«Рогатый агрессор»: почему немецкие солдаты носили шлемы с «рожками. Почему у немецких солдат были рогатые шлемы

В XX веке прогремели две мировые войны, каждую из которых развязала Германия. Поэтому образ немецкого солдата по сей день считается чуть ли не символом зла. И как его неотъемлемый атрибут - рогатая стальная каска. Но зачем рога нужны были в то время?

Маневренная Первая мировая война очень быстро превратились в траншейную, когда позиции армий не менялись месяцами. В таких условиях командования противоборствующих лагерей решили пересмотреть подход к обмундированию солдат. Особое внимание было уделено каскам.

Изначально немецкие солдаты воевали в пикельхельмах, которые делались из грубой кожи. Такие каски не только не обеспечивали должной защиты, но и из-за рога на макушке выдавали позиции врагу. Ну а солдатов Антанты экипировали обыкновенными тканевыми фуражками.

Вскоре обе стороны обзавелись первыми металлическими касками, которые уже могли защитить от осколков и шрапнели, но не выдерживали выстрела в упор. Так у французов и британцев появились каски Адриана и Броди, а немцы обзавелись Stahlhelm M16 - стальной каской модели 1916 года.

Стальхельм разработал профессор Ганноверского университета Фридрих Шверд в 1915 году, а уже в 1916-м каски были запущены в массовое производство. Так в чём же суть рожек?

Во-первых, они имеют сквозные отверстия для вентиляции, но это, конечно, не ключевое. Важно второе их предназначение - на них закреплялся еще один лист брони. Считалось, что толщины 6 мм достаточно, чтобы остановить пулю.

Да, этого было достаточно, но у такого подхода было два существенных минуса. Первый - каска с допольнительной броней была очень тяжелая и носить ее можно было лишь в траншеях. А второй минус в том, что пулю-то каска останавливала, но человек всё равно не выдерживал удара такой силы - у немцев попросту ломались шеи.

По этим причиным бронепластины никто не хотел носить, но производство было запущено, и рога убирать не стали. Бойцы Антанты даже высмеивали противника, мол, жены вам рога наставили, пока вы здесь, и они уже сквозь каски проросли.

Кадр из немецкого фильма «Западный фронт». | Фото: mvitalijus.blogspot.com.


Большую часть ХХ века Германию считали агрессивной военной державой, а образ немецкого солдата сложно было представить без шлема с рогами. Эти стальные каски стали настоящим символом зла, а носящие их и поныне ассоциируются с нацизмом. Зачем нужны рога на сугубо военном предмете - далее в обзоре.




Первая мировая война началась в 1914 году достаточно динамично. Генералы маневрировали войсками, совершали переходы с места на место. Но уже к концу года позиции воюющих сторон установились, солдаты «зарылись в землю».



С началом траншейной войны стало очевидно, что многое из существующего снаряжения должно быть пересмотрено и изменено. Самые большие нарекания у военных всех стран вызывали головные уборы. В сражениях теперь была видна лишь ничем не прикрытая голова солдата. В немецкой армии в тот момент носили каски «пикельхельм», сделанные из кожи, а у французов и британцев и вовсе были только фуражки.

Вскоре во всех противоборствующих державах разработали металлические защитные каски. Они не спасали от выстрелов в упор, но могли остановить осколки снарядов, шрапнель, отрикошетить пулю. Так, у Антанты появились шлемы Адриана и Броди.





В 1915 году в Германии появилась своя версия стального шлема. Его разработал доктор Фридрих Шверд из Ганноверского университета. Первые образцы получали солдаты штурмовых подразделений, снайперы, саперы, наблюдатели. В следующем году каску запустили в массовое производство и она получила название Stahlhelm M16 («Стальной шлем, модель 1916 года»).





Доктор Шверд предусмотрел по бокам каски «рожки», в которых были сквозные отверстия для вентиляции. Но это не основное их назначение. Они нужны для крепления дополнительной брони - защитной стальной пластины. Она была очень тяжелой, поэтому носилась только в траншеях. Считалось, что толщины в 6 мм достаточно, чтобы остановить пулю, выпущенную в упор.





Когда каска попала на фронт, оказалась, что вся затея не стоит выеденного яйца. Шлем хорошо спасал от шрапнели, разлетающихся обломков, от пуль мелкого калибра на излете. Прямое попадание из винтовки также не пробивало пластину, но тут уже не выдерживал человек: у солдата буквально ломалась шея. По этой причине бронепластины никто не хотел носить, но рога с каски убрать уже было нельзя. Каски с характерным внешним видом выпускали еще много лет.

Солдаты противника даже высмеивали немцев. Они выкрикивали, что те слишком много времени провели на фронте. За это время жены наставили им рога, и те уже проросли сквозь каску.

Первая половина 20 века жила в страхе перед войсками Германии, а нацистских солдат считали самыми жестокими в мире. Образ немецкого бойца не представляли без каски с рогами, которая служила особой защитой на поле боя.

Первая мировая война стартовала в 1914 довольно неожиданно и развивалась очень стремительно. Генералы распоряжались войсками, перебрасывали их с места на место, пока не установили позиции. Воюющие стороны определили границы и солдаты фактически «зарылись» в землю.

Именно тогда военные поняли, что с началом «траншейной» войны немалое количество деталей снаряжения придется оперативно пересмотреть и обновить. В те времена неприкрытой оставалась голова солдата из-за чего она была самой уязвимой зоной. Солдаты страны-агрессора надевали кожаные каски «пикельхельм», а французы и британцы имели на голове только фуражки.

Вскоре эти государства разработали для своей армии металлические каски, которые могли защитить голову от осколков снарядов, шрапнель или отрекошетить пулю. Однако от прямого выстрела такие каски не уберегали, поэтому немецкие власти поручили ученым разработать большую защиту для солдат.

В 1915 Германия получила новую версию касок, разработанных доктором Фридрихом Швердом из Университета Ганновера. Дебютные образцы уникальной каски получили снайперы, саперы и члены штурмовых подразделений, а уже в 1916 эта вещь экипировки вошла в массовое производство.

По бокам новой каски ученый разработал так званые сквозные рожки, которые служили своеобразной вентиляцией и креплением, предназначенным для дополнительной защиты. На эти выступы крепился лист стальной пластины, которая должна была защищать от выстрела в упор. Дополнительная броня толщиной в 6 мм носилась в большинстве своем в траншеях из-за своего значительного веса.

Тестирования новой каски прошли успешно, но вот на фронте она оказалась полностью бесполезной. Оказалось, что новый шлем эффективно спасал от пуль, но только мелкого калибра на излете, однако прямое попадание, к примеру, из винтовки не спасало человека. На деле каска не теряла защиту и могла остановить пулю, выпущенную непосредственно в упор, но человек не в силах выдержать такую мощь и его шея попросту ломалась под давлением веса и силы пули.

Несмотря на то, что все солдаты снимали дополнительную броню и оставались с «рогами» на каске, подобное обмундирование продолжали выпускать долгие годы. Немецкие солдаты страдали из-за таких «рогов», так как на них морально давили противники, высмеивая, что жены за время отсутствия уже успели наставить им рога.

Все военнослужащие Вермахта, войск СС и вспомогательных формирований Третьего рейха носили помимо прочих головных уборов так называемый стальной шлем —Stahlhelm (штальхельм, русские солдаты его называли каской), причем в Вермахте и СС он являлся частью парадной униформы, что указывает на особое отношении немцев к этому предмету боевой амуниции. Солдаты в шутку называли его «ведерком для угля», но скорее с чувством признательности, нежели с насмешкой.
Пожалуй, нет больше в мире каски, более известной, если не сказать, знаменитой, чем немецкий стальной шлем. В какой-то мере он стал символом немецкой армии и Третьего рейха. Вполне вероятно, что он был лучшим защитным головным убором Первой и Второй мировых войн. Его форма послужила образцом для подражания. Например, современный шлем американской армии чрезвычайно похож на немецкий образца 1935 года, а в касках современной чилийской армии и вовсе можно снимать фильмы о Второй мировой войне.


Флаг ветеранской организации фронтовиков "Стальной Шлем"

ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СТАЛЬНОГО ШЛЕМА


Пикельхауб

Немецкий стальной шлем в том виде, в каком он известен всем из эпохи нацистской Германии, ведет свою историю от Первой мировой войны, точнее от 1916 года. А до тех пор в германской армии использовался так называемый «пикелхауб» (Pickelhaube — зубчатый шлем) — военный головной убор в виде шлема с высоким металлическим штырем на макушке. В октябре 1842 года он был принят на вооружение прусской армии, а позднее и в немецкой императорской армии, где просуществовал без особых изменений до 1916 года, когда началась его постепенная замена тем самым стальным шлемом, о котором и пойдет речь. Но прежде немного истории.
Возникший в XIX веке шлем пикелхауб вряд ли был практичен и удобен в той мере, в какой эти требования предъявлялись в начале XX века к таким предметам военной униформы.
Защита ушей и шеи обеспечивалась пикелхаубом явно недостаточно. Тем более что в условиях окопной войны, каковой стала Первая мировая, когда над брустверами траншей на всех фронтах с той и другой сторон мелькали головы солдат, а дальнобойность и точность стрелкового оружия достигли своего совершенства, когда стали массово применяться пулеметы, снайперский огонь, рвущаяся над головами шрапнель, важность защиты головы солдата приобрела решающее значение.
Нужно сказать, что уже в 1915 году немецкое верховное командование было не удовлетворено конструкцией своих шлемов, считало их явно устаревшими, не отвечающими требованиям современной войны. Согласитесь, даже внешне, во время химической атаки, коими изобиловали сражения на Западном фронте, солдат в противогазе, увенчанный шлемом времен, когда воевали чуть ли не в парадных мундирах, выглядел достаточно нелепо. Да и окопная грязь никак не соответствовала роскошному и дорогому пикелхаубу. Одним словом, эта война создала условия, при которых яркие мундиры с эполетами и шлемы с бронзовыми шишаками должны были окончательно отойти в прошлое.Дошло до того, что в немецкой армии стали изготавливать самодельные шлемы. Одной из таких импровизаций стал шлем начальника армейского управления в Верхнем Эльзасе генерала пехоты Ганса Гаэде (Gaede), разработанный им лично в 1915 году. Гаэде, встревоженный большим количеством ранений его Шлем Гаэде солдат (причем, как правило, в голову) на относительно тихом участке фронта в горах у швейцарской границы, распорядился изготовить около полутора тысяч этих тяжелых (4,5 фунта — чуть более 2 кг) головных уборов для солдат передней линии.


Шлем представлял собой кожаную кепку, к которой с помощью заклепок крепилась стальная изогнутая пластина, закрывающая лоб, часть макушки и нос длинным свисающим выступом наподобие норманнских шлемов XI века, при этом большая часть головы оставалась совершенно открытой. Это изделие отличалось, пожалуй, лишь одним полезным свойством — качеством хромоникелевой стали, прочность которой была очень
высока.
Начав первыми эксперименты с новым защитным головным убором, немцы оснастили ими свои войска последними. Уже к концу 1915 года французы одевают более 3 миллионов своих солдат в так называемые шлемы Адриана, основой для конструкции которых послужили каски французских пожарных. Шлемы Адриана, сделанные из весьма посредственной стали, были приняты на вооружение во многих других странах Антанты: в Италии, Бельгии, Сербии, России (причем, в очень больших количествах).
К июлю 1916 года англичане поставляют на Западный фронт I миллион противошрапнельных шлемов из марганцевой стали. Форма его была навеяна боевыми шлемами Средневековья и оказалась очень технологичной для производства. Соединенные Штаты применяли эти шлемы (шлемы Brodie, по имени разработчика) с 1917 до 1942 года, а сами британцы аж до 1980 года.

СТАЛЬНЫЕ ШЛЕМЫ (НЕМЕЦКИЕ КАСКИ) ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Стальной шлем модели 1916

Итак, наряду с пикелхаубом прототипом первого немецкого стального шлема образца 1916 года можно считать французский шлем Адриана, правда, в отличие от них обоих он окрашивался в серый цвет (или фельдграу), в то время как его предшественники (если они были металлическими, а не кожаными) имели бронзовый цвет.
Модель 1916 года создали два человека: Фридрих Шверд (Schwerd) и доктор Август Бир (Bier). В августе
1915 года немецкое командование одобрило идею нового шлема, документация для производства которого была подготовлена уже к сентябрю. В декабре того же года шлем (модель М 16) опробовали в одном из штурмовых батальонов, после чего в его конструкцию были внесены некоторые изменения. Массовое производство началось в январе 1916 года, вслед за чем последовало его внедрение в армии на обоих фронтах. Успех нового шлема был полным, если не считать некоторых замечаний относительно его акустики: уши солдат были прикрыты, и это якобы снижало слышимость команд. Основная деталь шлема — его корпус — формировалась из цельного стального диска в результате по меньшей мере 9 операций штамповки. Изнутри к нему на трех заклепках крепилось стальное кольцо для подшлемника и подбородочного ремешка. Кожаный подшлемник был разработан
с таким расчетом, чтобы между головой солдата и корпусом шлема оставалось расстояние в один палец по бокам и в два сверху. Эта мера призвана была предотвратить травму головы при некотором вдавливании металла корпуса от удара. По бокам корпуса приклепывалось по одной втулке с отверстием. Помимо функции вентиляции, втулки должны были держать тяжелую бронированную пластину-налобник (штирнпанцер) толщиной 4 мм.
Пластина имела для этой цели дуговые пазы, а чуть ниже — пазы для ремня, который удерживал ее на шлеме. Наряду с пластиной-налобником был разработан и нагрудный панцирь («броня омара») весом 35 фунтов (около 16 кг). Предполагалось, что этот прообраз бронежилета вкупе с налобником надежно защитит часовых, орудийные расчеты легкой полевой артиллерии, наблюдателей и пулеметчиков. Но вскоре выяснилось, что практическая польза от такого комплекта не настолько велика, чтобы заставить солдата носить на себе более пуда железа вдобавок к штатному вооружению, да при этом еще и выполнять свою боевую работу. В итоге при первой возможности солдаты избавлялись как от налобника, так и (в первую очередь) от «брони омара».


Немецкая каска м16 с налобным щитком

Диапазон размеров стального шлема составлял от 60 до 68 включительно (возможно некоторое количество и 70). Размер отпечатывался на внутренней стороне юбки. В конце 1916 года была опробована белая окраска шлема, от которой уже в феврале 1917 года отказались, заменив ее на серую. Белые каски сильно бликовали в солнечном свете днем и в лунном ночью.


Подшлемник каски м16

В 1917 году разработали модель М17 , являвшуюся в основном точной копией М16. Было упрошено крепление
подбородочного ремешка, который стали крепить непосредственно к корпусу. Позже, в начале 1918 года, появилась модель M18, тоже без видимых изменений внешней формы, разве что с более четким переходом купола к задней юбке. Наиболее просто эти три модификации можно отличить по положению или отсутствию боковых заклепок. Последняя модель выпускалась небольшими тиражами и до конца войны поступила в войска в малых количествах. 7 июля 1918 года немецкое командование распорядилось наносить на шлемы камуфляжную окраску, которая производилась прямо на местах дислокации войск в соответствии с местными природными условиями и временем года.


подшлемник модели 1931 года

КАСКИ ВЕРМАХТА

В соответствии с Версальским договором июня 1919 года в побежденной Германии произошло массовое уничтожение военной техники и амуниции. Наряду с тысячами самолетов, орудий и практически всем крупнотоннажным военно-морским флотом эта участь постигла и сотни тысяч стальных шлемов. Однако для стотысячной регулярной германской армии (Рейхсвера), разрешенной по договору Антантой, осталось достаточное количество стальных шлемов М 16 и М 17. В Рейхсвере и вспомогательных формированиях встречались также и М 18 и даже пикелхаубы. Большое количество касок М 16 было переработано для нужд полиции.
С приходом в январе 1933 года к власти Гитлера на левой и правой сторонах купола стальных шлемов под втулками вентиляторов появились яркие рисунки (декали) в форме щитов: немецкий триколор с одной стороны и орел белого цвета со свастикой в когтях (Wehrmachtadler) — с другой.

Декали на стальном шлеме вермахта - wehrmachtadler и триколор

Модели шлема М16 и М18 оставались в употреблении в армии и зарождавшихся вооруженных формированиях СС до 1935 года, когда началась их замена новым образцом М35. Принципиальных отличий стального шлема 1935 года от своих предшественников по-прежнему не было, хотя форма все же претерпела некоторые пропорциональные изменения.
Шлем стал более приплюснут (вершина купола стала менее сферической), уменьшились размеры козырька, втулки вентиляторов сделались намного короче. Несколько уменьшилась толщина металла. Можно говорить о более современной форме нового образца, более удовлетворяющей требованиям нового Вермахта и его составных частей: Люфтваффе и Кригсмарине. Несмотря на внешние перемены, вес каски уменьшился не очень значительно.

Количество произведенных немцами шлемов в конце Первой мировой войны оценивается числом 8,5 млн штук. Понятно, что после создания стотысячного Рейхсвера огромное количество касок оказалось излишним (даже несмотря на то, что много их было переплавлено). К 1934 году вся немецкая армия по-прежнему носила шлемы старого образца (однако уже послевоенного производства), на которые стали наносить с двух сторон декали по принципу переводной картинки. По инструкции декаль помещалась в 3 мм ниже вентиляторной втулки строго по ее центру.
Шлем штамповался из высококачественной стали толщиной около 1,25 мм. Края по всему контуру завальцовывались внутрь. Для крепления на голове шлем оснащался подшлемником образца 1931 года. Он состоял из подпружиненного обруча, который крепился к каске тремя большими кнопками-клам-
мерами (по бокам и сзади). К обручу крепились 8 (реже 9) кожаных секторов с отверстиями
для вентиляции, к скобам на обручетакже крепился кожаный подбородочный ремешок, который регулировался рамочной пряжкой.
Каску окрашивали в цвет фельдграу, но так как четкого определения этого цвета не было, то встречались образцы, выкрашенные в цвета от чисто серого до оливково-зеленого.
Для Африканского корпуса применяли тропическую окраску характерного песочного цвета. Цветные щитки по бокам шлема продолжали рисовать и в начале войны.
Их наносили по трафарету на заводах-изготовителях либо наклеивали в виде переводных
картинок. Правда, уже в начале французской кампании (в июне 1940 года) в передовых частях декали стали закрашивать, так как яркая маркировка служила хорошей целью для вражеских
снайперов. А начиная с 1942 года на касках уже практически не встречались цветные щитки, которые к тому времени перестали рисовать и на заводах. Тем не менее каски с декалями появлялись и в 1945 году наряду с некоторой другой амуницией из довоенных запасов.
Интересно отметить, что в довоенный период стальные шлемы образца 1935 года в небольших количествах экспортировались в некоторые страны, особенно в Аргентину и Китай.

Каска модели 1940 (М40)

В 1940 году появляется очередная модель, почти идентичная предыдущей. Несколько увеличились вентиляционные отверстия, исчезли шиты (триколор и Wehrmachtadler). Однако маркировки Люфтваффе, СС, полицейских формирований еще продолжали существовать. Возможно, их наносили уже непосредственно в частях, а может, по спецзаказам на заводах. В 1942 году в войска поступает новый образец (иногда называемый сейчас как модель 1943 года). Нехватка рабочих рук, качественного сырья и других ресурсов (в том числе времени) заставили немецкую промышленность переходить на упрошенные и просто менее качественные модели униформы и амуниции. Новый шлем уступал в качестве стали, но главным, бросающимся в глаза отличием стало отсутствие завальцовки краев.

отбортовка на немецких касках м42


Завальцовка на немецких касках ранних моделей

Поскольку применялись, скорее всего, старые вырубные и вытяжные штампы, а края стального листа не загибали, как прежде, при окончательной формовке изделия, шлем в нижней его части стал несколько больше. Появились острые кромки и уменьшилась жесткость по краям. Подшлемник остался прежним — образца 1931 года.


Каска модели м42

Стальные шлемы последней версии выпускались уже без изменения до конца войны. Ими снабжались как подразделения Вермахта и ваффен СС, так и вспомогательные военизированные организации, такие как полиция, «Гитлерюгенд», службы само-защиты (зельбстшутц), батальоны фольксштурма и другие. Причем, судя по фотографиям конца войны, на которых можно увидеть немцев вспомогательных служб в итальянских, чешских и советских касках, ясно, что в Германии ощущалась нехватка стальных шлемов. По этой причине до самого конца войны в войсках применялись все предыдущие модели касок, включая первую — образца 1916 года.Ну а в хорошие времена в элитных частях и у многих офицеров были отдельные парадные шлемы, отличавшиеся качеством окраски, яркостью декалей и отсутствием царапин и вмятин. Для парадов офицеры применяли даже бутафорские каски из фибры.
Боевые действия в Голландии и Бельгии показали необходимость изменения окраса касок. Мокрая каска давааа легко заметные блики, поэтому в соответствии с приказом от 12 июня 1940 года стальные шлемы стали красить в серо-голубой цвет, при этом краску смешивали с песком, отчего поверхность каски становилась шероховатой. Тем же приказом была официально отменена декаль триколора и введен матерчатый камуфлированный чехол с крючками для крепления, но об этом чуть позже.

Парашютный шлем М35

Нельзя обойти вниманием специальный шлем для парашютных частей Люфтваффе и Сухопутных войск образца 1936 года. Он представлял собой стальной шлем М35, у которого почти полностью отсутствовал козырек и на 3/ 4 задняя юбка. При разработке парашютного стального шлема использовались данные, полученные
при разработке стального шлема образца 1935 года и испытаний под кодовым названием «Вулканфибер» (Vulcanßber), которые проходили в 1933—34 годах. Первая модель парашютного шлема получилась путем обрезания полей каски М35. Она имела дополнительные прорези для быстросъемного подбородочного ремня, который использовался при ношении каски в полевых условиях. Эта модель шлема начала выпускаться в 1936 году. Она красилась в серый цвет и имела две декали по бокам. С левой стороны это был летящий орел, держащий свастику (эмблема Люфтваффе), а справа — германский триколор. На каски появившихся в 1937 году армейских парашютно-десантных подразделений наносилась эмблема в виде армейского орла.

Однако парашютистов не удовлетворила надежность крепления подшлемника (использовался подшлемник 1931 года), который фиксировался в каске при помоши трех кнопок. Бывали случаи, когда во время прыжка потоком воздуха шлем просто срывало с головы парашютиста и он, теряя каску, приземлялся в одном подшлемнике. Это заставило немцев в 1937 году модернизировать и шлем, и подшлемник. Из шлема была
удалена прорезь для ношения в полевых условиях, вместо трех кнопочных креплений подшлемника были введены четыре отверстия под болты, в самих болтах имелись вентиляционные отверстия. Со временем крепежные болты видоизменялись. На самых первых образцах шлемов болты были медными, позже они стали производиться из стали, а для удобства на головке болта появился шлиц. Спустя некоторое время болт стал
алюминиевым. В конце войны в нем исчезло вентиляционное отверстие.Ремни каски регулировались по длине, а в подшлемнике появилась прослойка из пористой резины. После появления второй модели каски парашютиста первая модель либо изымалась из войск, либо в нее ставился модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Интересно, что, согласно инструкции Люфтваффе от 15 марта 1938 года, срок службы шлема ограничивался 15 годами. В 1940 году изменения коснулись конструкции кожаного подшлемника, который выполнялся из цельного куска овечьей кожи. Теперь его стали кроить из двух частей, а в качестве материала стало возможным использовать свиную кожу.

КАМУФЛЯЖ


Проволочная сетка для крепления камуфляжа на немецкой каске

В вермахте и особенно в ваффен СС немцы на своих шлемах широко стали применять маскировочный камуфляж. Его можно разделить на два типа: маскировочная сетка и матерчатый чехол из тканей, использовавшихся для шитья камуфляжной униформы. Проволочные и веревочные сетки крепились на шлемах с помощью крючков, резинок, тесемок и прочих подобных простейших приспособлений. Сетка позволяла утыкать каску травой и ветками с листвой, превратив голову, например, снайпера в подобие болотной кочки.
Примерно с 1942 года в обиход стали входить маскировочные чехлы. В Вермахте такой чехол шился из 5 деталей лоскутов, снабжался шлевками для веток и резинкой или затяжным шнурком для крепления. Для СС чехлы были свои, более качественные и дорогие. Они состояли из 14 деталей, крепились на шлеме с помощью надевающегося на козырек кармана и 3 подпружиненных крючков по бокам и сзади. Ткань для эсэсовских чехлов была двусторонней для разных времен года: с коричневатым оттенком для зимы и осени и с зеленоватым — для лета. Позднее такие чехлы также снабжались петлями-шлевками для веток. Иногда чехол дополнялся пристяжной маской с прорезями для глаз, закрывающей лицо снайпера или наблюдателя. Зимние маски из хлопка или шерсти, кроме того, защищали солдата от мороза

РАЗМЕРЫ

Раковина шлема штамповалась 6 размеров: 60, 62, 64, 66, 68 и 70 см. В каждый типоразмер корпуса могло быть установлено два соседних типоразмера подшлемника. Внешнее кольцо подшлемника крепилось к раковине тремя заклепками с двумя разводными плоскими усиками каждая. Усики пропускались через отверстие в каске, проходили через соответствующее отверстие в кольце и после того, как на них одевалась специальная шайба с прорезями, разводились в стороны. Заклепки вырубались из листового оцинкованного железа и соответствующим образом загибались. Подшлемник состоял из двух колец, отштампованных из листового металла — внутреннего (более тонкого) и внешнего. Внутреннее кольцо с прикрепленным к нему кожаным подтулейником крепилось к внешнему, уже прикованному к раковине, причем между ними располагался ряд плоских металлических пластинок-амортизаторов, позволяющих варьировать размер внутреннего кольца. К внутреннему кольцу заклепкой крепились два кронштейна с D-образными или прямоугольными кольцами для подбородочного ремешка.
Подтулейник вырубался из тонкой овечьей или свиной кожи, имел 8 или 9 лепестков с пятью вентиляционными отверстиями в каждом. Шестое отверстие (ближнее к краю лепестка) предназначалось для регулировочного шнурка и усиливалось приклеенным с внешней стороны кожаным колечком. Концы подтулейника сшивались друг с другом, после чего он крепился к внутреннему кольцу подшлемника разводными заклепками, аналогичными описанным выше, но меньшего размера. Кожаная выкройка была обращена гладкой стороной к голове и имела на этой стороне проштампованное чернилами число размера. Кожа подшлемника не окрашивалась.
Подбородочный ремешок кроился из толстой кожи, гладкой с внешней стороны, и красился в черный или коричневый цвет.
С ходом войны материал металлических деталей подшлемника (как, впрочем, и самого корпуса) менялся, например, внутреннее кольцо из алюминия было заменено на штамповку из оцинкованного железа. Менялись и некоторые конструктивные параметры в сторону их упрощения, но основной принцип оставался прежним.
Об изменениях, коснувшихся самого корпуса, уже было сказано.

ПРОИЗВОДСТВО

Металлургический завод в Любеке. На столе представлены различные этапы изготовления стальных шлемов М16 для немецкой императорской армии

С приходом Альберта Шпеера на пост имперского министра вооружений это производство было значительно модернизировано. В первую очередь это коснулось технологии процесса штамповки самого корпуса, который прежде был холодным, совершенно таким же, как и в 1916 году. Шлемы М42 стали формовать уже горячим способом, т. е. заготовка на всех стадиях штамповки была нагрета до определенной температуры. Это позволило, вероятно, сократить число операций и уменьшить процент брака, поскольку нагретый листовой материал гораздо пластичнее, что чрезвычайно важно при операциях глубокой вытяжки.
Помимо этого немцы применили более современное оборудование и вспомогательные механизмы для автоматизации процесса.
Видео дойчевохеншау про производство стальных шлемов, показаны этапы штамповки, закалки, покраски и нанесения декалей:


В первой половине 20-го века Германия имела репутацию агрессивной державы, а её солдат было просто невозможно вообразить без «рогатого» шлема. С тех пор эти каски являли собой символ зла, а носящий их до сих пор ассоциируется с нацистами. Но все-таки, зачем были нужны рога на этих касках?



А все началось еще с Первой мировой войны, началась которая в 1914 году. В процессе военных действий генералы пришли к выводу, что многое из военного снаряжения нужно срочно пересматривать и модернизировать. Но больше всего нареканий было к головным уборам, ведь во время сражений из окопов были видны неприкрытые головы солдат. Тогда немецкая армия носила кожаные «пикельхельмы», а французы с англичанами и вовсе выкручивались на фронтах одними фуражками.


Вскоре армии всех воинствующих стран разработали и снарядили своих бойцов защитными касками, выполненными из металла. Они, конечно, не спасли бы в случае выстрела в упор, но уберечь голову от осколков разорвавшихся снарядов были в состоянии. С тех пор в распоряжении Антанты оказались шлемы Броди и Адриана.




В 1915 году немецкий доктор создал для германской армии «свой» вариант шлема. Вскоре новыми опытными образцами снарядили снайперов, бойцов штурм подразделения, наблюдателей и саперов. А уже в 1916 году разработка под названием «Stahlhelm M16» вышла в серийный выпуск.

Именно благодаря этому доктору-разработчику на касках и появились «рога». Через последние проходили вентиляционные отверстия, но главная их задача была не в этом. На «рожки» крепилась дополнительная бронезащита, состоящая из стальной пластины. Такая пластина весила очень много и постоянно носить ее было тяжело, поэтому солдаты надевали ее только находясь в траншеях. Специалисты того времени считали, что такая шестимиллиметровая пластина убережет голову военного даже после стрельбы в упор.




Но безупречность теории разбилась о серую реальность. Как только каска оказалась в боевых действиях - стала явной ее бесполезность. Новый шлем спасал голову солдата ровно в той же степени, что и предыдущая вариация. А в случае прямого попадания пули в голову бойца - пробивалась и сама защитная пластина, а шея военного от такого удара просто ломалась. Зная, что никакого толка в этом тяжелом головном уборе нет, все предпочитали снимать дополнительную бронь. Но даже вопреки невостребованности защитной пластины, каски с «рожками» выпускались еще на протяжении нескольких лет.




Противники же посмеивались над немецкими солдатами, говоря, что те столько времени проводят на фронте, что их жены уже наставили им рогов, которые проглядываются даже через каску.

Обращая взгляд в историю стоит вспомнить и пол .