ПРЕДИСЛОВИЕ
Каждый год это происходит ранней весной.
Голубое небо - пока еще не расчерченное птичьими караванами - преображается на глазах.
Белые башни стремительно поднимаются ввысь. И легкие белые всадники проносятся среди них.
Это рождаются кучевые облака.
Переменчивы их очертания. Вот плывет облако, похожее на причудливый терем. Но проходит немного времени - и оно превращается в корабль с парусами.
Небо Земли рассказывает одну из своих сказок. Оно учит нас находить в мире удивительные подобья и сходства.
Мерцают, переливаются звезды. Словно что-то хотят сказать нам. Но что именно?
Человек захотел узнать об этом. Он соединил звезды линиями - и небо превратилось в гигантский рисунок. Удивительные фигуры вдруг четко означились на нем!
Вот Лев...
Вот Телец...
А вот охотник Орион с туго натянутым луком...
Это заложено в человеке: искать сходства, сравнивать явления. Поэтому и в случайных группах звезд он увидел порядок.
Посмотри на ночное небо...
И попробуй соединить звезды по-своему. Быть может, в их разбросе ты увидишь какие-то новые картины?
Есть в Крыму необычная скала. Она похожа на гигантское изваяние поэта Макса Волошина. Кто был скульптором? Ветер, волны, время.
Древние верили: можно заколдовать, превратить в скалу человека.
Превращение...
Какая сказка без превращений? Ты помнишь о том, как лягушка превратилась в прекрасную царевну, а Иванушка сделался козленком.
Это сказочные превращения... Придумывая их, человек умножал те чудеса, которые видел вокруг себя. Зерно обернулось растением; гусеница превратилась в бабочку. Это ли не чудесно?
Из сказки человек делал первый шаг в науку. Умение видеть сходство вещей необходимо и художнику, и ученому.
Ладьи облаков; фигуры созвездий; лики камня... Это все замечательная школа фантазии. Закончив ее на «отлично», ты получаешь право на вход в лесной театр. Там творятся удивительные превращения и перевоплощения.
Вручаю тебе этот багряный кленовый лист. Он - как входной билет: лесной театр раскрывает перед тобой свои двери.
АЛЛИГАТОР ИЗ СТРАНЫ ЛИЛИПУТИЯ
Аллигатор...
Что говорить, грозное и опасное это пресмыкающееся. Но не станет ли его вид менее пугающим, если на аллигатора посмотреть через уменьшительное стекло? Причем это стекло должно быть волшебным: уменьшив животное раз в 150-200, оно навсегда оставит его маленьким. Как бы переселит в страну Лилипутию.
Вот эта удивительная линза. Ты можешь заглянуть в нее.
Не бойся! Крохотный аллигатор тебя не укусит. Ты даже можешь без всякой опаски взять его на ладонь. Но вижу, что сделать это ты не решаешься: хотя перед тобой лишь миниатюрное подобие аллигатора, но вид у него все равно весьма и весьма устрашающий. Многократное уменьшение вовсе не превратило его в безобидную игрушку. И ты невольно отдергиваешь руку...
И птицы резко взмывают вверх при виде этого существа...
Но присмотрись к нему внимательнее. Ведь это вовсе не пресмыкающееся! Это фонарница, насекомое из Южной Америки. Зачем ей понадобилось надеть на себя искусно сделанную маску аллигатора? Ты скажешь: случайное сходство. Но есть на этот счет и другое мнение. Сходство с зубастым пресмыкающимся помогает фонарнице защитить себя. Это достоверное наблюдение: обезьяны шарахаются в сторону, увидев фонарницу. Быть может, тут вовсе нет прямого подражания? Однако посмотришь на фонарницу - и невольно подумаешь: насекомое играет роль пресмыкающегося.
И этот спектакль идет на сцене природы уже многие тысячелетия.
Идет с непременным успехом!
ДВОЙНИКИ
Ты любишь слушать истории про двойников. Например, о принце и нищем в повести Марка Твена. Еще интересней сходство людей, не связанных родственными отношениями. Вот бы повстречаться со своим двойником!
Но посмотрим сейчас на двойников из мира насекомых.
Вот две красивые бабочки. Согласись: они удивительно, до мельчайших подробностей, похожи друг на друга. Даже пятна на брюшках, даже окраска усиков - все-все у двух бабочек одинаковое.
Ну а что тут такого? - скажешь ты.- Значит, это бабочки-сестры. Если не родные, то двоюродные.
Но в том-то и загвоздка, что тут нет уз родства. Это бабочки из разных семейств: одна геликонида, другая белянка.
Однако у них общие места обитания. И даже в привычках есть немало общих черт. Естественно предположить: одна бабочка подражает другой - как бы принимает ее обличье.
Но где здесь оригинал, а где копия? Трудно ответить на этот вопрос. И все же тщательное исследование помогает нам отличить подлинник от подделки.
Оригиналом является бабочка-геликонида. Любопытная подробность: она несъедобна, и птицы ее не трогают. Поэтому ей нечего бояться.
А как быть беззащитным белянкам? Природа перекрасила их под геликонид. Разве птицы будут разбираться в тонкостях? Для них важен внешний вид бабочки. Вот почему безобидных белянок они принимают за очень и очень неприятных для них геликонид. Бр-р, какой противный вкус у этих бабочек! И белянки рады-радешеньки: враг убирается восвояси.
Искусство гримироваться под облик другого, более сильного существа называется мимикрией. Впервые это явление описал натуралист Г. Бэйтс.
Вот еще один пример подражания в мире насекомых. Перед тобой два симпатичных жука. Кажется, что они раскрашены по одному трафарету,- да и краски тут использованы одинаковые: лимонно-желтая и небесносиняя. Однако жуки эти совсем не родичи. Их сходство - мимикрия.
Жук подражает жуку... Бабочка подражает бабочке...
Игра на сходстве здесь ведется внутри одного отряда. Однако насекомые могут делать заявки на еще более смелые роли! Например, южноамериканские жуки-длинноусики способны подражать и осам, и пчелам, и муравьям, и клопам. Делают они это не ради удовольствия игры - сходство с более защищенными насекомыми помогает жукам сохранить свою жизнь. Нет, не люди придумали первыми театральные маски. Игра с личинами и переодеваниями началась в природе очень и очень давно.
КРУГОВАЯ ПОРУКА
Даю тебе такое задание.
Изобрази какой-нибудь предупреждающий знак. Он должен быть ярким и выразительным. Вот набор красок. Найди сочетание из двух красок, которое было бы наиболее броским. Ведь предупреждающий знак должен быть простым и убедительным одновременно.
Ага, ты сразу берешься за красный карандаш. А какой цвет наиболее сильно контрастирует с красным? Наверно, черный.
Красное и черное.
Пожалуй, для предупреждающего знака это самое подходящее сочетание. Не случайно и в мире насекомых оно пользуется такой широкой популярностью.
Божья коровка... Клоп-солдатик... Жук-скрытоглав...
Все это очень разные насекомые. Но окраска у них в сущности схожая.
Это предупреждающая окраска.
Никого не боюсь! - вот что говорит клоп-солдатик своей окраской, когда открыто бежит по песчаной тропинке.
Сами того не зная, насекомые с одинаковой яркой окраской как бы связаны круговой порукой. Обычно они хорошо вооружены. Получив сдачу от одного маленького воина, враг не станет нападать и на схожее с ним насекомое.
Похожие друг на друга насекомые образуют своеобразное кольцо.
Оно называется кольцом Мюллера - по имени ученого, открывшего это явление.
Увидев одновременно клопа-солдатика и божью коровку, подумай о том, что своим сходством они помогают друг другу. Хотя их жизненные пути нигде не пересекаются. Это ведь очень и очень разные существа. И однако они союзники.
Весна - прекрасная пора года. В это время природа просыпается после зимнего сна. Все вокруг оживает: тает снег, распускаются деревья, цветут сады, клумбы, с теплых краев возвращаются птицы, начинаются полевые работы, посадка растений. Жизнь начинает бить ключом: вокруг слышно журчание ручьев, пение птиц, гул тракторов. Недаром люди говорят: «Весна днем красна». В эту пору года на смену холодным приходят теплые солнечные дни. В народе существует много примет весны, по которым можно предугадать будущую погоду, какого ждать лета, будет ли урожай в этом году.
Приметы о погоде весной
- Длинные сосульки - к долгой весне.
- Ранняя весна — признак того, что летом будет много непогожих дней.
- Гром ранней весной - перед холодом.
- Если ранней весной сверкает молния, а грома не слышно - лето будет сухое.
- Март сухой, апрель сырой, май холодный - год хлебородный.
- Если облака плывут высоко — к хорошей погоде.
- Если вокруг луны видно кольцо — к ветряной погоде.
Весенние приметы о природе
- Ранний прилет грачей и жаворонков — к теплой весне.
- Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.
- Если весной много паутины - к жаркому лету.
- Если весной появляется много мышей, год будет неурожайным.
- Ласточка низко летает - к дождю.
- Если весной встретится белый заяц, то снег обязательно еще выпадет.
- Из берёзы течет много сока — к дождливому лету.
- Если одуванчик зацвел ранней весной, лето будет коротким.
Подсказал Максим.
Да, ему холодно, он дрожит и кашляет. И он проклинает Памфилия, который не заведет ему шубы. Потом он берет иззябшими руками веревки и звонит к заутрене. И забывает, что он слепой... Потому что тут было бы холодно и не слепому... А я не забываю, и мне...
И тебе не за что проклинать!..
Да! Мне не за что проклинать! Моя жизнь наполнена одной слепотой. Никто не виноват, но я несчастнее всякого нищего...
Не стану спорить, - холодно сказал старик. - Может быть, это и правда. Во всяком случае, если тебе и было бы хуже, то, может быть, сам ты был бы лучше.
Он еще раз бросил взгляд сожаления в сторону девушки и вышел из комнаты, стуча костылями.
Душевное состояние Петра после этого разговора еще обострилось, и он еще более погрузился в свою мучительную работу.
Иногда ему удавалось: он находил на мгновение те ощущения, о которых говорил Максим, и они присоединялись к его пространственным представлениям. Темная и грустная земля уходила куда-то вдаль: он мерил ее и не находил ей конца. А над нею было что-то другое... В воспоминании прокатывался гулкий гром, вставало представление о шири и небесном просторе. Потом гром смолкал, но что-то там, вверху, оставалось - что-то, рождавшее в душе ощущение величия и ясности. Порой это ощущение определялось: к нему присоединялся голос Эвелины и матери, "у которых глаза, как небо"; тогда возникающий образ, выплывший из далекой глубины воображения и слишком определившийся, вдруг исчезал, переходя в другую область.
Все эти темные представления мучили и не удовлетворяли. Они стоили больших усилий и были так неясны, что в общем он чувствовал лишь неудовлетворенность и тупую душевную боль, которая сопровождала все потуги больной души, тщетно стремившейся восстановить полноту своих ощущений.
Подошла весна.
Верстах в шестидесяти от усадьбы Попельских в сторону, противоположную от Ставрученков, в небольшом городишке, была чудотворная католическая икона. Знатоки дела определили с полною точностью ее чудодейственную силу: всякий, кто приходил к иконе в день ее праздника пешком, пользовался "двадцатью днями отпущения", то есть все его беззакония, совершенные в течение двадцати дней, должны были идти на том свете насмарку. Поэтому каждый год, ранней весной, в известный день небольшой городок оживлялся и становился неузнаваем. Старая церковка принаряжалась к своему празднику первою зеленью и первыми весенними цветами, над городом стоял радостный звон колокола, грохотали "брички" панов, и богомольцы располагались густыми толпами по улицам, на площадях и даже далеко в поле. Тут были не одни католики. Слава N-ской иконы гремела далеко, и к ней приходили также негодующие и огорченные православные, преимущественно из городского класса.
В самый день праздника по обе стороны "каплицы" ["Каплица" (польск.) - часовня] народ вытянулся по дороге несметною пестрою вереницей. Тому, кто посмотрел бы на это зрелище с вершины одного из холмов, окружавших местечко, могло бы показаться, что это гигантский зверь растянулся по дороге около часовни и лежит тут неподвижно, по временам только пошевеливая