Биография марии антуанетты королевы франции личная жизнь. При дворе Франции

Пленницы судьбы: Мария Антуанетта. | За что французы казнили свою королеву Марию-Антуанетту? (3 х/ф-ма и д/ф)

Мария-Антуанетта (фр. Marie-Antoinette, урождённая Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбургско-Лотарингская) - (2 ноября 1755, Вена, Австрия — 16 октября 1793, Париж, Франция) — королева Франции



Последними словами королевы были: «Простите меня, мсье, я не нарочно». Она произнесла их, нечаянно наступив на ногу палачу. Даже на эшафоте она осталась королевой, сохранив величие, невозмутимость и такт.

Мария-Антуанетта родилась в 1755 году в семье Франца I и Марии-Терезии, возглавлявших Священную Римскую империю.

Девочке было всего десять лет, когда умер её отец, а сложное бремя власти приняла на себя Мария-Терезия. Под руководством целеустремленной и волевой женщины государство продолжало оставаться активным игроком в раздираемой политическими противоречиями Европе.

Императрица не только сохранила империю, но и удачно пристроила всех своих детей, породнившись со многими европейскими монархами. Пожалуй, самую блестящую партию она подготовила для младшей дочери, Марии-Антуанетты, помолвив её с Людовиком, которому предстояло унаследовать трон Франции.


Мария-Антуанетта в отрочестве (портрет Лиотара)

С детства Марию-Антуанетту воспитывали как будущую королеву. Младшая в семье, она была всеобщей любимицей, ни в чем не встречавшей отказа. Мария-Антуанетта не блистала особым умом, но была сообразительна, отличалась веселым характером и умением непринужденно чувствовать себя в любой обстановке.

La_famille_de_Marie-Thérèse_d"Autriche_et_François_de_Lorraine_en_1756.


Marie_Antoinette_Youn

MarieAntoinette1769-70

Её нельзя было назвать красавицей, но она была мила и обаятельна, рано усвоив науку очаровывать окружающих. Кстати, серьезных наук она тоже не чуралась, знала несколько языков и в меру сил пыталась удержать в своей ветреной головке знания, необходимые для управления государством.


Marie Antoinette 1767

В 15 лет Мария-Антуанетта отправилась во Францию, где её ждала новая жизнь и, как оказалось, смерть на эшафоте. На границе молоденькую невесту своего внука встречал сам французский король Людовик XV. Девушка ему понравилась, он не сомневался, что вскоре она сможет стать украшением французского двора.

Мария-Антуанетта, в возрасте тринадцати лет, это миниатюрный портрет был отправлен в дофина, чтобы он мог видеть свою невесту, прежде чем он встретил ее, по Ducreux Иосифа (1769).

Жених же не произвел на Марию-Антуанетту особого впечатления, не такого она рисовала себе в девичьих грезах, разглядывая портреты будущего мужа, которые, как оказалось, заметно его приукрашивали. Людовик был толстоват, неуклюж, косноязычен, а из всех развлечений предпочитал застолья с обильной едой и вином.

Луи Огюст как дофин Франции, на Луи-Мишель Ван Лоо (1769).

Людовик, напротив, влюбился в невесту с первого взгляда. Удивительно, но это чувство он пронесет через всю жизнь. К сожалению, начало совместной жизни молодых было омрачено. Когда после свадьбы, состоявшейся 16 мая 1770 года, для простого люда Парижа устроили бесплатные угощения, началась страшная давка, унесшая значительное количество жизней. Предзнаменование, как обоснованно посчитали парижане, не из лучших. И их предположения сбылись, хотя и не скоро.

Мария-Антуанетта быстро перевернула быт в Версале на свой лад. Старый король с интересом наблюдал, как вокруг супруги наследника престола быстро образовался изысканный кружок молодых аристократов, проводивших время в веселье и проказах.


Marie_Antoinette_as_Dauphine_of_France_in_1772_by_Drouais

Сам наследник в этом веселье участия практически не принимал, если только не намечался пикник на природе, где можно было вволю вкусно поесть, не утруждая себя этикетом.

Супруга поводов к ревности не подавала, и на её проказы муж, предпочитавший по ночам спать, а не развлекаться, смотрел спокойно. Его даже не обижали шуточки, которые любила отпускать Мария-Антуанетта по его поводу.


В 1774 году Людовик XVI унаследовал трон после умершего от оспы деда. Но в жизни молодой четы особых изменений не произошло. Король предпочитал спокойствие и обильную еду государственным делам, а королева продолжала веселиться, благо, теперь оглядываться было не на кого.

François-Hubert_Drouais,_Madame_la_Dauphine_Marie-Antoinette,_en_Hébé_(1773)


С её легкой руки французские дамы только и успевали менять наряды, стремясь поспеть за новыми изысками в моде, которые исходили от королевы. А Мария-Антуанетта то появлялась в наряде, стилизованном под одежду крестьянки, то надевала что-то похожее на тунику, то устраивала у себя на голове немыслимую прическу.


Вскоре молодой задор пришлось немного поубавить. В двадцать три года у Марии-Антуанетты появился первый ребенок. А к тридцати годам королева родила еще четверых детей. Но выжили только дочь Мария-Терезия и наследник престола, названный по традиции Людовиком.

Королевская семья вокруг Луи Жозеф, дофина Франции, в 1782 году


Портрет работы Élisabeth Виже-Лебрен (1787) Мария-Антуанетта и ее дети Мария Тереза, Луи Шарль (на коленях), и Луи Жозеф, должна была помочь ей репутацию, изображая ее как мать и в простой, но величественной наряд.

Королева детей любила, но времени для общения с ними катастрофически не хватало: балы, приемы, выезды на охоту и в загородные дворцы.


Глядя на расточительство любимой супруги, король вздыхал, но советников, предлагавших экономить за счет сокращения затрат на развлечения королевы, увольнял.



Collier_reine_Breteuil.

За развлечениями Мария-Антуанетта не замечала, что обстановка в стране все больше накаляется, назревает бунт, вызванный непомерными налогами и всеобщим обнищанием. К сожалению, ни король, ни королева предотвратить его не пытались, да и не умели. А толковых советников рядом не оказалось.

Пленница судьбы: Мария Антуанетта


портреты Людовика XVI во Франции, Мария-Антуанетта и ее сына Людовика XVII


14 июля 1789 года парижская чернь выплеснулась на улицы, её поддержала нарождающаяся буржуазия. В Париже и в стране начались бесчинства, принявшие вскоре управляемый характер. Многие аристократы срочно стали уезжать за границу. Королевской семье не раз предлагали покинуть страну. Но королевская чета осталась в опустевшем дворце. На что они надеялись - сказать трудно. Людовик XVI формально оставался главой государства. Кстати, в этом качестве он даже наложил свою визу на проект создания гильотины.

Мария-Антуанетта с детьми и мадам Елизавета, когда толпа ворвалась в Тюильри 20 июня 1792 года.

События развивались стремительно. 5 октября вооруженный народ ворвался в Версаль, королевская семья была арестована, а на следующий день перевезена во дворец Тюильри, где им предстояло почти два года пробыть в заточении.


В июне 1791 года королевская чета попыталась бежать за границу, но неудачно. Это и подтолкнуло восставших решить участь бывшего монарха и его супруги.

Королевская семья Франции в тюрьме Храма в 1792 году


"Побег Людовика 16 го"

The final interwiew of Louis the Sixteenth with his family

Первым состоялся суд над Людовиком. Приговор был безжалостным, и 21 января 1793 года гильотина оборвала жизнь французского монарха.

Garat Джозеф (1749-1833) провозглашает Арест короля Людовика XVI (1754-93)

15 января 1793 года Национальный конвент начал поименное голосование по трем вопросам: «Виновен ли Людовик XVI?» («Да» — 683 человека, то есть подавляющее большинство.)
«Следует ли любое принятое решение передавать на обсуждение народа?» («Нет» большинством голосов.) «Какого наказания заслуживает Людовик XVI?» (За смертную казнь без всяких условий проголосовали 387 человек, за смертную казнь условно или тюремное заключение — 334 человека.)
Таким образом, большинством в 53 голоса король был приговорен к смертной казни. Но прения продолжались еще несколько дней. Наконец 19 января 1793 года Национальный конвент постановил гильотинировать короля в течение 24 часов.
Узнав о решении Конвента, Людовик попросил, чтобы к нему допустили священника Эджворта де Фримонта. В своих записках Эджворт подробно рассказал о последних часах короля.

Когда он прибыл к Людовику, тот сделал остальным рукою знак уйти.
До тех пор священник хорошо владел собою, но при виде монарха, раньше столь могущественного, Эджворт не мог больше владеть собою и против своей воли упал со слезами к ногам короля.
Вначале Людовик отвечал на слезы священника собственными слезами, но вскоре король собрался с силами.
«Простите меня, месье, простите этот миг слабости, — сказал он, — если, однако, это можно назвать слабостью. Уже долгое время я живу среди врагов, и привычка как бы сроднила меня с ними, но вид верного подданного говорит моему сердцу совсем другое: это вид, от которого отвыкли мои глаза, и он меня растрогал».
Король ласково поднял священника и попросил его последовать за ним в кабинет. Этот кабинет не был обит обоями и не имел никаких украшений; плохая фаянсовая печь служила ему камином, и вся мебель его состояла из стола и трех кожаных кресел. Посадив Эджворта напротив себя, король сказал:
«Теперь мне остается одно-единственное великое дело, которое меня занимает целиком. Увы, единственное важное дело, которое мне осталось. Ибо что значат все остальные дела по сравнению с этим».
Случайно разговор перешел на герцога Орлеанского, и король оказался очень хорошо информированным о роли, которую герцог играл в вынесении ему смертного приговора.
Он об этом говорил без горечи, больше с жалостью, чем с гневом.
«Что я сделал моему кузену, — сказал он, — что тот меня так преследует? Он больше достоин жалости, чем я. Мое положение, без сомнения, печально, но, даже если б оно было еще хуже, я все равно не хотел бы быть на его месте».
На этом разговор между священником и смертником был прерван комиссарами, сообщившими королю, что семья его сошла из верхних камер тюрьмы вниз. При этом известии король выбежал из комнаты.
В течение четверти часа продолжались душераздирающие крики, которые, наверно, были слышны за стенами башни. Король, королева, маленький принц, сестра короля, его дочь — все плакали одновременно. Наконец слезы прекратились, ибо для них не осталось больше сил... Тихо и довольно спокойно началась беседа, продолжавшаяся около часа. Король после этого возвратился к священнику в состоянии глубокого волнения.
По просьбе Людовика священник прошел в маленькую клетушку, где обыкновенно спал королевский слуга Клери, отделенную перегородкой от комнаты короля. Оставшись один со своими мрачными мыслями, Эджворт слышал, как король спокойным голосом отдавал приказания к завтрашнему дню слуге Клери, оставшемуся сидеть, молясь, всю ночь у постели короля.
В 5 часов утра Людовик проснулся. Немного времени спустя король послал за священником, с которым он опять провел в беседе около часа в том же кабинете, где они встретились накануне. По выходе из кабинета Эджворт увидел посредине комнаты сделанный из комода алтарь. Король выслушал молитву, преклонив колена на голом полу, без подушки, и принял причастие. Священник затем оставил его одного.
Вскоре король снова послал за священником, который при входе в комнату нашел Людовика сидящим около печки.
Уже во всех кварталах Парижа звучал бой барабанов.
Вскоре сквозь стены тюрьмы можно было ясно различить голоса офицеров и лошадиный топот. Король прислушался и сказал хладнокровно:
«Они как будто приближаются».
С 7 до 8 часов утра под разными предлогами стучали в двери, будто желая убедиться, что король еще жив.
Возвращаясь в комнату после одного из таких стуков, Людовик сказал улыбаясь:
«Эти господа видят всюду кинжалы и яд. Они боятся, как бы я не покончил с собой. Увы, они плохо меня знают. Покончить с собой было бы слабостью. Нет, если нужно, я сумею умереть!»
Наконец в двери постучали и приказали собираться.
«Обождите несколько минут, — твердо сказал король, — и я буду в вашем распоряжении».
Закрыв двери, он бросился на колени перед священником.
«Все кончено. Дайте мне ваше последнее благословение и просите Бога, чтобы он поддержал меня до конца».
...Среди жуткой тишины карета подъехала к тогда еще не мощенной площади Людовика XV.
Когда король понял, что экипаж прибыл на место, он обернулся к священнику и прошептал:
«Если не ошибаюсь, мы приехали».Один из палачей поспешно открыл дверцы экипажа, и жандармы, охранявшие короля, собирались выйти первыми, когда Людовик приостановил их. Опираясь рукой о колено Эджворта, он сказал:
«Господа, я рекомендую вам этого господина. Позаботьтесь, чтобы после моей смерти его не подвергли оскорблениям. Вы обязаны позаботиться о нем».
Едва король вышел из кареты, его окружили три палача, которые хотели снять с него одежду, но король, презрительно оттолкнув их, сделал это сам.
Они окружили Людовика и хотели взять его за руки.
«Что вы хотите?» — спросил король, отдергивая свои руки.
«Мы должны вас связать», — сказал один из палачей.
«Связать?! Меня?! — гневно воскликнул король. — Я никогда не соглашусь на это! Делайте, что вам приказано, но вы меня не свяжете».
Палачи стали настаивать, повысив голоса.
Обернувшись к священнику, король молчаливым взглядом испросил у него совета. Эджворт молчал, но поскольку король продолжал вопросительно смотреть на него, священник проговорил со слезами в голосе:
«В этом новом оскорблении я вижу только сходство вашего величества с Христом».
При этих словах Людовик поднял глаза к небу. Затем он обратился к палачам:
«Делайте, что хотите. Я выпью чашу до дна».
Ступени эшафота были очень круты, и королю пришлось опереться о плечо священника. Каково же было удивление Эджворта, когда на последней ступени он почувствовал, что король «оставил его плечо» и твердым шагом прошел всю площадку эшафота. Одним своим взглядом Людовик заставил замолчать роту барабанщиков, стоявших против него. Затем громким голосом он произнес:
«Я умираю, не виновным в преступлениях, в которых меня обвиняют. Я прощаю виновникам моей смерти и прошу Бога, чтобы кровь, которую вы сейчас прольете, не упала бы никогда на Францию».
Услышав роковой удар ножа гильотины, Эджворт сейчас же упал на колени. Он оставался в этом положении до тех пор, пока самый молодой из палачей — почти мальчик — схватил отрезанную голову и, обходя эшафот, чтобы показать ее толпе, капнул кровью из мертвой головы короля на шею коленопреклоненному священнику. Было 9 часов 10 минут утра 21 января 1793 года.

Мария Антуанетта (1938)


Первое время после казни короля новое правительство Франции пыталось использовать Марию-Антуанетту в политической игре, но когда поняло, что ни австрийский император Франц, ни братья Людовика, успевшие бежать за границу, особых попыток облегчить участь узницы предпринимать не собираются, перевели её в сырую одиночку.

Marie-Antoinette;temple;koningin_der_Fransen

завещание 1 страница


Королеву лишили всего, оставив только кое-что из одежды, да гребешок и пудру. Поняв, что надеяться на монарших родственников не приходится, Мария-Антуанетта пыталась сама организовать побег, подкупив стражу. Попытка побега не удалась, а режим содержания был ужесточен. Осенью 1793 года начался суд.

Мария-Антуанетта революционного трибунала Au Альфонса Françoi

Собственно, предъявить что-то серьезное королеве он не мог, разве что непомерные траты за счет казны. Но решение было предопределено заранее, и 15 октября суд вынес Марии-Антуанетте смертный приговор.

Последний сон Марии-Антуанетты Эдвард Уорд

Ранним утром следующего дня королеве зачитали приговор и стали готовить к казни. Ей остригли волосы, позволили надеть белую пикейную рубашку и чепчик. Затем сковали руки за спиной и посадили в повозку палача, чтобы провезти по улицам её бывшей столицы. Очевидцы свидетельствуют, что перед смертью королева не уронила своего достоинства, держалась спокойно и гордо, с удивлением глядя на ликующую чернь. Она сама поднялась на эшафот, где была установлена гильотина. В 12 часов 15 минут 16 октября 1793 года королева Франции Мария-Антуанетта была обезглавлена. Произошло это на площади Революции, нынешней площади Согласия.


Здесь Мария-Антуанетта жила последние дни ее жизни

Мария Антуанетта (1755—1793) — жена Людовика XVI была осуждена на смерть во время Великой французской революции спустя почти год после казни супруга.
С утра 16 октября 1793 года в Париже на площади Революции собралась огромная толпа. На казнь королеву везли в простой телеге. «Жалкая телега, тарахтя, медленно движется по мостовой.

Умышленно медленно, ибо каждый должен насладиться единственным в своем роде зрелищем. Любую выбоину, любую неровность скверной мостовой физически ощущает сидящая на доске королева, но бледное лицо ее с красными кругами под глазами неподвижно. Сосредоточенно смотрит она перед собой.
Мария Антуанетта ничем не выказывает тесно обступившим ее зевакам ни страха, ни страданий. Ничто не приводит ее в замешательство: ни то, что у церкви Святого Духа собравшиеся женщины встречают ее криками глумления, ни то, что актер Граммон, чтобы создать соответствующее настроение у зрителей этой жестокой инсценировки, появляется в форме национального гвардейца верхом на лошади у телеги смертницы и, размахивая саблей, кричит: «Вот она, эта гнусная Антуанетта! Теперь с ней будет покончено, друзья мои!»


Из-за рук, связанных сзади, тело ее напряжено, прямо перед собой глядит она, и пестрота, шум, буйство улицы не воспринимаются ею, она вся — сосредоточенность, смерть медленно и неотвратимо овладевает ею. Плотно сжатые губы не дрожат, ужас близкого конца не лихорадит тело; вот сидит она, гордая, презирающая всех, кто вокруг нее, воплощение воли и самообладания, и даже Эбер в своем листке «Папаша Дюшен» на следующий день вынужден будет признать: «Впрочем, распутница до самой своей смерти осталась дерзкой и отважной...»

На громадной площади мертвая тишина, слышны лишь тяжелое цоканье копыт и скрип колес. Десятки тысяч, только что непринужденно болтавшие и смеявшиеся, потрясены чувством ужаса, охватившего их при виде бледной связанной женщины, не замечающей никого из них. Она знает: осталось одно, последнее испытание! Только пять минут смерти, а потом — бессмертие. Телега останавливается у эшафота.


Спокойно, без посторонней помощи, с «лицом еще более каменным, чем при выходе из тюрьмы», отклоняя любую помощь, поднимается королева по деревянным ступеням эшафота; поднимается так же легко и окрыленно в своих черных атласных туфлях на высоких каблуках по этим последним ступеням, как некогда — по мраморной лестнице Версаля. Еще один невидящий взгляд в небо, поверх отвратительной сутолоки, окружающей ее. Никому не дано знать последних мыслей умирающего.


Все кончено. Палачи хватают ее сзади, быстрый бросок на доску, голову под лезвие, молния падающего со свистом ножа, глухой удар — и Сансон, схватив за волосы кровоточащую голову, высоко поднимает ее над площадью. И десятки тысяч людей, минуту назад затаивших в ужасе дыхание, сейчас в едином порыве, словно избавившись от страшных колдовских чар, разражаются ликующим воплем».

Надгробный памятник в Сен-Дени

«Мария-Антуанетта», 2006, реж. С. Коппола, в роли королевы Марии-Антуанетты — Кирстен Данст.



В жизни этой женщины было много сумасбродств, но смерть она приняла так, как подобает истинной королеве.

Часть 37 - Пленницы судьбы: Мария Антуанетта. | За что французы казнили свою королеву Марию-Антуанетту? (3 х/ф-ма и д/ф)

Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбург-Лотаринская (Marie Antoinette Josèphe Jeanne de Habsbourg-Lorraine, 2 ноября 1755 – 16 октября 1793) – королева Франции, младшая дочь императора Франца I. Во время Французской революции была осуждена в идейном покровительстве неверных и казнена на гильотине.

Детство и юность

Мария-Антуанетта родилась 2 ноября в Вене. Она была пятнадцатым по счету ребенком императора Франца I Лотарингского и его супруги Марии-Терезии. До этого момента женщина переносила беременности и роды просто и легко, но именно рождение последней девочки было сильно осложнено (вплоть до ситуации, когда врачи опасались увидеть мертворожденного ребенка). Тем не менее, после продолжительных мучений, которые удваивались еще и сильным ночным землетрясением, на свет появилась здоровая и крепкая девочка Мария-Антуанетта.

Воспитанием девочки, как и всех остальных детей, занимались специально нанятые учителя и репетиторы, но программу подготавливала лично мать семейства. Несмотря на то, что абсолютно все дети были окружены семейной любовью и заботой, от них практически с ранних лет требовали серьезного обучения и соблюдения всех правил, которые распространялись на взрослых представителей общества того времени. Так, начиная с трех лет, Мария-Антуанетта была вынуждена надевать корсет и изучать этикет, чтобы, по мнению матери, становиться леди с самых юных лет. Кроме того, детям преподавали уроки живописи, музыки, географии, математики, иностранных языков, часто водили в театры и на оперные представления.

Однако, как утверждают библиографы и ученые, Мария-Антуанетта никогда не отличалась особой любовью к знаниям. Она плохо разбиралась в географии, редко посещала занятия французским и немецким (практически не владела письмом на этих языках, а знала лишь пару разговорных предложений), терпеть не могла музыку (даже, несмотря на то, что в репетиторах значился сам Глюк). Но, с другой стороны, аббат Вермон, который был назначен епископом в качестве главного наставника юной королевы, утверждал, что её интеллектуальные способности намного выше кажущихся.

После того, как Мария-Антуанетта стала юной девушкой, мать постаралась как можно больше отгородиться от дочери, чтобы та получила полную самостоятельность. Но, несмотря на кажущуюся свободу выбора и многочисленные полномочия, юная принцесса никак не могла привыкнуть к чуждой ей атмосфере. Не получившая (вернее, не пожелавшая получить) достойного образования, Мария-Антуанетта постоянно оставалась за пределом всех происходивших событий.

Приставленная к ней фрейлина мадам Нуалье, которая отличалась строгими правилами поведения, была быстро названа принцессой «Мадам Этикет», о чем практически сразу же узнал весь дворец. Чтобы исправить ситуацию с дочерью, Мария-Терезия поручила попечительство послу Австрии, графу Мерси д’Аржанто, человеку, с которому принцесса, а в будущем и королева Франции, будет вести тайную переписку до самого момента смерти.

Восхождение на престол

Будучи женой Людовика XVI, Мария-Антуанетта становится королевой Франции. Эта новость сразу же воспринимается народом как начало положительных перемен, ведь новая власть еще никогда не разочаровывала граждан. С самых первых дней Мария-Терезия спешит подать дочери дружеский совет о том, что править страной необходимо без предрассудков и только объективно, но слова её остаются незамеченными гордой королевой.

Став властной персоной, Мария-Антуанетта сильно изменяется. Если раньше её друзьями были, действительно, мудрые и знающие люди, теперь она стремится к обществу интриганов и сплетников. Ярким примером такой персоны являлась лучшая подруга королевы – графиня де Полиньяк, которая происходила из обнищавшего аристократического рода. Именно из-за этой особы Мария-Антуанетта сильно изменяется в характере и начинает совершать поступки, о которых раньше даже бы и не задумалась.

К слову, семейство Полиньяков при правлении Марии-Антуанетты выгодно изменило свой статус, приобретя одну из самых завидных должностей во всем королевстве. Сама же юная графиня старалась ни на шаг не отставать от королевы, советуя ей всевозможные подлости и гадости, которые последняя необдуманно и беспрекословно выполняла.

Роскошная и чрезмерно этичная светская жизнь версальского дворца сильно надоедала королеве и нервировала ее. Поэтому вскоре после восхождения на трон она избрала для себя Трианон, уютный и сравнительно небольшой дворец, куда уехала ото всех, прихватив с собой лишь общество самых достойных, по её мнению, людей. Этим она вызвала серьезное недовольство остальных.

Однако общественное мнение не заботило юную и беззаботную Марию-Антуанетту. Она играла в азартные игры, приближала к себе воров и лиц с криминальным прошлым. Очень долгое время она пыталась ввести в уже существующие модные тенденции свои собственные изменения, на которые тратила невероятно большие суммы.

И даже несмотря на то, что сговорчивый Людовик XVI постоянно увеличивал суммы для её достойной жизни, их еле-еле хватало на покрытие всех расходов и, к слову, многочисленных долгов, королевы.

10 августа 1789 года во Франции началось восстание черни. Люди были недовольны положением страны и стремлением глав государства вести постоянные междоусобные войны. Было принято решение взять штурмом Версаль, после чего убить представителей королевской семьи, передав правление в руки Конвенты.

После того, как революция свершилась, Людовика XVI казнили практически на следующий день. Марию-Антуанетту долгое время держали в нескольких тюремных камерах, надеясь на то, что страны-союзники Франции, узнав о состоянии королевы, начнут её спасение и прекратят военные действия. Однако новость о том, что Мария-Антуанетта была свергнута, никого не интересовала, поэтому спустя пару месяцев заточения, женщина была отведена на гильотину и публично казнена.

Она была самым младшей и самой красивой дочерью Фрациска Стефана I и Марии Терезии, Императора и Императрицы Священной Римской империи.
Мария Антуанетта была уверена, что ее судьба предназначала ее стать королевой Франции.

В 1770-ом году она вышла замуж за французского дофина Людовика . Четыре года спустя она стала королевой, когда ее муж был коронован как Король Луи XVI (Дом Бурбонов).

Супруги сильно различались характерами, Мария-Антуанетта любила театр, балы и развлечения, ее юный супруг - охоту и слесарное дело.

В 1778-ом году Мария-Антуанетта родила своего первенца - дочь . В 1781-ом году у супругов родился сын Луи-Жозеф, умерший в 1789-ом году, в 1785-ом году - еще один сын, Луи-Шарль (будущий некоронованный король Людовик XVII -ый), и в 1786-ом году - дочь Софи-Беатрис, не дожившая и до года.

Однако предыдущее поведение Марии-Антуанетты давало злопыхателям повод усомниться в отцовстве короля, особенно в случае двух сыновей.

Хотя рождение детей и сблизило супругов, Мария-Антуанетта по-прежнему продолжала предаваться дорогим увеселениям. Некогда любимая парижанами и французами в бытность дофины, Мария-Антуанетта все больше и больше теряла популярность. В народе ее стали презрительно называть Австриячкой и "мадам Дефицит" (за непомерные траты).

Истории излишков Марии-Антуанетты были весьма завышены. Фактически, вместо того, чтобы игнорировать рост финансовый кризис Франции, она уменьшила штат королевского двора, устраняя много ненужных положений, которые базировались исключительно на привилегиях.
Во Франции назревала Революция, и король с королевой оказались бессильными что-либо изменить. Мария-Антуанетта наконец стала осознавать всю сложность своего положения. И хотя к концу своей жизни королева вела себя более чем достойно, ушедшую из под контроля ситуацию это уже не могло спасти.

В 1789-ом году королевской семье пришлось переехать из Версаля в Париж, королевское семейство было перемещено во дворец Тюильри в Париже, где Король и Королева были там заключены.

Летом 1791-го года была предпринята попытка бегства, которая не увенчалась успехом. http://vive-liberta.narod.ru/resp_calend/varennes.htm


Антуанетта искала помощь от других европейских правителей, включая своего брата, австрийского Императора, и своей сестры, Королевы Неаполя. После неудавшейся попытки сбежать из Парижа в 1791 году Антуанетта продолжала искать помощь из-за границы. Когда Австрия и Пруссия объявляли войну Франции, она обвинялась в мимолетных военных тайных интригах с врагом. В апреле 1792 года Франция объявила войну Австрии.

10 августа 1792 года королевская семья была арестована по подозрению в измене и заключены в тюрьму. Ненависть французов к монархам продоолжала возрастать и завершилась свержением монархии 10 августа 1792 года. Все последующее время Мария-Антуанетта вместе с детьми провела в различных парижских тюрьмах.

21 января 1793 года Король Луи XVI был признан виновным и казнен на гильотине. Мария-Антуанетта была ожесточена в течение ее заключительных дней плена. Ее лучший друг, Принцесса де Ламбель, была убита, и ее голова была помещена на пик и выставлена напоказ перед Королевой.

Ее дети (Мария Терезия и Луи XVII) были отняты у нее.

Через пять месяцев после казни Людовика XVI революционный Комитет общественного спасения принял решение перевести Марию-Антуанетту из донжона замка Тампль в камеры башни Консьержери на парижском острове Сите.

Принимая это решение, революционный трибунал рассчитывал на то, что австрийское правительство срочно приступит к переговорам об окончании войны. Однако ни Австрия, ни другие европейские державы никак не отреагировали на это.

Зато некоторые ярые роялисты стали разрабатывать план вызволения королевы из тюрьмы.

Мария-Антуанетта была доставлена в Консьенжери 2 августа 1793 года и заключена в камеру.

Маркиз Ружевильский строил планы по организации побега королевы: задумано было выкрасть ее во время импровизированного мятежа. Чтобы предупредить королеву, маркиз «случайно» обронил футляр от очков, в котором лежала записка с изложением плана. Прочитав записку, Мария-Антуанетта разорвала ее на кусочки и нацарапала шпилькой на клочке бумаги: «Доверяюсь вам. Сделаю как вы сказали». Эту записку она дала жандарму с просьбой передать ее кому надо, но охранник тут же сообщил своему начальству о готовящемся побеге королевы. После этого были ужесточены условия ее содержания в камере и ускорены сроки судебного процесса. 14 сентября ее перевели в другую камеру.
Процесс над 37-летней Марией-Антуанеттой начался в 8 утра 15 октября 1793 года.

Защитником Марии-Антуанетты на процессе выступил Клод Шово-Лагард, а обвинителем - весьма грубый на язык Фукье-Тенвиль.

В конце концов королеву обвинили в том, что она поддерживала связи с заграницей, способствовала победе противника и предала интересы Франции.

Она была осуждена на смерть во время Великой французской революции через девять месяцев после казни короля.

Суд был скорым и решительным. Обвинительный акт королева получила в ночь на 14 октября 1793 года, а утром следующего дня уже стояла перед судьями. Во время процесса она была спокойна и лишь иногда шевелила пальцами, как будто играя на клавесине. Двое суток допросов, судебных речей, грязных вопросов и негодующих ответов,- и вот 16 октября 1793 года в 4 часа утра судьи выносят смертный приговор. Откладывать исполнение приговора не стали.

В день казни Мария-Антуанетта поднялась очень рано, часов не было, так что она не могла следить за временем. С помощью служанки королева надела белое платье. Охрана следила за каждым ее шагом, и, наконец, осужденная воскликнула: "Во имя Господа и приличия, прошу вас, оставьте меня хотя бы на минуту!"
Вошедший в камеру палач Анри Самсон отстриг роскошные волосы Марии-Антуанетты и надел ей оковы на отведенные за спину руки. Мария-Антуанетта, в белой пикейной рубашке, с черной лентой на запястьях, с платком из белого муслина, наброшенным на плечи, и с чепчиком на голове, села в повозку палача. Ее посадили в грязную телегу и повезли по улицам Парижа. Толпа грозно и оскорбительно улюлюкала ей вслед.

Гильотина находилась неподалеку от дворца Тюильри, на площади Революции.




В 12 часов 15 минут пополудни королева была обезглавлена на нынешней площади Согласия.

Мария-Антуанетта последовала за своим мужем на гильотину. Она была казнена без доказательства преступлений, в которых обвинялась. Ей было только 37 лет.

Тела Людовика XVI и Марии-Антуанетты, казненных на гильотине в 1793 году, были свалены в какой-то ров вместе с другими жертвами революции, и впоследствии обнаружить их останки так и не удалось.

Считается, что 28 июня дофин скончался от туберкулёза лимфатических желёз и, возможно, от стремительно развившегося туберкулёза костей. После вскрытия тело дофина было захоронено на парижском кладбище Сент-Мергерит.

28 июля 1794 года, после так называемого термидорианского переворота, свергшего власть Максимилиана Робеспьера, один из победителей-заговорщиков, Поль де Баррас, посетил Тампль, чтобы освидетельствовать здоровье двух царственных детей - девятилетнего Шарля-Луи и шестнадцатилетней Марии-Терезы. Состояние принцессы он нашёл удовлетворительным, а вот дофин выглядел настолько подавленным и измождённым, что пришлось отложить его высылку за пределы Франции, назначенную Национальным конвентом в начале 1795 года.

Мария Тереза Шарлотта, дочь Людовика XVI и Марии Антуанетты , была освобождена только 19 декабря 1795 года, в обмен на французских военнопленных при условии, что она покинет территорию Франции.

Продолжаю тему проклятых королев. Следующая карта – бубновая дама Мария Антуанетта. Легкомысленная, гламурная, роскошная. Мне эта королева всегда казалась неприятным историческим персонажем. Хотя мне было ее жаль, смертная казнь – жестокий финал яркой жизни.

Репутация легкомысленной королевы привела к трагедии. Дело об ожерелье, о котором я писала в посте , способствовало усилению недовольства подданных. Марии-Антуанетте приписывают фразу «если у людей нет хлеба, пусть едят пирожные». Это говорила не она, а ее приближенные, но подобное высказывание характеризует королевское окружение.

Казнь королевы (гравюра 19 века)

Внезапные беды начали преследовать королеву накануне революции. «Мой рок – приносить несчастья» - писала Мария-Антуанетта, видя как приближается неотвратимая катастрофа. Знаменитая гадалка мадам Ленорман предсказала королеве смерть на эшафоте.

Мария-Антуанетта всерьез начала опасаться за свою жизнь. Она прекратила посещать публичные мероприятия, театры. Всюду слышалось возмущение подданных «мадам дефицит», «развратная австриячка». Даже художнице Виже-Леббрен пришлось убрать портрет королевы с выставки, опасаясь акта вандализма.


Портрет работы художницы Виже-Леббрен

Почудить королева успела немало, насмехаясь над правилами. Она установила памятник своей обнаженной груди в виде чаши. Ее супруг не возражал. У современных читателей возникает логичный вопрос "Королева дура?". Нет, это была невинная оригинальная шалость эпохи галантного века. Публика оценила. Только расстроенные финансы и дефицит вызвали возмущение подданных подобным бесстыдством.


Грудь королевы - придворный памятник. По легенде, Мария-Антуанетта изобразила своих опальных фаворитов в виде баранов, поддерживающих ее грудь. Этого фавориты ей не простили и перешли на революционную сторону, а потом отомстили за оскорбление.


Карикатура на высокие парики, которые ввела в моду Мария-Антуанетта. В этих париках заводились даже мыши. У самой королевы после таких опытов с прическами начали выпадать свои волосы.

Былые фавориты королевы стали предателями. Один из немногих, кто сохранил верность «своей королеве» - шведский дворянин Аксель Ферзен.
Офицер-иностранец скрывал свои отношения с королевой. Он отвергал светские сплетни, называя себя неудачливым влюбленным. Личная переписка Ферзена с Марией-Антуанеттой была обнаружена лишь в 19 веке.


Парадный портрет Акселя Ферзена

Знакомство королевы и Ферзена произошло на маскараде. Мария-Антуанетта любила подобное времяпровождение, не обращая внимания на рассуждения о «королевской чести». Королева в маске как обычно сама подошла к понравившемуся мужчине и заговорила с ним. Потом графу пришлось уехать в Швецию, он вернулся через несколько лет в 1778 году, и Мария-Антуанетта не забыла его…

«Королева, самая любезная из известных мне государынь, соблаговолила осведомиться обо мне. Она спросила Кройца, почему я не принял участия в ее воскресной карточной игре, а услышав, что я однажды явился в день, когда прием был отменен, выразила сожаление и извинилась передо мной» - писал Ферзен домой родным.
«Каждый раз, когда я свидетельствую свое почтение во время карточной игры, она говорит со мной».

По воспоминаниям современников:
«... по словам многих очевидцев, граф Ферзен, швед, полностью захватил сердце королевы. Королева... была просто сражена его красотой. Это действительно заметная личность: высокий, стройный, прекрасно сложён, с глубоким и мягким взглядом, он на самом деле способен произвести впечатление на женщину, которая сама искала ярких впечатлений».
Ферзену снова пришлось покинуть французский двор, он отправился в Америку и вернулся только в 1783 году.

Из письма шведского посла:
«Я должен уведомить Ваше величество, королева так благоволила к юному Ферзену, что это возбудило у некоторых особ подозрение. Должен сознаться, я сам верю, что она симпатизирует ему; я замечал знаки внимания с ее стороны, слишком очевидные, чтобы в них сомневаться. При этих обстоятельствах юный граф Ферзен вел себя образцово, проявив сдержанность и, в особенности, приняв решение уехать в Америку. Уехав, он избежал всех опасностей; противостоять такому соблазну потребовало решимости, которую трудно ожидать от человека его возраста. Последние дни королева не в состоянии была отвести от него глаз, полных слез. Я прошу, Ваше величество, эту тайну никому, кроме сенатора Ферзена, не сообщать. Фавориты двора, услышав об отъезде графа, пришли в восторг, и герцогиня Фитц-Джеймс сказала ему:
"Как, сударь, вы отступаете от своих трофеев?"
"Будь они у меня, я бы от них не отступился. Я уезжаю свободным, без сожалений".


Королева накануне революции


В годы революции

День расплаты за беспечность королевы наступил…
14 июля 1789 года королю сообщили о взятии Бастилии.
«Это мятеж?» - спросил король.
«Нет, сир, это революция» - ответили ему.

20 июня 1791 года королевская семья пыталась бежать из революционного Парижа. Организатором бегства становится сама королева, ей помогает фаворит Ферзен. Увы, снова череда роковых неудач приводит семью к очередному провалу. Любовь к роскоши и этикету сгубили королеву. Слишком много времени было потрачено на формальности.


Королева с детьми

Писатель Стефан Цвейг описывает эпизод бегства:
«Через Париж, роковым образом через Париж! Ибо аристократ Ферзен привык, чтобы его возили, сам же на козлах он никогда не сидел и потому не знает бесконечных, сложнейших лабиринтов города. Кроме того, из предосторожности - роковая осторожность - вместо того, чтобы сразу же выехать из города, он направляется еще раз на улицу Матиньон, чтобы встретить там большую карету.

Лишь в два часа ночи, а не в полночь он вывозит драгоценный груз к городским воротам - два часа, два невозвратимых часа потеряны.
Карета-корабль должна стоять за таможенным барьером. И вот первая неожиданность: ее там нет. Опять потеря времени. Наконец ее обнаруживают, запряженную четверкой лошадей, с потушенными фарами. Лишь теперь Ферзен может на фиакре подъехать к карете, чтобы члены королевской семьи перебрались в нее, не замарав своей обуви - это было бы ужасно! - грязью французских дорог. И вот лошади запряжены в половине третьего - утром вместо полуночи. Нет, Ферзен не скупится на удары бичом, через полчаса они в Бонди, где их уже ожидает гвардейский офицер с восьмеркой свежих, хорошо отдохнувших курьерских лошадей. Здесь надо прощаться. Это очень нелегко.

Трудно расставаться Марии Антуанетте с единственным надежным человеком, но король заявил категорически, что не желает, чтобы Ферзен сопровождал их далее. По какой причине - неизвестно. Возможно, чтобы не предстать перед верноподданными в обществе этого интимнейшего друга своей жены, возможно - из уважения к ней…»

Неудачный побег

Если верить Цвейгу, начинаешь сомневаться в адекватности и умственных способностях королевы и ее мужа. Они ведут себя так, будто едут на экскурсию.
«…Все располагает к хорошему настроению: дети выспались, король оживлен больше
обычного. Шутят по поводу ролей, которые приходится играть беглецам: госпожа де Турзель теперь знатная дама мадам де Корф, королева - мадам Рошет, гувернантка ее детей, король в ливрее лакея - дворецкий Дюран, Мадам Елизавета - камеристка, дофин превратился в девочку.

В сущности в этой удобной карете семья чувствует себя свободнее, члены семьи - ближе друг другу, нежели дома, во дворце, под неусыпным наблюдением многочисленной прислуги и шестисот национальных гвардейцев.

Вот уже заявляет о себе верный друг Людовика XVI - никогда не покидающий его аппетит. Извлекаются обильные припасы, едят вдоволь, на серебряном сервизе, из окон кареты летят куриные кости, пустые винные бутылки; не забывают и славных лейб-гвардейцев.

Дети в восторге от приключения, играют в карете, королева весело болтает со всеми, король использует этот непредвиденный повод для того, чтобы познакомиться со своим королевством. Он достает карту и с большим интересом следит за маршрутом от села к селу, от деревушки к деревушке. Постепенно у них появляется чувство безопасности…»


Карикатура на прически. До революции остался 1 год

Так, утратив чувство опасности и осторожность, королевская семья была поймана революционными гражданами. Король, выглядывавший из окна кареты, был узнан на почтовой станции. В городе Варенне королевские беглецы были задержаны и отправлены в Париж под усиленной охраной. Судя по карете, в которой они ехали, не хватало только надписи "Король здесь".

О неудачах Людовика XVI и Марии-Антуанетты есть в предсказаниях Нострадамуса:

Король сквозь Реймса лес промчит и канет,
Найдя в Варенне ненадёжный кров.
Пусть в сером он, она - как белый камень,
Нож и мятеж швырнут их платья - в кровь.


Король Луи XVI

Королевская семья была помещена во дворце Тюильри под строгим надзором. В августе 1792 года дворец был захвачен революционными гражданами. Королевские арестанты переведены в знаменитую тюрьму Тампль, которая тоже не сохранилась до наших дней (как и Бастилия).


Захват дворца Тюильри

В январе 1793 года король Людовик XVI был казнен. Эта участь ожидала и его супругу. Оставалось только несколько судебных формальностей. Для обвинения враги королевы использовали памфлеты с клеветой авантюристки Жанны де Ла Мотт (о которой я писала в посте «Ожерелье королевы»). Легкомысленная королева - любительница роскоши предстала в образе чудовища, избавление от которого станет величайшей добродетелью для Франции.

Мария-Антуанетта, ее дети и сестра Елизавета находились в тюрьме Тампль. В августе 1793 года королева была переведена в тюрьму Консьержери, из которой был только один выход – на эшафот. (Об этом месте я писала в посте )


Консьержери в наши дни

По воспоминаниям дочери королевы:
«2-го августа в 2 часа ночи нас разбудили, чтобы прочесть моей матери декрет конвента, предписывающий, согласно требованию прокурора коммуны, чтобы она была доставлена в Консьержери для участия в своём процессе. Она непоколебимо выслушала чтение этого декрета и не сказала им не слова; тётя и я немедленно попросили разрешения последовать за моей матерью, но нам не оказали этой милости.

Пока она складывала свои платья, стражники не покидали её, и ей даже пришлось одеваться в их присутствии. Они потребовали осмотра её карманов, что она и разрешила; они порылись в них и взяли всё, что в них было, хотя это были сущие пустяки. Сделав из всего этого свёрток, они сказали, что перешлют его в революционный трибунал, где свёрток и будет вскрыт у неё на глазах. Ей они оставили только носовой платок и флакон, т.к. боялись, что ей может сделаться дурно. Моя мать, нежно обняв меня, советовала быть мужественной, заботиться хорошенько о моей тёте и повиноваться ей как второй матери, вновь повторила те же советы, что давал мой отец; затем, бросившись в объятия тёти, она поручила её заботам своих детей.

Я не ответила ей ничего настолько я была потрясена мыслью, что вижу её в последний раз; тётя же сказала ей очень тихо несколько слов. Затем моя мать вышла, не глядя на нас, конечно, из опасения, что присутствие духа покинет её. У подножья башни она ещё раз остановилась, так как стражники подписывали там протокол о том, что освобождают привратника от её личности.

Выходя, она ударилась головой о решетку, т.к. не подумала наклониться; её спросили, не сделала ли она себе больно:
«О, нет! - ответила она. - В настоящее время ничто не может причинить мне боль». Она села в повозку вместе со стражниками и двумя жандармами»

Из обвинения, предъявленного королеве: «Национальный конвент, дал великий образчик строгости по отношению к предателям, замышляющим гибель своей страны; но ему остаётся издать еще один важный декрет. Женщина, позорище человечества и своего пола, вдова Капет должна, наконец, искупить свои преступления на эшафоте. Уже всюду печатают, что она была доставлена в Тампль, судима тайно и что революционный трибунал оправдал ее; как будто женщина, пролившая кровь многих тысяч французов, может быть оправдана французским судом! Я прошу революционный трибунал вынести решение о ее судьбе в течение этой недели».

Большинство судей проголосовали за смертный приговор. Председатель огласил решение:
По воспоминаниям адвоката королевы:
«Мы слушали его в страшной тревоге; одна королева выслушала его спокойно, и можно было только заметить, что в ее душе подымается какое-то возмущение, показавшееся мне весьма знаменательным. Она не высказала ни малейших признаков страха, негодования или слабости. Она была словно сражена неожиданностью. Она сошла по ступенькам, не проронив ни слова, не сделав ни одного жеста и прошла через зал заседаний, как бы ничего не видя и не слыша. И только подойдя к решетке, за которой стоял народ, она величественно подняла голову».
«Выражение лица осужденной нисколько не изменилось. В четыре с половиной часа утра её доставили обратно в место заключения при Консьержери»
- вспоминали современники.
«Королева вышла из трибунала поздно ночью. Её мужество не было поколеблено; её поведение по-прежнему было благородно, но скромно и безропотно».

Так невзгоды изменили королеву. Это уже другая Мария-Антуанетта. Жаль, что у нее не было другого шанса всё исправить.

Перед казнью королева написала свое последнее письмо сестре Елизавете:
«16 сего октября, 4 1/2 часа утра. Вам, сестра моя, я пишу в последний раз. Меня только что приговорили не к позорной смерти, она позорна лишь для преступников, а к возможности соединиться с вашим братом: невинная, как и он, я надеюсь проявить ту же твердость духа, какую он проявил в свои последние мгновения. Я спокойна, как бывают спокойны люди, когда совесть ни в чем не упрекает; мне глубоко жаль покинуть моих бедных детей; вы знаете, что жила только для них; а в каком положении я оставляю вас, моя добрая и нежная сестра, вас, пожертвовавшую по своей дружбе всем, чтобы быть с нами! Из речей на процессе я узнала, что мою дочь разлучили с вами; увы! Бедное дитя, я не осмеливаюсь писать ей, так как она не получит моего письма; я не знаю даже, дойдет ли это письмо до вас.

Примите здесь мое благославление для них обоих. Я надеюсь, что когда-нибудь, когда они подрастут, они смогут соединиться с вами и вполне насладиться вашими нежными заботами. Пусть они оба думают о том, что я не переставала им внушать; что первой основой жизни являются принципы и точное выполнение своих обязанностей; что их обоюдная дружба и доверие составят их счастие; пусть моя дочь поймет, что в ее возрасте она должна помогать своему брату советами, какие смогут ей внушить ее больший опыт и дружба.

Пусть мой сын в свою очередь выказывает своей сестре все заботы и оказывает все услуги, какие только может внушить дружба; пусть, наконец, они оба прочувствуют, что в каком бы положении и где бы ни оказались они, только в своем единении они будут действительно счастливы.
Пусть они берут пример с нас! Сколько утешения в наших несчастиях дала нам наша дружба! А в счастии вы наслаждаетесь им вдвойне, когда можете разделить его с другом; и где вы найдете более нежного, более близкого друга, чем в своей собственной семье?
Пусть мой сын никогда не забывает последних слов своего отца, которые я особенно горячо повторяю ему - пусть он никогда не стремится мстить за нашу смерть.
Мне надо сказать вам об одной очень тяжелой для моего сердца вещи. Я знаю, сколько неприятностей вам причинил этот ребенок; простите его, моя дорогая сестра; подумайте о его возрасте и о том, как легко сказать ребенку, что захочется, и даже то, чего он не понимает. Настанет день, я надеюсь, когда он отлично поймет всю величину вашей ласки и вашей нежности к ним обоим.

Мне остается еще доверить вам мои последние мысли; я хотела было записать их с начала процесса, но помимо того, что мне не давали писать, ход процесса был так стремителен, что у меня для этого действительно не было времени.
Я умираю, исповедуя апостолическую римско-католическую религию, религию моих отцов, в которой я была воспитана и которую я всегда исповедывала, - умираю, не ожидая никакого духовного напутствия, не зная даже, сущеществуют ли здесь еще пастыри этой религии; и даже то место, где я нахожусь, подвергло бы их слишком большой опасности, если бы они хоть раз вошли сюда.

Я искренно прошу прощения у Бога во всех грехах, содеянных мною с первого дня моего существования. Я надеюсь, что, по своей благости, Он примет мои последние моления, равно как и те, что я уже давно шлю ему, чтобы он соблаговолил присоединить мою душу к своему милосердию и благости.
Я прошу прощения у всех, кого я знаю, и особенно у вас, моя сестра, за все те обиды, которые, помимо моего желания, я могла нанести.
Всем моим врагам я прощаю зло, которое они мне причинили.

Здесь я прощаюсь со всеми моими тетками и со всеми моими братьями и сестрами.
У меня были друзья; мысль о том, что я разлучаюсь навсегда с ними и с их горестями, вызывает одно из самых глубоких сожалений, которое я уношу с собой в час смерти. Пусть, по крайней мере, они знают, что до последней минуты я думала о них.

Прощайте, моя добрая и нежная сестра; о, если бы это письмо дошло до вас! Думайте всегда обо мне; от всего сердца я обнимаю вас и этих бедных и дорогих детей.
Боже мой! Как мучительно покинуть их навсегда! Прощайте, прощайте! Я хочу заняться только своими духовными обязанностями.
Так как я не свободна в своих действиях, то, может быть, ко мне приведут священника, но я заявляю здесь, что я не скажу ему ни слова и поступлю с ним, как с существом совершенно чуждым для меня»


Сон перед казнью

О последних часах жизни королевы сохранились записи ее верной служанки:
«Около семи часов утра привратник посоветовал мне сойти к королеве и спросить ее, не желает ли она покушать. Войдя в камеру, где горело две свечи, я заметила жандармского офицера, сидевшего в левом углу; приблизившись к государыне, я увидела, что она лежит на постели, одетая во все черное.

Повернувшись лицом к окну, она опиралась головой на руку.
«Государыня, - сказала я ей дрожа, - вы ничего не кушали вчера вечером и почти ничего не ели в течение дня. Что желаете вы скушать сегодня утором?»

Королева сильно плакала; она ответила мне: «дочь моя, мне больше ничего не надо, для меня всё кончено».

Я осмелилась добавить: «государыня, в моей плите сохранились бульон и вермишель; вам нужно подкрепиться, позвольте мне принести вам что-нибудь».

Слезы королевы потекли вдвое сильнее, и она мне сказала: «Розалия, принесите мне бульону». Я сходила за ним, она уселась, но могла проглотить несколько ложек, перед лицом Бога я свидетельствую, что её тело не получало другой пищи, и я могла убедиться, что она совершенно обессилела»


Дорога на эшафот из Консьержери. На заднем фоне знаменитые старинные часы


Часы Консьержери отсчитывали последние минуты заключенных

В парижской газете писали о последних часах жизни королевы. Казнил Марию-Антуанетту революционный палач Сансон, который работал на эшафоте целыми днями.
«В 7 часов утра гражданин Сансон, исполнитель решений суда, явился в камеру королевы. «Вы приходите рано, сударь, - сказала она, - разве вы не могли бы опоздать?» - «Нет, сударыня. У меня приказ явиться. Она была уже совершенно готова, т.е. одета в белое, по примеру своего покойного мужа в день его казни…

В 10 ч. утра многочисленные патрули обходили улицы. В 11 ч. Антуанетта вышла из тюрьмы, одетая в утренний белый пикейный капот. Она очень быстро поднялась на телегу палача; рядом с ней поместился конституционный священник Жене; многочисленные конные и пешие отряды эскортировали телегу.


Так изобразил королеву перед казнью революционный художник Жак-Луи Давид


А так это представил живописец 19 века

Дорогой Антуанетта равнодушно смотрела на войска, образовавшие в количестве более тридцати тысяч человек двойные шпалеры вдоль улиц, по которым она ехала. На её лице не было заметно ни подавленного состояния духа, ни гордости; казалось, она совершенно безразлично относилась к крикам «да здравствует Республика!», которые непрерывно раздавались на её пути. В общем, она мало говорила со своим исповедником, который почти всё время обращался к ней; она же отвечала односложно.

Прибыв в 12 1/2 часов на площадь Революции, она внимательно осмотрела дворец Тюльери, гильотину и статую Свободы. Она мужественно взошла на эшафот; после её смерти палач показал народу её голову при тысячекратно повторенных криках: «да здравствует республика!»

Подымаясь на эшафот, Антуанетта нечаянно наступила на ногу гражданина Сансона, и палачу стало настолько больно, что он вскрикнул: «ай!» Она обернулась к нему со словами: «сударь, я прошу у вас прощения, я сделала это нечаянно». Возможно, что она устроила эту сцену, чтобы возбудить интерес к памяти о себе»

Давний враг королевы Эбер в своей газете «Папаша Дюшен» писал:
«Величайшая радость из радостей Папаши Дюшена, после того, как он увидел собственными глазами голову самки veto, отделенную от её… шеи потаскухи!»

Казненной королеве было 37 лет.


Образы в кино

Жутковатое стихотворение о призраках королевы и ее придворных.

Генрих Гейне
Мария Антуанетта

Как весело окна дворца Тюильри
Играют с солнечным светом!
Но призраки ночи и в утренний час
Скользят по дворцовым паркетам.

В разубранном павильоне de Flor
Мария-Антуанетта
Торжественно совершает обряд
Утреннего туалета.

Придворные дамы стоят вокруг,
Смущенья не обнаружив.
На них - брильянты и жемчуга
Среди атласа и кружев.

Их талии узки, фижмы пышны,
А в ножках - кокетства сколько!
Шуршат волнующие шелка.
Голов не хватает только!

Да, все - без голов!.. Королева сама,
При всем своем царственном лоске,
Стоит перед зеркалом без головы
И, стало быть, без прически.

Она, что носила с башню шиньон
И титул которой так громок,
Самой Марии-Терезии дочь,
Германских монархов потомок, -

Теперь без завивки, без головы
Должна - нет участи хуже! -
Стоять среди фрейлин незавитых
И безголовых к тому же!

Вот - революции горький плод!
Фатальнейшая доктрина!
Во всем виноваты Жан-Жак Руссо,
Вольтер и гильотина!

Но удивительно, странная вещь:
Бедняжки - даю вам слово! -
Не видят, как они мертвы
И до чего безголовы.

Все та же отжившая дребедень!
Здесь все, как во время оно:
Смотрите, как смешны и страшны
Безглавые их поклоны.

Несет с приседаньями дама d"atour1
Сорочку монаршей особе.
Вторая дама сорочку берет,
И приседают обе.

И третья с четвертой, и эта, и та
Знай приседают без лени
И госпоже надевают чулки,
Падая на колени.

Присела пятая - подает
Ей пояс. А шестая
С нижнею юбкой подходит к ней,
Кланяясь и приседая.

С веером гофмейстерина стоит,
Командуя всем парадом,
И, за отсутствием головы,
Она улыбается задом.

Порой любопытное солнце в окно
Посмотрит на все это чудо,
Но, старые призраки увидав,
Спешит убраться отсюда!


Тот самый парк, но об этом подробнее позже

Предыдущая история

Мария-Антония Йозефа Иоганна, принадлежавшая к Лотарингской ветви Габсбургского дома, была младшей дочерью и предпоследним ребенком из шестнадцати детей австрийского императора Франца и его супруги Марии-Терезии . Она появилась на свет в Вене 2 ноября 1755 года и, по всеобщему признанию, была самым красивым, обаятельным и грациозным ребенком императорской четы. Ее детство прошло в основном во дворце Шёнбрунн: хотя Мария-Терезия всегда старалась уделять внимание воспитанию и образованию своих детей, она все больше была занята государственными делами и на младших детей ее сил уже не хватало. К Марии-Антуанетте были приставлены лучшие педагоги - ее музыкальным образованием занимался сам Глюк , - но она все же прекрасно умела избегать нежеланных занятий, проводя дни в веселье и шалостях. Общительная, очаровательная, легкомысленная, добрая, жизнерадостная и хорошенькая девочка рано поняла, что обаяние и веселый разговор прекрасно могут заменить образованность, развлечения гораздо приятнее серьезных занятий, а милой улыбкой и ласковым словом можно добиться всего, что ей угодно. Такие качества в избалованной девочке казались бы вполне нормальными - если бы этой девочке не была уготована великая судьба.

1762 г.
Марии Антуанетте семь лет

1762 г.
портрет кисти Жана-Этьена Лиотара

1765 г.
Мария-Антуанетта и ее братья,
Фердинанд и Максимилиан танцуют в балете,
поставленном по случаю бракосочетания
Иосифа II с Марией Баварской.

Французские Бурбоны и правящие Австрией Габсбурги враждовали уже две сотни лет, и к середине восемнадцатого века это надоело даже им самим. Лучшие политики обеих стран вели переговоры о примирении и наконец пришли к выводу, что лучшим залогом будущего мира будет династический брак.
После обсуждения всех вариантов было решено, что наследник французской короны дофин Людовик, внук короля Людовика XV , возьмет в жены одну из дочерей Марии-Терезии. В конце концов выбор пал на младшую, Марию-Антуанетту.
Проекты долго оставались проектами. Марии-Терезии пришлось приложить немало сил, чтобы договор дипломатов вылился в официальное брачное предложение: французский король три года тянул со сватовством, не отказываясь, но и не обнадеживая. Между тем выяснилось, что юная эрцгерцогиня, с точки зрения строгой матери, мало подходит на роль французской королевы. Она плохо знает французский, пишет с ошибками даже на родном немецком, а ее знания в остальных науках нельзя назвать даже поверхностными: Мария-Антуанетта прекрасно умела увиливать от уроков. Наконец в 1769 году король Людовик официально просит руки эрцгерцогини, и, пока два двора сочиняют церемониал будущей свадьбы и утрясают все возможные церемониальные проблемы, к будущей супруге дофина из Версаля посылают аббата Вермона - в качестве наставника в дворцовом этикете, науках и религии.
Аббат был очарован красотой будущей дофины: «Имея очаровательную внешность, она сочетает в себе обаяние, грацию, умение держать себя, и когда она, как можно надеяться, физически несколько разовьется, то будет обладать всеми внешними данными, которые только можно пожелать принцессе», - пишет он в Париж. Однако аббат прекрасно понял, что его воспитанница - девушка избалованная, легкомысленная и рассеянная: «У нее больше интеллекта, чем можно было бы предполагать, но, к сожалению, из-за разбросанности в свои двенадцать лет она не привыкла его концентрировать. Немножко лени и много легкомыслия затрудняют занятия с нею. Шесть недель я преподавал ей основы изящной словесности, она хорошо воспринимает предмет, но мне пока не удалось заставить её глубже заинтересоваться преподанным материалом, хотя я и чувствую что способности к этому у неё имеются. Я понял наконец, что хорошо усваивает она лишь то, что одновременно и развлекает её». Роскошный кортеж провез эрцгерцогиню к ее будущему супру1у через половину Европ ы: впервые она увидела его в Компьенском лесу, где стоял в ожидании королевский поезд. Король, престарелый Людовик, большой знаток женской красоты, нашел будущую невестку очаровательной, а вот его внук едва обратил на нее внимание - в дневнике за тот день он написал всего лишь: «Свидание с дофиной». И на Марию-Антуанетту этот юноша - крупный, обрюзгший, болезненно застенчивый, некрасивый и неуклюжий - не произвел положительного впечатления; впрочем, он был наследником великой страны, и ей этого было достаточно.

1767 г
художник Мартин ван Майтенс

1769 г.
Художник: ФРАНСУА ЖОЗЕФ ДЮКРЕ

1769 г.

Свадьба состоялась 16 мая 1770 года в Версале: четырнадцатилетняя эрцгерцогиня стала женой дофина, которому еще не исполнилось и шестнадцати. Необыкновенно пышное празднество должно было закончиться фейервер ком для десятков тысяч парижан, прибывших в Версаль, дабы пожелать счастья молодым, однако разразившаяся буря посеяла среди них панику, и в давке многие пострадали - это было сочтено плохим предзнаменованием. Но Мария-Антуанетта не желала обращать внимание на дурные знаки - с детства она замечала лишь хорошие.
Однако в первую же брачную ночь выяснилось, что молодой муж не в состоянии исполнить свой супружеский долг. Неопытная и наивная Мария-Антуанетта не придала этому значения, однако подобные неудачи случались ночь за ночью. Наконец, обеспокоенная письмами дочери, Мария-Терезия вынудила короля показать внука врачам - и те диагностировали у него фимоз, нераскрытие крайней плоти, препятствующий полноценной сексуальной жизни. Дофина могла спасти простая операция - однако тот, боязливый, тугодумный и болезненно нерешительный, никак не мог отважиться отдаться в руки хирургов.
Между тем юная дофина, которую супруг продолжал регулярно навещать в спальне, страдала от сексуальной неудовлетворенности и унижения. Дофин Людовик, в свою очередь, страдал от собственной неполноценности: о его проблеме был осведомлен весь двор, и он постоянно чувствовал насмешки и жалость. Все это наложило свой отпечаток на характер и образ жизни обоих супругов: Людовик замкнулся в себе, лишь изредка пытаясь вспышками ярости утвердить свое положение, а Мария-Антуанетта изводила себя в лихорадочной активности, пытаясь как-то сублимировать женскую неудовлетворенность.

Версаль восторженно принял юную дофину: она была красива, очаровательна, невероятно грациозна, умела и любила развлекаться, и к тому же ей покровительствовал сам король. Вокруг нее моментально собрался круг молодых аристократов, в обществе которых Мария-Антуанетта развлекалась как могла: балы, праздники и гулянья следовали один за другим.
В то время как дофин вел размеренный образ жизни, рано ложился и рано вставал, его супруга развлекалась ночи напролет, а спать ложилась на рассвете. Как оказалось, они вообще были полной противоположностью друг другу: основательный, неповоротливый, флегматичный, консервативный и нерешительный Людовик и легкомысленная, очаровательная, грациозная, ни о чем не задумывающаяся Мария-Антуанетта, которая моментально принимала решения и так же быстро забывала обо всех проблемах.
Впрочем, если не считать отсутствия плотской связи, их семейная жизнь была вполне счастливой: наследник тихо обожал свою красавицу-жену и ни в чем ей не отказывал, а она, хоть и посмеивалась над его неуклюжестью, все же ценила его образованность, серьезность, доброту и порядочность.

1767 г
художник Мартин ван Майтенс

1769 г.
Художник: ФРАНСУА ЖОЗЕФ ДЮКРЕ

1769 г.
Мария-Антуанетта играет на пианино,
Художник Франц Ксавер Вагеншен

В мае 1774 года король Людовик XV скончался от оспы - по преданию, он заразился от одной из своих молоденьких любовниц. Его внук стал королем Людовиком XVI, а Мария-Антуанетта стала королевой. Мария-Терезия, всегда беспокоившаяся за судьбу младшей дочери, с прозорливостью пророка писала: «Я еще более озабочена судьбой моей дочери. Судьба ее будет либо блистательной, либо глубоко несчастной. Король, министры находятся в крайне трудном положении, дела государства запутаны и расстроены, а она так молода! У нее никогда не было и, пожалуй, никогда не будет серьезных стремлений».
Людовик с супругой получили неограниченную власть над одной из самых великих стран мира, их восшествие на престол было встречено невероятным ликованием народа: старый король давно утомил подданных развратом и непомерным мотовством, и с именем его преемника - честного, открытого, доброжелательного и необыкновенно порядочного - связывались огромные надежды. Которым, однако, так и не суждено было сбыться: Людовик, хоть и был обуреваем самыми лучшими намерениями, так и не смог преодолеть свою природную нерешительность и начать реформы. Он ограничился изгнанием из Версаля наиболее одиозных фигур, начиная с последней фаворитки деда - мадам Дюбарри , ненавидимой народом за расточительность и протекционизм.
Мария-Антуанетта же не строила никаких планов: она желала власти лишь над самой собой и своим временем. Ее главной задачей было нравиться, покорять и восхищать, и, со свойственной ей бесконечной энергией, королева Франции взялась за роль королевы мод: отныне и на полтора десятилетия наряды, прически, украшения и манеры Марии-Антуанетты станут законом для дам всей Европы. Когда она носила высокие причудливые прически - дамы соревновались в затейливости тем и высоте шиньонов. Когда королева придумывала новый оттенок - в него моментально окрашивался весь Париж. Когда ей надоели тяжелые ткани - парча, бархат, плотный шелк - и она одевалась в муслин и батист, так же поступали все француженки, а прославленные лионские мануфактуры и торговцы бархатом разорялись в угоду королеве. Ее модистка мадам Бретен, бессменный автор роскошных королевских платьев, была влиятельней министров - по ее слову вся страна переодевалась, изменяясь до неузнаваемости, подражая капризам ее величества Марии-Антуанетты. По словам язвительных современников, «никогда женщины Франции не тратили такую уйму денег на то, чтобы выглядеть посмешищем». Стиль рококо - изящный, прихотливый, неброский и вместе с тем невероятно изысканный, грациозный и легковесный, так похожий на саму
Марию-Антуанетту, - воплотил в своих затейливых завитках весь дух эпохи, всю душу прекрасной королевы.
Денег на роскошные наряды и драгоценности всегда не хватало, и, чтобы хоть как-то расправиться с долгами, королева начала играть в карты. Хотя азартные игры были официально запрещены по всей стране, королева - втайне от короля - играла с приближенными ночи напролет, проигрывая огромные деньги. В ее салон допускались любые авантюристы, лишь бы у них были деньги на игру, - и вскоре стали говорить, что королева окружает себя шулерами и мошенниками.

Никаких государственных интересов у нее не было - ей хотелось развлекаться и веселиться, и самыми грозными ее врагами были не враждебные государства, а скука и ненавистный дворцовый этикет. Выросшая при живом, изящном австрийском дворе, Мария-Антуанетта не выносила жестокий этикет, строжайше регламентировавший каждое движение, слово, каждый взгляд. Ей были невыносимы бесконечные придворные церемонии, которыми, по традиции, были расписаны все моменты жизни королевской семьи, и со временем она нашла выход. Мария-Антуанетта упросила короля подарить ей Малый Трианон: этот маленький изящный дворец на границе Версаля был построен для интимных развлечений Людовиком XV. Он отличался

Уединенностью, небольшими размерами - всего восемь комнат - и изящной отделкой, которую Мария-Антуанетта украсила по собственному вкусу. В этом дворце Мария-Антуанетта привыкла отдыхать от церемоний Версаля: удалившись от двора с узким кругом приближенных, она проводила дни в играх и забавах. Сочинения Жан-Жака Руссо породили моду на «естественность», возвращение к природе - и, хотя Мария-Антуанетта не дала себе труда ознакомиться с его книгами, моду она уловила мгновенно. Трианон украсился тщательно спланированным «естественным» парком, обошедшимся казне в огромную сумму, а позже даже обзавелся «настоящей» деревней, где к услугам королевы и ее придворных дам были крестьянские домики, живые коровы, куры и настоящие крестьяне. Вслед за Марией-Антуанеттой все знатные дамы переоделись в крестьянок: батистовые платья в полоску, украшенные лентами пышные волосы, укрытые чепцом или соломенной шляпой, - таков был новый облик королевы, презревшей видимую роскошь ради любви к простой жизни.
Впрочем, что такое простая жизнь, королева и не догадывалась: она ни разу не сталкивалась с ней лицом к лицу и была свято уверена, что мир ограничивается высшим светом. Она даже ни разу не путешествовала по стране, проводя годы в нескольких своих дворцах. Любопытство королевы было особого свойства: она любила все яркое и блестящее, ослеплявшее сразу и забывающееся мгновенно. Известно, что Мария-Антуанетта в жизни не прочла до конца ни единой книги и даже письма и важнейшие документы едва пробегала глазами, чтобы тут же отбросить: она не желала задумываться ни о чем серьезном, что может навеять скуку. «Я страшусь скуки», - признавалась она.
Однако годы шли, а королева так и не выполнила своего главного долга - не подарила королю наследника. Мария-Терезия, все более обеспокоенная липовой семейной жизнью дочери, прислала к ней ее брата, императора Иосифа . Тот уговорил Людовика сделать необходимую операцию, и Мария-Антуанетта наконец познала радости плотских удовольствий.
19 декабря 1778 года Мария-Антуанетта произвела на свет дочь Марию-Терезу-Шарлотту , а в октябре 1781 года она подарила Франции долгожданного наследника Луи-Жозефа . Став матерью, Мария-Антуанетта заметно преобразилась: она стала гораздо спокойнее, домашнее, с большей нежностью относилась к мужу, все больше времени проводила в его обществе. Детей она обожала - с ними ее жизнь, блестящая и пустая, наконец обрела смысл. Позже она родила еще двоих детей - сына Луи-Шарля и дочь Софию-Беатрису, которая скончалась, не дожив до года.
Рождение дофина, вызвавшее в стране огромную радость, стало, однако, причиной интриг против Марии-Антуанетты. Придворные и раньше не могли ей простить, что она, удалившись в Малый Трианон, лишила Версаль блеска, а его обитателей - счастья быть приближенными к королевской чете. Те, кого она не допустила в свой узкий круг, чувствовали себя оскорбленными и униженными.

1787 г.
Мари Виже-Лебрен. "Портрет Марии-Антуанетты с детьми".

1785-1786 гг.
Королева Мария-Антуанетта Франции со своими детьми Мария Тереза Шарлотта Франции и Дофин Жозеф Луи Франции, художник Адольф Ульрих Вертмюллер

1792 г.
Дофин Луи-Шарль. Портрет работы Александра Кушарского.

К недовольным королевой добавились и братья короля: пока у Людовика не было сына, наследником был его брат Луи Станислас Ксавье, граф Прованский , - теперь же вожделенная корона ускользала из его рук. Сплотивший вокруг себя недовольных королевой и ее супругом, он начал жестокую и остроумную кампанию по дискредитации имени Марии-Антуанетты: во многом именно этим кружком были выдуманы многочисленные слухи о порочности, жадности, сексуальной развращенности и прочих грехах королевы. Ее обвиняли даже в противоестественной связи с ее ближайшими подругами - принцессой Ламбаль и герцогиней де Полиньяк . Но ложь, какой бы неправдоподобной она ни была, падала на благодатную почву: разочарованная в своих надеждах Франция, погруженная в нищету и отчаяние, начинала ненавидеть королеву, виня ее во всех бедах. Ведь она была иностранка, австриячка, ей нет дела ни до страны, ни до своих подданных. До сих пор жив анекдот: будто однажды Марии-Антуанетте доложили, что у французов нет хлеба... «Пусть едят пирожные», - легкомысленно отмахнулась королева. Эта история - выдумка, но ее живучесть прекрасно подчеркивает, насколько во Франции не любили Марию-Антуанетту.
Окончательно разрушила репутацию королевы знаменитая история с ожерельем: желавший добиться ее расположения кардинал Луи Роган , потомок одной из знатнейших аристократических фамилий, подстрекаемый авантюристкой Жанной де ла Мотт , будто бы по просьбе Марии-Антуанетты купил у ювелиров роскошнейшее бриллиантовое колье, ранее принадлежавшее мадам Дюбарри. Авантюристка исчезла вместе с колье, а ювелиры в один прекрасный день явились к королеве требовать обещанную сумму: полтора миллиона ливров.

Разгневанная королева немедленно велела арестовать Рогана и всех, кто был причастен к этому делу. Следствие выяснило, что королеву изображала некая актриса, нанятая де ла Мотт. Хотя Мария-Антуанетта была оскорблена тем, что Роган счел, будто бы королева способна бегать ночью на свидания и покупать драгоценности через подставных лиц, суд оправдал его: в глазах судей и всего народа королева была способна еще и не на такое. Как справедливо заметил позже Наполеон, «королева невиновна, и, для того чтобы общественное мнение признало эту ее невиновность, она выбрала судьей парламент. Именно поэтому все стали считать королеву виновной».
Недовольство народа, измученного неурожаями, высокими налогами, голодом и нищетой, достигло крайней точки. Казна тоже была пуста - ив этом во многом была виновата королева, безоглядно тратившая миллионы на развлечения и подарки друзьям. Король попытался обратиться за помощью к парламенту, однако тот настоял на созыве Генеральных штатов - представительства трех сословий французского общества. Штаты были созваны в мае, а уже в июне депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием.
В то время королевской семье было не до политики: от туберкулеза скончался дофин Луи-Жозеф - его смерть была огромным ударом и для короля, и для его жены. Погруженные в траур, они упустили контроль над ситуацией в стране, очнувшись, лишь когда напряжение достигло высшей точки. 14 июля 1789 года парижане взяли Бастилию, сровняв ее с землей как символ ненавистной монархии. Король впал в апатию - его обычная нерешительность, так дорого стоившая монархии, превратилась в полное бездействие. Когда в октябре разъяренные толпы ворвались в Версаль, он даже не пытался сопротивляться.
Трудно сказать, что двигало Марией-Антуанеттой, которая в эти черные дни решила остаться рядом с супругом. У нее была не одна возможность бежать, спасти себя и детей, однако она предпочла разделить судьбу мужа. Вместе с ним Мария-Антуанетта и их дети, Мария-Тереза и Луи-Шарль, были привезены в Тюильри, где находились под домашним арестом.