Зачем развивать лидерские качества. Развитие лидерских качеств

Рассмотрим, какую роль лидерство играет в вашем проекте и то, к чему вам, возможно, потребуется обратиться. Лидер должен вдохновлять и мотивировать свою команду и убедиться, что она работает. Однако если лидер не имеет силы выполнять поручения в срок или возможности идти до конца и работать над проблемами, то лидерские качества не будут работать из-за неспособности выполнять свои функции и решать вопросы. Вдобавок к этому, будучи не в состоянии делегировать и следить за ходом исполнения поручений, есть риск потерять уважение членов команды. Лидерство и управление в простом понимании, в конечном счете, сводится к одному – удовлетворительному завершению поставленных задач. Лидерство может быть использовано для ускорения выполнения задач, но это ограничивает качество получаемого опыта, так как мало кто может узнать что-нибудь из этого. Лидерские качества делают лучше как конечный результат, так и получаемый опыт.

Проанализируйте свои собственные сильные и слабые стороны для лучшего понимания лидерства. В бизнесе это часто делается при помощи анализа SWOT, который показывает сильные и слабые стороны компании в соотношении с возможностями и рисками. Он также может быть применен с большим успехом к личному лидерству. Для этого вам нужно просто записать то, что вы чувствуете, ваши сильные стороны (и т.д.), а затем позволить другому человеку письменно составить свое объективное мнение о вас. Это открывает дорогу для идей и позволит вам увидеть проблемы, о которых вы могли не быть в курсе. Преимуществом данного метода является то, что понимание других людей на тонком уровне может прийти только после того, как вы познаете себя. Только когда мы сможем успешно определить характер и привычки нашего собственного разума, мы сможем увидеть мотивы других людей, а также разработать эффективную модель поведения. Рассмотрим, что представляют из себя ваши собственные моральные принципы. Лидер без моральных принципов, считающий, что для достижения цели любые средства хороши, иногда может быть сильнейшим, но в то же время самым слабым лидером. Это очень сложный парадокс. Потому что человеку, который имеет сильное чувство границ относительно того, как изменить плохую ситуацию в лучшую сторону, невзирая на свои собственные чувства, даже если это является просто стремлением к поиску выхода, требующего минимальных жертв, нужны силы и, следовательно, такой человек является сильнейшим лидером, поскольку он осознает, что в конечном итоге ситуацию нельзя рассматривать с позиции «мы» или «я». Такой человек может затем вести при помощи своего опыта и мудрости, так как личные чувства часто маскируются моральными принципами и как следствие могут ввести в заблуждение и причинить вред другим. Но человек, который правит железной рукой, основываясь на личных чувствах и мнениях, или же который не взвешивает все «за» и «против» прежде чем действовать, является просто диктатором. Такие люди не имеют большую силу вознести общее благо над своим собственным.

В своих действиях будьте самими собой и руководствуйтесь гуманными принципами. Также, очевидно, как это звучит, удивительно часто люди пытаются наскрести мотивацию и вдохновение внутри, чтобы иметь возможность вдохновлять и мотивировать других. Так же, как одни являются лидерами от природы, другие должны просто стать хорошими лидерами. Природное лидерство, равно как и природная этика, исходит из широкого осознания причины и следствия или действия и результата. Самая важная цель заключается в сопоставлении оценки против собственного опыта. Что действительно имеет значение для проекта? Как цель может быть достигнута с наилучшим исходом? Что необходимо членам команды для роста? Очень часто лидера делает великим способность выходить за пределы личных чувств, чтобы помочь людям увидеть, что только они могут помочь себе быть более продуктивными, более эффективными и умными. Способность сопереживать, проникать в суть и понимать, а не полагаться исключительно на идеи других людей, в жизни поможет вам гораздо больше. Человечество вдохновляет и поддерживает, но чтобы остаться в контакте с реальностью, центром внимания должны стать человеческая природа и способности человека.

Поймите несколько ключевых неписаных правил, которые могут создать или сломать хорошего лидера и оцените себя и свои собственные способности по отношению к ним и то, что является хорошим лидерством для вас.

  • Если вы являетесь формальным лидером, у вас есть право принимать решения и ответственность за последствия таких решений. Полномочия и ответственность идут рука об руку. Попытка заполучить авторитет, одновременно отказываясь от ответственности (и наоборот, быть обремененным ответственностью, не имея никакой власти), является бомбой замедленного действия. Если у вас нет полномочий, чтобы иметь возможность действовать, имеет смысл уйти в отставку как можно скорее. Знайте, кто здесь главный. Главным можете быть на самом деле вы.
  • Никогда делайте пустых угроз. Если у вас в команде есть нечистоплотные участники, которые не заинтересованы в единстве или в выполнении своей работы, и вы намереваетесь предупредить их об увольнении, то исполнение такой угрозы должно быть в пределах вашего контроля. Никогда не угрожайте человеку просто так. Впоследствии реальные угрозы не будут восприниматься всерьез.
  • Установите границы. Как ни странно, мало кто делает это. Многие неумелые руководители хотят думать, что команда работает сама по себе и что члены должны иметь собственную этику и должны работать вместе, но это бывает редко. С самого начала следует знать свои ожидания, как они будут исполнены, кто будет этим заниматься и срок их исполнения, а также границы компании, такие как границы иерархии и обязанностей. Многие лидеры хотят быть лидерами и одновременно переложить всю работу на менеджеров, но это уже другая катастрофа.
  • Поощряйте обсуждения в команде, но придерживайтесь границ. Как и в случае с проведением собрания, важно заметить, когда люди зациклены на проблемах, тратят время впустую или думают о непрактичных вещах.
  • Если вы не можете управлять кораблем самостоятельно, пора подумать о смене карьеры. Вы можете быть руководителем группы, но если вы взаимодействуете с другими управлениями таким образом, что финансирование и управление вашим сектором зависит от других, то если вы не можете исправить эту ситуацию, она станет источником негодования среди других. Также как фигура на носу корабля является важным символом, фактически это всего лишь кусок дерева или металла, который не может установить курс или не дать кораблю затонуть. Кроме того, что вы часто подвергаетесь риску быть уличенными в низкой квалификации, вы можете быть пойманы, когда реальные навыки понадобятся в чрезвычайных ситуациях, а вы будете не в состоянии предотвратить трагедию и катастрофу.
  • Делегируйте. Как руководителю вам важно, чтобы работа была выполнена, но делегирование в понимании лидерства является признаком доверия и веры в способности членов команды. Делегирование позволяет делиться навыками и опытом, что позволяет людям расти, но это должно быть сделано с умом. В делегировании поручения не должны даваться человеку, не способному их выполнить или возмущенному подобным поручением.
  • Изучите язык тела или, в общем, язык тела членов вашей команды. Это не только для того, чтобы знать, когда вам доносят ложную информацию, но и для того, чтобы уметь во время определить существование офисных интриг, которые должны быть рассмотрены как можно раньше. Вы должны изучить свой собственный язык тела, так как были времена, когда лидер должен был действовать как игрок в покер, чтобы сохранить уверенность в себе.
  • Поощряйте образование и опыт. Вы можете устраивать ротацию кадров внутри своей команды, что поможет получить ее членам новые навыки, а вам заполнить пробел, в случае если один из членов команды заболеет. Но это имеет также более широкий смысл; если член команды имеет вкус самостоятельного управления и руководства, у них есть больше понимания, насколько сложной является работа и то, как необходимо действовать хорошему лидеру, чтобы оставаться таковым, равно как и то, что хорошее взаимодействие очень важно. Это относится и к лидеру, и к членам команды.
  • Взвешивайте все «за» и «против», прежде чем совершать или действовать, и при необходимости уделите дополнительное время на рассмотрение последствий, рисков и методов реализации стратегии. Еще один очень важный момент, который может показаться очевидным, согласованность, целостность, изобретательность и надежность являются теми вещами, которые либо делают лидеров сильней, либо ломают их. Как не единожды показывала история, лидеры, которые не принимали свой долг и инструкции серьезно, не добивались успеха. Некоторые новшества оказывались успешными. Несмотря на то, что некоторые лидеры, которым не знакомы хорошая организованность и анализ результатов, смогли эффективно организовать руководство над своими проектами и показать свою природную эффективность, важно общаться с умом и никогда не считать за слабость просить о помощи. Слишком гордый человек, не способный просить о помощи, сеет семена неудачи уже в момент, когда не может обратиться за помощью или советом, когда это действительно необходимо. Когда эмоционально или символически такая неспособность является результатом попыток сохранить лицо, они теряют свою способность действовать и осуществлять изменения или стратегии, а также целостность и способность вдохновлять одним махом. Хороший руководитель очень часто следует за другими и должен быть в состоянии делать это. Правильно не только то, что все с чего-то начинают, но и то, что никто никогда не перестает учиться и расширять опыт и знания. Иногда мы можем чувствовать себя мудрыми и способными, в то же время можем быть ошеломлены в самой простой ситуации.
  • Знайте, что происходит, и оставайтесь в курсе. Не только внутри своей команды, но и внутри компании, у ваших клиентов, поставщиков и в мире вокруг вас. Если вы, работая в одном отделе, не имеете никакого представления о том, что происходит в других отделах или в управлении компанией, то единственный, кто был бы удивлен, если бы ваш отдел закрыли, были бы вы. Это означает, что вам, возможно, придется самим добывать информацию, будь то хорошую, нейтральную или плохую, а не ждать, пока она придет к вам сама.
  • Будьте активны. Как ни странно некоторые лидеры любят или ненавидят это слово. Это означает быть в курсе и действовать исходя из возможных проблем, а также сделать имеющиеся возможности реальностью. Хороший лидер отличается активностью. Как говорится «минутка час бережет».
  • Получайте удовольствие. Работа не должна принимать схему рабовладельца и его рабов, и лидеры, которые не делают различия, в конечном итоге заканчивают мятежом. Придерживайтесь позитивного настроя в работе и помогайте другим работать друг с другом, но не позволяйте границам быть нарушенными, поскольку, когда никто действительно не знает, что уместно, а что неуместно, работа не заладится.
  • Поговорите с другими руководителями и менеджерами и заручитесь идеями. «Консультируйтесь, консультируйтесь, консультируйтесь» фраза, которая присуща многим организациям, ориентированным на лидерство. Вы можете обнаружить, что кто-то уже пытался реализовать идею, и реализация не удалась, или же имеет некоторые идеи на проблемы, существующие у вас, при помощи которых ваши проблемы могли бы быть решены, иногда вы также можете сотрудничать, чтобы сэкономить время и деньги и быть более эффективным. Многие города и страны проводят бесплатные форумы по управлению бизнесом, которые являются фантастическим источником информации и неосязаемым капиталом.
  • Рассмотрите свои собственные личные чувства и слабые стороны ваших лидерских качеств и примите соответствующие действия. Таким образом, вы можете действовать для искоренения своих собственных недостатков. Если вы лидер команды, но не имеете никакого уважения по отношению к своей позиции или команде, то проблемы только и ждут момента свалиться на вас. Устраните проблемы путем создания качественного фундамента и замены поврежденной части структуры команды.

    Как ни странно, может быть даже трагически, люди пытаются сохранить личность и работать насколько возможно отдельно, но «личное» приходит от человеческого понимания, а «бизнес» приходит из опыта управления. Недостатком этого разделения, однако, является то, что человек, который не понимает собственных неудач, будет часто терпеть те же проблемы в личной и деловой сферах и не сможет их преодолеть или избежать. Оба этих понятия должны идти рука об руку с осознанием и широким пониманием причины и следствия, а также действия и результата.

    Думаешь, что у тебя есть задатки лидера, и хочешь развивать их дальше? А может наоборот считаешь, что тебе не хватает некоторых качеств? Даже если ты вовсе об этом не задумывался, читай советы , как обнаружить в себе лидерские качества, что делать для их развития и где они пригодятся.

    Есть лидеры формальные и неформальные. Первые чаще занимают соответствующую должность (староста, начальник). Неформальным лидер становится благодаря своим способностям и авторитету. В коллективе формальный и неформальный лидер не обязательно один человек.

    Как определить в себе лидерские качества

    Приведём ниже десять признаков лидера. Оцени себя исходя из этих характеристик. Вдруг ты всегда был лидером, не осознавая этого! Загибай палец каждый раз, когда описание соответствует твоему характеру.

    1) Открытый: ты непредвзят и умеешь слушать чужое мнение.

    2) Советчик: окружающие часто просят помощи и твоя точка зрения ценна для них.

    3) Ответственный: умеешь держать слово, поэтому люди доверяют тебе.

    4) Порядочный: друзья легко рассказывают тебе свои секреты, без опасений, что ты их выдашь.

    5) Трудолюбивый: показываешь своим примером, что работать нужно не покладая рук.

    6) Целеустремлённый: предпочитаешь действовать, нежели обещать.

    7) Оптимист: умеешь вселять в других уверенность, мотивировать к действию.

    8) Уважительный: принимаешь людей такими, какие они есть. Умеешь находить в других хорошие стороны и ценить их.

    9) Заботливый: беспокоишься не только о своём благополучии, но и помогаешь достичь успеха другим.

    10) Энтузиаст: ведёшь себя уверенно и предлагаешь решение проблемы первым.

    Если хотя бы восемь пунктов про тебя, то ты можешь считать себя прирождённым лидером. Если меньше, не расстраивайся. Лидерские качества можно развить.


    Дайнерис Таргариан из «Игры престолов» пример ярко выраженного лидера, который стремится к роли управленца. Джон Сноу обладает лидерскими качествами, но не хочет их замечать. А окружающие, напротив, видят в нём предводителя

    Как развивать лидерские качества

    Каждый человек имеет тот или иной набор лидерских качеств. Многие из них могут дремать. Если ты поставил себе цель быть настоящим лидером, то пора начинать развиваться в этом направлении.

    Быть проактивным

    Приучи себя к мысли, что никто кроме тебя не ответственен за события в твоей жизни. Главное правило — перестать жаловаться на проблемы и искать пути их решения. Например, если тебе не хватает культурного досуга, предложи помощь педагогу-организатору в подготовке школьной вечеринки.


    Сразу стать Маргарет Тетчер (премьер-министр Великобритании а 1979−1990 годах) или Сергеем Брином (сооснователь Google) не выйдет. Сперва научись быть лидером в маленьком коллективе

    Брать на себя ответственность

    Цитата «мы в ответственности за тех, кого приручили» должна стать твоим девизом. Чаще бери инициативу в свои руки. Задача лидера контролировать собственные затеи. Если организовываешь мероприятие, продумай всё до мелочей: привлеки помощников, найди место проведения, договорись о необходимом оборудовании. И не отказывайся от помощи. А поручая кому-то задание, всё равно будь готов отвечать за результат сам.

    Слушать и принимать критику

    Придётся привыкнуть к критическим замечаниям в свой адрес и научиться адекватно на них реагировать. Лидер всегда готов к изменениям, даже если они идут вразрез с его эго.

    Не бояться нового

    Лидеру постоянно нужно выходить из зоны комфорта. Не бойся делать что-то новое. Если у тебя, к примеру, нет опыта в декорировании зала, попытайся разузнать всё об этом в интернете. Спрашивай совета у людей, которые занимаются подобным дольше тебя. Кто-то просит помощи и совета — не отказывай. Хоть это и потребует времени, но взамен получишь благодарность и лояльность.

    Думать о других

    Прислушивайся к настроениям и сомнениям окружающих, не забывай интересоваться у знакомых и друзей их делами. Ставь интересы других людей на уровень со своими. Постарайся, чтобы все в компании чувствовали себя нужными. Так коллектив сплотится вокруг тебя. А ты сможешь реализовать свои амбиции лидера.

    В каких профессиях лидерские качества необходимы

    Есть ряд профессий, где лидерские качества — это основа успешной работы. Среди них адвокат, , , специалист по кадрам, и др. Во многих других профессиях есть возможность вертикального роста карьеры. Верхушка — это и есть лидеры, управленцы. Любой руководитель команды, отдела, предприятия должен стараться быть одновременно формальным и неформальным лидером.


    Лидерские качества помогут тебе и в студенческие годы, если ты решишь быть или членом студсовета

    Если хочешь углубиться в изучение темы лидерства, прочти книги «21 неопровержимый закон лидерства» Джона Максвелла, «Как становятся лидерами» Уоррена Бенниса или «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта» Дэниела Гоулмана.

    Даже если не планируешь брать на себя роль лидера, отдельные его качества помогут тебе расширить горизонты. Так ты сможешь лучше справляться с негативными обстоятельствами, совершать решительные поступки, когда это необходимо, и отстаивать свои права.

    Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

    Любой команде нужен лидер. Он должен уметь грамотно и справедливо распределять обязанности, принимать решения, определять стратегию развития бизнеса. Для этого нужно обладать определенным набором качеств. Хорошо, если человек обладает природной харизмой и стать настоящим вожаком стаи для него не проблема. А что делать, если вы еще вчера работали на дядю и привыкли только подчиняться и выполнять поручения? Об этом и многом другом пойдет речь в этой статье.

    Какими качествами должен обладать лидер

    Настоящий лидер - это душа команды. Его поручения выполняются с удовольствием, он может грамотно изложить свои требования. Даже справедливое наказание от такого человека принимаются смиренно и без обид. Чтобы заслужить такой авторитет, нужно обладать следующими качествами.

    Быть справедливым

    Сотрудники очень тонко чувствуют дискриминацию. Если за один и тот же косяк одного работника дерут в хвост и гриву, а другого с улыбкой журят и отпускают - об авторитете можно забыть. Никаких любимчиков в команде быть не должно - ко всем подчиненным нужно относиться одинаково. Исключения могут составлять лишь новички. Им простительны мелкие ошибки - это все прекрасно понимают.

    То же самое касается постановки задач. Очень часто бывает, что в команде есть 2-3 исполнительных работника и все остальные. Так вот, грузят в основном именно этих двух-трех. Помните поговорку: если хочешь, чтобы задача была решена быстро, найдите самого занятого человека и поручите ее ему. Многие руководители идут именно по этому пути и поступают в корне неправильно. Это, конечно, удобно, но о лояльном отношении со стороны хороших сотрудников можно забыть.

    Подчиненные будут копить обиды и не ровен час, уйдут работать к более справедливому конкуренту, где их таланты будут оценены по достоинству.

    Справедливый лидер ставит задачи в зависимости от квалификации сотрудника. Наиболее опытные и грамотные работники получают задания посложнее, новички - попроще. Самое главное при этом - . Квалифицированные сотрудники должны зарабатывать больше, чем менее прокачанные. Это заставит последних работать лучше, чтобы получать больше денег.

    Сделайте эти принципы частью своей - увидите, как поменяется отношение сотрудников к вам и к работе в целом.

    Лидер должен быть компетентным

    Чтобы заслужить авторитет, руководитель обязан разбираться во всех тонкостях рабочего процесса . Без этого невозможно грамотно ставить задачи - все будет получаться в формате «принеси мне то, не знаю что». Недаром в советское время большинство директоров вырастали «из низов», пройдя путь от простого рабочего до руководителя высшего звена. Это позволяло на собственной шкуре почувствовать все тонкости рабочего процесса.

    Приведем пример. Вы поручили сотруднику, допустим, . Сами вы никогда этого не делали и не представляете, как это происходит, что для этого нужно и сколько потребуется времени. При этом на выполнение задачи даете сотруднику три дня срока. По прошествии этого времени работник докладывает, что не успел, за что получает заслуженное, по вашему мнению, наказание.

    На самом же деле главную ошибку совершили вы, а не подчиненный. Три дня времени на поиск поставщиков, согласование и заключение договоров, уточнение спорных моментов - это очень мало. Вы не знали об этом и поставили по сути невыполнимую задачу. Чтобы такого не было, необходимо самому хотя бы в общих чертах представлять, как происходит тот или иной процесс и сколько на это нужно времени.

    Лидер обязан грамотно делегировать полномочия

    В моей практике был один интересный случай. Владелец крупного интернет-магазина, солидный мужчина в возрасте, совершенно не умел распределять обязанности. Дело не в том, что не мог или не хотел - он просто никому не доверял. Магазин размещался в стандартном офисе, где сидели менеджеры, обслуживающий персонал и сам руководитель.

    Когда кому-то требовалась бумага для принтера, начальник лично шел на склад, чтобы ее выдать - не дай бог хитрый сотрудник утащит себе домой несколько листов. Доходило до того, что хозяин самолично заливал жидкое мыло в уборной, менял рулоны с туалетной бумагой и ездил покупать шариковые ручки.

    К чему мы все это рассказываем? Для того чтобы вы поняли: руководитель, копающийся в уборной, уважения не вызывает и о каком-либо авторитете можно напрочь забыть. Сотрудники будут только посмеиваться над таким начальником и отпускать за глаза язвительные шуточки.

    Именно поэтому - важное умение настоящего лидера . Вы никогда не должны делать того, что кто то может сделать за вас и лучше вас. Именно для этого вы нанимаете людей и платите им зарплату. Начнете делать работу за сотрудников - и они очень быстро сядут вам на шею. Приучайте людей к самостоятельности, иначе они все время будут бегать к вам по любому пустяку.

    Лидер должен уметь признавать ошибки

    Ошибаться свойственно каждому. Даже самый опытный профессионал своего дела иногда допускает промашки. Это нормально. Главное - не бояться этого признать. Но не стоит пускаться в унизительные извинения, особенно перед подчиненными. Спокойно сообщите, что вами была допущена ошибка и работу нужно переделать.

    Если вы видите, что сотрудник рангом младше предлагает решение какого-либо вопроса лучшее, чем ваше собственное, не настаивайте на своем варианте. Нет, можно, конечно, включить формат “я начальник, ты дурак” и заставить делать по вашему, но дело от этого точно не выиграет. Ничего не случится, если вы поступите так, как предлагает ваш работник. Похвалите человека за более оптимальное предложение - и пусть делает по своему. Ваш авторитет от этого не пострадает, а сотрудники будут иметь в виду, что, в случае чего, вас можно переубедить при помощи весомых аргументов.

    Настоящий лидер должен быть стрессоустойчивым

    Можно сколько угодно ругать работу “на дядю”, но в ней есть один несомненный плюс. Это самый дядя два раза в месяц приносит вам зарплату на блюдечке с голубой каемочкой. Где он берет эти деньги и как решает проблемы - вам совершенно наплевать. Вынь, как говорится, да положь.

    Таким “дядей” становитесь вы сами. На вас , способных вывести из равновесия кого угодно. Стрессовые ситуации при этом неизбежны. Лучший совет, который можно дать - никогда не опускайте руки. Есть масса примеров, когда новоиспеченные предприниматели бросали свое дело только потому, что не выдержали стрессов, а потом сильно жалели об этом.

    Примеры стрессовых ситуаций:

    • нехватка средств. Очень распространенная ситуация, особенно на начальном этапе развития интернет-магазина;
    • ошибки персонала. Если неправильно , проблемы обязательно будут;
    • штрафы и санкции контролирующих органов. Налоговая, Роспотребнадзор - государство пристально следит за бизнесом, выявляя различные нарушения законодательства;
    • недовольные покупатели. Один такой персонаж может устроить вам все вышеперечисленные проблемы, вместе взятые.

    Лидер должен уметь мотивировать персонал

    Что скрывается за модным словом “мотивация”? Многие считают, что плата за работу - это веская причина хорошо выполнять свои обязанности. Дескать, получает сотрудник зарплату и этого вполне достаточно. Однако это не так, во всяком случае, работники точно так не думают. Всегда найдутся такие, кто будут возмущаться: “Да я, да за эти деньги, да никогда!” - ну и так далее.

    Так как же устроить так, чтобы , всецело отдавая себя общему делу? Есть несколько способов:

    • финансовая заинтересованность. Зарплата зарплатой, а человек должен четко понимать связь между качеством своей работы и количеством зарабатываемых денег. Если один трудится в поте лица, а другой при этом бьет баклуши и оба получают одинаково, то у первого энтузиазм очень быстро закончится. Премии за хорошую работу, бонусы лучшему сотруднику месяца/года - вот те инструменты, которые очень хорошо мотивируют;
    • дать сотруднику почувствовать себя частью команды. Вы все делаете одно дело. Важен каждый - от директора до рядового менеджера. Понимать вклад в общее дело - великая вещь;
    • подавать личный пример. Если руководителя вечно нет на рабочем месте, в сложной ситуации до него не дозвониться, а в рабочее время он только и делает, что сидит в социальных сетях - грош такому лидеру цена. Настоящий лидер всегда в гуще событий, сам работает за десятерых и готов решить любой вопрос;
    • общий досуг. Совместные выезды на пикники, спортивные мероприятия и даже простые корпоративы очень сильно . Коллектив чувствует себя одной большой семьей, а в семье принято помогать друг другу. Чем не мотивация?

    Лидер должен много работать и по-настоящему любить свое дело

    Почитайте биографии успешных бизнесменов. Очень часто эти люди работают 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Это невозможно без искренней увлеченности идеей. Мы часто повторяем: нет никакой коммерческой жилки - есть только титанический труд и потрясающая работоспособность. Именно они - качества настоящего лидера. А если еще и удастся заразить своим примером персонал - вашей команде просто не будет равных.

    Как развивать в себе качества лидера

    Кому-то этот талант дается от природы. Некоторым повезло меньше - тогда над собой придется серьезно поработать, чтобы воспитать лидерские качества. Особенно тяжело придется тем, кто никогда не работал на руководящих должностях и постигает премудрости управления людьми впервые в жизни. Итак, что нужно делать, чтобы стать лидером команды?

    1. Посещайте тренинги. Непросто самостоятельно перебарывать в себе то, что было заложено еще в детском возрасте. Многие просто стесняются отдавать распоряжения, ругать сотрудников за провинности и жестко разговаривать с партнерами, когда это необходимо. Тренинги под руководством опытных психологов помогут преодолеть все эти барьеры. На занятиях вы будете отрабатывать множество стрессовых ситуаций с незнакомыми вам людьми. Это поможет научиться правильному поведению в реальных “боевых” условиях. Готовьтесь: будет очень тяжело, но результат превзойдет все ваши ожидания.

    2. Читайте . Сейчас доступно очень много книг, посвященных тому, как стать руководителем. Можем посоветовать несколько:

    • Максим Батырев - “45 татуировок менеджера”. Автор сам много лет работал на руководящих должностях и делится своим опытом в книге;
    • Ицхак Адизес - “Идеальный руководитель”. В книге простым и доступным языком написано о том, как стать по-настоящему эффективным руководителем;
    • Кевин Фербах и Ден Хантер - “Вовлекай и властвуй”. В книге рассказано о популярной практике игрового мышления и его применении в бизнесе.

    3. Постоянно повышайте свою квалификацию. Как мы уже говорили, лидер должен быть, в первую очередь, компетентным в большинстве вопросов. Для этого требуется прокачивать навыки. Это касается не только административной стороны вопроса, но и большинства чисто технических нюансов. Читайте книги, посещайте семинары и конференции. Во первых, вы всегда будете в курсе новых веяний, а во-вторых, станете настоящим профессионалом своего дела и будете готовы решать любые задачи.

    4. Работайте над собой. Рефлексия - очень важная и полезная штука. Возьмите за правило спрашивать себя в конце рабочего дня: “Что я сегодня сделал не так и как можно было сделать лучше?” Эта простая и полезная привычка позволит научиться анализировать свои действия и найти оптимальную модель работы.

    Заключение

    Напоследок дадим еще один очень важный совет. Лидер в коллективе должен быть один. В конце концов, лидер - это тот человек, за которым всегда остается последнее слово в любой ситуации. Даже самые разумные люди могут иметь диаметрально противоположные взгляды на один и тот же вопрос. Руководитель должен лично принять решение и нести за него ответственность. А остальные обязаны принимать это решение и исполнять его. Иначе в компании может начаться бардак, и это может навредить делу.

    Стать настоящим лидером мечтает каждый из нас. Ведь это открывает большие перспективы в жизни: хороший карьерный рост, высокий заработок, перспективы и власть, уважение и заслуженный пьедестал почёта. Чтобы всего этого достигнуть, необходимо ещё с детства развивать в себе лидерские качества, которые приведут к вашей мечте и послужат фундаментом для исполнения желаний.

    За кем идёт народ?

    Давайте для начала разберёмся, кто обычно возглавляет толпу? За кем, откинув лишние сомнения и страхи, идёт простой народ? Вспомним из истории всего несколько примеров: Гитлер, Сталин, Муссолини, Пиночет... Перечисляя их, мы неизменно думаем, что только трепет перед диктатором может поднять массы и повести их в бой. Но это абсолютно не так. Простые люди никогда бы не погибали только из-за своей трусости восстать и пойти против тирании. Так в чём же секрет этих жестоких и беспощадных диктаторов?

    Психологи утверждают: "Чтобы повести за собой массы, нужно в первую очередь обладать яркой харизмой, индивидуальностью, иметь творческое мышление, фонтанировать идеями и уметь применять на практике чужие". Лидерские качества проявляются в упорстве и несокрушимости. Такие люди без проблем могут сплотить вокруг себя команду единомышленников, они являются целеустремлёнными и ответственными, чего и требуют от своих подчинённых. Лидеры - это не всегда тираны. Часто они бывают добрыми и благородными, такими как принцесса Диана и Нельсон Мандела, которые подкупают народ своей отзывчивостью и жертвенностью, поэтому часто становятся настоящими мучениками.

    Тонкая грань: лидер или тиран

    Превратить сильную личность в диктатора очень легко. Например, в обыкновенной семье родился маленький мальчик. Уже в четыре года он играет со своими родственниками в "полководца": командует и ставит условия. Взрослые умиляются: "Какой умный малыш, из него вырастет настоящий президент!". Будущий "глава государства", попав в садик, начинает применять в коллективе привычную модель поведения: он постоянно требует своего, капризничает, помыкает сверстниками. Дети от него отворачиваются. Воспитательница, которой малыш тоже пытается манипулировать, берёт его в "ежовые рукавицы" и пресекает диктаторское поведение.

    Родители возмущены. Они жалуются на педагога, обвиняют его в том, что она подавляет "лидерские качества ребёнка". Что же дальше происходит с мальчиком? Он замыкается в себе, становится изгоем. Его ставят в пример - он радуется, ругают - бросает так и незаконченное до конца дело. У него нет друзей, так как он считает всех серыми бездарностями. Учёба и карьера не удаются. Разочарованные родители отворачиваются от него. Мальчик, не умеющий себя реализовать, став взрослым мужчиной, спивается или становится на преступный путь. Конечно, не всегда ситуация заканчивается так плачевно, но, как утверждают психологи, примеров такого развития событий предостаточно.

    Как воспитать лидера?

    Если вы заметили, что ваше чадо склонно быть твёрдым в своих убеждениях, имеет внутренний стержень, в первую очередь направьте его энергию в правильное русло. Запишите его в спортивный кружок: физические занятия укрепят боевой дух, научат преодолевать трудности и прямо идти к цели. Кроме того, развитие лидерских качеств предусматривает и параллельное совершенство коммуникативных навыков. Чтоб научить малыша правильно общаться, с самого маленького возраста отдайте его в ясли. Если у него возникли конфликты, не вините других детей. Попробуйте спокойно разобраться в ситуации, укажите ребёнку сначала на его ошибки и попросите их исправить.

    Умение грамотно общаться развивается у человека на протяжении всей жизни. Главное - чтоб первые неудачи не сломали ребёнка. Поэтому ваш мудрый анализ и спокойствие помогут ему наладить отношения со сверстниками, особенно если в коллективе сформировалось несколько лидеров, которые постоянно конфликтуют. Заостряйте внимание малыша на его индивидуальных качествах, которые отличают его от других. Но не переусердствуйте. Ребёнок не должен кичиться и хвастаться ими, а развивать, чтоб в будущем детские задатки переросли в лидерские качества подростка.

    Какие качества следует развивать в первую очередь?

    Исполнительность и целеустремлённость - то, на что следует обратить внимание малыша уже в детском саду. Формирование этих качеств будет длиться аж до конца младшей школы. Расскажите ребенку, что перед собой нужно всегда ставить задачи, а потом их достигать. При этом только упорный труд, вера в свои силы и огромное желание приведут к нужной цели.

    Говорите с малышом: пусть он постоянно высказывает своё мнение и учится слушать ваше. Дети-лидеры рано начинают говорить, им интересно проводить время в обществе взрослых людей. Пользуйтесь этим. Дайте возможность чаду высказаться: так он научится формулировать свои мысли и грамотно вести беседу. Учите его при этом быть сдержанным и тактичным.

    Развитие лидерских качеств в раннем детстве - это не давление на малыша и не навязывание своих идеалов, ведь так вы воспитаете тирана или безынициативного исполнителя. Это учёба, диалог, принятие общих решений, компромисс. И ещё - уже в садике научите чадо достойно и правильно проигрывать. Убедите его, что падение - стимул подняться и доказать свою силу и несокрушимость.

    Воспитание подростка

    Повзрослев, ваши сын или дочка продолжают развивать в себе лидерские качества. Дети 12-13 лет уже умеют анализировать сложившуюся ситуацию. Стимулируйте эту черту характера. Сядьте и вместе разберитесь в том или ином событии. Пусть ребёнок разматывает эту ситуацию, как клубок с нитками, ища причины и последствия обстоятельств. Так подросток будет развивать свою память, аналитические способности и последовательность - необходимые качества для каждого взрослого лидера.

    Именно в этом возрасте дети начинают сопереживать другим людям, находить слова утешения, предлагать помощь. На этом свойстве, которое называют эмпатией, вы должны сосредоточить своё внимание и помочь ребёнку проявить его в разных жизненных обстоятельствах. Будущий лидер должен быть искренним, добродетельным и понимающим, уметь сочувствовать. Эти качества, кстати, - главная составляющая эмоционального интеллекта, который сейчас за рубежом имеет большее значение при написании резюме и приёме на работу, чем уровень IQ.

    Пример родителей

    Формирование лидерских качеств часто происходит под влиянием взрослых. Если папа или мама - лидер, то малышу будет легче тоже им стать. Дети склонны копировать поведение взрослых. Главное - чтобы при этом взрослые не проявляли отрицательные качества лидера, такие как диктаторство, агрессия, неуважение к подчинённым и так далее.

    Работоспособность - тоже перенимается от родителей. Если вы постоянно лежите на диване и ноете, что жизнь не удалась, поверьте, ваш малыш в будущем будет поступать идентично. Если же он видит, что благополучие семьи, финансовое положение напрямую зависят от деятельности, он приложит максимум усилий для их достижения. Даже если лидер растёт в богатой семье, не стоит его баловать лишними карманными деньгами. Пусть их заработает сам: поможет отцу в гараже или маме по хозяйству. Некоторые психологи ругают такие денежно-товарные отношения между членами семьи: мол, дети вырастают с мыслью, что убирать надо не просто так, а за деньги. Другие специалисты уверены: такая ситуация лучше, чем когда подросток считает, что все вокруг ему должны.

    Своим поведением и способом жизни вы можете научить малыша и другим лидерским качествам. Не ущемляйте его, пока такие "зелёные" представления о мире и жизни, наоборот, корректируйте их и оттачивайте.

    Негативные тенденции: как предотвратить?

    Как развить лидерские качества, вы уже знаете. Что же делать, чтоб предотвратить деспотизм малыша? Во-первых, если вы заметили склонность ребёнка к командованию, обязательно его останавливайте. Во-вторых, делая это, не поддавайтесь импульсивности. Следите за интонацией голоса - она всегда должна быть спокойной. Вы непробиваемый танк, броня которого не поддаётся истерике и требованиям отпрыска. Ваши неконтролируемые эмоции - благоприятная среда для развития тиранических черт характера. Вместо этого сделайте пару глубоких вдохов, посчитайте в уме до десяти и только потом спокойно ответьте: "Мы обсудим это, когда ты успокоишься". Далее отвернитесь и оставьте малыша наедине с собой, чтоб он всё обдумал и сделал правильные выводы.

    Будущий лидер должен понять, что криком и насилием он никогда ничего не добьётся. Учите его уважать мнение и потребности других людей, даже если они идут вразрез с его собственными. Пусть поймёт, что умение соглашаться и идти на уступки приведёт его к желанной цели гораздо быстрее, чем истерика и неконтролируемые эмоции.

    Каким лидером может стать малыш

    Разновидностей руководителей очень много. Каждый получает первенство в зависимости от той позитивной черты характера, которая в нём доминирует. Теория лидерских качеств предусматривает следующие варианты вождей, тех, за кем идут и кому пытаются следовать:

    • Лидер-исполнитель. Самый ответственный сотрудник. Его ценят и поощряют за умение делать все в срок, добросовестно исполнять обязанности.
    • Лидер-организатор. Такие люди часто работают администраторами или директорами. Они отлично планируют работу, распределяют обязанности между подчинёнными.
    • Лидер-интеллектуал. Креативный сотрудник, от идей которого зависит развитие компании, продвижение товара на рынке.
    • Лидер-критик. Анализирует ситуацию, определяет её слабые и сильные стороны.
    • Эмоциональный лидер. Лучше него никто не умеет сплачивать коллектив, развивать дружеские отношения между сотрудниками, создавать гармоничную атмосферу в офисе.

    Теория лидерских качеств, описанная в психологии, не подразумевает владение вашим малышом всеми качествами. Если вы заметили, что доминирует одно или два, концентрируйтесь на них. Работайте над их развитием и совершенствованием.

    Каким должен быть руководитель?

    Основные лидерские качества закладываются ещё в раннем возрасте. Но если родители по какой-либо причине их не воспитали в ребёнке, став взрослым, он может развить их в себе самостоятельно. Например, перспективное видение. Каждый руководитель должен накапливать знания и опыт, чтоб предвидеть критическую ситуацию, уметь делать прогнозы, что очень важно в бизнесе. Умение слушать - ещё одна ценная черта характера. Прирождённый лидер должен понимать, что он не может быть экспертом во всех областях. Найти нужных сотрудников, объединить их усилия и достигнуть цели - вот главная его задача.

    Настоящий руководитель всегда самокритичен. Он умеет признавать свои ошибки, извиняться, если неправ. Учиться и ещё раз учиться - основная "заповедь" лидера. Умение быть гибким, приспосабливаться, ориентироваться на новации в той или иной сфере - гарантия успеха любого предприятия. Истинный босс должен быть решительным, энергичным и мужественным. Он всегда пример для подчинённых.

    Дополнительные качества

    Чтобы вас не только боялись и уважали, а ещё любили и ценили, нужно научиться быть щедрым. Делиться заработанным с партнёрами, поощрять премиями сотрудников - очень важные качества босса. Хорошо также, если он умеет зажигать людей, стимулировать их к работе. Не только собственная целеустремлённость, но и "огонь в глазах" подчинённых способны приносить успех и прибыль компании.

    Лидерские качества руководителя - это и его позитивный взгляд на жизнь, оптимизм, юмор. Добрая шутка, умело рассказанный анекдот, весёлая история из жизни - хорошее начало рабочего дня, что создаёт в офисе приятную для деятельности атмосферу. Если вы занимаете очень высокую должность, не зазнавайтесь, не гордитесь. Умейте "выйти в народ": проведённые пикники вместе с подчинёнными, корпоративы и празднования дней рождений помогут вам в этом. Лидер всегда должен понимать, что он такой же человек, как все его сотрудники. В любой момент он может все потерять и оказаться на их месте.

    Стоит ли воспитывать лидера?

    Как видим, основные черты характера у будущего руководителя закладываются ещё с пелёнок. Но выявление лидерских качеств - процесс, требующий глубокого анализа, внимательности и наблюдательности. Ведь быстрота реакций и активность у младенца не всегда говорят о том, что перед вами будущий вождь. Они могут быть всего лишь последствиями активной работы нервной системы. Поэтому долго присматривайтесь к малышу, прежде чем "стругать" из него президента или министра. По статистике, лидерами могут стать только 5% малышей. Поэтому ваши лишние усилия, не приносящие результат, вызовут у вас злость и разочарование, а у чада - комплекс неполноценности и неуверенность в себе.

    На семейном совете разберите по полочкам характер наследника, примите правильное решение: стоит или нет воспитывать лидера? Возможно, вашему чаду совсем это не нужно. И предел его мечтаний - тихая сельская жизнь с кучей детишек. Уважайте желания ребенка. Ведь самое главное - воспитать в нём порядочного человека, доброго и отзывчивого. Если он лидер от рождения, то его качества вождя и руководителя в любом случае когда-то проявятся.

    Эффективный менеджер, безусловно, должен обладать целым набором лидерских качеств, и в связи с этим, крайне важно отметить, что проблема подготовки специалистов в сфере менеджмента, особенности в плане развития лидерских качеств у современных менеджеров, все еще недостаточно исследована, несмотря на наличие вполне достойных научных работ, но, тем не менее, посвященных только лишь отдельным аспектам проблемы.

    Все большее количество ученых и менеджеров-практиков, обращают внимание на педагогическую сторону вопроса обучения лидерству, и отмечают значимость развития у студентов, как будущих менеджеров, не только навыков теории и практики управления, но и одновременно формирования лидерских качеств для успешной профессиональной деятельности в будущем.

    Подчеркнём тот факт, что бизнес-курсы - это по сути своей, достаточно трудоемкий и затратный процесс, к тому же на сегодняшний день в научных исследованиях преобладает мнение о невозможности изменить психологию людей в течение короткого периода времени - развивать сильные, нейтрализовать слабые стороны личности, в том числе и лидерские качества. В научной среде, равно как и от профессионалов в сфере менеджмента всё чаще можно услышать мнение о том, что развивать все это необходимо именно со студенческой скамьи.

    При подготовке специалистов возрастает значение развития личностных качеств, таких как целеустремленность, предприимчивость, порядочность, упорство, коммуникабельность, лидерские тенденции, способность увлекать за собой людей для достижения поставленной цели и др. Бесспорным является то, что все вышеперечисленное должно быть основой подготовки современного менеджера.

    Следует отметить актуальное и крайне важное для современной теории и практики менеджмента исследование С.О. Пожарского, который провел теоретический анализ организационно-педагогических условий, и выделил «…несколько возможных основополагающих методов и форм воздействия на личность, направленных на развитие и совершенствование лидерских качеств, в том числе и тех, которые могут успешно применяться в формате образовательного процесса:

    • 1) Метод ситуационных задач (case-study). Преподаватели используют метод ситуационных задач (case method), как дополнение к лекциям либо как основу для отдельных курсов. Важность кейсов в обучении неоспорима. Кейсы помогают обучающимся развить навыки определения проблемы, анализа ситуаций, оценку альтернативных вариантов, принятие решений. Всего этого трудно достичь, читая лекции. Рекомендуется использовать возможность кейсовых задач как можно больше, так как практикуясь на принятии верных решений, выслушивая мнения других по проблемным вопросам, неосознанно вырабатываются такие качества, как умение анализировать ситуацию, объективность, оперативность, способность адаптироваться и некий опыт в различных сложных ситуациях. Все это, безусловно, можно назвать важными качествами для эффективного лидерства.
    • 2) Жизненный пример. Популярность среди преподавателей и студентов кейсовых заданий вовсе не предполагает полного перехода на этот метод. В учебном процессе, как и прежде, основную роль играют лекции, теоретические знания. Многие преподаватели используют в своих лекциях примеры из реально существующих компаний для того, чтобы сделать теоретические знания более доступными и понятными слушателям курсов, участникам тренингов и семинаров.

    В ходе лекций важно часто приводить примеры по способностям и лидерским навыкам наиболее успешных руководителей известных компаний, подчеркивать их качества, и тот факт, что зачастую совсем не обязательно быть идеально подходящим специалистом для эффективного руководства, важно отмечать и невозможность для личности обладать всеми необходимыми лидерскими качествами от рождения, ведь многие свойства личности можно с успехом развивать» Пожарский С.О. Методы и формы развития лидерских качеств менеджеров гостиничного сервиса в системе СПО // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015. - С. 110..

    3) Элементы тренингов и упражнений. Тренинг означает приобретение навыков через деловые и ролевые игры, упражнения, групповые дискуссии и т. д. Тренинг - это интенсивная форма обучения, нацеленная на практическое освоение приёмов использования той или иной технологии. Тренинги отличаются от любой другой формы обучения активностью всех участников, причём особое внимание уделяется получению практических навыков, необходимых в работе.

    Так, К. Рудестам называет тренинговую форму «ядром обучающего опыта в процессе развития лидерских качеств, а в ряде случаев - единственным успешным методом обучения и изменения человека» Рудестам К. Групповая психотерапия. - 3-е издание. - Издательство: Питер, 2012. - С. 98.. На тренинге обучение происходит в режиме действий, анализа полученного опыта, обратной связи участников, что даёт возможность исследовать свои собственные успешные и не очень методы работы и стратегии взаимодействий с другими людьми, а также извлечь уроки и многому научиться в безопасной ситуации тренинга.

    4) Суггестивные методы. Сугестопедагогика - психотерапевтическое течение мировой педагогики, прошедшее длительный путь развития, в течение которого изменялись ее суггестивные учебные методы: гипнопедический и ритмопедический. Отличительной особенностью этих методов является необычный способ подачи учебного материала, ориентированного на быстрое запоминание

    Воздействие на обучаемого оказывает внешний вид преподавателя (ведущего тренинг), его эмоциональность, интонация, мимика, жестикуляция, своеобразие коллектива, окружающая атмосфера. Отношение обучаемого к изучаемому материалу обусловлено не только содержанием объяснений преподавателя, но и тем, кто ведет это объяснение (имеет огромное значение степень авторитета). Следует отметить, что в высших учебных заведениях, в рамках преподавания такой дисциплины как «психология общения», в календарно-тематический план специалисты рекомендуют внедрять элементы социально-психологического тренинга для развития лидерских качеств и накопления лидерского потенциала личности.

    Кроме того, следует развивать лидерские качества и в рамках стандартных лекций, практических занятий. При составлении планов обучения сотрудников организаций, следует учитывать все вышеописанные методы, элементы и формы. При этом крайне значимую роль следует отводить упражнениям и деловым играм в соответствие с профилем деятельности каждой конкретной организации.

    Что касается развития лидерских качеств и лидерского потенциала личности менеджера, - в этом плане целесообразно организовывать социально-психологические упражнения для развития определенных черт характера. Необходимо подчеркнуть и тот факт, что для обеспечения эффективности процесса формирования лидерских качеств, необходимо соблюдение следующих организационных и педагогических условий:

    • - выявление и развитие лидерских качеств обучающихся в условиях личностно-ориентированного подхода, что позволит им проявлять позицию субъекта управленческой деятельности;
    • - ориентация преподавателей (ведущих тренинги) на новые профессиональные роли (сопровождение и консультирование обучающихся), что способствует более эффективной организации обучающимся самостоятельной деятельности;
    • - обеспечение оперативной диагностики и оценки эффективности процесса формирования лидерских качеств.

    По мнению С.О. Пожарского, с позицией которого мы абсолютно согласны - «наиболее благоприятными для формирования личности лидера будут условия личностно-ориентированного подхода.

    Под личностно-ориентированным подходом следует понимать методологическую ориентацию в педагогической и управленческой деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности как уже состоявшегося менеджера, так и студента-будущего управленца, с целью развития его неповторимой индивидуальности» Пожарский С.О. Методы и формы развития лидерских качеств менеджеров гостиничного сервиса в системе СПО // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015. - С. 111.. Данный подход учитывает, прежде всего, интересы сотрудника организации, и способствует развитию личностных качеств.

    Применение такого подхода, позволит, по убеждению Е.Н. Степановой, - «выявить зарождающиеся лидерские качества обучающегося, создать условия для их успешного формирования. Предоставление возможности выбора способствует развитию самостоятельности, уверенности в своих силах, ответственности за принимаемые решения, укрепление позиций субъекта. Разнообразие видов деятельности и повышение требований к результатам этой деятельности способствуют постоянному росту личности, саморазвитию, что является неотъемлемой чертой лидера» Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. - Москва: ТЦ «Сфера», 2012 - С. 62-63..

    Таким образом, логично будет заключить, что наиболее эффективным, даже несмотря на кажущуюся долгосрочность, будет именно метод воздействия на развитие лидерских качеств менеджеров непосредственно в процессе обучения (переподготовки, повышения квалификации), причем это должны быть целенаправленные и осознанные действия по выявлению и совершенствованию необходимых характеристик для облегчения их практической работы.