Рецензия на Rise of the Tomb Raider. Rise of the Tomb Raider Рецензия

Мы совсем не случайно скептически относимся к западным играм, местом действия которых являются территории бывшего Советского Союза. Как правило, какой бы отличной ни была механика, сюжет и декорации будут постоянно вызывать то недоумение, то смех. С практически такая же ситуация: очень крепкий геймплей здесь сочетается с порой маразматичным антуражем деревушек времен СССР в представлении западных разработчиков.

Дело даже не совсем в сюжете, хотя что-то менее банальное придумать очень сложно. В этот раз повзрослевшая и окрепшая Лара идет по стопам отца, отправляясь на поиски очень мощного артефакта. Спрятан он не где-нибудь на заброшенных островах, а среди заснеженных лесов Сибири. Мисс Крофт придется поспешить: за артефактом также охотится группировка «Троица», цель которой - обрести мировое господство. На поиски отправлены целые отряды вооруженных головорезов. В принципе, сюжет напоминает фильмы об Индиане Джонсе: подобные вещи воспринимаются как обычное приключение, но хотелось бы более интригующей истории. Поэтому сразу приготовьтесь к тому, что во время кат-сцен вы не раз потянетесь к смартфону с соцсетями.

Общее впечатление от локаций можно условно поделить на две части. Некоторые так и просится на скриншоты - слишком уж много в них откровенной клюквы. Картинки и правда получаются впечатляющие: вот Лара стоит на капоте ЗИЛа, подпирает статую Ленина, или просто ежится на фоне коммунистического агитплаката. Надписи на стенах частенько радуют всякими немыслимыми оборотами сразу на нескольких славянских языках одновременно. Кстати, теперь для того, чтобы отметить на карте спрятанные элементы, нужно читать текст на своеобразных обелисках. Проблема в том, что надписи на этих обелисках - иностранные для Крофт, поэтому ей придется адаптироваться прямо на ходу, изучая аутентичные элементы той культуры. Так, чтобы выучить русский, нужно прослушивать диктофонные записи и изучать мотивационные надписи на здоровенных знаменах. Зато собирать коллекцию реликвий очень занимательно: тут и там разбросаны вещи вроде орденов Героя Советского Союза, жетонов заключенных в лагерях или короны Киевских князей.

С другой стороны, Rise of the Tomb Raider показывает очень приятные пейзажи в виде заснеженных сугробов и поваленных хвойных деревьев, среди которых даже потрепанная советская военная техника выглядит очень органично. По локациям разбросаны источники ресурсов: это могут не только ящики с барахлом, но и дикие животные, шкуры которых тоже пригодятся. Кстати, проблем с ресурсами, по крайней мере на среднем уровне сложности, здесь нет - и патроны, и тряпки для создания бомб можно отыскать в избыточном количестве.

Увы, но ни о каком выживании, которое обещали в анонсах, речи не идет: как и в (2013), Крофт мучается лишь в начале и довольно быстро становится машиной для убийств.

Система крафтинга перекочевала из Tomb Raider образца 2013 года практически без изменений. Вы собираете ресурсы, а потом садитесь у костра и улучшаете оружие, изменяя характеристики предмета, а также добавляя к нему нему различные обвесы. Вообще все, за что отвечал лагерь у костра в прошлой игре, осталось на месте: быстрое перемещение, прокачка навыков, выбор и апгрейд снаряжения. Постепенно вы будете открывать новые приспособления для выживания, поэтому всегда можно вернуться на несколько локаций назад и добраться до ранее недоступного сундука с сокровищами.

Геймплей в Rise of the Tomb Raider выстроен максимально последовательно, с выверенным таймингом между сменой механик. Сначала вы не спеша исследуете небольшую открытую локацию, на которой из врагов можно встретить максимум стаю волков. Здесь можно собрать ресурсы, найти несколько пещер или встретить незнакомца с дополнительным заданием, за выполнение которого можно разблокировать детали для апгрейда оружия. Как только вы начинаете продвигаться по сюжетным триггерам, игра подсовывает горстку врагов, расправиться с которыми можно бесшумно. Тактики, кстати, немного: либо сразу подойти сзади и нейтрализовать, либо выманивать по одному в тихие уголки карты, либо просто перебить из лука по одному, не высовываясь из укрытия. Использовать огнестрельное оружие по-прежнему не хочется: например, автомат совершенно не чувствуется, да и разброс пуль огромный - проще перестрелять всех из лука.

После короткого стелса Rise of the Tomb Raider непременно заставит вас немного попрыгать по платформам и сразу предложит исследовать какую-нибудь гробницу. Делать это не обязательно, но мы все же рекомендуем не пропускать такие вещи. И дело даже не в ценности награды: у этих локаций очень интересный дизайн, а головоломки хоть и простые, но разнообразные. Кроме того, они совершенно не снижают темп игры.

Затем вас резко поместят в коридор, заполненный озлобленными солдатами «Троицы», где все начинает гореть, рушиться и взрываться, а в конечном итоге вы будете на всех парах мчаться из горящей избы или пытаться скрыться от преследующего вас вертолета. QTE-элементов, кстати, действительно немного, несмотря на то, что они встречаются уже на второй минуте игры. Динамика у новой Tomb Raider порой просто бешеная, и в этом плане ее можно назвать явным конкурентом игре о приключениях Нейтана Дрейка. Даже несмотря на кажущуюся абсурдность происходящего, обновленная Лара Крофт наглядно демонстрирует, что переосмысление классики может быть очень удачным.

Название:
Жанр: Action, Adventure
Разработчик: Crystal Dynamics
Издатель: Square Enix
Дата выхода: 28 января 2016
Платформа: РС / Xbox 360 / Xbox One

После событий прошло несколько лет. Лара Крофт вовсю изучает записки своего погибшего отца, который посвятил свою жизнь поиску загадочного источника вечной молодости.

Путь героини в новой игре начинается с Сирии, куда ее приводят подсказки, оставленные отцом. Пробравшись в древний храм, девушка узнает, что за ней по пятам идет таинственный орден Троицы, который, вероятно, и стал причиной гибели отца. Спустя какое-то время становится ясно, что необходимый артефакт расположен не на Ближнем Востоке, а в Северной Сибири. Там-то по-настоящему и начинаются приключения Лары в Rise of the Tomb Rider.

Как помнит уважаемый читатель, в 2013 году серию Tomb Raider перезапустили, выпустив одноименную игру, которая легла в основу нового направления в развитии. Издателя, владеющего правами на героиню, можно понять: перед глазами маячил пример суперуспешной приключенческой игры Uncharted - эксклюзива для консолей от Sony. Tomb Raider решили отправить в то же русло - сделать игру, в которой акробатика и карабканье по обветшалым уступам чередуется с перестрелками, то есть по ставшей классической формуле, изобретенной Стивеном Спилбергом для своих фильмов об Индиане Джонсе.

Как мы писали три года назад, главная проблема игры − в несовпадении происходящего на экране с историей: героиня − хрупкая студентка, которая вроде как пытается выжить в сложных условиях после крушения корабля, а через несколько часов игры она хватает пулемет и уничтожает одну сотню солдат за другой. Кроме этого, большой претензией была предсказуемость происходящего: любой «неожиданный» момент, связанный с обрушением уступа, деревянного моста и так далее легко угадывался и ничего, кроме раздражения, не вызывал.


Тогда, в 2013, мы поставили игре достаточно высокий балл с надеждой, что все недочеты исправят в продолжении, чего, увы, не случилось. Но обо всем по порядку.

Начнем с того, к чему претензий более-менее нет: игровой процесс. Его структура совершенно ничем не отличается от предыдущей части: предстоит много прыгать, лазить, ползать и стрелять. Место действия перенесли в горы Северной Сибири (на топонимике, да и на географии в целом мы остановимся отдельно чуть ниже), а помимо природных ландшафтов в Rise of the Tomb Raider есть и множество рукотворных сооружений: советская база (игра сама не определилась что это за сооружение: то ли секретный исследовательский комплекс времен Холодной войны, то ли трудовой лагерь, именуемый в духе Солженицына ГУЛАГом), поселение туземцев (говорящих на идеальном английском, к слову), средневековые византийские храмы (!) и так далее.


Все окружение органично вписано в игровой процесс: просторные локации идеально подходят для скалолазания и решения акробатических задачек, а арены для стрельбы продуманно заставлены камнями, ящиками и шкафами для удобства перестрелок. Все это достаточно грамотно чередуется между собой, чтобы не утомлять игрока.

Кроме этого, разработчики все не хотят оставить в покое тему выживания, с которой они не справились в прошлый раз. На этот раз под «выживанием» нам предлагают систему создания предметов: убивая местных зверьков, обрывая кустарники и роясь в окружающих помойках, мы достаем некоторые детали, с помощью которых можем улучшить вооружение и снаряжение. В зачаточной форме это было и в предыдущей игре, но тут все просто работает гораздо лучше. Отдельное приятное нововведение - создание коктейлей Молотова или гранат прямо во время боя из бутылок со старым пойлом и полупустых консервных банок.


Один из немногих исправленных недочетов касается, собственно, расхищения гробниц. Ушла, наконец, нелепость из предыдущей части, когда мы попадали в место, в котором никто не был лет пятьсот и доставали себе улучшение для пистолета. Теперь в каждой гробнице лежит «улучшение» для самой героини: Лара читает древний манускрипт, в котором описана сверхсекретная техника стрельбы из лука, задерживания дыхания для плавания под водой и так далее. Да и самих гробниц стало значительно больше, что не может не радовать.

Проблема же глупого сюжета и отвратительной проработки истории осталась на месте, что губительно для Rise of the Tomb Raider: каким бы проработанным ни был игровой процесс, без связующего звена в виде рассказа он практически не имеет смысла. В игре присутствует невероятное количество глупостей и фактологических ошибок, а к проработке места действия подошли откровенно халатно.


Начнем с того, что нет в географии такого региона, как Северная Сибирь: она может быть Западной или Восточной, и на это есть свои причины (Западная Сибирь − равнинная территория, а Восточная - горная). Правильно было бы сказать, что место действия располагается на севере Западной Сибири. Далее: нарисованные художниками горы тоже слабо соответствуют физико-географическому описанию региона. Единственные горы в Западной Сибири - Уральские, но они относительно невысокие и совершенно не похожи на тех исполинов, что показаны в игре.

Исключительно отвратительная работа проделана с историческими материалами, что втройне непростительно, учитывая, что игра про историков-археологов. Но отдельного «фе» стоит работа над советской базой. Повсюду висят одинаковые стелы, с одинаковыми надписями, которые Лара каждый раз переводит по-разному, находя новый смысл. Можно наткнуться на документ узника трудового лагеря, на котором написано, что это удостоверение старшего оперуполномоченного из Николаевской области. Прикольно выглядят и карты Российской империи рядом с портретами Ленина.


Все это крайне некрасиво: команде было лень нанять консультанта по истории для игры, тесно связанной с историей. А на чем еще они сэкономили?.. Конечно, Crystal Dynamics - это же не дурачки из Naughty Dog, которые ради Uncharted выезжают в те страны, которые они перенесут в свою игру и изучают все как следует, из-за чего Uncharted потом продается миллионными тиражами и получает восхищенные отзывы…

Усугубляется все это и дешевеньким и неинтересным сюжетом, который при этом паршиво срежиссирован. Буквально за три часа наружу вылезает множество клишированных приемов: и внезапное предательство, и интрига, связанная со смертью отца, и детские годы Лары, поданные в виде флэшбэков, и много чего еще. Ну и сам факт того, что достаточно хрупкая девушка лет 23-24 крошит черепа здоровых мужиков с помощью альпинистского крюка и перестреливает их десятками из АКМ, явно не сочетается со здравым смыслом.


И все это достаточно грустно. Вместо качественной игры в духе Индианы Джонса и достойного конкурента Uncharted перед нами дорогой, но бестолковый боевик, который несмотря на интересные игровые находки, все равно раздражает и неумолимо утомляет. Лучше еще раз пересмотреть киноклассику с Харрисоном Фордом или приобщиться к трилогии Uncharted. А Rise of the Tomb Raider можно пропустить и совершенно ничего не потерять…

Системные требования

Когда за окном стучит аномальная февральская капель, а сердце просит зимы, Rise of the Tomb Raider оказывается как раз к месту. Белоснежные просторы Сибири, морозная советская «клюква» и любимая с детства героиня — то, что Пратчетт прописал. К счастью, здесь есть за что зацепиться помимо красных звезд и белоснежных горных вершин.

Лара Крофт — сердце, душа и главный козырь всей серии, сменившей образ героини минимум трижды за прошедшие 19 с кепкой лет. Последняя реинкарнация 2013 года явила миру новую искательницу приключений: юную, беззаботную, еще только начинающую свой путь. Героине поправили формы, сделали ее более похожей на человека, а не терминатора, и провели серию закрепительных тестов: падения с обрывов, удары о камни, протыкания и даже русского маньяка по имени Владимир позвали. Лара испытания успешно прошла — и была направлена на путь развития навыков, приобретенных на затерянном в Бермудах острове.

Самое главное: если вы успели пройти Tomb Raider 2013-го года хотя бы раз, то здесь вас ждет знакомая картина, причем не только в игровом процессе. Нашу юную расхитительницу гробниц подшлифовали полигонами, наградили второй версией системы динамических волос PureHair и значительно улучшили ей анимации, особенно мимику. В итоге Лара стала гораздо миловиднее, особенно с выкрученной до максимума графикой и вальяжно рассыпающимися по плечам волосами. Красота.

По сложившейся традиции, девушку снова кидают, бросают и стукают обо все подряд. Лара жалостливо вскрикивает, сжимает зубы и бредет дальше по колено в отечественном снегу. Впрочем, она хорошо справлялась с травмами еще в прошлой части. Например, рана от железного прута, аналогичная полученной Джоэлом в The Last of Us, от которой старикан чуть не отдал богу душу, на нашей девушке зажила быстро, хоть и под действием лекарства в виде раскаленного наконечника стрелы. В целом, Лара осталась пусть не железобетонной, как в старых играх, но весьма живучей. Во всяком случае, израненное девичье тело нам не показывают, а миленькое личико следов жестоких побоев обо все подряд не носит. И хорошо.

В конечном счете, новая мисс Крофт — не супергерой. Она карабкается, падает и мерзнет как обычный человек, в отличие от той, «старой» Лары, забиравшейся на уступы элегантным поднятием рельефных частей на согнутых руках с выпрямлением и завершающим кувырком-колесом. «Новая» Лара в меру привлекательна, немного смазлива, а ее сексуальность отодвинута скорее на второй план.

По ходу дела Лара изучает греческий, монгольский и русский, а при виде подобных инсталляций непременно замечает «Еще советская пропаганда»

Сравнения с играми от Naughty Dog еще в предшествующей части были не случайны. Rise of the Tomb Raider порой сквозит отметинами вдохновения либо неведомого совпадения. Здесь элементы сюжета сродни Uncharted 2, там битва с боссом как в The Last of Us, улучшения оружия опять предательски похожи, да и в целом игровой процесс продолжает подражать трилогии про Дрейка, копировавшего в свое время классические игры о расхитительнице гробниц. Ничего плохого, по большому счету, в этом нет. Перезагрузка Tomb Raider отразилась на серии приятно, выведя ее из пусть слегка наигранного, но тупика.





Перестрелки позиционны, враги умеют выкуривать гранатами и разрушать укрытия, но в целом боевые сцены скучноваты. Чаще интереснее испытать себя, пытаясь перебить врагов исподтишка, особенно учитывая, что Лара нынче умеет втихую резать спецназ из кустов армейским ножом или утягивать бронированных мордоворотов под воду и душить ледорубом.

Исследование и добыча остались на месте, пусть и в несколько уменьшенном объеме. Дебютировавшая в прошлой игре инновационная веревка, которой можно было стрелять из лука, стала чуть функциональнее, появились приводимые ей в движение механизмы. Но вот интерактивных объектов, недоступных для использования до получения новой экипировки, стало значительно меньше. Зажигалку и факел отняли. Отсюда и отсутствие интереса возвращаться в уже посещенные локации с целью сбора залежавшихся ресурсов. В результате: выживание и конструирование снаряжения из подручных средств пусть раньше было далеко не идеальным, но интригующим и затягивающим. А в новой части этот аспект признали лишним.

Юной бойскаутше все же есть чем похвастаться. Она без труда может наломать дров (теперь уже в прямом смысле) на стрелы, обобрать десяток птичьих гнезд и сшить сумку для патронов из шкуры подстреленного оленя. Лара мастерски вносит разлад в здешнюю экосистему, валя дичь из экономических соображений. Подобная тенденция в современных играх выглядит забавно, особенно если вспомнить скандалы 10-летней давности, из-за которых, например, в Call of Juarez нельзя было приложить лошадь хлыстом. А что теперь? Far Cry, Assassin’s Creed и Tomb Raider успешно вознаграждают игрока за массовый отстрел зверья на сумки и колчаны.

Значительно лучше стала постановка. Пусть сюжет вновь изобилует клише, а его рельсы ближе к концовке как будто переложены 1 в 1 из Tomb Raider 2013, общий уровень подачи вырос. Лара все так же рефлексирует, глядя на потрескивающий в костре огонь, но уже не рыдает из-за творящегося вокруг. Кажется, что в игре стало больше диалогов, а улучшенная мимика и визуальный ряд только добавляют сюжетным сценам красоты и изящности.





Но ощущение, что после перезагрузки Tomb Raider пытается делать все то же, что и Uncharted, только с серьезным лицом, так и не покидает. К частью, это получается, пусть и не всегда. Усмешек, комментариев и вечных вытягиваний из последних сил Нэйтана Дрейка каждый раз как будто не хватает. Зато у Лары есть своя, особая внутренняя сила, позволяющая девушке с остервенением бежать вперед под взрывы, стрекот автоматных очередей и свист стрел. Не забывая заглядывать в секретные гробницы, которые в дань традиции любезно отмечены на карте и звенят колоколами при приближении к ним.

Сам мир вокруг скрывает истории куда интереснее, чем погоня за очередным артефактом, дарующим бессмертие. Бесчисленные барельефы, древние руины, узкие улочки потерянных во льдах мифических поселений заставляют затаивать дыхание каждый раз, когда взгляду открывается вид на просторы легендарных цивилизаций. Чего стоит византийская ладья, застывшая в леднике! В такие моменты растекаешься в немой улыбке восхищения.

Так как действие разворачивается в России, не обошлось и без присущей подобным произведениям «клюквы». Лара ищет пропавший город Китеж не в Нижегородской области, а в горах Сибири, зачищая бывшие советские гулаги от не славянских наемников во главе со злодеем по имени Константин, работающим на тайный рыцарский орден. При этом абсурдности возникающих в кадре надписей на зданиях и сооружениях уступает только число разбросанных повсюду диктофонов с дневниками участников истории. Сюжетный ход, приевшийся уже много лет назад, до сих пор активно используется ввиду необходимости хоть как-то поощрять игрока за изучение окружения.

Но если перестать придираться, то сюжет неплох, особенно для неизбалованных новичков, но периодически его финты заставляют грустно вздохнуть. С другой стороны, ведь не за это мы любим Tomb Raider, а громкое имя Рианны Пратчетт здесь мало помогает делу. Кажется, что серия по части сюжетов просто обречена. В Legend и Underworld авторы пытались выстроить интересную концепцию связи мифов разных народов и вывести общую формулу, отмечая схожие фрагменты. В новом перезапуске Лара вроде бы пытается нащупать свежую почву, разобраться в работе своего отца, но изюминки картине по-прежнему не хватает.

Rise of the Tomb Raider — тот редкий случай, когда графика действительно важна для того, чтобы насладиться игрой в полной мере. Сибирский воздух здесь наполнен морозом и искрами, ледяные глыбы сверкают на ярком солнце, а промерзшие руины и статуи выглядят как в музее. Любимое занятие мисс Крофт — разрушение ледорубом всевозможных каменных кладок, которые рассыпаются мелкой крошкой. Тесселяция помогает объектам разлетаться на кусочки, а здания если и ломаются, то по кирпичикам, отваливающимся от отсохшего за сотни лет раствора, сковывавшего их до прихода беспощадной расхитительницы гробниц.





Чего стоят переливы византийских мозаик с неровно уложенными квадратиками мелких плиточек, мягкий свет, заливающий тенями долины с причудливыми комбинациями руин и сельских домиков местных жителей, или легкая дымка в заросших каменных дебрях, покинутых людьми десятки и сотни лет назад. Игра выглядит приятно, порой кажется, что она была создана именно для того, чтобы демонстрировать такие кадры. Ну и, само собой, звезда происходящего — сама Лара, любоваться взглядами, улыбками и ужимками которой можно до бесконечности.

Впрочем, на не топовых системах все это приводит к значительным тормозам, особенно на открытой местности. Как обычно, патчи уже в пути и обещают золотые горы сродни тем, за которыми гоняются Лара напару с Дрейком, но оценить весь визуальный лоск все равно выйдет лишь на очень производительных машинах. Либо, как обычно, на средненьком ПК года через 3.

Rise of the Tomb Raider, будучи качественной и проработанной до мелочей игрой, делает все то же самое, что и ее предшественница, порой чуточку лучше, порой не очень. За исключением придирок к интерфейсу, падения FPS на слабых системах и проседаний сюжетной линии, это отличный экшен от третьего лица. 15 сюжетных часов пролетают быстро, но со вкусом. Скалолазание, стелс и периодические перестрелки вперемежку с исследованием ненавистных Ларе гробниц доставляют массу положительных эмоций. А главная героиня мило и бодро вносит азарт в происходящее. В конце концов, даже Uncharted никак не может без красавиц. Возможно, это проклятие или сильная сторона этого захватывающего и увлекательного жанра.

Игра протестирована на Xbox One

Единожды ступив на дорогу приключений, по своей воле обратно уже не сойдешь. Особенно если тобой движет не просто жажда адреналина и не только стремление к неизведанному, но нечто большее — честь семьи. Лорд Ричард Крофт, известный историк и археолог, лишился всего — репутации, карьеры, семьи, жизни — ради разгадки тайны человеческой души и поиска таинственного источника бессмертия. Даже его дочь, Лара, отказывалась принимать его одержимость на веру. Но когда судьба столкнула ее лицом к лицу со сверхъестественной сущностью злобной императрицы Пимико на затерянном в океане острове, девушка осознала, что не все в этом мире так просто и очевидно, как кажется на первый взгляд. Теперь, закаленная испытаниями Яматая , она намерена во что бы то ни стало закончить дело отца и найти Святой Источник. И поиски приводят ее в далекую заснеженную Сибирь, где, предположительно, сокрыт от людских глаз мифический город Китеж, построенный последователями древнего Пророка.

Знатоки славянской мифологии (или люди, решившие заглянуть на тематическую страничку в «Википедии») могут задать справедливый вопрос: мол, какая, к черту, Сибирь, если, по преданию, Китеж находился в Нижегородской области России и сгинул в водах озера Светлояр? Но давайте не будем строить из себя непреклонных блюстителей чистоты фольклора. Все-таки с художественным произведением дело имеем, и подобные вольности во благо сюжета и антуража вполне допустимы. Тем более что в самой игре тот же Светлояр упоминается — внимательно читайте собираемые документы.

В Лондоне, как всегда, дождливо

А между тем Святой Источник ищет не одна только Лара. Свои виды на артефакт имеет и «Троица», этакая классическая закулисная злодейская организация — военизированная религиозная секта с руководством в «самых верхах» и претензиями на мировое господство. Конкретно в Сибирь «Троица» направила большую армию вооруженных до зубов наемников во главе с фанатичным товарищем Константином (стигматы и слепая вера в свое дело прилагаются). И что-то нам подсказывает, что для юной мисс Крофт это столкновение с «серыми кардиналами истории» будет далеко не последним и в будущих продолжениях мы копнем глубже в секреты таинственной организации.

В диких условиях

За вычетом вступительного эпизода в сирийской пустыне, знакомящего нас с положением дел и основными персонажами, все действие игры происходит в русской тайге. Но это не только снег да деревья — Ларе предстоит побывать в куче интересных мест, среди которых заброшенная советская база, деревня в геотермальной долине, величественный горный храм и многие другие. Гробницы испытаний тоже стали интереснее — чего только стоит вмерзшая в лед римская галера, а в их конце вместо сундуков с сокровищами Лару ждут талмуды с древними знаниями, дарующие искательнице новые полезные умения.

Несмотря на то, что в сиквеле стало меньше действующих сюжетных героев, полезных персонажей, наоборот, прибавилось. В горах у Китеж-града обитает целый народ, и местные жители всегда готовы принять помощь от юной путешественницы. Эти побочные задания в большинстве своем несложные, а в награду за них даются детали к новому оружию или костюмы. Кроме того, в уютной хижине у подножья горы устроился снабженец «Троицы», который вполне себе не прочь поторговать налево. В ассортименте — качественное оружие, модификации и полезные приспособления.

Яматай тоже трудно было назвать райским уголком, но Сибирь — место куда более суровое и, что примечательно, более живое. С прошлой части фауна значительно прибавила в видовом разнообразии — по здешним полям бегают мыши, зайцы и белки, в небе летают птицы, а между деревьями то и дело можно увидеть пасущихся оленей. Но если эти животные боятся саму Лару и при шумном приближении бросаются врассыпную, то хищники будут рады полакомиться человечинкой. С ними нужно быть особенно осторожными. Волки быстры и водятся обычно стаями, у медведей толстенная шкура, способная выдержать множество попаданий даже из мощного оружия, и могучие лапы, а рысь — так и вовсе сочетает сразу все опасные черты. При этом звери ведут себя весьма правдоподобно — ориентируются не только по зрению, но и по запаху, при серьезном ранении стараются спрятаться в своей берлоге, а повадки их меняются в зависимости от времени суток. Выйти на любого серьезного зверя — занятие не из простых, но зато позволяет почувствовать себя почти что настоящим охотником.

При этом охота несет еще и практическую пользу — шкуры разных животных и птичье оперение применяются для изготовления дополнительной экипировки. Упрощенная система с унифицированными условными запчастями осталась в оригинальной Tomb Raider, здесь же присутствует целый список ресурсов. Так, для создания огненных стрел в первую очередь нужно масло, для взрывчатки — магнетит, а из шкур можно смастерить более вместительные колчаны или патронные сумки. Все ингредиенты можно найти в тайге — главное знать, что и где искать. Что-то также хранится в ящиках снабжения, но что именно находится под крышкой, не угадаешь.

Из подручных предметов Лара научилась мастерить самодельные снаряды. Наполненная магнезитом банка превращается в отличную светошумовую гранату, урны (видимо, с прахом) создают дымовые завесы, а из канистры с топливом при наличии соответствующего навыка легко можно сделать бомбу. Носить с собой в сумке такие предметы нельзя, но в любой локации они валяются в изобилии, так что очумелым ручкам всегда найдется работа.

Типов оружия по-прежнему пять — ледокол, лук, пистолет, дробовик и автомат, но теперь в рамках каждого типа выделяются несколько разновидностей со своими особенностями и характеристиками. Оружие можно всячески улучшать за ресурсы, однако стоит помнить, что некоторые апгрейды применимы только к одному конкретному виду. Так, увеличенные обоймы совместимы с автоматическими и тяжелыми пистолетами, но никак не с револьверами.

Все это делает Rise of the Tomb Raider игрой более разнообразной и свободной, нежели ее предшественница. Здесь больше возможностей для выбора своего стиля прохождения, больше путей, больше видов деятельности — и, как следствие, сильнее ощущение вовлеченности в происходящее. И даже необязательные элементы вроде охоты и собирательства воспринимаются вовсе не как надоедливая рутина, а как важный элемент выживания в суровых сибирских лесах.

Рейтинг приключенцев

Мультиплеер — затратный в производстве и практически невостребованный по факту — приключенческим играм нужен не больше, чем собаке пятая нога . Еще можно было бы понять, если бы он строился на каких-нибудь интересных, тематически обоснованных режимах — например, совместном поиске реликвий. Но простое, безыдейное командное смертоубийство предыдущей Tomb Raider пришлось совсем не к лицу.

Разработчики, похоже, прекрасно это поняли, а потому в сиквеле от полноценной многопользовательской составляющей они отказались. Однако те, кому совсем уж невтерпеж похвастаться перед другими своими успехами, все еще могут это сделать. Для этого есть раздел «Экспедиции», построенный на перепрохождении уровней из кампании, но теперь — за очки. Вдоль маршрута героини, аки монетки в «Сонике», проложены маркеры, скоростное собирание которых повышает множитель очков. Влияние на итоговый счет оказывают также карточки-модификаторы. Они покупаются наборами во внутриигровом магазине и обладают как практическими (прокачанное оружие с самого начала уровня, повышенное здоровье врагов и так далее), так и чисто косметическими (огромные головы у героев) свойствами.

По сути единственным более-менее стоящим аспектом «Экспедиций» можно назвать пользовательские задания. Выбираете локацию, погодные условия, потом задаете по порядку пять различных целей, модификаторы — готово, можно выкладывать на суд общественности. Но вся эта возня с карточками и очками — лишь мишура, которую вряд ли кто-то, кроме самых отъявленных охотников за достижениями, удостоит даже мимолетного взгляда. Все-таки Rise of the Tomb Raider — это в первую очередь большое и увлекательное Приключение, а все остальное несущественно.

Достоинства:

  • простая, но интересная история о затерянном в горах городе;
  • очень живая Лара — она дрожит на холоде, греет руки у костра, отряхивает волосы после плавания, вязнет в плотном снегу и так далее;
  • множество дополнительных занятий, позволяющих отвлечься от основного сюжета;
  • продуманный и выверенный игровой процесс с большей свободой действий.