Еженедельное издание динозавры и мир юрского периода. Коллекция Deagostini "Динозавры и мир Юрского периода" - спасаемся от динозавров

Нашей планете несколько миллиардов лет, и человек появился на ней не так уж давно. А миллионы лет назад на Земле доминировали совсем другие существа - мощные, быстрые и огромные. Конечно, речь идет о динозаврах, заселявших практически всю поверхность планеты много веков назад. Количество видов этих животных достаточно велико, и с определенностью можно сказать, что динозавры и мир юрского периода в целом были наиболее разнообразны. И данную эпоху можно считать расцветом жизни всей флоры и фауны.

Жизнь повсюду

Юрский период протекал 200-150 миллионов лет назад. Для того времени характерен достаточно жаркий климат. Густая растительность, отсутствие снега и холодов привели к тому, что жизнь на земле была повсюду: на суше, в воздухе и в воде. Повышенная влажность воздуха приводила к буйному росту растений, которые и стали пищей травоядных, выраставших до гигантских размеров. Но они, как и более мелкие животные, служили пищей для хищников, разнообразие которых достаточно интересно.

Уровень Мирового океана был значительно выше, чем сейчас, и благоприятность климата привела к богатому разнообразию жизни в воде. Мелководья кишели моллюсками и мелкими животными, которые и становились пищей для крупных морских хищников. Не менее насыщенной была жизнь и в воздухе. Летающие динозавры юрского периода - птерозавры - захватили господство в небе. Но в этот же период появились предки современных птиц, в крыльях которых не было кожаных перепонок, а зародились перья.

Травоядные динозавры

Эра юрского периода подарила миру множество крупных рептилий. Большинство из них достигали фантастически гигантских размеров. Наиболее крупный динозавр юрского периода - диплодок, обитавший на территории современных Соединенных Штатов, достигал в длину 30 метров и весил почти 10 тонн. Примечательно, что животное питалось не только растительной пищей, но и камнями. Это нужно было для того, чтобы мелкие камешки перетирали растительность и кору деревьев в желудке животного. Ведь зубы диплодока были очень мелкими, не больше человеческого ногтя, и не могли помочь животному тщательно пережевать растительную пищу.

Не менее крупный брахиозавр обладал массой, превышающей вес 10 слонов, и достигал 30 метров в высоту. Это животное обитало на территории современной Африки и питалось листьями хвойных деревьев и саговников. Такой гигант с легкостью поглощал почти полтонны растительной пищи в день и предпочитал селиться возле водоемов.

Интересный представитель травоядных этой эпохи - кентрозавр - проживал на территории современной Танзании. Этот динозавр юрского периода был интересен своим строением тела. На спине животного были крупные пластины, а хвост покрыт большими шипами, помогающими отбиваться от хищников. Животное было около 2 метров в высоту и в длину до 4,5 метра. Кентрозавр весил немногим больше полутонны, что делало его наиболее подвижным динозавром.

юрского периода

Разнообразие травоядных приводит к возникновению и большого количества хищников, ведь природа всегда держит баланс. Наиболее крупный и кровожадный динозавр юрского периода - аллозавр, достигал в длину почти 11 метров, а в высоту был 4 метра. Этот хищник с весом в 2 тонны охотился на территории США и Португалии и заслужил звание самого быстрого бегуна.

Питался не только небольшими животными, но, соединяясь в группы, охотился даже на весьма крупную добычу, например апатозавров или камаразавров. Для этого больную или молодую особь общими усилиями отбивали от стада, после чего коллективно пожирали.

Достаточно известный дилофозавр, обитавший на территории современной Америки, достигал трех метров в высоту и весил до 400 килограммов.

Быстрый хищник с характерными гребнями на голове, достаточно яркий представитель того периода, схожий с тиранозаврами. Охотился на мелких динозавров, но в паре или стае мог напасть и на животное, значительно превышавшее его по размеру. Большая маневренность и скорость позволяли дилофозавру поймать даже достаточно быстрого и миниатюрного скутеллозавра.

Морские обитатели

Суша - не единственное место, которое заселили динозавры, и мир юрского периода в воде был также разнообразен и многогранен. Ярким представителем той эпохи был плезиозавр. Этот водоплавающий хищный ящер обладал длиной шеей и достигал в длину до 18 метров. Строение скелета с коротким, но достаточно широким хвостом и мощными плавниками, напоминающими весла, позволяло этому хищнику развивать большую скорость и царить в морских глубинах.

Не менее интересный морской динозавр юрского периода - ихтиозавр, похожий на современного дельфина. Его особенностью было то, что, в отличие от других ящеров, этот хищник рожал живых детенышей, а не откладывал яйца. Достигал ихтиозавр 15 метров в длину и охотился на более мелкую добычу.

Короли неба

К концу юрского периода небесную высь покорили небольшие хищники-птеродактили. Размах крыла этого животного достигал одного метра. Тело хищника было небольшим и не превышало полуметра, вес взрослой особи достигал 2 килограммов. Взлетать хищник не мог, и прежде чем отправиться в полет, ему необходимо было залезть на скалу или уступ. Питался птеродактиль рыбой, которую мог видеть на значительном расстоянии. Но и сам иногда становился жертвой хищников, ведь на суше он был достаточно медлителен и неповоротлив.

Еще одним представителем летающих динозавров был рамфоринх. Чуть больший, чем птеродактиль, этот хищник весил три килограмма и имел размах крыльев до двух метров. Место обитания - Центральная Европа. Особенностью этого крылатого динозавра был длинный хвост. Острые зубы и мощные челюсти позволяли поймать скользкую и мокрую добычу, и основой рациона животного была рыба, моллюски и, как ни удивительно, мелкие птеродактили.

Живой мир

Мир в ту эпоху поражает своим разнообразием: далеко не единственным населением Земли в то время были динозавры. И животные юрского периода других классов были достаточно распространены. Ведь именно тогда, благодаря хорошим условиям, появились черепахи в том виде, который нам сейчас знаком. Плодились лягушкообразные земноводные, которые становились пищей для мелких динозавров.

Моря и океаны кишели множеством видов рыб, таких как акулы, скаты и другие хрящевые и костистые. они же белемниты, составляли низшее звено пищевой цепочки, но их многочленная популяция поддерживала жизнь в водном пространстве. В этот период появляются ракообразные, такие как усоногие, листоногие и а также пресноводные губки.

Промежуточное звено

Юрский период примечателен появлением предков птиц. Конечно, археоптерикс не был так уж похож на современную птицу, это был, скорее, минираптор с перьями.

Но более поздний предок, он же лонгиптерикс, уже напоминал современного зимородка. Хотя птицы для той эпохи и являются достаточно редким явлением, но именно они и дают начало новому витку эволюции животного мира. Динозавры юрского периода (фото представлено выше) давно вымерли, но и сейчас, глядя на останки таких исполинов, испытываешь благоговейный трепет перед этими гигантами.

В чем это проявляется? А в том, что мы уже знаем все про всех динозавров), динозавры у нас повсюду, начиная от энциклопедий, заканчивая игрушками всех цветов и размеров.

Наше недавнее "помешательство" -коллекция Deagostini "Динозавры и мир Юрского периода".

Зашли случайно в Роспечать и вышли с первым выпуском этой коллекции. Первый выпуск оформлен прекрасно: большая яркая упаковка, смешные динозавры, цветные журналы - все в лучших рекламных традициях.

В первом выпуске большой трицератопс и маленький тиранозаврик.

Плюс довольно таки интересная брошюрка про них.

Плюс все в том же первом выпуске куча всякой рекламной макулатуры и фото всей долины игрушечных динозавров от компании Deagostini.

В остальных выпусках обещают опять же по две живности (или растения) и книжки с информацией про них. В коллекции. как вы видите не только динозавры, но и мамонты, тигры и пещерные люди.

И так вот нам понравился этот первый номер, что первый порыв - бежать искать остальные.

И наверное побежали бы и скупили бы все, но к счастью в киосках Роспечати эта коллекция бывает представленная одним номером (и во всех один и тот же).

Да еще по подписке за первый заказ 50 % скидка. И присылать обещают по 4 выпуска раз в месяц.

Второй порыв - писать-звонить, оформлять подписку. А еще и ребенок в восторге, ему так все это понравилось.

Совсем меня убедила фраза о том, что от подписки в любой момент можно отказаться.

В общем подписку оформили. Первую посылку ждали ровно неделю. Каждый день от компании на электронный адрес приходило письмо -оповещение о статусе отправления.

И вот драгоценный груз у нас - 2,3, 4 и 5 выпуски.

Упаковка уже не такая яркая и большая, как в первом (в этих выпусках просто пакетики), да и количество макулатуры поубавилось.

В нашем семействе доисторической живности появились новые товарищи.

Малыш-тиранозаврик наконец -то обрел своих родителей.)

Мой любимчик бронтозавр с огромной шеей.

И вот такие пока бессемейные.

И еще непонятно чье яйцо с глазом.

И конечно же брошюры с интересными рассказами.

Ребенок еще в большем восторге, а у меня энтузиазм подоостыл.

Во-первых, присылать эти издания обещают раз в месяц. Всего что-то около 60 журналов. Если по 4 в месяц, то где-то около года нам собирать всех. У моего ребенка увлечения в этом возрасте меняются каждый месяц.

не думаю, что он так же будет радоваться этим динозаврикам через год. Ему интересно все и сейчас.

Выход -отказаться от подписки и заказать все сразу в интеренет -магазине. Но все журналы, еще не вышли во-первых, во-вторых -это очень дорого все сразу. А значит этот выход - не выход.

25 лет назад зрители всего мира узнали, что объекты, отражающиеся в зеркале, ближе, чем кажутся, - особенно если это преследующий вашу машину голодный тираннозавр. На экраны вышел легендарный «Парк юрского периода». Конечно, фильмы про динозавров снимали и раньше. Но ни один из них и близко не сравнится по влиянию с творением Стивена Спилберга. «Парк» несколько лет удерживал звание самого кассового фильма всех времен и породил моду на ужасных ящеров.

Благодаря ему 1990-е стали новой эпохой динозавров - в это десятилетие они вновь завладели нашей планетой. Игрушки динозавров, документальные фильмы, официальные продолжения и масса низкобюджетных подражаний - это лишь часть гигантского наследия «Парка юрского периода». Сейчас самое подходящее время вспомнить, как создавался один из самых влиятельных фильмов своего десятилетия.

Битва за роман Крайтона

История киноверсии «Парка юрского периода» началась весной 1990 года, когда крупнейшие голливудские студии сошлись в схватке за право экранизировать новый роман Майкла Крайтона. На тот момент книга еще даже не была опубликована. Но ни это, ни запрошенные Крайтоном 1,5-миллионный гонорар и проценты от сборов не смутили продюсеров. Те нутром чуяли, что из сюжета про динозавров, воскрешенных чудесами технологии, выйдет зрелищный и, главное, кассовый блокбастер.

К «Парку юрского периода» присматривалось много известных режиссеров - Ричард Доннер, Джо Данте, Тим Бертон… Но больше всех в бой рвались Джеймс Кэмерон и Стивен Спилберг.

Крайтон и Спилберг были давними знакомыми

Гонку выиграл Стивен: он опередил заявку Кэмерона буквально на несколько часов, заплатив на 500 тысяч долларов больше, чем запрашивал Крайтон. Скорее всего, немалую роль сыграло то, что Спилберг успел поработать с писателем над сериалом «Скорая помощь». Он заранее знал сюжет нового романа, и у него было время обдумать перспективы фильма.

Кэмерон позже рассказал, что его версия «Парка юрского периода» была бы мрачнее и скорее в духе «Чужих». Но Джеймс не жалеет, что упустил фильм, - он признает, что его подход был неверным. Основная аудитория фильмов про динозавров - дети, и Спилберг поступил разумно, сняв семейную картину.

Адаптируя роман

По условиям сделки Крайтон получил право написать первую версию сценария. Она была довольно близка к книге. Так, ее открывал эпизод из романа, где сбежавшие из парка динозавры атаковали девочку на пляже Коста-Рики.

Позже Спилберг использовал похожую сцену в сиквеле

Как и в книге, в раннем сценарии Крайтона был подсюжет с велоцирапторами, пробравшимися на борт грузового корабля. Другое важное отличие было в том, что в парке находилось куда больше людей и хищных динозавров. А будущая главная звезда картины, могучий Ти-Рекс, вообще не появлялся в третьем акте. Он преследовал доктора Гранта и детей по реке, после чего его усыплял транквилизатором смотритель Малдун.

На сайте Jurassic Time можно найти детальные раскадровки неснятых сцен

В финале герои отбивались от стаи велоцирапторов, параллельно пытаясь остановить покинувшее остров судно с незваными пассажирами. Некоторых хищников убивал Малдун, некоторых - Грант, используя отравленные яйца других динозавров. В отличие от фильма, адвокат Дженнеро и Малдун оставались в живых, а доктор Ву и Джон Хаммонд погибали - создатель парка жертвовал жизнью, спасая внуков. Йен Малькольм получал серьезное ранение, но выживал.

Сценарий отдали на доработку Малии Мармо, работавшей со Спилбергом над «Капитаном Крюком». Её версия была близка к роману, но имела и интересные отличия. Так, в ней не было Малькольма, а часть его реплик досталась Дженнеро. Когда выжившие садились в вертолет, его атаковал Ти-Рекс.

Фильм мог закончиться погоней Ти-Рекса за вертолетом...

В финале сценария Малмо мы узнавали, что парк с самого начала был обречен. Из-за загрязнения ДНК динозавров генами комаров возрожденные ящеры были «запрограммированы» на раннюю смерть. Позже Крайтон использовал идею обреченной на гибель экосистемы в продолжении романа.

Хаммонд в версии Малмо напоминал книжного: он походил на злого Уолта Диснея и, по сути, был главным злодеем. В финале Хаммонд отказывался покидать остров, утверждая, что все работает как надо, а во всех бедах виноваты ненадежные сотрудники, не верившие в успех проекта. В финальной сцене Хаммонд падал со склона в пруд, и в символичном финальном кадре на руку умирающего миллиардера садился комар.

Этот вариант не вполне устроил Спилберга, и за доработку взялся Дэвид Кепп. Именно он создал финальную версию, определившую окончательный сюжет фильма. Но и его вариант подвергся изменениям, особенно его финал.

…или убийством рапторов с помощью крана

Изначально предполагалось, что Грант раздавит рапторов при помощи крана, на котором поднимали скелет тираннозавра. В другой версии Гранту удалось убить одного раптора, сбросив его в челюсти скелета Ти-Рекса. Второго должен был застрелить Хаммонд. Но оба варианта не показались Спилбергу впечатляющими, и он предоставил дело самому Ти-Рексу. Так появилась одна из самых знаменитых сцен картины.

Оживление динозавров

Все голливудские блокбастеры можно поделить на две категории: одни держатся на харизматичных героях, вторые обязаны успехом визуальному ряду. На счету Спилберга есть ленты обоих типов. «Челюсти» и «Индиану Джонса» можно отнести к первой категории, а вот «Парк» - фильм, который «сделали» спецэффекты.

Роль Гранта предлагали Харрисону Форду, а Хаммонда - Шону Коннери. Если бы актеры согласились, мы бы увидели экранное воссоединение Индианы и его отца

Это не значит, что актеры бездельничали на съемках. Сэм Нил, Лора Дерн, Джефф Голдблюм и Ричард Аттенборо постарались на славу, создав убедительные экранные образы. Но все же основными действующими лицами стали не люди, а динозавры. Даже Спилберг признал это, назвав Ти-Рекса настоящим главным героем картины.

Спецэффекты «Парка юрского периода» сделали его классикой кино. Спилберг нанял лучших мастеров, включая знаменитого Стэна Уинстона, создавшего спецэффекты для «Терминатора» и «Чужих», и мастера покадровой анимации Фила Типпетта. Они проделали колоссальный объем подготовительной работы, заложив фундамент успеха. Всего один факт: пре-продакшн «Парка юрского периода» длился целых 25 месяцев, а съемки уложились в 99 дней.

Эскизы динозавров рисовал художник Крэш Маккрири

Изображая динозавров, Спилберг старался придерживаться науки и нанял для этого нескольких консультантов, включая знаменитого палеонтолога Джека Хорнера. Именно он популяризовал гипотезу, что динозавры были похожи скорее не на гигантских рептилий, а на птиц (диалог об этом даже вошёл в фильм). Хорнер отнёсся к работе ревностно. Например, он зарубил предложение Типпетта, чтобы рапторы высовывали языки, как ящерицы.

Для создания аниматронных фигур команда Уинстона использовала алюминиевые каркасы, на которые натягивали шкуры из гибкого латекса. Пустоты заполняли поролоном, а снаружи конструкцию раскрашивали и покрывали матовым лаком. Мастера по спецэффектам создали фигуры всех основных динозавров - трицератопса, велоцирапторов, дилофозавра и, конечно, тираннозавра.

Последний стал венцом карьеры Уинстона, превзойдя легендарную королеву Чужих. Аниматронная фигура Ти-Рекса достигала 12 метров в длину и весила свыше шести тонн - лишь немногим меньше, чем настоящий динозавр! Уинстон назвал ее «идеальным сочетанием искусства и технологии». Сложно не согласиться с мастером. Даже спустя четверть века его творения выглядят убедительно и могут дать фору чудищам из современных блокбастеров.

Ти-Рекс, почти что настоящий

Но для фильма мало было реалистично выглядящих макетов. Динозавров требовалось заставить бегать. Этого собирались достичь при помощи покадровой анимации миниатюр. Но Спилберг отсмотрел тестовые материалы и понял, что, несмотря на усилия Типпета, анимация динозавров казалась неестественной на фоне остальных эффектов. Аналоговая технология достигла предела развития. Требовалось что-то революционное. Например, компьютерная графика.

Спилберг обратился к студии ILM, принадлежавшей его другу Джорджу Лукасу. В то время его решение считали рискованным - второй «Терминатор» еще не вышел, и многие с недоверием относились к компьютерным эффектам. Специалисты ILM во главе с Деннисом Мареном создали тестовую анимацию с бегущими динозаврами. Увидев работу ILM, Спилберг сказал Типпетту, что тот, похоже, скоро останется без работы. «Ты хотел сказать - вымру?» - ответил Типпетт.

Чтобы убедительнее воссоздать движения динозавров, сотрудники ILM посещали парки дикой природы, изучая повадки крупных животных вроде носорогов, слонов, аллигаторов и жирафов

Впрочем, Типпетт излишне драматизировал. Хоть ни одна из его анимаций не попала в фильм, он сыграл важную роль в успехе картины. Типпетт отлично изучил анатомию динозавров и понимал, как должны двигаться ящеры на экране, чтобы выглядеть правдоподобно. Поэтому он стал консультантом: объяснял художникам ILM, как сделать динозавров живыми и естественными. А его анимационные раскадровки использовали как ориентир, создавая сцены на компьютере.

Сами съемки начались в августе 1992 года и прошли на Гавайях, Доминикане и в студийных павильонах Калифорнии. Проблемы на съемках внесли в фильм свои коррективы. Так, ураган повредил декорацию, где должны были снимать смерть героя Сэмюэла Л. Джексона. Пришлось убить его за кадром.

Много головной боли создателям доставила сцена атаки тираннозавра на автомобили. Чтобы создать иллюзию проливного дождя, аниматронную фигуру Ти-Рекса щедро поливали водой. Но его латексная шкура хорошо впитывала воду, и аниматроника переставала работать как надо. Поэтому в перерывах между дублями команда лихорадочно сушила тираннозавра фенами.

Как ни странно, самым сложным оказался знаменитый кадр с кругами в стакане воды, возникавшими от шагов тираннозавра. Специалисты никак не могли создать нужный Спилбергу эффект. В итоге результата добились с помощью гитарной струны, которую натянули внутри машины и дергали; вибрация вызывала необходимые круги.


Съемки завершились 30 ноября 1992 года - почти на две недели раньше срока. Уже через пару дней была готова черновая версия картины. Отсмотрев ее, Спилберг вздохнул с облегчением и сразу приступил к съемке следующего фильма - принесшего ему долгожданный «Оскар» «Списка Шиндлера».

Кассовые рекорды и смерть последнего киногероя

Премьера «Парка юрского периода» состоялась 9 июня 1993 года. Сразу стало ясно, что фильм будет главным кинособытием года. Творение Спилберга наголову разбило конкурентов, с легкостью возглавило американский прокат, установив новый рекорд по сборам первого уик-энда. Спилберг стал главным триумфатором «Оскара» за 1993 год: «Список Шиндлера» собрал самые почетные награды, а «Парк юрского периода» закономерно победил в технических номинациях.

Стоит помнить, что успех возник не на пустом месте. Студия Universal вложила в маркетинг огромные по тем временам 65 миллионов долларов - больше бюджета самой картины! Детские игрушки, массированная рекламная кампания, игры на приставках - все это сопровождало выход фильма. Кроме того, маркетологи успешно повторили тактику, которую использовали при продвижении «Челюстей». В трейлерах почти не показывали самих динозавров - лишь кадры с реакциями главных героев на них. Чтобы увидеть ящеров, требовалось купить билет.

«Парк» триумфально прошелся по экранам мира. Во многих странах лента установила рекорды по сборам. К концу проката на счету фильма числилось более 900 миллионов долларов - не хватило совсем немного, чтобы стать первым в истории фильмом-миллиардером. Эту символическую отметку «Парк» преодолел в 2013 году после переиздания в 3D.

Триумф не обошёлся без «жертвы» - ею стал боевик «Последний киногерой», вышедший в прокат через неделю после «Парка». В начале 1993 года аналитики предрекали этим двум фильмам схватку с равными шансами. Кто кого: Спилберг с новыми спецэффектами или Шварценеггер на пике славы? Но вместо битвы получилось избиение младенца: динозавры задвинули Арни далеко на второй план. «Последний киногерой» обернулся кассовым провалом, причины которого даже стали предметом исследований.

Позже Спилберг отдал дань уважения конкуренту. В сиквеле «Затерянный мир» на афише кинотеатра можно увидеть постер несуществующей картины «Король Лир» с Шварценеггером в заглавной роли. Для его создания Спилберг даже нанял легендарного художника Дрю Струзан.

Закат и возрождение франшизы

Творение Спилберга оказало огромное влияние на киноиндустрию. По современным меркам в фильме было совсем немного графики - всего лишь шесть минут. Но этих шести минут хватило, чтобы голливудские режиссеры осознали: проекты, которые раньше было физически невозможно снять, теперь осуществимы. Технология CGI дала возможность показать любые миры и любых, самых фантастических существ. Увидев «Парк юрского периода», Джордж Лукас задумался о новой трилогии «Звездных войн», а Питер Джексон понял, что сможет снять масштабное фэнтези…

Самой франшизе закрепить успех не удалось. Сиквел «Парка юрского периода» собрал заметно меньшую кассу и удостоился не самых теплых отзывов критиков. Он напрочь растерял атмосферу оригинала - непередаваемую смесь восторга, удивления и страха. Отсутствие былого энтузиазма чувствовалось с первых же кадров.

Спилберг позже признал, что во время работы над «Затерянным миром» он разочаровался в идее и к концу съемок чувствовал себя полностью выдохшимся

Неудивительно, что Спилберг отказался от съемок третьей части, поручив ее своему протеже Джо Джонстону. «Парк юрского периода 3» вышел в 2001 году и тоже не имел особого успеха. Картина собрала даже меньше, чем вторая часть, и так же не понравилась критикам. Не помогло даже возвращение старой гвардии в лице Сэма Нила и Лоры Дерн.

Казалось, на этом франшиза должна была приказать долго жить. Но в Голливуде считали иначе и не оставляли попыток снять четвертую часть. Было написано несколько сценариев. Многие из них обыгрывали идею генетически модифицированных динозавров, которых используют для военных целей.

В итоге франшизе устроили мягкий ребут и сняли кино, которое игнорировало сиквелы и опиралось исключительно на первый фильм. «Мир юрского периода» вышел в 2015 году и стал одним из главных хитов года, собрав свыше 1,5 миллиарда в мировом прокате. Нельзя сказать, что фильм мог похвастаться выдающимися идеями или новаторским видеорядом, - его главными достоинствами были масса отсылок к Спилбергу и финальная битва динозавров. Но успех «Мира юрского периода» доказал, что ностальгия по светлому прошлому, когда динозавры были зеленее, способна приносить неплохие деньги.

«Мир юрского периода» обыгрывал идею генетически модифицированных динозавров. А его сиквел напрямую использовал идею динозавров как оружия

Новая эра динозавров

Наследие «Парка юрского периода» - это не только сиквелы и техническая революция. Это еще и динозавры. А точнее, огромный интерес к доисторическим ящерам, возникший по всему миру после выхода фильма. Те, чье детство пришлось на 1990-е, наверняка помнят, как это было.

А сколько игр по «Парку» вышло на Sega и Dendy! Помните эту заставку?

Посмотревшие фильм дети мечтали стать палеонтологами, когда вырастут. Магазины были завалены игрушками, изображавшими ящеров. В каждом гастрономе продавались шоколадные яйца Tombola с фигурками динозавриков внутри. По телевизору крутили множество передач, посвященных доисторическим рептилиям, - от детских мультиков вроде «Погонщиков динозавров» до научно-популярных передач, таких как знаменитые «Прогулки с динозаврами». По городам разъезжали выставки аниматронных аттракционов, позволявшие прикоснуться к миру юрского периода. Автор этих строк еще помнит, какие огромные очереди восхищенной детворы выстраивались к ним. А по ТВ и радио гремела реклама: «Это страшно? Страшно интересно…»

Появились подражатели, пытающиеся заработать на популярности ящеров, - от низкобюджетных поделок вроде «Карнозавра» до «Годзиллы» Роланда Эммериха. Динозавры с успехом покорили и игровую индустрию. Dino Crisis, Tomb Raider, Turok - вот лишь некоторые игры того времени, в которых можно встретить оживших ящеров.

В фильме Эммериха сам Годзилла стал подозрительно похож на Ти-Рекса, а его детёныши - на рапторов

Успех фильма спровоцировал и всплеск научного интереса к динозаврам. Благодаря этому за четверть века наши знания о них существенно обогатились. Сейчас нам известно, что настоящие динозавры вряд ли выглядели и вели себя так, как в фильме. Скорее всего, они были покрыты перьями и имели весьма пеструю окраску; за последние десятилетия найдено много свидетельств, что птицы - потомки динозавров.

Впрочем, это не умаляет достоинств фильма. Это даже не сюжетная дыра - нестыковку грамотно объяснил доктор Ву в «Мире юрского периода». По его словам, показанные в фильме особи - это неточные реконструкции. Учёные восстанавливали динозавров, опираясь на свои ошибочные представления об их виде. Да и заказчики требовали «побольше и позубастее».

Возможно ли?

Говоря о «Парке юрского периода», нельзя не порассуждать о том, реально ли создать динозавров показанным в фильме способом. В теории клонирование возможно, но все упирается в генетический материал. И решить эту проблему, скорее всего, не удастся - разве что изобретут машину времени. После смерти организма молекулы ДНК распадаются, и этот процесс неостановим.

Даже если останки покоятся в вечной мерзлоте, «мистер ДНК» исчезает за 6–7 миллионов лет

Показанная в фильме добыча ДНК динозавров из пивших их кровь комаров в реальности неосуществима. Источником генетического материала могли бы стать кости ящеров, но и здесь у нас пока нет хороших новостей. Несколько лет назад СМИ писали, что ученым якобы удалось извлечь белки из останков тираннозавра. Но анализ показал, что они непригодны для клонирования. Увы, с законами природы не поспоришь.

И даже если бы нам удалось заполучить генетический образец, реальные возможности клонирования далеки от показанных в фильме. Напомним, ни один из проектов по клонированию мамонта не завершился успехом - хотя от мамонтов-то сохранилось множество образцов ДНК, и учёные уже расшифровали их геном. Впрочем, может, это и к лучшему. Чтобы играть в Бога, мало одних технологий, нужно еще и четкое понимание последствий. А у человечества с этим часто бывают проблемы.

Воскресшие динозавры нам, скорее всего, не грозят

У динозавров была своя эпоха, которая завершилась 65 миллионов лет назад. Можно долго спорить, было ли их вымирание предопределено. Может, не случись падения астероида, сейчас бы Землю населяли разумные рептилоиды, обсуждающие теории заговора, в которых миром правят гоминиды с Нибиру. Но в прошлое уже не вернуться. Сама наша планета изменилась настолько, что совершенно не похожа на Землю времен динозавров. Так что попытка вернуть их, скорее всего, закончилась бы повторным вымиранием.

Но мы можем утешаться тем, что нам все-таки удалось воскресить динозавров - пускай и в кино. И, судя по кассовым сборам, мы еще не раз увидим их на большом экране.