Какая мудрость в русских народных сказках. Сказка о волшебных руковицах и топоре! Сказка о самой главной дороге

"Ложью” у cлавян называлась неполная, поверхностная Правда. Например, можно сказать: "Вот целая лужа бензина”, а можно сказать, что это лужа грязной воды, затянутая сверху пленкой бензина. Во втором утверждении — Правда, в первом же сказана не совсем Правда, т.е. Ложь. "Ложь” и "ложе”, "ложа” — имеют однокоренное происхождение. Т.е. то, что лежит на поверхности, или на поверхности чего можно лежать, или — поверхностное суждение о предмете.

И все же, почему к Сказам применено слово "ложь”, в смысле, поверхностная правда, неполная правда? Дело в том, что Сказка — это действительно Ложь, но только для Мира Явного, проявленного, в котором сейчас пребывает наше сознание. Для других Миров: Нави, Слави, Прави, те же сказочные персонажи, их взаимодействие, являются истинной Правдой. Т.о., можно сказать, что Сказка — это все-таки Быль, но для определенного Мира, для определенной Реальности. Если Сказка навевает в вашем воображении какие-то Образы, значит, откуда-то эти Образы пришли, прежде чем их вам выдало ваше воображение.

Никакой оторванной от реальности фантастики не существует. Всякая фантастика также реальна, как наша явная жизнь. Наше подсознание, реагируя на сигналы второй сигнальной системы (на слово), "вытаскивают” Образы из коллективного поля — одной из миллиардов реальностей, среди которых мы живем. В воображении не существует лишь одного, вокруг чего закручено так много сказочных сюжетов: "Пойди Туда, неведомо Куда, Принеси То, неведомо, Что”. Ваша фантазия может представить себе что-либо подобное? — До поры, нет. Хотя, у наших Многомудрых Предков и на этот вопрос был вполне адекватный ответ.

"Урок” у наших Предков означает нечто, стоящее У Рока, т.е. некоторую фатальность Бытия, Судьбу, Миссию, которая есть у любого человека, воплощенного на Земле. Урок — то, что необходимо усвоить, прежде чем твой эволюционный Путь продолжится дальше и выше. Т.о., Сказка — Ложь, но в ней всегда присутствует Намек на тот Урок, который каждому из людей предстоит познать в течение своей Жизни.

КОЛОБОК

Попросил Рас Деву: — Испеки мне Колобок. Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок. Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему — Лебедь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! И отщипнул клювом кусочек от Колобка. Катится Колобок дальше. Навстречу ему — Ворон: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел. Покатился Колобок дальше по Дорожке. Тут навстречу ему Медведь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес. Катиться Колобок, катиться по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему — Волк: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился. Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит: — Колобок-Колобок, я тебя съем! — Не ешь меня, Лисонька, — только и успел проговорить Колобок, а Лиса его — "ам”, и съела целиком.

Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков. Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни "почти ватрушкой”, как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели ее пытаются представить. Колобок — это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Не даром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.

Сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса), до новолуния (Чертог Лисы). "Замес” Колобка — полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) — "съедают” часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается — Мидгард-Земля (по современному — планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.

Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля): Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается. — Это про Небеса и Ярило-Солнце. Интересно, как бы современные сказочные новоделы изобразили бы красного Колобка? Подмешали румян в тесто?

Для детишек еще пара-другая загадок: Белоголовая корова в подворотню смотрит. (Месяц) Молодой был — молодцом глядел, под старость устал — меркнуть стал, новый родился — опять развеселился. (Месяц) Вертится вертушечка, золотая коклюшечка, никто ее не достанет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Солнце) Кто на свете всех богаче? (Земля)

Следует учитывать, что славянские созвездия не соответствуют в точности современным созвездиям. В Славянском Круголете — 16 Чертогов (созвездий), и имели они иные конфигурации, чем современные 12 Знаков Зодиака. Чертог Раса (семейство Кошачьих) примерно можно соотнести с
зодиакальным знаком Льва.

РЕПКА

Текст сказки наверняка все помнят c детства. Разберем эзотерику сказки и те грубые искажения образности и логики, которые были нам навязаны.

Читая эту, как и большинство других якобы "народных” (т.е. языческих: "язык” — "народ”) сказок, обращаем внимание на навязчивое отсутствие родителей. Т.е., перед детьми предстают сплошь неполные семьи, чем с детства внушается мысль, что неполная семья — это нормально, "все так живут”. Растят детей одни только дедушки и бабушки. Даже в полной семье стало традицией "сдавать” ребенка на воспитание старичкам. Возможно, эта традиция утвердилась во времена крепостного права, как необходимость. Многие скажут мне, что и сейчас времена не лучше, т.к. демократия — тот же рабовладельческий строй. "Демос”, по-гречески, — не просто "народ”, а народ зажиточный, "верхушка” общества, "кратос” — "власть”. Вот и выходит, что демократия — власть правящей верхушки, т.е. то же рабовладельчество, только имеющее в современной политической системе стертое проявление. Кроме того, религия также является властью верхушки для народа, и также активно участвует в воспитании паствы (сиречь: стада), для своей и государственной верхушки. Что мы воспитываем в детях, рассказывая им сказки под чужую дудку? Продолжаем "готовить” новых и новых крепостных для демосов? Или рабов Божиих?

С эзотерической точки зрения, какая картина предстает в современной "Репке”? — Линия поколений прервана, нарушен совместный благой труд, идет тотальное разрушение гармонии Рода, Семьи,
благополучия и радости семейных взаимоотношений. Какие люди вырастают в неблагополучных семьях?.. И этому учат нас новоявленные сказки.

Конкретно, по "РЕПКЕ”. Двое, самых главных для ребенка героев, отец и мать, отсутствуют. Рассмотрим, какие Образы составляют суть сказки, и что же конкретно было убрано из сказки на символическом плане. Итак, действующие лица:

1) Репка — символизирует Корни Рода. Она посажена Предком, самым Древним и Мудрым. Без него и Репки бы не было, и совместного, радостного труда на Благо Рода.
2) Дед — символизирует Древнюю Мудрость
3) Бабка — Традиция, Дом
4) Отец — защита и опора Семьи — убран из сказки вместе с образным значением
5) Мать — Любовь и Забота — убрана из сказки
6) Внучка (дочка) — Потомство, продолжение Рода
7) Жучка — охрана достатка в Роду
8) Кошка — благостная обстановка Дома 9) Мышка — символизирует благосостояние Дома. Мыши заводятся только там, где есть избыток, где каждую крошку не считают. Эти образные значения связаны между собой, как матрешка — одно без другого не имеет уже смысла и полноты.

Вот и думай потом, ведомо или неведомо были изменены русские сказки, и на кого они "работают” теперь.

КУРОЧКА РЯБА

Кажется — ну, какая глупость: били-били, а тут мышка, хлоп — и сказке конец. Зачем все это? Действительно, только детям несмышленым рассказывать…

Сказка же эта о Мудрости, об Образе Вселенской Мудрости, заключенной в Золотом Яйце. Не каждому и не во всякое время дано познать эту Мудрость. Не всякому она "по зубам”. Иногда приходится согласиться на простую мудрость, заключенную в Простом Яйце.

Когда вы рассказываете ту или иную сказку своему ребенку, зная ее скрытый cмысл, Древняя МУДРОСТЬ, заключенная в этой сказке, впитывается "с молоком матери”, на тонком плане, на подсознательном уровне. Такой ребенок будет понимать многие вещи и соотношения без лишних объяснений и логических подтверждений, образно, правым полушарием, как говорят современные психологи.

О КАЩЕЕ и БАБЕ-ЯГЕ

В книге, написанной по лекциям П.П.Глобы, находим интересную информацию о классических героях русских сказок: "Имя "Кощей” произошло от названия священных книг древних славян "кощун”. Это были деревянные перевязанные таблички с написанными на них уникальными знаниями. Хранителя этого бессмертного наследства и называли "кощеем”. Его книги передавались из поколения в поколение, но вряд ли он был действительно бессмертным, как в сказке. (…) А в страшного злодея, колдуна, бессердечного, жестокого, но могущественного, … Кощей превратился сравнительно недавно — во время введения православия, когда всех положительных персонажей славянского пантеона превратили в отрицательных. Тогда же возникло и слово "кощунство”, то есть следование древним, нехристианским обычаям. (…) И Баба-Яга у нас популярная личность… Но до конца очернить ее в сказках так и не смогли. Не куда-нибудь, а именно к ней приходили в трудную минуту все Иваны-царевичи и Иваны-дураки. А она их кормила-поила, баньку им топила и спать на печь ложила, чтобы поутру указать нужный путь, помогала распутать самые сложные их проблемы, давала волшебный клубок, что сам приводит к нужной цели. Роль "русской Ариадны” делает нашу бабульку удивительно похожей на одно авестийское божество,… Чисту. Эта женщина-очистительница, своими волосами подметающая дорогу, сгоняющая с нее хравстру и всякую нечисть, очищающая дорогу судьбы от камней и мусора, изображалась с метлой в одной руке и клубком в другой. … Ясно, что при такой должности быть оборванной и грязной она никак не может. Тем более, своя банька есть”. (Человек — Древо Жизни. Авестийская традиция. Мн.:Арктида, 1996г.)

Это знание отчасти подтверждает славянское представление о Кащее и Бабе-Яге. Но обратим внимание читателя на существенную разницу в написании имен "Кощей” и "Кащей”. Это два принципиально разных героя. Тот негативный персонаж, что используется в сказках, с которым борются все действующие лица, во главе с Бабой-Ягой, и Смерть которого ” в яйце”, это — КАЩЕЙ. Первая руна в написании этого древнеславянского слова-образа — "Ка”, означающая "собирание внутрь себя, союз, объединение”. Например, руническое слово-образ "КАРА” — не означает наказание, как таковое, а означает нечто не излучающее, переставшее сиять, почерневшее, потому что собрало все сияние ("РА”) внутрь себя. Отсюда же слово КАРАКУМ — "КУМ” — родственник или множество чего-либо родственного (песчинок, например), а "КАРА” — собравшие сияние: "собрание сияющих частичек”. Это уже несколько иной смысл, нежели предыдущее слово "кара”.

Славянские рунические образы необычайно глубоки и емки, неоднозначны и непросты для обычного читателя. Этими образами в целостности владели лишь Жрецы, т.к. запись и прочтение рунического образа — дело серьезное и очень ответственное, требует большой точности, абсолютной чистоты мысли и сердца.

Баба Йога (Йогиня-Матушка) — Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Мидгард-Земле то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне по землям, на коих жили Роды Великой Расы и потомки Рода Небесного, собирая безпризорных детей-сирот по градам и весям. В каждой Славяно-Арийской Веси, даже в каждом многолюдном граде или поселении, Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и ее нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали Ей, где живут дети-сироты. Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто — Бабушкой Йогой Златой Ногой, а кто и совсем по-просту — Йогиней-Матушкой.

Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибели последних представителей древнейших Славянских и Арийских Родов. В предгорном Скиту, где Йогиня-Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, имелось Капище Бога Рода, высеченное внутри горы. Рядом с горным Капищем Рода, в скале имелось специальное углубление, которое Жрецы называли Пещь Ра. Из него выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый ЛапатА. В одно углубление, которое было ближе к Пещь ра, Йогиня-Матушка укладывала спящих детей в белых одеждах. Во второе углубление накладывался сухой хворост, после чего ЛапатА задвигался обратно в Пещь Ра, и Йогиня поджигала хворост. Для всех присутствовавших на Огненном обряде это означала, что дети-сироты посвящены Древним Вышним Богам и в мирской жизни Родов их никто более не увидит. Чужестранцы, которые иногда присутствовали на Огненных Обрядах, очень красочно рассказывали в своих краях, что своими глазами наблюдали, как маленьких детей принесли в жертву Древним Богам, бросив живыми в Огненную Печь, и сотворила сие Баба Йога. Чужестранцам было неведомо, что когда задвигался помост-лапата в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня. Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лапаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род. Ничего из этого чужеземцы не ведали и продолжали распространять сказки о том, что дикие Жрецы Славянских и Арийских народов, а в особенности кровожадная Баба Йога, детей-сирот в жертву Богам приносят. Эти чужеземные сказки повлияли на Образ Йогини-Матушки, особенно после христианизации Руси, когда Образ красивой молодой Богини подменили Образом старой, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет детей. жарит их в печи в лесной избе, а потом поедает их. Даже Имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать Богиней всех детей.

Очень интересным, с эзотерической точки зрения, является сказочное Наставление-Урок, сопровождающее не одну русскую народную сказку:

Пойди Туда, неведомо Куда, Принеси То, неведомо Что.

Оказывается, не только сказочным молодцам давался такой Урок. Это наставление получал каждый потомок из Родов Свята Расы, что восходил по Златому Пути Духовного Развития (в частности, осваивая Ступени Веры — "науку образности”). Второй Урок Первой Ступени Веры человек начинает с того, что заглядывает внутрь себя, чтобы увидеть все многообразие красок и звуков внутри себя, а также изведать ту Древнюю Родовую Мудрость, которую получил при своем рождении на Мидгард-Земле. Ключ к этому великому кладезю Мудрости известен каждому человеку из Родов Великой Расы, он заключен в древнем наставлении: Пойдите Туда, не зная Куда, Познайте То, не ведомо для вас Что.

Этому славянскому Уроку вторит не одна народная мудрость мира: Искать мудрость вне себя — вот верх глупости. (Чаньское изречение) Загляните внутрь себя, и вы откроете весь мир. (Индийская мудрость)

Русские сказки претерпели множество искажений, но, все же, во многих из них осталась Суть Урока, заложенного в небылице. Она небылица в нашей реальности, но быль — в другой реальности, не менее реальной, чем та, в которой мы живем. Для ребенка понятие реальности расширено. Дети видят, ощущают гораздо больше энергетических полей и потоков, чем взрослые. Необходимо уважать реальности друг друга. То, что для нас — Небыль, является Былью для малыша. Потому так важно посвящать ребенка в "правильные” сказки, с правдивыми, изначальными Образами, без наслоений политики и истории.

Фрагменты из книги "Вечная мудрость сказок"

Сказка ложь,
да в ней намек -
добрым молодцам - урок.

Пусть намеков в сказке много,
Не судите ее строго.

Сказка учит всех людей
Быть мудрее и добрей.
Сказка - не обман, а тайна,
Не напутайте случайно.

Сказка – кладезь, ясный свет,
На любой вопрос ответ.
Добрый молодец, давай,
Книгу сказок открывай!

Ты получишь наслажденье
За волшебным этим чтеньем!

Сказки всегда были кладезем народной мудрости, добрым учителем для маленьких и взрослых. В своей новой книге авторы собрали легенды и сказания народов мира, через образное восприятие воспитывающие в ребенке осознание и ясность в таких вечных вопросах, как дружба, любовь, доброта и ум.

Книга составлена в форме учебника, по которому родителям будет легко заниматься со своими детьми не только чтением и рисованием, но и развивать в ребенке сценические и игровые навыки; воспитывать в ребенке такие важные качества, как верность, умение сострадать и радоваться, размышлять и принимать решения.

Книга предназначена как для занятий с детьми, так и для домашнего чтения

Отрывок из темы: « Поиск света »

Солнце землю кормит
Солнце кормит светом землю,
И земля блаженно внемлет,
И растит леса, поля,
Впитывает свет земля.

Солнце в души к нам стучится,
Начинают те лучиться
Словно солнышки горят,
Всем о свете говорят.

Вопросы и задания для беседы:

• Почему древние люди поклонялись огню?
• Перечисли дары огня людям.
• Представь, что ты описываешь солнце или свет человеку, который никогда его не видел. Расскажи о солнце и свете так, чтобы этот человек понял, что это такое.
• Какие качества называют солнечными?
• О каком человеке говорят, что он словно солнышко?
• Кто в твоей семье как солнышко?
• У народов Севера есть праздник солнца. Представь, что тебя попросили устроить праздник в честь солнца. Как бы ты его устроили?
• Что в своей жизни ты бы назвал светом?
• Какие мысли, слова и дела люди называют светлыми?

Сказание о Возвращении Огня
(Абхазская легенда)

В давние-давние времена, когда земли Абхазии были сплошь покрыты густым лесом, а горы зеленели под лучами жаркого солнца, жили здесь прекрасные, сильные люди. Жили дружно и весело. Природа щедро дарила им плоды и мясо диких зверей. Чистые реки несли этим людям прохладные воды. Словом, беззаботно жили они, ибо им не стоило большого труда добыть себе пищу или найти кров: краем изобилия была тогда Абхазия. И единственное, чем дорожили эти люди, что оберегали пуще глаза своего, - это огонь, который горел уже сотни лет на вершине холма. Люди не давали ему погаснуть, ибо жило среди них поверье: не будет огня - не будет у них счастливой жизни.

Но однажды случилось так, что ливень погасил вечное пламя. Не уберег его нерадивый соплеменник. Люди пришли на холм и с ужасом увидели, что вместо жаркого пламени в священном очаге курился жалкий дымок. И начался тогда среди людей великий плач. Очаг угас навсегда. Тогда встал самый старый и многоопытный из них и спросил людей, не ведает ли кто секрета добычи огня. Ответом ему было молчание.

Тогда погибать нам, - промолвил старик. - А не найдется ли средь нас смельчака, который достал бы с неба кусочек раскаленного солнца?

Люди в недоумении поглядывали друг на друга.

Нет, такого не найти между нами, - шептали они.

Но вдруг толпа зашевелилась, раздалась, и на середину вышел очень красивый юноша.

Это Амра... Его зовут Амра, - заговорили вокруг. Они хорошо знали Амру. Юноша был воплощением красоты и смелости.

Я достану кусочек солнца! - сказал он твердо.

– Мы, однажды потерявшие огонь, можем вновь обрести его. Но кусочек солнца, - не слишком ли это много для маленького народа? – спросил старик.

Нет, нет! - закричали люди. - Возьми, Амра, наши руки в помощь себе, только добудь для нас скорее обещанное.

Хорошо, - сказал юноша.

Три дня и три ночи народ под руководством Амры делал гигантский лук. Высотой этот лук был в сотни и сотни локтей. А тетиву для него свили из жил тысячи быков. Наконец по истечении третьей ночи люди подняли гигантский лук со стрелою на вершину самой высокой горы - Эрцаху. А солнце к тому времени уже стояло в зените. Тысячи людей натянули тетиву. Амра тщательно прицелился. И совершилось чудо: стрела угодила прямо в центр солнца. Солнце затрепетало от боли, уронив слезинку. Очень скоро слезинка достигла земли, и жарко вспыхнул тысячелетний лес. Дымом были устланы три месяца долины нашей земли. Огня было много, но исчезли леса, живьем сгорела дичь, и обмелели реки.

Ты вернул нам огонь, но ты лишил нас пищи, - упрекали люди Амру. - Теперь не жить нам безбедно.

Уходи от нас, юноша, принесший несчастье.

Хорошо, - сказал Амра,- я уйду. И пусть печаль, поселившаяся в ваших сердцах, исчезнет вместе со мной.

Сказал так Амра и вмиг превратился в солнечный луч, который заиграл на лице ребенка.

С тех пор обильно растут леса на нашей земле только в предгорьях. Но зато тучна и плодородна земля у подножия гор. Произрастают тут разные плоды, и живется счастливо людям под солнцем, которое по-абхазски зовется Амра.


Вопросы и задания к сказке:

• Почему люди испугались, оставшись без огня?

• Почему только одна слезинка солнца устроила на земле пожар?

• Как можно было бы добыть огонь по-другому, чтобы не сжечь землю?

• Почему Амра покинул людей и превратился в золотой солнечный луч?

• Почему солнце заплакало, когда люди пустили в него стрелу?

• Понаблюдай за огненным пламенем. Расскажи, о чем ты думаешь, смотря на огонь.


Письменная работа

Напиши свою легенду о том, как на земле появился огонь.


Рисунок

Нарисуй солнечные лучи-стрелы помощи людям.

Урок гражданственности

Тема урока : Мудрость народной сказки

Цель урока:

Создать условия для развития творческого осмысления сюжета некоторых народных сказок;

Содействовать развитию наблюдательности, фантазии, памяти и мышления;

Способствовать воспитанию таких нравственных качеств личности как: доброта, отзывчивость, находчивость.

Оборудование: презентация, иллюстрации к сказкам, индивидуальные задания;

Ход урока

    Орг.момент

Стих на доске:

Со сказками все дружат -
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы,
Как солнышка привет,
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А, может быть и нет.

Учитель:

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Говорит народная мудрость. Приходилось ли вам извлекать какие-нибудь уроки из сказок?

II . Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.

Учитель:

Распутайте клубочек и сформулируйте тему урока.

Учитель:

Постарайтесь определить задачи нашего урока, используя слова: Вспоминаем

Знакомимся

Делаем выводы

Учитель:

Правильно, сегодня на уроке мы постараемся:

( Вывесить на доску )

1. Вспомнить прочитанные сказки.

2. Познакомиться с новыми сказками.

3. Понять и сделать выводы, чему учат сказки.

III . Актуализация знаний о прочитанных ранее сказках.

Учитель

Я знаю, что многие из вас любят читать сказки, и уже много сказок знают. Давайте проверим ваши знания и выберем сказки, с которыми будем сегодня работать.

Рассмотрите иллюстрации и прочтите названия сказок. Соедините стрелками соответствующие друг другу иллюстрации и названия сказок.

(фронтальная работа)

«Кот, петух и лиса»


«Волк и семеро козлят»

«Под грибом»

«Теремок»

«Рукавичка»

Учитель:

Выберите сказки со сходным сюжетом.

(«Под грибом», «Теремок», «Рукавичка»)

Какую похожую сказку мы читали ранее? («Лесные хоромы»)

На какие две группы можно разделить эти сказки? (авторские, народные сказки. «Лесные хоромы»

М.Л. Михайлов, «Под грибом» - В Сутеев, «Теремок» - русская народная сказка, «Рукавичка» - укр. народная сказка).

1) Игра «Кто здесь был и что забыл?» Учитель показывает изображения предметов, а учащиеся называют героев. - Чья это вещь и из какой сказки?

Хрустальная туфелька (Золушка)

Ступа (Баба Яга) Золотой ключик (Буратино) Щука(Емеля)

Учитель :

Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве, в колыбели. Волшебные, веселые и даже страшные – сказки всегда интересны. Но не только волшебство, превращения есть в сказках. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок – писал А.С.Пушкин.

Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. Самым первым творцом сказки был народ. Сказка нравилась, ее запоминали и пересказывали: детям, а те своим детям.

(Выходят ученики)

У сказки можно поучиться, Она ведь мудрости полна, Ее герои учат жизни, Их украшает доброта.

В сказке много приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро,
Ведь, оно сильней, чем зло.

Тот, кто сказки уважает,
Непременно вырастает,
Превращаясь в мудреца,
Верит очень в чудеса.

И приходит чудо в гости,
Не обходит стороной,
Главное, в него поверить,
И оно уже с тобой.

Сказка - чудная копилка,
Что накопишь, то возьмешь,
А без сказки в этой жизни -
Непременно пропадешь.

2) Классификация сказок. Сказки бывают разные. - На какие группы делятся сказки?

1.Народные и авторские. - У авторских сказок есть известный автор. А у народных сказок автор - народ. 2. Волшебные, о животных, бытовые. Волшебные или фантастические сказки - Какие герои встречаются в этих сказках? (Баба Яга, Кощей Бессмертный…) Все в волшебных сказках необыкновенно. Предметы быта, орудия труда приобретают чудесные свойства. Какие вы знаете волшебные сказки? 3.Бытовые сказки -Какова особенность этих сказок? Приведите примеры. В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях..
4.
Сказки о животных . - Чем характерны эти сказки?

3) Творческая работа

Показать инсценировку сказки

Ребята, к какому виду можно отнести сказку « Курочка Ряба » ?



Учитель :

Ребята, выполним задания на ваших карточках.


Рефлексия. «Корреспондент»
- Понравился урок?
- Над каким жанром мы работали на уроке?
- Над чем нам помогла задуматься эта сказка? Чему учит прочитанная сказка?
- Задайте друг другу вопрос по содержанию сказки. (Дети задают вопрос выбранному однокласснику).
Убрать повторяющиеся буквы и сложить слово
х т в а
н ж з о
з х ч и
л а ж в

(отлично)

Где бы ни было, а все же было: жили на свете два брата, один богатый, другой — бедный.

У бедного всего хозяйства — пара бычков-годовичков. Он на них возил из лесу дрова, тем и жил и восьмерых детей кормил.

Пошел он раз в лес, жена ему в торбу положила кусок ржаной лепешки. Оставил он торбу возле телеги, а сам пошел дрова рубить.

Наработался, проголодался, хвать — а в торбе пусто.

— Знать, сильно голодный тот был, кто на такой хлеб польстился, — промолвил бедняк. — Пусть же пойдет ему мой хлеб на здоровье.

Тут откуда ни возьмись появился перед ним оборванный хлопчик:

— Буду я тебе слугой.

— А на что ты мне? У меня и своих восьмеро. И тех не знаю, как прокормить.

— Обо мне, человече добрый, не заботься. Я тебе столько хлеба заработаю, что через год станешь ты богаче своего брата.

Подумал, подумал бедняк и согласился.

Взялись они вдвоем дрова рубить. Нагрузили воз, бедняк только запряг, а слуга ему:

— Мало нагрузили, нужно бы добавить.

Ой, хватит и этого, — вздыхает человек. — Бычки ж слабые.

— Они не потянут, я потяну.

— Куда тебе тянуть, и без того в чем только душа держится. Все же думает: «Кто его знает, а может, и потянут бычки». Нагрузили воз так, что дальше некуда. Пока была ровная дорога, бычки еще так-сяк тянули, а как пришлось в гору, то и совсем стали.

— Ведь говорил же я, не потянут!

— Выпрягай, человече, бычков, я сам повезу!

— Как ты повезешь, если и бычки не тянут?

— Мне это не груз, а забава, — отвечает хлопчик. Ухватился за дышло и вытянул воз на гору.

На такой большой воз сразу нашелся покупатель. Утром говорит ему слуга:

— Дай мне, человече, цеп.

— А на что он тебе? У нас и молотить нечего!

— А вон та фасоль плохо обмолочена.

— Где там плохо, и зернинки не осталось.

— А бот увидишь, сколько я еще вымолочу! Давай-ка цеп да иди по своим делам.

Ушел бедняк.

А слуга как начал бить цепом сухие плети под овином, оттуда сразу выскочил пузатый поп, что к хозяйке тайком захаживал.

— Да не бей ты меня, хлопец! Тащи лучше мешок, я тебе фасоли насыплю, только никому про меня не говори.

На этом и столковались, хлопец пошел к хозяйке:

— Дайте мне, хозяюшка, мешок, да такой, чтобы больше меня был. Надо собрать фасоль, что я намолотил под овином.

Дала хозяйка единственный мешок, пошел хлопец к попу, тот и насыпал фасоли по самую завязку. Фасоли той бедняку и для семьи и на продажу хватило.

Дня через три снова говорит слуга:

— Дай мне цеп, человече, пойду намолочу пшеницы!

— Где это ты у меня пшеницу отыскал?

— Где отыскал, то не твое дело. Я намолочу и зерно принесу. Пошел бедняк за мешками к богатому брату.

— Одолжи мне, брат, мешки.

— Да зачем они тебе?

— Новый мой слуга пшеницу молотит.

Богач только посмеялся: знал, что у бедняка никакой пшеницы и в помине нет. Но мешки дал.

А слуга взял цеп, пошел за овин, где прошлогодняя солома лежала, и давай цепом колотить.

— Ой, да не бейся же ты! — снова взмолился поп из соломы. — Умей только язык за зубами держать, чтобы ни попадья, ни твой хозяин ничего не знали, а я тебе пшеницы отсыплю, сколько захочешь.

Запряг хлопец бычков и поехал к попу за пшеницей. Поп все мешки насыпал с верхом, лишь бы хлопец не проговорился.

— Смотри ты, уже и пшеничка появилась! — радуется бедняк. — И себе хватит, еще и продать можно!

— Не будем пшеницу продавать, — перечит слуга. — Я знаю место, откуда деньги мешками возить можно.

— А где ж это место?

— Это уж мое дело. Ты бычков запрягай да мешки готовь. Приехали в лес, подошли к скале. Хлопец говорит:

— Шур-фур, пещера, отворись!

Отворилась пещера, вошли они, и пещера снова затворилась. Набрали золота полные мешки, хлопец снова приказывает:

— Шур-фур, пещера, отворись!

Расступилась скала, вышли они с золотом, поехали домой.

— Ну, жена, — говорит бедняк, — хватит нам с тобой хребет гнуть. Сходи к брату, попроси у него мерку деньги перемерять.

Пошла беднячка к богачу.

— Одолжите, прошу вас, мерку, которой червонцы меряют.

— Откуда они у вас взялись? — насмехается богач.

— Я того не знаю, вот разве муж мой мог бы рассказать.

Дал богатый брат мерку. Перемерял бедняк золото, мерку вернул, еще и пригоршню червонцев в нее бросил. Увидел богач, что тут не шуточное дело, поспешил к бедному брату:

— Покажи только, где золото достал, отдам тебе из моего стада наилучшую корову.

Согласился бедняк. Богатый привел к нему во двор корову. Пошли они к той скале, бедняк приказывает:

— Шур-фур, пещера, отворись!

Скала расступилась, богач поскорей в пещеру, давай на радостях горшком золото черпать да в мешки ссыпать. Взвалил мешки на плечи и — к выходу. Да не тут-то было: заперта пещера.

Уж как ни просил, не расступилась скала, нет из подземелья выхода. Заплакал богач, сел на мешки с золотом и не знает, что делать.

Вдруг раскрылась пещера и входят двенадцать разбойников.

— А, так это ты, ворюга, наши деньги крадешь? — и бросились на богача.

— Да я первый раз сюда вошел! — оправдывается богач.

— Нет, уж раз мы тебя изловили, живым отсюда не уйдешь! — закричали разбойники. Богач и просил, и молил — ничего не помогло: изрубили его разбойники на мелкие кусочки.

Ждет жена мужа, не дождется. Пошла к бедному брату:

— Где вы моего мужа оставили?

— В лесу возле скалы. Он в пещеру полез, а я домой подался, что там с ним случилось — не знаю.

— Покажите, где та скала.

Пришли к скале, а там от богача только кусочки разбросаны. Заломила вдова руки, запричитала:

— Что же мне теперь делать, как мне теперь быть? А бедняк ей:

— Ты у моего слуги совета спроси. Очень он хитрый да мудрый. Пошли домой, вдова богача и просит слугу:

— Присоветуй мне, человече честный, что делать: нашла я своего мужа на скале всего изрубленного-иссеченного.

— Есть, — ответил хлопец, — в лесу баба-ведунья. Может она твоего хозяина и склеить и оживить. Лишь бы только все кусочки были.

Пошла богачка с хлопцем к бабе-ведунье:

— Бабусенька, дорогая, все тебе отдам, что захочешь, оживи только моего мужа!

— Отдай все свое богатство бедному деверю, а он пусть вернет в пещеру то золото, какое взял. Тогда я твоего мужа оживлю.

Отдала богачка все свое имущество и хозяйство бедняку, а тот ей дал золото, взятое из пещеры. Отнесла богачка это золото бабке. Взялась ведунья за дело, сложила все кусочки тела к одному, окропила живой водой, еще и в рот богачу той воды налила.

Ожил богач, поднялся, а по дороге домой и говорит жене:

— И зачем ты такое натворила, все богатство отдала и ввела меня в такие убытки? Что теперь с нами будет?

— Так я ж тебя хотела живым видеть! — удивилась жена.

— А на что я теперь сдался? Разве что с сумой по миру ходить!
Вот и

Глубина идей и богатство русских народных сказок. Сказка-сокровищница народной мудрости. Образцы. Особенности построения. Воспитательное значение.

Особую притягательность для детей имеет сказка. Без сказки нельзя представить детства, считал В.А.Сухомлинский, создавший систему воспитания детей сказкой - школа сказки.

Сказки возникли в незапамятные времена. О древности сказок говорит, например, такой факт˸ в необработанных вари­антах известного ʼʼТеремкаʼʼ в роли теремка выступала кобылья голова, которую славянская фольклорная традиция наделяла мно­гими чудесными свойствами. Иными словами, корни этой сказ­ки уходят в славянское язычество. При этом сказки свидетель­ствуют отнюдь не о примитивности народного сознания (иначе они и не могли бы существовать многие сотни лет), а о гениаль­ной способности народа создать единый гармоничный образ мира , связав в нем все сущее - небо и землю, человека и природу, жизнь и смерть. Видимо, сказочный жанр оказался так жизне­способен потому, что прекрасно подходит для выражения и со­хранения фундаментальных человеческих истин, основ челове­ческого бытия.

Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети, и взрослые. Обычно сказитель, пове­ствуя о событиях и героях, живо реагировал на отношение своей аудитории и тут же вносил какие-то поправки в свое повествова­ние. Вот почему сказки стали одним из самых отшлифованных фольклорных жанров. Наилучшим образом отвечают они и запро­сам детей , органично соответствуя детской психологии . Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к вол­шебному преображению окружающего мира - все это ребенок радостно встречает и в сказке.

В сказке непременно торжествуют истина и добро . Сказка все­гда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она ни по­вествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем ᴇᴦο счастье и несчастье, какова ᴇᴦο расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и пти­цы. Каждый шаг героя ведет ᴇᴦο к цели, к финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой снова получает право на удачу. В таком движении сказочного вымысла выражена существенная черта мировосприятия народа - твердая вера в справедливость , в то, что доброе человеческое начало не­избежно победит все, ему противостоящее.

В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники древнего миропонимания . Они находят в ска­зочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания.

Воображаемый, фантастический мир оказывается отображением реального мира в главных ᴇᴦο основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнивать её с ре­альностью, с окружением, в котором существуют он сам, ᴇᴦο се­мья, близкие ему люди. Это необходимо для развивающегося мыш­ления , так как оно стимулируется тем, что человек сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается. Сказка не оставляет ребен­ка равнодушным наблюдателем, а делает ᴇᴦο активным участни­ком происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает ᴇᴦο к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

Глубина идей и богатство русских народных сказок. Сказка-сокровищница народной мудрости. Образцы. Особенности построения. Воспитательное значение. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Глубина идей и богатство русских народных сказок. Сказка-сокровищница народной мудрости. Образцы. Особенности построения. Воспитательное значение." 2015, 2017-2018.