Кто создал социализм. Социализм — утопия, реализованная на практике

Ольга Нагорнюк

Социализм - утопия, реализованная на практике

Люди старшего поколения на себе испытали, что такое социализм. Общественный строй, преподносившийся классиками марксизма-ленинизма как единственно возможный путь реализации равных прав и свобод граждан, на практике оказался нежизнеспособным. Почему так произошло, мы решили выяснить в нашей статье.

Что такое социализм и чем он отличается от других учений

Социализмом назвали учение, а впоследствии и общественный строй, в основу которого легли принципы свободы, равенства и социальной справедливости. Казалось бы, провозглашая свободу, социализм дублирует либерализм . Однако эти два течения разнятся в главном — в отношении к частной собственности, которую социалистическая доктрина начисто отрицает, вернее, считает причиной социального неравенства.

Среди основных признаков социализма можно выделить следующие:

  • отсутствие частной собственности на средства производства. Земля, фабрики и заводы принадлежат государству, а оно у социалистов является воплощением народной власти;
  • никакой эксплуатации человека. Нет деления на бедных и богатых, соответственно, нет социального угнетения и противостояния;
  • передовым классом общества выступает пролетариат. Признается существование интеллигенции, однако ее значимость сильно уступает рабочему классу;
  • коллективистские ценности преобладают над индивидуальными. Общественная жизнь стоит на первом месте, а личная — на втором;
  • провозглашение равенства всех культур и наций на основе дружбы народов, являющейся, по мнению социалистов, проявлением пролетарского интернационализма.

Социализм возник в противовес капитализму , и отрицал практически все, на чем базировался капитализм: свободную торговлю, частную собственность и принцип накопления капитала.

Утопический социализм

Несмотря на то, что некоторые ученые находят зачатки социалистических идей в трудах древнегреческого философа Платона, большинство исследователей считают: первыми, кто описал социализм, были Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Живший в XVI веке английский писатель-гуманист Томас Мор описал в своем романе «Утопия» вымышленное островное государство с идеальной системой общественного устройства.

Все его граждане равны в своих правах и обязаны трудиться. Доходы поступают государству, которое распределяет продукты каждому члену общества в зависимости от его потребностей. Все должности в утопической стране Мора выборные, при этом женщины имеют равные права с мужчинами.

Такое учение для Европы того времени было прогрессивным. Фактически, Мором была впервые предпринята попытка изобразить демократическое устройство с социалистическими устоями.

Социализм по Карлу Марксу

Карл Маркс, ставший первым, кто подвел под идеи социализма научную основу, ушел от утопических представлений об этом общественном строе. Для него социализм был переходным периодом от капитализма к коммунизму. Маркс считал: социализм и частная собственность несовместимы. Человек может владеть только предметами личного пользования, а средства производства должны находиться в руках у государства, иначе не избежать появления частной собственности, а с ней и социального неравенства.

Другими словами, одежда, мебель, предметы быта гражданину социалистического общества могут принадлежать, а вот предприятия и земля — нет.

Маркс, разъяснявший в своих трудах, что такое социализм, настаивал на необходимости экспроприации в пользу государства имущества эмигрировавших, выступавших против власти пролетариата и занимающихся спекуляцией граждан. Он утверждал: при социализме следует отменить право наследования, сделать государство монополистом во всех сферах — от транспорта до торговли, а также исключить детский труд на производстве и ввести бесплатное школьное образование.

Критика идей социализма

Социализм, основанный на принципах свободы и равенства, на деле оказался нежизнеспособен. Ярчайшим примером этому может служить распад СССР и исчезновение с карты мира стран социалистического лагеря. Почему так произошло?

  1. Социализм, действительно, не приемлет эксплуатацию человека человеком, но в то же время он подменяет ее на эксплуатацию человека государством. Правда, у капитализма эта составляющая тоже присутствует.
  2. Невозможность заниматься коммерческой деятельностью подавляет у людей желание больше работать, ведь размер зарплаты от этого не меняется.
  3. Плановая экономика оказалась неповоротливой: она не учитывала быстро меняющиеся потребности членов общества и не могла быстро реагировать на них, сокращая выпуск мало востребованных товаров и увеличивая производство тех, что пользовались повышенным спросом. Отсюда — дефицит.
  4. Предприятия, финансируемые из государственного бюджета, не были заинтересованы в сбыте своей продукции, поэтому ее качество оставляло желать лучшего, а количество часто превышало спрос.
  5. Финансирование фабрик и заводов за счет государства исключает конкуренцию, в результате которой выживает сильнейший, а значит, производящий более качественный товар. Не происходит самоочищения экономики, балластные предприятия, чья продукция не пользуется спросом, продолжают существовать, потребляя ресурсы и ослабляя экономику государства.
  6. Поскольку государство получило полную монополию во всех сферах, усилился тоталитаризм, породивший иерархию в обществе, базирующуюся на принципе причастности к власть имущим.

Социализм, в отличие от предшествовавших ему формаций, был создан искусственно. Вначале его подробно описали в своих трудах Маркс, Энгельс и Ленин, а потом на примере Российской Империи и ее ближайших соседей была совершена попытка претворить этот эксперимент в жизнь. Но человеческий мозг, каким бы гениальным он ни был, не может просчитать все последствия. Все искусственное приживается плохо, придуманный тремя великими мыслителями строй не стал исключением.

Теперь, отвечая на вопрос, что такое социализм, мы можем сказать: это утопия, нереальность которой подтверждена на практике.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Многие даже понятия не имеют о том, что делать, если упал на рельсы метро: можно ли пытаться залезть обратно на платформу, в какую сторону туннеля идти, откуда к вагонам поезда подводится ток... Поэтому мы подготовили для вас подробную инструкцию о том, как себя правильно вести при падении в метро.

Впервые в истории социализм был построен Советским народом под руководством И. В. Сталина

Социализм - первая фаза как общественно-экономической формации, которая после и переходного периода от к социализму, непосредственно приходит на смену капитализму в результате ликвидации эксплуататорских классов и утверждения общественной социалистической собственности на средства производства во всех секторах народного хозяйства. Социализм - общество, которое «только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 18). Отдельные страны и народы, опираясь на социалистическое содружество, переходят к социализму от докапиталистических форм общественной жизни, минуя капитализм.

Социализм - общественный строй, исключающий эксплуатацию человека человеком и планомерно развивающийся в интересах повышения благосостояния народа и всестороннего развития каждого члена общества.

Социализм - необходимый и неизбежный этап на пути становления и развития коммунистической формации. Её не может миновать или «перескочить» ни одна страна, ни один народ, ибо в результате завершения переходного периода от капитализма к социализму создаются лишь основы социализма, исключающие возможность начать непосредственный переход к высшей фазе этой формации - . Необходимые для этого предпосылки и условия могут быть созданы только в результате сравнительно длительного развития социализма на собственной основе.

Этапы развития социализма

Развитие самого социализма включает в себя различные основные этапы, отражающие неодинаковые ступени его зрелости:

  1. Начальный, ранний социализм, охватывающий период от построения основ социализма до вступления в полосу его зрелости;
  2. Развитое социалистическое общество, постепенно перерастающее в коммунизм.

Несмотря на относительную длительность фазы социализма, ее нельзя рассматривать как особую общественно-экономическую формацию, ибо в основе и социализма и коммунизма лежит однотипный способ производства, существенно различающийся лишь уровнем своего развития.

Особенности социалистического строя

Социализм качественно отличается от переходного от капитализма к социализму периода по экономическому строю, социальной структуре, политической системе и духовной жизни общества. В условиях победившего социализма предприятия, основанные на общественной собственности, представляют собой уже не один из укладов, а все народное хозяйство; на базе ликвидации эксплуататорских классов и кооперирования крестьянства и кустарей складывается однотипная социально-классовая структура социалистического общества, включающая рабочий класс, кооперированное крестьянство и народную интеллигенцию, а на более поздних стадиях - бесклассовая структура общества; государство и коммунистическая партия на основе расширения их социальной базы и дальнейшего развития демократии постепенно перерастают в общенародные политические организации, непосредственно выражающие и защищающие волю и интересы не только большинства, но и всех членов общества, состоящего теперь уже лишь из трудящихся; в общественном сознании достигается безраздельное господство идеологии рабочего класса, подлинно научного, марксистско-ленинского мировоззрения и утверждается культура нового, социалистического типа; возникают и развиваются принципиально противоположные капитализму социальный тип личности и соответствующий образ жизни, наиболее характерными чертами которого являются свободный труд на благо общества, коллективизм, гуманизм и оптимизм.

В условиях социализма завершается создание всесторонне развитой материально-технической базы социализма и строится материально-техническая база коммунизма. Основу экономической системы социализма составляет социалистическая собственность на средства производства. Одной из важнейших отличительных черт социализма является планомерная организация производства и всей общественной жизни, обеспечивающая пропорциональное развитие отраслей народного хозяйства и всех других сторон жизни общества. Экономика социализма прямо ориентирована на удовлетворение растущих материальных и культурных потребностей общества, обеспечивает неуклонное повышение благосостояния народа, создает все более благоприятные условия для всестороннего развития личности.

Принцип распределения социализма: от каждого по способностям, каждому по труду.

Уникальное достояние социализма - социально-политическое и идейное единство общества, которое развивается и укрепляется в ходе дальнейшего социалистического и коммунистического строительства. Социализм означает ликвидацию противоположности между городом и деревней, между работниками умственного и физического труда и обеспечивает постепенное преодоление существенных различий между ними; утверждается и упрочивается нерушимая дружба народов; складывается новый облик личности - гражданина, патриота, интернационалиста; все более гармоничными становятся взаимоотношения между личностью, коллективом и обществом, а отношения между членами общества все в более полной мере олицетворяют товарищеское сотрудничество и братскую взаимопомощь.

Социализм - общество подлинного демократизма, в котором по мере расширения социальной базы социалистической государственности пролетарская демократия закономерно перерастает во всенародную демократию. Конституционные основы демократизма общества победившего социализма в были закреплены Конституцией СССР 1936 года, а общества зрелого социализма - Конституцией СССР 1977 года - Конституцией развитого социализма. Дальнейшее расширение, углубление и совершенствование социалистической демократии, привлечение трудящихся к активному и постоянному участию в решении государственных и общественных дел - генеральное направление развития политической системы социализма.

(socialism) Политическая и экономическая теория или система социальной организации, основанная на коллективной или государственной собственности на средства производства, распределения и обмена. Подобно капитализму, имеет много различных форм и является постоянно развивающейся концепцией. Термин "социализм" был впервые применен в 1830-х гг. последователями Оуэна (Owen) в Англии и Сен-Симона (Saint-Simon) во Франции. К середине XIX в. мировая общественность уже свободно оперировала разнообразными реформистскими и революционными идеями, родившимися в Великобритании, Европе и США. Эти идеи объединяло стремление превратить капиталистическое индустриальное общество в более эгалитарную систему, в которой всеобщее благосостояние станет реальностью, а стремление к личной выгоде будет подчинено таким ценностям, как объединение, сообщество и сотрудничество. Таким образом, делался явный упор на солидарность, взаимозависимость и возможность достижения истинной гармонии, которая придет на смену конфликтам, нестабильности и общественным потрясениям. Критика общественно-классовой основы капитализма сопровождалась провозглашением приоритета интересов рабочего класса (working class) или пролетариата (proletariat); иногда в качестве альтернативы правлению господствующих классов и элиты предлагался принцип прямого социалистического рабочего контроля (workes control). В качестве символа полной отмены в будущем социально-экономических различий была провозглашена идея бесклассового общества, которой марксисты придавали исключительно важное значение. Однако социалисты редко приходили к общему знаменателю относительно стратегии достижения этой цели, поэтому различия и противоречия между мыслителями, движениями и партиями, особенно в контексте деятельности 1-го и 2-го Интернационалов (основанных соответственно в 1864 и 1889 гг.), постоянно росли. По мере приближения нового столетия теории все чаще рисовали социалистическое общество в виде национального государства (несмотря на риторические заявления о социализме как международной и даже глобальной силе) и все больше говорили о необходимости поставить на службу социализму современную науку, технику и промышленность. Но наряду с этой основной тенденцией всегда существовали другие видения социалистического будущего, подчеркивавшие, например, потенциальное значение небольших общин и развитие аграрного комплекса в отличие от всеобщей индустриализации. Кроме того, на основные ценности социализма опирались такие доктрины, как анархизм (anarchism), коммунизм (communism) и социал-демократия (social democracy), и зачастую различить разные направления и движения было трудно. Так, Маркс (Marx) и Энгельс (Engels) считали себя "научными социалистами" (в отличие от более ранних социалистов-утопистов), но рассматривали социализм как переходный период от капитализма к коммунизму. По мере того как социалистические движения и партии во многих странах стали приходить к власти, интерес к социализму неизбежно из теоретической плоскости перешел в практическую. Основные разногласия между социалистами касались роли государства в контроле над собственностью и организации экономики (см .: state socialism – государственный социализм), взаимоотношений между социализмом и демократической политикой, а также противоречий между эволюционной (парламентской) и революционной стратегией достижения перемен. К 1930-м гг. образовались две весьма отличающиеся друг от друга социалистические системы, представлявшие противоположные крайности (но обе доктринерские) в интерпретации социализма: социализм в СССР под руководством Сталина и гитлеровский национал-социализм (National Socialism) в Германии. Либеральные, консервативные и даже склоняющиеся к анархизму критики подчеркивали тоталитарную тенденцию социалистического мышления как такового. Раскол Европы после 2-й мировой войны на западный плюралистский либерально-демократический блок и восточный блок с господством марксистской идеологии еще более обострил различия между многочисленными концепциями социализма. В Западной Европе социал-демократические и лейбористские партии для выработки отличного от марксистского подхода к регулированию и контролю капитализма использовали идеи Кейнса (Keynes), подчеркивая, что социальная справедливость и равенство будут достигнуты эффективным управлением экономикой, включая частичную, но, разумеется, не полную национализацию (nationalization) промышленности и перераспределением социальных благ (см .: welfare state – Государство всеобщего благоденствия). Социал-демократы взяли на вооружение реалии "смешанной экономики", отвергнув марксистский анализ капитализма, а также идею социализации основных средств производства, распределения и обмена. В 1980–90-х гг., когда государство всеобщего благосостояния оказалось под все возрастающим экономическим прессом, а социал-демократическим методам кейнсианского управления экономикой был брошен вызов со стороны альтернативных теорий неолиберализма и "новых правых" (new right) социализм в западных странах вступил в новую фазу кризиса. Крушение марксистского социализма в СССР и Восточной Европе в конце 1980-х гг., неудачи многих социалистических режимов стран Третьего мира (Third World) подтвердили: в настоящее время социалистическая доктрина ищет новые формы. Попытки модернизировать, переосмыслить и приспособить социализм к новым историческим условиям привели за последние 25 лет к появлению целого ряда идей и теорий "новых левых" (new left). Некоторые из них до сих пор существуют в социалистических движениях и партиях, а иные проводят мобилизацию и ищут поддержки в таких доктринах, как "новая политика", постматериализм (post-materialism), феминизм (feminism) и энвайронментализм (environmentalism). Происходит также достойное внимания пробуждение интереса к радикальной демократии, включая новые взаимоотношения между государством и гражданским обществом (civil society), новые оценки общественного плюрализма, возрастание возможностей для политического участия (participation) и вопрос о правах гражданства (citizenship). Как всегда, социалисты находят множество тем для споров, не в последнюю очередь – друг с другом.

Социализмом также называют идеологию, обеспечивающую построение социалистического общества. Разделяют:

государственный социализм - в социалистических странах - тип общественного устройства, характеризующийся государственной собственностью на средства производства и централизованной политической властью, осуществляемой партийногосударственным аппаратом;

демократический социализм - концепция сочетания социалистического устройства общества с демократическими формами политической жизни. Демократический социализм провозглашает свободу, равенство, социальную справедливость и солидарность;

катедер-социализм - толкование социализма как реализации идеи разума, справедливости путем просвещения и социального законодательства без классовой борьбы;

утопический социализм - концепция социального устройства, основанная на утопии идеального бесклассового общества;

христианский (клерикальный) социализм - направление социальной мысли, стремящееся совместить положения христианства с идеями социализма. Христианский социализм выводит социалистические идеи из мировоззрения ранних христиан;

этический социализм - теория, обосновывающая социалистический идеал, исходя из нравственных принципов, и утверждающая, что переход к социализму может осуществляться путем нравственной эволюции человечества, достигаемой в результате выявления «идеи социализма», присущей людям, независимо от их социальной принадлежности.

Термины «социализм» и «социалистический» впервые употребил Роберт Оуэн (1771–1858), просвещенный промышленник из Уэльса, создавший образцовые условия труда на своих фабриках в Нью-Ланарке и стремившийся сплотить всех британских рабочих в едином профсоюзе, который смог бы парализовать экономику страны всеобщей забастовкой, а затем мирно взять власть в свои руки, чтобы преобразить общество на основе общего труда и процветания.

Почти в то же время (1830–40) эта терминология появилась и во Франции. У истоков французского социализма стояли граф Анри де Сен-Симон (1776–1825), веривший в мирный и рациональный государственный строй, при котором, учитывая влияние технического прогресса, народом будут руководить высокообразованные управленцы, и Шарль Фурье (1772–1837), проповедовавший, в духе Роберта Оуэна, жизнь в «фаланстерах» - общинах на основе самоуправления.

В дальнейшей истории социализма подобные коренные различия во взглядах проявлялись не раз, приводя к резким спорам и столкновениям между сторонниками того, что рабочие должны сами решать, как им жить, и приверженцами доктрины о пользе профессионального руководства. На сегодняшний момент в социализме существует 2 основных направления: марксизм и анархизм.

Марксизм определяет социализм как общественно-экономическую формацию с преобладанием общественной собственности на средства производства. Марксизм-ленинизм рассматривает социализм как первую фазу коммунизма.

По мнению анархистов, при государственном социализме, к которому стремятся марксисты, сохраняются эксплуатация, отчуждение человека от результатов его труда, а потому подлинный социализм возможен только при отсутствии государства.

На будущее социалистического учения существенное влияние оказала работа немецких философов Карла Маркса (1818–83) и Фридриха Энгельса (1820–95) «Манифест Коммунистической партии» (1848), провозгласившая неизбежность революции, изменяющей общественный и экономический строй, и переход власти к пролетариату.

По Марксу, переход власти к пролетариату возможен лишь в результате насильственного переворота. Победившим рабочим придется на время установить диктатуру пролетариата до окончательной победы мирового социализма. Все средства производства и распределения материальных благ будут под контролем рабочих. Затем, когда социализм принесет всеобщее изобилие, общество выйдет на новый, высший этап развития - коммунизм.

В 1864 г. Карл Маркс создает Первый Интернационал трудящихся для координации рабочего движения. Первый Интернационал распался в 1872 г. после острейших дебатов между Марксом и русским революционером Михаилом Бакуниным (1814–76), одним из основателей анархизма.

Теория анархистов отрицала марксистский взгляд на государство как на орудие угнетения, которое пролетариат должен отвоевать у эксплуататоров и обратить против них же. Анархисты желали устранить все формы государственного управления, полагая, что субъекты политических и экономических процессов могут осуществлять управление без посредничества со стороны государства.

Учение анархистов не завоевало такого влияния, какое имели социалисты, но сторонники одного из его направлений встали на путь насилия и террора, громко заявив о себе в последнее десятилетие XIX в. убийствами целого ряда видных политиков, включая президента США Мак-Кинли.

Второй Интернационал, созданный в 1889 г., также не избежал внутренних раздоров: в 1890-х гг. отдельные немецкие марксисты выступили с идеей пересмотра учения Маркса. Немецкие социал-демократы полагали, что социализм сможет взять верх мирным, парламентским путем. Второй Интернационал распался в 1914 г.

Дальнейшее развитие социалистической идее обеспечила победа в вооруженном восстании в октябре 1917 г. пролетариата в России под руководством Российской социал-демократической партии (см. Октябрьская революция). Результатом революции стало образование СССР с официальной государственной социалистической идеологией, ликвидацией оппозиции и установлением однопартийной политической системы, просуществовавшей до 1990-х гг.

В 1919 г. в Москве состоялся международный съезд коммунистов. Этот съезд основал Третий Коммунистический Интернационал - Союз рабочих всего мира, стремящихся к установлению Советской власти во всех странах. Экспансия советской идеологии была распространена на целый ряд стран в Восточной Европе, Азии, Африке, Центральной и Латинской Америке, образовав лагерь социалистических стран и стран социалистической ориентации, к настоящему моменту практически распавшийся. Сегодня к социалистическим государствам можно отнести Китай, Северную Корею, Кубу.

Партии социалистической ориентации представлены практически во всех странах, где установлен демократический политический режим. В России к партиям социалистического толка, оказывающим влияние на политические процессы, в настоящее время можно отнести КПРФ - Коммунистическую партию Российской Федерации (лидер партии Геннадий Зюганов) и партию «Справедливая Россия» (лидер партии Сергей Миронов).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Лозунги социализма и коммунизма известны уже давно. Но если раньше старшеклассники бывшего СССР на уроках обществоведения знакомились с основными идеологическими направлениями и принципами этих двух построений социума, то на сегодняшний день разобраться в их отличиях может далеко не каждый. В первую очередь здесь понадобится изучить экономические труды мыслителей прошлого, а также ознакомиться с историей нашего государства.

Отличия общественных фракций

Изначально понятия "социализм" и "коммунизм" были основаны на определении социума. И здесь на первый взгляд они схожи между собой. Ведь образование социализма идет от социума, а коммунизма - от коммуны. Но и в том и в другом случае это группа людей, которые объединены между собой некими интересами. Однако если рассматривать данный вопрос глубже, то те отношения, которые возникают внутри общественной группы, особой роли для данных понятий не имеют.

Существование социализма и коммунизма зависит от экономических отношений, которые складываются в стране. Так что же это за фракции и в чем кроются их основные отличия? Для того чтобы выяснить это, стоит рассмотреть указанные понятия подробнее.

Что такое социализм?

Данный термин обозначает учения, основной целью и идеалом которых является осуществление определенных принципов. Это равенство, свобода и социальная справедливость.

Также под социализмом понимают такой общественный строй, который воплощает в себе указанные выше принципы. Его основной целью является свержение капитализма и построение в ближайшем будущем самой совершенной формации, стоящей на пике развития человечества, - коммунизма. Для решения подобной задачи социалистическим строем мобилизуются все ресурсы, находящиеся в его распоряжении. При этом реализуется главный принцип общества, который звучит так: «От каждого по способностям, каждому по его труду!»

В период социализма все люди являются равными. При этом общественном строе национализированы средства производства, но в то же время присутствует и небольшая доля частной собственности. Все люди, живущие при социализме, работают для развития промышленного потенциала государства. С этой же целью постоянно разрабатываются и внедряются новые технологии. Все имеющиеся у страны блага при социализме распределяются справедливо. Каждому человеку дано право на определенную часть, эквивалентную его вкладу в общественно полезный труд. Мерой благ являются деньги, которые считаются пережитком предшествующего капиталистического строя. Своих граждан подобное государство воспитывает и готовит к жизни в грядущем коммунизме.

История знает и наиболее распространенную форму практической реализации данной теории. Ею является государственный социализм, который построен на полном контроле высших звеньев структуры власти над экономикой. При этом подразумевается ведение планового хозяйства и наличие командно-административной системы.

Порой под термином «социализм» понимают и совершенно иное построение общества. В нем имеется наличие капиталистической экономики, сочетающейся с социальным государством. Примером тому может служить шведская модель социализма.

Что такое коммунизм?

При изучении трудов классиков марксизма становится понятно, что это некий гипотетический экономический и общественный строй, в основе которого лежит полное равенство, а также национализированная собственность на средства производства. Подобная формация, которая обозначается термином «коммунизм», предполагает наличие высокоразвитых производительных ресурсов, отсутствие социальных классов, упразднение государства как такового, изменение функций денег и постепенное их отмирание. Основным принципом коммунистического общества, по мнению основателей марксизма, должен стать лозунг «От каждого по способностям, каждому - по его потребностям!».

Исходя из того, что коммунизм является высшей стадией в развитии общественных отношений, он должен преодолеть основную экономическую проблему человечества, касающуюся отчуждения производственных средств. При этом стоит отметить, что человек рассматривается освобожденным от всякой кабалы. Ведь становление экономики будет происходить быстрее, чем растут потребности личности. Развитие средств, предназначенных для производства, а также личности человека происходит творчески и свободно. Оно перестает подчиняться классовой выгоде.

Разумеется, представить себе, что люди в один момент и добровольно поделятся с остальными всем своим нажитым, просто невозможно. Тем не менее добровольность подобного отказа от своего накопленного является одной из особенностей коммунизма и тем, чем он отличается от социализма. Согласно теории построения подобного общества, люди должны осознать, что им лучше проявлять заботу о своих ближних. Жить только для себя - это эгоистично. Общество станет коммунистическим постепенно. Причем произойдет это эволюционным путем, без смуты и потрясений.

Подобные идеи своего воплощения так и не нашли. Порой их считают утопическими. Ведь сложно, исходя из современных позиций, представить себе человека, который бы был способен воплотить принципы коммунизма на практике. Может быть, исходя из этого, теоретики, разрабатывающие данное направление, считали, что для построения подобного высшего общества необходима мировая революция.

Чем отличается коммунизм от социализма? Исходя из трудов классиков марксизма, последнее понятие является явлением временным и вынужденным. Экономика социализма подразумевает обобществление собственности, а также наличие диктатуры пролетариата. Они являются средствами и инструментами, необходимыми для достижения такого состояния в развитии производства, когда оно станет удовлетворять все потребности человека и давать даже еще немного больше.

Социализация средств и диктатура пролетариата являются временной мерой. Они способствуют чрезвычайному управлению обществом для достижения главной цели - построения коммунизма.

Исторические факты

На сегодняшний день многие ученые, а также эксперты в сфере экономики, рассматривая идеологию социализма и коммунизма, утверждают, что и то и другое явление в жизни общества является не более чем утопизмом. И подтверждением этому является самый первый труд, написанный еще Томасом Мором. Обе концепции построения общества были изложены им в произведении «Утопия», где он рассказал своим читателям о несуществующей стране. Именно с тех пор построение коммунизма и социализма принято считать тем, что находится лишь в воображении, но никак не на самом деле. Тем не менее подобные идеи все же получили широкое развитие в трудах теоретиков марксизма-ленинизма.

И здесь стоит отметить, что порой, когда рассматривается вопрос, чем отличается коммунизм от социализма, возникает еще один термин. Это марксизм. Что же он обозначает? Марксизм является не чем иным, как теорией коммунизма. Он и рассматривает два, как считали теоретики, последних устройства человеческого общества.

Написал о социализме и коммунизме Карл Маркс. Самым фундаментальным его трудом является «Капитал». Участие в разработке данной теории приняли Фридрих Энгельс и Владимир Ленин. Последний, как известно, впоследствии развил основную концепцию выдвинутой Марксом идеи и применил ее к отдельно взятому государству.

Учение, о котором идет речь, предполагает построение коммунизма на всей планете. На этой теории зиждется и вся практика социализма. В своих трудах Карл Маркс описал основные черты коммунизма. Это национализация предприятий, а также упразднение товарно-денежных отношений.

Утопические мечты

Для того чтобы понять, чем отличается коммунизм от социализма, необходимо как можно глубже разобраться в этих терминах. В основе и того и другого общественного устройства лежат определенные принципы, о которых говорилось выше. Их может принять любая страна, выбирающая для себя самый приемлемый путь развития. Ведь люди стремятся к совершенствованию общественного устройства и нередко берут за пример крепкую семью. Известно, что в ней существуют идеальные отношения, когда каждый получает желаемое, отдавая безвозмездно остальным то, что для них нужно и ценно.

Подобные мечты присутствовали у людей во все времена, найдя свое отражение в принципах коммунизма, которые могли бы быть приняты при устройстве государства. При этом строе имеющиеся в обществе материальные блага могут принадлежать всем, и каждый гражданин способен воспользоваться ими по своему усмотрению, внося посильную лепту в развитие страны.

На практике же дело обстоит иначе. На сегодняшний день в истории существует лишь одна страна, в которой нашли свое применение принципы социализма. Однако черты и этого общественного строя были далеки от мечты.

История социализма и коммунизма в России

СССР стал одним из тех государств, в которых общественный строй был некапиталистическим. Его создание было обусловлено стремлением построить коммунизм. Об этом говорил еще Ленин. Он утверждал, что различия социализма и коммунизма состоят в том, что последнее из этих двух общественных устройств является высшей стадией социальных отношений. Построить самое справедливое общество в СССР к 1980 г. обещал и Никита Сергеевич Хрущев.

Однако, как известно, этого не произошло. И когда стало понятно, что построение коммунизма на основе существующего общества невозможно, идеологами был придуман новый термин - «развитой социализм». Что это такое? Развитой социализм был представлен как некая переходная стадия. Она и должна была привести людей к коммунизму. Как известно из истории, это понятие также не прижилось.

Роль СССР в мировом развитии

На сегодняшний день Россия вновь вернулась к капитализму. Социализм в СССР просуществовал сравнительно недолго. Тем не менее страна оказала огромное влияние на мировое развитие, недооценить которое просто невозможно. Например, в годы холодной войны руководство СССР учитывало принципы Маркса, утверждавшего в свое время, что капиталистическое общество непременно перейдет на стадию экономического империализма. И в этом классик оказался прав. Тем не менее в СССР, где также существовали имперские амбиции, социалистическое общество пошло по совершенно иному пути развития. Это ярко подтверждают периоды правления Хрущева, а также Брежнева, когда основной упор стал делаться на посев кукурузы, развивалось сельское хозяйство Нечерноземья и повышалось количество выпускаемой продукции с одновременным снижением ее качества, имел место постоянный дефицит многих товаров и т. д. В результате социализм в СССР был построен, а к коммунизму страна так и не пришла.

Однако в истории СССР был особый период. Это годы так называемого военного коммунизма (1918-1921 гг.). В указанное время государство проводило довольно жесткую политику диктата по изъятию у деревенских жителей сельхозпродукции, которая шла на нужды питания армии и городских рабочих. Конечно, политика военного коммунизма являлась крайней мерой, но без нее невозможно было бы победить контрреволюцию и кулаков.

Отношение к труду

Ознакомившись с понятиями и кратко рассмотрев историю нашей страны, можно дать более детальный ответ на вопрос, чем отличается коммунизм от социализма. И начнем с отношения к труду. Здесь сразу же вспоминаются следующие знаменитые фразы: «Кто не работает, тот не ест», «От каждого по способностям, каждому по труду», а также «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Что же такое труд? Это товар, который человек продает работодателям, чтобы получить средства для жизни. То есть первая фраза говорит о том, что труд должен быть реализован полностью. Ведь не будешь работать - не поешь.

Вторая фраза понимается уже несколько иначе. Если от каждого общество принимает по способностям, а каждому выдает по его труду, то, следовательно, человек продает лишь то количество своих знаний и умений, которые он может реализовать без всякого ущерба для себя. Это и дает ему средства, необходимые для существования. Считается, что при социалистическом строе этого будет вполне достаточно каждому члену общества для нормальной жизни. Если человеку все же чего-либо не будет хватать, то здесь на помощь придет государство. Оно обеспечит нормальное существование гражданина, что является его неотъемлемым правом.

Рассматривая различия социализма и коммунизма, становится понятным, что на высшей стадии общественного развития человек будет работать столько, сколько он сочтет возможным для себя и необходимым для страны. Получать же он будет в соответствии со своими потребностями.

Первый из рассмотренных вариантов имеет место при капитализме. Этот строй вынуждает человека продавать весь свой труд. При социализме реализуется только часть навыков и умений. Коммунистический строй приводит к тому, что человек и вовсе ничего не продает. Его труд становится творческим и доставляет лишь удовольствие.

Развитие материальной базы

Если проводить сравнение коммунизма и социализма, то нельзя не обратить внимания и на эту сторону, которая отличает две общественные формации. То, насколько развита материальная база, непременно должно указывать на этап в развитии человечества. Так, при социализме люди принимают участие в выпуске тех или иных благ только частично. Определенный объем работы за них делают автоматы. При коммунизме такого участия от человека не требуется.

Именно по уровню развития материальной базы можно судить о постепенном высвобождении человека от подневольного труда, когда все большее количество времени он начинает уделять творчеству. Это и дает возможность каждому члену общества уже от рождения получать необходимые средства к существованию в виде права на жилье, на получение образования и медицинское обслуживание, а постепенно - и на другие блага.

Если рассматривать по этому критерию Советский Союз, то стоит сказать о том, что несмотря на заверения руководства страны об уже имеющем место развитом социалистическом обществе, оно еще только начинало строиться. При этом имелись все предпосылки, способствующие развитию данного процесса с переходом его в необратимую стадию.

Отличие принципов

Сравнивая идеи социализма и коммунизма, стоит отметить, что основу и того и другого учения составляет полное равенство людей. Этим самым выдвигается идея о том, что в этих обществах не должно быть ни богатых, ни бедных людей. Этот вопрос касается лишь экономической стороны. Ведь существует еще и качественное развитие личности, когда один человек сравнивается с другим по его духовному развитию и творческим возможностям. Но об этом в принципах социализма и коммунизма речи даже и не идет. Таким образом, рассматривая вопрос об отличии этих двух общественных формаций, говорят лишь об экономической стороне. При этом моральные отношения между людьми не рассматриваются.

Исходя из принципа социалистического общества, средства, предназначенные для выпуска материальных благ, принадлежат только тем, кто занимается производством товаров или услуг. И не более того. Концепция вовсе не рассматривает вопрос распределения денег. Ведь отказаться от них социализм просто не может.

Что касается принципов коммунизма, то они обладают некоторыми отличиями. В них присутствует идея всемирного братства и равенства. Если рассматривать обоснование данной идеи с чисто экономической стороны, то можно понять, что средства производства, имеющиеся в обществе, а также материальные блага должны распределяться между людьми одинаково или исходя из их потребностей. При этом надобность в деньгах отпадет сама собой. Ведь они служат средством экономических отношений, которых на высшей стадии развития общества не будет.

Рассмотрев основные отличия двух описанных фракций, все же неясным остается ответ на вопрос, можно ли прийти к коммунизму. На данную тему до сих пор продолжают вести свои споры ученые, ведь аргументов «за» и «против» достаточно много. От чего же зависит успех создания столь справедливого общества? Кто заставит капиталистов отказаться от имущества, чтобы затем все люди смогли пользоваться им? Способен ли человек перемениться и подобреть настолько, чтобы наступило желанное благоденствие? Все это и является утопией. Построение коммунизма напрямую зависит от мудрости и крепости людей. Причем это касается как общества в целом, так и каждого его члена в отдельности. Но понятно, что те, кто богаче других, подобных перемен не пожелают. Однако их меньшинство, и решить вопрос о построении общества им одним не под силу. Люди, пережившие и отвергнувшие социализм, продолжают мечтать о коммунизме, осознавая большую разницу между этими двумя устройствами. Исполнится ли их желание? Время покажет.

общество социальной справедливости и равноправия. По марксистскому определению - первая, низшая стадия коммунизма. Неопределенность представлений о поставленной цели привела в большинстве социалистических стран к глубокому кризису всей системы в области экономики, политики, идеологии, и напротив, внедрение элементов С. в жизнь капиталистических стран способствовало преодолению негативных последствий раннего и империалистического капиталиэма, способствовало решению многих социальных проблем общества, подъему жизненного уровня всех слоев населения, развитию социальной сферы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СОЦИАЛИЗМ

франц. socialisme, от лат. socialis - общественный) - первая, или низшая, фаза коммунизма. С. характеризуют след. осн. признаки: власть трудящихся, основанная на союзе рабочего класса с непролетарскими слоями трудящихся, прежде всего с крестьянством, при руководящей роли рабочего класса во главе с марксистско-ленинской партией; общественная гос. и кооп. собственность на средства производства; осуществление принципа "от каждого - по способностям, каждому - по труду". С. обеспечивает планомерное, бескризисное развитие экономики в интересах народа, гарантирует социальные и политич. права трудящихся, создает условия для подлинной демократии, реального участия широких нар. масс в управлении об-вом, для всестороннего развития личности, равноправия наций и дружбы между народами. В ходе своего развития С. постепенно перерастает в высшую фазу коммунизма. Научное обоснование социа- лизма. Формированию науч. представлений о С. предшествовали утопич. коммунистич. теории 16-18 вв. В них содержалась рациональная идея о возможности создать общество без частной собственности и эксплуатации человека человеком. В нач. 19 в. К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и др. представители утопического социализма, подвергнув критике систему капиталистич. эксплуатации, сделали вывод о желательности замены ее справедливым обществ. устройством - обществом с равной для всех обязанностью работать и распределением продуктов по труду, с централизов. плановым нац. х-вом или с небольшими хоз. независимыми общинами - "фаланстерами". В 30-х гг. 19 в. новое направление социальной мысли получило название "социализм" (термин ввел в оборот П. Леру в 1834 в статье "De L´individualisme et du socialisme"). Однако утопич. социализм "...не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 46 (т. 19, с. 7)). В 40-х гг. 19 в. с возникновением научного коммунизма-марксизма (см. Марксизм-ленинизм) утопич. воззрения на будущее общество исторически изжили себя и в ходе идеологич. борьбы вытесняются науч. обоснованием С., коммунизма. К. Маркс и Ф. Энгельс доказали необходимость замены капитализма коммунистич. формацией, первой ступенью к-рой является С. Маркс и Энгельс раскрыли историч. миссию рабочего класса как могильщика капитализма и творца С. и коммунизма, строго научно определили осн. контуры будущего строя, "на основании того, что он происходит из капитализма, исторически развивается из капитализма, является результатом действий такой общественной силы, которая рождена капитализмом. У Маркса нет ни тени попыток сочинять утопии, по-пустому гадать насчет того, чего знать нельзя. Маркс ставит вопрос о коммунизме, как естествоиспытатель поставил бы вопрос о развитии новой, скажем, биологической разновидности, раз мы знаем, что она так-то возникла и в таком-то определенном направлении видоизменяется" (там же, т. 33, с. 85 (т. 25, с. 430)). Вырабатывая науч. представление о развитии коммунистич. формации, Маркс в "Капитале" сформулировал вывод о том, что на базе обществ. собственности на средства производства и планомерно организованного труда новое общество будет претерпевать определ. эволюцию, "...соответственно характеру самого общественно-производственного организма и ступени исторического развития производителей" будет изменяться и способ распределения (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 89). В "Критике Готской программы" (1875) Маркс указал на необходимость переходного периода от капитализма к коммунизму и разграничил две фазы в развитии коммунистич. общества: первую - С. и вторую - коммунизм. При С. "... в собственность отдельных лиц не может перейти ничто, кроме индивидуальных предметов потребления" (там же, т. 19, с. 18). При их распределении "...господствует тот же принцип, что и при обмене товарными эквивалентами: известное количество труда в одной форме обменивается на равное количество труда в другой" (там же, с. 18-19). Между работниками распределяется не вся часть совокупного обществ. продукта, предназначенная служить в качестве предметов потребления, а за вычетами на издержки управления, на фонды для совместного удовлетворения потребностей (школы, учреждения здравоохранения и т. п.), на фонды для нетрудоспособных, "...хотя все удерживаемое с производителя как частного лица прямо или косвенно идет на пользу ему же как члену общества" (там же, с. 17). Распределению по труду при С. соответствует право, к-рое "... не признает никаких классовых различий, потому что каждый является только рабочим, как и все другие", к-рое одно "...молчаливо признает..." естественными привилегиями индивидуальную одаренность, большую работоспособность и ставит при равном труде в неравное положение тех, у кого больше детей в семье и т. п. (там же, с. 19). Маркс отмечал, что "... эти недостатки неизбежны в первой фазе коммунистического общества..." (там же). Характеризуя С. как первую фазу коммунизма, Маркс указывал: "Мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло" (там же, с. 18). Науч. анализ закономерностей возникновения С., его развития и постепенного перерастания в коммунизм был продолжен в новую историч. эпоху В. И. Лениным. Вскрыв конкретно-историч. особенности мирового процесса перехода к С., Ленин указал, что вследствие неравномерности экономич. и политич. развития стран в период империализма, новый обществ. строй - С. первоначально утвердится в ряде стран или даже в одной стране, в то время как др. страны останутся в течение известного периода буржуазными и добуржуазными. В борьбе с социал-реформистами Ленин отстоял и развил коренное положение марксизма о том, что переход к С. возможен только в результате социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. Создание социалистич. общества, подчеркивал Ленин, сравнительно длительный процесс (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 385-86 (т..29, с. 358-59)). Ленин раскрыл закономерности социалистич. строительства, действующие в переходный от капитализма к С. период, и разработал на этой основе с учетом специфич. особенностей Сов. Союза конкретный науч. план построения С. в СССР, предусматривавший на путях социалистич. индустриализации страны всемерный подъем производит. сил и производительности обществ. труда как главное условие победы нового строя; использование кооперации для перевода трудящегося крестьянства на путь С.; осуществление культурной революции; укрепление и развитие сов. демократии; социалистич. решение нац. вопроса и оказание помощи ранее отсталым народам в их переходе к С., минуя капитализм. Важнейшее значение в науч. обосновании С. имеет разработка Лениным осн. принципов организации социалистич. экономики, управления ею и стимулирования ее развития, раскрытие экономич. роли социалистич. гос-ва. Победа Вел. Окт. социалистич. революции 1917 и построение С. в Сов. Союзе, победа социалистич. революций и строительство С. в ряде стран Европы и Азии подтвердили науч. предвидения классиков марксизма-ленинизма, показали на опыте историч. правоту научного С. В неразрывной связи с практикой социалистич. революции и социалистич. строительства обогащались, уточнялись и развивались научные понятия о С. в междунар. коммунистич. движении. Творчески, на основе марксизма-ленинизма, учитывая общие закономерности социалистич. строительства в конкретных условиях своих стран, братские компартии вносят большой вклад в науку о построении С., обогащают ее открытием новых форм и методов осуществления С., его политич. организации. Развитие теории социалистич. строительства происходит в острой идеологич. борьбе марксистов-ленинцев против ревизионизма и догматизма в коммунистич. партиях, против реформизма в рабочем движении. Научному С. противостояли и противостоят многочисл. реакционные и консервативно- реформистские концепции и доктрины, выдвигаемые непролетарскими идеологами, а также идеологами обуржуазившихся слоев рабочего класса. Таковы реакц. программы и лозунги, направленные по видимости против капитализма и империализма, но на деле выражающие курс на сохранение отживших добуржуазных обществ. порядков и устоев. Ничего общего с науч. С. не имеют мелкобурж. концепции военно-казарменного "социализма" и "либерализированного" С., выдвигаемые совр. ревизионистами левого и правого толка. Консервативно-реформистские концепции С. проповедуют возможность достижения социальной справедливости на почве капиталистич. строя путем его административных улучшений. Разновидностями такого рода бурж. теорий С. 19 в. являлись прудонизм, катедер-социализм, муниципальный социализм фабианцев, мещанский социализм либерального народничества и т. п. Совр. доктрины консервативно-реформистского С. представляют "демократический С." правой социал-демократии развитых капиталистич. стран, к-рая, выступая против коммунизма, скатывается на все более реакц. позиции, "этический С." и т. п. концепции, сводящие достижение социалистич. целей к более или менее демократич. преобразованиям на почве капиталистич. строя. Возникновение социализма. Первыми в истории на путь С. встали народы России. В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции 1917 и установления диктатуры пролетариата возникла новая, советская социально-политич. организация общества, где руководящая роль принадлежит рабочему классу, выступающему в союзе с трудовым крестьянством. Произошел раскол мира на две противоположные обществ. системы. Начался распад капиталистич. формации и становление социалистич. общества в рамках одной страны. Социалистич. производственные отношения в Сов. России стали складываться прежде всего в ключевых отраслях нар. х-ва. В первые месяцы Сов. власти были экспроприированы помещики и крупные капиталисты; в руках гос-ва были сосредоточены "командные высоты" экономики: были национализированы земля, банки, внешняя торговля, транспорт, крупные предприятия во всех отраслях пром-сти. Благодаря этому возник социалистич. сектор нар. х-ва, к-рый начал играть определяющую роль в социально-экономич. развитии страны. С упрочением Сов. власти, разгромившей силы контрреволюции в ходе гражд. войны и борьбы с воен. интервенцией, Коммунистич. партия в 1921 ввела соответствующую условиям переходного от капитализма к С. периода новую экономическую политику (нэп), обеспечившую прочный хозяйств. союз рабочего класса с трудящимся крестьянством для строительства С. На основе добровольного объединения и сплочения свободных и равноправных сов. наций и народностей в едином гос-ве был образован в 1922 Союз Советских Социалистических Республик. Технико-экономич. и культурная отсталость страны, послевоенная хоз. разруха, преобладание мелкотоварного произ-ва, враждебное капиталистич. окружение, острая клас. борьба, отсутствие опыта создания нового общества - все эти объективные трудности наложили отпечаток на методы и темпы социалистич. строительства в СССР. В 1926 в СССР было завершено восстановление нар. х-ва, разрушенного во время 1-й мировой и гражд. войн, и началось осуществление социалистич. индустриализации (см. Индустриализация социалистическая в СССР), создание ускоренными темпами материальной основы С. - совр. крупной машинной индустрии. В 1929 развернулось массовое движение крестьян за создание колхозов. В итоге 1-й пятилетки (1928-32) в СССР был построен фундамент социалистич. экономики, Сов. Союз превратился в индустриальную социалистич. страну, социалистич. формы х-ва стали преобладать не только в городе, но и в деревне. Вопрос "кто-кого" - С. или капитализм - был решен в. пользу С. В годы 2-й пятилетки (1933-37) ко времени принятия новой Конституции СССР (1936) социалистич. формы х-ва окончательно вытеснили частнокапиталистич. и частное мелкотоварное произ-во (в 1936 доля социалистич. х-ва в нац. доходе страны составила 99,1%); буржуазия и кулачество были ликвидированы как класс. Сов. общество стало развиваться на единой основе - на прочной базе социалистич. производств. отношений. В процессе утверждения нового экономич. базиса общества в соответствие с ним приводилась и политич. надстройка, успешно осуществлялась культурная революция. Превратившись в могучую социалистич., промышленно развитую державу с крупным механизированным с. х-вом, с передовой культурой, СССР вступил в фазу С. Задачи переходного от капитализма к С. периода были решены. XVIII съезд ВКП(б) (1939) отметил, что в развитии СССР наступила полоса завершения строительства бесклассового социалистич. общества и постепенного перехода к коммунизму (см. "КПСС в резолюциях...", 7 изд., ч. 3, 1954, с. 340). С 1940 в социалистич. этап развития вступила еще одна страна - Монгольская Народная Республика, в к-рой после победы нар. революции в 1921 на протяжении двух десятилетий были осуществлены глубокие демократич. и социальные преобразования, уничтожившие феод. строй и подготовившие необходимые предпосылки для постепенного перехода страны к С., минуя капитализм. После 2-й мировой войны С. начал складываться в мировую систему социализма. В результате военного разгрома герм. фашизма и япон. милитаризма при решающей роли Сов. Союза и победы нар.-демократич. революций от системы империализма отпал ряд стран Центр. и Юго-Вост. Европы и Азии. В первые послевоенные годы в Польше, Югославии, Албании, Болгарии, Чехословакии, Румынии, Венгрии, Вост. Германии (ГДР), Китае (КНР), Сев. Корее (КНДР) и Вьетнаме (ДРВ) был установлен нар.-демократич. строй. Вступление стран нар. демократии на путь строительства С. имело свои особенности. Были решены антиимпериалистич. и антифеод. аграрные задачи революции, причем в ряде стран демократич. преобразования переплетались с социалистическими (см. Народная демократия, Народно-демократическая революция). К концу 40-х гг. в большинстве стран нар. демократии произошел сравнительно мирный переход от демократич. этапа революции к социалистическому. Нар. демократия постепенно переросла в форму гос. власти, выполняющей функции диктатуры пролетариата. Наряду с ростом С. вширь в результате выпадения все новых звеньев из системы империализма, происходит развитие С. вглубь, выражающееся в неуклонном продвижении стран, вырвавшихся из-под гнета капитализма, по пути создания нового общества, в развитии и упрочении всей мировой системы С. Главной особенностью этих процессов после 2-й мировой войны является то, что социалистич. революция и строительство нового строя в каждой стране происходят в условиях, когда можно опереться на братскую взаимопомощь содружества социалистич. гос-в, на экономич. и военную мощь страны победившего С. - Сов. Союза. В СССР после Вел. Отечеств. войны 1941-45 продолжалось завершение строительства С., создание вполне упрочившегося развитого социалистич. общества. На базе роста производит. сил, подъема материального и культурного уровня жизни трудящихся С. все полнее утверждается в экономич. и общественно-политич. отношениях, в сфере обществ. сознания. В результате образования мировой социалистич. системы, укрепления ее экономич. и оборонной мощи, построения развитого социалистич. общества в СССР С. победил в Сов. Союзе полностью, окончательно. XXI съезд КПСС (1959) охарактеризовал новый этап развития Сов. Союза, как "период развернутого строительства коммунизма", создания его материально-технической базы. Основное содержание и главные проблемы этого периода определены в Программе КПСС. В соответствии с решениями XXIII съезда КПСС (1966) в СССР проводится экономич. реформа, направленная на последовательное и эффективное осуществление принципов С., социалистич. форм и методов хозяйствования во всех отраслях экономики. Эта реформа выражает новый подход к управлению экономикой. "Суть его состоит в том, чтобы усилить роль экономических методов руководства, совершенствовать государственное планирование и расширять хозяйственную самостоятельность и инициативу предприятий, всемерно внедрять и совершенствовать хозрасчет" (Тезисы ЦК КПСС, см. "50 лет Великой Октябрьской социалистической революции", 1967, с. 33). Совр. стадия развития С. в Сов. Союзе характеризуется тем, что важнейшим направлением развития нар. х-ва, как подчеркнуто в Тезисах ЦК КПСС "К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина", все более становится интенсификация произ-ва, широкое использование достижений научно-технич. революции. В странах нар. демократии с установлением диктатуры пролетариата началось решение осн. задач перехода к С.: социалистич. преобразования в сфере отношений собственности, создание материально-технич. базы С., повышение материального и культурного уровня трудящихся. На 1-м этапе социалистич. преобразований в результате национализации осн. средств производства и укрепления власти рабочего класса в странах нар. демократии были созданы предпосылки для построения С., сложилась экономика переходного от капитализма к С. периода. Социалистич. собственность в пром-сти возникла в результате безвозмездной конфискации капиталистич. собственности, социалистич. национализации капиталистич. собственности с применением выкупа, использования различных форм гос. капитализма, кооперирования ремесленников. Восстановив нар. х-во, эти страны приступили к созданию материально-технич. базы С. Для ряда развитых индустриальных стран решение этой задачи было связано гл. обр. с социалистич. реконструкцией пром-сти. В др. странах нар. демократии, экономика к-рых была по преимуществу аграрной, строительство материально-технич. базы С. осуществлялось на путях социалистич. индустриализации. Вследствие существ. различий в исходном уровне экономич. развития материально-технич. база С. не могла быть построена одновременно во всех странах. Чем менее развитой в экономич. отношении является страна, тем больший объем задач приходится ей решать в области подъема производит. сил. Социалистич. преобразования в с. х-ве большинства стран нар. демократии развернулись во 2-й пол. 50-х гг. Как правило, это был длительный процесс. В нач. 60-х гг. произошло дальнейшее расширение системы мирового социализма благодаря победе социалистич. революции на Кубе. К нач. 60-х гг. в большинстве стран нар. демократии была достигнута победа социалистич. производств. отношений во всех отраслях нар. х-ва. Наступил тот историч. рубеж, когда завершается решение задач переходного от капитализма к С. периода. Победа С. была достигнута при разных уровнях экономич. развития и большом разнообразии методов, форм, путей и темпов проведения социалистич. преобразований. Но при всех этих различиях и специфич. особенностях существ. черты и закономерности становления С. являлись общими для всех стран. Все страны проходят в основном одни и те же последовательные ступени переходного от капитализма к С. периода: установление диктатуры пролетариата; создание предпосылок для социалистич. строительства путем сосредоточения командных высот экономики в руках гос-ва; построение фундамента, основ С.; обеспечение победы социалистич. производств. отношений и завершение процесса ликвидации эксплуатации человека человеком. Специфические для той или иной страны задачи этого периода обусловливаются достигнутым уровнем развития произ-ва, национальными и др. особенностями. С ликвидацией эксплуататорских классов и организацией социалистич. форм х-ва на первый план выдвигаются задачи развития материального произ-ва, дальнейшего повышения жизненного и культурного уровня трудящихся, утверждения социалистич. идеологии и культуры в массах, совершенствования всей системы социалистич. обществ. отношений - экономич., политич. и идеологич. - и создания предпосылок для постепенного перерастания С. в коммунизм. "Социалистический мир вступил теперь в такую полосу развития, - указывается в итоговом документе, принятом Международным Совещанием коммунистич. и раб. партий (июнь 1969), - когда появляются возможности значительно полнее использовать могучие резервы, заложенные в новом строе. Этому способствует разработка и внедрение более совершенных экономических и политических форм, соответствующих потребностям зрелого социалистического общества, развитие которого опирается уже на новую социальную структуру" (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Док-ты и мат-лы, 1969, с. 302). К числу общих проблем, стоящих перед социалистич. странами, относятся и такие: обеспечение роста обществ. производительности труда на основе научно-технич. прогресса, улучшение структуры нар. х-ва, в частности путем ускоренного развития прогрессивных отраслей пром-сти, полное использование возможностей, открывающихся в результате научно-технич. революции, для ускоренного экономич. развития и удовлетворения потребностей всех членов общества, ликвидация отставания с. х-ва от пром-сти, развитие экономич. сотрудничества между социалистич. странами. Использование огромных возможностей, открываемых новым строем, зависит в первую очередь от коммунистич. и рабочих партий, стоящих у руководства, от их способности по-марксистско-ленински решать проблемы социалистич. развития. В совр. эпоху вследствие распада всеохватывающей системы мирового капитализма и благодаря возникновению новой, социалистич. системы, росту ее могущества, ее примеру и помощи стала возможной специ-фич. форма обществ. прогресса добуржуазных стран через ряд промежуточных, переходных этапов к С., минуя капитализм. Реальность некапиталистич. пути развития подтверждена на опыте Монголии, нек-рых народов Сов. Союза. В 60-е гг. в прошлом колониальные страны приступили к демократическим и социальным преобразованиям, отрицающим капиталистич. путь развития и имеющим социалистич. перспективу. Общественно-экономический строй социализма. В. И. Ленин указывал, что социализм не есть нечто мертвое, застывшее, раз навсегда данное (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 99 (т. 25, с. 443)). Представляя собой результат упорной клас. борьбы, живого творчества, созидательного труда рабочего класса, широчайших нар. масс, он постоянно совершенствуется и развивается. На каждом данном этапе в зависимости от уровня развития производит. сил и степени зрелости социально-экономич. и политич. отношений, от нац. особенностей, конкретно-историч. условий С. принимает тот или иной специфич. вид, выступает в менее или более зрелых своих формах. Марксистско-ленинской теорией выработаны науч. критерии, позволяющие установить характерные черты, осн. принципы С. как общественно-экономич. строя на разных ступенях его развития. Экономич. основу С. составляет обществ. собственность на средства произ-ва. Ее социалистич. характер проявляется прежде всего в том, что развитие и совершенствование произ-ва служит целям все более полного удовлетворения растущих материальных и культурных потребностей народа. Обществ. социалистич. собственность объединяет всех трудящихся как равноправных совладельцев и участников произ-ва и обеспечивает им равную возможность трудиться по способности на социалистич. предприятиях и получать вознаграждение за свою работу соответственно количеству и качеству затраченного труда. Она вызывает к жизни новый тип обществ. организации труда, отличительной особенностью к-рой являются отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, сознательная дисциплина, социалистич. соревнование, материальная и моральная заинтересованность работников в результатах своего труда и деятельности всего коллектива. В рамках социалистич. производств. отношений не существует деления общества на такие группы людей, из к-рых одна может присваивать себе труд других, исключается возможность эксплуатации человека человеком, т. к. здесь нет экономич. условий для превращения средств произ-ва в капитал, а рабочей силы - в товар. Обществ. собственность на средства произ-ва существует при С. в двух формах. Ведущая роль принадлежит гос. форме социалистич. собственности, являющейся всенар. достоянием. Она, как правило, возникает и развивается на сравнительно высокой технич. базе крупного машинного произ-ва. Во-вторых, важной составной частью экономич. отношений при С. является кооп. форма собственности, т. е. собственность на средства произ-ва добровольных объединений трудящихся. Отражая своеобразие развития по социалистич. пути прежде всего масс трудового крестьянства, эта форма собственности обусловлена также тем, что процесс обобществления производит. сил в с. х-ве (как и в ряде др. произ-в - ремесленном, кустарном и т. п.) еще не достиг того же уровня, что в пром-сти. Кооп. собственность, как показал Ленин, принимает социалистич. характер при классовой победе пролетариата над буржуазией, когда осн. средства произ-ва в стране составляют гос., общенар. собственность (см. там же, т. 45, с. 369-77 (т. 33, с. 427-35)). Единая социальная природа гос. и кооп. собственности служит объективной основой для сближения двух, еще остающихся при С. дружеств. классов - рабочего класса и класса колхозного (кооперированного) крестьянства - по их экономич. положению, уровню обобществления произ-ва, характера и организации труда, формам распределения, основой для постепенного устранения клас. различий, вытекающих из неодинакового уровня развития и обобществления пром. и с.-х. произ-ва. Неотъемлемым свойством экономич. организации С. является планомерное, устойчивое развитие произ-ва, возможность и необходимость постоянно поддерживать определенное (в зависимости от имеющихся ресурсов) соответствие, пропорции между всеми частями общественно-производств. механизма, охватывающего всю социалистич. систему х-ва, в целях максимального для данных условий удовлетворения потребностей общества. Организация управления нар. х-вом строится при С. на основе познания и применения в практике объективных законов экономич. развития. Решающую роль в обеспечении планомерного развития произ-ва играет хоз.-организаторская деятельность социалистич. гос-ва, к-рое на науч. основе, по плану направляет хоз. жизнь в стране. Формы управления нар. х-вом могут быть многообразными в зависимости от конкретных условий в той или иной стране, но осн. содержание руководства экономикой при С., определяющий принцип строения органов управления экономич. и культурным строительством составляет демократический централизм, соединяющий централизов. планирование и управление с широким развитием местной инициативы, вовлечением масс в активное участие во всех делах хоз. строительства. Управление социалистич. х-вом обычно включает адм. и экономич. методы; для последних характерно более полное использование в плановой экономике, в целях ее стимулирования, товарно-денежных отношений, таких экономич. категорий, как хоз. расчет, рентабельность, себестоимость, цена, прибыль, торговля и т. д. В период С. необходима и администраторская функция управления, связанная с обеспечением всеобщности труда, охраной обществ. собственности, поддержанием производств. дисциплины, осуществлением контроля и учета за мерой труда и потребления, материальным стимулированием труда и т. п. При С. осуществляется принцип "от каждого - по способностям, каждому - по труду", к-рый позволяет сочетать личные и обществ. интересы, обеспечивает материальную заинтересованность членов общества в результатах труда и стимулирует рост производительности труда, повышение эффективности произ-ва. Поскольку труд в социалистич. обществе является для его членов единств. источником существования, здесь реализуется правило всеобщей обязательности труда ("кто не работает, тот не ест"). Вместе с тем труд при С. выступает не только как средство к жизни. Он приобрел новое социальное содержание. С. высоко поднял в глазах людей достоинство всякого общественно-полезного труда. Создавая материальные и духовные ценности, к-рые используются на благо общества, трудящиеся тем самым способствуют укреплению и развитию С. Это порождает высокие мотивы к трудовой деятельности. Развитие экономики, науки, техники, культуры, системы образования, подъем нар. благосостояния, улучшение условий труда, его облегчение - все это расширяет объективные возможности для того, чтобы каждый трудился по способностям, создает все более благоприятные условия для применения способностей человека и их развития. Т. к. реальный вклад каждого в обществ. произ-во в связи с выполняемой работой определяется в конечном счете его способностями, то распределение по труду, непосредственно зависящее от этого вклада, создает материальную заинтересованность работать в полную меру своих способностей, развивать их. Характерной особенностью С. является социально-политич. и идейное единство общества при руководящей роли рабочего класса, к-рый сплачивает и ведет за собой всех трудящихся. Ведущая роль рабочего класса определяется его экономич. положением в системе социалистич. произ-ва, огромным вкладом в строительство нового общества, высокой организованностью и моральным авторитетом. С победой С. и развитием новой социальной структуры общества устраняется почва для клас. столкновений внутри страны; коренные интересы у всех социальных групп социалистич. общества (рабочего класса, кооп. крестьянства, нар. интеллигенции) одни и те же - развитие и укрепление социалистич. способа произ-ва, усиление могущества, обороноспособности социалистич. Отечества, построение коммунизма, клас. солидарность с народами, борющимися против империализма, за мир и С. Основным условием решающего воздействия рабочего класса на развитие С. является руководящая и организующая деятельность марксистско-ленинской партии, к-рая в условиях победившего С. выступает как авангард всего народа, политич. руководитель всех организаций трудящихся. С. обеспечивает правильное разрешение национального вопроса на основе социалистич. интернационализма. На базе общности социально-экономич. строя, политич. системы, единой социалистич. идеологии создается и укрепляется братский союз народов социалистич. гос-ва. Политич. равенство народов подкрепляется выравниванием уровней их экономич. развития; все более интенсивным и плодотворным становится обмен материальными и духовными ценностями между народами, развивается социалистич. многонац. культура. На базе единства экономич., социально-политич. и идейных интересов дружественных классов и наций, всех трудящихся всестороннее развитие получает социалистич. демократия, составляющая неотъемлемый признак обществ. строя С., необходимый фактор реализации его принципов. Социалистич. строй гарантирует политич. свободы (свободу слова, печати, митингов и собраний, право избирать и быть избранным) в интересах укрепления С., социальные права (право на труд, на отдых, на бесплатное образование и медицинское обслуживание, на материальное обеспечение в старости и в случае болезни или потери трудоспособности), равноправие женщин с мужчинами во всех областях гос., хоз., культурной жизни, равноправие всех граждан независимо от их расы и национальности. Социалистич. демократия, как форма гос. власти рабочих и крестьян при руководящей роли рабочего класса, направляется марксистско-ленинской партией в интересах укрепления С. и строительства коммунизма. В фазе С. происходит дальнейшее развитие социалистич. гос-ва, расширяется участие масс трудящихся в управлении обществ. делами, гос-во диктатуры пролетариата становится общенародным гос-вом, политич. организацией всего народа при руководящей роли рабочего класса во главе с его авангардом - коммунистической партией. Необходимой функцией социалистич. гос-ва является организация решительного отпора попыткам империалистов подорвать основы социалистич. гос. власти, реставрировать капитализм. Производя коренной переворот в экономич. базисе старого общества и принципах его политич. организации, С., как подлинно гуманистич. строй, приносит нравственное и культурное обновление человека. Формируются новое, социалистич. сознание масс, новая, социалистич. мораль. Господство в обществе получают марксистско-ленинская идеология, науч. мировоззрение. Историческая тенденция раз- вития социализма. Если пролог истории С. составляет революц. переустройство капиталистич. общества в социалистическое, осуществляемое путем клас. борьбы и диктатуры пролетариата, то обществ. развитие на почве победившего С. утрачивает былой антагонистич. характер. Оно совершается планомерно в интересах всего общества, как результат сознательного и целенаправленного историч. творчества нар. масс, руководимых марксистско-ленинской партией. Главным направлением этого процесса является дальнейшее развитие и совершенствование осн. принципов С., его постепенное перерастание в коммунизм. Поскольку в мире еще сохраняется капитализм, на темпы развития С., раскрытие его преимуществ. решение внутр. задач социалистич. стран не может не оказывать влияния борьба двух мировых систем, военная опасность, порождаемая империализмом. В природе С. нет таких противоречий, которые присущи природе капитализма. Однако в развитии С. встречаются трудности. Они обусловлены объективной сложностью самого процесса создания нового общества и установления новых отношений между социалистич. странами, а также связаны с постоянным стремлением империализма оказывать экономич., политич., идеологич. давление на страны С., внести элементы раздора и отчужденности в отношения между социалистич. гос-вами. В условиях, когда притупляется бдительность, это давление приводит к активизации право-оппортунистич. и даже откровенно антисоциалистич. элементов, к усилению националистич. настроений. Различия в уровне экономич. развития социалистич. стран, в их социальной структуре, междунар. положении, нац. особенностях могут порождать те или иные расхождения между ними. Но эти расхождения могут успешно решаться на основе пролетарского интернационализма, т. к. социалистич. система основывается на общности социально-экономич. строя, на совпадении коренных интересов и целей входящих в нее стран, и не должны нарушать единого фронта социалистич. гос-в против империализма. Как первая, начальная фаза новой, коммунистич. формации, к-рая выходит из капитализма и не получила еще полного развития на своей собств. основе, С. охватывает относительно продолжит. период в истории каждого народа. Историч. рамки социалистич. фазы, ее длительность определяются совокупностью факторов, включающих в себя уровень развития производит. сил и материального благосостояния народа, степень зрелости новых обществ. отношений, уровень сознательности членов общества. В ходе развития С. происходит переход от низших форм его общественно-экономич. организации к высшим. Развитие С. началось в странах, большинство к-рых достигло при капитализме в основном среднего уровня индустриального развития или имело отсталую, аграрную структуру экономики. Социалистич. страны уверенно опережают капиталистич. гос-ва по темпам развития экономики. По данным ООН, с 1958 по 1967 прирост нац. продукта в социалистич. странах составил 83%, в развитых капиталистич. - 55%. В расчете на душу населения прирост нац. продукта за эти же годы был равен в социалистич. странах 65%, в капиталистич. - 39%. Промышленное произ-во в странах - членах СЭВ выросло за 1950-68 в 5,9 раза и составило 31% всей мировой промышленной продукции, нац. доход за те же годы вырос более чем в 4 раза. Историч. задача С., - обеспечив более быстрый, чем при капитализме, рост производит. сил, превзойти страны высокоразвитого капитализма в экономич. отношении и по уровню жизни населения, а затем на базе гигантски возросшего произ-ва создать материальное изобилие. Возможность и необходимость решения этой задачи вытекают из осн. экономич. закона С., реализация к-рого ведет в конечной