Определение к слову государство. Таким образом, форма государства определяет

Не так просто дать ответ на вопрос о том, что такое государство. Определение (краткое или развёрнутое) данного понятия имеет множество вариантов. Научные деятели в своих трудах абсолютно по-разному подходят к объяснению этой категории, играющей одну из самых важных ролей в общественной жизни.

В целом краткое определение понятия государства заключается в организации социума, имеющего единые обобщенные интересы, обязательно обладающего конкретно обозначенной территорией, управленческой системой и полным суверенитетом.

Где используется понятие «государство»?

«Государство» в качестве термина, требующего констатации, используется в нескольких контекстах. Как правило, это:

  • сфера правовых отношений, где государство зачастую выступает их самостоятельным объектом в лице государственных органов;
  • сфера политических отношений, в которой государство является также основополагающим элементом, определяющим вектор развития общества как на внутреннем, так и на внешнем уровне;
  • сфера социальных отношений, в которой государству отводится также ряд функций по социальной защите населения.

Почему нет единого определения государства?

Так или иначе, что такое государство (определение краткое не сможет вместить в себя всю суть данного понятия), однозначного ответа не может дать даже наука.
Не существует единого, признанного во всех научных отраслях объяснения понятия «государство». Международное право также бессильно в этом вопросе.

ООН не имеет отношения к предложенным ниже формулировкам, поскольку признать то или иное государство или его управляющие органы может только другое государство. ООН же не является державой. Это международная организация, одно из самых влиятельных и крупнейших мировых сообществ, не обладающее соответствующим пакетом полномочий, чтобы определить на правовом уровне, что такое государство. Краткое понятие, определяющее указанную категорию как основную политическую организацию общества, осуществляющую над ним контроль, управление, охрану экономических и социальных структур, в общих чертах дает представление о том, что именно государство в цепи «государство-общество» является ведущим звеном. Такое определение предложено в толковом словаре Шведова и Ожеговой.

Определения разными авторами

Чтобы понять, какое краткое определение соответствует понятию государства, необходимо обратиться к дополнительным литературным источникам. Например, государство - это специальная подготовленная сила поддержания правопорядка. Э. Геллнер представляет себе государство как ряд институтов, единственной целью которых является недопущение разлада. Отделившиеся от общественной массы населения суды, полицейские органы и являются тем самым государством.

В пример того, что термин имеет множество значений, можно вспомнить одно высказывание Л. Гринина о том, что такое государство. Определение краткое, а точнее его смысл состоит в следующем: государство - статическая единица политических отношений, представленная в отделенной от народа власти и администрации, которая претендует лишь на верховное управление. Причем, по мнению автора, управление населением происходит независимо от его желаний и воли, поскольку в государстве всегда найдутся силы для реализации принуждения.

Невозможно упустить и поистине «крылатые» высказывания Ленина В.И. - вождя советского народа в начале ХХ века. Его краткое определение соответствует понятию государства, если рассматривать последнее с более агрессивной стороны. Он считал, что государство - это машина, созданная с целью угнетения низкого класса, помогающая высшему классу удерживать в повиновении остальные слои населения. Нередко Ленин называл государство аппаратом насилия.

Страна и государство: есть ли разница?

Примеры толкований данного понятия, вполне очевидно, не могут привести к единому общему определению. Быть может, разобравшись в некоторых аспектах происхождения государства, его разновидностях и особенностях, удастся найти тот самый ответ на вопрос.

Нередко «государство» и «страна» выступают как тождественно равные термины. Правильно ли это? Существует ли какая-либо разница, и имеет ли она значение? Обратившись к вышеизложенным формулировкам, можно подчеркнуть самое основное и назвать, что такое государство. Определение краткое подтверждает, что это политическая система властвования, установленная на конкретной населенной территории. Страна же выступает, скорее, географическим, культурным, историческим, этнографическим понятием.

Первые государства

Следует обратить внимание и на то, откуда вообще взялось управление, и что такое государство. Краткое определение по истории развития общества найти практически невозможно. Ученые здесь также расходятся во мнениях, поэтому назвать единые причины появления такого механизма, как государство, не может никто. Конечно, существование нескольких теорий подтверждает проведение огромной работы, проделанной историками и правоведами, но не одной из версий присудить статус «истинной» пока не удается.

Однозначно и бесспорно можно сказать лишь о том, где появились первые государства. Ирак, Египет, Китай, Индия - современные страны, относящиеся к периоду Древнего Востока, имеют самую длинную историю существования. Среди теорий происхождения данных государств лидирующие позиции занимают:

  • Патриархальная теория;

Понятие правового государства

Однако, сведя суть каждой из них воедино, получится приблизительное определение государства, по которому его можно считать особым типом политической организации, контролирующей с помощью принуждения на обозначенной территории все общественные процессы. Оно является автономным в собственном функционировании, а управление осуществляет в централизованном порядке с помощью установленных правовых норм или единой идеологии.

В юриспруденции нередко можно встретить понятие «правовое государство». Краткое определение такого термина представится возможным к формулировке лишь после раскрытия внутреннего содержания категории.

Особенности правового государства

В случае, когда державное управление и вся деятельность регламентируется юридическими нормами, правовыми принципами, государство можно назвать правовым. По сути, именно соответствие и беспрекословное соблюдение принципов законности и верховенства права - это и есть основные черты правового государства.

Рассмотреть это же понятие можно и не только со стороны государственного принуждения или соблюдения тех или иных правовых норм лишь только подчиненной стороне. Понятие «правового государства» можно трактовать и как способ воздействия на легитимную власть, направленный на соблюдение последней тех же правовых норм, которые являются обязательными для неукоснительного выполнения остальными слоями населения.

К тому же в правовом государстве права и свободы человека и гражданина стоят превыше всего и являются приоритетной ценностью всех сфер общественных правоотношений.

Федеративное государство: специфика

Особенно актуальным является рассмотрение такого понятия, как федеративное государство. Краткое определение этой понятийной единицы поможет точно обозначить основные черты и признаки такого государственного образования, отличающего его от схожих систем.

Двумя словами можно сказать, что это достаточно сложное политико-административное формирование, состоящее из отдельных территориальных субъектов. В отличие от унитарного государства, где регионы обладают достаточными полномочиями и иногда децентрализованной властью, в случае федераций административно-территориальные единицы наделены широчайшей компетенцией и автономией практически во всех вопросах политической, экономической и социальной жизни общества.

Черты федеративного государства

Характерными признаками федеративного государства являются:

  • территориальное разделение федерации на отдельные административные единицы;
  • право принятия нормативно-правовых актов, собственной конституции принадлежит каждому федеративному субъекту;
  • каждая административно-территориальная единица федерации имеет свои государственные органы;
  • гражданство постоянных жителей федерации может быть двойным: общесоюзным и конкретного федерального субъекта;
  • парламент федеративного государства в основном является двухпалатным.

Россия - светское государство. Место церкви в жизни общества

Конституция России гласит о том, что наше государство является светским. Это означает, что церковь отделена от державных дел, и ни одна из мировых религий не устанавливается властью в качестве основной или принудительно обязательной. При этом некоторые аспекты вероисповедания и правовое положение церквей на территории современного российского государства регулируется соответствующим законодательством.

Сегодня на примере России можно подробнее рассмотреть, что такое светское государство. Краткое определение гласит о том, что на территории страны не может быть какой-либо официальной, утвержденной государственными органами религии, обязательной или предпочтительной. Однако стоит отметить, что на протяжении последних лет церковь заметно укрепила свои позиции в государстве. Возрождаемая значимость и весомая роль религии в жизнедеятельности страны проявляется во многом. Это и активное возведение и реконструкции храмов, и просвещение населения с помощью газет, радиоволн и интернет-ресурсов. Присутствие Святейшего Патриарха Всея Руси на важных мероприятиях и государственных праздниках рядом с лидерами государства - уже привычное явление.

Среди населения также можно заметить активность по посещению церквей, открытию специализированных религиозных общеобразовательных школ.

Государство - сложное явление и охватить одним понятием все его аспекты невозможно, поэтому дать достаточно полное представление о нем может только ряд определений. В этой связи следует, в первую очередь, различать понятие государства в широком и узком смысле слова.

В широком смысле государство - это всеобъемлющая, правовая, суверенная, территориальная, политическая организация общества, располагающая специальным аппаратом власти, который обеспечивает существование общества как единого целого, его внешнюю и внутреннюю безопасность (вплоть до применения, принуждения - силового воздействия). Иными словами, государство - это форма организации общества, возникающая на определенном этапе его исторического развития. Слова «страна», «отечество», «общество», «государство» являются синонимами, если в них подразумевается понятие государства в широком смысле.

В узком смысле государство - это механизм управления обществом в виде специального аппарата суверенной власти (публичной, политической), распространяющейся на все население страны и ее территорию, обладающей на этой территории монополией на применение принуждения, налогообложения, издания нормативно-правовых актов. Иначе говоря, государство - это механизм осуществления публично-политической власти в обществе, механизм управления обществом. Такая трактовка государства по существу отождествляется с понятием государственного аппарата, системы его органов, наделенных властными полномочиями. Среди определений понятия государства есть и такие, которые акцентируют внимание на государстве как ведущем участнике международных отношений, субъекте международного права, который характеризуется наличием у него определенной территории, населения, власти (государственной), которая распространяется на все население данного государства и его территорию. Основным качественным признаком государства как субъекта международного права является суверенитет. Поэтому не случайно 16 июня 1990 г., в период распада СССР, стремясь к созданию независимого Украинского государства, Верховный Совет УССР как высший представительный орган государственной власти принял Декларацию о государственном суверенитете Украины.

§3. Основные признаки государства

Различные определения понятия государства всегда указывают на те или иные признаки государства. Полноценное освещение этих признаков невозможно без упоминания о государственной (публично-политической власти). Государственная власть - это власть одновременно публичная и политическая. Публичной она является потому, что официально управляет делами всего общества и выступает от имени общества в целом при решении вопросов, относящихся к ее компетенции. Политической же она является потому, что в лице государственного аппарата отделена от общества, относительно обособлена от него. Относительно самостоятельное существование, положение в обществе и та сила, которой данная власть обладает, позволяют ей действенно управлять социально неоднородным обществом, т.е. таким, где во многом отсутствует единство, совпадение интересов у различных слоев, групп и общностей людей. Отношения между ними составляют сферу политики как таковой. Прямое предназначение власти заключается, прежде всего, в регулировании этих отношений, что и делает публичную власть политической, при чем успех в борьбе несовпадающих во многом интересов различных социальных слоев, групп и общностей в социально-неоднородном обществе всегда на стороне того, кто обладает государственной властью. Овладение этой властью позволяет одной какой-либо части общества (большей или меньшей, либо ее представителям) не только управлять делами всего общества, обеспечивать его безопасность, существование как единого целого, но и руководить им преимущественно в своих интересах, что и придает публичной власти политический характер. Именно поэтому она всегда выступает как власть публично-политическая.

Государственную власть нельзя отождествлять с самим государством, ибо государство - это организация данной власти, т.е. ее устройство, механизм ее осуществления в лице определенных органов: судебных, контрольно-надзорных, военных и т.д. Сама же по себе государственная власть - это способ руководства обществом, для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения. Из этого следует, что основой действенности государственной власти является авторитет силы, а не сила авторитета. Однако сказанное вовсе не означает, что государственная власть - это сила, которая не стремится к тому, чтобы быть авторитетной. Не случайно, например, в демократических государствах проводятся соответствующие социологические исследования, изучается общественное мнение по поводу состоявшихся или планируемых тех или иных государственных решений. К тому же эффективность решения многих внутригосударственных, международных проблем, как показывает история, не всегда находится в зависимости от так называемых «силовых решений» государства (государств).

Для всякого государства характерно наличие государственной власти, являющейся суверенной. Государственный суверенитет, который необходимо отличать от национального или народного суверенитета, предполагает верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от какой-либо иностранной власти. Суверенитет, рассматриваемый как сопоставительное свойство государственной власти (и государства как ее организации), указывает на ее положение среди тех властей, которые имеют место в обществе церковной, родительской, корпоративной и т.д. Государственная власть существует обособленно от указанных властей и имеет верховенство по отношению к ним в сфере государственных дел. Кроме того, любое государство должно признавать такой порядок вещей в системе отношении властей внутри государства и не вмешиваться в его внутренние дела, а также считаться с ним как с равноправным, самостоятельным, независимым субъектом межгосударственных отношений. Уважение суверенитета государства (независимо от величины его территории, количества населения и т.д.) - принцип международного права и международных отношений, который, в частности, закреплен в Уставе ООН. Таким образом, вышесказанное о суверенитете обращает внимание на то, что в целом суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны.

Изучение государства показывает, что его можно рассматривать как организацию власти, которая является всеобъемлющей. Только государственная власть распространяется на всех лиц (физических, юридических), которые находятся на территории государства. Если суверенитет понимать как свойство государственной власти, которое указывает на ее силу, то всеобъемлемость - это свойство государственной власти, указывающее на масштаб ее действия в обществе. Более широкое понимание «всеобъемлемости» как признака государства предполагает указание на то, что государство - это организация общества в единое целое через институт «гражданства» (подданства), т.е. государство - это всеобъемлющая организация общества.

Государство является организацией власти, которая властвует на строго определенной территории, т.е. ограниченной части поверхности планеты (суши, моря, воздушного пространства). Территория государства может мыслиться в качестве материальной основы его существования.

Существование государств неотделимо и от наличия соответствующего населения страны (народонаселения, государственного народа). Не случайно ведь широко распространено понимание государства как общества, организованного государством, т.е. особым способом организованного общества. Люди, народ, население страны - социальная основа государства. Народ, населяющий территорию государства, является субъектом и объектом государственной власти.

Государство объединяет людей (население страны) в единое целое, а принадлежность их к данному государству отражается понятием «гражданство» (подданство). Гражданство (подданство) - это устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях,

Государству свойственно объединение людей по территориальному признаку в один территориальный коллектив (граждане государства, население страны) и одновременное разделение в его целях оптимизации управления на меньшие территориальные коллективы (население областей, районов и т.п.).

Государству свойственно наличие аппарата управления, особого разряда лиц, профессионалов по управлению. В государстве всегда есть управляющие и управляемые. К органам управления относятся правительство, различные министерства, государственные комитеты и т.п. При описании государства свойственно обращать внимание на присущий ему так называемый аппарат принуждения, т.е. отряды вооруженных, специально обученных людей, принудительные учреждения. Они являются силовой основой действенности государственной власти. К числу «силовых» ведомств государства в первую очередь относятся вооруженные силы, органы охраны общественно го порядка, органы государственной безопасности, карательные (пенитенциарные) учреждения. Государству принадлежит монопольное право применять принуждение на своей территории.

Только государство имеет право издавать нормативно-правовые акты (законы, постановления, указы и т.д.), обязательные для всеобщего исполнения. Нормативно-правовые акты закрепляют право вые (юридические нормы), в которых выражена общеобязательная государственная воля. Юридические нормы рассчитаны на добро вольное их соблюдение. При необходимости проведения их в жизнь обеспечивают специальные юридические органы: налоговые органы, прокуратуры, милиции и др. Финансовую основу деятельности государства образуют, в первую очередь, налоги. Налогообложение является монопольным правом государства. Иные поступления в бюджет (казну государства) дают займы (внешние и внутренние), доходы от деятельности государственных предприятий, различные сборы (судебные, таможенные) и т.д.

Государство – это организация политической власти, необходимая для реализации классовых задач. Признаки и функции государства призваны управлять обществом и обеспечивать в нём стабильность и порядок.

Теории возникновения

Появление государства – это определенный этап становления общества.

Выделяют две теории возникновения государства:

  1. Это был естественный процесс развития отношений между людьми. Авторами этой концепции были Дж. Локк и Т. Гоббс. Население по собственной инициативе передало государству часть своих прав. Оно сформировало группу управленцев, осуществляющих контроль целостности территорий и защиты прав граждан.
  2. Платон выдвинул другую теорию, которую поддерживали Д. Юм и Ф. Ницше. Государство возникло в процессе завоевания населения организованной группой людей. Она была небольшой и хорошо вооружённой.

Изначально государство было единой политической организацией. В процессе его эволюции начали появляться иные движения, партии и блоки.

В широком смысле слова, государство представляет собой определённую страну вместе со своим народом, проживающим на его территории. В узком смысле – политический институт верховной власти. Оно отвечает за безопасность жизни людей, поддерживает порядок, регулирует отношения различных социальных слоев друг с другом. Для этих целей создаётся аппарат управления.

Организационная структура

Организационная структура государства представлена следующими элементами:

Эти функции позволяют не только управлять обществом и представлять его интересы, но и применять методы принуждения по отношению к отдельным гражданам или целым нациям. Примером этого служат массовые политические репрессии в СССР, когда гонениям подвергались целые народы.

Признаки любого государства

Основные признаки государства делают отличным его от других политических организаций.

Территориальная организация

Государственная власть распространяется на все население, проживающее в пределах его территориальных границ, вне зависимости от наличия гражданства членов общества. Жители являются его подданными. Они обязаны соблюдать установленные законы. Государство представляет их интересы и берёт на себя функцию их защиты.

Государство не способно существовать без территории. Война и экспансия могут способствовать её увеличению или уменьшению.

Суверенитет

Суверенная организация власти полностью независима внутри страны и за ее пределами. Территория государства едина и неделима. Оно самостоятельно решает все вопросы внутренней и международной политики, на равных правах вступает во взаимоотношения с другими странами. Во внутренней политике государственная власть стоит выше других учреждений и партий.

Суверенитет предполагает две формы:

  • экономическая (собственная национальная валюта, налоговая система, таможенная служба и законы хозяйственной деятельности),
  • политическая (сухопутные, морские и воздушные границы, судебная система, вооруженные силы, органы управления и власти).

Присутствие публичной власти

Власть – способность воздействовать в нужном направлении, навязывать свою волю. Население управляется слоем людей, которые называются чиновниками, политической элитой. Этот механизм обеспечивает стабильную жизнедеятельность общества.

Публичная государственная власть имеет политический характер. Аппарат управления обособлен от общества. Личных отношений между ними не возникает. Он руководит гражданами с помощью определенных органов: правительства, парламента, системы правосудия. Государственная власть регулирует отношения различных социальных групп, интересы которых подчас не совпадают. Она обеспечивает существование всего общества как единого целого.

Устойчивость такого механизма зависят от её легитимности, которая означает:

  • международное призвание,
  • законность, справедливое и правомерное управление,
  • поддержка населения.

Средствами обеспечения легитимности могут быть референдумы, выборы, многопартийность, уход в отставку.

Налоговая система

Налогообложение составляет финансовую основу деятельности государства. Собранные с населения обязательные и безвозмездные сборы направляются на решение задач управленческого характера и содержание государственных органов. Они способствуют финансовому обеспечению армии, органов управления, социальной сферы. На их основе создается резерв на случай чрезвычайных бедствий и происшествий. С увеличением объема государственных задач процент сборов может расти. Изъятие налогов носит принудительный характер, но некоторые страны уже осуществляют постепенный переход их уплаты на добровольной основе.

Законотворчество и право на насилие

Государство имеет возможность издавать правовые акты, которые обязаны соблюдать граждане, находящиеся в этот момент на его территории. Право устанавливает компетенцию государственных органов, регулирует права и свободу граждан.

Любой закон непререкаем и обязателен для всего населения. Юридические нормы направляют поведение масс в единое русло. Хотя эти установки не всегда выполняются в полном объёме, большинство населения их соблюдает. Это достигается с помощью правоохранительных органов и карательных учреждений. Различные санкции в виде лишения прав и свободы граждан пресекают неуважение к правовой системе.

Политическая элита вынуждена прибегать к насилию, когда возникает возможность её свержения.

Армия

Одна из главных задач государственной власти – сохранение целостности и неприкосновенности её границ. Споры между соседними странами по этому поводу могут стать причиной вооруженных конфликтов. Возможный захват территории обуславливает создание мощной современной армии, способной защитить население.

Кроме того, вооруженные силы могут использоваться при внутренних конфликтах для поддержания порядка. Они призваны не допустить возможность массовых столкновений , нарушающих равновесие общественных сил. Армия выступает гарантом стабильности существующей в стране политической системы.

Народонаселение

Государственная власть представляет интересы всего общества, что отличает государство от других политических организаций. Она объединяет людей на своей территории вне зависимости от их расы или вероисповедания. Гражданство – понятие, определяющее принадлежность человека к данному государству. Оно выражается во взаимных правах и обязанностях. Гражданство человек получает с рождения, что отличает его от добровольного членства в различных политических организациях.

Население может быть как многонациональным, так и нет. Но все люди обладают одинаковыми правами и обязаны соблюдать единые нормы внутреннего правопорядка.

Символы и атрибуты власти

Флаг, герб и гимн – это дополнительные признаки государства.

Ещё к ним можно отнести единую денежную единицу, язык, экономическое пространство, транспортную сеть. В некоторых монархиях к таким атрибутам власти принадлежат скипетр и держава, корона. Символика не является обязательной для каждой страны, потому что является признаком государства второстепенного свойства.

Функции государства

Функции государства – это направления его внешней и внутренней деятельности. Они отражают его назначение в обществе и определяются поставленными задачами.

Внешние функции:

Внутренние функции:

  • формирование бюджета, контроль за его исполнением;
  • стимулирование предпринимательской деятельности;
  • разработка мер социальной поддержки общества;
  • обеспечение порядка с помощью правоохранительных органов;
  • формирование патриотических ценностей и культурное просвещение граждан.

важнейший орган политич. власти в клас. обществе; в отношении господств, классов Г. выступает как особый орган, управляющий общими делами этих классов, в отношении к их противникам (в эксплуататорском обществе - в отношении к большинству населения) - как орудие подавления. Характер и цели Г. определяются в конечном счете экономич. строем общества; как политич. надстройка над базисом Г. играет важную роль в жизни общества, оказывая, в частности, обратное воздействие и на ход экономич. развития. Г. - важнейшее, но не единств, звено в системе политич. организации клас. общества: в нее входят также партии и др. орг-ции. Однако именно Г. принадлежит высшая власть в обществе (суверенность гос. власти). Г. характеризуется наличием особой системы спец. органов и учреждений (армия, суд, полиция, органы управления и др.), образующих гос. механизм. Как ни различен аппарат Г. в разных ист. условиях, без него оно не может выполнить своего назначения. Г. невозможно и без права. Г. - ист. категория. При родовом строе, когда не было частной собственности и классов, общество обходилось властью авторитета, обществ. мнения. С появлением частной собственности и расколом общества на враждебные классы возникает орган клас. господства - Г.; власть и сила авторитета заменяются авторитетом и силой власти, устанавливается характерное для Г. терр. деление населения, появляется публичная власть, к-рая уже не совпадает непосредственно с населением, а отделяется от него, становится над обществом; аппарат власти все более усиливается по мере того, как обостряются клас. противоречия, и по мере того, как соприкасающиеся между собой гос-ва становятся больше и населеннее. В течение длит. времени Г. существовало только как эксплуататорское Г. -сначала рабовладельческое, затем феодальное и, наконец, буржуазное. Как бы ни были значительны различия между ними, их объединяет то, что все они, охраняя производств, и политич. отношения, осн. на частной собственности на орудия и средства произ-ва, представляют собой диктатуру эксплуататорского меньшинства над эксплуатируемым большинством и в этой связи выступают как аппарат клас. насилия, как машина для подавления сопротивления эксплуатируемых. Возникновение и развитие социалистич. Г. - высшего ист. типа Г. - привели к серьезным изменениям в его существ, чертах. Даже на первом этапе своего развития - в период перехода от капитализма к социализму, когда социалистич. Г. сохраняет характер клас. господства, являясь Г. диктатуры пролетариата, его принципиальная новизна состоит в том, что оно представляет собой власть трудящегося большинства над сопротивляющимся эксплуататорским меньшинством. При этом оно представляет собой диктатуру временную, осуществляемую Г., осн. цель к-рого состоит в творческой работе по преобразованию общества. С полной и окончат, победой социализма и переходом к строительству коммунизма диктатура пролетариата перестает быть необходимой и Г. диктатуры пролетариата превращается в общенар. Г. К нему уже неприменимо определение Г. как орудия клас. господства. С построением развитого коммунистич. общества внутри страны и победой и упрочением социализма на междунар. арене Г. отомрет. На смену ему придет коммунистич. обществ. самоуправление. Заслуга раскрытия сущности Г., закономерностей его возникновения, развития и отмирания принадлежит К. Марксу и Ф. Энгельсу, выводы к-рых были развиты и обогащены в новых ист. условиях В. И. Лениным, последующим практич. и теоретич. опытом мирового коммунистич. движения (важнейшие труды, специально посвященные проблеме Г.: Энгельс Ф., "Происхождение семьи, частной собственности и государства", Ленин В. И., "Государство и революция"; см. также лит. при данной ст.). Новые положения о Г. в период развернутого строительства коммунистич. общества, развивающие марксистско-ленинское учение о Г., сформулированы в Программе КПСС (1961). Бурж. науке удалось собрать известный ист.-фактология, материал о Г. Однако вопрос о сущности Г. и закономерностях его развития настолько остро затрагивает интересы буржуазии, боящейся признать классово-эксплуататорский характер своего Г. и необходимость замены его социалистич. Г., что бурж. наука оказывается не в состоянии дать на него правильный ответ. При внеш. разнообразии бурж. учений о сущности Г. их объединяет идеалистич. истолкование Г., стремление рассматривать Г. вне связи с экономич. строем общества и клас. борьбой - надклассовая трактовка Г., что представляет собой попытку создать общетеоретич. основу для провозглашения "надклассовости" бурж. Г. Все эти учения могут быть сведены к неск. осн. направлениям. Одно из них пытается дать биологизированную трактовку Г. (ор-ганич. и психологич. теории). Напр., органич. теория (англ. социолог Г. Спенсер, швейц. государствовед И. Блюнчли, швед Р. Челлен) изображает Г. в виде особого живого организма, переносит на него биологич. законы, оправдывая тем самым как естеств. явления угнетение масс эксплуататорским Г., экспансионистские устремления империалистич. держав ("борьба за существование"). Другое направление для маскировки социально-экономич. основы Г. ограничивается его юридич. трактовкой, при к-рой Г. рассматривается исключительно как правовое явление (мн. нем. правоведы и историки 19-20 вв. - такие, как О. Гирке, Г. Белов, совр. нормативистская школа права - правовед Х. Кельзен и др.). Сугубо формальный характер носит и широко распространенное в бурж. юридич. лит-ре определение Г. как совокупности населения, терр. и власти. Третье направление рассматривает Г. как порождение особого духовного начала, "идеи Г." (неогегельянские, неокантианские, феноменологические и др. концепции в философии Г.), превращая, т. о., бурж. Г. в нечто соответствующее высшим человеческим духовным началам. Четвертое направление носит откровенно теологич. характер. Если в свое время буржуазия в гос.-правовых теориях просветителей 17-18 вв. и особенно в теории общественного договора отказалась от теологич. взглядов на Г., то ныне она вновь вернулась к ср.-век. доктринам о "божеств." происхождении и сущности Г. (католич. доктрины - неотомизм и др.). Поскольку капиталистич. система, в силу клас. антагонизмов, не может существовать без охраны ее Г., бурж. наука провозглашает Г. вечным, обязательным для всякого цивилизованного общества, искажая, т. о., ист. перспективу. Бурж. наука отрицает закономерный процесс возникновения Г. как результата клас. антагонизмов. Представители т. н. теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Ф. Оппенгеймер) утверждают, напр., что Г. появляется в результате завоевания - покорения земледельч. племен воинств, кочевниками-скотоводами; для управления побежденными победители создают Г., к-рое по мере сглаживания различий между теми и другими теряет характер организации господства. В действительности завоевание никогда не было первопричиной Г., к-рое не представляет собой силы, извне навязанной обществу; в конкретных ист. условиях завоевание лишь содействовало возникновению гос. власти, когда внутр. развитием общества для этого уже были подготовлены необходимые условия. Не соответствует ист. фактам, и т. н. теория миграции, согласно к-рой Г. образуется в одном каком-то месте (предположительно, Др. Египет), а оттуда в порядке заимствования распространяется по всему свету. Реакц. расистские теории делят народы на "способные" и "не способные" к государственности (отсюда реакц. норманская теория происхождения рус. Г.). Еще более откровенно идеалистич. характер носит широко распространенная ныне концепция, объясняющая появление Г. наличием в человеч. психике особых стремлений к власти и подчинению. Модернизируя старую т. н. патриарх, теорию происхождения Г., согласно к-рой Г. есть не что иное как разросшаяся семья (Аристотель, англ. политич. писатель 17 в. Р. Филмер), отд. представители психологич. концепции утверждают, что Г. возникает как результат воспроизведения в человеч. психике "отцовского символа". Рабовладельческое Г. было первым ист. типом Г. Возникновение первых рабовладельч. Г. относится к кон. 4 - нач. 3-го тыс. до н. э. (Г. в Др. Египте и на терр. Двуречья); несколько позднее возникли Г. в долине Ганга, в Передней Азии, в басе. Эгейского м., в долине р. Хуапхэ. Их возникновение повсеместно было связано со становлением клас. общества, рабовладельч. отношений (см. Рабовладельческий строй). Вопрос о происхождении Г. в странах Др. Востока сложный, далеко еще не решенный полностью наукой. Возникновение Г. являлось здесь нередко очень длит. процессом, охватывавшим неск. столетий; в течение длит. времени Сохранялись пережитки родового строя и его органов. По-видимому, первичными, самыми ранними гос. образованиями повсеместно были небольшие города-Г. (этот самый ранний этап возникновения Г. лучше всего исследован на материалах Др. Двуречья). Гос. аппарат в пределах такого первичного города-Г. возникал первоначально из органов разлагавшегося родового строя (военной демократии) - таких, как совет старейшин, нар. собрание, вождь-полководец и приближенные к нему лица и воен. дружина, вождь-жрец и т. д., сохранявшихся, но преобразовывавшихся и приспосабливавшихся к условиям клас. обществ. отношений. Постепенно, с развитием рабовладельч. отношений, Г. усложняется. Первичные мельчайшие гос. образования уступают место более крупным, создававшимся обычно в ходе упорной борьбы городов-Г. за гегемонию, путем завоевания, в борьбе с местной родовой аристократией. При этом вождь-полководец (ныне царь, фараон) становился вместе со своим чиновным и воен. аппаратом выше органов отд. общин (подчиняя себе и храмовые х-ва общины с их аппаратом). В речных долинах, в обществах, х-во к-рых базировалось на искусств, орошении, складываются деспотич. рабо- владельч. Г. Др. Востока (см. Деспотия) - Др. Египет, Вавилония и др. Г. Двуречья, империя Цинь в Др. Китае. Эти деспотич. Г., формировавшиеся на базе объединения ирригац. системы к.-л. одного речного басе, существовали длит. время, носили более или менее устойчивый характер. Иную разновидность Г. представляли такие деспотич. рабовладельч. Г., как Ассирия, Перс, держава Ахеменидов. Это были воен.-адм. империи, не имевшие общей экономич. основы, созданные силой оружия и силой оружия поддерживавшие господство рабовладельч. знати государства-завоевателя. Они представляли собой насильств. объединение различных по уровню своего развития стран и областей, были непрочными. На Др. Востоке существовали и такие Г., к-рые не носили деспотич. характера, где цари делили власть с советами знати (Хеттская держава, мн. финикийские города-Г.). В странах Средиземноморского басе. - Др. Греции, Риме - особо благоприятные условия создались для исключит, подъема и сравнительно длит. самостоят. существования городов-Г. - полисов (лат. civitas), ставших наиболее характерной формой гос. образования античности. Полисы представляли собой демократич. (напр., Др. Афины) или аристократич. (напр., Др. Рим) республики. Их существование было связано с антич. формой собственности (см. Античность). Однако и здесь развитие рабовладельч. строя, потребности хоз. развития антич. мира, рост товарного произ-ва, эко-номич. связей постепенно вели к образованию более крупных гос. объединений. Наряду с союзами городов-Г. (напр., Этолийский союз, Ахейский союз, Италийская федерация под гегемонией Рима) возникают крупные государства - такие, как эллинистич. Г. (Птолемеевский Египет, гос-во Селевкидов) и, наконец, Римская средиземноморская держава. В эллинистич. Г. сочетались черты вост. военно-адм. деспотич. империй с системой самоуправляющихся рабовладельч. городов (см. Эллинизм). По мере развития рабовладельч. отношений и усложнения форм рабовладельч. Г. происходит и усложнение гос. аппарата. Возникают налоговая система, судопроизводство, постоянное войско из профессиональных воинов и т. д. Усложнение гос. форм и гос. аппарата особенно отчетливо видно на примере истории Рим. гос-ва. Первоначально - это аристократич. республика со сравнительно несложным гос. аппаратом, типичным для города-Г. (сенат, магистратура, полиция). С превращением Рим. гос-ва в результате завоеват. войн в крупнейшую средиземноморскую державу, с огромным увеличением числа рабов, ростом имуществ. неравенства и обострением клас. борьбы прежние гос. формы не могли обеспечить интересы более или менее широких кругов рабовладельцев. Происходит переход от республики к империи; социальной базой императорской власти становятся рабовладельцы не только Италии, но и всего Средиземноморья (см. Принципат, Доминат). Возникает тенденция к типичному для вост. деспотич. гос-в обожествлению власти монарха. Растет императорский бюрократич. аппарат, значит. часть к-рого составляют сборщики налогов; для подавления восстаний рабов и колонов, завоевания и удержания в повиновении рим. провинций содержится огромная постоянная армия. Рим. Г. периода поздней империи представляет собой орган господства крупнейших земельных магнатов и небольшого слоя городских богачей, громоздкую машину, охранявшую и консервировавшую уже изжившие себя рабовладельч. отношения. Вне зависимости от весьма существенных различий в структуре различных Г. древности любое из них "...было государством рабовладельческим, все равно - была ли это монархия или республика аристократическая или демократическая" (Ленин В. И., О государстве, см. Соч., т. 29, с. 442). Феодальное Г. Первая наиболее примитивная форма феод. Г. - раннефеодальное Г. Социальной базой его возникновения был процесс классообразования в результате разложения первобытнообщинного строя и воен. демократии у герм., слав. и др. народов. Раннефеод. Г. возникали как племенные объединения, в к-рых власть короля или князя, выросшая из власти племенного вождя, не располагала сначала сильным адм. или воен. аппаратом, носила в значит. мере патримониальный характер;ее ограничивал "совет магнатов"- представителей складывавшегося класса феодалов. В раннефеод. Г. в течение нек-рого времени сохранялись пережитки органов управления военной демократии (общенар. ополчение, остатки нар. собраний). Формирование раннефеод. Г. у разных народов имело свои особенности, связанные с конкретными условиями генезиса феодализма у этих народов. Так, у тех народов в Европе, где на этот процесс не могли оказывать серьезного влияния остатки рим. государственности (у англов, саксов, скандинавов, зап. и вост. славян), раннефеод. Г. развивалось медленнее, дольше сохраняя пережитки воен. демократии. Там, где переход к феодализму совершался путем синтеза разлагавшихся рабовладельч. и первобытнообщинных отношений (напр., в Зап. Европе - у франков, вестготов, лангобардов), хотя в ходе завоеваний был произведен слом рабовладельч. Г., остатки рим. государственности, сохранившиеся на завоеванных терр. (влияние рим. права и т. д.), ускоряли развитие феод. Г. Там, где (как в Византии) не было произведено разрушения централизованного Г., феод. Г. складывалось постепенно, в процессе перерождения рабовладельч. Г. и приспособления его форм к потребности класса феодалов. Это характерно и для ряда азиатских стран (напр., Иран при Сасанидах, Китай), где также сохранились как наследие рабовладельч. Г. развитой бюрократич. аппарат и относительно высокая централизация. Относительно высокая централизация Г. объясняется преобладанием на Востоке гос. собственности на землю; здесь Г. непосредственно осуществляло феод. эксплуатацию крестьян, сидевших на гос. землях (путем налогов). Повсюду феод. Г. способствовало складыванию и укреплению феод. отношений. У нек-рых народов раннефеод. Г. принимало форму больших объединений (империя Карла Великого 8-9 вв., Киевская Русь в 9 - нач. 12 вв., Араб, халифат в7-9 вв.). Такие объединения складывались нередко в ходе крупных завоеват. предприятий (см. Арабские завоевания, Монгольские завоевания 13 в.). Когда феод. строй окончательно сложился, рост частной власти крупных феодалов привел к быстрому распаду этих временных объединений, поскольку между отд. феод. владениями отсутствовали экономич. связи. Наступил период феод. раздробленности, когда при формальном сохранении монархии король или князь был лишь "первым среди равных", тогда как реальная политич. власть концентрировалась не у него, а в руках отд. крупных феодалов. Единство класса феодалов по отношению к угнетенному крестьянству и внеш. врагам достигалось с помощью вассалитета и феод. иерархии. С 13 в., в связи с ростом городов, развитием внутр. рынка и обострением клас. борьбы в деревне, во мн. странах Европы происходит постепенная централизация феод. Г., в к-рой оказались заинтересованными как средние и мелкие феодалы, так и горожане. При поддержке этих социальных слоев в этот период королев. власть значительно усиливается за счет ослабления политич. власти отд. крупных феодалов. Одновременно процесс консолидации обще-гос, сословий, происходивший в этот период, привел к возникновению во мн. странах Европы сословно-представит. собраний, к-рые еще более укрепляли позицию королев. власти, хотя и контролировали ее в интересах господств, класса; возникла новая, более централизованная форма феод. Г. - феод. монархия с сословным представительством, или сословная монархия. Монархия была наиболее характерной формой феод. Г., в идеологии господствовали представления о божеств, характере власти монарха; республиками были лишь нек-рые города Европы, иногда представлявшие собой города-гос-ва. Наибольшей степени централизации феод. Г. достигает в абсолютной монархии (см. Абсолютизм). Эта последняя форма феод. Г. возникает в период разложения феодальных и зарождения капиталистич. отношений, в период позднего средневековья (для Зап. Европы - 16-17 вв.). Вся полнота власти при этой форме Г. консолидируется в руках короля и его бюрократии. Сословно-представит. собрания или ликвидируются (Франция, Испания, Россия), или полностью подчиняются пр-ву (Англия). В основе этой политич. формы лежит новое соотношение сил, возникшее вследствие развития капиталистич. отношений и значит. обострения клас. борьбы как между дворянством и крестьянством, так и между дворянством и нарождавшейся буржуазией: дворянство под угрозой роста экономич. мощи буржуазии и крест. движений сплачивается вокруг своего главы - короля, чтобы сохранить свои доходы и привилегии. Буржуазия, заинтересованная в экономич. и политич. объединении страны, но еще слишком слабая, чтобы взять власть в свои руки, поддерживает королев. власть как оплот против рецидивов феод. сепаратизма. Уже в сословной, особенно же в абсолютной монархии централизованное феод. Г. активно помогает классу феодалов выкачивать дополнит, доходы в свою пользу за счет растущих гос. налогов с крестьянства и горожан. Б. ч. этих налоговых поступлений попадает в руки отд. представителей господств, класса. В ряде феод. Г. Азии в 16-17 вв. также в известной мере преодолевается феод. раздробленность. Здесь существовали феод. Г. с сильной центр. властью, с многочисл. чиновничеством (Китай периода династии Мин, Индия при Великих Моголах и др.); однако неизжитое господство натур, х-ва и значит. экономич. раздробленность подрывали я их политич. единство. В то же время с зарождением в этих странах элементов капиталистич. отношений и здесь возникает форма Г., близкая к абсолютизму (наиболее отчетливо в Японии), или его отд. черты. Буржуазное Г. возникает в результате смены феод. обществ.-экономич. формации капиталистической, наиболее радикально - путем бурж. революций, направленных против феод.-абсолютистской монархии и сословного строя, ставших тормозом на пути развития капиталистич. отношений. Там, где буржуазия шла на компромиссы с дворянством (напр., в Англии), она сохранила монархию и бурж. Г. выступало в форме конституц. монархии; там, где буржуазия добивалась более или менее полного господства, бурж. Г. выступало в форме демократич. республики (парламентской, где пр-во ответственно перед парламентом, или президентской, где пр-во формируется президентом и не несет ответственности перед парламентом, напр. США). При разнообразии форм (различие между к-рыми в условиях развитого капитализма приобрело в значит. степени формальный характер) сущность этого Г. едина: "...все эти государства являются так или иначе, но в последнем счете обязательно диктатурой буржуазии " (Ленин В. И., Соч., т. 25, с. 385). Возникновение бурж. Г. было прогрессом по сравнению с предшеств. типами Г. Покончив с феод.-абсолютистским Г., капиталистич. общество установило представит. систему власти (создание бурж.-парл. учреждений), зафиксировало в конституциях ряд демократич. принципов, завершило создание единых нац. Г. там, где это не выполнило феод. Г. (напр., в Германии, Италии). Но бурж. демократия не изменила антинар. природы политич. власти эксплуататоров. Функция подавления, удержания в повиновении эксплуатируемых остается осн. функцией бурж. Г. Это Г. (в отличие от феод. Г.) уже не стремится насильно поставить каждого трудящегося в сословную зависимость от определенного эксплуататора. Оно закрепляет общие условия капиталистич. эксплуатации (прежде всего капиталистич. собственность на средства произ-ва) и именно этим ставит формально свободного рабочего в экономич. зависимость от капитала. Однако при попытках трудящихся выступить против системы капиталистич. эксплуатации и закрепляющих ее политич. и правовых порядков в ход немедленно пускается открытое, насильств. подавление. Удерживать в повиновении эксплуатируемых бурж. Г. приходится в условиях большей сознательности и организованности трудящихся масс. Отсюда - вынужденное сочетание двух методов отстаивания господства буржуазии: метода насилия и метода уступок, реформ, а также идеологич. воздействия. Уже на первом этапе своего существования, в период победы и утверждения капитализма, бурж. Г. представляло собой большой и сложный механизм, в основу к-рого лег старый чиновничий и воен. аппарат абсолютистского Г. В ходе завоевания власти буржуазия не сломала этот аппарат, а поставила его себе на службу и усовершенствовала (этот процесс на примере Франции показал К. Маркс в "Восемнадцатом брюмера Луи Бонапарта"). Значит. воен.-бюрократия, аппарата в тот период не было лишь в США и Англии, где буржуазия чувствовала себя достаточно прочно как вовне, так и внутри страны. В механизме бурж. Г. большая роль отводилась парламентам (см. Парламентаризм), к-рые использовались буржуазией не только для создания иллюзии народовластия, но и для контроля над гос. аппаратом, в к-ром сохранялось немало феод. наслоений (особенно при конституц. монархии). В период империализма и особенно общего кризиса капитализма в бурж. Г. происходят изменения. Аппарат бурж. Г. достигает колоссальных размеров. Это обусловлено: неизмеримо возросшим уровнем клас. борьбы, когда буржуазия вынуждена все время усиливать государственную машину и особенно органы пепосредств. подавления (полиция, органы сыска, армия и т. п.), милитаризацией, ростом гос. вмешательства в процессы произ-ва, обмена и распределения, что не было характерным для бурж. Г. предшеств. периода. Бурж. гос. машина вырастает гл. обр. за счет воен.-бюрократия, аппарата, наличие к-рого характерно для всех империалистич. Г. В частности, Англия и США в период империализма не только скатились в "... болото бюрократически-военных учреждений, все себе подчиняющих, все собой подавляющих" (там же, с. 387), но и вышли в этом отношении, особенно США, на первый план в капиталистич. мире. На стадии империализма широкое развитие получает государственно-монополистический капитализм, сущность к-рого состоит в активном использовании монополиями подчиненного им гос. аппарата. Гос.-монополистич. капитализм соединяет в единый механизм силу монополий с силой Г. Оно выступает теперь не только в качестве стража общих условий системы капиталистич. эксплуатации, но и оказывается непосредств. участником процесса произ-ва, обращения и распределения ´(правительств, потребление продукций монополий, рост гос.-капиталистич. собственности, перерас- пределение нац. дохода в интересах монополий). В результате личной унии (замещение важнейших гос. постов непосредственно монополистами) и др. способов непосредств. подчинения монополиям гос. аппарата он оказывается неразрывно связанным со структурой монополистич. капитализма. Бурж. Г. стало комитетом по управлению делами монополистич. буржуазии, к-рая, полностью захватив осн. материальные средства, не делит ни с кем политич. власть. В период империализма происходит падение роли парламента в механизме бурж. Г. На первом этапе существования бурж. Г. буржуазия с помощью цензовых рогаток обезопасила себя от участия в парламенте левых сил; в результате упорной борьбы пролетариат расширил рамки избират. права, научился использовать парламентаризм для защиты интересов трудящихся. Даже в тех странах, где монополистич. капиталу удалось закрыть двери парламента для представительства трудящихся, в нем возможна оппозиция линии финанс. олигархии, когда ее интересы не совпадают с интересами др. слоев буржуазии. В силу этих причин происходит умаление роли парламента в механизме бурж. Г. и усиление за его счет исполнит, власти, правительства, более гибкого и менее гласного органа, опирающегося на бюрократич. чиновничий аппарат. Это особенно характерно для нового периода общего кризиса капитализма, когда у пролетариата появляется возможность использовать парламент для мирного осуществления социалистич. революции. Империалистич. буржуазия стремится осуществить поворот от бурж.-демократич. методов управления к политич. реакции, разорвать рамки законности, установить фаш. и профаш. диктаторские режимы, т. е. укрепить пошатнувшиеся устои капитализма методами террора и насилия. В ряде стран усиливается процесс фашизации в новых формах: диктаторские методы управления сочетаются с фикцией парламентаризма, лишенного демократического содержания и сведенного к чистой формальности; идет наступление на демократические права и свободы. Внеш. функция империалистич. Г. диктуется стремлением монополистич. капитала к экспансии, захватам рынков и источников сырья, борьбой за передел мира, уже поделенного в предшеств. период. Империалистич. Г. ввергли человечество в две опустошит, мировые войны. Для империалистич. Г. характерно экономич. закабаление более сильными Г. (прежде всего США) более слабых, за к-рым следует политич. ивоен.-стратегич. подчинение (строительство воен. баз и размещение во-оруж. сил); господств, буржуазия ряда капиталистич. Г., вступив в союз с амер. империализмом, приносит в жертву суверенитет своих Г. Внеш. функция капиталистич. Г. находит свое яркое выражение в борьбе против социалистич. Г., в подавлении нац.-освободит. движения. Бурж. Г. периода империализма и общего кризиса капитализма превратилось в реакц. силу, пытающуюся увековечить изжившие себя капиталистич. обществ. отношения. Видя в Г. гл. опору сохранения своего господства, буржуазия пытается посеять в сознании масс ложные представления о его сущности и роли. Поскольку в ходе ист. развития бурш. Г. выявило перед трудящимися свое подлинное лицо, совр. бурж. и реформистские идеологи широко прибегают к тезису о "трансформации" этого Г., подобно тезису о перерастании капитализма в новый, "народный капитализм". Признается, напр., что в прошлом бурж. Г. представляло собой не управление народа, а управление народом; но ныне, по утверждению этих идеологов (франц. бурж. государствоведы Ж. Бюрдо, М. Дюверже и др.), гос. власть в бурж. странах в результате всеобщего избират. права превратилась якобы в "народное правление", "чистую демократию" (хотя в действительности массы по-прежнему отстранены от управления Г.). Бурш.-реформистская теория "Государства всеобщего благоденствия", ссылаясь на возросшее вмешательство бурж. Г. в хоз. жизнь, утверждает, что если в прошлом оно "не мешало" капиталистич. эксплуатации, то ныне позиция Г. изменилась; оно стало якобы не только "примирителем классов", но и видит свою цель в уменьшении социального неравенства и защите неимущих классов (амер. бурж. проф. В. Мунд, Д. Белл, австр. правый социалист Ф. Кленнер, амер. ревизионист А. Биттелмен и мн. др.). В действительности вмешательство бурж. Г., подчиненного монополиям, в экономич. жизнь направлено на обеспечение интересов этих монополий (см. Государственно-монополистический капитализм), а отд. социально-экономич. завоевания трудящихся есть результат их ожесточенной клас. борьбы, а не продукт доброй воли бурш. Г. Провозглашение совр. бурж. Г. "Г. благоденствия" часто сочетается с провозглашением его и "правовым Г." (О. Кельрейттер и мн. др. зап.-герм, государствоведы); этим лозунгом пытаются прикрыть всевластие огромного полицейско-бюрократич. аппарата, отход империалистич. Г. от принципов демократии и законности. Утверждение, что буржуазное Г. из орудия власти капитала якобы превратилось ныне в самостоятельную, балансирующую над классами силу, ограничивающую и рабочий класс, и капитал, характерно и для ряда ревизионистских авторов. Г. в странах, освободившихся от колониальной зависимости, имеет существ, отличит, черты. Превращение в колонии или полуколонии мн. стран Азии, Африки и Лат. Америки повлекло за собой и лишение этих стран государственности, гос. суверенитета (или существ, ограничение его). Крушение системы колониализма под натиском национально-освободительного движения, происходящее в период общего кризиса капитализма, сопровождается рождением новых, суверенных Г. Только за 1945-62 в Азии и Африке возникло свыше 40 новых суверенных Г. Большинство стран, освободившихся от колониальной зависимости, еще не вырвалось из мирового капиталистического хозяйства, хотя и занимает там особое место; это - все еще эксплуатируемая капиталистич. монополиями часть мира. Вместе с тем многие из них отличает антиимпериалистический характер, деятельность, направленная на ликвидацию последствий колониального гнета, значительная активность освобожденных от политического бесправия масс. С точки зрения гос. форм большинство новых суверенных Г. - республики. Однако нек-рые Г. являются конституц. монархиями (напр., Ливия, Марокко и др.). В новых конституциях большинства Г. провозглашаются осн. демократич. права и свободы граждан, а также всеобщее избират. право. Создаются новые органы гос. власти и управления. Проблема создания нового нац. гос. аппарата, призванного заменить старый аппарат колониальной администрации, является одной из сложных проблем, стоящих перед мн. молодыми Г. Молодые Г. играют активную роль в создании нац. экономики. Это одна из важных внутр. функций, находящая выражение в создании гос. сектора в нар. х-ве, в разработке и осуществлении планов и программ экономич. развития. Осн. чертами, характеризующими внеш. функцию новых Г., являются борьба за мир и мирное сосуществование, укрепление междунар. сотрудничества в интересах полной и окончат, ликвидации колониализма. Нац. Г. все активнее выступают в качестве самостоят. силы на мировой арене, причем объективно это - в осн. сила прогрессивная, революционная и антиимпериалистическая. Суверенные Г., образовавшиеся в результате освобождения от колониальной зависимости, не однородны. В их экономич. политике, в отношении к империализму, в политич. ориентации имеются существ, различия. Кроме того, наряду с суверенными миролюбивыми Г. существуют Г., правящие круги к-рых пошли на серьезнее ограничение нац. суверенитета. Это выразилось в их участии в агрессивных блоках, в создании марионеточных режимов, фактически подчиненных империалистич. Г. В таких странах, где правящие круги проводят реакц. антинац. политику, как правило, происходит переход к диктаторским методам управления, возрастает, в частности, роль воен.-полицейского аппарата. Демократич. институты и права или открыто ликвидируются, или сохраняются чисто фиктивно. Различия в отношении к империализму во внутр. и внеш. политике отд. гос-в объясняются прежде всего разной клас. природой гос. власти. Наиболее склонны к капитуляции перед империализмом режимы, представляющие феод. и компрадорские элементы. В нек-рых случаях и нац. буржуазия, оказавшись у власти, изменяет общенац. интересам. С наибольшей последовательностью курс на укрепление нац. независимости проводится в гос-вах, где народные массы добиваются возможности воздействовать на жизнь государства. Перед всеми освободившимися или освобождающимися от колониализма странами стоит одна общая коренная проблема: по какому пути - капиталистическому или некапиталистическому - пойдут они в своем развитии. Странам, освободившимся от колониальной зависимости, в совр. условиях открыта благоприятная возможность образовать Г. нац. демократии, к-рое способно создать особо благоприятные условия для некапиталистич. развития. Политич. основа Г. нац. демократии - блок всех прогрессивных, патриотич. сил, борющихся за полную нац. независимость, за широкую демократию, за доведение до конца антиимпериалистической, антифеодальной, демократической революции. Социалистическое Г. В результате социалистич. революции на смену эксплуататорскому Г. приходит новый, высший тип - социалистич. Г. Впервые в истории такое Г. возникло в России в результате Вел. Окт. социалистич. революции 1917. В результате нар.-демократич. и нац.- освободит. революций, развернувшихся в ходе и после 2-й мировой войны, возник ряд новых социалистич. Г. Значительно раньше в др. ист. условиях образовалась Монг. Нар. Республика. После 2-й мировой войны социализм превратился в мировую систему. Возникновение социалистич. Г. - закономерный и необходимый результат социалистич. революции. Революция свергает господство эксплуататорского меньшинства и превращает рабочий класс в политич. руководителя общества. Создаваемое им социалистич. Г. охраняет завоевания революции от нападений внутр. и междунар. реакции и осуществляет творческую программу строительства социализма и коммунизма. По своей клас. сущности социалистич. Г., возникающее в результате революции, является Г. диктатуры пролетариата. Оно остается таковым в течение всего переходного от капитализма к социализму периода. Победа пролетариата в революции не приводит тотчас и автоматически к устранению эксплуататорских классов и клас. борьбы. Свергнутые эксплуататорские классы стремятся использовать все средства (и, в частности, помощь внеш. контрреволюции) для того, чтобы отстоять свое существование и помешать успешному социалистич. строительству. В силу этих причин руководящая роль пролетариата в социалистич. преобразовании общества неизбежно принимает форму диктатуры пролетариата, к-рая, в свою очередь, выступает как гос. руководство обществом. Проводимая политич. властью пролетариата гигантская хоз.-организаторская и культурно-воспитат. работа, распространение социалистич. демократии на самые широкие слои населения оказываются неразрывно связанными с задачей подавления и ликвидации свергнутых и сопротивляющихся эксплуататорских классов. Социалистич. Г. уже на этой стадии развития, т. е. выступая как Г. диктатуры пролетариата, коренным образом отличается от эксплуататорских типов Г. Во-первых, оно является орудием господства возглавляемого рабочим классом трудящегося большинства над эксплуататорским меньшинством и, во-вторых, оно преследует цели не увековечивания господства одного класса над другим, а построения нового социалистич. общества. В. И. Ленин указывал в этой связи, что в переходный от капитализма период Г. как особая машина для подавления еще необходимо, но это уже "... переходное государство,... уже не государство в собственном смысле, ибо подавление меньшинства эксплуататоров... совместимо с распространением демократии на такое подавляющее большинство населения, что надобность в особой машине для подавления начинает исчезать" (Соч., т. 25, с. 435). Представители антикоммунизма, пытаясь исказить сущность Г. диктатуры пролетариата, утверждают, что поскольку после победы социалистич. революции в России и ряде др. стран пролетариат не составлял в ни

Государство – сложная структура, создаваемая для защиты интересов определенной группы граждан, а также для сохранения полноценных взаимоотношений между ними и поддержания правового порядка.

В историческом плане это понятие определяется как некая социальная организация, имеющая власть над людьми и преследующая цель обеспечить общее благо для всех, кто проживает на ее территории.

Термин «государство» произошел от древнерусского слова «государь» , которым в прошлом называли правителей на Руси. Этимологически оно связано с более ранним понятием «господарь» (производное – «господарьство»), чье происхождение достоверно не установлено.

В Средние века под государством понимали владения, принадлежавшие князьям-государям, а в современную эпоху термин стал использоваться для обозначения территорий, объединенных определенными признаками – конституцией, законодательством, территорией, населением, денежной системой и т. д.

Государство, в котором люди живут согласно нормам и принципам права, называется правовым. В такой организации общества закон имеет высшую юридическую силу, и никто из граждан, включая аппарат власти, не может действовать за пределами его рамок.


Все люди равны перед законом, независимо от их благосостояния, происхождения или общественного положения. В целях обеспечения верховенства права суды в правовом государстве отделены от других органов власти, а судебные решения принимаются в соответствии с разумным толкованием законов и нормативных актов.

Согласно наличию или отсутствию независимости в отдельных частях государства различают простую форму устройства (унитарную) и сложную (федерации либо конфедерации). Унитарная – это единое государство, где отдельные регионы не имеют самостоятельности и подчиняются одному центру. Такая организация общества отличается одноуровневой законодательной системой (конституцией), единым гражданством и иерархической системой управления.

В настоящее время на международном уровне государствами признаются организации общества, которые являются членами ООН. Таких в мире 194. Все они входят в Организацию Объединенных Наций, за исключением Ватикана, который хоть и считается суверенной территорией, но не является государством в полном понимании этого слова.

Кроме признанных, на нашей планете есть территории, которые получили право на самоопределение, но не смогли им воспользоваться (например, оккупированные Палестина и Сахарская Республика). Не считаются полноценными государствами и непризнанные страны – Приднестровье, Северный Кипр, Южная Осетия, Тайвань и ряд других.

Хотя для многих страна и государство – это синонимы, на самом деле между этими терминами существуют различия. Под государством понимают, в первую очередь, политическую систему власти на отдельной территории, в то время как понятие «страна» больше используется в географическом или культурном контексте.


Государство – это особая организация общества, объединенного социальными факторами, имеющего единую систему управления, тогда как страной можно назвать не только территорию, но и население, живущее на ней. Кроме этого, государство – более официальный термин, применяемый в правовых и политических аспектах.