Всадник на коне с мечом. Четыре всадника апокалипсиса откровение иоанна богослова


11.08.11 Всадники апокалипсиса, описанные в откровении Иоанна Богослова. В данной статье, собраны картины разных художников, разных периодов времени, изображающие 4-х всадников Апокалипсиса, а так же ознакомится с комментариями исследователя В.В.Сорокина , с предположениями о том, какие события подразумеваются под снятием печатей.


Всадник на белом коне


«Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он победоносный, и чтобы победить. »


Первая печать


«Снятие» «первой печати» знаменует появление всадника на белом коне (Откр. 6:1-2). Всадник в Св. Писании служит символом царской власти, земного царства; соответственно, появляющиеся один за другим всадники знаменуют собою смену эпох, имеющих ту или иную духовную наполненность. Белый цвет в Св. Писа­нии - символ чистоты и святости; Христос предстает иногда в виде всадника на белом коне (Откр. 19:11). Все это говорит о том, что «снятие первой печати» будет означать начало эпохи духовного торжества христианства в мире. Из этого вовсе не следует, что Церковь станет в мире господствующей и все станут христианами; также не следует делать выводы о внешнем бла­гополучии в эту эпоху. Речь идет скорее именно о духовном расцвете Церкви, когда сияние Её святости, возможно, снова станет столь же ярким, как в первохристианские времена. Некоторые христианские мистики смешивают это время с тысячелетним Царством Христовым (ср. Откр. 20:4-6), между тем как оно есть, в сущности, не начало его, а завершение, ибо началось это Царство в день крестной смерти Спасителя с воскресением первых святых (Мф. 27:52). Сколько продлится эта эпоха - неизвестно, как неизвестна продолжительность и всех других апокалиптических эпох, и само время Страшного Суда.


Карло Карра Всадники апокалипсиса, 1908. Институт искусств, Чикаго




М.Врубель


Альбрехт Дюрер, Откровение Иоанна Богослова: Четыре Всадника Апокалипсиса, 1497-98, ксилография, Staatliche Kunsthalle, Карлсруэ



Vision of the white horse, The Artist: DE LOUTHERBOURG, Philippe Jacques Date: 1798


Маша Шмакофф. Всадник на белом коне


The Rider on the White Horse by George Frederic Watts

Всадник на рыжем коне

«И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч . »

Вторая печать

«Снятие второй печати» знаменует появление всадника на рыжем коне - символа новой эпохи, эпохи всемирных войн и нестроений (Откр. 6:3-4). Вероятно, мир, в очередной раз отвер­гнув открывшийся ему свет Христов, погрузится в пучину все­ленской смуты, сопровождаемой участившимися стихийными бедствиями. Это, по-видимому, и есть «глады, моры и землетря­сения по местам», обещанные Спасителем в конце времен (Мф. 24:7-8). Тогда же, вероятно, начнутся и гонения на Церковь - предвестие антихристова гонения (Мф. 24:9-14). В известном смысле, всякое смутное время в истории являет собою прообраз этой последней смуты, но в конце времен она, по-видимому, должна стать всемирной. Это вовсе не обязательно должна быть, как иногда думают, мировая война; локальные вялотекущие войны могут быть духовно даже более губительны, т.к. мировая война начинается и заканчивается обычно при жизни одного поколения, а т.н. «малые войны» могут тянуться десятилетиями, так, что появляются на свет поколения людей, с самого детства невидевшие в своей жизни ничего, кроме войны и смуты. Но такая вселенская смута, разумеется, не может продолжаться бесконечно.


George Frederic Watts. British, 1817 - 1904. The Rider on the Black Horse

Всадник на вороном коне

«И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. »

Третья печать

После «снятия третьей печати» появляется всадник на вороном коне с мерою в руке (Откр. 6:5-6). Вороной конь противопоставлен белому: если белый цвет - символ облагодатствованности, то черный означает совершенную безблагодатность той эпохи, ко­торую олицетворяет собой всадник с мерой в руке. Очевидно, мир и порядок на земле будет им восстановлен, и править будет всем миром - безблагодатная, антидуховная по своей сути цивили­зация охватит всю планету. Весьма вероятно, что на Земле будет тогда лишь один правитель, и режим его правления будет вполне тоталитарным. Разумеется, любой тоталитарный режим несёт в себе нечто от антихриста; но предстоящая эпоха, очевидно, превзойдёт в этом смысле всё достигнутое. Из этого вовсе не следует, что люди будут гибнуть исключительно от террора властей - современная цивилизация даже при вполне демокра­тическом внешне устройстве вполне может подчинить себе человека социально и психологически - «мягкий террор» окружения и «общественного мнения» оказывается порой эффективнее террора государственного. Не исключено, что суперцивилизация после­дних времен будет использовать оба этих рычага. О совершенной её безблагодатности говорит запрещение прикасаться к хлебу и вину, олицетворяющим в Св. Писании благодать (Откр. 6:5-6). В тексте Апокалипсиса есть также косвенные указания на развитие в последние времена магии и магических средств воздействия на психику человека (Откр. 13:12-15). Такое сочетание техники и магии, возможно, сделает контроль над человеком совершенно тотальным, так что всякий, желающий сохранить духовную независимость, будет оказываться вне общества и, очевидно, преследоваться (Откр. 13:16).


William Blake. Death on a Pale Horse. Cambridge, Fitzwilliam Museum

Всадник на бледном коне


«И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными


Четвёртая печать

«Снятие четвёртой печати» означает явление в мир антихриста (Откр. 6:7-8). Конь «бледный», т.е. бесцветный, означает беска­чественность наступившей эпохи с точки зрения метаистории: антихрист находится вне Истории как провиденциального процес­са; это - воплощение духа тьмы, устремленного в небытие. Не исключено, что внешне антихрист придёт к власти вполне «зем­ным» способом; но в конце концов он непременно проявит свою сатанинскую суть, вероятнее всего, введя некую обязательную для всех квазирелигию, в центре которой будет стоять он сам (Откр. 13:5-8). «Четвертая часть земли» (Откр. 6:8) означает, вероятно, частичную подчиненность природы (через её извращение) власти антихриста (число 4 в каббалистической символике означает сти­хийные начала; «четвертая часть» обозначает частичную их вов­леченность в антихристов замысел о завоевании власти над миром).

Horseman of death, The
Artist: COLOMBE, Jean
Date: 1485-89
Technique: Illumination
Location: Musйe Condй, Chantilly
Notes: From "Trиs Riches Heures du Duc de Berry"


Виктор Михайлович Васнецов, Воины Апокалипсиса, 1887


Б.Анисфельд. Четыре всадника Апокалипсиса. 1940-е


Арнольд Беклин


Арбо. Валькирии


Тернер Всадник на бледном коне 1825-1830г.


Ashley Wood


Всадники Дениса Мезенцева

Four horsemen of the Apocalypse, The
Artist: CAROLSFELD, Julius Schnorr von
Date: 1851-60
Technique: Engraving
Location:
Notes: From "Bibel in Bildern"



Four horsemen, The
Artist: PLACIDUS, Stephanus Garsia (active 11th cenury)
Date: 11th century
Technique:
Location: Bibliothйque Nationale de France, Paris
Notes: From the "Beatus of Saint-Sever: The Apocalypse of John" of France (Ms. Latin 8878), illuminated in the middle of the 11th century by Stephanus Garsia for Gregorio Montaner, the then abbot of the monastery of Saint-Sever, Gascogny, France



Death on a pale horse
Artist: WEST, Benjamin
Date: 1796
Technique: Oil on canvas
Location: Detroit Institute of Arts

Benjamin West
Death on a Pale Horse
Pen, pencil and wash,
570 x 1120 mm
dated "1783, retouched 1803"
London, Royal Academy of Arts

Пятая печать

«Снятие пятой печати» означает исполнение той меры святости и - одновременно - той меры зла, которая должна исполниться к концу времен (Откр. 6:9-11). Каждый век Церковь являет миру новых святых, число которых все время растет. Очевидно, число их должно особенно возрасти за счет тех, кто примет мученическую кончину во время последнего великого гонения на Церковь (не исключено, что оно начнется ещё до явления в мир антихриста, но при нём наверное усилится).

Шестая печать

«Снятие шестой печати» означает начало преображения мира (Откр. 6:12-17). Изменяется сама физическая природа, и это со­провождается неизбежным катаклизмом. Земля как бы выключа­ется в этот момент из того пространственно-временного континуу­ма, который Бог сотворил в «четвертый день». Наступает великий покой, когда одновременно раскрываются и Небеса, и бездна (Откр. 7:1-2). В этот момент духовный выбор каждого уже сделан, и Господь духовно отделяет Своих святых (Откр. 7:3). Число 144000 (Откр. 7:4), разумеется, символическое (12000x12=144000, ср. Откр. 7:5- 8): оно означает число святых Вселенской Церкви (сыны Израилевы - духовно - символизируют Церковь; тысяча в Св. Писании символически обозначает полноту). В этот последний миг исторического бытия мира открывают для себя Христа и многие святые, не принадлежащие к «народу израильскому», т.е. к Цер­кви; из них многие, очевидно, были убиты за правду Божию, как они понимали её во времена последнего гонения, и теперь они пребывают со Христом вместе с теми, кто с самого начала принад­лежал к Церкви Христовой (Откр. 7:9-17).

Седьмая печать

«Снятие седьмой печати» (Откр. 8:1-6) завершает процесс преображения мира. Великое безмолвие (Откр. 8:1) и ожидание ангелов (Откр. 8:2) сменяется приготовлением к тому последнему в истории духовному действию, которое должно завершить собою процесс преображения мира и которое символически открывается священнописателю как звук ангельских труб (Откр. 8:6). Пока­зательно, что в этом действии таинственно участвуют молитвы святых, являющие собою род духовного фимиама (Откр. 8:3-4).


Louse, the rider of Apocalypse, 1944. Imre Amos

В самом конце ролика первый из четерёх всех всадников, о которых написано во многих религиозных книгах. Репортаж канала Euronews в Египте. В Интернете его уже успели назвать "огненный всадник".

Всё о конце света. Исследователи, изучающие ледниковый покров Гренландии, делают пугающее открытие... Флорида, 2005 год. Внезапно пляж покрывают трупы морских созданий... Индонезия, 2004 год. Мощное подводное землетрясение становится причиной чудовищного цунами... Эксперты считают, что все это - только начало. Могли все эти события быть предсказаны Библией? Неужели мы приближаемся к финальному рубежу? Нам стоит лишь раскрыть глаза, и мы увидим, что они уже здесь - 7 знаков Апокалипсиса.

Малый Евангельский Апокалипсис:

Матфей, гл. 24; Марк, гл. 13; Лука, гл. 21:

  1. Когда вышел Иисус и шел от храма, приступили к Нему ученики Его, чтобы показать Ему здания храма, и говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!
  2. Иисус же сказал им в ответ: видите ли все это? Истинно говорю вам, придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все это будет разрушено.
  3. Когда же сидел Он на горе Елеонской против храма, спрашивали его наедине Петр и Иаков, и Иоанн, и Андрей: Учитель! скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
  4. Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение; ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я – Христос», и многих прельстят. И это время близко. Не ходите вслед их.
  5. Tакже услышите о войнах и о военных слухах, и о смятениях. Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть прежде; но это еще не конец:
  6. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры, смятения и землетрясения по местам; все же это – начало болезней.
  7. Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища, и бить в синагогах, и будут гнать вас, предавая в темницы; будут предавать на мучения и убивать вас.
  8. И перед правителями и царями поставят вас за имя Мое, для свидетельства перед ними.
  9. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
  10. Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте, что сказать; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой.
  11. Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что говорить, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам.
  12. И вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет. Терпением вашим спасайте души ваши.
  13. И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать и возненавидят друг друга. Предаст же брат брата на смерть и отец детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.
  14. И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется.
  15. Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его:
  16. Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.
  17. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей;
  18. И падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.
  19. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую на святом месте,– читающий да разумеет,– тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома твоего; и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
  20. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу. Ибо в те дни будет такая великая скорбь, какой не было от начала творения мира доныне, и не будет.
  21. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократятся те дни.
  22. Тогда, если кто скажет вам: «вот, здесь Христос», или: «вот, там»,– не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все.
  23. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне»,– не выходите: «вот, Он в потаенных комнатах»,– не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где труп, там соберутся орлы.
  24. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.
  25. И будет на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядйщих на вселенную; ибо силы небесные поколеблются.
  26. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою многою и славою великою.
  27. И тогда Он пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края земли до края неба.
  28. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.
  29. И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются и пускают листья, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето; так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.

Толковая Библия:

«Эта «эсхатологическая речь» Христа полна непреодолимых трудностей для толкования, что вполне понятно, так как дело идет здесь вообще о будущих судьбах мира. На объяснение ее потрачено было огромное количество труда. Она была причиною многочисленных заблуждений, происходивших вследствие неправильности ее толкования. Для правильного ее истолкования нужно прежде всего иметь в виду, что в ней с одной стороны говорится о судьбе Иерусалима, с другой – о будущих судьбах царств, и с третьей – о конце мира... Некоторые (не без успеха) пытались истолковать ее исключительно о судьбе Иерусалима и иудейского народа; другие – только о конце мира и втором пришествии. То и другое толкование можно считать правильным. Каким образом это происходит, легче понять на примере. Если человек станет на какое-нибудь ровное место, то пред ним открывается один горизонт; если он поднимается на несколько сажен выше, то пространство пред ним расширяется и горизонт отдаляется; если еще выше, то открывается еще горизонт. Так и речь Христа. Если мы будем рассматривать ее с самой низкой точки зрения, то найдем, что в ней почти все может быть объяснено относительно ближайших событий – взятия и разрушения Иерусалима; если поднимемся выше – то о последних судьбах мира» .

Естественно возникает вопрос: когда же должны начаться эти «последние судьбы мира» или может быть они уже начались? Ведь если о дате Второго пришествия Иисуса Христа говорится: «О дне же том и часе никто не знает, ни [даже] Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матфея 24:36), то о признаках Второго пришествия наоборот говорится: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лука 21:27,28). Таким образом, получается, что определить начало «последних судеб мира» будет несложно, но будет возможно лишь в самый момент наступления предсказанных Иисусом Христом событий.

Одним из признаков «кончины века» Иисус называет проповедь Евангелия всем народам: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24: 14).

Святитель Феофан Затворник:

«Когда Евангелие пройдет по всем народам, обитающим на земле и соберет всех, способных принять его и переродиться благодатью Духа, то не останется смысла в существовании мира в этом виде и тогда наступит конец. И добро, и зло уже засеменено, развивается, растет. Созреет и то, и другое в свое время. Раньше определенного срока сему быть нельзя. Мир стоит затем, чтобы вложенная Господом в род наш - как квас в тесто - сила спасения произвела свое дело. Ходит Слово Божие по земле, возбуждает спящих и приводит их к источникам благодати. Этого рода явления повсюду - и среди неверных, и среди заблудших, и среди правоверующих. Мир стоит потому, что еще не все, гожие в царство Христово, вступило в него, или еще не столько их вступило, сколько нужно. Сила спасения, вложенная господом в род наш, действием своим удерживает явление антихриста. Перестанет она действовать, тогда и он выступит на среду. Разложив это общее на части, составляющие его, получим: мешает явиться антихристу то, что еще не всеми слышано, не всеми предузнанными принято Евангелие, и что благодать Духа Святого еще пребывает и имеет еще поле деятельности в человеческом роде.» [???].


К.Н.Леонтьев (1890):

«Мир земной приблизится к своей гибели тогда, когда Евангелие будет везде проповедано. Ни в Евангелии, ни у Апостолов нигде не сказано, что христианство будет всеми с одинаковым усердием принято в душу. Сказано только, что оно будет везде известно; но вместе с тем сказано, что Христос «едва ли найдет веру на земле ко второму Своему пришествию» .


Проф. А.Д.Беляев писал в 1898 году:

«Речь идет о проповедании, или всенародном провозглашении Евангелия, а не о принятии его. Пред концом мира не будет ни одного народа и, можно думать, даже ни одного человека, который не слыхал бы о евангельском учении. Но это вовсе не значит, что все услышавшие евангельскую проповедь примут Евангелие и сделаются христианами. [...] Тогда именно войдет в Церковь, по учению того же Апостола, полное число язычников (Рим. 11, 25). Процесс обращения язычников в христианство, начавшись со времени земной жизни Иисуса Христа и продолжаясь непрестанно, окончится только пред концом мира... при конце своем этот процесс не ослабеет, а будет совершаться с особенным напряжением» .


Петр Попович:

«В 1500 году Библия или части ее были переведены на 14 языков. В 1750 году она уже была переведена на 71 язык, в 1965 на 1250 языков, а в 1974 – на 1546, то есть более, чем на 97 процентов языков, наречий и диалектов земного шара. Еще остается около 2 тысяч языков и диалектов, на которые Библия не переведена, но на этих диалектах говорит всего лишь 3 процента населения на планете. В 1800 году было только одно Британское Библейское общество по распространению Библии, в 1957 – 24 национальных Библейских Общества, а через 10 лет в 1967 году, было 35 Обществ, которые занимались распространением Библии. Назовем некоторые цифры, которые показывают широкое распространение Евангелия во всем мире. Британское Библейское Общество за 165 лет напечатало Библий или частей Священного Писания 293 млн. экз. В 1967 году через 35 Библейских Обществ было распространено 100 млн. Библий, а в 1970 году только одно Библейское Общество Америки распространило 100 млн. Библий или частей Писания, то есть в 1970 году одна Библия приходилась на 33 жителя земли». .

Эти данные приведены на 70-е годы XX века. С появлением же компьютерных технологий распространение Библии на планете происходит еще быстрее. Таким образом очевидно, что предсказание Иисуса о проповеди Евангелия всем народам исполнилось только в начале XXI века.

Среди признаков «кончины века» Иисус называет войны: «Услышите о войнах и о военных слухах [и о смятениях]. Смотрите не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть прежде. Но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут глады, моры, смятения и землетрясения по местам. Все же это – начало болезней» (Мф. 24: 6-8). Однако война является обычным явлением в истории человечества.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона:

«Вся история народов представляется в виде беспрерывной войны, которая является как бы их нормальным состоянием, а короткие промежутки мира между длинными периодами войн – как бы перемирием, которое правильнее было бы считать тою же войною, потому что и тогда в основе международных отношений лежит не братская любовь и взаимное доверие, а страх и недоверие. Итак, вечная война – вот что дает до сих пор история человечества, взамен вечного мира, о котором мечтают философы и моралисты» .

Таким образом очевидно, что признаком «кончины века» нельзя считать вообще войны, которые наблюдались на протяжении всей истории человечества, но нужно считать две мировые войны в XX веке унесшие в общей сложности неизмеримо большее количество жизней, чем все остальные войны в истории человечества. Впрочем, согласно статистике, с момента окончания Второй мировой войны до 1992 года в мире было развязано 149 войн. Результат – 23 миллиона погибших (Данные ЮНИСЕФ) – не оставляет сомнений в степени интенсивности прошедшей «холодной войны», которую иногда называют Третьей мировой войной. Четвертая мировая война, которая состоится с применением атомного оружия, носит в Библии название Армагеддон и означает конец мировой истории. Таким образом мы приходим к истории XX века.

Слова Иисуса Христа: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф. 24: 9),– в приложении к истории XX века означают гонения на Русскую Православную Церковь в годы советской власти. Слова: «И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать и возненавидят друг друга. Предаст же брат брата на смерть и отец детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их» (Мф. 24: 10; Мк. 13: 12),– означают братоубийственную гражданскую войну и атмосферу доносов и страха в годы советской власти. «Все же это – начало болезней» (Мф. 24: 8),– сказано нам в Евангелии.

Архимандрит Пантелиимон писал в 1904 году:

«Это совершится путем революции и начнется ниспровержением законом установленных властей, разрушением общественной и частной собственности, гибелью людей от страха ожидания бедствий, всеобщим возбужденным состоянием кровавыми подвигами политических фанатиков, захватом власти злодеями и людоедами. Так было внутри стен Иерусалима во время осады его в 70 году по Р. Х. Того же следует ожидать и при кончине века» .

Однако ясное осознание революции 1917 года в России как «генеральной репетиции Апокалипсиса» и начала эсхатологического периода в истории человечества происходит в Русской Церкви гораздо позже. Такие определения встречаются, например, в решениях первого Всезарубежного собора РПЦЗ прошедшего в Сремских Карловцах (Королевство сербов, хорватов и словенцев) в 1921 году.

В работах множества православных авторов и богословов РПЦЗ, таких, например, как проф. Иван Ильин, иер. Серафим Роуз, прот. Сергий Булгаков, арх. Константин Зайцев, Михаил Назаров и другие красной нитью проходит идея о революции 1917 года в России, как о начале Апокалипсиса, а падение в России монархии они связывали по Апостолу Павлу со взятием от среды удерживающего: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2Фес. 2:7), так как считали, что воспрепятствовать установлению власти Антихриста на земле могло только православное царство. Такие же мнения встречаются постоянно у представителей Русской Церкви живших в СССР под властью большевиков. Впоследствии многие эти авторы, как например, Архиепископ Илларион (Троицкий), были канонизированы как российские новомученики сначала в РПЦЗ, а позже и в РПЦ.

Современные историки и публицисты разделяют новейшую историю России или СССР на шесть основных периодов: Революция, Тоталитаризм, Волюнтаризм, Застой, Перестройка и Демократия. С ними связаны правители, соответственно: Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Черненко, Андропов, Горбачев, Ельцин, Путин, Медведев. Однако часто приходится слышать, что горбачевская "перестройка" является продолжением так называемой хрущевской "оттепели", которая положила начало разрушению (демонтаж) созданной Сталиным тоталитарной системы. Эпоха правления Брежнева только замедлила этот процесс, а значит, в широком (идейном) смысле "перестройка" была начата при Хрущеве. Таким образом, получается, что самих периодов или эпох было всего четыре: Революция, Тоталитаризм, Перестройка и Демократия, которым должны соответствовать: Ленин, Сталин, Хрущев - Горбачев, Ельцин - Путин - Медведев. Попробуем проследить, насколько эти периоды соответствуют печатям Апокалипсиса?

Вы думаете, с появлением Четырех всадников Апокалипсиса конец света наступит? Нет! Это так, разминка, они просто в авангарде идут, такие предвестники кошмара. Давайте взглянем на них поподробней и научимся различать: у кого острая коса, а у кого весы. И как буквально можно изобразить выражение "ад следовал за ним" -- ну, то есть, как выглядят ноги у этого Ада, который топает за Костлявой следом? (А также научимся лучше понимать песни Джонни Кэша и группы "Алиса").


( ), ( ), (), ()

Эта глава чрезвычайно насыщена событиями, причем они такие яркие, что большинство людей из всей книги "Апокалипсиса" помнят обычно только о них. (А зря, дальше будет круче ой-ой-ой).

Глава 6 (синодальный перевод), часть 1.

1 И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.

Предполагают, что Книга, т.е. свиток, была устроена так: "Сверток был один, но состоял из семи оборотов - частей, которые и были отделены один от другого печатями; по мере снятия печатей сверток сам по себе развертывался далее и далее и обнаруживал свое содержание. Сами же печати могли быть помещены на краю свертка".
Фрагмент рисунка У. Блейка

2 Я взглянул, и вот, конь белый , и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

Хотя в "Апокалипсисе" не дается имя Первому всаднику, традиционно считается, что это Чума. Очевидно, потому что у него лук и стрелы -- вспомните. и в греческой мифологии Аполлон насылал эпидемии, расстреливая людей из лука. Помимо лука и стрел, у него корона и белый конь.
"Снятие первой печати" (Агнец лапкой поднимает, видите, отогнул?) Первое животное из четырех, хотя автор его не называет, на этой миниатюре -- лев, шепчущий на ухо Иоанну.
Douce Apocalypse, 13 век

3 И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.
4 И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

Имя второму всаднику традиционно -- Война. У него в руках меч, а конь у него красный.

5 И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.

Третьего всадника стали называть Голод, потому что в руках у него весы, символизирующие, как тщательно отвешивают еду во время ее недостатка.

Знаменитая песня Джонни Кэша "The Man Comes Around" посвящена Второму Пришествию Иисуса Христа и почти целиком основана на тексте "Апокалипсиса". В первых строчках -- про первого всадника Апокалипсиса, в конце -- про четвертого. Любителей певца приглашаю ознакомиться сопоставляющим песню с Библией: каждая, реально почти каждая строчка имеет параллельный текст. Есть даже про кланяющихся 24 старцев из прошлой главы. Я и говорю, что рок-музыка после изучения "Апокалипсиса" становится намного интересней.

7 И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.
8 И я взглянул, и вот, конь бледный , и на нем всадник, которому имя «смерть» ; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.

4-й всадник -- единственный, кому в Священном Писании прямо дается имя собственное. Любопытно, что в первый период иллюстрирования Апокалиписа этот персонаж не изображался в виде ходячего скелета, а выглядел также, как его три коллеги. Коса как атрибут тоже появилась позднее, в ранний период популярнее была чаша с огнем. Вот пример.
Английский манускрипт 1255-1260 гг. Иоанн нарисован за рамкой миниатюры, орел к нему через окошко докладывает.

Зато с самого раннего периода совершенно буквалистски иллюстрировалась строчка "и ад следовал за ним". Это оказывался демон Гадес с огромной пастью, иногда полный грешниками, иногда дышащий огнем, как и положено Аду.
Ганс Мемлинг. "Полиптих св. Иоанна" (фрагмент), 1470-е

Хотя в Апокалипсисе нет строчки, где упоминаются 4 всадника "в одном кадре", подобная иконография со временем возникла и стала крайне популярной.
Другой фрагмент той же картины. Что в левом верхнем углу в радужной сфере, мы уже знаем, а вот правый верхний угол научимся "читать" в других главах.



"АлисА" - песня "Всадники" (текст онлайн). Здесь, насколько я понимаю, использована более редкая трактовка фигур всадников: некоторые Отцы Церкви считали, что 1-й либо 4-й всадник -- это положительный персонаж, если точно -- вообще Христос. Об этом в другой раз.

(окончание 6-й главы будет в следующий раз, там уже другой сюжет развивается, не про всадников)

Глава 6 (современный перевод), часть 1

1 Я увидел, как Ягненок снял одну из семи печатей, и услышал, как одно из четырех существ говорит громовым голосом: «Иди сюда!»
2 И я увидел: вот белый конь, на нем всадник с луком. Ему был дан венок, и он вышел как победитель, чтобы побеждать.

Несмотря на название картины, фокус внимания тут на первом всаднике, а не на втором.
Philipp Jakob Loutherbourg d. J. "Открытие второй печати". 1798

3 Когда Он снял вторую печать, я услышал, как второе существо говорит: «Иди сюда!»
4 И вышел второй конь — огненно-рыжий. Его всаднику позволено отнять мир у земли, чтобы все резали друг друга насмерть. И ему был дан большой меч.

Всадник на красном коне, Carlo Carrà, 1913. Итальянские футуристы обожали красных коней, и указывается, что с опорой на "Апокалипсис". Начинаю подозревать в кое-чем и Петрова-Водкина...

5 Когда Он снял третью печать, я услышал, как третье существо говорит: «Иди сюда!»
И я увидел: вот вороной конь, и у всадника в руке весы.

Джусто де Менабуои. Фреска в Падуанском баптистерии, 14 век

7 Когда Он снял четвертую печать, я услышал голос четвертого существа, говоривший: «Иди сюда!»

8 И я увидел: вот белесый конь и всадник. Имя всаднику Смерть, а за ним следует Ад. Им дана власть над четвертой частью земли: убивать мечом, голодом, смертоносной чумой и дикими зверями.

Густав Доре. 1865. Это уже классический образец иконографии Четвертого всадника, имя которому Смерть: скелет, коса и т.п.

Еще Четвертого всадника куча, он самый популярный.

Джотто. Ок. 1320

Édouard Ravel de Malval

Одилон Редон. 1899.

Анжерский апокалипсис, гобелен, 14 век

John Hamilton Mortimer, ок. 1775

Неожиданный Тернер. 1825

Уильям Блейк. Ок. 1800. Всадник -- не скелет. Свиток с печатями видите?

Это очень интересная серия австрийского художника Karl Rössing, созданная в 1946-7 годов, с аллюзиями на Вторую мировую войну.
Очень хорошо узнаваемые силуэты двух зенитных башен-убежищ. Башни до сих пор стоят в центре Вены (в общей сложности 6 штук).

И другие:

Первый всадник: белый конь, лук, стрелы, иногда корона.
Имя "Чума", потому что стрелы -- это аллегория заразы.

Джордж Фредерик Уоттс, 1878.

Анжерский гобелен, 14 век

Луиджи Сабателли, 1800-е. Видите влияние иконографии Аполлона?

Фреска в соборе Anagni, Италия

Витраж Сен-Дени

Испания, 1189

ROTTING CHRIST-The Four Horsemen. Весьма тематичная песня, и достаточно лиричная (ну, для любителей).

Не буду больше видео в эту главу встраивать, вот ловите, собрала огромный плейлист рок-песен на ютуб на эту тему.
Дальше только картинки:

Второй всадник: красный конь, в руках меч. Короны уже нет.
Имя "Война", потому что меч - это аллегория убийства.

Витраж Сен-Дени

Англия, ок. 1250

Третий всадник: черный конь, весы.
Его имя "Голод", потому что весы - это аллегория мизерного количества еды.

Бамбергский апокалипсис, ок. 1000

Анжерский гобелен, 14 век

По популярности больше всего рисуют Смерть, потом Чуму (наверно, потому что он фотогеничный), а оставшихся двух отдельных мало хороших.

Фрагмент немецкой современной мозаики, которую я показывала в предыд. гл. Она интересна тем, что на печатях тут изображены ее последствия -- т.е. на первых четырех наши всадники.

Вот вся квадрига -- умеете теперь узнавать, где кто.

Гравюра из Библии Мортье. В небесах висит Книга с 7 печатями.

Arild Rosenkrantz - The Four Horsemen of the Apocalypse, 1952. Пример визионерства 20 века.

Карл Рёссинг, 1946-7

Matthias Gerung. Ottheinrich-bible, 1530-2

Борис Анисфельд. 1946

Якопо Пальма Младший. 1580-е.
В эпоху Ренессанса сюжет изображали очень редко. Тут есть и сам св. Иоанн с орлом. В левом нижнем углу не пропустите пасть Ада.

Миниатюра из "Беатуса Факундуса". 1047. Проверьте себя, на основе знания атрибутов -- где который всадник?

Гольбейн Старший. Иллюстрация к "Библии Цвингли", 1531

Эскиз Виктора Васнецова для Киевского собора (в дело не пошел, не рискнули украшать таким сюжетом стены храма) -- это самая лучшая иллюстрация сюжета, реально. Лучше западных художников. Потому что Васнецов понимал в "сказочности". 1887 год.
Агнца с Книгой под потолком разглядели?

Немецкий витраж, современный

Бенджамин Уэст. "Смерть на коне бледном". 1817. Смешная попытка представителя академизма.

Он же. Более удачный вариант 1796 года. Наверно, потому что тут больше барочности

Рукопись из Тюрингии, 14 век. Внизу под Смертью пасть опаздывающего Ада

Василий Корень, "Библия для бедных", 1690-е.

Дюрер, 1498

Редкий пример православного: фреска в Ярославле.

Фреска на наружной стороне немецкой

Книга откровений Иона Богослова является последней книгой Нового завета в Библии. В шестой главе этой книги упоминается о четырех всадниках апокалипсиса. Всадники апокалипсиса появятся на земле поочередно и принесут за собой войну, голод, чуму и смерть. Появлению всадников должно поспособствовать снятия Агнцем (Иисус) первых четырех печатей из семи в Книге Жизни.

После открытия первой печати, на белом коне появиться всадник, с луком в руке.

«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырёх животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. (Откр 6:1 - 2).

Всадник на белом коне принесет за собой природные катаклизмы, гражданские войны и раздоры между людьми. Американский евангелист и духовный советник президента США, Билли Грэм интерпретировал Всадника на Белом коне как Антихриста, который будет нести лжепророчества.

Святой Ириней Лионский, богослов живший во 2 веке, назвал Всадника на Белом коне самим Иисусом Христом. Позже, спустя века многие богословы поддержали эту точку зрения.

Существует еще предположение, что Всадник на Белом коне это Святой Дух, присланный с небес, чтобы нести учения Иисуса Христа.

Всадник на рыжем коне

Когда отроется вторая печать в Книге Жизни, появится всадник на рыжем коне с мечом в руках.

«И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. (Откр 6:3 - 4).»

Всадник на рыжем коне принесет за собой насилие, кровопролитные войны и будет вершить суд именем Бога.

Всадник на черном коне

После открытия третьей печати, появиться Всадник на черном коне с весами в руках.

“И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. (Откр 6:5 - 6)”

Всадник на вороном коне принесет за собой голод, весы в его руках означают способ деления хлеба во время голода на земле.

Всадник на бледном коне

После открытия четвертой печати в Книге жизни, появиться всадник на бледном коне, имя его Смерть.

“И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.(Откр 6:7 - 8).”

Последний из всадников апокалипсиса именуется Смертью. Четвертый всадник не несет в руках ничего, его предназначение открыть врата ада. Однако в некоторых древних иллюстрациях у него в руках коса. Цвет лошади бледный, олицетворяя бледность трупа.

Некоторые священнослужители сравнивают всадников апокалипсиса с архангелами Михаилом, Гавриилом, Рафаилом и Уриилом.

Четыре всадника Апокалипсиса стали известны миру благодаря Откровению, авторство которого приписывается Иоанну Богослову, одному из 12 святых апостолов. Эта книга стала завершающей частью Нового Завета. В ней описываются картины последнего дня, во время которого Бог явит свой гнев и падут перед ним и цари, и рабы (Откровение 6:16-17).

Апокалипсис изображается как чудовищная глобальная катастрофа, предшествующая Второму пришествию Божьего Сына. Одной из самых страшных и глубоко символичных сцен является выступление неких Четырех всадников. Богословы и ученые до сих пор спорят, что именно изобразил с помощью этих образов автор Откровения.

Белый всадник

Первым после снятия Агнцем одной из 7 печатей выступает всадник, восседающий на белом коне (Откр. 6:2). Сведения об этом персонаже довольно скудны. Иоанн только указывает, что на голове у того венец, а в руках - лук. «Белый» всадник описывается как «победоносный», т. е. явившийся, чтобы наверняка одержать победу.

Ввиду скудости сведений об этом герое его значение и роль в Апокалиптических событиях трактуются очень противоречиво. Римский богослов, епископ Лиона и отец церкви Ириней Лионский (≈130-202 год н. э.) считал, что этот мифический персонаж символизирует самого Иисуса Христа. По этой причине он является в венце и называется победителем. Белый цвет лошади - знак праведности и чистоты.

Ириней трактовал появление Иисуса во главе «процессии» как знак победы христианства. Более распространена точка зрения его противников, многие из которых настаивают на том, что все всадники Апокалипсиса олицетворяют зло и к Иисусу никакого отношения не имеют.

Известный лидер баптистской церкви, пастор Уильям Грэм называет первого всадника Антихристом, царем лжи и раздора. Именно поэтому под ним белый жеребец. Это символ обмана и лжеправедности. Иоанн мог изобразить Антихриста с луком в руках из-за реалий времени, в котором жил сам. В начале I тысячелетия на Римскую империю часто нападали парфянские армии. В их авангарде всегда выступали исключительно умелые конные лучники. Они несли с собой раздор и смерть.

Рыжий всадник

Вторым на очереди в Откровении выступает всадник с огромным мечом, гарцующий на рыжем коне. Иоанн описывает его более определенно. Второй всадник призван уничтожить на земле мир (Откр. 6:4). Очевидно, что этот персонаж символизирует Войну.

Архиепископ Кесарии, Святитель Андрей (VI-VII) считал, что этот всадник также символизирует жертвы христиан-мучеников, сложивших свои головы за веру. Название рыжего окраса коня в некоторых переводах Евангелия звучит как «красный» или «пламенный». Он обозначает пролитую первыми христианами кровь. Также этот цвет ассоциируется с багряными облачениями римских императоров, кровавых тиранов «развратной Римской блудницы».

Черный всадник

О третьем всаднике Иоанн говорит, что тот держит в руке «меру» и восседает на вороном коне (Откр. 6:5). Далее звучит некий голос, назначающий цену за пшеницу и ячмень, но не позволяющий прикасаться к вину и елею (Откр. 6:6). Во времена Иоанна эта «мера» применялась для взвешивания сыпучих продуктов. Ею пользовались торговцы.

То, что такое мерило держит в руках третий всадник, является символом Голода как в буквальном, так и в переносном смысле. Простая пища - пшеница, ячмень - в последние дни на Земле сильно подорожает или будет в недостатке из-за засух. Вино же и елей, которые используются во время христианских богослужений, останутся нетронутыми. Это намек на спасение людей, живучих пищей духовной.

Вороной окрас коня легко объясняется с точки зрения исторического контекста. Он символизирует цвет винограда, который активно выращивали во времена правления Домициана (81-96 гг.). Римляне делали из него много вина, потакая пьянству правящего класса. В то же время земель, где возделывались зерновые культуры, становилось все меньше, а это грозило населению голодом.

Бледный всадник

Последнего всадника, скачущего на бледном коне, автор Откровения называет уже по имени. Это сама Смерть. Она уничтожает людей всеми возможными способами. За этим персонажем следует ад. Интересно, что «бледный» окрас лошади в некоторых переводах с древнегреческого звучит как бледно-зеленый, напоминающий цвет гниющей кожи трупа.

Современные пастыри разных церквей трактуют изображенные в Откровении картины с поправкой на события сегодняшних дней. По их мнению, бледно-зеленый конь символизирует ислам, рыжий (красный) - коммунизм, вороной - капитализм. Венценосный всадник на белом жеребце - христианская вера, которая должна в итоге победить. Этой точки зрения придерживается, к примеру, пастырь церкви Конца времен Ирвин Бакстер.

Мормоны трактуют поочередное явление всадников Апокалипсиса как 4 следующие друг за другом периода. Белый конь - символ эры добра и праведности (4-3 тысячелетие до н. э.). Рыжий - времена греха, войн и гнева Божьего, явившегося на землю в виде Потопа (3-2 тысячелетие до н. э.).

Вороной - эра Авраама, а также преследований, голода и скитаний еврейского народа (2-1 тысячелетие до н. э.). Бледный конь символизирует последнюю эпоху, которая длится до сих пор и закончится концом света («адом» для все заблудших).