Людмила Касаткина — биография, личная жизнь (фото). Биография касаткиной людмилы ивановны Внуки людмилы касаткиной

Людмила родилась в Новом Селе (Смоленская обл.) 15 мая 1925 г., потом семья жила в Москве. Её родители по происхождению крестьяне. Девочка увлекалась танцами, посещала студию им. Шацкого. Учёба давалась легко, преподаватели были довольны успехами ученицы.

Люда хотела стать балериной, танцевала на большой сцене уже в 11 лет. Но после перелома ноги танцы пришлось оставить. Тогда Людмила решила быть актрисой.

После школы она закончила ГИТИС (в 1947 г.), стала трудиться в Театре советской армии, где оставалась всю жизнь. Наиболее яркими ролями стали пьесы «Укрощение строптивой», «Шарады Бродвея». Позже Касаткина стала профессором, работала преподавателем в ГИТИСе.

Съёмки в фильмах

В 1954 г. Людмиле дали главную роль в к/ф «Укротительница тигров», ставшей кинодебютом. Зрители и кинокритики дали актрисе прозвище «пигалица» из-за небольшого роста и миниатюрной фигуры. На съёмках эпизодов с тиграми Касаткину подменяла Маргарита Назарова, знаменитая артистка цирка. Однако позже актрисе пришлось самой заходить в клетку, чтобы снять несколько сцен.

Последующими работами стали роли в к/ф «Медовый месяц», «По ту сторону». Популярным стал к/ф «Укрощение строптивой» Сергея Колосова, супруга актрисы. Касаткина сотрудничала с ним и на съёмках к/ф «Вызываем огонь на себя». В дальнейшем они вместе создали 12 картин, получивших успех.

В 60-70-х Касаткина много снималась, в 80-е появилось всего 4 фильма с её участием. «Дороги Анны Фирлинг», «Принцесса цирка» стали частью Золотого фонда. В последние годы ей также предлагали главные роли, это были картины «Ищу невесту без приданого», «Потерянные в раю», «Яды».

Людмилу Ивановну приглашали озвучивать мультфильмы, эта работа ей очень нравилась. Её голосом разговаривает пантера Багира в м/ф «Маугли», падчерица в м/ф «Двенадцать месяцев». В 1979 г. Касаткина с супругом создали творческую мастерскую в ГИТИСе, которая работала 12 лет.

Последние годы Касаткина боролась с болезнью Альцгеймера, долго лежала в клинике. Людмила Ивановна скончалась 12 февраля 2012 г, пережив мужа на 11 дней. Ей было 86 лет.

Личная жизнь

Мужем Людмилы Ивановны стал Сергей Колосов, режиссёр. Познакомились они в театре Советской армии. У них была крепкая семья, они долго работали вместе. Колосов и Касаткина создали 12 замечательных картин.

В 1958 г. у них появился сын Алексей. Его профессия тоже творческая – он является руководителем джаз-бэнда «Аура», сочиняет музыку. Алексей вёл цикл передач, посвящённых джазу, они транслировались «Русским радио». У Алексея есть 2 дочери – Людмила и Анна.


Большая, настоящая любовь – именно любовь, а не влюблённость – без фальши, обмана, предательства; без пиара, сплетен и пересудов; пронесённая через всю жизнь, трудности, невзгоды и не угасшая. Именно такая была у актрисы Людмилы Касаткиной и режиссёра Сергея Колосова. Их союз продлился 62 года и закончился почти одновременной смертью обоих.

Знакомство


Познакомились они в далёких 40-х, будучи студентами ГИТИСА. Она училась на актёрском отделении, он - на режиссёрском. Озорная, весёлая от природы Касаткина пошутила над серьёзным Колосовым, пригласив его по несуществующему адресу на свой День рожденья. Сергей с цветами, проплутав по Москве, конечно, не нашёл Людмилы по выдуманным координатам, но не обиделся.


На следующий день он, опять с цветами, ждал её у входа в театральный институт. Поженились они только через 4 года, но с момента знакомства постоянно были вместе, помогая друг другу воплощать творческие замыслы, которые год от года сплачивали и укрепляли их любовь.

Творчество


Людмила Ивановна Касаткина (1925 – 2012) была очень востребованной актрисой. После окончания ГИТИСА она всю жизнь проработала в Центральном театре Советской Армии, но всё-таки главный свой след оставила в кинематографе. Ею сыграно около 30 ролей, половина из которых - в фильмах её мужа - режиссёра Сергея Колосова (1921 – 2012), долгие годы работавшего на «Мосфильме».

«Укротительница тигров»


Первая роль в кинокомедии «Укротительница тигров» была ошеломляюще успешной. Не меньше славы принесли ей работы в картинах «Медовый месяц», «По ту сторону». Но только фильмы Колосова сделали Касаткину по- настоящему народной. Самые известные – «Укрощение строптивой», «Вызываю огонь на себя», «Душечка», «Операция трест», «Помни имя своё», «Мать Мария» - созданы союзом этой одарённой пары.


Сергей Николаевич Колосов, привлекая Касаткину к главным ролям, формировал её, как драматическую актрису. Людмила Ивановна его никогда не подводила, выкладываясь на все «сто». Все их общие победы она приписывала его таланту, а он – её. Большая актриса и Большой режиссёр удивительным образом дополняли друг друга, создавая великие фильмы.

О характерах


Характеры этих двух людей были абсолютно разные. Людмила Ивановна - жизнерадостная, эмоциональная, взрывчатая, порой несдержанная, но умевшая быстро отходить, способная искренне раскаяться, извиниться… Сергей Николаевич - уверенный, спокойный, думающий… Конфликты между ними, если вспыхивали, то быстро гасились. На сценичных площадках главным всегда был он, а в домашней обстановке – она.

О семье


Оба прошли через войну, видели её ужас и уродство, поэтому такие традиционные семейные ценности, как любовь, взаимопонимание, уважение, верность, ставили превыше всего. Людмила Ивановна считала, что атмосфера семьи зависит только от женщины; что жена должна уступать мужу, даже если он не прав; что в нашей суровой жизни хорошая семья – это островок надежды; что надо интересоваться делами супруга, его мнением, заботиться о нём.

Внешность

Касаткина никогда не забывала о своей внешности. Людмила Ивановна, и в семье, и на людях, выглядела всегда очень привлекательно – держала осанку, красиво одевалась, делала причёску. Дом свой она содержала в полном порядке и следила за ним. Если не успевала сама, нанимала домработниц.

О любви


Благодаря природной яркости и хорошей энергетике, Людмила Ивановна находилась постоянно в центре внимания. В неё влюблялись многие – Павел Кадочников во время съёмок «Укротительницы тигров», Жерар Филипп ухаживал за Касаткиной в Каннах… Ей, как любой женщине, наверно нравилось пользоваться мужским вниманием.


Но она даже мысли не допускала о романе с кем-то, кроме своего Серёжи. Колосов тоже относился к ней, как к любимой, единственной и неповторимой. Они выглядели смешными и старомодными, а окружающий мир не очень верил им в силу своего цинизма и испорченности.

О воспитании сына и друзьях


По воспоминаниям их единственного сына Алексея Колосова – известного джаз гитариста, композитора и журналиста, родители никогда словесно его ничему не учили и не воспитывали. Раннее детство он провёл с бабушкой по линии матери, позднее в доме родителей, бывая вместе с ними часто на разных театральных и кино мероприятиях, просмотрах, съёмках. Уроками для Алексея были тёплые, сердечные отношения в семье.


Вне сцены Людмила Касаткина и Сергей Колосов никогда не играли, были обычными живыми людьми. В их близком окружении не было злобы и зависти. В доме бывали такие таланты, как Андрей Миронов, Людмила Иванова, Ролан Быков, Александр Кузнецов. С ними дружились Бэлза, композитор Саульский, драматург Зорин, писатель Казаков …

Последние годы


Последние годы жизни этой уникальной пары омрачены тяжелыми болезнями, а незадолго до кончины была издана книга «Судьба на двоих. Воспоминания в диалогах». Они написали о себе, своих отношениях, о времени, людях - последний совместный труд. Их не стало в феврале 2012 года. Сначала покинул этот мир Сергей Колесов, а через 11 дней, не выдержав утраты, ушла Людмила Касаткина.


В век потрясений, денежного чистогана, падения нравственности и морали любовь и творческое содружество этой удивительной пары является эталоном искренности, чистоты и человечности.

Вспоминая великие истории любви, нельзя не вспомнить таких замечательных людей, как - их творческий союз был секретом семейного долголетия.

Училась в Московской оперной студии имени Шацкого на хореографическом отделении. Сценическую карьеру начала как балерина, но была вынуждена прекратить занятия танцами из-за перелома ноги в 14 лет.

В 1943 году поступила и в 1947 году окончила ГИТИС имени А. В. Луначарского, и была принята в труппу ЦАТСА, где проработала всю жизнь. Сыграла на сцене ЦАТСА более сорока ролей, среди которых наиболее известны такие постановки, как «Орфей спускается в ад», «Шарады Бродвея» и «Ваша сестра и пленница» и другие.

Дебютировала в кино в 1954 году в фильме « » и сразу в главной роли, получив признание критиков и зрителей ярким образом Лены Воронцовой.

В 1964 году муж актрисы, режиссёр Сергей Колосов снял первый отечественный телевизионный многосерийный художественный фильм «Вызываем огонь на себя» по одноимённому произведению Овидия Горчакова и Януша Пшимановского. Его главной героине, реально существовавшей партизанке Анне Морозовой после показа фильма по телевидению было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Её роль в сериале исполнила народная артистка СССР Людмила Касаткина.

Лучшие роли Людмила Ивановна сыграла в фильмах своего мужа - режиссёра Сергея Николаевича Колосова. Получила известность также благодаря своим работам по озвучиванию мультфильмов («Маугли», 1967-1971, персонаж - Багира).

В последние годы Людмила Касаткина преподавала в РАТИ, профессор, выступала на творческих вечерах.

Людмила Ивановна Касаткина ушла из жизни после длительной болезни в Москве 22 февраля 2012 года на 87-м году жизни, через 11 дней после смерти мужа.

Людмила Касаткина Личная жизнь

Отец - Касаткин Иван Алексеевич (1902-1981)
Мать - Касаткина Варвара Николаевна (1903-1983)
Муж - Сергей Николаевич Колосов (1921-2012) - кинорежиссёр, народный артист СССР.
Сын - Алексей Сергеевич Колосов (1958) - джазмен.
Внучки: Людмила (1984) и Анна (2001).

Великая актриса Людмила Ивановна Касаткина родилась весной 1925 года. Когда девочке было три года, ее родители переехали из деревни Новое Село Смоленской губернии в столицу, где будущая артистка училась в оперной студии.

Людмила с детства великолепно танцевала, и свою карьеру она начинала с балета. Но в четырнадцатилетнем возрасте Касаткина сломала ногу и была вынуждена навсегда оставить балет.

Людмила Касаткина (биография ее насыщена большим количеством ярких событий, ведь она прожила счастливую жизнь) является выдающейся актрисой, в 1975 году ей было присвоено высокое звание народной артистки СССР. Она заслужила свою популярность и огромную любовь зрителей благодаря великолепным ролям в театре и кино.

Детство и юность

Впервые на сцену Касаткина вышла в 11 лет в балетной постановке. Окончив среднюю школу, девушка стала студенткой ГИТИСа. Показав себя с самой хорошей стороны, была принята в труппу Центрального театра Российской Армии. Там она и проработала всю свою счастливую жизнь. Свои лучшие театральные роли актриса сыграла в спектаклях:

  • «Укрощение строптивой».
  • «Шарады Бродвея».
  • «Орфей спускается в ад».

Творчество

Впервые Людмила Ивановна появилась на экранах в 1954 году. Тогда она была уже достаточно популярна как артистка театра. Первую свою роль в кино исполнила в романтической комедии «Укротительница тигров». Здесь она сыграла главную роль Лены Воронцовой.

Вначале режиссер решил оградить актрису от контакта с животными. В качестве дублерши была приглашена дрессировщица Маргарита Назарова. Однако в процессе работы все поняли, что в таком формате съемки не идут, и актрисе пришлось самой войти в клетку с тигром.

Людмила стала невероятно популярна после выхода кинофильма «Укрощение строптивой». Эта картина была ее первой совместной работой с режиссером Сергеем Колосовым. Позднее им был снят многосерийный кинофильм «Вызываем огонь на себя», основанный на реальных событиях. Героиня Анна Морозова, которую сыграла Касаткина, действительно существовала.

На протяжении десяти лет артистка много работала, снималась в кино, исполняя разноплановые, всегда интересные роли. Все ее героини отличались друг от друга характером и темпераментом. Ни один образ, созданный Касаткиной, не повторяет другой. Но одну общую черту ее персонажи имели всегда: они все были сильными и обладали внутренней честью.

В популярном мультфильме «Маугли» актриса озвучила пантеру Багиру. В 80-х годах Касаткина пополнила свою фильмографию лишь несколькими картинами. Среди них такие киношедевры, как:

  • «Дороги Анны Фирлинг».
  • «Принцесса цирка».

Актриса Людмила Касаткина всю свою жизнь посвятила творчеству. В последние годы жизни, будучи уже в почтенном возрасте, в душе актриса оставалась молодой и озорной и исполняла роли в фильмах комедийного жанра. Среди них:

Талантливая артистка преподавала, была профессором ГИТИСа. Здесь она обучала студентов актерскому мастерству, делясь с ними личным опытом и навыками, приобретенными за годы работы на сцене и на съемочных площадках.

Личная жизнь

В мире кино очень много актерско-режиссерских браков. Существует мнение, что двум творческим личностям сложно ужиться вместе и что со временем непримиримые расхождения во мнениях приводят к разрыву таких союзов. Но история любви Людмилы и режиссера Сергея Колосова заставила всех поверить в обратное.

Людмила Касаткина и Сергей Колосов встретились после войны. В то время девушка была студенткой ГИТИСа. Сергей был сразу очарован Людочкой, он влюбился в нее без памяти. Но Касаткина была очень строгой и никого к себе не подпускала. Даже когда Колосов пригласил ее на свидание, она решила над ним подшутить и дала неверный адрес.

Сергей с огромным букетом пришел на место встречи, но его возлюбленной там не было. Эта шутка нисколько не рассердила молодого фронтовика. И он начал завоевывать гордую Людочку.

Касаткина до Колосова не желала ни с кем связывать свою жизнь. Ее называли «девушкой из прошлого века». Сергей ей тоже сразу понравился, но влюбленному пришлось доказывать ей свою любовь на протяжении целых четырех лет.

В 1947 году Люда и Сережа отправились в разрушенный войной Севастополь. Денег у них практически не было. На рынке Касаткина увидела виноград, это был сорт мускат. Узнав его цену, она отошла от прилавка. Но Сергей на последние деньги сумел купить любимой гроздь этого восхитительного винограда. До самой смерти Людмила помнила незабываемый вкус того винограда и никогда не забывала об этом поступке.

В 1950 году влюбленные поженились. На свадьбе друзья и близкие придумали прозвище их паре – «Колосаткины». Целых 62 счастливых года Колосов и Касаткина прожили душа в душу, любя и заботясь друг о друге. Вместе работали, создавали общие проекты. Ими была написана книга, которую пара назвала «Судьба на двоих».

Двенадцать кинокартин Колосова вошли в золотой фонд советского кино. В этих фильмах Касаткина исполнила свои лучшие роли. Людмила была очень преданна своему супругу. Он ей отвечал взаимностью. Она никогда его не подводила. Даже с травмой позвоночника ее приносили на съемки на носилках. Она могла бы прибегнуть к помощи дублеров, но, не желая подводить мужа, никогда не жаловалась и ни о чем не просила.

В их доме никогда не происходило серьезных ссор. Супруги всегда все делали для благополучия друг друга. Всегда и везде они появлялись, держась за руки. Супруги прожили в браке долгую, счастливую жизнь.

В 2010 году у Сергея Николаевича случился инфаркт. Он умирал, но супруга, просидев у его кровати много дней и ночей, молилась за него и просила Бога не забирать его. После этого Сергей Николаевич прожил еще три года.

Колосова не стало 11 февраля 2013 года. Ему было 90 лет. Через одиннадцать дней после смерти мужа ушла из жизни Людмила Ивановна. Близкие говорят, что это их ангелы-хранители позаботились о том, чтобы и на небеса они отправились вместе и никогда не расставались. Автор: Ирина Ангелова

«Когда родители попали в больницу, врач, который раньше лечил Нонну Мордюкову, сказал: «Вы даже не представляете, что вам придется пережить!» — с этого признания героя начался очередной выпуск «Прямого эфира».

Ну что ж тут непредставимого? Больница, боль, уход за тяжелобольными стариками, бесконечные траты. Переживал такое каждый, у кого страдали, а тем более уходили из жизни близкие. Вот только врач имел в виду совсем другое: не обычный ужас, который переживают родственники простых смертных, а УЖАС-УЖАС-УЖАС, сопряженный с болезнью и угасанием знаменитых на всю страну людей, любимцев публики, народных кумиров.

Когда за каждым углом жертву подстерегают папарацци и прочие любопытствующие: они ломятся в палату под видом врачей и медсестер, они пробиваются к больному под личиной соцработников, они дежурят на крыше соседнего дома, чтобы суметь сделать эксклюзивный кадр беспомощной звезды, распростертой на больничной койке…

Прогноз врача, увы, оправдался: народную артистку СССР Людмилу Ивановну Касаткину, незадолго до смерти оказавшуюся в клинике, буквально разрывали на части. И тогда Алексей Колосов, сын актрисы и режиссера Сергея Николаевича Колосова, угасавшего в соседней палате, принял решение оградить родителей от назойливого внимания непрошенных гостей, строго ограничив посещение.

Год назад они почти одновременно ушли из жизни: сначала муж, через 11 дней — жена, великая Касаткина. Но ужас не закончился — «поползли слухи: якобы сын намеренно запер родителей в клинике, а сам в это время распоряжался их деньгами». Таким завлекательным анонсом приманивал зрителей ведущий программы «Прямой эфир» Михаил Зеленский. На сайте программы, где вывешен этот выпуск, заголовок и вовсе шокирующий: «Касаткину и Колосова погубил родной сын?»

«Мы сегодня в «Прямом эфире» вспоминаем великую пару и пытаемся разобраться, почему любимцы зрителей ушли из жизни в диком одиночестве, всеми забытые», — раз за разом все больше нагнетал атмосферу Зеленский. То, от чего предостерегал родных врач ЦКБ при жизни великой пары, продолжает преследовать их после смерти родителей. Беспардонное любопытство посторонних, от которого старательно оберегали свою жизнь Людмила Ивановна и Сергей Николаевич, одна из самых безупречных артистических пар, теперь не знает преград. Народ хочет знать, КАК уходили кумиры, и ТВ с удовольствием идет ему навстречу.

Алексей Колосов с женой пришли в эфир, чтобы развеять оскорбительные слухи и рассказать (хотя и со всей деликатностью), как все было на самом деле: как, никого уже, кроме сына, не узнавая, угасал отец (впрочем, в отличие от актрисы, он вообще мало кого интересовал), какой стресс переживала мама после нежданных визитеров, какое материальное бремя легло на семью, вынужденную обеспечивать круглосуточный уход за беспомощными, по сути, родителями и приобретать необходимые им лекарства, не всегда имевшиеся в лучшей элитной клинике страны.

К тому же сын, как никто другой, знает: великая актриса никогда не позволяла себе появляться на публике неприбранной, она хотела, чтобы ее запомнили бодрой и красивой, а посему случайные кадры, сделанные в клинике, оскорбили бы ее, будь она в состоянии контролировать себя и осознавать всю тяжесть своего положения.

Но все эти аргументы, такие очевидные и такие понятные большинству здравомыслящих людей, разбивались в студии «Прямого эфира» о тупую уверенность недоброжелателей Алексея Колосова в том, что он в тяжелые для родителей дни вел себя недостойно, заперев их в больнице, заставив страдать от одиночества и тем самым фактически приблизив трагическую развязку.

«Алексей, я просто изумлена, мама была бы очень недовольна», — словно нашкодившего мальчишку, отчитывала его актриса, считающая себя близкой подругой покойной. «Как так получилось, что Сергей Николаевич и Людмила Ивановна оказались в больнице? — призывала Алексея к ответу другая актриса, тоже претендующая на роль близкой подруги. — Если бы это были мои родители, они бы умирали дома».

А Михаил Зеленский азартно подхватывал и развивал обвинения: «Друзья утверждают, что Алексей совсем не знал Людмилу Ивановну, она не могла жить в изоляции, и одиночество ее сгубило… Он вынудил ее уйти из театра, без которого она не смогла жить… После смерти Сергея Николаевича Алексей ни разу не навестил мать, и она умерла на руках у чужих людей…»

Попытки других участников программы утихомирить обличителей тоже, в общем, ощутимого результата не дали — слишком уж очевидна была заведомо обвинительная направленность обсуждения. Один из друзей Алексея Колосова с горечью процитировал знаменитые строки Давида Самойлова: «Вот и все: смежили очи гении… Нету их — и все разрешено». Разрешено плевать в душу, разрешено копаться в чужом грязном белье, а если его нет, подкидывать свое, разрешено топтать грязными сапогами чужую жизнь и смерть.

Тележурналист Сергей Майоров после выпуска этой программы, презрев корпоративную солидарность, написал на своей странице в «Фейсбуке»: «Все чаще мне бывает стыдно за то, что я работаю на ТВ. Мне не стыдно за то, что я делаю. Мне стыдно за то, что я «телевизионщик». Все чаще это определение звучит брезгливо, все больше людей от нас прячутся и бегут как черт от ладана». Он же вспомнил, как снимал одно из последних интервью Людмилы Касаткиной и как она шептала ему перед съемкой: «Только не жалей меня и не суетись… Я пришла сказать до свидания и пусть буду такой, какая есть». Он написал, как двум по-настоящему народным артистам нелегко жилось в последние годы — их пенсии, зарплата Касаткиной и большинство гонораров сына уходили на лекарства, но они были гордые и никогда ничего ни у кого не просили. Вот бы о чем поговорить в «Прямом эфире», «вспоминая великую пару»: о печальной участи стариков (и простых, и великих), об унижениях, на которые обрекает их страна…

На этой же неделе в эфире «Пусть говорят» чествовали другого великого артиста — Владимира Михайловича Зельдина, отмечавшего 98-летие. Здесь не скупились на слова восхищения, здесь артисту преподносили цветы, здесь радовались его физическому и творческому долголетию. А он сам без всякой обиды и пафоса поведал публике, что нет у него ни дачи собственной, ни шикарной квартиры. Мечта о кабинете так и осталась мечтой, а живет он вдвоем с женой в маленькой двухкомнатной квартирке — 28 квадратных метров: «Еле расходимся…»

Жив и здоров Зельдин, слава богу, и можно еще успеть осуществить его мечту. Но некому. «Они любить умеют только мертвых». К ТВ, впрочем, и это не относится. Хотя память о великих не в состоянии опошлить даже ТВ — пошлейшее и беспардоннейшее из «искусств». Отравить жизнь их близким — это да, это легко. Тем более когда зал требует: «Давай подробности!»