А.Платонов "На заре туманной юности". Платонов андрей на заре туманной юности

В 1938 году в литературном журнале «Новый мир» был опубликован рассказ Платонова «Ольга». Позже автор дал этому произведению иное название - «На заре туманной юности». Этот рассказ - история девочки-сироты во время Гражданской войны. В этот непростой период голод и нужда очерствили души людей. Но Ольга - героиня этого рассказа - несмотря на бессердечие и жестокость окружающих, не обозлилась. Она, напротив, стала сильным и добрым человеком. Краткое содержание «На заре туманной юности», а также и образ главной героини - темы этой статьи.

В родительском доме

Рассказ начинается с описания того дня, когда после смерти родителей Ольга оказалась совсем одна в доме. Краткое содержание «На заре туманной юности» можно начать, конечно, с недолгого путешествия к тетке, на которую девочка возлагала надежды. Однако в произведении не последнюю роль играют мысли героини, которые автор передает кратко и лаконично, но этого оказывается достаточно читателю для того, чтобы понять силу и необыкновенный оптимизм Оли. Именно эти качества помогают ей выдержать все трудности, обрушившиеся на нее.

Девочка сиротой становится в четырнадцать лет. Краткое содержание «На заре туманной юности» можно изложить в небольшом тексте, в котором будут изображены главные события за трехлетний период в ее жизни. Для того чтобы раскрыть образ героини, следует несколько слов сказать о том, как она восприняла смерть родных.

Нужно дальше жить

Ольга встала утром, перестирала белье умерших родителей и принялась готовить обед. Продуктов в доме совсем не было. Но она все же поставила кастрюлю с водой на огонь. Девочке вспомнились слова матери: «Нужно жить дальше». И это утверждение придало ей сил. К тому же ей все время казалось, что если она будет повторять действия матери (готовить, убирать, стирать), то не будет одинока. К вечеру она все ждала, что кто-то придет. Но по соседству в каждой семье было свое горе: тиф уносил жизни и взрослых, и детей. И девочка решила, что ей нужно отправиться к тетке - доброй и веселой женщине. По крайней мере, такой ее представляла Ольга.

Татьяна Васильевна

Краткое содержание «На заре туманной юности» можно изложить следующим образом: история девочки, верившей в добро, но не разочаровавшейся в людях, даже несмотря на их злость и бессердечие. Ольга верила в то, что сестра матери - Татьяна Васильевна - будет рада ее приезду. Ведь во всем мире эта женщина была единственной родной душой. В детских воспоминаниях Оля хранила образ доброй веселой тетки. Но реальность оказало совсем другой. Ольга увидела женщину жадную, озлобленную, не способную видеть ничего, кроме собственного несчастья. Муж у тяжело трудился (как и все главные и второстепенные герои рассказа), был черствым, холодным человеком.

В доме тетки

Ольгина тетка - это не единственный эгоистичный и ожесточившийся человек, которого в своем произведении изобразил Платонов. «На заре туманной юности» (краткое содержание) - тема статьи. Но не стоит заострять внимание на сюжете, а следует подробнее рассмотреть характеристику некоторых героев. А ее автор почти не дает. Характер героя раскрывается по ходу повествования.

В первую же встречу с теткой Ольга понимает, что не останется в ее доме. Женщина начинает попрекать племянницу куском хлеба, который и съеден-то еще не был. А когда девочка ложится спать, она садится рядом с ее кроватью и начинает рассуждать о коварстве нежданной гостьи, которая явилась откуда ни возьми, а «теперь ее корми, одевай, обувай, а она будет ждать, когда тетка помрет и оставит ей дом». Такими словами встречает свою племянницу-сироту эта несимпатичная героиня из рассказа «На заре туманной юности».

Читать краткое содержание этого произведения недостаточно, для того чтобы понять характеры персонажей. В тяжелые времена люди проявляют нередко самые плохие свои качества. Этой теме и посвятил Андрей Платонов «На заре туманной юности». Но познать глубину его идеи можно, лишь прочитав произведение полностью.

Лиза

Во время учебы Ольга знакомится с другой девочкой - Лизой. Их судьбы похожи, и они становятся близкими подругами. Но девочки совсем по-разному смотрят на жизнь. Когда в столовую перестают поставлять продукты, Лиза начинает плакать. Но Ольга не опускает руки и идет искать работу, пропуская уроки. Даже после трудного дня героиня рассказа находит в себе силы учиться, она осознает, что знания ей необходимы. На примере Ольги и Лизы читатель видит две разные модели поведения людей, оказавшихся в трудных условиях. Подруга главной героини думает только о себе, часто плачет. Лиза проявляет свою инфантильность и слабость. Но Ольга, напротив, очень быстро взрослеет. Она учится принимать решения и не отчаиваться даже, казалось бы, в безвыходных ситуациях.

Юшка

Ольга сильно привязывается к Юшке - мальчику, который лишился матери, и за которым следит девочка в то время, когда отец находится на смене. К этому периоду героине рассказа уже 16-17 лет. И в ней уже начинает зарождаться способность заботиться и любить маленького человека, что присуще только матерям. Даже после того, когда она спасает поезд красноармейцев, находясь при смерти, она вспоминает в первую очередь Юшку.

Кому посвятил А. Платонов «На заре туманной юности»? Возможно, главной темой является вера в светлое будущее, которая помогает героине перенести голод. Когда Ольга поселяется в общежитии, она узнает, Надежда на этого старца (а коммунистический вождь в глазах Ольги - мудрый и немолодой) придает ей необыкновенных сил. Она начинает верить в него и отныне считает своим долгом заботиться не только о себе, но и о своей подруге.

Нельзя сказать, что этот рассказ создал Андрей Платонов на заре туманной юности. Краткое содержание одного из самых оптимистических произведений изложено в этой статье. И несмотря на то, что рассказ был написан после множества трудностей, перенесенных автором, произведение пропитано чистой верой в человека и надеждой на счастье.

Рассказ "На заре туманной юности", краткое содержание которого вы найдете в этой статье, был написан Платоновым в 1938 году. Интересно, что рассказ имел еще и рабочее название "Ольга".

Сюжет произведения

В рассказе "На заре туманной юности" (краткое содержание есть в этой статье) главный герой произведения - юная девочка по имени Ольга. События разворачиваются во время Гражданской войны. Родители ее недавно погибли. Теперь она не может себе представить, как жить дальше. Ольга остается одна в совершенно пустом доме. Поутру она вымывает весь дом и стирает белье. В точности как и ее мать. Так она проводит несколько последующих дней, после чего начинает сильно тосковать. Тогда Ольга решает ехать в соседний город к своей тетке, которая, по словам матери, обязательно должна ее приютить.

На железнодорожной станции взять Ольгу с собой соглашаются красноармейцы, которые едут в эшелоне. Они кормят ее и помогают согреться. Когда она добирается до тетки, которую зовут Татьяна Васильевна, выясняется, что пускать девушку домой никто не собирается. Соседи, которые указывают ей дорогу до дома тетки, рассказывают, что у женщины нет детей из-за того, что они просто не желают у нее рождаться.

На пороге дома

Правда, уже к утру следующего дня она извела девочку постоянными упреками. В итоге Ольга от нее ушла. Оказавшись в одиночестве в абсолютно чужом городе, она не растерялась. Совсем скоро отыскала объявление о наборе сотрудников на железнодорожные курсы. Получила место в общежитии, стала обучаться и получать стипендию. Совсем скоро у нее появилось много новых друзей.

Новая подруга

Ольга сразу начала чувствовать себя опытнее, значительно взрослее этой девушки, постоянно ее поддерживать. При этом очень часто Лиза плакала, что казалось главной героине проявлением ее детской наивности.

Еще одним классическим персонажем становится юный герой по имени Юшка. Он в совсем раннем возрасте потерял мать, теперь Ольга всерьез занялась его воспитанием, пока отец все свободное время уделял труду. Даже спасая поезд с красноармейцами, девушка оказывается в смертельной опасности. Но все равно не перестает думать об этом мальчишке, который за короткое время успел начать значить очень многое в ее жизни. Даже находясь при смерти, все равно думает о нем.

Смысл рассказа

Рассказ "На заре туманной юности" помогает понять читателю важные, но в то же время весьма простые вещи, которые крайне необходимы в жизни.

Главное в любой ситуации - никогда не отчаиваться, сохранять собственное лицо и свое достоинство. Как бы тяжело и плохо ни было самому человеку. Как бы он ни страдал душевно от потерь своих близких и физически от голода, страха и одиночества. Даже если не может думать больше ни о чем, кроме еды.

Главное - иметь внутри себя крепкий стержень. Верить, что человек всегда должен оставаться человеком. К таким результатам пришли герои из рассказа Платонова "На заре туманной юности".

Творчество Платонова

Стоит признать, что рассказ "На заре туманной юности", краткое содержание которого помогает лучше понять смысл этого произведения, укладывается в общую канву творчества Андрея Платонова.

Незадолго до этого он отправился в коллективную поездку с коллегами-писателями. Они побывали в Средней Азии. Биографы героя нашей статьи отмечали, что это было знаком некоего доверия к прозаику, которого до этого критиковали, требуя наказать и автора, и его издателей. Из Туркмении Платонов привез известный рассказ "Такыр", после чего его вновь начали преследовать. Разгромная статья появилась в "Правде". После нее у него отказывались принимать новые тексты и стали возвращать старые.

К 1936 году давление на писателя удалось ослабить. Ему даже удалось опубликовать несколько своих произведений. Это рассказы "Третий сын", "Бессмертие", "Глиняный дом в уездном саду", "Семен". В 1937 году вышла повесть "Река Потудань".

Борьба за человеческое достоинство

Платонов в то время плотно сотрудничал с философом Георгом Лукачем и литературным критиком Михаилом Лифшицем. Они плотно совместно работали и даже организовали совместный кружок, или течение Лукача - Лифшица, как они его сами называли. Платонов регулярно участвовал в разнообразных философских дискуссиях, в некоторых из них формировались его представления о человеческом достоинстве, рождались замыслы будущих произведений. Краткое содержание "На заре туманной юности" Платонова вам теперь известно.

Правда, вскоре послабления со стороны властей снова сменились жестким давлением на писателя. Причем давить решили не на самого героя нашей статьи, а на близких ему людей. В 1938 году арестовал его сына по имени Платон, которому только недавно исполнилось пятнадцать лет.

Лишь спустя два года стараниями многочисленных друзей писателя его удалось вернуть из заключения. К тому времени здоровье его было сильно подорвано. К осени 1940 года Платон Платонов сильно страдал туберкулезом. Писатель заразился этой болезнью, ухаживая за сыном. После этого болел туберкулезом до конца жизни. Сын писателя скончался в самом начале 1943 года.

Как выжить в тяжелых жизненных обстоятельствах, сохранив при этом свое человеческое достоинство? Этому в первую очередь посвящен рассказ Андрея Платонова "На заре туманной юности". Краткое содержание это только подтверждает.

Последние годы жизни

Этого же жизненного принципа Платонов придерживался до самого конца жизни. Во время Великой Отечественной войны он работал военным корреспондентом, его демобилизовали только по болезни.

К концу 40-х годов из-за давления властей Платонов окончательно лишился возможности зарабатывать писательским трудом. Это случилось после его нового рассказа под названием "Возвращение", из-за которого его обвинили в клевете на советских воинов, возвращавшихся с войны.

Вместо этого ему пришлось заниматься литературными обработками. Он переделывал русские и башкирские сказки, которые печатались в детских журналах. Например, ему принадлежит адаптированная версия сказки "Волшебное кольцо".

Существует даже версия, что именно Платонов написал вместо Михаила Шолохова известный роман "Они сражались за Родину", выполняя в данном случае функции литературного негра.

В 1951 году он умер от туберкулеза, но никогда не опускал рук и не терял человеческого достоинства, как и главная героиня его рассказа "На заре туманной юности".

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Платонов Андрей
На заре туманной юности

Андрей Планонов

НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ

Родители ее умерли от тифа в гражданскую войну в одну ночь. Ольге тогда было четырнадцать от роду, и она осталась одна, без родных и без помощи, в маленьком поселке при железнодорожной станции, где отец ее работал составителем поездов. После того как отца и мать помогли похоронить соседи и знакомые, девочка жила еще несколько дней в пустой, выморочной квартире из кухни и комнаты. Ольга вымыла полы в кухне и комнате, прибралась и села на табурет, не зная, что ей делать дальше и как теперь жить. Соседка-бабушка принесла девочке кулеш в чашке, чтобы сирота, бывшая худой и не по летам маленького роста, поела что-нибудь, и Ольга скушала все без остатка. А когда бабушка ушла, Оля начала стирать белье: рубашку матери и подштанники отца, что от них сохранилось из белья и верхней одежды. Вечером Ольга легла спать на койку, где спали всегда отец с матерью, когда они были живые и больные. Наутро она встала, умылась, прибрала постель, подмела комнату и сказала: "Опять надо жить!" – так часто говорила ее мать. Затем Ольга пошла в кухню и стала там хлопотать, точно она, подобно умершей матери, стряпала обед; стряпать было нечего, не было никаких продуктов, но Ольга все же поставила пустой горшок на загнетку печки, взяла чаплю, оперлась на нее и, вздохнув, пригорюнилась около печи, как делала мать. Потом она перетерла и составила в ящик стола всю посуду, посмотрела на часы, подтянула гирю к циферблату и подумала: "Не то отец вовремя придет с дежурства, не то запоздает? Если будет формироваться маршрут, то опоздает" – так обычно думала мать Ольги, называя своего мужа отцом. Теперь девочка-сирота тоже думала и поступала подобно матери, и ей от этого было легче жить одной. Она знала, что ей четырнадцать лет и ее зовут Ольгой, но, когда она делала вместо матери все дела по хозяйству, когда она повторяла ее слова, вздыхала от нужды и тихо томилась на кухне, девочка воображала себе, что мать ее еще жива в ней немного, она чувствовала ее вместе с собою.

Вечером Ольга зажгла лампу, в ней был на дне керосин, налитый когда-то отцом, и поставила огонь на подоконник. Так же делала и ее мать, когда ожидала отца в темное время. Отец, подходя к дому, еще издали кашлял на улице и сморкался, чтобы жена и дочь слышали, что идет отец. Но теперь на улице было постоянно тихо; народ разошелся по сельским хлебным местам либо лежал в своих жилищах слабый и болезненный, а в некоторых дворах вовсе вымер. Ольга все же дотемна ожидала отца или кого-нибудь, кто бы пришел к ней, но никто не вспомнил о сироте – ни бабушка-соседка, ни другие люди, потому что у них была своя боль и своя забота. Тогда она легла в кровать родителей и уснула одна.

Девочка пожила дома еще два дня, переночевала, а потом ушла на станцию. Далеко от нее, в губернском городе на Волге, жила ее тетя; она приезжала два года тому назад гостить к матери и была в воображении Ольги богатой и доброй. Тетка была сестрой матери, она даже походила на нее лицом, и девочка хотела сейчас поскорее уехать к ней, чтобы жить около тетки и не скучать по матери. Болея перед смертью, мать говорила, что если Ольге суждено жить, то пусть она едет к тетке, чтобы не оставаться одной на свете; сестра матери и накормит сироту, и обошьет, и отдаст в учение. Теперь дочь вспомнила мать и послушалась ее.

На вокзале было пустынно; война с буржуями отошла в южную сторону. На железнодорожном пути против вокзальной платформы стоял один небольшой, старый паровоз и два пустых товарных вагона. Из будки паровоза на девочку глядел помощник машиниста; он помнил ее отца и мать, и знал, что они скончались, поэтому позвал сироту на машину. Девочка влезла по трапу на паровоз; механик развязал красный платок с пищей и вынул оттуда четыре печеные картошки; затем он погрел их на котле, посыпал солью и дал Ольге поесть две картошки, а две съел сам. Ольге захотелось, чтобы механик взял ее к себе домой, она бы стала у него жить и привыкла бы к нему. Но паровозный механик ничего не сказал девочке доброго, он только покормил ее и спрятал обратно свой пустой красный платок. Он сам был многодетный человек и не мог решить, сможет ли он прокормить лишний рот.

Ольга просидела на паровозе до самых вечерних сумерек, пока не подъехал к вокзалу длинный поезд с вагонами-теплушками, в которых находились красноармейцы.

– Я теперь пойду, мне к тетке ехать надо, – сказала Ольга механику. – Мне мать велела, когда она еще живая была.

– Раз надо, тогда езжай, – сказал ей механик.

Ольга сошла с паровоза и направилась к красноармейскому поезду. Все вагоны были открыты настежь, и почти все красноармейцы вышли наружу; некоторые из них ходили по вокзальной платформе и смотрели, что находится вокруг них – водонапорная башня, дома около станции и далее их простые хлебные поля. Четыре красноармейца несли суп в цинковых ведрах из станционной кухни; Ольга близко подошла к тем ведрам с супом и поглядела в них: оттуда пахло вкусным мясом и укропом, но это было для красноармейцев, потому что они ехали на войну и им надо быть сильными, а Ольге кушать этот суп не полагалось.

Около одного вагона стоял задумчивый красноармеец; он не спешил идти обедать и отдыхал от дороги и от войны.

– Дядя, можно я тоже с вами поеду? – попросилась Ольга. – Меня родная тетка ждет...

– А она где отсюда проживает? – спросил красноармеец. – Далече?

Ольга назвала город, и красноармеец согласился, что это – далеко, пешком не дойдешь, а с поездом завтра к утру, пожалуй, поспеешь туда.

В это время к вагону подошли два красноармейца с ведром супа, а позади них еще несколько красноармейцев несли в руках хлеб, махорку, кашу в кастрюле, мыло, спички и прочее довольствие.

– Вот тут девочка доехать до тетки просится, – сказал красноармеец своим подошедшим товарищам. – Надо бы взять ее, что ли...

– А чего нет – пускай едет! – сказал красноармеец, прибывший с двумя хлебами под мышками. – В невесты она не годится – мала, а в сестры – как раз...

Ольгу подсадили в вагон, дали ей ложку и большой ломоть хлеба, и она села среди красноармейцев, чтобы есть общий суп из цинкового чистого ведра.

конец ознакомительного фрагмента

Родители ее умерли от тифа в гражданскую войну в одну ночь. Ольге тогда было четырнадцать от роду, и она осталась одна, без родных и без помощи, в маленьком поселке при железнодорожной станции, где отец ее работал составителем поездов. После того как отца и мать помогли похоронить соседи и знакомые, девочка жила еще несколько дней в пустой, выморочной квартире из кухни и комнаты. Ольга вымыла полы в кухне и комнате, прибралась и села на табурет, не зная, что ей делать дальше и как теперь жить. Соседка-бабушка принесла девочке кулеш в чашке, чтобы сирота, бывшая худой и не по летам маленького роста, поела что-нибудь, и Ольга скушала все без остатка. А когда бабушка ушла, Оля начала стирать белье: рубашку матери и подштанники отца, что от них сохранилось из белья и верхней одежды. Вечером Ольга легла спать на койку, где спали всегда отец с матерью, когда они были живые и больные. Наутро она встала, умылась, прибрала постель, подмела комнату и сказала: "Опять надо жить!" -- так часто говорила ее мать. Затем Ольга пошла в кухню и стала там хлопотать, точно она, подобно умершей матери, стряпала обед; стряпать было нечего, не было никаких продуктов, но Ольга все же поставила пустой горшок на загнетку печки, взяла чаплю, оперлась на нее и, вздохнув, пригорюнилась около печи, как делала мать. Потом она перетерла и составила в ящик стола всю посуду, посмотрела на часы, подтянула гирю к циферблату и подумала: "Не то отец вовремя придет с дежурства, не то запоздает? Если будет формироваться маршрут, то опоздает" -- так обычно думала мать Ольги, называя своего мужа отцом. Теперь девочка-сирота тоже думала и поступала подобно матери, и ей от этого было легче жить одной. Она знала, что ей четырнадцать лет и ее зовут Ольгой, но, когда она делала вместо матери все дела по хозяйству, когда она повторяла ее слова, вздыхала от нужды и тихо томилась на кухне, девочка воображала себе, что мать ее еще жива в ней немного, она чувствовала ее вместе с собою.

Вечером Ольга зажгла лампу, в ней был на дне керосин, налитый когда-то отцом, и поставила огонь на подоконник. Так же делала и ее мать, когда ожидала отца в темное время. Отец, подходя к дому, еще издали кашлял на улице и сморкался, чтобы жена и дочь слышали, что идет отец. Но теперь на улице было постоянно тихо; народ разошелся по сельским хлебным местам либо лежал в своих жилищах слабый и болезненный, а в некоторых дворах вовсе вымер. Ольга все же дотемна ожидала отца или кого-нибудь, кто бы пришел к ней, но никто не вспомнил о сироте -- ни бабушка-соседка, ни другие люди, потому что у них была своя боль и своя забота. Тогда она легла в кровать родителей и уснула одна.

Девочка пожила дома еще два дня, переночевала, а потом ушла на станцию. Далеко от нее, в губернском городе на Волге, жила ее тетя; она приезжала два года тому назад гостить к матери и была в воображении Ольги богатой и доброй. Тетка была сестрой матери, она даже походила на нее лицом, и девочка хотела сейчас поскорее уехать к ней, чтобы жить около тетки и не скучать по матери. Болея перед смертью, мать говорила, что если Ольге суждено жить, то пусть она едет к тетке, чтобы не оставаться одной на свете; сестра матери и накормит сироту, и обошьет, и отдаст в учение. Теперь дочь вспомнила мать и послушалась ее.

На вокзале было пустынно; война с буржуями отошла в южную сторону. На железнодорожном пути против вокзальной платформы стоял один небольшой, старый паровоз и два пустых товарных вагона. Из будки паровоза на девочку глядел помощник машиниста; он помнил ее отца и мать, и знал, что они скончались, поэтому позвал сироту на машину. Девочка влезла по трапу на паровоз; механик развязал красный платок с пищей и вынул оттуда четыре печеные картошки; затем он погрел их на котле, посыпал солью и дал Ольге поесть две картошки, а две съел сам. Ольге захотелось, чтобы механик взял ее к себе домой, она бы стала у него жить и привыкла бы к нему. Но паровозный механик ничего не сказал девочке доброго, он только покормил ее и спрятал обратно свой пустой красный платок. Он сам был многодетный человек и не мог решить, сможет ли он прокормить лишний рот.

Ольга просидела на паровозе до самых вечерних сумерек, пока не подъехал к вокзалу длинный поезд с вагонами-теплушками, в которых находились красноармейцы.

Я теперь пойду, мне к тетке ехать надо, -- сказала Ольга механику. -- Мне мать велела, когда она еще живая была.

Раз надо, тогда езжай, -- сказал ей механик.

Ольга сошла с паровоза и направилась к красноармейскому поезду. Все вагоны были открыты настежь, и почти все красноармейцы вышли наружу; некоторые из них ходили по вокзальной платформе и смотрели, что находится вокруг них -- водонапорная башня, дома около станции и далее их простые хлебные поля. Четыре красноармейца несли суп в цинковых ведрах из станционной кухни; Ольга близко подошла к тем ведрам с супом и поглядела в них: оттуда пахло вкусным мясом и укропом, но это было для красноармейцев, потому что они ехали на войну и им надо быть сильными, а Ольге кушать этот суп не полагалось.

Около одного вагона стоял задумчивый красноармеец; он не спешил идти обедать и отдыхал от дороги и от войны.

Дядя, можно я тоже с вами поеду? -- попросилась Ольга. -- Меня родная тетка ждет...

А она где отсюда проживает? -- спросил красноармеец. -- Далече?

Ольга назвала город, и красноармеец согласился, что это -- далеко, пешком не дойдешь, а с поездом завтра к утру, пожалуй, поспеешь туда.

В это время к вагону подошли два красноармейца с ведром супа, а позади них еще несколько красноармейцев несли в руках хлеб, махорку, кашу в кастрюле, мыло, спички и прочее довольствие.

Вот тут девочка доехать до тетки просится, -- сказал красноармеец своим подошедшим товарищам. -- Надо бы взять ее, что ли...

А чего нет -- пускай едет! -- сказал красноармеец, прибывший с двумя хлебами под мышками. -- В невесты она не годится -- мала, а в сестры -- как раз...

Ольгу подсадили в вагон, дали ей ложку и большой ломоть хлеба, и она села среди красноармейцев, чтобы есть общий суп из цинкового чистого ведра. Вскоре один красноармеец заметил, что ей неловко есть, сидя на полу, и он велел ей встать на колени -- тогда она будет доставать ложкой погуще со дна, будет видеть, где плавает жир и где находится говядина.

Агапитова Саша. 9 А

Андрей Платонов родился 20 августа (1 сентября) 1899г. в пригороде Воронежа, Ямской слободе. Рассказ «На заре туманной юности» впервые был напечатан под названием «Ольга» в «Новом мире» №7 в 1938 году. В этом рассказе повествуется о девочке-сироте.

Родители Ольги умерли от тифа в гражданскую войну, когда ей было 14 лет. Некоторое время она пожила дома, а потом решила ехать к своей тёте, как велела ей при жизни мать. Когда девушка пришла на станцию, то встретила помощника машиниста, который накормил сироту печёной картошкой. Вечером пришёл красноармейский поезд, солдаты дали девочке хлеба и супа и положили спать, укрыв её двумя шинелями. Утром красноармейцы разбудили Ольгу и дали в дорогу хлеба и сала. Только к вечеру этого дня девочка нашла свою тётю. Но женщина не обрадовалась ей, даже не пустила в дом, сославшись на только что вымытые полы, и сказала, чтобы она не сидела на траве её двора. Только поздно вечером её наконец-то впустили в дом. Татьяна Васильевна (тётя Ольги) попрекнула несчастную сироту едой и положила спать на твёрдый сундук, не дав ни одеяла, ни подушки, ни даже простыни. Утром Ольга ушла из дома тёти и решила поступить в университет. Её взяли на подготовительный курс. Так девочка обрела крышу над головой и пищу. Кормили её хорошо, давали стипендию, а Ольга, в свою очередь, усердно училась и благодарила Советскую власть и Ленина. Пережив смерть родителей и посещение родственников, сирота не понимала, за что её кормят и позволяют жить в тепле, и боялась, что её прогонят. Однажды им перестали давать продукты и задержали стипендию, в этом были повинны белые офицеры. Тогда Ольга пошла работать нянькой к одному вдовцу. Также она посетила свою тётю, у которой случилось горе, её муж стал ей изменять. Вскоре курсантам выдали задолжности, и необходимость в работе отпала, но Ольга всё равно ходила к своему бывшему воспитаннику Юшке и посоветовала его отцу отдать ребёнка в ясли. По окончании курсов девочку отправили проходить практику на железнодорожную линию. Однажды Ольга проснулась ночью от гудков красноармейского паровоза, у которого был оборван состав. Поезду грозило сойти с рельсов, тогда бы погибли люди. Девушка ценой своего здоровья спасла состав, долго болела, но выздоровела.

Как вы уже, наверное, поняли, что главная тема этого произведения - выход в счастье, состоявшейся человеческой жизни. Главный герой один – девушка-сирота, которая стала выражением того, что человек может быть счастливым ни смотря ни на что. Кроме Ольги в рассказе присутствуют ещё несколько второстепенных героев. К таковым относятся Татьяна Васильевна – воплощение жадного, озлобленного, но в то же время несчастного человека. Лиза – подруга Ольги. С ней сирота делила счастье и горе студенческой жизни. Юшка – воспитанник Ольги. Мне было очень жаль Ольгу, когда её не пускала к себе её тётя. Я искренне сопереживала девушки, когда она спасала поезд с красноармейцами. На мой взгляд, это произведение вечное, потому что как раньше, так и теперь люди оказывались в положении Ольги. Этот рассказ учит нас не жалеть себя, если это требует жизнь и сложившаяся ситуация.

Язык произведения простой. Автор не использует лирических отступлений, жизнь и людей показывает через их поступки. Иногда встречаются коротенькие описания интерьера и изредка природы. Например, «в кухне и горнице у тётки было чисто, прибрано и покойно, и пахло хорошо, как у богатых». «На улице было утро, с неба светило тёплое солнце; скоро будет уже осень, но она ещё не наступила, только листья на деревьях стали старыми».