Оружие ниндзя: история создания, виды и фото. Меч ниндзя-то – легендарное оружие японских ниндзя

) , также известен как ниндзякэн (яп. 忍者剣 ) или синобигатана (яп. 忍刀 ) - меч, которым пользовались ниндзя . Это короткий меч, выкованный с гораздо меньшим усердием, чем катана или тати . Современные ниндзято часто имеют прямое лезвие и квадратную цубу (гарду). Некоторые источники утверждают, что ниндзято, в отличие от катаны или вакидзаси использовался для нанесения только режущих ударов, а не колющих. Это утверждение может быть ошибочно, так как основным противником ниндзя был самурай , а его доспехи требовали точного колющего удара. Однако основной функцией катаны также был мощный режущий удар.

Поскольку японские кузнецы-оружейники были тесно связаны с аристократией, чаще всего никаких контактов у ниндзя с ними не было. Поэтому обычное, захваченное у самураев оружие переделывалось для целей ниндзя. При этом они не испытывали никаких стеснений, так как не признавали идеологии самураев и их почитания меча. В зависимости от необходимости клинки мечей укорачивались: у большинства мечей ниндзя длина клинков составляет около двух сяку , а часто даже меньше.

Согласно словам Масааки Хацуми (яп. ), ниндзято были разных форм и размеров. Однако чаще всего они были короче дайсё , используемыми самураями. С прямым лезвием, но все равно слегка изогнутым. Типичный ниндзято был больше похож на вакидзаси, имевший рукоятку, как у катаны и размещавшийся в таких же ножнах. Это давало возможность выхватить меч быстрее противника и к тому же одурачить его, так как такая маскировка никоим образом не выдавала истинную сущность ниндзя. Свободное место в ножнах могло использоваться для хранения или сокрытия другого инвентаря или необходимых вещей. Более короткое лезвие в ряде случаев было недостатком, так как противник мог значительно сократить дистанцию, но в ряде поединков это же было и преимуществом, так как ниндзя мог в полной мере использовать малую длину клинка, например, в иайдо -поединке, когда нужно вытащить меч и поразить противника как можно быстрее. Другие исследователи, впрочем, полагают, что более короткий клинок давал преимущество ниндзя в том плане, что его было куда легче скрыть и, что немаловажно, он давал преимущество в случае боя в помещении: стены и потолки значительно препятствовали использованию самураями катаны или дайсё в некоторых приёмах нападения.

Как отмечалось, ниндзя существенно переделывали мечи самураев, делая из них ниндзято. Все части, кроме клинка, для использования ночью делали черными. Ножны часто переделывали таким образом, что их можно было использовать в качестве трубки для дыхания под водой или духового оружия. Когда ниндзя надо было забраться на стену, он прислонял к ней меч или в ножнах упирал его в землю, вставал ногой на цубу и, таким образом, использовал меч как вспомогательную лесенку. В завершение оружие затягивалось вверх за ремешок, прикрепленный к ножнам. Гораздо более оригинальным образом применения был «прибор ночного видения»: когда ниндзя попадал в темное помещение, он использовал меч в качестве зонда, чтобы нащупать противника и сразу же его убить. Для этого применялся следующий способ: ниндзя вешал ножны устьем на острие меча, при этом ремень от ножен удерживался в зубах. Как только он этим импровизированным приспособлением натыкался на противника, он чувствовал самый слабый контакт - отпускал ремешок изо рта, ножны соскальзывали с клинка, и ниндзя мог одним движением нанести удар. Ниндзя не гнушались отравлять свои мечи: клинки погружали в смесь из конского навоза и крови. Ранение таким оружием приводило к заражению крови, мышечным судорогам и смерти. Иногда клинки прятали в посохи странников Данная модификация позволяла ниндзя маскироваться под странствующего монаха (комусо). Такие мечи были лишены цубы (гарды) и назывались сикомидзуэ .

Примечания

Литература

  • Лайбле Т.Меч. Большая иллюстрированная энциклопедия. /Перевод с нем./ - М.: Омега, 2008. - 232 с
  • Керцман Дж. Современные спортивные ножи от ведущих производителей. Иллюстрированый справочник. /Перевод с англ./ - М.: Омега, 2007. - 160 с

Ссылки

Ниндзя, или синоби, в японском языке означает «скрывающийся». Этим словом в средние века стали называть воинов-профессионалов, основным ремеслом которых был шпионаж и диверсии. Также они хорошо известны как наемные убийцы.

Считается, что изначально воинами-ниндзя становились простолюдины. Они изучали воинское мастерство затем, чтобы давать отпор произволу самураев. Но позже их специфика несколько изменилась, появилась закрытая профессиональная корпорация наемных убийц. Феодальные кланы часто нанимали ниндзя. Они занимались терроризмом и шпионажем, отслеживали передвижения неприятельских сил, совершали покушения на полководцев.

Легенды о ниндзя

Про ниндзя ходит множество легенд. Что-то из них правда, а что-то вымысел. Так, считалось, что ниндзя всегда носили черные одежды. Именно так они и изображаются. Но на самом деле черные вещи они носили редко, уж слишком это заметно. Использовалась такая одежда в особых случаях, если операция должна была быть максимально мобильной и, вероятно, могла привести к раскрытию агента. А лучший способ сделать свою работу - это необходимость затеряться в толпе. Так что ниндзя одевались, как все.

Легенды гласят, что ниндзя были мастерами боевых искусств. Но на самом деле им это было просто не нужно. Мало кто из них мог одержать победу над самураем в открытом бою. Они всегда действовали скрытно. Их козырем всегда была внезапность.

Оружие

Вопреки распространенному мнению, ниндзя не придерживались кодекса чести. Их приоритетом был результат. Ниндзя - это шпионы и диверсанты, а значит, им требовались надежные методы конспирации. Они сливались с толпой, притворяясь обывателями. Поэтому оружие ниндзя не было ориентировано на сражение. Оно должно было обеспечивать бесшумное и мгновенное убийство. Максимально компактное и незаметное, которое бы органично вписывалось в костюм и не вызывало подозрений, - именно таким было оружие ниндзя, фото которого представлено ниже. Это далеко не все предметы, используемые убийцами.

Наиболее значимые из них:

  • Ниндзято.
  • Нунчаки.
  • Сюрикены.
  • Сикомидзуэ.
  • Кусаригама.
  • Танто.
  • Замаскированное танто.
  • Яды гёку-ро и дагараси-яку.

Клинки и мечи ниндзя

Самураи, как известно, пользовались катанами, а вот оружие ниндзя было несколько другим. Катаны их были компактнее и меньше. Ниндзято - именно таково было их название, оружие ниндзя переделывали из катан. Далеко не все могли себе позволить индивидуальную ковку оружия.

Отобрав в схватке оружие у самураев, ниндзя переделывали их под себя: обрезали, утачивали, придавали нужную форму. Клинки ниндзято были прямыми и предназначались для быстрых ударов. Часто ниндзя оставляли ножны от катаны, которые позволяли им маскироваться под самурая.

Еще один вариант меча - сикомидзуэ. Он прятался в бамбуковой трости. Ниндзя мог замаскироваться под странствующего монаха и взять с собой этот меч. Это оружие не имело гарды, так что его можно было скрытно носить. Совершенство владения техникой иайдо позволяло ниндзя быстро и неожиданно поражать своего противника.

Сай - нечто среднее между трезубцем и стилетом. Использовалось во время диверсионных операций, где была важна мобильность и скорость, а не конспирация. Сай наносил быстрые колющие удары и помогал обороняться от мечей.

Танто - ритуальный кинжал самураев, который очень ценился у ниндзя за компактные габариты. Этим оружием ниндзя мог мгновенно и без шума убить противника.

Особые виды оружия

Нунчаки - довольно специфичное оружие ниндзя, прародиной которого является Китай. Это две палки, которые соединены веревкой или цепью. Очень грозное оружие, способное наносить тяжелые увечья. Ниндзя использовали нунчаки в качестве удушающего или оглушающего инструмента.

Сюрикены - это совершенно особое оружие, сочетающее в себе дротики и метательные «звездочки». Традиционные хира-сюрикены зачастую изготавливались из монет. Форма свастики у сюрикенов объяснялась боевыми качествами этого оружия. Ниндзя с их помощью мог легко обезвредить противника на открытом пространстве, конечно, если тот не был облачен в тяжелую броню.

Кусаригама - тоже достаточно специфичный вариант оружия, прототипом которого был обычный рисовый серп. Внешне он напоминает клевец, но без молотковой части, оснащен цепью с противовесом, что позволяет сбивать противника с ног, наносить дробящие удары и лишать оружия.

Часто ниндзя пользовались и ядами, которыми смазывали холодное оружие. Это помогало продолжить свою работу тогда, когда ниндзя был раскрыт. Также с помощью ядов можно было сымитировать несчастный случай. Использовалось два вида яда: дзагараси-яку убивал мгновенно, а вот яду гёку-ро на это требовалось какое-то время, что позволяло убийце скрыться с места преступления.

Здесь описано только популярное оружие ниндзя. На самом же деле инструментом убийства мог стать абсолютно любой предмет.

Кунаи - нож из бумаги

Кунаи, выполненный из бумаги, абсолютно безопасен. Им можно дополнить образ или просто пополнить коллекцию. Итак, это оригами из бумаги - оружие ниндзя современного, кунаи. Выполняется легко и достаточно быстро, внешне смотрится как настоящий нож.

Возьмите квадратный лист бумаги и согните его по диагонали. Получится прямоугольный треугольник. Его нужно сложить вдвое. Фигура разворачивается в свое исходное положение, затем каждый угол загибается так, чтобы кромка оказывалась на уровне центральной линии сгиба. Фигура вновь складывается вдвое по центральной линии.

Концы бумаги нужно заправить в образовавшийся «кармашек» на одной из сторон фигуры. Получаем острие кинжала.

Теперь потребуется еще один лист бумаги. Его нужно скрутить в тонкую трубочку и протолкнуть в «кармашек» примерно на ¾ длины. Оставшаяся часть трубочки разглаживается. Теперь нужно сформировать наконечник рукоятки. Второй конец трубочки четыре раза загибается над углом в 90 градусов. Кончик нужно либо заправить в первый сгиб либо закрепить каплей клея. Мы получаем выполненное в технике оригами оружие ниндзя. Его можно использовать для косплея или просто для игры.

Оригами сюрикен

Сюрикены были одними из любимейших видов оружия ниндзя. Использовались они для метания и поражения цели на расстоянии. Итак, как же сделать оружие ниндзя из бумаги? Выполняется сюрикен легко, потребуется лишь 20 минут свободного времени, ножницы и 2 листа бумаги.

Если в точности следовать данной схеме оригами, оружие ниндзя сделать очень легко. Как видно, для сборки модели можно взять листы бумаги разного цвета, тогда сюрикен получится оригинальным. Важно помнить, что чем прочнее будет используемая бумага, тем качественнее выйдет и эта модель.

Известен тот факт, что ниндзя были ярыми поклонниками мистицизма и часто наносили символы и знаки на свое оружие. Так что если есть желание, украшайте свое творение каким-нибудь символом. По окончании работы можно приступать к метанию оружия.

Сюрикен из диска

Как сделать оружие ниндзя не из бумаги, чтобы оно дольше прослужило? Тут пригодятся старые CD-диски. Наверняка в каждом доме валяется много этих испортившихся предметов, которые прекрасно подойдут для этой цели. Потребуется сам диск, крепкие ножницы, линейка и маркер. Сюрикен получится достаточно острым, так что при испытании оружия лучше не целиться ни в людей, ни в животных.

На диске нужно прочертить две линии крест-накрест. Это - основа. Теперь нужно нарисовать углы сюркена. Лучше сделать четырехконечную звездочку. Можно и увеличить количество лучей, но вырезать станет сложнее.

Теперь настала очередь ножниц. Осторожно, стараясь не испортить диск и не пораниться об острые края, вырезайте фигуру сюрикена. Когда он будет готов, воспользуйтесь напильником, чтобы затупить края диска.

Готовый сюрикен можно покрасить в любой цвет, используя для этой цели лак для ногтей, гуашь, акварель или акриловую краску.

В заключение

Искусство ниндзя нельзя недооценивать. Они были хитроумными шпионами, успешными диверсантами, беспощадными убийцами. И их инструментами служило множество вариаций оружия, порой специфического, порой переделанного, но всегда беспощадного.

Один человек имеет право смотреть на другого свысока только тогда, когда он помогает ему подняться.

Японские клинки

Хотя многие ассоциируют с Японией только самурайский меч, они неправы. Одними из самых разнообразных и знаменитых являются японские мечи катана, вакидзаси, тати, кинжал танто, редко встречающийся кэн, различные виды копий яри и алебарда нагината.

Тати - длинный меч (длина клинка от 61 см) с относительно большим изгибом (сори), предназначался в основном для конного боя. Существует разновидность тати под названием одати, то есть «большой» тати с длиной клинка от 1 м (от 75 см с XVI века). Визуально внешне по клинку отличить катану от тати сложно, они различаются, прежде всего, по манере ношения. Тати обычно длиннее и более изогнут (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута). Тати, в отличие от катаны, не засовывался за оби (матерчатый пояс) лезвием вверх, а подвешивался на бедро в предназначенной для этого перевязи, лезвием вниз. Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку.

Вакидзаси - короткий меч (длина клинка 30,3-60,6 см). С конца XVI века в паре с более длинной катаной образует стандартный набор вооружения самурая «дайсё» («длинный и короткий»). Использовался как для боя в тесном помещении, так и в паре с катаной в некоторых техниках фехтования. В отличие от катаны, разрешался к ношению не-самураям.

Кодати (Кодачи) - малый тати, японский меч, бытовавший с X по XVII в. Клинок однолезвийный, малой кривизны, длиной до 600 мм. Изготавливался путем многократной ковки, что способствовало возникновению узора, сравнимого с фактурой древесины. Цуба круглая. Кодати обычно носился клинком вниз в паре с косигатаной.

Косигатана – малый меч, который не имеет гарды. Длина клинка – до 45 см. Иногда вместо него или в дополнение носят кинжал танто.

Цуруги - прямой обоюдоострый меч, распространённый в Японии до X века. Многие образцы не относятся к настоящим японским мечам (нихонто), так как изготовлены по китайской или корейской технологиям. В широком смысле термин использовался в древности для обозначения всех мечей. В более позднее время вытеснился термином "кэн" для обозначения прямого меча.


Мес о-дати двуручный меч с клинком более одного (нередко – до полутора) метров. В одном из святилищ провинции Этиго хранится меч длиной 2,25 метра с хвостовиком 50 см. Форма этих чудовищных орудий повторяет форму тати, несмотря на свои размеры они выглядят весьма соразмерно. Таким оружием можно было разрубить противника одним ударом, не заботясь о его доспехе. Меч такого типа носили за спиной, перед боем ножны отбрасывались, поэтому в большинстве случаев ножны о-дати не украшались.

Танто - кинжал или нож (длина клинка < 30,3 см). Меч тати, как правило, сопровождался коротким танто.

Нагината - промежуточное оружие между мечом и копьём: сильно изогнутый клинок длиной до 60 см, закреплённый на рукояти длиной в рост человека. С тех пор, как нагината была принята на вооружение самураев, обычно и чаще всего она использовалась женщинами для защиты от нападения во время отсутствия мужчин. Наибольшее распространение получила во время правления императоров эры Камакура и Муромати.

Яри - японское копьё, которое не было предназначено для метания. Яри использовалось воинами с самых древних времён. Конструкция яри несколько напоминает обычный меч. Изготовлением яри занимались простые ремесленники (не мастера), так как конструктивно это оружие не требовало большого мастерства и делалось "из единого куска". Длина лезвия около 20 см. Яри использовалась как самураями, так и обычными солдатами.

Катана (утигатана)- японское холодное оружие, длинный самурайский меч.

Общая длина меча - 90-120 см, длина рукояти около 30 см, вес 1-1,5 кг, толщина колеблется от 5 см со стороны обуха до толщины волоса и тоньше со стороны лезвия. Рукоять катаны обычно деревянная, обтягивается акульей кожей или кожей ската, либо тканью с обмоткой шелковой тесьмой.

Гарда катаны имеет чаще всего круглую, а также лепестковую, многогранную, сложную ажурную форму; украшалась резьбой, чеканкой, инкрустацией из серебра, золота, слоновой кости.


Ножны катаны изготавливаются из дерева магнолии, покрываются черным или цветным лаком и украшаются бронзовыми накладками. В устье ножен часто располагаются в небольших специальных гнездах маленькие ножи. Рукоятки ножей декорируются в том же стиле, что и сам меч.

Почти все более или менее ценные клинки помечены подписью мастера, на некоторых даже выставлено число. Надпись всегда выбита на стержне горячим путем.


Исключительные экземпляры клинков украшены гравировкой, исполненной резцом. Удивительно искусство, с которым делают японцы на своих клинках из такого материала, как сталь, не только вычеканивали, а также и сквозные узоры, до такой степени тонкие и нежные, как будто бы они были отлиты. Чаще всего эти узоры изображают обвивающихся или грызущих копье драконов, девизы, гербы, а иногда простые желобки; реже это фигуры божеств. На некоторых очень роскошных клинках узоры были не только вычеканены, но и насечены золотом и серебром.


Древняя боевая сабля имела прямой, копьевидный клинок, с двумя лезвиями. Во время феодальных войн были в большом употреблении сабли для двух рук, но по мере смягчения нравов белое оружие делается все легче и меньше.

Сабля, которой совершался обряд харакири (распаривания живота), имела среднюю величину, представляют середину между большой, саблей кинжалом. Обряд этот - обычай самоубийства, распространенный среди высшего сословия. К нему прибегают люди, решившиеся добровольно покончить свою жизнь или осужденные на смерть за проступок, не позорящий их чести и не влекущий за собой потери или понижения в военном чине.
ЭТИКЕТ

Этикет сабли был столь же сложен, как и торжественен. Ударить ножны своей сабли об ножны другого считается уже важной ошибкой против правил этикета; повернуть ножны как бы намереваясь обнажить саблю, уже равняется вызову.

Если, разговаривая с кем-нибудь, положить оружие на пол и толкнуть ногой рукоять в сторону собеседника, то это считается смертельной обидой(расценивалось как предложение сделать харакири). Невежливо вынуть катану из ножен в присутствии других, не спросив предварительно разрешения у каждого. Войти в дом друга с саблей означало разрыв дружбы. Те, которые по своему положению могли являться в сопровождении слуги, должны были оставлять оружие на попечение последнего, если были одни, то снимали оружие при входе, где слуги хозяина должны немедленно принять его, но не голой рукой, а шелковым платком, который только и служил для этой церемонии; затем сабля кладется на особенную подставку, которая должна находиться на почетном месте около гостя, и вообще, оружию гостя предписывается оказывать то же уважение и внимание, как и ему самому.

Большая сабля, или если их носили две, отстегивалась от пояса, не вынимаясь из ножен, и клалась по правую руку своего хозяина, так чтобы он не мог ее обнажить. Вообще сабля никогда не кладется по левую сторону, за исключением случаев, представляющих непосредственную опасность нападения.

Показывать обнаженную саблю считается большим оскорблением, если это не делается с целью дать возможность друзьям полюбоваться прекрасным клинком; точно также не в правилах вежливости просить показать саблю, если она не представляет собой ценного экземпляра, так что просьба могла бы польстить самолюбию хозяина.

В таких случаях оружие показывают со стороны обуха, обращая рукоятку влево и лезвием к себе. Собеседник не может дотрагиваться до рукоятки иначе как куском шелка, который обыкновенно имеется у каждого в кармане, или куском чистой бумаги. Клинок полагается выдвигать из ножен постепенно, чтобы любоваться им по частям. Весь клинок выдвигается только по настоятельной просьбе гостя, при этом хозяин должен выказывать большое замешательство и держать клинок на большом расстоянии от присутствующих.

Налюбовавшись им достаточно, клинок следует тщательно обтереть специально употребляющимся для того полотенцем, вложить в ножны и в том же виде возвратить хозяину. Маленькая сабля остается на поясе и снимается хозяином и гостем только в случае продолжительного визита. Женщине допускается носить саблю, только когда она находится по дороге одна, кроме того, саблю надевают и придворные дамы в случае пожара во дворце (на случай защиты от мародеров или захватчиков, что нередко было одним и тем же).

Благодаря заботам, которыми их окружали, клинки в течение столетий сохраняют чистый зеркальный блеск. Есть старинные клинки, у которых весь стержень поврежден ржавчиной, испещрен отверстиями, следами неоднократной перемены рукоятки, а клинок между тем от рукоятки до острия выглядит так, будто бы он только что вышел из мастерской.

Мечи строго различаются оформлением оправ ножен, рукоятями и т. д., что дает возможность точно определить ранг владельца. Помимо боевых мечей (бу-но тати) существуют богато украшенные парадные мечи кадзари-тати, иногда с боевым клинком (маки-э-но тати), а иногда совершенно непригодные для боя, с клинком из расплющенного железного прута.
МЕЧ НИНДЗЯ (синоби-гатана; ниндзя-то)

Меч ниндзя - один из самых любопытных предметов в арсенале японских «воинов ночи». И дело даже не в особой хитроумности его устройства - с этой стороны как раз все просто, а в том огромном количестве нелепиц и лжи, которое в настоящее время сообщается о нем в многочисленных популярных изданиях. Что же реально представлял собой этот загадочный меч ниндзя-то?

Hа основе дошедших до наших дней образцов этого оружия, Hава Юмио описывает синоби-гатану следующим образом.

Рукоять меча (цука) ниндзя была цельнометаллической. Ее оплетали шнуром черного цвета. В отличие от стандартных мечей, в оплетку рукояти синоби-гатаны не вплеталось украшение мэнуки. Гарда у ниндзя-то была квадратной и довольно массивной. Деревянные ножны либо просто покрывались черным лаком, либо сначала обтягивались кожей и лишь затем крылись лаком. Hикаких украшений на них обычно не было. Hа конец ножен надевалась отточенная железная головка кодзири. Для прочности ножны охватывались одним металлическим кольцом. К специальному выступу с отверстием на ножнах куригата крепился более длинный, чем обычно, шнур сагэо - около 3,6 метров. Сам клинок обычно был относительно коротким.

Главной особенностью шпионского меча была его функциональность. Для того чтобы ножны ниндзя-то (сая) не привлекали к себе внимание нескромных глаз, их делали очень простыми, лишенными всякой красивости, но прочными, чтобы их можно было использовать в качестве дубинки или как подвесной насест при длительном наблюдении за врагом. Hередко ножны были сантиметров на десять длиннее клинка. В образовавшуюся пустоту помещали различные мелкие предметы: бо-сюрикены, секретные документы, ослепляющий порошок и т.д. У некоторых образцов наконечник ножен (кодзири) снимался, благодаря чему ножны можно было использовать как духовое ружье для стрельбы отравленными иголками или как трубку для дыхания под водой. Более длинный, чем обычно, шнур сагэо также давал лазутчику массу преимуществ. Его использовали для связывания, устройства ловушек и т.д. и т.п.

Hава Юмио указывает, что акулья кожа, которой отделывались рукояти японских мечей, при попадании на нее воды сильно разбухает, и мечом становится пользоваться неудобно. Поэтому для защиты от воды ниндзя покрывали акулью кожу лаком (такие образцы мечей действительно встречаются в коллекциях), а сверху закрывали еще и оленьей кожей, которая от воды, наоборот, сжимается, и обматывали нитью.

Мечи ниндзя, как правило, были относительно короткими, так как длинный меч является обузой во время разведывательных операций, когда надо продираться сквозь буераки и буреломы, лазить по деревьям и стенам. Длина клинка синоби-гатаны, судя по сохранившимся образцам, колебалась в пределах от 42,5 см до 54,5 см. При этом клинок был относительно толстым и широким и обладал прекрасными рубяще-режущими качествами.

В отличие от стандартных мечей, которыми пользовались обычные самураи, на клинке синоби-гатаны как правило не было ни желоба для стока крови, ни гравировки, так как гравированный меч легче поддается ржавчине при попадании на него воды (а ниндзя, как известно, то и дело приходилось форсировать реки, рвы, действовать под проливным дождем), а меч со стоком при рубке издает характерный свист, который может выдать синоби врагу.


ИСТОРИЯ

До 900 года нашей эры (в эпоху древнего меча, чокуто или кэн) в Японии не было своих клинков, а те которые и пытались ковать были такого плохого качества, что воины чаще доверяли свою жизнь китайским или корейским мечам.

Только в эпоху "кото" стали появляться искривленные, с длинной клинка около 120см, и с обоюдоострым острием, мечи. Но постепенно, они были замещены более короткими клинками. Биться на лошади длинным мечем не совсем удобно а порой и просто не возможно. Типичным мечом того времени можно считать сохранившийся клинок клана Таиро "когарасу-мару". Вполне возможно, что этот клинок принадлежит работе кузнеца Ясудзун, именно его считают отцом "типично японских мечей".

Цуба

В эту эпоху (кото) 900-1530 гг. стали развиваться знаменитые школы кузнечного оружейного мастерства - Бизен, Ямосиро, Ямото, Сошу и Мино. Именно мечи Сошу считаются непревзойденными до сих пор. Создание искривленного клинка легко объяснимо - основные бои происходили в конном строю, поэтому именно искривленные клинки вытеснили прямые китайские мечи. Но и на ранних японских саблях-мечах можно видеть обоюдоострый клинок как на когарису-зикури.

Эпоха нового меча (шинто) 1530-1867 гг. В Японии установилось относительно спокойное, мирное время. Этот период совпал с эпохой Сёгуната, Япония вновь стала централизованным государством, что немедленно отразилось на внешнем виде и свойствах японского меча. Меч стал превращаться все больше в символ статуса, чем представлять собой боевой клинок. Внешний вид стал важнее кузнечного искусства, теперь оружейники уделяли чрезмерное внимание к украшениям, что повлияло на снижение качества самих клинков. Центром изготовления клинков стал город Эдо (современный Токио). В ХVIII столетии оружие является только предметом роскоши, чему доказательством служат прекрасные клинки Наотане. Самые драгоценные сабли сохраняются в храмах, и великолепной коллекцией отличается храм Ицуку-Шима; сабли Ибритомо хранятся в храме Гатшимана в Камакура, а сабли Иея – в главном храме Никко.


Эпоха современного меча (синто) с 1868 года. Именно в 1868 году император Мэйдзи лишил сёгуна исполнительной власти и начал править самостоятельно. Одним из наиболее резких шагов было лишение привилегий касты самураев. В 1876 году было запрещено ношение мечей. Многие оружейники потеряли работу.
СТРОЕНИЕ

Киссаки - острие.
Якиба - заточенная область.
Хамон - полоса закалки.
Йи - поверхность клинка (плоская сторона).
Синоги - ребро жесткости.
Синоги йи - верхняя часть клинка.
Муне - тыльная сторона клинка (соответствует короткому лезвию в европейском мече).
Хи - дола.
Хоримоно - гравировка.
Накато - хвостовик клинка.
Хабаки - клиновидный зажим.
Сеппа - подкладочный диск.
Цуба - чашка, в европейском мече гарда.
Фучи - крепежное кольцо рукояти.
Мекуги - крепежная бамбуковая шпилька
Менуки - украшение рукояти, элемент декора под оплеткой рукояти.
Кохири - наконечник ножен.
Сагео - шнур или лента крепления ножен.
Куриката - петля на ножнах.
Коигучи - устье ножен (рот карпа)

Японский меч по своему строению очень сильно напоминает саблю, но в самой Японии, мечом называется любой клинок, длина которого превышает 0,5 сяку. Длина меча измеряется, как у сабли, а единицей измерения является сяку (30,3 см). Тан-то или короткий меч (по европейским меркам кинжал) от 0,5 до 1 сяку. Сох-то или средний меч (в Европе короткий меч) от 1 до 2 сяку. Даи-то или длинный меч более 2, но не больше 3 сяку (в Европе просто меч или длинный меч, но не бастард).

Споры по поводу того, является ли японская катана двуручной саблей или все-таки мечом, ведутся очень давно. Сторонников того, что катана - меч, не меньше тех, кто утверждает, что это двуручная сабля. Но все эти споры бессмысленны, ведь сами японцы называют катану мечом, а европейцы зачастую именуют шпагу мечом, кому от этого стало хуже? Кто-то может сказать, что у меча обоюдоострый клинок, тогда как катана имеет всего одно лезвие. И очень сильно ошибется, среди мечей немало клинков с одним лезвием! Палаш, ятаган или так называемый меч гуннов (кстати прототип всех существующих ныне сабель). Так что глупо настаивать на правильном названии "японская сабля" (именно такая классификация встречается во французском языке), когда в умах человечества укоренилось название "японский меч".


Каким был меч ниндзя?

(полная версия главы из книги В.В. Момота

«Традиционное оружие ниндзя», 2-е издание, 2005 год).

В последнее время, в вышедших на русском языке книгах, посвященных японскому оружию вообще и мечу в частности, неискушенный читатель может натолкнуться на ставший уже расхожим «штамп» относительно меча ниндзя - дескать, «не было в нем ничего причудливого», «был он не прямой, а изогнутый, только немного короче обычного катана » и т.д. и т.п.

Например, возьмем, в общем-то очень неплохую книгу К.С. Носова «Вооружение самураев », на первых же страницах (!) которой автор пишет о мече ниндзя следующее: «…Т ак называемый меч ниндзя (ниндзя-то), этакий уникальный прямой меч с огромным количеством дополнительных приспособлений, на самом деле не существовал в средневековой Японии. Это всего лишь голливудская выдумка! Ажиотаж вокруг меча подогревается испанскими фирмами, завалившими все сувенирные магазины Москвы и других крупных городов России различными вариантами ниндзя-то ». То, что автор вынес этот пассаж в предисловие, говорит о том, что этому своему «открытию» он придает довольно большое значение, хотя не совсем ясно, почему - ведь книга посвящена совсем другому - и о других видах оружия и снаряжения ниндзя в книге вы не встретите не слова… Примерно то же самое мы можем прочитать сейчас практически в любой книге или статье, посвященной ниндзя и ниндзюцу.

Но так ли это? Давайте разберемся, откуда, как говорится, «растут ноги» у этого безаппеляционного утверждения, повторяющегося слово в слово не только в книгах, но и на многочисленных русскоязычных сайтах и форумах, посвященных японским боевым искусствам в Интернете? (Наберите в поисковике «синоби-кэн » или «синобигатана » и убедитесь в этом сами).

Без особого труда человек, который интересовался ниндзя и ниндзюцу в нашей стране, распознают в этой цитате прямое копирование из работы известного у нас в стране «специалиста по вопросам ниндзя» А. Горбылева. Он однажды написал: «Не было такого меча!» - остальные тут же подхватили: «Точно, конечно, не было!»… Хочется спросить у них по этому поводу: «А вы-то откуда знаете? Вы хоть одну из перечисляемых в библиографии А. Горбылева книгу, не то, что читали - в глаза-то хоть видели?»…

А в музеях, в которых он, как говорит, побывал и где «и в помине нет прямых мечей», сами были? На самом деле - конечно, нет, а это и смешно, и грустно одновременно.

Господина Горбылева может и можно уважать за то, что он выражает свое мнение, основанное на его «исследованиях исторической литературы», но он - отнюдь не «истина в последней инстанции» по этому, да и многим другим вопросам, касающимся ниндзя и ниндзюцу. Но разве у нас это кого-то волнует? Чего проще, процитировал, «присоединился», так сказать, к «мнению специалиста», глядишь, уже и сам «специалистом» стал…

Почему такое происходит, спросите вы? Всё очень просто. Ведь из аннотации к книге А. Горбылёва, написанной небезызвестным у нас А. Е. Тарасом мы узнаём, что «…эта книга не оставляет камня на камне от претензий многочисленных самозванцев, причисляющих себя к истинной традиции ниндзюцу…». Другими словами, кто не цитирует Горбылёва - тот жулик и самозванец. А кто ж захочет, чтобы его так называли? Вот и причина…

Итак, об аргументах моих уважаемых оппонентов.

Самым смешным из всех является тот «убойный» аргумент, что «прямой меч ниндзя - это выдумка испанских или тайваньских оружейников, выпускающих его сувенирные аналоги ». Но подумайте сами, уважаемые, чем это вдруг обусловлено подобное производство? Упрощением последнего? Отнюдь. Эти же самые испанцы или китайцы выпускают и обычные (имеется в виду форма клинка - прим. авт.) тати , катана , вакидзаси и танто методом штамповки сотнями тысяч экземпляров. Что стоило бы им вставить клинок короткого меча в длинные черные ножны, насадить утяжеленную квадратную гарду и намотать побольше сагэо , назвав все это изделие «меч ниндзя» - ведь именно таким, и только таким , по вашему утверждению, было оружие «ночных демонов», и не выглядеть при этом болванами перед всеми поклонниками боевых искусств? Незнанием вопроса - дескать, «там такие лопухи сидят, что откуда они вообще могут что-то знать о ниндзя»? Полная ерунда. Где-где, а уж на Тайване точно информации побольше, чем у нас - и по вопросам восточного оружия вообще, и оружия ниндзя в частности, да и Япония, собственно, недалече… Больной фантазией ? Ну, это как раз, скорее по части господина Попенко, с его «голубыми клинками Тогакурэрю », а не изготовителей экзотических сувениров…

Объясните, пожалуйста, мне и другим, зачем испанцам или китайцам вообще что-то придумывать , когда у них наверняка есть с чего копировать , а? Когда найдете объяснение, обязательно напишите, уж очень хотелось бы знать, с чего вдруг фантазия может подобное порождать…

Но нет! Наши «японознавцы», которые мнят, что они японцы больше, чем сами японцы, конечно, лучше всех разбираются в вопросах оружия средневековых лазутчиков Японии. Куда там каким-то испанцам или китайцам, а тем более, отечественным поклонникам ниндзюцу! У нас достаточно человеку съездить в Японию на недельку-две и все: его авторитет непререкаем. Если, к тому же, он еще и японский язык знает, засыпая всех сотнями никому ничего не говорящими именами, названиями и терминами, то тогда вообще не смейте даже слова поперек шепнуть… Одно слово - С П Е Ц И А Л И С Т!

А людей, живущих в Японии постоянно или обучающихся там не один год можно сразу сбросить со счета - действительно, кто они такие, чтобы разбираться в оружии ниндзя? Не знают, конечно, не знают, о чем пишут, дилетанты несчастные! Лишь наша земля способна время от времени порождать «специалистов по восточному оружию экстра-класса». Они безудержно «сдирают» информацию из переводов книг (и хорошо, если с японских, но чаще всего, из альбомов для коллекционеров японских мечей и описаний музейных экспозиций) и интернет-ресурсов, при этом живьем, в лучшем случае, подержав в руках офицерский «гунто » (軍刀) времен Второй Мировой, но, важно раздуваясь и чуть не лопаясь от чувства собственного превосходства над «серостью» читателей, с упоением перечисляют десятки видов изгибов лезвия, узоров хамон и других деталей клинка, почти ни о чем не говорящих читателю, который испанскую «поделку», и то не всегда видел…. Но это, к собственно нашему вопросу не относится, так что давайте вернемся к фактам.

Вот, например, такой «малозначительный» факт. В своей статье (а также главе книги «Когти Невидимок », посвященной мечу ниндзя) А. Горбылёв писал примерно следующее: «Когда я был в Японии, ни в одном музее ниндзя я не видел прямых мечей »…

Заявление очень интересное, особенно с учётом того, как дружно его подхватили наши «знатоки».

Не знаю, что, где и как рассматривал в музеях Ига и Кога вышеозначенный историк, но я ничего писать по этому поводу не стану, а просто приведу две фотографии - одну из музея Ига ниндзя, а другую - из музея Кога. Как говорится, смотрите сами, если раньше не видели…


Думается, А. Горбылев по этому поводу напишет что-то вроде: «В экспозициях музеев Ига и Кога, в угоду западным туристам, воспитанным на фильмах «Американский ниндзя» или «Месть ниндзя», выставили современные реплики «прямых мечей ниндзя», но на самом деле их не было и быть не могло, и поэтому я их и не увидел». По принципу «Этого нет, потому что не может быть никогда»…

Или еще. На одном форуме я встретил вообще «сногсшибательное» замечание о том, что «надо не путать синобигатана и ниндзя-то», хотя это - одно и то же слово, только прочитанное по-разному -忍び . Как известно, существует кунное и онное прочтение иероглифов, но зачем это надо знать некоему «мастеру ниндзя» с ником «Асато»?

Ведь наши горе-знатоки пошли еще дальше - есть и такие, которые утверждают, что в Японии вообще не было прямых мечей! Большей глупости снова придумать невозможно, так как на протяжении всей истории Японии там были прямые мечи. Начиная с пресловутого кэн (剣) - древнего обоюдоострого меча японцев и кончая ритуальными мечами попеременно то ругаемых, то восхваляемых ямабуси .

Этих мечей в Японии множество и, кстати, их «реплик» также… Можно было бы разместить здесь огромное количество фотографий мечей, чьи клинки абсолютно прямые, причем, как сравнительно новых (XIX века), так и весьма старых (XVI века), но я не стану этого делать по одной простой причине - кто захочет, и сам сможет их без труда найти в Интернете. Кому интересно, ссылки на подобные клинки где-то уже выложены у нас на форуме. Так что стиль «тёкуто » (直 刀), то есть «прямой меч», как с обоюдоострой, так и с односторонней заточкой как был, так и имеет место быть - и это еще один неопровержимый факт. Особенно хорошо это видно при ближайшем рассмотрении скрытого в палках разной длины оружия - так называемого «синоби-дзуэ » («посоха шпиона»)… То, что ниндзя часто маскировались под ямабуси или буддистского священника (суккё ) с посохом (что как раз и предполагает использование скрытых прямых клинков с присущей для них техникой) - наших «исследователей» мало волнует. Главное - развенчать и опровергнуть!

Однако, даже без этого факта, в коллекциях европейцев (!) можно встретить типичные синоби-кэн (меч ниндзя - ) или ниндзя-то (синоби-гатана) (忍び ) с присущими именно для этого вида оружия атрибутами - короткий (по сравнению с обычным катана ) прямой клинок, удлиненные ножны, заостренные с конца, квадратная гарда…

Вот, к примеру, фотография меча ниндзя, которому около 310 лет… (Фото из одной немецкой коллекции, опубликованное в журнале «Budo International » в статье, посвященной мечу ниндзя - прим. авт.). Ничего это вам не напоминает, уважаемые знатоки, безапелляционно утверждающие, что у ниндзя не было и быть не могло прямых мечей?

А чтобы вы сказали, увидев клинок сикоро-гатана , представляющий ни много, ни мало… пилу, вставленную в оправу меча? Бред? Отнюдь! В коллекции М. Хацуми имеется и подобный экземпляр, которому также немало лет (см. фото ниже - кадры из фильма «»):

Представить себе, что мастер Хацуми сам сидел и портил напильником обычный меч, изготавливая «новодел», например у меня не хватит фантазии… А у вас?

Я привел здесь этот пример только для того, чтобы показать не в меру разошедшимся «знатокам», что при желании очень легко можно найти и фотографии, и описания именно такой формы меча ниндзя, естественно, не исключая при этом и другой его формы (возможно, и более распространенной, - к сожалению, статистических данных о том, какую форму меча предпочитал тот или иной ниндзя, у нас нет - прим. Авт.) - такой, какой в частности является форма ниндзя-то (), приведенного в книге М. Хацуми «Ниндзюцу - история и традиции »:

Слева: фото ниндзя-то из книги Масааки Хацуми «Ниндзюцу - история и традиции», справа - рисунки из книги А. Горбылёва «Когти невидимок», о которых он сам пишет так: «иллюстрации для книги подбирались из надежных источников, причем предпочтение отдавалось рисункам из старинных наставлений по ниндзюцу и другим будзюцу. Многие рисунки были заимствованы из авторитетной работы Сасамы Ёсихисы «Нихон будо дзитэн»… Нужно также подчеркнуть специфическую квалификацию художников, знакомых с военной историей Японии и боевыми искусствами отнюдь не понаслышке и для того, чтобы сделать иллюстрации максимально точными». Думается, подчеркивать квалификацию художников не следовало - так нарисовать мог бы и десятилетний парнишка при помощи карандаша и копирки, не говоря уже о том, что стоило бы написать о том, откуда в действительности взяты почти все рисунки за подписью А. Астафьев… Но ведь Хацуми, по мнению А. Горбылева, не ниндзя , так о чем речь!...

Но вместо того, чтобы написать, например, так: «мне не встречались мечи такой формы, я не видел их, не встречал их описания, и поэтому, как мне кажется, таких мечей могло и не быть », эти специалисты тут же бросаются кого-то критиковать, развенчивать и делать это все с эдакой иронической издевкой типа «о чем вы, дурачки, пишете, ведь Я написал, что этого нет, значит - нет! »…

Еще «аргумент», приводимый против существования какого-то специфического синоби-кэн … неудобство ношения и использования подобного меча! Или того, что такой меч «легко распознает контрразведчик» (Такая «гениальная» мысль высказана в книге «Японский меч. Десять веков совершенства»), буде ниндзя начнет прогуливаться с прямым мечом за поясом (или за спиной) у него перед носом…

А как насчет вот такой формы меча, который также выставлен в экспозиции музей Кога-ниндзя, что, по вашему мнению, о нем сказал бы пресловутый «контрразведчик»:

На самом деле ношение и, уж, тем более, применение прямого меча ничуть не менее удобно или неудобно, чем изогнутого - все зависит от привычки и личных приоритетов его хозяина. Более того, прямых мечей, которыми пользовались самураи, было полным полно, что можно увидеть на многочисленных гравюрах, посвященных самураям того периода - и совершенно неясно, какое «подозрение» может вызвать та или иная форма меча, заткнутого за пояс… А использовать прямой меч в семи техниках сагэо (шнура, намотанного на ножны), описанных в «Бансэнсукай », вообще намного удобнее: к примеру приставлять меч к стене как ступеньку или выставлять ножны вперед для «прощупывания» пространства…

Так что насчет контрразведчиков - это вообще-то чушь полная.

Ведь речь не идет о «личинах» сити хо дэ : когда ниндзя изображал из себя самурая, монаха или торговца, он в обязательном порядке был обязан копировать образ в мельчайших подробностях, включая и одежду, и оружие. И здесь, конечно же, ни о каких специфических инструментах, бросающихся в глаза, речь не могла вестись в принципе - если самурай, то с дайсё , если торговец - то с танто или айгути… Другой вопрос, что могло скрываться под обычным с виду мечом или ножом. Но ведь речь об этом сейчас не идет. Так не думают ли уважаемые авторы «исследований» истории японского оружия, что ниндзя разгуливал в толпе среди бела дня в черном балахоне и маске с прямым мечом за спиной? Кто же тогда фильмов из Гонконга и Голливуда пересмотрел, если подобные идеи в голову лезут?

Больше всего разговоров почему-то ведется о ношении меча за спиной.… Каждый «специалист» обязательно напишет о том, что «ниндзя меча за спиной не носили» - это, де и «неудобно», и «кувыркаться так нельзя» (такой пассаж я встретил у Гвоздева) и т.п. Все правильно. Для чего писать и так всем (или не всем?) понятные вещи? Тем более, что носить и использовать меч - вещи, согласитесь, разные .

Попробуйте повиснуть на стене, тесно прижавшись,

перед этим засунув меч за пояс…

Все японские воины носили мечи. Носили такие мечи, которые им наиболее подходили или больше нравились: длинные, очень длинные, короткие, изогнутые, прямые или почти прямые… Эти мечи доставались им в наследство, ковались на заказ или были куплены готовыми, получены как трофей, вручены в подарок или как награда…

Носили меч так, как хотели - в руке, за поясом, за спиной, на плече (естественно, когда положение мечей не регламентировалось определенной ситуацией, например, в гостях, на приеме у господина и т.п.).

НИКАКИХ СТАНДАРТОВ В ФОРМЕ, ТИПЕ, ДЛИНЕ ИЛИ ТОЛЩИНЕ МЕЧА НЕТ И НИКОГДА НЕ БЫЛО. БЕССПОРНО, ЕСТЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЙ ТИП ЯПОНСКОГО МЕЧА - НО НЕ БОЛЕЕ ТОГО!

ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРАВИЛА НОШЕНИЯ МЕЧА - НО ЕСЛИ МЕЧ ВОИН НЕС В РУКЕ, НА СПИНЕ ИЛИ НА ПЛЕЧЕ - ЭТО НЕ ВЫЗОВАЛО НИКАКИХ ВОЗРАЖЕНИЙ ИЛИ ПОДОЗРЕНИЙ НИ У КОГО!

Тем более, мечи, которые использовали ниндзя. Конечно, можно допустить , что в основной массе они пользовались укороченной версией обычного катана , но их страсть к усовершенствованию, универсализации и насыщению своих инструментов дополнительными свойствами вполне (и даже наверняка) могла породить такой многофункциональный инструмент, как ниндзя-то . Длина, изгиб, толщина и ширина клинка, также как длина ножен и шнура, размер гарды и др. - сугубо личное дело самого ниндзя, использовавшего меч. Ниндзя ломал любые «стандарты» и, наоборот, стремился «удивить» сюрпризностью применения своих врагов. И это - факт.

Обо всем этом и о многом другом, что касается различных типов мечей и их использования, как самураями, так и ниндзя, читатель сможет узнать из книги, которая, выйдет в свет в самом ближайшем будущем и будет целиком посвящена теории, технике и методике использования мечей, изучаемых в Будзинкан будо нинпо. Кроме того, вскоре мы планируем разместить на сайте «виртуальные» экскурсии по музеям ниндзя Ига, Кога и Тогакурэ, а также фото некоторых других интересных мест, напрямую связанных с историей ниндзя. Думаю, это будет интересно всем, кто действительно интересуется изучением ниндзюцу в нашей стране. Успехов и удачи всем вам!

– меч ниндзя-то. На экране зловещие ниндзя прыгали по крышам небоскрёбов и рубили толпы врагов, используя меч. На расстоянии врагов не менее лихо убивали сюрикенами . После этих фильмов у многих сложилось впечатление о ниндзя-то как о супероружии, выкованном из звёздной стали, передаваемом от мастера к ученику.

Действительность, как обычно, далека от этого.

Прямой или нет?

Сегодня интернет полон уверений, что меч ниндзя был изогнутым, а прямой клинок, знакомый всем по фильмам, — не более чем выдумка голливудских режиссёров.

На самом деле, традиционный меч ниндзя был прямым, и техника владения им базировалась именно на колющих ударах, которые невозможно эффективно наносить мечом изогнутой формы. Существовали также и изогнутые клинки, и мечи-трости, но классический ниндзя-то имел прямую форму. Данная фотография сделана в музее ниндзя в Японии. Следует напомнить, что в чёрном костюме ниндзя «работали» только ночью, на секретных заданиях. В остальное время они маскировались под обычных людей, и наличие странного оружия обязательно привлекло бы ненужное внимание.

Отличие от катаны

Отличается меч ниндзя от катаны прежде всего целями, которые ставились перед самураем и ниндзя. Настоящая катана в древности стоила целое состояние, поэтому и появился культ меча, согласно которому он считался душой воина. Обнажить меч не для поединка считалось постыдным и недостойным.

Прямой клинок идеально подходил для тесных помещений, когда как техника боя катаной базируется на размашистых рубящих ударах, требующих простора. Для ниндзя меч был прежде всего инструментом решения различных боевых и бытовых задач в ходе выполнения секретных миссий. Качество стали было хуже, отделка грубее, но такой меч было проще изготовить и не жалко использовать в любой ситуации.

Элементы меча ниндзя

Как любой другой меч, ниндзя-то состоит из трёх элементов (плюс ножны):

  1. Клинок;
  2. Гарда;
  3. Рукоять.

Клинок ниндзя-то, в отличие от полированного лезвия катаны, был либо матовым, либо чернёным. Практиковался способ заворачивания лезвия в шёлк с последующим сжиганием ткани прямо на лезвии. Обожженный таким образом меч становился незаметен в темноте. Владелец мог не бояться, что блеск лезвия выдаст его присутствие.

Гарда меча (или цуба) была квадратной формы, с длинной стороны около восьми сантиметров и обладала немалой прочностью. Использовалась как ступенька, как крюк, чтобы зацепиться за выступ, иногда под гардой крепились метательные звёзды.

Рукоять по форме напоминала самурайские аналоги, но выполняла иные функции. Гасира (металлическая шляпка на конце рукояти) скрывала тайник в полой ручке, а сама шляпка часто имела нож с обратной стороны. В полости рукояти хранились секретные документы, ослепляющие смеси или даже порох.

Ножны меча ниндзя представляли собой многофункциональное приспособление. Они были на 10-15 сантиметров длиннее меча и заканчивались тайником, в котором можно было хранить документы или дополнительное оружие. Кроме того, наконечник ножен часто заканчивался съёмным пеналом, имеющим на конце метательный нож. Вставив этот пенал в ножны ножом наружу, получали короткий аналог копья.

Кроме этого ножны использовали как дыхательную трубку под водой, как духовое ружьё и даже как люльку-насест, на которой ниндзя мог висеть целыми днями, выслеживая свою жертву.

Шнур на ножнах был в несколько раз длиннее, чем на самурайских, и использовался в различных ситуациях. От связывания врага и изготовления ловушек, до изготовления кодовых узловых шифров, которые ниндзя оставлял в тайниках.

Изготовление меча ниндзя своими руками

Перед тем как попытаться изготовить меч ниндзя, нужно знать, что изготовление холодного оружия преследуется законом, поэтому ваше изделие не должно обладать параметрами холодного оружия. Обычно, делая меч по технологии, с закалкой и так далее, его просто не затачивают.

Если вы не кузнец, выковать лезвие меча будет довольно сложно. Лучше для этих целей найти полосу стали марки 65г, толщиной около пяти миллиметров. Нарисовав на ней форму клинка, приступайте к его вырезанию. Для этого вам понадобится болгарка и пара кругов по металлу. Обязательно используйте защитные очки, иначе искры могут повредить глаза.

Получив заготовку нужной формы, приступайте к выведению спусков на клинке. Это самая сложная процедура, особенно если у вас нет гриндера (специального приспособления для выведения спусков на клинках). Нарисуйте посередине будущей кромки лезвия длинную полосу по всей длине и приступайте к процессу съёма лишнего металла. Снимать нужно постепенно с двух сторон, выводя форму клинка.

Современные реплики мечей ниндзя обычно полируют, но если вы хотите полной идентичности, можете ограничиться только шлифовкой лезвия. Впоследствии его можно подвергнуть процедуре воронения или поджечь, обмотав шёлком.

Изготовление ножен — процесс довольно сложный, если вы захотите многофункциональный инструмент. Обычно ножны делают простыми, с тайником на конце, но если вам хочется полной идентичности, на создание ножен может уйти в два раза больше времени, чем на сам меч.

Техника применения

Техника фехтования мечом ниндзя-то заметно отличается от работы катаной. Поскольку задачей ниндзя было незаметно пробраться и выкрасть сведения или убить врага, техника боя мечом строилась на одном быстром и незаметном ударе. Если шпиона обнаруживали и поднимали тревогу, задачей ниндзя было нанести серию мгновенных колющих ударов нескольким противникам и быстро убежать.

Если вы владеете фехтовальной техникой любого меча, изучить специфику ниндзя-то не составит труда, ведь древние ниндзя никогда не были умелыми фехтовальщиками и в открытой схватке обычно проигрывали самураям . Упор в технике боя мечом ниндзя делали на использование различных «неджентльменских» ударах, плевках иглами, швыряние песка в глаза сопернику. Если для самурая гибель в бою была честью, то ниндзя должен был победить любой ценой, принося тем самым пользу своему клану и дальше.