Виды авиабомб. Оружие ХХ века — авиационные бомбы

), разовые бомбовые кассеты, бомбовые связки, патроны авиационных пулемётов и пушек, различные авиационные ракеты, авиационные мины, торпеды, гранаты, авиационные фотографические, сигнальные и другие патроны.

Разовые бомбовые кассеты - тонкостенные авиабомбы, снаряженные авиационными противотанковыми и другими минами или мелкими осколочными, противотанковыми, зажигательными и другими бомбами массой от 1 до 10 кг. В одной кассете может быть до 100 и более бомб (мин), которые разбрасываются в воздухе.

Бомбовые связки - устройства, в которых несколько авиабомб массой 25-100 кг каждая, связаны специальными приспособлениями в одну подвеску. Разъединение бомб происходит в момент сбрасывания с самолёта или в воздухе.

Патроны авиационных пулемётов и пушек различают по типу пуль и снарядов, которые бывают одинарного действия (осколочные, фугасные, бронебойные, зажигательные, трассирующие), двойного (осколочно-фугасные и др.) и тройного действия (осколочно-фугасно-зажигательные и др.). Наиболее распространены калибры авиационных пуль 7,62 и 12,7 мм, снарядов - 20,23,30 и 37 мм. Масса снарядов колеблется от 100 до 800 г.

Авиационные неуправляемые ракеты - снаряды, состоящие из боевой части (фугасной, осколочно-фугасной, кумулятивной, ядерной), реактивного двигателя (порохового, жидкостного) и взрывателя (ударного или неконтактного действия). Масса ракеты - от нескольких кг до сотен кг.

Авиационные управляемые ракеты - беспилотные летательные аппараты с реактивным двигателем, снабженные обычной или ядерной боевой частью и системой управления, предназначенной для автоматического наведения на цель или полёта по заданной траектории. Масса ракет класса «воздух - земля» от сотен кг до нескольких тыс. кг; дальность полета от 10 до 1000 и более км. Ракеты класса «воздух - воздух» имеют массу 50-200 кг, дальность полёта-пуска до нескольких десятков км.

Авиационные мины (противотанковые, противопехотные, морские и др.) - устройства, состоящие из боевой части, взрывателя и дополнительных приспособлений; предназначены для постановки с воздуха минных заграждений на суше и море.

Лит.: Латухин А. Н., Боевые управляемые ракеты, М., 1968; Организация и вооружение армий и флотов капиталистических государств, 2 изд., М., 1968.

А. Н. Дорофеев.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

  • Боеголовка ракеты
  • Боеприпасы бактериальные

Смотреть что такое "Боеприпасы авиационные" в других словарях:

    Боеприпасы - авиационные составная часть вооружения летательного аппарата, предназначенная для уничтожения или вывода из строя воздушных, наземных, подземных и морской целей противника разрушающим действием удара и огня. Различают Б. основного и… … Энциклопедия техники

    Авиационные боеприпасы - см. Боеприпасы авиационные … Большая советская энциклопедия

    АВИАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ - (АСП), составная часть авиационного вооружения. К АСП относятся авиационные ракеты, бомбардировочные средства поражения, боеприпасы авиационного артиллерийского вооружения, зажигательные баки, авиационные мины и торпеды, выливные приборы. В… … Военная энциклопедия

    Боеприпасы - (боевые припасы) составная часть оружия, предназначенная для поражения живой силы и техники, разрушения сооружений и выполнения других задач. Морские боеприпасы включают выстрелы корабельные и береговой артиллерии, мины, глубинные бомбы, боевые… … Морской словарь

    БОЕПРИПАСЫ - БОЕПРИПАСЫ, ов. Сокращение: боевые припасы снаряды, боевые части ракет и торпед, авиационные бомбы, патроны, гранаты, мины и др. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Боеприпасы - комплексные устройства, снаряжённые взрывчатыми, метательными, пиротехническими, зажигательными, либо ядерными, биологическими или химическими веществами, применяемыми в военных (боевых) действиях для уничтожения живой силы, техники, объектов. По … Словарь черезвычайных ситуаций

    Авиационные средства поражения - боевые (учебно боевые) средства, обеспечивающие непосредственное поражение целей и решение вспомогательных задач, не связанных с поражением целей. Включают: ракеты, бомбардировочные средства (основного и вспомогательного назначения), мины,… … Официальная терминология - Боеприпас объёмного взрыва (БОВ), а также Объёмно детонирующие авиационные бомбы (ОДАБ) перспективный вид оружия, которое использует распыление горючего вещества в виде аэрозоля и подрыв полученного газового облака. БОВ больших калибров сравнимы… … Википедия

Авиационные бомбы или авиабомбы – это один из основных видов авиационных боеприпасов, который появился практически сразу после зарождения боевой авиации. Авиабомба сбрасывается с самолета или другого летательного аппарата и достигает цели под действием силы тяжести.

В настоящее время авиационные бомбы стали одним из основных средств поражения противника, в любом вооруженном конфликте последних десятилетий (в котором применялась авиация, конечно) их расход составлял десятки тысяч тонн.

Современные авиационные бомбы используются для поражения живой силы противника, его бронетехники, боевых кораблей, вражеских укреплений (в том числе и подземных бункеров), объектов гражданской и военной инфраструктуры. Основными поражающими факторами авиабомб является взрывная волна, осколки, высокая температура. Существуют специальные виды бомб, которые содержат различные виды отравляющих веществ для поражения живой силы противника.

С момента появления боевой авиации было разработано огромное количество типов авиационных бомб, часть из которых используется и в наши дни (например, фугасные авиационные бомбы), а другие давно сняты с вооружения и стали частью истории (ротативно-рассеивающая авиационная бомба). Большинство типов современных авиабомб были изобретены до или во время Второй мировой войны . Однако нынешние авиационные бомбы все-таки отличаются от своих предшественников – они стали гораздо «умнее» и смертоноснее.

Управляемые авиационные бомбы (УАБ) – один из наиболее распространенных видов современного высокоточного оружия, они совмещают в себе значительную мощность боевой части (БЧ) и высокую точность поражения цели. Вообще, следует отметить, что применение высокоточных средств поражения – это одно из основных направлений развития ударной авиации, эпоха ковровых бомбардировок постепенно отходит в прошлое.

Если спросить обычного обывателя, какие бывают авиабомбы, то вряд ли он сможет назвать больше двух-трех разновидностей. На самом деле арсенал современной бомбардировочной авиации огромен, в него входят несколько десятков различных видов боеприпасов. Они отличаются не только калибром, характером поражающего действия, весом взрывчатого вещества и назначением. Классификация авиационных бомб довольно сложна и основана сразу на нескольких принципах, причем в разных странах она имеет некоторые различия.

Однако прежде чем перейти к описаниям конкретных видов авиационных бомб, следует сказать несколько слов об истории развития этого боеприпаса.

История

Идея применять летательные аппараты в военном деле родилась практически сразу после их появления. При этом самым простым и логичным способом нанести вред супостату с воздуха было сбрасывание чего-либо смертоносного ему на голову. Первые попытки использовать аэропланы в качестве бомбардировщиков были предпринята еще до начала Первой мировой войны – в 1911 году во время итало-турецкой войны итальянцы сбросили несколько бомб на турецкие войска.

Во время Первой мировой войны для поражения наземных целей, кроме бомб, использовали еще и металлические дротики (флешетты), которые были более или менее эффективны против живой силы противника.

В качестве первых авиационных бомб зачастую использовали ручные гранаты, которые летчик просто бросал из своей кабины. Понятно, что точность и эффективность подобного бомбометания оставляла желать лучшего. Да и сами самолеты начального периода Первой мировой войны мало подходили на роль бомбардировщиков, гораздо большей эффективностью обладали дирижабли, способные брать на борт несколько тонн бомб и преодолевать расстояние в 2-4 тыс. км.

Первым полноценным бомбардировщиком ПМВ стал российский самолет «Илья Муромец ». Вскоре подобные многомоторные самолеты-бомбардировщики появились на вооружении всех участников конфликта. Параллельно шла работа над совершенствованием их главного средства поражения противника – авиационных бомб. Перед конструкторами стояло несколько задач, главной из которых был взрыватель боеприпаса – необходимо было добиться того, чтобы он срабатывал в нужный момент. Недостаточной была устойчивость первых бомб – они падали на землю боком. Первые авиационные бомбы часто изготавливали из корпусов артиллерийских снарядов разных калибров, но их форма не слишком подходила для точного бомбометания, да и стоили они очень дорого.

После создания первых тяжелых бомбардировщиков военным необходимы были боеприпасы серьезных калибров, способные причинить действительно серьезные урон противнику. Уже к середине 1915 года на вооружении российской армии появились бомбы калибра 240 и даже 400 кг.

В это же время появляются первые образцы зажигательных авиабомб на основе белого фосфора. Российским химикам удалось разработать дешевый способ получения этого дефицитного вещества.

В 1915 году немцы стали применять первые осколочные авиабомбы, чуть позже подобные боеприпасы появились на вооружении других стран-участниц конфликта. Российский изобретатель Дашкевич придумал «барометрическую» бомбу, взрыватель которой срабатывал на определенной высоте, разбрасывая на определенной площади большое количество шрапнели .

Резюмируя вышесказанное, можно прийти к однозначному выводу: всего за несколько лет Первой мировой войны авиационные бомбы и бомбардировщики прошли немыслимый путь – от металлических стрел до полутонных бомб вполне современной формы с эффективным взрывателем и системой стабилизации в полете.

В период между мировыми войнами бомбардировочная авиация стремительно развивалась, больше становилась дальность и грузоподъемность самолетов, совершенствовалась и конструкция авиационных боеприпасов. В это время были разработаны новые виды авиационных бомб.

На некоторых из них следует остановиться более подробно. В 1939 году началась советско-финская война и практически сразу авиация СССР приступила к массированным бомбардировкам финских городов. Среди прочих боеприпасов использовались так называемые ротативно-рассеивающие авиабомбы (РРАБ). Ее можно смело назвать прообразом будущих кассетных авиабомб .

Ротативно-рассеивающая авиабомба представляла собой тонкостенный контейнер, содержащий большое количество небольших бомб: фугасных, осколочных или зажигательных. Благодаря особой конструкции оперения ротативно-рассеивающая авиабомба вращалась в полете и разбрасывала суббоеприпасы по большой площади. Так как СССР заверял, что советские самолеты не бомбят города Финляндии, а сбрасывают голодающим продовольствие, то финны остроумно прозвали ротативно-рассеивающие авиабомбы «хлебницами Молотова».

Во время польской кампании немцы впервые применили настоящие кассетные авиабомбы, которые по своей конструкции практически не отличаются от современных. Они представляли собой тонкостенный боеприпас, который подрывался на необходимой высоте и освобождал большое количество маленьких бомб.

Вторую мировую войну можно смело назвать первым боевым конфликтом, в котором боевая авиация сыграла определяющую роль. Немецкий штурмовик Ju 87 «штука» стал символом новой военной концепции – блицкрига, а американские и английские бомбардировщики с успехом воплощали в жизнь доктрину Дуэ, стирая в щебень немецкие города вместе с их обитателями.

В конце войны немцы разработали и впервые успешно применили новый вид авиационного боеприпаса – управляемые авиационные бомбы. С их помощью, например, был потоплен флагман итальянского флота – новейший линкор «Рома».

Из новых типов авиабомб, которые впервые стали применяться во время Второй мировой войны, следует отметить противотанковые, а также реактивные (или ракетные) авиабомбы. Противотанковые бомбы – это особый тип авиационных боеприпасов, предназначенный для борьбы с бронетехникой противника. Они обычно имели небольшой калибр и кумулятивную боевую часть. Их примером могут служить советские бомбы ПТАБ, которые активно использовались авиацией РККА против немецких танков.

Ракетные авиабомбы – это вид авиационного боеприпаса, оснащенного ракетным двигателем, который придавал ему дополнительное ускорение. Принцип их работы был прост: «пробивная» способность бомбы зависит от ее массы и высоты сброса. В СССР перед войной посчитали, чтобы гарантировано уничтожить линкор, необходимо сбросить двухтонную бомбу с высоты четыре километра. Однако, если установить на боеприпас простейший ракетный ускоритель, то оба параметра можно уменьшить в несколько раз. Изготовить подобный боеприпас тогда так и не получилось, но ракетный способ ускорения нашел применение в современных бетонобойных авиабомбах .

6 августа 1945 года началась новая эпоха развития человечества: оно познакомилось с новым разрушительным оружием – ядерной бомбой . Этот тип авиационного боеприпаса до сих пор находится на вооружении разных стран мира, хотя значение ядерных авиабомб значительно уменьшилось.

Боевая авиация непрерывно развивалась в период Холодной войны, вместе с ней совершенствовались и авиационные бомбы. Однако чего-то принципиально нового в этот период придумано так и не было. Совершенствовались управляемые авиабомбы, кассетные боеприпасы, появились бомбы с объемно-детонирующей боевой частью (вакуумные бомбы).

Примерно с середины 70-х годов авиабомбы все больше становятся высокоточным оружием. Если во время вьетнамской кампании УАБ составляли всего лишь 1% от общего количества авиабомб, сброшенных американской авиацией на противника, то при проведении операции «Буря в пустыне» (1990 год) эта цифра возросла до 8%, а во время бомбежек Югославии – до 24%. В 2003 году в Ираке уже 70% американских авиабомб относились к высокоточному оружию.

Совершенствование авиационных боеприпасов продолжается и в наши дни.

Авиабомбы, особенности их конструкции и классификация

Авиационная бомба – это тип боеприпаса, который состоит из корпуса, стабилизатора, снаряжения и одного или нескольких взрывателей. Чаще всего корпус имеет овально-цилиндрическую форму с конической хвостовой частью. Корпуса осколочных, фугасных и осколочно-фугасных авиационных бомб (ОФАБ) изготовлены таким образом, чтобы при взрыве давать максимальное количество осколков. В донной и носовой частях корпуса обычно находятся специальные стаканы для установки взрывателей, некоторые виды бомб имеют и боковые взрыватели.

Взрывчатые вещества, которые используются в авиационных бомбах, весьма различны. Чаще всего это тротил или его сплавы с гексогеном, аммонийная селитра и др. В зажигательных боеприпасах боевая часть заполнена зажигательными составами или горючими жидкостями.

Для подвески на корпусе авиабомб имеются специальные ушки, исключения составляют боеприпасы малого калибра, которые размещаются в кассетах или связках.

Стабилизатор предназначен для обеспечения устойчивого полета боеприпаса, уверенного срабатывания взрывателя и более эффективного поражения цели. Стабилизаторы современных авиабомб могут иметь сложную конструкцию: коробчатую, перистую или цилиндрическую. Авиабомбы, которые применяются с малых высот, часто имеют зонтичные стабилизаторы, раскрывающиеся сразу после сброса. Их задача – замедлить полет боеприпаса, чтобы дать возможность летательному аппарату отойти на безопасное расстояние от точки взрыва.

Современные авиационные бомбы оснащаются разными типами взрывателей: ударного действия, неконтактные, дистанционные и др.

Если говорить о классификациях авиационных бомб, то их существует несколько. Все бомбы делятся на:

  • основные;
  • вспомогательные.

Основные авиационные бомбы предназначены для непосредственного поражения различных целей.

Вспомогательные способствуют решению той или иной боевой задачи или же они используются при подготовке войск. К ним относятся осветительные, дымовые, агитационные, сигнальные, ориентирно-морские, учебные и имитационные.

Основные авиационные бомбы можно разделить по типу поражающего воздействия, которое они наносят:

  1. Обычные. К ним относятся боеприпасы, начиненные обычным взрывчатыми или зажигательными веществами. Поражения целей происходит за счет взрывной волны, осколков, высокой температуры.
  2. Химические. К этой категории авиационных авиабомб относятся боеприпасы, начиненные химическими отравляющими веществами . Химические бомбы никогда масштабно не применялись.
  3. Бактериологические. Начинены биологическими возбудителями различных заболеваний или же их носителями и также никогда не использовались масштабно.
  4. Ядерные. Имеют ядерную или термоядерную боевую часть , поражение происходит за счет ударной волны, светового излучения, радиации, электромагнитной волны.

Существует классификация авиабомб, основанная на более узком определении поражающего действия, она используется чаще всего. Согласно ей, авиабомбы бывают:

  • фугасными;
  • осколочно-фугасными;
  • осколочными;
  • фугасными проникающими (имеют толстый корпус);
  • бетонобойными;
  • бронебойными;
  • зажигательными;
  • фугасно-зажигательными;
  • отравляющими;
  • объемно-детонирующими;
  • осколочно-отравляющими.

Это список можно продолжить.

К основным характеристикам авиабомб относятся: калибр, показатели эффективности, коэффициент наполнения, характеристическое время и диапазон условий боевого применения.

Одной из главных характеристик любой авиабомбы является ее калибр. Это масса боеприпаса в килограммах. Довольно условно бомбы делятся на боеприпасы малого, среднего и крупного калибра. К какой именно группе относится та или иная авиабомба во многом зависит от ее типа. Так, например, стокилограммовая фугасная бомба относится к малому калибру, а ее осколочный или зажигательный аналог – к среднему.

Коэффициент наполнения – это отношение массы взрывчатого вещества бомбы к ее общему весу. У тонкостенных фугасных боеприпасов он выше (примерно 0,7), а у толстостенных – осколочных и бетонобойных бомб – ниже (примерно 0,1-0,2).

Характеристическое время – параметр, который связан с баллистическими свойствами бомбы. Это время ее падения при сбросе с летательного аппарата, летящего горизонтально со скоростью 40 м/с, с высоты 2 тыс. метров.

Ожидаемая эффективность также довольно условный параметр авиационных бомб. Он отличается для разных типов этих боеприпасов. Оценка может быть связана с размером воронки, количеством очагов пожаров, толщиной пробитой брони, площадью зоны поражения и др.

Диапазон условий боевого применения показывает характеристики, на которых возможно проведение бомбометания: максимальную и минимальную скорость, высоту.

Виды авиабомб

Наиболее часто используемыми авиационными бомбами являются фугасные. Даже небольшая бомба калибра 50 кг содержит больше взрывчатого вещества, чем 210-мм орудийный снаряд. Причина очень проста – бомбе не нужно выдерживать огромных нагрузок, которым подвергается снаряд в орудийном стволе, поэтому ее можно сделать тонкостенной. Корпус снаряда требует точной и сложной обработки, что абсолютно не обязательно для авиабомбы. Соответственно и стоимость последней гораздо ниже.

Следует отметить, что применять фугасные бомбы очень больших калибров (выше 1 тыс. кг) не всегда рационально. С увеличением массы взрывчатого вещества радиус поражения растет не слишком значительно. Поэтому по большой площади гораздо эффективнее применять несколько боеприпасов средней мощности.

Еще одним распространенным типом авиационных бомб являются осколочные. Основной целью поражения подобных бомб является живая сила противника или гражданское население. Эти боеприпасы имеют конструкцию, которая способствует образования большого количества осколков после взрыва. Обычно они имеют насечку на внутренней стороне корпуса или готовые поражающие элементы (чаще всего шарики или иголки), помещенные внутрь корпуса. При взрыве стокилограммовой осколочной бомбы получается 5-6 тыс. небольших осколков.

Как правило, осколочные бомбы имеют меньший калибр, чем фугасные. Значительным недостатком этого вида боеприпаса является тот факт, что от осколочной бомбы легко спрятаться. Для этого подойдет любое полевое укрепление (окоп, ячейка) или здание. В настоящее время более распространены кассетные осколочные боеприпасы, которые представляют собой контейнер, заполненный небольшими осколочными суббоеприпасами.

Подобные бомбы приводят к значительным жертвам, причем больше всего от их действия страдает мирное население. Поэтому подобное оружие запрещено многими конвенциями.

Бетонобойные бомбы. Это весьма интересный тип боеприпаса, его предшественником считаются так называемые сейсмические бомбы, разработанные англичанами в начале Второй мировой войны. Идея была такова: сделать очень большую бомбу (5,4 тонны – Tallboy и 10 тонн – Grand Slam), поднять ее повыше - километров на восемь - и сбросить на голову супостату. Бомба, разогнавшись до огромной скорости, проникает глубоко под землю и там взрывается. В результате происходит небольшое землетрясение, которое уничтожает постройки на значительной площади.

Из этой затеи ничего не получилось. Подземный взрыв, конечно же, сотрясал почву, но явно недостаточно для обрушения зданий. Зато подземные сооружения он уничтожал очень эффективно. Поэтому уже в конце войны английская авиация подобные бомбы использовала специально для уничтожения бункеров.

Сегодня бетонобойные бомбы часто оснащают ракетным ускорителем, чтобы боеприпас набрал большую скорость и проник поглубже в землю.

Вакуумные бомбы. Эти авиационные боеприпасы стали одним из немногих послевоенных изобретений, хотя боеприпасами объемного взрыва интересовались еще немцы в конце Второй мировой войны. Массово использовать их начали американцы во время вьетнамской кампании.

Принцип работы авиационных боеприпасов объемного взрыва - это более правильное название - довольно прост. В боевой части бомбы содержится вещество, которое при детонации подрывается специальным зарядом и превращается в аэрозоль, после чего второй заряд поджигает его. Подобный взрыв в несколько раз мощнее обычного и вот почему: обычный тротил (или другое ВВ) содержит и взрывчатое вещество, и окислитель, «вакуумная» бомба использует для окисления (горения) кислород воздуха.

Правда, взрыв подобного типа относится к типу «горение», но по своему действию она во многом превосходит обычные боеприпасы.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Многообразие авиационных снарядов и пуль

Ни одна авиапушка или пулемёт не сможет успешно поразить самолёт врага, если в неё не заряжен хотя бы один единственный патрон. Тем не менее, важно понимать и то, каким именно может оказаться этот патрон и в какую часть вражеского самолёта будет лучше всего им выстрелить, чтобы гарантированно уничтожить цель.

Ниже представлены подробные описания всех основных типов авиационных боеприпасов используемых в игре:

Типы авиационных боеприпасов

Практический снаряд

Практические снаряды

Практический снаряд

Это самые простые и слабые по конструкции снаряды, изготовленных из корпусов осколочно-фугасных снарядов (или других), без наполнителя или с ним, но всегда без боевых наполнителей (зажигательных или взрывчатых веществ). В качестве наполнителя может использоваться инертное вещество (не склонное к взрыву), которое призвано имитировать массу взрывчатки. Пробивная способность практических снарядов ниже, чем у бронебойных, хотя принцип воздействия на цель схожий - пробить и повредить внутренний модуль. Разница заключается в том, что если модуль окажется защищен броней, то практический снаряд может просто расплющиться об нее (если не хватит пробития) не причинив защищенному модулю никакого вреда.
Практические снаряды применяются из-за более низкой стоимости и простоты изготовления, а также для обучения стрельбе.

В игре подобные снаряды являются наиболее слабой составляющей ленты (чаще всего «стандартной»), которую лучше заменить на что-то более подходящее сразу после изучения соответствующей модификации.

Патрон с пулей общего назначения

  • П - практический снаряд

Пуля общего назначения

Представляет собой обычную пулю без бронебойного (стального например или из карбида вольфрама) сердечника. Пуля как правило сделана из свинца. Соответственно такая пуля имеет уменьшенное по сравнению с бронебойными пулями пробитие и не имеет зажигательного действия.

В игре подобные пули являются наиболее слабой составляющей ленты (чаще всего «стандартной»), которую лучше заменить на что-то более подходящее сразу после изучения соответствующей модификации.

Игровые обозначения этого типа боеприпасов:

  • П - Пуля общего назначения

Патрон с трассирующей пулей

Трассирующие снаряды и пули

Трассирующие снаряды (или пули) оставляют за собой дымный или светящийся след и служат для оперативной корректировки огня. След образуется за счет медленного сгорания специального пиротехнического состава запрессованного, как правило, в задней части снаряда или пули. Такой состав воспламеняется в момент выстрела, за счёт нагрева пороховых газов в гильзе.
Наличие трассера изменяет баллистические свойства пули за счёт снижения её массы и балансировки, которые меняются в процессе полёта, что может негативно сказаться на точности стрельбы.
Трассирующая пуля должна оставлять за собой хорошо различимый след, одновременно имея максимально приближенную траекторию полета к боевой пуле. Из за трассера она часто делается длиннее, а что бы сохранить размеры патрона она утапливается глубже в гильзу, в сравнении с обычной пулей. При этом удлинение сказывается на ее баллистических характеристиках, и тогда уже нужно менять вес и баланс пули. Трассирующие боеприпасы по сложности проектирования являются лидирующими. От того насколько трассирующая пуля точно повторяет траекторию полета пули обыкновенной/бронебойной/разрывной, зависит точность стрельбы. Наличие же трассера в боеприпасах более крупного калибра, от 12,7 мм и более, на основные свойства снаряда влияет уже не сильно.
Существуют специальные варианты трассирующих пиротехнических составов для ночных истребителей в процессе горения имеющих приглушенную яркость. Приглушённое свечение ночного трассера затрудняет обнаружение стрелка противником, а также не слепит его и позволяет сосредоточиться на ведении огня.

Обычная трассирующая пуля имеет свинцовый сердечник и плохо пробивает броню, поэтому существуют бронебойные и бронебойно-зажигательные (с дополнительным зажигательным составом) трассирующие пули и снаряды со стальным сердечником. Бывают зажигательно-трассирующие снаряды (с сильным зажигательным действием). В игре трассеры являются неотъемлемой составляющей множества различных типов снарядов и пуль. Благодаря наличию трассеров в составе ленты, игроки могут успешно наводить огонь на цель и лучше узнавать баллистику той или иной модели оружия. Нельзя не отметить, что трассирующая пуля по своей сути еще и зажигательная пуля, в случае попадания в легковоспламеняющуюся среду она с легкостью поджигает ее (хотя делает это похуже, чем специальные зажигательные пули).

Игровые обозначения этого типа боеприпасов:

  • Т - трассирующая пуля
  • ПТ - практический трассирующий снаряд

Зажигательные снаряды и пули

Зажигательный снаряд

Зажигательно-трасирующие патроны

Зажигательные пули, снаряженные желтым фосфором, впервые появились в Первую мировую и предназначались для зажигания аэростатов и самолетов. Ведь как огромные «Цеппелины», так и юркие аэропланы оказались весьма уязвимы от огня. Боевой опыт показал, что и обычная трассирующая пуля обладает большим зажигательным эффектом, а уж одной специальной зажигательной часто хватало для уничтожения вражеского летательного аппарата. Поэтому зажигательные пули получили самое широкое распространение именно в авиации. И именно зажигательная пуля стала могильщиком боевых дирижаблей, так как крохотный истребитель одной очередью уничтожал гигантский цеппелин, в котором несущим газом являлся горючий водород. В период Первой мировой войны наибольшее распространение получили следующие 5 типов зажигательных пуль: французская Ph (Phosphore); французская Парно; французская калибра 11 мм; германская S.Pr.; английская S.A. типа Букингам. Зажигательные пули первых двух образцов имеют в общих чертах следующее устройство: внутри пули имеется цилиндрический канал, наполненный белым фосфором. Сзади вставлены два металлических диска с прокладкой. В нижней части пули, в боковой ее стенке у самых дисков имеется отверстие для выхода фосфора, заполненное особым легкоплавким составом (пробкой). При выстреле пороховые газы расплавляют этот состав и фосфор начинает вытекать из открытого отверстия в стенке пули.

Зажигательные пули последних двух образцов имеют несколько иное устройство: в медную никелированную оболочку пули вложен белый фосфор, сзади вставлена свинцовая пробка; с внутренней стороны к свинцовой пробке примыкает свободный свинцовый цилиндрик с продольными каналами для прохода фосфора. В оболочке, как и у пуль вышеописанной конструкции, на расстоянии примерно в 1/5 длины пули от ее заднего среза имеется отверстие для выхода фосфора, залитое легкоплавким составом. При выстреле пороховые газы расплавляют этот состав (открывают отверстие), а при ударе пули о преграду (цель) свободный свинцовый цилиндрик по инерции стремится продвинуться вперед и выжимает фосфор через свои каналы в выходное отверстие. Зажигательный состав современной пули состоит из двух компонентов: окислителя (перхлорад калия или азотнокислый барий) и горючего вещества (сплавы магния и алюминия).

Горение зажигательного состава может с лёгкостью поджечь горючие материалы (соломенные крыши, сухую траву) и жидкости вроде того же бензина в баках самолёта.
Из-за сниженного веса зажигательные снаряды и пули имеют худшие баллистические и пробивные характеристики, чем сплошные боеприпасы. По причинам невысокой эффективности против бронированных целей, зажигательные пули редко производятся в чистом виде, в основном применяясь в комбинации с другими типами патронов, например с бронебойными.

В игре такие боеприпасы лучше всего подходят для поджога топливных баков и других легковоспламеняющиеся узлов при условии, что зажигательный состав достиг горючего вещества.

Игровые обозначения этого типа боеприпасов:

  • З - зажигательная пуля
  • ЗТ - зажигательный трассирующий снаряд (или пуля)
  • ЗТ* - зажигательный трассирующий снаряд (с самоликвидатором) - самоликвидатор это взрыватель замедленного действия, который автоматически срабатывает через некоторое время после выстрела даже если снаряд не попал в препятствие. Смысл подобной технологии заключается в том, чтобы снаряд, даже пройдя мимо цели все равно имел шанс нанести ей урон за счёт силы разрыва или осколков, либо поджечь её попаданием частицы разлетающегося в разные стороны зажигательного состава.

    Пуля комбинированного действия (ЗТ) 1 – оболочка пули, 2 – бронебойный наконечник, 3 – разрывной заряд, 4 – стаканчик, 5 – зажигательный состав, 6 – трассирующий состав, 7 – запальный состав.

    Польские зажигательные патроны: 1 – патрон с зажигательной (фосфорной) пулей для пехоты, 2 – патрон с зажигательной (фосфорной) пулей для авиации.

    12,7-мм американский патрон с зажигательной пулей.

    7,92-мм немецкие зажигательные патроны: Патрон с бронебойно-зажигательной пулей PtK, патрон с пристрелочной пулей В. Patrone, патрон с зажигательной (фосфорной) пулей.

    Виды зажигательных пуль: А – пристрелочно-зажигательная; Б – бронебойно-зажигательная; B – бронебойно-зажигательно-трассирующая. 1 – оболочка – плакированная томпаком сталь; 2 – зажигательный состав; 3 – стальной сердечник; 4 – свинцовая рубашка; 5 – латунный кружок; 6 – стаканчик латунный; 7 – стальной ударник с жалом; 8 – латунный предохранитель (разрезное кольцо); 9 – капсюль; 10 – железная прокладка; 11 – трассирующий состав; 12 – колечко; 13 – отверстие.

    7,7-мм английские винтовочные патроны: 1 – патрон с зажигательной (фосфорной) пулей, 2 – патрон с бронебойно-зажигательной (фосфорной) пулей.

    7,7-мм японский винтовочный патрон с зажигательной (фосфорной) пулей.

    7,62-мм американский винтовочный патрон с зажигательной пулей.

    12,7-мм итальянский патрон с бронебойно -зажигательно – трассирующей пулей БЗТ. 1 – наружная оболочка пули, 2 – оболочка носика, 3 – бронебойный сердечник, 4 – носик, 5 – трассирующий стаканчик, 6 – трассирующее кольцо, 7 – рубашка, 8 – зажигательный состав, 9 – трассирующий состав, 10 – целлулоидная прокладка (кружок)

Разрывные пули

Разрывные пули, как это следует из названия, разрываются при попадании в цель за счет детонации небольшого заряда взрывчатого вещества расположенного в головной части. Разрывная пуля, по сути, является уменьшенной версией фугасного снаряда, несущей внутри себя гораздо более скромный заряд взрывчатки. Довольно часто, в целях увеличения поражающего эффекта, взрывчатое вещество в такой пуле при детонации дополнительно оказывает еще и зажигательный эффект, либо целиком состоит из зажигательного состава.
Главной особенностью, которая отличает разрывные пули от простых зажигательных, является наличие специального детонатора который срабатывает при ударе пули в препятствие и вызывает принудительный поджог, либо детонацию основного заряда.
Как правило, разрывная пуля полностью разрушается при попадании даже в относительно тонкие препятствия вроде фанеры, веток и даже простой брезентной обшивки самолёта, а потому не способна пробить даже самую тонкую броню.

МДЗ патрон

В игре подобные снаряды хорошо подходят для повреждения внешней обшивки и оперения самолёта, поражения топливных баков и иных легковоспламеняемых, но не защищенных бронёй внутренних модулей.

Игровые обозначения этого типа боеприпасов:

  • ПЗ - пристрелочно-зажигательная пуля - разрывная пуля, позволяющая корректировать стрельбу, ориентируясь на вспышки разрывов зажигательного состава.
  • МДЗ - пуля мгновенного действия зажигательная - разрывная пуля, по принципу действия схожая с пристрелочно-зажигательными патронами, но содержащая в себе намного больше разрывного зажигательного вещества.

Бронебойные снаряды и пули

Патрон бронебойный

Бронебойный каморный снаряд

Бронебойные снаряды предназначены специально для поражения бронированных целей. Такие снаряды изготавливаются из более прочной или закаленной стали и имеют специальные бронебойные наконечники, которые не разрушаются при ударе о броню.
Бронебойные же пули чаще всего скрывают внутри своей мягкой свинцовой оболочки прочные бронебойные сердечники, которые и пробивают броню при контакте оставляя весь свинец на поверхности брони. Однако, за свои высокие бронебойные качества такие пули часто расплачиваются уменьшенной массой, а значит и сниженными баллистическими характеристиками. Также, помимо сердечника, бронебойные пули часто содержат внутри небольшое количество зажигательного состава, чтобы вызывать пожары в пробитых баках и узлах цели.

В игре бронебойные снаряды и пули с высокой вероятностью выводят из строя двигатели, поражают пилота, а также все прочие внутренние модули самолёта (топливную и охлаждающую системы, тяги рулей, лонжероны). Тем не менее, в случае попадания такого боеприпаса в часть плоскости или фюзеляжа за которыми не будет расположено жизненно важного модуля, повреждения самой пробитой обшивки окажутся крайне незначительными - снаряды просто пройдут навылет оставив лишь небольшую дыру, и потребуется немало попаданий для того, чтобы разрушить силовую конструкцию самолёта.

Игровые обозначения этого типа боеприпасов:

  • Б - бронебойный снаряд (или пуля).
  • Б - бронебойный каморный снаряд - аналогичен обычному бронебойному снаряду, но дополнительно имеет внутри полость (камору) с зарядом взрывчатого вещества и донный взрыватель. После пробития брони взрывчатое вещество детонирует, поражая экипаж и внутренние модули цели осколками и продуктами взрыва. В целом, этот снаряд отличается заметно более высоким заброневым воздействием и несколько сниженной бронепробиваемостью (по причине меньшей массы и прочности снаряда).
  • БП - бронебойный подкалиберный снаряд (сокращенно просто подкалиберный) - боеприпас, диаметр отделяемой (при ударе, либо еще в процессе полёта) бронебойной части которого меньше диаметра ствола пушки. По принципу действия больше всего напоминает бронебойные пули с сердечником. Такие снаряды применяется для увеличения начальной скорости и лучшей бронепробиваемости и используются в основном для борьбы с хорошо бронированными целями. Еще одно преимущество - увеличение дальности стрельбы за счет более пологой траектории. Тем не менее, из-за меньшей массы снаряда его бронебойное действие с расстоянием падает значительно сильнее, чем у обычных калиберных бронебойных боеприпасов.
  • БТ - бронебойный трассирующий снаряд (или пуля).
  • БЗ - бронебойно-зажигательный снаряд (или пуля).
  • БС-41 - советская бронебойно-зажигательная пуля БС-41, обладает повышенной бронепробиваемостью. Пуля состоит из свинцовой рубашки, металлокерамического сердечника на основе вольфрама и зажигательного состава.
  • БЗТ - бронебойно-зажигательный трассирующий снаряд (или пуля).

Фугасный снаряд

Фугасные снаряды

Фугасные снаряды наносят повреждения при контакте с целью за счёт детонации взрывчатого вещества. Наиболее распространённый тип снарядов (наряду с осколочными, осколочно-фугасными и подобными) для борьбы с небронированными воздушными и наземными целями.
Стенки фугасных снарядов, как правило, очень тонкие, а вся внутренняя полость забита взрывчатым веществом, которое и выступает основным поражающим фактором такого снаряда. Взрыватели на фугасных снарядах обычно устанавливаются в носу и детонируют, либо мгновенно при контакте с целью, либо с небольшой задержкой за которую снаряд успевает проникнуть под внешнюю обшивку самолёта, тем самым нанося бóльшие повреждения модулям расположенным за ней.

Авиационные бомбы - средства поражения, сбрасываемые с летательного аппарата. Они предназначены для нанесения удара по различным наземным и морским целям. Впервые на вооружении авиации бомбы появились перед началом первой мировой войны, и с тех пор они стали наиболее многочисленным видом авиационных боеприпасов.

Бомбы бывают основного, специального и вспомогательного назначения. Бомбы основного назначения предназначены для поражения вражеских объектов посредством взрыва, удара или огня. К ним относятся фугасные, зажигательные, осколочные, осколочно-фугасные, фугасно-зажигательные, бронебойные, противотанковые, противолодочные. К бомбам специального назначения относят: фотоосветительные, имитационные, дымовые, практические и агитационные. Бомбы вспомогательного назначения - ориентирно-сигнальные и светящие.

Основными характеристиками авиационных бомб являются калибр, коэффициент наполнения, характеристическое время, характеристики эффективности, диапазон боевого применения.

Калибр - номинальная масса бомбы с установленными геометрическими размерами. Калибр указывается в условном обозначении бомбы после наименования типа. Например, ОФАБ-100 - осколочно-фугасная авиационная бомба калибра 100 кг. Если имеется несколько разновидностей бомб одного и того же калибра и типа, но отличающихся друг от друга некоторыми особенностями, то эти особенности указываются в обозначении бомб соответствующими индексами. Например, ФАБ-1500Ш - фугасная авиационная бомба калибра 1500 кг для штурмового применения.

Коэффициент наполнения - отношение массы взрывчатого вещества к полной массе бомбы. Он изменяется в интервале от 0,1 до 0,7. Наибольший коэффициент наполнения у фугасных бомб, наименьший - у осколочных.

Характеристическое время - показатель бомбы, характеризующий ее баллистические свойства. Значение характеристического времени определяется временем падения бомбы, сброшенной при горизонтальном полете летательного аппарата с воздушной скоростью 144 км/ч на высоте 2000 м в условиях стандартной атмосферы. У современных бомб значение характеристического времени лежит в диапазоне от 20,25 до 33,75, это значение учитывается при определении угла прицеливания.

Бомбы основного назначения являются наиболее распространенными. Фугасные авиационные бомбы (ФАБ) предназначены для уничтожения различных целей. Их калибр изменяется от 50 кг до 10 000 кг, коэффициент наполнения ФАБ - от 0,4 до 0,55. Основными поражающими факторами ФАБ являются ударная волна, кинетическая энергия бомбы и продукты взрыва. Кроме того, ФАБ могут поражать некоторые объекты при помощи осколков. Поражающие действия ФАБ характеризуют: радиус зоны поражения объекта, объем воронки при взрыве в грунте, глубина проникновения в грунт, толщина бетонного перекрытия, пробиваемая бомбой.

Фугасные авиационные бомбы могут быть: обычной конструкции, толстостенные, объемно-детонирующие и штурмовые. Толстостенные ФАБ имеют более толстый корпус, по сравнению с обычной ФАБ, выполненный из легированной стали. Они предназначены для поражения железобетонных укрытий, взлетно-посадочных полос аэродромов, фортификационных сооружений, бетонных и стальных мостов.

Штурмовые ФАБ служат для бомбометания с горизонтального полета с малых высот. На них установлены встроенные тормозные устройства и взрыватель мгновенного действия. Они предназначены для разрушения бетонированных объектов. К бомбам такого типа относится бомба "Дюрандаль" (Франция). Она сбрасывается с высоты 50-500 м. Ее полет тормозится двумя парашютами, раскрывающимися автоматически. На заданной высоте срабатывает программное устройство и включается ракетный ускоритель, в результате этого бомба приобретает скорость 200 м/с. "Дюрандаль" способна пробить бетонированную взлетно-посадочную полосу толщиной до 0,7 м и взорваться на глубине до 2 м, при этом разрушив бетонное покрытие на площади до 0,2 га.

Объемно-детонирующие авиационные бомбы (ОДАБ) по сравнению с обычными ФАБ обладают большим радиусом поражения. Это объясняется тем, что энергия взрыва ФАБ выделяется в объеме взрывчатого вещества, создается излишне большое давление. Выделение энергии при действии ОДАБ происходит в объеме аэрозольного облака, размеры которого во много раз превышают размеры бомбы. Давление продуктов взрыва внутри облака - около 3 МПа - является достаточным для поражения объектов, подверженных воздействию ударной волны. Аэрозольное облако "затекает" в окопы, укрытия, усиливая поражающее действие ОДАБ. Бомбы ОДАБ впервые были испытаны американцами во время войны во Вьетнаме.

Осколочно-фугасные авиационные бомбы (ОФАБ) предназначены для поражения ракетных установок, летательных аппаратов на открытых стоянках, артиллерийских орудий, автомобилей, живой силы противника и т. д. Коэффициент наполнения ОФАБ составляет 0,3-0,35. Основными поражающими факторами бомбы являются продукты взрыва, ударная волна и осколки корпуса.

Осколочные авиационные бомбы (ОАБ) предназначены для поражения живой силы и автомобильной техники противника. Основным поражающим фактором бомбы являются осколки корпуса. ОАБ могут быть калибра от 0,5 до 100 кг, коэффициент наполнения - 0,1-0,2. Бомбы снабжены взрывателями мгновенного действия. Существуют ОАБ с готовыми осколками. Так, в шариковых ОАБ в качестве осколков используются стальные шарики. Корпус шариковой ОАБ изготовлен из легкого сплава, внутри корпуса размещается взрывчатое вещество, контактный взрыватель и металлические шарики. На бомбе установлен взрыватель с центробежным предохранительным механизмом, который срабатывает после того, когда шарик определенное количество раз повернется вокруг своей оси. ОАБ калибра до 10 кг сбрасываются с летательного аппарата в разовых бомбовых кассетах (РБК) или из специальных контейнеров многоразового использования. Кассеты имеют габариты ФАБ калибра 100-500 кг и обозначаются шифром, где указывается название кассеты, ее калибр и тип снаряжения. Например, РБК-250АО-1.

Противотанковые авиационные бомбы (ПТАБ) предназначены для поражения танков и другой бронированной техники противника. Калибр ПТАБ изменяется от 0,5 до 10 кг. Основным поражающим фактором ПТАБ является кумулятивная струя, имеющая диаметр 1-2 мм и скорость 10-15 км/с. Материал брони выжимается струей в сторону, в результате этого в броне образуется пробоина. Находящиеся за броней уязвимые агрегаты цели поражаются пробивным зажигательным и инициирующим действием остатков струи и осколков брони.

Зажигательные авиационные бомбы (ЗАБ) предназначены для уничтожения и поражения огнем живой силы и техники противника. ЗАБ имеют калибр от 1,5 до 500 кг. ЗАБ калибра до 2,5 кг снаряжаются термитным составом (смесь алюминия с окислами железа).

Разновидностью ЗАБ являются фугасно-зажигательные авиационные бомбы (ФЗАБ), которые предназначены для поражения складов горючего, нефтехранилищ и т. д.

Авиационные бомбы бывают свободного падения и управляемые. На вооружении ВВС России имеются авиационные бомбы и кассеты, представленные в таблице.

Авиационные бомбы и кассеты

Тип Класс бомбы Длина. мм Диаметр, мм Масса бомбы, кг Масса БЧ,кг Тип БЧ Примечания
БЕТАБ-250 св.п 1857 285 200 140 Б Бетонобойная
БЕТАБ-500 св.п 2107 426 430 380 Б Бетонобойная
ГБ-100 св.п 1250 214 120 100 Ф Глубинная
ЗАБ-250 св.п 1000 267 250 200 3
ЗАБ-500 св.п 2142 321 500 480 3
КАБ-500Л УПР 3050 400 534 400 Ф Лазерная гсн
КАБ-500кр УПР 3050 350 560 380 ББ Телевизионная ГСН
КАБ-1500Л -ПР УПР 4600 580 1500 1100 ПБ
КАБ-1500Л -Ф УПР 4600 580 1560 1180 Ф Корректируемая с лазерной гсн
ОДАБ-1000 св.п 2142 464 1000 950 ОБ Объемно-детонирующая
ОФАБ-100 св.п 964 267 100 60 ОФ
ОФАБ-250 св.п 1589 285 250 210 ОФ
ПБ-250 св.п 1982 250 250 200 ОФ
РБК-250-275АО-1-СЧ св.п 2120 325 273 150 К Разовая бомбовая кассета
РБК-500АО св.п 2285 464 380 290 К Разовая бомбовая кассета
РБК-500 ШОАБ-0,5 св.п 1500 450 334 283 Ш Разовая бомбовая кассета
СЗВ УПР 1300 211 94 19 У Глубинная с гидроакустической гсн
ФАБ-100 св.п 964 267 100 70 Ф
ФАБ-500 св.п 2142 392 500 450 Ф
ФАБ-5000 св.п 3107 642 4900 4200 Ф
ХБ-250 св.п 1392 303 250 200 X
ХБ-2000 св.п 2428 535 2000 1700 X

Как видно из таблицы, большинство бомб являются бомбами свободного падения. Бомбы этого типа широко представлены в вооруженных силах не только России, но и других стран. За всю историю существования были разработаны сотни модификаций неуправляемых бомб.