает связать себя семейными узами с Николаем Шефтелем, она не может отказаться от Юнга. «А как же мой друг? Он по-прежнему будет любить меня, любить так сильно, как отец. Я представлю его своему мужу как лучшего друга и поцелую на его глазах… Мой друг станет крестным отцом моего первенца ».

В 1912 году Сабина вышла замуж за психолога Павла (Файвеля Нотовича) Шефтеля, от которого родила двух дочерей — Ренату и Еву. Обе девочки были потрясающе одаренными музыкально — старшая играла на виолончели, а младшая — на скрипке, и ее талант отметил во время приезда в Ростов-на-Дону сам Давид Ойстрах.

Наверное, Сабина любила Юнга до конца своих дней. Но после вступления в брак, который оказался не слишком счастливым, а тем более после возвращения на родину, она больше не поверяла эти свои мысли дневнику.

«Мама» основателя Женевской школы генетической психологии

В силу трагически сложившихся жизненных обстоятельств Сабина не оставила после себя ни научной школы, ни учеников, ни даже внуков. Но был в ее жизни эпизод, пробудивший пациента, с которым она проводила сеансы психоанализа, серьезно заняться психологией.

Этим пациентом был Жан Пиаже — известный швейцарский детский психолог, создатель теории когнитивного развития. К моменту обращения к психоаналитику в Женеве в 1921 году Пиаже занимался изучением моллюсков — работал смотрителем коллекции моллюсков в Женевском музее Натуральной истории. Увлеченность Сабины психологией так повлияла на молодого человека, что, даже не окончив курс психоанализа, он с головой ушел в изучение психологии в целом и занялся изучением психологии детей в частности. Нам он известен как основатель Женевской школы генетической психологии.

Материнский договор

Последние годы жизни в Ростове-на-Дону были самыми тяжелыми в жизни Сабины. В 1937 году были арестованы и расстреляны все три ее брата, в этом же году умер ее муж, а в 1938 она похоронила отца. Сабина осталась одна с двумя дочерьми. Угроза ареста витала в воздухе. Может быть, Сабину не репрессировали только потому, что она вела скромный образ жизни, в отличие от братьев, которые свою научную карьеру сделали в СССР и были слишком хорошо известны.

Страх за 11-летнюю дочь Еву заставил Сабину наступить на горло собственной гордости и познакомиться с женщиной, которая родила дочь Нину от мужа Шпильрейн — Павла. Женщины договорились о взаимной опеке над 11-летней Евой и 13-летней Ниной в случае возможных арестов. Нина впоследствии вспоминала, что эта 52-летняя женщина выглядела сутулой старушкой «не от мира сего» — она ходила в старой черной юбке до земли и ботинках «прощай, молодость» и внешне была похожа на Рину Зеленую и Лию Ахеджакову.

Достижения

— Сабина Шпильрейн вошла в историю психоанализа как автор всемирно известной работы «Деструкция как причина становления», которая явилась фундаментом для исследований влечения смерти, которые проводил Фрейд. В своей работе «По ту сторону удовольствия» Фрейд написал: «Сабина Шпильрейн предвосхитила значительную часть этих рассуждений ».

— показала, что деструкция собственного Я является причиной социального развития и культурного развития;

— поставила наиболее сложный и важный вопрос психоаналитической теории и практики, вопрос о влечении к смерти;

— впервые применила метод психоанализа при исследовании шизофрении;

— описала Эдипов комплекс в детском возрасте;

— изучала детские фобии;

— исследовала возникновение и развитие речи у детей.

Работы Сабины Шпильрейн:

«Деструкция как причина становления» (1912)
«Забытое имя» (1914)
«Ренаточкина теория возникновения людей» (1920)

Книги о Сабине Шпильрейн:

Каротенуто Альдо — «Секретная симметрия. Сабина Шпильрейн между Фрейдом и Юнгом»
Рихебехер Сабина — «Сабина Николаевна Шпильрейн. Почти жестокая любовь к науке»
Лейбин Валерий — «Сабина Шпильрейн:между молотом и наковальней»

Что посмотреть

«Меня звали Сабина Шпильрейн» (2002), реж. Элизабет Мартон
«Сабина» (2002), реж. Роберто Фаенза
«Опасный метод» (2011), реж. Дэвид Кроненберг

(1942-08-11 ) (56 лет) Место работы
  • Psychiatrische Universitätsklinik Zürich [d]

Сабина Николаевна (Шейва Нафтульевна) Шпильрейн (в замужестве Шефтель , затем Шпильрейн-Шефтель ; 25 октября (7 ноября) , Ростов-на-Дону - 11 или 12 августа , там же) - российский и советский психоаналитик, педагог, ученица К. Г. Юнга .

Биография [ | ]

Ранние годы [ | ]

Шейва Нафтульевна Шпильрейн (впоследствии Сабина Николаевна) родилась в еврейской купеческой семье. Отец - выходец из Варшавы и впоследствии купец 1-й гильдии Нафтули (Нафтулий Мойшевич, Николай Аркадьевич) Шпильрейн (1856-1938), энтомолог по образованию, мать - стоматолог Ева Марковна Шпильрейн (урождённая Люблинская, 1863-1922). В 1890-1894 годах семья жила в Варшаве, там Сабина посещала Фребелевский детский сад. Гимназию (Екатерининскую) она окончила уже в Ростове-на-Дону в 1904 году , причём с золотой медалью.

Жизнь в Европе [ | ]

Мемориальная доска на доме в Берлине, где жила Сабина Шпильрейн

17 августа 1904 года в возрасте 18 лет она поступила в психиатрическую клинику Бургхёльцли в Цюрихе c диагнозом «психотическая истерия». Причиной расстройства стал нервный срыв в результате смерти от брюшного тифа её 6-летней сестры Эмилии. Лечащим врачом Сабины стал Карл Юнг; несколько лет была его анализантом . Считается, что именно в это время началась её любовная связь с Юнгом, которая продолжалась более 7 лет. Юнг был женат, поэтому из-за адюльтерного скандала ему пришлось покинуть кафедру и клинику.

В период лечения Сабина живо интересуется психоанализом. В июне 1905 года после выписки она поступает в Университет Цюриха на медицинский факультет, который оканчивает в 1911 году; дипломная работа посвящена шизофрении «О психологическом содержании одного случая шизофрении» («Über den psychologischen Inhalt eines Falles von Schizophrenie»), её основные идеи заимствует Юнг в своих последующих работах по шизофрении 1912 года. Сабина Шпильрейн доказывает, что психически больные люди избегают сексуальных взаимоотношений, поскольку в их представлении они связаны со страхом своего личностного распада. В прикосновении к другому страдающие шизофренией боятся утратить собственную целостность, раствориться в своём партнёре. Поэтому больной шизофренией и формирует бред , в котором отбрасывает факт различия полов и заменяет реальные взаимодействия полов вымышленными отношениями. Тема утраты собственного Я вызвала большой резонанс в аналитическом сообществе и стала ключевой для всех последующих исследований Сабины Шпильрейн.

Шпильрейн оставляет Цюрих в 1911 году , но продолжает переписку с Юнгом в период с 1916 по 1919 год . В это время Юнг уходит из психоанализа и основывает собственную научную дисциплину, названную им аналитической психологией . Сперва Шпильрейн переезжает в Вену, где сближается с группой доктора Фрейда. Здесь она знакомится с некоторыми российскими психоаналитиками, в том числе с Павлом (Файвелем Нотовичем) Шефтелем, за которого выходит замуж в следующем 1912 году , а ещё через год у них рождается дочь Рената.

Возвращение в СССР [ | ]

Семья [ | ]

Все трое братьев были расстреляны во время Большого террора .

Значение работ Шпильрейн [ | ]

В истории психоанализа Сабина Шпильрейн осталась как автор всемирно известной работы «Деструкция как причина становления» (её докторская диссертация 1912 года, защищённая в Венском университете), ставшая фундаментом для всех дальнейших исследований влечения к смерти . Поэтому Колин Ковингтон и Барбара Уортон называют Сабину Шпильрейн «забытым пионером психоанализа». В этой диссертации она впервые ставит вопрос о влечении к смерти и связывает его с проблемой мазохизма. Она находит истоки мазохизма именно в первичном, лежащем в основании человеческого бытия, влечении к смерти, которое может быть представлено как «мы-опыт», противоположное «я-опыту», а значит - нацеленное на разрушение собственного Я человека. В то же время, распад личности и регрессия к «мы-опыту» может приносить и позитивные плоды, поскольку является источником социального прогресса, творческих сил и культурного развития. Она заключает, что деструкция собственного Я является причиной развития новых социальных форм. В распаде мы всегда можем найти основания для творческого становления.

Клиническая проблема, поставленная Шпильрейн, состоит в том, что на практике мы не можем разнести сексуальное влечение и влечение к смерти, они всегда являются сообща. В одной из своих ключевых работ «По ту сторону принципа удовольствия » (1920) Зигмунд Фрейд говорит: «В одной богатой содержанием и мыслями работе, к сожалению, не совсем понятной для меня, Сабина Шпильрейн предвосхитила значительную часть этих рассуждений. Она обозначает садистический компонент сексуального влечения как „деструктивное“ влечение». Таким образом, Фрейд полагал, что сексуальное влечение и влечение к смерти работают согласно одному и тому же принципу удовольствия, поэтому их нельзя представлять как противоположные или противонаправленные. Как сексуальное взаимодействие, так и деструкция приносят разрядку влечений и, таким образом, связаны с удовольствием, в отличие от принципа навязчивого повторения, который располагается по ту сторону принципа удовольствия.

Несмотря на то, что диссертация Шпильрейн была актуальной и создала почву для дальнейшего поиска и исследований Фрейда (о чём свидетельствует их переписка) и его учеников, сама Сабина Шпильрейн в силу разных обстоятельств не создала своей школы и не имела последователей.

Шпильрейн, открылся мемориальный музей Сабины Шпильрейн ]

Имя Сабины Шпильрейн до недавнего времени было известно лишь специалистам в области психологии. После выхода на экраны в 2011 году фильма «Опасный метод» с несравненной Кирой Найтли, Сабина в некотором смысле даже вошла в моду, однако, как это часто бывает, массовая культура исказила облик этой уникальной женщины, сведя научный подвиг к пикантному роману между врачом и пациенткой.

Сабина Шпильрейн родилась в 1885 году в Ростове-на-Дону в состоятельной еврейской семье. Ее отец Нафтулия Мойшевич Шпильрейн преуспел в стремлении дать своим детям хорошее образование. Три брата Сабины были крупными учеными, оставившими заметный след в науке. Сама Сабина в 1904 году окончила гимназию с золотой медалью. И в том же году она поступила в психиатрическую клинику в Цюрихе с диагнозом «психотическая истерия». Ее лечил молодой Карл Юнг. Именно в эту пору началась их любовная связь, которая длилась 7 лет. В 1905 году она поступает в университет Цюриха на медицинский факультет.

В 1912 году в Вене Сабина защитила докторскую диссертацию, став первой женщиной, получившей ученую степень в области психологии. В Вене она вышла замуж за российского психоаналитика Павла Шефтеля, входившего в круг последователей Зигмунда Фрейда. В 1923 году семья возвращается на Родину. Лев Троцкий очень интересовался психоанализом, и это направление активно развивалось в Советской России. Сабина заведует секцией детской психологии в 1-м Московском государственном институте и состоит научным сотрудником Государственного психоаналитического института и Детского дома-лаборатории «Международная солидарность». Она ведет амбулаторный прием, читает спецкурс «Психоанализ подсознательного мышления», принимает участие в работе Русского психоаналитического общества. С опалой Троцкого психоанализ в СССР попал под запрет, и Шпильрейн вернулась в Ростов-на-Дону, где продолжала работать врачом в поликлинике в роли психотерапевта, психоаналитика и педолога.

Сабина и ее две дочери были расстреляны немцами в 1942 году в Змиевской балке во время массовых казней евреев.

Научная деятельность

Научную деятельность Сабины Шпильрейн смело можно назвать подвигом. И не только потому, что она стала первой женщиной, занимавшейся исследованиями в области психологии. Дело в том, что Сабине хватило силы духа и мужества отнестись к своей болезни, как к объекту научного исследования.

«Психотическая истерия» с которой еврейская девушка из Ростова-на-Дону оказалась в Цюрихской клинике, была вызвана целым букетом обстоятельств. В официальных биографиях Сабины Шпильрейн, как правило, указывают, что в это состояние больную ввергла смерть ее горячо любимой младшей сестренки, и это, безусловно, справедливо. Но смерть сестры стала, по всей вероятности, лишь «спусковым крючком», запустившим подавляемые до сих пор страхи и желания. Пребывание в клинике сопровождалась многочисленными скандалами с персоналом, демонстративным суицидом и прочими выходками. Лечащий врач от Сабины отказался. Но затем за «безнадежную» пациентку взялся Карл Юнг, которому тогда было 30 лет.

До него даже в самых лучших психиатрических клиниках лечили обливанием холодной водой, электрошоком и прочими столь же «гуманными» методами. Юнг впервые в своей практике применил метод психоанализа, разработанный его учителем Зигмундом Фрейдом. Успех был полным. Уже через год Сабина была признана здоровой.

Эти сеансы предопределили судьбу Сабины. Она влюбилась в Юнга, и он вскоре ответил ей взаимностью.

Но если бы результатом сеансов Юнга стала лишь скандальная связь пациентки с лечащим врачом, то об этом не стоило бы и говорить. Главное было в другом: Сабина заинтересовалась психиатрией и психоанализом. Вскоре она стала не просто пациенткой Юнга, но и его ассистенткой, ученицей, а впоследствии ученым, одним из пионеров психоанализа.

В истории науки Сабина Шпильрейн осталась, прежде всего, как автор работы «Деструкция как причина становления» (ее докторская диссертация). В своей диссертации Сабина Шпильрайн впервые ставит вопрос о влечении к смерти, который связывает с проблемой мазохизма. Истоки мазохизма Сабина видит в первичном, лежащем в основании человеческого бытия влечении к смерти. Это влечение, представленное как «мы-опыт» противопоставляется «я-опыту», а значит, нацелено на разрушение собственного «я» личности. Распад личности и регресс к «мы-опыту» исследовательница рассматривает во многих случаях, как позитивный процесс, поскольку он является источником социального прогресса и творческих сил. Шпильрейн сформулировала клиническую проблему следующим образом: на практике мы не всегда способны развести в стороны сексуальное влечение и влечение к смерти, они всегда являются сообща.

Любовь

Взаимоотношения Сабины Шпильрейн с Юнгом представляют собой пряный коктейль из скандального адюльтера (Юнг к моменту знакомства с Сабиной был женат) и научной дискуссии (на определенном этапе Юнг порвал со своим учителем Фрейдом, и этот конфликт был основан не только на научных разногласиях, но и на взаимоотношениях с «фроляйн Шпильрейн»). При этом собственная сексуальность Сабины была обильно приправлена мазохизмом, берущем начало в раннем детстве, когда отец наказывал ее поркой. Это нашло отражение в истории болезни Сабины, написанной Юнгом, так что тут, как говорится, из песни слова не выкинешь. А в 1909 году, делая свои первые шаги в науке, Сабина сама вступила в переписку с Фрейдом, усложнив еще более непростые отношения Юнга с его учителем.

В 1979 году Женеве нашли дневник Сабины, и ее переписку с Фрейдом и Юнгом, в которой отражен этот странный «треугольник», основанный в равной мере на любовных и научных проблемах.

Во многом, он и предопределил интерес массовой культуры к личности Сабины и ее роли во взаимоотношениях Юнга и Фрейда. И это не менее печально, чем гибель Сабины в Змиевской балке.