Кого любил ленин кроме крупской. Арманд и Ленин: звездный час и гибель

АРМАН НАВАСАРДЯН
чрезвычай
ный и полномочный посол

ПРОЩАНИЕ С ЛЮБИМОЙ ЖЕНЩИНОЙ

11 октября 1920 года, раннее утро. Вождь мирового пролетариата стоит на перроне Казанского вокзала с непокрытой головой, сгорбившись от навалившегося на него ужасного, безутешного горя.
Ленин потерял самого близкого и преданного человека, соратника и единомышленника – Инессу Арманд. Женщину, которую любил больше всех – преданно, страстно. Это была единственная настоящая любовь в течение всей бурной жизни Ленина.

Прибывший с Кавказа поезд медленно подходит к платформе и останавливается. Обтянутый черным бархатом и красными ленточками цинковый гроб переносят в запряженный белыми лошадьми катафалк.

В предрассветных сумерках немногочисленная процессия уходит с вокзала по безлюдным улицам.

Рядом с Лениным идут жена – Надежда Крупская, муж Арманд Александр, их четверо взрослых детей и комендант Кремля Абрам Беленький.

Моросит мелкий, нудный осенний дождь. Дорога длинная, спутники Ленина уговаривают его сесть в машину. "Я пойду за гробом”, - процедил вождь сквозь зубы.

Он не мог простить себе того, что стал причиной безвременной кончины Инессы: заставил ее поехать на лечение в Кисловодск, а на обратном пути, в Нальчике, она заразилась холерой и умерла, едва достигнув 46 лет. Человек железной логики, Ленин не мог понять иронии судьбы и задавался вопросом: почему его нежная, почти отеческая забота об Инессе должна была стать причиной смерти этой прекрасной женщины?


Наконец, процессия достигла Дома союзов, где Инесса не раз выступала с зажигательными речами в переполненном зале – как признанный лидер трудовых женских масс России и пламенный трибун феминистского движения.

Инессу Арманд похоронили на следующий день на Красной площади, в Кремлевской стене. Вид вождя, стоявшего рядом с Крупской, потряс собравшихся. Они впервые видели слезы на его глазах.

По свидетельству известного дипломата Александры Коллонтай, "Ленина было не узнать. Горе сдавило его. Казалось, он вот-вот упадет в обморок”.

Огромная масса людей, пришедших проститься с видным большевистским деятелем, взорвала площадь любимым гимном революции "Интернационалом”:

Вставай проклятьем заклейменный
Весь мир голодных и рабов.
Кипит наш разум возмущенный
И в смертный бой идти готов.


Смерть любимой женщины сломила Ленина, подорвала его и без того слабое здоровье. "Моя песенка спета”, - говорил он после смерти Инессы.
По свидетельству близких, кончина Инессы приблизила смерть вождя. В 1924 году Надежда Крупская, знавшая о связи Ильича с Арманд, попросила похоронить мужа рядом с Инессой. Сталин не оценил этого благородного жеста и не дал согласия. Он уже начал создавать мифы революции, в том числе и о ее вожде. И напротив, оказывал давление на его жену, тоже не отличавшуюся крепким здоровьем.

Сталину не нравилось, что после смерти Арманд Ленин и Крупская заботились о ее детях. А когда Ильича не стало, он запретил Надежде делать это, хотя такова была воля Ленина.


ИЗ ПАРИЖА – В МОСКВУ

Инесса Феодоровна Арманд – так ее называли в России. Между тем Инесса была чистокровной француженкой: Элизабет-Инес Пешо д׳ Эбервиль родилась в 1874 году во Франции, в артистической среде. Отец, Теодор Стефан, был оперным певцом, мать, Натали Вильд, актрисой.

После преждевременной смерти отца семья оказалась в тяжелом положении. На помощь пришла тетя. Она перевезла Инессу и ее сестру Рене в Россию. (Это сегодня люди эмигрируют в поисках куска хлеба. Тогда все было иначе.) Французская община с радостью приняла красивых и благовоспитанных сестер. Инесса и Рене часто бывали в имении богатых обрусевших французов Арманд в Пушкино.

Семья эта владела крупной текстильной фабрикой «Евгений Арманд и сыновья» и другими прибыльными предприятиями. Арманды так полюбили сестер-парижанок, что когда те достигли совершеннолетия, выдали их замуж за своих сыновей – Александра и Николая.

ПЕРВЫЙ ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК ИНЕССЫ


С Александром Армандом Инесса прожила девять лет, родив от него четверых детей. Их супружеская жизнь была полна сложных психологических и драматичных эпизодов.

За хрупкостью и приятной внешностью Инессы скрывались железная воля и необъяснимая способность воздействовать на людей, подчинять их себе. Это свое качество она не раз проявляла в напряженные моменты революционной борьбы и даже противостояла в спорах и диспутах таким титанам мысли, как Троцкий, Плеханов, Аксельрод. Кем же был в сравнении с ними муж Инессы Александр?

Богатым, в высшей степени добрым и безвольным интеллигентом. Молодая 19-летняя женщина полностью подчинила его себе – без малейших усилий и давления. А тот, казалось, с удовольствием принимал верховенство жены, ее решения, которые были для него неоспоримы. Дерзкая натура Инессы, которую она унаследовала от матери, не могла не проявиться. Она связалась с братом мужа Владимиром, который был на одиннадцать лет моложе нее. От него она родила пятого ребенка. Муж смирился с этим. Он не развелся с Инессой и позже, когда царское правительство бросило ее в тюрьму, а затем и сослало в Архангельскую губернию, всячески помогал ей и заботился о детях. Инесса любила обоих братьев, просто по-разному.

Это был первый любовный треугольник в жизни Инессы Арманд.

ЛЮБОВЬ И РЕВОЛЮЦИЯ


Общественное положение и богатство семьи Арманд позволяли Инессе жить безбедно и беззаботно, однако в ее жилах, по-видимому, текла кровь французских якобинцев. И она выбрала полный опасности и усеянный шипами путь свержения царя и «разрушения старого мира». Арманд с головой окунулась в революционную борьбу, которая стала ее призванием, а идеология социализма – кредо. Этим идеям она слепо верила, готовая умереть ради достижения цели.

Фанатичная вера придавала ей силы, помогла выстоять в поистине нечеловеческих условиях архангельской ссылки, куда попала эта жившая в довольстве и неге женщина за свою активную антиправительственную деятельность.

Однако революция не отразилась на ее женской сущности. Любовь и революция были для Инессы неделимым целым, симбиозом. В ссылке к ней присоединился Владимир, однако после недолгого совместного проживания ему пришлось уехать, поскольку у него обострилась болезнь (туберкулез) и врачи настоятельно рекомендовали ему покинуть место ссылки. Жажда борьбы и страстное желание видеть любимого человека придавали Инессе силы, и она совершила побег. Случилось это во вторую зиму ссылки, когда болота покрылись льдом: Инесса на санях пересекла границу России, после чего бежала в Швейцарию.

Здесь к ней присоединился Володя, однако им не дано было насладиться счастьем совместной жизни: вскоре он умер на руках у Инессы.

Арманд нашла утешение в водовороте революционной борьбы. Она стала одним из видных деятелей большевистской партии и международного коммунистического движения.

Во время революции 1905 года Инесса пользовалась большим авторитетом среди социал-демократов всех мастей, власти же считали ее одним из наиболее опасных революционеров.

«У меня имеются сведения, что гражданка Арманд никогда не прекратит свою разлагающую деятельность». Это отрывок из письма московского губернатора министру внутренних дел.

Несмотря на постоянную угрозу арестов и ссылок, Инесса Арманд не прекращала революционной работы, казалось, революция была для нее увлекательной игрой, причем игра ее отличалась большим артистизмом. И природа наделила ее всеми качествами для успешного выполнения этой миссии: свободное владение четырьмя языками, многостороннее развитие, высокий интеллект, блестящие ораторские способности, аристократическая осанка. Она была прекрасным знатоком музыки, отлично играла на пианино, особенно Бетховена.

Инесса была в высшей степени привлекательной женщиной: зеленые, излучающие свет глаза, магнетический взгляд, блестящие густые волосы, тонкий стан.

Ее участие в организационной работе международной социалистической конференции женщин и конференции интернационалистов, шестого съезда РКП(б), а также других российских и международных форумов показало, что в лице Инессы Арманд в России появилась звезда большевистского движения первой величины.

«Казалось, что эта женщина – неиссякаемый источник жизни, яркий костер революции, а красные перья на ее широкополой шляпке – обжигающие языки пламени», - вспоминал Инессу социал-демократ Григорий Котов.

В советской коммунистической идеологии были постулаты, которые у нынешнего поколения вызовут улыбку. Один из них гласил, что в нашей стране секса нет. А раз так, как же могут лидеры государства иметь любовниц!

Если же кто-то и подумал бы, что Ильич, этот идол, наместник Бога на земле, мог заниматься столь «непотребными» вещами, он прослыл бы еретиком.

А потому госаппарат бережно скрывал любовную связь Ленина и Арманд, представляя последнюю лишь как пламенного революционера. В дальнейшем по указанию Сталина были уничтожены все доказательства, способные бросить тень на память любовников, дабы не вызвать никаких подозрений и сохранить образ Ленина девственно чистым. Были уничтожены или засекречены в архивах все письма и документы.

Представляем вашему вниманию одно из случайно сохранившихся писем. Инесса написала его на начальном этапе отношений с Лениным, когда любовники находились за границей.

«Расстались, расстались мы, дорогой, с тобой! И это так больно. Я знаю, я чувствую, никогда ты сюда не приедешь! Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда прежде, какое большое место ты занимал в моей жизни. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда я тебя очень любила. Я и сейчас обошлась бы без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью – и это никому бы не могло причинить боль... Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты «провел» расставание. Нет, я думаю, ты сделал это не ради себя. Целую крепко, твоя Инесса».

Согласитесь, так могут писать только любовницы.

ВТОРОЙ ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Их историческая встреча состоялась в 1909 году в Брюсселе. Ленину тогда было 39, Инессе – 35 лет. Она была зрелой женщиной, многодетной матерью, не утратившей, однако, неодолимого обаяния. В психологии существует понятие «первого впечатления», которое формируется в первые 3-6 секунд встречи и оказывает решающее влияние на дальнейшее развитие отношений. Говорят, у первого впечатления нет второго шанса. Если бы это было так, Инесса не полюбила бы Ленина и не стала его любовницей, ибо в Брюсселе вождь мирового пролетариата не произвел на нее особого впечатления, хотя Арманд была знакома с его трудами и деятельностью. Однако очень скоро ее мнение изменилось. Инесса не встречала таких людей, как Ленин, а она-то знала мужчин. Ни один из революционеров из ее окружения, а затем из тех, с кем ее свела судьба в тюрьме и ссылке, не был так предан собственным идеям, не обладал таким интеллектом и знаниями. Никто из них не был убежден в том, что именно ему предначертано изменить судьбу человечества и ход истории. Инесса, достигшая бальзаковского возраста и бывшая любовницей многих мужчин, влюбилась в Ленина как гимназистка. Вот как описывает она свои чувства в письме Ленину.

«Тебя я в то время боялась пуще огня. Хочется увидеть тебя, но лучше, кажется, умерла бы на месте, чем войти к тебе, а когда ты почему-либо заходил к Надежде Константиновне, я сразу терялась и глупела...

Я так любила не только слушать, но и смотреть на тебя, когда ты говорил. Во-первых, твое лицо так оживляется, и, во-вторых, удобно было смотреть, потому что ты в это время этого не замечал... Я всегда удивлялась и завидовала тем, кто имел смелость заходить в твой рабочий кабинет и говорить с тобой. Только следующей осенью, в Лонжюмо, я смогла чуть-чуть привыкнуть к тебе – в связи с переводческими делами».

Почему же Ленин увлекся этой яркой и жизнерадостной француженкой? Едва ли он мог подумать, что эта аристократка до мозга костей станет его подругой и соратницей в жестоком деле революции. Однако придет время и Ленин будет считать Инессу самым близким человеком, будет доверять ей больше, чем своим друзьям – «троице» Зиновьев, Каменев, Рыков. Кстати, Инесса была более опытным революционером, чем они, ей куда чаще приходилось бывать в тюрьмах и ссылках. Однако это взаимопонимание и идейный союз должны были сформироваться позже. В самом начале знакомства Инесса пленила его как женщина, подобной которой он раньше не встречал и не имел. Опытная француженка сумела разжечь в нем чисто мужские чувства и страсть, таившиеся в душе Ленина под толщей сверхнапряженности и амбициозных планов переделать мир. Пробуждению чувств Ленина способствовали, конечно же, и формальные, платонические отношения с женой, Надеждой Крупской. Они давно не жили как супруги. Надежда страдала базедовой болезнью, из-за чего ее глаза были неестественно большими, будто вылезшими из орбит. Она располнела и утратила женскую привлекательность. Но Надежда была преданной и верной женой, покорной, умной, трудолюбивой. Она умело вела обширную переписку Ленина, обеспечивала тайную связь со всеми ячейками партии. Ленин высоко ценил это и вовсе не собирался разводиться с женой.


А что же Надежда? В начале любовной связи Ленин-Арманд она предприняла было робкую попытку протеста, выразив желание уйти от мужа. Однако он не согласился. Очень скоро она смирилась со случившимся. Инесса как любовница не устраивала никаких сцен ревности по поводу Надежды. Более того, обеих женщин связала крепкая и теплая дружбы, продолжавшаяся до смерти Инессы. Так что треугольник Ленин-Надежда-Инесса от начала до конца был совершенным и безупречным союзом любви, дружбы и общих целей. Он был прочен тем, что две стороны этого треугольника были беззаветно преданы общему делу – революции, которая была верой третьей стороны – Ленина. Для этих женщин слова Маяковского «Мы говорим Ленин – подразумеваем партия, мы говорим партия – подразумеваем Ленин», по всей вероятности, стали своего рода гимном. Обе делали все, чтобы оберегать Ленина для выполнения его миссии. Ильич ценил это и не был готов пожертвовать одной ради другой. Важным было и то обстоятельство, что Инесса и Надежда были антиподами: одна – красивая, привлекательная и сексуальная, другая – серая, увядшая и больная. Так они дополняли друг друга.


КОГДА СЕБЯЛЮБИЕ ПОБЕЖДАЕТ ЛЮБОВЬ

Инесса Арманд была известным лидером революционерок России, организатором и руководителем феминистского движения. Она была личностью уникальной. Ее психологический тип нуждается в исследовании. Сведения об Арманд весьма скупы: по понятным причинам были уничтожены практически все письма и документы. По свидетельству современников, Инесса отличалась противоречивым нравом. С одной стороны, она была человеком железной воли, решительным и хладнокровным, с другой – истинной женщиной, любящей, покорной, жертвующей своим «я». В той или иной форме и степени этим обстоятельством пользовался ее партнер – Владимир Ленин. Прежде всего благодаря знанию языков, а также всесторонней образованности и аналитическим способностям она оказывала Ленину неоценимые услуги. Кроме того, она выполняла всю связанную с деятельностью Ленина черновую работу.

Когда в силу своего вспыльчивого и неуступчивого характера Ленин заходил в тупик или терпел поражение в споре с сильными политическими оппонентами и представителями разных социал-демократических партий, он всегда уповал на помощь Инессы. В эти годы вопросы стратегии и тактики революции Ленин постоянно обсуждал со своей любовницей. Арманд играла роль громоотвода и не раз спасала любимого человека, принимая удар на себя. Инесса Арманд была прирожденным мастером вести переговоры, и ее преждевременная смерть стала большой потерей для будущей советской дипломатии. Однако Ленин ради достижения цели ни перед чем не останавливался.

В 1912 году, когда центральный печатный орган партии «Правда» стал постепенно выходить из-под его контроля, редакторы попросту не печатали его статей, Ленин, желая исправить положение, решил делегировать из Кракова в Санкт-Петербург Инессу Арманд – в статусе «его спецпредставителя и мастера по урегулированию конфликтов». Кроме того, на Инессу была возложена непростая задача уладить противоречия, возникшие в санктпетербургской большевистской организации и провести предвыборную кампанию четвертой Думы.

Ленин прекрасно понимал, что посылает Инессу навстречу опасности, угрожавшей ее жизни. Любимую им женщину розыскивалацарская полиция (жандармерия). Сам вождь никогда бы не пошел на такой риск. Известно, что как до, так и после революции у него была навязчивая идея, что он должен застраховаться от любых опасностей, поскольку именно на него возложена историческая миссия осуществления мировой революции. Когда же Ленин стал у руля государственной власти, потребовал от Инессы вернуть все полученные ею любовные письма, дабы избежать огласки, хотя об их связи было известно даже кремлевским дворникам. И вот с легкой руки Ильича Инесса оказалась в Санкт-Петербурге в сопровождении двадцатиоднолетнего студента основанной ею во французском городе Лонжюмо партийной школы Георгия Сафаряна. Он также был революционером, двумя годами раньше бежавшим во Францию и находившимся в розыске. Полиция считала Инессу и Георгия, въехавших в Россию с поддельными паспортами на чужие имена, мужем и женой. Английский ученый Майкл Пирсон в своем знаменитом труде « Inessa- Lenin׳ sMistress», посвященном Инессе Арманд, не исключает того, что между Инессой и Георгием была любовная связь, «ведь они долгое время жили вместе, а Арманд предпочитала мужчин моложе себя».

(Как утверждает тот же Пирсон, одна из трех подписей на указе о расстреле царской семьи после революции принадлежала Георгию Сафаряну.)

Если Инесса пошла на этот шаг, то, видимо, из желания отомстить Ленину, чувства к которому несколько «притупило» его решение отправить ее в опасную командировку. Как бы то ни было, полиция арестована Инессу Арманд. Против нее возбудили дело, однако до суда ее выпустили под залог, и она бежала за границу. Кстати, сумму залога уплатил ее первый муж Александр, который несмотря ни на что, любил жену и всегда приходил ей на помощь.

За границей Инесса снова сошлась с Лениным, чтобы не расставаться до конца жизни. Когда же вождь объявил о том, что Россия «беременна революцией», любовная троица в апреле 1917 года в запломбированном вагоне вернулась на родину. Ленин вез с собой 40 миллионов золотых немецких марок (один миллион фунтов стерлингов), которые предназначались для свержения власти в России, прекращения Первой мировой войны и осуществления мировой революции.

‹‹Ленинбыл доставлен немцами в Россию точно так же, как доставляют флакон с микробами тифа или холеры, который опорожняется в водопроводную систему большого города. И эта операция увенчалась полным успехом››. Так оценивает возвращения Ленина в Россию Черчилль, основываясь на данные английской разведки, которая еще в начале прошлого века считалась одна из лучших спеццлужб в мире.

ФЕМИНИСТСКИЕ ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ РЕВОЛЮЦИИ

Инесса Арманд была одним из видных деятелей Октябрьской революции, основателей Советского Союза. Однако если историки всерьез займутся исследованием ее биографии, у них обязательно возникнет вопрос: что же превалировало в ее деятельности – партийная и политическая работа или создание феминистского движения? После возвращения из изгнания Ленин назначил Инессу руководителем женского отдела Центрального комитета партии. Она была самой влиятельной женщиной огромной страны. Пользуясь возможностью постоянного контакта с Лениным, Арманд прилагала немалые усилия для улучшения положения миллионов женщин.

И все же, несмотря на поддержку вождя, а также то, что Инесса была мужественной и проницательной женщиной, она в сравнении с феминистками демократических стран не могла добиться больших успехов. Расшатанная экономика страны, патриархальные устои и отсталость тормозили работу Инессы, реализацию ее амбициозных планов. Тем не менее после революции женщины в России получили политические и гражданские права, особенно в вопросе брака нового типа. Ограничения на разводы были отменены, внебрачные дети были приравнены в правах к остальным. Труд женщин стал оплачиваться наравне с мужским. У истоков принятия всех этих либеральных законов стояла Инесса Арманд.

Она занималась всеми затрагивающими интересы женщин делами: образование, открытие общественных столовых, яслей и детских садов, школ, прачечных и т.д. Работала она по 14-16 часов в сутки. Помимо равенства мужчин и женщин, защиты их прав, решения социально-экономических, образовательных и воспитательных задач, была у феминистского движения и другая направленность, которая должна была оставить глубокий след в умах постреволюционного поколения. Речь идет о свободной любви, которую феминисты широко пропагандировали как средство избавления человечества от ига капитализма и построения социалистического общества.

ПЕРВЫЙ ОТРЯД СОВЕТСКИХ ГЕТЕР

Октябрьской революции или государственному перевороту (как сегодня доказывают некоторые российские и зарубежные историки) предшествовал период, более известный как «серебряный век» поэзии и искусства, который дал России целое поколение самых красивых женщин. Не зря Пикассо, Дали, Матисс, Ромен Роллан, оставив парижских красавиц, женились на русских женщинах.


И вовсе не случайно последовавшее за «серебряным веком» феминистское движение, прошедшее сквозь бури революции, войны, насилия и голода, вобрало в себя лучших женщин нации, имевших аристократическое происхождение, миловидную внешность и высокий интеллект. И тем не менее феминистки, подобно амазонкам хлынувшие в Россию на волне революции, разрушали и расшатывали веками устоявшиеся семейные традиции, нормы морали и психологические установки.

Феминистское движение возникло не на пустом месте. Постреволюционная Россия находилась на пике политического и психологического освобождения. Ставший гегемоном пролетариат хотел открыто говорить не только о распределении средств производства, но и о равенстве полов. Правда, до «Декрета о сексе» дело не дошло, однако вопрос сексуальной морали пролетариата стал предметом всеобщего обсуждения. Общество хотело видеть женщину свободной, как образ полуобнаженной дамы на картине Делакруа «Свобода на баррикадах».

«Первая леди» Надежда Крупская была слишком далека от того, чтобы служить секс-символом нового общества. Однако спрос рождает предложение. На арене в нужное время и в нужном месте появляются пионеры феминистского движения. Это были гетеры нового общественного строя, которые пытались узаконить и укоренить во всех прослойках общества свои взгляды на семью и мораль. Кто же были эти российские последовательницы гетер Эллады? Инесса Арманд, Лариса Рейснер и Александра Коллонтай. Возглавляющая эту тройку Инесса Арманд, с которой мы уже в какой-то степени познакомились, была наиболее скромной и умеренной в своей философии свободной любви.

«БОЛЬШЕВИСТСКАЯ МАДОННА» ЛАРИСА РЕЙСНЕР

Самой активной среди феминисток была не знавшая меры в вопросах теории и практики движения Лариса Рейснер, дочь полуеврея-полунемца и русской аристократки. Профессиональная революционерка, участница гражданской войны, комиссар главного штаба Военно-морских сил, разведчица, талантливая писательница, журналистка. «Большевистская мадонна» - так называли Ларису. Не случайно она стала прототипом женщины-комиссара в известной пьесе Вишневского «Оптимистическая трагедия». Пастернак дал имя Лариса героине романа «Доктор Живаго». Образ Ларисы Рейснер проглядывается и в неповторимых стихах Александра Блока. Вдохновленный красотой этой женщины, Шухаев написал известную картину «Мона Лиза ХХ века». Авторы воспоминаний о Ларисе Рейснер единодушно отмечали ее красоту. В.Л.Андреев (сын писателя Леонида Андреева), друг юности Ларисы, вспоминал: «Не было ни одного мужчины, который бы прошел мимо, не заметив ее, и каждый третий – статистика, точно мною установленная, – врывался в землю столбом и смотрел вслед, пока мы не исчезали в толпе». Писатель Ю.Н.Либединский тоже описал «необычайную красоту ее, необычайную потому, что в ней начисто отсутствовала какая бы то ни было анемичность, изнеженность, – это была не то античная богиня, не то валькирия скандинавских саг...»

Первым мужчиной Ларисы был Гумилев, потом – Троцкий, который передал ее своему помощнику, профессиональному военному, матросу легендарного крейсера «Аврора» Федору Раскольникову. Они поженились и уехали в Афганистан, где Раскольников был назначен послом Советской России.

Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Именно такой была Лариса Рейснер. В Афганистане она проявила себя гибким дипломатом. Активно помогала мужу, срывая и нейтрализуя направленные против России действия английских дипломатов и спецслужб. Однако самая главная задача, которая была возложена на посольство, заключалась в том, чтобы положить конец нападению с территории Афганистана банд басмачей на советские среднеазиатские республики. Очарованный красотой Ларисы эмир Аманул-хан пошел навстречу ее просьбе. Совет старейшин афганских племен одобрил российско-афганский договор и Афганистан объявил об отказе от действий, направленных против РСФСР и Туркестанской Советской Республики.

Лариса сделала то, что не удавалось сделать целым дивизиям. Потом она неожиданно разошлась с Раскольниковым и вышла замуж (неофициально) за члена Политбюро Карла Радека. Молодожены отправились в Германию, где с оружием в руках сражались на баррикадах неудавшейся коммунистической революции.

Жизнь Ларисы Рейснер, полную бурного романтизма, огня и крови, с упоением восхвалял Михаил Кольцов, которому предстояло прославиться на Испанской войне, а затем погибнуть в подвалах НКВД как иностранному шпиону.

«Пружина, заложенная в жизнь этой счастливо одаренной женщины, разворачивалась просторно и красиво... Красочен, смел стремительный путь Рейснер-человека. Из петербургских литературно-научных салонов – на объятые огнем и смертью низовья Волги, в самую гущу боев с чехословаками, потом на Красный флот, потом – через среднеазиатские пустыни – в глухие дебри Афганистана, оттуда – на баррикады Гамбургского восстания, оттуда – в угольные шахты, на нефтяные промыслы, на все вершины, во все стремнины и закоулки мира, где клокочет стихия борьбы, – вперед, вперед, вровень с революционным локомотивом несся горячий неукротимый скакун ее жизни».

На недолгом жизненном пути Ларисе Рейснер встречались, ею восхищались известнейшие люди того времени – Андреев, Мандельштам, Ахматова, Блок, В.Рождественский, Шаламов, Крамов и другие.

Навечно влюбленный в нее Кольцов патетически вопрошал: «Зачем было умирать Ларисе, великолепному, редкому, отборному человеческому экземпляру?», а Мандельштам посвятил ей мадригал:

Ты точно бурей грации дымилась

Чуть побывав в ее живом огне,

Посредственность впадала вмиг в немилость,

Несовершенство навлекало гнев.

Бреди же в глубь преданья, героиня.

Нет, этот путь не утомит ступни.

Ширяй, как высь над мыслями моими:

Им хорошо в твоей большой тени».

Поклонники Ларисы Рейснер, те, кто ею восхищался, естественно, не обращались к ее идеологии свободной любви, которую она как адепт феминизма широко пропагандировала.

Ей принадлежит известная теория «стакана воды». «Захотел-выпил-забыл» - так она трактовала сексуальные отношения.

Однако далеко не все были в восторге от ее сексуальных постулатов. Николай Кузьмин в своем историческом романе «Сумерки» придерживается того мнения, что Рейснер на известной почве вообще свихнулась «и стала настоящей психопаткой».

Между тем руководство страны снисходительно, сквозь пальцы смотрело на «шалости» феминисток, а Ильич с юмором относился к отношениям Ларисы и ее мужа Федора. Вождь в шутку говорил, что самым тяжким наказанием для этой пары стало бы партийное решение о запрете хотя бы на год секса на стороне.

Лариса Рейснер умерла в тридцать лет от тифа. Если бы она дожила до 1937 года, то наверняка погибла бы куда более мучительной смертью в безжалостной мясорубке сталинских репрессий.

Все ее мужчины погибли в тюрьмах НКВД. Трагической была судьба мужа Ларисы Федора Раскольникова. После смерти жены он продолжал работать в системе МИД, снова женился. В 1939 году, в бытность свою послом СССР в Болгарии, Раскольников решил не возвращаться на родину, будучи уверенным, что его арестуют. Позже он написал открытое обвинительное письмо Сталину, которое опубликовали зарубежные газеты. Советский суд заочно приговорил его к смерти, однако через год приговор руками чекистов привели в исполнение в Ницце.

Действительно, революция пожирает собственных детей.

АЛЕКСАНДРА КОЛЛОНТАЙ – ПОСОЛ-ФЕМИНИСТКА

Видной фигурой в блестящей тройке феминистского движения была Александра Коллонтай, которая несмотря не недооцененность советской историографией, занимает почетное место среди именитых людей.

Пламенный революционер, прекрасный оратор, талантливый дипломат, первая в мире женщина-посол, первая советская женщина-министр (обеспечения). Невзирая на эти известные биографические данные, Коллонтай по сей день остается одной из самых таинственных женщин советской России, чей образ овеян мифами. Коллонтай (урожденная Шурочка Домонтович), генеральская дочь, как и две ее единомышленницы по феминистскому движению, имела дворянское происхождение, принадлежала к высшим слоям общества, получила прекрасное образование, владела семью языками, была решительной по натуре, до дерзости смелой, отчаянной. Обладая красивой внешностью и горячим темпераментом, она уже в 16 лет сводила мужчин с ума. Шурочка довела до самоубийства сына своего крестного-генерала, отклонила предложение другого генерала – Тутомлина, которого ее родители очень хотели видеть своим зятем, ведь он был аъютантом Александра Третьего и его ждало блестящее будущее.

Против воли родителей Шурочка вышла замуж за Владимира Коллонтая, родила ребенка и развелась. Рассталась она и с Александром Саткевичем, с которым у нее, замужней, был бурный роман.

Коллонтай уже тогда увлекли революционные веяния. Она считала, что семья – это лишнее бремя: лучше уединиться и читать Ленина, чем «спать с мужем и выполнять свои военные обязанности по отношению к нему». Разведясь с мужем, Коллонтай уехала за границу, где познакомилась и стала активно сотрудничать с революционными деятелями – Лениным, Лафаргом, Кауцким, Плехановым и Люксембург.

До 1917 года Коллонтай жила за границей и была любовницей известных революционеров Петра Маслова и Александра Шляпникова.

«Валькирия революции», как называли Коллонтай, в своих публичных выступлениях и изданных трудах не только призывала к свободе женщин, но и доказывала необходимость свободной любви и сексуального выбора.

В 1923 году Коллонтай опубликовала наделавшую немало шума монографию «Дорогу крылатому Эросу!», в которой «научно» трактовала половые отношения. «Крылатый Эрос» означает интимные отношения с любимым человеком, а «бескрылый Эрос» - всего лишь интим с кем угодно ради удовлетворения сексуальных потребностей. Коллонтай высказывала мысль, что для решения классовых задач пролетариата отнюдь не важно, любовь длительна и узаконена или преходяща.

В дальнейшем она развила вышеназванную «теорию стакана воды»: «Интимная связь комсомольца и комсомолки должна быть такой же простой, как утоление жажды».

Через год Коммунистический университет имени Свердлова издал брошюру Коллонтай «Революция и молодежь», в которой были изложены двенадцать сексуальных заповедей революционного пролетариата. «Сексуальный выбор, - гласит один из них, - должен осуществляться исходя из пролетарско-революционной необходимости».

В отношениях между мужчиной и женщиной Коллонтай призывала отказаться от такого отсталого буржуазного чувства, как ревность. Однако же сама Коллонтай, когда узнала об измене мужа, революционера Павла Дыбенко, сперва выстрелила и ранила его, а потом – разошлась.

В 1922 году по распоряжению Сталина Коллонтай приступила к дипломатической работе. На протяжении двадцати трех лет она представляла СССР в странах Скандинавии, проявив себя блестящим дипломатом. Александра Коллонтай сыграла выдающуюся роль в сохранении Швецией нейтралитета во время Второй мировой войны, что имело жизненно важное значение для Москвы.

Всех ее любовников и мужа Александры Дыбенко расстреляли в 1937-м. Сама Коллонтай дожила до старости – больная, всеми забытая, во всем разочаровавшаяся. В письме к своему последнему возлюбленному, французскому коммунисту Марселю Боди, Коллонтай писала: «Мы проиграли, наши идеи рухнули, друзей сделали врагами, жизнь стала не лучше, а хуже».

Александра Коллонтай скончалась, немного не дожив до 80 лет. «Ей повезло, что она умерла в постели», - писал Илья Эренбург.

Инесса Арманд была для Владимира Ленина и Надежды Крупской домоуправительницей, секретаршей, переводчицей и другом. Их «тройственный союз» всегда вызывал пересуды у историков. В данной статье сделана попытка взглянуть беспристрастно на одну из загадочных сторон жизни Ильича. (Р.С.)

До сих пор не решен вопрос о том, были отношения между Владимиром Ильичом Лениным и Инессой Арманд страстной любовью или же идейным родством душ. В последние годы большинство журналистов не отрицают, что вероятность первого не исключена.

Инесса и ее сестра Рене появились на свет в семье оперного певца Теодора Стеффена и актрисы Натали Вильд. Инесса Елизавета, старшая, родилась 8 мая 1874 года в Париже. Отец умер, девочки чуть подросли и оказались у своей тети в заснеженной Москве. Женщина, для того чтобы прокормить двух сирот, давала уроки музыки и иностранных языков, поэтому нет ничего удивительного в том, что Инесса и Рене свободно владели русским, французским и английским языками да еще и занимались музыкой.

С детства обе сестры были вхожи в дом обрусевших французов Арманд. Торговый дом «Евгений Арманд и сыновья» владел крупной фабрикой в Пушкине, на которой 1200 рабочих производили шерстяные ткани на 900 тысяч рублей в год – огромная сумма по тем временам. Кроме того, почетный гражданин и мануфактур-советник Евгений Арманд имел, помимо этого, еще несколько источников дохода. Так уж было, видимо, предназначено судьбой, обе сестры Стеффен стали носить фамилию Арманд: Инесса в 19 лет вышла замуж за сына Евгения, Александра, Рене – за Николая. Финансовое положение семьи позволяло девушкам ни в чем себе не отказывать, но они, как ни странно, выбрали тернистый путь революционной борьбы.

И.Арманд с детьми http://pushkino.tv

Инесса родила Александру Арманду четверых детей и вдруг ушла от мужа к его брату, Владимиру Арманду. Их объединила не только любовь, но и общее дело – социал-демократия. Владимир, как выяснилось позже, был носителем революционных идей, но никак не борцом, поэтому Инессе пришлось действовать за двоих. Она активно участвовала в собраниях, митингах, публикациях нелегальной литературы. Из за своей антигосударственной деятельности Инесса оказалась в Мезени, откуда она в 1909 году сбежала к своему Владимиру, перебравшемуся к тому времени в Швейцарию. Однако счастье соединившейся пары было недолгим: смертельно больной Владимир скончался у нее руках.

Убитой горем Инессе ничего не оставалось делать, как с головой уйти в революционную деятельность, став одним из самых активных деятелей большевистской партии и международного коммунистического движения. Имя Арманд впервые громко зазвучало в ходе революции 1905 года. В 1915–1916 годах Инесса участвовала в работе Международной женской социалистической конференции, а также Циммервальдской и Кинтальской конференций интернационалистов. Также она стала делегатом VI съезда РСДРП(б).

Карточка Московской "охранки". И.Арманд умышленно, чтобы досадить жандармам, сфотографировалась с закрытыми глазами http://pushkino.tv

В 1909 году в Брюсселе состоялась историческая встреча Инессы с Владимиром Ульяновым. Ему было 39, ей, многодетной матери, – 35, но внешность ее все еще привлекала мужчин. Социал-демократ Григорий Котов вспоминал: «Казалось, жизни в этом человеке – неисчерпаемый источник. Это был горящий костер революции, и красные перья в ее шляпе являлись как бы языками пламени» . Сейчас трудно сказать, что привлекло Владимира Ульянова в Инессе Арманд, но с этого момента началось их тесное сотрудничество. Ему понравилась ее любимая теория о том, что брак препятствует свободной любви. Правда, в 1915 году, когда она внесла этот постулат в проект «женского» закона и предложила его на рассмотрение Ленину, он «свободную любовь», не раздумывая, вычеркнул .

Что же связывало вождя мирового пролетариата и пылкую революционерку? Согласно одной версии, лишь общее понимание идей социализма, по другой, общая постель, болезненная страсть. Приверженцы второй версии ссылаются на одно из писем Арманд, адресованное Ильичу и опубликованное лишь в 1985 году: «...Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда раньше, какое большое место ты еще здесь, в Париже, занимал в моей жизни, что почти вся деятельность здесь была тысячью нитей связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда я тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью – и это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать?..»

О первых трех годах общения Ленина и Арманд известно немного. Французский социалист и большевик Шарль Раппопорт свидетельствовал, что они часто подолгу разговаривали в кафе и Ленин не спускал глаз с маленькой француженки. Сама же Арманд так описывала свои чувства в самом начале их знакомства: «Тебя я в то время боялась пуще огня. Хочется увидеть тебя, но лучше, кажется, умереть бы на месте, чем войти к тебе, а когда ты почему-либо заходил в комнату Н. К. (Надежды Константиновны), я сразу терялась и глупела. Всегда удивлялась и завидовала смелости других, которые прямо заходили к тебе, говорили с тобой. Только в Лонжюмо и затем следующую осень в связи с переводами и прочим я немного привыкла к тебе. Я так любила не только слушать, но и смотреть на тебя, когда ты говорил. Во-первых, твое лицо так оживляется, и во-вторых, удобно было смотреть, потому что ты в это время этого не замечал».

В дореволюционные годы Арманд много времени проводила в семье Ленина, о чем Крупская писала неоднократно в своих воспоминаниях. Она сообщала по поводу пребывания Инессы в Кракове в 1913 году: «Ужасно рады были мы, все краковцы, ее приезду... Осенью мы все очень сблизились с Инессой. В ней много было какой-то жизнерадостности и горячности. Вся наша жизнь была заполнена партийными заботами и делами, больше походила на студенческую, чем на семейную жизнь, и мы были рады Инессе. Она много рассказывала мне о своих детях, показывала их письма, и каким-то теплом веяло от ее рассказов. Мы с Ильичом и Инессой много ходили гулять... Инесса была хорошая музыкантша, сагитировала сходить всех на концерты Бетховена, сама очень хорошо играла многие вещи Бетховена. Ильич постоянно просил ее играть...»

Надежда Крупская

Ленин, Крупская и Арманд возвращались из Швейцарии в Россию в одном купе знаменитого «поезда в революцию». Ленин поселился в Петрограде, а Инесса обосновалась в Москве. Их интенсивная переписка не прервалась. Сохранилась ленинская записка от 16 декабря 1918 года, адресованная коменданту Кремля Малькову. «Т. Мальков! Подательница, тов. Инесса Арманд, член ЦИК. Ей нужна квартира на 4 человек. Как мы с Вами говорили сегодня, Вы ей покажете, что имеется, то есть покажете те квартиры, которые Вы имели в виду. Ленин» .

В начале 1919 года Инесса по поручению Ленина в составе советской миссии Красного Креста ездила во Францию для работы с Российским экспедиционным корпусом. Через некоторое время Ильич, беспокоясь за ее здоровье, отправил Арманд подлечиться и отдохнуть на Кавказ. Но под южным солнцем было тревожно. Рядом с санаторием, где отдыхала Инесса, произошел инцидент со стрельбой, и Ленин принял решение ее эвакуировать. По дороге домой Инесса заразилась холерой и умерла в Нальчике.

На Кавказе Инесса начала вести дневник. Вот одна из последних записей: «Раньше я, бывало, к каждому человеку подходила с теплым чувством. Теперь я ко всем равнодушна... Горячее чувство осталось только к детям и к В. И.»

Понурый Ильич с услужливой Крупской встречали поезд, который привез в Москву свинцовый гроб с телом Инессы.

Вряд ли можно найти другой документ Ленина, который подвергался бы таким сокращениям советскими цензорами, как его письма к Арманд. За годы Первой мировой войны Ленин никому не отправил так много писем, как Инессе. После смерти Ленина политбюро ЦК большевистской партии приняло постановление, требовавшее от всех членов партии передать все письма, записки и обращения к ним вождя в архив ЦК. Но только в мае 1939 года, уже после смерти Крупской, старшая дочь Инессы, Инна Арманд, решила отдать в архив письма Ленина к ее матери.

Письма, публиковавшиеся в разные годы, даже с купюрами, свидетельствуют о том, что Ленин и Инесса были очень близки. Недавно в прессе появилось интервью с младшим сыном Инессы, престарелым Александром Стеффеном, проживающим в Германии, который утверждает, что он – дитя любви Ильича и Инессы. Он родился в 1913 году, и через 7 месяцев после рождения, по его словам, Ленин пристроил его в семью австрийского коммуниста. А в Риге живет внук Рене Стеффен, Станислав Арманд. Его дочь Карина, по признанию родственников, как две капли воды похожа на Инессу.

Смерть в 1920 году Инессы Арманд явилась предвестником тяжелого заболевания мозга у Ленина. Болезнь прогрессировала так быстро, что Крупская не только забыла все обиды на мужа, но и выполнила его волю: в 1922 году в Горки были привезены из Франции дети Инессы Арманд. Однако они не были допущены до больного вождя.

Последним благородным жестом Крупской, признавшей огромную любовь Ленина и Арманд, стало ее предложение в феврале 1924 года захоронить останки ее супруга совместно с прахом Инессы Арманд. Однако Сталин предложение отверг.

По материалам книги Натальи Ивановой "Супружеские измены" ЛитРес, 2008 г.

Когда Инессу арестовали в Париже, он пригрозил расстрелять всех французских дипломатов!

О некогда «великом Ленине» и его верной жене Надежде Крупской написаны тома пропагандистских книг, сняты десятки фильмов. Однако правда давно известна тем, кто интересуется не политическими байками, а реальностью. И заключается она в том, что долгие годы третьей и совсем не лишней в этом браке была удивительная женщина, которую звали Инесса Арманд.

ПОХОРОНЫ ЛЮБВИ

…12 октября 1920 года Москва сотрясалась от траурной музыки и рыданий. В первом ряду, едва скрывая слезы, шел Ленин - вождь мирового пролетариата, жестокий диктатор, человек, перед которым в ужасе замерла вся покоренная им Россия.

Хоронили любовь всей его жизни. Владимир Ильич, пошатываясь от горя, шел за гробом своей любовницы Инессы Арманд, чтобы закопать ее тело возле Кремлевской стены. Рядом с Лениным плелась в толпе соратников и его законная жена Надежда Крупская.

Позже, уже после кончины Ленина, она даже предлагала похоронить мужа рядом с Арманд. Но большевистские вожди отвергли это скандальное предложение...

А в тот день соратница Ильича, революционерка Александра Коллонтай, в своем дневнике оставила следующую запись:

«Ленин был потрясен. Когда мы шли за гробом Инессы, Ленина невозможно было узнать. Он шел с закрытыми глазами, и, казалось, вот-вот упадет…»

Итак, умершая в возрасте 46 лет, далеко не самая первая из вождей революции, Инесса Арманд была торжественно похоронена, как великий государственный деятель…

…Вскоре после смерти Ильича в 1924 году товарищ Сталин начал лепить из Ленина нового бога для уцелевших после мировой и гражданской войн жителей страны. И, конечно, у бога не могло быть любовницы…

Да и насчет жены Сталин, по свидетельствам историков, однажды крепко выразился. Когда Надежда Крупская в очередной раз попыталась «наехать» на вождя всех народов, тот ей сказал в лицо: «Если что, мы подыщем товарищу Ленину другую вдову…» Ну, кого, кроме Инессы Арманд, он мог иметь в виду?..

ЗНАКОМСТВО И СТРАСТЬ

Тысячелетние устои России, страны великих князей, царей и императоров, Владимир Ульянов-Ленин за пять лет своего правления превратил в прах. Зачем? Только ли ради сомнительных идей философии марксизма или же в нем играло честолюбие мужчины, готового показать своим женщинам: я лучше и выше всех?..

Неудачливый адвокат Ульянов, решивший стать революционером, как известно, сначала по юношеской любви женился на Надежде Крупской. С миловидной Наденькой он встретился в 1893 году на нелегальной сходке подпольных революционеров.

Потом они оба по очереди немного посидели в уютной царской тюрьме, а в ссылке - в селе Шушенское, в 1898-м - обвенчались. Жили в мире и любви. Теща Ильича, приехавшая к ссыльным, готовила будущему вождю мирового пролетариата котлетки из зайчатины…

Примерно в эти же годы юная француженка Инесса д’Эрбанвилль (будущая Арманд) - дочь французского оперного певца и комической водевильной актрисы - начала блистать в Париже. Она прекрасно танцевала и пела, знала несколько языков, сводила с ума поклонников.

«Пышная прическа, грациозная фигура, маленькие уши, чистый лоб, резко очерченный рот, зеленоватые глаза», - мечтательно сообщал о ней один из кавалеров в своем дневнике.

Любовь женатого Владимира Ульянова и Инессы началась в 1909 году. Она к тому времени успела прожить девять лет в браке с купеческим сыном из богатой семьи Александром Армандом, родить ему двух девочек и двух мальчиков. И даже уйти от мужа к его 18-летнему брату Владимиру, от которого тоже родила сына и с которым ее объединяла не только любовь, но и общее дело - социал-демократия…

Инессу влекла революция - как сексуальная, так и политическая. Сначала она стала суфражисткой - одним из идеологов движения женщин за равные права с мужчинами, членом Общества улучшения участи женщин, потом сошлась с социалистами в Швейцарии… Примерно в то время в дневнике Арманд появилась запись, самым роковым образом предопределившая ее будущие отношения с вождем русской революции:

«После короткого колебания между эсерами и эсдеками, под влиянием книги Ильина «Развитие капитализма в России», становлюсь большевичкой».

Ильин - это один из псевдонимов Ульянова-Ленина.

Под влиянием нового любовника Инесса Арманд окончательно становится революционной экстремисткой. В том числе и в вопросах брака и семьи. В 1912 году она даже издала брошюру «О женском вопросе», где основной мыслью было: свобода от брака!

Понятно, что Надежда Крупская не разделяла эти призывы, находясь в законном браке с ее любовником. Однако, что не сделаешь ради великой цели - революции!

ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

…А Ленин все писал и писал возлюбленной Инессе нежные письма:

«Сегодня великолепный солнечный день со снежком. Мы с женой гуляли по той дороге, по которой - помните - мы так чудесно гуляли однажды втроем. Я все вспоминал и жалел, что Вас нет. Ваш Ленин».

Этих писем сохранилось множество. Иногда они говорили о размолвках между любовниками. Инесса, например, писала:

«Расстались, расстались мы, дорогой, с тобой! И это так больно. Я знаю, я чувствую, никогда ты сюда не приедешь! Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда раньше, какое большое место ты занимал в моей жизни, что почти вся деятельность здесь, в Париже, была тысячью нитей связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, и только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью - и это никому не могло бы причинить боль. Зачем было меня этого лишать?..»

В те годы начала Первой мировой войны любовникам пришлось расстаться, потому что отношения, по неизвестным истории причинам, накалились. Крупская вдруг взбунтовалась и выкатила мужу классическую фразу: или она, или я. Что ответил Ленин, неясно, но в итоге на время уехала Инесса.

Однако эта размолвка в любовном «треугольнике» была скорее редким исключением. Свидетели семьи «на троих» отмечают удивительную для женщины терпимость Крупской. Она даже говорила, что «в доме становится светлее, когда приходит Инесса».

«К чести Крупской, - писал историк Дмитрий Волкогонов, - она не стала устраивать мещанских сцен ревности и смогла установить с красивой француженкой внешне ровные, даже дружеские отношения. Та отвечала Крупской тем же...»

Надежда Константиновна видела, как преображается ее обычно желчный муж в обществе новой возлюбленной. Может быть, она признала первенство Арманд в сердце Владимира Ленина потому, что была честна перед собой и понимала, что не сможет соперничать с известной красавицей? Ведь Крупская миловидностью блистала только в ранней юности…

НЕ СМОГ БЕЗ НЕЕ ЖИТЬ

История умалчивает о том, как Ленину удалось уговорить Крупскую на зримое присутствие в их браке Арманд. Но к весне 1917 года скандальный «треугольник» уже был полностью оформившейся реальностью. Втроем они упали в бурные объятья революционных потрясений…

Тогда, как известно, воюющая с Россией Германия предоставила Ленину и его экстремистской группе специальный вагон, чтобы через охваченные войной территории проехать из Швейцарии в Россию.

Что интересно, опломбированный вагон был набит революционерами, но в отдельном купе ехали вождь с женой и… Инессой. Это историческое свидетельство.

И Арманд активничала в большевистском перевороте, даже участвовала в боях за Кремль. Потом была членом Московского окружного комитета большевистской партии, главой столичного совета народного хозяйства. Говоря современным языком, Ильич поставил любимую присматривать, чтобы все окончательно не разворовали в революционном хаосе…

В 1918 году Ленин направил свою фаворитку во Францию с дипломатической целью: попытаться вывезти оттуда тысячи русских солдат так называемого Французского экспедиционного корпуса. Но в Париже все понимали, Инессу арестовали…

Это известие привело Ленина в бешенство. Он передал правительству Франции, что если Инессу Арманд немедленно не отпустят, то он расстреляет всех французских дипломатов, а заодно и всех французов, которые найдутся на территории России. Угроза подействовала, Инессу отпустили.

Жить ей оставалось всего ничего. В 1920 году во время деловой поездки на юг России она умерла от холеры…

«Смерть Инессы Арманд ускорила смерть Ленина: он, любя Инессу, не смог пережить ее ухода», - писала Коллонтай.

И это очень похоже на правду…

Что мы знаем сегодня о Ленине? Давно рассеялся, как утренний туман, образ «самого человечного человека», «дедушки Ленина», друга всех трудящихся на Земле. На его месте воцарился образ жестокого, беспощадного политика, все поверявшего циничным расчетом, готового заложить душу черту и дьяволу, сотрудничать с теми, с кем его страна воевала, ради того, чтобы добиться своей цели - прийти в этой стране к власти. Маньяк власти: таким в действительности, наверное, и был Владимир Ильич Ульянов-Ленин.

Но те же современники свидетельствуют, что любовь в жизни Ленина все-таки была. Советские биографы вымарали ее из жизнеописания вождя - обширная переписка Ленина и русской революционерки французского происхождения Инессы Арманд в советское время была опубликована лишь частично, и даже в опубликованных письмах были сделаны большие купюры. Мало кому другому Ленин написал столько писем. Конечно, и в этом продолжавшемся несколько лет романе (он начался в 1908 году) Ленин оставался Лениным, перемежая в своих письмах размышления на темы классовой борьбы сугубо личными пассажами, вроде: «О, мне хотелось бы поцеловать тебя тысячу раз, приветствовать тебя и пожелать успехов: я вполне уверен, что ты одержишь победу»…

Эта фраза написана по-французски и врезается в рассуждения о том, какими должны быть профсоюзы, или еще что-то в этом роде. Инесса Арманд в проявлениях своих чувств была куда лиричнее: «Тебя я в то время боялась пуще огня. Хочется увидеть тебя, но лучше, кажется, умереть бы на месте, чем войти к тебе, а когда ты почему-либо заходил в комнату Н. К., я сразу терялась и глупела. Всегда удивлялась и завидовала смелости других, которые прямо заходили к тебе, говорили с тобой… Я так любила не только слушать, но и смотреть на тебя, когда ты говорил. Во-первых, твое лицо так оживляется, и во-вторых, удобно было смотреть, потому что ты в это время этого не замечал»…

Инесса Арманд была просто красивой женщиной

Посреди суматохи гражданской войны занятый государственными делами и судьбами мировой революции очень скромный в быту человек озабочен номером калош для любимой женщины. «Ну и что?», - спросите вы. Собственно, ничего особенного за одним небольшим исключением. Этого человека зовут Ленин, и он пишет записку не своей жене, а любовнице - Инессе Арманд. В Советском Союзе об этом молчали долгие годы. Стыдливо замалчивали отсутствие у Ленина и его жены Надежды Крупской детей. Абсолютным табу были еврейские корни в родословной вождя пролетариата и его личная жизнь.


И вдруг как гром с ясного неба прозвучало: у Ленина была любовница. Любовниц не бывает у небожителей. А «кремлевский мечтатель», как назвал Ленина английский писатель Герберт Уэллс, и представлялся неким подобием олимпийского бога. Простые граждане страны Советов древних мифов не знали, а жаль. Боги спускались с Олимпа к смертным женщинам, потому что ничто человеческое не было им чуждо.


И тогда избранным было прекрасно известно о взаимоотношениях Владимира Ильича и Инессы Арманд. Большевичка со стажем, первая в мире женщина посол Александра Коллонтай после смерти Ульянова-Ленина проницательно заметила: «Он не мог пережить Инессу Арманд. Смерть Инессы ускорила его болезнь, ставшую роковой».

Инесса Арманд поражала изысканной красотой

Инессу Арманд некоторые журналисты прозвали «музой вождя». Как-то неловко представлять себе вождя мировой революции в облике эдакого Аполлона Мусагета, то есть «повелителя муз».
Музы, по большей части, тоже тянутся к художественным натурам, к созидателям и творцам, а не разрушителям, пусть и «старого мира». Впрочем, получить такой эпитет у Инессы были свои основания.



Как у многих профессиональных революционеров у Инессы Федоровны Арманд тоже было несколько имен, не считая псевдонимов. В разное время, а иногда и одновременно ее звали Elisabeth Pécheux d"Herbenville или Inessa Stéphane, а позже Armand или Inès Elisabeth Armand. Дело однако было еще совсем не в революции. Просто у родившейся в Париже 8 мая (26 апреля по старому стилю) 1874 года родители принадлежали к творческой богеме. А в этой среде, как у революционеров и уголовников, в ходу псевдонимы и клички. Словом, привычка к прозвищам в крови.


Отцом будущей русской революционерки был успешный французский оперный певец Теодор Стефан (Théodore Stéphane, его настоящее имя Théodore Pécheux d"Herbenville), а матерью - французская актриса Натали Вильд (Nathalie Wild). У этой супружеской пары, кроме Инессы, было еще две девочки. Из-за ранней смерти отца, чтобы не быть в тягость для своей большой семьи, Инес отправляется к тетке в Москву, которая стала учительницей музыки в семье купцов и текстильных фабрикантов Арманд.

3 октября 1893 года в церкви святого Николая, что в селе Пушкино, которое тогда входило в Мытищинскую волость Московского уезда Московской губернии, Инесса Стефан вышла замуж за Александра Арманда. В браке с ним Инес родила 4 детей: двух сыновей - Александра и Федора и двух дочерей - Инну и Варвару. Пылкая поклонница социал-демократических идей и толстовства оказалась неверной супругой. Она влюбилась в своего деверя Владимира Арманда. Брат мужа был на девять лет моложе Инессы.


Случайно узнав об адюльтере, Александр Евгеньевич Арманд, несмотря на потрясение, проявил великодушие. Владимир и Инесса сначала укатили в Неаполь, а потом поселились в московском доме на Остоженке. В 1903 году, в Швейцарии, у пары родился первенец Андрей. В 1905 году «товарища Инессу» впервые арестовали, а в 1907 году выслали в Архангельскую губернию, куда за ней последовал и новый муж. Владимир Арманд скончался от чахотки в одной из швейцарских частных клиник.



Феминистки и революционерки избегали делать макияж, носить украшения и пользоваться духами. На фоне этих синих чулок Инесса Арманд выделялась «как беззаконная комета» своей красотой и шармом. Товарищи по партии острили, что Инессу стоит включить в учебники по марксизму как образец единства формы и содержания.

Ленин познакомился с Инессой Арманд в ее родном городе, в Париже, в 1909 или 1910 году. Точная дата не имела никакого значения для них обоих, поскольку это была чистая дружба. «Тебя я в то время боялась пуще огня, - писала Арманд Ленину в 1913 году. - Хочется увидеть тебя, но лучше, кажется, умерла бы на месте, чем войти к тебе, а когда ты почему-либо заходил в комнату Н. К. (Надежде Крупской - ред.), я сразу терялась и глупела.


Всегда удивлялась и завидовала смелости других, которые прямо заходили к тебе, говорили с тобой. Только в Longiumeau (Лонжюмо - ред.) и затем следующую осень в связи с переводами и пр. я немного попривыкла к тебе. Я так любила не только слушать, но и смотреть на тебя, когда ты говорил. Во-первых, твое лицо так оживляется, и, во-вторых, удобно было смотреть, потому что ты в это время этого не замечал...». Они стали подолгу засиживаться в парижском кафе у porte d"Orléans.


Спустя два года после знакомства Ленин в своем письме Арманд сетовал: «ох, эти "делишки" подобия дел, суррогаты дел, помеха делу, как я ненавижу суетню, хлопотню, делишки и как я с ними неразрывно и навсегда связан!! That"is a sign more that I am lazy and tired and badly humoured. Generally I like my profession and now often almost hate it» (Это еще лишний признак того, что я обленился, устал и в дурном расположении духа. Вообще я люблю свою профессию, а теперь я часто ее почти ненавижу).

…И она с вождем.

В этом признании некоторые исследователи усматривают даже желание Ленина бросить все дело мировой революции к чертовой матери и предаться всем прелестям Эроса с любимой женщиной. Более серьезные полагают, что Ильич не рассчитывал увидеть победу революционных сил в России при жизни этого поколения - отсюда, мол, и усталость...


Тем не менее наблюдательные современники заметили, что вождю русских революционеров не безразлична бойкая француженка. Французский социалист Шарль Рапопорт рассказывал: «Ленин не спускал своих монгольских глаз с этой маленькой француженки». Апогей их отношений пришелся на 1913 год. Ленину тогда было 43 года, Инессе - 39 лет. Как свидетельствовала Коллонтай, Ленин сам во всем признался жене. Крупская хотела «отстраниться», но Ленин попросил ее «остаться». Во имя торжества идеи Ленин пожертвовал любовью всей своей жизни.


Поблекшая с годами Надежда Константиновна с пониманием отнеслась к чувствам своего мужа. Она писала, что Ленин «никогда не мог бы полюбить женщину, с которой бы он расходился во взглядах, которая не была бы товарищем по работе». Сослагательное наклонение с троекратной частицей «бы» с головой выдает как непросто далось нелюбимой женщине такое всепрощение.




Или вот: «Расстались, расстались мы, дорогой, с тобой! И это так больно. Я знаю, я чувствую, никогда ты сюда не приедешь! Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда раньше, какое большое место ты еще здесь, в Париже, занимал в моей жизни, что почти вся деятельность здесь, в Париже, была тысячью нитей связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда я тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью, и это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты «провел» расставание. Нет, я думаю, что ты это сделал не ради себя… Крепко тебя целую. Твоя Инесса»…

Крупская знала об их отношениях, несколько раз собиралась уйти, однако всякий раз Ленин ее удерживал. В 1915 году она поставила вопрос ребром: или она, или Арманд. Выбор вождя известен. Видимо, со спокойной, уравновешенной Крупской ему было комфортнее, чем с пылкой, романтичной Арманд. Между прочим, у Крупской с Арманд установились очень хорошие, дружеские отношения - зная все, Надежда Константиновна никогда этого не показывала, кроме нескольких, причем, видимо, совершенно не скандальных объяснений с мужем. И никогда не пыталась «выдавить» Арманд из круга близких ленинских друзей.

После 1915 года роман с Арманд как таковой сошел на нет, хотя близкие человеческие отношения продолжались. Они и возвращались из эмиграции в Россию в одном опломбированном вагоне, в одном купе - Ленин, Крупская и Арманд. После революции Ленин и вовсе оказался в плену других забот, хотя об Арманд не забывал, посылая ей записки, в которых спрашивал о здоровье детей, хлопоча о выделении для нее квартиры, продуктов, телефона и так далее. Чем жила она в то время? Судя по дневниковым записям той поры, ее чувства к Ленину не столько остыли, сколько сожгли ее изнутри:
«…Теперь я ко всем равнодушна. А главное - почти со всеми скучаю. Горячее чувство осталось только к детям и к В. И. Во всех других отношениях сердце как будто бы вымерло. Как будто бы, отдав все свои силы, всю свою страсть В. И. и делу работы, в нем истощились все источники любви, сочувствия к людям, которыми оно раньше было так богато… Я живой труп, и это ужасно».

Серго «устроил солнце»

Кроме всего прочего, как заморская птица, она, видимо, тосковала в совершенно ей чужой и чуждой России и мечтала уехать домой. Но уже тогда это было не так просто. Осенью 1920 года, когда, наверное, стало совсем невмоготу, она решилась, позвонила Ленину. Тот был занят, ответил запиской, в которой обращается на «вы», хотя всю жизнь был с ней, одной из немногих, на «ты»: «Дорогой друг! Грустно было очень узнать, что вы переустали и недовольны работой и окружающими (или коллегами по работе). Не могу ли помочь вам, устроив в санатории? С великим удовольствием помогу всячески… Если не нравится в санаторию, не поехать ли на юг? К Серго на Кавказ? Серго устроит отдых, солнце, хорошую работу наверно устроит. Он там власть… Подумайте об этом?..»

Помимо этого «вы», записка поражает своей бездушной, безличной холодностью, не позволяющей даже предположить, что ее автор обращается к своей пусть даже бывшей возлюбленной. Так, не без любезности, не по-хамски, отделываются от просителя. Он просит об одном, а ему предлагают всяческое содействие в получении чего-то другого, делая вид, что не понимают, о чем идет речь и что предлагаемая замена совершенно неравноценна.
Мне кажется, Инесса все поняла. То есть, по поводу чувств «В.И.» она давно, наверное, не питала никаких иллюзий. Но теперь она поняла еще и то, что клетка захлопнулась, и птичке в ней пропасть, родного французского солнца никогда больше не видать. Теперь ей солнце «устроит» только «Серго» - большевистский диктатор Закавказья Серго Орджоникидзе.

Когда над Кисловодском нависла угроза окружения, отдыхающих решили эвакуировать. Инесса организовывала погрузку людей, намереваясь оставаться в Кисловодске до последнего. Ей пригрозили: если не уедет добровольно, прибегнут к помощи красноармейцев. Она подчинилась. Эшелон был направлен в Нальчик, но на узловой станции Беслан застрял: дороги были забиты беженцами. Наконец поезд прибыл, Инесса осмотрела город, была на собрании местных коммунистов, а ночью ей стало плохо. Не желая беспокоить соседей, она терпела до утра. Двое суток пролежала в больнице. В полночь 23 сентября Инесса потеряла сознание и к утру умерла. Стоянка в Беслане оказалась роковой: она заразилась холерой.

«Вне всякой очереди. Москва ЦЕКа РКП. Совнарком. Ленину. Заболевшую холерой товарища Инессу Арманд спасти не удалось точка кончилась 24 сентября точка тело препроводим Москву Назаров».

1 октября 1920 года цинковый гроб с телом Арманд на запряженной двумя белыми лошадьми катафалке был доставлен с Казанского вокзала в центр Москвы. Говорят, больше никто и никогда, ни до, ни после, не видел Ленина плачущим. Он прислал на гроб венок из живых белых цветов с надписью на траурной ленте: «Товарищу Инессе от В. И. Ленина». Секретарь Третьего Интернационала Анжелика Балабанова описала его в день похорон: «Не только лицо Ленина, весь его облик выражал такую печаль, что никто не осмеливался даже кивнуть ему. Было ясно, что он хотел побыть наедине со своим горем. Он казался меньше ростом, лицо его было прикрыто кепкой, глаза, казалось, исчезли в болезненно сдерживаемых слезах…»

Где-то тут за ним похоронена в стене и она…

По мнению подруги Арманд, Александры Коллонтай, ее смерть подкосила Ленина: «Он не мог пережить Инессу Арманд. Смерть Инессы ускорила его болезнь, ставшую роковой…» Понимала это и чуткая Крупская, которая, по всей видимости, очень любила своего мужа. Чтобы как-то его, уже больного, морально поддержать, она выполнила его волю: в 1922 году в Горки были привезены из Франции дети Инессы Арманд. Правда, к Ленину их не допустили.
А когда Ленин умер, она обратилась к правительству с просьбой захоронить его останки вместе с прахом Инессы Арманд. Это был действительно красивый, великодушный жест, которого фарисейская мораль большевиков принять не могла. Сталин отверг это предложение. И не только отверг. Он потом шантажировал им беднягу Крупскую. Когда та осмеливалась высказывать какое-то свое особое мнение, он угрожал, что ее «разжалуют» из вдов Ленина, а на ее место «назначат» Арманд.

Так, символически и значимо, закончился этот роман. Даже свою любовь Ленин умудрился уничтожить, отказав ей в спасении и отправив фактически на смерть. Мрачная история.

Власть он тоже потерял. Но за брата он безусловно отомстил..

Инесса Арманд была для Ленина и Крупской домоуправительницей, секретаршей, переводчицей и другом. Их «тройственный союз» до сих пор вызывает пересуды у историков.

Дочь певца и хористки

Инесса Арманд, урожденная Элизабет Пешо д’Эрбенвилль, родилась во Франции. Она была старшей дочерью в семье оперного тенора Теодора Стеффена и хористки русского подданства англо-французского происхождения Натали Вильд. Отец её умер, когда девочке было пять лет. Содержать семью её мать не смогла и отправила Инессу с сестрой в Москву к тетке, которая работала в богатой семье текстильного промышленника Евгения Арманда. Торговый дом «Евгений Арманд и сыновья» владел крупной фабрикой в Пушкине, на которой 1200 рабочих производили шерстяные ткани на 900 тысяч рублей в год.

По тем временам доход очень солидный. Так Инесса оказалась в доме настоящего русского олигарха. Как говорила потом Крупская, Инессу в семье Арманд воспитывали «в английском духе, требуя от нее большой выдержки». К трем родным языкам она довольно быстро добавила немецкий, обучилась игре на рояле, что впоследствии ей очень пригодится - Владимир Ленин любил музыку и, по воспоминаниям Крупской, постоянно просил Инессу играть на рояле. В 19 лет Инесса, которая была бесприданницей, вышла замуж за старшего из сыновей Евгения Арманда Александра. Об истории их замужества ходили слухи, что Инесса заставила Александра жениться на себе. Она узнала о его связи с замужней женщиной, нашла их переписку и, по сути, шантажировала Александра.


От семьи до социализма

Выйдя замуж, Инесса, поняла, что муж принадлежит ей только формально. Инесса поняла, как приблизить мужа к себе. За 5 лет она родила четверых детей. Тактика увенчалась успехом. Александр начал писать Инессе романтические стихи и стал примерным семьянином. Инесса заскучала. Ей хотелось страстей и новых завоеваний. В подмосковном Ельдыгино, где они жили, Арманд организовала школу для крестьянских детей. Она также стала активным участником «Общества улучшения участи женщин», боровшегося с проституцией. В 1900 году она была назначена председателем его московского отделения, хотела выпускать печатный орган общества, но так и не смогла получить на это разрешение властей.

А затем Инесса увлеклась идеями социализма. Ещё в 1897 году одного из домашних учителей дома Армандов, Бориса Краммера, арестовали за распространение нелегальной литературы. Инесса ему очень сочувствовала. В 1902 году она вошла в контакт с несколькими социал-демократами и социалистами-революционерами, написала письмо младшему брату мужа, Владимиру (который, как она знала, также был неравнодушен к идеям социализма), и предложила приехать и благоустроить вместе жизнь ельдигинских крестьян.

Владимир решил открыть в Ельдигино воскресную школу, больницу и избу-читальню. Он дал Инессе почитать книгу «Развитие капитализма в России», сказав, что имя автора засекречено, он скрывается в Европе от преследования царской полицией и пишет под псевдонимом Владимир Ильин. Так заочно состоялось знакомство Арманд с Лениным. Книга Инессе понравилась. По её просьбе Владимир разыскал адрес автора книги и Инесса завела с ним переписку. Она все больше и больше отстранялась от мужа и семьи.

Начало революционной деятельности

В 1902 году Арманд уехала с Владимиром Армандом в Москву и поселилась в его доме на Остоженке. Александр почти ежедневно писал бывшей супруге письма, вкладывая в них фотографии подрастающих детей. Поздравляя Инессу с новым, 1904 годом, Александр писал: «Хорошо мне было с тобой, мой друг, и так я теперь ценю и люблю твою дружбу. Ведь, правда, дружбу можно любить? Мне кажется, что это совершенно правильное и ясное выражение». Оформлять развод не стали. Владимир и Инесса активно занимались революционной работой, все вечера проводили на собраниях. В 1904 году Инесса вступила в РСДРП.

В 1907 году её арестовали. Суд приговорил её к двум годам ссылки в Архангельской губернии. В ссылке Арманд не растерялась. Ей удалось наладить хорошие отношения с начальником тюрьмы. Полтора месяца до отправки на место ссылки в Мезень она жила в его доме и даже использовала его почтовый адрес для переписки с Владимиром Лениным. 20 октября 1908 года Арманд помогли бежать. По подложным документам ей удалось бежать в Швейцарию, где на её руках умер её муж Владимир. «Непоправимая потеря, - писала она в своем дневнике. - С ним было связано все мое личное счастье. А без личного счастья человеку прожить очень трудно».

В семье Ленина

После смерти Владимира Арманд переехала в Брюссель, где поступила в университет, за год прошла полный курс экономического факультета и была удостоена учёной степени лиценциата экономических наук. Её знакомство с Лениным состоялось в 1909 году. По одной версии в Брюсселе, по другой - в Париже. В парижском доме Ленина Арманд стала секретарем, переводчиком, домоправительницей. Она работала в партийной школе пропагандистов в Лонжюмо, где стала завучем, вела агитацию среди французских рабочих. Инесса переводила работы Ленина, издания ЦК партии. В 1912 году она написала брошюру «О женском вопросе», в которой выступала за свободу от брака.

Второй арест

В 1912 году, после ареста всей петербургской ячейки, Арманд вызвалась добровольцем для поездки в Россию, для того, чтобы наладить революционную работу. Однако сразу после возвращения её арестовали. На помощь Инессе пришел бывший муж - Александр Арманд. Он внес баснословный по тем временам залог - 5400 рублей, просил Инессу вернуться к нему. После отъезда Инессы за границу (она бежала в Париж через Финляндию) Александр потерял залог и был привлечен за пособничество государственному преступнику.

Муза Ленина

В Париже Арманд продолжила активную агитационную работу. Так, в 1914 году после начала Первой мировой войны, Арманд занялась агитацией среди французских рабочих, призывая их отказаться от работы в пользу стран Антанты. В 1915-1916 годах Инесса участвовала в работе Международной женской социалистической конференции, а также Циммервальдской и Кинтальской конференций интернационалистов. Также она стала делегатом VI съезда РСДРП(б).

Отношения Ленина и Арманд историки реконструируют по мемуарам и по остаткам их переписки. Вот фрагмент из письма Арманд Ленину от декабря 1913 года:

«Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда я тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью — и это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты «провел» расставание. Нет, я думаю, что ты это сделал не ради себя».

Нужно учитывать, что письма Ленина к Арманд полны сокращениями, внесенными советскими цензорами. За годы Первой мировой войны Ленин никому не отправил так много писем, как ей. Уже после его смерти политбюро ЦК приняло постановление, требовавшее от всех членов партии передать все письма, записки и обращения к ним вождя в архив ЦК. Но только в мае 1939 года, уже после смерти Крупской, старшая дочь Инессы, Инна Арманд, решилась отдать в архив письма Ленина к ее матери.

Письма, публиковавшиеся в разные годы, даже с купюрами, свидетельствуют о том, что Ленин и Инесса были очень близки. Недавно в прессе появилось интервью с младшим сыном Инессы, престарелым Александром Стеффеном, проживающим в Германии, который утверждает, что он - сын Ленина. Он родился в 1913 году, и через 7 месяцев после рождения, по его словам, Ленин пристроил его в семью австрийского коммуниста.

Смерть Арманд

В апреле 1917 года Инесса Арманд приехала в Россию в одном купе пломбированного вагона с Лениным и Надеждой Крупской. В 1918 году под видом главы миссии Красного Креста Арманд была направлена Лениным во Францию, чтобы вывезти оттуда несколько тысяч солдат Русского экспедиционного корпуса. Там она была арестована французскими властями за подрывную деятельность, но отпущена из-за угрозы Ленина расстрелять за неё всю французскую миссию в Москве. В 1918—1919 годах Арманд возглавляла женский отдел ЦК партии большевиков. Была организатором и руководителем 1-й Международной женской коммунистической конференции в 1920 году, принимала участие в борьбе женщин-революционерок с традиционной семьёй.

Революционная деятельность губительно сказалась на здоровье Арманд. Крупская в своих воспоминаниях писала: «Инесса еле держалась на ногах. Даже ее энергии не хватало на ту колоссальную работу, которую ей пришлось провести». Врачи подозревали у Арманд туберкулез, и она хотела поехать в Париж к знакомому доктору, но Ленин настоял на том, чтобы Инесса поехала в Кисловодск. По дороге она заразилась холерой. Умерла в Нальчике 24 сентября 1920 года Незадолго до кончины Инесса записала в дневнике:

«Раньше я, бывало, к каждому человеку подходила с теплым чувством. Теперь я ко всем равнодушна. А главное - почти со всеми скучаю. Горячее чувство осталось только к детям и к В. И. Во всех других отношениях сердце как будто вымерло. Как будто бы, отдав все свои силы, свою страсть В. И. и делу работы, в нем истощились источники любви, сочувствия к людям, которыми оно раньше было так богато. У меня больше нет, за исключением В. И. и детей моих, каких-либо личных отношений с людьми, а только деловые… Я живой труп, и это ужасно».

Александра Коллонтай писала: «Смерть Инессы Арманд ускорила смерть Ленина. Он, любя Инессу, не смог пережить её ухода». После смерти Инессы Арманд в «Правде» было опубликовано стихотворение за авторством некоего «Барда». Заканчивается оно так:

Да сгинут враги, да скорее падет
Грядущего счастья завеса!
Дружнее, товарищи, в ногу — вперед!
Спи с миром, товарищ Инесса…

В 1922 году в Горки были привезены из Франции дети Инессы. Зимой 1924 года Надежда Крупская предложила захоронить останки ее супруга вместе с прахом Арманд. Сталин предложение отверг.