Для детского сада наблюдения с детьми весной. Конспекты наблюдений детей младшего дошкольного возраста за природой весной

МАРТ

1. Обратите внимание ребёнка на сугробы, как сугробы, переливаясь, блестят на солнце. Снимите с сугроба ледяную корочку, потрогайте рыхлый снег под ней. Вылепите вместе с ребёнком зайчиков, людей, птиц и расставьте на сугробах посмотрите, что будет с ними днём и вечером.

2. Покажите ребёнку, как оттаял снег вокруг деревьев. Отметьте, каким грязным стал снег во дворе. Откуда взялась грязь? Почему её раньше не было видно? Почему в некоторых местах снег чистый? Почему некоторые сугробы не покрыты ледяной корочкой?

3. Какие длинные сосульки висят у желобов. Проследите, в какое время дня с них начинает капать. Послушайте, как они днём падают и звонко разбиваются вдребезги. Почему они падают днём?

4. Понаблюдайте, как лужи днём увеличиваются; к вечеру они замерзают, покрываясь ледяными иголками и к утру толстым льдом.

5. Покажите какой утром пушистый узор на окнах. Днём он делается всё тоньше, прозрачнее и, наконец, совсем растает. Прочитайте стихотворение С. Маршака «Рыхлый снег темнеет в марте».

6. Поговорите с ребёнком о долготе дня. Вспомните, что в феврале в 8 часов, когда шли в детский сад, было ещё темно. А теперь? В каком месте показывается солнце? Где оно прячется? Длиннее ли стал его путь?

7. В начале марта ещё часто бывают вьюги-снегопады с ветрами. Прислушайтесь к ветру. Спросите у ребёнка, что они слышат в его звуках. Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «Буря мглою небо кроет».

8. Понаблюдайте за ветром. Загадайте о нём загадку. Вспомните о воробьях и синичках. Каково им в такую погоду? Где они сейчас?

9. В 20-х числах прилетают грачи. Наблюдайте за ними ежедневно. Сразу ли грачи начинают вить гнёзда? На кого из зимующих птиц они похожи? Расскажите детям о жизни грачей, об их пользе. Как и чем они питаются. Можно рассмотреть картину Саврасова «Грачи прилетели».

10. Покажите, как в мартовских лужах купаются воробьи. Их стайки состоят из птиц разного оперения. Одни окрашены ярко, с чёрными нагрудничками, чёрными шапочками и белой полосочкой на крыльях, другие - однотонные - серые. Старые разделились на пары и подыскивают уютные места для гнёзд.

АПРЕЛЬ

Апрель - месяц солнца и воды, первого цветения трав и кустарников. В апреле можно провести примерно такие наблюдения.

1. Обратите внимание ребёнка как много воды и солнца, какой приятный душистый воздух. Прочитайте стихотворение С. Маршака «Апрель». Пусть ребёнок понаблюдает как быстро под солнцем исчезает снег, превращаясь в воду. Пробейте во льду канавки и пустите кораблики, посмотрите, куда они поплывут.

2. Понаблюдайте с ребёнком за тенью. Спросите, у всех ли есть своя тень. А у предметов? Можно отметить длину тени в разное время дня. Предложите ребёнку убежать от своей тени. Может ли тень перегнать своего хозяина или убежать от него?

3. Если поблизости есть пруд, проследите, как лёд начнёт трескаться, темнеть и постепенно исчезать, а вода прибывать. Наблюдайте, как в его воде будет появляться всё больше живого.

4. Следите за появлением зелёной травки на проталинах.

5. В апреле можно показать, как цветут деревья. Обратите внимание ребёнка на разнообразные оттенки разноцветущих деревьев и кустарников. Научите различать породу деревьев по окраске коры.

6. Посмотрите на куст жёлтой акации. Ребёнок должен вспомнить, что зимой она была серой, невзрачной. А теперь ветки её посвежели, стали упругими.

7. Посмотрите на сирень. Мало ли на ней крупных почек, значит, будет мало цветов. Почему вокруг куста много тонких прутьев, которые отнимают у него питание.

8. Проследите, на каких деревьях покажутся сначала листья. А потом бутоны, а на каких вместе бутоны и листья.

9. В парке или в лесу послушайте пение птиц. Это поют зяблики, птицы с красноватыми грудками и двумя белыми полосками на крыльях.

10. Сходите на пруд. Спросите у ребёнка, что они там увидели. Прислушайтесь: под водой кто-то урчит. Это лягушки. Они откладывают в воде икру. Из которой появятся головастики, потом они вырастут и превратятся в лягушек.

МАЙ

Май - месяц птичьих песен.

1. Обратите внимание ребёнка на то, что путь солнца стал ещё длиннее, и что день значительно прибавился. Вечером можно дольше гулять на улице.

2. Наблюдайте приближение первой грозы: чёрные, тяжёлые тучи, сильный ветер, гром, молния, дождь. Посмотрите после грозы на свой двор: опять светит солнце, везде блестят капли воды, чистая, будто умытая земля.

3. Во время прогулки обратите внимание ребёнка, какой зеленый и красивый стал двор. В апреле трава только пробивалась и начинала зеленеть, набухли почки на деревьях и кустарниках и такой массы зелени не было. А в мае высоко поднялась трава. Как её стало много и она разрослась густо-густо. Затем осмотрите деревья и кустарники, на ветках стало много листочков, они опушили всё дерево, молодые, зелёные.

4. Следите за ростом молодых дубков, ясеня, клёна. Проверяйте, сколько на них листочков, похожи ли они на взрослые деревья. Следует заботиться о них.

5. Покажите ребёнку расцветающий клевер. Можно ли по бутонам узнать, какого цвета будут головки. Следите за ними.

6. Понаблюдайте за листьями мать-и-мачехи. Пусть ребёнок обратит внимание, какие они угловатые, сверху гладкие, с нижней стороны опушённые.

7. Понаблюдайте за фруктовыми деревьями. Обратите внимание ребёнка ны цветущую яблоню, лепестки яблони сверху белые, внизу розовые, из середины цветка выглядывают жёлтые тычинки. А сколько пчёл ползает по цветам, копошатся в них, улетают и прилетают. Все пчёлы осыпаны жёлтой пыльцой.

8. Понаблюдайте за комарами. В прудах, в весенних лужах можно увидеть крошечные плотики из комариных яичек. Потом из них выйдут комарики.

9. В конце мая на молодых ветках тополя и берёзы попадаются листья, свёрнутые в трубочку. Это гнездо жучка-трубовёрта. Листочки опадают на землю, окукливаются, превращаются в жуков.

10. Понаблюдайте за майскими жуками. Они гулко летают, ударяясь о предметы, встречающиеся на пути, и падают на землю. Майские жуки вредители. Они поедают листья берёзы, корни, молодые побеги.

Чем занять ребенка на прогулке весной?

1. « Посчитай птиц». Весной природа оживает. И даже если листочки еще не успели появиться, то птицы уже начали радоваться теплу. С ребенком, который умеет считать, можно поиграть в такую игру: кто заметит больше птиц за время прогулки

2. « Пускаем солнечных зайчиков». Если погода солнечная, не забудьте прихватить с собой зеркальце. Малыш будет рад сделать день еще более солнечным, пуская солнечные блики на дома и деревья. Выберите какую-нибудь отдаленную цель и потренируйтесь, кто сможет запустить зайчика так далеко.

3. «Пускаемся в плавание по луже ». Смастерите дома или прямо на прогулке кораблики, а затем запускайте их в ближайшей луже.

4. « Рисуем на асфальте». Если асфальт сухой, самое время достать цветные мелки и нарисовать солнышко, цветы и травку.

Таким образом, наблюдая вместе с детьми за явлениями в природе, взрослый способствует развитию у детей умения сравнивать и обобщать на материале собственных наблюдений. У детей расширяются знания о развитии насекомых, о последовательности изменений в живой и неживой природе и их взаимосвязи; вырабатывается способность делиться своими личными наблюдениями за изменениями в природе весной, своими впечатлениями о красоте окружающего мира.

Весн а

Ознакомление с природой в повседневной жизни

Наблюдение и труд на участке. Весной, как и в другие сезоны, наблюдают за изменениями в неживой природе. У детей формируют знания о постепенном нарастании весенних явлений, о смене явле­ний весны, Ведутся и фиксируются наблюдения за увеличением «продолжительности дня (5-б наблюдений за сезон), отмечается, что день становится длиннее.

Характерное явление для начала весны появлением сосулек. Этому посвящается несколько наблюдений. Дети наблюдают за ростом сосулек. Дошкольников подводят к пониманию причины роста сосулек. Для этого предлагают послушать капель, обратить внимание, что в морозную и пасмурную погоду капели нет. Спра­шивают, есть ли капель утром, вечером, устанавливают зависи­мость между таянием сосулек и температурой воздуха. Когда со­сульки растают, выясняют, почему их не стало.

С наступлением, теплых дней снег тает, бегут ручьи. Можно измерить высоту оставшегося снежного покрова, рассмотреть, ка­ким стал снег (по цвету и качеству). На одной из прогулок находят с детьми первые проталины, выясняют, почему не везде одновре­менно исчезает снег.

Интересно понаблюдать с детьми за первым дождем, отметить характерные особенности этого явления весной (сильный; короткий или мелкий, длительный). Можно понаблюдать первую грозу, послушать, как гремит гром.

По мере потепления воспитатель выносит на участок игрушки для игр с водой, проводит игру «Утонет - плавает», вместе с деть­ми устраивает запруды, пускает лодочки и т. д.

Наблюдение за растениями.

Первое весеннее пробуждение растений лучше всего показать на иве. Еще только началось таяние снега, а на иве уже появились серебристые пуши­стые почки. Дети рассматривают их, осторожно гладят. Воспита­тель обращает внимание ребят на то, что почки покрыты серебрис­тым пухом - так они предохраняются от холода. Можно срезать несколько веточек, поставить этот весенний букет в группе и наблюдать как увеличиваются пушистые почки. В начале весны ин­тересно рассмотреть цветение ольхи, осины, орешника.

Ведутся также наблюдения за появлением травы. Устанавливают, что первые всходы зелени появляются на пригреваемых солн­цем местах. Дети приходят к выводу: пригрело солнце- растаял снег, согрелась почва, трава начала расти. Понаблюдать необхо­димо и за появлением первоцветов: провести прогулку к месту цветения мать- и- мачехи, определить, где появились ее первые ку­стики: (на хорошо освещенном и прогретом солнцем месте), рас­смотреть цветки. Во время прогулки можно разыскать ветреницу, перелеску, выкопать (по одному растению) и поставить в группе для дальнейшего наблюдения.

Весной интересно наблюдать набухание почек на деревьях и кустарниках, вспомнить, какие почки были на тополе, сирени зи­мой, как они изменились сейчас, Повторное наблюдение проводят после раскрытия почек и появления листьев.

Проводится несколько наблюдений за цветением деревьев (чере­мухи, рябины), кустарников (сирени). Воспитатель спрашивает, помнят ли дети, как цветут черемуха, рябина, сирень, стремится вызвать у них ожидание появления цветов. Наблюдение повторяют в момент появления первых цветков и затем во время полного цветения этих деревьев и кустарников.

Особый интерес у детей вызывает длительное наблюдение за развитием одуванчика. Пока нет цветов, надо рассмотреть листья, показать, как они интересно растут - как будто сразу из земли, затем на длинной ножке бутон, похожий на круглую коробочку, показать, как раскрывается бутон, появляется цветок. Находят цветки неполностью и полностью раскрывшиеся, рассматривают желтые лепестки, длинную ножку.

Повторное наблюдение хорошо провести в пору цветения оду­ванчиков. В солнечный день дети увидят «золотой луг»; если прий­ти на это место вечером или в пасмурный день, можно наблюдать другое - одуванчики не раскрылись. Следует связать раскрыва­ние цветка одуванчика со степенью освещенности, прочитать рас­сказ М. Пришвина «Золотой луг».

Заключительные наблюдения проводятся тогда, когда на оду­ванчиках появятся белые пушистые шарики, созревают семена с пушистыми парашютиками. Стоит подуть на шарик, и семена - парашютики разносятся в разные стороны. Одуванчики можно найти с бутонами, цветами и семенами. Закрепляется знание о цикле развития одуванчика - появление весной листьев, появле­ние бутона, цветение, вызревание семян и их рассеивание (это уже в начале лета).

Весной проводятся систематические наблюдения за ростом и развитием растений цветника и огорода: появились листья ирисов, зеленеют листья виолы, маргариток, незабудок, разрастаются красноватые листья пионов.

На участке дети освобождают клумбы от прошлогодней остав­шейся травы, засохших стеблей, осторожно окапывают растения, рыхлят землю. Привлекают их и к подкормке растений, при этом разъясняют значение этих способов ухода. В течение весны и лета воспитатель организует уход за растения­ми цветника и огорода, учит детей способам ухода, формирует умение определять необходимость того или иного способа (полив­ке, рыхления, прополки). В процессе ухода ведутся длительные наблюдения за некоторыми растениями цветника и огорода.

Наблюдения за животными. В начале весны обращают внимание детей на оживленное поведение зимующих етнц: воробьи весело чирикают, купаются в лужах; в парках, скве- рах слышится первая звонкая песня большой синицы. Надо научить детей узнавать песню синицы.

Самое яркое весеннее впечатление--прилет грачей. Еще до их прилета надо показать ребятам пустой грачевник, обратить внимание, как тихо и пусто в нем, спросить, помнят ли они, ка­ким был грачевник в прошлом году, что делали тогда грачи. Дети с интересом ждут прилета птиц. Повторное наблюдение в грачев­нике следует провести после прилета грачей. Воспитатель предла­гает послушать крик птиц и попробовать отличить крик грача от вороньего. Последующие наблюдения проводят в период постройки гнезд, выясняют, что несут грачи в гнезда, для кого строят их. Еще раз можно прийти в грачовник, когда птицы высижи­вают птенцов, и понаблюдать за поведением грачей в этот пе­риод.

В начале весны на участке вывешивают скворечник. Отмечают день прилета скворцов, наблюдают за их поведением у скворечника: сидят на жердочке, поют, отдыхают. В последующие дни дети на­блюдают, как скворцы влетают в скворечник, что там делают, как быстро бегают по освободившимся от снега газонам, что делают.

В числе первых птиц прилетают зяблики. Пусть дети послуша­ют его: запомнят его песню. Зяблика легко увидеть на ветках деревьев, пока нет листьев.

Одновременно с наблюдением за прилетом птиц необходимо вести наблюдения за появлением насекомых. Первых бабочек-- лимонниц, крапивниц-можно наблюдать еще не летающими, а сидящими на солнышке на заборе, стенах дома. Увидя такую ба­бочку, воспитатель предлагает детям осторожно соломинкой до­тронуться до нее (она ползет, но не летит), объясняет, что бабочка только что выползла из укрытия, где она всю зиму спала, и греется на солнышке; она еще не может летать. Солнце пригреет сильнее, станет теплее, и бабочка полетит. Ребята учатся различать бабочек лимонницу и крапивницу (или другие виды).

Во второй половине весны отмечают, что бабочек стало больше, появились шмели, пчелы, божьи коровки, майские жуки. Наблю­дая за ними, обращают внимание на то, где их можно увидеть (на цветках, на листьях деревьев, в траве), что они делают; упражняют детей в различении 2–3 видов бабочек, жуков (майский жук, жу­желица и др.), Поймав 1–2 бабочки, помещают их в садке в уголок

Алена Яремчук
Картотека прогулок на март

Прогулка 1

1. Наблюдение за птицами на участке детского сада

Цели : - учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; - развивать наблюдательность, память;

воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадки.

Какие птицы прилетают к нам на участок?

Какого они размера?

Какая у них окраска?

Чем питаются?

Какие изменения в жизни птиц происходят весной?

Как птицы заботятся о своем потомстве?

Как вы помогаете птицам?

Какую пользу приносят птицы?

Каких еще птиц вы знаете?

В серой шубке меховой, И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится, Не орел, но все же птица. (Воробей.)

Окраской - сероватая, Повадка - вороватая, Крикунья хрипловатая –Известная персона. (Ворона.)

Не сидит она на месте -На хвосте разносит вести. (Сорока.)

· Падение с крыш или деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.

· Совсем маленькая капля (капелька).

· Теплая погода зимой или весной, когда тает снег и лед (оттепель).

· Место, где стаял снег и открылась земля (проталина).

Стихотворение Ф.Тютчева:

Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Наблюдение № 7

Наблюдение за кормушкой. Какие птицы прилетают к дереву? Какая еда им больше нравиться? Что едят воробьи, синицы, голуби? Какого цвета перья у синицы? У голубя? Кто из них больше? Что помогает птицам летать? А можем ли мы летать? Почему?

Загадка: Рук нет, а строить умеет (птица).

Наблюдение № 8

Наблюдение за таянием снега. Где он тает быстрее всего? (у ствола дерева). Корни деревьев впитывают воду. На крышах домов с солнечной стороны часто появляются сосульки. Подумайте, почему?

Дидактическая игра «Умный словесник»:

· Незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря (полынья).

· Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной (половодье).

· Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи (распутица).

· Небольшой водный поток (ручей).

· А как назвать его ласково? (ручеек).

Наблюдение № 9

Продолжать наблюдение за признаками весны (апрель). Обсудить народные приметы и пословицы:

· Много снега – много хлеба.

· Вода с гор потекла – весну принесла.

· Весенний дождь лишним не бывает.

· Длинные сосульки – к долгой весне.

· Из берез течет много сока – к дождливому лету.

Стихотворение С.Маршака «Апрель»:

Апрель, апрель! Во дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.

Наблюдение № 10

Наблюдение за воздухом.

Стихотворение «Прозрачный невидимка»:

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

Какими свойствами обладает воздух? (бесцветный, прозрачный, без запаха).

Как вы думаете, где воздух лучше – в лесу или в городе? (лесной воздух не только чистый, но и целебный. В городе воздух совсем другой: он пахнет бензином и выхлопными газами автомобилей, загрязнен частицами пыли и копоти. Такой воздух вреден и для человека, и для растений.).

Подумайте, когда воздух в городе становится свежее, чище? (после дождя или сильного снегопада. Дождевые капельки и снежинки очищают, промывают воздух, унося с собой пыль и копоть).

Что делают люди, чтобы очистить городской воздух? (люди сажают в городе деревья, особенно хорошо очищает воздух тополь).

Наблюдение № 11

Наблюдение за признаками весны в неживой природе . Как изменился снег с приходом весны? Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? Как изменилась почва с приходом весны?

Дидактическая игра «Подбери слово» - упражнять а подборе существительных и в правильном согласовании слов.

· Солнечный, веселый…

· Ясная, холодная…

· Серое, хмурое…

· Робкая, ранняя…

· Всходит, появляется, прорастает…

· Прилетают, возвращаются…

· Наблюдение № 12

Объяснить детям понятие «ледоход», рассказать, что после ледохода начинается бурное пробуждение природы. Сначала лед на реках темнеет, потом во льду появляются трещины, и лед раскалывается. На реках льдины несутся быстро, сталкиваясь и нагромождаясь друг на друга.

Стихотворение В. Берестова «Весенняя сказка»:

Дружно ударились рыбы об лед.

И на реке начался ледоход.

Стихотворение С.Баруздина «Ледоход»:

Ледоход! Ледоход!

Раскололся зимний лед!

Может, это ледокол

По Москве-реке прошел?

Нет, большие ледоколы

Никогда не ходят тут.

Это от лучей веселых

Льдины скользкие бегут.

Но лучи их догоняют –

Льдины тают, исчезают

И дают простор волне.

Льдины место уступают

Солнцу, свету и весне!

Наблюдение № 13

Наблюдение за таянием снега и льда. Задание детям: определить, где снег и лед тают быстрее (на солнце или в тени). Почему утром на лужах лед, а днем он превращается в воду? Почему сосульки с солнечной стороны тают, а в тени – нет? Установить связь с температурой воздуха, используя термометр. Обратить внимание на образование луж, ручейков (игра с лодочками).

Что можно сказать о снеге? Снег что делает? (идет, падает, кружится, летает, ложиться, блестит, тает, переливается, скрипит…)

Наблюдение № 14

Продолжать наблюдение за признаками весны, за изменениями погоды. Снега почти не осталось. Почему?

Дидактическая игра «Скажи наоборот о весне» - учить подбирать антонимы к словам.

· Ранняя – поздняя

· Затяжная – дружная

· Теплая – холодная

· Веселая – грустная.

Наблюдение № 15

Наблюдение за вербой. Обратить внимание, что на вербе уже появились белые «барашки».

· Увидел на вербе пушок, - весна под шесток.

· Без вербы – не весна.

Белые овечки бегают по свечке (верба).

Наблюдение № 16

Наблюдение за деревьями. Объяснить детям, что у деревьев весной начинается сокодвижение. На участке найти дерево, у которого из трещины на коре выделяется сок, и обратить внимание на то, что возле трещины собираются насекомые – любители «сладкого». Объяснить детям, что стало тепло, и вода с растворенными веществами из почвы поднимается по стволу к почкам, они оживут и распустятся листья.

Загадка: Его весной и летом мы видели одетым.

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)

Упражнение на составление и распространение предложения.

· На опушке выросла (какая?) … сосна.

(Какая? высокая, стройная, красивая).

· У неё (какой?) … ствол.

(какой? длинный, прямой, голый).

· Только вверх растут (какие?)… ветки

(какие? Густые, пушистые, иглистые).

Наблюдение № 17

Наблюдение за одеждой людей. Как изменилась температура воздуха с приходом весны? Почему люди стали одеваться легче?

Стихотворение Ф.Льва «Весна-красна»:

На дворе весна-красна!

Чем весна-красна ясна?

Солнцем жарким, светом ярким,

Клейкой почкой, первым листочком,

Небом ясным, солнцем красным.

Наблюдение № 18

Наблюдение за почвой. Предложить детям посмотреть, какое место участка просыхает быстрее (с глинистой почвой или с песчаной). Объяснить, что глинистая почва сильнее удерживает воду и поэтому долго не сохнет, а песчаная – пропускает воду и поэтому быстро просыхает. Обратить внимание на то, что на глинистой почве растений мало, а на песчаной почве растения появляются раньше, но потом быстро засыхают.

Наблюдение № 19

Наблюдение за насекомыми. Предложить детям найти насекомых. Установить связь между прилетом птиц и появлением насекомых. Подвести детей к выводу, что апрель – это месяц, когда все просыпается в живой и неживой природе (у нас в мае).

Стихотворение «Ты сачком их не лови!»:

Насекомые хлопочут,

Наполняя жизнью сад:

Там кузнечики стрекочут,

Тут комарики звенят.

Каждый занят важным делом:

Золотистая пчела

На цветок душистый села,

Сок медовый собрала.

Вот в кустах возле тропинки

Деловитый муравей,

Уцепившись за травинку,

Доит усиками тлей.

Ты не трогай их, не надо,

Ты сачком их не лови!

Пусть живут с тобою рядом

Мотыльки и муравьи.

Наблюдение № 20

Наблюдение за опавшими листьями после таяния снега. Вспомнить, какими они были осенью, сравнить, отметить изменения. Объяснить детям, что все ценные питательные вещества, которые были в листьях, вернулись обратно в землю. Корни деревьев добывают пищу, и дерево растет.

Наблюдение № 21

Наблюдение за почками тополя. Обратить внимание на то, что они крупнее по сравнению с березой.

Стихотворение В.Товаркова «Первые листья»:

На могучем тополе

Дружно почки лопнули.

А из каждой почки

Вылезли листочки –

Развернули трубочки,

Распушили юбочки,

Оглянулись, улыбнулись

И сказали: «Мы проснулись!»

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» - упражнять в подборе глаголов.

Что делают почки весной? (наливаются, набухают, лопаются, развертываются в зеленые листья, растут, раскрываются, из почек появляются первые листочки – нежные, зеленые, душистые, пахучие…)

Наблюдение № 22

Наблюдение за тенью. В солнечный день обратить внимание детей на темное пятно тени, которое постоянно следует за ними. Откуда оно? Где еще есть такие темные пятна? (Найти как можно больше). На что похожи тени детей? Предложить детям попробовать догнать свою тень. Почему это невозможно? А можно ли догнать чужую тень? Как это сделать?

Пословица: От высокого дерева и тень большая.

Загадка: Она туда, куда и ты,

Ни пить, ни есть не просит.

Но так боится темноты,

Что тут тебя и бросит (тень).

Наблюдение № 23

Наблюдение за дождем. Учить видеть связь между весенним теплым дождем и пробуждением живой природы: мелкие листочки становятся крупнее, подрастает молодая травка, начинают цвести одуванчики, появляются дождевые черви. Объяснить, почему они появляются.

Загадка: Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (дождь)

Наблюдение № 24

Наблюдение за облаками. Облака не могут быть похожи друг на друга, они постоянно изменяют свою форму. Предложить рассмотреть облака и сказать, на что они похожи.

Пальчиковая игра «Облако»:

Беленькое облако Округленные руки перед собой, пальцы в за-

Поднялось над крышей. Не расцепляя рук, поднять их над головой.

Устремилось облако Выпрямить руки.

Выше, выше, выше. Потянуться руками вверх.

Ветер это облако Плавные покачивания руками над головой из

стороны в сторону.

Зацепил за кручу. Сцепить руки кончиками пальцев над головой.

Превратилось облако Руками описать через стороны вниз большой

В дождевую тучу. круг и опустить. Присесть.

Наблюдение № 25

Наблюдение за солнцем. Уточнить, когда солнце греет сильнее: утром, днем или вечером. С этой целью вынести металлические предметы на утреннюю и вечернюю прогулки, понаблюдать, какие предметы сильнее нагреются – темные или светлые. Подвести детей к выводу, что почва темного цвета, она удерживает тепло.

Загадка: Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит? (солнце).

Наблюдение № 26

Наблюдение за деревьями. Солнце – это источник тепла. Разные деревья по разному относятся к значениям температуры. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. От количества тепла зависит и начало появления листьев.

Наблюдение № 27

Наблюдение за распусканием листьев на деревьях и кустарниках. Отметить, что распускаются листья не одновременно на разных растениях. Первыми распускают листья ольха, осина, а затем береза. На распускание листьев требуется много питательных веществ. Эти питательные вещества поступают к почкам из корней по стеблю.

Загадка: Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек (дерево).

Наблюдение № 28

Наблюдение за растениями. Выявлять признаки пробуждения растений (набухание почек). Учить узнавать растения по почкам. Цветение березы – сережки. При наблюдении за цветением березы уточнить знания детей о том, что сережки – это цветы.

Стихотворение А.Прокофьева «Береза»:

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю её, нарядную,

Родную, ненаглядную,

То яркую, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками

Под ветром низко клонится

И гнется – но не ломится!

Наблюдение № 29

Наблюдение за грозой. Обратить внимание на изменения в природе перед грозой. Понаблюдать, что происходит раньше – гремит гром или сверкает молния и почему. Обсудить с детьми, что общего и чем отличается грозовой ливень от других видов дождей (кратковременный, затяжной, моросящий, грибной). Вспомнить правила поведения во время грозы.

Загадка: Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

И сады и огороды

Всей округи полила. (Гроза)

Наблюдение № 30

Наблюдение за одуванчиком (стадии роста, цветения и образования семян). Сравнить величину стебля на солнце и в тени, обсудить влияние тепла и света на рост растений. У одуванчика утром венчики цветов раскрываются, а вечером вновь закрываются. Наблюдения зарисовать.

Загадка: На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки. (Одуванчик)

Наблюдение № 31

Наблюдение за растениями. Понаблюдать за цветением березы: обратить внимание, что сережки разные по цвету, одни – зеленые, а другие – буроватые. Взять сережки в руки – на руках останется пыльца. Обсудить с детьми, для чего березе нужна пыльца.

Загадка: Летом цветет,

Зимой греет,

Настанет весна –

Потечет слеза (береза).

Наблюдение № 32

Наблюдение за землей и почвой. Почва растениям – деревьям, кустарникам, травам и цветам – необходима, потому что именно из нее все они получают свою пищу – влагу и питательные вещества. А что произойдет с почвой, если будет очень жарко и сухо? Как это повлияет на растения? Какой становится почва, когда идет дождь или мы поливаемее из лейки? Зачем нужно рыхлить почву? Кто, кроме человека, рыхлит ее?

Стихотворение «Часть родной земли»:

Весною буйно все растет,

Деревья расцвели!

Когда придешь на огород,

Возьми комок земли.

Смотри – он теплый, он – живой,

Пропитан влагой дождевой.

В нем корешки цветов живут,

Он червякам дает приют,

В нем влага, воздух, перегной…

Он часть твоей земли родной!

Наблюдение № 33

Наблюдение за жизнью зимующих птиц весной. Чем отличается жизнь птиц весной от жизни их осенью и зимой? (теперь они реже прилетают к кормушке).

Стихотворение О.Г.Зыковой «Синицы»:

Ох, и хитрые же птицы,

Желтогрудые синицы.

Только лишь в большую стужу

Эти птицы с дятлом дружат.

Ну, а летом все синицы

Сами могут прокормиться.

Наблюдение № 34

Наблюдение за лиственницей. Лиственница – самое многочисленное дерево России. Лиственничные леса занимают у нас самые большие площади. Отметить, что крона и ствол дерева напоминают по форме конус. Сейчас из почек появились пучки нежных, молодых хвоинок с особым ароматом. Её светло-зеленые хвоинки, в отличие от других хвойных пород, осенью желтеют и опадают. Вместе с хвоей появились маленькие, изящные, красные шишечки.

· Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.

· Похожа на ёлку, но мягкие иголки.

Зимой раздевается,

Весной одевается. (Лиственница)

Упражнение «Составь предложение» - упражнять детей в использовании многозначных слов в собственной речи (шишка, иголки).

Наблюдение № 35

Наблюдение за тенью. Выяснить, меняются ли очертания и размеры теней в течение дня? Для этого, очертить палочкой на песке или на асфальте тень дерева или другого неподвижного объекта во время утренней прогулки , а затем вечером. Сравнить положения тени в разное время суток.

Загадка: От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит… (тень)

Наблюдение № 36

Предложить послушать звуки кукушки. В отличие от других птиц, кукушка не вьет весной гнезда для высиживания яиц. Она подкладывает свои яйца в гнезда других птиц.

Стихотворение О.Г.Зыковой «Кукушка»:

О птицах не вспоминаю,

Все летаю и летаю,

Посижу я на суку,

Покричу – ку-ку, ку-ку.

И в чужие гнезда яйца

Отложу я без стыда,

Потому, что я – кукушка

Своего не вью гнезда.

Я кричу ку-ку, ку-ку,

Клюв не раскрывая.

Посмотрите на меня,

Я одна такая!

Загадка: Мать-отца не знаю,

Но часто называю,

Детей знать не буду –

Чужим сбуду (Кукушка).

Наблюдение № 37

Наблюдение за трудом взрослых в огороде. Помочь ребенку запомнить огородный инвентарь, понимать его назначение.

Дидактическая игра «Для чего?»:

Ведущий задает вопросы, дети по очереди отвечают. За ответ – фишка. Победитель тот, кто набрал больше фишек.

· Какие орудия труда огородника ты знаешь?

· Для чего люди выдумали лопату, грабли, тяпку, лейку?


Шугаева Елена Егоровна

Наблюдения на прогулке в подготовительной группе весной - это целая тема, которая является уже долгое время обязательной в детских садах. Тематические вылазки на природу с детьми для изучения окружающего мира - вот то, что так интересно и полезно для ребят. В любом возрасте, необязательно непосредственно перед школой. Такой подход помогает развиваться, а также пробуждает в детях любознательность. Кроме того, претерпевает огромные изменения, происходящие с наступлением теплой погоды. Мир буквально расцветает. Все это помогает развиваться малышам. Более того, весенние явления способны завлечь ребенка. Никакого принуждения или уговоров - малыши сами потянутся к получению новых знаний от матери-природы. Информация будет усваиваться при помощи наглядных примеров, а это, как известно, благоприятно сказывается на развитии. Так какие можно сделать наблюдения на прогулке в подготовительной группе весной? И какого плана следует провести обобщающие уроки на эту тему?

Цели и задачи

Разумеется, у каждого занятия должны быть свои собственные цели. И наблюдение на прогулке весной тоже преследует определенные задачи. Так, к примеру, пренебрегать подобного рода занятиями не стоит. Ведь для малышей даже в подготовительных группах важно, чтобы информация поступала в интересной для них, игровой форме . А наглядные примеры, которые демонстрирует природа весной во всей красе, - вот то, что так нужно для успешного обучения.

В ходе прогулок дети не только развлекаются. Они еще и учатся изучать окружающий мир , анализировать происходящее, строить логические цепочки следствий (пришла весна - почки на деревьях появились). Все это очень важно для детского развития. Тем более что прогулки на свежем воздухе еще и полезны для здоровья.

Также дети учатся обсуждать то, что происходит вокруг них. Не просто анализировать, а еще и выражать свое мнение. Это очень важно. оставляет яркие впечатления, которые после малыши смогут выразить и запомнить куда лучше, чем какие-то образные, абстрактные объяснения воспитателей.

Погода

Итак, какие наблюдения на прогулке в подготовительной группе весной можно сделать с детьми разных возрастов? Честно признаться, они всегда одинаковы. Главное - просто заинтересовывать малышей, акцентировать их внимание на определенных моментах, которые происходят с окружающим миром.

Например, первое и самое очевидное - это погодные изменения. Окружающий мир, конечно же, начинает буквально расцветать. А погода становится более теплой, мягкой, приятной. Солнце уже пригревает, температура на улице не такая низкая. Если вы устраивали с детьми какие-то зимние прогулки , самое время сравнить погоду зимой и весной. Пусть малыши посмотрят, что происходит, а также опишут изменения, которые они смогли сделать.

Птицы

Следующая особенность, которую придется объяснить, а не только показать, - это прилет птиц. Скорее всего, весной или зимой вы уже обсуждали перелеты, которые совершают пернатые с наступлением холодов. Наблюдение на прогулке (младшая группа это или другая - неважно) должно было подчеркнуть, что птиц в прохладу меньше. Кто-то вовсе улетает, а кто-то остается.

А весной не только погода терпит какие-то изменения. Еще и птицы прилетают. Скорее всего, перелет увидеть не получится. А вот новых птичек на деревьях - запросто. Покажите детям, что с наступлением теплой поры окружающий мир оживает. Птицы возвращаются из теплых стран домой. И теперь они будут жить здесь до новых холодов. Если удастся увидеть аистов, расскажите о них детям. Эти птицы символизируют в какой-то степени весну. Да и вообще старайтесь рассказывать обо всех перелетных пернатых, которые встречаются вам на прогулке.

Вода

Рядом с садом есть водоем? Тогда старшая группа (наблюдение на прогулке в этом возрасте должно быть крайне информативным, но в то же время увлекательным) заостряет внимание на изменениях воды. Зимой водоемы были покрыты льдом. А теперь, мир буквально просыпается. Погода становится теплее, птички возвращаются из теплых стран, а вода тает.

Появляются паводки и ручейки. В некоторых случаях нужно объяснить детям, что много снега и льда порождают иногда наводнения. Но происходит это не так часто. Да и весеннее таяние льда не так опасно, как кажется. Чаще всего оно безопасное, даже полезное для природы и окружающего мира.

Растения

Конечно же, прогулка-наблюдение (вторая младшая группа или старшая - это не так важно) в обязательном порядке должна в весеннее время подчеркивать основные изменения природы. Нельзя забывать о том, что растения иллюстрируют самые большие отличия времен года друг от друга.

Пусть дети посмотрят, как по сравнению с осенью и зимой изменяется окружающий мир и его растительность весной. Трава зеленеет, где-то начинают распускаться цветы, на деревьях появляются почки. Все это очень важно для детей. И в качестве изучения окружающего мира, и для общего развития.

Цветы

О весенних цветочках тоже не нужно забывать. Скорее всего, придется просто рассказывать, что в данный период, когда природа и окружающий мир просыпаются от зимней спячки, цветы начинают распускаться. Если удастся, покажите тюльпаны, а также не забудьте рассказать о первых вестниках весны.

О чем? О подснежниках! Очень часто наблюдение на прогулке (подготовительная группа уже в состоянии в полной мере усвоить такую информацию) подразумевает поиск и рассказ о первых цветах, которые появляются после зимы, с первыми теплыми лучами солнца. Отыскать их, как правило, не так трудно. Пусть дети посмотрят на цветы, запомнят их. Ведь весна ассоциируется именно с цветами и зеленью, с чем-то теплым и приятным. Все вокруг буквально расцветает на глазах. Объясните это малышам.

Животные и насекомые

Далее стоит посмотреть на животный мир. Хорошо, если наблюдения на прогулке в подготовительной группе весной будут включать наглядный пример пробуждения животных от спячки, а также их изменения. Например, некоторые выбирает в качестве развивающего занятия визит в зоопарк. Там видно, что животные пробуждаются от зимних спячек, а также меняют свой зимний окрас на обычный, весенний.

Обо всем этом, скорее всего, придется рассказывать на словах, пока дети гуляют и изучают окружающий их мир. Также подчеркните, что все живые существа начинают просыпаться. Даже насекомые. К слову, в особо теплую погоду можно увидеть бабочек, божьих коровок, а также различных букашек-таракашек, которые отсуствовали зимой. Все это крайне интересно детям в любом возрасте.

Отличительные черты

Прогулка-наблюдение в детском саду все равно рано или поздно подойдет к концу. В такие моменты придется подводить итоги полученной информации. Желательно, кстати говоря, выбираться на подобные исследовательские занятия как можно чаще. Дети с огромным удовольствием будут изучать особенности каждого времени года на наглядном примере, да еще и на свежем воздухе. Практика и наблюдения всегда лучше голой теории.

Обсудите с детьми, какие отличительные особенности есть у весны. Точно так же, как это делалось и осенью, и зимой. Пусть малыши сами подведут итоги прогулок. Сравните зиму и весну. Это поможет ребятам понять особенности времен года. Очень полезная информация, которая формирует представление об окружающем мире. И неважно, в какой период было проведено наблюдение-прогулка: 2 младшая группа или уже старшая. Итог будет один - получение знаний об изменениях природы и окружающего мира с наступлением тепла.

ИЗО

Что ж, теперь, когда вы с детьми обсудили основные изменения природы, можно и даже нужно подвести итоговое занятие. Желательно, чтобы это было изобразительное искусство. Именно такая форма помогает развитию детей в полной мере. И интересно, и полезно.

Наблюдение в подготовительной группе (и не только в этом возрасте, но и в любом другом) должно быть подытожено занятием по ИЗО. В любой форме, которую только предпочтут дети. Чаще всего это рисование.

Подготовьте весь инвентарь, который может пригодиться: бумагу, карандаши, кисти, краски, фломастеры, воду. А дальше предложите детям нарисовать весну. То, что они видели на прогулке, либо как они представляют себе наступление весеннего периода. Также можно предложить изобразить две картинки - зиму и весну. Тоже очень хороший вариант. А затем пусть каждый ребенок объяснит, чем отличаются эти два времени года друг от друга. И интересно, и полезно, и нетрудно. Помогите, если у детей возникают какие-то трудности с объяснениями.

В конце концов, можно сделать выставку рисунков. Пусть дети покажут родителям, чему их научило наблюдение на прогулке в подготовительной группе весной. Ведь некоторым куда проще рассказать о полученной информации близким людям. Да и похвастаться успехами тоже все дети любят.

Аппликации

Еще один вариант подведения итогов о полученной информации - это составление аппликаций на весеннюю тематику. Тут уже лучше, чтобы воспитатель сам придумал какую-то конкретную тему. Например, посвященную природе или погоде. Либо предоставьте детям полную свободу в данном вопросе - пусть они при помощи цветной бумаги, а также клея и пластилина с картоном изобразят то, что увидели во время прогулки. Либо, как и в прошлом случае, покажут, как именно они представляют себе весну. И расскажут о полученной информации.

В конце занятия опять же проводится выставка детских работ. Можно провести также открытое занятие на тему весны. Пусть дети не только покажут свои творения, но и расскажут родителям о том, как прошел день на прогулке, что нового они узнали для себя, как меняется природа весной.

Выводы

Какой итог можно сделать из всего вышесказанного? Весенние прогулки для детей в детском саду очень важны. Малыши обучаются куда лучше, когда они заняты чем-то интересным, а также видят наглядные примеры всего происходящего. Прогулка - лучшая форма изучения окружающего мира.

В конце каждой темы нужно делать обобщение. Желательно, чтобы это было тоже в какой-то интересной для детей форме. Главное - старайтесь рассказать об изменениях окружающего мира так, чтобы дети были заинтересованы этим процессом. В любом случае прогулка-наблюдение на долгое время отложится в памяти у детей. Это поможет им развиваться и складывать точное представление об окружающем мире. Наблюдения на прогулке (младшая группа, возможно, не сумеет в полной мере оценить изменения, происходящие в природе, но, несомненно, малышам будет все интересно) - это то, что помогает детям получать нужные знания об окружающей среде в интересной для них форме. Пренебрегать данными занятиями ни в коем случае нельзя.

Вчера мы с детьми решили немного отдохнуть и прогуляться. Прогулка -это отличный способ провести время с ребенком.

Можно оглянуться вокруг, рассмотреть изменения в природе, полюбоваться красотой.Благодаря прогулкам можно воспитать в ребенке умного наблюдателя. Прогулка должна восприниматься как праздник!

Весне радуется все живое. Целью нашей прогулки было: наблюдать, какие изменения произошли вокруг. Отметить, какая выросла травка, рассмотреть почки на деревьях и маленькие листочки, найти весенние цветы и полюбоваться ими. А также понаблюдать за птицами и их поведением.

Наблюдения в природе весной

Солнце . Отметить, какое солнышко весной. Оно стало ярче и согревает землю больше. Светит ослепительно и день стал длиннее.

Воздух. Воздух пахнет весной. Еще бывает прохладно и даже холодно, особенно утром.Спросила Юлю, чем пахнет воздух. Она ответила: шашлыками. Совсем »весенние » запахи.

Небо. Ярко-голубое, красивое. А зимой было серым и унылым. На небе можно увидеть облака. Они называются кучевые, т. к.держатся кучкой.Когда дует ветер, облака бегут быстрее.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка.

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Рассмотрели небо, облака, солнышко. Потом обратили внимание, что уже появилась молоденькая травка. Зеленая, шелковая.»Травка-муравка со сна поднялась».Травка растет повсюду!

Увидели на травке фиалки. Нежные, красивые. Просто ковром усыпали землю. Они спешат отцвести, пока солнечные лучи пробиваются сквозь деревья, на которых только начинают распускаться листочки. Поэтому такие цветы называются ранневесенние.

Еще увидели другие цветы-нарциссы, ранние тюльпаны. Юля сказала, что еще весной цветут подснежники, гусиный лук, одуванчики, лилии, мать-и-мачеха, анютины глазки.

Мы в другой раз подробнее расскажем о весенних цветах.

Деревья. Весне радуется все живое. Все пробивается. растет. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, березы. Березка одела сережки, такая нарядная стала-красавица! И уже появились маленькие клейкие листочки. У каштана только недавно были большие почки, а уже видны листочки. Как быстро природа изменяется весной!


На ветках -

Плотные комочки.

В них дремлют

Клейкие листочки.(Почки)

У тополя почки длинные, клейкие, душистые. А еще мы полюбовались фруктовыми деревьями. У нас уже расцвела вишня, слива, абрикос. Вокруг деревьев уже роем летают насекомые.. А запах! Чуть позже все деревья наденут белый наряд и будут стоять как невесты.


Обратили внимание на одежду людей. Они сняли теплые шапки, пальто, сапоги и надели куртки и туфли. Но совсем раздеваться еще рано. Погода очень изменчивая, можно заболеть!

По утрам еще холодно и могут быть даже заморозки.

Птицы. Посмотрели,как воробьи весело щебечут, прыгают. А зимой сидели, нахохлившись.Поговорили о птицах. Перелетные птицы уже возвращаются домой. А почему? Потому что появился корм для них-насекомые и другой.

Труд людей. Люди весной много трудятся. Сажают деревья, цветы. чтобы было красиво. У на посадили целую аллею молодых деревьев. Когда молодые липки вырастут, то будет много тени.Только надо беречь саженцы, не ломать. Недавно тоже высадили деревья. а какие-то молодые люди, ночью, просто шли и все подряд ломали. Это целая аллея деревьв. как было больно смотреть на это варварство! В этом году снова посадили.

Мы посадили березы и клены-

Будет город нарядный, зеленый.

Тополя мы посадили рядами-

Станут площади наши садами.

Насекомые. Обратили внимание на прогулке, что появилось много насекомых, которые роем летают: мухи, шмели, пчелы.

Поиграли в игру »Летит-летит…»

Надо быстро отвечать на вопросы, не задумываясь.(да или нет).

Любой ребенок точно знает,

Кто по воздуху летает.

Поскорее дай ответ:

Кто летает, а кто-нет.

Летит-летит самолет?..

Летит-летит бутерброд?..

Летит-летит лисица?

Летит-летит-синица?…

Летит-летит-ворона?

Летит-летит корона?…

Летит-летит птичка?

Летит-летит- косичка?…

Летит-летит папа?…

Летит-летит-шляпа?..


Потом еще поиграли в игру »Угадай, какое время года.»

Отгадай загадку-когда это бывает.

Снег на полях, лед на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает? (Весной)

Зазвенели ручьи. прилетели грачи,

В улей пчела первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)

Солнце печет, липа цветет.

Рожь поспевает, когда это бывает? (Лето)

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят-летят. летят…

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Осенью)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю. »Купаться»-приглашаю

И любите за это вы меня. Я…(Лето)


Вот такая у нас была прогулка. Погуляли, посмотрели, как обновилась природа, какие изменения произошли. Но Юле я сказала, что у нас в Молдавии тепло, а в других местах, например, на севере, еще может лежать снег и только начинает таять. Весна начинается у всех по-разному.

Но все равно можно с детьми гулять и наблюдать за весной, за тем, как все оживает. Пусть ваши дети видят прекрасное вокруг себя. И побольше эмоций! Радуйтесь вместе с ними каждому новому листику, цветочку, увиденной птичке. Дети вырастут неравнодушными и добрыми. А это очень важно!

Консультация для родителей:

Вот и наступила весна. Солнце с каждым днём пригревает все сильнее. Весна - это самое полезное и приятное время года для прогулок с детьми. Прогулки на свежем воздухе - это всегда интересное и полезное занятие.

Прогулка - это отличный способ провести время с ребенком. Можно оглянуться вокруг, рассмотреть изменения в природе, полюбоваться красотой. Благодаря прогулкам можно воспитать в ребенке умного наблюдателя. Пройдитесь с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листья, трава, закрепите названия весенних цветов. Понаблюдайте за птицами.

Весной наблюдать за природой намного интереснее, чем зимой.

Отправляясь на прогулку придумайте , чем вы сегодня займетесь с ребенком. Например, можно пойти покормить птичек. Предложите ребёнку самому собрать угощения для птиц. На прогулке понаблюдайте за характером птиц, обратите внимание на то, что некоторые птицы очень бойкие, другие боятся подойти к корму. Сравните воробья с синичкой, пусть ребенок сам скажет вам отличия. Ведь то что вы рассказываете, он видит сам. Все яркие образы надолго запомнится ребенка.

Пройдитесь по тропинкам двора и смотрите, как все изменяется. Можно вместе сделать "шумелки", сложив в баночку разные веточки и камушки, и погреметь ими. Расскажите ребёнку , что весной солнышко встает рано, а вечером дольше светло. Солнце стало греть намного сильнее, и на пригорках появились проталинки, кругом лужи, журчат ручейки.

Если вы возьмете с собой лопатку, то сможете проделать протоки и показать ребёнку , как меняет направления ручей. Можно сделать кораблики и пускать их по ручейку, наблюдая куда они поплывут. Пожелайте корабликам счастливого пути.

Учите ребенка наблюдать и сравнивать, что было вчера на этом месте, что сегодня изменилось.

Выберите для сравнения какой-нибудь объект на улице и наблюдайте за его изменением каждый день. Например, обратите внимание малыша на весенней прогулке, что сегодня на газоне еще лежит снег, а завтра там уже просто мокрая земля, через несколько дней здесь можно будет увидеть первую травку, а затем уже и яркие цветы.

При таком общении у ребенка расширяется словарный запас и развивается активная речь.

Больше ходите пешком. Во время ходьбы у человека задействованы практически все мышцы тела, особенно хорошо работают мышцы руки, спины, таза и ног. Кроме того, прогулки важны для здоровья. Ходьба прекрасно активизирует жизненные процессы в организме. Добавьте к постоянным прогулкам детские игры. Весенние прогулки не стоит отменять даже в том случае, если погода не радует солнышком.

Вот что можно наблюдать на прогулке !

:

ОБЛАКАМИ, НЕБОМ .

ВЕТРОМ (обратить внимание на силу ветра, рассмотреть как качаются ветки деревьев)

СОЛНЦЕМ .

КАПЕЛЬЮ, ТАЯНИЕМ СНЕГА.

Наблюдения за живой природой :

Птицами (рассмотреть птиц, назвать размер, цвет, чем питается.

ДЕРЕВЬЯМИ и КУСТАРНИКАМИ (назвать ствол, ветки, корни…

ЖИВОТНЫМИ

НАСЕКОМЫМИ.

Наблюдать за природой – это очень интересное и познавательное занятие. Оно формирует у детей знания о природе, бережное отношение к ней. В процессе наблюдения дети учатся различать формы, величины, цвета. При наблюдении за живыми существами (насекомыми, птицами, зверьми), дети познают характер движения и звуки. В ходе данных наблюдений у детей развиваются такие качества, как сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы.

Гуляйте с удовольствием!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

Весенние наблюдения в природе весной во время прогулок. Старший дошкольный возраст.

Вот и наступила весна. Солнце с каждым днём пригревает все сильнее. Весна - это самое полезное и приятное время года для прогулок с детьми. Прогулки на свежем воздухе - это всегда интересное и полезное занятие.

Прогулка - это отличный способ провести время с ребенком. Можно оглянуться вокруг, рассмотреть изменения в природе, полюбоваться красотой. Благодаря прогулкам можно воспитать в ребенке умного наблюдателя. Пройдитесь с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листья, трава, закрепите названия весенних цветов. Понаблюдайте за птицами.

Весной наблюдать за природой намного интереснее, чем зимой.

Отправляясь на прогулку придумайте , чем вы сегодня займетесь с ребенком. Например, можно пойти покормить птичек. Предложите ребёнку самому собрать угощения для птиц. На прогулке понаблюдайте за характером птиц, обратите внимание на то, что некоторые птицы очень бойкие, другие боятся подойти к корму. Сравните воробья с синичкой, пусть ребенок сам скажет вам отличия. Ведь то что вы рассказываете, он видит сам. Все яркие образы надолго запомнится ребенка.

Пройдитесь по тропинкам двора и смотрите, как все изменяется. Можно вместе сделать "шумелки", сложив в баночку разные веточки и камушки, и погреметь ими. Расскажите ребёнку , что весной солнышко встает рано, а вечером дольше светло. Солнце стало греть намного сильнее, и на пригорках появились проталинки, кругом лужи, журчат ручейки.

Если вы возьмете с собой лопатку, то сможете проделать протоки и показать ребёнку , как меняет направления ручей. Можно сделать кораблики и пускать их по ручейку, наблюдая куда они поплывут. Пожелайте корабликам счастливого пути.

Учите ребенка наблюдать и сравнивать, что было вчера на этом месте, что сегодня изменилось.

Выберите для сравнения какой-нибудь объект на улице и наблюдайте за его изменением каждый день. Например, обратите внимание малыша на весенней прогулке, что сегодня на газоне еще лежит снег, а завтра там уже просто мокрая земля, через несколько дней здесь можно будет увидеть первую травку, а затем уже и яркие цветы.

При таком общении у ребенка расширяется словарный запас и развивается активная речь.

Больше ходите пешком. Во время ходьбы у человека задействованы практически все мышцы тела, особенно хорошо работают мышцы руки, спины, таза и ног. Кроме того, прогулки важны для здоровья. Ходьба прекрасно активизирует жизненные процессы в организме. Добавьте к постоянным прогулкам детские игры. Весенние прогулки не стоит отменять даже в том случае, если погода не радует солнышком.

Вот что можно наблюдать на прогулке !

Наблюдения за неживой природой :

ОБЛАКАМИ, НЕБОМ (рассмотреть, полюбоваться весенним небом, назвать цвет) .

ВЕТРОМ (обратить внимание на силу ветра, рассмотреть как качаются ветки деревьев)

СОЛНЦЕМ (рассказать что оно греет, назвать цвет, форму) .

КАПЕЛЬЮ, ТАЯНИЕМ СНЕГА.

ЛУЖАМИ.

Наблюдения за живой природой :

Птицами (рассмотреть птиц, назвать размер, цвет, чем питается.

ДЕРЕВЬЯМИ и КУСТАРНИКАМИ (назвать ствол, ветки, корни…

ЖИВОТНЫМИ (рассматривать внешний вид, чем питаются, какую приносят по льду)

НАСЕКОМЫМИ.

Наблюдать за природой – это очень интересное и познавательное занятие. Оно формирует у детей знания о природе, бережное отношение к ней. В процессе наблюдения дети учатся различать формы, величины, цвета. При наблюдении за живыми существами (насекомыми, птицами, зверьми), дети познают характер движения и звуки. В ходе данных наблюдений у детей развиваются такие качества, как сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы.

Гуляйте с удовольствием!


Наблюдения в природе - это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наблюдения на прогулке весной.

Составила воспитатель Мочалова Светлана Анатольевна.

Наблюдения в природе - это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт.

Весна - Переходный сезон, когда заметно увеличение светового дня, повышается температура окружающей среды и активизируется природная деятельность живых существ и растений. Весна по календарю начинается 1 марта. Но астрономическая весна привязана совсем к другому числу - это число 20 марта - день весеннего равноденствия. А вот метеорологи начинают отсчет весны с устойчивого перехода среднесуточной температуры через отметку 0 градусов.

Предвесенье. Начало весны.

Весна начинается с прилета грачей. Они прилетают, когда снег уже интенсивно тает. Этот период, называемый предвесеньем, длиться до завершения таяния снега. В это время еще возможны уступки зиме - среднесуточная температура может опуститься ниже нулевой отметки.

Настоящая весна.

Настоящая весна наступает, когда весь снег растает. Природа пробуждается, начинает наливаться изумрудным блеском трава, на деревьях набухают и распускаются почки, радуя нас первыми нежно зелеными листочками. Заканчивается этот период как правило последними возвратными холодами, которые приходят во время цветения черемухи, после этого наступает предлетье (пролетье) .

Предлетье.

Предлетье наступает сразу после "Черемуховых холодов".

Март – холодный - год хлебородный.

Прогулка - это отличный способ провести время с ребенком. Можно оглянуться вокруг, рассмотреть изменения в природе, полюбоваться красотой. Благодаря прогулкам можно воспитать в ребенке умного наблюдателя. Прогулка должна восприниматься как праздник! Весне радуется все живое.

Мы наблюдаем за следующими явлениями:

1. Наблюдение за сугробами. Обратить внимание как сугробы, переливаясь блестят на солнце. Снять с сугроба ледяную корочку, потрогать рыхлый снег под ней. Можно вылепить с детьми зайчиков, птиц и расставить на сугробах. Посмотреть, что будет с ними вечером.

2. Наблюдение за сосульками. Рассмотреть сосульки, что висят на крышах домов. Проследить в какое время дня с них начинает капать. Послушать, как они падают днем и разбиваются в дребезги. Спросить у детей, почему они падают днем.

3. Наблюдение за птицами. Посмотреть, как интересно купаются голуби, а потом сушатся лежа на боку. Посмотреть, как голуби и воробьи что – то старательно выискивают и клюют под скамейками. Спросить у детей, чем покрыты птицы, назвать части тела.

4. Наблюдение за синицами, как они оживленно прыгают по веткам яблони, засовывая тонкий клюв во все трещины на дереве. В начале марта надо повесить домики, тогда они поселятся на участке и будут уничтожать вредных насекомых.

5. Наблюдение за ивой. Отметить, что все более пушистыми становятся ее серебристые почки. Можно срезать веточку и поставить в воду. Сравнить, где скорее распускаются почки: на улице или в комнате. Почему? Как меняется их вид.

6. Наблюдение за осиной. В конце марта ее почки заметно увеличиваются, слоистые чешуйки блестят на солнце, как лакированные. Если срезать ветку осины, то в комнате она уже через несколько дней зацветет.

7. Наблюдение за божьей коровкой. Поручить детям собрать несколько божьих коровок и посадить на молодые побеги цветущих корнеплодов. Весной на этих растениях всегда можно обнаружить тлю. Дети увидят, как божьи коровки примутся за уничтожение тли.

8. В теплый мартовский вечер обратите внимание детей на рой мелких комариков-толкунов, которые часто кружатся над головой. Они вреда не приносят. Есть народная примета: комарики толкутся перед теплым днем.

9. Показать детям порхающую нарядную бабочку-крапивницу. Сказать, что бабочки зимовали где-нибудь в щелях забора или дуплах, а теперь, согретые солнцем, вылетели на волю.

10. Иногда под деревьями удается увидеть проснувшуюся после зимней спячки лягушку . Стоя тихо, дети увидят, как запрыгает серый комочек под цвет прелых листьев и скроется в каком-нибудь углублении. Рассказать о пользе лягушек и о необходимости бережно относиться к ним.

Апрель – месяц солнца и воды, первого цветения трав и кустарников.

1. Проследить за появлением зеленой травки на проталинках, вырезать кусочек дерна с клевером, поставить на тарелочку и прикрыть влажным песком. Клевер зацветет гораздо быстрее, чем на улице.

2. В апреле можно показать, как цветут деревья. Обратить внимание детей на разнообразные оттенки цветущих деревьев и кустарников. Учить различать породу деревьев по окраске коры.

3. Рассмотреть куст желтой акации. Вспомнить, что зимой она была серой, невзрачной, с комочками и шелушащейся корой. А теперь ее ветки посвежели, стали упругие, будто клочки ваты прилипли к ним. Это почки, скрывающиеся под белым пухом.

4. Посмотреть на сирень. Мало на ней крупных почек, значит, будет мало цветов. Почему вокруг куста много тонких прутьев, которые отнимают у сирени питание. Земля утоптана, надо перекопать и добавить удобрения, полить, срезать слабые побеги.

5. Наблюдение за трудом взрослых. Обратить внимание детей на работу взрослых. Показать, как они заботятся о деревьях, перекапывают и рыхлят землю, удобряют, обрезают сухие ветки, белят стволы.

6. Наблюдение за гнездами грачей. Прислушаться. Совсем тихо. Кое-где из гнезда торчит хвост птицы. Объяснить почему замолчали грачи (потому, что они сидят на яйцах - выводят птенцов) .

7. В парке или в лесу послушать пение птиц. Это поют зяблики. Птицы с красноватыми грудками и двумя белыми полосками на крыльях.

8. Наблюдение за муравьями. Проследить куда они ползут, что несут. Положить им на дороге сахар, хлеб. Заметить, что они будут есть, быстро ли съедят.

9. Наблюдение за дождевым червем. После дождя дети могут увидеть на дороге дождевого червя. Спросить, как он передвигается. Рассказать о значении червей.

10. Наблюдение за цветами. Найти кустик маргариток, выкопать его, разделить и посадить на новое место. Дети наблюдают, как они примутся и зацветут. Обратить внимание на бутоны маргаритки, какого они цвета.

Май – месяц птичьих песен.

1. Наблюдение за поливом песка в песочном дворике. Почему не видно воды? Можно ли узнать где она? Раскопать песок и посмотреть (песок впитывает воду). Чем глубже копать, тем песок становится более влажным: вода ушла на дно ящика.

2. наблюдение за солнцем. Отметить места, которые остаются в тени. Проследить, когда будет там солнце – в середине дня или вечером. Освещены ли огород, цветник? Хорошо ли это? И почему?

3. Установить с детьми, что путь солнца стал еще длиннее, что день прибавился (можно раньше кормить птиц, вечером дольше играть на улице)

4. Наблюдение за комарами. В прудах, весенних лужах, в кадках с застоявшейся водой можно увидеть крошечные плотики из комаринных яичек. Приучать детей узнавать приближение комариков и отгонять их. Загадать загадку: «Не птица, а нос как спица».

5. Наблюдение за тополем. В конце мая на молодых ветках тополя попадаются листья, свернутые в трубочку. Это гнездо жучка-трубоверта, листочки опадают на землю, окукливаются, превращаясь в жуков.

6. Наблюдение за майским жуком. Посмотреть, как они тяжело летают, гулко ударяясь о предметы, встречающиеся на пути и падают на землю. Тело у жуков коричневое, крылья сильные. Майские жуки вредители, поедают листья березы, корни, молодые побеги.

7. Наблюдение за кустарником шиповника. Рассмотреть, как красиво зацвели бутоны – это самый красивый кустарник весны, имеет розоватые ароматные цветы, над цветами много пчел, бабочек. У шиповника есть шипы – иглы.

8. Наблюдение за стрижами. Стриж быстро проносится над головой, его трудно разглядеть. Перед дождем он летает низко и дети легко рассмотрят его окраску. Научить детей различать силуэт стрижа в воздухе по крыльям, изогнутым назад острым серпом.

9. Наблюдение за ласточками. Ласточки прилетают вместе со стрижами. Спросить у детей, где и как, из чего они строят себе гнезда. Послушать щебетание ласточки. Прочитать стихотворение Майкова «Ласточка».

10. Наблюдение за клумбой с цветами. Рассмотреть, что на клумбе стоит высокая зелень, это пионы – пышные, красивые, душистые цветы, Раскрываются бутоны садовой ромашки, тюльпанов. Спросить у детей, какого цвета тюльпаны, ромашки.