Куда впадает ганг. Река Ганг: За гранью европейской морали

Индия имеет богатейшую историю и культуру. Эту огромную страну населяет множество народов. Часть из них исповедует буддизм, сикхизм, ислам, джайнизм, христианство и другие религии. Но большинство населения отдаёт предпочтение индуизму. Это 900 млн. человек или 80,5% жителей полуострова Индостан. Именно для этих людей река Ганг, текущая по Индо-Гангской равнине на юго-восток, считается священной.

Могучий водный поток ассоциируется с богиней Ганга. Представляется она в виде небесной реки, которая когда-то очень давно опустилась на землю и, обретя материальные формы, потекла по северу Индии. Индуисты со всех концов полуострова осуществляют паломничества к священным водам. На их берегах кремируют мёртвых, а пепел рассеивают над речной гладью. Считается, что таким образом умершим отпускаются все грехи. Ныне живущие совершают омовения в священных водах, и в их душах наступает просветление. Всё это очень романтично, волнующе и притягивает своей экзотикой неискушённых европейцев и американцев.

Река Ганг

Длина реки равна 2620 км , что соответствует 34 месту в мире среди всех рек. Бассейн занимает площадь, равную 1 млн. 80 тыс. кв. км и охватывает территории двух стран: Индии и Бангладеш. Своё начало священные воды берут на западе Гималаев. Там, на устремленной в небо вершине Ганготри, лежит огромная ледниковая шапка. Её длина составляет не менее 30 км, а высота над уровнем моря равна 7755 метров.

В своей нижней части ледник тает. С него бегут многочисленные ручьи. Они объединяются вначале в речушки, а затем в реки. Одна из таких рек, носящая название Бхагиратхи , начинает свой путь на высоте 3892 метра над уровнем моря. В 20 км от истока реки располагается селение Ганготри. Примечательно оно храмом богини Ганги. Это резиденция святого существа. Именно здесь находится её начало, дающее жизнь великой индийской реке Ганг.

Бхагиратхи проходит расстояние 700 км и сливается с рекой Алакнандой. Происходит это возле города Девапраяг. Две реки объединяются в одну, и именно с этого места водный поток люди начинают называть "Гангом". Район принадлежит Нижним Гималаям и находится на высоте 642 метра над уровнем моря.

Река Ганг на карте

Священная река минует череду холмов, болотистые равнины и выходит на оперативный простор. Это Индо-Гангская равнина. На ней бурное горное течение становится спокойным и величественным и меняет южное направление на юго-восточное. Это, так называемое, верхнее течение. Его длина составляет порядка 900 км.

В среднем течении по берегам реки высятся многонаселённые города. Можно назвать Канпур с населением 3 млн. человек, Аллахабад с населением 1,3 млн. человек, а также Патну с населением 2 млн. жителей. Возле Аллахабада река Ганг принимает в себя свой главный приток Джамну. Её длина составляет 1376 км. После этого ширина священного потока заметно увеличивается и становится равной 1 км.

После города Бхагалпур в реку впадает ещё один многоводный приток, носящий название "Коши". После этого священный поток разливается почти до 2 километров и поворачивает южнее в сторону Бенгальского залива. Рельеф в этих местах представляет собой идеальную равнину, и речной поток начинает распадаться на рукава, каждый из которых имеет своё название. Вправо уходит Бхагиратхи возле индийского города Сахебганджа. После этого священный поток получает название "Падма".

Ниже от неё отделяется ещё один рукав, получивший название "Джаланги", а Падма втекает на территорию Бангладеш. Она неуклонно движется в сторону Индийского океана и распадается на множество мелких рукавов. Недалеко от города Раджбари, расположенного на западе Бангладеш, река принимает в себя реку Джамуна, которая является основным рукавом второй священной индийской реки Брахмапутры . Перед самым впадением в Бенгальский залив священный водный поток разбавляет ещё одна крупная река Мегхна. Вся эта огромная речная масса и впадает в солёные воды одного из великих океанов планеты.

Лодки на реке Ганг

Река Ганг образует самую крупную в мире дельту . Она представляет собой единое образование трёх рек: Ганга, Брахмапутры и Мегхны. Её площадь равняется 59 тыс. кв. км, а протяжённость вдоль Бенгальского залива составляет 322 км. В длину дельта занимает расстояние, равное 348 км, так как берёт своё начало возле города Раджбари. На этой территории, богатой плодородной почвой, проживает без малого 145 миллионов человек.

Уровень воды в бассейне священного потока регулируется муссонами. С июня по сентябрь выпадает 84% годовых осадков. Следовательно, речной сток зависит от сезонов года. Это создаёт много проблем для жителей региона и имеет прямую связь с сельским хозяйством, так как засухи чередуются с наводнениями. В частности, в Бангладеш во время сухого сезона люди испытывают недостаток в пресной воде, а в период дождей страдают от паводков.

В настоящее время судоходство на священной реке развито очень слабо . Объясняется это большим отбором воды на сельскохозяйственные нужды. Поэтому люди в основном плавают на плоскодонных лодках, а грузы перевозят по железной дороге. Речных же судов в среднем и нижнем течении очень мало. Выше Аллахабада их вообще нет. Индия в последние десятилетия не делает ставку на судоходство. Что касается Бангладеш, то здесь речной грузовой транспорт используется более активно.

Речной дельфин, обитающий в реке Ганг

Великая священная река Ганг считается одной из самых загрязнённых в мире. В неё сбрасывают свои стоки промышленные предприятия, не очень-то заботясь об их чистоте. Нужно также учитывать и плотность населения. Бытовые отходы и человеческие нечистоты нещадно загрязняют русло. Поэтому не то что питьё, а даже купание в реке может привести к инфекционным заболеваниям.

Здесь следует учитывать и тот факт, что не всех умерших сжигают. У бедных людей нет денег на большое количество дров, поэтому тела просто бросают в воду. Каждый год - это миллионы трупов, что ещё больше усугубляет проблему загрязнения речных вод. Но, несмотря ни на что, в воде водится много видов рыб. Река также является вотчиной пресноводных дельфинов, которые проигрывают по интеллекту морским, но всё равно относятся к одним из самых умных видов животных. Будем надеяться, что человеческий интеллект окажется выше дельфиньего, и люди, в конце концов, найдут возможность очистить священные воды от нечистот, и сделают священный поток пригодным для жизни.

Станислав Лопатин

Г анга в ведической мифологии - небесная река, которая спустилась на Землю и стала рекой Ганг, символом святости, жизни и красоты.

Считается, что Ганга - самая благочестивая река в мире, в начале времён она была исключительно небесной, недоступной, но позже была спущена на Землю. С рекой связано множество мифических легенд. Река Ганг и её персонификация в лице богини Ганги, упоминаются в древнейших литературных произведениях, в частности Ведах, Пуранах, «Рамаяне» и «Махабхарате». Общей чертой всех этих легенд является её небесное происхождение. В легендах подчеркиваются способность Ганги к очистке или снятию грехов, её значение как символ материнства и значение как посредницы между мирами.

Существует несколько версий рождения Ганги. Так, по «Рамаяне», Ганга была дочерью Химавана, обладателя Гималаев, и его жены Мены, она приходится сестрой богине Парвати, супруги Шивы. По другой легенде, священные воды из камандалу Брахмы были персонифицированы в образе этой богини. Позже вайшнавские толкования этой легенды описывают, что вода в камандалу была получена Брахмой от омовения стоп Вишну. По «Вишну-пуране», Ганга вышла из большого пальца левой ноги Вишну. В любом случае, она была поднята до Сварги (небес) и оказалась на попечении Брахмы.

Популярная в Индии история рассказывает о том, что священная Ганга переходит на Землю при помощи Шивы. Река наделяется удивительными качествами из-за того, что, согласно легендам, появляется из волос Шивы, который пребывает на горе Кайлас (). Даже в других частях Индии «кажется, что святость Ганга и Гималаев частично передается и другим рекам и горам». Матсья Пурана описывает спуск «Дивья Ганги» рядом с озером Биндусар Саровар, расположенным между горами Кайлас, Майнак и Хираньяшринга, и её протекание по трём разным руслам в качестве Трипатхаги - трипатх гамини Ганга.

В индуистских священных текстах содержатся собственные легенды об этих реках. Однажды царь Бхагиратха совершил покаяние, попросив ниспослать на землю воды Ганги и спасти своих предков, от которых остался один пепел и которые не могли попасть в рай из-за проклятия мудреца Капилы. Как только Ганга ответила на этот призыв и начала спускаться на землю, боги, испугавшись того, что её неукротимый нрав может разрушить мир, обратились к Богу Шиве с просьбами о помощи. Шива приложил свою силу и остановил течение Ганги в своих спутанных волосах. Затем он аккуратно распустил пучок волос и позволил её притокам течь в четырех разных направлениях. Это - четыре могущественные реки, которые протекают огромные расстояния и орошают обширные территории Южной и Юго-Восточной Азии. Как в индуистских, так и в буддийских священных текстах, идентичность которых подтверждена различными географами и исследователями, говорится, что эти реки огибают по кругу район Кайласа и Манасаровара семь раз, и лишь после этого текут в разных направлениях.

Тибетская теория о Ганге основывается не на санскритской Абхидхармакоше или более ранних свидетельствах на языке пали. Известно, что уже во второй половине восемнадцатого века тибетские паломники и торговцы видели «живую бусину», из которой вытекала Ганга; согласно записям Чо-дже-Па-трул и ламы Тсанпо, полученным из сказаний о древних традициях и сведений, полученных от паломников и местных наблюдателей. Будучи ортодоксальными, индуисты, как на севере, так и на юге Индии, считают, что этот потерянный исток Ганги находится в подземном леднике, соединяющемся с ледником Ганготри. Более современные взгляды отвергают историю тибетского происхождения Ганги.

Стивен Дариан написал удивительную книгу об истоке реки Ганга, в которой он описывает легенды, связанные с истоком на Кайласе. Он пишет: «По сути, это кажется не столько местом, сколько состоянием ума, усеянного мечтами и чаяниями тысяч паломников, которые могут совершить путешествие только в своих сердцах». Далее он пишет, что существует четыре легендарных реки, которые в радиусе 50 км текут по четырем разным направлениям. На юге - сапфирная грань, откуда вытекает Карнали; из рубиновой грани на западе вытекает Сатледж; из золотой грани на севере вытекает Инд, и из кристальной грани на востоке вытекает Брахмапутра, которая также называется Ярлунг Тсангпо.

Если говорить относительно святости Кайласа и Манасаровара йогины и практики всего мира во все времена, а также индуисты, буддисты, джайнисты и другие: все исповедуют разные воззрения и традиции, но основополагающая реальность остается одинаковой. В этом месте естественной силы объединяется преходящее и вечное; божественное принимает физическую форму. Для верующих Кайлас - величайшая гора, и путешествие к ней совершается как в духовном, так и в физическом земном плане. Кайлас и Манасаровар так глубоко укоренились в душах тех, кто занимается саморазвитием, что даже скептики, как из Индии, так и из других частей света, предпринимают трудное путешествие, чтобы лично испытать прикосновение божественного. В ближайшие годы, с развитием инфраструктуры священная гора может стать самым знаменитым туристическим местом на планете.

Эти две реки находятся в Индии и являются по сути такими же близнецами, как и Тигр и Евфрат в Месопотамии, и Янцзы и Хуанхэ в Китае. Имея огромное значение для жизни всего живого в своих долинах, Инд и Ганг обожествляются в Индии и почитаются за священные реки Индо­стана. Всё это вполне обосновано. Ганг - первая по значению река Индии и одна из полноводных рек Азии. Область бассейна Ганга исключительно благоприятна для формирования мощной речной системы. Река начинается в богатых дождевыми осадками и снегами высокогорных районах Гималаев, а затем выходит на обширную низменность, также обильно увлажняется. Длина Ганга - 2700 километров, а плошадь бассейна - 1125 тысяч квадратных километров. Средний расход реки превышает Хуанхэ в пять раз. Ганг начи­нается двумя истоками (Бхагиратхи и Алакнанда) на высоте 4500 метров. Она прорезает узкими ущельями северные хребты Гималайских гор и вырывается на равнину. Там уже её течение медлен­ное и спокойное.

С Гималаев Ганг собирает мно­жество полноводных притоков, в том числе и свой самый крупный приток реку Джанкой. Значительно меньше притоков Ганг получает с плоскогорья Декан. При впадении в Бенгальский залив Ганг вместе с Брахмапутрой образует обширную дельту. Начинается эта дельта за 500 километров до моря. В пределах дельты нижний Ганг распадается на множе­ство рукавов. Самыми крупными из них являются Мегхна на востоке (в него впадает Брахмапутра) и Хугли на западе. Расстояние между ними по прямой составляет 300 километров.
Рукава Ганга и Брахмапутры изменяют своё направление, блуждая в пределах дельтовой рав­нины. Обычно эти изменения происходят во время сильных наводнений, от которых почти ежегодно страдает население бассейна Ганга.
Питание Ганга осуществляется за счёт таяния снегов и льдов в Гималаях и главным образом - летних муссонных дождей. Поэтому подъём уровня воды наступает в мае, постепенно нарастает и достигает максимума в июле - сентябре в связи с муссонными дождями. В этот период ширина и глубина русла Ганга на отдельных участках вдвое превышает ширину и глубину после половодья.
Наводнение в пределах дельты случаются также в связи с нагонными ураганными ветрами с моря. Такие наводнения бывают не часто, но они особенно сильны и причиняют катастрофические бедствия.
В иных условиях сформировалась третья после Ганга и Брахмапутры крупная река южной Азии - Инд. По длине Инд несколько превосходит Ганг и Брахмапутру, но по площади бассейна значитель­но уступает. Его длина - 3180 километров. Подоб­но Брахмапутре, Инд берёт своё начало на юге Тибета на высоте 5300 метров над уровнем моря. Прорываясь через хребты Гималаев, Инд образует систему глубоких ущелий на несколько десятков километров длиной, с почти отвесными склонами и узким руслом, в котором бурлит река, образуя пороги и быстрины. Выйдя на равнину, Инд распадается на рукава, которые частично пересыхают во время сухого сезона. Но во время дождей они снова сливаются, достигая общей ширины 22 кило­метра.
В пределах равнины Инд принимает свой глав­ный приток - Паджнад, который образуется из пя­ти истоков. Поэтому и вся местность называется Пенджаб, что в переводе означает Пятиречье. Дельта Инда при впадении в Аравийское море значительно уступает по площади дельтам других рек Южной Азии. Землетрясения, часто случаю­щиеся в бассейне Инда, иногда существенным об­разом влияют на изменение направления течения реки. Например, в середине 19 века в результате землетрясения в среднем течении- Инда произошёл обвал. Он запрудил большой участок реки и пре­вратил его в озеро. Спустя несколько месяцев река прорвала запруду и озеро было спущено за одни сутки, вызвав при этом сильное наводнение.



Подобно другим рекам Азии, Инд получает пи­тание от таяния снегов и льдов в горах и от летних муссонных дождей. Но количество осадков в бас­сейне Инда значительно меньше, чем в бассейне Ганга - Брахмапутры, а испарение гораздо боль­ше. Поэтому Инд менее полноводен, чем эти реки. Между периодом весеннего половодья, связанного с таянием снегов, и периодом муссонного паводка наступает время значительного спада воды и лет­ний подъём не бывает столь велик, как на Ганге или Брахмапутре. В связи с засушливостью боль­шей части территории бассейна возрастает значе­ние Инда как источника орошения.

Информация

  • Длина : 3180 км
  • Бассейн : 960 800 км²
  • Расход воды : 6600 м³/с

Ганг - величайшая река Индии. Ее бассейн - одно из самых населенных мест в мире: здесь живет свыше 120 миллионов человек. С долиной Ганга связана вся замечательная история, культура и жизнь индийского народа.
Долгое время географы ничего достоверного не знали об истоках Ганга. Его колыбель, затерявшаяся в недоступных недрах Гималаев, самых высоких гор на нашей планете, была окутана непроницаемой тайной.

Позднее, когда точно было установлено, что Ганг образуется слиянием горных рек Бхагиратхи и Алакнанды, среди географов возникли споры по поводу того, какую из ветвей считать главным истоком Ганга^ Одни придерживались мнения, что Бхагиратхи и есть главная река: она давно известна, упоминается в древних книгах, носит имя легендарного святого и сама считается священной. Другие отдавали преимущество Алакнанде, потому что по длине и водоносности она превосходит Бхагиратхи. Все же большинство склонилось к тому, чтобы главным истоком считать Бхагиратхи.
Река Бхагиратхи зарождается в высокогорном леднике Ганготри, язык которого круто обрывается стометровым уступом. Она вытекает из Ледяного грота Коровья Пасть. Множество свисающих ледяных сосулек придают ему фантастический вид, напоминающий вход в сказочный дворец.

Кристально-прозрачные ледниковые воды Бхагиратхи, спускаясь с крутых склонов гор, прорезали глубокую узкую теснину. На дне ее стремительно мчится водный поток. У грота ширина его около трех метров. Но, опускаясь по ущелью и принимая по пути воды таких же бурных притоков, река становится все более значительной и шумной.
Если спуститься на дно теснины, покажется, что наступил вечер - до того здесь сумрачно, тесно и дико. Скалистые, чуть ли не отвесные стены вздымаются вверх на сотни метров, и кажется, что выбраться отсюда невозможно. Целыми днями можно пробираться сквозь заросли, оглохнув от грохота бешеного потока, и нигде не встретить ни жилья, ни путника.
Навстречу Бхагиратхи мчится Алакнанда. Она возникает в недрах высочайшего узла Гималаев, образованного массивами Камет и Нанда-Деви, вершины которых вздымаются более чем на 7 500 метров над уровнем моря. Стремительная Алакнанда тоже извивается по диким ущельям и наконец соединяет свои воды с Бхагиратхи.
Слившись вместе, эти два потока получают название Ганг. Уже здесь это большая река шириной в несколько сотен метров. Еще на протяжении трехсот километров ее течение носит бурный порожистый характер.
Преодолев Сиваликские горы, последнее препятствие на пути к морю, Ганг выходит на широкие просторы Гангской равнины. Здесь весь облик реки меняется: течение успокаивается, долина становится широкой, обширная пойма изрезана рукавами, низкие участки поймы заняты болотами. Спокойно и величаво катит река свои воды по просторному руслу шириной 500-800 метров; местное население называет ее Тихая Ганга.
Едва только Ганг выходит на равнину, его воды начинают разбирать на орошение. Тут он не скупится, щедро наполняя каналы водой, вынесенной из глубин Гималаев. Особенно много забирает Верхне-Гангский канал, отходящий справа, у города Хардвара. Он орошает обширное междуречье, простирающееся от Ганга до реки Джамуны.
Несмотря на большие потери, Ганг не оскудевает, а, наоборот, все более увеличивается, получая пополнение от гималайских притоков.

На возвышенных берегах среднего течения Ганга раскинулось много населенных пунктов. Среди них большие красивые города Индии Канпур и Аллахабад - «Город Аллаха», или «Божий город». Он известен как древний город индуизма и славится памятниками индийской и мусульманской архитектуры.
От устья самого большого правого притока - реки Джамуны - начинается нижнее течение Ганга. Один за другим вливают в него свои воды левые большие притоки - Гогра, Гандак, Коси, Махананда. Ганг разбухает от избытка воды, ширина его достигает 2-3 километров.
Медленно текут мутно-желтые воды Ганга по бескрайней равнине, разбиваясь на многочисленные рукава и протоки. Местами к самому берегу реки подходят возвышенности Южной Индии. На таких незатопляемых участках гордо возвышаются живописные города, и среди них - Бенарес и Патна.
Бенарес неоднократно был столицей феодальных княжеств и государств, возникавших на протяжении веков в Северной Индии. По преданию, в нем жил сам Будда.
Патна - тоже исторический город, основанный на месте Паталипутры, древней индийской столицы. Ныне промышленный и административный центр, важный узел дорог.
В низовьях Ганг пересекает Бенгальскую низменность, там он разбивается на рукава и вместе с Брахмапутрой образует грандиозную Бенгальскую дельту.
Брахмапутра - «Сын Брахмы» - выносит из глубин Тибетского нагорья большую массу воды. По водоносности ее можно почти приравнять к нашей сибирской реке Оби.
Около 200 лет назад Брахмапутра впадала в Бенгальский залив самостоятельно, но после сильного наводнения изменила русло и прорвалась к Гангу.
Вместе с Брахмапутрой Ганг изливает в Бенгальский залив 1 200 кубических километров воды за год. Это в два с лишним раза больше годового стока самой большой реки нашей родины - Енисея. По обилию вод Ганг с Брахмапутрой занимают третье место в мире после Амазонки и Конго.

Дельта Ганга - сложнейший лабиринт рукавов, проток, островов. С западной сторону она ограничена рукавом Хугли, а главный рукав Ганг-Падма-Мегна располагается по восточному краю. Некоторые рукава представляют собой огромные реки шириной в несколько километров. Среди них выделяется Хугли - «Священный Ганг брахминов». На нем расположена Калькутта - самый большой, многомиллионный город Индии. Сюда свободно подходят морские суда. Калькутта - огромный порт, связанный пароходными линиями со многими странами мира. Через него за год проходит 7-8 миллионов тонн грузов.
Дойдя до Бенгальского залива, долина Ганга врезается в него и около 150 километров тянется в виде глубокой подводной борозды. Ученые полагают, что она была затоплена в третичный период из-за опускания суши.
В теплую часть года реки Гангского бассейна многоводны, зимой - маловодны.
С июня-июля начинается варша - дождливый сезон. Вплоть до октября муссоны сбрасывают в Гангскую равнину огромные массы воды. Дельта Ганга для муссонов - гостеприимно распахнутые ворота, а Бенгальская низменность- широкая дорога, «труба», по которой они безудержно гонят с залива свинцовые, тяжелые низкие тучи, насыщенные влагой.
Первым препятствием на пути ветров встают горы Гаро, Кхаси и Джайнтия. Хотя они и невысоки (их самая высокая вершина Шиллонг поднимается на 1961 метр над уровнем моря) и перегораживают лишь часть «трубы», первый удар муссонов приходится именно на них. Тучи изливают здесь невероятное количество воды. Вспомните знакомое по учебникам географии название Черрапунджи - самое дождливое место на Земле. Оно находится на южном склоне возвышенности Шиллонг. Бывает, что за сутки здесь на землю изливается метровый слой воды, а за дождливые сезоны выпадает слой воды, достигающий высоты 5-6-этажного дома!
Пробившись дальше к северу, муссоны наталкиваются на Гималаи - высокую, непреодолимую для них стену, меняют направление и растекаются вверх по долинам Ганга и Брахмапутры. За 2-3 недели муссоны охватывают и равнину, и предгорные части бассейна. Дожди в это время идут без передышки. Удивляешься тому, сколько воды перекачивают муссоны с поверхности Бенгальского залива на сушу и какая колоссальная при этом производится работа.
Во время муссонных дождей и ливней с возвышенных участков местности в русла рек скатывается очень много воды. Реки разбухают, выходят из берегов. Подъемы на Ганге достигают 15-20-метровой высоты.
Обильные ливни часто вызывают наводнения. От них с давних пор страдает население, особенно жители Гангской равнины.
По мере удаления от устья Ганга осадков выпадает меньше, уменьшается и вероятность появления катастрофических разливов. Если для обитателей нижнего Ганга обилие воды таит в себе страшную угрозу, то жители среднего течения всегда рады, когда река полноводна и щедро поит оросительные каналы,- это значит, что будет хороший урожай.
Большие бедствия причиняют населению разливы не только самого Ганга, но и многих его гималайских притоков - Джамуны, Рамганга, Гумти, Гогры, Коси.
Периодически затапливает свою долину река Рамганга. В широкую водную полосу превращается от ливней нижнее течение Гогры. Поздней осенью 1960 года одно из самых грандиозных наводнений произошло в долине реки Гумти. Она вышла из берегов и затопила множество населенных пунктов, оставив жителей без крова. Но самые большие неприятности причиняет Коси- «Река скорби», как ее называют в народе. Ее долина - одно из наиболее населенных мест в Индии: на каждый квадратный километр площади здесь приходится 800-900 жителей.
Коси берет начало в глубине Гималаев, где разветвленной сетью своих притоков собирает большое количество воды. Несколько ее притоков стекает со склонов Джомолунгмы - высочайшей вершины мира.
Выйдя из гор, Коси начинает разливаться по равнине даже при сравнительно небольших подъемах воды, потому что русло, забитое камнями, вынесенными из гор, не в состоянии вместить всей массы воды. Разливы Коси нередко соединяются с разливами соседних рек: Багмати, Бури- Гандака, Камлы. Тогда равнина превращается в обширное озеро. Долина Коси расположена как раз на пути муссонов, поэтому ливни часто поднимают воду в реке на 5-9 метров за сутки. Неудивительно, что наводнения на этой реке возникают внезапно и развиваются стремительно. Река выносит с водой массу песка и гальки и щедро рассеивает их по нивам земледельцев, губя урожай и ухудшая плодородие почвы.
Другим опасным районом всегда была долина реки Да- модар - притока рукава Ганга Хугли. Конечно, эта река значительно уступает гималайским притокам. Но из-за близости к Бенгальскому заливу здесь нередки внезапные и очень сильные наводнения, которые причиняют населению много бед.
По первому впечатлению природа благоприятствует жизни человека в долине Ганга: здесь много тепла, а плодородные земли обильно орошаются дождями и многоводными реками. Очень важно, что воды много именно в период роста и развития растений.
Этими благами природы человек стал пользоваться со времен глубокой древности; бассейн Ганга осваивался с такой быстротой, что в конце концов стал одним из наиболее населенных районов нашей планеты.
Но на этой, казалось бы, благословенной земле человеку никогда не было покоя. История его жизни здесь - это летопись непрерывной жестокой борьбы с природой, борьбы за существование, из которой он, увы, не всегда выходил победителем.
Муссоны довольно хорошо орошают Гангский бассейн. Долина реки на участке верхнего и среднего течения Ганга получает 500-1 ООО миллиметров осадков за год, а на остальной части - 1 000-2 000 миллиметров и более. Можно было бы думать, что такого количества влаги вполне достаточно, чтобы получать обильные устойчивые урожаи. Но не тут-то было!
Дело в том, что осадки очень неравномерно распределяются по времени и по территории, а потому периоды сильных ливней, вызывающих потопы на равнинах, сменяются засухами. И в том и в другом случае это грозит человеку потерей урожая, недородом, голодом.
Климат бассейна Ганга весьма своеобразен и отличается резко выраженными контрастами. Год здесь делится на три характерных сезона.
Прохладный сезон длится с ноября по март. В это время господствует чудесная погода. Дни теплые, ласковые. Небо безоблачно. Что такое снег, жители Гангской равнины себе не представляют, потому что в январе, самом холодном месяце, температура воздуха днем 15-17°, а ночью 5-10°. В это время повсюду пышно распускаются цветы.
Второй сезон, с марта по май,- жаркий. В начале его крестьяне снимают первый весенний урожай. А во второй половине сезона устанавливается жара. Палящие лучи солнца выжигают растительность, трава выгорает, скот бедствует, тощает и, если его не подкармливать, гибнет. Все настолько пересыхает, что очень часто возникают пожары. У людей понижается работоспособность, ослабевает память. Особенно трудно приходится европейцам. Чтобы умерить жару, жители с восходом солнца завешивают окна, закрывают двери плетенкой и обильно поливают ее водой.
В июне обычно начинается варша - дождливый период. Открывается он муссонными дождями или ливнями и грозами. До октября выпадает 80-90% годовой нормы осадков.
С большим нетерпением ждут люди момента, когда наступят дожди. Растрескавшаяся почва требует влаги. Но муссоны капризны. Они могут начаться на неделю или на две позднее, чем обычно, и тогда посевы погибнут. Поэтому, когда приходит срок, все с надеждой и нетерпением смотрят на небо - не появится ли долгожданная тучка, предвестница муссона.
Как только прольются на землю первые дожди, от их живительной влаги все оживает и расцветает. Быстро поднимаются посевы, наливаются соком ягоды и плоды. Радуется сердце земледельца.
Но - снова тревога… Муссон может затянуться. И к моменту, когда все поспеет и придет пора снимать урожай, будут бушевать ливни и наводнения. Все погибнет. Или другая крайность - вдруг дожди прекратятся раньше срока. Тогда безжалостное солнце сожжет недозревшие колосья, не даст вызреть плодам. Значит, тоже непоправимая беда!
Но хуже всего, когда муссон вовсе обойдет стороной поля земледельцев. Тогда засуха неизбежна.
Страшные это слова - наводнение, засуха, неурожай. Их спутником всегда был голод. В Гангской равнине и в
Бенгалии он не раз губил сотни тысяч человеческих жизней. Значит, обилие осадков совсем не защищает жителей бассейна Ганга от стихийных бедствий, в частности от засух.
Стремление человека избавиться от капризов климата и заставило его с давних пор искусственно орошать поля речной водой. Только так можно спасти посевы от гибели, дать им воду в то время, когда они в ней больше всего нуждаются.
Так вода стала играть важнейшую роль в земледелии. Вот почему она и в этой части света представляет собой большую ценность, жизненно важную необходимость.
Жители Гангской равнины в течение веков создали густо разветвленную оросительную сеть. Они прорыли большие каналы - Верхне- и Нижне-Гангский, Восточно- и Западно-Джамунский, Агру, Сарду и другие ирригационные магистрали. Благодаря их стараниям на сотни километров тянутся по стране искусственные реки. От них отходят каналы первого порядка, а от тех - каналы второго порядка и т. д.
Даже искушенных в технике людей поражают магистральные каналы Индии - так замечательно воплощена в них инженерная мысль. Эти большие искусственные водотоки, встречая на пути глубокие долины, русла рек и каналов, преодолевают их по мощным мостам-акведукам, изумляющим своими размерами и смелостью конструкций. Тысячи шлюзов, ворот, щитов и распределительных устройств составляют в целом большое и сложное хозяйство оросительных систем.
Всем этим нужно умело управлять и дирижировать. Необходимо точно соблюдать режим течения в каналах и поддерживать в них определенную скорость движения воды. При слишком больших скоростях вода может размыть стенки каналов и нарушить ритм орошения, а при замедленном токе в русле станут осаждаться наносы и канал раньше времени выйдет из строя.
Ирригация - большое искусство. Земледелец должен владеть им в совершенстве. Нужно знать, куда, сколько и в какое время подавать воды, ибо неправильно примененное орошение может причинить непоправимый ущерб.

Удивительная водная артерия – река Ганг, занимает почётное место одной из самых полноводных рек в мире. После широкой Южно-Американской Амазонки и живительной Африканской реки Конго, Индийский Ганг по-праву занимает третье место. Длина реки составляет 2700км.
Животворный Ганг индусы приравнивают к божеству. Эта река в Индии священна.

Исток

Своё начало могучая водная артерия берёт в горных грядах Гималаев, на леднике Ганготри. Высокие горы в своих недрах рождают исток Ганга, который образуется благодаря двум горным потокам: Багиратхи и восточному Алакнанду.

Протекая по священным местам Гималаев, возле храма Деопрага и священного места Харидвар, исток великого Ганга словно впитывает в себя божественную энергию и мирно несёт её в своём могучем течении на Индийскую землю и в Бенгальский залив. Ганг Индия – эти два слова неразлучны. Без «первого» не может быть «второго». Вся история, вся жизнь, вся философия Индии связана с этой величайшей рекой. На берегах могучего Ганга рождаются, и на его же берегах провожают в мир иной.

Легенды Ганга

Величайшие эпосы человечества Рамаяна, Веды и Махапхарата рассказывают в своих легендах, сказаниях и мифах события, родившие священную реку Индии – Ганг. Повествования о возникновении различны, но все они связаны женским Божественным началом.

Индусы в течении реки видят образ богини Ганги, покровительницы материнства и плодородия.
В одних источниках говориться, что своё название река обрела в честь богини Ганги, которая сначала жила в небесных водах Млечного пути, а после снизошла на Землю и породила истоки великой реки.

Другие сказания рассказывают легенду о том, что Ганг появился во время реинкарнации Бога Вишны в Бога Вамана. Божественный дух хотел измерить три мира тремя шагами. Затея как-то не задалась. Зацепившись ногтём левой ступни за часть Вселенной, Бог разорвал её. Вышедшая из-под пальца Богиня Ганга упала с небес. Мощь падения была катастрофической. Бог Шива, оберегая Землю, принял удар на себя. Водная мощь с такой силой обрушилась на голову божества, что образовала семь потоков (дельта Ганга).

Существует красивая сказка о потерянных душах сыновей короля Сагара. Сыновья правителя исполняли священный ритуал Ашвамедха. Они случайно потревожили медитацию мудреца Капилы. Разгневанный мудрец в сей же миг испепелил взглядом негодников. Спасти несчастные души могла только богиня Ганга. Внук, скорбящего потерей любимых сыновей короля Сагара, Анусман, сумел уговорить богиню снизойти на землю. Её падение стало спасением сыновей правителя и началом появления Индийской реки.

Священные места Ганга. Потрясающий Варанаси

Своими благодатными водами река обмывает многие Индийские города: Канпур, Аллахабад, Патну, Бхагалпур и другие. Наибольшее внимание коренных жителей и многочисленных туристов Индии привлекает священное место — город Варанаси, известный под названием «город 1000 храмов». Город расположился между Дели и Калькуттой. Это место для индусов сакрально. Здесь сошлись жизнь и вечность, мудрость и просветление. В этом месте Боги сходят на Землю и дарят блаженство несчастным людям. Не случайно, именно здесь весной проводиться праздники реки Ганг.

То, что традиционно для одного народа, часто вызывает недоумение у жителя другой страны. Праздник в Варанаси открывает туристу иную Индию. Здесь начинаешь видеть и понимать эту страну по-другому: или ты влюбляешься в неё без остатка, либо ещё раз убеждаешься, что это страна не для европейца.

Ганг в Индии испокон века олицетворяет воды очищения и просветления. Только Ганг способен смыть грехи и очистить сердце, только Ганг способен забрать самое ценное, что было когда-то даровано человеку – Жизнь. В город мёртвых – Варанаси, тысячи индусов прибывают для того, чтобы совершить обряд омовения. С собой они везут дорогие им тела недавно почивших родственников, для того, чтобы придать их водам священного потока, способного силой своих священных истоков переправить душу усопшего в Рай.

На берегу реки разводятся священные костры, в которых кремируют тела умерших, а пепел опускают в воды Ганга. Малоимущие жители Индии, не имеющие возможность придать огню тела родственников, придают их сразу священному потоку. В благодатных водах, почитаемой издревле реки, ещё много дней после окончания праздника Варанаси, пылают погребальные огнища, а по течению плывут сотни тел.

Индусов нисколько не смущает такое соседство. В день празднования, в то время как одни прощаются со своими умершими родственниками, другие принимают водные процедуры, совершают священные омовения, радуются жизни, медитируют. Ступени, ведущие в воды Ганга полны людей, совершающих свои ритуалы до самого заката. Удивительно, но, ни один из коренных жителей Индии не жалуется на нечистоты.

Не смотря на то, что учёные доказали, что в воде реки уже не осталось «чистой воды», индусы её благоговейно пьют и ежедневно омываются.

Самая почитаемая река в Индии – Ганг, уже не одно столетие дарит людям этой страны жизнь, радость, благодать, просветление, счастье, гармонию. Живое воплощение Богини плодородия Ганги, влечёт на свои берега миллионы туристов, ведь только на этих берегах можно постичь сакральную сущность Индии, почувствовать жизнь этой древнейшей цивилизации.