В каком году крещение Руси было? Крещение Руси - дата, год. Принятие христианства на Руси: кратко

Крещение руси

После Крещения Руси (988 г.), на рубеже X-XI вв., на её зем­лях начался своеобразный «культурный переворот». По всему государству пошли гонения на языческую культуру. Язычников обращали в христианство не только в городах, но и в сельской глубинке. (Об этом свидетельствует прежде всего изменение погребальной традиции: на смену древ­нему обычаю предания тела огню пришёл христианский обряд захоронения покойного в земле - головой на запад, лицом на восток.) Конечно, столь быстрое принятие новых религиозных установок не могло произойти лишь благодаря проповеди захожих миссионеров. Сторонников привычных верований легко обнаруживали, так как дым погребального костра был виден издалека, и дружина споро выступала на расправу с «неверными».

Случаи крещения «огнём и мечом» имели место и позднее. Они установлены и археологами: скелеты со следами рубленых ран найдены при раскопках кривичской курганной группы в селе Каблукове (Подмосковье); а после бойни, учинён­ной над «язычниками», местные жители стали хоронить умерших в могильной яме - по-христиански. В сель­ских некрополях XI-XII вв. заметно усиление христиан­ских обрядов: если первоначально покойников укладывали на поверхности земли под курганом, то потом появились неглубокие могильные ямы и, наконец, настоящие могилы. Однако добиться всеобщего признания христианских норм с помощью насилия было невозможно.

Гораздо легче новообращённые усваивали учение о загробной жизни единичной человеческой души, о её спасении, Страш­ном суде. О впечатлении, произведённом сценами Страш­ного суда, нередко вспоминали летописцы, рассказывая об обращении языческих князей, в том числе Владимира, кото­рому грек Философ показал некую запону (тканная завеса) со сценой Страшного суда. Очень похожую историю при­вёл византийский хронист, известный как Продолжатель Феофана (середина X в.), о крещении болгарского князя Бориса: византийский монах-художник Мефодий создал «картину» Страшного суда, после чего Борис «воспринял в душу страх Божий. Можно лишь гадать, какие «нагляд­ные пособия» использовались при таком изложении основ христианского учения: с IX в. известны были шитые иконы, в частности с изображениями Страстей и Воскресения, вплотную подводившие к сюжету Страшного суда. Согласно исландским сагам об Олаве Трюггвасоне, этот норвежский конунг также принял оглашение (крещение) после того, как ему явилось видение Страшного суда, и именно он уговари­вал Владимира креститься. Обе истории - древнерусская и скандинавская - напоминают о византийском обряде: для готовящихся принять крещение отводилось место в запад­ной части храма, где росписи как раз воспроизводили сцены Страшного суда и адских мук. Именно этот сюжет в X в.

В каком году было Крещение Руси?

более всего впечатлял русичей и норвежцев, поскольку их обращение в новую веру происходило в знаменательную эпоху - на рубеже I и II тысячелетий христианской эры, когда повсеместно ожидали Второго пришествия. А в самой Византии в то время Русь отождествлялась с народом «рос» пророка Иезекииля, который в конце времён должен раз­рушить Святой город (Константинополь - Новый Иеруса­лим). Ожидания близкого конца света, видимо, благопри­ятствовали деятельности проповедников, поддерживаемых и церковными, и светскими властями, как в Византии, так и на Руси и в Скандинавии.

Прийняття християнства на Русі.

Для утворення сильної, єдиної держави потрібна була державна релігія. У княжій столиці жили іудеї, мусульмани, існувала велика християнська громада. І кожний вихваляв свою віру. Та повернувшись з Візантії, князь знав напевне, що Русь буде християнською. У літописі ця подія датована 988 роком, що традиційно вважається початком запровадження християнської релігії. Частина населення Русі чинила опір нововведенням і деякий час лишалася відданою вірі своїх батьків і дідів. Тому християнство на Русі запроваджували примусово. Цей процес тривав кілька століть.

Щоб закріпити нову релігію, князь наказав будувати церкви й ставити їх на тих місцях, де раніше стояли ідоли (язичницькі боги).

Головною причиною прийняття візантійського різновиду християнства в Київській Русі стало те, що ця релігійна практика освячувала княжу владу й усебічно відстоювала її авторитет (на відміну від римської, яка в середньовіччі боронила зверхність духовної влади над світською).

Значення прийняття православного християнства в Київській Русі:

Прискорення розвитку феодального землеволодіння (монастирі перетворювалися на великих феодальних землевласників);

Усебічний розвиток руської культури, освіти, моралі. При монастирях і церквах відкривалися школи, створювалися скарбниці духовних знань - бібліотеки;

Відбувся процес міжнародного визнання Київської Русі, передусім християнським світом.

Православ’я - один з трьох напрямків християнства. Остаточно сформувалося в 1054 p., коли християнство поділилося на візантійську та римо-католицьку церкви. Набуло поширення в Київській Русі. Не має єдиного світового центру.

Хрещення Русі - запровадження в Київській Русі християнства. Відбулося за князювання Володимира Святославича близько 988 р. Введення християнства сприяло підвищенню авторитету держави на міжнародній арені, збагаченню культури.

Християнство - одна з світових релігій. Виникло в І ст. н. е. в східних провінціях Римської імперії. Має три основні напрямки: православ’я, католицизм, протестантизм. Основа - віра в Ісуса Христа - рятівника світу.

Нестор Літописець. «Повість временних літ»

Володимир звелів перекинути ідолів - одного порубати, інших палити. Перуна ж наказав прив’язати до хвоста коня й тягти Боричевим узвозом.

Династичні зв’язки київського князя.

З прийняттям християнства Володимир перетворився на могутнього державотворця, який мав рівноправні зв’язки з багатьма країнами Європи.

Как проходило принятие христианства на Руси

Літопис повідомляє, що київський князь мав дружні стосунки з «окольними князями» Болеславом Лядським, зі Стефаном Угорським та з Андріхом Чеським. Така ж дружба була між Володимиром і скандинавськими володарями. Олаф Трігвісон, майбутній король Норвегії, навіть деякий час жив у Києві, про що оповідають саги. Своїх дітей Володимир одружив з членами родин західноєвропейських володарів: старший син Святополк одружився з дочкою польського князя Болеслава Хороброго, Ярослав - з дочкою короля Швеції Олафа Інгігердою-Іриною, дочка Премислава була одружена з угорським королем Ладиславом Лисим, друга - з чеським королем Болеславом Рудим, третя - Марія-Доброніга - з Казимиром Обновителем, королем Польщі. Шлюб Володимира з Анною зв’язав його не лише з візантійськими, а також з німецькими цісарями: сестра Анни Теофано була дружиною цісаря Оттона II, матір’ю Оттона III, за малолітства якого вона була регенткою (за Н. Полонською-Василенко).

Регент - тимчасовий правитель монархічної держави, який призначається в разі відсутності, хвороби, неповноліття й т. ін. монарха.

Князь Ярослав Мудрий (1019-1054 pp.)

Ярослав Мудрий, син Володимира Святославича й варязької княжни Рогніди, проводив активну зовнішню й внутрішню політику, докладав чималих зусиль для зміцнення єдності своєї держави та для її централізації. Часи князювання Ярослава Мудрого вважають періодом найбільшого піднесе Київської держави; із цим князем пов’язують розквіт культури, писемності й наукових знань.

Зовнішня політика. У налагодженні зовнішніх зв’язків з різними країнами Ярослав віддавав перевагу дипломатичним методам. Щоправда, у 1030-1031 pp. київський князь здійснив низку походів для зміцнення кордонів своєї держави: у Польщі відвоював червенські міста в Забужжі, потім пішов на північ і приєднав до Русі фінські племена чудь, завоював місто Юріїв (тепер Тарту).

1036 року Ярослав завдав нищівного удару кочівникам печенігам, які з’явилися біля Києва.

1043 року відбувся останній, але невдалий похід київської флотилії на Візантію, очолюваний сином Ярослава Володимиром. Після цього походу Ярослав Мудрий, заручившись підтримкою західних союзників, виступив на чолі антивізантійської коаліції, і змусив імператора Костянтина Мономаха піти на мирні переговори. У результаті був укладений дуже важливий для Русі договір, який передбачав службу руських дружин у Константинополі та їхню участь у візантійських війнах з Італією та з печенігами. Щоб остаточно закріпити мир, візантійський імператор видав свою доньку Анастасію (Марію) за князя Всеволода, сина Ярослава Мудрого (від цього шлюбу народився видатний державний діяч і полководець Володимир Мономах).

Конфлікт з Візантією був останнім воєнним зіткненням Київської Русі з сусідами за часів Ярослава Мудрого.

Династичні шлюби. Зростанню політичної та економічної могутності Київської Русі сприяло укладання шлюбів з монархічними династіями Європи. Сам Ярослав був одружений з Інгігердою - дочкою шведського короля; його донька Єлизавета одружилася з Гаральдом Сміливим, норвезьким королевичем; Анна - з французьким королем Генріхом І; Анастасія - з угорським королем Андрієм. Династичні шлюби Ярославових синів зміцнили союзи Руської держави з німецькими князівствами. Тому не дивно, що історики часто називають Ярослава «тестем Європи».

Місто Ярослава . За Ярослава Мудрого почалося велике будівництво в Києві. Частину міста обнесли високими валами (Ярославові вали) з трьома брамами (Лядські, Львівські та Золоті ворота). Головний в’їзд у місто, як і в Константинополі, з яким змагався Київ, мав назву «Золоті ворота». Це була не тільки головна фортифікаційна споруда міста, а й головний парадний вхід - через нього до Києва врочисто в’їжджали князі, іноземні гості, купці та ін.

За тогочасним звичаєм на честь князя в місті зведено монастирі св. Георгія та Ірини (Георгій та Ірина - хрещені імена Ярослава та Інгігерди). Головним храмом Давньоруської держави за часів Ярослава Мудрого був Софійський собор, присвячений Мудрості Господній, який на сьогодні є найвизначнішою пам’яткою візантійського мистецтва в Україні.

Так поступово виникло «місто Ярослава», яке за площею в кілька разів перевищувало «місто Володимира».

Під час археологічних розкопок на території Верхнього міста й Подолу знайдено чимало високохудожніх предметів із золота та срібла - намисто, діадеми, персні, сережки-колти, браслети. Усе це свідчить про високий рівень розвитку ювелірного та ужиткового мистецтва в Києві.

Великим досягненням культури Київської Русі XI ст. був монументальний живопис. Софійські фрески й мозаїки не мають рівних серед подібних робіт періоду раннього середньовіччя. Техніка фрески була дуже складною: на сиру штукатурку накладали контури малюнків і фарби. І хоч фрески написані водяними фарбами, давньоруські майстри досягли неабиякої виразності. Серед багатьох фрескових композицій, що збереглися в Київській Софії, найбільшу цінність становить зображення сім’ї Ярослава Мудрого, музикантів і скоморохів. Можна вважати, що ці фрески певною мірою відбивають київську дійсність: артисти й насправді виступали при дворах Ярослава Мудрого, воєвод та бояр. Одним із шедеврів Софії є фігура Божої Матері - Марії Оранти, виконана в мозаїці, а також мозаїчне зображення Христа-Пантократора (Вседержителя). Київський майстер розташував шматочки смальти під кутом, щоб мозаїчне зображення було видно з будь-якого місця. У мозаїчній гамі Софії Київської використано 130 відтінків кольорів, зокрема 25 зеленого, 23 коричневого, 19 синього й золотого.

За наказом Ярослава збудовано Софійські собори в Новгороді та Полоцьку.

Бібліотека Ярослава Мудрого. За часів Ярослава Мудрого на Русі з’явилася перекладна література. Побачили світ руські переклади античних творів Есхіла, Софокла, Сократа, Платона, Демокріта, Демосфена, Піфагора та ін. Справжньою подією стали оригінальний переклад Біблії та вихід у світ збірника «Бджола», до якого увійшли уривки оповідань античних авторів.

Книги створювали писці та переписувачі, які здебільшого були священиками та ченцями. Давні книжки мали оправи, прикрашені золотом і коштовним камінням, а також різними фрагментами та заставками із зображеннями фантастичних птахів, звірів та людей.

Ярослав Мудрий заснував у Києві першу бібліотеку, одну з найбільших у Європі, яка налічувала близько 1 тис.

книжок. Існують різні версії щодо подальшої долі бібліотеки Ярослава Мудрого: одні історики вважають, що бібліотека пропала під час вторгнення монголо-татарської орди в Київ, інші - що після смерті Ярослава вона розійшлася між різними книжковими зібраннями. Існує також припущення, що книгарню сховано в одному з монастирів під Києвом, де вона могла зберегтися до наших часів. Але найлогічнішою є думка, що це книжкове зібрання було розподілене між найбільшими церковними й монастирськими бібліотеками Києва, після чого частина книг загинула під час численних пожеж, а частина й донині зберігається в різних бібліотеках колишнього СРСР.

Поширення освіти.

Ярослав Мудрий багато уваги приділяв освіті. Перші школи, які в Київській Русі з’явилися з прийняттям християнства, за Ярослава Мудрого не мали спеціальних приміщень, а створювалися при церквах і монастирях.

Дітей навчали письма, читання, церковного співу та етики. Спочатку школу відвідували лише діти «кращих людей» - бояр і знатних городян, але з часом навчалися й діти «чорних» людей. З’явилися також школи для дівчат, першу з яких заснувала Янка, онука Ярослава Мудрого, при Андріївському монастирі.

Про поширення освіти в Київській Русі свідчать новгородські берестяні грамоти та київські графіті. Тільки в Софійському соборі знайдено близько 300 написів і малюнків, що розповідають про події минулого.

Шпаргалка: Характеристика принятия Христианства на Руси и Великий Киевский князь Владимир в Истории государства Российского Н.М.Карамзина

Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики.

Кафедра истории России и права

Реферат по теме: «Характеристика принятия Христианства на Руси и Великий Киевский князь Владимир в «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина».

Выполнил: Пылаев Денис

Группа: ИП-1-02

Научный руководитель:

профессор Петров Г. Н.

Москва 2002

Пушкин называл Карамзина первым историком и последним летописцем. Наибольшую славу принесло Карамзину главное сочинение его жизни – «История государства Российского».

Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 году в семье небогатого симбирского помещика. По обычаю того времени мальчика при рождении записали на военную службу, поэтому, достигнув «возраста», Карамзин поступил в полк уже в чине поручика. Но молодой человек мечтал о совсем другой жизни. Армейская служба тяготила его. Поэтому после смерти отца, получив небольшое наследство, он вышел в отставку. В это время будущему историку исполнилось 23 года.

Сначала Карамзин был больше известен как писатель. Он издавал в Москве журнал «Вестник Европы». Это был совершенно новый для России, европейский тип журнала, в котором печатались статьи по литературе, науке и текущей политике.

В возрасте 37 лет, будучи уже известным писателем и журналистом, Карамзин круто меняет свою жизнь. Оставив любимый журнал, он переезжает в свое имение и начинает изучать русскую историю.

В 1803 году Карамзин получил от императора Александра I разрешение работать во всех архивах и библиотеках России. В течение нескольких лет он изучал архивные документы, древние рукописи, сочинения своих предшественников. Затем он приступил к написанию своей «Истории».

Карамзин считал, что история является наукой, основное назначение которой – воспитывать людей. Поэтому он стремился написать не скучный научный труд, а общедоступное увлекательное сочинение, которое было бы понятно любому читателю. В центре внимания Карамзина как историка было становление верховной власти в России, правление различных князей и монархов. Именно они, по мнению Карамзина, играли главную роль в историческом процессе. Этим объясняется и построение его книги: от одного царствования до другого.

Но Карамзин не только рассказывал о прошлом – он старался объяснить действия великих людей, которые повлияли на ход русской истории. Естественно, в его произведении проявлялась и позиция автора. Он, например, с негодованием относился к любой форме насилия, поэтому с осуждением описывал и тиранию Ивана Грозного, и жестокость Петра I.

К середине двадцатых годов вышло 11 томов «Истории государства Российского» Карамзина. У него еще было много материала, и он продолжал работать над ним, но тут произошло восстание декабристов. Оно вызвало у Карамзина такое сильное нервное потрясение, что он тяжело заболел и 22 мая 1826 года умер, так и не закончив последнего тома.(«Все обо всех», том 3, научно-популярн.изд, Москва 1997 г, стр.194-197).

Возникновение славянской письменности связано с принятием в 9-10 вв. христианства, но дохристианская культура уже имела зачатки систем письма. Об этом свидетельствует сказание черноризца Храбра «О письменах», относящееся к концу 9-началу 10 в. В нем на основании показаний очевидцев повествуется о создании Константином Философом азбуки. Во времена язычества славяне применяли некоторые примитивные знаки, после же принятия христианства в практику вошло использование латинских и греческих букв, которые не были приспособлены к особенностям славянской речи. Создание славянской азбуки связывается с именами византийских миссионеров Константина (Кирилла) (ок. 827-869) и его брата Мефодия (815-885). («Энциклопедический словарь юного историка», Москва, «Педагогика-пресс»,1994 г, стр.324). От Византии в 988 г. Русь приняла и христианство.

При Владимире I все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей.

Развитие экономики, рост и укрепление государственности требовали изменений в идеологии, господствующей формой выражения которой в средние века была религия. Владимир решил реформировать языческие представления Древней Руси и с этой целью попытался создать единый пантеон богов. Однако попытка Владимира превратить язычество в государственную религию потерпела крах. Многие предпочитали оставаться верными старым богам, отвергая насилие со стороны центральной власти. Развитые державы по-прежнему воспринимали языческую Русь как варварскую страну.

В 988 году Владимир I провел вторую религиозную реформу. В качестве новой государственной религии было принято христианство.
Древний Летописец, материалами которого пользовался Карамзин, повествует, что не только Христианские проповедники, но и Магометане вместе с Иудеями присылали в Киев мудрых законников склонять Владимира к принятию Веры своей, и что Великий Князь охотно выслушивал их учение. «Случай вероятный, считает Карамзин: народы соседственные могли желать, чтобы Государь, уже славный победами в Европе в Азии, исповедовал одного Бога с ними, и Владимир мог также – увидев наконец, подобно великой бабке своей, заблуждение язычества – искать истины в разных Верах». (Н.М.Карамзин «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО», изд.«Наука»,1989, том I, стр. 148)

Первые Послы были Веры Магометанской. «Описание Магометова рая и цветущих Гурий пленило воображение сластолюбивого Князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для Русских; не можем быть без него. Послы Немецких Католиков говорили ему о наличии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: идите обратно; отцы наши не принимали Веры от Папы.» (Н.М.Карамзин «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО», изд.«Наука»,1989, том 1, стр.148)

«Выслушав Иудеев, он спросил, где их отечество? «В Иерусалиме, ответствовали проповедники: но Бог во гневе Своем расточил нас по землям чуждым». И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других? сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества.» (Н.М.Карамзин «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО», изд. «Наука» ,1989, том 1, стр.148-149).

И только безыменный Философ, присланный Греками, сумел опровергнуть другие Веры и красочно рассказать Владимиру о рае для праведных и о грешных, осужденных на вечную муку. «Пораженный Владимир сказал: «Благо добродетельным и горе злым!» Крестися, ответствовал Философ – и будешь в раю с первыми.» (Н.М.Карамзин «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО», изд.«Наука»,1989, том 1, стр.149)

987 год. Владимир собрал Бояр и градских старцев, объявил им предложения Магометан, Иудеев, Католиков, Греков, и требовал их совета. «Государь! Сказали Бояре и старцы: всякий человек хвалит Веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли, испытать, который народ достойнее поклоняется Божеству.» (Н.М.Карамзин «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО», изд.«Наука»,1989, том 1, стр. 150). И Великий Князь отправил десять благоразумных мужей для сего испытания.

Послы видели магометанские храмы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле Немецких Католиков богослужение с обрядами, но, по словам летописи, без всякого величия и красоты. В Константинополе, зная, что грубый ум пленяется более наружным блеском, нежели истинами отвлеченными, Император приказал вести послов в Софийскую церковь, где сам Патриарх, облаченный в Святительские ризы, совершал Литургию. Великолепие храма, богатые служебные одежды, благоухание фимиама, сладостное пение Клироса, безмолвие народа, священная важность и таинственность обрядов изумили Россиян; им казалось, что сам Всевышний обитает в сем храме и непосредственно с людьми соединяется… Возвратясь в Киев, Послы говорили Князю с презрением о богослужении Магометан, с неуважением о Католическом и с восторгом о Византийском, заключив словами: « всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав Веру Греков, не хотим иной.» Великий Князь решился быть Христианином.»(Н.М.Карамзин «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО», изд.«Наука»,1989, том 1, стр. 150)

Так повествует Летописец о выборе Владимиром Веры. Летописец мог еще знать современников Владимира и потому достоверен в описании важных случаев его княжения.

Владимир мог бы креститься и в собственной столице – Киеве, где уже давно находились церкви и Священники Христианские; но Князь пышный хотел блеска и величия при сем важном действии: одни Цари Греческие и Патриарх казались ему достойными сообщить целому его народу уставы нового богослужения. «Гордость могущества и славы не позволяла Владимиру смиренно просить у Греков крещения: он вздумал, так сказать, завоевать Веру Христианскую и принять ее святыню рукою победителя.» (Н.М.Карамзин «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО», изд.«Наука»,1989, том 1, стр.

«988 год. Собрав многочисленное войско, Великий князь пошел на судах к Греческому Херсону. Завоевав славный и богатый город, который в течение многих веков умел отражать приступы народов варварских, Киевский Князь еще более возгордился своим величием, и через Послов объявил Императорам, Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их, юной Царевны Анны, или, в случае отказа, возьмет Константинополь. Родственный союз с Греческими знаменитыми Царями казался лестным для его честолюбия.». (Н.М.Карамзин «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО», изд.«Наука»,1989, том 1, стр.151-152).

Великий князь Владимир, бояре и дружина его крестились в Херсонесе, а потом весело праздновали свадьбу Владимира с царевной. Когда Великий князь возвратился с молодой супругой и со всем двором в Киев, прежде всего он велел жечь и рубить всех идолов. Потом приказал всем киевлянам явиться на другой день на берег Днепра. Священники освятили Днепр и начали крещение народа. «В сей великий день, говорит Летописец, земля и небо ликовали.» (Н.М.Карамзин «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО», изд.«Наука»,1989, том 1, стр.154).

Карамзин так высказывает свое отношение к Владимиру: «Сей Князь, названный Церковью Равноапостольным, заслужил и в Истории имя Великого. Истинное ли уверение в святыне Христианства, или, как повествует знаменитый Арабский Историк ХШ века, одно честолюбие и желание быть в родственном союзе с Государями Византийскими решило его креститься известно Богу, а не людям. Довольно, что Владимир, приняв Веру Спасителя, освятился ею в сердце своем и стал иным человеком. Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным и – что всего ужаснее - братоубийцею, Владимир, наставленный в человеколюбивых правилах Христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит конечно в том, что он поставил Россиян на путь истинной Веры; но имя Великого принадлежит ему и за дела государственные.» (Н.М.Карамзин «ИСТОРИЯ ГОСУДРСТВА РОССИЙСКОГО», изд.«Наука»,1989, том 1, стр. 160-161).

Карамзин являлся официальным историографом Российской империи, где православие было официальной религией, а церковь – одним из столпов феодально-крепостнического самодержавного строя. Этот фактор оказал определяющее воздействие на изучение Карамзиным проблемы распространения христианства на Руси и ее крещения. Признаваемые Карамзиным факты крещения русов в середине IX века, существования христианской общины в Киеве в первой половине Х века, крещение княгини Ольги в середине Х столетия и ее попыток распространить христианство создавали емкую историческую картину христианизации Руси в IX-Х вв. На ее фоне крещение князя Владимира и введение христианства на Руси в качестве государственной религии оказываются не случайными феноменами, а закономерным результатом предшествующей истории, культурных, идеологических и политических контактов с Византией, хотя объяснялись эти факты в духе времени – «преимуществами» христианства православного толка. Сумел Карамзин заметить и общность судеб ряда восточноевропейских стран при переходе в христианство, хронологическую близость этого события в ряде стран: Венгрии, Швеции, Норвегии, Дании, Руси. (Н.М.Карамзин «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО», изд.«Наука»,1989, том 1, стр. 126). Подчеркнул он и международный аспект крещения Руси, возвышение престижа древнерусского государства.

Анализируя принятие Русью христианства, историк приводит весь известный ему круг русских и византийских источников. Однако в поле его внимания не попали восточные источники, что привело в общем к неполной и порой искаженной версии событий. Он проходит мимо сложной политической и дипломатической борьбы вокруг вопроса о крещении, ему неизвестны условия русско-византийских соглашений на этот счет. Неясно для Карамзина и место русско-болгарско-византийских противоречий в общем контексте событий. Идя вслед за летописью и рассказывая о так называемых владимировых «посольствах о вере», автор не стремится показать различные религиозные влияния на Русь, адекватные влияниям политическим и культурным. Не затронул он также весьма очевидный, но деликатный вопрос об организации русской церкви. Этот вопрос является до сих пор дискуссионным.

Как русский по национальности я, конечно, интересуюсь своими корнями, далекими предками, выдающимися деятелями, которые оставили свой след в истории.

Принятие христианства на Руси: кратко

Безусловно, к ним относится и Великий Князь Владимир. Он был собирателем русских земель в единое государство, пекся о величии своего государства, был отцом нации. Я рад, что моя страна, пусть с некоторым опозданием, но все-таки воздает должное людям, сделавшим многое для духовного развития наших предков-славян. Например, в 1992 году празднование Дня славянской письменности и культуры впервые в России началось торжественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании ее Крестный ход направился на Славянскую площадь, где состоялось открытие памятника Кириллу и Мефодию(скульптор – В.Клыков). У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада. Огонь ее зажжен в Великую субботу перед Пасхой у Гроба Господня в Иерусалиме и доставлен паломниками.

Понятие христианства на Руси.

Российский Новый открытый университет (МТЮА)
Кафедра «Истории Отечества»
1-курс 1995-1996 уч.год.
Преподаватель: Орлова
Студентка: Кудряшева С.В.
оценка — ХОР.

Р Е Ф Е Р А Т

Тема: » Принятие христианства на Руси (был ли выбор веры?) «

П Л А Н:
———
Введение. Исторические причины крещения Руси
1. Первые христианские общины на территории Киевской Руси
2. Крещение киевлян
3. Распространение христианства в других землях
Заключение
Использованная литература

Введение
———

Принятие «греческой веры» — христианства было исторической
необходимостью, так как уравнивало Русь с остальными государствами,
где на язычников смотрели как на неполноправных. Вслед за Киевской
Русью христианство принимает ряд славянских и скандинавских («ва-
ряжских») народов Северной Европы. «Принятие христианства, — это
факт несомненно первостепенной важности» (см.: Б.Д.Греков. Киевс-
кая Русь), а летописец оценивает его как «грандиозный» (см.: По-
весть временных лет).

1. Первые христианские общины
——————————
«В IX-X вв. в Восточной Европе складывается крупнейшее
раннефеодальное государство Русь с политическим центром в Киеве.
Этому периоду соответствовала так называемая языческая религия,
которая явилась частью огромного общечеловеческого комплекса
первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячеле-
тий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий»
(Рыбаков Б.А. Язычество древних словян).
Языческая религия выступала против порабощения славянст-
ва кем бы то ни было, в защиту его полной независимости. Между
тем феодалам, владельцам крупных поместий — княжеским воеводам,
военачальникам — тысяцким всё это не могло нравиться, особенно
тогда, когда пример Византии, Греции, западных стран Европы,
воочию указывал, что другая религия, например христианская,
поддерживала развитие торговли, способствовала нового феодального
способа производства и феодальных отношений.
Были и другие обстоятельства, влиявшие на распространение
христианства среди восточных славян. Отдельные их группы испове-
довали христианство уже с середины IV в., в частности в районе
Херсонеса. Восточнославянская знать была заинтересована в установ-
лении тесных торговых контактов с Византийской империей. Но вхо-
дить в тесные деловые отношения с византийцами им мешала разность
вер. Купец-христианин мог легко договориться со своим византийс-
ким единоверцем. Купец-язычник был лишён такой возможности. И та,
и другая вера отрицательно относилась к подобным контактам.
В середине 60-х годов русами пришлось испытать на себе
несуолько несчастий: неурожай и вызванный им голод, и затем и эпи-
демии (проказы, например); гибель большого флота в результате неу-
дачного похода на византийскую столицу. Всё ээто бросило тень на
языческих богов, которые, получив традиционные жертвоприношения,
должны были, по мнению верующих, смилостивиться, противодействовать
злым духам, не допустить несчастий. Когда эти надежды не оправда-
лись, авторитет языческой религии и её богов сильно пошатнулся.
Поиск новой веры становился всё более активным процессом. Христи-
анство и христианский бог, так хорошо помогавший «своим», выглядел
всё более привлекательным. Однако тут были и отрицательные моменты.
Принятие «варварской» страной христианской религии и цер-
ковной иерархии подчиняло её политическому влиянию и культурноьу
воздействию Византии с её уже устоявшимся государственным статусом.
Руссы превращались, можно сказать, в вассалов Византии со всеми
вытекающими отсюда последствиями («вассальная зависимость»). Поэ-
тому положение христианства было шатким; оно не могло ещё пустить
глубокие корни. Тем не менее эти события называют первым крещением
Руси или Причерноморским крещением.
Вопрос крещения относится к 70-м годам IV века, и называется
Киевским крещением. Оно произошло в 867-877 гг. и длилось, как видим,
почти десять лет. Этому событию предшествовал неудачный поход киевс-
ких князей Аскольда иДира на Византию (874 г.). Именно после этого
похода между Русью и Византией был заключён мирнрый договор.

Гречес-
кий архиепископ посетил Киев, после чего последовало массовое креще-
ние киевлян (см.: Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания, былины, лето-
писи).
В 882 г. в Киевской земле произошли крупные политические со-
бытия, о чём пишет Нестор — летописец, автор «Повести временных лет».
Новогородский князь Олег, убив Аскольда и Дира, захватил княжескую
власть в Киеве. Олег был непримиримым противником христианства. Хрис-
тианам пришлось уходить с насиженных мест, прятаться и скрываться.
Славяне-язычники принесли с собой и утраченные киевлянами после кре-
щения верования. Заметим также, что несколько лет господства хрис-
тианства языческая вера конечно же не могла быть полностью уничто-
жена и забыта. Наверняка она имела поддержку среди части жителей, выс-
казывавших недовольство религиозной политикой Киевских правителей.
Однако, потерпев поражение в качестве главной религии киев-
лян, христианство не исчезло совсем. Напротив, в IX в. и начале Х в.
русская христианская церковь организационно оформлялась. Она считалась
митрополией константинопольского патриарха и в церковном уставе
Льва VI числилась на 61 месте (Лев VI Мудрый — византийский император)
(см.: Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства).
Эпоха правления Игоря и Ольги была переломом в отношении к
христианству. В середине Х в. можно говорить уже об утверждении хрис-
тианства в государственной системе, хотя в то же время это вероучение
не занимало на Руси господствующих позиций.
О христианах — жителях Руси неоднократно говорится в договоре
князя Игоря с Византией, заключённым в первой половине 40-х годов пос-
ле двух походов русского войска на Византию. Первый был неудачным, вто-
рой же закончился победой.
В договоре с Византией христиане выступают как равноправная
«страна», что свидетельствует о их значительной роли в Русском госу-
дарстве настолько, что с ними вынуждены считаться язычники правящие
круги.
Христианство глубоко пускает свои корни именно в Киеве. Его
привлекательность объясняется тем, что это столица Руси, важный стра-
тегический, ремесленный и торговый центр Восточной Европы. Его прави-
тели, независимо от своих взглядов и убеждений, брали к себе на служ-
бу христиан — воинов,купцов, дипломатов.этого требовала жизнь.
После смерти князя Игоря верховная власть сосредотачивается
в руках его вдовы — Ольги, которая принимает христианство в 946 году
в Византии.По возвращении из Царь-града она начала повсеместно расп-
ространять новую религию, свергала языческих идолов, строила христи-
анские церкви. Только противодействие её сына — Святослава помешало
Ольге сделать Русь Христианским государством. Склонить сына к христи-
анству она не смогла. Он остался верен язычеству, но гонений на
христиан и желающих креститься не было.

Крещение Руси в 988 году и государство Русь

Ольга с «лёгким сердцем» пе-
редала власть сыну. Но со сменой верховной власти вновь возобладала
языческая партия.
Приход к власти Святослава вовсе не означал, что христианст-
во на Руси было полностью уничтожено. Оно продолжало существовать,
хотя и подверглось гонению.
Старший сын Святослава — Ярополк, получивший власть после
смерти отца, активно занялся внешней политикой. Византия по-преж-
нему оставалась самой могущественной державой Восточной Европы.
Для сдерживания воинственных русов она поддержала восточных сосе-
дий Руси — печенегов. Ярополк понимал, что нужно прежде всего
укрепить свои тылы.

Византийская дипломатия вынуждена была выработать для се-
бя новую «восточную» политику, чтобы гарантировать безопасность гра-
ниц с Русью.
Экономическое и военное усиление последней было опасно для
Византии. Но решить этот вопрос военным путём было невозможно. Ви-
зантийская дипломатия пробовала другой — попытаться насадить на Ру-
си христианство, а затем с помощью христианских мессионеров оказать
решающее влияние на внешнюю политику русских князей. С этой целью в
Киев почти одновременно прибывают две христианских миссии: из Конс-
тантинополя и из Рима (начало января 976 г.).
Приверженность Ярополка христианству стала причиной в ре-
зультате предательства воеводами, его поражения в сражении при реке
Дручи. Ярополк воспитываплся бабушкой — княгиней Ольгой, «внутренней
христианской», какой её называли. Его жена, гречанка по рождению,
также исповедовала христианскую религию — веру. Ярополку вменили в
вину, что он поддался их влиянию вопреки исконным интересам русечей.
История княжения Ярополка и падение нго как великого русского князя
весьма примечательна.
Его прохристианская политика нашла поддержку лишь у части
городских жителей. Верхушка дружины поднялась против.
Ярополк был убит воеводой своего войска — Блудом. Предательст-
во последнего свезано с тем, что его привлёк на свою сторону младший
брат Ярополка — Владимир, сумевший правильнее определить соотношение
сил в государстве. Киев нелегко дался Владимиру. Осада затянулась и
только 11 июня 978 г. он вступил в город.

2. Крещение киевлян
——————-

Крещение Руси связано с именем великого князя Владимира.
Владимир учёл недовольство киевлян-язычников. Не разрешил варягам со-
бирать дань (контрибуцию) с киевлян, сократил количество наёмников у
себя на службе, соорудил новое языческое святилище, украшенное статуя-
ми богов — Стрибуга, Перуна, Дажьбога. Этот шаг можно рассматривать
как попытку Владимира «модернизировать» саму языческую религию. Пёст-
рым языческим верованием он сторался придать какую-то стройность, цель-
ность, вести их в рамки, соответствующие интересам укрепляющегося и
развивающегося феодальногто государства. И Владимир I произвёл своего
рода языческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные
верования.
Являясь вдумчивым политиком и удачливым полководцем, Владимир
через некоторое время пришёл к заключению, что господство на Руси
языческой идеологии отрицательно сказываеся на росте народонаселения,
на международной торговле; консервирует замкнутость общества, ограни-
чивает его развитие. Оно не давало » использовать» возможности привле-
чения «знающих» иностранных людей, исключало династические браки с со-
седними европейскими государствами, что, в частности, мешало заклю-
чению международных договоров и союзов.
К концу 80-х годов власть князя Владимира настолько окрепла,
что ему стало уже не нужна поддержка населения. Более того, он сам
нуждался в религии, которая могла бы объединить всё общество, укрепить
его связи с Европой, быть помошницей и союзницей при руководстве госу-
дарством. При этом Владимиру пришлось выбирать такую религию, которая
бы наилучшим образом подходиля русскому обществу, его понятиям, цен-
ностям, ориентирам, традициям и привычкам. В «Повести временных лет»
помещён рассказ о том, как Владимир выбрал новую веру.
Принятие христианатва по византийскому, или по римскому,
образцу не устраивало Владимира, потому что и в том, и в другом слу-
чае Русь попадала в «сферу влияния», в зависимость либо от Священной
Римской империи, либо от Византийской империи. Из такого тупикового
положения, однако, был выход: пример Болгарской державы,имевшей неза-
висимое потреаршиство.
Опыт Болгарии подсказал Владимиру путь к реализации замыслов.
Чтобы стать вровень с византийскими василевсами (правителями), Влади-
миру было необходимо породниться с византийским домом. Сделать это бы-
ло непросто. Тем не менее он сумел добиться согласия византийских ва-
силевсов — Константина и Василия на выдачу за него замуж их сестры —
принцессы Анны.
Владимиру предстояло довести до конца начатое им дело — крещение кмев-
лян, принятие ими христианства. Крешение христиан происходило не в Днеп-
ре (как часто считают), а в его притоке Почайне (летопись «Житие кня-
зя Владимира»), которая протекала по территории ремесленно-торгового
района Киева — Подола. Для крещения было избрано 1 августа 990 г.(изве-
стная дата крещения Руси 988 г. относится к крещению самого князя Влади-
мира, которое он тайно принял в Корсуни) — пятница, бывшая с древних
времен торговым днем на Руси. К тому же в этот день запрещалась всякая
работа. Из землевладельческой округи в город на торги и развлечения сте-
калось много людей. Поэтому 1 августа совершилось массовое крещение.
Князь Владимир сам крестил 12 своих сыновей, а также высших вельмож —
язычников. В последующие дни августа оно продолжалось в близких к Киеву
районах. Крещение жителей столицы Руси было отмечено постройкой храма —
каменной церкви Богородицы.

3. Распространение христианства в других землях.

В планы Владимира входила христианизация всех русских земель. Но
этот процесс затянулся на долгие годы (почти на столетие). Крещение
шло не всегда гладко, часто вызывало сопротивление населения.
Первым таким «крепким орешком» оказался, как и предполагал Влади-
мир, Новгород Великий, живший по своим собственным порядкам. Можно ска-
зать даже, что город был центром язычества, открытым врагом христианст-
ва. Подчинение Новгорода воле киевского князя явилось для Владимира за-
дачей первостепенной важности. Обращение новгородцев в христианство
прошло в конце лета — начале осени 990г.
Князь Владимир посылает в Новгород своего воеводу Добрыню с дружи-
ной. Жители оказывают отчаянное сопротивление, тогда на помощь Добрыне
прибывает отряд тысяцкого Путяты. Только после этого начинается насиль-
ственное крещение новгородцев.
Вначале было крещено несколько сотен человек на Торговой стороне
Новгорода 29 августа, после переправы Добрыни на левый берег Волхова
имело место второе крещение 8-9 сентября. И, наконец, крестили тех, кто
пытался обмануть и избежать крещения (26 сентября). Вскоре после кре-
щения в Новгороде был построен деревянный тридцатиглавый кафедральный
собор святой Софии над Волховом, не дошедший до наших времен. Но камен-
ная София, существующая и сейчас, построена на том же месте и по образ-
цу старой.
Крещение Ростово-Суздальской земли, строительство г. Владимира-на-
Клязьме летописи связывают с походом самого великого князя Киевского
Владимира.

Город, названный своим именем, Владимир «и возлюби, и укра-
си, и почта, яко паче всех градов русских» (см.: Владимирский летопи-
сец). Процесс христианизации русских земель продолжался и в XI в., ох-
ватывая все новые и новые территории. За Ростово-Суздальским следуют
Муромская, Смоленская земли. Затем регионы, заселенные кривичами, роди-
чами, северцами и вятичами. Это на северо-востоке, а на западе — обшир-
ные территории, расположенные по Днепру, верховьям Днестра, южной Волы-
ни и др.
Главой русской христианской православной церкви был митрополит.
Источники (Никоновская летопись, включенная В.Н.Татищевым в «Историю
Росссийскую») называют первым митрополитом Михаила.

Заключение.

Таков был в общих чертах процесс крещения, христианства на Руси.
Русское христианство отличалось от христианства католического и от
христианства византийского образца. Оно заимствовало из славянского
язычества отдельные его элементы. Например, поклонение иконам, моления
— » о дожде » и др., культ многих святых (при исповедании единого бога
в трех лицах — Святой Троицы): Николая Угодника, Ильи Пророка, Пара-
скевы Пятницы и пр. Можно сказать, что русичи до такой степени сблизили
свое христианство с язычеством, что трудно сказать, что преобладало в
образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческое нача-
ло, или язычество, поглотившее христианское вероучение. Конечно, право-
славная церковь терпела лишь те языческие традиции, которые не разруша-
ли складывающуюся церковную иерархию.
Отход от язычества и принятие христианства Русью были важными и
прогрессивными явлениями, способствовали экономическому и культурному
развитию русских земель.
Принятие христианства Русью оказало решающее влияние на развитие
русской культуры. Этот исторический выбор явился той парадигмой, которая
вовлекла в сферу своего влияния и объединила вокруг себя историю России.

Использованная литература.

1. Бахрушин С.В. К вопросу о крещении Киевской Руси. М., 1975.
2. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1949.
3. Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. М., 1988.
4. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир. 1988. N6.
5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 12 т. М., Л.,
1959. Кн. 1 (т. 1-2).
7. Тихомиров М.Н. Русская культура X — XVIII вв. М., 1968.

Согласно догматам самой христианской церкви, первым народом, который принял христианство, были евреи.

Немного о религии

Как религия, оно зародилось в I веке на территории современного государства Израиль, которая в те времена являлись одной из провинций Западной Римской империи. К 4-му веку христианство распространилось на всю территорию империи, охватив собой большую часть современной Западной Европы, Средиземноморья и проникло в Закавказье. Если иметь в виду, кто принял первым христианство на уровне государственной религии, то это была Армения, где это произошло при царе Трдате III еще в 301 г. В качестве сопоставления – в Римской империи христианство получило статус государственной религии только в 382 году. Важнейшую историческую роль в принятии и распространении христианства в Армении сыграл Григорий Просветитель, который впоследствии и стал первосвященникам этой церкви – католикосом. В честь него неофициально Армянская апостольская церковь еще именуется в некоторых источниках как григорианская.

Среди всех мировых религий христианство – самое многочисленное и географически распространенное учение. Его наиболее крупными течениями являются католицизм, православие и протестантизм.

Несмотря на то, что учения Христа описаны в Новом Завете, они тесно связаны с ветхозаветными иудейскими вероучениями. Согласно Священным Писаниям, Иисус был рожден евреем, жил по еврейским законам и соблюдал все праздники. Первые последователи Христа также были евреями, проживавшими на территории Палестины и Средиземноморья (еврейская диаспора). Благодаря деятельности апостолов, особенно Петру, христианство распространилось среди других народов, поклонявшихся язычеству. Именно обширная география и культурное влияние Римской империи способствовали широкому распространению новой веры среди огромного количества разных народов, вплоть до балтов и финов. На другие континенты, Новый свет (Америку, Канаду) и Австралию, христианство «попало», благодаря миссионерам и колонизаторам.

Первое христианское государство

Несмотря на то, что первыми христианами были евреи, на территории современного Израиля учения Христа так и не получили статуса государственной религии, и более 300 лет его последователи подвергались гонениям. Первым государством, объявившим христианство своим официальным вероисповеданием, стала Великая Армения. Произошло это в 301 г. н.э. во времена правления царя Трдата Третьего Великого. Изначально Армения была языческим государством, поэтому долгое время приверженцев Христа и его проповедников подвергали гонениям. Что же послужило толчком к тому, чтобы языческий царь принял христианство? Царь изменил свое мнение о религии после того, как от серьезной болезни его вылечил Григорий Просветитель, посаженный в темницу за распространение нового учения. Именно благодаря ему, царь обрел здоровье и уверовал в Христа, создав первое в мире христианское государство, объявив христианство его официальным вероисповеданием, а Григорий Просветитель стал первым первосвященником Армянской апостольской церкви.

Первые христиане на Руси

Историки до сих пор спорят, кто «принес» христианство на русские земли? Начиная с падения Римской империи, новая религия стала распространяться по европейской территории. Особую активность учение приобрело на германских и славянских землях, а в XIII-XIV вв. – проникла на финскую и балтийскую территории.

Отвечая на вопрос «Кто принял христианство первым на русских землях?», можно упомянуть государственных деятелей того времени. Несмотря на то, что по этому вопросу до сих пор учеными ведутся споры, традиционно считается, что Древнюю Русь крестил киевский князь Владимир. Произошло это, по одним данным, в 988 году, по другим – в 990 году. Кроме этого, факт принятия христианства, чаще всего, связывают с княгиней Ольгой, которая была бабкой Владимира Святославовича и приняла новую веру в Константинополе (Византия) – колыбели православия.

Согласно западноевропейским и балтским хроникам, христианство на Руси было принято в результате неудачных военных походов на Константинополь под предводительством князей Аскольда и Дира за 100 лет до традиционной версии крещения Руси князем Владимиром (период между 842 и 867 гг.). Подтверждением чему являются записи о Русской епархии, сделанные в конце 9 века.

Княгиня Ольга – первая русская христианка

Княгиня Ольга – первая женщина, правившая Киевской Русью и принявшая христианство. Несмотря на мать-христианку, ее сын – Святослав, так и не крестился. Священное дело княгини Ольги продолжил ее внук – киевский князь Владимир «Красное Солнышко». Именно во время его правления началась массовая христианизация населения Древней Руси, которое не всегда проходило гладко, насаждалось силой и протекало с репрессиями. Процесс «обращения в новую веру» народов, проживавших на русских землях, занял почти 9 столетий.

988 г. – принятие христианства на Руси. Введение церковного налога – десятины. Формирование предпосылок введения удельного (волостного) правления, при котором каждый феодал совмещал в своих руках экономическую и политическую власть.
Влияние христианства на жизнь и культуру русских славян началось задолго до эпохи Владимира Святого. Известно, что в Киевскую Русь христианство проникло уже в первой половине X в.

Из договора Игоря с греками (945 г.) можно узнать, что в это время среди киевских варягов было много христиан и что в Киеве уже была христианская церковь Святого Ильи. После смерти Игоря его вдова великая княгиня Ольга приняла христианство (955 г.), а некоторые члены княжеской дружины последовали ее примеру. Внук Ольги Владимир Святославич, занявший киевский престол в 980 г., после того как его старший брат Ярополк погиб в междоусобной войне, первоначально был ревностным язычником. Он даже поставил близ княжеского двора кумиров языческих богов, которым киевляне приносили жертвы.

Одна из летописей рассказывает, что в 983 г. в Киеве разъяренная толпа язычников убила варяга-христианина и его сына, которого он отказался отдать в жертву языческим богам. Это событие произвело огромное впечатление на Владимира. Когда Владимир думал о том, какую религию должна принять Русь, многие посольства посетили его двор с предложениями привести страну именно к их вере. С такими целями в Киеве побывали католики-немцы, присланные Папой Римским, мусульмане-болгары, хазарские евреи и даже греческий философ, проповедь которого произвела на Владимира особенно сильное впечатление.

Вскоре после этого Владимир по совету своей дружины отправил за границу послов, для того чтобы они посмотрели, что за религии исповедуют в различных странах. Когда они вернулись, Владимир собрал бояр и старейшин и предложил послам рассказать о том, что видели они в других странах. Послы с особенным восторгом рассказывали о православном богослужении, которое они видели в константинопольском кафедральном храме Святой Софии. Под впечатлением от этого рассказа Владимир решил принять греческое христианство и уже вскоре крестился сам и крестил киевлян (988 г.).

В 989 г. Владимир женился на греческой царевне Анне, что окончательно утвердило христианство в роли господствующей религии Русского государства. Кумиры языческих богов были ниспровергнуты, сожжены и брошены в реку На их же местах построили христианские церкви. Христианство с его учением о любви и милосердии произвело в древнерусском обществе глубокую нравственную перемену. Сам Владимир, бывший в молодости развратным и жестоким, после крещения проникся идеей христианской помощи близким и остался в памяти современников как щедрый и ласковый князь – Владимир Красное Солнышко.

Принятие христианства способствовало широкому проникновению на Русь достижений передовой византийской культуры. Но это не означает, что культура Киевской Руси своим происхождением и развитием обязана только христианству. И до его введения на Руси существовала письменность, развивались архитектура и искусство.

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в Древней Руси. Первой христианкой среди киевских князей была княгиня Ольга. Принятие христианства на Руси … Русская история

Современная энциклопедия

Крещение Руси - КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии. Начато Владимиром I Святославичем (988 989), который крестился вместе с семьей и дружиной, а затем начал крещение киевлян, новгородцев и других.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Введение в Древней Руси в конце 10 века христианства в греко православной форме как государственной религии. Разложение первобытного строя и формирование Древнерусского государства стали подготовительными условиями для смены языческой религии… … Политология. Словарь.

Введение христианства в греко православной форме как государственной религии. Начато Владимиром Святославичем в 988 89. Содействовало развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства, архитектуры. 1000 летие Крещения Руси отмечалось … Большой Энциклопедический словарь

Фреска «Крещение Святого князя Владимира». В. М. Васнецов Владимирский собор (Киев) (конец 1880 х) Крещение Руси введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем.… … Википедия

КРЕЩЕНИЕ РУСИ - Традиционное название введения на Руси* христианства в греко православной (см. православие*) форме как официальной государственной религии. Первой на Руси, с целью укрепления торговых и политических связей с Византией, приняла христианство… … Лингвострановедческий словарь

Введение в Древней Руси в конце X в. христианства как государственной религии. Начато князем Владимиром Святославичем (988 89). Способствовало укреплению Древнерусского государства, содействовало развитию культуры, созданию памятников… … Энциклопедический словарь

Принятие Др. Русью в кон. 10 в. христианства, как гос. религии. Нек рые исследователи (В. А. Пархоменко, Б. А. Рыбаков) связывают крещение Руси с киевским кн. Аскольдом (9 в.). Разложение первобытнообщинного строя, возникновение социального… … Советская историческая энциклопедия

Крещение Руси - события, связан, с признанием в кон. 10 в. Др. Русским госуд. (Киевской Русью) христ. религии в кач ве офиц. и господствующей. Элементы христианства проникали в вост. славян. общество начиная с 3 4 вв. В сер. 9 в. христианство было уже… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Книги

  • Крещение Руси , Глеб Носовский. Новая книга А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского полностью состоит из материала, публикуемого впервые и посвящена реконструкции эпохи второй половины XIV века. В русской истории эта эпоха… электронная книга
  • Крещение Руси , Андрей Воронцов. С какого времени следует вести отсчет истории Крещения Руси? С того дня, когда апостол Андрей Первозванный, по преданию, установил крест на Киевских горах? Или с Аскольдова Крещения Руси?…

Принятие христианства на Руси - Как Бог выбрал Русь, как Русь выбрала истинного Бога.

Введение

Принятие православия князем Владимиром в 988 году стало одним из важнейших событий в истории Руси, буквально перевернувшим весь уклад жизни населения юного государства. Язычество разделяло восточных славян, христианская же вера стала тем явлением, которое заставило оставить всякие соперничество и вражду и объединило Русь вокруг Великого града Киева.

Славяне до принятия христианства

Первыми славянскими поселенцами на территории современной Украины и России стали древляне (жители лесов) и поляне (жители полей). Из летописей известно о том, что в то время каждый род жил обособлено. Связь племён обеспечивал родоначальник, которого славяне чаще всего именовали князем. Слово это имеет значение - старший в роду, отец семейства.
О нравах древних славян, из свидетельств чужеземцев, известно следующее. Своей нравственностью, простотой они производили благоприятное впечатление, по сравнению с соседними образованными и полуобразованными народами, отличавшимися испорченностью. Злые и лукавые редко встречались между славянами. Впрочем, одни и те же писатели, рассказывая о доброте натуры славян, упоминают об их жестокости в обращении с пленными, в том числе христианскими проповедниками. В одном месте славян называют нелукавыми, в другом вероломными. Это связано с общей разрозненностью, серьёзными отличиями в быту разных родов. Не было между славянами единства, редко достигали они согласия хоть в чём-нибудь. В одном несколько родов согласятся и тут же расстроят их решение другие, потому что всюду была вражда и нежелание уступать, подчиняться.
О полянах известно, что они отличались тихим и кротким нравом, почтительностью к членам семьи, целомудрием, вступали в брак. Прочие же племена, такие как, например, древляне, вятичи, радимичи брака не имели, но похищали девушек, имели несколько жён. По умершим славяне совершали тризну. Тело умершего чаще всего сжигали, останки собирали в урну и ставили на придорожных столбах. Иноземцы отмечали необыкновенную привязанность славянских жён к своим мужьям, за которыми они часто следовали даже в могилу.
Восточные славяне поклонялись прежде всего богу молнии Перуну или Сварогу и его сыну, богу солнца, которого называли Дажбог. Кроме этих божеств, существовало множество божков, олицетворявших различные явления природы. Древние славяне верили и в загробную жизнь. Души умерших родоначальников, по их поверьям, охраняли род и после смерти. Впрочем, не имелось в виду существование после смерти духовное.
Летописи не упоминают о существовании храмов и жрецов у славян. Жертвы приносились под освящённым деревом (обычно дубом), роль жреца выполнял князь.

Причины принятия христианства Русью

Начало христианству на территории восточных славян, согласно древним летописям, положено ещё великим апостолом Андреем Первозванным в l веке от Рождества Христова. Проходя с евангельской проповедью Сарматию, Скифию и Фракию, он поднялся до Днепра, и благословил горы, на которых позже был построен Киев. Святой апостол предрёк, что на этом месте будет стоять великий город со множеством храмов. Но лишь во второй половине lX века трудами святых просветителей славянских Мефодия и Кирилла, проповедь христианства снова дошла до берегов Днепра. Главным их трудом было создание славянской письменности, которое позволило перевести Библию и Богослужебные книги.
Так сложилось, что именно в это время зарождалось Русское государство и именно оно более прочих славянских народов воспользовалось трудами Кирилла и Мефодия. Князья стали стремиться объединить восточнославянские народы, чему впоследствии послужило крещение Руси.

Для сплочения разрозненных племён требовались:

Общая религия;
общий бытовой уклад;
укрепление власти единого князя.

Всё перечисленное и было основными причинами принятия христианства на Руси.
Князья Аскольд и Дир, правившие Киевом во второй половине lX века, проложили путь православию к восточным славянам. Во время похода на Византию, в 866 году они были поражены чудом. Жители осаждённого ими Царьграда, после усиленной молитвы, отправились с чудотворной ризой Богоматери к Босфору. Возглавляли крестный ход царь Михаил lll и патриарх Фотий. Святыню опустили в воду. После этого началась буря, которая буквально разметала флот русов и лишь малая их часть сумела вернуться домой. Потрясённые князья запросили у византийцев крещения. Прибывший в Киев епископ снова поразил их, достав из пламени костра невредимым экземпляр Евангелия. Но более всего он впечатлил русов своей проповедью, многие из них крестились. Князь Аскольд в 866 году принял крещение от патриарха Фотия с именем Николай. На месте его погребения была построена церковь Святителя Николая.

Крещение великой равноапостольной княгини Ольги

Великая княгиня Ольга, в возрасте 67 лет, будучи просвещена проповедью Евангелия, отправилась в Царьград, для принятия таинства крещения. Это событие произошло в 957 году. При крещении княгиня получила имя Елена.
По возвращении на родину, великая равноапостольная княгиня остаток жизни посвятила распространению христианства на Руси. Летописи именуют эту женщину «мудрейшей из людей», мудрость её и определила выбор в пользу христианской религии. Стоит напомнить о том, что бывшая язычница Ольга, прославилась своей жестокой местью за убийство мужа, князя Игоря. Крещение же полностью переменило её образ жизни и нрав.
Молодому киевскому государству нужна была религия, которая объединила бы разрозненные племена, пребывающие в постоянных междоусобных войнах. Это понимала мудрая правительница. Она пыталась уговорить принять крещение и своего сына князя Святослава, но не преуспела в этом. Новая религия была ему не по нраву. Над христианами тогда насмехались. Однако, Ольга имела большое влияние на своих внуков, будущих князей. После смерти Ольги князь Святослав начал гонения на христиан. С приходом к власти его сыновей, христиан ждало значительное улучшение положения.

Крещение великого равноапостольного князя Владимира

Окончательное принятие христианства на Руси произошло так.
Владимир был ещё ребёнком, когда умерла его бабка Ольга, поэтому он в меньшей степени, чем его старшие братья испытал на себе её влияние. Кроме того, будущий великий князь в детстве был увезён на воспитание в Новгород, где язычество явно предпочиталось христианству и вырос под влиянием идолопоклонства.
Принятие власти над Киевом князем Владимиром означало торжество язычества над христианством. Молодой князь стал обильно украшать город идолами. По свидетельству летописцев, никогда на Руси не было прежде такого разгула идолослужения.
В благодарность за победу в одном из походов, князь решил принести идолам человеческую жертву. Выбор пал на христианского юношу. Поскольку его отец воспротивился происходящему и выступил перед народом с обличением безумия язычества, оба были растерзаны разъярённой толпой. Но гибель христианских мучеников не была напрасной, происшедшая трагедия стала одним из событий, ускоривших торжество православия.
Владимир славился широтой натуры, разгульным нравом, женолюбием и общей склонностью к излишествам. Но эта же широта души и сделала впоследствии возможным коренной переворот сознания и всей жизни бывшего идолопоклонника. Всей душой приняв православную веру, Владимир стал подобен апостолам.
У молодого киевского государства на тот момент появилась потребность в новой вере, которая объединила бы племена вокруг Киева и его князя. Начался выбор новой религии.
По свидетельству летописей, к Владимиру приходили послы, представлявшие религии соседних с Русью государств. Самое сильное впечатление на князя произвёл греческий православный миссионер. Он рассказал князю Владимиру об учении о Искуплении, загробной жизни и Страшном суде, продемонстрировав икону с изображением последнего.
Выслушав представителей всех религий, Владимир решил отправить десять своих посольств в разные государства, для испытания их веры. Послы, побывавшие в константинопольском храме святой Софии на богослужении, рассказывали, что они не понимали, где находятся, на земле или на небе. Их рассказ утвердил князя в выборе новой религии. Серьёзным аргументом в пользу православной веры был также выбор княгини Ольги. Требовался лишь подходящий случай.
В 988 году Владимир отправился с войском в поход на Корсунь, обещав в случае победы принять крещение. Завоевав город, князь потребовал у тогдашних правителей Византии Василия и Константина руки их сестры, царевны Анны. Согласие было получено при условии, что князь перед свадьбой примет крещение.
Пока царевна была в пути в Корсунь, у князя Владимира серьёзно разболелись глаза.

Прибыв в город, Анна принялась убеждать князя поторопиться с крещением, чтобы скорее излечиться. Действительно, сразу после принятия крещения, с именем Василия, Владимир прозрел. «Только теперь я узрел Бога истинного!» - воскликнул князь исцелившись.
Взяв с собой церковную утварь, чудотворные иконы и пресвитеров, Владимир отправился домой.

Крещение киевлян

Прибыв в Киев, князь Владимир прежде всего крестил своих сыновей и бояр. Статуя Перуна, установленная перед княжеским домом, была повержена, привязана к конскому хвосту и сброшена в Днепр. Затем, вместе с духовенством, великий князь стал проповедовать христианство среди киевлян. Далеко не все крестились с радостью, многие сомневались. Тогда князь повелел всем жителям Киева явиться на другой день к реке и принять крещение. Все непокорившиеся были объявлены врагами князя. Это повеление решило сомнения многих колебавшихся. Они рассуждали, что если бы новая вера была дурна, то князь и бояре не приняли бы её.
На следующий день после княжеского приказа свершилось общее крещение киевлян в реке. Произошло это в 988 году, ставшем официальной датой Крещения Руси. По принятии стольным градом православия, эта религия стала господствующей в русском государстве. Началось строительство храмов, просвещение народа проповедью Евангелия, то есть собственно началась история Русской православной церкви.

Последствия и значение принятия христианства Русью

После крещения Киева князь, вместе с пресвитерами отправился с проповедью по стране, уничтожая идолов и призывая к принятию новой веры. Прежде всего православие было принято в Новгороде, где статую Перуна, как и в Киеве с позором сбросили в реку.

Главными последствиями принятия христианства Русью были:

Сплочение общества;
укрепление власти киевского князя;
появление письменности, каменного строительства, живописи;
смягчение нравов;