Женский мужской и средний род. Общий род существительных в русском языке: определение, примеры

На этом уроке вы узнаете, какого рода бывают имена существительные, потренируетесь в определении рода имён существительных в единственном и во множественном числе, понаблюдаете за родовыми окончаниями имён существительных. Почему род - это постоянный признак имён существительных? У каких имён существительных нельзя определить род? Существуют ли имена существительные общего рода? На эти вопросы вы сможете получить ответы на уроке

Введение

У наших предков, древних славян, когда-то все вещи и существа разделялись на три класса - мужского рода, женского рода и «вещественного» (или «вещного»). Они обожествляли многие предметы, наделяя их женским или мужским родом.

Например, слово дитя - вещного рода у древних славян. Дети во все времена не имели права обладать личной собственностью. (В. Волина)

Знаете ли вы, что есть языки, в которых у существительных нет никакого рода. Это английский, финский, турецкий, китайский, японский и другие.

Есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский.

Есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке .

Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют «классами». (Н. Бетенькова)

Тема урока: «Род имён существительных. Родовые окончания имён существительных».

Как узнают род имён существительных

Прочитай имена существительные. Какие из них называют мужчин, а какие женщин?

Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, дядя, тётя, дочь, прадедушка, мужчина, женщина.

В русском языке имена существительные бывают мужского рода и женского рода. Какого рода мы записали слова в каждый столбик?

дедушка

папа

брат

дядя

прадедушка

мужчина

Это слова мужского рода, так как к ним можно подставить слово он .

Это слова женского рода, так как к ним можно подставить слово она .

Какое слово можно подставить к этим словам?

Колесо, дупло, насекомое, полотенце - ОНО. Это слова среднего рода.

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Род имён существительных узнают, подставляя местоимения.

К именам существительным мужского рода можно подставить слова он, мой .

К именам существительным женского рода можно подставить слова она, моя .

К именам существительным среднего рода можно подставить слова оно, моё.

Определяем род имён существительных во множественном числе

Если надо определить род имени существительного, употреблённого во множественном числе, слово сначала ставят в единственное число, в начальную форму. Начальная форма имени существительного отвечает на вопросы кто? что?

Улетели журавли,

И грачи уже вдали.

Не успели оглянуться,

Вьюги снегу намели . (Вл. Приходько)

Журавли - во мн.ч., нач.форма - кто? журавль, он, м.р.

Грачи - во мн.ч., нач.форма -кто? грач, он, м.р.

Вьюги - во мн.ч., нач. форма - что? вьюга, она, ж.р.

Снегу - в ед.ч., нач. форма - что? снег, он, м.р.

Почему род - это постоянный признак имён существительных

Если имя существительное, например, женского рода, может оно быть мужского или среднего?

Имена существительные уже рождаются словами мужского, женского или среднего рода. По родам они не изменяются. Вот почему род - это постоянный признак имён существительных.

Март.

Набросало небо

Белые сугробы.

Выжгло на них солнце

Двери и оконца. (И. Заграевская)

Март - он, м.р.

Небо - оно, ср.р.

Сугробы - во мн.ч., нач. форма - что? сугроб, он, м.р.

Солнце - оно, ср.р.

Двери - во мн.ч., нач. форма - что? дверь, она, ж.р.

Оконца - во мн.ч., нач. форма - что? оконце, оно, ср.р.

У каких имён существительных нельзя определить род?

Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.

Очи - что? око, оно, ср.р.

Бигуди, жалюзи

Усы - что? ус, он, м.р.

Санки - нельзя употребить в единственном числе.

Лыжи - что? лыжа, она, ж.р.

Коньки - что? конёк, он, м.р.

Каникулы - нельзя употребить в единственном числе.

У имён существительных, у которых нет формы единственного числа, род нельзя определить.

Например, брюки, щипцы, ножницы, сутки, сливки, опилки, чернила, прятки, шахматы, дрожжи, клещи, сумерки.

Имена существительные общего рода

Интересны имена существительные: сирота, умница, плакса .

Умница - кого можно похвалить этим словом, мальчика или девочку?

Сравните: Он был круглым сиротой. Она была круглой сиротой.

Эти существительные в зависимости от конкретных обстоятельств могут выступать то как существительные мужского рода (Он был таким умницей!) , то как существительные женского рода (Она была такой умницей!)

Это существительные общего рода.

Подберём ещё имена существительные общего рода : заводила, непоседа, тихоня, почемучка, зазнайка, сладкоежка.

Родовые окончания имён существительных

Какие окончания могут быть у имён существительных в мужском, женском и среднем роде?

папа

Слава

дядя

Вася

дочка

природа

Даша

тётя

ср.р.

движение

веселье

бельё

Бородино

кружево

полотно

Закончите схему: впишите окончания.

У имён существительных мужского рода чаще всего окончания -а, -я, и нулевое .

У имён существительных женского рода окончания -а, -я и нулевое .

У имён существительных среднего рода окончания -о, -е, -ё.

(У некоторых существительных окончание -я , например, дитя , пламя , время ).

Что общего в составе слов - имён существительных мужского, женского и среднего рода

У существительных мужского и женского рода могут быть одинаковые окончания -а, -я, нулевое.

Можно ли определить только по окончанию род имён существительных?

Решаем орфографическую задачу в окончании имён существительных

Повидл_, радуг_, пещер_, болот_, полян_, колен_, колёсик _, отчеств_, озер_.

Зная род имени существительного, подставляя слова оно, она , можно решить орфографическую задачу в окончании, правильно написать букву безударного гласного.

Повидл_ онό, окончание -о,

радуг_ онá, окончание -а,

пещер_ онá, окончание -а,

болот_ онό, окончание -о,

полян_ онá, окончание -а,

колен_, колёсик _, отчеств_, озер_ онό, окончание -о.

Повидло , радуга , пещера , болото , поляна , колено , колёсико , отчество , озеро .

Как распределяются по родам заимствованные слова?

В русском языке слово солнце - среднего рода.

В немецком языке слово солнце - женского рода («ди зоннэ»).

Англичане просто говорят «сан» (солнце ), не относя это существительное ни к одному из существующих родов.

У французов солнце - мужского рода («ле солей»).

По-испански «эль соль» солнце - мужского рода.

Как распределяются по родам слова, которые пришли из других языков, то есть заимствованные слова?

В русском языке заимствованные слова сохраняют род, который они имели в иностранном языке.

Этим и объясняется тот факт, что в современном русском языке слова рояль, кофе, кенгуру относятся к мужскому роду;

сальто, шасси, домино - к среднему роду, а слово шаль - к женскому роду.

Существительные, заимствованные из языков, в которых нет рода, в русском языке получают его : баскетбол, футбол (из англ.) - мужского рода.

Ищем имена существительные, определяем их род

Проверь себя. Найдите имена существительные, определите их род.

Кто на чём писал?

Когда-то давно бумаги не было. Первые рукописи появились на глиняных табличках. На востоке бумагу заменяла слоновая кость. Для письма часто использовали кожу животных - пергамент. В Древней Руси писали на берёзовой коре, бересте.

бумаги - бумага, ж.р.,

рукописи - рукопись, ж.р.,

на табличках - табличка, ж.р.,

на востоке - восток, м.р.,

бумагу - бумага, ж.р.,

кость - ж.р.,

для письма - письмо, ср.р.,

кожу - кожа, ж.р.,

животных - животное, ср.р.,

пергамент - м.р.,

в Руси - Русь, ж.р.,

на коре - кора, ж.р.,

бересте - береста - ж.р.

Заключение

Женский род запомню я

И скажу: «Она - моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он - мой».

Средний род - оно, моё!

Это правило твоё! (Е. Семёнова)

На уроке вы узнали, что, если надо определить род имени существительного, употреблённого во множественном числе, слово сначала ставят в единственное число, в начальную форму.

По родам имена существительные не изменяются.

У имён существительных, у которых нет формы единственного числа, род нельзя определить.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. К данным именам существительным подберите близкие по значению имена существительные. Укажите род.

    Перстень - …

    Укрепление - …

    Граница - …

    Залив - …

    Удача - …

    Занавес - …

    Обязанность - …

    Безмолвие - …
    Слова для справок: жара, крепость, бухта, успех, тишина, долг, кольцо, темнота, штора, рубеж.

  2. Прочитайте текст. Определите род имён существительных.

    Притворщица.

    В зоопарке Праги живёт большая горилла. Однажды утром обезьяна неожиданно заболела. Она отказывалась от еды, стонала. Врач решил, что животное объелось. Горилле дали лекарство и ушли. Обезьяна мгновенно выздоровела. Во время осмотра она вытащила ключ из кармана смотрителя. Им она открыла клетку и стала гулять по зоопарку.

  3. Прочитайте текст. Найдите имена существительные, выпишите их в 3 столбика:

    м. р., ж. р. , ср. р.

    Петя мечтает.

    Если б мыло

    Приходило

    По утрам ко мне в кровать

    И само меня бы мыло -

    Хорошо бы это было!

    Если б, скажем,

    Волшебник

    Подарил такой учебник,

    Чтобы он бы

    Сам бы мог

    Отвечать любой урок...

    Если б ручку мне в придачу,

    Чтоб могла решить задачу,

    Написать диктант любой… (Б. Заходер)

  1. Интернет-портал Oldskola1.narod.ru ().
  2. Интернет-портал School-collection.edu.ru ().
  3. Интернет-портал Gramota.ru ().
  4. Интернет-портал Russisch-fuer-kinder.de ().

Род существительных – это категория грамматическая, проявляющаяся в возможности имен существительных сочетаться с конкретными формами согласуемых слов. Категория рода может быть выражена семантически (то есть по смыслу, только у одушевленных существительных), грамматически и синтаксически. Семантически все существительные бывают мужского рода, женского и среднего. Слова, указывающие на животных и лиц мужского пола, относятся к мужскому роду (брат, дедушка, студент, гусь, петух, конь); существительные, называющие животных и лиц женского пола (сестра, бабушка, студентка, гусыня, курица, лошадь) – к женскому роду; животных и лиц безотносительно к полу (страшилище, чудовище, лицо (человек), дитя) – к среднему роду.

Род существительных грамматически выражается при помощи окончания в именительном падеже. Эта категория рода свойственна как одушевленным, так и неодушевленным склоняемым существительным. В этом случае, помимо 3-х основных родов выделяют еще и общий род. Различия между ними представлены в таблице:

Мужской род

Женский род

Средний род

Общий род

Окончание нулевое, основа заканчивается на твердый согласный или на -й (стул, герой);

Окончание нулевое, основа заканчивается на мягкий согласный, а в родительном падеже окончания -а, -я (конь – коня, врач – врача, плющ – плюща).

Окончание -а, -я (рука, земля), кроме слов, называющих лиц мужского пола (слуга, воевода) и слов с суффиксом –ин, показывающим увеличительную субъективную оценку (домина, мостина);

Окончание нулевое, основа заканчивается на согласный, а в родительном падеже окончание -и (рожь – ржи, тишь – тиши, тетрадь - тетради).

Окончание -о, -е (зерно, море);

Слова дитя, чудовище, страшилище, лицо;

10 разносклоняемых существительных на -мя (племя, время, имя, знамя, семя, стремя, вымя, темя, бремя, пламя);

Некоторые несклоняемые неодушевленные существительные иноязычного происхождения (табу, такси, жюри, рагу, интервью, бра).

Окончание -а, -я, у слов, называющих лица мужского и женского пола (соня, брюзга, грязнуля, забияка, заика, лежебока, сирота, подлиза, рева, невежа).

Синтаксически определить род существительных можно по форме согласуемого слова, которая зависит от существительного. Так, причастия, прилагательные, порядковые числительные, согласующиеся с существительными мужского рода, заканчиваются на -ый, -ий, -ой (красивый сад, поющий мальчик, боевой солдат); с существительными женского рода – на -ая, -яя (красивая улица, летняя пора); с существительными среднего рода – на -ое, -ее (красивое небо, зимнее утро). Также род существительных определяется с помощью окончания сказуемого, выраженного глаголом в прошедшем времени в сослагательном или изъявительном наклонении, или причастием или кратким прилагательным. Мужской род – сказуемое имеет нулевое окончание (дождь прошел, план выполнен); женский род – окончание -а (работа закончена, луна взошла); средний род – окончание -о (письмо получено, солнце встало).

Существуют также несклоняемые существительные. Большинство их относятся к среднему роду (депо, интервью и все субстантивированные несклоняемы существительные типа «здравствуйте», «ура», «да», «завтра», «не хочу»). Исключения составляют следующие случаи:

Га (гектар), кофе, маки, пенальти, сулугуни, сирокко, экю, торнадо, шимми, а также названия языков (бенгали, урду, суоми, пушту, хинди) – мужского рода;

Авеню, бере, салями, кольраби – женского рода.

Род несклоняемых существительных, таких как географические названия, названия газет, журналов, можно определить по роду существительного со значением родового понятия (полноводное (озеро) Онтарио, японский (город) Токио, широкая (река) Миссисипи, публиковала (газета) «Таймс»). Род аббревиатур необходимо определять по роду главного слова (МГУ – мужской род – Московский государственный университет; ООН – женский род – Организация объединенных наций; СНГ – средний род – Содружество независимых государств). Установить род существительных, которые не употребляются в единственном числе, а только во множественном, невозможно, так как у них категория рода отсутствует (брюки, вилы, макароны, ясли).

2. Определение рода аббревиатур

Аббревиация как способ образования новых слов путем сокращения исходного сложного словосочетания является сравнительно молодым для русского языка. Начало массовой аббревиации относится к 20-м годам ХХ века, когда в молодой Советской республике появилось много новых учреждений с длинными названиями. Вместе с этим появилась потребность обозначать их сокращенно. Например: МХАТ, РСФСР, НЭП; окна РОСТА (Российское телеграфное агентство.

Аббревиация как способ словообразования не исчезает, число аббревиатур растет, несмотря на протесты писателей, журналистов, других представителей русскоязычной интеллигенции, которые с самого начала критиковали сложносокращенные слова за их громоздкий, часто неблагозвучный характер. Этот способ остается одним из наиболее сильных и стойких языковых процессов современности, так как отражает динамический характер современной истории. Аббревиация является не собственно русским, но универсальным способом словообразования, характерным для многих национальных языков.

На первом этапе своего образования аббревиатуры демонстрировали значение рода стержневого слова исходного словосочетания. Так, МХАТ согласуется в мужском роде в соответствии с родом опорного слова (Московский Художественный академический театр им. М. Горького); РСФСР – в женском (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика); ЖЭУ – среднего рода (жилищно-эксплуатационное управление).

Однако за почти столетний период активного функционирования аббревиатуры разделились на две группы по способу образования, которые по-разному приобретают значение рода.

Буквенные аббревиатуры, образованные с помощью начальных букв исходного наименования, сохраняют значение рода стержневого слова. Например: МГУ, КПП, СССР, ИВЦ - мужского;ОРТ, СНГ, МЧС, КБ - среднего; ЛДПР, ГТС, ФСБ – женского рода. Буквенная аббревиатура с самого начала ее образования приобретает статус неологизма – такого нового слова, которое не вписывается в грамматическую систему данного национального языка. Действительно, новообразования типа НТВ, ЦСКА, ЭВМ, ГРУ, УМПО не соответствует фонетическому облику русского слова, поскольку в их структуре отсутствует благозвучное чередование гласных и согласных звуков. Произносятся эти слова по буквам: МЧС [эм-чэ-эс], КПП [ка-пэ-пэ]. Поэтому буквенные аббревиатуры попадают в разряд неизменяемых слов, а для определения их рода необходимо «вскрывать» их внешнюю оболочку – расшифровывать, восстанавливая при этом исходное словосочетание, находить стержневое слово и только после этого проводить согласование с зависимыми словами в соответствии с родом стержневого слова. Например: довезите меня до первого КПП (контрольно-пропускной пункт); ГТС (городская телефонная станция) еще не заключила договор с новым предприятием; УМПО (Уфимское моторостроительное производственное объединение) полностью восстановило прежний объем производственных заказов.

Звуковые аббревиатуры образуются путем слияния начальных звуков исходного наименования: вуз, МИД, загс, ГЭС, ЖЭК, РОЭ, ГУНО, КЗоТ, НОТ, РИО, ГАИ, СМИ, ФИФА, ЦГАЛИ. Звуковые аббревиатуры демонстрируют значительные колебания в роде.

Если внешний облик нового слова представляет собой гармоничное чередование гласных и согласных звуков, такое как СГС, СГСГ, СГСС, то аббревиатура быстро адаптируется в языковой среде, говорящие начинают изменять это слово в числе и по падежам, а также образовывать от него новые производные. Так произошло с аббревиатурами ВУЗ, ЗАГС, МИД, ЦИК . Благодаря частотности употребления некоторые звуковые аббревиатуры получили написание с использованием строчных букв, так как говорящие почти полностью утратили связь их внешнего облика с содержанием исходного наименования. Сравните: учиться в техническом вузе, лучшие вузы страны, вузовские учебники; зайти в новый загс, документы из загса; Российский МИД заявил…; представители ЦИКа.

Другой причиной колебаний в грамматическом роде явилась и сама трудность этимологической расшифровки исходного словосочетания, послужившего основой для создания той или иной аббревиатуры. К. С. Горбачевич, автор учебника «Нормы современного русского литературного языка», опросил десятки людей (конечно, не специалистов-медиков) относительно грамматического рода широко известной аббревиатуры РОЭ. Сравните: взять кровь на РОЭ, у него повышенное РОЭ . Почти все причислили это сложносокращенное слово к среднему роду (по формальному признаку). Мало кто вспомнил (а некоторые и не знали) о стержневом слове аббревиатуры: РОЭ - реакция оседания эритроцитов. Здесь же К. С. Горбачевич замечает: «Нуждается, видимо, в пересмотре и само правило, предписывающее аббревиатуре иметь грамматический род ее стержневого слова».

Таким образом, род звуковых аббревиатур, схожих по фонетической структуре с обычными русскими словами, определяется формально - по последнему звуку основы. Существительные МИД, ЖЭК, вуз, загс, БАМ, похожие на односложные слова мужского рода, такие как дом, мак, туз, век,торт, функционируют как имена мужского рода: наш ЖЭК (жилищно-эксплуатационная контора),престижный вуз (высшее учебное заведение),городской загс (запись актов гражданского состояния),недостроенный БАМ (Байкало-Амурская магистраль).Существительные РОЭ, СОЭ, РОНО, РИО были автоматически сближены с именами среднего рода, такими как сено, окно, небо: повышенное СОЭ (скорость оседания эритроцитов), РОНО (районный отдел народного образования) выслало документы, РИО (редакционно-издательский отдел) представило замечания. В последнее время появились звуковые аббревиатуры, имеющие форму существительного женского рода: ТЭА (Транспортно-экспедиционное агентство), АСТА (астатический амперметр). Они используются в тексте как имена женского рода: создана ТЭА, в исследовании применялась АСТА.

Противоречие, которое возникает между этимологическим значением рода (значение рода стержневого слова) и новой формальной мотивированностью рода приводит к такому явлению, как колебания в использовании того или иного рода. Например: МИД (Министерство иностранных дел) заявил и заявило; ИТАР-ТАСС (Информационное телеграфное агентство России – Телеграфное агентство суверенных стран) сообщал и сообщало. Наблюдения показывают, что склоняемый вариант преобладает в разговорной речи. Он постепенно вытесняет несклоняемый вариант при употреблении звуковых аббревиатур. Однако в строгих официальных документах сохраняется значение рода стержневого слова и несклоняемый вариант. Сравните: заявление МИД (в официальном документе) – документы из МИДа (в устной речи).

В случае, если звуковая аббревиатура не имеет аналогий в языке, то есть не соответствует в своей звуковой структуре обычным существительным, такие неологизмы сохраняют значение рода стержневого слова и функционируют как неизменяемые имена. Например: модернизированная АСУ (автоматизированная система управления),назначено УЗИ (ультразвуковое исследование),ООН (Организация Объединенных Наций)организовала пресс-конференцию, УГАТУ (Уфимский государственный авиационный технический университет) выслал документы.

У заимствованных звуковых аббревиатур род чаще всего определяется по внешней форме: замечательный ФИАТ (калька с итальянского Fabrika italiana di automobile di Torino ), ДЭФА выпустила новый фильм (с немецкого Deutsche Filmatellier киностудия). Исключение составляют НАТО, ж (Организация Северо-Атлантического договора от англ. North Atlantic Treaty Organization ) и ЮНЕСКО (Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры от англ. United Nations Educational Scientific and Cultural Organization) .

Таким образом, целостное восприятие звуковой аббревиатуры как самостоятельного слова, легко подводимого по морфологическому признаку (конечному звуку основы) под тот или иной категориально-родовой разряд существительных, а также сложность установления стержневого слова (иногда полное забывание его) приводят к существенному перемещению аббревиатур в отношении родовой принадлежности.

Одной из насущных проблем культуры речи является создание неблагозвучных аббревиатур и сложносокращенных слов. В советское время не раз высмеивались такие сокращения, как шкраб (школьный работник), Минбумдревпром (Министерство бумажной и деревообрабатывающей промышленности), УзОДКС (Узбекское общество дружбы и культурной связи с зарубежными странами). Какофоничные неологизмы появляются и в наши дни (ГИБДД, РУБОП, Бумизделия). Для ликвидации этой проблемы необходимо помнить о том, что аббревиатура – это результат словотворческой деятельности самих говорящих. Неблагозвучные сокращенные наименования появляются вследствие равнодушного отношения их создателей к языку и речи, а в целом – как результат эстетической неразборчивости носителя языка.

ВРод имен существительных

(das Geschlecht der Substantive)

Имя существительное в немецком языке, так же, как и в русском, может быть мужского (Maskulinum), женского (Femininum) и среднего (Neutrum) рода.

Оно изменяется по падежам и имеет формы единственного (Singular) и множественного (Plural) числа. Род имен существительных в немецком и русском языках может совпадать.

Сравните:

der Tisch - стол

die Tasse - чашка

das Fenster - окно

Часто род имен существительных не совпадает. Сравните: der Staat - государство, das Buch - книга, die Stadt - город.

Род имен существительных в немецком языке можно определить по значению и суффиксам.

Определение рода имен существительных по значению

К мужскому роду относятся:

1. Слова, обозначающие:

а) лица мужского рода:

der Mann - мужчина, der Held - герой, der Junge - мальчик;

б) животных мужского рода: der Bär - медведь, der Löwe - лев.

2. Названия

а) времен года:

der Winter - зима, der Frühling - весна, der Sommer - лето, der Herbst - осень;

б) месяцев:

der Januar - январь, der Februar - февраль, der März - март и др.;

в) дней недели:

der Montag - понедельник, der Dienstag - вторник, der Mittwoch - среда и др.;

г) частей суток:

der Tag - день, der Abend - вечер, der Morgen - утро.

3. Названия небесных светил (нарицательные и собствен-ные): der Stern - звезда, der Planet - планета, der Mond- луна, der Mars- Марс, но: die Venus - Венера.

4. Названия частей света:

der Norden - север, der Süden - юг, der Osten - восток, der Westen - запад.

5. Названия многих гор:

der Ural - Урал, der Harz - Гарц, der Olymp - Олимп.

6. Названия осадков:

der Regen - дождь , der Schnee- снег, der Hagel - град.

7. Названия денежных единиц:

der Rubel- рубль , der Schilling - шиллинг, der Pfennig - пфеннинг, но die Mark - марка, die Kopeke - копейка, die Krone - крона.

К женскому роду относятся:

l. Слова, обозначающие:

а) лица женского пола:

die Frau - женщина, die Mutter - мать, die Tochter- дочь;

б) животных женского пола:

die Kuh - корова, die Katze- кошка, но das Huhn - курица, das Schaf - овца;

и названия большей части деревьев и цветов:

die Tanne - ель, die Linde - липа, die Tulpe - тюльпан.

2. Названия многих плодов и ягод:

die Birne - груша, die Tomate - помидор, die Nuß - орех, но der Apfel - яблоко, der Pfirsich - персик.

3. Большая часть названий судов:

die Russland - Россия, die Titanik - Титаник.

К среднему роду относятся:

1. Названия детей и детенышей:

das Kind - ребенок, das Lamm - ягненок, das Ferkel - поросенок.

2. Названия большей части стран:

das Russland - Россия, das Deutschland- Германия, das Österreich- Австрия, das Frankreich - Франция.

3. Названия городов: (das) Moskau, (das) Berlin, (das) Wien.

Определение рода по форме (по суффиксам)

К мужскому

-er, -ner, -ler, -ling, -el, -at, -et, -ant, -ent, -ist, -ismus, -är, -ier, -eur, -or, -ot, -it.

Например:

der Flieger - летчик, der Redner- оратор, der Poet- поэт, der Jüngling - юноша, der Aspirant - аспирант, der Student- студент, der Offizier - офицер, der Ingenieur - инженер, der Professor - профессор, der Patriot - патриот.

К женскому роду относятся существительные с суффиксами:

-in, -ung, -heit, -keit, -schaft, -el, -ei, -ie, -ik, -ion, -tion, -tät, -ur.

Например: die Lehrerin - учительница, die Bildung- образование, die Freiheit - свобода, die Tapferkeit - храбрость , die Studentenschaft - студенчество, die Malerei - живопись, die Poesie - поэзия, die Politik - политика, die Union - союз, die Universität - университет, die Natur- природа.

К среднему роду относятся существительные с суффиксами:

-chen, -lein, -tel, -um, -ment, -nis.

Например: das Mädchen - девочка, das Tischchen - столик, das Büchlein - книжечка, das Drittel - треть, das Studium- учеба, das Parlament - парламент, das Ereignis - событие.

Определение рода имени существительного

Правило Неправильный вариант Правильный вариант
1. Несклоняемые(неизменяемые по падежам) существительные, которые обозначают:
Неодушевлённые предметы – относятся к среднему роду. Исключения : авеню, брокколи, салями, кольраби (ж.р); пенальти (м.р.); кофе (м.и ср.р.) Красивая бра, модная кепи Красивое бра, модное кепи
Человека – относятся к мужскому или женскому роду в зависимости от реального пола обозначаемого лица. Примечание : визави, протеже – слова общего рода приятная буржуа милый фрейлейн приятный буржуа милая фрейлейн
Животных – относятся к мужскому роду. Исключения: 1) иваси, цеце – ж.р.; 2) к женскому роду могут относиться обозначения самки животного (типа кенгуру кормила детёныша ) маленькое пони большая зебу маленький пони большой зебу
Географические понятия –относятся к тому же роду, что и нарицательные существительные, обозначающие родовые понятия. Например: Сочи – м.р. (т. к. город), Эри – ср.р. (т. к. озеро). Но: Мали – ср.р. (т. к. государство) и ж.р. (т. к. страна) старое Тбилиси старый Тбилиси
Названия органов печатиотносятся к тому же роду, что и соответствующее существительное, обозначающее родовое понятие. Например: «Фигаро литерер» – м.р. (т.к. журнал), «Ньюс Кроникл» – ж.р. (т.к. газета) эти «Юманите» эта «Юманите»
2. Несклоняемые аббревиатуры относятся к тому же грамматическому роду, что и опорное слово в словосочетании. Например: МГУ – м.р. (т. к. университет); Аэс – ж.р. (т. к. станция).
далекое США далекие США
3. Склоняемые аббревиатуры(типа ТАСС, ВАК, ТЮЗ ) относятся к мужскому роду
ТАСС сообщило… ТАСС сообщил…
4. Род склоняемых существительных с нулевым окончанием типа лебедь, шампунь определяется по словарю. Например: рояль, тюль, шампунь – м.р.; мозоль, бандероль, утварь – ж.р. Примечание: табель – м.р., но в словосочетании табель о рангах – ж.р.
любуюсь лебедью старый мозоль любуюсь лебедем старая мозоль

Как определить род имени существительного?

Как определяется род имён существительных?

Ксюшенька

Род имен существительных определить довольно просто.

Существительные женского рода оканчиваются на а, я. (Моя мама - самая лучшая мама на свете. Существительное - мама относится к существительным женского рода).

Существительные мужского рода оканчиваются на твердый согласный. (Сегодня мне приснился прекрасный сон . Существительное - сон относится к существительным мужского рода).

Существительные среднего рода оканчиваются на о, е. (Окно было распахнуто и было слышно, как он с кем-то разговаривал. Существительное - окно относится к существительным среднего рода).

Однако, не следует забывать и о роде несклоняемых имен существительных.

Вот информация из грамматики русского языка для иностранцев:

В общем, действительно, род в большинстве случаев определяется по окончанию. Однако очень, очень много исключений, так что о правилах говорить вообще не приходится. К примеру:

Мужской род: существительные, оканчивающиеся на:

  • твёрдый согласный - род, стул;
  • мягкий согласный (в том числе й) - гвоздь, огонь, январь, герой; (а как же "плешь" ?)
  • ж, ш, ч, щ (без мягкого знака) - нож, карандаш, ключ, плащ.

Женский род: существительные, оканчивающиеся на:

а) -а, -я, -ия - страна, земля, партия (а как же мужчина, дядя, Ваня? );

б) мягкий согласный - ель, кровать, площадь, лень (а как же пень? );

в) ж, ш, ч, щ (с мягким знаком) - рожь, мышь, ночь, речь, помощь.

Средний род: существительные, оканчивающиеся на:

а) -о, -е, -ё, -ие - окно, полотенце, ружьё, великолепие;

б) -мя - время, знамя, пламя.

Итак, правилам лучше всего соответствуют существительные среднего рода, а для того, чтобы определить мужской и женский род, иностранцам рекомендуют справляться с указаниями в словаре.

Nelli4ka

Нужно задать вопрос относительно конкретного слова, род которого необходимо определить: ЧЬЕ/ЧЬЯ/ЧЕЙ оно/она/он соответственно?

Помню, как этот вопрос мы в классе задавали хором и отвечали на него также вместе: оно мое (средний род), она моя (женский) или он мой (мужской).

Окончание существительного в этом вопросе не особенно поможет, так как, например, зачастую и в словах мужского рода есть так называемое "женское" окончание "а": мужчинА, дедушкА и т.д.

Владсандрович

Нас в школе, учили так:

Если слово отвечает притяжательной форме - ОН МОЙ , то это конечно мужской род .

Если эта самая форма звучит как - ОНА МОЯ , то это несомненно женский род .

Ну и на конец, если если слово подходит под формулировку - ОНО МОЕ , то это несомненно средний род.

род определяется по окончанию

женский род- окончание а, нулевое (можно подставить она моя)

мужской род- окончание нулевое(ОН МОЙ)

средний род - окончание нулевое, ие (оно мое)

Ni-nochka

Для того, чтобы понять, как определить род существительного , для наглядности, воспользуемся данной картинкой

Теперь мы видим, что для определения рода существительного, мы можем при помощи вспомогательных слов . Но, это не единственное, что нам поможет. Для определения рода мы может воспользоваться и подсказок в виде окончания слова. Как правило, существительные женского рода имеют окончание в виде "а" или же "я", средний обладает окончаниями "е" либо "и", а вот мужской либо вообще не имеет окончание, либо на "ь" или согласной.

Но. В любом правиле, есть и то, что называют исключением. При определении рода существительного так же есть свои "но", то есть исключения, которые надо запомнить.

Azamatik

Определять род имен существительных по окончанию не совсем правильно.

А все потому, что многие слова, которые оканчиваются на гласную букву (например, на -а-, -я- и тд)) не всегда относятся к женскому роду.

А имена существительные, у которых на конце стоит мягкий знак, могут быть как женского, так и мужского рода.

Для определения рода имени существительного лучше всего прибегнуть к помощи других частей речи: к имени прилагательному или же местоимению.

Папа - он мой; строгий папа (мужской род); конь - он мой; серый конь (мужской род); тень - она моя; маленькая тень (женский род) и тд.

Таким образом, определить род имени существительного помогут вспомогательные слова.

Для того, чтобы определить род того или иного имени существительного нужно просто согласовать или проще применить с ним местоимения: мой, моя или мое, или заменить словом: он, она или оно:

Таким образом, получим один из трех родов, которые существуют в русском языке.

Для большей наглядности и запоминания приведу ниже таблицу-схему, обратившись к которой, можно быстро и правильно определить искомый род.

Moreljuba

Для того, чтобы определить род имени существительного стоит прибегнуть к использованию вспомогательных слов, которые и помогут определиться с родом существительного.

Что касается таких вспомогательных слов, то вот в этой табличке они приведены:

Получается если мы берём слово "мужчина", то для определения рода подставляем вспомогательное словечко "он" мужчина" и получаем соответственно мужской род.

Начитанный даг

Род существительного нас еще в школе учили определять задавая соответствующий вопрос к нему.

Пример: Ручка чья ? - Моя ! Значит существительное "ручка" - женского рода.

Стул чей ? - Мой ! Здесь существительное стул мужского рода. Еще есть средний род и он отвечает на вопрос "чье" . Например задание "чье "? Мое!

Dimasonus

Род имени существительного определяется по окончанию слова.

Женский род имеет окончания а\я_\ Вспомогательный вопрос: она моя

Мужской род имеет окончание _\ (нулевое). Вспомогательный вопрос: он мой

Средний род имеет окончание и\е_. Вспомогательный вопрос: оно моё.

Кошевая О. Н., учитель начальных классов МОУ “Школа № 97 города Донецка”

Русский язык

Тема Род имён существительных: муж- ской, женский, средний.

Цель: познакомить с грамматическим признаком имён существительных - родом; создать условия для усвоения способа определения рода имени существительного через алгоритмизацию деятельности учащихся.

Задачи:

Развивающие:

. развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;

. формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;

. развивать умение работать в парах, развивать навыки контроля и самоконтроля;

. развивать речь детей, словарный запас, мышление.

Образовательные:

. научить определять род имён существительных;

. продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.

Воспитательные:

. воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Планируемые результаты

Знание о постоянных признаках существительного;

Умение применять знания в жизненных ситуациях;

Умение определять род существительных.

Оборудование: презентация Power Point, сигнальные карточки (м.р., ж.р., с. р); учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2016.

Ход урока

I . Организационный момент

На вас надеюсь я, друзья,

Вы хороший дружный класс.

Всё получится у нас.

2. Тренинг - массаж ушей.

Давайте разбудим свой мозг и начнём работать:

потянуть себя за мочки ушей сверху вниз (2 - 3 раза);

потянуть ушную раковину вверх (2 - 3 раза);

круговые движения ушной раковины по часовой и против часовой стрелки (2 - 3 раза).

II . Актуализация знаний учащихся (Слайд 1)

1.Упражнение для развития памяти.

Год - зимушка, вода - речка, метель - снежок, мороз - холод.

Разобрать слова по составу.

2. Фронтальный опрос (Слайд 2)

К какой части речи относятся слова, называющие изображенные предметы?

(Имена существительные)

Докажите…

Что называют именем существительным?

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

К каким именам существительным задаётся вопрос кто, а к каким что?

На какие две группы можно разделить имена существительные?

3. Каллиграфическая минутка (Слайд 3)

Дядя Фёдор, пёс Шарик и кот Матроскин жили в деревне.

Назвать орфограммы (имена собственные)

Сделать синтаксический разбор предложения.

III . Постановка учебной проблемы. Работа в парах (Слайд 4)

Для того чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти имена существительные в группы по определенному признаку. Вам помогут слова “ОН”, “ОНА”, “ОНО”.

Сосулька, снег, мороз, облако, иней, зима, пальто, вьюга, озеро.

Попробуйте определить тему урока по этим 3-м столбикам слов.

IV . Открытие нового знания

1. Работа по учебнику.

С. 25 упр. 39 (устно)

2. Рассказ учителя.

Род имён существительных.

Вам понятно, что петух — он, курица — она, волк - он, а волчица — она, кот - он, а кошка — она. А что делать с носорогом, белкой, кукушкой, мышью, ястребом? Они что, не имеют представителей противоположного пола?

Нельзя путать разные вещи: пол и род. Да, эти слова представлены таким образом: есть бегемот — и все особи так названы. Есть кукушка — и всё тут, есть ястреб — и никакой ястребихи в языке нет. В языке!

А если непонятно, если слово иностранное? Шимпанзе, фламинго? Это обычно слова мужского рода, если из текста не следует обратное. Маленькая кенгуру поскакала в лес.

А так — яркий фламинго, ловкий шимпанзе, симпатичный кенгуру.

Запоминалка (Слайд 5)

3. Упражнение на релаксацию

Массаж крыльев носа.

Постукивание костяшками пальцев по переносице.

Упражнение на дыхание.

V . Первичное закрепление

1. Самостоятельная работа.

Упр. 40 стр.26

Задание: выписать сначала существительные женского рода, а потом мужского и среднего рода.

Подобрать по 2 существительных мужского, женского и среднего рода.

Взаимопроверка.

2. Ознакомление с несовпадением рода имён существительных. (Слайд 6)

Старушки обедали. Вдруг со стола со звоном упала ложка.

Ага! - проговорила русская женщина, вспомнив смешную старинную примету. — Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!

Почему дама? — удивилась немка. - Ложка ведь мужского рода. Значит, должен прийти мужчина.

Русская возмутилась:

Ну, вот ещё! Это если бы нож упал, тогда значило бы - мужчина. Нож - мужского рода...

Ха-ха-ха! - засмеялась немка.

Нож - мужского? Нет уж: если нож упадёт, то это ничего не значит. Он среднего рода.

Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на одну, то на другую из спорящих. Наконец она наклонилась ко мне: - Простите, шепнула она, - но я ничего не понимаю... Я вижу, тут какая-то смешная примета. На чём она основана? Почему нож может чем-то напоминать мужчину или ложка - женщину? Мне это не понятно.

И в самом деле, разъяснить ей, на чём основано это суеверие, было невозможно: в армянском языке (как и в английском) вообще не существует никаких родов: ни женского, ни среднего! Ни в Армении, ни в Англии, ни в Турции такая примета не могла даже и образоваться.

3. Игровое задание "Шестой лишний". (Слайд 7)

Дождь, остров, конь, тень, куст, день.

Рожь, печь, морковь, огонь, лень, ночь.

Земля, тайга, время, семья, родня, станция.

Окно, село, море, поле, полотенце, яблоко, стол.

VI . Применение знаний и способов действия

1. Творческая работа. Составление текста по опорным словам. (Слайд 8)

Составить и записать текст, определить род имён существительных.

Зима, мороз, снег, пороша, сугроб, снегирь, поле, стекло, одеяло, шуба, снегурочка, снеговик, подарок, ёлка, сосулька, лёд, каток, хоккей, хлопушка, шапка, шарф , кормушка, зерно, холод, голод .

На доске:

Наступила холодная _______ . Белоснежное ________ укрыло землю.

Освещает все вокруг. _________ ________ блестит и переливается. Как ________ _________!

Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло укрыло землю. Зимнее солнце освещает все вокруг. Серебристый иней (Белый снег) блестит и переливается. Как красиво зимой!

2. Работа над загадками. (Слайд 9)

Отгадать загадки, определить род существительных (используя сигнальные карточки).

Лишь стукнет она

К нам в окошком снежком,

Мы санки берём

И на горку - бегом!

(Зима)

По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано - ...

(Январь)

Пушистая лошадка,

А может бегемот,

А может просто ватка

Над нами вдаль плывет.

(Облако)

Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось—

С неба на землю свалилось.

(Снег)

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная...

(Снежинка)

Проработав целый день,

Намела гору метель.

Что за горка? Как зовётся?

Вам ответить мне придётся.

(Сугроб)

Всякая здесь может птица

В зимний холод угоститься.

На сучке висит избушка,

Называется...

(Кормушка)

Сито большое, сито голубое.

Сеет-веет белый пух

на леса, дома, на луг.

(Небо)

Бродит одиноко

Огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает

(Солнце)

VII . Включение в систему знаний и повторение

1. Работа по учебнику.

Упр. 40, с. 26.

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

Прочитайте, какие окончания имеют имена существитель-ные разного рода.

2. Творческая работа. Работа в группах. (Слайд 10)

Из букв каждого данного слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы исходного слова. Определите род существительных. Подчеркните пары, которые имеют один и тот же род.

сосна - …(насос)

кулак - …(кукла)

каприз - …(приказ)

камыш - …(мышка)

коршун - …(шнурок)

VIII . Домашнее задание

Упр. 44, с. 27

IX . Подведение итогов. Рефлексия

Как определить род имени существительного?

Продолжите предложения:

На уроке я научился ….. Я затруднялся …..

Мне было интересно…. Я хочу…

Спасибо за сотрудничество.

Род существительных - это категория грамматическая, проявляющаяся в возможности сочетаться с конкретными формами согласуемых слов. Категория рода может быть выражена семантически (то есть по смыслу, только у одушевленных существительных), грамматически и синтаксически. Семантически все существительные бывают мужского рода, женского и среднего. Слова, указывающие на животных и лиц мужского пола, относятся к мужскому роду (брат, дедушка, студент, гусь, петух, конь); существительные, называющие животных и лиц женского пола (сестра, бабушка, студентка, гусыня, курица, лошадь) - к женскому роду; животных и лиц безотносительно к полу (страшилище, чудовище, лицо (человек), дитя) - к среднему роду.

Род существительных грамматически выражается при помощи окончания в именительном падеже. Эта категория рода свойственна как одушевленным, так и неодушевленным склоняемым существительным. В этом случае, помимо 3-х основных родов выделяют еще и общий род. Различия между ними представлены в таблице:

Мужской род

Женский род

Средний род

Общий род

Окончание нулевое, основа заканчивается на твердый согласный или на -й (стул, герой);

Окончание нулевое, основа заканчивается на мягкий согласный, а в родительном падеже окончания -а, -я (конь - коня, врач - врача, плющ - плюща).

Окончание -а, -я (рука, земля), кроме слов, называющих лиц мужского пола (слуга, воевода) и слов с суффиксом -ин, показывающим увеличительную субъективную оценку (домина, мостина);

Окончание нулевое, основа заканчивается на согласный, а в родительном падеже окончание -и (рожь - ржи, тишь - тиши, тетрадь - тетради).

Окончание -о, -е (зерно, море);

Слова дитя, чудовище, страшилище, лицо;

10 на -мя (племя, время, имя, знамя, семя, стремя, вымя, темя, бремя, пламя);

Некоторые несклоняемые неодушевленные существительные иноязычного происхождения (табу, такси, жюри, рагу, интервью, бра).

Окончание -а, -я, у слов, называющих лица мужского и женского пола (соня, брюзга, грязнуля, забияка, заика, лежебока, сирота, подлиза, рева, невежа).

Синтаксически определить род существительных можно по форме согласуемого слова, которая зависит от существительного. Так, причастия, прилагательные, согласующиеся с существительными мужского рода, заканчиваются на -ый, -ий, -ой (красивый сад, поющий мальчик, боевой солдат); с существительными женского рода - на -ая, -яя (красивая улица, летняя пора); с существительными среднего рода - на -ое, -ее (красивое небо, зимнее утро).

Также род существительных определяется с помощью окончания сказуемого, выраженного глаголом в прошедшем времени в сослагательном или изъявительном наклонении, или причастием или Мужской род - сказуемое имеет нулевое окончание (дождь прошел, план выполнен); женский род - окончание -а (работа закончена, луна взошла); средний род - окончание -о (письмо получено, солнце встало).

Существуют также Большинство их относятся к среднему роду (депо, интервью и все субстантивированные несклоняемы существительные типа «здравствуйте», «ура», «да», «завтра», «не хочу»). Исключения составляют следующие случаи:

Га (гектар), кофе, маки, пенальти, сулугуни, сирокко, экю, торнадо, шимми, а также названия языков (бенгали, урду, суоми, пушту, хинди) - мужского рода;

Авеню, бере, салями, кольраби - женского рода.

Род несклоняемых существительных, таких как газет, журналов, можно определить по роду существительного со значением родового понятия (полноводное японский (город) Токио, широкая (река) Миссисипи, публиковала (газета) «Таймс»). Род аббревиатур необходимо определять по роду главного слова (МГУ - мужской род - Московский государственный университет; ООН - женский род - Организация объединенных наций; СНГ - средний род - Содружество независимых государств). Установить род существительных, которые не употребляются в единственном числе, а только во множественном, невозможно, так как у них категория рода отсутствует (брюки, вилы, макароны, ясли).