Националистическая деятельность. Что такое "национализм"? Боротьбисты и укаписты

Национализм проповедует не вражду и ненависть

к представителям иных наций и народов, но скорее

политическую независимость и работу на благо

собственного народа.

Когда мы слышим "я - узбек" или "я - англичанин", а также "мы - дагестанцы", то о национализме мы не вспоминаем. Стоит сказать "я - русский" или "мы - русские* - всё, преступник - националист! Недавно осудили 19-летнюю девушку за то, что на её страничке в ВК она разместила националистические лозунги великих русских, типа Александра III, Толстого, Достаевского, Суворова и назвала себя националисткой. Доходит до абсурда! Какой-то суд признал незаконными слова Александра III "Россия - для русских!" Этот лозунг был объявлен экстримистским! Что же получается Россия - не для русских? Проанализировав действия властей, миграционную политику , внутреннюю политику вывод напрашивается сам собой - истребление русского народа. Зачем? Здесь всё просто. Кто будет защищать чужую страну? В случае войны узбеки возвратятся в Узбекистан, чеченцы - в Чечню, а американцы зайдут в Россию безпрепятственно и сделают её одним из своих штатов. Кстати, многие американцы думают, что Россия - в составе США. Стратегия выполняется планомерно, сначала распался великий и могучий Советский Союз. Теперь по одиночке громят остатки. Начали с Украины. Готовится - Россия.

Кто же такой на самом деле националист ? Давайте разберёмся.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа , культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей . Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму . Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

В силу того, что многие современные радикальные движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью (или любой иной неприязнью к этническим «другим»). Такая нетерпимость осуждается сторонниками умеренных течений в национализме.

Российские СМИ «национализмом» часто называют этнонационализм , в особенности его крайние формы (шовинизм , ксенофобия и др.), которые делают акцент на превосходстве одной национальности над остальными . Многие проявления крайнего этнонационализма, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию , относятся к международным правонарушениям .

Принципы национализма:

«Нация — первична, государство — вторично », — основной лозунг национализма. Национализм проповедует не вражду и ненависть к представителям иных наций и народов, но скорее политическую независимость и работу на благо собственного народа . Последнее относится прежде всего к государственной власти. Близкородственное понятие — патриотизм (не путать с лексически похожим термином «государственный патриотизм »). Связанными с этой концепцией являются такие понятия, как «национальные ценности», «национальные интересы», «национальная безопасность», «национальная независимость», «национальное самосознание» и др.

Виды национализма.

Ниже перечислены основные направления национализма. Большинство современных течений в рамках этой идеологии представляют собой смесь этих направлений.

  • Гражданский национализм утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, т. е., степенью, в которой государство представляет «волю нации». При этом принадлежность человека нации отождествляется с гражданством .
  • Формой гражданского национализма является либеральный национализм , который делает акцент на либеральных ценностях, в особенности на правах человека .
  • Государственный национализм , напротив, утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства.
  • Органический национализм фокусирует своё внимание на «органическом единстве» образующих нацию людей, которое может иметь культурную или генетическую природу. Сторонники этого течения утверждают, что границы государства должны совпадать с территорией проживания нации.
  • Культурный национализм определяет нацию общностью сепаратизму . Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма . Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности (см. шовинизм и расизм ), а культурные националисты — культурной и религиозной нетерпимости (см. ксенофобия ).

    Характерная для национализма размытость идеологии и эклектичная структура политических движений часто открывает возможности для политики «двойных стандартов». Например, стремящиеся к сохранению своей культуры «нации-гегемоны» обвиняют в великодержавном шовинизме, борьбу малых народов за национальную независимость называют сепаратизмом, — и наоборот.

    Если "короче", то:

    НАЦИЯ (NATION) - это и есть в переводе с латиницы - НАРОД, а славянские Символы - НАРОДНЫЕ! Тот, кто любит свою Родину и свой НАРОД - Нацист, а тот, кто не любит свой НАРОД - ШОВИНИСТ! Тот, кто любит все НАРОДЫ - ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТ.

Что позволяет государству быть целостным и сохранять свою структуру? По сути, любая страна - это всего лишь группа людей, живущих на установленной территории. То, благодаря чему народ может называться единым - это "дух нации", или проще сказать - национализм.

Что такое национализм

В широком смысле слова националист - это человек, который в политических и глобальных вопросах на первое место ставит благополучие и процветание своего государства. По своей природе национализм схож с понятием патриотизма - он проповедует абсолютную любовь к своей стране, уважение к прошлому своего народа и стремление всеми силами защитить его настоящее и будущее. Иногда национализм даже может стать причиной для самопожертвования.

Причины национализма

С помощью национализма во все времена происходило объединение всего населения, даже несмотря на различие в классах общества. Националист - это человек, который считает, что общее наследие, традиции и национальные ценности страны служат в роли объектов поклонения. Как правило, такая политика сопровождается массовой пропагандой, а также поставленной правительством целью. Такое явление особенно популярно при разжигании конфликтов - при помощи СМИ в народе наращивается необходимое настроение, при котором цели и причины разжигания разногласий отходят на второй план.

По причине того, что многие радикальные движения называют себя националистами, это понятие стало ассоциироваться с нацизмом и с этнической нетерпимостью.

Национализм и нацизм

Но не стоит путать понятия националист и нацист. Разница между ними в том, что националист может любить свою страну, но при этом уважать и другие народы. Ненависть к другим государствам не является первоцелью, но она может появиться впоследствии, под влиянием высшей власти страны и СМИ. Но всё же изначально националист - это человек, лишь немногим отличающийся от патриота.

Нацизм же, в свою очередь, основывается именно на ненависти к другим народам. Впервые он зародился в Германии во время Первой и Второй мировых войн. Даже несмотря на устранение всего руководства, которое распространяло эту идеологию, впоследствии она нашла большое распространение. Многие современные так называемые нацисты ставят себе в кумиры символ этого движения - Адольфа Гитлера. Для того чтобы подчеркнуть и выставить напоказ свои убеждения, они нередко используют символику и атрибуты солдат нацисткой Германии. К примеру, очень частым явлением является изображение татуировок со свастикой - главным отличительным знаком нацистов.

В России

Сегодня в России национализм приобрёл совершенно другой оттенок. В нашей стране чаще всего под этим понятием понимают именно этническую нетерпимость. Она выражается в открытом и демонстративном презирании и унижение людей других национальностей. Высмеиваются также и их культура, религия, традиции и образ жизни. В первую очередь это связано с тем, что количество иммигрантов из стран Востока в Россию увеличивается с каждым годом, и они нередко устраивают конфликты, в ходе которых страдают люди славянского происхождения. Зачастую это и становится причиной ненависти.

Выделяют два подвида группировок националистов:

  • Умеренные.
  • Радикальные.

К первой категории относятся те, кто стремится разрешить все вопросы, стараясь не прибегать к насилию. Как правило, они ограничиваются проведением всевозможных акций, протестов и митингов. Конечно, и в их среде возможны потасовки, но они обходятся без смертей. Такие организации стремятся провести грань между понятиями националист и нацист.

Разница с радикально настроенными движениями более чем ясна. Вторая категория - это, как правило, запрещённые движения, распространяющие нацистскую и фашистскую идеологии. Они стремятся всеми силами изгнать чужаков из своей родины, что нередко кончается смертями от обеих сторон.

Первые упоминания

Впервые понятие национализм встречается в России в XVIII веке, когда власть начала активно строить отношения с западными странами. Русское дворянство восхищалось тем, как живут люди в странах-соседях, и стремилось перенять некоторые их черты. Поэтому они считали, что в России необходимо провести реформы, чтобы стать похожими на более развитые и прогрессивные государства. Однако это мнение поддерживало не всё население, и в качестве их противников выступали так называемые славянофилы. Они считали, что Россия должна идти по своему собственному пути, и что копировать чужой образ жизни и устои - это будет предательством и неуважением по отношению к своей Родине. В конце концов, с приходом к власти большевиков национализм на некоторое время угас в стране. Политика советской власти по полному подавлению любых признаков национализма послужила причиной того, что такие явления, как нацизм и фашизм, так и не смогли найти распространение.

Русский марш

Ежегодно 4 ноября, в День народного единства, в Москве и во многих других городах России устраивается "русский марш". В этот день собирается несколько тысяч людей, из самых разных фракций и движений. В этом параде хочет участвовать каждый националист. Этот день можно назвать их профессиональным праздником. Главным символом этой акции является флаг Российской империи. Основной идеей этого марша является привлечение внимания общественности и правительства к проблеме нелегальной иммиграции в Россию. Также рассматриваются и другие политические вопросы - например, участники последнего марша разбились на несколько отдельных группировок, каждая из которых выражала своё мнение на ситуацию в Украине. Так, если некоторые скандировали за единство русского и украинского народов, то другие, напротив, выражали свою ненависть к Украине.

Несмотря на то, что большинство участников этой акции проявляют крайнюю нетерпимость к людям других национальностей, в то время, когда проводился марш националистов, стычки и любые другие конфликты происходили очень редко. К тому же правительство даёт разрешение на проведение этого шествия. Самый многочисленный марш происходил в 2011 году, в нем, по разным оценкам, собралось от 10 до 25 тысяч человек. Одним из главных организаторов выступал русский националист Дмитрий Дёмушкин, который является лидером движения "Славянский союз".

В 2014 году результаты были куда скромнее - в нескольких шествиях всего около 4 тысяч человек. Главной причиной угаснувшего интереса к этой акции в минувшем году является то, что организаторы не смогли прийти к единому мнению. Главной темой был украинский конфликт, в котором мнения всех участников были слишком разрозненны, чтобы прийти к точке соприкосновения.

Группировка БОРН

В России наибольшую популярность имеет боевая организация русских националистов БОРН. Эта радикальная группировка впервые появилась в 2008 году. На заре своего происхождения они были довольно малоизвестны и подчеркивали свое существование интернет-заявлениями, которые поступали после совершения громких преступлений. Как и любая другая группировка экстремистской направленности, основная их цель - совершение преступлений, обусловленных национальной враждой. Кроме того, имеются случаи нападения на сотрудников правоохранительных органов по причине того, что они препятствовали проведению их разбоев.

Боевая организация русских националистов БОРН по сути являющаяся лишь противником иностранных граждан, не останавливалась лишь на этом. В числе жертв этой группировки имеется также и немало русских граждан, которые так или иначе были связаны с антифашисткой деятельностью. Этим они показывают, что являются противниками не только людей других национальностей, но также тех, кто стремится их защитить.

Одними из самых известных членов группировки являются Никита Тихонов и его гражданская жена Евгения Хасис. Они известны по делу об убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. В результате Тихонов был приговорён к пожизненному заключению, а Евгения Хасис - к 18 годам проведения в колонии.

Преступления БОРНа

Самым жестоким их преступлением является убийство гастарбайтера таджикского происхождения Салохитдина Азизова. После того как его убили, ему отрубили голову и подбросили её в отделение местной управы. Но, несмотря на методы, они смогли получить именно то, чего хотели. На следующий день во многих газетах было напечатано о том, что сделали БОРНовские националисты. Фото их деятельности попало в полицейские архивы.

Помимо этого, участники боевой организации русских националистов были замешаны ещё в нескольких преступлениях: убийство судьи Эдуарда Чувашова, антифашистов Александра Рюхина, Федора Филатова, Ильи Джапаридзе, Ивана Хуторского, а также убийство боксёра Муслима Абдуллаева и члена кавказского националистического движения "Чёрный ястреб" Расула Халилова.

бурж. идеология и политика в нац. вопросе, выражающая классовые интересы буржуазии. Развитие Н. связано с зарождением и развитием капитализма. Буржуазия использует Н. в качестве орудия создания и завоевания общенац. рынка, установления своего господства в нац. рамках в борьбе против феод. сил и чужеземной буржуазии, в качестве орудия закрепления и расширения этого господства путем порабощения других наций. Н. используется буржуазией с целью добиться "классового мира" внутри нации, посеять между трудящимися разных наций нац. рознь, подорвать интернац. единство революц. движения. Условия бурж. общества ведут к распространению националистич. взглядов среди отсталых слоев трудящихся. Н. прививается им всем аппаратом бурж. гос-ва, его политикой и пропагандой. Главными принципами идеологии бурж. Н., к-рые служат основой националистич. политики, являются: положение о нации как высшей, надклассовой форме обществ. единства, при этом классовые устремления буржуазии выдаются за общенац. интересы; идея нац. превосходства, нац. исключительности. В гносеологич. отношении основой всякого Н. является абсолютизация нац. момента. Бурж. философы и социологи понимают "национальное" как прежде всего, и почти исключительно, духовное. Понятие Н. толкуется ими как некая самодовлеющая, суверенная духовная сила, к-рой очень часто придаются мистич., а порой и патологич. свойства. Напр., амер. проф. Б. Шейфер определяет Н. ("групповую лойяльность") след. образом: "...1) любовь к общей земле, расе, языку и исторической культуре, 2) стремление к политической независимости, безопасности нации и забота о ее престиже, 3) мистическая преданность туманному, иногда сверхъестественному социальному организму, который известен как нация и народ..., 4) догма о том, что индивидуумы живут исключительно для нации, которая есть цель в самой себе, 5) доктрина, что данная нация... является или должна быть господствующей... среди других наций и должна совершать с этой целью агрессивные действия" ("Nationalism: myth and reality", N. Y., 1955, p. 6). Неуловимость и широта, приданные понятию Н. бурж. теоретиками, служат основой субъективного произвола в анализе конкретного содержания того или иного Н., затушевывания классовых сторон проблемы. Бурж. идеологи обычно признают лишь разновременность возникновения или проявления Н. и его неодинаковый характер в разных странах. В работах амер. ученых (Г. Кон, Л. Снайдер, Ф. Нортроп, X. Моргентау, В. Эбенштейн и др.) восхваляется дух свободы, терпимости и компромисса, будто бы свойственный англо-саксонскому или амер. Н. В то же время мн. бурж. социологи выступают с нападками на Н. в колониальных и зависимых странах. В ряде бурж. теорий Н. служит основой для анализа историч. процесса. В них выдвигаются на первый план в качестве движущей силы истории, в противовес классовой борьбе, взаимоотношения и борьба между нациями, "столкновения" национализмов. Г. Кон заявляет, что "путеводной звездой" историч. развития в Европе после 1789 (а в 20 в. и повсюду) является Н. Он объявляет этот историч. период "веком национализма", а совр. эпоху "веком паннационализма" (см. "The age of nationalism", N. Y., 1962, p. XVI). Нек-рые идеологи империалистич. буржуазии выдвигают шовинистич. положения об "особой" историч. роли нек-рых "избранных" наций, обусловленной якобы их характером и культурой (см., напр., F.S.C. Northrop, The taming of nations, ?. ?., 1954, p. 330). Марксизм-ленинизм показал экономич. и социальные корни Н., его классовую сущность; он рассматривает Н. конкретно-исторически, определяя его объективную обществ. роль в зависимости от историч. этапа развития капитализма, от обществ. роли буржуазии и характера ее связей с нар. массами, от положения данной нации в системе межнац. отношений. В период формирования наций, напр. в Зап. Европе и США, Н., наряду с лозунгами демократии, являлся идейным знаменем восходящей буржуазии в борьбе против феодализма и нац. гнета, поднимая и нар. массы на эту борьбу. Это придало Н. в данный период определ. прогрессивное содержание (см. В. И. Ленин, Соч., т. 20, с. 18). Характер Н. в этих странах изменился с наступлением эпохи вполне сложившихся капиталистич. отношений и перерастания капитализма в империализм. Монополистич. капитал выступает носителем самого грубого и жестокого нац. и колониального гнета, а агрессивный и воинствующий Н. становится орудием империалистич. и колониальной политики и сближается с расизмом (напр., гитлеризм с его изуверской расовой теорией). После 2-й мировой войны особо опасный характер приобрел амер. империалистич. Н. и шовинизм. Внутри США он проявляется в расовой дискриминации негритянского населения, в притеснениях евреев, итальянцев, славян, пуэрториканцев и др. В междунар. отношениях он выражается в претензиях на "руководство" миром и в неоколониалистском курсе США. При этом великодержавный амер. шовинизм все чаще укрывается под космополитич. маской (см. Космополитизм). В условиях существования двух мировых систем империалистич. буржуазия стремится придать Н. прежде всего антикоммунистич. направленность. Иной характер в совр. эпоху имеет Н. в странах, борющихся за политич. и экономич. независимость, против империализма. На определ. этапе имеет место известное совпадение антиколониальных и антифеод. интересов нац. буржуазии с антиимпериалистич. и антифеод. интересами трудящихся масс. Поэтому в Н. в этих странах в ограниченной форме выражается идея нац. освобождения и нац. независимости и он часто служит знаменем нац.-освободит. движения. В Н. в данном случае находит известное отражение демократизм и протест против империалистич. гнета той части масс, к-рая еще не поднялась до классового сознания. У значит. слоев крестьянства Н. выступает как первоначальная форма антиимпериалистич. сознания. Вместе с тем, наряду с этими прогрессивными сторонами, Н. в бывших колониальных и зависимых странах имеет реакц. черты, к-рые усиливаются с ростом узкоклассовых тенденций в политике нац. буржуазии, с развертыванием в освободившихся странах борьбы за социальный прогресс. Он затушевывает классовые противоречия, пытается оправдать эксплуатацию трудящихся потребностями "нац. прогресса"; не свободен он и от идеи нац. превосходства и национальной, а в нек-рых случаях и расовой исключительности. Коммунистич. мировоззрение несовместимо с любой националистич. идеологией: "Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм – вот два непримиримо-враждебные лозунга, соответствующие двум великим классовым лагерям всего капиталистического мира и выражающие д в е политики (более того, два миросозерцания) в национальном вопросе" (там же, с. 10). Н. служит тормозом в развертывании освободит. борьбы рабочего класса и всех угнетенных и эксплуатируемых, т.к. условием ее победы является интернац. сплочение трудящихся всех наций. Коммунисты подходят к Н. с принципиальных позиций, но оценивают его конкретно-исторически, с т. зр. интересов революц. борьбы народов против империализма, интересов мирового социализма. Коммунисты беспощадно разоблачают империалистич. шовинизм, Н. угнетающих наций и ведут с ним непримиримую борьбу. Отношение коммунистов к Н. угнетенных наций опирается на положение Ленина (см. тамже, с. 384), развитое в Программе КПСС: "В национализме угнетенной нации есть общедемократическое с о д е р ж а н и е, направленное против угнетения, и коммунисты поддерживают его, считая исторически оправданным на определенном этапе. Оно выражается в стремлении угнетенных народов к освобождению от империалистического гнета, к национальной независимости и национальному возрождению. В то же время в национализме угнетенной нации содержится и другая сторона, выражающая идеологию и интересы реакционной эксплуататорской верхушки" (1961, с. 47). Особенно непримиримо коммунисты относятся к националистич. шатаниям в собств. среде, к-рые возникают в результате давления бурж. и мелкобурж. сил, а также вследствие деятельности империалистич. агентуры. Эти шатания выражаются в проявлениях нац. ограниченности и эгоизма, в отступлениях от принципов интернационализма и классовой солидарности, в раздувании и преувеличении нац. особенностей классовой борьбы и строительства социализма в отд. странах. Новейшей формой таких шатаний являются попытки подменить антиимпериалистич. солидарность народов Азии, Африки и Лат. Америки их обособлением, основанным на географич., националистич. и расовых принципах, от социалистич. содружества и рабочего движения развитых капиталистич. стран, попытки подорвать великий союз и солидарность нац.-освободит. движения с междунар. рабочим классом и мировой социалистич. системой, принизить ведущую роль пролет. сил в мировом революц. процессе. Борьба с Н. в коммунистич. движении и его преодоление – важнейшая задача марксистов-ленинцев. Почву для полного преодоления Н. создает социализм, к-рый уничтожает основы социальных и нац. антагонизмов, создает условия для нац. равноправия и дружбы народов. Однако свержение буржуазии и установление диктатуры пролетариата не устраняет сразу проявлений бурж. Н. Преодоление Н. – сложный и длит. процесс. Он совершается в напряженной и неослабевающей борьбе с нац. враждой и недоверием, с нац. эгоизмом и ограниченностью, к-рые принадлежат к числу наиболее цепких, устойчивых пережитков капитализма. К тому же националистич. предрассудки всячески оживляются и подогреваются врагами социализма. Практика социалистич. и коммунистич. строительства, борьба против великодержавного и местного Н., строгое соблюдение нац. равноправия, достижение фактич. равенства в экономич., политич. и культурной областях, внимательное отношение к культуре, нуждам и особенностям малых народов, интернац. воспитание трудящихся – все это обеспечивает успех в борьбе с пережитками Н. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О колониальной системе капитализма. [Сб. ], М., 1959; Ленин В. И., О национальном и национально-колониальном вопросе. [Сб. ], М., 1956; Программа КПСС (принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Красов А., В чем сущность бурж. Н., "В помощь политич. самообразованию", 1957, No 5; Брутенц К. Н., Против идеологии совр. колониализма, М., 1961, гл. 2–3; Совр. освободит. движение и нац. буржуазия, Прага, 1961; Модржинская Е. Д., Распад колониальной системы и идеология империализма, М., 1965; ?oria Sima, Destin?e du nationalisme, ; Deutsch K., Nationalism and social communication. An inquiry into foundations of nationality, N. Y., 1953; Emerson R., Paradoxes of Asian nationalism, "Far Eastern Quarterly", 1954, v. 13, Febr.; Kohn H., Nationalism, its meaning and history, N. Y., ; ?oppеlmann H. L., Nation, Sprache und Nationalismus, Leiden, 1956; Thayer P. W. , Nationalism and progress in free Asia, Balt., 1956. См. также лит. при ст. Интернационализм, Нация. К. Брутенц. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

идеология и политика, рассматривающие нацию как высшую и внеисторич. форму обществ. единства, в рамках к-рого все социальные слои связаны будто бы гармонич. общностью интересов. Идеологи Н. отрицают наличие у трудящихся клас. задач или объявляют их второстепенными по сравнению с нац. задачами, выделяют свою нацию в противовес другим нациям и выступают за подчинение интернац. интересов трудящихся противопоставляемым им нац. интересам. Являясь в сложившемся виде продуктом капитализма, Н. обычно носит бурж. характер и направлен на достижение целей буржуазии, выдаваемых ею за "общенациональные". Н. в различных ист. условиях играет различную роль в обществ. развитии. Его характер зависит от ист. этапа развития капитализма, от обществ. роли буржуазии, от соотношения клас. сил в той или иной стране, от положения данной нации в системе межнац. отношений. До тех пор пока буржуазия выступает в качестве прогрессивного класса, Н., как первонач. форма нац. самосознания, играет в целом прогрессивную роль. Исторически прогрессивную роль сыграл, напр., Н. борцов за освобождение сев.-амер. колоний, под флагом к-рого амер. народ вел в 1775-83 войну за независимость. Революционное, демократич., антифеод. содержание заключал в себе Н. участников Великой франц. революции. Прогрессивный в целом характер имел до последней трети 19 в. итал. Н., содействовавший освобождению итал. народа от австр. гнета и объединению Италии, Н. других угнетенных народов, выступавших против габсбургской монархии. Общедемократич. содержание против угнетения имеется "в каждом буржуазном национализме угнетенной нации..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 275 (т. 20, с. 384)). Вместе с тем, даже в пору, когда буржуазия была прогрессивным классом, проявлялась и отрицат. сторона каждого Н., прикрывавшего эксплуатацию трудящихся и угнетение "чужих" наций. П., как идеология буржуазии, выполнял различную роль и в зависимости от места, к-рое занимала та или иная прослойка буржуазии в обществ. жизни, а также от того, в союзе с какими классами и социальными группами она выступала. Так, напр., в нац. движении угнетенных народов Австрии во время революции 1848-49 Н. использовался революц.-демократич. направлением с целью завоевания нац. независимости и образования нац. гос-в, а бурж.-либеральным направлением - с целью сохранения лоскутной, державшейся на угнетении народов монархии Габсбургов (от к-рой либеральные буржуа и дворяне ждали нек-рых уступок нац. требованиям). С последней трети 19 в., когда капитализм начал перерастать в империалистич. стадию своего развития и между крупнейшими капиталистич. странами возникли острые противоречия в связи с развернувшейся борьбой за колонии, Н. в этих странах утратил всякое прогрессивное содержание; он стал принимать крайние формы нац. и расовой нетерпимости (см. Шовинизм, Расизм), сделался идеологич. обоснованием империалистич. политики и милитаризма, дискриминации и преследований нац. меньшинств. С этого времени получают особенно широкое распространение расистские теории о превосходстве белой расы (миф о "бремени белого человека", деление народов на "исторические", "неисторические" и т. д.). Дикие, изуверские формы принял II. в фаш. гос-вах, особенно во время 2-й мировой войны. Гитлеровская Германия, под флагом Н. развязавшая эту войну и вставшая на путь истребления в лагерях смерти целых народов, наглядно продемонстрировала, к чему может привести разгул Н. После войны особенно реакц. характер приобретает Н. империалистов США, выступающих с претензиями на "руководство" миром. Во внутр. плане Н. амер. империалистич. буржуазии особенно открыто проявляется в расистской политике сегрегации, направленной против 20-миллионного негритянского населения. Иногда Н. правящей верхушки империалистич. гос-в, стремящихся удержать в подчинении малые народы и народы развивающихся стран, принимает форму космополитизма, выступая под лозунгами ограничения нац. суверенитета, создания наднациональных пр-в, "Объединенной Европы" и т. д. Реакц. Н. использует невежество, эксплуатирует реваншистские настроения, получившие распространение после 2-й мировой войны в побежденных странах. Особенно восприимчива к Н., как показала история, мелкобурж. среда. Националистич. угар способен охватить и отд. группы трудящихся и даже рабочих. Иную роль играет Н. в странах Азии, Африки и Лат. Америки, ведущих антиимпериалистич. освободит. борьбу. Н. народов этих стран нередко имеет антиимпериалистич. и зачастую антифеод. содержание (в разной степени в разных странах) и выступает здесь как первоначальная, неразвитая форма антиимпериалистич. сознания, вырабатывающегося в борьбе с колонизаторами. В нем находит известное отражение стремление к нац. независимости и обществ. прогрессу той части масс, к-рая еще не поднялась до клас. сознания. Вместе с тем и в освобождающихся странах Н. может иметь консервативные и даже реакц. черты, т. к. нередко под флагом защиты "нац. интересов" выступает против клас. борьбы и не свободен от идеи нац. и расового превосходства. Марксисты-ленинцы, всемерно поддерживая общедемократич. содержание Н. угнетенных наций, выступают против попыток буржуазии затемнить клас. сознание трудящихся националистич. предрассудками, разъясняя, что окончат. решение нац. вопроса может принести только социализм. Вместе с тем коммунисты не откладывают рассмотрения нац. проблем до победы социалистич. революции во всем мире и предлагают конкретную программу их решения (самоопределение, юридич. и экономич. равноправие наций и народов, демократизация обществ. жизни и т. д.; см. Национальный вопрос). Сов. Союз, другие социалистич. гос-ва, коммунисты капиталистич. стран решительно поддержали широко развернувшееся после 2-й мировой войны в колониальных и зависимых странах нац.-освободит. движение, под ударами к-рого развалилась колониальная система империализма. Коммунисты стран Азии, Африки и Лат. Америки героически сражались в первых рядах этого движения. В условиях, когда политич. независимость в большинстве освобождающихся стран завоевана, перед нац.-освободит. движением встают новые задачи - достижение полной, т. е. экономической, независимости, ликвидация нищеты и невежества, кардинальное улучшение положения трудящихся масс и т. д. Решать эти задачи на пути капитализма, как свидетельствует опыт молодых гос-в, вставших на этот путь, невозможно. Сама логика борьбы подталкивает нац.-освободит. движение в сторону социализма. В этих условиях нек-рые прогрессивно-националистич. и революц.- демократич. партии и течения в освободившихся и освобождающихся странах, борясь за некапиталистич. развитие своих стран, начинают идеологически перевооружаться, выступают с лозунгами построения социализма. В то же время определенные круги нац. буржуазии в освободившихся от колониальной зависимости странах идут на сговор с империализмом; отстаивая капиталистич. развитие своих стран, они используют идеологию антикоммунизма, что ведет к расколу революц., антиимпериалистич. сил как в рамках одной страны, так и в междунар. масштабе. Н. этих кругов нац. буржуазии приобретает реакц. характер, теряет патриотич. черты, начинает служить интересам империализма. В социалистич. гос-вах последоват. осуществление ленинской нац. программы, базирующейся на принципах интернационализма, самоопределения, фактического нац. равноправия, социалистич. федерации и автономии, устраняет причины возникновения антагонистич. нац. противоречий, а следовательно, здесь нет почвы и для Н. Однако поскольку нац. различия сохраняются, а в сознании нек-рых людей еще не изжиты националистич. предрассудки, и здесь возможно возникновение противоречий, связанных с рецидивами Н. (великодержавного шовинизма, сепаратизма, антисемитизма и т. п.). Но нац. противоречия в условиях социализма успешно преодолеваются в результате развития социалистич. демократии, интернационалистич. воспитания трудящихся, правильного руководства со стороны правящих коммунистич. партий. Образование после 2-й мировой войны мировой социалистич. системы поставило новые проблемы перед коммунистич. и рабочими партиями социалистич. стран. Глубокие коренные потребности социалистич. гос-в требуют сплочения мирового социалистич. содружества. Такое сплочение диктуется и интересами развития экономики каждой страны, и задачами обороны социалистич. мира от агрессивного империализма, и объективной потребностью углубления междунар. разделения труда и расширения экономич. связей между социалистич. странами, и необходимостью широкого взаимного обмена опытом в различных областях хоз., культурного, парт. строительства. Но объективная тенденция к сплочению мирового социалистич. содружества реализуется не автоматически, а достигается лишь путем решит. преодоления проявлений нац. ограниченности. Н., как свидетельствует ист. опыт и, в частности, политическая линия, проводимая руководством компартии Китая в последние годы, может проникать и в междунар. рабочее движение. Люди, попавшие под его влияние, нередко маскируют националистич. идеи марксистской фразеологией; они выхватывают из цельной марксистской программы по нац. вопросу лишь отд. положения, извращая тем самым ее в целом. Проникновение Н. в рабочее движение ведет к разъединению и противопоставлению друг другу его различных нац. отрядов. Решительно выступая против националистич. взглядов, способных нанести огромный ущерб междунар. рабочему классу, В. И. Ленин писал: "...Кто встал на точку зрения национализма, тот, естественно, доходит до желания окружить китайской стеной свою национальность, свое национальное рабочее движение, того не смущает даже и то,...что своей тактикой разъединения и раздробления он превращает в ничто великий завет сближения и единения пролетариев всех наций, всех рас, всех языков" (там же, т. 7, с. 325 (т. 6, с. 474-75)). То, что сближает различные отряды рабочего класса и разные коммунистич. партии, значительно превосходит то, что их разъединяет. Это основа, на к-рой базируется единство междунар. коммунистич. и рабочего движения и ведется борьба против Н. в его рядах. Большой вред интернац. сплочению трудящихся могли бы принести попытки насильств. объединения и слияния наций. В ходе коммунистич. и социалистич. строительства при строгом соблюдении нац. равноправия во всех областях жизни, внимательном отношении к нуждам и особенностям малых народов обеспечивается успех в борьбе со всеми видами Н. и его пережитками. Лит.: Ленин В. И., О национальном и национально-колониальном вопросе, М., 1956; его же, Демократия и народничество в Китае, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21 (т. 18); его же, Рабочий класс и национальный вопрос, там же, т. 23 (т. 19); его же, Отсталая Европа и передовая Азия, там же; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24 (т. 20); его же, Социалистическая революция и право наций на самоопределение, там же, т. 27 (т. 22); его же, О карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме", там же, т. 30 (т. 23); его же, Письмо к рабочим и крестьянам Украины по поводу победы над Деникиным, там же, т. 40 (т. 30); Заявление Совещания представителей коммунистических и рабочих партий 1960 г., в сб.: Программные док-ты борьбы за мир, демократию и социализм, M., 1961, Программа КПСС. Принята XXII съездом КПСС, М., 1965; Ананова Е. В., Антинациональная сущность панамериканизма, в кн.: Нации Латинской Америки, М., 1964; Брутенц К., Против идеологии современного колониализма, М., 1961; Модржинская Е. Д., Распад колониальной системы и идеология империализма, М., 1965; Потехин И. И., Африка смотрит в будущее, М., 1960; Старушенко Г. Б., Принцип самоопределения народов и наций во внешней политике Советского государства, М., 1960; Современное освободительное движение и нац. буржуазия, Прага, 1961; Northrop F. S. С, Taming of the Nations..., N. Y., 1952; Kohn Н., Nationalism: its meaning and history, Toronto, 1955; Shafer В., Nationalism: myth and reality, N. Y., 1955; Thayer P. W. and Phillips W. T. (eds), Nationalism and progress in free Asia, Oxf., 1956; Hodgkin T., Nationalism in colonial Africa, L., 1956; Emerson R., From Empire to nation..., L., 1960; Manger W., Pan America in crisis, Wash., 1961; Legum С., Pan-Africanism. A short political guide, L., 1962. Г. Б. Старушенко. Москва.

Украинский национализм - политическая националистическая идеология , а также общественно-политическое движение, ставящее целью создание и развитие украинского самостоятельного национального государства и/или защиту национальной самобытности. Национализм требует в первую очередь национального самосознания, осознания национальной общности группы людей.

XIX век

Основание теории «украинского национализма» было заложено в «Книге бытия украинского народа», написанной, в частности, членами первой в Российской империи организации политического направления «Кирилло-Мефодиевское братство » - историком Николаем Костомаровым и поэтом Тарасом Шевченко . Николай Костомаров выдвинул тезис о двух русских народностях , доказывая существование отдельной «южнорусской» народности.

В 1847 году ряд членов общества был арестован и выслан.

Деятельность организации была возобновлена в 1850-1860-е годы. Одновременно наметился раскол между сторонниками собственно украинской и малороссийской (выступающих против отделения) ориентации. Данное противостояние усилилось после Валуевского и Эмского указов , резко ограничивших использование украинского языка в образовании и науке. Однако, даже среди сторонников «украинства » вплоть до конца XIX века за немедленное отделение Украины от Российской империи выступали очень немногие. В Галиции похожий конфликт был между «русофилами », выступавшими за сближение с Российской империей, и «народовцами». При этом, в свою очередь, между восточными «украинофилами » и галицкими «народовцами» также существовало неприятие .

Конец XIX - начало XX века

Сам термин «национализм» появляется в украинской публицистике примерно в 1880-1890-е годы. Сначала этот термин использовался не для обозначения конкретной политической доктрины, а предусматривал достаточно широкий круг общественно-политических представлений и предпочтений украинского народа. Например Б. Гринченко в «Письмах из Украины Приднепровской» отличает среди украинских деятелей «формальных националистов», «проявляющих приверженность ко всему украинскому: от украинского языка, к украинской литературе, и даже к украинской одежде».

На рубеже XIX-XX веков ситуация изменилась: разделение украинского национального движения на отдельные конкурирующие течения и борьба между ними приводят к идеологизации и политизации понятия «национализм».

Николай Михновский

Украинский интегральный национализм

Дмитрий Донцов

Одним из активных оппонентов «буржуазного национализма» с позиций социализма в начале XX века был публицист, печатавшийся под псевдонимом «Дм. Закопанець» - в будущем автор известного манифеста радикального украинского национализма Дмитрий Донцов . К Первой мировой войне Дмитрий Донцов меняет свои политические предпочтения и в 1926 году публикует работу «Национализм», в которой, основываясь на взглядах социал-дарвинизма , утверждает, что во главе нации должен стоять особый слой «лучших людей», задачей которых является применение «творческого насилия» в отношении основной массы народа, а вражда наций между собой естественна и в итоге должна привести к победе «сильных» наций над «слабыми». Взгляды Донцова легли в основу идеологии ОУН

ОУН и УПА

В 1920-х годах возникает ряд организаций, исповедовавших радикально-националистическую идеологию. К ним относились: Украинская войсковая организация (УВО), Группа украинской национальной молодёжи , Лига украинских националистов (с вошедшим в неё Союзом украинских фашистов), Союз украинской националистической молодёжи .

В 1929 году эти организации объединяются в Организацию украинских националистов (ОУН) на I Конгрессе (Сборе) украинских националистов (укр.) русск. , проходившем в Вене 27 января - 3 февраля 1929 года .

Первым руководителем ОУН в 1929 году стал руководитель УВО Евгений Коновалец . После его убийства (1938), в начале Второй мировой войны в ОУН произошёл раскол на две фракции: ОУН(р) , так называемую «революционную ОУН», которая более известна как «Организация украинских националистов (бандеровское движение)» (ОУН(б)) по имени её руководителя Степана Бандеры , и группировку сторонников Андрея Мельника , известную как ОУН(м) .

Однако, согласно свидетельским показаниям, представленным в серии документов Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР за 1942-1945 годы, которые были рассекречены МИД РФ в 2008 году и в 2014 году, в этот период Великой Отечественной войны участники ОУН и УПА активно сотрудничали с немецко-фашистскими захватчиками , а также участвовали в массовых казнях мирного населения. Жертвами националистов были люди различных национальностей .

По завершении Второй мировой войны в Европе Бандера и Мельник оказались в западной зоне оккупации и, как следствие, в сфере интересов спецслужб западных стран. Особую активность, как и ранее, проявила ОУН(б). С официальным началом «холодной войны » в 1947 году их активность в эмигрантской среде, при поддержке разведок США и Великобритании , возросла, в то время как активность на территории Украинской ССР и Польши усилиями служб безопасности СССР и Польши постепенно была подавлена. Попытки эмигрантского руководства ОУН наладить связь с подпольем потерпела неудачу - так, из 19 сброшенных в 1952 году связных 18 попали в МГБ СССР .

В то же время, ещё с 1946 года, в самой ОУН(б) назревал внутренний раскол между «ортодоксами» во главе с Бандерой и «реформистами», представленными Зиновием Матлой (укр.) русск. и Львом Ребетом, который фактически оформился в 1956 году. Тогда из ОУН(б) выделилась третья фракция, возглавляемая Зиновием Матлой и Львом Ребетом и получившая название «Заграничная ОУН», или ОУН(з) (укр.) русск. (также из-за количества лидеров её называют «двійкарі» (от «укр. двійка » - «двойка»)). ОУН(м) в то же время наладила контакты с представителями УНР в эмиграции и постепенно отошла от радикально-националистической деятельности, став правоконсервативной партией. ОУН(б) эволюционировала слабо, фактически оставаясь на позициях начала 1930-х годов. Несмотря на это, она доминировала в националистической эмигрантской среде, в особенности США и Канады , став особенно востребованной в период пика «холодной войны» в первой половине 1980-х годов.

К концу 1980-х годов оба движения полулегально вернулись в Украинскую ССР. Легализация обеих ОУН произошла в начале 1990-х годов, причём ОУН(б) легализовалась в виде политической партии «Конгресс украинских националистов» (КУН) , а ОУН(м) - в виде одноимённого общественно-политического движения.

Украинский национал-коммунизм

В 1917-1920 годах в коммунистическом движении возникло направление, сторонники которого считали, что построение коммунистической экономики приведёт к уничтожению как социального, так и национального гнёта, а также, что коммунизм необходимо не унифицировать по российскому образцу, а приспосабливать к специфическим национальным условиям. В 1919 году Сергеем Мазлахом и Василием Шахраем был написан труд «К текущему моменту. Что происходит на Украине и с Украиной?» теоретически оформивший данные идеи в доктрину украинского национал-коммунизма .

Боротьбисты и укаписты

Украинский социал-национализм

Вариация германского национал-социализма адаптированного под украинский строй, культуру и традиции. Являет собой высшую радикальную степень национализма.

Украинский гражданский национализм

Национализм в годы независимости Украины

Процесс национального возрождения 1989-1991 гг в СССР ознаменовался появлением новых, альтернативных КПУ политических партий и движений, преимущественно национал-демократического направления: «Народное движение Украины за перестройку» , Украинская Республиканская Партия и другие. Однако в короткое время значительная часть наиболее активных граждан, преимущественно молодёжь, разочаровалась в новейших национал-демократических течениях, обвиняя их в политической нерешительности и чрезмерной умеренности во взглядах. Так, 19 августа 1989 члены молодёжного крыла украинской Хельсинкской Группы на горе Маковка провозгласили создание Союза Независимой Украинской Молодёжи. Снумовцы открыто манифестировали выход Украины из состава СССР как цель своей деятельности; воспитание молодёжи в духе патриотизма на примерах национально-освободительной борьбы ОУН и УПА и т. д. Хотя СНУМ и была организацией нелегальной и действовала в условиях идеологических табу и запретов, однако она быстро нашла сторонников по всей Украине. Менее чем за год со дня своего образования СНУМ в своих рядах объединила около тысячи националистически настроенных молодых людей из всех регионов Украины. В мае 1990 года общее количество областных организаций СНУМ увеличивается до 18. Существовала ячейка СНУМ в Перемышле, Польша.

Главным средством деятельности Союза была агитационная и просветительская работа, организация митингов, забастовок, голодовок и пикетов. На своих первых нелегальных митингах в Киеве и Львове снумовцы собирали деньги для печати своих манифестов и периодических изданий (свои газеты и листовки СНУМ печатала в Литве и нелегально ввозила в УССР), что дало возможность распространять свои идеи в массах. Члены союза устраивали театрализованные представления с сожжением комсомольских билетов в Киеве, Львове, Тернополе, Ровно, Дубно. Снумовцы организовали бойкот весеннего призыва в Советскую Армии. Весной 1990 СНУМ принимает активное участие в парламентских выборах. Депутатом от СНУМ становится Игорь Деркач. В 1990 г. организация всё отчётливее поляризуется на два лагеря: радикальный (формируется вокруг А. Витовича и Д. Корчинского) и демократический.

Символы

Символы украинских националистических организаций.

Примечания

  1. Н. И. Костомаров . Две русские народности «Основа». - СПб., 1861. - № 3. - С. 33 // litopys.org.ua
  2. А. И. Миллер . Дуализм идентичностей на Украине. Журнал «Отечественные записки » (выпуск № 1 (34), 2007 год) // strana-oz.ru
  3. Десять заповідей УНП - Микола-Міхновський
  4. Історія України. 10 клас: Розробки уроків By О. В. Гісем, О. О. Мартинюк
  5. Украинцы не должны были массово убивать мирное население: интервью историка Джона-Пола Химки
  6. Полищук В. В. Правовая и политическая оценка ОУН И УПА // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2006. - Т. 2, № 3. - С. 25-63.
  7. , ДО ПИТАННЯ ПРО ІДЕОЛОГІЮ ОРГАНІЗАЦІЇ УКРАЇНСЬКИХ НАЦІОНАЛІСТІВ (ОУН). АНАЛІТИЧНИЙ ОГЛЯД .
  8. На сайте Минобороны России опубликованы уникальные архивные документы о деятельности украинских националистов в годы Великой Отечественной войны. Управление пресс-службы и информации // function.mil.ru (3 апреля 2014 года)
  9. Гриф «Секретно» снят. «Деятельность организаций украинских националистов в годы Великой Отечественной войны» (подлинники исторических документов). Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации // mil.ru (3 апреля 2014 года)
  10. МИД РФ опубликовал доказательства сотрудничества ОУН-УПА с нацистами во время ВОВ. Информационное агентство России «ТАСС » // tass.ru (5 марта 2014 года)

Литература

  • Alexander F. Tsvirkun History of political and legal Teachings of Ukraine, Kharkiv, 2008
  • John Alexander Armstrong , «Ukrainian Nationalism», Columbia University Press , 1963, LCCN 62-18367
  • Alexander J. Motyl, «The turn to the right: the ideological origins and development of Ukrainian nationalism, 1919-1929», Published: Boulder, ; New York: distributed by Columbia University Press , 1980, ISBN 0-914710-58-3
  • Kenneth C. Farmer, «Ukrainian nationalism in the post-Stalin era: myth, symbols, and ideology in Soviet nationalities policy», Kluwer Boston, 1980, ISBN 90-247-2401-5
  • Andrew Wilson , «Ukrainian Nationalism in the 1990s: A Minority Faith», Cambridge University Press , 1996, ISBN 0-521-57457-9
  • Ernst B. Haas, «Nationalism, Liberalism, and Progress», Cornell University Press , 1997, ISBN 0-8014-3108-5 , Chapter seven: Russia and Ukraine, pp. 324-410
  • Ronald Grigor Suny , Revenge of the Past: Nationalism, Revolution, and the Collapse of the Soviet Union", Stanford University Press , 1993, ISBN 0-8047-2247-1
  • Paul Robert Magocsi , «The Roots of Ukrainian Nationalism: Galicia As Ukraine’s Piedmont», University of Toronto Press , 2002, ISBN 0-8020-4738-6
  • Andrew Wilson , «The Ukrainians: Unexpected Nation», Yale University Press , 2002, ISBN 0-300-09309-8

Ссылки

  • Liu Shaoqi . «Internationalism and nationalism». V. The Progressive Character of Bourgeois Nationalism in Given Historical Conditions and the Marxist-Leninist Attitude Toward Such Nationalism. // marxists.org
  • By Tom Lewis . «Marxism and Nationalism». . «International Socialist Review», Issue № 13, August-September 2000. // isreview.org